Ремонт фанеры. Выпрямляем фанеру Как снять верхний слой фанеры

Мало кто знает, что гибка фанеры — очень распространённая операция в столярном деле, ещё меньше мастеров знакомы с правильной техникой выполнения. Предлагаем рассмотреть особенности этого материала и его поведение при сгибании, а также основные техники и приспособления для гибки фанеры в домашних условиях.

Особенности поведения фанеры при сгибании

Шпон, из которого изготавливается фанера, есть ни что иное как набор вытянутых волокон. Они жёсткие и прочные, пространство между ними заполнено мягким связующим. Чтобы придать листам дополнительную прочность и компенсировать коробление в слоях фанеры, шпон имеет разное направление волокон в соседних слоях. За счёт этого фанера — жёсткий, плохо поддающийся сгибанию материал.

Обычно для гибки используют фанеру с чётным числом слоёв шпона, то есть не имеющую преобладающего направления волокон. В обратном случае следует рассчитать направление гибки поперёк минимального числа продольных волокон или наоборот — вдоль, если к детали предъявляется требование повышенной прочности.

Чем тоньше фанера тем проще её согнуть. Листы с тремя слоями легко гнутся поперёк волокон внешнего слоя даже в холодном состоянии

Когда волокна располагаются параллельно линии сгиба, они никак не препятствуют искривлению плоскости. Однако слои, расположенные поперёк, испытывают значительные нагрузки. Что характерно, растягиваться волокна могут достаточно сильно, необходимые для этого условия обеспечиваются их размягчением за счёт нагрева или увлажнения.

В то же время слои, расположенные на внутреннем радиусе изгиба, испытывают нагрузку на сжатие, которая не компенсируются эластичностью материала. При достаточной крутизне изгиба на внутренней его стороне могут образоваться складки. Иногда напряжение в этом месте достаточно высоко, чтобы вызывать расслоение — разрывы клеевого слоя или даже самих волокон. Такое характерное поведение можно компенсировать рядом технических приёмов, которым и посвящена эта статья.

Необходимые инструменты и оборудование

Как всегда, не получится обойтись без качественной оснастки и инструмента. Поскольку основная технология предполагает размягчение листа, его формование, а затем и высыхание в обездвиженном положении с принятием формы, то для сгибания нужен как минимум набор струбцин. В идеале их должно быть не менее дюжины, но сгибать фанеру можно и поэтапно, переставляя крепёж.

В таком случае по каждой линии поперёк изгиба заготовка фиксируется в трёх местах: в самой высшей точке радиуса и по краям. Иначе говоря, при должном усердии можно обойтись и шестью струбцинами, но учтите, что точность соблюдения размеров готовой детали может оказаться существенно ниже требуемой.

Гибка фанеры почти всегда ведётся по шаблонам. Исключение составляют листы произвольного радиуса, которые предварительно сгибают перед обшивкой каркасных конструкций. Для подступенков лестниц, стульев, кресел и прочих предметов мебели форма гнутых деталей заведомо известна с высокой точностью. Поэтому сначала требуется изготовить пространственную фигуру, к которой размягченный лист будет крепиться на время высыхания и принятия требуемой формы.

Существует достаточно много разновидностей оборудования, обеспечивающих технологичное распаривание или размачивание клея. Влажность и температуру нужно держать в допустимых пределах, иначе клей может необратимо потерять свои прочностные свойства. В домашних условиях и для разовых работ можно использовать калориферные нагреватели или плёнки для тёплого пола. Смачивание лучше выполнять не напрямую, а через гигроскопичный материал, способный накапливать и постепенно отдавать влагу, например через поролон, конопляную мешковину или войлок. Также не будут лишними все доступные приспособления для регулируемого стягивания и сжатия, такие как строповочные ремни или ручные домкраты.

