Вторая война рима с карфагеном события. Войны рима с карфагеном

Против Карфагена занимают значительное место в истории Древнего мира. Они оказали влияние на дальнейшее развитие Средиземноморья и всей Европы. Вторая 218-201 гг. до н. э. - самая яркая из трех происходивших. Также ее называют Ганнибаловой войной, или войной против Ганнибала. Помимо Рима и Карфагена в этом противостоянии принимали участие Нумидия, Пергам, Этолийский союз, Сиракузы, Ахейский союз и Македония.

Предыстория

В 242 году до н. э. был подписан мирный договор, завершивший Первую Пуническую войну. В результате этого соглашения Карфаген потерял контроль над доходами от владения Сицилией, почти монопольная торговля карфагенян в Западном Средиземноморье была сильно подорвана Римом. В итоге Карфаген находился в сложной экономической ситуации, а его правящая династия Баркидов - в невыгодном положении с политической стороны - активизировалась оппозиция. Уже тогда было ясно, что в скором времени должна произойти Вторая Пуническая война между Римом и Карфагеном с целью уничтожения одного из них, т. к. двум крупным державам в Средиземноморье не было места.

Соперничество за Испанию

Гамилькар, главнокомандующий карфагенской армией, предпринял походы по завоеванию территорий Испании. Во-первых, был очень богат природными ископаемыми, во-вторых, из Испании можно было довольно быстро добраться до Италии. Гамилькар вместе со своим зятем Гасдрубалом вел активную деятельность по расширению границ Карфагена в течение почти 10 лет, пока при осаде Гелики не был убит. Его же соратник Гасдрубал стал жертвой ибера-варвара в Новом Карфагене, основанном им же.

Новый Карфаген мгновенно превратился в центр всей западной средиземноморской торговли, а также в административный центр пунийских владений. Таким образом, Карфаген не просто компенсировал свои потери по итогам Первой войны с Римом, но также у него появились новые рынки сбыта, а серебряные рудники Испании обогатили Баркидов и лишили их политических противников всякой поддержки. Вторая Пуническая война 218-201 гг. до н. э. была только делом времени.

Беспокойство Рима

Римские политиканы и военные деятели были сильно обеспокоены набирающим силу Карфагеном. Рим понимал, что сейчас еще не поздно остановить пунов, но через какое-то время это будет уже затруднительно. Поэтому римляне стали искать повод для развязывания войны. Еще при жизни отца Ганнибала, Гамилькара, между Карфагеном и Римом в Испании была проведена граница по реке Ибер.

Рим заключает союз с Согунтом. Он был явно направлен против Карфагена, а конкретно остановить его продвижение дальше на север. Начало Второй Пунической войны близилось, Риму не нужен был такой сильный сосед, но и открыто выступить в лице агрессора он тоже не мог, поэтому и был заключен союз с Согунтом. Понятное дело, что Рим не был намерен защищать своего союзника, но нападение на него Карфагена предоставляло повод для развязывания войны.

Ганнибал из династии Баркидов

Ганнибалу было суждено стать символом борьбы против римского владычества в бассейне Средиземного моря, ему удалось то, что до него никто не смел делать. Он был талантливым полководцем и военачальником, солдаты его уважали не за его высокое происхождение, а за личные заслуги и качества лидера.

С малых лет отец Гамилькар брал своего сына в походы. Всю свою сознательную жизнь он находился в военных лагерях, где с детства смотрел смерти в лицо. На его глазах убивали десятки, сотни, если не тысячи людей. Он к этому уже привык. Постоянные тренировки превратили Ганнибала в умелого бойца, а изучение военного дела - в гениального полководца. Между тем Гамилькар все делал для того, чтобы сблизиться с эллинистическим миром, поэтому обучал греческому алфавиту своего сына и приучал его к культуре греков. Отец понимал, что без союзников с Римом не справиться, и приучал своих сыновей к их культуре, а также настраивал на союз. Важную роль в этом процессе должен был сыграть Ганнибал. Вторая Пуническая война продумывалась им много лет. А после смерти отца он поклялся, что уничтожит Рим.

