Непроизносимая в слове примеры с проверкой. Дидактические материалы по русскому языку для начальной школы. Буква непроизносимого согласного в корне слова

Задание 1. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.

Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

Задание 2. Д :

A.злос…ный нарушитель;

B.окрес…ные леса;

C.громоз…кий шкаф;

D.редкос…ный экспонат;

E.хлёс…кая речь.

Задание 3. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т :

A.прекрас…ное настроение;

B.чудес…ный день;

C.безопас…ность движения;

D.прелес…ная девушка;

E.обстановка глас…ности.

Задание 4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т :

A.встреча ровес…ников;

B.дружба сверс…ников;

C.интерес…ный собеседник;

D.искус…ная мастерица;

E.блес…нуть в вышине.

Задание 5. Выбрать слово с непроизносимым согласным В :

A.че…ствовать героев;

B.уча…ствовать в турнире;

C.я…ственно слышать;

D.вкусные я…ства на столе;

E.ше...ствовать над классом.

Задание 6. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д :

A.Беда завис…ника в его зависти.

B.Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..

C.Чес…ный нечес…ному не товарищ.

D.Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.

E.Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

Задание 7. Вставить, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.

Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

Задание 8. Вставить пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.

Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

Задание 9. Переписать, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.

1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев ) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко ) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов ) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен ) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров ) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой ) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов ) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин ) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов ) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн ) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич )

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке!

В таких словах согласные

Всегда вы только пишите,

Но чтобы стало ясно вам,

Вы их сейчас услышите.

(В. Волина.)

До чего ж сегодня день прелест ный

Сол нце в небе празд нично горит,

Освещает мест ность и окрест ность

И теплом своим серд ца бодрит.

1. Прочитай слова.

Грусть, грустить, грустный.

Что означает каждое слово? Назови корень этих слов. Произнеси те же слова вслух. Найди и назови слово, в котором буква не обозначает звука. Расскажи, как нужно рассуждать, чтобы не ошибиться в написании этого слова.

2. Из двух столбиков выбери однокоренные слова. Запиши их парами. Проверочное слово пиши перед проверяемым. Выдели корень. Подчеркни непроизносимые согласные.

Образец: Уста - уст ный

уста бессовестный

свист хрустнул

ненастье устный

место неизвестный

известие ненастный

совесть местность

3. Прочитай. Где проверяемое, а где проверочное слово? Выпиши сначала проверочное, а затем проверяемое слово. Обозначь орфограмму.

Образец: мест о - мест ный

1. Звезда, звёздное

2. Яростный, ярость

3. Гигант, гигантский

4. Счастливый, счастье.

Придумай и запиши предложение с любым из проверяемых слов.

4. Выбери и выпиши слова с непроизносимыми согласными. Рядом записать проверочные слова.

Здоровье, солнце, лист, сердце, звёздный, книга, известный, друг, радостная, окрестность, столбик, яростный, честный, праздник, прелестная.

5. Списать слова, обозначающие признаки предметов. Вставить пропущенные буквы. Рядом записать слова, обозначающие предметы.

Праз…ничный(что?) ……….. Звёз…ное(что?) ……………

Чес…ный (кто?) …………….. Ненас…ная(что?) ………….

Счас…ливый(что?) …………. Неизвес…ный(кто?) ……….

Грус…ное (что?) ……………. Радос…ный (что?) ………….

6. Спиши. Подбери проверочные слова к данным. Обозначь орфограмму. На

какие вопросы отвечают проверочные слова?

Образец: радостный - радости

Властный, ужасный, крепостной, скоростной, прелестный, честный,



7. Подберите к выделенным словам близкие по значению слова, но с непроизносимой согласной. Вставьте пропущенные буквы.

Огромная стройка, яркое светило, очаровательное личико, дождливые дни, печальная история, весёлое событие, знаменитая певица.

Слова – помощники: со…нце, ненас…ные, извес…ная, прелес…ное, грус..ная, гиган…ская, радос…ное.

8. Прочитай. Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Подбери к ним как можно больше однокоренных слов и запиши их. Подчеркни непроизносимые согласные.

Поздняя осень. Грачи улетели,

лес обнажился, поля опустели.

Только не сжата полоска одна …

Грустную думу наводит она …

Н. Некрасов.

9. Составь словосочетания по образцу.

Образец: (радость) день - радостный день

(Область) город, (счастье) встреча, (гигант) завод, (доблесть) труд, (честь) поступок, (прелесть) картина, (ярость) ветер, (капуста) котлеты, (ненастье) погода, (несчастье) случай.

Подчеркни непроизносимые согласные.

10. Прочитай. Выпиши слова с непроизносимыми согласными. Подбери и запиши однокоренные слова. Подчеркни непроизносимые согласные.

А рябина осень празднует, бусы красные надев (О. Высотская)

И во все свои свирели птицы радостно запели (И. Демьянов)

Над глухою степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут. (И. Никитин)

11. Отгадай загадки Н. Толоконникова. Найди в загадках однокоренные слова с непроизносимыми согласными. В каких загадках они содержаться? Докажи, что данные слова однокоренные. Выпиши их, подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму. Найди и выпиши слова с буквосочетаниями жи, ши, чк, подчеркни.

В буйном море - океане

Рыба страшная живёт,

У неё большой живот,

Пасть с ужасными зубами.

В этом хоре музыканты

Все во фраках, словно франты.

Но поёт ужасно хор.

Хору нужен дирижёр.

Обитатель леса шустрый

Своровал листок капустный.

У него дрожат реснички:



«Нет ли где – нибудь лисички?»

Звёзд ный, позд но, празд ник, серд це.

Вест ник, власт ный, гигант ский, груст ный, доблест ный, извест ный, капуст ный, кост ный, крепост ной, лест ница, мест ность, ненаст ный, област ной, окрест ность, прелест ный, радост ный, свист нул, счаст ливый, трост ник, уст ный, част ное, чест ный, шест надцать, ярост ный.

Здрав ствуй, чув ство, яв ственный.

С о л н ц е.

13. Прочитай. Попробуйте проговорить проверочные слова без буквы Д

Буд то - будет, громозд кий - громоздить

Звёзд ный - звезда (звёздочка, звездопад)

Наход чивый - находить.

Позд но, позд няя, припозд нился - опоздал (опоздание)

Празд ник, празд ничный, празд новать, празд ность, празден,

Серд це - сердечко (сердечный)

Прочитай. Попробуйте проговорить проверочные слова без буквы В

Здрав ствуй, здрав ствуйте, здрав ствовать - здравие (поздравить)

Л

Сол нце - солнышко (солнечный)

Прочитай. Попробуй проговорить проверочные слова без буквы Т

Агент ство – агент; бессовест ный, бессовест но – совесть; вест ник, повест ка - весточка; власт ный, власт но - власть (властитель) , гигант ский - гигант (гигантизм) ; груст ный, погруст нел, груст но - грусть (грустить); доблест ный, доблест но - доблесть; мест ность, мест ные, мест ный - место (поместить); окрест ность, окрест ные, окрест ный - крест.

14. Измени словосочетания по образцу.

Образец: сахар из тростника - тростниковый сахар.

Площадка на лестнице - ………………………………………..

Житель данной местности - …………………………………….

День праздника - ………………………………………………….

Человек, который получил известность -…………………………

Подчеркни согласные в однокоренных словах.

15. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни непроизносимые согласные. В скобках напиши проверочные слова.

