Народичи — заброшенный город. фото

Поселок городского типа Народичи расположен в Житомирской области на реке Уж - всего в 80 км от Чернобыльской АЭС.

Местечко Народичи под имением села Народичи, пренадлежавшего Феодору Ельцу, упоминается актом 1545 года в описи Овручского замка с исчислением приписных к нему мещан, бояр, крестьян и земли, а также повинностиі в пользу замка. Еще - оно, под имением города (miesto w miestie) Народичь, упоминается в акте от 1685 года 16 июля, в приговоре купного суда.

В XIV - XVI веках Народичи входили в состав Киевского воеводства (Польша). В конце семнадцатого века - в составе России (Волынская губерния). В начале XX века в Народичах начались первые еврейские погромы, в результате чего часть евреев эмигрировала в США. Во время Гражданской войны городок несколько раз переходил из рук в руки.

В 1924 году Народичи стали райцентром. В 1937 году в городе были разрушены все храмы, начались репрессии. В 1941 году было расстреляно свыше 200 евреев. В 1943 году город был освобождён Советской армией. В 1962 году открывается авивлиния Народичи - Базар - Малин - Житомир. В городе строятся предприятия, развивается инфраструктура.

Большая часть жителей покинула Народичи в 1986 году по рекомендации властей, хотя формально посёлок не попадал и не попадает в потенциально опасную зону. Кто-то остался, кто-то вернулся.

Радиационный фон в Народичах высокий: в центре города даже на асфальте около 40-50 мкР/ч. При входе в Народичи отселенная кирпичная пятиэтажка. Чуть дальше – магазины, школа, детский сад, даже есть детское кафе. Людей на улицах много. Официально в Народичах проживает около трех тысяч человек. В единственный детский сад поселка каждое утро приходит около ста детей.

Недалеко от автостанции в парке есть очень интересный мемориал: два гранитных памятника с названиями эвакуированных населенных пунктов Народичского района. На одной плите названия отселенных мест в 1986 году, а на второй – отселенных в 1990.

Рядом еще один памятник Чернобыльской трагедии: гравировка на граните карты района с радиоактивными деревнями, чуть ниже – схематический рисунок атома с колючей проволокой и словами:

«Скорботи день, немов чернець,
Над нами хрест здiйма.
I нам його нести весь вiк, -
I дитям, I менi…
Везде Чорнобиль жертвам лiк:
Спинiм той лiк, спинiм».

Геральдика Герб
Народичского района

На золотом щите с зеленой базой перевернутый лазурный треугольник, на котором изображен летящий серебряный аист; из базы сходит красное солнце, на котором сноп из щести золотых колосьев и зеленых ветвей, увитых серебряной лентой с надписью "Народицкий район". Щит обрамлен венком из золотых пшеничных колосьев, зеленого дубовых листьев и цветков хмеля, окутанным сине-желтой лентой, и увенчаный серебряной короной с гербом Украины.


Народичский район

Народичский район (укр. Народицький район) – административная единица на северо-востоке Житомирской области Украины. Административный центр – посёлок городского типа Народичи.

Расположен в северо-восточной части области.

Граничит на северо-западе с Овручским районом, на юго западе с Коростенским , на юге с Малинским районами Житомирской области, на востоке с Иванковским районом Киевской области и На севере район граничит с Наровлянским районом Гомельской области Республики Беларусь.

Население: 9604 чел. (2011)

Площадь: 1284 км. кв.

(укр. Народичі) – посёлок городского типа в Житомирской области Украины, районный центр Народичского района.

Расположен на левом берегу реки Ужа(бассейн Припяти), в 140 км к северо-востоку от Житомира и в 25 км от железнодорожной станции Овруч. Через поселок проходят автодороги Алушта-Довляды (Республика Беларусь), Киев-Минск.

Является административным центром Народичского поселкового совета, которму подчинены села Анновка, Батьковщина, Гута-Ксаверовская, Калиновка, Лозница, Любарка, Рассоховское, Рудня-Каменка и Журавлинка.

Население: 2585 чел.

