Бывает не бывает цель. Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы картотека (средняя группа) на тему. Дидактическая игра «Выложи сам»

Разделы: Работа с родителями

Цель: познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях.

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные воспитатели.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное . Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
Наглядно-образное . Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
Словесно-логическое . Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец , груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка .
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  4. Береза, дуб, земляника , сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла , шампунь.
  6. Хлеб , молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето , секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица , сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие зверей.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие транспорт.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый – трусливый
Твердый – мягкий
Шершавый – гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор )

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;
шкаф – свитер;
холодильник – кефир;
тумбочка – книжка
кастрюля – суп;
дупло – белка;
улей – пчелы;
нора – лиса;
автобус – пассажиры;
корабль – матросы;
больница – врачи,
магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название» . Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.
Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

Памятка

Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Игры для детей 6 лет

Дидактические игры. Игры направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребёнка.

Дидактическая игра «Выложи сам»

Цель: научиться анализировать форму предметов.

Детям дают контурное изображение, например, рыбка, кошка и т.д.

Фигуры квадраты, треугольники дети вырезают самостоятельно.

Вот какие предметы можно складывать из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Коврик для куклы»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, знать направления справа, слева, середина и т.д Коврик можно делать из обычного листа бумаги, а фигуры либо рисовать, либо вырезать из бумаги геометрические фигуры. Следуем наказу куклы: сначала следует заполнить середину, затем - вверху справа, внизу справа и т. д.

Дидактическая игра "Чего на свете не бывает!"

Цель: развиваем воображение, речь

Предложите ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Попросите его рассказать, что он нарисовал, и вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни. Игра пройдёт очень весело. Дети с калиниградским художником А.Тайниковым нарисовали: кото рыбу, слонорыбу…

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»

Цель: развитие речи, воображения

Берём «чудесный мешочек». Спрячем в него какую-нибудь игрушку и описываем её внешний вид, например: «Жёлтого цвета, туловище круглое голова круглая, клюв острый» (цыплёнок). Следующим прятать и описывать предмет будет ребёнок. Можно в «чудесном мешочке» после того как ребёнок отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.

Дидактическая игра «Пары слов»

Цель: развитие памяти

Предлагаем ребёнку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например. Вы называете такие пары: кошка - молоко, мальчик - машина, стол- пирог и т. п- и просите ребёнка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребёнок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдельными смысловыми связями.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает»

Цель: развитие речи, воображения ребёнка

Учитель спрашивает у детей, бывает это в действительности или нет? Если нет, дети топают ногами, если да - хлопают в ладоши. Знак учителя руками перед грудью крест на крест - стоп, дети прекращают хлопать или топать. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», « Волк на дереве сидит», « В кастрюле чашка вариться», «Кошка по крыше гуляет». «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывёт», «Домик рисует девочку», «Девочка рисует домик» и т.д игра пройдёт веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребёнка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда - это только сделает игру веселее.

Дидактическая игра «Назови соседей»

Цель: уметь называть соседей числа

Играющие, встают в круг. Один ребёнок берёт в руки мяч. Он бросает мяч партнёру, называя число (от 0 до 10). Поймавший мяч должен назвать «соседей» названного числа (числа на 1 больше и на 1 меньше названного) после этого он называет своё число и бросает мяч следующему играющему. Если поймавший ошибается в назывании соседей, он выбывает из игры.

Дидактическая игра «Считай правильно»

Цель: формировать умения детей соотносить количество предметов с числом.

Игра выполнена из плотного материала белого цвета. На материал пришили пуговицы. Детям завязали глаза, и просят пальчиками посчитать количество пуговиц. Соотнесите количество пуговиц с нужной цифрой.

Игра «Цифровая таблица»

Цель: определить объём, скорость распределения и переключения внимания. Если ребёнок умеет считать, предложите ему таблицу, состоящую из цифр от 1 до 25, порядок расположения цифр произвольный. Задание будет следующим. Нужно быстро находить, показывать и называть цифры от 1 до 25. На выполнение этого задания ребёнок должен затратить 2 мин, почти не сделав ошибок.

Игра «Найди отличия»

Для игры вам потребуются парные карточки (см. образец ниже).

Сравнивая карточки, ребенок должен найти указанное количество отличий в знаках.

Вариант 1

Рассмотри внимательно и найди 3 отличия.

