Классический психоанализ фрейда. Теория психоанализа Психоаналитическая теория кратко суть

Изучением психики человека уже не один десяток лет занимаются великие умы, но на многие вопросы ответов до сих пор нет. Что скрывается в глубинах человеческого существа? Почему события, произошедшие когда-то в детстве, по сей день оказывают влияние на людей? Что заставляет нас совершать одни и те же ошибки и мёртвой хваткой держаться за опостылевшие отношения? Где берут своё начало сновидения, и какая информация в них заложена? На эти и множество других вопросов, относительно психической реальности человека, может ответить революционный и поправший собой многие основы психоанализ, созданный выдающимся австрийским учёным, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

Как появился психоанализ?

В самом начале своей деятельности Зигмунд Фрейд успел поработать с выдающимися учёными своего времени – физиологом Эрнстом Брюкке, практикующим гипноз врачом Иосифом Брейером, неврологом Жаном-Маре Шарко и другими. Часть мыслей и идей, которые зародились на этом этапе, Фрейд развивал и в своих дальнейших научных трудах.

Если говорить более конкретно, то ещё молодого тогда Фрейда привлекло то, что некоторые симптомы истерии, проявлявшиеся у больных ею, не могли никак быть интерпретированы с физиологической точки зрения. К примеру, человек мог ничего не чувствовать в одной области тела, несмотря на то, что в соседних областях чувствительность сохранялась. Ещё одним доказательством того, что далеко не все психические процессы могут быть объяснены реакцией человеческой нервной системы или актом его сознания, было наблюдение за поведением людей, которые подвергались гипнозу.

Сегодня все понимают, что если находящемуся под гипнозом человеку внушить приказ что-либо выполнить, после своего пробуждения он бессознательно будет стремиться к его выполнению. А если поинтересоваться у него, почему он хочет это сделать, он сможет привести вполне адекватные объяснения своему поведению. Отсюда и получается, что психика человека имеет свойство самостоятельно создавать объяснения каким-то поступкам, даже если в них нет никакой необходимости.

В современность Зигмунда Фрейда само понимание того, что действиями людей могут управлять скрытые от их сознания причины, стало шокирующим откровением. До исследований Фрейда таких терминов как «подсознательное» или «бессознательное» не было вовсе. И его наблюдения стали отправной точкой в развитии психоанализа – анализа человеческой психики с позиции движущих ею сил, а также причин, последствий и воздействия на последующую жизнь человека и состояние его нервно-психического здоровья опыта, полученного им в прошлом.

Базовые идеи психоанализа

Теория психоанализа зиждется на том утверждении Фрейда, что в психической (если удобнее – душевной) природе человека не может быть непоследовательности и перерывов. Любая мысль, любое желание и любой поступок всегда имеет свою причину, обусловленную сознательным или бессознательным намерением. События, имевшие место в прошлом, влияют на будущие. И даже если человек убеждён, что какие-либо его душевные переживания не имеют оснований, всегда присутствуют скрытые связи между одними событиями и другими.

Исходя из этого, Фрейд разделял психику человека на три отдельные области: область сознания, область предсознания и область бессознательного.

  • К области бессознательного относятся бессознательные инстинкты, никогда не доступные сознанию. Сюда же можно отнести вытесненные из сознания мысли, чувства и переживания, которые воспринимаются сознанием человека как не имеющие права на существование, грязные или запрещённые. Область бессознательного не подчиняется временным рамкам. Например, какие-то воспоминания из детства, вдруг снова попав в сознание, будут такими же интенсивными, как и в момент своего появления.
  • К области предсознания относится часть области бессознательного, способная в любой момент стать доступной для сознания.
  • Область сознания включает в себя всё то, что осознаёт человек в каждый момент своей жизни.

Основными действующими силами человеческой психики, согласно идеям Фрейда, являются именно инстинкты – напряжения, которые направляют человека к какой-либо цели. И эти инстинкты включают в себя два главенствующих:

  • Либидо , являющееся энергией жизни
  • Агрессивная энергия , являющаяся инстинктом смерти

Психоанализ рассматривает, по большей части, либидо, в основе которого лежит сексуальная природа. Оно представляет собой живую энергию, характеристики которой (появление, количество, перемещение, распределение) могут истолковать любые психические расстройства и особенности поведения, мыслей и переживаний индивида.

Личность человека, согласно психоаналитической теории, представлена тремя структурами:

  • Оно (Ид)
  • Я (Эго)
  • Сверх-Я (Супер-Эго)

Оно (Ид) является всем изначально заложенным в человеке – наследственностью, инстинктами. На Ид никак не влияют законы логики. Его характеристики — это хаотичность и неорганизованность. Но Ид воздействует на Я и Сверх-Я. Причём, его воздействие безгранично.

Я (Эго) является той частью личности человека, которая находится в тесном контакте с окружающими его людьми. Эго берёт своё начало из Ид с того самого момента, когда ребёнок начинает осознавать себя как личность. Ид питает Эго, а Эго защищает его, словно оболочка. То, как взаимосвязаны Эго и Ид, легко отобразить на примере потребности в сексе: Ид могло бы осуществить удовлетворение этой потребности посредством прямого сексуального контакта, но Эго решает, когда, где и при каких условиях этот контакт может быть реализован. Эго способно перенаправлять или сдерживать Ид, тем самым являясь гарантом обеспечения физического и душевного здоровья человека, а также его безопасности.

Сверх-Я (Супер-Эго) произрастает из Эго, являясь хранилищем моральных устоев и законов, ограничений и запретов, которые накладываются на личность. Фрейд утверждал, что Сверх-Я выполняет три функции, коими являются:

  • Функция совести
  • Функция самонаблюдения
  • Функция, формирующая идеалы

Оно, Я и Сверх-Я необходимы для совместного достижения одной цели – поддержания равновесия между стремлением, ведущим к увеличению удовольствия, и опасностью, возникающей от неудовольствия.

