Что такое быть настоящим человеком. Сочинение на тему что значит быть человеком. Что такое личность

Классный час "Что значит быть настоящим человеком?"

Цели:

  1. Расширить представление учащихся о человеческих качествах. Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера.
  2. Развивать умения оценивать свои личностные качества и качества других людей, основываясь на примерах.
  3. Формировать нравственную ответственность за свои поступки, потребность проявления положительных качеств по отношению к другим людям.

Предварительная работа: Ученики провели исследовательскую работу на основе выпусков газеты Рамешковского района «Родная земля» за 2012 год. Работа проводилась в группах из трёх человек. Каждое сообщение сопровождается слайдами, которые были собраны в единую презентацию. Это хороший опыт для ребенка публичного представления своей работы, критического отношения к себе, и в то же время урок самоуважения и уважения к другим.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Что значит быть настоящим человеком?» плакаты с именами людей, о которых расскажут на классном часе, карточки «солнышки», весёлые и грустные смайлики.

Вступительная часть.

Доводилось ли вам, когда-нибудь встречать доброго, бескорыстного человека? Внутренние миры людей так противоречивы и изменчивы, что во многом напоминают море, редко можно отыскать в потоке мыслей и поступков хоть крупицу горячего участия и истинной отзывчивости, и, по-моему, когда такое случается – это сродни чуду.

Сегодня я подумала о том, что такое настоящий человек.

Скажите, ребята, каждый ли из вас может сказать про себя:

Я – настоящий человек!

Каким он должен быть? Какие качества помогают определить, что это – настоящий человек?

Как вы уже поняли, темой нашего классного часа является:

«Что значит быть настоящим человеком?».

Основная часть.

Слайд 1 – «Что значит быть настоящим человеком?»

Наша малая Родина – наша Рамешковская земля известна своей историей, достопримечательностями, прославленными земляками. Но речь сегодня пойдёт о тех, чья обычная жизнь может служить примером к определению «настоящий человек». О тех, кого вы, возможно, знаете, с кем вы прожили бок о бок всю вашу сознательную жизнь и не подозревали об их исключительной человечности.

Слайд 2 - Достается не дешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может вырастишь деревце
На земле Кулунды.
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом
Иль под снежней порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.

Л. Татьяничева

Ученик 1:

Послушайте, пожалуйста, отрывок из поэмы Н. Н. Некрасова «Мороз, Красный Нос»:

Слайд 3:

Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.

Эти стихи напрямую связаны с героиней моего рассказа Смирновой Марфой Петровной. Я поведаю о женской судьбе Марфы Петровны, простой крестьянки с доброй душой и необыкновенным сердцем.

Слайд 4:

История жизни Марфы Смирновой.

Выросла Марфа в д. Косково в 1895 году. Как подошло время, вышла замуж. Но недолгим было её первое замужество: молодой муж умер от чахотки. Осталась Марфа бездетной вдовой. Однажды её познакомили с Андреем Смирновым, тоже вдовцом. Он на десять лет был старше неё. После смерти жены у него на руках осталось шесть детей мал мала меньше – от 1,5 до 10 лет. В свои 23 года Марфа приняла решение войти в семью Смирновых и воспитать детей. Однажды муж предложил ей отдать их в детский дом (может он её проверял или боялся что по молодости лет не справится с такой оравой). Марфа ответила: «Я знала, куда иду и на что соглашаюсь, больше об этом говорить не будем». Детей она полюбила и те стали называть её мамой.

Слайд 5:

За восемь десятков лет история поменяла не один круг. Двое старших сыновей воевали в Великой Отечественной Войне. Старший, Александр, кадровый офицер, после войны со своей семьёй жил на юге. Второй, Михаил, - погиб смертью храбрых, защищая Родину. Организм Алексея не смог справиться с болезнью. Он умер в 31 год, похоронен в Рамешках. Здесь же нашли приют и его сёстры.

Так сложилась судьба приёмных детей Марфы.

