Почему на могиле ведьмы забивают осиновый кол. Осиновый кол: особенности изготовления и обработки

Анастасия. Предметы могущества, удачи и процветания Игнатова Мария

Осиновый Колышек. Мощнейшая энергетика защиты

«Осина – дерево особое, с ним много старинных легенд связано. Разное об этом дереве говорят, и хорошее, и плохое. Но вот в чем все эти рассказы сходятся, так это в том, что энергетика осины мощнейшая, сила в ней скрыта огромная. Осина – она как магнит очень сильный, и стоит тот магнит в воротах между двух миров. Весь негатив она в себя вбирает, да в потусторонний мир сбрасывает, а туда не дает утянуть все, что есть в этом мире хорошего».

«Кол из осины на разломе вбивать надо, там, где мир с миром сходятся, друг в друга вливаются. И тогда хорошо всем будет, а особо тем, кто в недобром месте дом свой поставил».

Осиновый Колышек – эта такой Предмет Силы, с помощью которого можно как бы подкорректировать энергетику нашего дома. Не часто мы имеем возможность выбрать со всех сторон правильное в плане энергетики жилье. И часто проблемы, в жизни нашей возникающие, совершенно не связываем с энергетикой квартиры нашей. А надо всегда помнить: если вдруг у вас проблемы начались, прежде всего нужно проверить, все ли в порядке с квартирой. Нет ли там сущностей разрушительных, в том ли направлении энергия движется и т. д.

Анастасия мне рассказала, что при этом помогает Осиновый Колышек.

Как сделать так, чтобы Осиновый Колышек свою Силу обрел

Осиновый Колышек обязательно готовится из живой осины и поэтому при этом применяют ритуал Живое Дерево.

Ритуал Живое Дерево

Для совершения ритуала вам понадобятся:

Нож и ножницы, новые, которыми еще ничего не резали. Ножницы должны быть цельнометаллические, у ножа должна быть деревянная ручка, он также может быть выполнен целиком из металла;

Полотняный мешок из натуральной неокрашенной ткани размером с обычный лист бумаги.

Этот ритуал следует совершать до 11 часов утра. День должен быть ясный, солнечный, без туч. Луна обязательно должна быть растущей.

Дерево, вам необходимое, можно искать как в лесу, так и в парке или сквере. Для совершения этого ритуала вам сперва следует повернуться лицом к востоку, и прочесть такие слова:

Мать моя, Мать-Земля, добрая и всемогущая.

Я знаю, ты любишь меня, ты любишь меня,

Ты поможешь мне.

Ты поможешь мне, ты защитишь меня.

Ты – цветущий сад, ты – синие моря.

Ты – синие моря, ты – высокие горы.

Ты – высокие горы, ты – зеленые леса.

Ты – зеленые леса, ты – быстрые реки.

Ты – мой дом, ты – моя душа. Мы одно.

Проведи меня светлым днем.

Сохрани меня звездной ночью.

Защити меня от злой напасти.

Дай мне счастье и дай любовь.

Я дитя твое.

Нож или ножницы (это как будет удобнее) следует брать только в правую руку, даже если вы левша. Перед тем, как срезать ветку, следует прочесть такие слова:

Друзья мои милые! Друзья мои зеленые!

Радость вы нам подарите, Здоровье, Счастье и Любовь!

Срезанные части дерева следует сразу поместить в полотняный мешок, плотно его завязать и сказать:

Спасибо вам, милые.

Спасибо, хорошие,

За Радость, за Счастье, за Добро и Любовь!

Потом следует поклониться сначала самому дереву, а потом и лесу (или парку) в целом.

Когда осиновая ветка срезана, то приступают к изготовлению Осинового Колышка.

Колышек вырезается при помощи того же ножа, что участвовал в ритуале. Колышек должен быть небольшим, по длине он должен соответствовать ширине вашей ладони.

Очень важно, чтобы один из его концов был остро заточен, а другой – ровно срезан.

Для этого возьмите в правую руку колышек острием вверх, сожмите руку в кулак и вытяните ее. Далее подойдите к кухонной мойке, зайдите в туалет и в ванную комнату. На месте разлома ваша рука задрожит или даже дернется. Если это не случилось за один раз, обойдите все эти места снова, делайте это, пока Колышек не покажет вам место.

Когда место найдено, нужно провести ритуал Вбивания Колышка.

Для этого, взяв Осиновый Колышек в левую руку острием внутрь и держа его на весу, правой рукой прихлопываем его со словами:

Пусть плохое прочь уйдет,

А хорошее придет (три раза),

Колышек Осиновый, ты на место вставай,

Дом от зла ограждай!

Затем Колышек необходимо завернуть в хлопчатобумажную новую белую ткань, и спрятать где-нибудь в том же помещении, где находится разлом. Охранные свойства Осинового Колышка со временем не ослабевают, он действует, пока находится рядом с разломом.

Верное обращение. Советы и запреты

Осиновый Колышек прекрасно сочетается со всеми Предметами Силы, и другими магическими вещами и веществами. У этого оберега практически нет врагов, он так силен, что его действие практически невозможно разрушить.