Вариант 2

Рассмотри внимательно и найди 5 отличий.

Вариант 3

Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.

Игра «Кто кем был?

Ребёнок должен ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыплёнок(яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (телёнком), дуб (жёлудем), рыба(икринкой), яблоня9 семечком), бабочка(гусеницей), хлеб (мукой), рубашка(тканью), ботинки (кожей) и т.п. Можно давать и другие слова, требующие от ребёнка понимания перехода одного качества в другое.

Список используемых источников:

1.«Чего на свете не бывает?» Занимательные игры для детей, Москва «Просвещение», 1991год

2.А.Герасимова «Тесты для подготовки к школе», Москва «Айрис пресс». 2004год

Какое слово я задумала? В слове есть два гласных зву­ка и, о. Что это? (Лимон.) В слове три гласных звука а, и, о. (Абрикос.) В слове есть три гласных звука у, и, а. (Клубника.)

В названии какой ягоды звук к слышим в начале и конце слова? (Крыжовник.)

В названиях каких фруктов и ягод есть звуки р, р"? (Виноград, инжир, рябина, груша, хурма и т. д.)

Соберите «рассыпанные» звуки в слова: л", м, и, о, н (лимон); н, а, б, н, а (банан).

Замените в слове грозди звук р на звук в. Какое слово получится? (Гвозди.)

Замените в слове почка первый звук следующими зву­ками: т, д, м, к, б, н. Какие новые слова получились? (Точка, дочка, мочка, кочка, бочка, ночка.)

Узнайте названия фруктов по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог а, последний - нас. Какое это слово? (Ананас.) В слове четыре слога, первый слог смо, последний - на. (Смородина.) В названии ягоды четыре слога, первый слог е, последний - ка. (Ежевика.)

Дополните слоги. Сли..., виш..., ря.., ма.., гру... . Составь­те слово из перепутанных слогов: ки-долъ (дольки), ки-вет (ветки), во-ре-де (дерево), жу-ко-ра (кожура), ди-гроз (грозди).

«Слово в слове». Какое одно и то же слово «прячется» в словах веточка, косточка, листочка? (Точка.)

«Спрятанные слова». Виноград (град, вино, ноги, рад, дар, нива, гори), малина (мал, Лина, Алина, Нил, мил, ил, налим, лама).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Игра «Чудесный мешочек».

Узнайте фрукты на ощупь. Какой плод самый глад­кий? Какой плод имеет шероховатую поверхность?

Сравните по весу. Какой из фруктов самый легкий, а какой - самый тяжелый?

Узнайте фрукты по вкусу. Какой плод самый мягкий? Самый твердый? Самый сочный? Что сочнее - ягоды или фрукты?

Узнайте фрукты по запаху. Сравните фруктовые аро­маты.

Выберите и назовите все фрукты желтого, оранжево­го, красного и других цветов.

Подберите фрукты, похожие на круг и овал.

Соедините части разрезанных фруктов. Найдите кусо­чек, половинку и четвертинку яблока, груши. Найдите дольку лимона, апельсина, зернышко граната.

Что выше - фруктовое дерево (яблоня) или ягодный куст (крыжовник)? Что ниже - куст земляники или куст смородины? Чем отличаются фрукты от ягод? Сравните фрукты и ягоды по величине. Какая ягода или фрукт самые маленькие?

Когда это бывает? (Яблоня в разное время года: в цве ту, покрытая зелеными листьями и яблоками, с желты ми листьями и без листьев.)

Что сначала, что потом? Расставьте слова по порядку: яблоня, яблоко, семечко, росток, саженец.

Положите яблоко между апельсином и лимоном, гру­шу между сливой и гранатом и др.



Работа с картинками.

Что художник нарисовал неправильно? (Фрукты рас крашены неправильно.)

Найдите вторую половинку яблока, груши и других фруктов. (Соотнесение по цвету и величине.)

Составьте яблоко, грушу и др. из частей. (Составить картинку, разрезанную на несколько частей.)

Соедините фрукты со стаканами сока (соотнесение по цвету). Какой сок в стакане?

Что нужно для компота и салата? (Соедините овощи с салатницей, а фрукты с кастрюлей.)

«Цветы, плоды и листья». (Соотнесение цветов, листь­ев и плодов с названием определенного фруктового дере­ва или кустарника.)