Причины войны

Можно выделить три основные причины, которые привели к развязыванию второй войны между Римом и Карфагеном:

1. Унизительные последствия для Карфагена по условиям мирного договора, завершившего Первую Пуническую войну.

2. Стремительный рост территорий Карфагена, а также его обогащение за счет богатейших владений в Испании, следствием чего стало усиление его военной мощи.

3. Осада и захват Карфагеном союзного Риму Согунта, что стало официальной причиной, в результате которой была развязана Вторая Пуническая война. Причины ее были скорее формальными, чем реальными и тем не менее они привели к одному из самых крупных противостояний во всей истории Древнего мира.

Начало войны

После смерти Гамилькара и убийства Гасдрубала главнокомандующим был избран Ганнибал. Тогда ему только исполнилось 25 лет, он был полон сил и решимости для уничтожения Рима. Помимо этого, у него был достаточно хороший набор знаний из области военного дела и, конечно же, лидерские качества.

Ганнибал ни от кого не скрывал, что хочет напасть на Согунт, союзником которого был Рим, и тем самым вовлечь последний в войну. Однако Ганнибал не стал атаковать первым. Он сделал так, что Согунт напал на иберийские племена, которые находились под властью Карфагена, и только после этого он двинул свои силы на «агрессора». Ганнибал справедливо рассчитывал на то, что Рим не приведет военную помощь Согунту, т. к. сам вел бои против галлов и иллирийских пиратов. Осада Согунта продолжалась 7 месяцев, после чего крепость была взята. Рим так и не оказал военную помощь своему союзнику. Уже после взятия Согунта Рим отправил в Карфаген посольство, которое объявило о войне. Вторая Пуническая война началась!

Военные действия

Война продолжалась более 15 лет. За это время почти не прекращались боевые столкновения либо между Римом и Карфагеном, либо между их союзниками. Гибли десятки тысяч людей. За эти годы преимущество переходило из рук в руки: если в начальный период войны удача была на стороне Ганнибала, то через некоторое время римляне активизировались, нанеся ряд крупных поражений пунам в Иберии и Северной Африке. Ганнибал при этом оставался на В Италии сам Ганнибал добился высоких результатов, заставив трепетать перед его именем все местное население.

Вторая Пуническая война показала, что в открытом сражении Ганнибалу не было равных. Об этом говорят битвы у реки Тицин и Треббия, у Тразименского озера и, конечно же, легендарная которые вшиты в военную историю красной нитью.

Боевые действия проходили на нескольких фронтах: в Италии, Испании, на Сицилии, в Северной Африке и Македонии, но «двигателем» Карфагена и его союзников были армия Ганнибала и он сам. Поэтому Рим поставил перед собой цель «обескровить» его, преградив пути провианта, оружия и подкрепления для ведения войны в Италии. Риму это удалось, когда он понял, что Ганнибала сначала нужно вымотать без генеральных сражений, а потом уже добить. Этот план возымел успех, но перед ним Рим терпел одно поражение за другим, особо нужно отметить битву при Каннах. В этом сражении Карфаген располагал 50 000 воинов, Рим - 90 000. Перевес почти в два раза, однако даже при таком численном превосходстве Риму не удалось одержать победу. В ходе битвы было убито 70 000 римских солдат, 16 000 попали в плен, тогда как Ганнибал потерял всего 6 000 человек.

Можно выделить целый ряд причин, приведших к победе Рима. Во-первых, это факт того, что армия Карфагена состояла преимущественно из наемников, которым было абсолютно не важно, за кого они воюют - они получали за это плату. Никаких патриотических чувств у наемников не было, в отличие от римлян, которые защищали свою родину.

