Можайское благочиние. Священник михаил таганов

Стихи:

Кто, как и я, блудник, – дерзай, иди:

Ведь Божиих щедрот для всех открыта дверь.

В этот день мы празднуем возвращение блудного сына, которое божественные отцы поставили в Триоди на втором месте по следующей причине.

Поскольку некоторые знают за собой множество беззаконий, от юности жив блудно, проводя время праздно, в пьянстве и нечистоте, и таким образом впав во глубину зол, приходят в отчаяние, которое есть порождение гордости. Поэтому они никак не хотят перейти к исправлению, выставляя (в оправдание) пленение злом, из-за чего впадают в еще большее зло.

Святые отцы, проявляя и к таковым людям отеческое человеколюбие и желая избавить их от отчаяния, предлагают здесь настоящую притчу после первой, выдергивая с корнем эту страсть и восставляя их к приобретению добродетели, открывая много согрешившим, блудным преблагое Божие милосердие, показывая через эту притчу Христову, что нет таких грехов, которые могут превзойти Его человеколюбие.

Итак, два сына человека, то есть Богочеловека Слова – это праведные и грешные. Старший – это всегда пребывающий в исполнении заповедей Божиих и во благодати Его и никогда не отступающий от Него. А младший – возлюбивший грех и через постыдные дела отпавший от пребывания с Богом, грехом истощивший Божие человеколюбие, живя блудно. Он не сохранил целомудрия, послушался лукавого демона и по сластолюбию поработился его воле, но не мог удовлетворить желания. Ибо грех, разжигающий привычкой к временному наслаждению, ненасытен, и Господь в притче уподобляет его рожкам – пище свиней, потому что рожки кажутся вначале сладкими, а после бывают жесткими и грубыми, как плевелы; так же и грех.

Наконец, придя в себя, блудный (сын), погибающий от голода добродетели, возвращается к Отцу со словами: Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим (Лк. 15, 8). Но Отец принимает кающегося без укора, с распростертыми объятиями, являя Божественную и отеческую любовь. И дает ему одежду, то есть Святое Крещение, печать и обручение – благодать Всесвятого Духа, к тому же и сапоги, чтобы отныне змеями и скорпионами не уязвлялись стопы его ног, но наоборот, сами сокрушали их головы. Потом Отец ради него с величайшей радостью закалывает откормленного тельца – Сына Своего Единородного, и дает причаститься Плоти и Крови Его.

И как бы удивляясь бесконечному милосердию Отца, старший сын высказывает все свое негодование. Однако Человеколюбец и его приводит в молчание, приглашая тихими, кроткими и благосклонными словами, говоря: «Ты всегда со Мною, и надо было разделить с Отцом пир и радоваться, что сей сын Мой раньше был мертв грехом, – и ожил, раскаявшись в безрассудных делах; пропадал, удалившись от меня привычкой ко греху, – и нашелся Мною, пострадавшим (за него) по милосердию Своему и призвавшим его по милости Своей» (ср.: Лк. 15, 31-32).

Притча эта приложима и к еврейскому народу, и к нам. По той причине она помещена здесь святыми отцами, что, как сказано ранее, удаляет отчаяние и нерешительность начать добрую жизнь, поучает покаянию и обращению согрешившего подобно блудному. Ибо раскаяние – это лучшее оружие и сильная помощь против демонских стрел.

Христе Боже наш, по неизреченному Твоему человеколюбию помилуй нас. Аминь.

Слово в Неделю о блудном сыне

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Святая Церковь постепенно готовит верующих к дням покаяния, очищения от грехов - дням Великого поста. В прошлое воскресение вы слышали притчу о мытаре и фарисее, где Господь показал нам, как мы должны каяться и умолять Господа о прощении грехов. А ныне мы слышим притчу Спасителя о блудном сыне, о том, как даже великого грешника принимает Господь, если тот приносит сердечное раскаяние в своих грехах. "Рече Господь притчу сию: Некто богатый человек имел два сына". И вот младший из сыновей просит отца, чтобы тот дал ему его часть имения. Отец не отказал. Выделил ему часть имения. Через некоторое время этот сын взял все свое имущество и ушел в "страну далече" и там все промотал, живя блудно".

Богатый человек - это Господь. Два сына: старший сын - это мир ангелов, младший - это все человечество и каждый из нас. Что же произошло с младшим сыном, т.е. с человечеством? Адам и Ева были по создании в раю вместе с Своим Творцом, Богом Отцом, вместе с ангелами. Но они согрешили, отпали от Господа, удалились в "страну далече", расточили все духовное богатство - ум, и сердце, и веру, - все извратили. Как Адам и Ева стал и каждый из нас.

Каждый человек имеет образ Божий, каждый человек получает величайшую благодать, великие дары Божии при Таинстве Крещения, но уже с детства, с младенчества мы начинаем проматывать достояние Божие, все более удаляясь грехами от Бога в "страну далече". Что такое "страна далече"? Это состояние греховное, когда душа вся исполнена таких помышлений, чувств, влечений, слов и дел, которые свойственны только дьяволу, удаляют нас от Господа. И чем более тяжки грехи, чем их больше, тем дальше удаляется человек от Бога. Так удалилось все человечество, так удаляется и каждый из нас от Отца Небесного.

