Знаменитые слепоглухие люди (I). Лора Бриджмен. Как живут слепоглухонемые Как живут слепоглухие

18.01.2017

Этой статьей мы начинаем целый цикл рассказов о знаменитых слепоглухих людях, которые навсегда вошли в историю как тифлосурдопедагогики (так называется педагогическая дисциплина, которая занимается вопросами обучения и воспитания слепоглухих детей), так и шире – мировой культуры. Их на самом деле довольно много: Лора Бриджмен, Эллен Келлер, Ольга Скороходова, Сергей Сироткин, Александр Суворов и многие другие… Они собственным мужеством и стремлением к самосовершенствованию показали, что даже такой тяжелый недуг как слепоглухота не является непреодолимой преградой для человеческого и культурного развития.

И наш цикл мы хотим начать с рассказа о первой слепоглухой девочке в истории тифлосурдопедагогики («тифлос» значит по-гречески слепой, а surdus на латинском языке глухой), которую удалось научить разговаривать, читать, считать. Это была маленькая американка Лора Бриджмен. Как писал выдающийся российский и советский психолог и педагог А.И. Мещеряков, впервые в истории слепоглухой человек «был превращён в человека, владеющего словесным языком, мыслящего и умеющего выражать свои мысли».

Получается, что именно Лора стала в каком-то смысле первопроходцем, пионером в «стране тьмы и молчания» для всех последующих слепоглухих детей. Те методы и наработки, которые пришли в голову специалистам при работе с ней, послужили крепкой основой для дальнейшего прогресса в тифлосурдопедагогике. Ведь до Лоры никаких подобных примеров, зафиксированных в истории педагогической науки, не было. Еще в конце 18 века консилиум ученых, созванный из-за одного слепоглухонемого мальчика в Англии, вынес вердикт о невозможности обучения ребенка.

Непременное условие успешного развития слепоглухих детей

Лора Дьюи Линн Бриджмен (англ. Laura Dewey Lynn Bridgman) родилась 21 декабря 1829 года в городе Ганновер небольшого американского штата Нью-Гэмпшир. Она была третьей по счету из восьми детей в семье местных фермеров – Дэниэла и Гармони Бриджмен. Лора с рождения была очень слабеньким ребенком, с ней нередко случались судороги и припадки. Однако до двух лет она вполне нормально видела и слышала. Но в этом возрасте она тяжело заболела скарлатиной. Это была целая эпидемия, во время которой умерли две старшие сестры Лоры, а сама она в результате болезни стала слепой и глухой. К тому же беда, даже такая большая, не пришла одна. Лора утеряла не только главные чувства-теоретики, которыми человек и познает в основном мир – зрение и слух – но вдобавок частично чувство вкуса и обоняние.

Однако в дальнейшем девочке очень помогло то, что у ее родителей был друг семьи – чудаковатый холостяк мистер Эса Тинни (Asa Tenney). Он много возился с маленькой несчастной Лорой, например, гулял с ней по округе и даже учил ее вязать и шить. Кроме того, и мать поощряла самостоятельные действия Лоры, ее стремление ощупывать и изучать разные предметы и вещи, следить за движениями рук других людей. Вообще, как это стало ясно позже на примере Лоры и других слепоглухих детей, непременное условие их успешного развития – это не просто помощь им со стороны их близких, но обязательно поощрение их самостоятельных действий, познавательной активности, пусть поначалу самой простой.

Тем не менее, маленькая Лора оставалась слепой, глухой и немой девочкой. Ведь никто не знал, как с ней общаться и как разговаривать, как учить ее словесному языку и тем простейшим вещам, которые обычный ребенок часто усваивает просто сам собой, лишь наблюдая за близкими людьми и окружающим его миром. Вообще надо сказать, что любой слепоглухой с раннего детства человек, который выучивает не примитивный язык жестов, а полноценный словесный язык, да еще и может потом на нем писать, должен быть очень талантлив. Ведь у только слепых есть слух, и так они учатся говорить. У неслышащих людей перед глазами тексты, и так они учатся читать. Но слепоглухие не знают, что такое звук, цвет, музыка, им недоступно само собой цельное восприятие слова как отдельной единицы, которое усваивают даже только слепые и только глухие люди. Поэтому у таких слепоглухих с раннего детства людей, добравшихся до полноценного использования словесного языка, должны быть нерядовые способности, явно «выше среднего».

