Какая страна не входит в асеан. Ассоциация государств Юго-Восточной Азии. Досье. Основные цели работы организации

(The Association of Southeast Asian Nations, АСЕАН) образована 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд). Первоначально в нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Позднее присоединились Бруней-Даруссалам (1984), Вьетнам (1995), Лаос и Мьянма (1997), Камбоджа (1999). Статус наблюдателя имеют Папуа-Новая Гвинея и Восточный Тимор.

В настоящее время АСЕАН с численностью населения в 622 миллиона человек, совокупным ВВП в 2,6 триллиона долларов, внешнеторговым оборотом в 2,5 триллиона долларов — одна из крупнейших региональных организаций.

Целями и задачами объединения являются усиление экономического роста, социального и культурного развития региона, продвижение регионального мира и стабильности, расширение взаимовыгодного сотрудничества в торговой, экономической, образовательной, культурной сферах.

Юридической базой взаимоотношений стран "десятки" служат три декларации согласия АСЕАН — 1976 года, 2003 года и 2011 года, а также Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 года, допускающий с 1987 года возможность присоединения внерегиональных государств. В октябре 2003 года к нему присоединились Китай и Индия, в июле 2004 года — Япония и Пакистан, в ноябре 2004 года — Россия и Южная Корея, в июле 2005 года — Новая Зеландия и Монголия, в декабре 2005 года — Австралия, в июле 2009 года — США, в июле 2010 года — Турция и Канада.

Согласно Уставу АСЕАН, высшим органом объединения являются встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проходят дважды в год (как правило, весной и осенью). Текущее руководство деятельностью Ассоциации осуществляет Координационный совет АСЕАН в составе министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия.

В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. В настоящее время (2013-2017) этот пост занимает Ле Лыонг Минь (Вьетнам).

В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство "десятки" назначило своего постпреда в ранге посла.

Смена председательства в АСЕАН происходит ежегодно. Переход председательств осуществляется на основе алфавитного порядка стран на английском языке. В 2014 году в качестве председателя выступала Мьянма, в 2015 года — Малайзия, в 2016 году председательство принял Лаос.

В 2003 году лидерами объединения одобрена концепция Сообщества АСЕАН, предусматривающая в качестве триединой задачи создание в рамках Ассоциации к 2020 году (позднее этот срок был перенесен на 2015 год) Сообщества политики и безопасности, Экономического сообщества и Социально-культурного сообщества.

Формально договоренности об Экономическом сообществе — одном из трех "столпов" АСЕАН, наряду с сообществом по политике и безопасности и социально-культурным сообществом — вступили в силу 31 декабря 2015 года. Однако эксперты считают, что реальный процесс создания такого сообщества может растянуться на несколько лет. К 31 декабря 2015 года многие страны в действие новые законы, обеспечивающие на их территории принципы Сообщества.

АСЕАН выступает в роли одного из системообразующих элементов формирующейся архитектуры безопасности и сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанский регионе. Вокруг нее концентрируется ряд механизмов и структур, в основе которых лежит система так называемых "диалогов" Ассоциации с ведущими государствами мира, зародившаяся в 1970-е годы. Полномасштабными партнерами по диалогу с АСЕАН являются 9 стран (Австралия, Индия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Республика Корея, Россия, США, Япония), а также ЕС. "Секторальный" партнер Ассоциации по диалогу — Пакистан. Основные направления взаимодействия определяются на ежегодных встречах министров иностранных дел АСЕАН и партнеров по диалогу, которые проходят в привязке к совещаниям министров иностранных дел Ассоциации в рамках так называемых Постминистерских конференций в формате "10 плюс 1".

Система диалогового партнерства АСЕАН послужила основой для создания механизма углубленного взаимодействия Ассоциации с восточноазиатской "тройкой" (Китай, Япония, РК) в формате "10 плюс 3", который был формализован в 1999 году.

С 2005 года раз в год в привязке к осенним встречам Ассоциации на высшем уровне проводятся Восточноазиатские саммиты (ВАС) в формате "АСЕАН плюс 6" (КНР, Япония, Республика Корея, Индия, Австралия, Новая Зеландия). На 5-м саммите ВАС 30 октября 2010 года оформлено официальное присоединение к этому механизму России и США.