Но евангельский блудный сын, когда осознал свою духовную нищету, когда понял, что он потерял, и в каком находится ужасном состоянии, близком к окончательной гибели, то, говорит Господь, он "пришел в себя". Он вспомнил, сколько наемников у отца находят всякое удовлетворение, а он здесь гибнет от духовного голода. Стану, сказал он себе, пойду к отцу и скажу ему: "Отче, я недостоин называться твоим сыном, но прими меня хотя как одного из своих наемников".

И вот с этой мыслью он встал и направился к Отцу своему. И когда он был еще далеко, Отец, как Бог Всевидящий, знающий уже его раскаяние, идет ему навстречу, бросается к нему на шею, целует его и уже не слушает слов сына, который говорит: "Отче я недостоин называться сыном твоим". Он дает рабам приказание принести для сына лучшую одежду, дать ему перстень на руку, обуть его в сапоги и заколоть тельца упитанного, чтобы радоваться и веселиться, ибо сей сын был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И устроил отец пир, и все радовались возвращению сына. Выражаются наглядно в этой притче слова Господа: "Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся".

Чье сердце не затронет любовь отца, который, издалека увидя своего блудного сына, все промотавшего, истощившего все свои душевные и телесные силы, бежит ему навстречу, падает на шею, целует его, восстанавливает в первом достоинстве, достоинстве не наемника, как просил сын, а достоинстве своего родного сына? Мы знаем и о большей любви, чем говорит эта притча. Мы знаем о непостижимом, невыразимом, недоступном для понимания не только человеков, но и ангелов Милосердии Божием к падшему роду человеческому и каждому из нас.

Мы знаем, что Отец Небесный на предвечном совете с Своим Единородным Сыном и Духом Святым решил послать на землю, в "страну далече" Единородного Сына Своего Господа Иисуса Христа. Сам Господь пошел в эту "страну далече", оставив небо, жил как простой человек. Он прошел все возрасты человеческие, не имея греха, подвергался всякого рода оскорблениям и гонениям: даже явные чудеса Его хулили фарисеи; люди называли Его бесноватым, колдуном, имеющим связь с дьяволом, оскорбляли, гнали, наконец, оплевали, избили и распяли на Кресте. Все это претерпел Сын Божий, Единородный Отца, Творец всего мира, Господь, пришедший спасти погибающего грешника.

Вот какую любовь оказывает нам Господь. Каким же черствым должно быть сердце человеческое, чтобы не ответить на любовь Божию, чтобы остаться сознательно во грехе, в "стране далече", где оскорбляется Господь нарушением заповедей, отвержением Его, отречением от Него?

Какое каменное должно быть сердце, чтобы не смягчиться, чтобы не обратиться к Господу, видя Его безмерную, непостижимую даже для ангелов любовь к падшему в нечистоту, погрязшему во всех пороках человечеству. Даже высшие Ангелы, Херувимы и Серафимы не могли понять этого Милосердия Божия к человеку, отпавшему от Господа. Они не могли понять, как Сам Господь принимает душу и тело человека, как Господь, Творец мира, позволяет оскорблять Себя, чтобы спасти оскорбляющий Его род человеческий. Но и Сам Господь знал, что очень немногие уверуют в Него, что большинство отвергнет Его, большинство будет оскорблять Его, отвернется от Него. И все же, несмотря на это, Господь пришел на землю, чтобы спасти род человеческий. Своей Божественной Кровию Он смывает грехи каждого человека, который уверует в Него, который обратится к Нему с покаянием, как обратился и блудный сын. Вот какую любовь оказывает Господь человеку.

Господь призывает всех нас: "Приидите ко Мне все труждающиеся, обремененные грехами, искаженные душой и телом, приидите, Я вас исцелю, Я вас упокою в Царствии Отца Небесного, где вы просветитесь как солнце, будете в неизреченной радости". "Приидите", - говорит Господь.

Неужели мы отвергнем Слово Божие, неужели и мы останемся среди тех, которые отвергают Господа, отрекаются от Него, оскорбляют Его и словами, и делами, которые предпочитают жить в "стране далече" и там погибнуть?

Есть возможность каждому грешному человеку вернуться к Отцу Небесному, как вернулся блудный сын. Что для этого нужно? В притче сказано, что этот блудный сын пришел в себя, т.е. понял свое падение, понял в каком ужасном состоянии он находится, понял, что это состояние еще не все, что его ожидает еще больший, худший конец, ожидает вечная мука после смерти. Чтобы избежать этих мук и каждый человек должен придти в себя, должен просмотреть свою жизнь - не только дела свои и слова, но и все свои помышления, свои влечения, каждое движение своей души, от великих до малых, - должен осудить самого себя, понять в каком бедственном нравственном состоянии он находится, и повернуться лицом к Господу, начать умолять Его, чтобы Господь простил его согрешения, чтобы Он пришел к нему навстречу, как пришел навстречу блудному сыну, чтобы помог ему увидеть и почувствовать тяжесть грехов своих, дал ему истинное, искреннее, от всего сердца покаяние, плач о грехах своих, чтобы облек Он его одеждою чистоты первозданной, чтобы дал ему на руку перстень в знак возвращенного достоинства, сделал его чадом Своим.