Обучение Лоры: великое начало

Лоре сильно повезло, когда ей было восемь лет. День 4 октября 1837 года навсегда изменил ее судьбу. Ведь именно тогда она благодаря посредничеству знавших ее медиков была принята в знаменитую Перкинсовскую школу для слепых. Напомним, что до этого ни один ребенок с потерей слуха, зрения и речи нигде не обучался. Эта Перкинсовская школа была основана в 1929 году и существует до сих пор. Она известна всему свету и до сих пор считается одной из лучших в мире по обучению для незрячих и слепоглухих детей и юношей.

Лора попала на обучение к директору школу, доктору Хоуву (Howe ).

Хоув имел весьма прогрессивные для своего времени взгляды. Например, в его клинике начали пользоваться шрифтом Брайля еще в 30-х годах – т.е. за сорок лет до того, как тифлопедагоги оценили его преимущества перед другими шрифтами. До этого при обучении и чтении слепых людей признавались лишь те линейные шрифты, которые в большей или меньшей степени копировали буквы алфавита для зрячих. Хоув же придумал специальный линейный рельефный шрифт, и на нем стал издавать учебники для своей школы. Именно при помощи этого шрифта, получившего название бостонского, и была позже обучена первая слепоглухонемая ученица – Лора Бриджмен.

Хоув решил сразу учить Лору отдельным словам, а не буквам, которые не могут ничего говорить слепоглухому. Собственно, именно так, целыми словами, учат язык и обычные маленькие дети.

Хоув брал сначала обычные предметы ежедневного обихода, которые обозначались короткими словами: ключ, ложку, нож и др. Он наклеивал на них этикетки с их названиями, составленными из рельефных букв, и давал их для ощупывания своей ученице. Сначала этикетки с буквами были для Лоры как бы частью ощупываемого предмета. Но потом эту этикетку отделяли от вещи, она оказывалась весьма своеобразной частью, которая может быть отделена от предмета. Лоре стали давать только названия, а она по ним находила предметы. Потом каждую этикетку стали разрезать на отдельные буквы и из них складывать эти и другие слова, которыми можно обозначать показываемые предметы.

Постепенно Лора стала понимать, что этими вот значками можно обозначать и представления о предмете, и свое желание иметь какой-то определенный предмет. 24 июля 1839 года десятилетняя Лаура впервые сумела правильно вывести на бумаге своё собственное имя, которого при поступлении в школу не знала вовсе. Для Хоува это был праздник – почти два года удивительного терпения и усидчивости привели к достойному результату.

Автограф Лоры

В дальнейшем Лору учили писать значки – буквы и слова. Также ей показали, что известные ей буквы и слова можно обозначать и по-другому – различными движениями и положениями пальцев руки. Так она усвоила и дактильную азбуку.

О том, как все-таки трудно ее было этому научить, Хоув писал: «О достигнутых нами результатах недолго и нетрудно поведать, но сам процесс был далеко не так прост: прошло немало недель, казалось бы, напрасного труда, прежде чем эти результаты стали заметны».

Очень важно было то, что Лору Бриджмен приучили делать ежедневные записи в своем дневнике. Так она стала не только фиксировать свои мысли, но и при помощи учителей могла теперь возвращаться к ним и исправлять их. Так она стала совершенствовать владение языком.

Но обучение Лоры на этом не остановилось. Ее стали обучать математике, географии, основам религии и даже астрономии! А позже она даже стала писать стихи! Пусть с литературной точки зрения это, может быть, не самая искусная поэзия, но, учитывая обстоятельства Лоры, это ее очередной подвиг.

Ее самое известное стихотворение называется Holy home – «Святой дом». Святым домом она называет в стихотворении Небо:

Heaven is holy home.

Holy Home is from ever

lasting to ever lasting.

Holy home is Summery.

Holy home shall endure

forever...

Лора после смерти своей сестры Мари, которую она очень любила, увлеченно обратилась к вере и стала приверженкой баптизма. Доктор Хоув, которого она воспринимала как своего отца, не приветствовал ее религиозности, и первые религиозные книги ей попали в 1843 году, когда только что женившийся доктор уехал в Европу чтобы провести там «медовый месяц».