Что еще Осиновый Колышек может

Чтобы защитить жилище от всякой нечисти

«Бывают дома такие нехорошие, на которые словно сеть черная наброшена, все плохое, что рядом оказывается, в ту сеть собирается. Со временем может “богатый” улов всякой черноты в таком жилище набраться, а людям становится в это месте очень плохо. Постоянно они болеют и ссорятся, многие спиваются, семьи часто в таких домах рушатся, люди неожиданной смертью умирают. Такую сеть можно при помощи Осинового Колышка разрушить. Есть для этого ритуал специальный».

Ритуал это проводится на убывающей луне. Лучше всего делать это тогда, когда во всей квартире кроме вас самих больше никого нет. Чтобы всю квартиру очистить, нужно для этого в каждом из помещений, даже в прихожей, ванной комнате, туалете и коридорах особым образом очищение провести, сеть снимающее и одновременно изгоняющее запутавшихся в ней негативных сущностей. Для этого в каждом помещении нужно встать посредине с Осиновым Колышком в правой руке, и «начертить» им над полом крест, произнося следующие заговорные слова:

Сеть черная, в Колышек втянись,

Обратно уж никогда не вернись.

А все, что было с тобой,

Забери в мир иной.

Когда таким образом вы обработаете все помещения квартиры, то встаньте у порога, лицом из дома, и повторите слова наговора еще три раза. После этого Осиновый Колышек на место возвратите, поблагодарив его при этом. Чистку такую можно делать раз в год.

Чтобы дверь в иной мир затворить после смерти родственника

Анастасия разъяснила мне, что многие ритуалы древние, которые у нас суевериями считаются, на самом деле очень нужные и важные. Соблюдать их необходимо обязательно, а если не делать так, как предписано, могут неприятности разнообразные происходить. Много существует ритуалов, связанных со смертью близкого родственника, и ритуалы эти на самом деле защитную функцию исполняют, особенно важно, как говорит Анастасия, «дверь в тот мир притворить, чтоб то, что не нужно, к нам не вырвалось».

Проводить этот ритуал можно в любое время, но не позже, чем через три года после смерти человека. Но все же лучше всего, если это новолуние будет, так как луна в таком деле не помощница. В полночь нужно встать у входной двери лицом к выходу и, держа Колышек в левой руке, сказать:

Дверь во тьму затворяю,

Свет небесный призываю,

Колышек замком нарекаю,

Никому через дверь не пройти,

Колышек стоит на пути.

Затем перекинуть его в правую руку, поблагодарить обязательно вслух и на место его вернуть.

Из книги Энергетика человека. Расшифрованные послания тонких тел автора Киврин Владимир

Энергетика лошадей Много столетий существует лошадь рядом с человеком, помогая ему энергетически и физически. Энергетика лошади восстанавливает поврежденную заболеваниями нервной системы и опорно-двигательного аппарата энергетику человека. А как поднимает ее вид

Из книги Энергетика дома. Создание гармоничной реальности автора Киврин Владимир

Энергетика желаний Наш мир устроен таким образом, что искренние и сильные желания всегда сбываются. Желание уже творит – говорят индийцы. Беда человека в том, что очень часто он не может точно сформулировать, чего же он собственно говоря, хочет? Недаром появилось еще одно

Из книги Фэн-шуй. Влияние на энергию дома автора Мельников Илья

Энергетика любви Любовь позволяет человеку перейти на новый, более высокий гармоничный энергетический уровень. Любить – такая же индивидуальная способность человека, как абсолютный слух или способности к математике. Многие люди не способны любить, и не потому, что они

Из книги Ваши желания исполнит Вселенная. Метод пирамиды автора Стефания Сестра

Энергетика картин С давних времен люди украшали свое жилище картинами. Считалось, что картины усиливают энергетику жилища и благотворно влияют на энергетику человека. Я уже писал ранее в книге («Энергетика воды. Расшифрованные послания кристаллов воды»), но повторюсь

Из книги Хранитель Знаний автора Черников Виктор Михайлович

Вентиляция и энергетика Дыхание – основной источник жизненной энергии для нашего тела. В свежем воздухе энергетика сильна и поддерживает здоровье человека, в то время как загрязненный и застойный воздух ослабляет нас и провоцирует болезни.В помещениях, где мы проводим

Из книги 15 Предметов Могущества и Удачи автора Игнатова Мария

Энергетика фотографии Энергетика изображения на фотографии всегда полностью соответствует энергетике реального предмета или живого существа, и она мгновенно изменяется в полном соответствии с изменением энергетики реального предмета. Поэтому, например, фотографии

Из книги Ваши защитные силы. Защитная магия от сглаза, порчи, проклятия автора Кашин Сергей Павлович

Энергетика картин С давних времен люди украшали свое жилище картинами. Считалось, что картины усиливают энергетику жилища и благотворно действуют на энергетику человека. И мнение современных специалистов, подробно изучающих вопросы энергетики, тоже совпадает с

Из книги Азбука экстрасенса автора Норд Николай Иванович

Энергетика дома

Из книги Практическая Книга Белой магии. Как управлять людьми и деньгами автора Захарий

Энергетика вещей Из принципов Фэн-шуй следует, что все предметы насыщаются энергией того, что происходит вокруг них. Чем больше мы пользуемся теми или иными предметами, тем ощутимее может быть исходящее от них излучение.Некоторые предметы могут приносить счастье,

Из книги Формирование личной харизмы [Интегральный навык] автора Титов Кирилл Валентинович