Воистину, мы недостойны этого, и должны бы умолять Господа: "Господи, не достойны мы называться Твоими детьми, сопричисли нас хотя бы к наемникам единонадесятого часа". И вот Святая Церковь словами Самого Господа удостоверяет нас, что если человек осознает свои грехи, если он восплачется пред Господом о своей гибели, если он будет умолять Господа, как мытарь умолял и бил себя в грудь: "Боже, будь милостив мне грешному", - то Отец Небесный никогда не отвергнет его, но придет ему навстречу, обнимет его, оденет его в светлую одежду чистоты, назовет его не наемником, а своим родным сыном, устроит пир, вечный пир в Царствии Своем. Надо быть мертвым духовно, чтобы пройти мимо любви Божией, чтобы не пожалеть самих себя и не сделать малого усилия в покаянии для получения прощения и возвращения любви Отчей, которая всегда готова назвать нас сынами Своими. Аминь.

Игумен Никон (Воробьев)

Пример покаяния и возвращения души на путь возрождения и выздоровления в Евангельском повествовании о блудном сыне. Глубокий смысл простых слов: духовное содержание учения Христа в Его притче. «Покаяние наше должно быть не поверхностное, а глубокое ― с осознанием собственного недостоинства, с обвинением самих себя, а не окружающих»: Святогорский архипастырь о назидательных уроках нынешнего воскресного Евангельского чтения.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Подводя нас, братья и сестры, к подвигу святого Великого поста, Господь предуготовляет нас на этот подвиг, давая нам правильное настроение, правильное состояние души для грядущего подвига. И накануне Великого поста, в воскресные дни полагаются особенные Евангельские чтения. В сегодняшний день полагается чтение Евангелия о блудном сыне, и сама эта неделя называется «Неделей о блудном сыне» ― в воспоминание этой притчи, этого рассказа, который говорил Господь, с одной стороны обличая мытарей и фарисеев, с другой стороны поучая тех, кто с благоговением слушал Его божественные слова.

Суть этой притчи такова. У одного человека было два сына, и вот, когда они возмужали, то младший сын потребовал у отца своего принадлежащую ему часть имения, вернее сказать, не принадлежащую, а полагающуюся часть имения, по закону человеческому. Ведь Евангелие говорит о том, что этот сын был младшим, то есть, он не успел даже толком потрудиться, чтобы заработать себе эту часть имения. Он имел на неё право только потому, что был наследником своего отца, который стяжал это имение своими трудами. Но, как часто бывает в семьях, младших часто жалеют, пестуют, любят неразумной, всепозволяющей любовью, и они вырастают эгоистичными людьми, которые требуют себе только удовольствий, блага, внимания и понимания от всех, не взирая ни на кого. Так и этот сын: он потребовал, не взирая ни на боль отеческого сердца, которая несомненно была, когда отец слушал эти слова от своего сына. Не смотрел он и на брата, который оставался один на хозяйстве отца, и ему пришлось управляться за двоих. Он потребовал себе часть имения, потому что захотел вольной, разгульной жизни, без отцовской опеки. И отец, скрепя своё сердце, любя его, дарует ему часть имения. И как говорит Евангелие, что «не по мнозeх днех », то есть недолго он дома задержался после этого, он ушёл «на страну далече » (Лк. 15:13). Ушёл подальше, чтобы никто не мешал и не обличал его за его неправедные поступки, чтобы он был среди чужих людей и творил бы, что хотел. Ушёл на страну далече, и как говорит Евангелие, «расточи имeние свое, живый блудно », ведя разгульную жизнь, вседозволенную, расточил все своё имение в пух и прах.

И вот настал в той стране голод. Он стал нуждаться так, что и хлеба у него уже не стало. И пристал он к одному человеку в той стране, и тот, сжалившись над ним, послал его пасти свиней на поле. И вот, когда он пас свиней, он даже им завидовал, что они рожки вкушали, а он хлеба насущного не имел, и рад бы он уже был и рожки свиные вкушать, пищу свиную, но и рожков ему никто не давал. И вот тут, очень интересное такое слово стоит, которое часто мы как бы не замечаем, читая общий смысл притчи. Там стоит слово такое: «В себе же пришед » (Лк. 15:17). Когда он пришел в себя, он задумался: «я тут с голоду умираю, а даже наёмники у отца моего преизбыточествуют хлебом»… И сказал слова, которые очень важны, и которые говорят о состоянии его души: «Пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих » (Лк. 15:18-19). И с такой мыслью, с той далекой страны, голодный, в рубище, он пошёл в дом своего отца.

