Португальские мореплаватели и течении атлантического океана. Путешествия мореплавателей и древние океаны

Настоящий моряк, профессиональный штурман дол­жен извлекать опыт из своих морских странствий. Если Пирейра воспользовался бы Канарским и Северо-Пассатным течениями, то неизбежно повторил бы ошибку ван Ольмена. Но ему повезло, потому что, начало его экспедиции совпало с наступлением зимнего сезона. Приняв во внимание это обстоятельство, грозившее штормами и ураганами, было решено плыть по запасному маршруту. Кроме того, нужно было не допустить встречи с кораблями под испанским флагом.
Южно-Пассатное течение считается наиболее удобным для пересечения океана в западном направлении. Начинаясь у берегов Гвинейского залива, в акватории с координатами с 1 0 северной долготы и 2 0 –2 0 30 / южной широты (в этом месте ширина течения достигает 300-350 км), оно постепенно расширяется по мере удаления на Запад.
Далее на своем пути океанская река охватывает все пространство от меридиана мыса Пальмы в 2 0 северной широты и переходит даже за 5 0 южной широты. А на 10 0 западной долготы достигает ширины 8 0 -9 0 (800-900 км). На некотором расстоянии к западу от меридиана острова Ферро от течения, движущего свои воды на северо-запад, отделяется рукав шириной в 20 0 , а в некоторых местах достигает границ 30 0 северной долготы. Само Южно-Пассатное течение, приближаясь к мысу Сан-Рока на бразильских берегах, разделяется на два течения – Гвинейское, движущееся на Север к бассейну Карибского моря и Южное Бразильское течение, простирающееся до Южных Ветров.
Интересно, что скорость морского течения, несущего свои воды от Африки до Южной Америки, нестабильна: у самых своих истоков оно в день преодолевает расстояние в 4-5 км, на меридиане мыса Пальмы (в летний период) – 8-12 км, в 10 0 западной долготы снижается до 6 км, но иногда возрастает до 11 км.

Течении на Атлантическом океане

Скорее всего, Дуарти Пирейра вошел в Южно-Пассатное течение у берегов Гвинеи и взял курс на Бразилию. Независимо от его воли, широкая и мощная океанская река привела экспедицию точно в пункт назначения. Будучи картографом, Пирейра наносит на карту очер­тания береговой полосы и определяет координаты широты и долготы этого места и, не теряя времени, возвращается. Такая поспешность не позволила довести дело до конца.


Дуарти Пашеку Пирейра (1469-1533)

Можно предположить, что одним из главных пору­чений, данных королем Жуаном II при отправке сек­ретной экспедиции на запад Атлантики, после дос­тижения берегов столь необходимой им земли, моряки, не теряя времени должны были поспешить на Родину со счастливыми новостями. Судя по истории этой экспедиции, поручение короля было выполнен.
На пополнение запасов воды и ремонт судна ушло бы около месяца. Это было большой ошибкой, которую спустя шесть лет повторил Кабрал.
В чем же состояла эта ошибка? Исследование открытой земли повлекло бы потерю времени, что было бы прямым нарушением королевских инструкций. По этой причине, обнаружив землю, португальские моряки должны были сразу удалиться от берегов. Именно из-за этого, не нашедший возможности проверить берега открытой земли Пирейра решил, что лежащая перед ним земля не материк, а какие - то острова. Ведь и Колумб, вернувшись из первого путешествия, объявил об открытии им на Западе океана группы многочисленных островов. Также и Кабрал впервые высадившись на этих землях, подумал, что это большой остров.
Несмотря на все это, вероятно, что Пирейра вер­нулся в Лиссабон в первом квартале 1494 года. Каждая деталь представленного отчета подверглась подроб­ному изучению. В нем нашли отражения все рас­стояния до бразильских берегов, от Лиссабона, от удаленного западного побережья Африки, от Мадейры и островов Зеленого Мыса. Главное внимание уделя­лось координатам долготы этой вновь открытой и хранившейся до определенного времени в тайне местности. Изучив несколько вариантов, с учетом коор­динат, я пришел к выводу, что Пирейра высадился на берега Бразилии, примерно, поблизости от городов Люис и Белен, находящихся на 1 0 южной широты и 42 0 -43 0 западной долготы, но в силу сильной изрезанности береговой линии полосы, в особенности на полуострове Сан-Луис, принял их за группу островов.
Здесь может возникнуть вопрос, почему я считаю, что Пирейра достиг тех мест, где сейчас располагается современный Сан-Луис? По моему предположению, Пирейра направился на запад, воспользовавшись знако­мыми ему Южно-Пассатным течением, берущим свое начало вблизи Гвинейских берегов и при приближении к Южной Америке, встречается с Гвианским и Бра­зильским течениями. Дальнейший свой путь до 1 0 южной широты он продолжает уже по Гвианскому течению, несущему свои воды строго на Север и поднимающемуся до широты расположения Пиренейского полуострова. К тому же это самый подходящий вариант для того, чтобы вернуться в Европу не теряя времени.
Несмотря на то, что координаты в отчете Христофора Колумба были зашифрованы, португальцам было известно, что к Западу от 50 0 западной долготы испанцы встретили землю. До начала 1494 года вопрос о географических широтах не интересовал Пирейру. Важнейшую роль в этом играли два фактора. Согласно Алькасовасскому договору испанцы не имели юридического права вести поиски ниже 28 параллели северного полушария. Второе, из-за того, что выполнение королевского приказа пришлось на зимний период, Пирейра принял решение воспользоваться Южно-Пассатным течением, движущимся в западном направлении, ниже эква­ториальной линии. В результате, португальцам удалось достичь успеха. Однако, им и в голову не могло прийти, что обнаруженная земля является частью огромного материка.