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Какого фрукта не хватает в ряду? В первом ряду кар­тинки с изображениями яблока, лимона, груши и сли­вы. Во втором ряду - яблока, лимона и сливы. В тре­тьем - лимона, груши и сливы. В четвертом - яблока, груши и сливы. Назовите фрукты, пропущенные в каж­дом ряду.

Игра «Бывает - не бывает».

Клубника растет на дереве. Вова съел сладкий лимон. Я видела фиолетовый апельсин. Из земляники свари­ли варенье.

Щи сварили из груш. Из фруктов сварили компот. Мы ели сушеный виноград. Мы ели яблочное варенье. В бочке засолили груши. Дети пили сливовый сок.

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такие фрукты: яблоко, лимон, апельсин...

Цепочки слов.

Послушайте, запомните и повторите слова, гранат, хурма, слива, виноград, яблоко, груша Послушайте слова еще раз. хурма, слива, виноград, яблоко, груша Какое слово исчезло из ряда?

малина, земляника, крыжовник, смородина, клубни­ка, виноград



Какое слово исчезло из ряда?

земляника, крыжовник, смородина, клубника, виноград

Запомните эти слова: виноград, персик, груша, апельсин, ли­мон, яблоко.

Я буду говорить слова-подсказки, а вы - назы­вать фрукты или ягоды.

лоза - (виноград) дольки - (апельсин, лимон)

лампочка - (груша) косточка - (персик) земля - (земляника) чай - (лимон)

Кто больше запомнит?

Перед детьми выкладываются фрукты или их изобра­жения, дается установка на запоминание, а затем они закрываются. Дети должны назвать как можно больше названий фруктов.

Игра «Что изменилось?». Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Дети на­зывают, какие фрукты появились.

Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: ягоды, фрукты, овощи и цветы. Одна из групп предме­тов убирается. Какой группы предметов не стало?

Кто больше запомнит?

Произносится четыре - шесть названий ягод (крыжов­ник, смородина, клубника, малина), цветов (гвоздика, роза, ромашка, колокольчик, маргаритка) или фруктов (груша, яблоко, лимон, апельсин, мандарин). Дети подбирают и раскладывают картинки в той же последовательности.

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ К ЗАДАННОМУ РОДО ВОМУ ПОНЯТИЮ

Назовите одним словом.

банан, ананас, абрикос, персик, слива, вишня, груша, яблоко (фрукты)

гвоздика, ромашка, тюльпан, нарцисс (цветы) смородина, калина, крыжовник, земляника (ягоды)

Педагог бросает мяч и называет слова, принадлежащие к той или иной родовой группе. Ребенок ловит мяч и называет обобщающее слово. Например, яблоко - фрукт, капуста - овощ, персик - фрукт, клубника - ягода, подберезовик - гриб.

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

«Четвертый лишний».

вишня, слива, огурец, гранат

помидор, апельсин, мандарин, яблоко

банан, кабачок, перец, баклажан

роза, ромашка, малина, мак

смородина, крыжовник, горошина, клубника

Назовите общий признак у фруктов.

персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри кос­точку)

яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

слива и лимон (похожи на овал)

апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

Составьте логические цепочки со словами.

яблоко, сахар, крышка, банка яблоня, гусеницы, скворцы, листья клубника, варенье, чай, розетка

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Представьте, что вы попали в Волшебный Сад. По­фантазируйте, что вы можете там увидеть. В Волшебном Саду вы увидели яблоки величиной с арбуз. Что вы бу­дете с ними делать?

Придумайте диалоги.

Что могла бы сказать Вишенка девочке Даше? («Осто­рожно, не проглоти мою косточку!», «Будь осторожна, когда меня ешь, ты можешь сломать зуб».) О чем гово­рили между собой цветущие Яблони?

Что могла бы сказать Коле Яблоня, увидев, что он ест немытое яблоко? О чем могли говорить между собой упав­шие Сливы? Что сказали Плодовым Деревьям Скворцы, прилетевшие с юга? Что говорит Божья Коровка Листь­ям Смородины?

Сочините чистоговорки.

Кос-кос-кос, в саду вырос (абрикос). Кос-кос-кос, залез в корзинку (абрикос). Пот-пот-пот, мама сварила (компот). Цы-цы-цы, прилетели в сад (скворцы). Ели-ели-ели, на деревья они (сели). Ад-ад-ад, они спасут наш (сад). Рад-рад-рад, едим мы сладкий (виноград). Наты-наты-наты, мы едим (гранаты).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Фрукты. Ягоды. Цветы. Сад».