Лора Бриджмен и Чарльз Диккенс

Лора прославилась после того, как в январе 1842 года Перкинсовскую школу посетил знаменитый английский писатель Чарльз Диккенс. Он путешествовал по Северной Америке и посетил Бостон и Перкинсовскую школу. Вот что, в частности, он написал о маленькой слепоглухой девочке и той великой помощи, которая была ей оказана, в книге «Американские заметки»: «Я сидел подле слепой, глухой и немой девочки, лишенной обоняния и почти лишенной вкуса, - подле совсем юного существа, наделенного всеми человеческими свойствами: надеждами, привязчивостью, стремлением к добру, но лишь одним из пяти чувств – осязанием. Она сидела передо мной, точно замурованная в мраморном склепе, куда не проникало ни малейшего звука или луча света, и только ее бедная белая ручка, просунувшись сквозь щель в стене, тянулась к добрым людям за помощью, – чтобы не дали они уснуть ее бессмертной душе.

И помощь пришла – задолго до того, как я увидел эту девочку. Сейчас лицо ее светилось умом и довольством. Волосы, заплетенные ею самою в косы, были уложены вокруг хорошенькой, изящно посаженной головки; высокий открытый лоб указывал на то, что это существо развитое и неглупое; платье на ней (одевалась она сама) было образцом опрятности и простоты; подле нее лежало вязанье, а на столике, о который она облокотилась, – раскрытая тетрадь, куда она записывала свои мысли. – Из жалкого созданья, ввергнутого в пучину горя, постепенно выросло мягкое, нежное, бесхитростное, благородное существо».

Конечно, огромнейшая заслуга тут принадлежит доктору Хоуву. Когда он умер в 1876 году, его смерть для Лоры стала большим горем, ведь он относился к ней практически как отец. В его завещании было сказано, что Лаура должна жить на средства интерната до самой смерти. И она не просто пассивно жила в интернате, но, в частности, принимала активное участие в обучении новых слепоглухих, поступавших в школу. Например, она участвовала в обучении слепоглухого мальчика Оливера Косуэлла.

Лора и Оливер

Лора как пример и образец

Умерла она 24 мая 1889 года. Интересно то, что ее имя и судьба послужили в качестве направляющего маяка для другой, пожалуй, самой известной слепоглухой женщины на свете – писательницы и общественной деятельницы Эллен Келлер. Когда последняя была 6-летней слепоглухой девочкой, ее мать прочла о Лоре Бриджмен у Диккенса. Она написала в Перкинсовскую школу, и оттуда прислали свою выпускницу, будущую Учительницу Эллен,Анну Салливэн. Она была сначала слепой в детстве, но потом после операции смогла видеть. Анна Салливэн на примере Келлер, которая добилась небывалых успехов, усовершенствовала методы, разработанные для Лоры Бриджмен. Они послужили и служат до сих пор основой работы со слепоглухими детьми. Но об этом мы расскажем в следующей статье. Но в целом получается, что Лора словно положила начала некоей эстафете, когда успех одного слепоглухого человека становился словно передаточным звеном к дальнейшим успехам в этой области.

А еще о Лоре Бриджмен написал французский писатель Андре Жид в своём романе «Пасторальная симфония». В ее честь был также назван транспортный американский корабль класса «Либерти» (Liberty ships).

Юрий Пущаев

Это рассказы о повседневности, которую трудно представить, и о смысле жизни, который видится как раз ясно. Мы публикуем отрывки из сборника документальных историй, изданного Фондом «Со–единение».

В рамках Московской международной книжной ярмарки 2 сентября 2015 года состоялась презентация совместной издательской программы Фонда поддержки слепоглухих «Со–единение» и издательства «Эксмо».Были представлены пять книг. Две из них – сборники документальных историй слепоглухих людей: издание «Я живу. Дневник слепоглухого» и подарочный альбом «Я живу». В этих книгах собраны произведения, созданные слепоглухими людьми. Это короткие рассказы о ярких моментах в их жизни, тревогах, переживаниях, надеждах.

«Мысли вслух»

Алена Капустьян, 16 лет. Родилась в г. Орехово-Зуево. В 1,5 года потеряла слух, а в 6 лет после оперативного вмешательства потеряла зрение. С 6 лет обучается в Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих. В 2013 году участвовала в проекте «Класс мира», который проходил в г. Сочи.