Сгибание и размачивание

При сгибании фанеры действует важное правило: чем выше толщина листа и круче радиус изгиба, тем больше потребуется хлопот для размягчения. Если не брать в учёт разницу в качестве фанеры, то после размачивания можно достичь радиуса изгиба порядка 50-70 значений толщины листа. Для более крутых изгибов рекомендуется применять иные методы.

Размачивание или распаривание преследует цель размягчить волокна в шпоне и сделать клей более пластичным с тем расчётом, что после высыхания он схватится и надёжно зафиксирует новую форму детали. При этом не допустимо перенасыщение древесины водой, а также резкое увлажнение и высыхание.

Небольшие листы тонкой фанеры проще всего размягчить на паровой бане в обычной кастрюле или в соковыпарилке

Для правильного размачивания фанеру нужно выдержать в условиях относительной влажности порядка 90-100% в течение от 2 до 12 часов в зависимости от толщины. Периодически нужно проверять, нет ли расслоения шпона на торцах или вздутий по центру. Время от времени можно предпринимать попытки сгиба. Если деталь относительно легко принимает форму и при этом не слышен треск, то фанеру остаётся только основательно зафиксировать до полного высыхания.

Для длинных деталей проще подготовить короб из любого подходящего материала и после размягчить паром от парогенератора

Смачивание рекомендуется проводить, когда фанера уложена на плоское основание и обернута с каждой стороны слоем гигроскопичного материала. Если при этом заготовка не обернута герметично в пленку, следует контролировать уровень влажности и периодически повторно сбрызгивать мешковину водой. Подогрев до 50-60ºС во время смачивания помогает ускорить процесс и сделать набухание клея обратимым. Допускать перегрева фанеры категорически нельзя, поэтому следует постоянно вести контроль температуры.

Альтернатива размягчению смачиванием — распаривание фанеры. При этом лист фиксируется над ёмкостью с кипящей водой или неподалеку от неё. Недостаток способа в том, что влажность поднимается во всём помещении с сопутствующим выпадением конденсата. Преимущество способа — равномерность размягчения и низкий риск переувлажнения или перегрева.

Вакуумный стол ускоряет процесс размягчения фанеры, а так же последующей формовки по шаблону

Размягченным листом фанеры обтягивают заготовленную заранее каркасную конструкцию или шаблон, фиксируют в ключевых точках каждого изгиба. Прижим фанеры выполняется струбцинами или саморезами с шайбой последовательно от одного края к другому, при этому чем чаще устанавливается временный крепёж, и чем он жёстче, тем ниже вероятность, что после снятия с шаблона деталь изменит форму.

Методы механической обработки

В некоторых случаях нет смысла прибегать к размягчению: например, если деталь будет закреплена на достаточно жёстком каркасе, она сама со временем примет нужную форму вследствие естественных перепадов влажности. Другим частным случаем можно назвать необходимость согнуть фанеру под радиусом, меньше допустимого для определённой толщины. Здесь стоит использовать как размягчение листа, так и его механическую обработку.

Один из методов обработки перед сгибанием — нанесение на внутреннюю сторону изгиба ряда надрезов, параллельных оси сворачивания. Надрезы лучше выполнять конусной фрезой с использованием линейной направляющей. Глубина канавок должна быть не больше 3/4 толщины заготовки, при этом в итоге целыми должны остаться не менее двух слоёв шпона.

Если надрезы будут обращены внутрь детали и скрыты из виду, их число и шаг рассчитывать нет смысла. Образованные впоследствии рубцы могут быть при необходимости выровнены автомобильной шпаклёвкой и отшлифованы до гладкого состояния. При должном усердии можно рассчитать сокращение длины дуги при сгибании, используя заведомо известные угол и радиус изгиба. В этом случае число надрезов будет равно частному от деления сокращения дуги на толщину фрезы в самой широкой части захода. Нужное число надрезов нужно равномерно распределить по всему радиусу изгиба.

Перед фиксацией на шаблоне образованные на фанере надрезы заполняют качественным клеем для древесины, например Titebond 2. Выступающий клей можно сразу снять шпателем или отшлифовать после высыхания. На время застывания клея фанера жёстко фиксируется на шаблоне.

