Игра «Бывает — не бывает. Игры для начальной школы Игра бывает не бывает цель

юлия аносова
Дидактическая игра «Так бывает или нет» (подготовительная к школе группа)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ »

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ЦЕЛЬ : Расширить представления детей о дидактической игре

1. ЗАДАЧИ :

Расширять знания детей об окружающем мире, побуждать детей широко и творчески использовать в играх полученные знания ;

Создать радостную атмосферу;

Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;

Учить разделять предметы и их функции;

Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях;

Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции.

Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;

Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость;

Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.

2. ПОДГОТОВКА К ИГРЕ :

ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЕ АТРИБУТОВ ОБОГАЩЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОБУЧЕНИЕ ИГРОВЫМ ПРИЕМАМ

5. 22.10 1. Тексты небылиц

2. Фотоаппарат 1. Рассматривание иллюстраций к небылицам К. И. Чуковского

2. Рисование «Моя небылица» .

Внимательно слушать текст и выявлять ошибки

Ход ИГРЫ

Игровое правило : кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает .

Педагог : Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает . Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

В начале игры следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

ОЦЕНКА ИГРЫ

Педагог спрашивает, что детям запомнилось лучше всего, что больше всего понравилось.

Тексты небылиц :

Огурцы играют в прятки ,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Щуки воют на луну.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Все расставить по местам!

В чудной стране

В одной стране,

В чуднОй стране,

Где не бывать тебе и мне ,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

Однажды в июле,

В чудесный денек,

Вдруг выпал оранжевый снег на лужок

И в небо над лугом

Привычно и ловко

Взлетела корова,

Как божья коровка

И бабочки гнезда из прутиков вили

и в сети зеленое солнце ловили

Залаяли птицы, запели собаки.

Я вас уверяю, что это не враки

Зажмурив глаза, я улегся в траву

И все чудеса увидал наяву.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит :

«Эй, пожарные, бегите,

Помогите, помогите!»

Перелистывает Боря

Книжку, полную чудес.

Самолет плывет по морю,

А над ним зеленый лес.

На спине лежит лягушка,

Держит лапками бревно.

По веревочке старушка

На руках идет в окно.

«Два весёлых карапуза,

на печи усевшись ловко,

Рвали с яблони арбузы,

В море дёргали морковку.

На ветвях созрели раки,

Семь селёдок и ерши.

Все окрестные собаки

Ели брюкву от души».

Публикации по теме:

Цель: закрепление представлений о приметах зимы. Задачи: -активизировать словарь по теме; -развивать слуховое внимание, логическое мышление;.

Дидактическая игра «Когда это бывает?» Возраст детей:4-5 лет. Цель:формирование умение ориентироваться в частях суток,различать и называть их. Материалы: -свободное игровое пространство.

Дидактическая игра "Математика вокруг нас" построена по принципу всеми известной телепередачи "Поле чудес". Главная цель создания игры.

Младший дошкольный возраст, это возраст, когда дети впитывают любую информацию как губку. Им интересно все, что происходит вокруг. Это еще.

Дидактическая игра по эмоциональному развитию старших дошкольников «Настроение бывает разным» Выполнила воспитатель 1 кв. категории Садыкова.

Дидактическая игра «Угадай-ка» (средняя группа) Цель: Учить детей правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе. Ход игры: Воспитатель загадывает.

Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет Новиковская Ольга Андреевна

Так бывает или нет?

Так бывает или нет?

Дайте ребенку большой мяч и попросите внимательно вас послушать. Предупредите, что если вы произнесете фразу, в которой все сказано правильно, то ребенок должен бросить вам мяч. Если же в фразе есть какая-либо ошибка (лексическая или логическая), то малышу нужно подбросить мяч у себя над головой, а затем поймать его.

Примеры правильных фраз помечены «+», а неправильных – «-»:

1. + Осенью начинается листопад. (Ребенок бросает мяч взрослому, а взрослый возвращает мяч ребенку.)

2. – Летом часто идет снег. (Ребенок подбрасывает мяч вверх и ловит его.)

3. – Весной птицы улетают на юг.

4. – Кошка – мяукает, а собака – кукарекает.

5. + Летом летают бабочки.

6. + Весной на деревьях появляются почки.

7. + Летом ночи короче, а дни длиннее.

8. – У машины есть кузов, кабина и крылья.

9. + Тарелка, чашка и блюдце – это посуда.

10. – Мышка ловит кошку.

11. + Дедушка старше папы.

12. – После весны наступит зима.

13. + Зимой дети катаются на санках.

14. – Спать ложатся по утрам.

15. – Нам стало жарко, и мы надели шубы.

Игра учит ребенка разным действием с мячом, развивает слуховое внимание, учит вдумываться в услышанное.

Из книги Почему дети лгут? [Где ложь, а где фантазия] автора Орлова Екатерина Марковна

Глава 3 Какая бывает ложь Корыстная ложь Ложь ради выгоды, ради получения запретного удовольствия - этот тот вид неправды, который, по возможности должен пресекаться в самом начале, при первых признаках зарождения подобного нечестного поведения. На такую ложь ни в коем

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Чего хочет ваш малыш? автора Блау Мелинда

Почему нам бывает трудно слушать Иногда родителям трудно слушать плач ребенка или объективно его оценивать, и на то есть причины. Возможно, это относится и к вам. Тогда вы можете столкнуться с трудностями при освоении второго элемента методики СПОК – «Прислушайтесь».