Слайд 6:

У её собственных шести детей тоже разные судьбы. Один из них, Ванечка заболел менингитом и его не смогли спасти. Сколько слёз было пролито Марфой, когда она оплакивала каждого ребёнка. Права пословица: «Не та мать, которая родила, а та, которая вырастила.» С каждым из детей уходила часть её души…

Простая крестьянка, великая труженица Марфа Петровна прожила долгую жизнь, она умерла в возрасте 89 лет и успела увидеть тех, кто продолжит их род.

Ученик 2:

Свое выступление я хочу начать словами Л. Толстого, великого писателя и мудрого человека:

Слайд 7:

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.

Слайд 8:

Речь пойдёт о Савиной Валентине Александровне, обычной учительнице обыкновенной школы.

В. А. Савина родилась в 1941 году в д. Яковлево Калининского района, где в связи с эвакуацией из г. Калинина оказалась вся её семья.

Окончив, школу она поступила на физико-математический факультет Калининского пединститута.

В 1964 году её направили в Пустораменскую восьмилетнюю школу, где преподавала физику, математику и черчение.

Слайд 9:

В 1965 году была переведена в Рамешковскую школу на должность учителя физики, где проработала до 2011 г. Ответственная, искренне преданная своему делу она быстро смогла завоевать уважение детей и коллег. Она сумела сделать уроки физики интересными и дать школьникам крепкие знания, что позволило им продолжить образование в престижных вузах страны.

В. А. Савина имеет звания «Старший учитель», «Отличник народного просвещения», награждена медалью «Ветеран труда».

Ученик 3:

Мне кажется, у человека, о котором я буду рассказывать – спокойная старость, а она может быть только у того, кто прожил жизнь в согласии с совестью.

Слайд 10:

Василий Михайлович Степанов родился в большой крестьянской семье. В 19421 году, когда началась война, Василий Иванович служил в Мурманской области. После учёбы в полковой школе был отправлен на фронт. Вернулся домой только в 1946 году. Работал оперуполномоченным в милиции, затем следователем. А вскоре его назначили на должность участкового по Киверичскому району. Главное политуправление, тогда ещё МВД СССР признало его лучшим в Калининской области, потому что за десять лет его работы ни одно преступление не осталось нераскрытым.

Слайд 11:

За добросовестный труд был удостоен ордена Октябрьской Революции. Эту высокую награду в нашем районе он получил одним из первых. Василию Михайловичу присвоено звание «Почётный гражданин Рамешковского района». В 2011 году В.М. Степанов награждён двумя памятными медалями.

Ученик 4:

Я хочу начать своё повествование словами французского писателя Анри Амиеля:

Слайд 12:

Идеальный врач – это человек, обладающий глубинным знанием жизни и человеческой души, который интуитивно распознаёт любое страдание и боль любого рода и восстанавливает мир одним своим присутствием.

Слайд 13:

В Рамешковском районе нет ни одного человека, который не знал бы педиатра ЦРБ Александру Дмитриевну Яковлевну. Двадцать пять лет Александра Дмитриевна оказывает помощь самым маленьким пациентам Рамешковского района, а её общий профессиональный стаж – пятьдесят пять лет.

Александра Дмитриевна родилась и выросла на Рамешковской земле. Закончила училище, затем Владивостокский мединститут. Александра Дмитриевна единственный детский доктор на весь район. А это значит, что в любое время суток её вызывают на работу, к ней обращаются с помощью на дом. Нет ни выходных ни праздников: родители звонят, консультируются, просят о помощи.

Слайд 14:

Никому и никогда Александра Дмитриевна не отказывает, всегда принимает, помогает и успокаивает и лечит.

А.Д. Яковлева – отличник здравоохранения РСФСР, награждена почётными грамотами районного и областного уровня, Почётный гражданин Рамешковского района.

Учитель:

Нам поведали о людях с разными судьбами, разными профессиями. Чья судьба тронула струнку вашей души и чья жизнь может быть для вас примером для подражания?

Возьмите свой рисунок солнышком и прикрепите под именем человека, которого вы выбрали.

(Дети прикрепляют «солнышки»)

Разные люди – разные судьбы. Но чем же они похожи?

Давайте заполним кроссворд и узнаем о человеческих качествах этих людей.