Доброе (………..) сер…це, яркое (………..) со…нце, (………….) чес…ное слово, (………..) грус…ное настроение, (…………) извес…ное имя, (……….) ненас…ное утро, (……….) звёз…ное небо, (………..) капус…ное поле.

16.. Вставьте непроизносимые согласные. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.

Звёз…ное, доблес…ный, мес…ность, поз…но, погрус…нела, ярос…ная, чес…ное, свис…нул, грус…ная, мес…ные, тягос…но, окрес…ная, сер…це, извес…ная, гиган…ское, хлес…нули, вес…ник, громоз…кий, праз…новать, спор…смен.

17. Вставьте пропущенные буквы. Имена существительные с непроизносимыми согласными подчеркните одной чертой, а имена прилагательные - волнистой линией. Выделите орфограмму.

Прелес…ная, мес…ность, окрес…ная, со…нце, звёз…ное, наез…ник, грус…ный, лес…ница.

18. Подберите к данным словам однокоренные с непроизносимой согласной в корне. Вставьте пропущенные буквы.

Здравие, пасти, известно, хрустеть.

Слова - помощники: пас…бище, хрус…нул, здра…ствуй, вес…ник.

19. К словам в скобках подбери однокоренные прилагательные. Запиши словосочетания, выдели корень. Подчеркни непроизносимые согласные.

Образец: Счаст ливый день

(счастье) день, (ненастье) вечер, (известие) певец, (уста) ответ, (место) магазин, (капуста) салат, (честь) человек.

20. Выборочный диктант. Выбери и запиши слова с непроизносимой согласной.

П о с л о в и ц ы.

1. Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

2. Счастливый к обеду, несчастный - к ответу.

3. Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

4. Сердце матери лучше солнца греет.

5. Радостная жизнь веселит сердце.

6. Будет и на нашей улице праздник.

21. Выучите стихотворение. Оно поможет вам при изучении темы «Непроизносимые согласные» . Запомните сочетания СН, ЗН.

Не чудесно , не прекрасно ,

А ужасно и опасно

Букву «т» писать напрасно

В словах вкусный, интересный .

(И. Козловский)

Запомни эти слова!

Чудесн о, прекрасн о, ужасн о, ясн ый, опасн о, напрасн о, вкусн о, интересн о, тесн ый, пресн ый, небесн ый, парусн ый, отвесн ый, согласн ый, адресн ый, уксусн ый, безгласн ый, бессловесн ый.

Безобразн ый, грязн ый, любезн ый, железн ый, колхозн ый, слёзн ый, серьёзн ый, грозн ый, алмазн ый.

23. Подчеркните сочетания СН, ЗН. Обязательно проговаривайте вслух проверочные слова.

Тесн ый, алмазная, прекрасная, отвесная, ужасно, безобразная, парусная, уксусная, колхозный, ужасные, любезное, ясная, грязное, отвесная, вкусный, интересные, грозная, ясное, запасная, ежечасное, навесной, несносный.

24. Вставь, где нужно, непроизносимые согласные. Обязательно вслух проговаривайте проверочные слова.

Ус…ные, ужас…ное, звёз…ные, прекрас…но, чес…ный, поз…новато, час…ный, праз…ничный, небес…ное, напрас…ные, извес…ные, бессовес…ная, хлес…нули, хрус…нуло, крас…ное, ненас…ная, гроз…ное, извес…ная.

25. Отгадайте загадку, напишите отгадку!

* Когда и лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне!

Но прислони меня к стене -

Найдёте дело сразу мне.

(Л - - - - - - - .)

* Подберите верные слова.

Мороз и ……. ; день ………… !

Ещё ты дремлешь, друг …………….. .

(А. Пушкин)

…………., князь ты мой ……….. !

Что ты тих, как день …………… ?

(А. Пушкин)

Слова - помощники: прелес…ный, со…це, чудес…ный, прекрас…ный, ненас…ный, здра…ствуй.

26. З р и т е л ь н ы е д и к т а н т ы.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края

Хорошие соседи,

Счастливые друзья. (С. Михалков.)

Заварила чайка чай

Из морской капусты.

Рыбы пили - похвалили,

Чай у чайки вкусный. (И. Демьянов.)

Ёлка в блёстках ледяных,

В тёплых слёзках смоляных.

Светлая, зелёная,

Солнцем озарённая. (А. Барто.)

27. Предупредительные и объяснительные диктанты.

Сол нце ещё не взошло. Ненаст ным утром охотники ушли за добычей. В лесу слышался тягост ный вой. Маленькой и слабой чув ствовала себя Настя перед этой силой.

На аллеях группы людей сгребают гигант ские охапки пожелтевшей и покрасн евшей листвы. Позд ней осенью наша мест ность кажется груст ной. В окрест ностях чудесн ые краски ранней осени сменил пресн ый серый цвет. На серд це появилось ужасн ое чув ство тоски.

Чудесн ая снежная скатерть на полях сверкала миллионами алмазн ых отблесков.

Она походила на звёзд ный небесн ый свод.

Гигант ские тучи казались железн т ные и безобразн ые.

Тучи власт т ность.

28.. Зрительный д и к т а н т.

1. Три девицы под окном пряли позд но вечерком. (А.С.Пушкин)

2. День с утра стоял ненаст ный, лужи серые везде. (Е. Благинина)

3. Нарядилась и рябина в белый празд ничный наряд(Е. Трутнева)

Объясни написание непроизносимой согласной.

29. Выборочный д и к т а н т. Выпиши слова с непроизносимой согласной.

1. Здравствуй, солнце золотое!

2. Кролик лист капустный грыз (К. Чуковский)

3. Лестница – чудесница бежит сама собой (Е. Тарахановская)

4. Под навесом прячутся грустные грачи (Г. Ладонщиков)

6. С окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями.

(А. Пушкин)

7. Была тихая - тихая звёздная ночь (Д. Мамин – Сибиряк)

30. Спиши, рядом напиши слова, которые отвечают на вопрос какой?

Образец: запаслив (какой?) - запасливый

Вкусен - …………………….

Чудесен - ……………………..

Опасен - ……………………..

Прекрасен - ……………………..

Интересен - ……………………..

Вынослив - ………………………

Ужасен - ………………………

Ясен - ………………………

31. Страничка - тест.

Яс…ное, кос…ная, доблес…ная, мес…ное, любез…ное, прелес…ный, уксус…ная, свис…нул, извес…ный, парус…ная, безобраз…ная, час…ное, гиган…ский, ужас…ный, звёз…ный, сер…це, запоз…но, безглас…ная, прес…ный, праз…ничный, окрес…ный, интерес…ный, ненавис…ный, прихвас…нула, доблес…ный, чудес…ный, влас….ный.

32. Словарный д и к т а н т.

Солнце, сердце, звёздный, радостный, праздник, окрестность, честный, грустная, счастливая, лестница, здравствуй,

Местный, интересный, ужасный, опасный, крепостные, устный, прекрасный.

33. Напишите по памяти по 5 слов с непроизносимой согласной и сочетаниями СН, ЗН.

Если не получилось, то вернитесь к предыдущим упражнениям, прочитайте их ещё раз.

Затем закройте книгу и выполните данное задание.