Алена Капустьян

В марте 2014 года от этого же проекта участвовала в закрытие параолимпийских игр - несла с ребятами флаг. Осенью 2014 года стала участником театрального проекта «Прикасаемые» при поддержке Фонда «Со–единение». «От участия в проекте «Прикасаемые» я получаю очень яркие впечатления, после репетиций настроение поднятое. Я приобрела много друзей, а для меня это очень важно. Проект мне помогает жить и узнавать много нового и интересного о театре», – отмечает Алена.

Утро

Наливаю себе чай. Он переплескивается через край.

Я пока еще опасаюсь плиты: вдруг перепутаю выключатели? А вот огня не боюсь, он мне приятен – греет, как маленькое солнце.

Днем иду в гости. Господи, кто бы только знал, как я хочу слышать быстрый говор телевизора! К сожалению, не могу в таком быстром темпе разбирать слова ведущих.

С тоской думается: счастливые те, у кого есть зрение и слух. Веселятся, дружат, улыбаются. Влюбленные парочки вдвойне счастливы.

Будет ли в моей жизни любовь?

День

Иду по длинному коридору. Иду самостоятельно, водя рукой по стенам. В интернате для слепоглухих уже каникулы, и уроков нет. Я давно сдала контрольные работы за четверть на одни четвертки и пятерки. С тростью ходить не люблю, стесняюсь. Для меня это просто палка, с которой ходит хромоногий человек. Намного лучше собака-поводырь: так не видно, что слепая. Когда-нибудь такая собака у меня будет.

И усилитель звука тоже будет, я знаю. Мне рассказывали, что на выставке инноваций однажды видели глухого мужчину с таким аппаратом. Он хорошо слышал и разговаривал, как здоровый человек.

Вечер

Когда на душе грустно, я сажусь за компьютер и переписываюсь с друзьями – выхожу в интернет самостоятельно, и общаюсь при помощи специальной приставки для слепых. Конечно, ребят хочется видеть, слышать их голоса, чувствовать их дыхание, ощущать их руки, а переписка – что это? Неживое…

В детстве было проще. Я любила играть, читать книжки вслух. А потом я поняла, что многие дети общаться совсем не умеют, дразнятся, хулиганят. В моем родном поселке у меня нет друзей. Были знакомые ребята, но они меня предали. Не понимаю за что. Гуляют теперь себе, развлекаются, а я им не интересна.

Что вы делаете, ребята? Надо жалеть сверстников-инвалидов, им надо помогать. Господь потом благословит вас за доброе сердце.

Ночь

Скорее бы закончить школу, и пойти в студенческие курсы! Чувствую, что могу учиться наравне со сверстниками. В интернате учат не так, как в обычных школах, – программа проще. В голове постоянно крутится вопрос: почему нет института для слепоглухих?

Поначалу все думали, что я стану массажистом. А потом я попала в театр и первую роль запомню навсегда, клянусь. Теперь я планирую пойти учиться на актрису, чтобы играть в спектаклях, ведь глухота для этого не помеха. Ведь правда?

Спать ложусь с молитвой.

Ночью вижу чудесные сны.

«О Брайле, смысле жизни и украинских щах»

Михаил Ильиных, 51 год. Жизнь дважды сыграла злую шутку с Михаилом – зрение он терял два раза. На сегодняшний день Михаил тотально слепоглухой. Наличие слухового аппарата немного компенсирует отсутствие слуха. А верный друг – собака-проводник Кетти – помогает в передвижении. Михаил ведет активный образ жизни, посещая занятия по лепке. «В ней (лепке) заключается теперь смысл моей жизни», – говорит Михаил.

Михаил Ильиных

О Брайле…

Как жить без зрения и слуха??? Жить, не видя света и красок. Жить, не слыша даже собственного голоса. Как можно научиться так жить, спросите вы?

Надо сказать, что зрение я вообще терял дважды. Первый раз это произошло в 1984 году, но потом зрение каким-то таинственным образом вернулось ко мне. Каким – даже окулисты тогда не понимали. Потом говорили, что зрение будет падать, потому что это такое заболевание, и нет технологий, чтобы остановить этот процесс. Так оно и получилось.

