Гностические профессии: список. Классификация профессий. Многогранный мир профессий. Классификации профессий Профессии по условиям труда

: типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по и типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.

Типология профессий Е.А. Климова

Климов выделил пять объектов труда: , техника, знак, природа . В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.

Человек — человек — все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.

Человек — техника — все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.

Человек — художественный образ — все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.

Человек — природа — все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.

Человек — знак — все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем (цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.

Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, то простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.

Типология профессий Дж. Л. Голланда

Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности . Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.

Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды .

Название

Тип личности

Тип профессиональной среды

Реалистический

Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать

Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.

Исследовательский

Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать.

Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики.

Артистический

Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны.

Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.

Социальный

Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности.

Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.

Предпринимательский

Люди, амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность.

Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п.

Конвенциональный

Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны.

Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.

Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды

Тип личности

Тип среды

Реалистический

Исследовательский

Артистический

Социальный

Предпринимательский

Конвенциональный

  • «+» — благоприятно
  • «++» — очень благоприятно
  • «-» — не благоприятно
  • «- -» — очень не благоприятно

Мир профессий разнообразен и динамичен: одни профессии исчезают, другие появляются. Знаете ли Вы, кто такой «Бакенщик», а кто «Андеррайтер»? Многие из Вас сейчас воспользуются интернетом, для того чтобы получить информацию об этих профессиях.

Насколько хорошо Вы ориентируетесь в мире профессий? Сколько профессий вы знаете: 50, 100, 1000…? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ!) описаны 9333 профессии.

Все профессии принято классифицировать, объединять в группы по ряду общих свойств и признаков. В нашей статье мы приведем три наиболее часто встречающиеся классификации профессий. Возможно, эта информация позволит Вам определить себя к какому-либо типу и получить общее представление о желаемой профессии.

Классификация Е.А. Климова

В России наиболее известна классификация профессий, предложенная Е.А. Климовым , где в качестве критерия выступает отношение человека (субъекта труда) к предмету труда.

Все профессии соотносятся здесь с пятью основными типами:

  1. «Человек - природа» - представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Например, мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.
  2. «Человек - техника» - работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Например, слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, техник-технолог общественного питания, инженер-электрик.
  3. «Человек - человек» - предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например, продавец, парикмахер, врач, учитель и т.д.
  4. «Человек - знаковая система» - интерес представляютестественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы. Например, математик, редактор издательства, программист, языковед и т.д.
  5. «Человек - художественный образ» - в профессиях данного типа мир видится работником, прежде всего, как некая данность, в которой можно найти, выделить красивое, прекрасное. Такого человека мир волнует, как область, которую можно преобразовать и в которую можно привнести красоту, удобство, затрагивающую эмоции форму какого-то содержания. Например, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, артист балета, актер драматического театра и т.д.

Кроме этого его классификация делит профессии по целям, средствам труда, по условиям труда.

По целям труда:

«Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание).
Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.

«Преобразующие профессии»
Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.

«Изыскательские профессии»
В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.

Тип профессии по предмету труда

Гностические (распознать, определить)

Преобразующие (обработать, обслужить)

Изыскательские (изобрести, придумать)

Человек - природа

Ветеринар

Биоинженер

Человек - техника

Наладчик станков с ЧПУ

Водитель, слесарь

Изобретатель, Инженер

Человек - знаковая система

Графолог

Архивариус, библиотекарь

Программист

Человек - художественный образ

Литературный критик

Художник, дизайнер

Человек - человек

Психолог

Учитель, врач

Режиссёр

По средствам труда:

  1. «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции).
    Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
  2. «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами).
    Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
  3. «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами).
    Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
  4. «Функциональные средства организма человека». З десь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

По условиям труда:

  • «Условия бытового типа»
    В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
  • «Работа на открытом воздухе ».
    В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
  • «Необычные условия труда»
    Под водой, на высоте, под землей, а также в условияхповышенной температуры и других. Примеры профессий - водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
  • «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности»
    За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.

Классификация Дж. Голланда

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и популярна типология Дж. Голланда , основанная на сопоставлении типов личности и типов профессиональной среды.

Выделяются следующие основные типы (типы личности и типы профессиональной среды):

«Реалистический тип»
Люди реалистического типа ориентированы на настоящее. Для них характерны высокая эмоциональная стабильность, хорошо развитые моторные навыки, ловкость. Люди этого типа наделены пространственным воображением. Предпочтение они отдают занятиям с конкретными объектами, выбирают профессии с чёткими задачами и результатами (например, водитель, строитель, портной, повар).

«Интеллектуальный тип»
Для людей интеллектуального типа характерны высокая активность, аналитические способности, теоретическое мышление, творческий подход. Они отдают предпочтение работе, направленной на решение сложных интеллектуальных задач, чаще всего выбирают профессии, связанные с точными и естественными науками: математика, физика, астрономия и др.

«Социальный тип»
Люди социального типа ориентированы на общение и взаимодействие с людьми. Они обладают ярко выраженными коммуникативными способностями, чувствуют и понимают других людей, стремятся решать проблемы, учитывая эмоции и чувства, способны к сопереживанию и состраданию. Они предпочитают такие сферы деятельности, как медицина, педагогика, психология.

«Конвенционный тип»
Люди конвенциального типа отдают предпочтение заранее спланированной, структурированной деятельности, хорошо выполняют рутинную работу, чётко придерживаются существующих инструкций и предписаний. Они хорошие исполнители, но слабые руководители. Необходимость принятия кардинальных решений и работа над творческими нестандартными задачами вызывают у этого типа людей серьёзные трудности. Наибольшей эффективности им удаётся достичь в профессиях, требующих чёткости, внимательности и устойчивости к монотонной деятельности (например, финансист, бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель).

«Предпринимательский тип»
Люди предприимчивого типа стремятся к лидерству, нуждаются в признании, предпочитают руководящие роли. Их энергия, энтузиазм и импульсивность позволяют решать сложные задачи, связанные с руководством и продвижением идеи. Они обладают хорошо развитыми коммуникативными способностями, но им не подходит скрупулёзная работа, требующая длительной концентрации внимания. Люди этого типа выбирают профессии, позволяющие максимально реализовать себя, удовлетворить потребность в признании - предприниматель, менеджер, артист, журналист, дипломат, брокер.

«Артистический тип»
Люди артистического типа отличаются сложным взглядом на жизнь, для них характерно глубокое эмоциональное восприятие действительности. В отношениях с окружающими они ориентируются на свои ощущения, эмоции, воображение и интуицию. Такие люди стремятся выделиться из общего окружения. Все эти особенности позволяют им выбирать творческие профессии, связанные с рисованием, музыкой, фотографией, филологией и историей.

