Христианские имена для девочек по месяцам. Имена по святцам. Церковный календарь

Влияет ли имя на жизнь человека?

Этот вопрос задают себе многие родители, давая имя малышу. Дашь имя мученика – будет всю жизнь мучиться, наречешь именем преподобного (монаха) – упаси Бог, станет монахом. Может быть, дать имя царя, полководца, мыслителя?

И каждый раз священники терпеливо объясняют: имя, данное ребенку, никаким образом на жизнь человека не влияет. И многие распространенные имена – в этом легко убедиться, раскрыв святцы, – носили одновременно и цари, и монахи, и мученики.

Вот пример: Иоанн.

Имя древнееврейское, которое в переводе значит – Благодать Божия.

В современном церковном календаре святых Иоаннов 188 человек.

Тут и апостол Христов Иоанн Богослов, и поэт-песнописец и богослов Иоанн Дамаскин.

И один из отцов-основателей сурового монашеского подвига Иоанн Лествичник, игумен монастыря на Синайской горе.

Иоанн Власатый – Христа ради юродивый, подвизавшийся в Ростове.

Иоанн Дамасский – отшельник, оставивший город и затворившийся в пещере.

Иоанн Кронштадтский – великий русский пастырь и общественный деятель.

Иоанн Палестинский – выдающийся постник.

Иоанн Константинопольский – патриарх и выдающаяся личность своего времени.

Иоанн Креститель, первый из мучеников, и за ним еще множество мучеников Иоаннов, пострадавших и в древние времена, и в новейшее советское время.

То же наблюдаем относительно других известных имен.

Вывод очевиден: имя святого никаким образом не отражается на судьбе ребенка.

А теперь скажем несколько слов об истории наречения имени.

Как нарекалось имя ребенку в дохристианские времена?

В Библии имя совсем не было неким случайным условным обозначением; имя – определяло место, которое должен занимать в мире его носитель . Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу земле, морю (), называя каждое светило его именем (), и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания. Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным () и этим самым определить их место и роль в мире Адама .

Так же и с человеком: первоначально имя, данное ребенку при рождении, обозначало его судьбу или будущий род деятельности. Это несложно увидеть, вспомнив имена древних ветхозаветных героев: Иаков значит занимающий место другого (); Навал – безумец () и проч. Иногда имя указывало на особенность рождения: Моисей – вынутый из воды , иногда – на предназначение человека: Исаия – да спасет Бог . Имя считалось как бы отпечатком личности человека!

В Древней Руси ребенку давали народное имя. Русские не были так изобретательны, как греки или римляне. Часто малыша нарекали именем, производным от количества детей в семье – Перва, Первой, Первак, Вторак, Четвертуня; от цвета его волос и кожи – Черныш, Черняй, Беляй, Белуха. Имена придумывались и по другим внешним признакам – росту, особенностям телосложения – Сухой, Толстой, Долгой, Мал, Малыш, Малой, Малюта, Заяц, Беспалой, Головач и проч.

Нередко ребенка называли в зависимости от какой-то заметной черты его характера (Забава, Крик, Истома, Молчан, Неулыба, Смеяна, Несмеяна) или отношения к нему в семье (Голуба, Любим, Неждан, Чаян, Милава, Поспел, Хотен и др.).

Имена освященные

С возникновением христианства ситуация начала меняться, однако не сразу. Примерно до III века все принимающие Крещение оставляли те имена, которыми их нарекали родители-язычники. Многие имена, даже такие, как Вера, Надежда, Любовь… – это имена языческие: римские, греческие или еврейские.

Имена могли указывать на добродетели, какой-то род занятий, особенности характера, на многое-многое другое. Например, имя Роман – происходило от названия города Рим; имя Виктор (по-латински победитель) на добродетель доблести и т.п. Родители желали, чтобы их чадо походило на древних героев, богов, желали через имя привлечь на ребенка благословение неведомых высших сил.

Однако с распространением христианства рождаются иные принципы наречения имени. Уже в III веке становится принятым давать ребенку имя подвижника христианской веры. Этот святой, мыслили христиане, станет другом нашему сыну или дочери, будет молиться за него на небесах, перед троном Отца Небесного.

Получить свое имя, причем имя освященное , которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом – Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего подвижника Христовой веры.

Современный богослов отец Александр Шмеман пишет: «Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара «личности»… Имя человека, отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не человек вообще, абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы».

Люди, ведущие подлинную христианскую жизнь, нередко рассказывают, что они чувствуют связь с тем человеком, имя которого носят, со своим святым небесным покровителем.

День, в который церковно празднуется память нашего святого, называется именинами .

Свт. Иоанн Златоуст настойчиво учил прихожан:
«Христиане должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».

Чаще всего христиане нарекали своих детей именами Апостолов Христовых, так что и в V веке, как и сегодня, больше всего было Иоаннов, Петров, Павлов…

Как правильно дать имя ребенку

Ныне принято давать ребенку имя прославленного святого, причем святого Православной Церкви. Однако если родители настойчиво хотят назвать малыша каким-нибудь экстравагантным именем или именем неправославным – это возможно. В таком случае по паспорту человек будет иметь имя Олеся, Алёна, Руслан, Санчес и проч., при Крещении же ему дадут имя святого.

Некоторые святые имеют по два имени – имя, которое они имели до Крещения, и имя христианское. Киевский князь Владимир в Крещении получил имя Василия , Ольга – Елены и т. д. В честь этих святых можно давать любое из двух их имен.