Телефонный код: +380 4140

История Народичей

На территории современных Народичей люди жили еще в древности. Археологическими исследованиями здесь найдены орудия труда и остатки очагов неолитического периода. Исследованы также могильники эпохи бронзы и курганы времен Киевской Руси.

Первое письменное упоминание о Народичах датируется 1545 годом, когда они были приписаны к Овручскому замку.

После Люблинской унии 1569 года Народичи, как и другие села и поселки Правобережной Украины, отошли под власть Польши. В 1639 польский король подарил их полковнику С. Потоцкому. Впоследствии они стали собственностью его дочки.

Когда разгорелась освободительная война украинского народа 1648-1654 гг., местные жители приняли в ней участие в составе Овруцкой сотни Киевского полка.

Длительная агрессивная война Польши с Россией, начавшаяся 1654 года, закончилась подписанием Андрусовского перемирия 1667 года, по которому Народичи, как и вся Правобережная Украина, остались под властью Польши.

В конце XVII в. Народичи стали волостным городком и значительным торговым центром Овручского уезда Киевского воеводства. Ежемесячно происходили здесь ярмарки. Развивались промыслы, ремесла. На рубеже XVII-XVIII вв. в городке работала рудник на болотной железной руды.

После 1793 в результате воссоединения Правобережной Украины с Левобережной Народичи вошли в состав России и стали центром Народицкой волости.

Население почти не получало медицинской помощи. Свирепствовали эпидемии инфекционных болезней. В местной больнице, открывшейся на базе фельдшерского пункта в 1897 году, насчитывалось лишь 10 коек и работало 2 медицинских работника со средним образованием. Городок был неупорядоченным, на предприятиях работа выполнялась в условиях полной антисанитарии.

Медленно развивались образование и культура. С 1864 года действовало приходское училище, которое размещалось в частном доме. 1873 в Народичах открыта четырехклассная приходская школа, которая в 1900 реорганизована в двухклассное училище.

В 1943 после упорных боев сто сорок третьей стрелковая дивизия 1-го Украинского фронта освободила село от фашистов. В боях за Народичи уничтожено 600 гитлеровских солдат и офицеров, 9 орудий, 6 минометов, 40 пулеметов и много другой техники, а также состав с боеприпасами.

Всего в борьбе с гитлеровскими оккупантами в годы Второй мировой войны участвовало около 2 тыс. Жителей села, из них 730 - отмечены правительственными наградами, 216 - отдали свою жизнь за Родину. В 1949 году в селе в честь павших воинов установлено 2 обелиска вечной Славы.

Народичи, 2017

Народичи

Житомирская область

Источники:
Российская Еврейская Энциклопедия;
Справочник «Весь Юго-Западный край», 1913 г.
Еврейская энциклопедия Брокгацза и Ефрона;
Открытие памятника в Народичах. ВЕК ;
Вениамин Спивак. О братьях-раввинах Вайсблатах и «Вечном календаре» ;
Артур Рудзицкий. О главном раввине замолвите слово ;
Илья Альтман. «Холокост на территории СССР. Энциклопедия».

Объекты на карте Житомирской области

В руках евреев сосредоточилась вся торговая деятельность местечка. Они владели 23 из 24 бакалейных лавок, обеими булочными, винно-гастрономическим и книжным магазинами, единственными галантерейной и кожевенной лавками, всеми 9-ю мануфактурными, всеми тремя мясными, двумя из трех хлебными, единственной обувной лавкой.
Еврей Беркович был владельцем паровой мельницы, водяную мельницу арендовал другой еврей, Эркес.

Перец Гимельман был единственным в местечке зубным врачом, а Рейзл Степановская - одной из двух акушерок.
Фармацевтикой также заправляли евреи: Арон Герш Скульский был арендатором аптеки, а Мовша Шехтер содержал склад аптекарских товаров.

В Народичах было значительное число гостиниц-заездов - 9. Все они также содержались евреями.

