Современный туркестан. Русский Туркестан. История, люди, нравы. История двух городов

ТУРКЕСТАН

(страна тюрок) - историко-географич. термин, служивший в течение долгого времени для обозначения обширной терр. в Ср. и Центр. Азии, населенной преим. тюркскими народностями. Терр. Т. (общая площ. св. 3 млн. км 2) простиралась от Урала и Каспийского м. на З. до Алтая и Китая на В., от Ирана и Афганистана на Ю. до Томской и Тобольской губ. на С. Т. делился на Зап. (или Русский), включавший юж. часть Казахстана и ср.-азиат. владения России, Вост. (или Китайский), входивший в состав кит. провинции Синьцзян, и Афганский, расположенный в сев. части Афганистана. На терр. Рус. Т. была образована в 1865 Туркестанская обл., в 1867 - Туркестанское генерал-губернаторство в составе Семиреченской (до 1882) и Сырдарьинской обл. С 1886 ген.-губернаторство официально наз. Туркестанским краем, с 1898 в него входили Закаспийская, Самаркандская, Семиреченская, Сырдарьинская и Ферганская области. На территории так. наз. Русского Т. также находились вассалы царской России - Хивинское ханство и Бухарское ханство. После Окт. социалистич. революции 1917 на терр. Рус. Т. образовались республики - Туркестанская АССР (1918), Бухарская народная советская республика и Хорезмская народная советская республика (1920). В результате национально-государственного размежевания советских республик Средней Азии в 1924-25 образовались Узб. ССР, Туркм. ССР, Тадж. АССР (с 1929 - Тадж. ССР), Кара-Кирг. АО (с 1925 - Кирг. АО; с 1926 - Кирг. АССР, с 1936 - Кирг. ССР), Каракалпакская АО (с 1932 - Каракалп. АССР). Сев. часть Т. вошла в состав Казах. ССР. В эти годы появился вместо Т. термин "Ср. Азия".

Лит.: Семенов П. П., Географическо- статистический словарь Росс. империи, т. 5, СПБ, 1885; История Туркменской ССР, т. 1, кн. 2, Аш., 1957; История Узб. ССР, кн. 2-3, Таш., 1968.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ТУРКЕСТАН" в других словарях:

    Географическая энциклопедия

    Название в 19 нач. 20 вв. территории в Ср. и Центр. Азии, населенной тюркскими народностями. Вост. Туркестан провинции Зап. Китая, Зап. Туркестан среднеазиатская территория России, северная часть Афганистана. Особо выделялись в 1867 1917… …

    I название в XIX начале XX вв. территории в Средней и Центральной Азии, населённой тюркскими народностями. Восточный Туркестан включал провинции Западного Китая, Западный Туркестан среднеазиатская территория России, северная часть Афганистана … Энциклопедический словарь

    Город, центр Туркестанского района Чимкентской области Казахской ССР. Один из древнейших городов Казахстана. В X в. назывался Шавгар, позднее Ясы; название Туркестан известно с XV в. В Туркестане сохранился ценный памятник… … Художественная энциклопедия

    Город в Казахстане, Чимкентская обл. Железнодорожная станция. 81,2 тыс. жителей (199..1). Заводы: кузнечно прессового оборудования, хлопкоочистительный, кормовых антибиотиков и др. Известен с 10 в. Комплекс мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави (кон. 14… … Большой Энциклопедический словарь

    Туркестан - (Turkistan), регион в Центр. Азии к С. от Гималаев, входящий в состав Китая (пров. Синц зян), Афганистана и быв. среднеазиатская республика СССР. В период раннего Средневековья здесь находилось неск. перс. торг, центров ханств, таких, напр., как… … Всемирная история

    Туркестан: Туркестан (перс. ترکستان‎ «страна тюрков», узб. Туркистон, каз. Түркістан) исторический регион Центральной Азии, населенный народами тюркского происхождения. Ранее было распространено также персидское название региона Туран … Википедия

    I. Определение, состав, пространство, численность населения. II. Рельеф. Геологические условия. Почва. Воды. III. Климат. IV. Растительный и животный мир. V. Этнографический состав, религия, быт и занятия населения. VI. Земледелие и его условия.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Туркестан - 1) город, Юж. Казахстанская обл., Казахстан. Известен с X в.; название от Туркестан традиц. наименования территории Средней и Центр. Азии, населенной тюрк, народами. 2) истор. геогр. обл. в Центральной Азии. Название применялось в XIX начале XX… … Топонимический словарь

    Фантастически спекулятивный вып. марок с оригинальными рис. и надписью «Туркестан». Существуют и с надпечатками. Имеющиеся в продаже за рубежом марки 20 номиналов с надпечатками новой стоимости на марках России, якобы вып. в Туркестане,… … Большой филателистический словарь

Книги

  • Туркестан , Свечин Николай , Июнь 1894 года. Оставив службу в Департаменте полиции, Алексей Лыков вместе со своим приятелем Титусом едут в Туркестан, чтобы продать лес для строительства железных дорог. Ташкент город на… Категория: Боевик Серия: Детектив Российской империи. Романы Н. Свечина Издатель: ЭКСМО , Производитель: ЭКСМО ,
  • Туркестан , Свечин Н. , Июнь 1894 года. Оставив службу в Департаменте полиции, Алексей Лыков вместе со своим приятелем Титусом едут в Туркестан, чтобы продать лес для строительства железных дорог. Ташкент – город на… Категория:

АСТАНА, 26 мая — Sputnik, Данияр Дауталиев. Пока в Казахстане карта сакральных мест только разрабатывается, корреспондент и фотограф отправились в Южно-Казахстанскую область, город Туркестан. Туда, где покоится прах Ходжа Ахмеда Яссауи и Арыстан-баба, почитаемых у паломников всего тюркского мира.

По дороге в Туркестан

Рабочая поездка начинается с железнодорожной станции Алматы-2, откуда поезд должен доставить нас за 12 часов до Туркестана. Вдоволь насмотревшись на бесконечные степные пейзажи, идем поужинать в вагон-ресторан.

В скромном интерьере мчащегося к святым местам вагона сразу обращают на себя внимание два молодых человека. Свободный стиль одежды, яркая прическа явно выдают в них гостей из дальнего зарубежья. Парни — подданные британской короны. Девятнадцатилетний студент из Лидса − Хамиш и двадцатилетний Джош − из Бристоля.

Разговорившись, Хамиш рассказывает, что уже четыре месяца путешествует по Средней Азии, Джош заехал в нашу страну на три недели. По словам ребят, раньше Казахстан был скрыт от мира, но они давно интересуются историей Великого Шелкового пути, и вот они здесь, едут по железной дороге, практически повторяющей древний маршрут.