Первый саммит ВАС в формате "АСЕАН плюс 8" состоялся 19 ноября 2011 года на острове Бали, Индонезия.

В апреле 2010 года по инициативе Вьетнама принято решение о создании механизма Совещаний министров обороны АСЕАН с восемью основными партнерами по диалогу, включая Россию ("СМОА плюс").

С 1994 года действует Региональный форум АСЕАН (АРФ) по безопасности, в котором участвуют 27 стран — государства-члены "десятки", ее диалоговые партнеры и ряд других государств АТР, а также ЕС.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

АСЕАН - это экономическая, политическая и культурная межправительственная организация, состоящая из 10 государств, которые располагаются на Юго-Востоке Азии. Аббревиатура ASEAN расшифруется как Association of SouthEast Asian Nations. В переводе с английского это означает «Ассоциация государств Юго-Восточной Азии». Блок был создан 8 августа 1967 в городе Бангкоке. В тот же день первые члены ассоциации подписали соответствующую декларацию. Тем не менее договорное оформление организации состоялось лишь в 1976 году, когда на Бали был подписан договор о дружбе и партнерстве между странами Юго-Восточной Азии. Из данной статьи вы узнаете, что собой представляет ассоциация АСЕАН и какую деятельность она ведет.

Страны-члены

На сегодняшний день в состав ассоциации входят 10 государств, однако так было не всегда. В 1967 организация была образована пятеркой стран: это Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филлипины и Сингапур. В 1984 году к АСЕАН присоединилось государство Бруней-Даруссалам, в 1995 - Въетнам, в 1997 - Мьянма и Лаос, а в 1999 - Камбоджа. Позже статус наблюдателя получили такие государства, как Тимор и Папуа - Новая Гвинея. Обе страны не являются членом АСЕАН, но участвуют в ряде его мероприятий.

Структура

Дважды в год лидеры стран АСЕАН собираются на саммит, который считается высшим органом организации. Как правило, он длится 3 дня и состоит из большого количества встреч между партнерами ассоциации. Совещание министров иностранных дел (СМИД), которое проводится несколько раз в год, является руководящим и координирующим органом данной организации. На начальных этапах саммит лидеров стран АСЕАН проходил каждые 3 года, а СМИД всегда организовывался на год раньше, для подготовки к главной встрече. Также ежегодно организовываются встречи министров финансов. Министры экономики и сельского хозяйства собираются реже. Частота их встреч зависит от особенностей года. Так или иначе, все решения парламентариев утверждают министерства иностранных дел.

Повседневным руководством организацией занимается постоянный комитет. В его состав входит министр иностранных дел председательствующего государства и послы стран-членов АСЕАН. Постоянный секретариат организации располагается в городе Джакарте. В его главе стоит Генеральный секретарь, который меняется каждый 5 лет. Кроме того, вопросами ассоциации занимаются 29 комитетов и 129 рабочих групп. В среднем, за год в рамках АСЕАН проводится более 300 мероприятий.

Председательство организации передается в порядке установленной очереди, в соответствии с расположением стран-участников по алфавиту на английском языке. Ежегодно председатель ассоциации меняется. Руководителем СМИД является министр иностранных дел государства, которое возглавляло АСЕАН в прошлом году.

Цели ассоциации

Согласно Бангкокской декларации, организация преследует такие цели:

  1. Мир и стабильность в регионе, которые достигаются путем соблюдения Устава ООН.
  2. Ускорение развития (экономического, культурного и социального) стран-участниц, на основе активного сотрудничества и взаимной помощи.
  3. Поддержание взаимовыгодного партнерства с международными организациями, преследующими схожие цели.

Создание

Предшественником АСЕАН была организация ASA - ассоциация стран Юго-Восточной Азии. Альянс был организован в 1961 году. В его состав вошли три государства: Филиппины, Таиланд и Малайзия. В 1967 году министры иностранных дел пятерки стран региона (к перечисленным выше добавились Индонезия и Сингапур), встретились в таиландском департаменте иностранных дел и подписали так называемую Бангкокскую декларацию. Так свою историю начал альянс под названием АСЕАН. Страны, являющиеся первой пятеркой, а точнее, их министры иностранных дел, считаются отцами-основателями альянса.