Второй раз и окончательно зрение ушло шесть лет тому назад. Ну, а слух у меня падает уже очень давно. С 1996 году стал использовать слуховой аппарат, что дает возможность хоть немного ориентироваться.

… Брайлю меня учили. Я могу писать, но не могу читать, потому что пальцы у меня обожженные. Но, я думаю, со временем освоюсь. Мимику и жесты я знаю с детства, но, когда зрение было хорошим, я общался на расстоянии, а когда потерял зрение – начались проблемы с обратной связью. Наверное, надо просто побольше общаться. Думаю, все наладится…

Вообще, мимике и жестам я учился лет с трех-четырех – еще в яслях для слабослышащих и глухонемых детей. Потом – в Истринской школе-интернате имени 15-летия Октября. Там мы уже вовсю общались на языке мимики и жестов. Брайлю же я первоначально учился в 84-м году в Волоколамске, когда впервые потерял зрение.

О смысле жизни

Жить без зрения и слуха можно. Можно научиться жить, можно адаптироваться к ситуации, но смириться с этим невозможно. Что может ощущать человек, переставший видеть и слышать? Если грубо сказать, он – живой труп. Особенно поначалу. Уж простите за прямоту, но что делать, если это и в самом деле так? Наваливается ужасающая, непривычная изоляция… Словами не передать. Для меня это было хуже всего. Знаете, к этому адаптироваться, по-моему, невозможно. Все равно слишком многого не хватает. Особенно чувствуется разница в музыке: все идет не в стерео –, а в моно звуке. Иногда хочется слышать высокие звуки, в знакомых музыкальных вещах ведь знаешь точно, что на каком такте должно быть – а этого нет … Музыку и аудиокниги я сейчас слушаю на дисковом плеере. Мне очень нравится джаз и классика. Часто покупаю чистые диски, чтобы мне на них записали новую музыку. До сих пор остаются зрительные воспоминания. И это главная моя боль!

Возможно мне легче, чем от рождения слепым людям. Остаточные зрительные воспоминания помогают хотя бы отдаленно понять, как выглядит тот или иной предмет, какого он цвета. Но цвета – это ведь уже больше про художников. А для тех, кто зрение потерял, мне кажется, роли уже не играет. Ты все равно не видишь. Самое главное для меня сейчас – чтобы можно было лепить красивые вещи. Это – тактильные ощущения, а не чувство цвета. Это я понял полгода назад, когда занялся лепкой. В ней заключается теперь смысл моей жизни.

Три раза в неделю я посещаю занятия по лепке, где встречаюсь с такими же, как я слепоглухими людьми. Это дает мне не только возможность общения. Это дает мне больше. Гораздо больше. Это смысл жизни. Ты понимаешь, что ты живой, ты можешь чувствовать. И эти ощущения, это счастливое и радостное состояние вновь и вновь возвращает тебя к жизни. Есть, конечно, ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться при посещении занятий по лепке.

Михаил Ильиных

Мне приходится добираться до Москвы из Сергиева Посада на электричке. В этом сложном для слепоглухого человека деле (а выход на улицу для слепоглухого человека одному без сопровождающего – это, не побоюсь этого слова, подвиг) мне помогает мой верный друг – собака-проводник Кетти. Да. Со зрячим человеком сотрудничать было бы, конечно, удобнее, потому что собака – она выбирает, где пройти, где обойти, это великолепно. Но, допустим, идет тот же самый автобус или электричка, не может же пес мне об этом сказать, верно? Или в магазине собака мне не сообщит цену товара при всем своем желании. И все же, благодаря моему верному другу я не похоронен в четырех стенах, а могу передвигаться на улице.

О борще…

Я не люблю сидеть дома. Мне больше нравится находиться вне домашних стен. Ежедневно выхожу из дома. Гулять. В город. Если ярмарка, то уже не три, а четыре, иногда и пять дней в неделю. Раньше, когда еще было зрение, немного поездил. В Йошкар-Олу и в Нижний Новгород. Главное для меня сейчас в путешествиях – удобство. Люблю, чтобы было комфортно заходить в кафе, в магазины. Чтоб без всяких там чудачеств. С собакой, мол, нельзя заходить… Чушь! А ведь были и такие случаи…

А вообще, хочу научиться сам готовить. Вот, к примеру, хотя бы мясное рагу. Это легко – закладывается все разом и сразу все тушится. Отдельно, когда одно, потом другое – неудобно, время теряешь. Но больше всего я люблю азу. Еще – украинский борщ…