© Sputnik / Данияр Дауталиев

"Мы едем в Туркестан, потому что нас интересует культура этой части Азии. Это место — основная архитектурная достопримечательность Казахстана и тюркского мира. Если все знают такие известные места, как Таиланд, то мы решили попробовать что-то новое. Казахстан отменил визы для Британии, это стало ключевым моментом для приезда. Мы не должны оформлять визу, просто купили билет и поехали", — оживленно рассказывают наши попутчики.

О Казахстане интуристы узнали из британского сайта, где путешественники делятся своими впечатлениями от поездок.

"Наш основной маршрут — мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи и руины Отрара. Конечно, мы знаем, что в Узбекистане намного богаче архитектура, но есть проблема в получении визы. Еще нам все говорили, что казахи более дружелюбны. После Туркестана мы едем в Астану", — говорит Джош.

— На ЭКСПО?— задаю я им вопрос.

— Нет, ребята, извините, — смеясь отвечают они.

Интересуюсь, успели ли они выучить пару фраз на казахском языке. На что собеседники уверенно кивают: "Спасибо!". Но с мгновенной реакцией вежливых людей спохватываются: "Рахмет! Салам алейкум!".

За разговорами и путевым бытом проходят несколько часов. Мы в Туркестане.

Здесь, как и на любом вокзале страны, первыми прибывших встречают таксисты, тут они в основном ездят на стареньких "Жигулях" и потрепанных иномарках. Город встречает не по-утреннему жарким солнцем. Дорога от вокзала до гостиницы близ мавзолея составляет примерно десять минут.

Мистика или случайность?

На часах 11 утра, а на улице жара под сорок градусов. Перед нами одна из главных целей поездки — мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи. К этому времени близ мавзолея уже ходят десятки паломников. Со стороны входа сооружены строительные леса до самой крыши — идет реставрация.

Здесь же, у входа, стоят контролеры, проверяющие билеты (вход — 200 тенге с человека). В обязанностях контролеров выдача непокрытым женщинам платков на голову. За отдельную плату можно воспользоваться услугами гида, которые говорят на казахском, русском и английском языках. Услуги профессионалов Джошу и Хамишу, с которыми мы попрощались еще в поезде, обойдутся в две тысячи тенге.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

Сам мавзолей поражает масштабами. Это огромное, прямоугольное здание (46,5x65,5 метра). Высота главного купола — 44 метра, диаметр — 22 метра. Вокруг центрального зала расположено 35 помещений. Как такие здания строили в древности — непонятно. Внутри мавзолея приятная прохлада.

Усыпальница Ходжа Ахмеда Яссауи закрыта для посетителей, но нашему фотографу делают исключение. В центре усыпальницы сооружено надгробие Яссауи, которое изготовлено из камня серпентинита. По легенде, здесь же захоронены его жена и сын Ибрагим.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

"Тайказан — это главный экспонат мавзолея — подарок полководца эмира Тимура в XIV веке. Был отлит в Карнаке из семи редких и благородных сплавов: золота, серебра, бронзы, меди, свинца, олова, железа. Вес казана — две тонны. Воду из него давали паломникам в качестве освященной", — рассказывает нам гид Гаухар.

Во время ее рассказа откуда-то с потолка прямо на тайказан падает кусок отделки.

"Мистика, не иначе", — восхитятся верующие. "Последствия реставрации", — возмутятся скептики. Нам неожиданно не до иронии — после рассказа гида начинаешь проникаться уникальностью места.

На втором этаже располагаются 23 комнаты, где раньше проходило обучение. Лестницы на второй этаж в наше время закрыты. Хотя местные жители, встретившиеся нам на площади, рассказывали, как еще детьми бегали по крыше мавзолея.

Гид, оправившаяся от "камнепада", продолжает рассказ. В мавзолее также захоронен прославленный полководец Абылай-хан. Во времена Казахского ханства здесь же находились официальные комнаты — Большой и Малый Аксарай. В этих святых местах принимались важные государственные решения.

Малый Аксарай в народе еще называют "братской могилой". Сюда перезахоронили найденные останки известных ханов, батыров, султанов. Из более 300 великих известны имена лишь 186.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

Позже выяснится, что по сравнению с паломниками мавзолея Арыстан-баба, посетители гробницы Ходжа Ахмеда Яссауи более "светские". Здесь не совершается никаких нетрадиционных обрядов. Многие просто читают молитву с просьбами о благополучии для себя и близких. Здесь же стоят ящики для того, чтобы каждый верующий мог оставить садака (милостыню).

С чистыми помыслами

"Внук учился в шестом классе, привез его сюда. Когда приехали, мы начали с Арыстан-баба, после пришли к Яссауи. Затем посетили мавзолей Айша-биби. Мы поверили в священность этих мест. Тогда здесь были люди, которые давали напутствие с пожеланием счастливого пути. Один из них сказал мне: твой внук поедет за границу, будет там учиться. И я удивился, когда это сбылось", — рассказал свою историю пенсионер Сарсен Кожамкулов из Алматы. В святые места он приезжает уже во второй раз.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

По его словам, главное, что должен помнить приезжающий сюда человек, — нужно верить во Всевышнего, и единственная традиция, которая должна соблюдаться, — это чистые помыслы.

"Для пришедшего в мавзолей первое — это Тайказан — там оставляешь садака. Потом садишься и произносишь свои желания, молитвы. В первую очередь, просишь здоровья для близких, светлого будущего", — говорит он.

Замечаю, как некоторые паломники обходят мавзолей по кругу, периодически прислоняясь к нему рукой. Но наш собеседник утверждает: такого обряда нет.

"Сюда приходят разные посетители. Кто-то приходит с какими-то проблемами, приходят сектанты. Есть те, кто приходит и просто читает "дуга" (молитва). Мы не сектанты. Мы простые казахи, приходим читать "дуга". Это сектанты говорят, что можно излечиться от болезни. Я прихожу очиститься духовно", — говорит собеседник.

После мавзолея люди идут к личному колодцу Ходжа Ахмеда Яссауи. До начала XX века после пятничной молитвы люди не расходились, им давали воду из этого колодца.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

"В постсоветский период только Динмухаммеду Кунаеву (первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР) разрешалось пить воду. Потом вам", — шутит гид Ардак. Вода в колодце солоноватая, люди пьют ее, читая молитвы и веря в ее чудодейственность.

Из мавзолея выходишь с ощущением, что тебе удалось прикоснуться к истории.