34. Послушай отрывок из сказки Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков». О какой орфограмме идёт речь в отрывке? Объясни, как ты понимаешь выражение «сомнительные и скрытые буквы»

В самом деле, как пишется слово «солнце» ? Зоя Филипповна всегда советовала нам изм…нять слово так, чтобы все сомнительные и скрытые буквы выл…зали наружу. Быть может, попробовать?

И я начал выкрикивать: «Солнце! Солнышко! Солнечный!». Ага! Выл…зла буква «л». Я схв…тил мел и быстро вып…сал её. В эту же минуту солнце снова загл…нуло в зал.

Какие способы проверки орфограммы «Непроизносимые согласные в корне слова» ты знаешь?

Найди и выпиши слова:

1. с орфограммой - большой буквой в именах;

2. с удвоенной согласной в корне слова;

3. с непроизносимой согласной.

Назови проверочные слова.

35. Прочитай правило в стихах. Для каких слов стихотворного правила написание буквы т , действительно, оказывается ошибочным? Докажи! Выпиши эти слова, а рядом запиши проверочные. Обозначь орфограмму.

И ужасно, и опасно

Букву т писать напрасно!

Всем известно, как прелестно

Букву т писать уместно!

Выпиши слова с буквосочетанием стн. Докажи, что эти слова написаны верно.

36. Творческие д и к т а н т ы.

1. Ночью звёздное небо. Окрестность. Поздно.

2. День рождения. Радостно. Бьётся сердце.

Придумай предложения с данными словами так, чтобы получилось два небольших текста.

37. Прочитай сочетания слов. Замени их синонимами с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова». Обрати внимание: эти слова должны отвечать на вопросы какой? какая? Обозначь орфограмму.

Образец: унылая песня - груст ная (груст ить)

Правдивый ответ - ………………………………..

Здешний житель - ………………………………..

Занимательная книжка - …………………………….

Красивый пейзаж - …………………………………

38.. Предупредительный диктант со слуховой подготовкой. Послушай текст. Найди слова с орфограммой «Непроизносимые согласные в корне слова», объясни написания. Проговори все слова в предложениях, как будешь писать. Запиши текст под диктовку. Обозначь орфограммы.

Как прекрасно звёздное небо! Группы звёзд образуют созвездия. Человек дал им чудесные названия: Лев, Весы, Дева … А вокруг Солнца вращаются девять небесных тел. Это планеты. И одна из них - наша Земля.

Выпиши однокоренные слова, выдели корень.

39. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни непроизносимые согласные.

Здра…ствуй, осень золотая! Школа, со..нцем залитая! (В.Лебедев-Кумач)

Рыж…й, рыж…к рыж не зря рыж…к - вес…ник сентября.

(Б. Мусатов)

На дорогах лужи морщатся от стуж…, под навесом прячутся грус…ные грачи. (Л. Ладонщиков)

40. Прочитай. Выпиши только те предложения, в которых встречаются слова с непроизносимыми согласными. Перед словами с непроизносимыми согласными в скобках напиши проверочные слова.

Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень. Тёплое солнце и холодный ветер. Увядание и тишина. И грустно и радостно.

(По Н. Сладкову)

41. Отгадай загадку, напиши отгадку. Выдели орфограмму.

Отгадайте, кто такой я?

Поднимаюсь к облакам,

Странным криком в шторм морской я

Предвещаю морякам.

(Б - - - - - - - - - - .)

Бегает быстро и метко стреляет –

Как одним словом их всех называют?

(С - - - - - - - - - .)

Найди пару. Вставьте пропущенные буквы.

Находящийся в запасе. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости.

Слова – помощники: кос…ный, вкус…ный, завис…ливый, интерес..ный, запас…ной.

42. Найди пару. Вставь пропущенные буквы.

Ус…ный, прекрас…ная, опас…ная, счас…ливое, чудес…ные.

Сер…це, лес…ница, окрес…ность, мес…ность.

Придумай предложение с одним из словосочетаний.

43. Предупредительные д и к т а н т ы.

Л а в и н ы.

Опасн ы снежные бури в горах. После таких бурь надо быть осторожным. На скалах лежат гигантские снежные шапки. В такой мест ности бывают лавины. Извест но много случаев, когда в лавинах гибли люди. (40 слов)

Домик Мальвины.

Буратино увидел прелест ную лужайку. На ней стоял чудесн ый домик. На ставнях были нарисованы сол нце, луна, звёзд ное небо. Вокруг росли прекрасн ые цветы. В этом доме жила девочка Мальвина.

44. Прочитай. Какие буквы нужно вставить вместо пропусков? Почему? Какие ещё орфограммы ты увидел? Обозначь их, объясни написания. Запиши под диктовку. Проверь по книге.

В окрес…ностях славного Новгорода жила прекрас…ная царевна Волхова.

Полюбила царевна добра молодца Садко. Но не стала она счас…ливой. Другая девушка завладела сер…цем Садко.

Узнала об этом Волхова, заплакала. Слёзы её жемчужинками падали на траву и превращались в чудес…ные белые цветы. Люди назвали те цветы ландышами …. (По материалам журнала «Мурзилка»)

45. Столбиком списать слова. Рядом, через чёрточку, записать однокоренные с непроизносимыми согласными.

Солнечный - ……………….. Место ……………………

Радость - …………………… Прелесть - ……………….

Сердечный - ………………… Уста - ……………………

Трость - ……………………. Доблесть - ………………..

Весть - ……………………… Запоздалый - ……………..

46. Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Выдели непроизносимую согласную.

1. Со…нце осветило окрес…ность.

2. Хрус…нула сухая ветвь на с…сне.

3. Прол…тела прелес…ная птичка.

4. Пастух гонит стадо на пас…бище.

Какие ещё орфограммы ты увидел?

47. Вставьте пропущенные согласные.

Грусть - грустный дети - де __ __ тво

известие - извес__ный звезда - звё__ ___ ный

место - мес___ный опоздал - по__ __ ний

пасти - пас___бище здравие - здра__ __ твуй

прелесть - прелес___ный радость - радос __ный

свист - сви___ ___нул ужас - ужас __ ный

счастье - сча___ ____ливый напрасен - напра__ ___ ный.

Не путайте: чувст во – чувств овать, но част ь - участ вовать.

48. Комментированное письмо.

1. Стояла поздняя осень. (В. Сутеев)

2. Счастливым и красивым делает человека работа (Пословица)

3. Работа сердце веселит. (Пословица)

4. Под навесом прячутся грустные грачи. (Г. Ладонщиков)

5. В поздний вечер буря за окном шумела. (А. Плещеев)

49, Из слов каждой строчки составить предложения. Записать. Подобрать название к получившемуся тексту.

стоят, дни, ненастные;

тучи, солнце, закрывают, тяжёлые;

с, морозит, утро, позднего, до, вечера, дождь;

деревьев, с, ветер, срывает, яростно, листья;

стало, в, грустно, лесу.

Выделить орфограмму «Непроизносимые согласные»

50. В пословицы вставить подходящие по смыслу слова с непроизносимой согласной в корне.

1. …………….. матери лучше ………………. греет

2. …………….. нечестному не товарищ.

3. Тайна, ……………….. троим, уже не тайна.

4. Рукам работа - душе ……………… .

5. Беда …………….. в его зависти.

6. ………………. встанешь - мало сделаешь.

7. Человек трудолюбивый ……………… самый …………… .

Слова для справок: солнце, честный, сердце, известная, завистник, праздник, счастливый, поздно.