Облегчить размягчение толстой фанеры также можно перфорацией заготовки. Отверстия диаметром в 2-3 значения толщины фанеры выполняют корончатой фрезой или сверлом Форстнера в шахматном порядке с шагом около 80-100 мм между ними. Степень перфорации может быть и больше, это определяется как податливостью фанеры к сгибанию, так и требуемой итоговой прочностью детали. Естественно, такой метод изгиба подходит только для скрытых технологических элементов, не образующих финишной плоскости. При желании согнутую деталь можно обшить с одной или обеих сторон шпоном или тонкой фанерой, предварительно размягчив их.

Гибка по шаблонам

В простейшем случае роль шаблона могут выполнять отрезки твёрдой фанеры, имеющие форму профиля изгиба. Поскольку большинство деталей изгибают по одному контуру с обеих сторон, то и шаблоны изготавливают парными, а затем скрепляют между собой распорками чуть меньше ширины детали. Шаблоны также могут быть разными при необходимости согнуть деталь неправильной формы, то есть искривлённую по двум осям.

Другая разновидность шаблона — каркас из брусьев, не образующий точного контура изгиба. В этом случае поперечные брусья располагают в точках прижима, то есть на самых выступающих и вогнутых частях профиля детали. Для крепления в промежуточных точках можно добавить в каркас произвольное количество перемычек.

При изготовлении каркаса нужно учитывать тип используемых прижимных устройств. Так, на вкладышах из фанеры могут быть предусмотрены отверстия для губок струбцин, а сам каркас может комплектоваться дополнительными рёбрами жёсткости в направлении действия прижимных и растягивающих нагрузок. Если деталь имеет равномерный изгиб по всей длине, её можно зафиксировать и без каркаса, например стянуть верёвкой, тросом, цепью с винтовым фаркопом или при помощи строповочных ремней.

Изготовление композитных деталей

Согнуть детали сложной формы можно путём поочередного наклеивания слоёв распаренного шпона на заготовку требуемой формы. На практике это метод избежать возни с толстыми деталями, ибо на крутых изгибах гораздо проще иметь дело с тонкими листами из-за малых значений допустимого радиуса.

В простейшем случае основа образуется относительно толстым перфорированным листом фанеры, допустимый радиус изгиба которой заведомо ниже требуемого. Такая деталь, скорее всего, не будет обладать необходимой прочностью, поэтому впоследствии её «обшивают» ещё несколькими тонкими слоями. В каждом случае выполняется клеевое соединение по всей плоскости, листы предварительно размягчают, чтобы они не выправляли форму сердечника.

Обшивка может выполняться не только с целью придания прочности. В ряде случаев один или несколько внешних слоёв преследуют чисто декоративную функцию. Например, тонкие листы шпона могут скрыть следы крепления заготовки к шаблону, а фанера замаскирует перфорацию или надрезы. Также возможна оклейка детали пластиком, ламинированным шпоном и иными финишными материалами, плохо сохраняющими форму.