Сегодня называют детей именем любимой бабушки или деда, именем книжного героя, или просто понравившимся звучным и красивым именем. В этом нет ничего плохого, но можно вспомнить и иную, древнюю традицию: младенцу давали имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Я еще раз повторю то, чего, бывает, не знают и некоторые батюшки: если мы хотим наречь имя ребенку по церковному, или, как говорят, по святцам , то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка.

Можно дать имя (как сегодня распространено) в честь святого, в день памяти которого родился малыш. Говорят: «моя девочка родилась в день святой Ксении Петербургской. Разве я могу назвать ее иначе?..» Некоторая логика в этих словах есть, но это уже современная практика, а не церковная традиция.

С древности установлено, что крещаемые не могут принимать Имена Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери – Марии. (Можно принять имя Иисус в честь ветхозаветного святого Иисуса Навина, а имя Мария – в честь святых Марий, которых множество.)

Выбирая для своего ребенка имя, следует помнить, что это имя – на всю жизнь, поэтому не следует стараться выделиться, называя младенца. Такие имена, как Аристоклий или Анемподист, безусловно, красивы и оригинальны, но не слишком ли ко многому они обязывают?.. Посмотрите, чтобы имя ровно и легко произносилось, не вызывало смешных или двусмысленных ассоциаций (автору известен такой анекдотический, но, к сожалению, реальный пример, когда родители, носившие фамилию «Дураковы», дали своей дочери имя… Идея).

В то же время заметим, что в последние десятилетия выбор имени для детей ограничился десятком-другим имен. Среди них – обязательно: Наталья, Татьяна, Мария, Екатерина, Елена и проч. (можно выявить даже некую моду на имена).

Родители забывают, что есть масса интересных и замечательных имен, сегодня почти не употребляющихся. И эти имена не менее благозвучны или интересны, чем популярные сегодня, а их носительницы-святые в своем христианском подвиге совсем не менее известны, чем те, чьи имена на слуху.

Чтобы показать, как, к сожалению, мало знаем мы о наших именах, приведем примеры мужских и женских имен, редко или вообще не встречающихся на практике. Из обширного списка я выбрал лишь малую часть благозвучных и древних имен и указал, что данное имя значит на языке народа, в среде которого оно появилось.

Имена мужские

Аввакум любовь Божия (евр. ); имя, к сожалению, дискредитированное предводителем старообрядческого раскола протопопом Аввакумом, но, тем не менее, древнее и выразительное; происходит от имени библейского пророка.

Августин из города Августа (лат. )

Аверкий удерживающий, удаляющий (лат. )

Агапий любовь (греч. )

Агафангел добрый вестник (греч. )

Агафон добрый (греч. )

Адриан из Адрии (небольшой италийский городок) (лат. )

Адам человек (евр ); этимологически имя произведено от «адама» – «красная земля».

Алипий беспечальный (лат. )

Алфей перемена (евр. )

Амвросий бессмертный, божественный (лат. )

Анастасий воскресение, воскрешенный (греч. )

Андроник победитель мужей (греч. )

Аристарх лучший начальник, отличный ( греч. )

Арсений мужественный, мужчина (греч. )

Валериан из города Валерии (лат. )

Варлаам сын Божий (халд. )

Варфоломей сын Фоломея (Толомея) (евр. )

Виссарион лесной (греч. )

Вонифатий благотворец (лат. )

Гавриил крепость Божия (евр. )

Галактион молочный (греч. )

Герман воин (древневерхненем. )

Григорий бодрствующий (греч. )

Гурий львенок (евр. )

Давид возлюбленный (евр. )

Дамиан покоритель, укротитель (греч. )

Даниил Бог – мой судья (евр. )

Дидим близнец (греч. )

Диодор Божий дар (греч. )

Дионисий божественный из Нисы (греч .)

Евлогий благословение (греч. )

Евсевий благочестивый (греч. )

Едесий радость (сирийск. )

Елисей его спасение – Бог (евр. )

Ераст любящий (греч. )

Ефрем плодовитый (евр. )

Зосима жизненный (греч. )

Иаков заклинатель (евр. )

Ианнуарий привратник (лат. )

Игнатий огненный, раскаленный (лат. )

Иероним священноименный (греч. )

Иларион тихий, радостный (греч. )

Илия крепость Господня (евр. )

Ириней мирный (греч. )

Иустин сын Иуста (лат. )

Кассиан порожний, пустой (лат. )

Киприан с острова Кипр (греч. )

Кирилл солнце (перс. )

Климент милостивый (лат. )

Корнилий сильный (лат. )

Лаврентий лавровый (лат. )

Лазарь Бог-помощник (евр. )

Лев лев (греч. )

Ливерий свободный (лат. )

Лонгин долгий (лат. )

Лука родом из Лукании (греч .)

Макарий блаженный (греч. )

Мануил определение Божие (евр. )

Марк сухой, увядающий (лат. )

Меркурий торговец (лат. )

Мефодий упорядоченный (греч. )

Назарий посвященный Богу (евр. )

Нестор возвратившийся домой (греч. )

Никандр муж победы (греч. )

Никита победитель (греч. )

Никон побеждающий (греч. )

Нифонт трезвый (греч. )

Паисий детский (греч. )

Палладий из Паллады (греч. )

Панкратий вседержавный, всесильный (греч. )

Пантелеимон всемилостивый (греч. )

Парфений девственник (греч. )

Пимен пастырь (греч. )

Платон широкий (греч. )

Поликарп многоплодный (греч. )

Порфирий багряный (греч. )

Прокл далекий (лат. )

Родион геройский, розовый (греч. )

Рустик деревенский (лат .)