Классификация Л.А. Йовайши

  1. «Сфера искусства» - профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.
  2. «Сфера технических интересов» -речь здесь идет о практических видах деятельности. Круг этих профессий очень широк - производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; управление транспортом; изготовление изделий.
  3. «Сфера работы с людьми» -профессии, связанные с управлением, обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным). Людей, успешных в профессиях этой группы, отличает общительность, способность находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения.
  4. «Сфера умственного труда» -профессии, связанные с научной деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью суждений, аналитическим складом ума.
  5. «Сфера физического труда» -профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью, волевым качествам.
  6. «Сфера материальных интересов» - профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

Рекомендуем вам пройти одну из методик: «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова, «Опросник профессиональных предпочтений» (ОПП) Дж. Голланда, «Определение профессиональных интересов» Л.А. Йовайши. Это позволит Вам определить свой профессиональный тип и сделать первый шаг на пути профессионального выбора.

Как гласит детская пословица: "Все профессии нужны, все профессии важны". Безусловно, это правда. Сложно представить жизнь современного человека без работы в какой-либо профессии. Даже вроде бы самая бесполезная работа вносит огромный вклад в жизнь каждого из нас. Какая есть классификация профессий?

Общее понятие

Классификация - это осмысленное разделение тех или иных вещей на группы и виды по определенным признакам. Понятия "профессия" и "классификация профессий" тесно связаны между собой. Профессия - это род деятельности человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний, а также умений и навыков, приобретенных в результате обучения и практических занятий. В зависимости от рода деятельности профессии поддаются группировке. Также большую роль в разделении имеет классификация профессий по предмету труда. Этот вопрос будет подробно рассмотрен в данной статье.

Виды классификации рабочих профессий

Мир профессий разнообразен, в нем присутствует более семи тысяч наименований. В 1957 году была принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации здравоохранения. Это - вид разделения профессий на группы. Сам процесс разделения на группы может проходить разным путем, в зависимости от признака, взятого за основу. Это может быть классификация:

  • По первой букве названия вида деятельности (в алфавитном порядке например).
  • По характеру или физическому).
  • По отрасли хозяйства (промышленность, наука, строительство, животноводство и растениеводство, лесное хозяйство, транспорт и связь, здравоохранение, управление, торговля и так далее).
  • По признаку материального производства (например, сельское хозяйство, промышленность, лесное хозяйство, строительство и так далее. Нет материального производства у здравоохранения, науки, торговли, средств массовой информации и т. д.).
  • По уровню и характеру требуемой квалификации: высококвалифицированные (финансовый аудитор, химик, брокер, инженер и прочие); квалифицированные (страховой работник, кадровики, администратор, оценщик, технолог и другие); малоквалифицированные (почтальон, работник магазина и так далее); неквалифицированные (дворник, уличный торговец, уборщик, курьер и другие).

Во всем есть свои недостатки

Каждая вышеуказанная классификация профессий имеет свои недостатки.

Первый вариант неудобен тем, что сфер деятельности очень много (около семи тысяч), и каждую распределить в алфавитном порядке будет сложно, и в итоге получится неимоверно огромный список.

Недостаток второго способа заключается в том, что при перечислении автоматически стираются границы умственного и физического труда.

Третий способ имеет два недостатка:

1. Есть профессии, которые относятся к нескольким отраслям хозяйства (например, слесарь. Сфера деятельности распространена в нескольких отраслях народного хозяйства).

2. Неточность, так как некоторые виды деятельности проникают в другие сферы (например, школьная медсестра, сотрудник отрасли здравоохранения, но при этом работает в научной сфере деятельности).

С четвертым способом также можно поспорить. К производству имеет отношение каждая профессия, только в одном случае это материальные вещи (например, сфера промышленности, строительства), а в другом случае это неосязаемые ценности (например, наука, средства массовой информации). Вне зависимости от того, можно ли "пощупать" то, что производится, каждая сфера деятельности важна для человечества.

В пятом случае также есть свои нюансы. Нередко встречается такая ситуация, когда человек - на все руки мастер, и действительно качественно делает свою работу, но его не могут принять в штат, потому что нет "корочки" об образовании. В то же время приходит дипломированный специалист, который на деле ничего не умеет.

Разделение профессий по трудовым условиям

Также существует классификация профессий по условиям труда. Она включает в себя всего четыре вида:

  1. Микроклимат бытового типа. Это та профессия, работники которой трудятся в помещениях в привычных условиях (либо офисная работа). Например, программист, бухгалтер, врач, учитель и другие.
  2. Работа на открытом воздухе. Основную часть времени работник проводит на свежем воздухе, а не в помещении. Например, торговый представитель, почтальон, дворник, лесник и прочие.
  3. Небольшие замкнутые пространства, кабины. Основное время у работника проходит в маленьком помещении. Например, водитель, консьерж, оператор и так далее.
  4. Необычные условия труда. Под необычными условиями труда подразумевается подземная работа, работа в водных условиях либо на большой высоте. Например, шахтер, промышленный альпинист, горный спасатель, водолаз и другие.

В любом случае, в зависимости от того, как нужно сделать классификацию видов профессий, выбирается любой вышеперечисленный способ. Но об этом по порядку.

Какими они бывают? Помимо вышеперечисленных вариантов классификаций профессий есть еще способ психологического разделения на группы. Разделение видов деятельности на группы по психологическому принципу предназначено для профориентационной работы. Такой вид распределения важен для теории психологии труда, а также для понимания роли психологических факторов в том или ином виде труда.

Психологический анализ трудовой деятельности в любой профессии является неотъемлемой частью и первичным этапом работы в области психологии труда. Анализ выступает в роли основы, на которой строится любое дальнейшее исследование.

Многообразие профессий ставит перед психологией труда задачу классификации профессий, выявление общих черт и различий между профессиями и видами деятельности. Психологическое изучение определенных видов трудовой деятельности называется описанием профессий (профессиографией), а полученный результат - профессиограммой. В профессиограмму входит целый ряд характеристик, касающихся видов труда: технические и экономические, социальные, психологические, а также гигиенические условия труда. На полученный результат влияет совокупность особенностей личности и психических процессов, которые активизируются при определенном виде труда.

Понятие профессионально важных признаков

Профессионально важные качества представляют собой отдельные черты характера и личности человека, психические и физические качества, соответствующие требованиям к личности, занимающей ту или иную должность в профессии.