Привет всем на палубе, коллеги!
Просмотрел еще раз статью про древесину и обнаружил, что не сказано самое главное. Породы породами, а в каком виде все это к нам попадает и как используется? Вот об этом сейчас и речь.
Первый вид древесных материалов - массив или пиломатериал. Бревно, брус, шпальная вырезка, обапол (горбыль), доска, брусок, тес, рейка. Первые три, как вы понимаете, нам не особо интересны. Нет, конечно, если у вас в сенях скромно стоит пилорама, тогда можно и бревнами побаловаться. Только я почему-то думаю, что у вас станочный парк скромнее, а потому про первые три речи нет.
Обапол или горбыль - крайняя срезка с бревна. Имеет одну плоскую и одну закругленную сторону, покрытую корой. Если учесть, что ее толщина колеблется от 10 до 40 мм, то для нас этот материал тоже пригоден к употреблению. Мы с вами оперируем другими размерами: 5, 10, 15 мм, а потому можем накроить из горбыля вполне пригодные рейки, планки и пр. заготовки.
Доска - пиломатериал, у которого ширина значительно больше толщины. Самые рапространенные толщины до 40-50 мм. Доски толщиной 5-15 мм и небольшой ширины с хорошей (гладкой) поверхностью называются - тес. Или планки.
Брусок - пиломатериал, у которого ширина и толщина равны между собой или незначительно отличаются.
Рейка - тот же брусок, только более тонкий.
Шпон - древесный материал, очень тонкий, очень широко используемый. Бывает двух видов: лущеный и строганый.
Лущеный получается на специальных станках, в которых круглое бревно ("карандаш") вращается и навстречу ему подводится такой "ножик", шириной равный длине этого " карандаша" и снимает с него (лущит) этакий непрерывный коврик толщиной, на которую отрегулирована подача (как правило от 0,5 до 1,5 мм) и шириной с этот "ножичек". Этот шпон рыхлый, с щелями и дефектами от выпавших сучков.
Строганый получают из подготовленных брусьев, поэтому листы равны ширине бруса на его длину. Нож длиной с этот брус движется возвратно- поступательно и сострагивает пластину. Шпон получается плотный, очень красивый. Толщиной от 0,2 и до 1 мм.
Как правило лущеный шпон производят из недорогих пород - осина, ольха. Строганый из более дорогих - береза, дуб, ясень, орех, махагони, груша, вишня и т.д.
Лущеный шпон идет на внутреннюю переклейку фанеры. Строганый шпон - материал для моделизма замечательный. И обшивку корпуса, и настил палубы и еще ряд работ ничем иным и не выполнить. Попутное замечание: при работе со шпоном (резке) учтите - он норовит пустить направление реза по слоям. Чтобы не испортить заготовку рекомендую одну сторону промазать клеем ПВА и дать высохнуть или наклеить слой бумаги типа газетной. Бумагу потом можно сошкурить, а на клей можно "приварить" утюжком (подробнее позже) деталь на место.
Из шпона изготавливается ФАНЕРА - очень доступный, очень удобный для нас материал. Толщина самая разная. Хитрецы финны из русской березы умудряются делать трехслойную фанеру начиная с толщины 0,6 мм, очень качественную. По качеству фанера бывает cтроительная, мебельная, авиационная (по возрастанию качества). Толще 10 мм с более толстыми (>5 мм) внутренними слоями чаще называют "сэндвич". Слоев может быть много. Каждый последующий слой перпендикулярен предыдущему. Переклейка выполняется на мощном синтетическом клее с горячим отверждением под прессом. Фанеру можно резать чем угодно по любому направлению. Кое-кто замачивает фанеру и расслаивает для получения шпона. Не надо, коллеги. Хорошую фанеру расслоить тяжело (клей хороший), а плохую для чего расслаивать? Часто фанеру (особенно в мебельной промышленности) сверху обтягивают ценными породами, наклеивают "рубашку".
Есть еще древесные материалы ДСП, ДВП, МДФ, но для моделизма они годятся только в качестве подставок. Не более.
Чтобы закруглиться с этой темой (нет, мы еще будем возвращаться к древесине в изготовлении палуб разных масштабов, решеток, блоков и много чего другого), сегодня расскажу легкий способ изготовления круглых деталей: мачт, реев, бушпритов и прочих рангоутных деревьев. Сразу начинается разговор: "у меня нет токарного..." А он и не нужен. Вспомним 4-й класс школы, уроки труда. Берем реечку сечением на 1-1,5 мм больше нужного диаметра, каждую сторону делим на четыре части и карандашиком прочерчиваем крайние четвертинки. Затем рубаночком,лучше "блошкой" сострагиваем уголок, ориентируясь на разметку. Получаем восьмигранник. Затем берем стеклышко (под окном, которое кто-то вчера разбил) и острым краешком снимаем (циклюем) оставшиеся ребрышки. После этого зажимаем заготовку в электродрель (ну, это сейчас в каждом доме), берем в руку кусок крупной шкурки (лучше на матерчатой основе), обхватываем заготовку и на ходу шкурим постепенно меняя шкурку на более мелкую. И зачем вам токарный? С опытом научитесь делать конуса и двойные конуса (для реев).