Основными мотивами создания организации стали стремление правящей элиты сосредоточить свои силы на государственном строительстве, общая боязнь коммунизма, недоверие к ведущим мировым государствам и стремление к активному экономическому росту.

Расширение

Седьмым в списке стран АСЕАН стал Вьетнам, который присоединился к организации 28 июля 1995 года. Два года спустя в ассоциацию вступили еще две страны - Мьянма (Бирма) и Лаос. Вместе с ними к организации должна была присоединиться Камбоджа, однако из-за внутриполитических конфликтов в стране процедуру вступления пришлось отложить до лучших времен. К 1999 году обстановка в государстве наладилась, и 30 апреля оно таки стало десятым членом альянса.

"АСЕАН плюс три"

В начале 2000-х ассоциация переживала стремительный рост числа государств, претендующих на интеграцию и стремление укоренившихся участников к расширению альянса. В 1990-м Малайзия предложила создать в противовес растущему влиянию Америки в АТЭС (Азиатско-Тихоокеанском экономическом сотрудничестве) Экономический совет Восточной Азии, в который, кроме тогдашних членов АСЕАН, должны были войти еще три государства - Япония, КНР и Южная Корея. В этой связи новая организация должна была получить название «АСЕАН плюс три». Но из-за сильного сопротивления, оказываемого Америкой и Японией, это предложение провалилось.

В 1992 году страны АСЕАН подписали соглашение об общем преференциальном тарифе. Документ представлял собой график поэтапного внедрения льготных тарифов с целью повышения конкурентоспособности региона как производственной базы мирового уровня. Данное соглашение должно было стать фундаментом для организации зоны свободной торговли между странами АСЕАН.

В 1997 году, после финансового кризиса на территории Восточной Азии, предложение Малайзии о создании нового содружества было воскрешено в городе Чиангмай, благодаря чему вошло в историю как Чиангмайская инициатива. Лидеры стран АСЕАН чувствовали, что дальнейшая интеграция региона в сложившейся экономической ситуации просто необходима. Первым результатом работы блока над реализацией задуманного стало создание ассоциации "АСЕАН плюс три". Благодаря расширению десятка стран-участниц получила возможность наладить тесные взаимоотношения с КНР, Японией и Южной Кореей.

Вскоре после образования "АСЕАН плюс три" последовал саммит, в котором кроме указанных государств, участвовали также Австралия, Индия и Новая Зеландия. Собрание новой группы, состоявшей теперь уже из 16 членов, стало предпосылкой для создания запланированного Восточноазиатского сообщества, которое должно было стать подобием Европейского сообщества. Для изучения всевозможных положительных и отрицательных перспектив этой политики и разработки устава организации была учреждена «Группа видных деятелей АСЕАН».

В 2006 году организация получила в Генеральной Ассамблее ООН статус наблюдателя. В ответ на это она предоставила ООН статус «партнера по диалогу».

Мир и стабильность

Кроме работы над экономическим ростом каждой страны из списка АСЕАН, блок занимается вопросами обеспечения стабильности и мира в регионе. В декабре 1995 года Юго-Восточная Азия стала зоной, свободной от ядерного вооружения. Об этом свидетельствовал соответствующий договор. 28 марта 1997 года он обрел силу, после того, как всего государства-члены блока, кроме Филиппин, ратифицировали документ. Однако полную юридическую силу договор получил лишь 21 июня 2001-го, когда последняя страна блока таки ратифицировала его. Фактически это документ означал запрет атомного оружия в регионе.

Забота о природе

На заре двадцать первого века вопрос о защите окружающей среды стал особенно острым. Организация взялась за обсуждение природоохранных мероприятий. Одним из них стало соглашение блока о трансграничном дымовом загрязнении, которое было подписано в 2002 году. Документ был призван контролировать уровень дымового загрязнения в воздухе Юго-Восточной Азии. К сожалению, соглашение было бессмысленным, так как 2005 и 2006 году в небе региона произошло два сильных задымления.