Из книги Энциклопедия методов раннего развития автора Рапопорт Анна

Каким бывает раннее развитие У этой книги есть несколько сквозных героев. Это авторы наиболее популярных методик раннего развития, которые мы описываем в различных разделах. Каждый автор убежден, что его методика подходит всем детям, но, как показывает практика, это не

Из книги Искусство воспитания послушного ребенка автора Бакюс Анн

Из книги Академия развивающих игр. Для детей от года до 7 лет автора Новиковская Ольга Андреевна

Что бывает? Спросите ребенка о том, что бывает круглым, и сами же назовите несколько предметов: мяч, яблоко, арбуз и т. д. Пусть малыш продолжит этот перечень: апельсин, воздушный шарик, солнце, часы, тарелка, монетка и т. д.В следующий раз проведите эту же игру с ребенком,

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Почему бывает высокая температура? Высокая температура – симптом заболевания, а не заболевание. Повышение температуры является нормальной и здоровой реакцией организма на инфекцию. Но у нас у всех температурофобия: 50 % всех телефонных звонков врачу и 20 % всех вызовов

Воспитатель берет на себя роль ведущего, называет какой-либо признак (свойство, качество, внешний признак) фрукта или ягоды, спрашивает «Бывает?», кидает мяч ребенку, который должен сказать, бывает или не бывает, и бросить мяч воспитателю.

Работа с учебным наглядным пособием (с.18).

В.: А теперь посмотрите, что увидел К-М во фруктовом магазине. Назовите фрукты, которые продаются в магазине.

Сосчитайте апельсины, вишни, бананы, груши и в окошко сбоку справа и слева положите карточку, которая обозначает это число.

Чего больше: апельсинов или вишен? Что можно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Соединить парами, сосчитать и сравнить количества.) Поровну, по скольку? Хотя апельсины большие, а вишни маленькие, их поровну, по три.

Чего больше: бананов или апельсинов? Груш или апельсинов? Бананов или груш? Груш или вишен? Вишен или бананов? Какое число больше: «два» или «три»? Какое число меньше: «два» или «три»?

Физкультурная пауза. Пальчиковая гимнастика «Сливы».

Пальчик толстый и большой Средний палец

В сад за сливами пошел, Самый меткий,

Указательный с порога Он сбивает сливы с ветки.

Указал ему дорогу. Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Работа с учебным наглядным пособием. (с.19)

Воспитатель предлагает рассмотреть сливы и рассказать, в каком месте на салфетке они изображены. Например, фиолетовая слива нарисована в центре, желтая слива – в правом нижнем углу.

В.: Какая слива больше: желтая или фиолетовая? Сравните их, используя предмет-посредник. Чтобы выбрать посредник, назовите геометрическую фигуру, на которую похоже изображение сливы на рисунке. Значит, предметом-посредником будет овал.

Воспитатель объясняет правила пользования фигурой-посредником для сравнения предметов по величине (больше – меньше). Сначала на глаз надо определить сливу, которая больше. Затем проверить правильность своего предположения. Для этого среди геометрических фигур найти фигуры такой же формы, как изображение сливы (овалы). Из трех овалов надо выбрать фигуру одинакового размера с меньшей сливой. Переложите ее на изображение большей сливы. Если овал окажется меньшего размера, то выбор был правильным.

Дидактическая игра «Найди свой дом».

Воспитатель предлагает детям найти дома для фруктов и ягод, которые нарисованы на картинках. Показывает карточки-дома, на которых обозначены признаки фруктов и ягод (рис.8): величина (большой домик, значит, живет большая ягода или большой фрукт; маленький домик – здесь живет маленький фрукт или маленькая ягода) и цвет (обозначен мазком желтого, зеленого, красного, оранжевого, фиолетового цвета). Для примера показывает картинку с маленьким бананом и картинку с большим бананом и предлагает найти им дома; объяснить, почему они сделали той выбор.



Карточки-дома раскладываются в разных местах групповой комнаты. Затем раздаются картинки (по одной) и под звуки музыки дети ищут дома для фрукта или ягоды, изображенной на их картинке. После выполнения действий картинки остаются «в домах», а воспитатель раздает следующую группу картинок.

Игра повторяется, пока все картинки (изображенные на них фрукты и ягоды) не найдут свои дома.

Занятие 11
ЛОВИСЬ, РЫБКА…

Образовательные задачи

«Количество и счет». Формировать представления: о количественном счете (о цели и правилах количественного счета); о числе «четыре»; о цифре 4 как знаке, обозначающем число «четыре» (уровень узнавания);

умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах четырех; определять итог счета; отличать процесс счета от его итога; обозначать количество из четырех объектов словом «четыре», согласовывая его с названием предметов в роде и числе, цифрой 4.

«Величина». Формировать представления: о величине (большой – маленький); о способах сравнения по величине;

умения сравнивать по величине изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (геометрической фигуры такой же формы, как изображение), соблюдая правила использования посредника; использовать слова «больше», «меньше» для обозначения выявленных в результате сравнения отношений объектов по величине.
«Геометрические фигуры и форма предметов». Формировать представления о геометрических фигур (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб), о форме предметов;



умения узнавать геометрические фигуры (треугольник) и называть их; различать форму предметов, обозначать ее с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.
Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение; действия сравнения, умения находить сходство и различия; глазомер; проявления творчества; настойчивость, внимательность, любознательность; познавательный интерес; графические умения (дорисовать, нарисовать).
Воспитывать: бережное отношение к природным ресурсам; интеллектуальные чувства; аккуратность.