Христофора Колумба (1451-1506)

Прошло 6 лет и король Мануэль I снаряжает экспедицию под руководством Педру Кабрала. Флот, первоначально движущийся на Юг от островов Зеленого Мыса, вскоре подхваченный Южно-Пассатным течением, уст­рем­ляется на Запад. Но на этот раз при приближении к материку, они подплывают к берегу благодаря Бра­зильскому течению, несущему свои воды на Юг. Конечно, огромная заслуга в этом деле принадлежит Дуарти Пирейре. Но не повредит ли секретности этой миссии присутствие в команде таких опытных известных мореходов как Бартоломеу Диаш, Гонсалу Коэльо и Дуарти Пирейра? При каких обстоятельствах хочешь невозможно представить, что такие профессиональные моряки не могли потеряться в водах Атлантического океана. Как бы там ни было, осведомленный обо всем, Бартоломеу Диаш, унес эту тайну вместе с собой в глубины океана.
В экспедиции Кабрала принимали участие самые опытные, способные и известные на Пиренейском полуострове мореходы – Бартоломеу Диаш и Дуарти Пирейра. Никакой, даже самый свирепый шторм не заставил бы их отклониться от курса. В отличие от Кабрала, южные воды Атлантики были им хорошо знакомы. К тому же, они оба были выпускниками самой престижной в Португалии навигаторской школы и близкими друзьями. Возвращаясь в Лиссабон после открытия мыса Доброй Надежды на южной оконеч­ности Африканского материка Бартоломеу Диаш спас потерпевшего крушение Пирейру.


Педру Алвариш Кабрал (1467-1520)
( Из гравюры начало XIX века )

Разница между ними заключалась в том, что Бартоломеу Диаш изучил все западное побережье Африки, с Севера на Юг. А Пирейра хорошо знал все известные португальским морякам в Атлантическом море острова и архипелаги, и без труда плавал в этой акватории. Уже хотя бы в силу его высоких профессиональных качеств и знаний Атлантики, открытие Бразилии должны были поручить ему. Учитывая предыдущие события Пирейра, как профессионал, не должен был допустить те ошибки, которые совершили Вогадо, Теллес, ван Ольмен и другие мореплаватели.
Но судьба распорядилась по иному и путешествие в Индию с Кабралом, стало последним для Б. Диаша, открывшего для европейцев мыс Доброй Надежды. В исторических документах сообщается, что покинувшая Бразилию экспедиция при подходе к мысу Доброй Надежды попала в ужасную бурю, увлекшую на океанское дно четыре корабля со всем экипажем. С этого трагического дня имя Бартоломеу Диаша вошло в историю.
Из этого плавания не вернулся также и один из посвященных в тайну открытия Бразилии, летописец экспедиции Перу Ваш Каминья. Пятьдесят членов экипажа, в том числе и П. В. Каминья были убиты во время стычки между португальцами и населением индийского города Каликута. Главные свидетели и носители тайны открытия Бразилии, унесли её с собой в могилу. Что, впрочем, было выгодно королю.