Слайд 15:

КРОССВОРД «ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА»

Вопросы к кроссворду:

  1. Качество личности, проявляющееся в любви ко всем людям? (человечность)
  2. Качество, проявляющееся в общении? (уважение)
  3. Качество, говорящее о высшей степени исполнительности? (ответственность)
  4. Качество, являющееся украшением любого человека? (скромность)
  5. Качество, обязательно присущее дружбе? (доброта)
  6. Стремление откликнуться на просьбу любого человека? (отзывчивость)
  7. Качество, в котором проявляется культура человека? (вежливость)
  8. Главное качество героя? (смелость)

Теперь, когда вы разгадали кроссворд, по вертикали у вас должно получиться еще одно качество личности, о котором мы сегодня и поговорим. Итак, какое качество у нас получилось? Правильно чуткость.

Слайд 16:

Вопросы учащимся:

  1. Что в понимании каждого из вас чуткость?
  2. Какими ещё качествами личности может обладать настоящий человек?
  3. Можем ли мы сказать, что нашим героям присущи все вышеперечисленные качества? Почему?

Заключительная часть.

Делая добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.

На этом наш классный час закончен. Кто открыл для себя что-то новое и кому понравился наш классный час - поднимите весёлый смайлик. Кто остался равнодушным – поднимите грустный смайлик. Еженедельная газета Рамешковского района «Родная земля» №45, стр. 4, 2012 г.

Цели :

  • Образовательная: Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.
  • Развивающая: Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их; умение делать выбор осознанно.
  • Воспитательная: Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость; нравственную ответственность за свои поступки.

Оборудование: карточки зелёного и красного цвета для игры; карточки «сердце», «плакса», «равнодушие»; индивидуальные карточки.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть.

Классный час сейчас начнём
И беседу поведём
О словах о важных,
Дорогих, отважных,
Трудовых и строгих,
Скромных и убогих.

– Я – человек! Каждый ли на Земле может так сказать про себя?

Прежде чем ответить на этот вопрос, скажите, чем, кроме внешних признаков, должен обладать человек? (у человека должны быть добрые и чистые мысли, хорошие качества характера, доброе и любящее сердце, образованный ум, он должен делать добрые дела, человек должен быть человечным)

Мудрые слова о важности того, что вы сейчас сказали, написал М.М. Пришвин «Всё прекрасное на земле от солнца, всё хорошее – от человека».

Красота природы существует благодаря теплу и свету солнца, а всё хорошее, что существует на Земле, создано хорошими людьми. Плохое совершают плохие люди, которые не достойны носить гордое звание – человек. Люди, когда хотят призвать кого-то стать лучше, так и говорят: «Будь человеком!» («Стань человеком!»). То есть, они призывают проявить всё то, о чём вы говорили. Таким образом, человеком мы называем не тело, не внешний облик, а тот внутренний мир, того внутреннего человека, которого мы не видим, но который проявляется во всём том, что совершает человек.

– Ответим на вопрос: каждый ли может сказать про себя «Я – человек!» (нет, только тот, кто добр, имеет любящее сердце, хорошие качества характера)

Скажите, так о чём пойдет речь на классном часе, на какую он тему? (о том, что надо помогать тому, кому трудно; об умении дружить; об уважительном отношении к старшим; о доброте и любящем сердце; о вежливости; о совершении благородных поступков, ничего не требуя взамен).

То есть, мы постараемся ответить на вопрос: что значит быть… (настоящим человеком) . Это и будет темой нашего классного часа. Мы поговорим о тех человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим человеком.

Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
В своём городе ты?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому!

– Если сегодня классный час вам понравится, вы возьмёте для себя полезное и нужное, поднимите карточку с сердцем; если нет, то плаксу. А кто останется равнодушным, пустой листок.

2. Основная часть.

Чтобы делать людям хорошее, надо прежде всего быть вежливым человеком, т.к. «вежливость» - это одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века «вежа» - означало «знаток», это тот, кто знает правила приличия формы выражения доброго отношения к людям. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые и почти взрослые люди. Послушайте стихотворение А.Л.Барто «Признание» и скажите, какие правила вежливости можно из него вынести.

1 уч-ся:

Поди узнай, поди пойми,

Он всех в один несчастный день
Чуть не довёл до слёз.
Его зовут – стоит, как пень,
Как будто в землю врос.

