Занятие по обучению грамоте в предшкольной группе «Звуки —. Буквы «Т — Д. Открытое занятие по обучению грамоте для класса предшкольной подготовки

Айслу Ахметова
Занятие по обучению грамоте в предшкольной группе «Звуки [Т] - [Д]. Буквы «Т - Д»

Программное содержание .

Образовательные задачи.

Продолжать учить детей делать звуко - слоговой анализ слов, составлять из слогов слова; закреплять умение выявлять различия в звуковом составе слов , знание букв ; закрепить понятие о буквах и звуках , гласных и согласных, мягких и твердых.

Развивающие задачи.

Развивать слухо - речевую память, фонематическое восприятие и фонематический слух, логическое мышление, мелкую моторику.

Воспитательные задачи : воспитывать внимание, активность.

Форма проведения : игра-путешествие.

Оборудование и материал : оформление группы по мотивам сказки “Гуси-лебеди” (печка, яблоня, речка, избушка, иллюстрации к сказке “Гуси-лебеди”, магнитная доска, мультимедиа.

Ход занятия:

1. Мотивационно - побудительный момент.

Психологический настрой. Игра «Дрозд»

2. Организационно- поисковой момент.

Воспитатель : Дети, вы любите сказки? А кто помнит, как называется эта сказка? (Показ иллюстрации сказки) . Давайте ее вспомним.

“Жили-были муж и жена. Были у них дочка да сынок маленький.

Доченька, - говорит, мать, - мы с отцом поедем на базар, а ты береги братца. Не ходи со двора, береги его. А мы тебе купим платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку у окошка, а сама побежала с подружками играть. Наигралась девочка, вспомнила про братца. Прибежала домой. А что дальше было?”.

Дети : Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях.

Воспитатель : Бросилась девочка догонять гусей и увидела на своем пути? (Печку)

Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Ответь на мои вопросы, тогда скажу. А вопросы у меня на пирожках.

Воспитатель : Дети, хотите помочь девочке? (Да)

Воспитатель берет из печки “пирожки” и читает вопросы.

Задание 1.

Вопросы :

Из чего состоят слова? (Из звуков )

Чем отличаются короткие слова от длинных? (В коротких словах мало звуков ) . Назовите короткие, длинные слова. (Дом, кот, телефоны, прибежали) .

Чем отличаются звуки от букв ? (Звуки только слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем .

На какие две группы делятся звуки ? (На гласные и согласные)

Чем отличаются гласные звуки от согласных ? Назовите гласные и согласные звуки .

Воспитатель : Молодцы, дети, помогли девочке ответить на вопросы правильно. За это печка ей дала подсказку букву Ш . Как только девочка соберет все подсказки, она сразу узнает, куда гуси-лебеди унесли её братца.

Дети : “Бежит девочка, видит : стоит яблонька. Решила она спросить у яблоньки, куда гуси-лебеди унесли братца”.

Воспитатель : А яблоня ей в ответ : “Я скажу, если ты ответишь на мои вопросы и выполнишь задания”. (Воспитатель срывает яблоко и читает вопросы)

Задание 2.

Вопросы :

У вас есть друзья. Гласные и согласные звуки тоже дружат . И когда они собираются вместе получается слог. Сейчас послушайте задание : нужно прочитать слоги, слова.

(работа у доски)

Воспитатель : Молодцы, все верно выполнили и помогли девочке получить вторую подсказку. Это слог ИЗ.

Физминутка

Воспитатель : Вот пора нам вставать, путешествие продолжать!

А на полянке девочка нашла еще одну подсказку. Это слог КА.

Воспитатель : А речка говорит : “Помогу, если правильно соедините предмет с соответствующей буквой » (работа в группе ) .

Воспитатель : Молодцы, справились с заданием, помогли девочки. За это речка дала ей подсказку БУ.