Материал

Для дидактического игрового упражнения «Будь внимательным!» : изображения рыб из геометрических фигур (рис.9).

Рис. 9. Варианты выкладывания изображения рыб из геометрических фигур

Для демонстрационная цифра 4; разрезной материал (цифры и треугольники), цветные карандаши для каждого ребенка.
Для игры «Рыбак и рыбки»: шнур.

Ход занятия
1.Дидактическое игровое упражнение «Будь внимательным!».
Воспитатель предлагает познакомить К-М с рыбами, которые живут в наших водоемах. Рыб очень много. Чтобы различать их, надо быть очень внимательным. Поэтому давайте вместе поиграем в игру «Будь внимательным!». Воспитатель вывешивает по очереди на доске изображения рыб из геометрических фигур и просит назвать геометрические фигуры, из которых составлено изображение рыбы (рис.9).
После игры рассказывает четверостишие:
Рано утром из реки
Ловят рыбу рыбаки.
Много рыбы наловили
И ее в ведро сложили.

(с. 20).
Воспитатель предлагает рассмотреть рыбу, которую наловили и сложили в ведро рыбаки. Чтобы назвать рыбу, надо отгадать загадки.

Он в самом омуте живет Полосатая, зубастая,
Хозяин глубины. Под водой рыщет,

Имеет он огромный рот Маленьких рыбок ищет(Щука).

И длинные усы (Сом).

Колюч, а не ёж. От зубастых щук таясь,
Для ухи зато хорош. Стороной проплыл … (Карась).
Это рыбка небольшая,

А зовется она – … (Ерш).

В.: Сколько поймали ершей? Сомов? Щук? Карасей?

Воспитатель показывает демонстрационную цифру 4.

В.: Это цифра 4. Люди пользуются ею тогда, когда хотят записать число «четыре». Эта цифра – знак для обозначения числа «четыре». Если мы видим цифру 4, то можем не считать, а сразу сказать, что здесь четыре предмета.

Предлагается рассмотреть нарисованные с цифрой 4 изображения и назвать предметы с числом «четыре»: 4 щуки, 4 ведра, 4 удочки. Те предметы, которые названы, закрыть карточками с цифрой 4.
3.Физкультурная пауза.

Дети выполняют движения под стихотворение:

Щука в озере жила, Пригласила трех ершей.
Червячок с крючка сняла. Говорили всем ерши:

Наварила щука щей, – Щи у щуки хороши!

4.Работа с учебным наглядным пособием (с. 21)

Воспитатель рассказывает:

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

В.: Что это?(Аквариум). Посмотрите внимательно на рыбок. Одинаковые рыбки или разные? Чем они похожи? Чем отличаются? Какая из них больше: синяя или желтая? Какая меньше? Чтобы ответить, сравните рыбки, пользуясь фигурой-посредником. Чтобы выбрать посредник, назовите геометрическую фигуру, на которую похоже изображение рыбки на рисунке. Значит, предметом-посредником будет треугольник.

Воспитатель напоминает правила пользования фигурой-посредником для сравнения предметов по величине (больше – меньше). Сначала на глаз надо определить рыбку, которая больше. Затем проверить правильность своего предположения. Для этого среди геометрических фигур найти фигуры такой же формы, как изображение рыбки (треугольники). Из трех треугольников надо выбрать фигуру одинакового размера с меньшей рыбкой. Переложите ее на изображение большей рыбки. Если треугольник окажется меньшего размера, то выбор был правильным.
В.: Нарисуйте в аквариуме еще две рыбки, но так, чтобы они не были похожи друг на друга. Сколько всего рыбок плавает в аквариуме?
Рассмотрите веселых рыбок с зонтиками. Найдите две одинаковые рыбки. Соедините их линией. Найдите зонтик, непохожий на другие. Чем он отличается?

Игра «Рыбак и рыбки».

Проводится подвижная игра, в которой роль рыбака берет на себя воспитатель(кружится на месте со шнуром в руках, пытаясь поймать детей-рыбок, стоящих по кругу).Те дети, до которых дотронулся шнур, выходят из круга. Когда пойманы 4 ребенка, все считают «улов».

Занятие 12

ДЕНЬ И НОЧЬ

Образовательные задачи

«Количество и счет». Формировать представления о порядковом счете (о его цели, правилах);

«Величина». Формировать представления о величине; о сериационных (упорядоченных по величине) рядах;

умения сравнивать на глаз изображения объектов по величине; определять отношения по величине между изображениями объектов; строить сериационные (упорядоченные) по величине ряды из четырех элементов, графически их показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать словами размерные отношения (по величине) между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке.

«Пространство». Формировать представления о пространственном положении «за», пространственных направлениях: «справа налево», «от … к …»;

умения определять пространственное положение объектов, считая справа налево, слева направо, последовательность следования объектов друг за другом.

«Время». Формировать представления о частях суток: «день», «ночь» (действия детей, явления живой природы); о моделировании частей суток при помощи условных изображений.

Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение, память; действия сравнения; умение группировать и классифицировать объекты по одному признаку (что бывает днем, что бывает ночью); умение находить сходство и различия; внимательность; познавательный интерес; графические умения (проводить соединительные линии, стрелки, раскрашивать).

Воспитывать: аккуратность.

Материал

Для дидактической игры «Рассели животных» : два обруча; карточки с условным обозначением леса (рисунок елки) и человека (рисунок фигуры человека); по 13 картинок с изображением диких (медведь, лиса, заяц, волк, лось, олень, енот, бобр, сова, орел, змея, белка, ёж) и домашних (корова, лошадь, свинья, собака, гусь, курица, кошка, индюк, утка, петух, коза, овца, осел) животных.

Для работы с учебным наглядным пособием: карандаши разного цвета.

Для игры-эстафеты «Составь портрет»: магнитная доска (фланелеграф), два демонстрационных изображения совы, составленных из геометрических фигур (рис.10), два комплекта геометрических фигур (соответственно изображению-образцу) на магнитах

(с подклеенной фланелью или бархатной бумагой) для каждой команды.

Рис. 10. Демонстрационные изображения совы

Для дидактической игры «День и ночь»: шапочка совы, два круг (белого и черного цвета) – модели дня и ночи.

Ход занятия

В.: Путешествуя по нашей планете, К-М побывал в лесах, полях, в гостях у разных людей. Видел много разных животных: птиц, зверей. Он подумал: есть дикие животные и домашние, но кто из них кто? Давайте поможем ему разобраться. А поможет нам в этом игра «Рассели животных».

1.Дидактическая игра «Рассели животных». Воспитатель раскладывает два обруча. В них выставляет карточки-модели и объясняет, что елка обозначает место, где живут дикие животные. Рядом с этой карточкой надо положить картинки, на которых нарисовано дикое животное (зверь или птица). Карточка с нарисованным человеком обозначает место, где расположились домашние животные. Рядом с ней надо положить картинки, на которых изображены домашние животные. Переворачивает картинки изображениями вниз и предлагает каждому ребенку взять две картинки, перевернуть их, посмотреть и положить в тот обруч, который подходит этому животному. Можно попросить объяснить выбор.

2.Работа с учебным наглядным пособием (с.22)

В.: Вот однажды К-М приехал в деревню и увидел там… А вот кого он там увидел вы узнаете, если отгадаете загадки:

Шапочка алая, В белом домике он жил,

Жилеточканетканая, Домик носиком разбил.

Кафтанчик рябенький, Стал он по двору гулять,

Детей созывает, Стал он зернышки клевать

Всех под крылья собирает (Курица ). (Цыпленок).

Сколько цыплят гуляет с мамой на зеленой лужайке?

Раскрасьте бантики: у самого маленького цыпленка желтым цветом; у того, что побольше, – красным цветом; у того, что еще больше, – синим цветом, а у самого большого – зеленым цветом. Расскажите про цыплят: «С желтым бантиком – самый маленький, с красным – побольше, … еще больше, … – самый …».

Покажите дорожку (проведи стрелки по порядку) от самого маленького цыпленка к самому большому.

Кто пришел к курице первым? Вторым? Третьим? Четвертым?

А теперь К-М позвал цыплят. Кто пришел к нему первым? Вторым? Третьим? Четвертым?

Сравните два ряда цыплят. Что изменилось?

Разделы: Работа с родителями

Цель: познакомить родителей с некоторыми игровыми приемами развития мышления дошкольников; дать практические советы по организации игровых занятий в домашних условиях.

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные воспитатели.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное . Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
Наглядно-образное . Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
Словесно-логическое . Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

  1. Яблоко, слива, огурец , груша.
  2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка .
  3. Платье, свитер, рубашка, шапка.
  4. Береза, дуб, земляника , сосна.
  5. Мыло, зубная паста, метла , шампунь.
  6. Хлеб , молоко, творог, сметана.
  7. Час, минута, лето , секунда.
  8. Ласточка, ворона, курица , сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)
  2. Назови слова, обозначающие домашних животных.
  3. Назови слова, обозначающие зверей.
  4. Назови слова, обозначающие овощи.
  5. Назови слова, обозначающие фрукты.
  6. Назови слова, обозначающие транспорт.
  7. Назови слова, относящиеся к спорту.
  8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:

Веселый – грустный
Быстрый – медленный
Пустой – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый – трусливый
Твердый – мягкий
Шершавый – гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор )

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:

дом – стол;
шкаф – свитер;
холодильник – кефир;
тумбочка – книжка
кастрюля – суп;
дупло – белка;
улей – пчелы;
нора – лиса;
автобус – пассажиры;
корабль – матросы;
больница – врачи,
магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.

Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название» . Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.
Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

Памятка

Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

Помидоры растут под землей.

В огороде выросла картошка.

Из овощей сварили компот.

В лесу выросло много редиски.

На грядке выросли фиолетовые огурцы.

Составьте логическую цепочку.

Ворона, подсолнух, огородное пугало, хозяйка. (Воро­на клевала подсолнух. Хозяйка поставила огородное пу­гало. Ворона испугалась и больше не прилетала.)

Сковорода, растительное масло, картошка, плита, ма­ма. (Мама зажгла плиту. На плиту поставила сковороду. Мама налила растительного масла в сковороду и поджа­рила картошку.)

Трактор, тракторист, поле, червяк, грач.

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Придумайте диалоги.

