Конспект занятия по развитию речи буква н. Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки и, буква Н"

НДОУ «ЦРР «Соликамскбумпром»детский сад №25 г.Соликамск.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста 5 — 6 лет с использованием ИКТ. Тема: «Звуки [Н] [Нь] .Буква [ЭН]»

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста 5 — 6 лет с использованием ИКТ

Образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие

Формы организации: групповая.

Цель : знакомство с понятиями “звук[Н],[НЬ] буква [ЭН], дифференцировать понятия – “звук” и “буква”.

Задачи:

Развивающая:

Развивать умение детей придумывать слова на заданный звук.

Обогащать представления о том, что имена людей пишутся всегда с большой буквы.

Закреплять зрительный образ буквы, посредством лепки из пластилина.

Образовательная :

Познакомить детей с буквой «ЭН» (заглавной и строчной) и звуками, которые она обозначает «Н» и «НЬ».

Формировать навык слогового чтения.

Учить детей слышать звуки «Н», «НЬ» в словах.

Воспитательная:

Воспитывать инициативность и активность детей.

Методы и приемы:

словесные : объяснение, закрепление, напоминание, использование художественного слова, обобщения, поощрение.

наглядные : демонстрация слайдов (презентации), наглядных пособий.

практические : моделирование графической модели (лепка буквы).

игровые: создание игровой ситуации.

Оборудование и материалы:

Проектор, с презентация по теме НОД.

Коврограф Ларчик В.Воскобовича с приложением буквами в кармашках для размещения на каврографе.

Раздаточный материал: разноцветный пластилин, доска, губка (на каждого ребёнка).

Предварительная работа: дидактическая игра «Придумай слово с заданным звуком»; рассматривание азбуки в картинках; разучивание физкультминутки; индивидуальная работа по совершенствованию звукового анализа слов.

Приложение: Развивающая предметно — пространственная среда: буквари, азбука, вагончики с буквами гласными и согласными.

Литература : Крылова Н.М. Старшая группа научно — методическое пособие для специалистов дошкольного образования/Перм.гос.пед.универ. -2-е изд, Пермь, 2008.

Интернет источники

Регламент: 20 минут

Ход НОД.

Организационный момент. Мотивация.

Слайд №1

Незнайка: Я забыл буквы, которые мы учили.

Воспитатель: Ребята, покажите и назовите буквы, которые мы уже знаем.

Слайд №2

Незнайка : Почему буквы в вагоне все красные? (потому что это гласные буквы). Назовите их.

Слайд»3

А в этом вагоне, какие буквы? (согласные). Назовите согласные буквы.

Сегодня мы с вами познакомимся с новой согласной буквой и звуками, которые она обозначает. Слушайте внимательно.

Слайд №4

Я буду называть слова, а вы послушайте, с какого звука начинаются слова? (ноябрь, носки, нос, носорог). Правильно со звука [Н]. Этот звук звучит твёрдо или мягко? (воспитатель ещё раз произносит слова). Звук звучит твёрдо — [Н]. Давайте произнесём все вместе твёрдый звук [Н].

Слушайте внимательно. (небо, нитки,). С какого звука начинаются эти слова? Со звука [НЬ]. Это звук твёрдый или мягкий? (мягкий). Давайте произнесём все вместе мягкий звук [НЬ].

Как вы думаете, эти звуки [Н] — [НЬ] гласные или согласные? Какие преграды встречает воздух при произнесении этих звуков? (зубы, язык). Эти звуки согласные.

Слайд №5

На письме эти звуки обозначаются буквой [ЭН]. Посмотрите на эту букву. На что она похожа? (воспитатель показывает карточку с буквой).

Слайд № 6

В красном или синим вагоне поедет буква [ЭН]?

Дети: В синем вагоне, эта буква согласная.

Слайд №7

С какого звука начинается Незнайкино имя? Произнесём – Незнайка. С мягкого звука.