Во-вторых, сами карфагеняне, располагавшиеся в Африке, часто не понимали, зачем нужна им эта война. Внутри страны у Баркидов вновь образовалась серьезная оппозиция, которая выступала против войны с Римом. Даже после битвы при Каннах олигархи Карфагена без энтузиазма послали небольшое подкрепление Ганнибалу, хотя эта помощь могла быть намного значительнее, и тогда исход войны был бы совсем другим. Все дело в том, что они опасались укрепления власти Ганнибала и установления диктатуры, за которой последовало бы уничтожение олигархии как социального класса.

В-третьих, мятежи и предательства, подстерегавшие Карфаген на каждом шагу, и отсутствие реальной помощи союзника - Македонии.

В-четвертых, это, конечно же, гениальность римской военной школы, которая в ходе войны приобрела богатый опыт. Вместе с тем для Рима эта война стала тяжелым испытанием, поставившим на грань выживания Причины поражения Карфагена во Второй Пунической войне можно еще перечислять, но все они будут вытекать из этих 4 основных, приведших к поражению одной из самых сильнейших армий Древнего мира.

Отличие Второй от Первой Пунической войны

Две войны были абсолютно разными, хотя и имеют схожее название. Первая была захватнической с обеих сторон, она развернулась в результате соперничества Рима и Карфагена за обладание богатым островом Сицилией. Вторая была захватнической только со стороны Карфагена, же выполняла освободительную миссию.

Итог и в Первой, и во Второй войнах - победа Рима, огромная контрибуция, наложенная на Карфаген, установление границ. После того как закончилась Вторая пуническая война, причины, последствия и историческое значение которой сложно переоценить, Карфагену было вообще запрещено иметь флот. Он потерял все заморские владения, его обложили непомерным налогом на 50 лет. Помимо этого, он не мог развязывать войны без согласия на то Рима.

Вторая Пуническая война могла изменить ход истории, если бы главнокомандующий войсками Карфагена Ганнибал имел большую поддержку внутри страны. Он мог бы одержать верх над Римом. Тем более что все к этому шло, в результате битвы при Каннах Рим не имел крупной армии, способной противостоять Карфагену, но и Ганнибал при имевшихся силах не смог бы захватить хорошо укрепленный Рим. Он ждал поддержки из Африки и восстания италийских городов против Рима, но ни первого, ни второго он так и не дождался…

Пунические войны - так были названы три военных конфликта между могучей Римской империей и первой колониальной империей древних времен. Карфаген пунические войны, фактически, привели к упадку и разрушению. Первая война началась в 264 г. до н.э., когда между римлянами и карфагенянами возник конфликт за остров Сицилию. Такое название им дали сами римляне - они называли карфагенян пунийцами. Конфликт был развязан, когда сиракузские наемники восстали против греков, и захватили город Мессана. Они попросили помощи одновременно у Рима и Карфагена. В результате армии обеих держав столкнулись под Мессаной, с чего и начался конфликт. Поражение карфагенян было предопределено, когда греческие Сиракузы выступили на стороне Рима. Впрочем, на первых порах карфагенянам удавалось добиться превосходства на море, однако уже в 255 году Карфаген был взят в осаду. Римляне были уничтожены, но успехи карфагенян на Сицилии были под вопросом. В 241 году после поражения в морском бою при Эгатских островах карфагеняне покинули Сицилию.

Новая война началась в 219 году до н.э. Тогда Ганнибал Барка, начав войну с взятия Сагунта в Испании, перевел свои войска через Альпы в северные пределы Италии. Атака была внезапной, и Ганнибал разбил в нескольких битвах римские войска, заручившись поддержкой галлов. В 217 году в битве у Тразименского озера была уничтожена армия Гая Фламиния, а в 216 году в битве при Каннах Ганнибал повторил свой успех. Однако в 212 году римляне перехватили инициативу. Братья Ганнибала попытались привести ему подкрепления, однако были уничтожены до того, как они добрались до цели. В 204 году армия Корнелия Сципиона Африканского переправилась через море непосредственно к Карфагену. В битве при Заме был разгромлен и сам Ганнибал. В 201 году наступил мир, однако могущество Карфагена было подорвано. Все его колонии были переданы Риму, и хотя карфагеняне сумели удержать столицу, их судьба была предопределена - Карфаген пунические войны пережить не смог.
В 149 году римляне решили добить карфагенян, и взяли в осаду их столичный город. Город держался три года, однако в 146 году Эмилиан начал штурм города. Пробившись через внешние укрепления, римляне почти неделю сражались за город, который пал окончательно после падения дворца Дидоны - Бирса. Большая часть жителей была уничтожена, остальные попали в рабство. Город был полностью уничтожен.