К важным признакам профессионала относится пять пунктов:

  1. Отношение к профессии, труду, интересы, касающиеся данной области деятельности.
  2. Моральный образ человека как части коллектива.
  3. Дееспособность, касающаяся определенной должности (гибкость ума, находчивость, умение саморазвиваться - интеллектуальной сферы деятельности; физиологическая развитость, выносливость - для физического труда).
  4. Единичные, частные, специальные способности, если таковые необходимы для требуемой должности или профессии в целом.

  5. Знания, умения, навыки и опыт работы в аналогичной должности.

Новый вид классификации профессий

Александрович, академик, специалист по психологии труда, профессор психологических наук, сделал массу открытий в сфере психологии и не оставил без внимания психологию труда. В 1970 году он запатентовал свою классификацию профессий по предмету труда, которой пользуются и по сей день. Его субъектно-деятельностная концепция профессионального труда является обширной и захватывает практически все профессии, разделяя их на определенные группы. Как утверждает сам Климов, каждый человек способен найти ту профессию, в которой ему будет комфортно, а трудовая деятельность будет приносить удовольствие. С концепцией Климова можно составить примерную формулу желаемой профессии, а также определить работу своей мечты.

Распределение профессий Климова

Правильное составление и дальнейшее пользование профессиограммами предполагает определенные знания в использовании классификации. Наиболее распространенной для профориентации является классификация профессий по Климову. В соответствии с объектом труда выделяют пять типов.

«Человек - Природа»

К этому типу относятся люди, чья трудовая деятельность связана с животным и растительным миром, а также микроорганизмами и условиями их существования. Работнику этой профессии мир видится со стороны биологического развития, нововведений и утрат в этой области. Представители профессий данного типа умеют создавать и корректировать условия жизни и развития живых организмов, при этом применяя разнообразные технические средства. Если брать во внимание сельское хозяйство, то не все глубинки оснащены необходимой техникой, поэтому физический труд в этой сфере тоже имеет место. А также не стоит недооценивать интеллектуальный аспект данной классификации профессий. Поскольку условия труда являются нестандартными, часто приходится замечать самые малозаметные, но очень важные изменения у живых организмов. Требования к работнику этой структуры также нестандартны: от особенных навыков (например, рисования, чтобы можно было зафиксировать то, что видно под микроскопом) до управления техникой. Что касается профессиональных качеств, то работник должен любить природу, обладать настойчивостью в достижениях целей, творческим мышлением и терпением. К профессиям сферы «Человек - Природа» относятся: ветеринар, агроном, биолог, пчеловод и многие другие.

«Человек—Техника»

К этому типу относятся виды деятельности, связанные с ремонтом и обслуживанием технических устройств и их эксплуатацией, а также создание, монтаж и сборка, проектирование и конструирование устройств и технических систем, отдельных частей механизма. Наблюдательность, острый слух и зрение относятся к основным профессиональным качествам работника данной сферы. Также для успешной работы необходимы точные и высокие знания в технической сфере. К профессиям типа «Человек—Техника» относятся слесарь, ремонтник, водитель, техник и прочие.

«Человек - Знаковая система»

Объектом труда данного типа классификации являются знаки - цифры, формулы, устная и письменная речь, рисунки, чертежи, карты и так далее. Основой рабочей деятельности является интеллектуальный труд, с помощью которого происходит создание всевозможных систем знаков. Профессиональными качествами работника данного типа профессии являются усидчивость, внимательность, умение длительно сосредоточиться, любовь к одиночной работе. К профессиям типа «Человек - Знаковая система» относятся программист, системный администратор, бухгалтер, стенографист, радист, чертежник, закройщик, редактор и прочие.

«Человек — Художественный образ»

Объектами труда работников данной сферы являются художественные образы, формируемые в литературе, изобразительном искусстве, музыке и актерском мастерстве. Цели данной профессии - создание красоты, привнесение гармонии в окружающий мир, сохранение культурного наследия человечества и создание эстетики. Профессионал в этой сфере должен обладать несомненным врожденным талантом, любовью к красоте и искусству, художественным вкусом и богатым воображением. К профессиям типа «Человек — Художественный образ» относятся актер, фотограф, художник, журналист и даже ювелир.

«Человек — Человек»

Работники этого типа профессии трудятся непосредственно с людьми. Основной задачей является взаимодействие с людьми или обслуживание других людей. Определенные типы профессий связаны между собой сутью работы, хотя сама трудовая деятельность абсолютно разная. Целью работы этой классификации профессий может стать лечение, обучение, управление, информирование и т. д. Профессиональные качества, которыми должен обладать работник - это коммуникабельность и культура общения, понимание настроя человека и его потребности, развитая познавательная деятельность, дружелюбие, умение слушать и стрессоустойчивость. К профессиям типа «Человек — Человек» относятся учитель, милиционер, врач, продавец, работник в сфере оказания услуг, страховой агент и многие другие.

К выбору будущей профессии следует относиться крайне серьезно. Без любви к работе пропадет любовь к жизни. При выборе типа профессии по классификации можно понять, что именно нужно вам.

Источник: Федеральный институт развития образования – ФИРО

Профессии НПО в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 354, распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:

технический профиль – 100000 Сфера обслуживания (профессии: 100102.01 Киномеханик; 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; 100115.01 Аппаратчик химической чистки ); 110000 Сельское и рыбное хозяйство (профессии: 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства; 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка ); 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника; 180000 Морская техника; 190000 Транспортные средства; 200000 Приборостроение и оптотехника; 210000 Электронная техника, радиотехника и связь; 220000 Автоматика и управление; 230000 Информатика и вычислительная техника; 240000 Химическая и биотехнологии (за исключением профессий:240100.02 Лаборант-эколог; 240700.01 лаборант-аналитик ); 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (за исключением профессий: 250101.01 Мастер по лесному хозяйству; 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства); 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (за исключением профессии 260807.01 Повар, кондитер ); 270000 Архитектура и строительство; 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды, 070000 Культура и искусство;

естественнонаучный профиль – 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением профессий: 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства; 110800.02 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства; 110800.03 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования в сельскохозяйственном производстве; 110800.04 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка ); 240000 Химическая и биотехнологии (профессии: 240100.02 Лаборант-эколог; 240700.01 лаборант-аналитик ); 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (профессии: 250101.01 Мастер по лесному хозяйству; 250109.01 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства); 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров (профессия 260807.01 Повар, кондитер );

социально-экономический профиль – 030000 Гуманитарные науки; 040000 Социальные науки; 060000 Здравоохранение; 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания (за исключением профессий: 100102.01 Киномеханик; 100107.01 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования; 100115.01 Аппаратчик химической чистки );