Энергетика пирамид Как вы понимаете, у нас с вами речь зашла о древних пирамидах не просто так. Я не собираюсь вас агитировать поехать в Египет, в Китай или в Мексику. Оно, конечно, и неплохо бы, но и не обязательно вовсе. Тут главное – понять, что пирамиды – не просто

Из книги автора

Из книги автора

Памятка для читателей Я хочу предложить вашему вниманию книгу, в которой собраны древние знания о предметах, на первый взгляд, самых простых и привычных. До такой степени привычных, что некоторые из них мы используем в своем быту, совершенно не догадываясь о том, какие

Из книги автора

Заговор от порчи на осиновый кол «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь, аминь, аминь. Осина – для дьявола трясина, забери себе ленту атласную не с косы русой, а с души крещеной. Что через осину взяла, то осине и отдала. Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь, аминь,

Из книги автора

Энергетика экстрасенса Обычный человек не имеет энергии для осознания того, что существует за пределами его повседневного мира, поэтому он называет сферу экстраординарного восприятия экстрасенсорики колдовством или деятельностью темных сил, бросаясь прочь от нее без

Из книги автора

В чем энергетика богатства Что же это за энергетика богатства? Лучше всего это умели объяснить восточные мудрецы, которые выявили две важнейшие энергии, действующие в мире. Этим энергиям они дали имена Ян и Инь. Ян – это солнечная, мужская, животворящая, оплодотворяющая

Из книги автора

Сильная энергетика Как показывают исследования, подавляющее большинство социально активных людей обладают хорошим тонусом и мощной энергетикой, пронизывающей все аспекты их деятельности, как профессиональной, так и личной. Как правило, такие люди в той или иной степени

Оси́на , или Оси́на обыкнове́нная , или То́поль дрожа́щий (лат. Pópulus trémula ) — вид лиственных деревьев из рода Тополь семейства Ивовые. Осина широко распространена в районах с умеренным и холодным климатом Европы и Азии.

Легенды, связанные с осиной

У разных народов бытовали легенды и поверия, связанные с удивительным свойством осиновых листьев приходить в движение от малейшего дуновения ветра.

По одной из версий мифа греко-римской мифологии в две осины превратили сь сёстры Фаэтона — гелиады Феба и Лампетия после того, как разгневанный Зевс убил Фаэтона ударом молнии, и тот упал в реку По. Слёзы, которые они роняли в быстрые воды реки По, становили сь янтарём.

В христианской мифологии осиновые листья до сих пор дрожат от ужаса, вспоминая о Распятии . Считалось, что Крест Господень был сделан из осины, и «с тех пор ветви этого дерева охвачены страхом и беспрестанно дрожат». Однако на самом деле осина не произрастает в Палестине. Трепет осиновых листьев в русской традиции связывается с другим эпизодом Нового Завета — самоубийством Иуды Искариота. Осину народ считает проклятым деревом за то, что на нём, по преданию, удавился Иуда Предатель.

Ермолов А. С. в книге «Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах» (изд. 1905 года) пишет: «Объяснение, почему осина вечно дрожит и шепчется, у малоросов несколько иное, нежели у великоросов: „Як Спасытель ховався от жидив, так тоди Вин пишов та й сив пид осыкою (осиною), а вона як зашелестыть, та й злякала Спасытеля; за це Вин прокляв ии и сказав: бодай же ты шелестыла з витром и без витру“. Существует ещё и вариант этого поверья: под осиною укрывалась во время бегства в Египет Богоматерь с Предвечным Младенцем и осина проклята не Спасителем, а Богородицею». На Украине существовало также поверье согласно которому осины не кладут при постройках в стены домов, «а, то вся симья дрожатыме день и нич од хворобы так, як дрожыт осыка».

Фактически же довольно широкий осиновый лист от природы имеет очень тонкий и гибкий черенок, неспособный удержать его прямо — вот почему осиновая листва чрезвычайно чувствительна даже к самому лёгкому ветерку. Имеется предположение, что это связано с тем, что осина, в связи с быстрым ростом, не успевает нарастить достаточно большую толщину и крепость основного ствола, в то время как общая площадь листьев достигает довольно больших размеров. Поэтому на сильном ветру растение с плотно прижатыми к стеблям листьями постоянно бы теряло их (листья осины держатся на длинных довольно свободных черешках); а негнущийся ствол сломался бы (ствол осины чрезвычайно гибок).

Осине приписывается свойство отгонять нечистую силу:

  • Ведьма боится осины (малоросс.). Если в плетень загороди повтыкать осиновые веточки, то в такую изгородь не может войти ведьма и не будет портить коров (малоросс.) .

Также считается, что осиновый кол, вонзенный в сердце вампира, может его остановить .

