История создания рассказа обида. Анализ произведения Шукшина. Сочинения по темам

Ответ оставил Гость

Одной из главных особенностей чудиков ВасилияШукшина является то, что они жаждут справедливости, жаждут добитьсяправды, во что бы то ни стало. Пусть они будут оступаться на пути кпоставленной цели, но они будут идти к ней преданно и до конца. Такимупорным, настойчивым, смелым и справедливым представляет читателю своегогероя Шукшин в рассказе «Обида». В этом произведении речь идет об обыкновенномжитейском случае, свидетелем или участником которого может оказатьсякаждый из нас в любую минуту: в транспорте, в магазине, в любомучреждении. Речь идет о... хамстве, обыкновенном хамстве. Сашка Ермолаевприходит в магазин, где обознавшаяся продавщица обвиняет его в том, чтовчера он «скандалил» на весь магазин. Чудика это возмущает, он пытаетсядоказать, что продавщица ошиблась, но не находит оправдания, асталкивается с подхалимами и обиженный уходит домой. У входа в магазингерой пытается объясниться с одним из тех людей, которые безосновательнообвиняли его, даже приходит к нему домой, чтобы добиться правды. Нополучает только удары от сынка этого подхалима. Главный персонаж рассказа - Сашка Ермолаев. Автортак и называет своего героя-чудика - Сашка («Сашку Ермолаева обидели…»,«В субботу утром Сашка…», «Сашка, милый…»), а не Александр Ермолаев.Этим Василий Шукшин определяет чудика, как простого человека, благодаряиспользованию такого имени возникает некое родство, близость читателя иперсонажа. В этом рассказе нет описания, ни внешности чудика, ни егожизни. Шукшин повествует читателю только об одном случае, произошедшем сглавным героем, потому что главное для Василия Макаровича - выявитьпричину, по которой его герой оказался непонятым в обществе, показатьего особенность. Сашка Ермолаев - удивительный человек. Егооскорбили, обвинили «всем магазином» в том, чего он не совершал, а онупорно доказывал, что ни в чем не виноват, пытался выяснить, почемунекоторые люди подхалимничают, объяснить им, что так делать не нужно. Онне думал ни о какой мести, а наоборот, размышляя, почему люди ведутсебя подло, льстят кому-то, предположил: «зря он так – не разобравшись,полез вступаться… Вообще поговорю. Может, он одинокий какой».Удивительная реакция: после всех унижений, чудика заботит то, чтопроисходит в жизни совершенно чужого человека, несправедливо обвинившегоего. Это характеризует героя рассказа, как человека доверчивого,добродушного, великодушного, честного, не способного на подхалимство,справедливого, упорного, ищущего и стремящегося к правде. Чудик, Сашка Ермолаев, человек ранимый,чувствительный, эмоциональный. Он очень переживает из-за ошибок, дажеслишком переживает, его постоянно «трясет», «в груди что-то вскипает»,он может плакать: «У Сашки навернулись на глаза слезы». А иногда «слезынаворачиваются» и от любви, от любви к родной дочке, от любви к самомудорогому, что у него есть. Чудик Василия Шукшина - совестливый, справедливыйчеловек. Он борется за правду, он борется с ненормальным. В данномрассказе, герой бьется против подхалимства: «с какой же кстати онвыскочил подхалимом? Что за манера? Что за проклятое желание угодитьпродавцу, чиновнику, хамоватому начальству?! Угодить во что бы то нистало! Ведь сами расплодили хамов, сами! Пора же им и укорот сделать.Они же уже меры не знают…». К, сожалению, справедливый, благородный идобрый чудик одинок, и нередко испытывает чувство страха. Но он не трус,он может бояться, ведь особенность шукшинского героя в том, что онвообще может чувствовать. Главное, чудик готов смотреть в лицоопасности, чтобы добиться высшей правды. Его может «сломать» толькобоязнь за своих близких, родных: «У Сашки подкосились ноги: он решил,что что-то случилось с детьми - с Машей или с другой маленькой, котораятолько-только ещё начала ходить. Сашка даже не смог от испугакрикнуть…», боязнь за тех, кого он любит, за тех, кому он предан.

Рецензия на рассказ В. М. Шукшина «Обида»

«Обида» — один из самых известных рассказов Шукшина, и это не случайно. В нем нашла отражение позиция Шукшина-гражданина: он мужественно признает не только существование непростых нравственных проблем в обществе, но и столь же мужественно утверждает, что нет простых решений этих проблем.