На презентации еще были представлены три издания, повествующие о достижениях российской и зарубежной науки в деле реабилитации людей с одновременным нарушением слуха и зрения: «Загорский эксперимент: история и современность», «История обучения слепоглухих в России», «Сборник докладов международной конференции „Проблемы слепоглухих, опыт, задачи, перспективы“». Сборник «Я живу. Дневник слепоглухого» и книга «Загорский эксперимент: история и современность» в ближайшее время поступят в продажу в книжные магазины по всей России по цене около 400 рублей за экземпляр.

24 мая 1911 года родилась Ольга Скороходова — единственный в мире слепоглухой научный сотрудник. При полном отсутствии зрения и слуха она создала несколько всемирно известных научных работ, затрагивающих проблему развития, воспитания и обучения слепоглухонемых детей. Занимаясь этой проблематикой, ей удалось описать особенности восприятия и воображения слепоглухого человека.

Биография

Ольга Скороходова родилась 24 мая 1911 года на Украине, в селе Белозёрка недалеко от Херсона, в семье бедных крестьян. Её отец был мобилизован в 1914 году и не вернулся с войны, а мать была батрачкой у священника. В возрасте пяти лет вследствие заболевания менингитом девочка полностью лишилась зрения и начала постепенно терять слух. Примерно до 11 лет она слышала громкую речь на правое ухо, но к 14 годам совсем оглохла.

После смерти матери девочка некоторое время жила у родственников. Со временем они устроили её в школу слепых в Одессе. Однако там никто заниматься с ней индивидуально не стал, так как Ольга совсем не слышала, что говорит учитель. Окружающие пытались громко говорить ей на ухо, но она только ощущала дыхание, а не звуки.

Кадр youtube.com

В 1925 году Оля попала в школу-клинику для слепоглухонемых детей в Харькове, которую основал профессор Иван Соколянский . Под его присмотром у девочки восстановилась устная речь, она начала вести записи по самонаблюдению изо дня в день, развивая таким образом умение наблюдать и записывать. Свои наблюдений она вела совершенно самостоятельно и только в уже записанном виде показывала их педагогу.

Окончив среднюю школу по специальной программе, она решила продолжить учёбу. Оля мечтала поступить в Ленинградский педагогический институт, но планам не суждено было осуществиться, поскольку началась война. Во время оккупации она жила в Харькове в школе слепых и дома у своих учителей.

После освобождения Харькова в 1944 году переехала в Москву. После встречи со своим учителем Иваном Соколянским, который работал в Научно-практическом институте специальных школ в качестве старшего научного сотрудника, была зачислена в Институт дефектологии.

В 1947 году была опубликована её первая книга под названием «Как я воспринимаю окружающий мир», в которой Скороходова рассказала, как знания, которыми овладевает человек, способны раздвигать границы переживаемого. После выхода книги в тираж Ольга Ивановна была зачислена на должность младшего научного сотрудника лаборатории по изучению и обучению слепоглухонемых.

В 1954 году книга была дополнена второй частью и опубликована под названием «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир». Новый дополненный вариант этой книги «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир» вышел в 1972 году.

Кадр youtube.com

После успеха своей книги Скороходова начала работать над книгой «Мои наблюдения над слепоглухонемыми», в которой подробно описала слепоглухих детей, воспитывающихся вместе с ней в Харьковской школе-клинике.

Ольга Скороходова имела научную степень кандидата педагогических наук, до конца своей жизни работала научным сотрудником в Лаборатории обучения и воспитания слепоглухих Института дефектологии в Москве, была автором многих научных и научно-популярных статей, стихов. Она часто выступала с лекциями перед студентами многих педагогических вузов Москвы и других городов.

В 1948 году Скороходова стала научным сотрудником (позднее старшим научным сотрудником) НИИ дефектологии АПН СССР, где проработала до конца своей жизни.

Умерла Ольга Скороходова в 1982 году.