Народные пословицы, поговорки, приметы, загадки и шутки

  • Осина — и без ветру шумит
  • Горькая осина — про́клятая Иудина виселица
  • Осина всё шепчется, а про́клятое дерево
  • Осина бьёт в ладоши (листы на ней трепещут) (Смол. губ.)
  • «Про испуганного человека говорится, что он „дрожит, трясётся, как осиновый лист“. Насчёт того, на каком дереве повесился Иуда, у малороссов существует два мнения: Осына тим трусыцця, що на ий Скариёт повисывся; други кажут, що вин на бузыни повисывся, и тим вона не годыцця для постройкы (в бузнику чёрт живе)»
  • Одна ягода — горькая рябина, одно дерево — горькая осина (Как осина — горькое дерево, так рябина — горькая ягода: плохи те места, где только эти два дерева растут).
  • Листья осины лежат на земле кверху лицом — зима будет холодная, а кверху изнанкой — тёплая. Народная примета .
  • Сей овёс до распускания осины (Яросл. губ.)
  • На осине почки большие — к урожаю ячменя
  • Если весною осина пушистая, то и гречиха родится (Тобольск. губ.)
  • Весною на осине и берёзе хорошая мочка — будет хлеб ядрёный (хороший зерном)
  • Осина в серёжках — урожай на овёс (Оренб. губ.)
  • Если с осины весною, ещё до распускания почек и роста трав, свесятся кисточки — к урожаю ячменя и полбы (вотяцк.)
  • На осине длинные шишки — ячмень родится (Пермск. губ.)
  • Когда на осине в начале весны много крупных серёг — к хорошему урожаю гороха (Владимирск. губ.)
  • Если на осине бывает цвет (овечки) сильный — то будет ячмень хороший (Калужск. губ.)
  • Когда на осине не будет барашков, в тот год не будет и овсов (латыш.)
  • Когда рябина или осина цветут хорошо, так будет и хороший горох (латыш.)
  • 16 октября в народном календаре — Денис Позимний. В этот день необходимо опасаться шабаша нечистой силы. Лютуют осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучат. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, обернуться соринкой — и залететь в глаза. Осенние лихорадки — ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессонница . Живут они, по народному поверью, в болотах, летают к человеческому жилью.
    Коль осиновую кору при себе носить, на октябрь не надеяться, то покружат-покружат возле тебя лихорадки да и отступятся. Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает.
    Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко в ноги. Коли болит голова нестерпимо — осиновое полешко кладут под голову.
  • Известно, что «осина не горит без керосина» (имеется в виду невысокая ценность осиновых дров как топлива)

Осиновый кол: особенности изготовления и обработки

Кол считается наиболее мощным и эффективным инструментом для упокоения беспокойной нежити. «Колдуна да ведьму в гробу колом сквозь грудь пробивают, чтобы не ходили упырем; общее поверье всех славянских племен» , — указывает Владимир Даль. Однако каким именно должен быть правильный кол? Каковы его размеры, материал изготовления, особенности заточки? Нужно ли наматывать на кол бечёвку и для чего она вообще? Какие дополнительные инструменты нужны для применения кола, есть ли какие-то обязательные процедуры, которым нужно следовать при изготовлении (заговоры, ритуалы)? Вопросов много, а ответов в фольклорных материалах и этнографических исследованиях на удивление мало. Их явно недостаточно, что сделать кол самостоятельно. Нам пришлось отыскать живых носителей традиции изготовления колов, по-прежнему использующихся в деревнях России для упокоения упырей и совершения других апотропеических (охранительных) действий по проверенным временем технологиям.

1. Материал для изготовления кола

То, что кол должен быть именно деревянным, а не стальным или костяным , в этом ни у кого из исследователей расхождений нет. Некоторые авторы, мало вдававшиеся в детали, так просто его и именуют — «деревянный кол», без лишних подробностей, как это сделал, например, Брэм Стокер в своём романе «Дракула» (wooden stake — и всё тут). Между тем, материал очень важен, любое дерево не подойдёт. Кол необходимо изготавливать только из того дерева, которое само по себе уже является оберегом против нежити.

«К числу деревьев и растений, занимающих одно из первых мест в верованиях простого народа — принадлежит осина . В народных песнях осина не встречается и не воспевается, подобно тому, как воспеваются дуб, явир, тополя, береза, калина, верба; но в верованиях простого народа о чертовщине, о ведьмах, выходцах с того света тесно и неразрывно связаны с представлением об осине, как об обереге и предохранителе от всей этой «нечисти». Народ считает это дерево первейшим оберегом и предохранительным средством от чертей, ведьм, покойников, упырей и пр. <...> С осиновой палкой в руках можно во всякое время ночи и куда угодно идти, и никакая нечисть не приступит к человеку. Если на окнах и у дверей, когда ходит покойник, положить по куску осины, то покойник уже не войдет в хату» ,— пишет этнограф Иван Беньковский (Киевская Старина. 1898. № 7-8).

«Осину использовали при похоронах самоубийц, колдунов и ведьм. В случае смерти колдуна или ведьмы осиновый кол вбивали в потолок дома, чтобы в отверстие забрался чёрт и взял в ад душу колдуна. При кончине колдуна нечистая сила выходила из его тела в виде чёрного животного, которое полагалось убить, проткнув осиновым колом. Из осины делали гроб для самоубийц, а также колышки, которыми его забивали <...> Подозревая в покойнике упыря, в могилу при похоронах вбивали осиновый кол или клали на грудь умершему осиновые крестики или щепки <...> Чтобы помешать покойнику „ходить“, его могилу разрывали, а сердце пробивали осиновым колом » (Славянские древности. Этнолингвистический словарь под редакцией Н. И. Толстого. Т. 3. 2004).

Итак, наилучший материал для изготовления кола — осина. Помимо осины, использовались и некоторые другие растения, например, дуб. Южные славяне также делают колы из тёрна или бузины, известных своими обережными свойствами.