Возникшая в Оно энергия отражается в Я, а Сверх-Я определяет границы Я. Учитывая то, что требования Оно, Сверх-Я и внешней реальности, к которой должен приспособиться человек, нередко являются противоречивыми, это неизбежно приводит к внутриличностным конфликтам. Решение же конфликтов внутри личности происходит посредством нескольких способов:

  • Сновидения
  • Сублимация
  • Компенсация
  • Блокировка механизмами защиты

Сновидения могут быть отражением желаний, не реализованных в реальной жизни. Сновидения, которые повторяются, могут быть указателями на определённую потребность, которая не была реализована, и которая может служить помехой на пути свободного самовыражения человека и его психологического роста.

Сублимация является перенаправлением энергии либидо на цели, одобряемые обществом. Нередко такими целями выступает творческая, социальная или интеллектуальная деятельность. Сублимация есть форма успешной защиты, а сублимированная энергия создаёт то, что все мы привыкли называть словом «цивилизация».

Состояние тревожности, которое возникает от неудовлетворённого желания, есть возможность нейтрализовать через прямое обращение к проблеме. Так, энергия, которая не может найти выхода, будет направлена на преодоление препятствий, на уменьшение последствий этих препятствий и на компенсацию того, чего не хватает. В качестве примера можно привести идеальный слух, который развивается у слепых или слабовидящих людей. Человеческая психика способна поступить аналогичным образом: к примеру, у человека, страдающего недостатком способностей, но имеющего сильнейшее желание достичь успеха, может развиться непревзойдённая работоспособность или беспримерная напористость.

Однако бывают и такие ситуации, в которых появившееся напряжение может быть искажено или отвергнуто особыми защитными механизмами , такими как гиперкомпенсация, регрессия, проекция, изоляция, рационализация, отрицание, подавление и другими. Например, неразделённую или потерянную любовь можно подавить («Не помню никакой любви»), отвергнуть («Да любви и не было»), рационализировать («Те отношения были ошибкой»), изолировать («Мне не нужна любовь»), спроецировать, приписав другим свои чувства («Люди не умеют любить по-настоящему»), гиперкомпенсировать («Я предпочитаю свободные отношения») и т.д.

Краткое резюме

Психоанализ Зигмунда Фрейда – это величайшая попытка прийти к пониманию и описанию тех составляющих психической жизни человека, которые до Фрейда были непостижимыми. Самим же термином «психоанализ» в настоящее время называют:

  • Научную дисциплину
  • Комплекс мероприятий по исследованию психических процессов
  • Методику лечения нарушений невротического характера

Работа Фрейда и его психоанализ даже сегодня нередко критикуются, однако те понятия, которые он ввёл (Ид, Эго, Супер-Эго, механизмы защиты, сублимация, либидо) понимаются и применяются в наше время как учёными, так и просто образованными людьми. Психоанализ нашёл своё отражение во многих науках (социологии, педагогике, этнографии, антропологии и других), а также в искусстве, литературе и даже кинематографе.

Даже если человек не имеет никакого отношения к психологии, то имя одного психолога он точно знает. Это Зигмунд Фрейд – основатель психоанализа – направления в психологии, о котором тоже все слышали.

Психоаналитические теории Фрейда известны далеко за пределами психологии, они оказали сильное влияние на искусство, литературу, социологию и культуру XX века в целом. Однако, как показывает мой преподавательский опыт, 90 % студентов на вопрос о сущности психоанализа смогли вспомнить только два понятия: «сексуальный инстинкт» и «сублимация». Причем, что значит второе слово, представляли довольно смутно.

Поэтому, думаю, стоит познакомиться с этим направлением в психологии подробнее.

В настоящее время психоанализ существует как 3 взаимосвязанных, но относительно самостоятельных области.

  1. Психологическая и философская теория .
  2. Совокупность принципов и методик изучения неосознанных психических процессов и явлений.
  3. Направление в психотерапии, целью которого является помощь в преодолении , фобий и комплексов.

Основоположником психоанализа, как философско-психологического учения, является австрийский психиатр Зигмунд Фрейд. Поэтому философскую часть его учения называют еще фрейдизмом.

Родилось это учение на рубеже XIX и XX веков и сразу нашло поддержку в широких научных кругах. Как оказалось, идеи Фрейда помогли найти ответы на многие сложные вопросы не только психологии и психиатрии, но и других наук о человеке – антропологии, социологии, культурологии. Правда, и критиков теории Фрейда было не меньше, чем его восторженных последователей. В том числе и потому, что слишком много человеческих проблем этот венский психиатр связывал с неудовлетворенными сексуальными .

Современный психоанализ значительно шире первоначальных теорий его основателя. Уже ближайшие ученики и соратники Фрейда (К. Юнг, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм и др.) внесли много нового в учение своего предшественника.

Неудовлетворенные желания и явление сублимации

Изучая особенности поведения людей, имеющих разнообразные психические проблемы ( , психозы, фобии, ), З. Фрейд пришел к выводу, что причиной этих проблем являются неудовлетворенные потребности, противоречащие нормам общества. Главным образом речь шла о сексуальных потребностях и инстинктах, которые под давлением общественной морали индивид загоняет вглубь сознания. Но они не исчезают и могут влиять на поведение человека, вызывать состояние и немотивированной или, наоборот, .

Потребность в снятии внутреннего конфликта между желаемым и запретным приводит к тому, что Фрейд назвал сублимацией. Это трансформация, изменение и перенос нереализованной энергии желаний в другие сферы жизни и . Так, неудовлетворенные сексуальные потребности (либидо) могут сублимироваться в занятия творчеством, политикой или в социальной агрессии. Хорошим примером являются одинокие женщины, увлеченные общественной деятельностью или стремящиеся сделать карьеру в политике.