История обиды шукшинского героя Сашки на хамоватую продавщицу, а затем и на поддержавшего ее пожилого человека в плаще как будто снята скрытой камерой: настолько все правдиво и жизненно. Ссора в магазине разгорается из-за пустяка: продавщица рыбного отдела, оскорбила пришедшего в магазин с маленькой дочкой Сашку ни с того ни с сего. Он потребовал директора. Другая тетя, в кабинетике, не разрешила возникшего конфликта, а только усугубила Сашкину обиду. Его человеческое достоинство было задето, как говорит автор, потому что унижали его при дочери и потому, что в последнее время он наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и выпивал. Перед нами обыкновенный рабочий парень. Шукшин нисколько не идеализирует его, но в то же время понимает, почему Сашка не готов пожать плечами, повернуться и уйти к черту.

Психология героя проста: он вспыльчив, не склонен анализировать ситуацию и вовремя благоразумно отступить. У него то и дело сводит челюсть, трясутся губы (слово затрясло автор повторяет особенно часто). Сашка пытается защищать свое достоинство в нелепой, почти комичной ситуации. Толпа (очередь) мыслит стереотипами: «Вас тут каждый вечер — не пробьешься. Вопросы, которые хочет задать Сашка наиболее рьяному защитнику продавщицы, звучат убедительно: до каких пор мы сами будем помогать хамству? И проблема эта не шуточная.

Шукшин справедливо упрекает нас за проклятое желание угодить хамоватому продавцу, чиновнику. Хамство плодит хамство. И вот уже человек в плаще издевательски отвечает на попытку Сашки объясниться: «Поговорите у меня в другом месте!». В ситуации, изображенной Шукшиным, особое внимание привлекают два героя. Это девочка, «крохотуля», которая «все понимает, и «человек в плаще», который долго жил, но не догадывается, что угодничать — нехорошо, скверно … У Шукшина «старый» не значит мудрый.

Когда Сашка приходит домой к Чукалову, «человека в плаще», движимый желанием поговорить с человеком и объясниться, то от него пахнет водкой. У него и его сына, спустившего Сашку с лестницы, темные злые глаза. Если в Сашке есть какая-то внутренняя интеллигентность, доброта к жене и дочерям, то Чукаловы — это только злоба и грубая сила. В сцене в их квартире звучат слова: громко позвал, уперся глазами, цепко … схватил, больно защемил, сгреб, пристукнул, протащил. Конфликт достигает кульминации, когда в голове Сашки возникает мысль о молотке, лежащем у него в прихожей. Напряженность действия усиливается тем, что авто показывает событие как бы уже свершившимся. Вот Сашка звонит в дверь, отталкивает пожилого, а если откроет сам Игорь, ставит ногу на упор, чтобы дверь не успели захлопнуть … Страшная развязка настолько близка, что становится жутко: из-за какой же мелочи, из-за какого пустяка может быть совершено преступление!

Однако Шукшин не доводит до такого финала: жена Вера успокаивает Сашку и уводит домой. В последних нескольких строках показано его душевное состояние. У Сашки навернулись на глаза слезы. Он нахмурился. Сердито кашлянул. Сунул руки в карманы, достал пачку сигарет, вытащил дрожащими пальцами одну, закурил. Все говорит о внутренней борьбе, о выборе, перед которым стоит Сашка. Видимо, ему не впервой выяснять отношения в драке. Вера, жена, говорит: С кем ты опять драку затеваешь!», «Опять на тебе лица нет!». Все решают слова жены: «Неужели тебе нас не жалко!» Выбор сделан: Сашка легким движением высвободил руку … И покорно пошел домой.

Финал рассказа воспринимается с облегчением, но остается ощущение неудовлетворенности, ведь зло не наказано. Через все повествование проходит важная мысль: с обидой, оскорблением не обязательно бороться, можно благоразумно уйти в сторону, не выяснять отношения, не возмущаться, не заводиться. Благоразумие, — иронизирует Шукшин, — вещь не из рыцарского сундука. Автор как будто приглашает читателя к диалогу на житейскую тему (у каждого в жизни был хоть один подобный случай), но в то же время затрагивает вопросы, выходящие за рамки обыденного: о внутренней культуре, совести, порядочности.