2. Размер кола

В голливудских фильмах об упокоении вампиров вместо колов любят изображать миниатюрные деревянные палочки длиной сантиметров 15-20 и диаметром 2 сантиметра. Героические охотники с полпиха втыкают маленькие колышки в рыхлые тела вампиров, причиняя им тяжкие травмы, несовместимые с их нежизнью. Однако настоящих фольклорных вампиров этим не пронять: welcome to real life:) Чтобы упокоить вампира, кол приставляют к его телу (груди, голове, заду) и забивают мощным ударом молота или кувалды. Брэм Стокер, например, советовал взять тяжёлый молоток, которым вы обычно разбиваете угольные глыбы у себя в подвале.

Кол не имеет обязательного фиксированного размера, который может зависеть от непосредственной цели использования. Одно дело, если вы хотите просто вбить кол в отдельно взятого упыря; другое — если вы хотите разрыть могилу и пробить насквозь гроб и вампира в нём, пригвоздив его к земле. Высота стандартного гроба — 50-70 см, т. е. длина кола для пробития гроба составит не менее 80 см. Таким образом, длина кола будет варьироваться от полуметра до метра и более. Диаметр кола зависит от размеров осины, выбранной для изготовления кола, и обычно равен диаметру осины. Однако слишком тонкий кол может сломаться, поэтому не рекомендуется использовать колы диаметром менее 40 миллиметров. Максимальная толщина ограничена только биологическими особенностями осины и вашими физическими возможностями: вбить целое бревно в труп, особенно если он сопротивляется, не каждому под силу.

Итак, необходимая длина кола — 50— 100 см и более, диаметр — 4— 7 см. Получается достаточно увесистый дрын.

3. Обработка кола

Гламурные синематографические колы аккуратно обструганы, тщательно ошкурены и иногда даже отполированы. Такое произведение искусства даже жаль вбивать в вампира. Но так ли важна эстетика? Тем более что кол — оружие одноразового применения, после забивания обратно не вынимается. Так как же должен быть изготовлен и обработан традиционный осиновый кол?

3.1. Нужно ли высушивать древесину осины и делать кол из сырого дерева?

Нет, сушить не нужно. Древесина должна быть «сырой». Эта практика даже нашла отражение в словарях второй половины XIX века:

«Избавиться от вампира, по мнению простонародья, одно средство: выкопать его труп, забить въ него острый сырой кол , отрубить голову и, вырвав сердце, сжечь его» (Настольный словарь для справок по всемъ отраслям знания под ред. Ф. Толля. Т. 1. 1863. С. 398).

«Избавиться от вампира, по мнению Кальмета, есть одно средство: выкопать его труп, забить в него сырой кол , отрубить голову, и вырвав сердце, сжечь его» (Справочный энциклопедический словарь под ред. А. Старчевского. Т. 3. 1854. С. 41).

Во втором примере есть отсылка к фундаментальному труду бенедектинца Антуана Августина Кальмета Traité sur les apparitions (1746). Однако в данном трактате нет ни слова о материале, из которого должен быть изготовлен кол или о том, что нужно использовать сырую или сухую древесину. Английский перевод трактата, выполненный в 1850 году, доступен в books.google.com и на Project Gutenberg. Таким образом, по всей видимости, в словарях отражена именно реальная восточнославянская практика того времени по изготовлению колов из сырой древесины. Этнографическая экспедиция, о которой пойдёт речь ниже, подтвердила этот вывод.

3.2. Нужно ли снимать кору с осины, ошкуривать кол?

Это очень интересный вопрос. Он оказался для нас неожиданным. Изначально, когда изучался диаметр кола, то выбор диаметра предполагал и обработку ствола осины, строгание под необходимый размер. Вопрос о том, чтобы оставить кору на месте даже не приходил в голову.

Вопрос о коре был поднят в ходе этнографической экспедиции Фольклорно-этнографического центра упокоения нежити Upyrnet в село Данилово Удмуртской Республики (2011). В селе до сих пор жива традиция использования осиновых колов для борьбы с нечистью. Незадолго до экспедиции в селе умирала ведьма, как и полагается весьма тяжело. Для облегчения её смерти использовался традиционный общеславянский ритуал — забивание осинового кола в конёк дома; по словам жителей села технология сработала безотказно. Наш вопрос о том, как правильно обработать поверхность кола был встречен крестьянами с недоумением: «Кору не нужно снимать. Когда кол забивают в могилу покойника, то лучше будет, если он прорастёт. Тогда уж точно покойник больше ходить не будет» , — сообщил источник. Этим же соображением объясняется и необходимость использования сырой осины — у неё больше шансов прорасти. Однако допускается и применение обструганного кола.

3.3. Как затачивать кол?

Кол должен быть достаточно острым, чтобы облегчить его забивание в мёртвое тело. Некоторые авторы указывает, что острие кола нужно обработать в огне для придания ему большей твёрдости. Большей информации в литературных и этнографических источниках разыскать пока не удалось. Крестьяне села Данилово сообщили нам больше подробностей. По их словам, острие кола должно выделываться ровно тремя ударами топора. На первый удар приговаривают «во имя Отца» , на второй — «и Сына» , на третий — «и Святаго Духа, аминь» .