Савватий субботний (евр. )

Севастиан досточтимый (греч. )

Серафим пламенный (евр. )

Сила молчание, покой (евр. , лат. )

Силуан лесной (лат. )

Сильвестр лесной (лат. )

Симеон услышание (евр. )

Симон услышание (евр. )

Софроний здравомыслящий (греч. )

Стефан венец (греч. )

Терентий полирующий, растирающий (греч. )

Тимофей почитающий Бога (греч. )

Тихон счастье (греч. )

Трофим питомец (греч. )

Фаддей хвала (евр. )

Феодор Божий дар (греч. )

Феодосий Богом данный (греч. )

Феоктист Богом созданный (греч. )

Феофан Богоявление (греч. )

Феофил друг Божий (греч. )

Феофилакт богохранимый (греч. )

Ферапонт слуга (греч. )

Филадельф братолюбец (греч. )

Филарет любитель добродетели (греч. )

Филипп любящий коней (греч. )

Флорентий цветущий (лат. )

Фома близнец (евр. )

Харитон благодатный (греч. )

Христофор Христоносец (греч. )

Имена женские

Агапия добрая (греч. )

Агнесса Агния непорочная (греч. )

Ада благородная (древневерхненем .)

Акилина орлиная (греч. ); в простонародье это благозвучное имя было превращено в Акулину. Можно предложить родителям требовать от знакомых и родственников именно такого, греческого , а не простонародного русского (Акулина) варианта произнесения имени

Алевтина сильная (лат. )

Ангелина вестница (греч. )

Аполлинария Аполлонова (греч. )

Ариадна строго сохраняющая супружескую верность (греч. )

Афанасия бессмертная (греч. )

Варвара иноземка (греч. )

Василисса царственная (греч. )

Вероника образ верности (греч., лат. )

Гликерия сладкая (греч. )

Диодора Божий дар (греч. )

Ева жизнь (евр. )

Евдокия благоволение (греч. )

Евсевия благочестивая (греч. )

Евфросиния радость (греч. )

Женевьева (по-церковнославянски – Геновефа )

Зинаида божественная (греч. )

Илария тихая, радостная, ясная

Иоанна благодать Божия (евр. ); обычно это имя передают на западный манер: Жанна или Яна;

Исидора дар Исиды (египетской богини) (греч. )

Иулиана , Иулиания, Иулитта и др. дочь Иулиева, или Юлиева (лат. ). Это имя древнего римского рода. Один из представителей этого рода – Гай Юлий Цезарь.

Иустина дочь Иуста.

Касиния служанка (лат. )

Кирия Господня (греч. )

Клеопатра славная по отцу (греч. )

Констанция постоянная (греч. )

Лия утомленная (евр. )

Лукия светлая (лат. )

Мариам их восстание, звезда моря (евр. )

Мелания черная (греч. )

Павла маленькая (лат. )

Павлина, Паулина принадлежащая Павлу (лат .)

Параскева пятница, приготовление (греч. )

Пелагия морская (греч. )

Руфина рыжеватая (греч. )

София премудрость (греч. )

Сусанна белая лилия (евр. )

Феодора Божий дар (греч. )

Феодосия Богом данная (греч. )

Феофания Богоявление (греч. )

Харита любезная (греч. )

Харитина благодатная (греч. )

Христина Христова (греч. )

Юния молодая, юная (лат. )

Священник может советовать при выборе имени следовать современным справочным изданиям, особенно церковным календарям, так как в светских изданиях часто даются имена советские или искаженные западные и таких святых нет в помине.

Напомним, что ежегодно выходит Церковный календарь Московской Патриархии, где дается перечень наиболее известных святых, он продается в церковных лавках и магазинах.

Помните: имя, данное ребенку, будет пронесено им до самой смерти и может послужить в детстве и юности поводом к насмешкам и издевательствам со стороны сверстников. Многие из древних имен, которые носили подвижники благочестия, вряд ли уместны сегодня. Из числа таких имен упомянем: Алгабдил, Амавс, Аод, Араб, Атом, Евпл, Евпроб, Квадрат, Мудий.

Женские: Аксуя, Голиндуха, Дракона, Каздоя и проч.

А еще недавно…

Еще несколько десятилетий назад новорожденным давались «новые» имена, порожденные идеями социализма, индустриализации и проч.

Мальчики часто получали имя Коммунар, а девочки Коммунара. Появились имена Октябрь (муж. ) – Октябрина (жен. ); Май (муж. ) – Майя (жен. ) и проч. В одной семье сына назвали Рево, дочь Люция, что вместе означало «Революция».

В календарях советского времени можно встретить и совсем экстравагантные: Даздрасперма (расшифровывается как «Да здравствует Первое мая»), Владлен (расшифровывается как «Владимир Ленин»), Воля, Интерна, Искра, Идея, Перкосрак (первая космическая ракета).

В 60-х – 70-х годах интерес к новым «оригинальным» именам угасает. Если детей и нарекают по-новому, то это уже не «коммунистические» имена, но «индустриальные», «космические».

Так, относительно популярными становятся: Ион, Аполлон, Венера, Меркурий, Феб, Гелий. Можно встретить и Икара, Одиссея, Титана, Селену. В начале 70-х годов Ленинградском Дворце торжественной регистрации рождений «Малютка» двум девочкам были присвоены имена Весна и Тайна.

Начиная же с 70-х годов пробуждается интерес к старым русским именам (особенно для девочек). К 90-м годам особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия и проч.