2 уч-ся:

Смотри, не пей сырой воды,
Советует сосед.
Один стакан, потом другой
Андрюша пьёт в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?

3 уч-ся:

Придёшь обедать к 3 часам, –
Ему сказала мать.
Он пробурчал: – я знаю сам,
А сам явился в 5.
Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей:
– Когда я вас не слушаюсь,
То выгляжу взрослей.

– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Андрюшка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким, как Андрюшка?

Дети: Егор, будь человеком!

– Ребята, какие же правила вежливости можете назвать, прослушав это стихотворение? (не надо быть грубым; не делай неприятностей, никого не обижай; будь внимательным к людям). А автора А.Л.Барто можно назвать настоящим человеком? (да; ведь она на примере других детей учит нас быть внимательными к окружающим, прислушиваться к советам старших, совершать только хорошие поступки).

Слайд 1 – Итак, правила вежливости, прочитаем хором.

  • Будь внимательным к людям.
  • Не будь грубым.
  • Не причиняй другому неприятностей и обид.

– Неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанным, злым, грубым с родителями, своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Любочка» и скажите, каким же надо быть человеком?

4 уч-ся:

Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Кто не знает Любочку? Любу знают все.
Девочки на празднике соберутся в круг.
Как танцует Любочка! Лучше всех подруг!
Кружится и юбочка, и ленточка в косе.
Все глядят на Любочку, радуются все.
Но если к этой Любочке вы придёте в дом,
Там вы эту девочку узнаете с трудом.
Она кричит ещё с порога, объявляет на ходу:
– У меня уроков много, я за хлебом не пойду!
Едет Любочка в трамвае – она билета не берёт.
Всех локтями раздвигая, пробирается вперёд.
Говорит она толкаясь: – Фу! Какая теснота!
Говорит она старушке: – Это детские места.
– Ну, садись, – вздыхает та.
Синенькая юбочка, ленточка в косе.
Вот какая Любочка во всей своей красе.
Случается, что девочки бывают очень грубыми,
Хотя необязательно они зовутся Любами.
– Ребята, а у нас в классе есть такие, как Любочка?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): Может мне быть таким, как Любочка?

Дети: Егор, будь человеком.

– Ребята, каким же надо быть человеком? (быть трудолюбивым и отзывчивым; помогать малышам, уважать старших; не оскорблять людей; помогать, кому трудно).

Слайд 2: – Прочитаем хором, запомним и будем такими же.

  • Помогай тому, кому трудно.
  • Будь трудолюбивым и отзывчивым.
  • Уважай старших, помогай малышам.
  • Не оскорбляй людей ни словом, ни делом.

– Уважай старших, своих товарищей. А что такое уважение? (доброжелательное отношение к человеку). Уважать человека – это значит:

  • быть готовым оказать ему помощь;
  • вежливо разговаривать;
  • сидеть за одной партой в классе;
  • вместе играть на переменах.

– А теперь немного поиграем и выясним знание вами волшебных слов. Подумайте, какой вывод можно сделать? Отвечаем хором.

Игра «Словарь волшебных слов».

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день).
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте).
  5. Когда вас бранят за шалости, говорите… (прости, пожалуйста).
  6. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят… (до свидания).

Какой же вывод можно сделать? (всегда будь вежливым).

– Прочитаем хором. Слайд 3

  • Будь вежлив на словах и на деле.

– Ребята, а у нас в классе есть дети, которые не знают волшебных слов?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – Может мне быть таким человеком?

Дети: Егор, будь вежливым человеком.

– Скажите, вежливый человек может быть злым?

Дети: Нет.

– Почему? (ответы уч-ся).

Конечно, нет. Ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная, А значит, она рядом с добротой, доброжелательным отношением друг другу, ко всему живому. Не зря гласит русская народная пословица «Хорошо тому, у кого доброе сердце». Ведь доброта помогает людям жить.

5 уч-ся:

Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

6 уч-ся:

Землю обогнули тоненькие нити
Нити параллелей и зелёных рек.
Протяните руку, руку протяните

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки даже тает снег.

Станет добрым и весёлым хмурый человек.
– Ребята, а у нас в классе есть злые, грубые дети?

Дети: Нет.