Задание 4

Итак, девочка собрала все подсказки, давайте попробуем разгадать, где же её братец, собрав из слогов слово. (Избушка) .

Теперь девочка знала, где искать братца. А вот и избушка Бабы Яги, где прячут братца. Заглянула в окошко, а там братец её. Хотела войти, а дверь не открывается. На ней замки.

Задание 5.

Давайте поможем девочки их открыть, а для этого нужно разгадать ребусы, сделать звуковой анализ этих слов (работа в азбуке-тетради)

Дети проводят звуковой анализ слова вместе с педагогом, выставляя квадратики на магнитной доске в соответствии со звуками в слове . По ходу выполнения педагог уточняет, какие звуки встречаются : согласные или гласные, твердые или мягкие.

Рефлексивно-корригирующий момент.

Воспитатель : Вот и помогли мы спасти девочке братца. Какое задание было самым интересным? Какое задание было сложным? Какое задание было легким?

Дети, вы сегодня хорошо занимались, показали многое из того, чему научились на занятиях по обучению грамоте . Занятие окончено .

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки [с]-[з]» Конспект непосредственной образовательной деятельности по грамоте в подготовительной к школе группе. Подготовила учитель-логопед высшей.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы ДОУ. Тема: «Звуки «Н» и «Н’»» Тема: "Звуки «Н» и «Н"» "Цель: Дифференциация звуков «Н» и «Н"» в слогах, словах и предложениях. Закреплять навыки различения и правильного.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [з, з’]. Буквы з, з’» Дидактическая цель: сформировать у детей знания о звуках [з], [з"] и буквах З з Тип занятия: знакомство с новыми звуками и буквой основного.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию уже ставшую популярной тематическую (интерактивную) папку - лэпбук! Увидев варианты лэпбука.

НОД по обучению грамоте «Звуки [п] [б]. Буквы Пп Бб» Закрепление знаний о механизмах организации звуков[п] [б].Активизация словарного запаса на звуки[п] [б] по лексической теме "Одежда".Закрепление.

МДОУ детский сад № 32 г. Рыбинска. План – конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки Г – К, буквы.

Коммунальное государственное казенное предприятие «Ясли – сад №4 «Березка» отдела образования города Экибастуза

Воспитатель: Маханькова Н.В.
Февраль 2013год

Занятие обучение грамоте
Тема: «На помощь к лесным ученикам».

Задачи:
1. Обучать детей слоговому чтению в игровой форме.
2. Продолжать учить детей определять количество слогов в слове, называть их.
работать со схемами слов и предложений.

3. Закрепить умение детей составлять простое предложение используя карточки.
4. Формировать умение составлять новое слово по первым буквам картинки.
5. Совершенствовать навыки выполнения звукового анализа слова.
6. Воспитывать самостоятельность, интерес к грамоте, нравственные качества,
желание совершать добрые дела.
Словарь: предложение, элемент.

Оборудование:
Конверт с письмом, зашифрованная надпись и ключ к ее разгадки. Карточки с изображением картинок, схемы предложений; картинка ели, шишки на которых написаны слоги на каждого ребенка; пособие - игра «Ромашка»; большая картинка с изображением лисы и маленькие на каждого ребенка для звука – буквенного анализа слова. Пособие «Волшебные бусы»;
Картинки: Бабы-Яги, лисы, зайца, ежа, волка, белки, медведя. Картинки для составления предложения. Медальки с цифрами.