На 90-е годы особо популярными среди них становятся: Ксения, Варвара, Иулиания, Елизавета, Евдокия…

Что делать, если христианское имя забылось?

Нередко в храм приходят люди, имеющие неправославное имя, но когда-то, в детстве крещеные. Своего христианского имени они не помнят, а родители, которые их крестили, умерли. Что делать? Так и приходить в храм с именем Лениана, Марксина, Октябрина?.. Ничего страшного в этой ситуации нет. Нужно просто прийти к священнику и сказать об этом. Священник прочитает специальную молитву На наречение имени и даст вам новое имя православного святого.

Святцы. Выбор имени по святцам (церковному календарю)

Когда-то наши предки не сильно задумывались о том, какое имя подобрать новорождённому. Они приходили в храм, а священник, открыв святцы, предлагал им несколько имён святых, память которых чтят в день рождения младенца.

Святцы ( месяцеслов) - это церковный календарь, в котором указаны все праздники и памятные дни святых.

В святцах в основном имена с латинскими, еврейскими или греческими корнями.

В современном мире родители часто спорят, когда выбирают имя, ведь маме, например,нравится имя Апполон, а папе – Солнышко. Но выбор имени – это дело серьёзное. Человеку оно даётся раз и на всю жизнь.

Но с каждым годом всё больше стало появляться имён старых, выбранных по святцам. Это зависит не только от стремления родителей назвать малыша редким именем, но и тем, что количество верующих людей растёт с каждым днём. Возрождается православная традиция наречения человека именем.

При выборе имени по святцам лучше руководствоваться следующими простыми правилами:

1) лучше всего дать имя того святого, память которого чтят именно в день рождения ребёнка. Т.е. – в первый день. Чаще всего в один день празднуется память не одного святого, а иногда даже большого количества;

2) если в день рождения мальчика (девочки) не празднуют память святыхмужского пола (женского пола), или ни одно из имён не понравилось,то можно выбрать имя того святого, чья память празднуется на 8-й день от рождения, ведь в этот день в древности давали имя, потому что число восемь – это символ вечности;

3) если не смогли выбрать имя в первый или восьмой день, то смотрят период до40-ка дней от рождения. В этот день положено приносить ребёнка в храм, чтоб совершитьтаинство Святого Крещения, а матери читается очистительная молитва, после чего она может снова вернуться к церковной жизни, приступить к исповеди и причастию;

4) имя, как было сказано выше. Даётся один раз при крещении, и больше не меняется, даже если человек поменяет имя в паспорте, что иногда случается. Исключениями могут служить только пострижение в монашество или изменение веры;

5) бывает, специально или случайно, что у крещеного два имени: мирское и данное при крещении. Такое может быть, если родители дали имя, которого не оказалось в святцах, т.е. оно не православное. Тогда священник подбираетблизкое по смыслу, созвучное с мирским, имя. Это вовсе не означает, что теперь у него два Ангела хранителя;

6) находясь в храме, надо помнить о православном имени;

7) при выборе имени не стоит печалиться о том, что этот святой небыл преподобным, а был мучеником. Это совершенно никак не влияет на судьбу человека;

8) если память святого чтят несколько раз в году, то День Ангела – Именины - самый близкий по дате ко дню рождения, но после него;

9) Если каким-то образом получилось так, что при крещении было дано неправославное имя, то выбирается новое, православное, имя, читаются разрешительные молитвы, но только после исповеди и при Причащении Святых Таин. Это когда, подходя к Чаше, человек называет новое имя, которое и станет его.

Церковный календарь – не только последовательный список всех православных праздников, но и обширная энциклопедия имен. Нередко именно к нему обращаются родители, принимая ответственное решение (к примеру, как назвать родившегося ребенка). Это серьезный процесс, требующий большого внимания от будущих родителей. С именем, которое дадут ребенку при рождении, ему идти всю жизнь. К тому же, под крестильным именем он престанет для ответа перед Богом.

Если вы решаете назвать ребенка просто, например, Николаем или Александрой, то в Святцах найдется много вариантов святых покровителей для малыша. Но те родители, которые хотят дать сыну или дочери необычное имя, у которого нет аналогов в месяцеслове, должны подобрать ребенку также и крестильное имя. Не всегда с этим можно справиться самостоятельно. Для этого рекомендуют обратиться к духовному наставнику или тому священнику, который будет проводить Таинство Крещения.

Особенно актуальна эта тема для родителей девочек. В последние годы новорожденных часто называют экзотическими именами. Иногда такое желание встречается даже в глубоко верующих семьях. Многие интересуются, как же в таком случае быть? В действительности проблемы тут нет. Даже у великих святых часто бывало два имени: то, которое они носили до крещения, и то, которое приняли вместе с Богом. Самый яркий пример – Владимир Великий, который, приняв христианство, принял имя Василий. Так что главное – выбрать крестильное имя по святцам. В этом процессе есть некоторые свои тонкости и правила, устоявшиеся благодаря традициям.

Варианты для выбора имени для девочки по церковному календарю следующие:

  1. по имени святой покровительницы, чью память чтут в день рождения малышки;
  2. в честь святой, покровительствующей восьмому дню от рождения ребенка;
  3. в честь той святой, памяти которой посвящен сороковой день от рождения дочери.

Следует пояснить, почему такое значение уделялось восьмому и сороковому дню. По традиции, восьмые сутки считались «днем наречения». Именно тогда семья выбирала имя для родившегося наследника. Также в народе существовало мнение, что первые сорок суток после родов и сама роженица, и ее малыш уязвимы, при этом ничем не защищены. В связи с этим, только на сороковой день они отправлялись в храм и проводили Таинство Крещения.

