Карандашная штриховка. Как научиться правильно штриховать простым карандашом. Основы штриховки карандашом

Который я сейчас провожу, возник вопрос «Как научиться красиво штриховать?» Я думаю, это интересно не только участникам курса, поэтому публикую ответ здесь)

Обсуждение началось с этого рисунка:

Юдаев-Рачей Юрий, «Бананы»

На этом примере и будем рассматривать особенности красивой штриховки.

5 принципов красивой штриховки:

  1. Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. Я уже писала о том, как проводить , они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно . Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд ли будут смотреться эффектно)
  2. Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии — смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.
  3. Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать — то весь рисунок. Потому что когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки — от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.
  4. Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними — плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальными линиями, она встанет на дыбы) Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.
  5. Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане — там самые сильные контрасты . Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой — так показывается воздушная перспектива.

И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИЕМ и меньше думать о результате).

Еще одно важное замечание: особенности штриховки во-многом зависят от характера человека и темперамента. Это как почерк. Поэтому не расстраивайтесь, если ваша манера штриховать отличается от манеры других художников, и сравнивайте свои рисунки только с собственными!

Виды штриховки.

Для создания объёма и освещения в рисунке художники пользуются штриховкой. С помощью неё производится тональная проработка листа. Ниже я расскажу о восьми видах штриховки, которые чаще всего используются в классическом рисунке:

1. Обычная однослойная штриховка «зигзагом». Карандаш двигается вправо-влево не отрываясь от листа. Образуется штрих похожий на зигзаг.

2. Наложение двух слоёв штриха «зигзаг». Угол пересечения не должен составлять 90 градусов. При таком пересечении образуется некрасивая «решётка». Пересечение штрихов должно образовывать «ромбики».

3. Штриховка, при которой карандаш касается бумаги только тогда, когда рисуется линия. Карандаш плавно опускается к листу, проводит линию, и затем плавно отрывается от бумаги. Эта разновидность штриховки позволяет соединять штрихи очень мягко и незаметно. Плоскость листа заполняется штрихом ровно, без стыков и «швов».

4. Штрих по окружности. Движения карандаша такие же как в штриховке под номером 3, только по окружности.

5. Штриховка, похожая на вариант под номером 4. Но количество слоёв тут может быть произвольным. Длина штрихов короткая, что позволяет деликатно «лепить» сложные формы, например в портрете.

6. Пересечение двух слоёв штриха под острым углом. Штрих не «зигзагом». Проведя линию, карандаш всякий раз отрывается от бумаги.

7. Штриховка, при которой линии штриха пересекаются под разным углом. Как угол, так и количество слоёв произвольное. Такой штрих хорошо подходит для тональной проработки плоскостей сложной формы, мятых драпировок.

8. Комбинированная штриховка под разным углом. Слой один, хотя при дальнейшей работе можно вводить и дополнительные слои. Такая штриховка хорошо подходит при проработке сложных, геометрически неправильных форм, например, каменистой фактуры.

При работе над тональным рисунком, нужно помнить, что штрих чаще всего должен повторять форму предмета. Он как бы «облегает» форму. При этом насыщенность тона (уровень «черноты») можно набирать двумя способами: силой нажатия на карандаш и количеством слоёв штриховки. При этом штрих не должен быть «глухим», т. е. сквозь линии штриха бумага всё же должна немного просвечивать. Иначе может возникнуть некоторая «замусоленность» штриха, что производит плохое впечатление.

Соединение линий штриха в единое целое.

В рисунке часто приветствуется короткий штрих, который можно «укладывать» по форме изображаемого предмета. Но как проработать, например, плоскость стены короткими штрихами? В таком случае штрихи соединяются в блок. В таблице ниже, я привёл пример того, как это можно сделать:

Ещё одним важным моментом в рисунке является сочетание работы плоскостью и остриём карандаша. Штрих может быть «пушистым», т. е. широким и размытым. А может стать четким и острым. В штриховке используется каждый из этих подходов — как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. В таблице, приведенной ниже, показаны сочетания острого и широкого штриха:

Первый способ. Широким штрихом можно сделать основу рисунка — первый слой. А поверх, во втором слое, использовать острый штрих и детальную проработку.

Второй способ. Соседство широкого и острого штрихов создает интересную фактуру. Если штрих делать коротким и разнонаправленным, то им можно прорабатывать массу листвы в кроне дерева.