Слайд№8 Незнайка

Посмотрите как пишется его имя (написано имя Незнайка). Что вы ещё заметили? В имени 2 буквы, одна большая, а другая маленькая. Правильно, ребята. В русском языке есть правило – все имена всегда пишутся с большой, заглавной буквы. Придумайте имена, которые начинаются на букву [ЭН]? (Нина, Наташа, Настя, Никита,Надежда и т.п.)

Основная часть

А теперь присаживайтесь, слушайте сказку.

Жила была [ЭН] была она согласная. Очень она любила, когда к ней приходили гласные. Они очень дружили. Звуку «Н» очень хотелось петь, но без гласных звуков никак не получалось. Тогда гласные звуки решили: «будем ходить к звуку [Н] по очереди в гости и учить его петь. Рядом с нами любой запоёт (работа со схемой на каврографе В.Воскобовича) .

Пришёл в гости дружок [А] Встал перед [Н] вот так: [АН]. Попробовали петь, не получается. А вы попробуйте. Тогда они поменялись местами: получилось… Читаем вместе [НА]

Воспитатель: Получилась песенка? (Да) Обрадовался звук «Н» и пригласил звук «У»

(так же со звуками [О], [Ы])

Воспитатель: Какой звук [Н] не пригласил? (звук [И]). Обиделся звук [И], но пришёл в гости. Встал рядом [НИ]. Звук [НЬ] стал ласковый, мягкий. Произнесите [НЬ] мягко звучит.

Воспитатель: Давайте скажем слоги с твёрдым звуком [Н] (на, но, ну, ны). А теперь с мягким звуком [НЬ] (ни, ня, нё, ню).

Незнайка: Я ребята совсем запутался, какой мягкий, какой твёрдый.

Слайд №9

Воспитатель: А вы ребята, вместе с Незнайкой, посмотрите и найдите слова с мягким звуком [НЬ].

Слайд №10

А теперь с твёрдым [Н]. Молодцы.

Физкультминутка

Наш Незнайка потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Слайд №11

Воспитатель: Ребята, чтоб наш Незнайка лучше запомнил [Н], предлагаю её слепить. Выберите любой цвет, возьмите доску, губку. Обтираем губкой руки. Насколько частей нужно разделить пластилин, чтоб получилась буква [Н]? (на три). Две части, будут какими, длинными или короткими? (две одинаковые длинные), а одна будет какая? (короткая). Молодцы! Приступаем к лепке, подарим Незнайку букву, чтоб он её запомнил.

В завершение лепки, дети подходят к Незнайке и дарят вылепленную букву.

Заключительная часть .

Воспитатель: С какими звуками и буквой мы познакомились? Какая эта буква? (согласная). Какие два звука обозначает? Что понравилось? Что было для вас сложно? Ребята, мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы, вы очень старались, были активными, умными и внимательными.

Тансулу Карагасекова
Конспект занятия «Согласные звуки [Н], [Н’], буквы Н, н»

Тема : Согласные звуки (н, н, буквы Н ,н.

Цель :

Познакомить со звуками (н,н) и буквами Н ,н; дать представление о том, что одна буква может обозначать два звука ;

Учить производить звуковой анализ слов с изучаемыми звуками , составлять звукобуквенные модели ;

Совершенствовать фонетический слух, развивать внимание, мышление, мелкую моторику руки.

Ребята, посмотрите, какой необычный волшебный цветок.

Вы заметили, что бутон у него закрыт. А как вы думаете почему? А что нужно сделать, чтобы он зацвел? Вы все правильно говорили.

А я думаю, что наш волшебный цветок зацветет в том случае, если вы активно будете работать на занятии и выполните все задания. Вы согласны ? Да!

С каждым выполненным заданиям, лепестки будут раскрываться.

И так первое задание :

Проведем словесную разминку :

1. Из чего состоят слова?

2. Какие слова состоят из звуков ?

3. Какие слова состоят из букв ?

4. На какие две группы делятся звуки ?

5. Что вы знаете о гласных звуках ? (ударные, сколько гласных, столько слогов)

6. Что вы знаете о согласных звуках ?

7. Чем отличается звуки и буквы ?

А давайте вспомним, как погоняют лошадь? НО?