Почему важно выбрать святого покровителя по Святцам

Есть много разных суеверий и заблуждений, которые мешают адекватно оценить родителям необходимость правильного выбора имени. В народном сознании зачастую эти заблуждения противоречат сами себе.

Например, считается, что нельзя называть ребенка в честь умершего родственника. Возможно, из-за этого малыш повторит судьбу усопшего предка. При этом во многих семьях традиционно некоторые имена передаются из поколения в поколение. Аналогичная ситуация с именами святых. Суеверно считается, что ребенок, нареченный в честь мученика, сам проведет мученическую жизнь. Верующие в такое обычно упускают из внимания следующий момент: в месяцеслове огромное количество святых. Часто одному имени соответствует несколько десятков православных деятелей, среди которых могут быть как мученики, так и преподобные, монахи, те, кто закончил жизнь мирно и без страданий.

Имя никак не влияет на судьбу ребенка и не передает ему участь тезки из умерших родственников или святых. Небесный покровитель – тот, кто всю жизнь незримо будет оберегать человека от невзгод. Неслучайно он считается ангелом-хранителем, а день именин также называется «днем ангела». Есть и практический момент в таком наречении детей. Родители, особенно верующие, надеются, что, имея перед собой образец праведности и чистоты помыслов, ребенок будет следовать верному примеру служения Господу.

Таким образом, перед родителями лежит великая ответственность, поэтому многие (даже несмотря на зародившуюся моду на экзотические имена) предпочитают традиционный путь: называть ребенка по Святцам.

Выбор имени для девочки по месяцам

Как назвать девочку, рожденную в определенный месяц? На помощь приходит месяцеслов. Конечно, там очень много устаревших, неактуальных имен. Если назвать дочь, например, Акулиной, то сверстники могут начать ее дразнить.

У некоторых современных популярных имен есть совсем неожиданные аналоги в Святцах. Например, Дину положено крестить как Евдокию. Маргарите в календаре соответствуют святые Марины. Очень много в Святцах Ульян – а ведь сегодня современная форма «Юлиана» встречается не так часто, как в православном календаре.

Лидерами по распространенности как в жизни, так и в месяцеслове, конечно же, остаются имена Анна и Мария. Немного уступают им Александра, Елизавета и Анастасия.

Ниже предлагаем списки самых распространенных православных имен по месяцам.

Январь


Февраль


Март


Апрель


Май


Июнь


Июль


После крещения Руси православные христиане стали проводить обряд крещения младенцев, даруя им имена православных святых, признанных таковыми церковью. Так были составлены святцы. В них были записаны имена святых и мучеников, дата почитания их памяти и краткое значение имени. Теперь наречение новорожденного зависело от того, в какой из православных календарных дней он родился.

По традициям Древней Руси ребенка должны были окрестить на восьмые сутки после рождения. За это время крохе подбирали имя по церковному календарю. Если день рождения выпадал на "пустой" день (когда не праздновали именины никакого святого) или имя по святцам было неблагозвучным, церковники предлагали имена святых последующих трех дней. Так завещал и Феофан Затворник, добавляя возможность называния ребенка именем тех святых, именины которых праздновались в промежуток между "телесным" рождением и крещением.

Православный месяцеслов (или православный календарь имен, или святцы) формировался несколько веков подряд и продолжает активно пополняться по сей день. Традиция церковного наречения новорожденного характерна для России. Религия в сознании наших людей всегда имела место, даже в атеистические советские времена. Да и почему бы не подарить ребенку имя-оберег? Ведь именно так поступали наши предки, именно так именуют своих детей индейские племена, верующие в предначертание судьбы и живущие в полном единении с природой. Подкупает и логичность называния детей именами святых, родившихся в одно с ними время. Да и при не надо будет изменять мирскую форму имени.

В общем, плюсов очень много. Однако многие видят и недостатки в назывании детей по церковному календарю. Утверждают, что православный именослов очень однообразен. Это не совсем так. Просто некоторые из устаревших форм имен не совсем подходят для современных реалий, и жить с подобным именем ребенку будет затруднительно.

Традиция наречения новорожденного по православному календарю возрождается, однако не все родители понимают ее суть правильно. Вера в последнее время порой становится веянием моды, а не истинным чувством. Ребенка называют теми самыми "неблагозвучными" именами по святцам, дабы выделить его из толпы. Следовательно, ребенок получает имя, наречения которым так пытались избежать в древности.

Православные традиции — часть нашей жизни, ведь недаром слова "наречь", "назвать" и "окрестить" воспринимаются нами как синонимы. Если же родители выбирают своему крохе имя, не обозначенное в месяцеслове (православном календаре), церковные служители могут выбрать имя, созвучное с мирским, или подобрать его по дню крещения. Так, случалось, что Дарья по церковной традиции крестилась как Евдокия, а Алиса — как Александра. В любом случае православный христианин должен иметь как мирское имя, так и церковное — то, с которым он предстанет перед Богом.

При выборе имени в согласии с православными традициями необходимо иметь под рукой календарь именин (основных дней почитания святых) на год рождения вашего малыша. В нем можно найти список имен наиболее весомых, почитаемых в православии святых с индивидуальным разграничением именин и значением. Есть также в православии следующий список святых, именами которых можно называть детей: Тимофей, Вонифактий, Игнатий, Филогения, Леонтий, Никита, Филарет, Макарий, Феоктист, Клавдия, Анисия, Феодор и Феодора, Мелания, Кесария, Архип, Андроник, Михей, Антоний, Василиса, Пахомий, Арсений, Макар, Савва, Анания, Никифор, София, Мстислава и др.