Несомненно, и стыдно ему было, но постоянство этой его мысли и покаяния присутствовало в нём всю дорогу. Эти краткие слова только привёл евангелист, которые он в нужде высказал. И потом, уже на пути к дому отца своего, кто его знает, какие мысли, какие чувства были в его душе, но что покаяние его было истинным, а не только вспышкой какой-то из-за временной трудности, (что вспыхнуло и погасло, как часто у нас бывает), а покаяние ― осознание своей неправоты, своего недостоинства у него было постоянным. Свидетельство об этом ― когда он уже подошёл к дому отца, и отец, видя его издалека, выбежал ему навстречу, то он произнес эти же самые слова, которые тогда он вложил в сердце своё, в разум свой, пришед в себя, сказал: «Отче », ― он повторил эти слова, ― «отче, согрeших на небо и пред тобою, и уже нeсмь достоин нарещися сын твой » (Лк. 15:21). Это как раз то состояние души человеческой покаянное, осознание собственного недостоинства, которое и дарует Божественное прощение человеку и радость для души.

Помните, как Господь в раю говорил Адаму, когда тот согрешил: «Адаме, где еси »? (Быт. 3:9) И вместо покаяния услышал: «Убояхся, яко наг есмь, и скрыхся » (Быт. 3:10). Господь, наводя на покаяние, произносит слова: «Не ел ли ты от дерева »? И тут, вместо покаяния: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел » (Быт. 3:12). А жена, в свою очередь: «Змий прельсти мя » (Быт. 3:13). Абсолютное отрицание собственной вины, из-за которого вместо Божественного прощения в раю человечество получило изгнание из рая. И из любящих уст Божиих услышало слова: «Проклята земля в делех твоих », «тернии и волчцы возрастит тебе », жена в муках будет рождать чад твоих, а ты «в поте лица твоего снеси хлеб твой » (Быт. 3:17-19). Нераскаянность человеческая даже от любящего Бога услышала слова изгнания из рая.

Здесь другое состояние души, не как у первозданного Адама, который не нашёл в себе сил покаяться и свою вину почувствовать. Как в своё время говорил схиархимандрит Серафим, что человек только тогда мир в душе и радость ощутит, когда сам себя обвиноватит, когда свою вину почувствует, тогда у него мир и радость на душе будет. А святитель Иннокентий Херсонский говорит: «Какой человек хороший? Тот, который осознал себя нехорошим. И то, этот человек только начинает становиться хорошим». Вот такое покаяние, решительное, осуждение своих дел, своего внутреннего состояния, своей греховности как раз было у Марии Египетской преподобной, которая за одно покаяние соделалась матерью всех монашествующих из бывшей известной городской блудницы. Именно такое покаяние было у благоразумного разбойника на кресте, который как бы, вторя словам этим евангельским сегодняшним, другому разбойнику, хулившему Христа («Если Ты Христос, спаси Себя и нас »), говорил: «Ни ли ты боишися Бога, яко в томже осужден еси? И мы убо в правду: достойная бо по дeлом наю восприемлева: сей же ни единаго зла сотвори? » (Лк. 23:40,41) И повернувшись, в мучительном состоянии, в болезненном, возопил ко Христу: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем » (Лк. 23:42). Не вселить в Царствие попросил, не избавить от распятия попросил, попросил всего лишь помянуть во Царствии Своем. Такое смирение, сознание собственного недостоинства, было у него перед лицом Божиим. И за это услышал он слова Христовы: «Ныне же будешь со Мною в раю » (Лк. 23:43).

Так точно и здесь, имеющий таковое же состояние осознания собственного недостоинства и покаяния, хоть и вынужденно было это покаяние обстоятельствами, но затем как добродетель укрепилась в этом сыне, он услышал и от отца своего радость и любовь отеческого голоса, который выбежал ему навстречу, обнял его и сказал: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся » (Лк. 15:22-24). Так говорил отец.

И тоже, есть один секрет примирения, как говорят святые отцы, и об этом очень ярко говорит одна из притч. Однажды поссорились в монастыре два брата. Долгое время была немирность среди них, и вот один из братьев решил: «Пойду я, помирюсь». Пришёл, постучал в келию к собрату своему, но тот даже не открыл ему и двери. И не открывая двери, сказал: «Иди от моей келии. Не хочу я с тобою говорить». Тот ушёл, конечно, расстроенным, и пошёл к духовнику монастыря, говоря: «Как это так? Я пришёл к нему мириться, а он мне даже двери не открыл». На что духовник сказал: «А ты сам виноват в этом». «Да как же, батюшка виноват? Ведь я шёл мириться первый». «Хотя ты и шёл мириться», ― сказал старец, ― «но в душе своей всячески себя оправдывал, а брата обвинял. И само своё примирение ты ставил как нечто такое высокое, выше брата. Превознесённо думал о себе: «Какой я хороший», а внутри у тебя к брату мира не было. И вот это внутреннее чувство немирности, оно тоже ощущаемо, и оно тоже мешает полному примирению». И вот тот брат, поразмыслив над словами духовника, уединившись в келии и помолившись, вспомнил свои вины и грехи, и слова, и мысли против того брата. Пришёл к мысли: «Да, действительно, ведь я больше его греховен, я виноват». И с такой мыслью самоосуждения, самоукорения, осознания собственной вины, он пошёл мириться к брату своему, и только он открыл двери и переступил порог, как увидел, что тот брат, с которым они ссорились, бежит навстречу ему к его келии, падает в ноги и говорит: «Прости меня, брат, мы с тобой были немирны по моей вине, и ты приходил ко мне в келью мириться, я тебе по жестокосердию даже и двери не открыл». Вот ещё секрет примирения нас с ближними ― наше желание примириться. И не просто желание, но желание с самоукорением, и осознанием собственной греховности, и собственной вины. Когда будет такое чувство, тогда и мир становится полным и радостным, и благодать Божия покрывает этот мир, так что от этого примирения не только два примирённых человека радуется, но и все окружающие их, и сами Ангелы Хранители их радуются.