Кстати, в современном психоанализе речь идет не только о сексуальных желаниях, хоть они и наиболее показательны. Например, неудовлетворенное желание власти может проявляться в домашнем насилии, а нереализованная потребность в душевном, дружеском общении сублимируется в увлечение котиками и другими домашними питомцами.

Наличие у человека неудовлетворенных, подавленных потребностей можно заметить в неконтролируемых поведенческих актах: оговорках, опечатках, импульсивных движениях, экспрессивных реакциях и, конечно, в сновидениях. Изучению образов наших снов, несущих информацию о бессознательном, З. Фрейд уделял особое внимание.

Три уровня психики

Особенности психических процессов и поведения человека с точки зрения основателя психоанализа связаны с устройством психики, которая состоит из трех уровней.

  • Ego – «Я» – это средний уровень, собственно, сознание, которое управляет поведением человека. На этом уровне содержатся представления, опыт, знания, убеждения, которые формируются под влиянием общества.
  • Id – «Оно» – нижний уровень, бессознательное, где хранятся вытесненные из сознания запретные желания, биологические потребности и . На этом уровне протекают неосознанные процессы, которые человек не контролирует.
  • Super-Ego – «Сверх-Я» - высший уровень психики, здесь находятся ограничения поведения, нормы морали, запреты и табу. Это, по сути, совесть человека.

Поэтому наше сознание постоянно находится в состоянии конфликта и стремится уладить противоречие между желающим чувственных удовольствий «Оно» и отстаивающим нравственные нормы «Сверх-Я». Если побеждает бессознательное и человек поддается соблазну запретных желаний, то он переживает чувства , которые могут перерасти в неврозы, психозы и другие психические заболевания. Эта же опасность грозит человеку, когда он, подчиняясь «Сверх-Я», сдерживает свои желания и страдает от состояния фрустрации – тяжелого эмоционального переживания, возникающего на фоне невозможности получить желаемое.

Выход из этого конфликта в сублимации – преобразовании энергии влечений и направление ее на другие виды активности: на , науку, политику, воспитание детей и т. д. Но если желания долго сдерживаются и не находят выхода, то это приводит к образованию комплексов.

Понятие «комплекс» в психоанализе

С теорией З. Фрейда часто связывается понятие комплексов. Обычно говорят о , когда речь идет о робком, нерешительном человеке с заниженной . Но к самому Фрейду учение о комплексах отношение не имеет. Появилось оно в психоанализе благодаря А. Адлеру – одному из последователей знаменитого австрийского психиатра.

Под комплексом понимается совокупность переживаний человека, связанных с неразрешенным конфликтом между собственными желаниями и давлением общества. Комплекс неполноценности формируется как ощущение собственной ущербности, бессилия, неспособности достичь желаемого. Причем человек наблюдает успех других или, по крайней мере, их субъективное переживание успеха. Поэтому ему начинает казаться, что он хуже окружающих. Это ощущение может привести к развитию депрессии или даже склонности к самоубийству.

Чтобы снять внутреннее эмоциональное напряжение и избавиться хоть на время от отрицательных переживаний, люди, отягощенные комплексом неполноценности, часто проявляют повышенную агрессивность, начинают злоупотреблять алкоголем или наркотиками. Также одним из способов компенсации комплекса неполноценности является принятие человеком , так как позиция обиженного воспринимается более приемлемой, чем позиция никчемного неудачника. К тому же жалость окружающих хоть как-то восполняет в сознании недостаток уважения к себе.

Комплекс неполноценности хоть и самый известный, но не единственный. Есть, например, связанный с ним комплекс

Проявляется он в том, что индивид не просто компенсирует ощущение неполноценности демонстрацией силы и агрессии, а делает это основой своего поведения. Кстати, часто такой комплекс наблюдается у подростков.

В работах А. Адлера и его последователей встречается упоминание и о других комплексах.

  • Эдипов комплекс, названный так по имени древнегреческого царя Эдипа, который женился на матери, убив своего отца. Комплекс этот проявляется в неосознанном сексуальном влечении сыновей к матери.
  • Комплекс Электры – женский вариант Эдипова комплекса, связан с отношением дочери к отцу.
  • Комплекс Федры – чрезмерная, необузданная любовь матери к сыну и гиперопека его.
  • Комплекс Поликрата – проявляется в чрезмерной тревоге успешного человека, которого пугает его слишком быстрый успех.
  • Комплекс Ионы – сомнения в себе, в своих силах и возможности достичь успеха. Имеющий эти проблемы человек даже отказывается признавать свои очевидные для других достижения.

В настоящее время список комплексов значительно расширился. В психологической литературе встречаются такие понятия, как «комплекс вины», «комплекс отличницы», «комплекс внешности» и т. д. Все они так или иначе связаны с неправильной оценкой собственной роли в социуме и отношения к себе окружающих.

Защитные механизмы

Важное место в теории З. Фрейда играет учение о . Когда человек неосознанно пытается преодолеть конфликт между «Оно» и Сверх-Я», между инстинктами и нормативным поведением, предписанным обществом, то эти попытки могут принимать разные формы. Одна из них – сублимация, но происходит она далеко не всегда. Процесс разрешения конфликта часто бывает болезненным, несет индивиду отрицательные эмоции, и он тоже неосознанно защищается от них. Фрейд описал различные способы или механизмы психологической защиты:

  • Вытеснение желаний. Когда невозможно ни удовлетворение желаний, ни избавление от них, то они вытесняются на уровень бессознательного. Желания не исчезают и продолжают оказывать скрытое влияние на поведение человека. На их сдерживание тратятся силы организма, который реагирует на это болезненно, в буквальном смысле слова. Следствием вытеснения могут быть не только неврозы, но и сердечно-сосудистые заболевания, артриты, заболевания желудочно-кишечного тракта и т. д.
  • Отрицание. Один из распространенных механизмов, когда избавление от негативных переживаний, вызванных какими-то событиями, происходит через их отрицание: «ничего этого не было», «мне только показалось» и т. д.
  • Рационализация. Совершая неблаговидные, осуждаемые обществом и собственной совестью поступки, человек старается объяснить это рациональными причинами, невозможностью поступить иначе. Объяснения могут выглядеть логично, но истинная причина поступка иная, и она человеком часто не осознается.
  • . Перенесение своих аморальных желаний и нехороших мыслей на других людей, то есть наделение их собственными негативными качествами. Трусливый человек любит обвинять в нерешительности других, любитель выпить – клеймить знакомых пьяниц, а безответственный сетовать на халатность коллег.
  • Замещение. Переадресация агрессивного поведения с более сильного объекта (задираться и скандалить с ним слишком опасно, но очень хочется) на более слабый. Так, в раздражении на начальника мужчина может срывать свою злость на жене.
  • Инверсия. Замена неудовлетворенного желания на прямо противоположное. Например, не добившись любви, человек начинает искать, за что можно возненавидеть объект своей влюбленности. («Не больно-то и хотелось»).
  • Регрессия. Если рациональное, «взрослое» поведение не обеспечивает получение желаемого, то человек заменяет его на более примитивное, «детское». Формами такой регрессии в психоанализе считается не только стремление всем пожаловаться, но и алкоголизм, курение, «заедание» неприятностей и т. д.

Защитные механизмы присущи всем людям. И это нормальные, естественные реакции, если только человек ими не злоупотребляет. Тогда они начинают доминировать в поведении, что отрицательно на него влияет.

Прикладной аспект психоанализа

Идеи З. Фрейда стали основой целого направления в психологии. И оно включает не только теорию, но и практику. И в настоящее время психоанализ в большей степени понимается именно как совокупность приемов психодиагностики и психотерапии, объединенных в общее понятие «психоаналитический сеанс».

Психоанализ как диагностика психического состояния личности

Цель психоаналитика – выявление скрытых в бессознательном причин поведения и переживаний человека, преодоление внутренних конфликтов, которые являются источником , фрустраций, фобий, неврозов и т. д.

Первая задача, которая решается в процессе психоанализа, это поиск причин психологических проблем. А так как они хранятся глубоко на уровне подсознания и часто скрыты под слоем комплексов и психологических защит, то добраться до них непросто. В психоанализе разработан ряд способов, позволяющих «вытащить» из подсознания загнанные туда воспоминания, желания и инстинкты. Все эти приемы можно объединить в 3 группы:

  • Методы интерпретации. Они основаны на осмыслении, анализе того, что говорит психоаналитику пациент. Чаще всего имеют в виду спонтанную речь, оговорки, случайно вылетевшие фразы, речевые ошибки и т. д. Но это далеко не все. По сути дела, психоаналитик просто беседует с человеком о его прошлом и настоящем, о его планах и тревогах. Но одновременно «вытаскивает» с уровня подсознания все, что там скрыто, подавлено, но создает мучительные проблемы и порождает кризисы.
  • Метод свободных ассоциаций. Это уже более организованный прием, в котором используются специальные фразы, слова, картинки. Ассоциации, которые рождаются у человека в ответ на них, - это каналы доступа к бессознательному, к тайным желаниям, скрытым комплексам, вытесненным воспоминаниям.
  • Толкование сновидений. З. Фрейд и его ближайшие последователи (К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.) придавали этому методу большое значение и написали много работ о толковании образов сновидений, об архетипах бессознательного, проявляющихся в снах.

Но в настоящее время последний метод не столь популярен и используется реже, чем первые два. Если только речь не идет о навязчивых, болезненных сновидениях.

Терапевтическая составляющая психоанализа

Психоанализ и психотерапия – это разные направления и разные подходы к воздействию на психику человека. Однако терапевтическая составляющая есть и у психоанализа.

Психоаналитик не оказывает давления на индивида, не формирует у него стереотипы «правильного» поведения, не предлагает готовых решений. Он помогает человеку выговориться и самому разобраться в причинах собственных проблем и внутренних конфликтов. С точки зрения психоанализа, этого достаточно, чтобы почувствовать облегчение, освобождение от давления бессознательного и, главное, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Но во время сеанса психоанализа, когда человек выговаривается и раскрывается, происходит еще ряд процессов, которые оказывают на клиента сильное психотерапевтическое действие. Психоаналитик не просто позволяет человеку свободно, не смущаясь, рассказать о своих проблемах, но и направляет этот процесс таким образом, что перед пациентом раскрывается давно скрытое в подсознании. И он постигает истину о самом себе. Не всегда это приятная истина, поэтому сознание сопротивляется, выстраивает разные психологические блоки, затрачивая на это немало энергии.

Задача психоаналитика – мягко преодолеть это сопротивление, побудить человека самостоятельно разрушить психологические блоки. Сеанс психоанализа должен быть построен так, что человек не только получает возможность увидеть корни своих проблем, но и обретает уверенность в их преодолении. Поэтому под руководством хорошего, опытного психоаналитика в сознании человека происходят существенные позитивные изменения.

В Западной Европе и в США, где это направление успешно развивалось многие десятилетия, сеансы психоанализа очень популярны. И несмотря на многочисленных критиков, они приносят явную пользу, ведь люди после них чувствуют повышение эмоционального тонуса, уверенность в собственных силах и готовность решить свои внутренние и внешние проблемы.

Основателем школы психоанализа является австрийский ученый Зигмунд Фрейд (1859-1939). По его собственным словам, он первым проник в «преисподнюю психики». В противоположность господствовавшему в XIX веке взгляду на человека как на существо разумное и осознающее свое поведение, Фрейд выдвинул теорию о том, что люди находятся в состоянии беспрестанной борьбы между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Результатами этой борьбы являются человеческие поступки. Поведение человека не может быть произвольным или случайным, оно контролируется неосознаваемыми психологическими конфликтами.

Согласно Фрейду, психика личности включает в себя три структур­ных элемента; сознательное - Суперэго («сверх-Я»), подсознательное - Эго (Я) и бессознательное - Ид (оно).