Перу Ваш де Каминья (1450-1500)

Итак, стараниями Дуарти Пирейры, португальское королевство овладело обширными территориями. Хотя, если бы эта экспедиция, как и все предшествовавшие ей завершилась бы неудачей, то Португалия была бы вынуждена удовлетвориться обнаруженными ею ост­ровами в Атлантическом океане.
Обладавшие всеми необходимыми сведениями пор­ту­гальцы, делая вид, что и понятия не имеют о сущест­вовании Бразилии, во имя торжества справедливости, требуют перемещения демаркационной линии до 50 0 западной долготы. Поскольку сферичность Земли еще не была доказана, большинство представляло её форму в виде плоскости. Португальцы прекрасно понимали, что в ходе Тордесильясских переговоров именно благо­даря этому заблуждению, им удается обмануть Римского папу. Раз уж поверхность Земли плоская, то все земли, находящиеся с Запада на Восток должны принадлежать португальцам.

(Продолжения статьи – «Хитроумные действия Дуарти Пашеку Пирейры
и Христофора Колумба »)

Писатель-исследователь Рамиз Дениз
Президентский стипендиат по литературе,
лауреат премии «Золотой перо»




Загадки Атлантического Океана

Атлантический океан таит в себе множество тайн. Мореплаватели и ученые исследуют его уже несколько столетий, но так и не нашли ответы на многие вопросы.

Существовала ли Атлантида? Почему в районе Бермудских островов пропадают суда и самолеты? Эти вопросы волнуют нас и по сей день.

Здесь мы собрали все самое интересное об особенностях Атлантического океана.

Атлантический океан – самый соленый, среднегодовая соленость его вод составляет 35‰. Занимает второе место по величине после Тихого океана и проходит через все климатические пояса.

История

Откуда произошло современное название?

Ранее Атлантический океан не имел постоянного названия, его именовали и Западным океаном, и Морем Мрака, и морем за Геракловыми столбами. А современное название океану дал картограф Вальдземюллер в честь героя греческой мифологии Атланта, который держал на своих плечах небосвод.

Как всем известно, первым мореплавателем, пересекшим Атлантический океан, был Христофор Колумб. С той поры Атлантика является границей, разделяющей Старый и Новый свет.

Многие мореплаватели в след за Колумбом отправились в Новый Свет на открытие и освоение новых земель, и сообщение между континентами быстро наладилось.

Сейчас самолеты запросто пересекают Атлантический океан, а представьте себе насколько отважными были первые летчики, решившиеся на беспосадочный перелет через Атлантику. Героями этого события были Джон Олкок и Артур Браун. В 1919 году они совершили перелет длиной 3168 метров по маршруту Ньюфаундленд-Клифден, за что были посвящены в рыцари и награждены орденом Британской империи.

Атлантида – выдумка или реальность?

Много теорий сложено о древней цивилизации, существовавшей по легенде на территории Атлантического океана. Согласно преданию, Атлантида ушла под воду, и вот уже много столетий путешественники отправляются на поиски этого затерянного государства.

Бермуды

Одна из загадок Атлантического океана порождена Бермудским треугольником, "морем дьявола", где исчезают по неизвестным причинам мосркие и воздушные суда. Есть много версий, объясняющих это. Одни верят в иноплянетян, крадущих здесь суда, другие объясняют это необычными погодными условиями. И на самом деле, этот район является очень сложным для навигации, здесь часто зарождаются штормы и циклоны.

На севере Атлантического океана находится гигантский остров – Гренландия, самый большой на планете. И самый далекий остров тоже находится в Атлантике - остров Буве, располагающийся в 1600 км от мыса Доброй Надежды.