Так радовались ангелы, когда примирялся младший сын с отцом. И вот собрались уже все, и был пир в доме, а с поля возвращался старший сын. Услышав пение, ликование, он вызвал слугу, даже к дому не подошёл, слугу вызвал: «Что это такое? » (Лк. 15:26). «Та вот, брат твой вернулся и отец его принял, и тельца упитанного заколол, и вот пир сейчас идёт, потому что отец радуется его возвращению». Тогда тот возмутился: «Я всю жизнь свою работаю на отца, служу ему, и он мне козленка ни разу не дал, чтобы я с друзьями своими попировал и повеселился. А этот блудник, расточивший всё имение, явился, и ради него пир накрыли». Когда отец вышел на порог, и стал звать старшего сына, чтобы он разделил радость, то он ему в ответ, даже не называя брата своего братом, настолько он был ожесточён и сердит на него, сказал: «Этот сын твой расточил всё имение, и ты ему тельца заколол, а мне даже козлёнка никогда не дал, чтобы я с друзьями повеселился». Тогда отец в растерянности, глядя на таковое ожесточение сына, сказал: «Сын мой! все мое твое » (Лк. 15:31). Ведь действительно, тот уже получил часть имения. Всё, что сейчас содержал отец, всё уже принадлежало только старшему сыну, и как он говорил: «Я столько лет служу тебе » (Лк. 15:29). Так сказать отцу, что я на тебя служу! Та ведь ты распоряжаешься имением, которое твоё по праву, и ты в наследство его войдёшь, и разве ты должен служить отцу как раб какой-то, за какую-то подачку, из-за наследства, а не по любви к отцу своему? И тогда отец, выслушав это от сына, сказал те же слова, которые сказал всем вначале своей радости: «Сыне, всё моё твоё, и ты возле меня, а этот сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». Этим мягким отцовским укором стараясь излечить душу старшего сына, чтобы и он почувствовал эту радость, радость своего отца, чтобы мог порадоваться вместе с отцом, не позлорадствовать о бедственном состоянии своего брата, не осудить его, а помолиться за него, и порадоваться вместе с отцом.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, из этого Евангелия выносим для себя несколько поучительных моментов: покаяние наше должно быть не поверхностное, а глубокое ― с осознанием собственного недостоинства, с обвинением самих себя, а не окружающих. Как часто приходится на исповедях слышать: «Невестка виновата, свекровь виновата, зять не такой, теща не такая, жена не такая, муж не такой, духовник не такой, батюшка на приходе не такой, правители не такие, всё не такое», ― забывая о своём внутреннем состоянии, забывая судить самих себя, забывая свои грехи, которых множество, и которые, если вспомнить, то все остальные люди покажутся ангелами.

Из этого Евангелия мы выносим урок, братья и сестры, как внутреннее наше состояние является причиной примирения с нами наших окружающих. Из этого Евангелия мы выносим для себя, братья и сестры, и то, что радоваться надо о покаянии человеческом и исправлении человеческом. Потому что часто можно услышать: «Ой, да он такой-то, перетакой был, а сейчас глянь ― в церковь ходит, святым сделался». Да, слава Богу, что он ходит в церковь, и стремится к какой-то святости. А мы часто наоборот стараемся вспомнить все прегрешения, чтобы себя оправдать, а другого обвиноватить.

Сегодня мы ещё выносим урок величайшего милосердия по отношению к нам Отца нашего Небесного. Какая бы тяжесть грехов ни была у нас, сколько бы ни было у нас грязи и страшных грехов, которые к отмщению перед Богом, казалось бы, вопиют, мы не должны отчаиваться, но должны надеяться на милосердие Божие. При всей бездне грехов наших, как говорят святые отцы: «Бездна грехов наших подобна горсти песка, брошенной в море милосердия Божия». Надежда на то, что мы будем услышаны в искреннем нашем покаянии нелицемерном, потому что «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит » (Пс. 50:19). И не только не уничижит сердце сокрушено и смиренно, но Господь «гордым противится, а смиренным дает благодать » (Иак. 4:6). А где благодать, там и радость, там и утешение, там великая надежда, там не то, что надежда, а чаяние, вера истинная во спасение в Бозе в вечности. Поэтому, сколько бы ни было грехов наших, вооружимся теми словами, которые сегодня в Евангелии, тем настроением: «Пришед в себя». Осознавши себя греховным, обвиновативши себя, придём к Небесному Отцу просить Его прощения, просить Его помощи, просить Его благословения, и всепрощения грехов наших.