ЗАДАНИЕ НА УРОК: Найти и к концу урока записать в тетради важнейшие события Пунических войн, в результате которых Рим стал крупнейшей державой, господствующей в Средиземном море

Вспомним!!! - В начале урока предлагаю рассмотреть карту и, проанализировав ее, ответить на вопросы: - Средиземноморье- так называют все страны, расположенные по берегам Средиземного и связанных с ним морей. Глядя на карту, можно определить явного лидера положения в Средиземноморье? -Какие территории принадлежали данным державам? - Давайте вспомним, как эти государства увеличивали свою территорию? И что являлось причинами этих захватов? -Какой военный потенциал имели эти страны? Именно соперничество этих мощных держав становится темой нашего урока. Предложите формулировку темы и запишите ее в тетрадь

Прочитайте учебник сс. 227 -228 Найдите ответы на вопросы -Какую территорию сумел захватить Рим? -Могло ли это завоевание устроить Карфаген? - Давайте попытаемся предположить цель нашего урока и поставить задачи этого урока.

ПРОБЛЕМА УРОКА: Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?

Подумаем вместе! - Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген? - Попытайтесь предположить причины второй войны. - В результате первой войны Рим завоевал остров Сицилию и северную Италию и после первого мирного договора претендовал на о-ва Корсику и Сардинию, покоренные позже. Для Карфагена и Рима эта война носит характер соперничества, поэтому среди их правителей талантливые полководцы. Таким патриотом был Ганнибал, не желавший допустить захвата свой страны Римом.

О Ганнибале и ганнибаловой клятве прочитаем этот текст: Еще девятилетним мальчуганом Ганнибал Барка, впоследствии выдающийся карфагенский полководец, неутомимый и свирепый враг Древнего Рима, поклялся своему отцу, карфагенскому правителю Гамилькару, вечно бороться с Римом, угрожавшим Карфагену. Он сдержал свою клятву, и много раз судьба Рима висела на волоске. С той поры ганнибаловой клятвой люди называют обет, который человек дает в юности, намереваясь посвятить благородному делу всю свою жизнь. В нашей истории известна ганнибалова клятва революционеров Герцена и Огарева, давших в ранней молодости обет всю жизнь бороться с царским режимом в России. Они остались верны своей клятве до конца. С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет, он дал клятву, что никогда не будет другом римлян и сделает им столько зла, сколько сможет. Он оставался, верен своей клятве до самой смерти. Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.

Вопросы по прочитанному тексту: Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? Какими чертами характера обладал полководец? Какие из них являются достойными и почему?

Недостатки Ганнибала Но вместе с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. И ничто не могло быть препятствием для плана Ганнибала и выбора его стратегии. Именно он и стал предводителем нового наемного войска пунов во второй войне. Предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска? Правители каких стран нанимали к себе на службу чужестранцев? Вспомним пройденный материал.

Рассмотрите карту (с. 228) и определите, какое направление он выбрал для нападения? - Какое преимущество давал карфагенянам этот маневр?