"Благословение" Арыстан-баба

Согласно легендам, по распоряжению эмира Тимура над могилой Ходжа Ахмеда Яссауи началось строительство мечети, но все попытки возвести стены терпели неудачу: сильная буря сносила их. По другой версии, появлялся зеленый бык, который все разрушал. Явившийся во сне Тимуру святой сказал, что сначала нужно построить мавзолей над могилой святого Арыстан-баба, а только потом над могилой Ходжи Ахмеда Яссауи, поэтому паломники сначала посещают мавзолей Арыстан-баба.Вскоре к святыне приезжает группа паломников. У многих славянские лица. Выйдя из автобуса, они организованно двигаются к мавзолею, привлекая внимание тем, что через плечо у каждого перекинута белая ткань с именами. На вопрос откуда они, отвечают: приехали из России — Ижевск, Челябинск. Об этом месте узнали от тех, кто здесь уже был.Шыракшы (смотритель мавзолея) Нуржан Додабаев читает молитву, которую, затаив дыхание, слушают паломники. После окончания молитвы они, кланяясь, выходят.

Также организованно все идут к колодцу с соленой водой (похожий на тот, что стоит в мавзолее Яссауи). Вода эта, как гласят легенды, обладает целебными свойствами.

© Sputnik / Серикжан Ковланбаев

Поездка подходит к концу. Едем в Туркестан, где нас ждет поезд. Не покидает ощущение завершающегося путешествия в другой мир. Мир веры в чудо.

Указ «О некоторых вопросах административно-территориального устройства Республики Казахстан», согласно которому в Казахстане появилась Туркестанская область, а областным центром стал город Туркестан. Чем прославился этот города за свою 1 500-летнюю историю, разбирался журналист .

Взгляд в историю

Первые упоминания о поселении на месте современного города Туркестана, расположенного на пересечении караванных путей из Самарканда, Бухары и Хивы на север, появилось около 500 г. н. э.

В X веке - упоминается город Шавгар (Шавагар), с XII века - Ясы (Яссы). В средневековье Ясы был городом-крепостью. В XII веке здесь жил суфийский поэт, философ Ходжа Ахмед Ясави, который был похоронен тут же. Тамерлан, в состав империи которого входил и Ясы, в 1396 - 1398 годах рядом с мавзолеем Ясави стал строить мечеть. Но, получилось у него это не сразу.

Сначала ему пришлось построить мавзолей Арыстан-баба - еще один важный исламский мавзолей в Туркестане, сохранившийся до наших дней. Святой Арыстан-баба, в некотором роде был предшественником Ясави. Легенда гласит, что сам пророк Мухаммед передал свои четки Арыстан-бабу, а тот, в свою очередь, подарил их юному Ясави.

По легенде, когда Тамерлан начал строить мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, конструкция несколько раз непонятным образом разрушалась. После чего Тамерлану приснился сон, в котором было дано повеление сперва построить мавзолей для Арыстан-баба, а уж затем заботиться о памяти Ясави. Так он и сделал - и по этой же причине паломники посещают мавзолеи именно в таком порядке. К слову, тогда же город Ясы приобрел известность в мусульманском мире как религиозный центр - Азрет султан (Хазрет султан).

Первые упоминания о Туркестане, как о городе относятся к XV веку. В XVI—XVIII веках, в период Казахско-джунгарских войн, значительная историческая часть города около Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави была разрушена, но сама святыня устояла.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. фото: yandex.com

Достопримечательности

Помимо мавзолеев Арыстан-баба и Ходжи Ахмеда Ясави (который является главной достопримечательностью города), в Туркестане имеется немало других мест представляющих интерес для туристов. К ним можно отнести гробницы казахских ханов Есим-хана, Аблай-хана, Абулхаир хана и других, бия Казыбека (одного из создателей первого свода казахских законов «Жеты Жаргы»), и других государственных политических, военных, религиозных и иных деятелей, внесших вклад в становление казахской государственности.

В историческом центре Туркестана также расположено множество других исламских достопримечательности: подземная мечеть Хильвет (XII века), музей «Жума мечети» (XVIII века), Музей восточной бани и Музей истории города Туркестан, Музей археологии и этнографии, Музей-мавзолей Рабии Султан Бегим XV века. Заслуживают внимания путешественников и заповедник-музей Азрет-Султан, а также железнодорожный вокзал, построенный в 1905 году и являющийся памятником архитектуры.

Музей-заповедник «Хазрет-султан». фото: Someplace.kz

Экономика и промышленность

С 1968 года - Туркестан был лишь одним из множества городов Южно-Казахстанской области. Хотя уже со второй половины XX века являлся крупным промышленным, образовательным и культурным центром, центром внутреннего и зарубежного туризма.

В городе работает больше десятка промышленных объектов, среди которых хлопкообрабатывающий и машиностроительный заводы, швейно-трикотажная фабрика, завод антибиотиков, фабрика, выпускающая мебельные изделия и обувь.

Действуют предприятия пищевой промышленности, производители строительных материалов. Развито животноводство, растениеводство. Особое место в сельском хозяйстве региона занимают выращивание зерновых культур и высоких сортов хлопка-сырца.

Туркестан является крупным региональным центром торговли, в городе расположен крупный рынок. В 1991 году в городе открыт Туркестанский университет с 13 факультетами, в 1993 году переименованный в Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави. Он рассчитан на 22 тысячи студентов и считается одним из наиболее крупных по численности учащихся вузом центральной Азии.

В 2000 году город отметил 1500-летний юбилей.

Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмета Яссави. фото: SkyscraperCity

Климат

По классификации Алисова климат в городе - субтропический внутриконтинентальный, крайне засушливый, летом осадки могут выпадать не каждый год. Туркестан - один из немногих городов в мире, где непосредственно фиксировалась температура в +49 °C, в то же время зимой возможны трескучие морозы.

Лето чрезвычайно жаркое: средняя температура июля составляет 28,7 °C, января −3,1 °C. Летом характерны огромные суточные колебания температуры, которые составляют 15-20 °C, зимой меньше - около 10 °C в связи с не столь сильным прогревом Солнца. Погода зимой неустойчива и варьирует от сильных оттепелей до затяжных похолоданий.

Среднегодовая температура (2001 - 2016) - +13,8 C°.

Туркестан. фото: wikiway.com


Больше новостей в Telegram-канале . Подписывайся!

Город Туркестан, расположившийся посреди засушливых степей крайнего юга Казахстана - настоящий подарок истории туристической отрасли. В то время как соседний Узбекистан располагает целой кучей городов Великого шелкового пути с достопримечательностями соответствующего масштаба и великолепия, Казахстан остался в стороне от торговых путей и не особенно может похвастать поселениями с длинной историей. Туркестан - счастливое исключение. Этот город с 1500-летней историей сегодня является одним из важнейших центров мусульманского паломничества в Средней Азии , а построенный Тамерланом мавзолей поэта-суфия Ходжи Ахмеда Ясави - также главной туристической достопримечательностью.