Среди других экологических мер, принятых организацией, можно отметить:

  1. Подписание Себуанской декларации про энергетическую безопасность Восточной Азии.
  2. Организацию Природоохранной сети АСЕАН, нацеленной на защиту дикой природы.
  3. Заключение Азиатско-Тихоокеанского партнерства по климату и экологически чистому развитию.

В 2003 году была подписана декларация, вошедшая в историю как «Балийское согласие II». В ней фигурировало понятие «демократический мир», которое иллюстрировало веру всех стран-участниц в то, что демократические процессы могут способствовать миру и стабильности в регионе. Даже страны, строй которых отвергал демократию, согласились, что к этому нужно стремиться совместно.

Папуа - Новая Гвинея и Восточный Тимор

В 1976 году Папуа - Новая Гвинея получила статус наблюдателя в АСЕАН. Это означало, что представители страны могли принимать участие во многих мероприятиях альянса. В 1981 году этот статус сменился на еще боле значимый - особого наблюдателя.

В марте 2011 года на саммите, состоявшемся в Джакарте, блок получил от восточного Тимора письмо-заявление, в котором это государство проявило свое желание пополнить список членов АСЕАН. Индонезия оказала этой стране очень теплый прием и наделила ее статусом наблюдателя.

После саммита на Бали 1976 года ассоциация приступила к реализации программы экономического сотрудничества. В середине 90-х возник ряд трудностей, существенно замедливших эти процессы. В результате лишь в 1991 программу возродили. Этому поспособствовало Таиландское предложение о создании зоны свободной торговли в рамках региона.

Свободная торговля

В 2007 году АСЕАН отметила сразу две важнейших даты - 40-летие с момента создания и 30-летие со дня установления дипломатических взаимоотношений с США. 26 августа того же года ассоциация заявила о намерении заключить к 2013-му с Китаем, Южной Кореей, Японией, Индией, Новой Зеландией и Австралией соглашения о свободной торговле. Параллельно с этим к 2015 году ассоциация должна была получить статус Экономического сообщества. Уже в ноябре 2007-го члены АСЕАН подписали Устав, определяющий отношения между ними и придающий ассоциации статус международного юридического лица.

15 января 2007 года в городе Себу была подписана декларация об энергетической безопасности Восточной Азии. Кроме участников АСЕАН, ее подписали еще шесть государств: КНР, Япония, Индия, Австралия, Южная Корея и Новая Зеландия. Декларация предполагала поощрение обеспечения энергетической безопасности посредством поиска и внедрения альтернативных источников энергии вместо традиционных видов топлива.

27 февраля 2009-го было заключено соглашение о свободной торговле между Новой Зеландией, ее главным партнером Австралией и 10-ю странами регионального блока АСЕАН. Это соглашение сулило 12 государствам увеличение совокупного ВВП на 50 млрд долларов до 2030-х.

26 февраля 2013 года члены АСЕАН вместе с шестью основными торговыми партнерами начали в Бали 1-й раунд переговоров об организации «всеобъемлющего экономического партнерства» в регионе.

Морская безопасность

Еще одно ключевое направление деятельности АСЕАН - это морская безопасность. В 2007 году начал действовать механизм диалога между государственными ведомствами и академическими кругами альянса по вопросам обеспечения свободы судоходства. Он получил название «Морской форум». С 2012 года к нему присоединились 6 стран-партнеров АСЕАН, а также Америка и Россия.

Последние события

С 2016 года альянс действует как триединое сообщество, занимающееся вопросами политического, экономического и социально-культурного развития государств-участников. В настоящее время общая численность населения стран, являющихся членами АСЕАН, составляет почти 630 млн человек. Совокупный ВВВ организации равен примерно 2,4 трлн долларов, а внешний оборот - порядка 2,3 трлн. Таким образом, АСЕАН является одной из крупнейших региональных организаций.

КРАТКО:

1947 - Союз Юго-Восточной Азии (Хо Ши Мин)

1954 - Манильский пакт (Дог-р Юго-Восточной Азии) -> создание СЕАТО; 1977 - роспуск

1961 - Бангкокская декларация -> создание АСА (стала прототипом АСЕАН); 1967 - самороспуск

Цели: регулирование в сфере безопасности, поддержание мира в регионе

Принципы: взаимоуважение, невмешательство во внутреннюю политику

Решение рег.проблем: консультация, диалог, консенсус

Открыта для государств ЮВА, внерегиональные гос-ва = диалоговые партнеры

Регион Юго-Восточная Азия включает в себя 11 стран. На сегодняшний день АСЕАН объединяет 10 из них – вопрос о включении Восточного Тимора в организацию остается нерешенным в течение уже нескольких лет.

