Экзистенциальная психология – что такое экзистенциальный подход в психологии? Почему экзистенциально-гуманистический подход? Другие измерения глубинного общения

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии и психотерапии

Братченко Сергей

Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты.

(J. Bugental, R. Kleiner)

Экзистенциально-гуманистический подход (ЭГП) не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на стыке двух тенденций: с одной стороны это неудовлетворенность многих психологов и терапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, научный анализ человека; с другой стороны это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение - экзистенциальное, представленное такими именами как Карл ЯСПЕРС, Людвиг БИНСВАНГЕР, Медард БОСС, Виктор ФРАНКЛ и др.

Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Э. Фромма, Ф. Перлса, К. Хорни, С. Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, Джеймс БЮДЖЕНТАЛ и др.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.

Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать - официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала. Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 - 1995 гг. в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например, один из самых крупных психологов ХХ века Abraham MASLOW известен у нас как Абрахам Маслоу, хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, - но приобретают сразу несколько имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло James BUGENTAL - его называют тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это делает он сам - БЮДЖЕНТАЛ.)

Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.

1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В ЭГП терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.

2. ЭГП основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.

3. В центре внимания терапевта, работающего в ЭГП, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность - это наши переживания, стремления, мысли, тревоги... все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.

4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.

5. ЭГП задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д. Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.

В планы секции экзистенциально-гуманистической терапии входит дальнейшее изучение и практическое освоение всего богатства теоретического и методического арсенала ЭГП. Приглашаем к сотрудничеству и участию в работе секции всех желающих занять экзистенциальную позицию в психологии и в жизни.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.temenos.ru/

…Мы - живущие существа, и потому в определенной степени все мы - экзистенциалисты.

(J. Bugental, R. Kleiner)

Экзистенциально-гуманистический подход не относится к числу простых. Сложности начинаются уже с самого названия. Чтобы разобраться с этим, немного истории.

Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у , К. Хорни, С.Л. Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом семействе экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция. Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) именовалось экзистенциально-феноменологическим или экзистенциально-аналитическим и представляло собой чисто европейский феномен. Но после Второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в число его наиболее ярких представителей вошли некоторые лидеры третьей, гуманистической революции в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма): Ролло МЭЙ, и др.

Видимо, поэтому некоторые из них, в частности, Дж. БЮДЖЕНТАЛ предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм безусловно, не одно и то же; и название экзистенциально-гуманистический фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая состоит прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому.

Недавно в Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии создана секция экзистенциально-гуманистической терапии. Точнее было бы сказать - официальный статус получила группа психологов и терапевтов, реально работавшая в этом направлении с 1992 года, когда в Москве в рамках Международной конференции по гуманистической психологии произошла наша встреча с Дэборой РЭХИЛЛИ, ученицей и последовательницей Дж. Бюджентала. Затем Дэбора и ее коллеги Роберт НЭЙДЕР, Падма КАТЕЛЛ, Ланир КЛАНСИ и др. провели в течение 1992 - 1995 гг. в Санкт-Петербурге 3 семинара-тренинга по ЭГП. В промежутках между семинарами группа обсуждала полученный опыт, основные идеи и методические аспекты работы в этом направлении. Таким образом, в качестве базового (но не единственного) секция экзистенциально-гуманистической терапии выбрала подход Дж. Бюджентала, основные положения которого следующие. (Но прежде несколько слов о давнишней нашей проблеме: как нам их называть? Многие известные зарубежные психологи в русской транскрипции не только получают весьма своеобразную трактовку например, один из самых крупных психологов ХХ века известен у нас как , хотя, если смотреть в корень, то он Абрам Маслов, а если в словарь, то Эйбрахам Мэслоу, -, но приобретают сразу несколько имен, например, Рональд ЛЭЙНГ, он же ЛЭНГ. Особенно не повезло - его называют тремя и более вариантами; думается, лучше всего произносить его так, как это делает он сам - БЮДЖЕНТАЛ.)

Итак важнейшие положения подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией.

  1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы Что я есть? Что есть этот мир? и т. д. В экзистенциально-гуманистическом подходе терапевт проявляет особый экзистенциальный слух, позволяющий ему за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной.
  2. Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности безжалостно непредсказуем и не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты.
  3. В центре внимания терапевта, работающего в экзистенциально-гуманистическом подходе, находится субъективность человека, та, как говорит Дж. Бюджентал, внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность - это наши переживания, стремления, мысли, тревоги … все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне, а главное - что мы делаем из того, что там с нами случается. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту.
  4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, экзистенциально-гуманистический подход ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы.
  5. Экзистенциально-гуманистический подход задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник, включая даже такие, казалось бы, нетерапевтичные действия как совет, требование, инструктаж и т. д. Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. Именно для становления этого искусства психотерапевта Бюджентал описал 13 основных параметров терапевтической работы и разработал методику развития каждого из них. На мой взгляд, такой глубиной и тщательностью разработки программы расширения субъективных возможностей терапевта вряд ли могут похвастаться другие подходы.