Сейчас,как и раньше многие из нас привыкли не обижаться, не реагировать не негативные мелочи,которые пытаются вывести нас из себя,как-то сильно задеть.И вроде бы,это правильно,но бывают ситуации,на первый взгляд абсолютно комичные,когда обида становится настолько нестерпимой,острой и понятной только обиженному.И если прислушаться к этому обиженному человеку,то можно увидеть,что за "смехом" скрывается боль и что этот человек своей обидой в чем-то прав...Эта, вроде бы лишь смешная ситуация,как и в рассказах Чехова,и в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина,подразумевает на самом деле трагизм.

Так в рассказе В.М. Шукшина "Обида" взрослый мужчина,даже не мужчина,а дядечка, Сашка Ермолаев обиделся на то,что продавщица в магазине приняла его за какого-то пьяницу, устроившего накануне "дебош" в магазине.Его унизили.Сашка был поражен,что можно быть настолько злобным и равнодушным человеком,как тетя-продавщица,настолько недалекой хамовитой и бескультурной!Образ этой тети включен в систему и других обезличенных образов,составляющих срез такого же агрессивного общества,создать который помогает городское пространство,пространство магазина. Другие второстепенные персонажи,объединенные в систему-это очередь в магазине,люди,стоящие в ней.Один из этих людей,пожилой,в плаще-типичный городской житель,человек без лица,без души подливает масло в огонь,еще сильнее обижая Сашку.Позже Шукшин называет его неблагозвучную фамилию-Чукалов.Его,Чукалова,также переполняет злоба,желчь,желание возвыситься за счет унижения другого человека,в данном случае,Сашки, который неслучайно задает ему правдивый вопрос "А почему вы подхалимничаете?".Ответом на этот вопрос становится физическая сила сына "подхалима",Игоря,образ которого является своеобразным собирательным воплощением зажиточного,ограниченного в плане человечности,цинично-равнодушного городского человека. В отдельную систему можно объединить двух других второстепенных персонажей: жену Сашки,Веру и его маленькую,но все понимающую дочку,которая дает свою характеристику всем этим людям в магазине:"похая тетя...","какие дяди похие".И неслучайно писатель обращается к детскому видению ситуации.Как известно,устами младенца глаголет истина.А может быть у самого героя,Сашки,на чьей стороне малышка,тоже такое детское сознание?Если да,то значит,что он-наивный "чудик",образ любимый Шукщиным, искренний,простой,настоящий, открытый и воспримчивый, ранимый.В рассказе доминирует психологическое время.Обида героя здесь по ощущениям приравнивается к детской,но серьезной обиде, которая тоже вырисовывается как отдельный образ в рассказе.Остро ощущается динамика психологических ощущений героя,чувство обиды становится все сильнее и приравнивается к боли физиологической,то есть настолько эта обида ощущаема!:"обида толкнулась в грудь,как кулаком дали"-эта метафора оживляет Обиду,писатель использует прием антропоморфизации."Сводит челюсть от обиды","лицо его горело","Опять свело челюсть,затряслись губы","и трясся все утро,м трясся,затрясло опять","его Опять трясло","аж слеза навернулась"-обида разрастается в душе героя,а в конце рассказа мы наблюдаем катарсис,кульминацию этой обиды.Речь героя соответствует его состоянию в тот момент,она эмоциональна,отрывиста, не всегда ясная:"стоит..и начинает-ни с того,ни с сего...за что?"Многоточия,повторы"не был я вчера в магазине,не был" указывают на сильное смятение Сашки.Детскую наивность,чувствительность, какую-то искреннюю веру,желание доказать себе и другим свою правоту демонстрирует поступок похода к Чукалову."Может он одинокий какой..."-думает Сашка.Хоть тот и сильно оскорбил его,главный герой пытается его понять почему он стал таким подхалимом,надеется,что у того есть оправдание такому поведению.Сашка-"чудик",человек,обладающий в какой-то мере детским сознанием,обостренным чувством справедливости и искренности.Шукшин продолжает развивать тему "маленького человека" в литературе,опираясь на гоголевские,пушкинские традиции, ведь против Сашки-чудика все это городское общество, а у главного героя остается шукшинское понятие полукультуры,когда деревенский человек переезжает в город,вроде бы становится деревенским жителем,но не до конца.И здесь такой человек оказывается лучше урбанистических личностей.