Специальности СПО , предусмотренные Перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 355, распределяются по профилям получаемого профессионального образования следующим образом:

технический – группы специальностей: 090000 Информационная безопасность; 110000 Сельское и рыбное хозяйство (110800 Агроинженерия ); 120000 Геодезия и землеустройство; 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых; 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника; 150000 Металлургия, машиностроение и металлообработка; 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника; 180000 Морская техника; 190000 Транспортные средства; 200000 Приборостроение и оптотехника; 210000 Электронная техника, радиотехника и связь; 220000 Автоматика и управление; 230000 Информатика и вычислительная техника; 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов(за исключением 250100 Лесное и ландшафтное строительство) ; 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров; 270000 Архитектура и строительство; 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по отраслям );

естественнонаучный – группы специальностей: 020000 Естественные науки; 060000 Здравоохранение; 110000 Сельское и рыбное хозяйство (за исключением110800 Агроинженерия ); 240000 Химическая и биотехнологии; 250000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (250100 Лесное и ландшафтное строительство) ; 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды; 050000 Образование и педагогика (050141 Физическая культура, 050142 Адаптивная физическая культура, 051000 Профессиональное обучение (по отраслям );

социально-экономический – группы специальностей: 080000 Экономика и управление; 100000 Сфера обслуживания (100100 Сервис, 100400 Туризм, 100700 Торговое дело, 100800 Товароведение, 101100 Гостиничное дело ); 050000 Образование и педагогика (051000 Профессиональное обучение (по отраслям );

гуманитарный – группы специальностей: 030000 Гуманитарные науки; 040000 Социальные науки; 050000 Образование и педагогика (за исключением специальностей 050141 Физическая культура, 050142 Адаптивная физическая культура, 051000 Профессиональное обучение (по отраслям); 070000 Культура и искусство.

УЧЕБНЫЕ ГРУППЫ среднего профессионального образования

по программам подготовки специалистов среднего звена

ОАОУ СПО «Технологический колледж» 2013-2014 учебный год

Специальность

обучения

Кол-во в группе

Пожарная безопасность

3 года 10 мес.

Назарова Галина Васильевна

Пожарная безопасность

3 года 10 мес.

Кадникова Ксения Николаевна

Гостиничный сервис

3года 10 мес.

Спрингис Елена Валентиновна

Парикмахерское искусство

3года 10 мес.

Спрингис Елена Валентиновна

3года 10 мес.

Спрингис Елена Валентиновна

Пожарная безопасность

2 года 10 мес.

Крутикова Татьяна Валерьевна

Стилистика и искусство визажа

2 года 10 мес.

Рычкова Светлана Валерьевна

Парикмахерское искусство

1 год 10 мес.

На базе 9 классов

Стилистика и искусство визажа

3 года 10 мес.

Рычкова Светлана Валерьевна

Пожарная безопасность

3 года 10 мес.

Голубева Валентина Алексеевна

Парикмахерское искусство

3 года 10 мес.

Дятлова Марина Анатольевна

Гостиничный сервис

3года 10 мес.

Касьянова Людмила Владимировна

На базе 11 классов

Стилистика и искусство визажа

2 года 10 мес.

Пожарная безопасность

2 года 10 мес.

Крутикова Татьяна Валерьевна

На базе НПО

Парикмахерское искусство

1 год 10 мес.

Антонова Екатерина Анатольевна

На базе 9 кл.

Парикмахерское искусство

3 года 10 мес.

Бабушкина Анастасия Сергеевна

Стилистика и искусство визажа

О специальности СТИЛИСТИКА И ИСКУССТВО ВИЗАЖА

Специальность «визажист-стилист» (от французского visage – лицо): специалист по созданию художественного образа заказчика с использованием средств макияжа. Мода постоянно меняется, поэтому при наложении макияжа визажист обязан учитывать не только индивидуальность клиента, но и отражать направления моды, подчеркивая его общий стиль – манеру одеваться и держать себя в обществе. Работа над созданием образа требует соответствующей тщательной подготовки, поэтому специалисту необходимо знать основы косметологии, учитывать физиологические механизмы действия массажа и уметь проводить коррекцию имиджа клиента. Квалифицированный подход преподавателей позволяет за период обучения получить необходимые знания по теории, типам и психологии цвета (цветометрии), по подбору прически и видам макияжа с использованием изобразительных и технических средств.

Модная, престижная профессия стилиста ставит её обладателя в ряды работников искусства. Стилист - это прежде всего носитель знаний истории моды, знаток её канонов и тенденций развития. Работа стилиста в большинстве случаев разделена на отдельные области, представляя такие профессиональные разновидности как стилист-визажист, стилист-модельер, стилист-парикмахер, стилист-имиджмейкер и другие.

В XXI веке талант к рисованию может проявляться не только на холсте. Такая профессия, как визажист – художник на лице и теле – дает неординарную возможность выразить талант к искусству. В переводе с французского «визажист» – это «человек, работающий с лицом», «эстетист» – специалист по уходу за кожей лица и нанесению макияжа. Лицо человека как открытая книга – все переживания, жизненные трудности, хлопоты и заботы предательски оставляют свой отпечаток на нем. И косметолог-визажист – это человек, который может «прочесть» страницы этой книги и правильно подобрать средства по уходу за кожей. Можно сказать, что косметолог-визажист «стирает» следы прошлого с лица.

Стилист-визажист может осуществлять следующие виды производственной деятельности:

выполнение гигиенического маникюра, педикюра, массажа кистей рук и покрытия ногтей кистей рук и стоп ног лаком;

оказание услуг в области эстетической косметологии по выполнению гигиенической чистки лица, классического лечебного и пластического массажа лица и шеи, косметического (лимфодренажного, антицеллюлитного) массажа тела и депиляции тела «теплым» воском, нанесению кремообразных косметических масок на кожу лица и шеи;

оказание услуг по оформлению и окрашиванию бровей, окрашиванию ресниц, выполнения дневного, делового, свадебного, вечернего, возрастного, мужского и экспресс-макияжа.

Работа визажистов востребована в разнообразных сферах деятельности. Наши современники, люди столь разных профессий: от кинозвезд и политиков до сотрудников различных компаний – прибегают к услугам профессиональных стилистов-визажистов для создания наиболее привлекательного имиджа.

Чтобы стать профессиональным стилистом, потребуются знания истории становления моды, основы парикмахерского мастерства и визажа, навыки искусства создания имиджа. Естественно, что это работа для творческих людей. Такие профессионалы необходимы для работы в салонах красоты, парикмахерских и различных SPA-клубах. Стилисты участвуют в проведении фотосессий для печатных средств массовой информации, в показах моды и разнообразных проектах и телешоу.