Что такое сад? Почему сад назвали фруктовым? (По­тому что в нем растут фруктовые деревья.) Какие фрук­товые деревья растут в саду? Чем отличается сад от ого­рода? Зачем человеку фрукты? Какие фрукты полезнее для здоровья человека - сырые или консервированные?

Что надо сделать с фруктами, прежде чем их съесть или приготовить? Почему нельзя есть немытые фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Как можно сохранять фрукты зимой? (Их можно положить в холодное место, заморозить, высушить и законсервировать.) Какие фрук­ты можно сушить? Как называются сушеные фрукты? (Сухофрукты.) Как называется сушеный виноград? Как называются сушеные абрикосы? (Без косточек - кура­га, а с косточками - урюк.) Почему сушеные сливы назвали черносливом?

Какие ягоды можно вырастить в саду? На чем растут смородина, крыжовник, жимолость, облепиха и другие ягоды? (На кустах и кустарниках.) На чем растет клуб­ника и земляника? (На кустах и кустиках.) На чем рас­тет виноград? (На виноградной лозе.) Как называется место, где растет виноград? (Виноградник.)

Что сажают для украшения сада? (Декоративные кус­ты и цветы.) Какие декоративные кусты вы знаете? (Си­рень, жасмин, акация.) Почему эти кустарники называ­ются декоративными? (Потому что они украшают сад и радуют людей своими ароматными и красивыми цветами.)

Какие садовые цветы вы знаете? Зачем люди выра­щивают цветы? Где растут цветы? (На клумбах и газо­нах.) Кто выращивает цветы? (Цветовод.) Зачем нужны в саду лужайки? Что высевают на лужайке?

Что нужно для того, чтобы в саду выросли цветы, ягоды и фрукты? (Почва, свет, тепло и влага.) Как люди заботятся о деревьях? (Они удобряют и рыхлят почву вокруг деревьев, обрезают сухие сучья и ненужные вет­ки, уничтожают вредителей сада.) Зачем весной белят стволы деревьев? (Светлая кора меньше нагревается на солнце, и дереву от этого прохладнее в жаркую летнюю погоду, на побеленных стволах не любят селиться вред­ные насекомые.) Зачем на зиму нужно обвязывать ство­лы деревьев? (Чтобы зайцы не сгрызли кору и стволам деревьев было теплее в лютые морозы.)

Как называются профессии людей, которые разводят сады и ухаживают за ними? (Садовод и садовник.) Как должны люди относиться к деревьям и цветам? (Береж­но, заботливо, с любовью.) Знаете ли вы, что деревья и цветы, так же как животные и люди, любят, чтобы им говорили ласковые, нежные и добрые слова?

Есть ли у человека помощники? Кто они? (Птицы и насекомые.) Как птицы помогают человеку? Что случит­ся, если в саду появится много гусениц? (Они съедят все листья, и сад не будет плодоносить.) Как человек может отблагодарить скворцов за помощь? (Развесить в саду скворечники.) Каких полезных насекомых можно увидеть в саду? (Божьих коровок.) Почему их можно назвать полезными? (Потому что они уничтожают тлю.) Как люди должны к ним относиться?

В какое время года цветут фруктовые деревья? Поче­му нельзя рвать цветы с фруктовых деревьев? Каких насекомых можно чаще других встретить в цветущем саду? (Пчел, шмелей и ос.) Как зависит урожай фруктов от количества этих насекомых? Почему пчеловоды пред­почитают ставить улья в садах?

Хорошо это или плохо, если на нашей планете будет расти много фруктовых садов? Что ты сделаешь для того, чтобы на земле было много садов?

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

ВИШНЕВЫЙ САД

Посадили вишенку
Раннею весной,
Напоили вишенку
Талою водой.
Подрастала вишенка
Много лет подряд.

Расцвела, красавица! -

Люди говорят.

Мы подружек вишенке

Посадили в ряд.

Радует прохожих

Наш вишневый сад.

Л. Герасимов

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разделю,
Яблоко с другом своим разделю.

ЯГОДКА ПО ЯГОДКЕ

Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке -
Дело продвигается,
Ягод убавляется...
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще
Ягодок немного?

Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке -
Тают, как снежинки,
Ягоды в корзинке.
Закатилось солнышко,
Показалось донышко,
А на донышке видна
Только ягодка одна.
Не идти же с ней домой,
Съем ее - и с плеч
Долой.

Н. Саконская

Яблоня, яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния свалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?

Куда они пропали?
- Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали...
Дети оборвали!

Сербская песенка
Перевод С. Маршака

Окапывали вишни.

Сергей сказал: -Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Бежит Сережа в сад.

Ну, нет, теперь ты лишний! -

Ребята говорят.

ЯБЛОНЬКА

Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая,
Вся стоит в цвету.

Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!

И. Токмакова

Это яблоневый сад,
Это яблоневый сад.
Щеки яблоки надули
И под листьями висят.

Такое буйство!
Тут властвуют
Цветы.
Тюльпанами

Любуйся.
Нарциссами
Любуйся
До самой
Темноты!

Е. Благинина

МАЛЬЧИК И ДЕРЕВО

Дерево,
Послушай,
Подари мне
Грушу!

Всей листвой на солнце

Дерево смеется:
- Ветку, мальчик, не тряси.
Нету груши у меня.
Лучше яблок попроси,
Я ведь - яблоня.

О. Дриз
Перевод Г. Сатира

Поспела малина
И нас поманила,
Красна, и вкусна,
И сока полна.
Пришли мы и сразу
Наполнили тазик.
Горит костерок,

Стоит таганок.
Имейте терпенье,
И будет варенье.
Мы с мамой сидим
И пенки едим.
И смотрит со взгорка
Малина, как зорька.

Б. Егоров

КРАСНОЕ ЯБЛОЧКО

Яблони в печали
Ветками качали:
Наши яблочки, как мед,
А никто их не берет.
Тут одно висеть устало,
На зеленый луг упало,

Покатилось по дорожке
Прямо Машеньке под ножки.
Маша яблочко нашла,
Маша красное взяла,
Покрутила, повертела
И... съела.

* * * Б. Бояринов

Зерна красные горят,

Сок готовит нам гранат.

Сок гранатовый густой,

В нем луч солнца золотой.

Как птенец, птенец пушистый,

Персик розовый, душистый.

Украшенье сада -

Гроздья винограда.

Не растут средь белых льдин

Апельсин и мандарин,

А растут они на юге,

Далеко от белой вьюги.

В каждой дольке сладость.

В каждой дольке радость.

А лимон - родной их брат -

Все же будет кисловат.

Но зато, как Айболит,

От болезней исцелит...

Б. Степанов

ТЮЛЬПАНЫ

Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,

И у каждого наряд
Очень ярок и богат!

гвоздички

Мы - гвоздички красные,
Лепестки атласные,

Стройненькие ножки,
Зеленые сапожки.

колокольчик

В модной шляпке голубой
Колокольчик озорной.

С кем ни повстречается -
До земли склоняется!

Хрупкая, неясная,
Вся белоснежная,

Золотой завиток
Украшает цветок.

С холодом и ветром
Вновь дожди пришли.
А в саду, как летом,
Астры расцвели!

Даже под холодным
Проливным дождем
Долго астры радуют
Нас цветным ковром.

Л. Герасимова

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Желтый, круглый, ты откуда?

Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь?

(Апельсин)
Г. Сапгир

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине - сладко.

Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь - сладко.

(Яблоко)
И. Котляров

Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела - посинела.

(Слива)
И. Котляров

Ветер дул что было сил -
Только их не погасил.
Долго дождик моросил -
Тоже их не погасил.

И теперь доволен сад,
Что на всех ветвях подряд
Искры сладкие горят.

(Вишни)
И. Котляров

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.

Маленькая печка

С красными угольками.

Каждый листик - как ладошка.
Схож он с бусами немножко.
Был зеленым, а поспел он -
Стал янтарным, красным, синим.

(Виноград)

Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, -
И вот теперь - я спелая.