Третий способ. Мягкие материалы тканей, мех, листва… — прорабатываются широким, мягким штрихом. Он хорошо передает материальность такой поверхности. Острым штрихом прорабатываются предметы из металла, стекла, гипса и т. д. Т. е. там где нужна чёткость и жесткость.

В заключении, хочу сказать, что существуют разные техники ведения тонального рисунка, большое количество разновидностей штриховки, разные подходы в работе. Но описанные в этой статье ключевые моменты, являются основой, на которой базируется работа над академическим рисунком.

Алексей Епишин.

Как на практике реализуется вышесказанное Вы можете посмотреть на примере моих работ в разделе .

Многие новички в рисовании часто сталкиваются с проблемой неправильной штриховки. На самом деле в книжках по рисованию этому уделяется очень мало внимания, хотя это основы. Я собрала материалы по штриховке карандашом из разных источников: учебников, видео-уроков и статей из интернета, и постаралась объединить их в одну статью. Сначала мы обсудим теорию, а затем выполним 2 практических задания для закрепления материала.

Для чего нужна штриховка?

Штриховка необходима для того, чтобы придать нарисованным предметам форму, обозначить как падает свет и тень, придать текстуру объектам. Если вы будете соблюдать основные принципы штриховки карандашом , то сможете рисовать любые трехмерные объекты.

Основные принципы штриховки карандашом

  1. Штрихуем от тени к свету. У большинства объектов есть поверхности освещенные и затененные. Поэтому вам необходимо делать плавные переходы от света к тени. Один из методов — постепенно наносить все больше пигмента на затененные поверхности и меньше — на освещенные. Двигайтесь от тени к свету, постепенно делая линии длиннее и светлее. Главное, что нужно помнить — начинать штрих необходимо с темной поверхности объекта.
  2. Перекрестная штриховка. Когда вы используете перекрестное штрихование, угол наклона должен быть минимальным. В то же время не стоит штриховать прям совсем в линию, иначе получится «волосатая» штриховка, обязательно нужно делать наклон. Штриховка каждого излома наноситься в отдельном направлении.
    Пример неправильной перекрестной штриховки
  3. Чистые линии. Отрывайте карандаш от бумаги, чтобы получались отдельные линии.

    В завершении статьи я хочу посоветовать вам посмотреть пару видео, которые помогут вам понять как выглядит правильная штриховка наглядно на примерах и как можно исправить ошибки.

    Как правильно точить карандаши и делать штриховку:

    Основные ошибки в штриховке карандашом и как их исправить:


    Надеюсь эта статья была полезна для вас. Возможно я учла не все основы штриховки, поэтому буду рада вашим дополнениям и замечаниям. Пишите комментарии!

Как быстро и легко научиться штриховать карандашом? Нужно практиковаться, запастись терпением и конечно же разбираться в видах и техниках штриховки. А также понимать некоторые правила, которые помогут сделать наложение линий красивыми.

Техника штрихования является основой изобразительного искусства, художники начинают свой профессиональный путь с нее и в процессе творческой деятельности выбирают, какая техника подходит им больше всего. О том, какая она бывает читайте в статье , а в этой статье мы подробно рассмотрим один из самых популярных способов – перекрестную штриховку, нарисуем предмет и поговорим, с помощью каких принадлежностей рисовать.

Перекрестное штрихование является популярной художественной техникой, используемой для добавления тени и объемности нарисованным объектам. Оно включает в себя заполнение пространства, по крайней мере, двумя наборами линий, причем второй набор пересекает первый, чтобы создать более темный эффект.
Для начинающих, перекрестная штриховка на первый взгляд может показаться сложной, но не так страшен черт, как его малюют. Чтобы освоить эту технику, вам нужно начать с обычных штрихов, использовать острый карандаш или ручку с тонким наконечником, сделать для себя шкалу значений и обращать внимание, как свет падает на объект для создания тени.

Основы штриховки карандашом

Учимся штриховать и начинаем осваивать основы штриховки карандашом. Для этого нарисуйте серию параллельных линий, которые являются базовой штриховкой и первым шагом в перекрестной. Существует два типа базовой штриховки: параллельная и контурная. Обе могут быть использованы в качестве основы для перекрестной. Независимо от того, какой тип вы используете, в стандартной штриховке линии не пересекаются друг с другом. Вам также следует постараться, чтобы линии были равномерно распределены для плавного затенения.