Профессиональные требования

Профессиональные требования к специалисту определены исходя из основных видов деятельности стилиста-визажиста. Стилист-визажист должен знать:

Состав и свойства профессиональных препаратов, используемых во всех технологических процессах эстетического, профилактического ухода за внешностью;

Способы диагностики состояния внешности клиента;

Традиционно-классические и современные технологии ухода за внешностью;

Основные положения действующей нормативной документации;

Основы сервисной деятельности и правила обслуживания населения;

Правила и нормы делового общения; основы экономики отрасли;

Санитарно-эпидемиологические требования и нормы производственной среды;

Правила техники безопасности и противопожарной защиты.

Стилист-визажист должен уметь:

Проводить диагностику состояния внешности различных возрастных групп потребителя и применять профессиональные технологии, профессиональные системы средств по уходу за внешностью потребителя, по коррекции его внешности;

Подбирать и применять профессиональные методы и способы проведения технологических процессов по уходу за внешностью;

Пропагандировать здоровый образ жизни;

Выполнять коррекцию и эстетизацию внешности средствами декоративного ухода;

Разрабатывать и выполнять художественные образы в творческом процессе создания стилизованных коллекций театрально-зрелищного значения;

Соблюдать нормы и правила профессиональной этики и психологии делового общения;

Обеспечивать безопасность эстетической среды и выполнение санитарно-эпидемиологических норм при обслуживании потребителей;

Пользоваться нормативной и справочной литературой;

Осуществлять контроль качества услуг;

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Работа над созданием образа – это всегда творчество. Поэтому будущему стилисту необходимы креативность, эстетический вкус, художественное воображение и гибкость мышления. Этот специалист работает с людьми. Здесь не обойтись без коммуникабельности, ответственности и организаторских способностей. Обладая этими качествами, молодой стилист непременно добьётся профессионального успеха:

эстетический вкус;

творческое воображение;

точность и скорость движений;

тонкая зрительно-моторная координация;

аккуратность и терпеливость;

концентрированное внимание;

хорошо развитые коммуникативные способности;

доброжелательность;

готовность к постоянному профессиональному росту;

стремление к самосовершенствованию и творческой реализации.

Медицинские противопоказания:

кожные и аллергические заболевания;

отрицательная реакция на химические препараты;

нарушения координации движений кистей рук;

выраженные заболевания зрения;

нервно-психические заболевания.

Срок обучения в колледже

Очная форма обучения, повышенный уровень:

На базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев;

На базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев.

Квалификация по диплому

Стилист-визажист с освоением рабочих профессий:

Косметик

М
аникюрша

Педикюрша

Перечень изучаемых дисциплин

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины:

Основы философии

История

Социология

Правоведение

Психология сервисной деятельности

Психология общения

Русский язык и культура речи

Иностранный язык (деловой)

Физическая культура

Математические и общие естественнонаучные дисциплины:

Информатика и ИКТ

Информационные системы и сети

Концепция современного естествознания

Общие профессиональные дисциплины:

Сервисная деятельность

Основы маркетинга и менеджмента

Профессиональная этика и этикет

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Современные материалы и дизайн

Пластическая анатомия человека

Рисунок и живопись

Цветоведение и колористика

Основы композиции

Эстетика

История костюма

История изобразительного искусства

Сервисология

Культурология

Основы анатомии и физиологии кожи

Материаловедение

Анатомия, физиология и гигиена стоп и рук

Безопасность жизнедеятельности

Профессиональные модули

Коррекция и окрашивание бровей, окрашивание ресниц

Выполнение салонного и специфического макияжа

Выполнение фейс-арта, боди-арта

Создание индивидуального стиля заказчика в соответствии с запросами, историческими стилями и тенденциями моды

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Маникюрша

Педикюрша

Косметик

Вариативная часть циклов ОПОП

- Технологии парикмахерских работ

Стрижки и укладки волос

Искусство причёски

Окрашивание волос

Химическая завивка волос

Актуальные тенденции и современные технологии парикмахерского искусства

Учебная и производственная практика

При освоении программы производственной (профессиональной) практики студенты закрепляют и углубляют знания, полученные при изучении теоретических дисциплин, приобретают умения по всем видам профессиональной деятельности. За время обучения студенты отрабатывают три вида практики:

Практика для получения первичных профессиональных навыков (учебная);

Практика по профилю специальности (в том числе пленер, музейная практика);

Практика квалификационная (преддипломная).

Примечание: студенты, поступившие на I курс на базе основного общего образования (9 классов) в течение первого года изучают

общеобразовательные дисциплины школьной программы

Русский язык

Литература

Иностранный язык

История

Обществознание

Естествознание

География

Физическая культура

Основы безопасности жизнедеятельности

профильные учебные предметы

Информатика и ИКТ

Математика

Экономика

Сфера деятельности выпускника

Парикмахерские, салоны и студии красоты города и области. Оказание услуг в области ногтевого сервиса, эстетической косметологии и визажного искусства.

Места работы:

Парикмахерские;

Салоны красоты;

Имидж-агенства;

Кино- и фотостудии;

Средства массовой информации (направление - мода, красота, стиль);

Частная практика

В основном стилисты требуются салонам красоты, парикмахерским, фотостудиям, имидж-агентствам, SPA-клубам. Часто они требуются и на разнообразные проекты, шоу, выставки с участием моделей.

Где можно продолжить образование?

Выпускники Технологического колледжа, успешно окончившие обучение по специальности «Стилистика и искусство визажа», могут продолжить свое обучение и получить высшее профессиональное образование в сокращенные сроки в Новгородский филиале Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики , с которым у нашего колледжа заключен договор на подготовку специалистов.

За время обучения в колледже наши студенты могут также получить дополнительные профессиональные навыки на платных курсах по различным направлениям сфер деятельности. Студентам Технологического колледжа предоставляются скидки при обучении на курсах и оплата в рассрочку.

6. Формирование контингента учащихся и преподавателей.

// ДИНАМИКА ПОЗИЦИЙ УЧАЩИХСЯ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛНЫХ УСЛУГ В 2006–2007 ГГ. Информационный бюллетень. М., 2008




7. Структура обучения.

Усинский политехнический техникум

СТРУКТУРА ТЕХНИКУМА

Структурно-функциональная модель техникума создана с учетом типа техникума, его специфики и задач, стоящих перед образовательным учреждением с целью эффективного и результативного выполнения государственного и социального заказа. Сложившаяся модель соответствует функциональным задачам техникума с начальным и средним профессиональным образованием.