Именины — это день почитания святого, в честь которого назван ребенок. В древности именины праздновали "всем миром", не придавая мирскому дню рождения человека подобного величавого значения. Поскольку в современном православном календаре очень много святых и мучеников с одинаковыми именами, принято разграничивать празднование именин святых с идентичным именем. Например, именины Михаила следует отмечать по дате, ближайшей к дате "телесного" рождения. Точно так же выбирают и имя малышу.

Сегодня некоторые из нас не понимают сути понятия "именины" и отмечают их круглый год, как только увидят в календаре имя святого. Но это неправильно. Именины, как и день рождения, у человека одни. Каждый из нас празднует только те именины, которые почитают того святого, в честь которого даровано имя. Остальные святые не имеют никакого отношения к празднованию именин. Пример: именины святого Александра встречаются в православном календаре более десяти раз. Но человек празднует именины того святого или мученика, в день которого он родился (телесно и духовно). Остальные Александры к нему не имеют отношения.

Кроме того, церковь различает понятия "святого покровителя" и "ангела-хранителя". В первом случае мы говорим о святом, именем которого был крещен ребенок. Этот святой становится небесным покровителем малыша и защитником всей его жизни. А вот ангел-хранитель даруется новорожденному при появлении на свет, при, так сказать, телесном рождении. Бог дает ангела-хранителя всем, независимо от того, крестился ли человек.

Интересно, что люди, родившиеся при советской власти, умудрялись получать церковные имена и даже креститься. Чаще обычного таинство крещения проводилось дома или в отдаленных районах у родственников. Священник приходил на дом в частном порядке и крестил ребенка в согласии со святцами, составленными достаточно давно. Сейчас в России свобода выбора религии и называния детей, однако традиции поколений все же сильны, поэтому придерживаться христианских принципов не помешает. Это позволит вам сделать правильный выбор не только имени для ребенка, но и его будущей судьбы.

Обсуждение

А церковный календарь - это исключительно природное и естественное явление? Или его всё-таки придумывали и писали люди? Так почему надо ориентироваться по чьим-то (пусть и древним) придумкам?

У меня сын Василий.Точно такого среди его друзей в школе не будет,кругом одни Ильи да Никитки

Комментировать статью "Как назвать ребенка? Выбираем имена по церковному календарю"

Как назвать ребенка? Роды с мужем: пол ребенка и имя для девочки - после родов. Выбор имени по святцам и нумерология. Ключ к определению энергетики имени. Выбираем имя ребенку. Мы не делали УЗИ на пол, и имя не выбирали принципиально, надеясь на святцы.

Обсуждение

В период 40 дней от момента рождения, то есть с даты рождения +40
Удачного выбора!

Вот тут у каждого батюшки свое мнение. Я слышала несколько разных версий. От уважаемых своей паствой священнослужителей. 1) Называть четко по имени святого, кого чествуют в этот день. И никаких НО. 2) Называть можно именем из списка святых, которых чествуют в течение 40 дней после рождения. 3) Называть можно любым мирским именем, а крестить именем святого, которого чествуют непосредственно в день рождения.
Ваш вариант - четвертый.
Лично я для себя остановилась на втором варианте. Но, если честно, подогнала его уже постфактум, т.к. с именами детей определилась до их рождения и вряд ли бы стала менять, случись что-то внеплановое (например, рождение в 7 месяцев). Старший сын, названный мной Антоном в первый же день, как я узнала о беременности (вот сразу ждала сына Антона), по стечению обстоятельств родился в день Антония Печерского. Младший сын, бывший Захаром с 30й недели беременности (тогда узнали, что будет сын), родился за месяц до дня памяти Захарии Постника. Дочка, ставшая окончательно и бесповоротно Есенией с 21й недели беременности (как только сказали пол), родилась за 10 дней до дня памяти Преподобной Есии.
Такая близость именин убеждает меня, что имена моим детям выбраны правильно и с благословения свыше:)

Раздел: Как назвать ребенка (имя соня при крещении). Софья или София? Просветите меня, вот это одно и тоже имя или у него разное значение? К содержанию. Имена, которые подходят детям по святцам. Имена для сына и дочки – созвучные, без споров и разногласий.

Раздел: Как назвать ребенка (кое имя у меня по святсам). Мы вот тоже ждем второго ребенка. И кстати, вот посмотрела эти святцы, имя, которое выбрали первому ребенку, а именно Константин, совпадает с его датой рождения, а именно 11 августа!!!

Как назвать ребенка. у меня оба оказались по святцам, первого узнала только через 10 лет, второго придумали имя Имена, которые подходят детям по святцам. Январские имена для мальчиков. Григорий, Илья, Тимофей, Даниил, Иван, Игнат, Афанасий, Кирилл, Никита, Антон...

Обсуждение

спасибо всем)

Это сейчас родители могут дать любое имя ребенку, а в старину, принято было давать имена по церковному календарю. Сначала малыш рождался, а уже потом ему давалось имя. Как правило, имя, выбирали по именам святых, наиболее близко расположенных в православном календаре к дате рождения, а еще правильнее к дате крещения. Я родилась в декабре, именины - в январе) Двум малышам тоже присматривали имена, ближайшие к дате рождения. НО имя земное и имя церковное могут быть разными. Подруга назвала дочку Амелией, а крестила её Анной. =)

имя и крещение. Как назвать ребенка. Можно самим выбрать крестильное имя. Обычно выбирают по святцам на день рождения, на день крещения, или по любимой святой\мученицы.