  • При параллельной штриховке ваши линии должны оставаться прямыми и проходить вертикально или горизонтально.
  • В штриховке по контуру, линии должны следовать контуру объекта.
  • Практикуйтесь, рисуя серию штрихов на клочке бумаги.

Добавьте перпендикулярный ряд линий над первым. Чтобы использовать штриховку на предмете, нарисуйте второй слой поверх первого набора, идущего в противоположном направлении.

  • Второй слой должен пересекать первый в перпендикулярном или почти перпендикулярном направлении. Однако линии второго слоя не должны пересекаться друг с другом.
  • Линии должны соответствовать тем, которые используются в базовом слое. Например, если вы начали с параллельных штрихов, ваши перекрестные линии также должны быть параллельными.
  • Практикуйтесь, добавляя новые слои.

Нарисуйте меньше линий, растянутых дальше друг от друга, чтобы создать более легкое затенение. Вы можете изменить значение тени, изменяя количество линий, которые рисуете. В областях, где требуется более легкое затенение, нарисуйте меньше штрихов и расположите их дальше друг от друга.

Увеличьте плотность линий или добавьте слои, чтобы сделать изображение более темным. В тех частях рисунка, где требуются более глубокие тени, увеличьте количество линий и разместите их ближе друг к другу. Вы также можете наложить дополнительные серии штрихов, чтобы сделать эту область более темной и более затененной.

  • Как вариант, начните с набора вертикальных линий, затем горизонтального набора, затем диагонального набора, а затем противоположного диагонального набора. Это позволит вам создать более глубокий и темный эффект тени.

Добавьте глубину с точной штриховкой. Добавьте еще больше слоев в разных направлениях, чтобы создать очень тонкую и насыщенную штриховку.

  • Тонкие карандаши лучше всего подходят для этой техники, потому что они могут создавать точные линии, которые, кажется, смешиваются вместе, если смотреть на них из далека.

Вращайте свою бумагу, чтобы попробовать новую перспективу. Для освоения перекрестной штриховки может потребоваться некоторое время поэтому если у вас возникли проблемы с представлением того, куда должны идти тени, попробуйте повернуть бумагу. Ищите области, которые вы, возможно, забыли затенить, или места, где тень не падает правильно.

  • Часто долгое время глядя на рисунок может затруднить просмотр проблемных областей, вращение бумаги может дать вам новую перспективу и помочь заметить эти области.

Штриховка карандашом для начинающих основывается на принципах, применимых ко всем техникам. Научившись накладывать базовые штрихи, вы с легкостью овладеете другими техниками штриховки карандашом, даже если вы новичок.

Штрихование объемного предмета

Давайте поэтапно создадим рисунок карандашом используя штриховку.

Нарисуйте контур объекта карандашом. Перед штриховкой вам нужно нарисовать фактическую форму или объект, который вы хотите заштриховать. Найдите реальный предмет, фотографию или представьте свой собственный.

Когда рисуем рисунок карандашом важно определить правильное освещение. Прежде чем добавлять какие-либо линии, рассмотрите предмет и изучите, как свет попадает на объект и отражается от его поверхности. Это поможет определить, какие области рисунка должны иметь наименьшее затенение, а какие — более сильное.

  • Если предмет находится в вашем воображении, попробуйте представить, как свет упадет, или найдите похожий предмет для исследования.
  • Обратите внимание, что самые легкие участки не будут иметь линий. Ваш воображаемый источник света попадет прямо в эти области, поэтому у них не должно быть теней.
  • Области и поверхности, более удаленные от вашего воображаемого источника света, должны быть более темными и потребовать дополнительной штриховки.
  • Если вам сложно представить источник света и отбрасываемые им тени, найдите фотографию простого объекта, освещенного одним источником света. Обратите внимание, где падают свет и тени, и попробуйте скопировать этот эффект с помощью штриховки.

Нарисуйте штриховые линии, где тени падают на объект. Нарисуйте ваш базовый слой стандартных штрихов по контуру. Держите линии в каждой секции параллельно друг другу, даже если они изгибаются по контурам предмета.

  • Поместите больше штрихов ближе друг к другу в секциях, которые нуждаются в более сильном затенении. Для участков, которым требуется более светлый оттенок, расположите метки штриховки дальше друг от друга и используйте меньше штрихов в целом. Базовые линии должны указывать, какие области темнее других, даже до добавления штриховки.