51. Творческая р а б о т а.

Составь небольшой текст на одну из данных тем.

Ёлка наряжается.

Праздник приближается. (Я. Аким)

Мы любим дни морозные,

Катка упругий лёд,

Ночное небо звёздное

И шумный Новый год! (О. Высотская)

52. Предупредительный, объяснительный диктанты.

В е с н о й.

Тёплый воздух. Высокое солнце. Звонко поют синицы. Они торопят весну. Радостный звон слышу в небе. Это летят на родину птицы. Вот свистнул дрозд. Над опушкой слышится прелестный голос незнакомой птички.

Ночью была вьюга. Дул яростный ветер. К утру стало тихо. Охотник стоял на краю леса. Он осматривал местность. Солнце поднималось над верхушками деревьев. Через дорогу катился белый комок. Это был молодой заяц. Охотник свистнул. Заяц бросился в кусты.

53. Диктант - подготовка. Напиши под диктовку.

Поздняя осень.

Позади сч астливое и радост ное лето. Прошла чудесн ая золотая осень. Стоят ненаст ные дни позд ней осени. В лесу ужасн ая грязь. Жёлтые и красн ые листья уже потемнели. Они лежат на земле безобразн ой скользкой массой. Ночью редко можно увидеть прекрасн ое звёзд ное небо. На небесн ом своде видны пресн ые серые тучи. Здрав ствуй, утреннее солнышко! Но напрасн о низкое сол нце хочет удержать тёплую погоду. Близко зима. (60 слов)

Если ученик допустил ошибки, особенно в выделенной орфограмме, необходимо выписать данные слова и подобрать проверочные к ним.

54. Диктант - тест. При написании диктанта ученику необходимо внимательно слушать и обязательно проговаривать текст «губами».

Низкое зимнее солнце было чуть-чуть красн оватым. Чудесн ая снежная скатерть на полях сверкала миллионами алмазных отблесков. Она походила на звёзд ный небесн ый свод. Гигант ские тучи казались железн ыми. Они складывались в картинки - прелест ные и безобразн ые. Тучи власт но глядели на опустевшую зимой мест ность. Полетели вниз чудесн ые снежинки, похожие на прекрасн ые звёздочки. Наступила ненаст ная погода. Ярост ный ветер налетел на гигант ские деревья. Но они доблест но выдерживали его атаки. Груст ные деревья чув ствуют тоску по весеннему теплу. (69 слов)

Если в тексте допущены ошибки на выделенную орфограмму, значит надо вернуться к выполнению упражнений на данную тему.

55. Замените выделенные слова близкими по значению словами с непроизносимой согласной. Выделите орфограмму.

Знаменитый писатель, красивая девочка, близлежащие места, шумное торжество . весёлый народ.

Слова – помощники: радос…ный, извес…ный, прелес…ная, праз…ник, окрес…ные.

56. Замени одним словом.

1. Обращаться с приветствием.

2. Центральный орган кровообращения.

3. Белая бабочка.

4. Выраженный словами.

Слова – помощники: приве…ствовать, сер…це, словес…ный, капус…ница.

57. Диктант - подготовка.

П р о г у л к а.

Мы гуляли по окрест ностям. Сегодня самый чудесн ый празд ник позд ней осени. Выпал первый снег. Всех охватило радост ное чув ство. Безобразн ые от грязи поля вдруг стали прекрасн ыми. Они блестят на сол нце, как алмазн ые. Группы деревьев под снегом кажутся прелест ными парусн ыми судами. Груст ная, пресн ая мест ность стала интересн ой. В колхозн ых ангарах идёт работа. Там чинят железн ых коней для весеннего сева. Опасн о оставлять технику на зиму без серьёзн ого ремонта. (64 слова)

Если ученик допустил ошибки, особенно в выделенной орфограмме, необходимо выписать эти слова и подобрать к ним проверочные.

Если слово нельзя проверить, значит надо его запомнить.

58. Диктант - тест.

Мой дед разбил прекрасн ый сад. Аккуратно заботиться о нём - серьёзный труд. Но как радост но видеть прелест ные цветы и гулять по чудесн ым длинным аллеям. Сад деда - лучший в нашей мест ности. Со всех окрест ностей приходят люди взглянуть на него. Даже из област ного центра приезжал извест ный профессор. Я люблю слушать интересн ые рассказы деда о растениях. В ненаст ные дни дед ужасн о переживает. Мы все ему сочув ствуем. Но напрасн о дожди и ярост ные ветры атакуют сад. Потом появится сол нце и власт но разгонит безобразн ых врагов. (79 слов)

59. Дополнительные диктанты.

С и н и ч к и.

Стоит прекрасный зимний денёк. Солнце освещает всю окрестность. Радостные солнечные зайчики скачут по стволам деревьев. На берёзу опустилась стайка пёстрых птичек. Это синички. Их много живёт в нашей местности. У синичек праздничный наряд… . На головке птички чудесная шапочка. Спина, крылья и хвост - жёлтые. Одна из синичек радостно свистнула. Какое счастье! Она увидела на ветке соседнего дерева вкусное сало. Его привязал лесник. (62 слова)

Сахарный тростник.

Сок сахарного тростника был известен в Индии ещё пять тысяч лет назад. Этот сладкий сок напоминал вкусный пчелиный мёд. Потом сахарный тростник стали выращивать на Кубе и Гаити. Это гигантский злак до шести метров высотой. Срубают стебель одним ударом с помощью тяжёлого тесака. Чтобы не вытек сладкий сок, стебли тростника измельчают. Они служат прекрасным топливом для сахарных фабрик. Из тростниковых листьев можно делать ещё и бумагу. (68 слов)

26 августа 2016

Сегодня погода ненастная,

И я такая несчастная.

Сеет дождь совершенно ужасный.

Скорей бы снова стало ясно,

И засияло б солнце красное,

И стало бы вокруг прекрасно!

Никто не любит дождливую погоду, потому что нельзя пойти играть с друзьями. Чем же заняться, сидя дома, когда за окном идёт дождь? Может быть, изучить, как пишутся непроизносимые согласные в корне слова?

Правило

Чтобы правильно писать такие слова, нужно выучить правило:

Применим оно к словам из стихотворения:

Сегодня погода ненастная (ненаст ье),

И я такая несчастная (несчаст ье).

Сеет дождь совершенно ужасный (ужасен - нет т ).

Скорей бы снова стало ясно (ясен - нет т ),

И засияло б солнце красное (красен - нет т ),

И стало бы вокруг прекрасно (прекрасен - нет т )!

Так помогает проверить непроизносимые согласные в корне слова правило. Оно очень простое, его нужно обязательно выучить наизусть.

Подбери проверочное слово

Поиграем в игру «проверочное слово». К каждому из данных ниже примеров подберите проверочное однокоренное слово

  • известный, вестник, повестка (весточка, вести, известие, весть);
  • грустный (грусть, грустить);
  • здравствуй (здравие, здоровье, здоровый);
  • звёздный (звезда, звёздочка);
  • капустный (капуста);
  • местность (место, местечко);
  • ненастный (ненастье);
  • поздний (опоздать, опоздание);
  • радостный (радость);
  • свистнуть (свист, свистит);
  • сердце (сердечко, сердечный);
  • солнце (солнечный);
  • тростник (тростинка);
  • участник (участие);
  • честный (честь);
  • опасный (опасение);
  • чудесный (чудеса);
  • ужасный (ужасен);
  • интересный (интересен).