Войска Ганнибала вторгаются в Италию - И 218 году до н. э. войско двинулось к Альпам, 5 месяцев преодолевая этот путь. Это было очень рискованным решением. Высоко в горах холодно даже в июле, а войско Ганнибала совершало переход в сентябре. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было. Войско карабкалось вверх по обледеневшим тропинкам. Люди, животные, слоны срывались в пропасть, не хватало пищи для людей и скота. Ганнибал не щадил ни себя ни своих воинов, он хотел вторгнуться в Италию внезапно. Потеряв половину состава, Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По. Там же дал римлянам сражение. Каковы причины этой победы? Ответить на этот вопрос вам поможет текст на с. 228 -229).

БИТВА ПРИ КАННАХ Впереди было серьёзное сражение при Каннах в 216 г. до н. э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете в работе с интерактивной картой. Работа с интерактивной картой. -Каков был исход сражения при Каннах в 216 г. До н. э. и выявить причины такого итога? - Что сыграло на пользу Ганнибалу? . - Кроме местности и хорошо подготовленной конницы сыграло важную роль? Прочитайте текст учебника 2. Битва при Каннах – 216 г. до н. э. на страницах 229 -231

Битва при Заме 202 год до н. э. - В тексте на с. 231 найдите сведения об итогах сражения и докажите своими аргументами, почему именно так, а не иначе оно закончилось.

Проверим понимание? Найдите в тексте 4 -5 причин победы Рима над Карфагеном. Ответ начинаем словами «Я считаю, что …» -Как вы считаете, можно эти сведения считать решением проблемы урока? Почему? - Какое значение имело эта война для обеих сторон? - Докажите, почему Рим можно считать владыкой Средиземноморья?

ЗАДАНИЕ: Заполните пробелы в тексте. В тексте могут быть даты В …. году до. н. э. под руководством … войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы …, наемное войско, кони, …, …, дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой …. Следующей битвой было сражение … в 2. . году, которое закончилось победой …. Наиболее отличилась в этой битве …, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при … в 2. . году во главу Римского войска встал …, получивший прозвище …. Впервые за … лет войны … потерпели поражение, что стало причиной того, что … стал владыкой ….

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: В 218 году до. н. э. под руководством Ганнибала войско Карфагена вступило на территорию Испании. Успешно преодолев могучие горы Альпы, наемное войско Карфагена, галлы, у которых были слоны и кони, дали первое сражение в долине реки По. Это сражение завершилось победой Карфагена. Следующей битвой было сражение при Каннах в 216 году до н. э. , которое закончилось победой Карфагена. Наиболее отличилась в этой битве карфагенская пехота, которая зашла в тыл к римлянам застала их врасплох. Но в третьей решающей битве при Заме (в Северной Африке, к югу от Карфагена) в 202 году во главу Римского войска встал Сципион, получивший прозвище Африканский. Впервые за 17 лет войны карфагеняне потерпели поражение, что стало причиной того, что Рим стал владыкой СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ.

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания).

Основные цели:

1. Сформировать знания о войнах Рима с Карфагеном и их последствиях для Средиземноморья;
2. Тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; соотносить единичные исторические факты и общие явления;
3. Тренировать умение анализировать, сравнивать, излагать суждения о причинах и следствиях, умение оценивать свою деятельность;
4. Тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в команде.

Основные понятия: причина, повод, пуны, Карфаген.

Знание хронологии:

264–241 г.г. до н.э – первая война с Карфагеном.

218–201 г.г. до н.э. – вторая война с Карфагеном.

216 г. до н.э. – битва при Каннах.

202 г. до н.э. – битва при Зама.

Оборудование урока: учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. “История древнего мира”; интерактивный задачник по истории “На заре истории” (СД “ДиректМедиа”), атлас, рабочие листы к уроку открытия нового знания, рабочие тетради.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята, проверьте свою готовность к уроку (наличие учебника, дневника, тетради, атласа). Повернитесь друг к другу, улыбнитесь от души. Готовы к уроку? Я желаю Вам успеха!
– Какую тему мы изучили на прошлом уроке?
– Вспомните, какой вывод мы сделали в конце урока? (Рим установил свое господство над Италией; в результате непрерывных войн римляне создали большое и боеспособное войско.)*
– Какую проблему мы вывели из сформулированного вывода? (В Средиземноморье не только Рим стремится к господству, что может привести к войнам.)