Суперэго представляет собой мораль личности, основой которой является сначала мораль родителей, затем - учителей и авторитетов.

Принимая на себя функций нравственного сознания, Суперэго оценивает поведение личности с точки зрения «добра» и «зла».

Антиподом Суперэго выступает Ид. Ему Фрейд отводит особую роль. По мнению ученого, бессознательное служит источником всех психических сил и энергии личности. Оно - «кипящий котел» инстинктов, страстей, влечений, на основе которых формируются эмоциональные переживания и даже комплексы, например известный эдипов комплекс. (Пове­дение царя Эдипа, который убил своего отца и женился на собственной матери Фрейд объяснил вытесненным из детской жизни половым влечением к матери и связанным с этим влечением агрессивным отношением к отцу).

Согласно Фрейду, исходящие из полового инстинкта влечения человека под воздействием моральных, религиозных и других ограничений и запретов вытесняются в область бессознательного, но все равно продолжают действовать без ведома человека, поскольку они никогда не перестают стремиться к полному удовлетворению.

Между сознательным и бессознательным находится третий элемент структуры личности- Эго.

Основная функция Эго - поддерживать равновесие между Ид и Суперэго. Если Эго сильное, оно способно не только определить требования Ид, но и преодолеть давление со стороны Суперэго. Если Эго не справляется с такой задачей, то происходит дестабилизация личности, которая сопро­вождается отрицательными эмоциями и переживаниями.

Для того чтобы помочь человеку справиться с ними, Фрейд разрабо­тал специальные способы психической защиты.


Основные из них следующие:

1. Вытеснение в область бессознательного неприятной информации или чувства. Например, действия менеджера вызвали у работника гнев или злость, и ой, чтобы не совершить в состоянии раздражения поступка, за который потом будет стыдно, вытесняет свое чувство в область бессознательного, то есть попросту старается не думать о случившемся.

2. Перенесение. Этот способ заключается в том, что человек переносит свои ощущения или чувства на других людей. Вместо того чтобы сказать: «Я ненавижу его (ее)», он может сказать: «Он (она) ненавидит меня».

3. Сублимация . Данный метод защиты основывается на том, что личность ориентирует свои действия и поведение на достижение другой цели, взамен той, которая была поставлена первоначально, но оказалась недостижимой; при этом замещение цели приносит личности равное удовлетворение.

4. Рационализация . Она предполагает поиск удобных причин для оправдания невозможности совершить те или иные действия.

Основные выводы теории Фрейда получили дальнейшее развитие в трудах других видных представителей школы психоанализа, прежде всего А. Адлера, Э.Фромма, К.Хорни и К.Юнга.

Австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937) начал научную деятельность в кружке Фрейда. Однако он очень скоро разошелся со своим руководителем и начал развивать собственные идей, которые постепенно сформировались как теория индивидуальной психологии.

Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер в отличие от Фрейда считал, что индивидуум - нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей судьбой. Они являются архитекторами своей собственной жизни.

Важным положением в теории Адлера является идея, согласно которой все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности; врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

Одним из важнейших принципов теории личности Адлера является идея о том, что каждый человек страдает чувством неполноценности, По мнению ученого, это чувство берет свое начало в детстве. Ребенок переживает длительный период зависимости от родителей. Это вызывает у него глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении.

Чувство неполноценности является источником всех устремлений личности к саморазвитию, росту и компетентности. На основе его у человека появляется стремление к превосходству: великая потребность, по словам ученого, возвыситься от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы. Хотя Адлер считал это качество у людей врождённым, оно, по его мнению, должно воспитываться и развиваться, чтобы из теоретической возможности стать реальной данностью.

Согласно адлеровской теории, каждый человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни, ориентированный на превосходство или совершенство . Этот стиль наиболее ярко проявляется в установках и поведении личности при решении трех основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени активности к ним Адлер разделял людей на четыре типа.

1. Управляющий тип. К нему относятся люди самоуверенные и напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Следовательно, их поведение не предполагает заботы о благополучии других. Для таких людей характерна установка превосходства над внешним миром. Сталкиваясь с основными задачами, они решают их во враждебной, антисоциальной манере. Юные наркоманы и правонарушители - два примера людей, относящихся к управляющему типу.

3. Избегающий тип. У людей, которые относятся к этому типу, не хватает ни социального интереса, ни активности. Поэтому их поведение определяет более боязнь потерпеть неудачу, чем стремление к успеху. Для них характерно избегание всяких жизненных проблем.

4. Социально-полезный тип. Этот тип человека - воплощение зрелости в системе взглядов Адлера. В нем, соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Являясь социально ориентированным, такой человек проявляет истинную заботу о других и заинтересован в общении с ними. Он воспринимает работу, дружбу и любовь как социальные проблемы. Люди, относящиеся к такому типу, осознают, что решение трех основных жизненных задач – работа, дружба, любовь, − требуют сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад для обеспечения блага других.

С другими критериями к психологии личности подошел немецко-американский ученый Эрих Фромм (1900-1980).

Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный процесс и саму культуру. Фромм выделил пять социальных типов характера, которые существуют в современных обществах и разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые). К первому классу относятся:

Рецептивный,

Эксплуатирующий,

Накапливающий

Берет в конце девятнадцатого века. Идеи Фрейда основывались на двух важных этапах, которые стали предпосылками к созданию психоанализа. В первую очередь, это метод, разработанный Йозефом Брейром, врачом из Вены, второй момент, предшествующий теории Фрейда - метод психиатра Ипполита Бернхейма. С Брейером Зигмунд работал непродолжительное время, а за работой метода Бернхейма профессор наблюдал на одном из показательных обучающих сеансов. Как охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко? Стоит начать с истоков.