В рассказе сочетаются несколько похожих видов композиций:рамочная,кольцевая и ретроспективная,диалоги отличаются динамизмом и живостью,отсутствием назидательности,в центре внимания простой человек-чудик.Мы знаем Шукшина как мастера "деревенской прозы", в его произведениях открытость,простодушие и ранимость,как в рассказе"Обида" характеризуют простого человека,который близок к деревенской народной культуре,который резко противопоставлен жителю города.Писатель обращается к проблемам отсутствия человечности,духовности в городском обществе,проблемам низкой нравственности людей,подхалимничества, черствости,равнодушия.В произведении есть образ рассказчика,который то и дело озвучивает эти проблемы"Что такое творится с людьми?".Но чтобы раскрыть все это Шукшину не нужно было использовать среднюю или крупную форму повествования,жанр рассказ лаконично и ясно обозначивает одну сюжетную линию,которая прослеживается с душевным состоянием героя.Глубокий чеховский психологизм, скрытый юмор,ирония в сочетании с драматизмом проблематики сконцентрировались в этом рассказе.

Анализ произведения В.Шукшина «Обида»

Наверно, нет такого человека, которого бы кто-нибудь не обидел. Конечно, каждый из нас был в такой ситуации, когда со стороны другого лица мы слышим беспричинные обвинения или даже оскорбления…Но стоит ли из-за этого переживать? Или можно просто улыбнуться Вашему обидчику?

«Обида». Так называется произведение В.Шукшина. И по короткому, простому, всем привычному слову читатель уже может составить некоторое представление о рассказе.

Образ обиды главный, центральный в произведении. Поэтому автор уже в названии его обозначает. Однако он представлен не просто как чувство, охватившее героя, а скорее как живое существо. Автор использует прием олицетворения, чтобы наделить образ обиды человеческими качествами: «толкнулась в грудь, как кулаком дали». Это и метафора, которая передает, как внезапно и быстро охватило героя чувство обиды и оставалось с ним до последнего слова рассказа. Все произведение построено на приеме градации. Поэтому чувство обиды развивается, усиливается с каждым действием: «толкнулась» - «сводит челюсть от обиды» - «лицо его горело» - «затряслись губы» - «опять затрясло» - «опять сводит челюсть». Повтор «опять» рисует беспрестанно усиливающееся чувство обиды. Это придает и динамичность, стремительность произведению. Автор не раскрывает в моменты возникающих волн обиды внутренний мир героя, его душевные переживания, однако через физиологические ощущения, через психологические жесты читатель легко может понять и почувствовать состояние героя, может ощутить его боль. Оно так ярко, подробно представлено, что мы невольно представляем себя на месте героя или становимся свидетелями, зрителями происходящего. В этом заключается своеобразный прием эмпатии, который использует автор: передача обиды как своей собственной. И читатель также проникается этим ощущением нанесенной обиды.

Все произведение будто пронизано различными ощущениями: «точно ему надавали пощечин» или ощущение заговора («заговор какой-то!»). Они помогают читателю еще лучше увидеть картину, изображаемую в произведении и почувствовать обстановку, в которой находятся герои.

Важную роль играет ощущение заговора. Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему. Образ очереди и символизирует эту толпу людей, серую массу. К ним относятся и более подробные, яркие образы «серого плаща», «тети» и завотделом. Они противопоставляются главному герою – Сашке. Однако очередь возникла не сразу. Снова используется автором прием восходящей градации: сначала появляется образ тети, потом тети и завотделом, затем тети, завотделом и «парня-мясника», и только потом – очереди. Тогда и возникает то самое мучительное ощущение заговора.

Возглавляет эту очередь и воплощает в себе все её характерные черты образ «одного пожилого в плаще». Даже фамилия этого героя (Чукалов) какая-то неблагозвучная. Автор овеществляет его, называя «плащом» («плащ остановился»). Это типичный городской житель: человек без души, без лица. Он как все, и такие как он преобладают в обществе. Автор поднимает проблему подхалимничества, угодничества. Главный герой не понимает и не разделяет позицию этих людей. В их глазах он чудик. Это особый тип героя, человека не от мира сего. Его поведение нетрадиционное и не понятное другим. Он сродни юродивому: он также не похож на остальных людей, отношение к нему порой несправедливое, однако, как известно, его уста глаголют истину. Так и позиция автора полностью совпадает с позицией Сашки. В.Шукшин обращается к теме маленького человека в образе чудика, продолжая традиции, начатые Пушкиным, Гоголем. Безразличие к главному герою людей, стоящих в очереди, их злость и агрессия к нему ярко иллюстрируют эту проблему.