Фактически началом регионального сотрудничества гос-в ЮВА считается 1954 год, когда в Маниле был подписан Договор о коллективной обороне ЮВА (СЕАТО). Главной проблемой СЕАТО с момента создания было его расширение – Индия, Индонезия, Бирма, Камбоджа, Лаос и Цейлон отказались вступать в союз. Целью блока СЕАТО было создание политико-экономического антикоммунистического союза «свободных» азиатских стран. Однако достигнуть этой цели СЕАТО не смог. Разногласия между партнерами и опасения азиатских стран оказаться в изоляции привели к разложению организации. В конце 50-х встал вопрос о создании организации, которая могла бы подменять СЕАТО и привлечь нейтралистские страны. В 1961 году в Бангкоке состоялось совещание, на котором была подписана «Бангкокская декларация», провозглашавшая создание Ассоциации Юго-Восточной Азии – АСА. Членами АСА стали Таиланд, Филиппины и Малайская Федерация. Бангкокская декларация акцентировала внимание на том, что «Ассоциация не связана с какой-либо державой или блоком и не направлена против какой-либо другой страны». АСА за 6 лет не удалось привлечь в организацию ни одного нового члена, и в 1967 году произошел ее официальный самороспуск. Несмотря на то, что АСА не достигла значительных успехов в своей деятельности, сам факт ее существования (пусть и недолгого) создал предпосылки к более широкому региональному сотрудничеству. Ассоциация Юго-Восточной Азии стала прототипом АСЕАН.



К концу 1960-х в регионе назрела необходимость усиления интеграционных процессов. Инициаторами создания нового объединения выступали правительства Индонезии, Малайзии и Филиппин. Помимо укрепления позиций в АТР, страны стремились защитить свои интересы от усиливающейся экспансии крупных держав. Однако до создания союза странам необходимо было улучшить межгосударственные отношения в регионе. В 1967 в Бангкоке министры иностранных дел Индонезии, Малайзии, Таиланда, Филиппин и Сингапура подписали Декларацию о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии – АСЕАН. АСЕАН стала первой организацией в ЮВА, созданной в целях экономическо-культурного сотрудничества, по инициативе азиатских стран и без участия Запада.

Сегодня высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств стран-участниц, проводимые дважды в год. Для ведения работы в периоды между конференциями был создан Постоянный комитет, председателем которой является министр иностранных дел страны проведения очередной конференции.

Первоначальная роль Ассоциации была, скорее, политической, нежели экономической. С начала ее существования наиболее значительные соглашения заключались странами-членами именно в области политики и сфере безопасности, включая Декларацию 1971 года, определяющую Юго-Восточную Азию как Зону мира, свободы и нейтралитета, Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии и Декларацию АСЕАНовского соглашения. Они были направлены на поддержание мира внутри региона и построение сообщества, свободного от влияния внешних сил. Основной задачей АСЕАН стало преодоление недоверия и отчужденности, вызванных конфликтами и противоречиями, между странами-участницами. Декларация предусматривала открытость Ассоциации для всех Юго-Восточных государств, и с 1984 по 1999 она приняла 5 азиатских стран – Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянму и Камбоджу. Вместе со странами-основательницами они образуют «десятку» АСЕАН. С 1987 года стало возможным вступление в Ассоциацию внерегиональных государств. Так, в период с 2003 по 2010 гг. к АСЕАН присоединились Китай, Индия, Япония, Пакистан, Южная Корея, Новая Зеландия, Монголия, Австралия, США, Турция и Канада. Эти страны имеют статус официальных диалоговых партнеров АСЕАН.