Море без границ

В Атлантическом океане есть необычное море - Саргассово. Это море не имеет береговых границ, его ограничивают только океанские течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Канарск ое и Северное Пассатное течения.

В этой относительно неподвижной воде создались отличные условия для роста водорослей, в итоге почти все море покрыто водорослями саргассум.

Большай голубая дыра

Еще одна особенность Атлантического океана - Большая голубая дыра в Белизе, которая представляет собой круглую расщелину, уходящую вниз на 120 метров. Назвали это место Голубой дырой из-за резкой границы светлой и темной воды. Образовалась предположительно во время ледникового периода, когда уровень воды был на 100-120 метров ниже.

Знаменитый французский дайвер Жак-Ив Кусто включил Голубую дыру в список 10 лучших мест для погружения в мире. Однако посещение этого места опасно. Во время приливов здесь иногда образуются круговороты воды, которые засасывают в себя все, что плавает на поверхности. А во время отливов извергаются мощные фонтаны воды. Но несмотря на опасность и удаленность от берега (96 км от города Белиз), дайверы освоили это погружение и Большая Голубая дыра стала популярным местом дайвинга.

Гольфстрим

Наверное, самым известным течением в Европе является Гольфстрим, поскольку это течение определяет климат всех европейских стран, имеющих выход к океану. Им Гольфстрим дарит тепло и мягкий климат. Его даже называют самой большой "отопительной системой" в мире.

О молодом парне по имени Том Сауэр, вместе с другом попытавшемся пересечь Атлантику на весельной лодке, но потерпевшем крушение. Том тогда говорил нам, что не так много людей во всем мире совершили этот подвиг, и это оказалось действительно так. И особенно мало людей осмеливалось пересечь Атлантический океан в одиночку. Из небольшого списка (всего 95 человек на всю нашу планету) FURFUR выбрал несколько особенно запоминающихся случаев, когда путешественник пересек Атлантику в полном одиночестве.

Джон Фэйрфакс

Первый человек в мире, осмелившийся на то, чтобы пересечь Атлантику в одиночестве. Вся его жизнь, в целом, предвещала такой поворот событий: в 13 лет он собрался жить, как Маугли, и с этой целью отправился в джунгли Амазонки - и какое-то время так и продержался, торгуя шкурами ягуаров.

В 22 года его сильно потянуло в Аргентину, где он провел свое детство. Денег не было, так что он поехал туда из Сан-Франциско на велосипеде (добрался до Венесуэлы), вел какие-то мошеннические дела в Панаме, попытался скрыться от кооператоров и наконец добрался до Аргентины, но уже на коне. Когда дело дошло до Атлантики, ему было уже 32 года, и это испытание было не самым страшным. Он потом еще доплыл из Сан-Франциско до Австралии вместе со своей женой (первой женщиной, которая согласилась на такое безумство), но это уже другая история.

Том Макклин

Том Макклин пересек Атлантический океан почти одновременно с Фэйрфаксом - буквально на четыре месяца позже, но с востока на запад. Правда, Том известен еще и тем, что в 1982 году повторил подвиг, но уже на крошечной лодчонке длиной чуть более трех метров. В последующие годы Том так и не угомонился и пересек Атлантику еще пять раз, невзирая на то, что на берегу его ждала супруга и двое детей. В общем, отчаянный парень.

Амир Хан Клинк


Что касается южной части Атлантики, первым ее пересек Амир Клинк. Специально для него бразильская компания разработала и выпустила порошковую лиофилизированную еду (вид консервированной еды мягкой сушки, при которой она замораживается, оттуда помещается в вакуумную камеру, где из нее удаляют или возгоняют растворитель. - Прим. ред. ), чтобы он мог питаться в открытом океане, как астронавт в открытом космосе.


В 2002 году воспоминания о совершенном на юге подвиге ему надоели, так что он развернулся на 180 градусов и совершил путешествие вокруг Северного Полярного круга. И тоже сделал это самым первым, потому что ранее этот маршрут не был никем освоен. Написал множество книг про свои путешествия и до сих пор живет и здравствует.