Н а помощь к лесным ученикам.
Цель: Понимать учебную задачу и выполнять ее.
Задачи:
1. Учить детей слоговому чтению.
2.Продолжать учить детей определять количество слогов в слове, называть их.
3.Закрепить умение детей составлять простое предложение используя карточки.
4.Закрепить умение составлять новое слово по первым буквам картинки.
5.Закрепить знания в звуковом анализе слова.
6. Продолжать учить детей работать с схемами слов и предложений.
7.Воспитание нравственных качеств, доброты, отзывчивости, желание совершать
добрые дела.
Словарь: предложение
Билигвальный компонент: мыстан кемпір
Оборудование:
Конверт с письмом, зашифрованная надпись и ключ к ее разгадки. Карточки с изображением картинок, набор букв на каждого ребенка; картинка ели, шишки на которых написаны слоги на каждого ребенка; пособие - игра «Ромашка»; большая картинка с изображением лисы и маленькие на каждого ребенка для звука – буквенного анализа слова. Пособие «Волшебные бусы»;
Картинки: Бабы-Яги, лисы, зайца, ежа,волка, белки, медведя. Картинки для составления предложения. Медальки с цифрами.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Вос: Ребята к нам сегодня пришли гости, давайте кивком головы поприветствуем их, улыбнемся и подарим им свое хорошее настроение.
Вос: Сегодня, когда я пришла утром в группу то обнаружила конверт, я не стала его сразу читать, решила дождаться вас.
(открывает письмо и предлагает прочитать его детям)
Письмо:
Здравствуйте ребята, пишет вам учительница лесной школы Зайчиха. У нас приключилась беда, некоторые зверята в нашей школе были очень непослушными, баловались на уроках, не слушались и их забрала злая старушка! А живет она за высокими горами, за широкими морями, за темными лесами…
Вос: Учительница зайчиха просит нас о помощи… Поможем? Не боитесь трудностей? Но сначала нам надо разгадать зашифрованное имя злой старушки.
(на доске вывешивается зашифрованная надпись. Дети читают надпись - Баба Яга.)

Задание: Расшифруй имя.

Вос: Кто забрал зверей? Как имя злой старушки? А как думают другие дети? Правильно ребята это Баба Яга, (на доске вывешивается картинка Б.Я)но добраться до нее не легко. Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе зверей она не отпустит. Ну что не будем терять время.
1 задание: Прочитай по первым буквам.
(у детей на столе лежат карточки и буквы, один ребенок работает у доски)
Вос: Ребята вам надо расшифровать слова которые заколдовала Баба –Яга. Вы по первым буквам картинки выкладываете в клеточках буквы и получаете слово.

(Дети выполняют задания. Меняются карточками и проверяют друг друга. Воспитатель спрашивает что у них получилось, Оцените своего соседа, себя)
После каждого задания звучит волшебная музыка.
Вос: С этим заданием мы справились, молодцы (звучит музыка). Идем альше.
2задание. Собери шишки.
Вос: Б.Я разбросала шишки, что бы мы не смогли до нее добраться. Вам надо собрать все шишкии прочитать слоги которые на них написаны, и повесить шишку на ель.
(на доске висит елка, по группе разложены шишки, на них написаны слоги, дети читают слоги и вешают на елку.)

Занятие по подготовке к обучению грамоте и письму

на тему «Согласные звуки (В)- (В/), Буквы В, в. »

в классе предшкольной подготовки

Ярмак Светлана Геннадьевна

Воспитатель

Любимовская НСШ

Тема: Согласные звуки (В)- (В/), Буквы В, в.

Тип занятия: Повторение пройденного материала.

Вид занятия: Интегрированное занятие. «Путешествие в страну Здоровье.»

Цель: Знакомство детей со звуками (В)- (В\) и буквами В, в.

Задачи: 1.Упражнять в звуковом анализе слов, умении составлять модели;

3. Развивать внимание, память, мелкую моторику рук.

Оборудование: Карточки на доске « Согласные буквы В,в.». Магнитофон.

Игра: «Доскажи словечко». Сказка Г Юдин. «Мыша-водолаз». «На что похожа буква» стр 37 В В Волина «занимательное азбуковедение», Приключение буквы «Наш друг Пишичитай». Е. Агронович

Индивидуальные карточки со словами. Слова на доске: Вдох- вход

Коля- яолк-яол-волк-вол; Задание веселого карандаша: Образцы букв, элементы букв, рисунки. Карточки «Солнышки». Карточки с рисунками воробья и вороны, модели слов, цветные карандаши. Картинка: поезд, Картинка: вертолет.