Раздел: Как назвать ребенка (егор сергеевич или максим сергеевич как назвать). У самой муж Сергей. Я бы назвала своего сына Артем и плевать Влияние имени ребенка на его характер и судьбу. Имя по святцам. В десятку популярных мужских имен вошли Максим, Артем, Михаил...

В жизни человека есть всего несколько вещей, которые даются ему от рождения - пол, семья, имя. Конечно, последнее можно изменить, но дело это очень хлопотное, и только единицы решаются на такой шаг.

Поэтому выбор имени для своего чада - очень ответственный шаг для родителей. То, как зовут человека, накладывает отпечаток на формирование его характера и на то, как будет складываться его судьба. Недаром выбору имени ребенка уделяется большое внимание во всех религиях и верованиях. У любого народа есть имена, посвященные богам или пророкам или же называющие те или иные положительные человеческие качества.

В православной семье выбор имени для ребенка - дело родителей, хотя в прежние времена этой возможностью пользовались далеко не все. Среди крестьян было принято доверять сельскому приходскому батюшке - какое имя он выберет в соответствии со святцами, то и хорошо.

Сегодня же родители новорожденного руководствуются собственными предпочтениями. Детям дают имена и в честь родственников, и в честь людей, которые сыграли в жизни мамы и папы нового человека важную роль, и в соответствии с собственными вкусами, и даже отдавая дань мимолетной моде на имена.

Но прежде чем наречь ребенка, родителям важно не только самим принять на слух слово, с которым впредь будет ассоциироваться у них любимое дитя, но и узнать значение имени. Ведь энергетика, которую несет в себе имя, будет сопровождать человека всю жизнь, даруя ему удачу или же заставляя преодолевать многочисленные препятствия.

В христианстве за две тысячи лет его существования укрепилась традиция нарекать детей в память святых и праведников. Считается, что таким образом человек получает небесного покровителя и заступника, ангела-хранителя, который будет оберегать человека всю жизнь.

До принятия христианства славянские имена в большинстве своем носили «прозвищный» характер: в них могли отражаться обстоятельства рождения человека (Первак - первый ребенок в семье), его внешность (Беляна - светловолосая девочка) или пожелания родителей относительно судьбы новорожденного ( - владеющий миром). После крещения Руси эти имена долгое время сосуществовали бок о бок с христианскими, а многие вошли в православный месяцеслов. Например, равноапостольный князь, крестивший Русь, принимая христианство, нарекся Василием, но канонизирован был как Владимир.

Почему нужно обращаться к святцам?

После того как на Русь пришло христианство, вместе с ним пришли и имена из многих культур - греческой, еврейской, римской и многих других. Очень часто церковные наименования для людей несли в себе образы гораздо более древних верований разных народов. Вот, например, вы знаете, что самые известные русские имена - и - на самом деле древнееврейские?

Но со временем они настолько прижились на Руси, в русском языке, что уже перестали восприниматься как иноязычные. Философ и священник Павел Флоренский и вовсе считал, что нет имен еврейских, германских или русских, что все слова, которые служат наименованию людей, - это пласт общемировой культуры, общечеловеческого интеллектуального достояния.

Это хорошо понимали и вожди французской революции конца XVIII века, и идеологи русской революции 1917 года - и те, и другие после прихода к власти стремились переименовать все и всех на новый манер. Новая реальность требовала, с их точки зрения, нового словаря, и потому в России возникли новые «революционные» имена. Они были и вполне благозвучными, как, например, Велиор (что значило Великая Октябрьская революция), и весьма странными, как Лагшмавира (это расшифровывалось Лагерь Шмидта в Арктике).

Благозвучные имена (Владлен - Владимир Ленин или Ким - Коммунистический интернационал молодежи) даже прижились и использовались позднее, а неблагозвучные, к счастью, постепенно были вытеснены из употребления. Внедрение всеобщего образования и изучение мировой культуры привело к многочисленным заимствованиям европейских имен и даже прозваний богов и богинь из Древней Греции и Древнего Рима. Но за ХХ век русский именослов в результате различных потрясений стал более скудным.

Святцы, или месяцеслов, дают огромные возможности для того, чтобы выбрать имя для ребенка. На каждый день приходится церковное почитание многих святых, пророков, равноапостольных и просветителей, мучеников и исповедников, преподобных, праведников и благоверных.

По церковному православному календарю можно подобрать очень красивые и необычные и мужские, и женские имена, каких бы культурных воззрений ни придерживались родители. Ведь церковный именослов изначально был сформирован из наследия разных культур и на протяжении истории христианства постоянно пополнялся новыми и новыми именами.

Великолепная семерка

Какие же наиболее популярные и не столь известные, но интересные и благозвучные мужские имена можно найти в святцах? Одни из самых популярных - и . Первое упоминается в именослове 121 раз, второе - более ста раз.

Так называли мальчиков и в дореволюционной России, и в смутные времена, так именуют и сейчас. «Александр» - «защитник людей», «Николай» - «победитель народов», оба этих имени пришли из древнегреческого языка. И на каждый месяц приходится по несколько дней, в которые чествуются святые, носившие эти имена. Другие мужские имена встречаются реже, но достаточно часто.

Иван («Бог смилостивился» - древнееврейское) - пожалуй, безусловный лидер. Он встречается в месяцеслове 186 раз, то есть каждый второй день по светскому календарю! Теперь становится понятно, почему в России было так распространено это имя, когда чин наречения происходил в соответствии со святцами.