Как добраться до Туркестана

Ближайший к Туркестану крупный транспортный узел - Шымкент - располагается в 180 км. Из Алма-Аты или Астаны до Шымкента можно добраться на самолёте, после чего пересесть на автобус или такси, в которых придётся добираться до Туркестана в течение примерно трёх часов. Также крупные города Казахстана и Туркестан связывает железнодорожное сообщение - с Астаной напрямую, а при отправлении из Алма-Аты потребуется пересадка в Шымкенте.

А в самом городе можно передвигаться на муниципальных автобусах и маршрутках, которые шустро снуют по улицам Туркестана, останавливаясь по взмаху руки. Чтобы сойти, нужно заранее предупредить водителя об остановке - всё как в России. Если вы не знаете точного адреса нужного вам места, назовите ближайшую достопримечательность.

Поиск авиабилетов в Туркестан

Немного истории

Город Яссы (таково древнее название Туркестана) был основан около 500 года на пересечении караванных путей из Бухары , Самарканда и Хивы на север. В Средние века он стал одним из самых хорошо укреплённых городов-крепостей Средней Азии. Но настоящая слава пришла к Туркестану в 12 веке, когда здесь поселился суфийский поэт и философ Ходжа Ахмед Ясави. Он проповедовал особую философию ислама и постепенно обрастал учениками, селившимися здесь же. Память Ясави увековечил великий Тамерлан - в конце 14 века по его указу здесь возвели роскошный мавзолей, а рядом с нем - мечеть. Дальнейшее положение города только упрочнялось - вплоть до того, что в 16-18 веках он являлся столицей могущественного Хазанского ханства, в свою очередь обогатившего город массой почитаемых гробниц казахских ханов.

Ныне троекратное паломничество в Туркестан признаётся среди мусульман Средней Азии равным хаджу в Мекку.

В мавзолее Ясави в общей сложности 36 помещений, в том числе центральный зал, перекрытый самым большим в Средней Азии кирпичным куполом 18-метрового диаметра.

Погода в Туркестане

В Туркестане (и вообще в Южно-Казахстанском районе) преобладает умеренный пустынный климат с сильными колебаниями температуры в течение года. Зимой здесь преимущественно −5.. −7 °C, но порой температура опускается и до −15 °C. Летом градусник уверенно держится на отметке за +30 °C, нередко подползая к +40 °C. Лучшее время для посещения Туркестана - период с марта по июнь и с сентября по ноябрь.

Отели Туркестана

В Туркестан обычно приезжают с экскурсией на один день, и даже те, кто посещает город в рамках тура на несколько дней, как правило, ночуют в других городах. Тем не менее, здесь имеется достаточно симпатичный отель под многообещающим названием «Эдем». Размещение обойдётся примерно в 50-70 EUR за ночь.

Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.

Развлечения и достопримечательности Туркестана

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави

Великолепный комплекс мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави - главная достопримечательность Туркестана. Построенный Тимуром во славу этого средневекового поэта-суфи, он занимает в плане огромный прямоугольник размерами 46 на 65 метров. В общей сложности здесь 36 помещений, в том числе центральный зал, перекрытый самым большим в Средней Азии кирпичным куполом 18-метрового диаметра, а высота самого мавзолея в центральной части составляет 44 метра. Внутри непременно стоит увидеть огромную ритуальную чашу для воды диаметром почти 3 метра и весом две тонны, которая изготовлена из сплава семи металлов, и внушительный бронзовый светильник, отлитый в 1397 году, - дар Тамерлана мавзолею.

Другие интересные помещения мавзолея - Большой дворец с ханским троном и скипетром, Малый дворец, где располагается пантеон казахских ханов (43 надгробия), собственно усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави, Малая мечеть - основное место молитвы, а также вспомогательные пристройки - колодезная и столовая, где сохранились старинные печи, котёл и деревянная посуда, из которой ели паломники.

Мавзолей Арыстан-баба

Ещё один важный исламский мавзолей в Туркестане - место упокоения святого Арыстан-бабы, в некотором роде «предшественника» Ясави. Легенда гласит, что сам пророк Мухаммед передал свои чётки Арыстан-бабе, а тот, в свою очередь, подарил их юному Ясави. Помимо усыпальницы этого святого здесь можно увидеть изумительный образец Корана - он выставлен под стеклом.

По легенде, когда Тамерлан начал строить мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, конструкция несколько раз мистическим образом разрушалась. После чего Тамерлану приснился сон, в котором было дано повеление сперва построить мавзолей для Арыстан-бабы, а уж затем заботиться о памяти Ясави. Так он и сделал - и по этой же причине паломники посещают мавзолеи именно в таком порядке.

В историческом центре Туркестана также расположено множество других исламских памятников. Здесь стоит увидеть подземную мечеть Хильвет (12 в), музей «Жума мечети» 18 века, Музей восточной бани и Музей истории города Туркестан (здесь интересно рассказывается о взятии города монголами), Музей археологии и этнографии, Музей-мавзолей Рабии Султан Бегим (15 в) и Музей «Улица г. Туркестана».

Окрестности Туркестана

В окрестностях Туркестана также немало природных и исторических достопримечательностей, которые определённо заслуживают однодневной «вылазки». Любители природы приглашаются посетить Отрарский оазис (60 км от Туркестана), на территории которого в 9-12 веках располагался один из значимых городов Великого Шелкового пути - Отрар. Сегодня здесь можно увидеть остатки городища - руины сохранились неважно, но масштаб поселения действительно потрясает.

Также можно посетить природный заповедник Каратау, расположенный в центральной части одноименного хребта, где обитает 15 видов животных, занесённых в Красную книгу. По заповеднику проложены разнообразные трекинговые маршруты.

Исторические памятники города Туркестан.

«Шавгар - большой город, обнесенный курганом, мечетью на краю базара»

Древние письмена.

Туры по древним городам Южного Казахстана.