Формы: Индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы: Словесный, наглядный.

План занятия

    Организационный момент. Путешествие в страну Здоровье.

    Актулизация раннее изученного материала. Станция№1 «На что похожа буква»

Работа по теме занятия.Станция№2 «Сказочная»

    Физминутки.Станция№3 «Приключение буквы. Наш друг Пишичитай».

4. Самостоятельная работа. Станция №4 «Сделай сам»

5.Звукобуквенный анализ слов « Воробей», «Ворона» станция№5 «Доскажи словечко»

6. Рефлексия

7. Итог занятия

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие- «Занятие путешествие».

Мы с вами отправимся в страну «Здоровья» . для путешествия нам понадобятся знания и умения, приобретенные на занятии по подготовке к грамоте и письму.

Путешествуя по стране, вы сможете показать чему мы научились, как умеете читать слоги, слова. Путешествовать мы будем с доктором Айболитом.

Айболит: Здравствуйте, ребята! Все хотите быть здоровыми и грамотными?

Дети: Да.

Айболит: Сегодня путешествуя, мы научимся играя, выполнять режим дня.

Вы покажете, как читаете слоги, слова, предложения.

На занятии прошу быть внимательными и активно мне помогать.

Ваше активное участие на занятии сегодня необходимо, работайте дружно и хорошо.

2.Актулизация раннее изученного материала.

А)Оценивать ваши ответы мне поможет Доктор Айболит.

У него будут карточки. Если ответ правильный, то солнце на картинке будет улыбаться.

Если вы ошиблись, но сами исправились, то солнышко ваше спрячется за тучку.

Но если ответ будет неверным, на картинке появится грозная туча.

Но я надеюсь, что это не случится.

Итак, готовы? В путь дорогу собирайтесь, за здоровьем отправляйтесь.

Девизом нашего путешествия будут такие слова:

«Я здоровье сберегу- сам себе я помогу»

Звучит музыка «Голубой Вагон» .

В) станция №1 «На что похожа буква».

Воспитатель показывает картинку с изображением буквы В.

Читает: 1.Словно букву в

Алена

Держит

Трубку телефона. (В. Степанов)

2. вот ведь горе у старушки:

На очках сломались дужки! (Г. Виеру)

3. Вот буква В

Видна вдали-

Красивая, витая.

Как будто крендель

Испекли,

Приезжих поджидая.

(С. Маршак)

Воспитатель: Молодцы, все узнали букву В.в.

С) Фонетическая зарядка: Назовите имена мальчиков, которые начинаются на В (Витя, Ваня, Вася, Вова, Владислав, Вадим, Валя)

(Айболит раздает карточки «Солнышки»)

Д) Воспитатель: на остановке № «Сказочной» сейчас вы услышите сказку.

В этой сказке нужно будет запомнить слова со звуками (В)-(В/).

Мыша- водолаз. Г. Юдин.

Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, чтобы через нее дышать, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. « Ну пора всплывать,»- наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.

«Ну что делать?» - в отчаянии думал «Водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.

Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив

Водоворотом бедного «Водолаза» и мгновенно засосав его в дырку.

И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «Водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку….

Ребята называют слова: Водолаз, валерьянка, ванна, время, вода, выдумка, веревка итд…

(Айболит раздает карточки «солнышки».)

Воспитатель: Ребята, большую часть дня вы проводите в школе, за столами.

Чего мы должны остерегаться?

Дети: Нарушения осанки, искривление позвоночника.

3 Работа в азбуке- тетради.

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, как вы умеете держать свою осанку при письме.

Дети печатают букву В,в по образцу.

Пишут элементы буквы в, выполняют задание веселого карандаша. (Штрихуют рисунки, копируют)

Воспитатель объясняет воспитанникам как следует сидеть, работать с тетрадью.