Экзистенциально-гуманистический подход

Модель психической патологии в экзистенциально-гуманистическом подходе. Основные экзистенциальные проблемы и их проявление при психических расстройствах. Факторы возникновения невротических расстройств по К. Роджерсу. Принципы и методы экзистенциальной психотерапии (Л. Бинсвангер, И. Ялом, Р. Мэй).

Направления экзистенциализма:

Исследования Босса;

Исследования Бьюдженталя;

Исследования Бинсвангера;

Исследования В. Френкла;

Исследования Ялома;

Исследования Р. Лейнга;

Исследования А. Ленгле,

Исследования Р. Мэя, и т.д.

Гуманистический подход:

исследования К. Роджерса, и т.д.

Взгляды Р. Мэя на экзистенциализм

Экзистенциализм означает сосредоточение на настоящем. В психологии и психиатрии это означает отношение, подход к человеку. Один из аспектов экзистенциального подхода раскрыт Кьеркегором, который писал, что «истина существует для индивидуума только тогда, когда он сам производит ее в действии». Другой постулат, на который опирается экзистенциальная психология – постулат У. Джеймса – единство решения и совершения. Имеется в виду непосредственность опыта и единство мысли и действия.

Экзистенциалисты считают, что переживание человека более полно раскрывает природу и черты реальности, чем опыт человеческого познания. Р. Мэй пишет, что «путем непосредственной психотерапевтической интеракции мы обретаем то знание и то понимание человеческой сущности, которых мы не смогли бы получить никаким другим путем, потому, что только в этом болезненном процессе самоисследования, дающем надежду на преодоление блокад и облегчение страданий, личность может открыть глубинные уровни собственных тревог и надежд, которые были наглухо закрыты для других и даже для нее самой» [экзист. Псих., с. 9].

Слияние двух наук – философии и психологии указывает на другой аспект экзистенциального подхода: он оперирует психологическими категориями «переживание», «тревога», и т.д.В экзистенциализме эти аспекты жизни рассматриваются на более глубоком уровне, который Тиллих назвал «онтологической реальностью».

С точки зрения экзистенциального подхода, живая человеческая личность, когда ее способность принимать решения и и ее чувство ответственности за собственное существование в целях эксперимента временно не нейтрализованы, всегда выходит за пределы какого бы то ни было механизма, а ее опыт «побуждений» или «силы» всегда уникален. С точки зрения экзистенциального подхода не рассматривается «личность в категориях механизма».

Р. Мэй приводит различия в понимании страха между экзистенциализмом и классическим психоанализом. В трактовке Р. Мэя, З.Фрейд дает следующие определения страха:

1 – страх – это вновь появившееся на поверхности вытесненное либидо;

2 –страх – реакция на угрозу потерять любимый объект.

Кьеркегор определяет страх как борьбу живого существа против «небытия». Он считает страх стремлением к тому, чего боишься, это – как посторонняя сила, которая завладевает индивидуумом, и тот не может вырваться. Одно из последствий западной цивилизации, по Р. Мэю, что происходит вытеснение ощущения бытия, онтологического переживания. Как следствие – распад представлений человека о самом себе, переживания и понимания себя как ответственного индивида. В этой связи экзистенциализм предупреждает об опасности дегуманизации. Карл Ясперс, как психиатр и философ – экзистенциалист также считал, что мы приближаемся к утрате самосознания.

Экзистенциализм оперирует рядом понятий, среди которых «бытие», «небытие», которые, с одной стороны, кажутся обобщенными, с другой – много чего объясняют. К конфликтам современной личности Р. Мэй относит опасение оказаться несостоятельным.

В понимании Р. Мэя, бессознательное – это совокупность тех возможностей, познания и переживания, которые индивид не может или не хочет актуализировать. Самое важное в психотерапии – понять человека существующего. Понятие феноменология раскрывает попытку воспринимать феномены в их данности. Так, клиент рассматривается как переживающее человеческое существо, конкретная личность, проявляющаяся, становящаяся, «строящая мир», как говорят психологи – экзистенциалисты, здесь и сейчас. В пациенте они учат видеть не собственные теории или догматы, а переживать феномены во всей полноте их реальности, переживать их такими, какими они предстают перед нами. Главная трудность психотерапии, в понимании экзистенциалистов – позиция открытости и готовности, искусство слышать. Имеется в виду не наблюдать феномены, а переживать феномены. Опыт переживания связи с пациентом на многих уровнях одновременно является одним из аспектов того, что психиатры – экзистенциалисты, как Бинсвангер, называют присутствием. Р. Мэй считает, что невозможно воспринять слова другого человека, или привлечь его внимание к чему бы то ни было, если не знать его системы понятий, его сознательных установок, благодаря которым он воспринимает, с помощью которых он ориентируется в своем мире в данный момент.