В соответствии с Декларацией АСЕАН целями организации являются: «(i) ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления... в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (ii) установление мира и стабильности в регионе... через... приверженность принципам Устава ООН». Основные принципы взаимодействия стран-участниц АСЕАН зафиксированы в Договоре о дружбе и сотрудничестве в ЮВА 1976 года. Их суть сводится к тому, что страны признают суверенитет и национальную самобытность друг друга, не вмешиваются во внутреннюю политику и стремятся максимизировать эффективность взаимного сотрудничества.

Одной из главных проблем ЮВА является обеспечение безопасности. После окончания «холодной войны» в регионе появились новые угрозы: в 1990-х КНДР начинает проводить исследования в ядерной сфере, возникают «нетрадиционные» угрозы безопасности, такие как наркоторговля, торговля оружием, международные терроризм, экологические проблемы и др. В 1994 году был создан Асеановский региональный форум по безопасности, целью которого объявили «создание предсказуемой и конструктивной формы взаимодействия в АТР». Основным методом работы АРФ должны были стать переговоры, а решения – приниматься с помощью консенсуса. Таким образом, АРФ стал примером консультационно-консенсусного подхода к решению региональных проблем.

Подводя итог, можно отметить, что к настоящему времени в Юго-Восточной Азии создана международная архитектура, в центре которой находится АСЕАН. И, если раньше развивались в основном торгово-экономические региональные связи, то в последнее время на новый уровень переходит политическое взаимодействие. Чем быстрее будет развиваться сотрудничество в различных областях, тем раньше АСЕАН и ее партнерам удастся создать интеграционное сообщество, в рамках которого будут обсуждаться все направления развития региона.

ТАСС-ДОСЬЕ. 19-20 мая 2016 года в Сочи состоится 3-й саммит Россия - АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии).

Он ознаменует 20-летие установления отношений диалогового партнерства между РФ и организацией.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории создания АСЕАН, ее структуре, о сферах сотрудничества и об интеграционных процессах в Юго-Восточной Азии.

История создания

Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (Association of Southeast Asian Nations) - региональная межправительственная организация. Создана 8 августа 1967 года в Бангкоке (Таиланд) пятью странами - Индонезией, Малайзией, Сингапуром, Таиландом и Филиппинами, подписавшими Декларацию АСЕАН (более известна как Бангкокская декларация).

Целью ассоциации было объявлено сотрудничество в экономической, социальной и культурной областях, а также упрочение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии. В 1984 году к АСЕАН присоединился Бруней, в 1995 году - Вьетнам, в 1997 году - Лаос и Мьянма, в 1999 году - Камбоджа. Эти страны вместе со странами-основательницами являются "десяткой" АСЕАН. Статус наблюдателя имеют Папуа Новая Гвинея и Восточный Тимор (подал заявку на вступление в 2011 году).

Юридической базой взаимоотношений стран ассоциации служат Декларация о мире, свободе и нейтралитете (1971); Договор о дружбе и сотрудничестве в ЮВА, или Балийский договор; Декларация согласия АСЕАН (1976); Вторая Декларация согласия АСЕАН, или "Балийское согласие-2" (2003). 15 декабря 2008 году вступил в силу устав, подписанный лидерами "десятки" 20 ноября 2007 года в Сингапуре.

Структура организации

Высший орган АСЕАН - встречи глав государств и правительств стран-членов, которые проводятся дважды в год. Координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел. Также регулярно проходят совещания министров финансов, экономики, энергетики, сельского хозяйства и туризма, однако их решения подлежат утверждению главами МИД. Повседневное руководство осуществляет Постоянный комитет в составе министра иностранных дел председательствующей страны и послов остальных стран-членов. Председательство в Ассоциации переходит в порядке ротации раз в год. С 1 января 2016 года АСЕАН возглавляет Лаос.

Работа также ведется в комитетах и рабочих группах, что позволяет ежегодно проводить более 300 мероприятий. Секретариат расположен в Джакарте (Индонезия). Его возглавляет генеральный секретарь, который назначается на саммите АСЕАН сроком на пять лет (без права переизбрания на второй срок). С 1 января 2013 года этот пост занимает Ле Лыонг Минь (Вьетнам).

Эмблема АСЕАН представляет собой круг из десяти связанных рисовых колосьев, что олицетворяет стабильную, мирную, единую и динамично развивающуюся организацию.