Метод Йозефа Брейера

Австрийский психиатр в течение нескольких лет работал над разработкой метода, название которого - катарсис. Исследования длились с 1880 по 1882 год. Пациенткой доктора была девушка в возрасте 21 года с параличом обеих правых конечностей и полным отсутствием чувствительности. Также у девушки наблюдалось отвращение к еде и множество других не только телесных, но и душевных расстройств. Доктор Брейер вводил пациентку в гипноз, посредством которого доводил девушку до того момента жизни, когда переживания, травмирующие психику, появились в первый раз. Он добивался того психологического и эмоционального состояния, которое владело ею в тот момент жизни и избавлялся от «застрявших» в сознании симптомов такого состояния. История болезни пациентки стала настоящим прорывом, и в 1895 году Брейер и Фрейд опубликовали совместную работу на основе этих данных - труд под названием «Исследования истерии». Переживания и расстройства, которые провоцировали симптомы заболевания, впоследствии получили название психических травм. Работа Брейра оказала существенное влияние на работу Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ".

Метод Ипполита Бернхейма

Психиатр также применял в процессе лечения гипноз. На работу Фрейда метод коллего оказал сильно влияние, так как в 1889 году Зигмунд присутствовал на одном из обучающих занятий Бернхейма. Уроки психиатра дали возможность вывести такие понятия, как сопротивление и вытеснение. Эти аспекты - защитный механизм психики любого человека. Впоследствии Фрейд вместо гипноза использовал метод свободных ассоциаций. Результатом работы стало введение понятия сознательного заместителя для вытеснения бессознательного.

Психоанализ Зигмунда Фрейда

Главная идейная составляющая теории и понятие характеризуется следующими положениями: как для мужчин, так и для женщин эротические расстройства - основной фактор, ведущий к развитию заболевания. Фрейд пришел к такому выводу, потому что другие душевные переживания не дают повода к возникновению вытеснения и замещения. Психоаналитик отмечал, что другие, неэротические душевные волнения не ведут к таким же результатам, они не имеют такого весомого значения, и даже больше - они способствуют действию сексуальных моментов и никогда не смогут их заменить. Такие наблюдения и проблемы психоанализа Фрейда были основаны на многолетнем практическом опыте и были описаны профессором в работе «О психоанализе».

Так же Фрейд отмечал, что только детские переживания объясняют чувствительность к будущим травмам. Эта теория описана в книге Зигмунда Фрейда "Введение в психоанализ". И только путем раскрытия в сознании этих детских воспоминаний, которые во взрослом возрасте всегда забываются, мы может избавиться от симптомов. Аналитическая работа должна дойти до времени полового развития и раннего детства. Обоснование предложенной теории Фрейд осуществил посредством понятия «Эдипов комплекс» и последовательностью фаз в психосексуального развитии каждого человека. Всего этих стадий насчитывается 4 и их можно связать с основными инстинктами: оральная, анальная, фаллическая, генитальная.

Что из себя представляет классический психоанализ?

Процесс распознавания скрытого в глубинах сознания осуществляется посредством следующих методов и основных инстинктов:

  • Метод свободных ассоциаций;
  • Толкование сновидений;
  • Использование случайных оговорок, а также ошибочных действий человека.

Любой сеанс базируется на одном главном правиле - пациент должен говорить абсолютно все, без боязни и стеснения. Фрейд писал, что следует говорить все, что приходит в голову, даже, если на первый взгляд мысли кажутся пациенту неправильными или даже бессмысленными. Здесь нет места критическому выбору. И только если следовать этому правилу появится возможность «вытащить» из человека тот материал, который даст возможность психоаналитику вытеснить все комплексы. Именно так можно объяснить суть психоанализа Зигмунда Фрейда кратко.

Метод свободных ассоциаций

Базой психоанализа является именно Суть техники заключается в том, что если некоторые объекты воспринимаются в одно время или в непосредственной близости, то в будущем возникновение в сознании одного из них может повлечь за собой осознание совершенно другого.

Фрейд писал, что пациент иногда резко замолкает и ссылается на то, что больше сказать ему нечего и никаких мыслей в голове нет. Однако, если разобраться, стопроцентного отказа со стороны мыслей не бывает в человеческом сознании никогда. Случайные оговорки, ошибочные действия - это ни что иное, как скрытые желания, вытесненные намерения и спрятанные в глубине подсознания страхи. Это все то, что человек по каким-либо причинам показать другим и себе не может. Так можно охарактеризовать психоанализ Зигмунда Фрейда кратко.

Толкование сновидений

Одной из самых популярных теорий Фрейда стало толкование сновидений. Психоаналитик описывал сновидения, как сообщения бессознательной части мозга, которые зашифрованы и представляют собой осмысленные образы. Когда Фрейду было семьдесят лет, в 1931 году книга «Толкование сновидений» была переиздана уже третий раз. Сам профессор писал, что данный труд содержит самые ценные из всех открытий, совершенных им за всю жизнь. Фрейд считал, что такие озарения происходят единожды за всю жизнь человека.

Процесс перенесения

Суть процесса перенесения заключается в том, что человек, который не удовлетворяет полностью потребность в любви, обращает внимание на всякое новое лицо, в надежде выплеснуть свою активную силу либидо. Именно поэтому вполне нормальное явление, когда эти надежды обращаются в сторону своего психоаналитика. Врач, в свою очередь, должен четко понимать, что направленная на него влюбленность пациентки по больше части вынужденная, и ни в коем случае не является подтверждением превосходства психоаналитика. У врача нет никакого основания относится серьезно к такому положению вещей, и ни в коем случае нельзя гордиться таким «завоеванием». В противовес процессу переноса ставится контрперенос. Когда аналитик испытывает ответные бессознательные чувства к пациенту. Фрейд считал, что это явление достаточно опасно в первую очередь для врача. Все потому, что подобные чувства могут привести в будущем к психическим заболеваниям обоих. Каждый из процессов описывал Фрейд в книгах о психоанализе.