Местечко Народичи впервые упоминается в описи Овручского замка 1545 года. До 18 века оно входило в состав Овручского повета Киевского воеводства Речи Посполитой.
Еврейская община в Народичах существовала уже в 1683 году, о чем можно узнать из сохранившихся судебных актов того времени. По состоянию на 1765 год в местечке и окружающих селах проживал 241 еврей. Практически все евреи занимались традиционными занятиями - торговлей и ремеслами.

С 1793 года согласно второго раздела Речи Посполитой Народичи отошли к Российской Империи и были включены в состав Овручского уезда Волынской губернии. За сотню лет еврейское население Народичей выросло. Перепись населения 1897 года зафиксировала здесь 2054 еврея, что составляло 44,8% всех жителей местечка.
С 1875 года раввином в Народичах был Элия-Лейб Журавель.

В Народичах родились известные раввины - братья Нахум и Мордехай Вайсблаты. Это были два удивительных человека, каждый из которых достоин быть причисленным к легендам еврейского народа.

Мордехай Дов Вайсблат родился в 1875 году. Некоторое время жил и работал в местечке Малин, куда его пригласил старший брат Нахум, бывший там раввином. После женитьбы Мордехай переехал в Олевск, где и был призван в российскую армию.
Остаться соблюдающим евреем в армии тяжело и сегодня, если это, конечно, не ЦАХАЛ. В то время это вообще было практически нереально, такое удавалось немногим. Но Мордехай Вайсблат оказался одним из этих немногих. Вся его "армейская" история интересна и очень необычна.
Служить Вайсблата отправили в город Белосток. После прохождения изнуряющих обучающих курсов солдат стали отпускать на побывку в город. А куда в чужом незнакомом городе мог отправиться еврей? Естественно, в синагогу.
В местном бейт-мидраше Мордехай быстро снискал славу знатока Торы и умелого оратора. Его стали приглашать на чтение проповедей и другие общинные мероприятия. Фигура необычного проповедника в военной форме привлекала большое внимание. Вскоре "раввин-солдат" приобрел значительную популярность у белостоцких евреев, среди которых оказались весьма состоятельные люди. И каким-то образом они смогли выкупить талантливого молодого человека из армии...
Однако, в Белостоке Мордехай не остался. Он вернулся в Олевск, некоторое время был раввином в штетле Елизаровка, а затем получил назначение на аналогичную должность в прославленное чудотворцем Исраэлем Дов Бером местечко Веледники .
В 1924 году рабби Мордехай был вынужден покинуть свой пост из-за конфликта с советскими властями, которые хотели конфисковать из синагоги драгоценные украшения свитков Торы. Против него возбуждается дело, и Волынский губревтрибунал осудил раввина Вайсблата на 5 лет лишения свободы.
Каким-то чудесным образом Мордехай сумел избежать тюрьмы. Он переезжает в Житомир , и вскоре становится главным раввином города. На этой должности Мордехай Дов Вайсблат пребывал вплоть до самой смерти в 1930 году.

Куда более известен старший брат Мордехая, Менахем Нахум Вайсблат. Родился он в 1864 году, некоторое время, как уже упоминалось, занимал пост раввина в местечке Малин. За свою жизнь он написал несколько галахических трудов, прослыл большим знатоком Торы, возглавлял киевский Комитет по оказанию помощи голодающим и пострадавшим от погромов. Но наибольшую известность Нахум Вайсблат приобрел как создатель "вечного" еврейского календаря.

Календарь у евреев, как известно, лунно-солнечный. В древние времена начало нового месяца определялось просто - по показаниям двух свидетелей. Увидели 2 еврея полную луну, побежали быстренько в суд - бейт дин, и доложили: луна, полная, висит, светит. Если свидетели внушали доверие, судьи постановляли: сегодня - рош ходеш, первый день месяца. И отправляли гонцов во все концы страны, чтоб донести эту радостную новость до всех жителей. Но после рассеяния евреев по всему миру с этим возникла сложность. Гонец из Иерусалима в Жмеринку мог принести возвещение о начале нового месяца с небольшим опозданием. На месяцев 5-6. Поэтому в 4 веке глава еврейсого суда рабби Гилель ІІ разработал систему, с помощью которой даты высчитывались на основе математики и астрономических знаний. Здесь тоже все было не просто. Лунный календарь не совпадает с солнечным, по которому определяются времена года, а ведь праздник Песах обязательно должен приходиться на весну. Поэтому к лунному году периодически добавляется дополнительный месяц, чтоб он мог "догнать" солнечный. Таких високосных годов бывает 7 в 19-летнем цикле. Но по факту, несмотря на теоретическую возможность долгосрочного планирования, еврейский календарь составляется только на 1 год вперед, отталкиваясь от текущего года. Это дает возможность точно сопоставлять даты еврейского и обычного, гражданского календаря.