Сегодня на уроке вы будете открывать новые знания. Как вы будете это делать? (Мы определим, что мы еще не знаем, и самостоятельно откроем новые знания.)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии.

– Вспомним, как Рим установил свое господство над Италией (кратко перечислите основные факты)?

Повторение проводится фронтально. В процессе работы выводится слайд-презентация, где фиксируются необходимые эталоны:

в Риме был установлена республика (509 г. до н.э.);
– отобранные у побежденных народов земли римляне объявляли собственность государства;
– плебеи получили право получать эти земли и стали полноправными гражданами;
– запрещено долговое рабство (326 г. до н.э.);
– войско делилось на легионы, основу составляли земледельцы;
– римская армия славилась своей дисциплиной, т.к в случае трусости каждого десятого воина казнили по жребию;
– в походе римляне строили укрепленный лагерь.

*курсивом отмечены ответы учеников

Откройте карту атласа и определите, какие государства кроме Рима могли претендовать на господство в Средиземноморье? (Ребята называют Карфаген и показывают его владения; территории Македонского, Сирийского и Египетского государств.)

Определите с помощью карты, почему именно с Карфагеном начинаются войны Рима? (Римляне стали стремиться к захвату о. Сицилия на который претендовал и Карфаген.)

Предположите, какова тема сегодняшнего урока? (Войны с Карфагеном.)

Тема урока выводится в слайд – презентации на доске.

(Пробное задание.)

– С какой целью вы будете выполнять пробное задание? (Чтобы понять, что мы не знаем, что сегодня на уроке будет нового.)

– Прочитав предложенные отрывки из документов,вам надо ответить на следующий вопрос: каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?

У кого нет ответа на вопрос? Что вы не можете? (Я не могу ответить на вопрос: к аковы причины первой и второй войны с Карфагеном.)

– У кого есть ответ? Вы уверены в правильности своего ответа? В чем ваше затруднение? (Мы не уверены, что правильно определили причины первой и второй войны с Карфагеном.)

3. Выявление места и причины затруднения.

– На какой вопрос вы должны были ответить? (Каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?)

– Почему вы не смогли ответить на вопрос? (Мы не знаем, в чем причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное?)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Определив тему урока, назовите цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать, каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное? )

Задание второго уровня сложности:

– С какой целью мы осуществляем поиск причин? Для чего нам с вами необходимо знать причины войны? (чтобы определить, к каким последствиям они привели).

Задание третьего уровня сложности:

– Кто-то может ответить на вопрос: для чего нам находить причинно-следственные связи? Найдя связь между причиной и следствием, на какой вопрос мы сможем ответить? (Чтобы узнать, как дальше будет развиваться государство.)

Как обычно с помощью слов – "помощников" строим цель действий:

Узнаем:интересные факты из истории войн Рима с Карфагеном: причины, ход, даты, последствия .

Проверим:знания понятий: “причина”, “повод”.

Способы:работа с учебником, атласом, выполнение интерактивных заданий, составление таблицы, анализ документов.

– Какие средства вы будете использовать при достижении цели? (Учебник, атлас, рабочие листы, интерактивный задачник.)

Каждому раздаются рабочие листы с заданиями.

– Посмотрите на задания и скажите, по какому плану вы будете работать? (Мы будем читать текст с целью нахождения ответов на поставленные вопросы, заполним рабочий лист в тех местах, которые соответствуют нашему заданию.)

5. Реализация построенного проекта.

– Когда началась первая война с Карфагеном? (264 году до н.э.)

– Прочитаем первый документ и ответим на вопросы: кого римляне называли пунами и почему (карфагенян, так как Карфаген основали финикийцы – “пуны”);

– сформулируйте причину первой войны (“попытка Рима укрепиться в Сицилии привела к войне”);

– что послужило поводом к первой войне? (“Римляне имели повод заявить, что Карфаген первый нарушил договор, когда пунийский флот вошёл в гавань Тарента”).