Процесс переработки сопротивлений

Важный этап - это преодоление сопротивлений и психоанализа личности. Начинается он с открытия врачом пациенту тех мыслей, чувств и сопротивлений, которые никогда ранее не узнавались. После чего подопечному дается время на то, чтобы как можно глубже проникнуть в неизвестное ему доныне сопротивление, чтобы в дальнейшем переработать и преодолеть его.

Что же представляют из себя сопротивления пациента? В первую очередь, это механизм, который работает на бессознательном уровне, и задача его заключается в том, чтобы препятствовать осознанию тех неприемлемых мыслей и желаний, которые ранее были вытеснены. Фрейд писал, что переработка сопротивлений - очень сложная часть, а на практике становится она по истине мучительной не только для пациента. Настоящее испытание терпения проходит и у психоаналитика. Однако, несмотря на сложность, именно эта часть работы над сознанием оказывает максимальное изменяющее влияние на пациента. Именно этим аналитическое лечение отличается от лечения путем внушения.

Катарсис

Этот процесс способствует освобождению от вытесненных переживаний, который травмируют психику путем эмоциональной разрядки. Разрешается этот внутренний конфликт на невротическом уровне за счет тех воспоминаний и травм, которые в свое время застряли в психике, как негативные эмоции.

Техника классического психоанализа

Для общего представления и описания техник классического психоанализа Фрейд использовал следующие объяснения:

  • Психоаналитик настаивал на том, что пациент во время сеанса должен лежать на диване или кушетке, а врач, в свою очередь, находиться позади больного таким образом, чтобы тот его не видел, а только слышал. Все потому, что выражение лица психоаналитика не должно давать пациенту пищу для размышлений, и уж тем более не оказывать влияния на то, что говорит больной.
  • Ни в коем случае нельзя указывать пациенту на то, о чем он должен или не должен говорить. Врач должен знать о больном все, что он сам о себе знает.
  • Пациент должен говорить абсолютно все, не скрывая имен, дат, мест и так далее. В психоанализе не существует тайн или скромности.
  • Во время сеанса пациенту следует всецело отдаваться бессознательной памяти. То есть человек должен отключить сознательное воздействие на свою память. Проще говоря, нужно просто слушать и не думать о том, запоминаете вы что-либо или нет.
  • Нельзя забывать и о работе со сновидениями, ведь это один из основных методов теории психоанализа. Фрейд считал, что если разобраться в бессознательных потребностях человека, которые выражаются в сновидениях, можно отыскать ключ к решению той самой основной проблемы;

Раскрыть пациенту все полученные сведения, объяснить значение его мыслей и состояния можно не раньше того момента, когда начнется процесс перенесения. Больной должен быть привязан к врачу, а для этого потребуется лишь время.

Область применения и гарантии

Кратко о психоанализе Зигмунда Фрейда и области применения теории можно сказать следующее: профессор упоминал о том, что психоанализ в классическом его понимании не рассчитан на людей старше 50 лет. Объяснял он это тем, что люди постарше уже утратили гибкость душевных переживаний, на которые и направлено действие терапии. Не рекомендуется устраивать сеансы психоанализа в отношении близких людей. Фрейд писал, что чувствует растерянность в вопросе о родственниках и говорил о том, что не верит в индивидуальное воздействие на их подсознание. Также некоторые пациенты перед началом работы просят устранить какое-нибудь один определенный симптом, однако врач не может нести ответственности за избирательную силу анализа. Задеть можно то, что «не нужно», как минимум ассоциативным методом. Обычно психоанализ - это очень длительный процесс, который может затянуться на годы. Фрейд отмечал, что дает возможность каждому своему пациенту сказать «стоп» и оборвать лечение в любое время. Однако непродолжительное лечение может создать эффект незаконченной операции, что в будущем может только усугубить ситуацию. Подробнее область применения метода описана в работах Зигмунда Фрейда.

Критика теории психоанализа

Теория психоанализа Фрейда вызывает бурю дискуссий и по сей день. В первую очередь потому, что некоторые положения не имеют способа опровержения, а значит являются ненаучными. Свою точку зрения высказал Пол Блум (профессор психологии), который писал о том, что положения теории Фрейда туманны и не подлежат проверки никаким научным достоверным методом. Именно поэтому их нельзя применять с научной точки зрения.

В таком же ключе высказался известный биолог Питер Медавар, который в своей время удостоился нобелевской премии. Профессор охарактеризовал теорию психоанализа, как величайшее интеллектуальное мошенничество двадцатого века. Такого же мнения придерживался и философ Лесли Стивенсон, который анализировал теорию Фрейда в своей книге.

Были у Фрейда и последователи, в ряду которых такие известные личности, как Эрих Фромм, Юнг, Карен Хорни, Однако и они в будущем в своих исследованиях отказались от ключевой мысли и идей психоанализа Фрейда - от того, что основной мотив возникновение психических травм, это ни что иное, как сексуальный фактор. Исследование сменили направления в сторону воздействия социальных и культурных элементов общества и среды на душевное и психическое состояние человека.

В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать. Зигмунд Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел. Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой новой психологической системы.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан па взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные Фрейдом данные указывают па определяющую роль детского опыта в развитии взрослой личности. Проводя исследования, Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого Фрейда, пациенты решительно отрицали. Они думали и жили в одной системе координат, в то время как другой пласт их жизни - уровень бессознательного, крайне важный детерминант их поведения, отвергался ими как несуществующий. Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Именно эти крайне важные, неосознанные детерминанты поведения стали для З. Фрейда предметом исследования. Два открытия Фрейда - открытие бессознательного и открытие сексуального начала - составляют основу теоретической концепции психоанализа.

В первые годы своей работы Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного, которые отделены друг от друга полупроницаемыми перегородками. Это была топографическая модель личности (рис. 6).

Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

В предсознателъном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания.

Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.

Позднее в работах "Я и Оно", "По ту сторону удовольствия" Фрейд предложил иную, структурную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм.

Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.

Проекция - это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти.

Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

Сублимация - один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.

В книге П. Куттера "Современный психоанализ" представлены два рисунка, на которых показано соотношение структур личности у человека в состоянии невротического расстройства, когда он находится в тисках между желанием и невозможностью его осуществить (рис. 7) и нормально развивающейся личности, открытой для взаимодействия с внешним миром (рис. 8).

Рис. 7

Личность, по Фрейду, это динамическое взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется.

Рис. 8

Как же происходит нормальное развитие личности?

Динамика личности определяется действием инстинктов, а точнее говоря, влечений. Влечение - это действие, вызывающее удовольствие. Оно состоит из четырех компонентов:

  • 1) побуждение;
  • 2) цель, т.е. достигнутое удовлетворение;
  • 3) объект, с помощью которого цель может быть достигнута;
  • 4) источник или часть тела (эрогенная зона), где побуждение возникает.

Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, освобождения кишечника, теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует сексуальности взрослой, по никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

Сексуальные влечения, по Фрейду, носят амбивалентный характер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной, энергии.

Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, они вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение удовольствия от одной эрогенной зоны к другой создает последовательность стадий психического развития.

Таким образом, психоаналитические стадии - это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражены развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

1. Оральная стадия (0-1 год) характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается па зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз - ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и кусание материнской груди). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по Фрейду, это тин сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни".

Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но через некоторое время становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда осуществляет сосательные движения в отсутствие пищи, сосет свой большой палец. Этот тин наслаждения в трактовке Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому данную стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни, считал Фрейд, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка - это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, не осознавая существования других объектов в мире. Глобальное базисное парциссическое состояние - это сон, когда младенец ощущает тепло и не испытывает никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

Внутриутробное существование человека, по Фрейду, в противоположность большинству животных относительно укорочено; младенец появляется на свет менее подготовленным, чем детеныши животных. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация "Я" и "Оно", повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно возрастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить утраченную внутриутробную жизнь. Этот объект - мать. Биологическая связь с нею вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при самом лучшем уходе ограничения неизбежны. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию добавляется кусание материнской груди, которое придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно".

Инстанция "Я" - часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции "Я" связано с принципом "удовольствия - отсутствие удовольствия". Как только что отмечалось, первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как ее отсутствие для него есть прежде всего отсутствие наслаждения.

На этой стадии еще не существует инстанции "Сверх-Я", и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с "Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и поэтому не может успешно перейти на следующую стадию генетического развития.

Эти идеи Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода. Понятие "генетическая задача" было введено в психологию американским психологом Р. Хавигхерстом.

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии согласно его представлениям люди делятся на оптимистов и пессимистов.

  • 2. Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. Па этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская секезальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает на этой стадии конфликтный характер. По отношению к личности ребенка теперь можно сказать, что полностью образована инстанция "Я" и она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей в качестве воспитателей, которые играют очень важную роль в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества - следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.
  • 3. Фаллическая стадия (3-5лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал "эдиповым комплексом" для мальчиков и "комплексом Электры" для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

Разрешение, или освобождение, от эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, как считал Фрейд, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я". Именно поэтому преодоление эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка.

Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друге другом. Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублимация. По Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет, именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

  • 4. Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно": будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Если в этом возрасте в развитии ребенка эдипов комплекс еще не преодолен, то может возникнуть феномен, который психоаналитики описывают как "семейный роман". Ребенок в фантазии придумывает себе другую семью, например, он подкидыш или сын знатных родителей; он сам - законный сын, а его братья и сестры - незаконные.
  • 5. Генитальная стадия (12-Шлет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений. Теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются и подросток, с точки зрения Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда в течение генитальной стадии можно наблюдать феномены фиксации или регрессии к той или иной из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать, например, может вновь возникнуть эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация.

Аскетизм - защитный механизм, используемый подростками для контроля над интенсивностью сексуальных влечений. Это отрицание, отказ себе в удовольствии; такой отказ может относиться к пище, сну, сексуальным удовольствиям; он совершается с видом - и чувством - полного превосходства, как будто в результате достигается что-то очень ценное.

Интеллектуализация - это излишне "умственный" способ переживания конфликта и его обсуждение без переживания связанных с ним аффектов; подросток сводит его к простому представлению в воображении и таким путем освобождается от навязчивых желаний.

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии, - психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью среди лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера - нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные люди направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

В работе "Я и Оно" Фрейд писал, что развитие "Я" идет от признания инстинктов к господству над ними, от подчинения - к их затормаживанию и что психоанализ является инструментом, предназначенным для прогрессивного завоевания "Оно". Цель психоанализа - показать, каким образом разум может победить страсть.

В чем же еще секрет огромного влияния учения З. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней?

Во-первых, это динамическая концепция развития.

Во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

По словам американских психологов Дж. Уотсона и Г. Лидгрена, Фрейд был впереди своего века и подобно Ч. Дарвину разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени, расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.

"Необычайное развитие учения З. Фрейда - мы не ошибемся, если назовем этот успех необычайным, - писал современник Фрейда О. Бюмке, - стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, по-видимому, так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать что-нибудь о "душевной жизни" подавала камень вместо хлеба". "Старая "мозаичная" экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством в реальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики", - писал А.Р. Лурия.

Л.С. Выготский так оценивал историю психоанализа: "Идеи психоанализа родились из частных открытий в области неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемое™ ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности... Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия... было перенесено на ряд соседних областей - на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии... психологию искусства, этническую психологию... Сексуальность превратилась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского... - все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше" (Выготский Л.С., 1982).

Выготский показал полезное и ценное, что есть в психоанализе, и лишнее, вредное в нем. Так, он писал: "Найденное

Фрейдом решение... я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения". В России такие люди были - это И.Д. Ермаков, С.Н. Шпильрейн, В.Г. Шмидт и др.