4. Бечёвка

Бечёвка (тонкая верёвка) повязывается в верхней части кола. При забивании кола бечёвка находится над ладонью и препятствует случайному соскальзыванию руки. Тем не менее, помимо такого практического функционала, верёвка имеет и обережное назначение, ведь обвязывание верёвкой эквивалентно созданию магического круга . В селе Данилово бечёвку повязывают на кол в три круга, на каждый круг, аналогично с выделыванием острия, приговаривая: «во имя Отца», «и Сына» и «Святаго Духа, аминь» . Поэтому для поддержки ритуальных функций лучше воспользоваться бечёвкой из материала, который сам по себе является оберегом против ходячих покойников (лён, лыко, конопля и др.) Примечание для перфекционистов: идеальная бечёвка должна быть изготовлена 12-летней девочкой в день Святой Троицы. Степень обработанности: желательно использовать суровую (нестиранную) нить, некрашеную или красного цвета (красный цвет отпугивает нечисть).

5. Нанесение сакральных и обережных символов

Мы пока не нашли никаких регламентирующих предписаний по нанесению каких-либо сакральных и обережных символов на кол. В селе Данилово на кол ничего не наносят. Однако, на наш взгляд, использование христианской символики, например креста, который можно выжечь или вырезать на осиновой древесине, не может повредить.

Осиновый кол в могилу колдуна

Иллюстрация: shaminskiy.at.tut.by

В селе Клюкове хоронили колдуна. Подойти к гробу, где покоился страшный старик, отважились немногие. Сельчане в отдалении молча наблюдали за погребением, изредка перешептываясь друг с другом. Закола чивать крышку и опускать домовину в могилу наняли братьев из соседней деревни: те постоянно находились под градусом и ничего не боялись – ни колдунов, ни самого дьявола. К тому же, им пообещали выдать два литра самогона и закуску. Когда могила была засыпана землей, один из членов этой пьяной похоронной команды вбил в могилу здоровенный осиновый кол. "Так надо, – объяснили сельчане. – Теперь Ерофеич не поднимется, не будет по селу бродить и живых пугать". Некоторые, правда, считали эту меру не вполне достаточной. Особенно расстраивалась бабка Вера, чья матушка была родом из Вологодской губернии. "Надо было Ерофеича из избы не вперед ногами выносить, а головой, – шептала бабка, – а когда его на погост тащили, у первой реки остановиться, перевернуть в гробу и пятки подрезать. Мамка рассказывала, что у них так завсегда делали, когда колдунов хоронили..." Наконец, все было кончено. Народ с облегчением потек с кладбища. Собрались все в избе у Никифоровны. Думали – поминать усопшего или нет. Вроде бы, надо помянуть усопшего, но поминают ли колдунов – никто вспомнить не мог. "Как же за помин-то души пить, ежели он ее черту продал!" – сердилась бабка Вера. Решили просто так выпить и закусить. Пили сначала молча, но вскоре спиртное сделало свое дело – народ расхрабрился. Стали вспоминать, как помирал колдун Ерофеич. А помирал он тяжко. Несколько дней подряд его били судороги и он неоднократно падал с печки. Так под печкой и помер. А еще говорили, что перед смертью колдун старался свою волшебную силу передать. Пока еще мог ходить, бродил по селу и зазывал каждого встречного к себе в дом. Только никто к нему не пошел – страшно было. Лишь когда Ерофеич совсем ослаб, заходили к нему некоторые сердобольные сельчане – накормить да воды подать. Но все равно старались держатся от умирающего подальше и из рук ничего не давали, воду и еду ставили так, чтоб сам мог дотянуться. Предлагали, говорят, лекарства, но Ерофеич от них отказался. Колдун – он и есть колдун...

Помню, когда я ребенком отдыхал летом в деревне у бабы Нюши – сестры моей родной бабушки – мне запрещали ходить на двор к Кузиным. Все деревенские были убеждены, что старая Кузина – ведьма. Баба Нюша рассказывала, что она умеет оборачиваться свиньей, а ровно в полночь из трубы их дома вылетает пламя – это ведьма по своим колдовским делам полетела. Я однажды не удержался и, превозмогая страх, ночью подкрался к Кузинскому дому. Действительно, ровно в 12 ночи из трубы вылетел сноп искр. Тогда я жутко испугался, а теперь вот думаю, что печь эти самые Кузины чем-то не тем топили... Между прочим, деревня эта от Москвы всего в 200 км находилась, то есть не так уж и далеко от "цивилизации".