Что могли бы сказать Овощи Солнышку и Дождику? Что рассказывают друг другу о себе Огурец и Помидор? Чем хвастаются друг перед другом Капуста и Арбуз? О чем говорят Картошка с Колорадским Жуком?

О чем могут говорить Нож и Лук, Огурец и Соль, По­мидор и Банка, Капуста и Бочка?

Сочините чистоговорки-«смешинки» и чистоговорки-«стра-шилки».

Ор-ор-ор, вырос красный (помидор).

Ор-ор-ор, поет песню (помидор).

Ор-ор-ор, напал на зайца (помидор).

Ец-ец-ец, съем хрустящий (огурец).

Ец-ец-ец, прыгнул в ротик (огурец).

Ец-ец-ец, полез в драку (огурец).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Овощи, огород, поле». Составьте мини-диалоги.

Какие вы знаете овощи? Почему овощи можно назвать растениями? Какие части есть у растения? (Корень, сте­бель, листья, цветы, плоды, семена.) Где находится ко­рень? Зачем растениям корень? (С помощью корней рас­тения закрепляются в земле и поглощают нужные им для жизни вещества и воду. Корни некоторых растений слу­жат для размножения. Их можно разделить и вырастить новое растение.) Почему растение погибает, если повре­дить его корень? Что располагается на стебле? Зачем растениям стебель? (Стебель связывает корень с листья­ми, цветами, плодами и служит для них опорой. По стеб­лю поступают вода и питательные вещества к листьям, цветам и плодам растения.) Зачем растениям листья? (С помощью листьев растения дышат.) Зачем растениям цветок? (Из цветков появляются плоды. В каждом цвет­ке есть пыльца. Если она попадет с одного растения на другое, тогда растение опыляется и из цветка развива­ются семя и плод. Без опыления цветок никогда не ста­нет плодом.)

Зачем люди выращивают овощи? Чем овощи полезны для человека? (В овощах содержатся витамины, необхо­димые для жизни и здоровья человека. В луке и чесноке есть вещества, убивающие микробы и бактерии. У тех, кто ест морковь, помидоры и перец, будет хорошим зре­ние. Капустным соком лечат желудочные болезни.)

Какие части овощных растений мы едим? Почему не­которые овощи называют корнеплодами? Корни каких овощей можно употреблять в пищу? (Морковь, репа, петрушка, брюква, редька, редис и т. д.) Какие листо­вые овощи используются в пищу? (Листья салата, щаве­ля, укропа, капусты.) У каких овощей съедобные пло­ды? (Плоды кабачка, помидора, патиссона, перца, бакла­жана и др.) У какой овощной культуры съедобны стебли? (Кольраби.) У каких овощей съедобны цветы? (Цветной и брюссельской капусты.) Семена каких растений при­годны в пищу? (Горох, фасоль, бобы, кукуруза, чечевица и т. д.) Почему их называют стручковыми? Какие части лука используются в пищу?

Где можно купить овощи? Что можно приготовить из овощей? Какие овощи можно солить, мариновать и кон­сервировать? Из каких овощей готовят икру? (Икру го­товят из свеклы, моркови, кабачков, баклажанов, лука и др.) Какие овощи полезнее для здоровья человека - сырые или вареные? Почему сырые овощи полезнее? Ка­кие овощи можно употреблять в пищу в сыром виде? Что нужно сделать с овощами, прежде чем их съесть? Поче­му нельзя есть грязные овощи?

Где могут расти овощи? (На грядке, в огороде и в поле.) Где люди выращивают много овощей? Чем отли­чаются огород, поле и сад? Какие сельскохозяйственные машины используют люди для уборки урожая? Как на­зывается профессия людей, выращивающих овощи? (Ово-

щеводы.) Какие еще профессии людей, работающих в сельском хозяйстве, вы знаете? Тяжел или легок их труд? Как мы должны относиться к людям, благодаря которым мы получаем продукты питания? Почему мы не должны выбрасывать хлеб и другие продукты питания?

Что нужно для роста растений? (Почва, свет, тепло, влага и удобрения.) Где лучше растут овощи - в тени или на солнце? В каких случаях солнце приносит вред растению? Откуда растения получают влагу? Когда ово­щи нуждаются в поливе? Дышат ли растения? (Растения тоже дышат.) Для чего нужно рыхлить землю, в которой растут овощи? (В рыхлую почву легче проникнуть воз­духу.) Для чего нужна прополка? (Сорняки поглощают питательные вещества, затеняют растения, тем самым мешают росту растений.) Кто из животного мира явля­ется помощником человека при выращивании овощей? (Дождевые черви, жабы, птицы, божьи коровки, пчелы, шмели и др.) Как они могут помочь? (Дождевые черви рыхлят почву. Пчелы и шмели переносят пыльцу с рас­тения на растение, опыляя их. Божьи коровки уничто­жают тлю, а птицы и жабы поедают других вредных насекомых.) Как вы будете относиться к таким помощ­никам?

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

«ЩИ-ТАЛОЧКИ»

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжен.
- Кочерыжка, выйди вон!

М. Боровицкая

Наши грядки солнце греет,
Все цветет на них и зреет -
И картошка, и горох,
Только мак один засох -
Продырявилась в жару
У него макушка.
И шумит он на ветру,
Словно погремушка.
Но такие молодцы
Стали наши огурцы!
Сладко нежатся в тени,
Прячась под листочки.
Все в пупырышках они,
На носу - цветочки.
Тыква лезет на плетень,
Редька стала сладкой,
И жужжат шмели везде
По-над каждой грядкой.