Думают иные
(Ольга Скороходова)
Думают иные — те, кто звуки слышат,
Те, кто видят солнце, звёзды и луну:
Как она без зренья красоту опишет?
Как поймёт без слуха звуки и весну?!
Я услышу запахи росы, прохладу,
Лёгкий шелест листьев пальцами ловлю.
Утопая в сумрак, я пройду по саду,
И мечтать готова, и сказать: люблю…
Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не услышу голос, ласковый, живой,
Но слова без звука — чувства трепетанье —
Я ловлю и слышу быстрою рукой.
И за ум, за сердце я любить готова,
Так, как любят запах нежного цветка.
Так, как любят в дружбе дорогое слово,
Так, как любит трепет сжатая рука.
Я умом увижу, чувствами услышу,
А мечтой привольной мир я облечу…
Каждый ли из зрячих красоту опишет,
Улыбнётся ль ясно яркому лучу?
Не имею слуха, не имею зренья,
Но имею больше — чувств живых простор:
Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем
Я соткала жизни красочный узор.
Если вас чаруют красота и звуки, —
Не гордитесь этим счастьем предо мной!
Лучше протяните с добрым чувством руку,
Чтоб была я с вами, а не за стеной.

Я, как и большинство окружающих меня людей появилась на свет в полной базовой комплектации. Две пары конечностей, тулово, голова. Согласно божественного замысла, голова снабжена бесперебойно функционирующими органами чувств. Рот (очень важен — им едят в голову), глаза, нос, уши. Всё так естественно и правильно, что не заставляет задумываться о своём предназначении. Лишь увидев на улице человека в черных очках, нащупывающего дорогу тростью, в моей голове пробуждалось сочувствие: «Несчастный, он не видит этого всего». Не видит, не слышит, не может сказать… Люди, изолированные от мира по одному или двум каналам, таким привычным для нас. Мы силимся представить их жизнь, мы сочувствуем, мы вспоминаем о них… Но как часто? Да… Крайне редко.

О том, что есть слепоглухонемые люди, я даже не задумывалась. В мои опилки ни разу не приходила мысль, что человек может быть лишен сразу зрения, слуха и голоса, пока случайно не натолкнулась на крошечную заметочку в какой-то газете. В ней было сухими словами сказано, что согласно статистике в России проживает более 2000 слепоглухонемых людей, но это не точно, ведь благодаря уникальному российскому законодательству, такие люди могут состоять либо во Всероссийском обществе глухих, либо во Всероссийском обществе слепых. Роскошный выбор, и ни в чём себе не отказывайте.

В тот момент моё сознание зависло, мозг отказывался принимать полученную информацию. Как может человек выжить, не видя и не слыша, не имея возможности позвать на помощь? Как??? Ведь у него остается только обоняние, осязание и вкусовые рецепторы… Но этого так мало…
О таких людях мало информации, как заведено в нашей стране — о слабых, больных, отличных от большинства говорить не положено. Моветон, неформат, никому не нужный бред… Понимайте, как хотите.

Я копала интернет, чтобы узнать, как таких людей учат выживать. Этот процесс сложен и трудоёмок… Однажды я договорилась с дочкой, что какое-то время буду слепоглухонемой, и мне будет нужна её помощь. Завязала плотно глаза, заткнула уши берушами, сжала губы. Но я лукавила себе. Я находилась в собственной небольшой квартирке, в которой сориентироваться, не глядя, для меня не составляет труда. В моей голове сформулированные мысли из достаточного количества слов… И всё же…

Сначала я не знала, что мне делать. Решила, что это утро и я проснулась. Провести все утренние мероприятия получилось не так сложно (хотя рука автоматом тянулась к выключателю).

Завтрак. Ошпарив руку, я сделала кофе, отломила кусок батона, даже отрезала кусок сыра…. Такое простое блюдо, как яичница, стало недоступно. Нащупав в пространстве дочь, я пыталась жестами объяснить ей, что хочу пожарить яйца. В пустоту и темноту. Дочь прикасалась ко мне, что-то пыталась нарисовать на моей ладони… Я не выдержала. Всего минут 15 — вот всё, на что хватило меня.

Я вернулась в привычный мир… До меня вдруг дошло, что слепоглухонемые — это мы! Мы так много болтаем, столько всего выслушиваем и рассматриваем, что разучились видеть, слушать и слышать, мы не в состоянии сказать нужные, важные слова. И всё это произошло от того, что мы утратили способность пропускать через свою кожу чужую боль.