Сферы сотрудничества

В сфере экономики государства-члены АСЕАН развивают главным образом торгово-инвестиционное сотрудничество. В 1992 году участники объединения приняли решение о создании Зоны свободной торговли (ASEAN Free Trade Area, АФТА; соглашение вступило в силу в январе 1993 году). Инструментом реализации АФТА стало соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе, подписанное в 1992 году.

С этого времени началось поэтапное расширение номенклатуры товаров, попадающих под тарифную либерализацию. В настоящее время фактически вся торговля между странами "десятки" стала беспошлинной. В 2009 году стороны подписали Всеобъемлющее инвестиционное соглашение АСЕАН, которое предусматривает постепенную либерализацию притока инвестиций во все виды производства.

Осуществляя сотрудничество в области безопасности, члены ассоциации руководствуются пятью основными принципами: неприсоединение к военным блокам; урегулирование конфликтов ненасильственными методами; формирование позиций стран-членов, исходя из мирного подхода к международным проблемам; отказ от ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также недопущение гонки вооружений в Юго-Восточной Азии; отказ от применения силы или угрозы ее применения.

В 1995 году стороны подписали договор о создании в Юго-Восточной Азии зоны, свободной от ядерного оружия (Бангкокский договор, вступил в силу в 1997 году). В 2001 году в ответ на активизацию деятельности террористических групп в мире и регионе была подписана декларация АСЕАН о совместных действиях по противодействию терроризму.

Основными целями сотрудничества АСЕАН также является продвижение единой "региональной идентичности", формирование общих ценностей в рамках группировки, а также обеспечение равных прав для граждан всех стран ассоциации. Одним из шагов в этом направлении стало подписание в 2006 году соглашения о безвизовом режиме на территории АСЕАН, что способствовало увеличению числа культурных и образовательных обменов.

22 ноября 2015 года лидеры "десятки" подписали Декларацию о создании Сообщества АСЕАН, которое начало функционировать 31 декабря того же года. Форма сообщества предполагает более высокую ступень интеграции в трех сферах: экономической, социокультурной, сфере политики и безопасности.

Взаимодействие АСЕАН с другими странами

АСЕАН является ядром интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Вокруг нее сформировано несколько многосторонних объединений. Среди них - Региональный форум АСЕАН по безопасности, в котором также участвуют Австралия, Бангладеш, Восточный Тимор, Индия, Канада, Китай, КНДР, Монголия, Новая Зеландия, Пакистан, Папуа Новая Гвинея, Республика Корея, Россия, США, Шри-Ланка, Япония, ЕС.

Для укрепления существующих связей с Китаем, Японией и Южной Кореей был создан формат АСЕАН+3.

Взаимодействие между АСЕАН и Японией, Китаем, Республикой Кореей, Индией, Австралией, Новой Зеландией, Россией и США осуществляется в рамках Восточноазиатского сообщества.

Помимо этого, функционирует региональное диалоговое партнерство. В его рамках создаются совместные комитеты сотрудничества и проводятся встречи министров иностранных дел АСЕАН и страны-партнера. Такой статус имеют США, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Канада, ЕС, Республика Корея, Индия, Китай, Россия. С некоторыми партнерами по диалогу АСЕАН подписала соглашения о зонах свободной торговли (с Китаем в 2004 году; с Республикой Корея в 2007 году; с Австралией и Новой Зеландией в 2009 году; с Японией в 2009 году и Индией в 2010 году).

С 2012 года АСЕАН и страны, с которыми у Ассоциации подписаны соглашения о зоне свободной торговли, ведут переговоры о создании Всеобъемлющего регионального экономического партнерства, которое предполагает либерализацию торговых и инвестиционных режимов, технологические обмены, защиту интеллектуальной собственности, разрешение торговых споров.

Статистика

Сейчас на территории стран АСЕАН, площадь которой составляет 4,5 млн кв. км, проживают около 600 млн человек. Совокупный ВВП - около $3,5 трлн (по сравнению со $700 млрд в 2003 году). Планируется, что к 2020 году он достигнет $4 трлн. На Всемирном экономическом форуме в Джакарте 19-21 апреля 2015 года было заявлено, что экономика АСЕАН растет на 5% в год.