Т. Белозеров

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Н. Кончаловская

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла?

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу.

Накрытые крышкою в душном горшке,

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла.

И суп овощной оказался неплох!

Ю. Тувим
Перевод С. Михалкова

ЖЕЛТОЕ СОЛНЦЕ

Желтое солнце
Не жжет, не печет.
Желтому солнцу
В доме почет.

Прохлада и сладость
Упрятаны в нем.
Сладкое солнце
Дыней зовем.

Таджикская песенка.

КАРТОШКА И СВЕКЛА

Эи, свекла, - дразнила
Соседку картошка,-
Ты хоть бы, дружок,
Погрустила немножко:
Хозяйка-то наша
Из свеклы и круп
Задумала сделать
Невиданный суп.

А свекла в ответ ей:
- Хозяйское дело!
Но лучше б, дружок,
Ты себя пожалела:
Слыхала я как-то,
Что больно вкусны
Из старой картошки
Выходят блины!

В. Пальчинскайте

КАРТОШКА

Посадили мы картошку:

Мама - в поле, я - в саду.

Мама - много, я - немножко,

Я - всего одну гряду.

Чтоб моя росла скорей,

Я весь день тружусь над ней.

Я минуты неподвижно

Я ее пересажу.

Будет чудо-огород,-
Говорит сосед Сережка,-
Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.

И. Беляков

Золотистый колосок,
Кто расти тебе помог?

Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.

А еще людские руки,
Что в труде не знают скуки.
Мне не стать без них
Таким

Сильным, рослым, золотым!

Н. Красилъников

МОРКОВКА

Иль она играет в прятки?

Скрылась с головою в грядке

И сидит, таясь по-лисьи...

Потянул ее за листья

И поддел рукою ловко -

Подпрыгнула морковка.

В. Егоров

До морковки долетела весть,

Что ее зайчишка хочет съесть.

Брось, косой, не думай, бесполезно! -

Морковь поглубже в чернозем залезла.

А чтоб не видно было головы,

Раскинула палатку из ботвы.

И. Беляков

Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке кабачок.
Листок в сторонку отодвинув,
Он солнцу говорит:
«Погрей, пожалуйста, мне спину.
Я подрасти хочу скорей...»
Вмиг солнце принялось за дело
И спину кабачку погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху животом.
Он надувался, он пыхтел...
Но повернуться не сумел.

И. Беляков

В огороде
Помидор

Взгромоздился на забор:
Притворяется,
Негодник,
Будто сам он -
Огородник!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетя Репа:

Это глупо и нелепо!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя Огурец:

Безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Огорчился старый Лук:

Не терплю подобных штук!
Ай-ай-ай, Помидор!

Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец,
Устыдился наконец -
И скатился
Чин по чину
К огороднику
В корзину!

Л. Стрельцова

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

СКОРОГОВОРКА

У Егора - огород,

Там есть редька и горох.

Рядом огород Федоры -

Там на грядках
Помидоры.

Л. Ульяницкая

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой?

Наши поросятки выросли на грядке.

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою - в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?..

Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.

(Помидоры)

Я, друзья, бываю разный -
Желтый, розовый и красный.
Я красивый, я опрятный,
Любят все мой сок томатный.

(Помидор)
В. Степанов

Сидит красавица в темнице,
А коса на улице.

(Морковь)

На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар, сладкая.

(Морковь)

На грядке сидит Фекла,
И зовут ее... (свекла).

В огороде старичок
Встал на грядки и - молчок.
Чуб зеленый, красный нос,
Да такой, что в землю врос.

(Морковь)

Был ребенок -
Не знал пеленок,
Стал стариком -
Сто пеленок на нем.

(Капуста)

Семьдесят одежек
И все без застежек.

(Капуста)

Уродилась я на славу.
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи -
Меня ищи.

(Капуста)

Лоскуток на лоскуте -
Зеленые заплатки.
Целый день на животе
Нежится на грядке.

(Капуста)
Л. Яхнин

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.

(Капуста)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом... (картошка).

Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Без нее какой обед?
Без нее обеда нет.
Жарь ее, вари, туши -
Наедайся от души.

(Картошка)
В. Степанов

Золотая голова
Велика, тяжела.
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук)

Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И рассыпались оттуда
Бусинки-дробинки.

Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков... (горох)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид - похож на мяч.

Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.

Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко.
Что это? (Репка.)

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.

(Подсолнух)

Кругла да гладка.
Откусишь - сладка.
Засела крепко
На грядке... (репка).

А какой же овощ это
Фиолетового цвета,
Что пришел из южных стран?
Это - сладкий... (баклажан).

В. Степанов

ФРУКТЫ,ягоды.