Второклассники начинают изучать непроизносимые согласные в корне слова. 2 класс уже должен уметь подбирать проверочные слова.

Видео по теме

Слова для запоминания с непроизносимыми согласными

Не всегда есть возможность применить правило. Существуют такие слова, в которых непроизносимые согласные в корне слова нельзя проверить. Они называются словарными, их правописание нужно выучить:

  • лестница - ряд ступенек или перекладин;
  • праздник - день, когда отмечается какое-либо знаменательное событие;
  • чувства - внутреннее переживание, эмоциональное состояние;
  • сверстники - люди одного возраста;
  • ровесники - синоним слова "сверстники".

Найди слова, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова

Необходимо развивать умение находить слова с непроизносимыми согласными среди других. Для этого нужна тренировка. Здесь даны предложения, найдите в них слова с непроизносимыми согласными.


В этих предложениях использованы слова с разными орфограммами, среди них «Непроизносимые согласные в корне слова», примеры таких слов: вестник, радостный, прелестный, чудесный, прекрасный, звёздное, капустница, повестку, поздняя, тростниках, местности.

Распредели слова на две группы

Слова для распределения: небе…ый (небесный), сви…уть(свистнуть), древе…ый (древесный), колё…ый (колёсный), ус…ый (устный), интере…ый (интересный), хру…уть (хрустнуть), запа…ой (запасной), виру…ый (вирусный), радо…ый (радостный), согла…ый (согласный), ко…ый (костный).

Такое задание помогает развивать умение классифицировать слова по орфографическому признаку: есть непроизносимый согласный в корне слова или нет непроизносимого согласного.

Загадки

Давайте поиграем в загадки. Нужно угадать и записать последнее слово в предложении:

  • На заре в оконце заглядывает _______________(солнце).
  • Моя любовь откроет дверцу в твоем ____________(сердце).
  • В ночи морозной горят огни на небе _____________(звёздном).
  • Он правдолюб известный, лжи не потерпит, потому что __________(честный).

Такое задание будет интересно выполнить при изучении темы «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс справится с такой работой легко и весело.

Мини-диктанты

А теперь напишем маленький диктант. Выбирай любой:

Утро прекрасное! Только что прошёл дождик. Капустные грядки умыты и свежи. Солнечные лучи пригревают, и хорошо пахнет сырой землёй. На сердце радостно от этого прекрасного утра. Здравствуй, лето!

Неудачная охота

Охота не удалась. Ненастный был день. Солнце скрылось за тучами, пошёл грустный мелкий дождь. Мы выбрались из леса. Местность была нам известна. На этом пастбище летом пасли деревенское стадо. Недалеко виднелся шалаш пастуха. В нём мы отдохнём после неудачной охоты.

Весна пришла

Ненастные дни закончились, наступила весна. Птички весело поют, греет солнце, радостно журчат ручьи. Местность покрылась травкой, под деревьями зацвели ландыши. Раскрылись почки на деревьях. Здравствуй, весна!

Все эти диктанты предназначены для проверки знаний по теме «Непроизносимые согласные в корне слова». 3 класс должен справляться с такими заданиями.

Вставьте слова в тексте

Был очень интересный текст, но жук-буквоед съел некоторые буквы в словах. Что же делать? Надо вернуть первоначальный вид словам, в которых есть непроизносимые согласные в корне слова.

Изве…ый писатель написал рассказ о князе, который был непобедим в боях. В слове…ом портрете говорится о вла…ом характере и ужа…ом облике князя. Этот князь участвовал в походе и подвергался опа…остям. Сам он был так жесток, что только раз пощадил одного старика.

Однажды после победы он устроил праз…ичный пир. Стол ломился от вку…ых я..тв. Но радо…ный пир прервался. Со...це скрылось за тучами и наступило нена…тье. Подул сильный ветер, грянул гром, сверкнула молния. Князь почу…твовал сильную боль, а потом упал на землю без чу…ств. Гру…но бы закончилась эта повесть, но тут появился колдун. Он был рове…ник века. Этот старый маг чуде…ным образом оживил князя и сказал: «Здра…твуй, князь! Ты однажды спас меня от смерти, я вернул тебе долг!».

Составим предложения из слов

Когда все научились писать диктант, можно перейти к более сложному заданию - составлению предложений. Для этого используем слова, в которых есть изучаемая орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова». Примеры таких слов: на школьном празднике, радостных лиц, участникам концерта, прекрасные цветы, красивую местность, известный писатель, интересном рассказе, вестники весны, поздней осенью, ненастной погоды, грустный вид.

С этими словами можно составить, например, такие предложения:


Придумывая предложения с использованием слов, в которых есть непроизносимый согласный в корне слова, третьеклассники лучше всего их запоминают.

Буква непроизносимого согласного в корне слова
Планируемый результат: применять правила правописания
Умения: находить орфограммы в словах, определять место орфограмм в слове, соотносить орфограмму с изученным правилом, находить слова с буквой непроизносимого согласного в корне.
Вкусный, гласный, интересный, И ужасный, и напрасный -
Безопасный и небесный.
Этих слов не забывайте,
И чудесный, и прекрасный,
Букву «т» в них не вставляйте!

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.
Грустный
Грустный - грусть,
Грустить не буду.
Грустный - «Т» не позабуду.
Поздно
Поздно - проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.
Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.
Звёздный
Звёздный - проверяй звезда.
Звёздный - «Д» пиши всегда.
Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.

1. Найдите ошибки в словах рифмовки. Исправьте их.
Тростник, прелесный, властный,
Доблестный, ненасный.
Окрестный, усный, месный,
Чудестный, неизвестный.

2. Отгадайте загадки, напишите отгадки правильно
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук.
Что выше леса, краше света, без огня горит?
Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прислони меня к стене -
Найдётся сразу дело мне.

3. Переписать слова, подбирая к каждому из них такое однокоренное слово, в котором за корнем следует гласный.
Безгласный, вкусный, властный, гигантский, горестный, громоздкий, доблестный, захолустный, интересный, комендантский, корыстный, костный, местный, невестка, ненавистный, ненастный, объездчик, окрестность, опасный, повестка, послать, постлать, прелестный, пристрастный, сверстник, свистнуть, сердце, словесный, солнце, тростник, ужасный, участвовать, хлестнуть, хрустнуть, целостный, чествовать, чудесный, устный, шефствовать, явственный, яростный.

4. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Д:
A. злос…ный нарушитель;
B. окрес…ные леса;
C. громоз…кий шкаф;
Д. редкос…ный экспонат;
E. хлёс…кая речь.

5. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
A. прекрас…ное настроение;
B. чудес…ный день;
C. безопас…ность движения;
Д. прелес…ная девушка;
E. обстановка глас…ности.

6. Выбрать вариант с непроизносимым согласным Т:
A. встреча ровес…ников;
B. дружба сверс…ников;
C. интерес…ный собеседник;
Д. искус…ная мастерица;
E. блес…нуть в вышине.

7. Выбрать слово с непроизносимым согласным В:
A. че…ствовать героев;
B. уча…ствовать в турнире;
C. я…ственно слышать;
Д. вкусные я…ства на столе;
E. ше...ствовать над классом.