Город областного подчинения (с 1968 г.), административный центр (с 1928 г.) Туркестанского района Южно-Казахстанской обла­сти, железнодорожная станция железной дороги Оренбург - Ташкент. Расположен на правом берегу Сырдарьи, у подножия южных склонов хребта Каратау.
Числен­ность населения 79 тыс. человек (1988). В 1864 г. с присоединением Казахстана к России Туркестан - город Чимкентско­го уезда, с 1867 по 1932 г.г. Сырдарьинской области, с 1918 по 1924 гг. в составе Туркестанской АССР, в 1932 - 1962 г.г. Южно-Казахстанской области, с 1962 г. - Чимкентской области Казахской ССР.
В современном Туркестане развиты строительная индустрия, металлообраба­тывающая, легкая, пищевая промышлен­ность. Имеются комбинат строительных деталей и конструкций, хлопкоочиститель­ный, ремонтно-механический, биохимичес­кий заводы, локомотивное депо, 7 тран­спортных предприятий, типография, 21 общеобразовательная, спортивные школы, 3 СПТУ, медицинское, педагогическое училища, индустриально-педагогический техникум, 3 парка, 2 клуба, 3 кинотеатра, 35 библиотек, стадион, лечебно-профилак­тические учреждения, республиканский музей-комплекс мавзолея Ахмеда Ясави, издается газета Коммунист ёДбек» («Коммунистический труд») на казахском и узбекском языках.
Туркестан имеет также туристское значение. Древнее название города - Ясы | (Йаси, Йасы), с XVI в. - Туркестан; I до XIX в. был резиденцией казахских ханов. По материалам археологических исследований время основания города относится к середине I тыс. н. э., когда на месте городища Культобе возникло древнее поселение Ясы (нахо­дится за пределами городской застройки, на юго-восточной, окраине современного г. Туркестана).
До монгольского нашест­вия, а, возможно, и в XII - XIV в.в. городская территория ограничивалась лишь площа­дью Культобе и прилегающей территорией. Как предполагают исследователи, эта было небольшое поселение в окрестностях Шавгара, бывшего центром одноименного округа.
Территория, где ныне расположена ханака Ахмеда Ясави, была кладбищем поселения Ясы, о чем свидетельствуют многочислен­ные погребения, обнаруженные на этом участке, которые были частично разруше­ны при строительстве ханаки в конце XIV в.
Несмотря на незначительные размеры, Ясы после падения Шавгара в резуль­тате нашествия каракытаев (киданей) стал центром округа и главным торговым пунктом на пути из Чимкента в Сыгнак. Особую известность он приобрел в начале XII в., когда здесь поселился Ахмед Ясави - суфийский проповедник и поэт- мистик.
После его смерти (1166 - 1167 г.г.) над могилой был сооружен мазар, который приобрел репутацию «святого» места. Местонахождение города на древнем кара­ванном пути - ответвлении Великого шелкового, пути - торговой дороги между Дешт и Кыпчаком и земледельческими оазисами Средней Азии - Хорезмом, Шашем (Ташкентом), Бухарой, Самар­кандом, благоприятное географическое положение, паломничество к мазару спо­собствовали торговле и развитию селения.
Наиболее раннее упоминание о г. Ясы встречается в описания, пути из Монголии киликийско-армянского царя Гетума I, куда в середине XIII в. он ездил ко двору хана Менгу, помешенном отдельной главой в «Истории Армении» Киракоса Гандзаке. Здесь название города передано, види­мо, в более древней форме Асон, чем в более поздних восточных источниках. Чаще название Ясы попадает на страницы исторических сочинений с XIV в.
По сооб­щению Шараф-ад-дина Али Йазди» в 1388 г. Ясы был разграблен войсками Тохтамыша, при этом подвергся разграблению и мазар Ахмеда Ясави, ставший к тому времени у тюркских племен особо почитаемой святыней.
После разгрома Тохтамыша часть добычи, захваченная Тимуром, использована на постройку нового величественного здания ханаки, строительство, которой началось в 1397 г. В середине 2-й половине XV в. город неоднократно упоминается на страницах восточных хроник, повествующих о междоусобицах наследников Тимура, а позже тимуридов и шайбанидов.