А какой первый звук в этом слове ? (н) – какой? согласный .

А почему вы думаете, что это согласный звук ? Правильно, воздух встречает препятствие (язык, губы) .

Как называются звуки , при произношении которых, воздух встречает преграду, задерживается? (согласными ) .

Откройте тетради, где закладки и посмотрите на картинки, и произнесите НОТЫ и НИТКИ. Сколько звуков в слове ноты . Какой первый звук в слове ноты .

Н – согласный

какой второй звук в слове ноты ?

О - гласный, мы его обозначаем буквой О .

Какой третий звук в слове ноты ?

Т – согласный твердый обозначает синей фишкой

Какой четвертый звук в слове ноты ?

Ы – гласный

Сколько звуков в слове Ноты ? (4- четыре)

Сколько букв в слове Ноты ? (тоже четыре)

Поставили ударение в слове ноты.

Ударение падает на первый слог, на гласный звук О .

Сколько слогов в слове но- ты (два слога) .

А теперь звуковой анализ слова НИТКИ

Н – согласная , мягкая

И – гласная, ударная

Т – согласная , твердая

К – согласная , мягкая

И – гласная, безударная

Сколько звуков ? (5 - пять)

Поставили ударение в слове нитки?

Первый слог ударный НИ

Сколько слогов в слове нитки (два слога)

Сравните звуки в слове ноты , нитки, чем похожи и чем отличаются? (это согласные звуки )

звук Н – твердый

звук Н – мягкий

Согласные звуки которые произносятся с голосом называются звонкими согласными .

Какой буквой можно обозначить два звука Н и Н – обозначаются одной буквой Н заглавная и маленькая.

В какой домик вы поселите букву Н ?

А давайте подружим букву Н с гласными буквами и наоборот чтение НА, НУ, НИ, НО, НЫ, НЕ и АН, УН, ИН, ОН, ЫН, ЕН. (чтение текста)

Игра : придумай слово со звуком (н) в начале слова

Нос, нес, нора, нога, Нина, носки, носорог, насос.

У вас лежат конверты с заданиями внутри. Откройте, внимательно прочтите, посмотрите и начинайте выполнять.

I. Запиши предложение из трех слов и составь схему.

II. По картинке придумай предложение и составь его схему.

Итог : с какой буквой мы сегодня познакомились. Что вы можете о ней рассказать.

Ольга Ефремова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква Н»

Звук и буква Н

Образовательные задачи. Буква Н и звук [н] . Формирование умения на-ходить новую букву среди других букв алфавита . Совершенствование навыка чтения слогов с пройденными буквами .

Развивающие задачи. Совершенствование фонематических представлений, развитие зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики, координации речи с движением, творческого воображения.

Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности, самостоятельности.

Оборудование. палочки, кубики, «Мой букварь » и рабочие тетради по числу детей, простые и цветные карандаши, предметные картинки для организационного момента.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки . Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова : слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог : Правильно. Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой Н .

2. Звук [н] . Артикуляция звука . Развитие зрительного гнозиса, конструктивного праксиса , тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук «Н» , губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении звука Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой звук ?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук ?

Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети : Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук » Развитие фонематического слуха. Выделение звука [Н] из ряда гласных звуков , слогов

Педагог : Вам нужно поймать звук [н] . Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове »

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н] .

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н] .

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове .

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук [н] в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н] , и определение места звука в слове : нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н . Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса .

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н .

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы “Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н ?

Дети : Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н , а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить букву Н . Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске . Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки» . Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н .

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука начинается это слово?

Д е т и. Со звука [Н] .

7. Упражнение «Давайте почитаем» . Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н .

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква .

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом , а маленькую букву сначала обведите , а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука начинаются их названия?

Д е т и. Со звука [н] .

11. Организация окончания занятия . Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии .

Пе д а г о г С какой буквой вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н .

Пе д а г о г Какая это буква ?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н ?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили ?

Пе д а г о г Что мы делали на занятии ?

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.