(Смородина)

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ животное кошка кот котенок собака пес щенок корова бык теленок лошадь конь жеребенок мул осел ишак осленок овца баран ягненок свинья поросенок верблюд олень як кролик лама буйвол скот части тела голова шея туловище холка рот пасть ухо глаз борода грива рог усы нога лапа копыто коготь хвост шкура место проживания двор клетка конура сарай ферма коровник конюшня ипподром конезавод свинарник овчарня загон вольер пастбище выгон навес место обитания луг горы высокогорье пустыня тундра профессии фермер скотник свинарка телятница доярка овчар чабан конюх пахарь
жокей пастух оленевод погонщик отношение человека забота уход любовь радость ответственность ласка терпение доброта внимательность дружба преданность привязанность верность привычка прочие слова молоко мясо сало жир щетина кожа шерсть пух охрана поиск стадо отара табун кличка порода скакун голоса животных хрюканье мычание ржание рык блеяние меканье лай имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ жвачный домашний молочный мясной копытный ездовой гужевой верховой каракулевый горбатый меховой сторожевой охотничий пожарный декоративный розыскной служебный породистый крупный худой бодливый лохматый шелковистый курчавый густой пушистый теплый мягкий шершавый гладкий кудрявый смирный ушастый послушный грациозный ловкий выносливый забавный смешной ласковый верный доверчивый кошачий собачий коровий лошадиный олений козий верблюжий кроличий свиной овечий фермерский хозяйский ГЛАГОЛ мяукать мурлыкать мычать ржать блеять лаять хрюкать мекать визжать жмуриться бегать резвиться скакать валяться рыть выпускать обмахиваться пастись жевать пережевывать грызть лакать пить охранять ласкаться дружить
лизать заботиться доить запрягать дрессировать накормить напоить приручить приласкать выпустить ПРИЧАСТИЕ лающий мяукающий мычащая хрюкающий накормленный свисающий торчащий ласкающий угнанный запряженный резвившийся ускакавший НАРЕЧИЕ вскачь рысью трусцой верхом галопом ласково заботливо постоянно всегда лениво бесшумно радостно тихонько украдкой

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите мимикой и жестами отношение разных лю-
дей к животным: хозяин косит траву для коров, забот-
ливый конюх чистит и причесывает коня, хозяйка нали-
вает молоко в миску для котенка. Выразите состояние
хозяйки, у которой пропала собака, кошка или коза.

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Изобразите ласковую кошечку, игривого жеребенка;
довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую
корову, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи,
и верблюда, идущего по пустыне. Представьте и покажи-
те мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома,
голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.

■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

«Кошка и мышка». Изобразите мышонка, попавшего
в лапы кошки, и довольную кошку. Покажите хитрого
мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.

«На лугу». Изобразите животных, пасущихся на лугу.
«Мы едем, едем, едем». (Имитация езды на разных
животных.)

■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВО-
РЕНИЙ

Скачут кони по полям.
Ох и весело коням.

А. Ахундова

ЕЖИК И БЫЧОК

Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

В рот не суй что попадется!

А. Воронько

ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Плачет киска в коридоре,
У нее большое горе:

Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.

Б. Заходер

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

Выполняйте действия и движения пальчиками и руками в
соответствии со смыслом текстов.

Идет коза рогатая. (Вытягиваем указательный палец
и мизинчик так, чтобы получились «рожки».)

Глазками - хлоп, хлоп. (Кисти рук сжимаем и раз-
жимаем.)

Ножками - топ, топ. (Средний и безымянный пальцы «бе-
гут» по столу, а указательный и мизинец - вытянуты.)
Кто каши не ест?
Молока не пьет?
Забодаю, забодаю!

Вот собачка Жучка, хвостик закорючкой. (Поднять
большой палец вверх - это Жучкино ухо. Остальные
четыре пальца сложить вместе - это собачья морда.
Ритмично опускать и поднимать мизинчик - Жучкин
рот открывается и закрывается.)

Вот серенькая кошечка села на окошечко. (Сжать
пальцы в кулачок, чуть-чуть приподняв мизинчик и ука-
зательный пальчик.)

Формирование
лексико-грамматического строя речи

■ Синонимы

Назовите слова, близкие по значению,- «слова-приятели».

дружба - верность, преданность, привязанность
домашние животные - четвероногие, скот
рот - пасть

собака - пес, дворняжка
конь - скакун

ехать быстро - мчаться, гнать, мчать, скакать, нестись

ехать медленно - тянуться, тащиться

поехать - покатиться, помчаться, понестись, покатить

■ АНТОНИМЫ

Назовите слова, противоположные по значению,- «слова-
неприятели».