Средневековый город Яссы развивался по традиционной схеме среднеазиатского города: цитадель, шахристан и позже рабад. Цитадель размешалась к севе­ро-востоку от здания ханаки и ограничи­валась крепостными стенами. Она имела форму неправильного 5-угольника площа­дью примерно 2.6 га. в западной части располагалась ханака. Стратиграфические шурфы и разрезы крепостных стен позво­ляют датировать их возведение XV в., т. е. временем, последовавшим за строительст­вом архитектурного комплекса ханаки. Возникновение здесь плотной жилой за­стройки и отложение культурного слоя можно отнести лишь к послемонгольскому времени, а наиболее интенсивный период застройки к XV - XVI в.в.. Обширный шахристан возводится к западу от ханаки.
В то время город, по всей видимости, интенсивно растет и становится ведущим торгово-экономическим центром региона, административным центром тимуридских наместников округа, религиозным центром Туркестана.
Если в I-й половине XV в. Шараф-ад-дин Али Йазиди называет его небольшим селением (карма), не играв­шим заметной роли в экономике округа, то среднеазиатский историк Рузбихан Исфахаии в сочинении «Михман-наме-йи Бухара», описывая Ясы в XVI в, отмечал: «Город Яса, который является гробницей его святейшества Ходжи - обширное и плодородное владение, столица области Туркестана. Округа его свежи и цветущи, словно цветник.
В город Йаси привозят товары и драгоценные изделия, и там происходит торг, и он (город) является местом развязывания грузов купцов и местом отправления толп путешественни­ков по странам». В некоторых других сочинениях XVI в. город упоминается под двумя названиями - Ясы или Тур­кестан.
Но память о старом названии (Ясы) долго сохранялась в народе, что отметил Махмуд ибн Вали, упоминавший его во 2-й четверти XVII в. Возведение ханаки придало необычайную популяр­ность городу в XV – XVI в.в., который приобрел известность в мусульманском мире как религиозный центр - Аэрет (Хазрет).
Рядом с ханакой сформи­ровался ханский некрополь. В течение XV – XVII в.в. некрополь интенсивно застраи­вался мавзолеями знати, из которых наи­более значительны мавзолеи: Раби"и Сул­тан Бегим (XV в.), восьмигранный (XVI в.), Есим-хана (XVII в.).
На рисунке, изображающем Туркестан в начале XVIII в., овальный в плане город окружен стеной с б-ю воротами и с круглыми сторожевыми башнями. Цита­дель размещалась в северо-восточной части города, была окружена стеной, примыкавшей одним углом к башне общего­родской стены. На рисунке изображено множество колодцев внутри города, у юж­ных стен - караван-сараи с рядами лавок, базар - за городскими стенами, рядом с караван-сараем, вдоль кривых улиц - плотная жилая застройка.
От въездных городских ворот улицы вели к укреплению, караван-сараю, жилым кварталам. До начала XIX в. облик горо­да, видимо, не менялся. Градострои­тельная доминанта - канака - возвыша­лась над застройкой и была далеко видна и пределами города. Одноэтажные жилые дома имели плоские кровли, каркасные стены заполнялись пахсой. Из построек этого времени сохранилось лишь здание бани (XVIII и.) из жженого кирпича рядом « некрополем”.
Город занимал примерно около 30 га. длина городских стен дости­гала 2 – 2,5 км. Междоусобные войны и нашествия джунгар привели город в конце XVIII в. к потному упадку, и к началу XIX в. он был «столь опустошен, что не насчитывают в нем более 300 домов и обширность прежнего селения видна в одних только развалинах».
В 1819 по 1864 г.г. Туркестан входил в состав Кокандского ханства и служил ему опорным пунктом на границе со степью. Хотя к этому времени город имел большие размеры, его планировочная структура оставалась прежней: цитадель, шахристан и обширные пригороды рабада.
В этот период значительных построек не возводилось, были лишь обновлены частично заново отстроены крепостные стены. В плане город имел очертание неправильной окружности, близкой к 6-угольнику с неравными сторонами и зани­мал территорию около 90 га.
Его окружала (глинобитная, монолитная стена длиной около 3 км. В стене было 12 башен н четверо ворот (Дарваза-какпа, Мусалля-какпа, Иетты-какпа, Ишан-какпа). В го­родской стене юго-восточной части на высоком бархане возвышалась мощная 4-угольная башня, доминировавшая над окрестностью.
Пятиугольная в плане цитадель была в северо-восточной части города, занимая площадь около 5 га. От городской застройки цитадель отделялась стенами и рвом с водой. Высота стен достигала 15 метров, сложены они были из сырцового кирпича крупного размера, 8 охранных башен - из жженого.
Длина стен по периметру - около 700 м. Из цитадели в город вели ворота, устроенные в северо-восточной стене. Ханака находи­лась на особом двора, в западном углу цитадели. Территория цитадели была плотно застроена домами офицеров ко­кандского гарнизона и местного духо­венства, Шахристан, собственно город, делился на 5 крупных жилых массивов.
Правильной, четкой планировки не было. Основные улицы города вели от ворот к цитадели и базарной площади, которая находилась теперь в центре жилой застройки. Застройка была очень плотной, одноэтажные дома из сырца и пахсы группировались вдоль узких кривых улиц и тупичков в кварталы различной конфигурации - махалля.
Основным структурным элементом квартала является жилой дом с внутренним двором, окруженным дувалом. Хозяйственные постройки с глухими стенами выходили на улицу, жилые - во двор. Зелени во дворах практически не было.
Стены «увалов придавали улицам вид узких коридоров, хорошо защищавших от жары. Наиболее благоустроенными были квартальные мечети, айваны которые вы­ходили во дворики с хаузом-водоемом и деревьями. Карнизы, потолки, колонны айванов украшались яркими рисунками растительного орнамента.
Сады и возделываемые поля размещались в рабаде вокруг города, из окрестных речек к ним были проведены оросительные каналы и арыки. В начале 60-х г.г. XIX в. в городе было около 20 квартальных мечетей, 2 медресе, базар, 22 водяные мельницы, 21 кожевен­ный завод, насчитывалось 1200 домов.
Население составляло около 5000 человек, из которых 3/4 занималось земледелием. До середины VIV в. Структура города не менялась. Туркестан и после и присоедине­ния Казахстана к России оставался типичным среднеазиатским городом с замкнутой радиальной планировкой, окруженный кольцом оборонительных стен. Лишь в цитадели были построены казармы для солдат русского гарнизона, комендантский дом и церковь и прочие сооружения военного ведомства.
Западная и южная стены были соединены с городской стеной новой линией укреплений. В 1172 г. Туркестан, ставший уездным городом, разрастается, начинался посте­пенный приток населении из Европейской части России и коренных жителей насе­ленных мест Сырдарьинского региона.
С середины 70-х г.г. Туркестанским военным округом начали разрабатываться генеральные планы развития города. Один из первых генеральных планов г. Туркестана, по которому осуществлялись планировка и разбивки территории, был разработан в 1875 году.
По этому плану за пределами городских стен с северо-восто­чной стороны на незастроенных землях формируется новое селитебное образова­ние, так называемый «новый город» с принципиально иной планировкой - регу­лярной, геометрически правильной сеткой кварталов с прямыми широкими улицами.
Первые кварталы появились в квадрате современных улиц Фурманова, 1 Мая. Матросова, пр. Ленина. Основными плани­ровочными осями служили широкая улица, проложенная параллельно восточной стене цитадели в направлении с юго-запада на северо-восток (ныне - ул. Абая) и перпендикулярная к ней улица (ныне - ул. 1 Мая).