Ребята, чтобы хорошо работать на занятии, необходимо соблюдать правильно режим дня. Во время вставать, делать зарядку, завтракать, обедать, ужинать, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе и готовиться ко сну. Девиз занятия: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Давайте подвигаемся, чтобы немного отдохнуть.

Физминутки (Проводит воспитатель и доктор Айболит)

Зарядка.

(Текст стихотворения сопровождается движениями детей).

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (Ходьба на месте).

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (Руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать. (10 прыжков).

Лошадка.

(Упражнение для рук).

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы как лошадки.

Чок- чок-чок, чок- чок-чок,

Скачет резвый табунок.

(Дети сидят за партой, руки на парте ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев.)

4. А сейчас ребята отправляемся в путешествие дальше, мы отправляемся на станцию №3к нашему другу.

Наш друг Пишичитай очень любит приключения.

(Е. Агронович)

«Наш друг Пишичитай».

Однажды мальчик Коля сидел и от нечего делать выдумывал новые слова, переставляя в них буквы, как ему вздумается. Вместо Коля сделал Яолк.

Вдруг появилась Опечатка – королева всех испорченных букв, которая обожала уродливые, корявые, дырявые слова лучше любых сладостей.

Она обрадовалась слову- уродине и приставила к слову Яол рога из буквы К и поторопилась забрать понравившееся ей словечко к себе в замок.

Но тут подоспел волшебник Пишичитай, и они помчались вместе с Колей в погоню, прихватив с собой вместо ружья и сабли букву В.

Хозяйка встретила их на крыше своего удивительного дома- книжки- песней:

Тут владенья Опечатки,

У меня свои порядки,

Все по- моему идет.

Здесь при встрече

Со словами

Их читают вверх ногами

Или задом наперед.

Из владений Опечатки

Удирайте без оглядки,

Тут никто вас не спасет.

Скоро вы начнете сами

Бегать- прыгать вверх ногами

Или задом наперед.

На заборе замка надпись: Вдох.

Ребята, давайте поможем друзьям войти, но для этого надо переставить буквы так, чтобы получилось нужное слово. Правильно- Вход.

« Застежка « открылась, друзья вошли в дом- книгу. Тут были странички из разных книг, где попадались опечатки. На картинке Пишичитай заметил одного из Колиных слов- уродцев с рогами (помните?)

«Его-то нам и нужно!»

И вдруг, свирепо рыча, Яолк бросился на Колю. «Бей его новой буквой В, она разбила Я и сама встала на ее место,

И получилось..(Что получилось, ребята, какое слово? Правильно Волк.)

Мальчик даже испугаться не успел, как пред ним предстал волк и отдал ему честь, как верный солдат, и они все вместе пошли искать еще одного уродца. И вдруг оно само, ревущее чудовище, опустив могучие рога, появилось перед ними.

Волшебник был прижат этим словом ЯОЛ к стволу пальмы, он едва прохрипел: «Новой буквой его» Страшно было, но Коля подбежал к рогатой голове и ударил по ней буквой В Буквы К (Рога) и Я отлетели и на их место встала буква В, получилось слово…

(Какое слово получилось, ребята? Правильно Вол.)

Новое слово без ошибки, хотя и с рогами, но доброе

Это всегда так,- сказал Пишичитай, - слово с ошибкой враг, а без ошибки-друг. И от нечего делать нельзя коверкать слова, надо говорить их правильно и много читать!!!

(на доске записаны слоги:Вы,во,ва, ву, ве, ев,ов,ув;

Слова: волк, воля, вода, валик, вилка, ведро, дети читают)

Станция № 4«Сделай сам»

5. Самостоятельная работа детей.

На индивидуальных карточках ребята самостоятельно читают слова и рядом их печатают.

Карточка №1

Прочитай слова и напечатай.