ИНСТРУМЕНТЫ.


Все руководства по судо- (и не только) моделизму начинаются с раздела "Оборудование и инструменты", и новообращенный, прочитав про верстак и прочие премудрости, слегка приунывает, но идет в инструментальный магазин с перечнем того, что нужно, и понимает, что дальнейший разговор дома примет направление "или я (мы) или моделизм". Как этого избежать? Попробую объяснить.
Во-первых, верстак. Для тех, кто занимается "пластиком", вполне заменим резиновым ковриком для резки, который, в свою очередь, может быть заменен на разделочную доску из плотного полиэтилена или что-нибудь аналогичное и полкой в шкафу с ящичком для мелкого инструмента. Для более габаритных моделистов вполне подойдет откидная доска за кухонным шкафчиком с опорной ногой. Тисочки и ласточкин хвост закрепятся на ней. Один мой ученик очень долго работал в салоне на полированном столе на подложке для резания и возражений ни у кого не возникало. А он строил парусники, деревянные. Главное - объяснить и соблюдать.
Во-вторых, инструменты. Если вы задумаете приобрести сразу все, что рекомендуют, то вы миллионер. А у нас, простых людей, инструмент накапливается постепенно. Многое делается самостоятельно. Например "бутылочники" свой инструмент делают самостоятельно. Не производят его и не продают. По мере рассмотрения мы будем говорить о самодельном инструменте и оборудовании. Итак...
1.Измерительный инструмент. Линейки. Только стальные. Деревянные и пластиковые - только материал для изготовления моделей. Одна маленькая и одна большая вполне достаточно для начала (15 и 40 см). Выбирая линейку, проведите ногтем по рискам: услышите щелчки можно брать. А то братья с дальнего востока насобачились делать риски краской. Стираются, да и сталь с добавлением сливочного масла - гнется и не только по плоскости, но и по ребру (не шучу). Ну, со временем, вам может понадобиться и метровая, но это потом. Возьмите на вооружение мысль: "мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи". Инструменты покупаются не на один день.
2.Угольники. Только стальные, только с обушком. Хорош иметь один лекальный (плоский) для проверки.



3.Штангенциркули. Достаточно одного, только заточите ему остро губки. Будет работать как рейсмус, а когда поднатореете и как резак. Ну, еще раз напомню: ни в коем случае не пластиковый - цацка это для детей.



4.Режущий инструмент.
Этот инструмент много денег не потребует. В принципе можно обойтись и самодельными. А вот то, что можно недорого купить



Этот наборчик в магазинах в двух вариантах: один из них китайский и цанги у него пластиковые (вон те, синие), погибают очень быстро. Если у вас есть возможность выточить дюралевые, то берите. Я так и сделал. Хорош наборчик тем, что к нему можно наделать дополнительных лезвий. Нужно только найти стальных пластинок. На любом заводе можно найти обломки дисковых фрез. Сталь на них хорошая (Р9, Р18) "быстрорез" или "самокал"



Эти ручки тоже пригодны и тоже можно делать сменные лезвия самостоятельно.



Вот это более серьезные резачки-скальпеля со сменными лезвиями. Последние 18 лет я работаю в основном ими. Ручки покупаются один раз (только не пластиковые), они двух типов - большая и малая. Лезвия использую 4 типов: №25 и 26 для большой ручки и № 10а и 11 для малой. Нет, в каталогах их намного больше, но эти самые удобные для меня. Использую я их на полную катушку. Свежими режу мягкие материалы: бумагу, картон, тонкие пластики, пенопласт. Затупившиеся или с обломившимися кончиками не выбрасываю, а режу листовые металлы (медь, латунь, бронзу, алюминий) толщиной до 0,3 мм.