На их пересечении был заложен городской сад с церковью. К саду с восто­чной стороны примыкал участок лазарета. Территориальное развитие «нового города» шло я северном и восточном направлениях. Главная улица (ныне - ул. Абай) продолжалась в южном направле­нии, вдоль нее также отводились участки для застройки новых кварталов.
На пересечении ее с улочкой, идущей вдоль южных стен цитадели, размещался новый базар, общий для старой и новой части города. В генеральных планах 1875, 1833 г.г. и более поздних не предлагалось каких-либо рекомендаций по сохранению или развитию «старого города», остававшегося внутри городских стен.
«Новый город» развивался медленно и обособленно от «старого». Дальнейший рост и развитие Туркестана непосредственно связаны со строитель­ством в 1901 - 1902 г.г. железной дороги Оренбург - Ташкент, которая проходила в 4,5 км к западу от города. К началу XX в. планировочная структура по-преж­нему состояла из шахристана, т. е. «старо­го города», «нового города» и земледель­ческого пригорода - рабада. Весь Турке­стан занимал площадь около 1400 га.
«Старый город» в начале XX в. имел тот же вид, что и «сотни лет назад... Улицы узкие и кривые. Третья часть города представляет из себя развалины... Городские стены и стены цитадели час­тично развалились или продолжают раз­валиваться».
Грандиозное сооружение ханаки возвышалось над одноэтажной застройкой, являясь архитектурной доми­нантой. Мавзолеи некрополя, расположен­ного во дворе ханаки, постепенно ветшали и разрушались; восточная баня и Джума-мечеть, находившиеся южнее некрополя, продолжали функционировать. В «старом городе» жилые постройки возводились из кирпича-сырца и пахсы, с земляными крышами, жженый кирпич- и железная кровля применялись очень редко.
«Новый город» примыкал к «старому» с северо-восточной стороны. Композиция его была основана на пересечении 2-х осей: главной улицы по направлению с юго-запада и северо-восток и перпендику­лярной к ней северной части, заключенной между современными улицами 1 Мая и ул. Советской. Общественный центр сформировался к 1910 -1912 г.г. по периметру 4-х кварталов, в границах нынешних улиц Абая, 1 Мая, Фурманова, проспекта Ленина размещались административные здания и присутственные места.
Наиболее крупные из них оформляли углы кварта­лов: гарнизонный штаб по нынешним ул. Фурманова, администра­тивное здание по ул. Советской, 4 ,доходный дом с аптекой по ул. Молодежной, 6, церковь по ул. Абая, 1.
Одноэтажные, свободно стоящие на участках дома про­тяженными фасадами выходят на красную линию и объединены друг с другом высокими дувалами. Жилые дома в основном, строились из сырца, казенные - из жженого кирпича, железные кровли 2-скатные и 4-скатные, стены оштукатурены и побелены. В деко­ративном убранстве фасадов преобладают переработанные мотивы архитектуры ба­рокко и позднего классицизма.
В жилых постройках начала XX в., возводившихся в европейском стиле, использовались прие­мы строительства местного традиционного жилища - айваны, внутренние дворики, увитые зеленью (ныне - ул. Молодежная, дома 17, 18, где ныне размещаются почта и библиотека). «Новый город» в этот период был довольно хорошо благоустроен и по опи­саниям современников напоминал провин­циальные города Европейской России.
Вдоль прямых и широких улиц проведены арыки и посажены деревья. В 1906 – 1907 г.г. появились тротуары, в1909 г. от города до железнодорожной станции проложено шоссе. С восточной стороны «нового города», сразу же за кварталами с правильной регулярной планировкой сформировался жилой массив, где селилось в основном коренное население. Участки осваивались стихийно и складывались в традиционное для Средней Азии жилое образование - махалля.
В пределах современных улиц Джансугурова, Фрунзе, Колхозной размещался район с радиально-кольцевой системой улиц и переулков, с приусадеб­ными орошаемыми участками. Здесь дома располагались в глубине участка, строи­лись из кирпича-сырца или пахсы, а некоторых из них крыши были 2-скатными, стены штукатурились и белились. Примерами местного жилища начала XX в. являются жилые дома по ул. Колхозной (№№ 18, 47 - , 49.
Земли рабада с садами и оросительными каналами размещались с западной, юго- западной и северо-западной сторон Тур­кестана. Рабад развивался в основном по направлению к нынешней железнодорож­ной станции.
В 1908 г. в Туркестане насчитывалось 3616 домов, 2 церкви, 41 мечеть, имелись городское мужское 2-х классное училище, женское приходское, татарское и еврей­ское училища, русско-туземная школа, медресе и 22 мактаба (школы), из административно-общественных учрежде­ний - управление участкового пристава и воинского начальника, почтово-телеграф­ная контора, камера мирового судьи, лазарет, общественная библиотека, 2 общественных сада, детский садик и пр.
Население города в 1910 г. составляло 15 236 человек. Из промышленных и тор­говых заведений в 1912 г. имелось 4 хлопкоочистительных, 10 маслобойных, 8 мыловаренных, 5 кирпичных заводов. 15 водяных мельниц. Основу современной планировочной структуры города, сложившейся в годы Советской власти, заложили 2 населенных пункта: собственно город Туркестан и поселок железнодорожников Борисовка. Первый генеральный план (1955 г., инженера В. Я. Чичагова, архитектор В. Ш. Гершберг, проектный институт Казгипрогорсельстрой) предусматривал планировку города, исключая поселок Борисовка. Согласно новому генеральному плану (1964 г., арх. Л. Л. Ухоботов, Казгорстройпроект), разрозненные жилые массивы города и поселка Борисовка объеди­нялись единым планировочным решением.
По этому плану город, линейно вытяну­тый в направлении с востока на запад, был разбит на 3 планировочных района. Общегородской центр был намечен на стыке между Борисовкой и городом. Улица Фурманова - ныне проспект Ленина - являлась центральной, объединяющей городские районы. В современной структуре городские районы с сохранившимися памятниками архитектуры и градостроительства четко разделяются на восточный и западный.
Восточный район занимает довольно обширну ю территорию. В него вошли архитектурно-археологическая зона в пределах границ «старого юрода» и примыкающие к нему с северо-восточной стороны кварталы, сформировавшие в конце XIX - XX в.в., так называемый «новый город».
«Старый город» в настоящее время представляет собой пустынную, свободную от застройки территорию с остатками следов городской стены и жилой застройки в виде небольших холмиков. Помимо археологических памятников, зона пред­ставлена группой построек, входящих в историко-архитектурный комплекс: это ханака Ходжи Ахмеда Ясави (XIV в.), чилляхана (XVI в.), Большой хильвет (XII в.), мазар Аулие-Кумчук-ата (XII в.), мавзолей Рабии Султан Бегим (XV в.), мазар Безы­мянный (XVI в.), мавзолей Есим-хана (XVII в.), восточная баня (XVIII в.), Джума-мечеть (XIX в.).
Почти все сооружения реставрированы, многие восстановлены заново. Восстановлен фрагмент крепост­ной стены с воротами. Вся территория «старого города», постройки некрополя вокруг ханаки и общественно-культовые сооружения включены в государственный историко-культурный заповедник Азрет-Султан (Пост. Совета Министров Ка­захской ССР от 28.8.1989).
Площадь заповедника ок. 90 га. Планировка и застройка «нового города» сохранилась почти без изменений в кварталах, ограниченных улицами Мат­росова, Фрунзе, Фурманова и проспекта Ленина. Архитектура зданий создает характерную городскую среду, которая с масштабностью с улицей и гармоничной композицией являет пример застройки городов Южного Казахстана в начале XX в. Западный район сложился на месте поселка железнодорожников Борисовка.