Врач

Время

Ветер

Вода

Ведро

Карточка №2

Воробей

Волны

Вьюга

Вишня

Велосипед

Карточка №3

Вагон

Василек

Ванна

Верблюд

Варежки

Доктор Айболит контролирует работу воспитанников и вручает «Солнышки» за проделанную работу.

Станция №5 «Доскажи словечко»

6. Воспитатель проводит игру: «Доскажи словечко».

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей1

Я бывалый (воробей)

Окраска сероватая,

Повадка –вороватая,

Крикунья хрипловатая-

Известная персона

Это (Ворона)

Воспитатель с детьми проводит звуковой анализ слов «Ворона «, «Воробей»

Какой первый звук в слове (Ворона) ?

Работа в карточках с картинками и моделями слов.

Артикуляция звука. Характеристика звука (звук согласный, звонкий, произносится с голосом, может быть твердым и мягким)

Определение места звука в словах, выделение его в схемах под картинками.

(Айболит вручает «Солнышки» детям и читает стихотворение

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Казахстанский (вертолет)

Воспитатель: Мы садимся в вертолет и полетим домой

(Инсценировка под музыку дети «летают по классу и приземляются на стульчики»

Вот мы и дома,ребята.

Рефлексия.----

1 группа детей ответит на вопрос, почему девизом нашего занятия были взяты слова: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»

Ответы воспитанников.

Каждый человек обязан заботиться о своем здоровье, чтобы принести пользу своей стране, семье.

2 группа детей укажет на факторы, разрушающие здоровье? (Не соблюдение режима дня, невнимательность на занятии, плохое настроение)

3 группа детей расскажет при каких условиях улучшается здоровье (Дружба с о спортом, прогулки на свежем воздухе, зарядка, физминутки)

Итог занятия.-----

Понравилось ли вам занятие путешествие в страну «Здоровье»

Дети: да. На занятиях нужно сидеть правильно, нам нужно остерегаться нарушения осанки, искривление позвоночника.

На занятии мы двигались и играли, проводили физминутки, чтобы быть здоровыми и выносливыми.

Что нового для себя вы узнали на занятии?

Мы узнали много слов на звук (В)-(В/);

Читали с другом Пишичитаем слова, узнали что нельзя коверкать слова, надо говорить правильно и много писать и читать.

Мы запомнили имена мальчиков, которые начинаются на В (Витя, Вова, Валя, Вася)

Мы печатали буквы В, в, учились работать по карточке, печатали слова по образцу.

Кто пришел к нам на занятие?

Доктор Айболит.

Поднимите все свои солнышки, которые вы получили на занятии за правильные ответы.

Посмотрите, как светло стало в нашем классе.

Мне было очень интересно с вами работать.

Большое спасибо.

Использованная литература:

1. Методическое пособие Т.С. Идилова. О.Б. Петрова;

2. В.В. Волин «Занимательное Азбуковедение».

Обучение грамоте

Тема: Звук и буква Г

Цель: Цели: продолжить изучение букв русского алфавита; познакомить учащихся с новыми звуками [г], [г’] и буквами Г, г, обозначающие эти звуки на письме; формировать навыки чтения; совершенствовать навыки слого- звукового и звуко – буквенного анализа слов; способствовать развитию мышления, речи, фонематического слуха, способности воспринимать и понимать прочитанное; воспитывать интерес к учению и чтению.

Ход занятия

Организационный момент
Долгожданный дан звонок. На уроке не дремать,
Он позвал нас на урок! Знания быстрей хватать.
Все садитесь тихо, дети, Чтобы не было мороки,
Договариваемся не шуметь, Все ли вы готовы к уроку?
Руку красиво поднимать, Тогда, время не тратя даром,
Чётко, ладно отвечать, Мы урок обучения грамоте начинаем.

Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками и буквами, которые их обозначают, будем читать слоги и слова с новыми буквами.

Повторение пройденного материала

- С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке? Характеристика звука.