С точки зрения экзистенциализма, вопросы техники или диагностики, и понимание, возникающее при непосредственном контакте с пациентом – это вещи разного порядка. Нельзя смешивать эти уровни, или позволять одному из них поглотить другой. По словам экзистенциалистов, техническая догма защищает психолога от собственного страха, а также от понимания пациента. С другой стороны, если за феноменологическим и экзистенциальным подходами не стоят строго научные клинические исследования, и теория, которая предваряет любую практику, то последствия также плачевны – эклектизм. Знание техник и тщательное изучение динамик должно быть неизменной составляющей в обучении психотерапевта. Ситуация психотерапевта аналогична ситуации художника: хорошая школа и высокая квалификация необходимы, по если во время рисования художник озабочен техникой или какими-то техническими вопросами -а эта озабоченность, как известно каждому художнику, возникает именно в тс моменты, когда его охватывает страх, - он может быть уверен, что творческое вдохновение его не посетит. Постановка диагноза - это оправданная и необходимая процедура, особенно в начале лечения; но эта процедура принципиально отличается от терапии как таковой и требует иной установки и иного отношения к пациенту. Следует добавить, что как только психотерапевт начинает работать с пациентом и определяет направление этой работы, он на время забывает о диагностике. Точно так же вопрос о техниках лишь время от времени возникает в процессе терапии, и одна из особенностей.экзистенциальной психотерапии состоит в том, что техники могут изменяться. Однако эти изменения не делаются наугад, а зависят от того, в чем в данную минуту нуждается пациент.

Главный лозунг экзистенциалистов гласил: невзирая па всю могущественность сил, жертвой которых стано­вится человек, он способен осознавать, что он жертва, а значит влиять па свое отношение к собственной судьбе. Нельзя не заметить, что суть этой позиции в том, чтобы встать па какую-то точку зрения, принять решение, пусть даже самое незначительное. Вот почему экзистенциалис­ты считают, что мерой человеческого существования яв­ляется свобода.

Тиллих прекрасно сформулировал это в сво­ем высказывании: "Человек становится истин­но человеком только в момент принятия решения".

Без сомнения, такая позиция обладает фундаменталь­ной значимостью для психологии и психотерапии. Другие формы психотерапии также не могут избе­жать этой дилеммы психоанализа - а именного, того, что в самом процессе психотерапии заложены тенденции, ко­торые вынуждают пациента отказаться от решительной, действенной позиции. Само слово "пациент"* предпола­гает такой отказ! Психотерапии изначально присуща не только эта тенденция, но и тенденция побуждать пациен­та возлагать ответственность за собственные проблемы на все что угодно, только не па самого себя.** Естествен­но, любой психотерапевт любого направления или шко­лы отдает себе отчет в том, что рано или поздно пациент должен прийти к какому-то решению, должен научиться принимать па себя ответственность за собственные по­ступки; но теория и техника большинства этих школ ба­зируются па кардинально противоположной посылке.

Экзистенциальный подход в психологии и психоте­рапии исходит из убеждения, что мы не можем оставить на милость случая волю и решение, не можем полагаться на то, что в конце концов пациент "само собой" примет

решение, или постепенно склонится к нему в. процессе утомительной, неблагодарной и взаимоизнуряющсй рабо­ты с психотерапевтом или же сделает это из желания получить одобрение психотерапевта (в данный момент его благосклонного родителя), если предпримет те или иные шаги. Экзистенциальный подход ставит волю и ре­шение во главу угла. В самоосознании, то есть в осознании личностью того, что широкий, сложный, изменчивый по­ток переживания является его переживанием, уже зало­жена способность к решению.

Разумеется, используемые термины "воля" и "решение" относится не только к жизненно важным и судь­боносным решениям - эти слова имеют бесконечно более широкий и многогранный смысл. И хотя познавание все­гда предполагает решение (например, выбор, который вы собираетесь совершить), Р.Мэй вовсе не отождествляем эти два понятия. Решение всегда содержит некий элемент, который не только не предопределен внешней ситуацией, но даже не дан в ней; решение предполагает скачок, слу­чайность, движение "я" в направлении, которое невозмож­но до конца предвидеть перед этим скачком. И оказав­шись в этой новой ситуации, зрелый человеческий индивид (то есть тот, кто не зависит от жестких ограничений, на­лагаемых невротической компульсивиой моделью пове­дения) готов принять новый взгляд, новое "решение". Эта "новая позиция", о которой говорится может быть столь же простой и не предвещающей никаких потрясений, как любая новая интересная идея или любое повое воспоми­нание, внезапно возникшее в случайной цепи свободных ассоциаций. Р. Мэй считает, что процесс формирования реше­ния присутствует в каждом акте осознавания.