Погромы 1919 года не миновали и Народичи. 13 января банды атаманов Струка и Лазенюка разграбили еврейские дома и наложили на еврейское население "контрибуцию" - 20 тысяч рублей. После погромов часть евреев из Народичей эмигрировала в США.

С 1924 года Народичи становятся районным центром Житомирской области, в 1930-х годах - центром еврейского национального поселкового совета. В 1920-х годах действовала еврейская школа.
В 1925 году 102 человека из Народичей основали в Херсонском округе еврейский колхоз "Красный труженик".
В 1926 году здесь проживало 2508 евреев, но в 30-х годах многие покинули местечко. К 1939 году еврейское население Народичей составляло всего 1233 человека.

Нахум Вайсблат, будучи еще Малинским раввином, взялся за решение этой проблемы. Обладая феноменальными способностями в математике, он сумел к 1890 году составить таблицы, по которым можно было определить любую дату еврейского календаря и сопоставить ее с нееврейским. Образец календаря был направлен в правительственную комиссию в Петербурге, и получил одобрительный отзыв.
Чтобы ввести календарь в обиход, нужна была поддержка влиятельных людей. И Нохум обращается за ней к известному уже писателю Шолом-Алейхему. Их переписка переросла в дружбу, которая продолжалась много лет. А календарь, хоть и не распространился повсеместно, принес значительную известность Нохуму Вайсблату. И когда в 1902 году в Киеве освободилась должность главного духовного раввина, занять вакансию предложили именно ему.
Умер рав Нахум в 1925 году. Его похоронили на Лукьяновском еврейском кладбище, а после его разрушения в 1963 году перезахоронили на Берковецком. Место нахождения могилы долгое время было неизвестным, и только недавно, в 2016 году, ее удалось обнаружить.

22 августа 1941 года Народичи заняли части вермахта. 26 августа 208 евреев были объявлены партизанами и расстреляны у дороги Кацовщина-Народичи, после чего было убито еще 60 евреев.
В ноябре 1941 года на кладбище были расстреляны оставшиеся 370 евреев. Вспоминает чудом избежавший смерти Семен Фридман:

Жили все уцелевшие после первого расстрела евреи в отдельном еврейском квартале около полиции. Взрослые каждую неделю ходили в полицию отмечаться. Заставляли их работать в самых грязных местах - чистили они туалеты, вели уборку. При малейшем возражении их избивали. Врач больницы Снитко запретил лечить евреев. Никакой медицинской помощи нам не оказывалось. Работающим давали 500 грамм хлеба, а мы, дети, ходили по деревням и просили подаяния, питались этим сами и в семью приносили. Очень страдали от голода младенцы и маленькие дети, почти каждый день кто-нибудь умирал.
16 ноября 1941 года нашу улицу окружили полицаи, выгнали нас из домов, согнали в полицейское управление, переписали и разместили по камерам, детей отдельно, взрослых отдельно. Всю эту операцию производили исключительно полицаи, немцев я не видел ни одного.

После войны евреи вернулись в Народичи из армии и эвакуации. Еврейская жизнь некоторое время продолжалась, в частных домах собирался миньян. После Чернобыльской катастрофы многие жители покинули поселок, в т.ч. и евреи.

Сегодня евреи в Народичах не проживают. Но здесь сохранился абсолютно уникальный для Украины памятник еврейской культуры - кладбище со множеством деревянных мацев, в основном, послевоенных. Последний раввин Народичей Шульман Мотл похоронен в Овруче .