Что же касается покойного Ерофеича из Клюкова, то за несколько лет до его кончины я с ним встречался и даже имел непродолжительную беседу. Думаю, колдуном его считали не случайно. Уже тогда, то есть 15 лет назад, он казался очень старым. И внешность имел необычную: у него были длинные седые волосы, густая спутанная борода и колючий "волчий" взгляд. Жил Ерофеич бобылем, разговаривать не любил, вина не пил, а в его ветхом домишке, стоящем на самом краю села рядом с погостом, на котором его потом и схоронили, не было ни иконки, ни лампадки. На улицу Ерофеич выходил только под вечер, а что делал днем – одному черту известно (сельчане уверяли, что Ерофеич никогда не работал, жил продуктами с собственного огорода). Ходил он всегда насупившись, смотрел на белый свет исподлобья. Завидев идущего с большой суковатой палкой колдуна, сельчане спешили укрыться в избах, опасаясь "сглаза и порчи". Все свои беды (картошку колорадский жук поел, Ванька-тракторист вместе с трактором в речку свалился, теленок издох, куры плохо несутся, Матрену муж бросил и к почтальонше ушел и т.п.) они приписывали исключительно колдовским козням Ерофеича. Однако ссориться с ним, а тем паче побить, никто никогда не решался. Я, как городской житель, только смеялся над простодушием деревенских. И однажды, несмотря на то, что меня пытались отговорить, решил пойти проведать загадочного старика. Ерофеич встретил меня нелюбезно, в горницу не пустил. Отрекомендовался я писателем – мол, пишу книгу о деревне, собираю материал и хотел бы побеседовать со старожилом. Но говорить со мной старик не захотел. "Болтают тут про меня невесть что. Все потому, что подлый здесь народ живет, все пьяницы да лентяи... А с вами не о чем нам говорить, ничего я не помню и не знаю. Идите, откуда пришли..." Вот, собственно, и все слова, услышанные мной от Ерофеича. Позже мне кто-то рассказал, что Ерофеич – не местный. Будто бы еще во времена коллективизации он был раскулачен и сослан в Сибирь, но с полпути сбежал, долго где-то скрывался, а потом, когда можно стало, осел в Клюкове. Здесь он не сумел найти общий язык с местными жителями, ни с кем не подружился. Наверное, потому, что, во-первых, был чужаком, а во-вторых, обладал такой пугающей внешностью. В общем, Ерофеич затаил на людей обиду, этим и объяснялись странности его поведения. А поскольку в Клюкове испокон веков жила вера в нечистую силу, местные приняли его за чародея. Да Ерофеич от этого звания и не отказывался. Наверное, ему нравилось, что люди его боятся. И только когда он совсем занемог, страшно ему стало умирать в одиночестве, потому-то и стал он ходить по селу и зазывать к себе. Но сельчане истолковали его действия по-своему – записали в колдуны.

Традиционно в народе считается, что колдуны могут быть добровольные, невольные и природные. Добровольный, понятно дело, становился таковым по собственной воле, совершив соответствующий обряд. Невольному насильно (с помощью различных уловок) передавал знания умирающий колдун. Природный колдун имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая принесет третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка – ведьмой. Люди боялись все трех категорий колдунов и для изобличения их использовали обычно три средства: вербную свечу, осиновые дрова и рябиновый прут. Говорили, что если зажечь умеючи приготовленную свечу, то колдуны и колдуньи покажутся вверх ногами. Равным образом, стоит истопить в Великий четверг осиновыми дровами печь, как тотчас все колдуны придут просить золы. Рябиновая же палочка помогает опознать этих недоброхотов во время светлой заутрени: они стоят задом к иконостасу. Было и еще несколько способов выявить колдуна. Например, положить нож острием кверху и прочитать воскресную молитву (Да воскреснет Бог) с конца – тогда колдун либо заревет, либо начнет скверно ругаться. Или взять "сорокообеденный ладан" (пролежавший на престоле во время сорокоуста), растереть в порошок, всыпать в вино либо пиво и дать колдуну выпить – тогда он начнет ходить по избе с одного угла на другой и дверей не найдет. А если в это время предложить ему напиться поганой воды, хотя бы из лоханки, он охотно выпьет ее и затем потеряет всю силу. Был способ и единолично расправиться с колдуном. Для этого достаточно было ударить его наотмашь левой рукой, не оборачиваясь назад. Если при этом прольется кровь, то чародей уже испортился и в колдуны больше не годится.

Вот если бы в селе Клюкове знали хотя бы один из таких способов, то давно бы выяснили, что Ерофеич никаким колдуном не являлся, а был просто несчастным, разобиженным на весь свет, одиноким и странным человеком. Напрасно в его могилу осиновый кол вбили.


Всем известно, что самые эффективные средства против упырей и прочей нечисти – святая вода, чеснок и осиновый кол. Если с первыми ингредиентами картина более-менее ясна, то по поводу последнего предмета возникает вполне резонный вопрос — почему именно осиновый кол обладает столь мощным магическим эффектом? Чем плох, скажем, кол из ореха или березы?

По верованиям наших далеких пращуров осина служила для неупокоенных душ надежным проводником в иной мир. Вбивая в грудь мертвеца осиновый кол, или же кладя в гроб осиновый крестик, его навечно отправляли в загробную жизнь. Покойник, награжденный таким «билетом в одни конец», никогда уже не мог вернуться в мир людей и вредить им.

Вообще осина издавна пользуется, мягко говоря, не очень доброй славой у многих народов. У славян дерево считалось проклятым и широко использовалось в колдовских обрядах и черной магии. Предания, дошедшие до нас из глубокой древности, повествуют о том, как подземный бог Велес, спасаясь от преследования могущественного Перуна, обернулся змеем и укрылся в ветвях осины. Этим объясняли, почему молнии (перуновы стрелы) так часто метят именно в осину во время разыгравшейся грозы, а листья непрерывно дрожат от страха, опасаясь гнева светлых богов.

С приходом христианства отношение к дереву не изменилось. Считалось, что осина дрожанием листвы выдала Богородицу с младенцем-Ииисусом, когда они прятались под деревом, спасаясь от преследований Ирода. Также, согласно легендам, из осиновой древесины был изготовлен крест, на котором распяли Христа. А предатель Иуда повесился на осине, потому что другие деревья не приняли грешника.

Осину не сажали вблизи жилья, не строили из нее домов, старались подолгу не бродить в осинниках, чтобы не стать жертвой проделок лешего. Считалось, случайно заснув под осиной, можно совершить путешествие в мир духов. Верили, что в осинниках обитают черти, поэтому отдых в тени дерева мог закончиться весьма плачевно.