Изучение нового материала

Загадки:

Застучало, зашуршало,
Зашумело под столом…
В красной шапке, с бородою,
Скатерть отодвинул…(гном).

Длинная шея, красные лапки,
Щиплет за пятки, беги без оглядки. (Гусь)

- Кто это? Как догадались? Как гогочут гуси?
Произнесём слова отгадки и послушаем их.
Все ли звуки нам знакомы? Какой звук незнаком?

Сегодня на уроке я предлагаю поиграть в исследователей. Мы будем исследовать звук Г и давать ему характеристику.

Характеристика звука: Согласный, твердый, мягкий, звонкий.

Составить звуковую модель к слову «гусь». (один ученик работает у доски ). Проверьте, такая ли у вас модель получилась? Сколько слогов в слове «гусь»? Почему?
Молодцы! Умеете составлять звуковую схему слова.

Послушайте стихотворение С. Маршака, постарайтесь запомнить слова со звуками [г], [г’].
Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят, как змеи.
Грузовику они грозят,
Вытягивая шеи.
Но не страшна грузовику
Гусей горластых стая.
Гудком грозит он гусаку,
Дорогу расчищая.
Какие слова с новыми звуками запомнили?
Молодцы! Все были внимательными и правильно запомнили слова с новыми звуками.

Звуковой анализ слова: Гитара

Все мы очень любим слушать
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная... (гитара)

Физкультминутка.
Знакомство с новыми буквами.
Учитель. На письме звуки [г] и [г’] обозначают буквой «гэ». Это печатные буквы «гэ».
Почему их две? На что похожа буква «гэ»?

Перед вами буква Г Букву на плечах носил,
Стоит, подобно кочерге. На лугу траву косил.

Г – крючок обыкновенный, Г схожа с цаплею по виду
Но в труде помощник верный. И на одной ноге стоит.

Прописывание в воздухе буквы «гэ» и печатание в тетрадях.

Чтение слов и слогов.

Итог урока
Молодцы, ребята! Наш урок подошёл к концу.
Что нового, интересного узнали на уроке? Чему учились?

Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном образовании. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Представляю конспект из составленного мною комплекса занятий по обучению грамоте "Грамотейка", для детей из группы предшкольной подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема подготовки ребёнка к школе является одной из наиболее актуальных проблем в современном дошкольном и начальном образовании. Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Одним из средств, способных решить эту проблему, является организация групп предшкольной подготовки для детей 5,5 лет в общеобразовательных учреждениях.

Режим работы группы предшкольной подготовки.

Группа по предшкольной подготовке в МБОУ СОШ № 2 им. А.С. Пушкина г. Белореченска для детей 5,5 лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, работает в условиях 34 недель, 2 дней посещения ГПП, 6 занятий в неделю (3 занятия в день). Продолжительность одного занятия 30 минут.

На занятиях учитель готовит ребёнка, не посещающего детские дошкольные учреждения, к новым формам общения, новому отношению к себе, к окружающему миру. Учитель формирует представление о школе и роли ученика в ней, вырабатывает умение слушать учителя, сверстника, учит работать детей в парах, группах. Ребёнок работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную, ступеньку.

В работе с детьми применяю специальные упражнения, которые помогают детям общаться между собой, использую графические материалы и задания, косвенным образом готовящие руку ребёнка к письму.

Учителем проводится работа, направленная на развитие речи детей, на формирование фонематического восприятия и слуха. Интерес детей к звуко-буквенному составу слова поддерживается в процессе совместных игр с педагогом. Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, занимательных элементов.

Интерактивная доска, мультимедийный проектор делают занятия для детей интересными и увлекательными, очень нравятся малышам.

Привожу пример одного из занятий.

Тема занятия : Звук [г]. В лесу.