Основные задачи, определенные техникумом, реализуются коллективом под руководством следующих сотрудников:

    учебная работа – Воронина Ольга Евгеньевна;

    учебно-методическая работа – Рубан Олег Васильевич;

    учебно-производственная работа – Шарапов Владимир Николаевич;

    учебно-воспитательная работа – Севанян Альбина Георгиевна;

    административно-хозяйственная деятельность – Седов Олег Александрович;

    методическая работа – Валишина Ирина Николаевна.

Управление техникумом осуществляется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Типовым положением об общеобразовательном учреждении на принципах открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Педагогический совет техникума определяет основные направления, задачи, содержание и формы педагогической, методической и воспитательной деятельности учреждения и координирует ее. В состав педагогического совета входят все педагогические работники учреждения. Деятельность и порядок работы педагогического совета регламентируется локальным актом – Положением о педагогическом совете в Усинском политехническом техникуме, а председателем педагогического совета является директор техникума.

Непосредственное текущее руководство учреждением осуществляет наблюдательный совет и директор техникума. Руководство учреждением, его подразделениями и структурами директор осуществляет как непосредственно, так и через администрацию и педагогических работников учреждения, а в его отсутствие обязанности директора возлагаются на одного из заместителей. Структурные подразделения созданы в соответствии с Уставом техникума и работают по плану. Текущие вопросы деятельности техникума еженедельно рассматриваются на административных совещаниях при директоре. Участниками совещания являются: директор, заместители директора, руководители структурных подразделений. Директор несет персональную ответственность за результаты деятельности техникума.

ГОУ СПО «Новокузнецкий экономико-отраслевой колледж»

В колледже согласно уставу установлена шестидневная рабочая неделя. Учебные занятия проводятся в виде уроков, лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных и контрольных работ, самостоятельной работы, консультаций, практики, курсового проектирования (курсовой работы), выполнения выпускной квалификационной работы, а так же проводятся другие виды учебных занятий.

Для всех видов аудиторных занятий установлена продолжительность – 1 час 30 минут, перерыв между занятиями – не менее 10 минут. В расписании предусмотрен перерыв на обед продолжительностью 45 минут (см. табл. «Организация урочной деятельности»).

Организация урочной деятельности

Организация урочной деятельности

Продолжительность учебной недели (дней)

Продолжительность уроков теоретического обучения (мин.)

Продолжительность уроков производственного обучения (мин.)

Продолжительность перерывов

Периодичность проведения промежуточной

аттестации обучающихся

2 раза в год по семестрам

Теоретические занятия очной формы обучения ведутся в одну смену. Расписание рассчитано на обучение по очной и вечерней формам обучения. Обучение по очной форме начинается в 9.00, по вечерней в 18.00.

Обучающиеся имеют возможность непрерывного образования и могут, получив диплом базового уровня, продолжить обучение на повышенном уровне. Кроме того, в колледже ведется обучение по ускоренной программе на основе начального профессионального образования. С целью углубления профессионализма, обеспечения социальной и профессиональной мобильности выпускника, его конкурентоспособности на рынке труда, в колледже осуществляется по профилю специальности подготовка и по рабочим профессиям повар, кондитер; секретарь; парикмахер с присвоением квалификации в виде разрядов. С этой же целью осуществляется дополнительное обучение на основе предоставления платных образовательных услуг: 1С: Предприятие, 1С: Бухгалтерия, бизнес-курс, основы рисунка и композиции, автоматизация деятельности предприятий на основе программного обеспечения. Колледж имеет лицензии по следующим образовательным программам: Повар, Официант, Секретарь руководителя, Помощник машиниста электровоза, Парикмахер, по которым осуществляется профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации.

Профессиональное образование в колледже развивается как единая система с полным спектром разноуровневых образовательных программ . Обучаясь по программам СПО, студент одновременно овладевает рабочей профессией. Это повышает компетентность выпускника, как специалиста, так как он имеет достаточно полное представление о теоретических аспектах профессии (как выпускник ВУЗа и СПО) и практические навыки (как выпускник НПО).

Практические занятия по формированию профессиональных умений и навыков в колледже проводятся следующих учебных лабораториях и мастерских:

учебный цех / технология приготовления пищи,

лаборатория технических средств управления, электронного документооборота и документоведения,

учебная фирма бухгалтерии и делопроизводства,

лаборатория моделирования и художественного оформления прически,

лаборатория химии и химического анализа,

медико-биологическая лаборатория, санитария и гигиена,

студия красоты / салон-парикмахерская,

слесарно-монтажная мастерская.

Современная учебно-материальная база лабораторий и мастерских позволяет выполнять все виды работ, предусмотренных рабочими учебными программами производственного обучения и производственной (профессиональной) практики, и обеспечивает присвоение квалификационных разрядов.

Кроме того, в период производственной (профессиональной) практики обучающиеся имеют возможность работать на выпуске готовой продукции в учебном цехе технологии приготовления пищи и в салоне-парикмахерской, что способствует приобретению первоначального профессионального опыта.

Профессиональная практика по профилю специальности проводится на рабочих местах социальных партнеров колледжа на основе заключенных договоров.

Психолого-педагогическое сопровождение

Деятельность по охране и укреплению здоровья, психологическому сопровождению обучающихся ведется как в рамках учебных программ, так и во внеурочной деятельности.

    Охрана и укрепление здоровья в рамках учебных программ ведется через

    реализацию воспитательных целей и задач в рамках учебных дисциплин;

    рассмотрение вопросов по формированию здравоведческой культуры личности на конференциях, семинарах, соревнованиях.

    Охрана и укрепление здоровья в рамках внеурочной деятельности обеспечивается

    работой оздоровительных секций;

    проведением декад пропаганды здорового образа жизни, часов общения и классных часов в группах;

    проведением общеколледжных дней здоровья.

В колледже осуществляется работа по психолого-педагогическому сопровождению студентов. Цель Психологической службы–оказание психологической помощи и поддержки всем субъектам образовательной среды, содействие оптимизации психического и личностного развития студентов и формирование готовности их к жизненному и профессиональному самоопределению.

Направления деятельности психологической службы.

    Психологическая диагностика.

    Развивающая и коррекционная работа.

    Консультативная деятельность.

    Психологическая профилактика.

    Психологическое просвещение.