8. Выбрать вариант, где встречается слово с непроизносимым согласным Д:
A. Беда завис…ника в его зависти.
B. Без труда не может быть чистой и радос…ной жизни..
C. Чес…ный нечес…ному не товарищ.
Д. Человек сер…цем могуч, дерево – корнями.
E. Тайна, извес…ная троим, уже не тайна.

9. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Подобрать проверочные слова.
Чес…ный ответ, интерес…ная книга, бесхитрос…ные слова, лес…ный отзыв, перекрес…ный огонь, вирус…ная инфекция, парус…ный спорт, час…ное лицо, трос…никовые заросли, кризис…ная ситуация, словес…ное искусство, безвкус…ная пища, опытный наез…ник, дружба ровес…ников, сверс…ники моего сына, че…ствовать гостя, чу…ствовать усталость.

10. Вставьте пропущенные буквы. Записать данные слова в два столбика: с непроизносимой согласной и без непроизносимой согласной.
Горес…ный, древес…ный, безглас…ный, опас…ный, добес…ный, ненас…ный, беспристрас…ный, целос…ный, ярос…ный, захолус…ный, неподвлас…ный, искус…ный, бессовес…ный, гиган…ский, гнус…ный, сверс…ник, ровес…ник, предвес…ник, педчу…ствовать, уча…ствовать, хлес…нуть, хрус…нуть, съес…ное, безмол…ствовать, окрес…ность, объез…чик, аген…ство, мес…ность, хулиган…ский, шампан…ское.

11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. В скобках указывать проверочные слова.
1. Зал настороженно безмол…ствовал. 2. Ещё двести шагов – и мы в безопасности. (Арсеньев) 3. Осень в этом году была поз…няя. (Короленко) 4. Дудников всадил лопату в землю с такой силой, что трес…нул держак. (Шолохов) 5. В числе восьми детей был один ровес…ник мне. (Герцен) 6. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. (Гончаров) 7. Безденежье меня приковало к ненавис…ной мне деревне. (Толстой) 8. Гармонист играл так залихватски, с такими икус…ными переливами, что старик не удержался от соблазна послушать. (Марков) 9. Всё моё семейство здра…ствует и шлёт вам поклон. (Чехов) 10. Пахло пересохшей горячей глиной и близким пас…бищем. (Федин) 11. Эскадра че…ствовала своих героев. (Степанов) 12. Уча…ствовал он и в славной Бородинской битве. (Куприн) 15. Солдаты с бескорыс…ным любопытством следили за тем, куда самолеты полетят. (Казакевич)

12. Замените слово, называющее признак, словом-синонимом. Выполнить проверку.
Здешний житель –
Пасмурный день –
Печальная картина –
Правдивый ответ –

13. Вставьте пропущенные буквы: в именах прилагательных – непроизносимые согласные (если таковые имеются), а в именах существительных – парные по признаку глухости-звонкости согласные.
парус...ная ло...ка
де...ская крова...ка
капус...ные пиро...ки
радос...ная улы...ка
прекрас...ная бро...ка
горо...ская площа...ка
грус...ная ска...ка
интерес...ная кни...ка
прелес...ные серё...ки
гиган...ская ве...ка
вкус...ные оре...ки
опас...ные пры...ки
извес...ный лё...чик
чудес...ная незабу..ка
несчас...ная ко...ка

14. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова:
город, дети, ярость, грусть, ненастье, несчастье, капуста, уста, честь, лесть.

15. Соедините имена прилагательные с подходящими по смыслу именами существительными. Вставьте, где это необходимо, непроизносимые согласные.
звёз...ный пирог
влас...ный поворот
опас...ный вечер
счас...ливый возглас
вкус...ный писатель
радос...ный денёк
чудес...ный небосклон
поз...ний рассказ
интерес...ный случай
извес...ный голос

16. Прочитайте слова. Найдите и подчеркните непроизносимые согласные.
Пастух, пасти, пастушок, пастбище.
Участвовать, участник, участие.
Грустить, грусть, грустинка, грустный.
Поздно, поздний, опоздать, опоздание.
Свисток, свистулька, свистеть, свистнуть.
Крест, крестик, окрестности, окрестные.
Молвить, молва, безмолвствовать.
Тростник, тростниковый, тросточка, тростинка.
Счастье, счастливый, счастливчик.

17. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
Вестник –
Прелестный –
Ненастный –
Тростник –
Здравствуйте –
Свистнуть –
Окрестности –

18. Напишите подходящие по смыслу существительные. Подберите проверочные слова, чтобы непроизносимые согласные слышались отчётливо.
Капустный (________________) ____________.
Областной (_______________) ______________ .
Звёздное (____________) _______________ .
Безжалостный (________________) _____________ .
Доблестный (______________) ___________ .
Известный (______________) _______________ .
Слова для справки: небо, лист, поэт, центр, воин, враг.

19. Напиши по образцу. Обозначь орфограмму.
Опоздать: поздний звонок.
Гигант: _______________________ статуя.
Радость: ______________________ встреча.
Голландия: ________________________ тюльпаны.
Сладость: _________________________ мечты.
Тягость: __________________________ впечатления.
Честь: ___________________ слово.
Корысть: _____________________ цели.

20. Вставь, где это необходимо, пропущенные буквы.
Гиган…ский, вкус…ный, капус…ный, напрас…ная, ужас…ная,влас…ная, тес…ный, соглас…ный, грус…ный, мес…ность, окрес…ности, яс…ность.

21. Найди ошибки. Напиши эти словосочетания правильно.
Устный ответ, крепостная стена, зелёное пастбище, небестный свод, сухой тростник, громко свистнул, прекрасные цветы, капусный пирог, участник соревнований, ясная погода, тяжёлое чувство, чудестные окрестности, шестнадцать лет, ужасный ветер, узкая лесница.

22. Прочитай. Выпиши в первый столбик слова, в которых есть непроизносимые согласные, в другой – слова, в которых их нет.
Вкусный, радостный, опасный, звёздный, интересный, счастливый, пре- лестный, капустный, ужасный.

23. От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные с непроизносимой или парной по глухости-звонкости согласной в корне слова.
Дети – _________________________
ярость – ________________________
грусть – ________________________
ненастье – ______________________
несчастье – _____________________
капуста – _______________________
уста – __________________________
честь – _________________________
лесть – _________________________

24. Вставьте пропущенные буквы.
Наступила поз...няя в...сна. П...года стоит ч...дес...ная. Лучи со...нца л...скают землю. (Из)з...мли (по)казалас... м...л...дая тра...ка. Появились (под)снежники и ландыш... . (На)д...рев...ях (на)бухли поч...ки. В лесу запахло сла...ким б...рёзовым соком. Скоро на д...рев...ях заз...ленеют лист...я. Вот уже в...дны их первые з...лёные языч...ки. Хорошо в...сной!
Птицы поют весёлые песни. Радос...но чирикают в...роб...и. Прыгают шустрые синич...ки. Все рады весне!

25. Вставьте пропущенные буквы
Час...ный пансионат, запас...ный выход, громко свис...нуть, чудес...ный вкус, извес...ный путешественник, счас...ливый день, радос...ный праз...ник, ветка хрус...нула, чу...ствительная кожа, бескорыс...ный поступок, бесхитрос...ный приём, завис...ливый человек, тяжеловес...ная походка, лес...ничный пролёт, громоз...кий шкаф, здра...ствуйте.