Занятие по обучению грамоте

Цель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой Н

Задачи:

    Уточнить артикуляцию звуков [Н] и [Н’]

    Дифференциация звуков [Н] и [Н’] в словах

    Развивать фонематическое восприятие

    Развивать позиционный анализ

    развитие памяти, внимания, воображения

Оборудование: компьютер, презентация, картинки, счётные палочки

    Организационный момент.

«Ребята, давайте с вами встанем. Глубоко вдохнём и поднимем ручки вверх, выдохнем, опуская руки. А теперь хлопнем в ладоши, улыбнемся друг другу и сядем на свои места».

    Загадка

«Дети, отгадайте загадку

Три хорошеньких зверюшки

И построили избушки,

И от волка убегали,

Отгадайте, как их звали?

(Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)»

    Определи звуки

(Слайд1)«А сегодня к нам в гости пришли Наф-Наф и Ниф-Ниф. И им очень стало интересно, сможете ли вы определить, какой первый звук у каждого из Поросят в имени?

Какой первый звук у Наф-Нафа? [Н]

А какой первый звук у Ниф-Нифа? [Н’]»

    Артикуляция

«Поросята рады, что вы смогли правильно определить первые звуки их имен. А теперь они просят рассказать им, как их правильно произносить.

Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук [Н].

Губки у нас сомкнуты или разомкнуты? (разомкнуты)

А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами? (за верхними)

А теперь произнесите звук [Н’].

Губы у нас тоже разомкнуты?

А язычок за нижними или за верхними зубами? (за нижними)

Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить [Н] и [Н’]. Что у нас с голосовыми связками происходит? (Вибрируют).

А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка? (Кончик языка мешает)».

    Различие звуков [Н] и [Н’]

(Слайд2) «Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за то, что вы рассказали им, как правильно произносить звуки [Н] и [Н’]. Но смотрите, они нашли схему и никак не могут в ней разобраться. Давайте поможем им?

Смотрите, звук [Н]. Поросята не понимают, почему мы обозначаем его синим кружочком? (Потому что он твёрдый)

И ещё почему рядом со звуком [Н] изображаем звоночек? (потому что он звонкий).

А рядом со звуком [Н’] почему нарисован зелёный кружок? (потому что он мягкий)

Почему рядом с [Н’] звоночек? (потому что он звонкий)»

    Раздели вещи

«Поросята говорят вам большое спасибо за то, что вы им помогли разобраться в этой сложной схеме и они теперь знают, чем отличается звук [Н] от звука [Н’].

(Слайд3) И они предлагают сыграть с ними в игру. На этой картинке много вещей. И мы их с вами будем делить. Те вещи, в названиях которых мы услышим [Н], будет отдавать Наф-Нафу. А те, в которых услышим [Н ’] – Ниф-Нифу».

    Найди звук

(Слайд4) «А теперь давайте с вами попробуем отыскать наши звуки [Н] и [Н’] в словах. Посмотрите, здесь изображены две схемы. Первая показывает, что звук находится в начале слова, а вторая, что звук в конце. Давайте называть предметы на картинках и определять, где же стоят звуки [Н] и [Н’]. В начале или в конце».

    Физ.минутка

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть. (на второй повтор)

    Что пропало?

(Слайд5-10) «Я знаю, что на этой неделе вы очень много узнали нового про обувь. Давайте с вами посмотрим на картинки и вы мне назовете, что за обувь на них изображена.

Ниф-Ниф и Наф-Наф решили нас разыграть и проверить, внимательные ли мы с вами. Смотрите на картинки и запоминайте, какая обувь на них изображена.

Смотрите, поросята что-то стащили. Что пропало?»

    Буква Н

(Слайд11) «Ребята, есть звуки [Н] и [Н’]. Мы их говорим. А есть буква Н, которую мы пишем и читаем.

Посмотрите на неё. Она состоит из трёх палочек: двух вертикальных и одной горизонтальной.

А на что похожа буква Н? (лесенка, гамак)

Давайте составим её из счётных палочек».

    Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?

А о какой букве?

Кто к нам в гости сегодня приходил?

А что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?

Ребята, Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за занятие и говорят, что вы большие молодцы!