Тори Мёрден

Первая женщина, совершившая одиночное мореплавание через Атлантику на весельной лодке. Она предпочитает именовать себя не путешественницей, а открывательницей. Несмотря на весьма естественнонаучный интерес, представляющий собой такое вот приключение, Тори Мёрден, что называется, гуманитарий - бакалавр по психологии, мастер по теологии и имеет степень мастера изящных искусств. Короче, с таким багажом, конечно, на твердой земле делать нечего, так что, выпустившись из всех своих вузов, в возрасте 36 лет она села в лодку и поплыла через океан.

Теодор Резвой

Этот гордый одессит - первый человек из СНГ, совершивший путешествие через Атлантику на весельной лодке. Как любой нормальный советский человек, Теодор посещал спортивные секции и кружки по всем возможным дисциплинам. Поэтому ко времени своего путешествия оказался профессиональным спортсменом, художником, матросом и, должно быть, замечательным человеком. Атлантику Теодор пересек 14-м в мире (среди одиночных пловцов).

Федор Конюхов

Федор Конюхов за свои 62 года четыре раза пускался в кругосветное плавание, а Атлантику пересек 15 раз. Из них один раз - на весельной лодке (причем считается, что это самый лучший результат на классической лодке).


Член Российской академии художеств (написал более четырех тысяч картин), Союза писателей (на его счету уже девять книг), капитан дальнего плавания, почетный гражданин девяти регионов мира, первый россиянин, покоривший «Большой шлем» (Северный и Южный полюса, Эверест).

Короче, если задаться целью переплюнуть Федора Конюхова по части приключений и достижений мирового масштаба, то начинать надо пораньше, лет в пять.

Чарльз Хедрич

Этот предприимчивый француз установил мировой рекорд по скоростному одиночному переплыванию Атлантики. Его пример в целом показывает, как жарко пылает в человеке жизненный огонь, не позволяющий присесть ни на секунду: отправился в одиночное путешествие по Антарктике (550 км, между прочим), отправлялся к обоим полюсам, в лыжные экспедиции в Кабул, на Эверест и так далее. Пересек Атлантику несколько раз, причем сделал это дважды: в одиночку, без чужой помощи и в компании друга, но без остановки.

Кэти Спотц

На сегодняшний день Кэти является самым молодым мореплавателем, пересекшим Атлантику в одиночку: на момент, когда она отважилась на это путешествие, ей было всего 22 года. Тут следует отметить, что такое путешествие случилось не вдруг - еще в 18 лет эта девчонка из Огайо пробежала марафонскую дистанцию, спустя некоторое время проехала пять тысяч километров по Штатам на велосипеде и стала первым человеком, проделавшим путь в 566 км по реке Аллегейни (это такой здоровый приток реки Огайо в штате Пенсильвания).


Одновременно с этим Кэти сотрудничала с двумя благотворительными фондами, борющимися за хорошую экологию, и искала способы помочь планете, поэтому решила, что путешествие через Атлантику на весельной лодке будет лучшим способом привлечения финансов в Blue Planet Run. И оказалась права - путешествие принесло фонду 150 тысяч долларов.

Первые плавания через океаны были наиболее впечатляющими ввиду огромных трудностей и тягот, с которыми сталкивались капитаны и экипажи их кораблей. Корабли были тесными, неудобными, грязными, хранить еду свежей было негде. Цинга, заболевание, вызванное недостатком витамина С, представляла серьезную проблему. В конце XV в. Васко да Гама потерял две трети экипажа во время плавания к Индии. Цингу можно предотвратить, питаясь свежими фруктами, и капитан Кук не потерял ни одного человека во время второго кругосветного плавания в 1772 г., обеспечив здоровую диету для своей команды. Еще одной проблемой были чрезвычайно ограниченные возможности навигационных приборов. Полинезийцы определяли близость суши по цвету моря, облакам, появлению птиц или просто по запаху. В Европе методы вычисления широты (расстояния от Северного полюса) были доступны еще в 1480-х гг., но определение долготы (расстояние к востоку или к западу) вызывало затруднения вплоть до XVIII в. С тех пор, как маршруты через океаны проложены, отважным мореплавателям приходится искать других приключений, повторяя маршруты древних путешественников, - например, совершив плавание на «Кон-Тики» или в одиночку на яхте.