(встаёт уч-ся и говорит): – А может мне быть таким?

Дети: Егор, будь добрым человеком.

Слайд 4:

  • Будь добрым.
  • «Сейте разумное, доброе, вечное…» – сказал когда-то поэт Н.А. Некрасов. Эти слова могут стать прекрасным девизом для вас.
  • Дари радость и улыбки. Давайте сейчас улыбнёмся друг другу и споём замечательную песню В. Шаинского «Улыбка».

Исполняется песня «Улыбка».

Чтобы делать добро, надо, прежде всего, им обладать. У каждого человека свой путь к доброте. Она нам не даётся с рождения, не передаётся по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днём, воспитывать в себе её – доброту. Доброта начинается с любви к людям. Сердцем вдохни, не утрать радость любви, силу добра.

7 уч-ся :

Добрые люди, ничто нас не остудит,
И не захлопнуть распахнутых дверей.
Добрыми будем, и мир добрее будет,
Добрыми будем, и будет жизнь добрей.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил человек.
Это так чудесно, если с вами рядом
Улыбнулся незнакомый хмурый человек.

– Сделав добро, наслаждайтесь тем, что другому человеку стало хорошо, комфортно. «От добра добра не ищут», - гласит русская народная пословица. Хорошо бы научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-то выгоды и ответа. Если вы научитесь этому, вы – настоящий человек.

3. Заключительная часть.

А сейчас проверим, как вы усвоили и насколько запомнили правила воспитанного настоящего человека. Я буду называть ситуацию, а вы определите: вежливыми, воспитанными или нет были действия в ней. Если да – поднимите зелёную карточку, если нет – красную. Работаем в паре.

Игра «Вежливо-невежливо».

  • Говорить грубые слова.
  • Обижать маленьких.
  • Поиграть с младшей сестрой или братом.
  • Поздороваться при встрече.
  • Толкнуть, не извиниться.
  • Помочь пожилому перейти дорогу.
  • Заплатить за проезд в автобусе.
  • Помыть дома посуду, сходить в магазин.
  • Жаловаться на других.
  • Не уступить место в автобусе взрослому.
  • Сказать «спасибо».

– Молодцы, хорошо усвоили правила воспитанности. А только ли вежливым, добрым, хорошим должен быть настоящий человек? (ответы уч-ся)

– Вспомните произведение С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». О ком это произведение? (о простом парне, который во время пожара спас девочку)

Почему автор называет его героем? (увидев пожар, он бросился на помощь совершенно чужому человеку; неожиданно появился и так же исчез, не ожидая благодарности, красивых слов в свой адрес; на такое способен не каждый)

Что можно сказать об этом парне? Какой он? (храбрый, смелый, скромный)

– Так каким же должен быть настоящий человек? Перед вами листочки, подчеркните слова, характеризующие настоящего человека (инд. работа) Проверка Слайд 5.

А какие вы в жизни? Приведите примеры о своём настоящем поступке? (ответы уч-ся)

Я желаю каждому из вас вырасти хорошим, вежливым, добрым, настоящим человеком.

8 уч-ся:

Куда подует ветер, туда и облака.
По руслу протекает послушная река.
Но ты человек, ты сильный и смелый.
Своими руками судьбу свою делай.
Иди против ветра, на месте не стой.
Пойми, не бывает дороги простой.
Теперь не доверяют как прежде чудесам.
На чудо не надейся, судьбой командуй сам.

– В удушье городов в наш беспокойный век
Почувствовать дыхание природы
Способен настоящий человек,
Влюблённый в состояние свободы.
Настоящий человек деньгами не богат,
Он в них кумира видеть не умеет.
Сокровища души – его бесценный клад,
Который никогда не оскудеет.
Настоящий человек умеет отдавать
И оттого становится богаче.
Настоящий человек не станет унывать,
Решая в жизни сложные задачи.
Настоящий человек лишь добрые дела творит,
Отвергнув мелочные страсти.
Настоящий человек не может делать зла.
И потому я всем желаю счастья.

– Хотелось бы узнать ваше мнение. Если вам понравился классный час, много полезного для себя взяли, то поднимите карточку с сердцем. Если нет, то плаксу. А кто остался равнодушным к тому, о чём мы с вами говорили, пустой листок. Слайд 6 (небольшая беседа о выборе).