26. Составьте словосочетания по образцу. Образец: (радость) день – радостный день.
(Область) город –
(Счастье) встреча –
(Гигант) завод –
(Честь) поступок –
(Прелесть) картина –
(Ярость) ветер –
(Капуста) котлеты –
(Ненастье) погода

27. Измените словосочетания по образцу. Образец: сахар из тростника – тростниковый сахар.
Площадка на лестнице –
Житель данной местности –
День праздника –
Человек, который получил известность –

28. Напишите слова, которые отвечают на вопрос какой? Образец: запаслив – (какой?) запасливый.
Вкусен (какой?)
Чудесен (какой?)
Опасен (какой?)
Прекрасен (какой?)
Интересен (какой?)
Вынослив (какой?)
Ужасен (какой?)
Ясен (какой?)

29. Запишите слова в три столбика в таком порядке: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
Шоссе, мес_ность, громоз_кий, а_уратный, ут_пает, кре_кий, жу_ать, со_нце, л_дошки, п_щат, тра_ка, осе_ий, м_кушка, утре_ий, Ро_ия, интерес_ный, тр_па, выс_хли, ло_кий, су_ота.
30. Запишите ответы, используя слова с непроизносимыми согласными и сочетаниями сн-зн.
Находящийся в запасе. Принимать участие. Вызывающий интерес. Постоянно завидующий. Приятный на вкус. Относящийся к кости. Имеющий отношение к лесу. Относящийся к области. Служащий для проезда. Обращаться с приветствием.

31. Вставьте в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми согласными.
____________ нечес_ному не товарищ. Тайна, _________ троим, уже не тайна.
Рукам – работа, а душе – _________ . ________ встанешь – мало сделаешь.
Слова для справок: поз_но, извес_ный, чес_ный, праз_ник.
__________ матери лучше ___________ греет.
Беда _________ в его зависти.
Человек трудолюбивый – самый _______ .
Слова для справок: сер_це, со_нце, завис_ник, счас_ливый.

32. Составьте и запишите предложения из слов каждой строчки.
Ярос_ный, гонят, дуют, парус_ные, ветры, ло_ки.
Края, мес_ность, нашего, прелес_ная, очень.
Мы, встр_чали, жур_влей, прекрас_ном, с, детстве, чу_ством, в, в_сной, радос_ным.
Снимали, гиган_ских, школ_ники, с, лист_ев, капус_ных, гусениц.
Охотник, в, поймал, трос_нике, жур_вля, б_л_ной, гиган_ском, с, несчас_ного, н_гой.
Режи_ер, в, извес_ный, ненас_ный, в, Оде_у, день, приехал, прекрас_ную.

33. Спишите, исправив ошибки.
Серездные рибята получили радосное известие. Всюду звенят децкие галаса. Вшколу приехал извесный песатель. Он будет четат сваи интересные расказы. Щясливые школьники собрались на месный праздник.

Непроизносимые согласные

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова).

Трос т ник – трос т очка, трос т ь, вес т ник – вес т очка, вес т ь.

Исключения: бле сн уть (хотя бле ст еть ), ск лянка (хотя ст екло ), пле сн уть (хотя пле ск ать) , ло сн иться (хотя ло ск ), ле ст ница (хотя ле с енка ).

2. Необходимо различать следующие пары слов:

  • кос т ный (мозг), надкос т ница (ср.: кость ) - косный («отсталый»), косность ;
  • ше ф ствовать над кем-либо (ср.: ше ф ы ) - шествовать («идти») (ср.: шёл );
  • сверс т ник (ср.: верс т а ) - ровесник ;
  • я в ственный, я в ствовать (ср.: я в ь, я в ный ) - яства («кушанья»).

3. Для разграничения правописания слов типа песчаный и дощатый (в обоих словах звучит звук [щ’] ), следует усвоить:

· буква щ входит в состав корня и пишется на месте корневых ск, ст, т , выступающих в родственных словах;

До ск а – до щ атый, во ск – во щ анка, хол ст – хол щ овый, су т ь – су щ ий.

· конечные согласные основы ж, з, с, ст, ш сохраняются перед суффиксами, начинающимися с ч (-чик-, -чат-, -чин-, -чив- ).

Пе с ок, пе с ка, супе с ь – пе сч аный, ре з ать – ре зч ик, боро з да – боро здч атый, бе ж ать – перебе жч ик, хле ст ать – хле стч е, весну ш ка – весну шч атый.

4. В словах, образованных от основ с конечным к, ц, ч , перед суффиксами, которые начинаются с ч , вместо к, ч, ц пишется т .

Крупи ц а – крупи т чатый, ресни ц а – ресни т чатый, неме ц – неме т чина.

5. Следует различать сочетания чн и шн .

Сочетание чн

· перед суффиксом -н- или другими суффиксами, начинающимися с н , на месте корневых к, ц, ч , хотя в ряде случаев произносится [ш] (см. п. 1.14).

Скворе ц – скворе ч ник, лото к – лото ч ник, оч к и – оче ч ник, пустя к – пустя ч ный, яй ц о – яи ч ница, пере ц – пере ч ница, све ч а – подсве ч ник.

Исключения: двуру ш ник, ру ш ник (хотя ру к а ), раё ш ник (хотя раё к ), городо ш ник (хотя городо к );

· в женских отчествах на -ична .

Мария Савви ч на.

Сочетание шн пишется в следующих случаях:

· в словах, образованных от основ на х ;

Сумато х а – сумато ш ный, у х о – нау ш ник.

· в словах с суффиксом -шн- , образованных от наречий;

Сегодня – сегодня шн ий, зря – зря шн ый.

· в немногочисленных словах, образованных от несклоняемых существительных.

Кино – кино шн ый, домино – домино шн ик.

Обратите внимание!

1) Произносятся и пишутся без т слова:

искусный, искусно, искусник, родственное – искус, интриганский (ср.: интриган ), чудесный (ср.: чудеса ), ужасный (ср.: ужас ), опасный (ср.:опасаться ), гнусный (ср.: гнус ), бестелесный (ср.: телеса ), небесный (ср.: небеса ), словесный, словесность, словесно, словесник (ср.:словеса ).

2) Произносятся и пишутся без н слова:

прецедент, инцидент, дерматин, констатация.

3) Не смешивайте слова:

лото ч ник (торговец с лотком, на лотке) – лото ш ник (игрок в лото), гре ч невый (от греча) – гречи ш ный (от гречиха).

Трудности избранного пути.