верность - предательство
ласка - грубость
пушистый - гладкий

бородатый - безбородый
злобный - добродушный
запрягать - распрягать

рогатый - безрогий
сердитый - ласковый
послушный - озорной
быстрый - медлительный

ускакать - прискакать
галопом - трусцой
быстро - лениво
зло - ласково

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в род-
ственных словах?

корм, кормилец, кормовая, кормить, кормящий
корова, коровушка, коровник, коровий
собака, собаковод, собачий
ферма, фермер, фермерский

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Скажите по-другому.

кот - котик, коток, котище
лошадь - лошадка, лошадушка
хвост - хвостик, хвостище
собака - собачка, собачонка
корова - коровка, коровушка
шерсть - шерстка
рыжий - рыженький
мягкий - мягонький
пушистый - пушистенький
пестрый - пестренький

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух.

питаются молоком - млекопитающие
поить водой - водопой

(тащит) тяжелый воз - тяжеловоз (конь)

четыре ноги - четвероногие

траву едят - травоядные

два горба - двугорбый (верблюд)

быстрые ноги - быстроногий

острые глаза - остроглазый

гладкая шерсть - гладкошерстный

дружбу любит - дружелюбный

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один - много».

один котенок - котята - много котят

один верблюжонок - верблюжата - много верблюжат

один баран - бараны - много баранов

одна лошадь - лошади - много лошадей

одна корова - коровы - много коров

одна овца - овцы - много овец

одна лама - ламы - много лам

одно животное - животные - много животных

Ответьте на вопросы.

Без чего не бывают лошади? (Без гривы, ног, копыт.)

А кошки? (Без острых когтей, зубов.)

А верблюды? (Без горбов.)

А кролики? (Без длинных ушей.)

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словом кот.

От-от-от, у нас в доме живет (кот).
Та-та-та, очень любим мы (кота).
Ту-ту-ту, молочка дадим (коту).
Та-та-та, прячьтесь, мышки, от (кота).
Том-том-том, поиграем мы с (котом).
Те-те-те, мечтает друг мой о (коте).

Сочините чистоговорки со словами собака, щенок, баран, овца.

Ответьте на вопросы.

Чем кормят домашних животных?

корову - травой (летом), сеном (зимой)

лошадь - травой, сеном и овсом

козу - травой, сеном и молодыми ветками

овцу - травой и сеном

верблюда - верблюжьими колючками

свинью - клубнями и листьями растений

кролика - капустой, картошкой и ботвой

собаку - мясом с косточкой

кошку - молоком, рыбой и сосиской

За кем ухаживают люди данных профессий?

конюх - за лошадьми чабан - за овцами
свинарка - за свиньями оленевод - за оленями
погонщик - за верблюдами

Кто чем защищается?

лошадь - копытами

корова, бык, козел, олень - рогами

кошка - когтями
собака - зубами
баран - лбом и рогами

Исправьте ошибку.

Ваня убегает от (собаку). Галя гуляет с (собака.)

Хозяева заботятся о (собаке, кошки, лошадь, козе).

Хозяйка ухаживает за (корова), конюх - за (лошадь),
свинарка - за (свинья).

Летом надо накосить травы для (корова, коза, конь).
Трудно в деревне прожить без (корову, козу, лошадь).
Дети поют песенки про (кошки, коровы, лошадки).

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких домашних животных можно сказать мой, твой,
наш, ее, его? (Котенок, щенок, пес.)

О каких домашних животных можно сказать моя, твоя,
наша? (Корова, лошадь, овца, кошка.)

Я скажу мое, твое, наше, а ты подбери слова. (Седло,
животное.)

Мои, твои, наши, их (котята, лошади, ягнята).

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

Сосчитайте, сколько рогов у коровы. Сколько ног у лошади?

Сосчитайте детенышей животных.

два (теленка), пять (телят)
три (щенка), пять (щенков)
четыре (поросенка), шесть (поросят)
два (крольчонка), пять (крольчат)

Придумайте загадку-описание «Угадай, кто я».

лохматый, бодливый, рогатый, упрямый (козленок)
маленький, кудрявый, слабенький (ягненок)
бодливая, рогатая, крупная, черная, смирная (корова)
пушистая, игривая, ласковая, полосатая (кошка)

Скажите по-другому.

Корова мычит. (Мычащая корова.)
Пес лает. (Лающий пес.)

Жеребенок резвится. (Резвящийся жеребенок.)
Кошка мяукает. (Мяукающая кошка.)