Территориальное развитие г. Туркестана шло вдоль шоссе по направлению к вокза­лу. К концу 50-х - началу 60-х г.г. сво­бодные земли между ними были пол­ностью застроены, Туркестан окончательно слился с пристанционным поселком. Комплекс зданий станции 1902 -1906 г.г. представляет собой пример единого архитектурного решения. Строительство велось по типовым проектам железно­дорожного ведомства. Все здания одноэтажные, из жженого кирпича, под железными кровлями.
В декоративном оформлении фасадов широко использова­лась фигурная кладка (венчающий ступен­чатый карниз, лопатки, перемычки, пара­петы в узорах кладки и пр.). Центром архитектурной композиции является мо­нументальное здание вокзала, которое замыкает перспективу ул. Карла Маркса.
Вокзал построен в 1903 г., во внешнем оформлении ярко выражены черты модер­на - лепные детали, решетки ограждений, парапеты и башенки. В 1903 - 1905 г.г. были построены депо, водонапорная башня, Дом отдыха паро­возных бригад, баня, жилые дома, боль­ничный комплекс, заложен Общественный сад (ныне – Парк железнодорожников).
Планировка и застройка начало XX в. сохранилась в пределах современных улиц Пролетарской, Щорса, Котовского, а по другую сторону железной дороги - улиц (Центральной, Крупской, Вокзальной. Основой планировочной композиции железнодорожного района является при­вокзальная площадь с вокзалом.
Пер­пендикулярно к вокзалу в сторону города проходила главная улица поселка (ныне ул. Карла Маркса). Другая основная улица шла параллельно железнодорожному пути (ныне - ул. Октябрьская). Эти 2 улицы сохраняют значение основных планировочных осей, формирующих застройку привокзального района.
В 1970 - 1980-е г.г. в связи с развитием промышленности и в соответствии с генеральными планами 1964, 1978 гг., ведется строительство микрорайонов с 4 - 5-этажной застройкой и комплексом куль­турно-бытового обслуживания.
На стыке восточного и западного жилых районов формируется новый общегородской центр с развитым крупно­панельным домостроением. В восточном районе, непосредственно примыкая к историко-архитектурной зоне «старого» и «нового города, сформировался админи­стративный центр города - площадь им. В. И. Ленина. На площади размещаются 2 - 3-этажные здания горкома и райкома партии, райисполкома, кинотеатра. Про­мышленная зона размещается в северо- западной и юго-западной частях города.
Рабочий класс дореволюционного Туркестана представляли рабочие железнодорожниики и рабочие хлопкоочистительного завода. В начале XX в. в Туркестане стали распространяться идеи марксизма возник марксистский кружок.
В годы Революции 1905 1907 г.г. в России на его основе была создана социал-демократиче­ская группа. Железнодорожники ст. Тур­кестан, рабочие туркестанского хлопко­очистительного завода в 1905 -1907 г.г. активно участвовали в революционном движении на юге Казахстана.
В феврале 1905 г. они включились в забастовочное движение, охватившее Перовск (ныне - г. Кызылорда), Челкар и другие станции железной дороги Оренбург - Ташкент. 12.10.1905 г. они присоединились к Все­российской политической стачке.
В апреле 1917 г. на ст. Туркестан организационно сформировалась легаль­ная социал-демократическая группа. 29.8. 1917 г. в связи с наступлением белой армии генерала Л. Г. Корнилова на Петроград, на ст. Туркестан состоялся многолюдный митинг рабочих и солдат гарнизона.
На митинге было принято решение о создании боевой дружины в защиту революции. Тогда же, в конце августа 1917 г., на станции была создана одна из первых коммунистических органи­заций молодежи в Казахстане - «Партия юных коммунистов», организатором кото­рой был молодой большевик В. С. Судоргин.
Осенью 1917 г. все члены молодежной коммунистической организации станции пополнили ряды боевой дружины. 7. 11. 1917 г. отрядом боевой дружины были разоружены жандармы, в городе Туркестан установлена Советская власть.
В тот же день был создан Военно-революционный комитет (ВРК). Вскоре ВРК передал власть исполнительному комитету Турке­станского Совета рабочих, солдатских и мусульманских депутатов. Отряд Красной Гвардии, созданный после Великой Октя­брьской социалистической революции на станции, героически сражался на фронтах Гражданской войны. Их имена высечены на обелисках, установленных борцам за Советскую власть. В апреле 1918 г. в г. Туркестане организационно оформилась большевистская организация.
За годы Советской власти Туркестан превратился в один из промышленных цен­тров Южного Казахстана. В сентябре 1978 г. организован музей архитектурно-археологического комплекса Ахмеда Ясави. В г. Туркестане на территории средних школ установлены обелиски и памятники в честь учителей и учащихся, погибших в годы Великой Отечественной войны: у средней школы N6 10 им. Аль-Фараби (1970 г.), у средней школы им. М. И. Ка­линина (1967 г.), у средней школы им. Н. А. Некрасова (1967), у средней школы им. А. Навои (1971) .
Памятники воинам-землякам, павшим в годы Великой Отечественной войны, на территории района установлены в: селе Старый Икан (1975 г.), селе Коммуна (1971 г.), селе Карашик (1970 г.), селе Новый Икан (1976 г.), селе Урангай (1968 г.), селе Кызыласккер (1970 г.).
Не случайно именно Туркестан был выбран политическим центром Казахского ханства. Город являлся второй Меккой для мусульман Центральной Азии и располагался на стыке кочевой и оседлой культур, на пересечении торговых путей, имел мощные крепостные стены.
Туркестан, прежде всего, ассоциируется с мавзолеем Ходжи Ахмеда Ясави, являющегося памятником древнего зодчества. Подготовка к празднованию полутора тысячелетнего юбилея города в 2004 году позволила провести основательную и качественную реконструкцию города Туркестан. Последние два года город напоминает одну большую строительную площадку.
В городе появилась такая диковинка для местного населения, как система канализации, через железнодорожные пути построен путепровод. Чего стоят только городские дороги, вдоль которых выложены тротуары из фигурной плитки.
Восемнадцать туркестанских улиц, прежде представлявших собой убогое зрелище, максимально расширили и одели в асфальт. Завершилось строительство объездной дороги, протяженностью 14,5 километра. Парадокс, но трасса международного значения Шымкент - Самара, по которой в день проезжали сотни многотонных грузовиков, проходила в ста метрах от мавзолея.
Главное в стиле реконструкции древнего города - уважение к святыне, все должно подчеркивать неповторимость и величественность памятника. Удалось найти оптимальный вариант решения задачи: все постройки находятся в гармонии с мавзолеем, не выпячиваются и не выбиваются из общего стиля.
Был построен спортивно-оздоровительный центр имени Бекзата Сатгарханова, аквапарк с самой высокой горкой в Казахстане, Дом ветеранов, новая городская библиотека, несколько школ и пристроек со спортивными залами, городок оралманов и многое другое.
Празднование юбилея города в октябре 2000 года проводилось под эгидой ЮНЕСКО. Эта организация раз в два года составляет календарь памятных и юбилейных дат, которые имеют значение для всего человечества.
В городе появился собственный Арбат, площадь Есимхана, площадь Алматы, в бывшей царской казарме открылся краеведческо-этнографический музей. Построена мечеть на 500 человек, на личные средства одного жителя Туркестана, мечеть имеет 19 метровый минарет, а кирпичи специально привезены из Хивы.
Появились две гостиницы. Президентская гостиница «Туркестан» на 24 места, на ее строительство ушло $3 млн. и гостиница «Яссы».