– Найдите на карте атласа указанные географические названия. Поднимите руки, кто не справился? (Помощь в паре.)

– Какой итог первой войны? (Рим завладел Сицилией, но могущество Карфагена сломлено не было.)

– Какой вывод можно сделать, исходя из итога первой войны? (Цель войны не достигнута, причина соперничества между Римом и Карфагеном сохраняется, война продолжится.)

Если ученики затрудняются:

– Какова цель войны? Она была достигнута? (Нет.)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Слайд – презентация выведена на доску.

Проверяем результат выполнения 1 задания.

Образец (эталон) выполнения 1 задания:

На доске выведен слайд с образцом (эталоном) выполнения задания. Проверьте, правильно ли вы оформили таблицу к 1 заданию. Происходит обсуждение выполненного задания.

– Вы достигли поставленной цели? (Частично, мы нашли ответы по первой войне с Карфагеном.)

– Вы справились с затруднением? (Да, мы знаем эталон выполнения задания.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

– А теперь я предлагаю каждому поработать самостоятельно. Вторую часть рабочего листа вы заполняете, прочитав (на выбор ученика):
задание 1 уровня – текст учебника на страницах 216–220,
задание 2 уровня – дополнительно к учебнику документы под № 3, № 4.

Ребята, кто быстро справится с заданием, решите интерактивную задачу, документы из которой мы анализируем.

Задание 3 уровня:

Определите место описываемых событий во взаимоотношениях Рима и Карфагена.

(Работа с интерактивной доской.)

Учащиеся работают самостоятельно, после выполнения работы учащиеся проводят самопроверку по образцу, который выводится в слайде – презентации на доску.

Образец (эталон) выполнения 2 задания:

Образец (эталон) выполнения задания 3 уровня :

После самопроверки проводится рефлексия: фиксируются места ошибок и определяются причины возникших затруднений, ошибки исправляются.

Вы обратили внимание, что в задачнике есть документы, касающиеся третьей пунической войны.

– Какие вопросы напрашиваются для ответа на следующем уроке? (Была ли необходимость в разрушении Карфагена? Можно ли было обойтись без этой жестокости в отношении города и его жителей?)

Сделайте вывод:

– каковы причины первой и второй войны с Карфагеном, что в них общее и что различное? (Причина войн Рима с Карфагеном – соперничество за господство в западном Средиземноморье. Общее – войны были захватническими и с той и с другой стороны. Различие не выявлено);
какую цель ставил Рим в войне с Карфагеном? (Разгромить главного противника – Карфаген, чтобы установить свое господство);
– каковы последствия второй войны Рима с Карфагеном? (Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье.)

– добился Рим выполнения своей цели во второй пунической войне? (Частично, Рим стремится установить господство во всем Средиземноморье.)

Текст выводится в слайд – презентации на доску:

8. Рефлексия учебной деятельности.

– Что нового вы узнали на уроке?
– Какую цель вы ставили перед собой?
– Вы достигли поставленной цели?
– Как вы достигали цель?
– Как вы открывали новые знания?
– С какими затруднениями вы столкнулись на уроке?
– Как вы выходили из затруднений?
– У вас на столах смайлики трех цветов: зеленые, желтые, красные. Оцените свою работу. Если при выполнении самостоятельной работы вы не допустили ошибок, то поднимаете зеленый кружок, если вы допустили 1–2 ошибки – желтый, а если вы допустили более двух ошибок, то поднимаете красный кружок.

Учащиеся оценивают свою работу.

– Что необходимо сделать тем, кто поднял желтые и красные кружки?
– Нужно ли дома работать тем, кто оценил свою работу зеленым кружком? Зачем?
– Запишите домашнее задание.

Домашнее задание.

§ 47, задание 3 на стр. 220 (устно).