Р. Мэй предлагает такую рабочую гипотезу: мое "бытие", которое по определению должно обладать единством, что­ бы остаться тождественным самому себе*, имеет три ас­ пекта, которые можно обозначить как "я", "личность" и "эго". "Я" - это субъективный центр, благодаря которому я осознаю себя совершающим тс или иные поступки; "лич­ ность" - это тот аспект, в котором меня воспринимают другие, это юнговская "персона", социальные роли Уиль­яма Джемса; а "эго" мы можем принять в первоначальной четкой формулировке Фрейда - то есть как особый вос­ принимающий орган, посредством которого "я" воспри­ нимает окружающий мир и соотносится с ним.

Наряду с уже рассмотренными проблемами воли и решения, а также проблемой эго, экзистенциальный под­ход в психологии позволяет по-новому взглянуть и на другие важнейшие для изучения вопросы: созидательные функции тревоги и вины; концепция и опыт бытия-в- мире - концепция, имеющая некоторое формальное сход­ство с аналогичной концепцией в гештальтнсихологии, но разработанная на другом уровне и имеющая чрезвы­чайно широкое ноле применения, - и значимость време­ ни, особенно будущего времени, как показал Маслоу.

Центральный вопрос в экзистенциальной традиции - это вопрос выбора, "или-или", и только глубокое осознание всех вышеперечис­ленных проблем и их разрешение позволило бы проти­востоять им. Р. Мэй считает, что экзистенциальный подход - это путь к индивидуальности (в том числе и субъектив­ной индивидуальности), который предполагает не сгла­живание острых углов или уход от конфликтов реально­сти, той реальности, в которой мы сейчас пребываем, реальности нашего западного мира, а открытое противо­стояние этим конфликтам, благодаря столкновению с которыми и обретается индивидуальность.

Подходы к разрешению типовых консультативных проблем

Экзистенциальное консультирование , создателями которого являются Мэй и Ялом, - это динамическая терапия, в которой главный акцент делается на противостоянии клиентов универсальным экзистенциальным беспокойствам. Экзистенция (существование) является активным процессом, который приводит в итоге к превращению во что-то значимое. Индивид может прибывать во внешнем мире, совместном мире, или во внутреннем мире. [Нельсон – Джоунс Р. Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002. – 464с.: ил. – (Серия “Золотой фонд психотерапии”)]

Экзистенциальная психология – это раздел психологической науки, изучающий проблемы смысла жизни, отношения к смерти, Богу, высшим ценностям, проблемы свободы, любви, одиночества и т.п. Экзистенциальная психология подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, не сводимость его к общим схемам. [Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – М.: АСТ, 2001. – 576с.]

Гуманистическое консультирование - подход в психологии, разработанный в значительной степени Абрахамом Маслоу, который предложил его как “третью силу” после психоанализа и бихевиоризма. [Большой толковый психологический словарь Т.1 (А-О); Пер. с англ./ Ребер Артур. – ООО АСТ; Вече, 2001. – 592с.]

Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения. Гуманистическая психология подчеркивает роль сознания и самосознания в детерминации поведения человека, ответственность за решение проблем и достижение личностью смысла существования.

В центре интересов гуманистической психологии – проблемы личности, ее активности, креативности, автономности, самоактуализации, свободы выбора, самосовершенствования. [Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. – М.: АСТ, 2001. – 576с.]

Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Фредерик Перлз, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Экзистенциалистский взгляд на человека берет начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагают, что каждый из нас живет как “сущий–в-мире”, осознано и болезненно постигая наше существование и конечное наше не существование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Экзистенциалисты полагают, что каждому из нас брошен вызов – мы все стоим пред задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. С точки зрения экзистенциалистов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу, и поэтому испытывают боль отчаянья, одиночество и тревогу. Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, - это концепция становления.



Следовательно, с экзистенциально–гуманистической точки зрения, поиск поделенного существования требует чего–то большего, чем удовлетворение биологических потребностей. Люди, отказывающиеся от становления, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования.

Не смотря на то, что становлению отводится большая роль, гуманистические психологи признают, что поиск подлинного и полного смысла жизни не легок. Гуманистические психологи утверждают, что преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что–то стоящее в жизни. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление свой судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответственности – значит быть не подлинным, вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии безнадежности. Экзистенциалисты считают, что единственная “реальность”, известная кому–либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или “здесь и сейчас” направление.

И экзистенциалисты, и гуманистические психологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее поведение являются вторичными по отношению к непосредственными опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: “Ничто не заменит опыт, совершенно ничто” [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2000. – 608с.: ил. – (Серия “Мастера психологии”)]