Это позволит Ассоциации к 2050 году стать четвертой экономикой мира (после Китая, США и ЕС). АСЕАН становится все более привлекательной зоной для иностранных инвестиций: в 2014 году их приток возрос на 16% по сравнению с предыдущим годом, превысив $136 млрд.

Первый саммит АСЕАН состоялся в феврале 1976 года на о. Бали (Индонезия). С этого момента прошло 27 встреч на высшем уровне, последняя - 18-22 ноября 2015 года в Куала-Лумпуре в Малайзии.

  • 8.Валютный союз.
  • 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
  • 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.

    В настоящее время, одной из самых перспективных группировок в развивающемся мире является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), которая объединяет 10 динамично развивающихся стран Юго-Восточной Азии (ЮВА), занимающих все более значительные позиции в мировом хозяйстве - Сингапур, Малайзию, Индонезию, Филиппины, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянму, Лаос и Камбоджу. 8 августа 1967 года Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины, предварительно урегулировав наиболее острые взаимные политические противоречия, подписали в Бангкоке декларацию о создании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Декларация АСЕАН предусматривала, что ассоциация будет открытой для всех государств Юго-Восточной Азии. В 1984 году к АСЕАН присоединилась Бруней-Даруссалам, в 1995 году - Вьетнам, в 1997 году ‑ Лаос и Мьянма, в 1999 году – Камбоджа. Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) первоначально представляла собой военный блок, который был направлен на координацию усилий государств региона «против подрывной коммунистической деятельности». Однако нужно отметить, что данная ассоциация довольно быстро превратилась из антикоммунистической коалиции пяти развивающихся стран мира во влиятельного игрока в региональном и мировом масштабе. Формально АСЕАН открыта для участия всех государств в Юго-Восточной Азии, поддерживающих её цели и принципы, которые изложены в официальных документах ассоциации. На данный момент, основными целями и задачами Ассоциации стран Юго-Восточной Азии являются:

    1. Ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместных усилий в духе равноправия и партнерства в целях укрепления фундамента для процветающего и мирного сообщества государств юго-Восточной Азии;

    2. Содействие установлению мира и стабильности в регионе посредством уважения, справедливости и законности в отношениях между странами региона и соблюдению принципов Устава организации Объединенных Наций;

    3. Поддержание взаимовыгодного сотрудничества по вопросам общих интересов в экономической, социальной, культурной, научно-технической и административной областях;

    4. Оказание друг другу помощи в виде учебных и исследовательских центров, образовательных, профессиональных, технических и административных сфер;

    5. Эффективное сотрудничество в областях сельского хозяйства и промышленности для расширения взаимной торговли, включая изучение проблем международной торговли, совершенствование транспортных и коммуникационных возможностей и повышение уровня жизни народов региона;

    6. Поддержание тесного и взаимовыгодного сотрудничества с существующими международными и региональными организациями, имеющими аналогичные цели и задачи, и исследование возможностей для еще более тесного сотрудничества с данными организациями. В отношениях друг с другом страны-члены АСЕАН приняли следующие основополагающие принципы, содержащиеся в Уставе организации (взаимное уважение независимости, суверенитета, невмешательство во внутренние дела друг друга, содействие укреплению мира в регионе, поддержка международного права и прав человека, социальной справедливости, развитие дружественных внешних связей с ООН, оказание взаимопомощи, в случае ЧС).

    Высшим органом АСЕАН является саммит лидеров (глав государств и правительств), который, начиная с 2001 г., проходит ежегодно. В качестве руководящего и координирующего органа выступает Координирующий совет АСЕАН, который состоит из министров иностранных дел. На регулярной основе созываются встречи профильных министров и старших должностных лиц по конкретным направлениям взаимодействия. В Джакарте действует Секретариат АСЕАН во главе с Генеральным секретарем. Генеральный секретарь назначается лидерами стран-членов АСЕАН сроком на 5 лет. В 2013 – 2017 гг. этот пост занимает бывший заместитель Министра иностранных дел Вьетнама Ле Лыонг Минь. В целях улучшения взаимодействия на базе Секретариата Ассоциации создан Комитет постоянных представителей при АСЕАН, в который каждое государство «десятки» назначило своего постоянного представителя в ранге посла.