– Хочу поблагодарить вас за то, что слушали и старались понять услышанное, за вашу помощь. Когда я вам говорю «благодарю» (на доске «благо – дарю»), это значит, что я вам от всего сердца желаю всего наилучшего. Старайтесь и вы благодарить людей за всё хорошее, что они вам делают. Я надеюсь, что каждый из вас будет настоящим человеком и дарить только радость для окружающих.

Слайд 7:

– Классный час хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского « Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – человек».

Как говорил Антон Павлович Чехов: «В человеке все должно быть прекрасным: и лицо, и одежда, и помыслы, и душа». Он точно знал, что значит быть человеком с большой буквы, и призывал всех становиться людьми. Но его время давно остановилось, прошло уже не одно десятилетие, и сегодня каждый понимает это выражение по-своему.

Какие бывают сочинения

Как пример, можно привести тематическое сочинение: «Что значит быть человеком», в котором описаны самые распространенные отличительные черты.

«Человек - это призвание. А все потому, что в настоящем человеке гармонично собраны такие качества, как искренность, честность, смелость, доброта. Таких людей легко можно узнать в толпе. Они словно излучают сострадание и добродушие. Тот, кто зовет себя "человек", никогда не откажет в помощи, всегда выступит за правое дело и никого не осудит. Он будет ко всем одинаково относится и никогда никого не унизит. И если меня спросят «Что значит быть человеком?» я сразу отвечу, что быть человеком, это означает дарить окружающим счастье, жить с чистой совестью и обладать только положительными свойствами характера».

Качества личности

По заданному вопросу школьники пишут сочинения, начиная с младшей школы. И в большинстве своем такие сочинения являются лишь перечислением положительных черт характера. Причем настолько положительных, что они создают некий идеальный образ, которого никогда не существовало и не будет существовать. И если в 4-м классе ребенок, перечислив положительные черты характера человека, определенно владеет хорошей смекалкой, то в 11-м классе такого формата сочинения не получат столь лестных отзывов.

И не потому, что качества личности не важны для человека, а потому, что необходимо понимание некоторых аспектов.

Мудрость Аристотеля

В работах Аристотеля, есть один интересный трактат под названием «Принцип золотой середины». Его основная суть достаточно прозаична: между двумя противоположными чертами характера есть «золотая середина», которая является добродетелью.

Значимость

Итак, Здесь все просто: значимый человек - это тот, который нужен и важен. Как ни парадоксально, но каждый, живущий в обществе, стремится быть значимым и признанным. Но чтобы быть настоящим человеком, не нужно обладать огромными финансовыми возможностями. Индивид вправе испытывать чувства негодования и раздражения, ему позволено совершать безумные поступки. Вот что значит быть человеком. И значимость человека от того, что он испытывает разнообразный спектр чувств, не преуменьшается. Наоборот, это делает его более искренним. А это не такая уж и плохая черта, которая характеризует то, каким должен быть человек.

Настоящий герой

На этом обзор истинных человеческих качеств не заканчивается. На вопрос «Что значит быть человеком?» в свое время ответил Дзюнсей Терасава, странствующий буддистский монах. Он долго исследовал историю возникновения религий и цивилизации в целом. И постепенно пришел к выводу, что в основе всех религий мира лежат почитание и уважение.

А в древности, как известно, почитали не царей, императоров и диктаторов, а героев. На них всегда равнялись и поддерживали их. За героем шли, вместе с ним погибали, о нем слагали легенды и всегда помнили. Герои прошлого не страшились смерти или потерь материальных ценностей, они обладали безграничным сознанием, ощущая себя частью вселенной. Никто не был рожден героем, ими становились постепенно, воспитывая в себе не только общие человеческие качества, но и умение быть счастливыми, ведь именно это и привлекало людей.

Каким может быть сожержание сочинения?