И так будем совершать подвиг Великого и спасительного поста, к которому нас готовит Святая Церковь, с нужными мыслями, нужными чувствами, воспоминанием тех или иных Евангельских событий, которые были бы полезны для исправления наших душ, для того ведь и служит Великий Пост. И для того, чтобы мы, исправляя свои души, имели дерзновение именоваться чадами Божиими, сыновьями Его и дочерьми, для которых Господь, распахнёт объятья Свои, как отец навстречу блудному сыну, для которых отверзутся врата райские, для которых будет слышно ангельское пение, для которых угодники Божии видимым образом будут в вечности сославословить Бога вместе с той душой, которая наследует спасение. Ведь ради этой вечности, ради этой радости быть всегда с Богом и со святыми стоит что-то потерпеть на этой земле. Стоит себя обвинить, стоит себя укорить, и стоит смириться для того, чтобы наследовать нескончаемое бытие, потрудиться над своей бессмертной душой, чтобы пришла она на ответ к Богу с тем чувством, которое было у блудного сына, который шёл на пути своём, думая о своём окаянстве и желая примирения с отцом своим.

Так и мы, желая примириться с Отцом Небесным, с Богом, будем в покаянии совершать поприще нашей земной жизни. А в том вразумителем и помощником да будет нам Господь Милосердный, ждущий, когда мы, наконец, придя в себя, вернёмся к Его Отеческой любви. Аминь!

Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 11-32).

Сегодня мы празднуем память Новомучеников и Исповедников земли Русской, просиявших на небосклоне Русской Церкви в суровые годы безбожных гонений. С одной стороны, это слава Церкви, торжество победы праведности над грехом, верности Богу над всеми кознями диавола. А с другой - это личные трагедии многих слабых христиан, не выдержавших испытаний, предавших свою веру. Конечно, гонения очищают Церковь, она возрождается на крови мучеников, но можем ли мы, сами будучи духовно слабыми и имея вокруг себя еще более немощных, желать повторения лихолетья, чтобы показались достойные?! Конечно нет.

Почему же это случилось в истории нашей страны? Потому что люди перед революцией удалились от Бога и либо утратили веру, либо она выродилась во внешние обряды, лишившись содержания и плода, т.е. любви к Богу и человеку. Вот об этих человеческих немощах и повествует сегодняшнее Евангелие, которое Господь предлагает нам при подготовке к Великому посту, - притча о блудном сыне.

Впрочем, эта притча даже не столько о блудном сыне, сколько о Милостивом Отце, Который всегда ждет нас, Своих детей, с распростертыми объятиями, как бы далеко мы не удалялись от Его путей. При сотворении Господь дает нам все необходимое для жизни: ум, чувства, свободу воли, таланты, - чтобы мы, правильно распоряжаясь этим в этой временной жизни, наследовали в вечности все Его достояние. Однако необходимое условие такого наследия - пребывание в общении любви с Богом и уподобление Ему.

Итак, в притче у богатого отца было два сына, сонаследника его большого имения. Отец хотел научить их правильно распоряжаться богатством и успешно его приумножать. Но младший сын взбунтовался, ему неинтересно было возиться со скотом, слушаться отца, он хотел независимости, неограниченной свободы и удовольствий. Одно его требование якобы полагающейся ему части наследства при живом отце поражает своей эгоистичностью и беззаконностью. Однако, вопреки ожиданиям, отец отдает ему незаслуженное богатство и отпускает.

Человек представляет собой нечто только тогда, когда он пребывает с Богом, без Него же он ничто и ничего своего не может иметь. Но милостивый Отец не отнимает данных человеку благ, как не отбирает и данной свободы жить по своему усмотрению. Грешник ищет телесных удовольствий и удаляется от Бога, чтобы его никто не обличал и не мешал жить по своей воле. Но такое удаление «на страну далече» приводит к обнищанию, вырождению личности. Удаляясь от жизни и питаясь несвойственной ей пищей - землей - душа перестает находить удовольствие в плотских утехах и начинает голодать и томиться.

И в притче распутный сын очень быстро растратил отцовское достояние на блудные удовольствия, чем опустошил свою душу и дошел до крайней нищеты. Чтобы заработать на хлеб, он поступает в услужение к одному из граждан той страны, в котором св. Отцы видят самого диавола. Сделавшись рабом плоти, несчастный был вынужден пасти свиней, которые являются символом нечистых страстей, и рад бы был заглушить голод свиной пищей, но и ее ему никто не давал. Т.е. за свое рабское служение страстям он не получал никакого удовольствия как платы от своего нового жестокого господина, но тяжко страдал от душевного голода. Ничто в этом мире не может наполнить и насытить бессмертную душу, созданную для общения с Богом, поэтому удаляющийся от Бога лишает себя не только душевного мира и радости, но и самой жизни.