Добавьте линии штриховки. Нарисуйте слой перпендикулярных или почти перпендикулярных поперечных штрихов над базовым слоем. Постарайтесь, чтобы расстояние, количество и расположение поперечных штрихов были такими же, как и у меток базовой штриховки, чтобы области рисунка с большим количеством штрихов также имели больше линий.

Пройдитесь по рисунку чернильной или гелевой ручкой. Это в том случае, если вы почувствовали в себе силы, если нет, просто пройдитесь темным карандашом. В тот момент, когда вы глянете на изображение и решите, что оно готово, поверх линий, нарисованных карандашом, пройдитесь чернилами.

  • При работе с чернилами, сперва нарисуйте линию на отдельном клочке бумаги, прежде чем переходить к рисунку. Это позволит выгрузить часть излишков чернил и не наставить клякс на рисунке.
  • Сначала пройдитесь по контуру чертежа, а затем проработайте каждый раздела штриховки. Работайте осторожно и старайтесь как можно точнее следовать ранее созданным линиям. При необходимости вы можете добавить дополнительные штрихи, но старайтесь не увлекаться, поскольку вы не сможете отменить ни одну из отметок, сделанных на этом шаге.
  • Обратите внимание, что любые отметки карандашом, которые все еще видны после чернил, могут сделать рисунок темнее, чем он должен быть, не беспокойтесь по этому поводу.

Сотрите линии, нарисованные карандашом, когда чернила высохнут. Дайте чернилам высохнуть, затем используйте ластик, чтобы аккуратно удалить все видимые следы карандаша с окончательного рисунка.

  • Подождите, пока чернила высохнут, прежде чем пытаться стереть. Если вы проведете ластиком по рисунку, пока чернила еще мокрые, вы размажете их и испортите четкость штриховки.

Такой рисунок карандашом со штриховкой под силу начинающим художникам, главное следовать советам и не бояться, что не получится.

Материалы для штриховки

Чтобы правильно овладеть техникой штриховки карандашом, новичку необходимо использовать правильные инструменты. Это не значит, что сразу же нужно бежать в магазин за профессиональными принадлежностями, но несколько видов карандашей по степени жесткости, ластик и бумага вам наверняка пригодятся.

Для рисования используйте хорошо заточенный карандаш или тонкую ручку. Поскольку при перекрестной штриховке необходимо рисовать тонкие линии близко друг к другу, необходимо использовать тонкие стержни. Используете ли вы карандаш или ручку, убедитесь, что он острый или с тонким концом, чтобы сделать линии точными.

  • Даже если вы хотите, чтобы окончательный рисунок был нарисован ручкой, рекомендуется начать рисовать карандашом. Используйте карандаш для рисования, механический карандаш или заостренный стандартный карандаш НВ.

Создайте для себя шкалу значений. Прежде чем начать рисовать рисунок, создайте шкалу значений, чтобы помочь вам поддерживать сбалансированный диапазон штриховок. Нарисуйте 4 одинаковых квадрата по 1 см (2,5 см) в линию, затем заполните каждый квадрат разными значениями, переходя от светлого к темному.

Используйте методы, такие как изменяющаяся плотность и добавление линий, чтобы постепенно переходить от самых светлых к темным.

  • Используйте карандаш и бумажку для этого упражнения.
  • Когда вы рисуете, обратитесь к этой шкале, чтобы определить желаемый диапазон значений. Например, вы можете выбрать одно поле значений на шкале, чтобы оно было самым темным значением на рисунке. Используйте свою шкалу, чтобы сравнивать с рисунком и убедитесь, что вы не штрихуете темнее.

Используйте кусок бумаги, чтобы заблокировать секции. При рисовании кладите кусочки бумаги на места, где не требуется перекрестной штриховки. Это также поможет вам сохранить аккуратные линии штриховки и избежать случайных линий.

Надеюсь, для новичков, эта статья с описанием техник штриховки карандашом оказалась интересной и познавательной. Следуя простым советам, можно быстро научится правильно накладывать линии и создавать красивые изображения. В рисовании создавая рисунок, штриховка карандашом играет важную роль, не важно начинающий вы художник или профи, линии накладывают все, чтобы получить желаемый результат. Поэтому не бойтесь пробовать, практикуйтесь и все у вас получится.