ЦВЕТЫ. САД

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ яблоня яблоко груша айва ирга рябина абрикос персик вишня черешня слива алыча кизил маслина цитрусовые лимон апельсин грейпфрут мандарин субтропические и тропические инжир гранат ананас хурма банан манго авокадо киви ягодные культуры крыжовник смородина малина облепиха калина жимолость ежевика виноград клубника земляника садовые цветы тюльпан нарцисс пион ромашка роза ирис георгин гладиолус астра анютины глазки маргаритки календула гвоздика хризантема прочие слова садовник садовод цветовод дачник сад цветник ягодник клумба газон лужайка палисадник дорожка дача ствол ветки
лист куст трава цвет аромат запах благоухание плод семя косточка сердцевина кожура кожица мякоть долька гроздь посадка цветение завязь полив рыхление изюм курага урюк блюда из фруктов сок компот кисель морс джем желе варенье повидло сироп мармелад цукаты имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ садовый плодовый фруктовый яблочный грушевый абрикосовый персиковый вишневый сливовый лимонный апельсиновый смородиновый виноградный малиновый ежевичный клубничный земляничный рябиновый декоративный цветочный ароматный душистый сладкий кислый вкусный терпкий сочный бархатистый гладкий блестящий спелый зрелый ГЛАГОЛ расти распускаться цвести зреть созревать наливаться опадать сажать ухаживать выращивать поливать опрыскивать подвязывать собирать складывать продавать сорвать вымыть разрезать высушить приготовить сварить отжать ПРИЧАСТИЕ созревший поспевший перезревший висевший сгнивший упавший срывающий собирающий уносящий перевозивший высушенный

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО состояния

Выразите удовольствие от приятного запаха землянич-
ного варенья, цветов розы и других цветов.

Передайте свое эмоциональное состояние: едим слад-
кий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или
айву.

Изобразите действия садовника: копаем ямки, сажаем
плодовые деревья, белим стволы деревьев, делаем обрез-
ку, опрыскиваем деревья и т. д.

Изобразите действия цветовода: вскапываем клумбу,
разравниваем ее граблями, высаживаем и поливаем цве-
точную рассаду.

«Уборка урожая». Имитация действий: ставим лест-
ницу, срываем яблоки, складываем в ящики, а затем
грузим их в машину.

«Варим варенье». Изобразите действия мамы: моем
фрукты, чистим, разрезаем, кладем в кастрюлю, засыпа-
ем их сахаром и помешиваем варенье.

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Представьте себя фруктовым деревом со спелыми налив-
ными яблоками; яблоком, которое грызет червяк; земля-
никой на солнечной полянке.

Представьте себя маленьким цветочным ростком, тя-
нущимся к солнышку. Палящее солнце высушило зем-
лю, и цветы завяли. Дождик полил цветы, и они опять
тянутся к солнышку.

Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Т. Ткаченко

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

Выполняйте действия в соответствии со смыслом текстов стихо-
творений.

(Поочередно загибаем пальчики правой, а затем ле
вой руки.)

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик - самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

И. Лопухина

Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька - для ежат,
Эта долька - для ужат,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.

Пальчик, пальчик,
Непоседа,
Где ты бегал,
Где обедал?
Я с мизинцем
Ел калинку,

С безымянным

Ел малинку,

Ел со средним

Землянику,

С указательным -

Клубнику.

И. Лопухина

Формирование
лексико-грамматического строя речи

■ синонимы

Послушайте и повторите слова, близкие по значению,-
«слова-приятели». О чем так можно сказать?

твердый - жесткий, затверделый, окаменелый
зрелый - спелый, наливной, налитой
зреет - созревает, вызревает, спеет, поспевает, нали-
вается

■ АНТОНИМЫ

Назовите слова, противоположные по значению,- «слова-
неприятели».

твердый - мягкий
вкусный - невкусный
недозрелый - перезрелый
мягкий - жесткий
свежий - гнилой
ранний - поздний

растет - сохнет
висит - падает
заморозить - разморозить
высоко - низко
полно - пусто

Дополните предложение.

Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (глад-
кая).

Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Ответьте на вопросы.

Какая бывает косточка? (Косточка бывает фруктовая,
куриная.)

Какие фрукты покрыты кожицей? (Яблоки и сливы.)

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите слова. Какие слова не являются
родственными?

сад - садовник, садовод, садовница, садоводство, са

довый, садится

ягода - ягодник, ягодница, ягодный, ежевика
малина - малинка, малинник, малиновый, маленький
плод - плодовый, плодоовощной, плодородный, ПЛО

доносить, плов

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Скажите ласково.

яблоке - яблочко
смородина - смородинка
рябина - рябинка
мандарин - мандаринчик
апельсин - апельсинчик

лимон - лимончик
вкусный - вкусненький
кислый - кисленький
круглый - кругленький
мягкий - мягонький

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух.

желтый, красный - желто-красный
желтый, зеленый - желто-зеленый
красный, зеленый - красно-зеленый
плоды, овощи - плодоовощной
Как называются сухие фрукты? (Сухофрукты.)
Как называются высушенные черные сливы? (Черно-
слив.)

Рябина, у которой черные плоды? (Черноплодная ряби-
на.)

Цветы разводит. (Цветовод.)

Машина, с помощью которой выжимают сок. (Соко-
выжималка.)

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

ароматный - ароматнее - самый ароматный (аромат-
нейший)

нежный - нежнее - самый нежный (нежнейший)
сладкий - слаще - самый сладкий (сладчайший)
кислый - кислее - самый кислый (кислейший)

Подскажите нужное слово.

Яблоко (ароматное), мандарин (ароматнее), а апельсин
(самый ароматный).

К каким фруктам и ягодам подходит слово аромат-
нейший? (Ароматнейший из фруктов - ананас, а аро-
матнейшая из ягод - земляника.)