А вот самый любимый для тончайших работ - маленький, тонкий (хотя куда уж тоньше), очень острый. Марка BD-100 в художественных магазинах. Молодцы японцы. Ручка лучше металлическая - у нее прорези для лезвия глухие. Держат намертво. Лезвие отламывается от полоски так же, как у японского ножа.



А вот и он сам. У нас так и называют "японский нож". А у вас? Пригодный инструмент, причем учтите, что работать можно не только кончиком. Вся режущая часть работает прекрасно. При выборе обратите внимание на прочность и надежность защелки.
Хочу показать вам еще один ножик. И даже не только ножик.



Включает в себя стамеску, нож, резак по пластику и зверскую пилу. Ручка прочная, крепление надежное. Очень рекомендую.



Ну, а это - самоделки. Всю жизнь мы делали их. И даже при теперешнем выборе нужно кое-что бывает делать таким инструментом, которого просто нет. Рекомендации? А нет их. Сталь получше, заточка какая для вас удобна (вот я люблю правую фаску), ручка попрочнее и поудобнее.
Теперь возьмите самый острый нож и посмотрите на лезвие в микроскоп. Если лень идти до микроскопа, поверьте на слово: вы увидите множество мельчайших зубчиков. Этакую "пилу". Так вот любой рез необходимо делать скользящим движением, а не давить сверху вниз. Резать будет легче, а срез будет чище. И запомните золотое правило - "не работай на себя", т.е. на свое ТЕЛО: руку, ногу, живот. Много раз видел как опытные работники очень сильно травмировались. Самонадеянность, знаете ли.
Про стамески рассказывать не буду, и сами знаете. Единственное, что хочется сказать - полукруглые стамески частенько нужны, но в магазинах одна халтура - сталь плохая, заточка никакая. Хороши только наборы "мастерских Худфонда" для резьбы по дереву, но цены о-го-го. Раньше мы делали полукруглые микростамесочки из школьных перышек. И сталь ничего, и форма уже готова, и стоили копейки. Шлюпочки долбить - лучше не придумаешь. Я бы и сейчас прикупил, да только где? А вообще делайте инструмент сами, когда надо. Как-то мне понадобились тончайшие стамески 0,2-0,5мм. Знаете из чего сделал? Из хвостовиков лобзиковых пилок. Сталь-то ничего. Работали нормально.
5.Пилящий инструмент.
Ну, пилы, то есть. Нет, всякие там ножовки, продольные, поперечные, выкружные, лучковые рассматривать не будем. Поглядим на более модельные.


Шлицовки, т.е. обушковые пилы и пилочки. Широкое полотно, усиленное обушком, что не дает им гнуться. Размеры разные, назначение примерно одинаковое - тонкий ровный распил. Выпускаются специальные для моделистов толщиной 0.3мм, с хорошим зубом, но недолговечные. Доят нашего брата. Специальные для металлов имеют более мощное полотно.



Ну, а это лобзики. Наверняка всем известный инструмент. Какова у вас рамка неважно. Лишь бы была упругой. Главное - хорошие полотна. Самые хорошие - ювелирные. Недешевы, но работают - песня. Пилят металл до 2мм, не уходят самостоятельно куда вздумается. Хороши наборы пилок "Вольфкрафт" - 6 типов разных пилок для разных материалов.
Рамка с регулировкой хороша тем, что можно сломанную пилку использовать до последнего вздоха



Еще две пилки. Тоже японцы. Зубы зверские. Режут все (кроме металлов) и очень быстро. Но давно не встречаю в продаже. У нас во всяком случае. А жаль. Последние остались.

Последнее - кругорезы. Тот что желтый и поменьше ростом - для тонких и мягких материалов. А тот, что пострашнее приспособлен для работы в сверлильном станке (раньше был с ручкой). Гонял круги - только держись и руки береги от штанги. Даже из оргстекла 10 мм.