Теперь сочинение «Что значит быть человеком» может зазвучать по-другому. Конечно, можно описать его как идеального представителя рода Homo Sapiens, но если брать во внимание учение Аристотеля и предположить, что в каждом есть отрицательные черты характера, то это нецелесообразно. Поэтому пример будет таким:

«Я не знаю, что значит быть человеком. В мире существует слишком много условностей, которым люди должны соответствовать и, желая быть принятыми в обществе, мы соответствуем этим правилам. Ежедневно надеваем маски добропорядочных граждан и окунаемся в пучину серых будней. А вечером, когда маски сняты, каждый погружается в себя и пытается понять, кто он такой и кем является. Не думаю, что это существо можно описать словом «человек».

Я думаю, быть человеком - это значит быть собой в любой жизненной ситуации. Человек не всегда и во всем должен быть идеальным, он может грустить и переживать. То что делает человека человеком, - это не соответствие идеальному типажу, а умение чувствовать и понимать чужую боль. И еще человек должен уметь находить счастье в мелочах. Вот и все.

Точно так же, как и героями, хорошими людьми становятся постепенно. Но если уж человек и превратился в того, кого можно назвать таким словом с большой буквы, то он определенно станет чьим-то героем. По-другому и быть не может».

И как итог, можно сказать следующее. Человек - это тот, кто умеет сопереживать и поддерживать, не стесняется своих настоящих чувств и всегда найдет причину для доброй и искренней улыбки. Именно такими были когда-то герои, и быть похожими на них - значит быть человеком.

Человек человеку рознь. Не бывает одинаковых людей, не бывает «хороших» или «плохих» людей. Однако в обществе можно довольно-таки часто услышать что-то вроде «Главное – быть хорошим человеком», или «Ну будь ты человеком!». А как быть хорошим человеком и что означает быть человеком вообще – при ответе на подобные вопросы люди теряются. Не знают. Или знают, но предательски молчат…

Для себя я – самый лучший

Человек – это биологический вид, надельный определенными физическими характеристиками (руки, ноги, голова) и социально-психологическими (характер, культура общения, ценностная ориентированность). Исходя из этого определения, можно нас поздравить – все мы «человеки». А что делает человека «хорошим»? Ответ прост – наше отношение. Наше собственное отношение к себе, и отношение окружающих, субъективная оценка.

Быть хорошим человеком для самого себя значит поступать в соответствии с нашими социально-психологическими установками. У каждого из нас свое видение реальности, свои правила, принципы и нормы поведения. Стоит ли уточнять, что руководствуясь ими – мы принимаем их за некий эталон. Наши мысли, взгляды, поступки – это эталон, это хорошо для нас лично, в то время как для другого человека подобное может быть абсолютно неприемлемым, неправильным и т.д. Мы сами наделяем себя определенными характеристиками, соответствующих нашему мировоззрению (эталону). Чем выше степень соответствия, тем больше оснований считать себя «хорошим».

Давать себе обещания и сдержать их – вот что значит быть человеком ответственным. Ответственным перед самим собой. Иметь представление о том, как вести себя в обществе и поступать в соответствии с этими представлениями – вот что значит быть человеком воспитанным. Воспитанным в нашем личном понимании этого вопроса. Знать о том, как делать «можно», а как делать «нельзя» и вести себя соответственно – вот что значит быть человеком порядочным. Быть порядочным исходя из наших личных суждений.

Каждый человек считает себя воспитанным, ответственным, порядочным исходя из своих личных представлениях об этих явлениях. Разница в том и заключается, что представления у каждого свои. По этой причине происходит столкновение мнений – для себя ты, вроде как, самый лучший, а кто-то поливает тебя, простите, грязью. И кому верить?..

Мнение окружающих

Что значит быть хорошим человеком для окружающих – вопрос очень интересный, потому как он совершенно бессмысленный! Начнем с того, а можно ли вообще быть хорошим для окружающих, ведь понятие «окружающие» подразумевает несметное количество людей. А сколько людей – столько и мнений, это мы уже выяснили. Мнению каждого соответствовать просто невозможно, следовательно, для всех хорошим ты не будешь. Так стоит ли продолжать? А продолжать стоит, только толпу, которая нас окружает, предлагаю оставить на заднем плане. Поговорим о дорогих нам людях…

Наша семья и близкие друзья – вот те окружающие, для которых мы должны и хотим быть хорошими людьми. Главная цель – не обидеть, не сделать им больно. Нужно стараться вести себя достойно с теми, кто нам небезразличен. Это есть проявление нашей заботы. Это нелегко, потому как к каждому нужен свой подход и хоть какое-то соответствие его взглядам, но это делает нас людьми в глазах других, что для нас важно. А мнение остальных, мнение «толпы» не должно нас волновать в принципе.