Эффективная практическая деятельность педагога-психолога обеспечивается включением его в общую программу воспитания, позволяющая наладить прямой контакт психолога с учащимися, в процессе которого возможно оказание различных видов психологической помощи. Педагог-психолог подчиняется непосредственно директору образовательного учреждения, обеспечивая защиту интересов обучающихся в целом, а также интересов каждой личности. Помимо этого педагог-психолог тесно взаимодействует с медицинским работником и руководителем физического воспитания, так как не менее важной задачей психологического сопровождения является формирование здорового образа жизни как обучающихся, так и педагогического коллектива.

Контингент студентов имеет свою специфику: все обучаются на базе среднего (полного) общего образования. Профилактическая работа по предупреждению правонарушений ведется, но не является такой важной, как это имеет место в образовательных учреждениях НПО.За последние годы в колледже не отмечено ни одного случая правонарушений, употребления наркотиков, токсикомании. С профилактической целью проводятся месячники-декады по правовому воспитанию и антиалкогольной, антитабачной пропаганде, а также мероприятия по профилактике наркомании: классные часы, выступления врачей-наркологов, конкурсы плакатов, беседы, просмотры видеофильмов, выставки и подбор материалов в методкабинете, в библиотеке, классные часы.

ФГОС нового поколения в системе СПО

Структурным элементом старых образовательных стандартов был предмет (дисциплина). Структурным элементом образовательных стандартов третьего поколения, основанных на компетенциях, становится образовательная область, представленная в виде профессиональных модулей, предназначенных для освоения конкретных видов профессиональной деятельности. В свою очередь структурными элементами профессиональных модулей становятся профессиональные и общие компетенции, совокупность которых в каком-либо виде профессиональной деятельности рассматривается как интегральный показатель качества ее освоения.

Таким образом, в настоящее время в корне меняется отношение к результатам обучения и, соответственно, к формам и методам их оценки. Если прежде оценка результатов обучения сводилась к оценке уровня знаний, умений и навыков, то в соответствии с новыми образовательными стандартами оценка результатов освоения вида профессиональной деятельности (ВПД) носит комплексный, интегративный характер: оценивается сформированность как профессиональных, так и общих компетенций. Общие компетенции носят надпрофессиональный характер и выражаются через такие качества личности, как самостоятельность, умение принимать ответственные решения, постоянно учиться и обновлять знания, гибко и системно мыслить, осуществлять коммуникативные действия, вести диалог, получать и передавать информацию различными способами. Оценка сформированности этих качеств нашла отражение в показателях оценки и, соответственно, в разработанных на основе этих показателей заданиях. При разработке заданий был применен продуктный подход, когда результатом выполненного задания является готовая продукция или услуга. Задания составлены так, что оценка сформированности компетенций производится поэтапно в соответствии с логикой выполняемых профессиональных задач и в соответствии с разработанными критериями оценки, нашедшими отражение в оценочных листах.

Так как оценка должна носить комплексный, интегративный характер, в колледже была разработана методика определения показателей оценки, позволяющая подразделить их по различным формам контроля: текущего, промежуточного и итогового. Это было сделано с целью избежать дублирования как в формах, так и в методах оценки для различных этапов контроля. Были выявлены наиболее актуальные в модульно-компетентностном обучении формы оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: экзамен (устный, письменный, практический и т.д.), защита портфолио, аттестация, защита проекта (индивидуального, группового), выпускная квалификационная работа (ВКР), деловая игра. А в соответствии с отобранными формами были определены методы, наиболее отвечающие задачам комплексной оценки сформированности профессиональных и общих компетенций: это экспертное наблюдение, экспертная оценка, собеседование (интервьюирование), анкетирование, тестирование, презентация.

В технологическом колледже № 14 г. Москвы в 2010-2011 учебном году в ходе эксперимента по реализации программ профессиональных модулей на базе факультета «Ресторанный бизнес» были разработаны подходы к оценке сформированности профессиональных и общих компетенций. Эксперимент показал, что оценку следует производить поэтапно.

Очень важное значение, на наш взгляд, имеет первый этап – сопровождающее оценивание. Он обеспечивает мониторинг поэтапного формирования профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций в процессе теоретического обучения, учебной и производственной практики и проводится как наставником (тьютором), так и самим обучающимся (самооценка).

Для этого этапа разрабатывается фонд оценочных средств текущего контроля освоения знаний, умений, практического опыта, входящих в ПК осваиваемого ВПД. Виды заданий для текущего контроля составляются таким образом, чтобы они отвечали не только задачам формирования профессиональных компетенций с учетом принципа индивидуализации обучения (различной степени сложности), но были направлены и на постепенное развитие личностно значимых качеств.

На этом же этапе большое значение отводится формированию умений производить самооценку и оценку выполненных работ коллегами по учебным парам, малым группам.

Большое значение придается ведению дневника достижений, который обучающийся получает в начале обучения. В нем зафиксированы все группы умений, которые должны быть освоены. Поэтому с первого дня обучения студенты, видя весь объем требуемых умений, могут самостоятельно или с помощью мастеров-наставников и преподавателей выстроить оптимальную для себя последовательность их освоения. Кроме того, дневник позволяет осуществлять мониторинг сформированности компетенций в течение всего периода обучения и выявлять затруднения на ранних стадиях, когда обучающемуся легко осуществить процесс коррекции.

Второй этап – промежуточная оценка сформированности профессиональных и общих компетенций – проходит в виде экзамена или зачета по завершении освоения программы каждого МДК. Этот вид оценки проводится, в нашем случае, в два этапа: тестирование позволяет быстро и точно оценить усвоение всей суммы знаний, входящих в ПК данного междисциплинарного курса, второй этап – моделирование профессиональной деятельности – позволяет оценить степень сформированности практических умений. Этот вид контроля осуществляется до выхода на производственную практику, а задания носят практикоориентированный характер и показывают степень готовности обучающегося к выполнению заданий на производстве, непосредственно на рабочем месте.

На третьем этапе осуществляется итоговая оценка сформированности ПК и ОК в ходе экзамена квалификационного (ЭК), который носит комплексный характер, включающий одновременную оценку как профессиональных, так и общих компетенций. Это меняет структуру традиционного экзамена, подходы к его методическому обеспечению, разработке оценочных средств и процедуры экзамена (см. рис. 1). В нашем случае мы выбрали сочетание двух форм: практического экзамена – комплексной демонстрации практических умений на рабочем месте (или в среде, имитирующей рабочее место) и защиты портфолио достижений.

Рисунок 1. Структура квалификационного экзамена .