Напоследок: смотрите по сторонам и думайте над самодельным инструментом. Он наиболее интересен.

Наверное, у каждого при выпиливании очередной поделки расслаивалась задняя часть фанеры. С такой проблемой думаю, сталкивался каждый. В данной статье я расскажу Вам, как устранить проблему расслаивания задней части фанеры.

Причина?

Всему вина - некачественная фанера. Причин может быть много: неправильное хранение фанеры, плохие полотна при выпиливании и т.д.

Если в самом начале процесса работы у вас расслоилась фанера, то не стоит продолжать выпиливать дальше. Лучше выбрать более качественную фанеру и перевести чертеж заново. Если у Вас нету хорошей фанеры, то лучше покрыть ее раствором из клея и воды. Не всегда стоит винить фанеру, в большинстве случаев всему вина - полотна. Разновидностей пилок очень много, каждая отличается по своим размерам, зубцам, гибкостью и т.д. Пилки и могут повредить фанеру с обратной стороны.

Чтобы фанера не расслоилась нужно промазать заднюю часть фанеры раствором из клея и воды.

1.

В небольшой сосуд налейте пару столовых ложек воды, затем накапайте туда пару капель клея, желательно ПВА. Если Вам необходимо покрыть более крупную заготовку, то воды с клеем добавляйте соответственно побольше.

2.

Размешивайте содержимое сосуда до однородной массы, после можете покрывать заднюю часть фанеры получившимся раствором при помощи специальной кисти «Для клея». Процедуру покрытия стоит выполнять 2-3 раза, от этого зависит качество фанеры.

3.

После покрытия фанеры необходимо немного подождать пока высохнет фанера. После просушки у Вас получится качественная фанера, которая не расслоиться при выпиливании.

Можно попробовать и такую технологию - отшлифовать заготовку и покрыть ее поверхность с обратной стороны мебельным лаком НЦ-223 (Или паркетным). Лак быстро сохнет и создает защитную пленку, крепко склеивая древесные волокна.

Фанеру 3мм толщиной из березы нужно распустить на полоски шириной 50 мм.

Если листы фанеры достаточно большие, то для них трудно будет искать большую емкость для замачивания листа полностью. Поэтому можно сразу нарезать фанеру на полоски нужной толщины, сложить их в емкость с горячей водой и выдержать там определенное время, пока фанера не начнет расслаиваться на отдельные слои шпона. После этого нужно воспользоваться тесаком, чтобы отделить слои один от другого. Скорее всего придется отделять шпон в два этапа: сначала внешние слои у всех нарезанных полосок фанеры, затем внутренние, дав им время лучше пропитаться водой, так как изначально им не давали это сделать верхние слои шпона.

Так, постепенно, Вы распустите всю фанеру на полоски шпона нужной ширины.

Её необходимо размочить в горячей воде в течении достаточного времени, тогда при помощи острого предмета легко удастся отделить один слой от другого. Процесс примерно выглядит так. В большую ёмкость необходимо набрать горячую воду температурой до ста градусов по Цельсию (не кипяток), и погрузить в неё лист фанеры, прижав чем нибудь, что бы она не всплывала. В то же время надо сделать так, что бы фанера плотно не прижималась к днищу ёмкости, тогда фанера быстрее размокнет. Через некоторое время можно попробовать край фанеры расщепить при помощи резца или ножика. Если слои стали податливыми, то достаточно.

Правда, как утверждают специалисты, после намокания фанера сможет потерять свою форму, и для того, что бы ей вновь придать ровный и гладкий вид, сушить её придется в соответствующих условиях, то есть либо под грузом, либо под прессом.

После высыхания сможете нарезать слои на полоски нужной ширины, но на самом деле проще купить шпон, так как этот "рецепт" только для крайних случаев.

Еще вопросы по вашей теме:

  • Есть ли технология для производства березового лущенного шпона в домашних условиях?