Нет смысла задумываться над тем, каким должен быть идеальный человек. Идеальных людей не бывает, это факт. Можно лишь стремиться быть идеальным для самого себя, исходя из своих личных ожиданий. Можно стремиться быть идеальным для любимого человека. Хотя в последнем случае, важно то, какой ты есть, ты настоящий. Вас будут любить и принимать со всеми положительными и отрицательными чертами. В этом и есть проявление истиной любви.

И в заключении, трудно быть человеком, которым ты на самом деле не являешься. Пытаться соответствовать чьим-то требованиям, постоянно наступая самому себе на горло, лгать, причем как самому себе, так и другим – это те моменты, которые серьезно осложняют нам жизнь. Хотите играть несвойственную вам роль – пожалуйста, театральный кружок к вашим услугам. Но не играйте с жизнью, она слишком коротка. Быть собой, быть довольным своей жизнью – вот что значит быть настоящим человеком.

Талантливый русский писатель Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» рассматривает один из важнейших вопросов: что значит быть настоящим человеком?

Вопросы нравственности очень волновали автора, он стремился сделать своих читателей возвышеннее, морально чище. Кто же он – настоящий человек? Каждый ли рожденный в обличье человека имеет право называть себя так? Михаил Шолохов считал, что только люди с огромной душой и чистым сердцем имеют такое право.

Главный герой – яркий пример настоящего человека. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим некоторые ситуации его жизни. После гражданской войны герой остается совершенно одиноким. Но он находит хорошую девушку, которая позже станет его мудрой женой. Спустя время они построят дом, родят троих детишек. И, кажется, жизнь когда-то одиноких людей стала счастливой, но гармонию разрушает война. Андрея забирают на фронт, а семья остается без главы.

Судьба постоянно испытывает героя на нравственную стойкость. Мотив испытаний известен еще в фольклоре, когда главный герой закалял характер, пройдя задания.

Автор не пытается идеализировать Соколова, но показывает, что этот человек всегда старается поступить правильно. В молодости Андрей имел крутой нрав, мог и выпить сверх нормы, но всегда ценил к себе доброту. Когда герой приходил домой выпившим, мудрая жена не укоряла его, а тихо укладывала спать, и лишь утром просила, чтобы он больше так не поступал. Андрею становилось совестно, и он старался больше не расстраивать жену. Мужчина очень ценил мудрость этой спокойной женщины.

Когда Соколов пытался выручить товарищей, он попадает в плен. Людей удерживали в старой церкви, чтобы потом допросить. Находясь там, Андрей случайно услышал разговор незнакомых людей, один из которых хотел донести на сослуживца. Больше всего герой не выносил несправедливости, поэтому не остался равнодушным к ситуации. Чтобы спасти невинного человека, мужчина совершает самосуд над предателем. Ему это далось нелегко, но другого выхода он не видел.

Будучи в лагере для военнопленных, Андрей, как и все, работал в каменном карьере. Он не стал молча терпеть, что немцы требуют от истощенных людей слишком большой выработки за день. И однажды он об этом сказал другим «каторжанам». Однако среди них оказался доносчик, и Андрея вызвали к коменданту. В разговоре с жестоким начальником лагеря Андрей проявил необыкновенную смелость и выдержку. Он не стал пить за победу врага, но выпил три раза, не закусывая, за свою несчастную участь. Истощенный от голода человек при этом удержался на ногах, не потеряв достоинства. Удивленный комендант лагеря помиловал храброго воина и дал хлеба с салом.

Почему даже враг оценил такой поступок героя? Он просто привык, что люди от страданий теряют человеческое лицо, а Соколов остался настоящим человеком.

Очень гуманным поступком героя стало решение помочь бедному мальчику Ване. Герой не просто выжил после войны, но и помог это сделать ребенку.

Михаил Шолохов в рассказе показывает нам настоящего человека в образе Андрея Соколова.