В настоящий момент уже сложился комплекс требований как к процедуре оценки сформированности профессиональных и общих компетенций, так и к самим оценочным средствам:

    валидность оценочных материалов;

    соответствие содержания материалов требованиям к уровню знаний, умений, практическому опыту ПК, входящих в профессиональный модуль;

    четкая формулировка критериев (показателей) оценки;

    максимальная объективность форм и методов оценки;

    прозрачность процедуры оценки;

    участие высококвалифицированных специалистов и работодателей в процедуре оценки;

    однозначное заключение по результатам оценки (ВПД освоен/не освоен).

На рисунке 2 показана логика и последовательность отбора форм и методов оценки сформированности ПК и ОК. Вначале нами был проанализирован комплекс требований к уровню знаний, умений, практического опыта по всем ПК, входящим в оцениваемый ВПД, с учетом требований ФГОС, требований, вошедших в программу ПМ за счет часов вариативной части по рекомендациям социальных партнеров колледжа, а также требований профессионального стандарта (для специальности 260807 «Технология продукции общественного питания»).

Затем были разработаны показатели оценки, соответствующие пункту 5 программы ПМ для каждой ПК и ОК. А уже на основании их разработаны комплексные показатели оценки, позволившие сформировать фонд оценочных средств, наиболее полно отражающий весь комплекс как профессиональных, так и общих компетенций.

Рисунок 2. Логика разработки форм и методов оценки сформированности ПК и ОК.

Методическое обеспечение экзамена квалификационного (ЭК). Для обеспечения прозрачности процедуры экзамена (учитывая отсутствие в настоящий момент конкретных методических рекомендаций), в колледже было разработано положение о квалификационном экзамене. В соответствии с ним программа экзамена разрабатывается непосредственно по каждому профессиональному модулю. Также был разработан пакет документов по процедуре квалификационного экзамена: протокол заседания экзаменационной квалификационной комиссии, оценочные листы по ПК, входящим в освоенный профессиональный модуль, образец сертификата, выдаваемый студентам по результатам экзамена. Оценочные средства, помимо экзаменационных билетов, включают карточки-задания с пошаговыми рекомендациями, что позволяет провести поэтапную оценку всех практических умений в соответствии с разработанными показателями и внести их в оценочный лист.

Помимо этого, были разработаны рекомендации по разработке и методам презентации портфолио достижений. Портфолио включает три части: портфолио учебно-профессиональных достижений, портфолио творческих достижений и портфолио социальных достижений. Это позволяет экспертной комиссии оценить сформированность всего комплекса общих компетенций.

Портфолио учебно-профессиональных достижений включает свидетельства освоения ПК и ОК (фото, видеоматериалы, экзаменационные ведомости, оценочные листы по лабораторно-практическим работам, дневник достижений с оценкой наставника/тьютора).

Портфолио творческих достижений содержит дипломы, награды, призы, фото изготовленной продукции, свидетельствующих о наличии устойчивого интереса к избранной профессии, активном участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в проектной деятельности, исследовательской работе.

Портфолио социальных достижений содержит свидетельства коммуникативной активности (характеристики с производства), свидетельства участия в студенческом самоуправлении, активной социальной позиции.

Провести квалификационный экзамен без использования налаженного механизма взаимовыгодного партнерства колледжа с ведущими предприятиями региона просто невозможно. Работодатель участвует как в разработке программы квалификационного экзамена на стадии согласования процедуры экзамена и собственно оценочных материалов, так и в самой процедуре оценки. Особенно велика роль работодателя при оценке сформированности профессиональных компетенций, когда дается оценка навыкам и умениям, необходимым для быстрой адаптации к условиям реального производства.

Наш опыт работы по реализации программ профессиональных модулей, проведению квалификационного экзамена, результаты анкетирования студентов, оценка социальных партнеров, показали, что технология модульно-компетентностного обучения принимается положительно как самими обучающимися, так и работодателями. Но реализация ФГОС на модульно-компетентностной основе требует от педагогического коллектива профессиональных колледжей больших усилий по разработке комплексного методического обеспечения программ профессиональных модулей, освоению инновационных форм и методов организации образовательного процесса и формированию практикоориентированной образовательной среды.

8. Среднеспециальное образование, его особенности.

В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, в медицинском училище).

В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи. В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах. В Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) различия в терминах были определены следующим образом:

а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;

б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям - за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).

С точки зрения организационно-правовых форм в сфере среднего профессионального образования действуют:

    государственные образовательные организации среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе автономные;

    негосударственные образовательные организации среднего профессионального образования (НОУ СПО)

    автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНО СПО).

Учреждения НПО (начального профессионального образования) в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вошли в состав образовательных организаций СПО. Поэтому в организациях СПО реализуются образовательные программы как начального, так и среднего профессионального образования. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.Среднее профессиональное образование может быть получено не только в образовательных организациях среднего профессионального образования, но и на первой ступени образовательных организаций высшего профессионального образования.

*Образовательные учреждения НПО и СПО вправе уточнить распределение профессий или специальностей по профилям получаемого профессионального образования с учетом специфики основной профессиональной образовательной программы НПО/ СПО.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Международная стандартная классификация профессий. Виды профессиональной деятельности. Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйств, рыборазведения. Высшие государственные служащие, руководители и законодатели. Профессии ручного труда.

    презентация , добавлен 06.02.2015

    Основные факторы выбора профессии и их классификация. Классификация профессий: общая схема описания профессии. Типы профессий по Е.А. Климову. Профессиология и профессиография. Определение профессиональной предрасположенности и пригодности претендента.

    реферат , добавлен 07.12.2014

    Особенности, значение совмещения профессий для обеспечения рационального использования рабочего времени. Факторы, определяющие формы совмещения профессий. Рациональное построение, задачи многостаночного обслуживания, его разновидности. Расчет показателей.

    контрольная работа , добавлен 09.12.2009

    Исследования особенностей жизненного стиля и мотивов труда педагога, экономиста и слесаря. Диагностика мотивации представителей различных профессий. Методика выявления социально-психологических установок личности при сомнениях в выборе профессии.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2011

    Понятие и сущность трудового процесса и его составные части. Классификация его разновидностей, их содержание и состав. Основные этапы организации трудовой деятельности. Разделение и кооперация труда на предприятии. Необходимость совмещения профессий.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2014

    Анализ организации труда на предприятии – условие эффективности работы по организации труда. Формы разделения труда и их развитие. Кооперация труда. Совмещение профессий и функций. Многостаночное обслуживание. Анализ организации труда и оценка ее уровня.

    контрольная работа , добавлен 03.06.2008

    Подходы к понятию имиджа, его исторические истоки, типология, функции и структура. Описание PR-средств формирования и продвижения имиджа инженерных профессий в авиационной отрасли в связях с общественностью на основе результатов контент-анализа СМИ.

    дипломная работа , добавлен 25.05.2017