Каждому человеку важно найти именно свой путь. Только тогда он сможет достичь того, о чем мечтал, только тогда он сможет получить удовлетворение от своей работы. Какой будет наша жизнь, зависит не только от нас, но мы можем сделать многое. Взрослея, мы нередко задумываемся над вопросами о смысле жизни, о том, какую роль играет человек на Земле. Мы мечтаем о счастливой жизни, верим в то, что мы достигнем многого. К сожаленью, не все наши мечты реализуются, но каждый из нас должен сделать все, чтобы задуманное осуществилось. С самого рождения нас окружают близкие и родные люди, которые всегда нас поддержат, помогут. Для нас они являются примером, и нередко мы поступаем так, как они хотят. Но бывают такие моменты, когда мнение друзей мы считаем более авторитетным. Решая разные вопросы, каждый из нас может ошибаться, сомневаться, жалеть о своих поступках. Принятие некоторых решений влияет на нашу будущую жизнь. В таких случаях нам самим бывает трудно самостоятельно сделать выбор, поэтому без совета взрослых не обойтись, ведь у них больше опыта, они лучше разбираются в людях. Нужно всегда уметь выслушать людей, которым ты доверяешь – родителей, учителей, знакомых. А потом принять решение, от которого зависит твоя будущая жизнь. Конечно, свое мнение нужно всегда иметь, но прислушаться к другому ёмнению никогда не помешает. Выбор жизненного пути зависит от того, какую профессию мы выберем. Профессия должна нравиться человеку. Если он выберет специальность не по душе, он потом будет жалеть об этом всю жизнь. Поэтому к этому вопросу нужно подойти со всей ответственностью. Мы должны посоветоваться с родными, близкими, друзьями. Нужно подумать и о том, где можно устроиться на работу, имея данную профессию, будет ли она востребована. И даже если ты будешь хорошим специалистом, не следует забывать, что в жизни важно не только кем быть, но и каким быть. Самое страшное, когда человек оказывается один. Он может достичь высот в карьере, может многое знать, но страдать от одиночества. М. Горький считал, что «лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям». А для того чтобы быть нужным людям, надо делать что-то хорошее для людей, надо заслужить их благодарность. Радость, подаренная людям, станет твоей радостью. Это большое счастье – творить добро для людей. В народе говорят: «Жизнь прожить – не поле перейти». Жизнь человеку дается один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не жалеть ни о чем. Мы постоянно стоим перед выбором: мы решаем тот или иной вопрос и находим вариант ответа. Удачный он или неудачный, показывает жизнь. Мы думаем, советуемся, сомневаемся. Часто для любого человека самое трудное – это сделать выбор, потому что от этого выбора может зависеть наше будущее. Сейчас мы зачастую не задумываемся о последствиях наших решений, поступков. Но в любом возрасте нужно всегда ответственно относиться к тем вопросам, которые могут повлиять на нашу дальнейшую жизнь

Грамматическая тема: Слог.

Лексическая тема: Медицинская этика.

План лекции.

1 Особенности правописания согласных на письме.

2.Трудный путь медицинского работника

Слог.

Слова делятся на слоги. Слог – это один звук или несколько звуков, произносимых одним выдыха­тельным толчком воздуха.

Ср.: во-да, на-у-ка.

1. В русском языке есть разные по слышимости звуки: гласные звуки являются более звучными по сравнению с согласными звуками.

  • Именно гласные звуки образуют слоги, являются слогообразующими.
  • Согласные звуки являются неслоговыми. При произношении слова согласные звуки «тянутся» к гласным, образуя вместе с гласными слог.

2. Слог может состоять из одного звука (и тогда это обязательно гласный!) или нескольких звуков (в этом случае в слоге кроме гласного есть согласный или группа согласных).



Ободок – о-бо-док; страна – стра-на; ночник – но-чник; миниатюра – ми-ни-а-тю-ра.

3. Слоги бывают открытыми и закрытыми.

  • Открытый слог оканчивается на гласный звук.

Во-да, стра-на.

  • Закрытый слог оканчивается на согласный звук.

Сон, лай-нер.

  • Открытых слогов в русском языке больше. Закрытые слоги обычно наблюдаются в конце слова.

Ср.: но-чник (первый слог открытый, второй – закрытый),

о-бо-док (первые два слога открытые, третий – закрытый).

  • В середине слова слог, как правило, оканчивается на гласный звук, а согласный или группа согласных, стоящих после гласного, обычно отходят к последующему слогу!

Но-чник, по-ддать, ди-ктор.

Обратите внимание!

Иногда в слове могут писаться два согласных, а звучать один, например: изж ить [иж:ы́т’]. Поэтому в данном случае выделяются два слога: и-зжить .
Деление на части из-жить соответствует правилам переноса слова, а не делению на слоги!

То же самое можно проследить на примере глагола уезж ать , в котором сочетание согласных зж звучит как один звук [ж:] ; поэтому деление на слоги будет – у-е-зжать , а деление на части для переноса – уез-жать .

Особенно часто ошибки наблюдаются при выделении слогов у форм глаголов, оканчивающихся на -тся, -ться .

  • Деление вить-ся, жмёт-ся является делением на части для переноса, а не делением на слоги, поскольку в таких формах сочетание букв тс, тьс звучит как один звук [ц] .
  • При делении на слоги сочетания букв тс, тьс целиком отходят к последующему слогу: ви-ться, жмё-тся .
  • В середине слова закрытые слоги могут образовывать лишь непарные звонкие согласные: [ j ], [р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’].

Май -ка, Сонь -ка, со-лом -ка.

Обратите внимание!

При сочетании нескольких согласных в середине слова:

1) Два одинаковых согласных обязательно отходят к последующему слогу.

О-тт ечь, да-нн ый.

2) Два и более согласных обычно отходят к последующему слогу.

Ша-пк а, ра-вн ый.

Исключение составляют сочетания согласных, в которых первым является непарный звонкий (буквы р, рь, л, ль, м, мь, н, нь, й ).

Мар-ка, зорь-ка, бул-ка, стель-ка, дам-ка, бан-ка, бань-ка, лай-ка.

4. Деление на слоги часто не совпадает с делением на части слова (приставка, корень, суффикс, окончание) и с делением слова на части при переносе.

Например, слово рассчитанный делится на морфемы рас-счит-а-нн-ый (рас – приставка, счит – корень; а, нн – суффиксы; ый – окончание).
Это же слово при переносе членится следующим образом: рас-счи-тан-ный .
На слоги слово делится так: ра-ссчи-та-нный .

Правила переноса слов Примеры
1. Как правило, слова переносятся по слогам. Буквы ъ, ь, й от предыдущих букв не отделяются. Разъ-езд, синь-ка, мой-ка.
2. Нельзя переносить или оставлять на cтроке одну букву, даже если она обозначает слог. Обо-док; слова осень, имя нельзя разделить для переноса.
3. При переносе нельзя отрывать от приставки конечную согласную букву. От-течь, раз-лить.
4. При переносе нельзя отрывать от корня первую согласную букву. По-кропить, при-крепить.
5. При переносе слов с двойными согласными одна буква остаётся на строке, а другая переносится. Ран-ний, тер-рор, ван-на.
6. Букву ы после приставки нельзя отрывать от корня, но не следует переносить часть слова, начинающуюся с буквы ы . Разы-скать.

Медицинская этика.

Медицинская этика (медицинская деонтология ) - дисциплина, раздел прикладной этики, изучающий медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом . Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, в России именуется деонтологией. Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Для замены понятия «врачебная этика», хирург Н. Н. Петров, в 1944 г., ввел в русский язык термин «медицинская деонтология» (др.-греч. δέον - должное, надлежащее; λόγος - учение), распространив ее принципы на деятельность медицинских сестер .

Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Предмет исследования деонтологии объемнее предмета этики, поскольку, наряду с изучением собственно морали, занимается исследованием и регламентацией взаимоотношений врача с обществом (государством), с больными и их родственниками, с другими врачами и медработниками.

Медицинская деонтология включает в себя

Вопросы соблюдения врачебной тайны

Меры ответственности за жизнь и здоровье больных

Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе

Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации

Главные вопросы медицинской деонтологии - это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.

Грамматическая тема: Правила переноса слов.

Лексическая тема: Казахстанская медицина.

План лекции.

1 Правила переноса слов в русском языке.

2.Развитие медицине в Казахстане.