На несколько мгновений станьте слепоглухонемыми, что бы увидеть глазами незрячего, услышать пустоту и пройти два шага ногами человека, прикованного к кровати. Кто-то скажет «бред и оксюморон.» Я пожму плечами — нам не по пути, вы слепоглухонемые. В вашем случае — неизлечимо. Остальным напомню, что в нашей базовой комплектации так же предусмотрена и душа.

© Текст — Кира Биллер.

Зрение, слух, обоняние, осязание – это те качества человеческого организма, без которых нельзя представить обычную повседневную жизнь. Ходить на работу, обнимать родных людей, совершать покупки в любимом магазине и многое другое, большинство этих действий невозможно совершить, не опираясь на возможности нашего организма. Но жизнь непредсказуема. Иногда, в результате болезней либо несчастного случая, на свет появляются люди, у которых ограниченны, либо полностью отсутствуют эти возможности. Как же они справляются в этом мире?

Слепоглухонемые люди – одна из самых тяжелых категорий таких людей. Существует много больных с самыми различными симптомами этой болезни, но условно их можно поделить на четыре типа:

Тотально слепоглухонемые – эти люди полностью лишены слуха и зрения. В большинстве случаев речь может быть восстановлена с помощью специального обучения.

Слабослышащие слабовидящие – такая категория людей сохраняет остаточное зрение и слух, которые помогают им ориентироваться в пространстве.

Слабовидящие глухие – больной полностью лишен слуха, но сохранено остаточное зрение.

Слабослышащие слепые – у больного человека отсутствует зрение, но имеется небольшая возможность слышать звуки.

Казалось бы, эти люди обречены. И история нередко подтверждает фактами из жизни, как такие люди становились полу идиотами, которых семья прятала в самых дальних углах дома, ухаживая за ними до конца их жизни. Но никто не пробовал встать на их место.

Слепоглухие – самые одинокие люди в этом мире. Если человек видит, для него доступны все цвета, если слышит, то люди могут разговаривать с ним, но если он не видит и не слышит, то он практически полностью изолирован от нашей жизни. Чтобы у него была возможность развиваться и жить, ему необходимо обеспечить доступ к информации, которой владеют зряче слышащие, помочь перестроится на чувства, которые у него имеются, и научить общаться.

Как это возможно ? Ведь человек не видит, что ему показывают и не слышит, что ему говорят. Но он может ощупать руками необходимый предмет, исследовать его запах и попробовать на вкус. Всего лишь надо помочь ему перестроится.

Любой человек привыкает опираться в жизни на зрение и слух, порой забывая о том, что у него есть и другие возможности. После потери главных чувств собственного организма психика дезориентирована, без необходимой поддержки человек перестает развиваться, разговаривать, возникают проблемы с вестибулярным аппаратом. В этом случае с помощью специального обучения его можно научить общаться с помощью языка жестов, обучить навыкам самообслуживания, опираясь на чувства, которые у него есть, даже читать и писать с помощью системы Брайля. Некоторые люди с помощью педагога, смогли заново научиться разговаривать, и понимать, что говорят другие, положа руки на горло и губы собеседника. Человеческий организм сохраняет способность к обучению на протяжении всей жизни, лишь бы был педагог, который готов открыть перед своим учеником двери в другой мир.

Наличие остаточных чувств осложняет это обучение. Одно дело, когда человек лишился полностью слуха и . Тогда он может, используя предыдущий жизненный опыт, перестроится на другие чувства. Но, когда имеется остаточный слух или зрение, организм подсознательно пытается опираться на них, игнорируя тот факт, что их уже недостаточно для полноценной жизни. С помощью педагога можно преодолеть это сопротивление, и обучить человека новым возможностям. И тогда остаточные, когда то главные чувства, станут не помехой, а приятным дополнением к такому необычному способу жизни.

А как же быть с теми, кто рожден слепоглухонемым ? Такие дети не знают что такое человеческая речь, для них вообще не существуют предметы такими, какими мы их себе представляем. Их мир, это мир темноты и безмолвия, где нет ничего и никого.

Но и таким детям можно помочь. Важно лишь вовремя начать процесс обучения, не запустив до того момента, как ребенок повзрослеет. Как показала практика, взрослый уже не способен усвоить столько информации, сколько может понять ребенок. И такой человек обречен на полу животное существование, и пожизненную зависимость от других людей…