Колумб

В 1492 г. Христофор Колумб отплыл из Испании, отчаявшись получить в Португалии средства, необходимые для своей экспедиции. На флагманском корабле «Сажа-Мария» и двух кораблях поменьше с экипажем в 120 человек Колумб пересек Атлантический океан, надеясь отыскать более короткий путь в Азию и дать испанцам преимущество перед португальцами, которые достигали Азии, огибая Африку. Суда Колумба побывали у берегов Багамских островов, а затем у берегов Кубы и Гаити. Во время последующих путешествий Колумб открыл множество других островов Карибского моря, а также берега Центральной и Южной Америки. После смерти Колумба другие исследователи продолжали изучать Новый Свет. В их числе был и Америго Веспуччи, именем которого названа Америка.

Чтобы проверить теорию о том, что жители Полинезии происходят из Южной Америки и пересекли на бальзовых плотах. Тур Хейердал попытался совершить такое же плавание на плоту «Кон-Тики». Несмотря на то что он успешно преодолел 4000 миль, антропологи и историки доказали позже, что полинезийцы происходят от народов Юго-Восточной Азии.

Навигация

Искусство навигации имеет огромное значение для плавания по океану (см. статью « «). Греки изобрели различные приборы, в том числе астролябию, помогающую ориентироваться по звездам. Использование магнитного компаса широко распространилось в XII в. Пользуясь картами, моряки могли определять направление в открытом море. Широту можно вычислить, измеряя угол подъема солнца или звезд над горизонтом с помощью секстанта. Изобретение в 1735 г. хронометра позволило знать точное время на борту корабля, чтобы измерять расстояние от Гринвичского меридиана (Англия) и таким образом определять долготу.

«Дух Сент-Луиса»

Для первых аэропланов океаны представляли такую же преграду, как и для других транспортных средств. Американец Чарльз Линдберг был первым человеком, в одиночку перелетевшим через Атлантический океан без промежуточных посадок. Моноплан с высоко расположенным крылом и одним двигателем был построен специально для полета всего за 60 дней. Линдберг сам помогал собирать первые узлы. Аэроплан получил название «Дух Сент-Луиса» — в честь города, который финансировал этот проект. Линдберг выбрал один двигатель, поскольку хотел свести до минимума число возможных механических поломок. Чтобы облегчить вес, он не взял с собой ни передатчика, ни парашюта — только сандвичи и термос с кофе. В 1927 г. он успешно совершил перелет из Нью-Йорка в Париж за 33 ч 30 мин и завоевал приз — 25 тыс. долларов. Сегодня трансатлантические рейсы занимают около семи часов, а сверхзвуковой «Конкорд» затрачивает на перелет всего три часа

Плавания капитана Кука

Англичанин Джеймс Кук предпринял три плавания вокруг земного шара в 1768-1779гг. Он пользовался новыми навигационными приборами, созданными XVII в., чтобы составить карты побережья Папуа-Новой Гвинеи, Новой Зеландии и Восточной Австралии. Он открыл много островов в северной и южной части Тихого океана, пересекал Северный и Южный полярные круги. Последнее плавание с целью поиска северо-западного прохода близ Ванкувера оказалось неудачным. На обратном пути Кук сделал стоянку у Гавайских островов, открытых ранее. К ужасу товарищей и экипажа, Кук был убит в неожиданно вспыхнувшей схватке с местными жителями.

Одинокий яхтсмен

Джошуа Слокум стал первым человеком, который в одиночку совершил кругосветное плавание на парусном судне. Он покинул Новую Шотландию на маленькой деревянной яхте «Спрей» в 1895 г и вернулся в тот же порт в 1898 г. Плавать в одиночку он продолжал до 1909 г, когда бесследно исчез вместе ссудном.

Китайский флотоводец XV в. Чжэн Хэ был одним из первых исследователей океана. Он возглавил плавание на джонке от берегов Китая на запад, к Красному морю, к Восточной Африке и на юг, к Индонезии. Океанские джонки его времени были больше любых судов, которые строились тогда в странах Запада.