Однако без помощи «проклятого дерева» не мог обойтись ни один чародей. Например, чтобы обернуться волком или другим животным, человек должен был перекувыркнуться пять раз через осиновый пень. Ветка дерева, брошенная деревенским колдуном под ноги, сбивала путника с дороги. А уж осиновый колышек, незаметно вбитый под основание дома, был способен забрать здоровье и силы у всех домочадцев.

Способность дерева отделять мир живых и мир мертвых использовали не только во зло. Осиновым колом очерчивали круг, дабы защититься от козней лешего, если приходилось заночевать в лесу. Палочками из осины брали предмет, если считали его «порченым». Осиновые прутики, положенные в колыбель, спасали новорожденного от дурного глаза и страшных снов.

Накануне купальской ночи и Юрьева дня ветки осины втыкали стены хлева, ворота, сараи для того, чтобы помешать ведьмам воровать молоко.

Свойство поглощать деревом любую энергию также широко применялось для лечения недугов. Осину просили «принять» болезнь, с помощью наговоров на нее сводили многие хвори, особенно лихорадки. Одежду занедужившего человека нередко развешивали на ветвях или закапывали под деревом, заколачивали в ствол ногти и волосы. Осиновое полено считалось универсальным средством от судорог – стоило лишь приложить его к больному месту. Нередко с деревом заключали своеобразный договор – клялись не наносить ему никакого вреда в обмен на здоровье.

Если дома из осины встретить было практически невозможно, то осиновые бревна в основании бани и банная утварь (ковши, корыта, шайки) использовались повсеместно. Согласно верованиям славян, таким образом, незримый хозяин бани, или «банник» не мог привести в человеческое жилище гостей из мира Нави.

Кору применяли в дублении кожи, а также для получения красителей желтых и зеленых оттенков. Несколько прутиков, брошенных в кадушку с квашеной капустой, не давали ей забродить. Охотники, бродящие по лесам зимой, ели кору, чтобы восстановить силы и снять усталость.

Если отбросить мистическую подоплеку и всяческие поверья, осина представляет собой весьма любопытное дерево. Она состоит в близком родстве с тополями, ее название переводится с латыни как «тополь дрожащий». Постоянное колебание листьев на самом деле происходит вовсе не от вечного страха, приписываемого дереву народной молвой, а из-за длинного и плоского листового черешка. У остальных деревьев черешки имеют обычно цилиндрическую форму.

По сравнению с остальными деревьями век осины короток – она редко доживает до столетнего юбилея. Ее древесина подвержена гниению, поэтому многие деревья ломаются во время непогоды. Также у осины возникают сложности при размножении семенами: они быстро теряют всхожесть и прорастают при относительно высокой влажности. Поэтому чаще всего дерево размножается корневыми отпрысками. Мощная корневая система, расположенная глубоко под землей, помогает пережить осине обширные лесные пожары.

С наступлением осени можно наблюдать интересное явление – вместе с листьями у осин наблюдается… веткопад! Кстати, до сих пор неизвестно, почему дерево избавляется от внешне здоровых и молодых прутиков.

Говорят, что если постоять рядом с деревом или прикоснуться к нему, можно избавиться от головной боли. Может быть, прежде чем бежать в аптеку за спасительными таблетками, просто выйти на прогулку и попросить дерево о помощи?

Всем известно, что первейшее средство борьбы с вампирами — осиновый кол. Но почему именно осиновый, знают далеко не все.

Ответ на этот вопрос следует искать в жизнеописаниях Христа, как утверждает предание, распятого на кресте, изготовленном из осины. В те времена даже безвинное дерево могло быть объявлено проклятым, что с осиной и произошло. Помните, как предатель-Иуда искал дерево, чтобы повеситься? Так вот нашел он именно осину, а не что-нибудь другое! Следствием проклятия, как считается, является постоянное трепетание осины, поскольку дерево наказано вечным страхом. Ну и вообще этому дереву досталось по полной, например, осину не рекомендовалось сажать около дома — во избежание несчастий, это дерево не использовали в строительстве, не топили осиновыми дровами печь, не вносили в дом осиновые ветки и т.п. Прятаться под осиной в грозу тоже не рекомендовалось, поскольку бог специально целится в «чертово» дерево, чтоб угодить молнией в «черта».

Как ни парадоксально, но таже осина предоставляла и возможности борьбы с нечистой силой, к примеру, с вампирами. Наверное, сработал принцип «клин клином вышибают», то есть, проклятое дерево стало помощником в борьбе с проклятыми существами всех мастей. В некоторых магических обрядах ее использовали в качестве средства для распознавания ведьм, «заламывали» осиновой веткой дорогу, чтобы не возвращаться в покинутые места, ну и, конечно, вонзали осиновые колья в сердца вампиров. Кол нужно загонять с первого удара, иначе вампир может ожить и начнет творить новые злодеяния. А еще нельзя извлекать осиновый кол из тела вампира, такое тоже может привести к «реанимации» нечистой силы. Впрочем, кое-кто считает, что зацикливаться на осине в данном случае не стоит. Главное, чтобы кол был просто деревянным, только в этом случае у вас будет надежное средство борьбы с ходячими мертвецами. А это еще раз говорит о том, что дерево — это исконный друг человека, а также его защитник.