Образ «серого плаща» неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь. Тетя-продавщица говорит строго, зло. Речь также рисует героиню как неразвитую, необразованную, недалекую женщину («плотют»). Все её жесты, действия говорят о её злом характере («глаза вспыхнули злостью»). Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя («тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц»). Агрессивное поведение «тети» также раскрывает некоторые отрицательные стороны персонажа.

Автор меняет угол зрения, раскрывая события глазами ребенка, рисуя детское сознание. «Какие дяди похие…», - говорит маленькая девочка Маша о тете и о других людях в очереди. И с такой позицией нельзя не согласиться. Взгляды героев Саши и Маши слиты, и автор также разделяет их. На стороне главного героя находится и другой персонаж – его жена, которая прекрасно понимает его. Она противопоставляется злым, агрессивным людям в магазине. В.Шукшин указывает на социальный конфликт между ними.

Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал срез общества, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин).

Произведение В.Шукшина отличается публицистической остротой постановки проблем. Все вопросы-проблемы рассказчик озвучивает. В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»). Продолжая традиции Чехова и Зощенко, Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать катарсис, то есть очищение, просветление человеческой души через слезы.

Произведение небольшое по объёму, очень лаконичное, в нем представлено малое количество героев, и раскрывается одна сюжетная линия. Все это дает право говорить, что жанр данного творения – рассказ. В произведение, как правило, есть экспозиция, однако она очень интересная и нетрадиционная: в ней не рассказывается о предыстории героев. Автор размышляет о обиде и о поведении людей, которых обидели. Композиционное построение рассказа также отличается. Шукшин использует элементы кольцевой и рамочной композиции, чтобы отделить и выделить произведение. Ретроспективная композиция рисует воспоминания рассказчика об изображаемых событиях, что придает им достоверность. Создавая произведение в рамках реализма, автору удалось показать объективную картину действительности.

Риторическое восклицание «Трясуны мы, трясуны!» является опорным в рассказе, создает максимальную эмоциональную напряженность. Оно непосредственно обращено к читателю, на что указывает местоимение "мы". Тогда может и нам следует задуматься о роли маленького человека в современном обществе и быть внимательнее по отношению к окружающим нас людям.

Анализ произведения В.Шукшина «Обида»

Наверно, нет такого человека, которого бы кто-нибудь не обидел. Конечно, каждый из нас был в такой ситуации, когда со стороны другого лица мы слышим беспричинные обвинения или даже оскорбления…Но стоит ли из-за этого переживать? Или можно просто улыбнуться Вашему обидчику?

«Обида». Так называется произведение В.Шукшина. И по короткому, простому, всем привычному слову читатель уже может составить некоторое представление о рассказе.

Образ обиды главный, центральный в произведении. Поэтому автор уже в названии его обозначает. Однако он представлен не просто как чувство, охватившее героя, а скорее как живое существо. Автор использует прием олицетворения, чтобы наделить образ обиды человеческими качествами: «толкнулась в грудь, как кулаком дали». Это и метафора, которая передает, как внезапно и быстро охватило героя чувство обиды и оставалось с ним до последнего слова рассказа. Все произведение построено на приеме градации. Поэтому чувство обиды развивается, усиливается с каждым действием: «толкнулась» - «сводит челюсть от обиды» - «лицо его горело» - «затряслись губы» - «опять затрясло» - «опять сводит челюсть». Повтор «опять» рисует беспрестанно усиливающееся чувство обиды. Это придает и динамичность, стремительность произведению. Автор не раскрывает в моменты возникающих волн обиды внутренний мир героя, его душевные переживания, однако через физиологические ощущения, через психологические жесты читатель легко может понять и почувствовать состояние героя, может ощутить его боль. Оно так ярко, подробно представлено, что мы невольно представляем себя на месте героя или становимся свидетелями, зрителями происходящего. В этом заключается своеобразный прием эмпатии, который использует автор: передача обиды как своей собственной. И читатель также проникается этим ощущением нанесенной обиды.

Все произведение будто пронизано различными ощущениями: «точно ему надавали пощечин» или ощущение заговора («заговор какой-то!»). Они помогают читателю еще лучше увидеть картину, изображаемую в произведении и почувствовать обстановку, в которой находятся герои.