Наконец блудный сын пришел в себя, смирился и осознал свою неспособность жить автономно, независимо от Бога. До него доходит, что столько наемников в доме Отца, т.е. низших несвободных творений - животных и растений - имеют хлеб, т.е. жизнь в изобилии, а он, венец творения, умирает от голода. Тогда он раскаивается и решает возвратиться к Отцу, чтобы, не будучи достойным уже называться сыном, быть у Него хотя бы на правах наемника.

Но когда раскаявшийся грешник был еще далеко, отец побежал навстречу и бросился ему на шею. Любовь не давала ему забыть о сыне и побуждала всегда смотреть на дорогу, ожидая его возвращения. «Отче, я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим», - говорит кающийся, но отец не слушает его слов о недостоинстве, но одевает в дорогие одежды - символ восстановления в прежнем достоинстве - и устраивает праздник, велев заколоть и приготовить упитанного тельца.

Так Бог ждет покаяния грешника, радуется его обращению и тотчас прощает все грехи, восстанавливая его в прежнем достоинстве, облекает в одежды добродетели и дает на руку перстень - символ обручения и наследства. А упитанный телец символизирует Самого Господа Иисуса Христа, даваемого в пищу верным.

Итак, младший сын был мертв душой и ожил, вернулся к Богу и совершенно изменился внутренне. Но что же старший? Он почему-то не радуется спасению брата, но негодует на несправедливость. Он обвиняет отца в том, что за годы верного служения не получил даже козленка, чтобы повеселиться с друзьями, а когда младший брат - заметьте, он не называет его своим братом, но говорит: «этот твой сын», и это звучит как обвинение, - расточил в блуде имение, ему устраивается такой роскошный пир.

Оказывается, что этот внешне верный и послушный сын не познал, что такое любовь. Он не любит брата, которого осуждает и которому завидует, и не любит отца, не понимая его и не сочувствуя ему. Он полагает, что заслужил любовь отца трудами, но ведь Бог любит не за что-то, а бескорыстно как Отец, исключительно по Своей благости. Формально праведный, старший сын оказывается духовным двоечником, потому что не созрел ни до любви, ни до милости и не стал подобным Отцу, а значит, не смог в духовном смысле усвоить Его наследие, которое и есть любовь. Ведь Богу нужно не внешнее и формальное, а искреннее и сердечное служение, а внутреннее богатство и время жизни Он приложит.

Таким образом, Священное Писание раскрывает перед нами два этих состояния души, и мы можем узнать самих себя в младшем или в старшем сыне, причем в их худших проявлениях. Часто мы видим в себе сразу их обоих, попеременно грешащих и удаляющихся от Бога или превозносящихся заслугами и осуждающих других.

Видимо, много было до революции таких младших сынов, порвавших с Богом, чтобы наследовать Его достояние, а еще больше старших, которые, хотя внешне и исполняли обряды благочестия, но не имели его силы и не научились любви. Из-за этого Господь и попустил эти страшные гонения, в которых прославились со Христом святые Новомученики и Исповедники.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем стараться не повторять ошибок прошлого. Возьмем у старшего сына послушание воле Божией, верность и желание служить Богу всей душой, а у младшего - покаяние нераскаянное, видение своих грехов и понимание, что спасение дается нам не за труды, не за заслуги, а только из любви, по милости Божией.

И тогда, уподобляясь нашему Небесному Отцу и постигая Его любовь, мы трудами будем преумножать наследие Отца, смирением охранять его и, явившись верными в малом, наследуем вместе со всеми новыми и древними святыми Небесное Царствие Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Игумен Леонтий (Козлов)

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32).

Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне . В 2019 году Неделя о блудном сыне приходится на 24 февраля .

Притча о блудном сыне — одна из притч Иисуса Христа. Она учит добродетелям покаяния и прощения.

Притча о блудном сыне

« 11 у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.»
(Лк. 15:11-32).

Согласно сюжету этой притчи, блудный сын, уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына — это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» - это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; .

«Часть имения» , т.е. доля имения младшего сына, - это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, - стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну» , на чужбину - место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете - полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это - Божий призыв к покаянию.

Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» — это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть - этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

По мнению митрополита Сурожского Антония, «эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в "землю чуждую", где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание.»


В этой притче, едва ли не главное место занимает поведение Отца , Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «...Когда он был еще далеко, увидел его отец его» , - говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его» . Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе» . Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим» . Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень - это указание на Божий дар прощённому грешнику - дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, ...любовь не гордится, ...не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13:4-7). Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8).

Значение Недели о блудном сыне

В эту неделю православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Особенности седмицы

На этой седмице Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной Седмицы о мытаре и фарисее она восстанавливает пост в среду и пятницу , затем, по окончании Седмицы о блудном сыне возводит христиан на важную ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.

Седмица после Недели о блудном сыне (25 февраля - 2 марта) и заключающая ее Неделя называется «мясопустной» по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса.

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32).

Этот воскресный день называется Неделей о блудном сыне . В 2016 году Неделя о блудном сыне приходится на 28 февраля .

Седмица после Недели о блудном сыне (29 февраля — 5 марта) и заключающая ее Неделя называется «мясопустной» по той причине, что на этой Неделе полностью заканчивается вкушение мяса.