Больше сотни раз именослов упоминает истинно мужское - и по звучанию, и по характеру - имя Петр («камень» - греческое). Оно было очень употребительно в России до начала ХХ века, однако затем стало терять свою популярность. По православному календарю Петром мальчиков можно называть каждый месяц: так, в мае это 9, 10, 16, 25, 27, 29 и 31-е число, в июне - 9, 10, 17, 18, 20, 25 и 29-е число, а в некоторые другие месяцы это имя встречается еще чаще.

(«царь, царственный» - греческое) - в святцах упоминается 97 раз. Например, именины Василиев приходятся на пять дней в январе (5, 8, 14, 15, 20-го числа), восемь дней в феврале (12, 14, 15, 17, 19, 22, 23 и 26-го числа), семь дней в марте (3, 5, 13, 14, 17, 20 и 24-го числа). И это далеко не полный список!

Если вы выбираете имя для ребенка по святцам и в ближайшие дни после его рождения нет имен для девочек, которые бы вам нравились, присмотритесь к именам для мальчиков. Очень многие мужские имена можно преобразовать в женские: Виктор и , и , Василий и , Валерий и - вариантов, когда из мужских наименований можно образовать женские, очень много.

Непростой выбор

Сегодня православный календарь-именослов, или святцы, содержит более 1700 имен. Как же определиться с тем, какое имя выбрать для своего ребенка? Предпочтительнее всего смотреть, каких святых церковь почитает в день рождения вашего ребенка.

Есть дни, когда православный календарь предоставляет большой выбор, – например, на такие дни, как 20 марта, приходятся многие мужские и женские имена. Это Василий и , Емельян и Лаврентий, Нестор и Николай, Нил, Эмиль и - для мальчиков, а также Анна и Антонина, Евдокия и , Катарина и , Мария и Матрена, и - для девочек.

Но что делать, если в день рождения ребенка святых упоминается немного или вам нужно организовать чин имянаречения для девочки, а по православному календарю есть упоминания только имен для мальчиков? Смотрите, что посоветует вам именной календарь на восьмой день от рождения ребенка (это день для чина имянаречения). То же самое можно делать, если вам не по нраву те наименования, которые в святцах приходятся на день рождения малыша.

Если и варианты восьмого дня вас не устраивают, выбирайте из вариантов сорока дней после рождения ребенка - ведь обычно крещение совершается на сороковой день жизни дитяти. В этом интервале календарь-именослов обязательно подскажет приемлемый для вас вариант наречения хоть мальчиков, хоть девочек. Иногда священник дает благословение на то, чтобы наречь новорожденного не по церковному календарю, а в честь святого, который помог рождению данного малыша, - но это, скорее, дозволенное исключение из общего правила.

Также родителям, собирающимся крестить своих мальчиков или девочек, следует помнить, что, повзрослев, их ребенок уже не сможет сменить имя, данное во время таинства крещения. Исключением может быть только монашеский постриг или изменение вероисповедания.

Что примечательно, в последние годы стала возрождаться традиция, которая была популярна на Руси в допетровскую эпоху, то есть до XVIII века. Заключается она в том, чтобы нарекать детей «для мира» и «для церкви»: одно имя знают все окружающие, другое - только сам крещаемый, его родители и священник . Иногда это приходится делать: если, скажем, ребенку родители уже дали имя, которого нет в церковном календаре, священник выберет из именослова созвучное и проведет крещение уже по святцам.

С днем ангела!

Как вы думаете, почему в советские годы стала возникать путаница - человека, празднующего день рождения стали называть именинником, хотя фактически это не так? Да потому, что раньше человека называли тем именем, которое по святцам и приходилось на день его рождения. И дата рождения вместе с именинами приходилась на один день - и в свой день рождения люди праздновали и именины, то есть почитали тех святых, в честь которых они были названы.

Так что же такое ? Этот день по-другому еще называют днем ангела или днем тезоименитства. Если родители вас нарекли тем именем, которое есть в святцах, но вы не знаете, какого святого выбрать в качестве ангела-покровителя, то нужно посмотреть, когда «ваш» святой в первый раз упоминается в именослове после даты вашего рождения. Нужно узнать о нем, молиться ему, просить о помощи и почитать его в день его памяти – и это будут ваши именины.

Если же родители назвали вас так, как в святцах не указано, и вы являетесь православным человеком, то так же следует поступить с именем, которое вам было дано при крещении? Ищете в именослове, когда оно упоминается в первый раз после вашего дня рождения, и определяете, какой святой покровительствует именно вам.

Однако если вы считаете, что вам особенно нужно покровительство другого тезоименитого (одноименного) святого, церковь, как правило, позволяет его выбрать в качестве покровителя и отмечать день ангела, или именины, именно в его день.

Например, у мальчиков, рожденных 9 декабря и названных , день ангела может быть 9, 11, 12, 24 или 30 декабря. В качестве исключения родители мальчиков или они сами по мере взросления могут выбрать святого Даниила, который почитается в другой день, и именно тогда отмечать свои именины.

Отцы православной церкви говорят о том, что нужно не только знать день своих именин и своего покровителя, но и узнать о жизни его и деяниях. Одно из непременных условий для настоящего христианина - не только наречься по святцам, но и всеми своими поступками стараться быть достойным своего святого покровителя.

Священники говорят, что небесные покровители принимают живейшее участие в жизни своих подопечных. И это заступничество не только дает сильную защиту православному, но и накладывает на него определенную ответственность. Автор: Ольга Иноземцева