Важную роль играет ощущение заговора. Словно все люди разделяют одну точку зрения, не совпадающую с мнением героя, и настроены очень агрессивно по отношению к нему. Образ очереди и символизирует эту толпу людей, серую массу. К ним относятся и более подробные, яркие образы «серого плаща», «тети» и завотделом. Они противопоставляются главному герою – Сашке. Однако очередь возникла не сразу. Снова используется автором прием восходящей градации: сначала появляется образ тети, потом тети и завотделом, затем тети, завотделом и «парня-мясника», и только потом – очереди. Тогда и возникает то самое мучительное ощущение заговора.

Возглавляет эту очередь и воплощает в себе все её характерные черты образ «одного пожилого в плаще». Даже фамилия этого героя (Чукалов) какая-то неблагозвучная. Автор овеществляет его, называя «плащом» («плащ остановился»). Это типичный городской житель: человек без души, без лица. Он как все, и такие как он преобладают в обществе. Автор поднимает проблему подхалимничества, угодничества. Главный герой не понимает и не разделяет позицию этих людей. В их глазах он чудик. Это особый тип героя, человека не от мира сего. Его поведение нетрадиционное и не понятное другим. Он сродни юродивому: он также не похож на остальных людей, отношение к нему порой несправедливое, однако, как известно, его уста глаголют истину. Так и позиция автора полностью совпадает с позицией Сашки. В.Шукшин обращается к теме маленького человека в образе чудика, продолжая традиции, начатые Пушкиным, Гоголем. Безразличие к главному герою людей, стоящих в очереди, их злость и агрессия к нему ярко иллюстрируют эту проблему.

Образ «серого плаща» неразрывно связан и с образом «тети». Между ними существует явная связь. Способом характеристики этих персонажей является их речь. Тетя-продавщица говорит строго, зло. Речь также рисует героиню как неразвитую, необразованную, недалекую женщину («плотют»). Все её жесты, действия говорят о её злом характере («глаза вспыхнули злостью»). Она сама создает напряженную обстановку, повышая голос на главного героя («тетя повысила голос, приглашая к скандалу других продавщиц»). Агрессивное поведение «тети» также раскрывает некоторые отрицательные стороны персонажа.

Автор меняет угол зрения, раскрывая события глазами ребенка, рисуя детское сознание. «Какие дяди похие…», - говорит маленькая девочка Маша о тете и о других людях в очереди. И с такой позицией нельзя не согласиться. Взгляды героев Саши и Маши слиты, и автор также разделяет их. На стороне главного героя находится и другой персонаж – его жена, которая прекрасно понимает его. Она противопоставляется злым, агрессивным людям в магазине. В.Шукшин указывает на социальный конфликт между ними.

Пространство города, которое представлено в произведение, враждебное, чужое, закрытое. Магазин же становится символом этого города. Автор обрисовал срез общества, обезличенных людей, заглянув в него (в магазин).

Произведение В.Шукшина отличается публицистической остротой постановки проблем. Все вопросы-проблемы рассказчик озвучивает. В рассказе множество риторических вопросов, которые ярко это иллюстрируют («Что за желание угодить продавцу, чиновнику, начальству?»). Продолжая традиции Чехова и Зощенко, Шукшин за юмором и иронией скрывает глубочайший смысл, за которым проглядывает и драматизм всей ситуации. Изображение боли главного героя способно вызвать катарсис, то есть очищение, просветление человеческой души через слезы.

Произведение небольшое по объёму, очень лаконичное, в нем представлено малое количество героев, и раскрывается одна сюжетная линия. Все это дает право говорить, что жанр данного творения – рассказ. В произведение, как правило, есть экспозиция, однако она очень интересная и нетрадиционная: в ней не рассказывается о предыстории героев. Автор размышляет о обиде и о поведении людей, которых обидели. Композиционное построение рассказа также отличается. Шукшин использует элементы кольцевой и рамочной композиции, чтобы отделить и выделить произведение. Ретроспективная композиция рисует воспоминания рассказчика об изображаемых событиях, что придает им достоверность. Создавая произведение в рамках реализма, автору удалось показать объективную картину действительности.

Риторическое восклицание «Трясуны мы, трясуны!» является опорным в рассказе, создает максимальную эмоциональную напряженность. Оно непосредственно обращено к читателю, на что указывает местоимение "мы". Тогда может и нам следует задуматься о роли маленького человека в современном обществе и быть внимательнее по отношению к окружающим нас людям.