Притча о блудном сыне - одна из притч Иисуса Христа. Она учит добродетелям покаяния и прощения.

Притча о блудном сыне

« 11 у некоторого человека было два сына;
12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.
13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.
14 Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;
15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;
16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;
18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою
19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.
20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.
22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;
23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!
24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.
25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;
26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?
27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.
28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.
29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;
30 а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое,
32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.»
(Лк. 15:11-32).

Согласно сюжету этой притчи, блудный сын, уйдя из родительского дома, растратил отцовское наследство, претерпел лишения и смиренно вернулся к отцу с тем, чтобы стать одним из его наемных рабочих. Счастливый отец всецело принял и простил беглеца, несмотря на то, что другой его сын был этим недоволен.

В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, под отцом подразумевается Отец Небесный, а два сына - это кающийся грешник и мнимый праведник. «Блудный сын» — это прообраз всего падшего человечества и, одновременно, каждого отдельного грешника, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; .

«Часть имения» , т.е. доля имения младшего сына, - это дары Божии, которыми наделён каждый человек (жизнь, здоровье, сила, способности, таланты). Требование у отца части имения для употребления ее по произволу, - стремление человека свергнуть с себя покорность Богу, и следовать собственным помыслам и пожеланиям. Получив свою часть отцовского имущества, младший сын уходит «в дальнюю страну» , на чужбину - место отдаления от Бога, где он перестаёт думать о своем отце, где он «живёт распутно», то есть предаётся греховной жизни, отчуждающей человека от Создателя. Там своими грехами он губит свою душу и растрачивает все дары, какие получил от Бога. Это приводит его к нищете - полному духовному опустошению. Это и неудивительно, ибо человек, вступивший на путь греха, следует по пути эгоизма, самоугождения. И вот, точно после тяжёлой болезни, он понимает своё бедственное положение. Тогда появляется в нем решимость оставить грехи и покаяться. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу-Отцу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары. Здесь надо отметить, что внешние бедствия часто посылаются Богом грешникам, чтобы их вразумить. Это - Божий призыв к покаянию.

Старший же сын возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. «Старший сын» - это образ фарисея, строгого исполнителя Закона, хвалящегося исполнением воли Божией, не хотящего иметь общения с мытарями и грешниками, гордого, самомненного праведника и завистника. Старший сын не был виноват перед своим отцом, он всегда был хорошим работником в доме отца и жизнь его была безупречна, пока не вернулся его грешный брат. Возврат блудного брата вызвал в старшем сыне зависть - этот страшный грех, который привел к первому человеческому убийству и к убийству Самого Спасителя.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

По мнению митрополита Сурожского Антония, «эта притча чрезвычайно богата содержанием. Она лежит в самой сердцевине христианской духовности и нашей жизни во Христе; в ней человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога и оставляет Его, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется найти полноту, преизбыток жизни. Притча также описывает и медленное начало, и победоносное завершение пути обратно в отчий дом, когда он, в сокрушении сердца, избирает послушание.»

В этой притче, едва ли не главное место занимает поведение Отца , Его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения к Нему блудного сына. «…Когда он был еще далеко, увидел его отец его» , - говорит нам Евангелие, а значит отец ждал и, может быть, каждый день смотрел, не возвращается ли сын его. «Увидел и сжалился, и побежав, бросился к нему на шею и целовал его» . Сын начал было исповедь, но отец не дал ему и договорить; он уже всё простил и забыл. Отец не стал требовать доказательств покаяния своего сына потому, что он видел, что сын его преодолел стыд и страх, чтобы вернуться домой. Он не говорит: «Когда ты мне все расскажешь о себе, я посмотрю, стоит ли доверять тебе» . Отец ничего не спрашивает. Он не говорит: «Посмотрим» . Он велит слугам своим дать ему лучшую одежду, обувь и перстень на руку. Перстень - это указание на Божий дар прощённому грешнику - дар Божией Благодати, в который он облекается для спасения души. По толкованию блаж. Феофилакта перстень в притче свидетельствует о возобновлении единения грешника с Церковью земной и Небесной.

Трудно словами передать полноту любви Божией к падшим грешникам. Пожалуй, никто лучше не приоткрывает нам эту любовь Божию, о которой мы читаем в притче о блудном сыне, чем апостол Павел в своем 1-м послании к Коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, …любовь не гордится, …не раздражается, не мыслит зла. Не радуется неправде, а сорадуется истине. Всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1 Кор. 13:4-7). Уместно здесь упомянуть, что ГРЕХ, всякий грех, есть преступление против ЛЮБВИ и что, по-настоящему, покаяние может совершиться только перед лицом Совершенной Любви, ибо Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8).

Значение Недели о блудном сыне

В эту неделю православная Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Таким образом, Церковь учит христиан, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений.

Особенности седмицы

На этой седмице Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной Седмицы о мытаре и фарисее онавосстанавливает пост в среду и пятницу , затем, по окончании Седмицы о блудном сыне возводит христиан на важную ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и позволением употреблять лишь сырную.