Цели занятия :

  • познакомить детей со звуком [г];
  • формировать умение выделять звук [г];
  • развивать фонематический слух,
  • умение слышать и слушать;
  • развивать кругозор детей;
  • воспитывать бережное отношение к дарам природы;
  • воспитывать дружеские отношения между детьми.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • телевизор;
  • DVмагнитофон;
  • диск “Лесная азбука”;
  • карточки для творческой работы;
  • загадки;
  • картинки леса;
  • шапочки для детей “грибы”.

Ход занятия

Организационный момент.

Коммуникативный тренинг. “Давайте поздороваемся”.

Учитель называет имена детей. Они выходят в центр классной комнаты. Совместно с учителем повторяют приветствие друг другу.

Ролевое проигрывание ситуаций с детьми “Мы в лесу”.

На занятии отправимся на прогулку в лес. С другом идти веселее. Кого из друзей вы возьмете в лес? Почему?

Знакомство с грибами.

Лес готовит для людей дары. Отгадайте их.

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (Гриб.)

На прогулку мы возьмём корзинку, и будем собирать грибы. В корзинку будем брать только грибы, которые можно употреблять в пищу.

Дети под руководством учителя выясняют, какой это гриб съедобный или несъедобный.

Стоит старичок,
На нем бурый колпачок. (Боровик.)

Не спорю, не белый –
Я братцы, попроще,
Расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик.)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту –
зовусь я …. (Подосиновик.)

Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички,
Золотистые …….. (Лисички.)

Он в лесу стоял, никто его не брал.
В красной шапке модной,
Для людей негодный. (Мухомор.)

Есть мухоморы нельзя. Но и не уничтожайте их. В лесу этот гриб для многих животных лекарство, а для насекомых вредящих лесу это смертельный яд. Для человека – тоже яд.

Живут эти грибы на деревьях или на пнях, живут большими семьями. Иногда с одного пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко.

Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята.)

Физминутка “Прогулка”.

По дорожке, по тропинке
Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке (
подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим (бег на месте)
До лужайки добежим (бег продолжается)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки
(прыжки на месте на обеих ногах),
Стоп (присели). Отдохнем.
И домой пешком пойдем. (
Ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, выдох.)

Выделение звука [г].

– Назовите грибы, которые мы с вами набрали в корзинку?

– Какие они? Почему?

– Какой звук вы слышите в начале слова грибы ?

(Дети произносят звук [г] и выясняют, что он согласный).

Набрали много грибов в корзинку, потому что вы собирали их вместе со своим другом.

Игра “Убери лишнее”

Творческая работа.

На какие фигуры похожи грибы?

Задания:

  1. Обведи по точкам.
  2. Раскрась картинку.

Пальчиковая игра “ Вышли пальчики гулять”.

Вышли пальчики гулять!
Стали весело плясать.
Вот так, вот так
Стали весело плясать!
Пальчики играли и собачку увидали.
Она громко лает, пальчики пугает.
Пальчики сбежались,
В кулачок все сжались.

Просмотр диска “Лесная азбука”.

Отправимся в гости в “Лесную школу” к тетушке Сове.

Узнаем слова, в которых слышится звук [г].

После просмотра учитель выясняет у детей, какие они запомнили слова cо звуком [г].

Фонетическая зарядка.

Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а….. (гусь) .

Как гогочет гусь?

А гусята?

В перелеске у пригорка
Собирал грибы Егорка.

Назовите слова со звуками [г]

Найдите одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, гриб.

Рефлексия

Что нового узнали на занятии?

Какие бывают грибы?

Грибы в корзинку мы собирали все вместе, со своими друзьями и набрали только съедобные грибы.

Коммуникативный тренинг.

В конце занятия говорят дети хором:

“Встали все мы в круг, каждый в круге – мой друг. Руку другу протяну, ссоры с другом не начну. Ты мой друг, И я твой друг. Самый лучший друг”.

Дети стоят в кругу. У кого в руках мячик, тот прощается с детьми и учителем. Мяч дети передают по кругу друг другу.