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один - много».

один апельсин - апельсины - много апельсинов
один мандарин - мандарины - много мандаринов
один грейпфрут - грейпфруты - много грейпфрутов

одно яблоко - яблоки - много яблок
одна груша - груши - много груш
одна вишня - вишни - много вишен

Дополните предложение.

В саду созрело много (...). На клумбе расцвели (...).
Из ягод малины сварили три литра (...).
Для компота нужно нарезать много (...).

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки.

Бина-бина-бина, полезна красная (рябина).
Ины-ины-ины, созрели ягоды (малины).
Уше-уше-уше, подойдите дети к (груше).
Нику-нику-нику, очень я люблю (клубнику).
Оном-оном-оном, пахнет на кухне (лимоном).
Уше-уше-уше, мы позаботимся о (груше).

Составьте предложения из перепутанных слов.

Сад, дети, собрались, пойти, в.

Для, они, сбора, взяли, фруктов, корзинки.

На, висит, груше, груш, много.

Под, лежит, много, яблоней, яблок.

Между, бегает, деревьями, собачка.

Из, мама, груш, компот, яблок, и, варит.

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких фруктах можно сказать мой, твой, наш, их,
его, ее? (Абрикос, гранат, виноград, грейпфрут и т. д.)

О каких фруктах можно сказать моя, твоя, наша?
(Слива, вишня, хурма, алыча, груша и т. д.)

О каких фруктах можно сказать мое, твое, наше? (Яб-
локо, киви и т. д.)

О каких фруктах можно сказать мои, твои, наши?
(Апельсины, бананы, персики, абрикосы и т. д.)

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

Подберите слова.

Пять высоких (рябин, яблонь, груш и т. д.).
Три оранжевых (апельсина, грейпфрута, абрикоса, пер-
сика и т. д.).

Десять ягод (смородины, малины, калины и т. д.).
Две раскидистые (вишни, черешни, груши и т. д.).

Добавьте нужное слово.

оранжевый (апельсин)
кислый (лимон)
фиолетовая (слива)
терпкая (хурма)
ароматная (земляника)

круглый...
овальный...
желтый...
сочный...
мягкие...

Кто знает, пусть продолжает.

Круглые (яблоки, гранаты, вишни, апельсины).
Овальные (сливы, киви, ананасы, лимоны).
Желтые (лимоны, бананы, сливы, яблоки, груши).
Сочные (груши, сливы, вишни, ягоды, фрукты).
Мягкие... Ароматные...

Найдите слову пару.

Имя прилагательное

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

Повторите слова. Какое слово лишнее?

персик бархатистый, оранжевый, синий
груша вкусная, сладкая, горькая

яблоко круглое, сочное, шероховатое
бананы съедобные, желтые, соленые

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ
НАМ

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

«Я умею - не умею».

Я умею чистить бананы. Я не умею варить варенье.
Я умею подвязывать деревья. Я умею поливать кусты.
Я не умею готовить компот.

Ответьте на вопросы.

Что делает садовник? (Садовник ухаживает за фрук-
товыми деревьями.)

Где растут садовые цветы? (Садовые цветы растут в
саду на клумбе.)

Что сделает мама с вишнями? (Мама вымоет вишни.)

Что сварила мама из вишен? (Мама сварила из вишен
компот.)

Из каких ягод выжали сок? (Сок выжали из ягод ма-
лины.)

Когда будут опадать листья рябин? (Листья рябин бу-
дут опадать осенью.)

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я срываю, собираю, кладу яблоки.)

Что мы делаем? (Мы срываем, собираем, кладем груши.)

Спроси у друга. (Ты срываешь сливы? Ты собираешь
яблоки? Ты кладешь яблоки?)

Скажите обо мне, что я делаю. (Вы срываете, собира-
ете, кладете груши.)

Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) срывает,
собирает, кладет яблоки.)

Что они делают? (Они срывают, собирают, кладут
груши.)

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Придумайте просьбы, пожелания и советы.

Сорви мне, пожалуйста, вишенку. Достань, пожалуй-
ста, гроздь винограда. Соберите упавшие яблоки. Не ешь-
те немытые фрукты! Посадите фруктовые деревья. Бере-
гите фруктовые деревья. Не ломайте ветки!

Игры со звуками, буквами и словами

Назовите первый звук в словах айва, алыча, ирга, изюм. Какие это звуки? (Гласные звуки.)

Какого звука не хватает в словах...йва, ...нанас, ...бри кос, ...пельсин! (Звука а.)

Назовите первый и последний звук в словах банан, гранат, мандарин, грейпфрут. Какие это звуки? (Соглас­ные твердые звуки.)

Назовите мягкие согласные звуки в словах лимон (л"), персик (п", с"), вишня (в", н"), слива (л"), кизил (к", з").

Какой один и тот же согласный мягкий звук слышится в словах малина, калина, облепиха, лимон? (Звук л".)

Угадайте названия фруктов по первому и последнему звуку. Какое это слово, если в нем первый звук г, после­дний - а! (Груша.) В слове первый звук а, последний - н. Что это? (Апельсин.) В названии ягод первый звук с, последний - а. (Смородина.)

Угадайте слово. В слове есть согласные звуки х, р, м. Какое это слово? (Хурма.) В слове есть согласные звуки м, л", н. (Малина.) В слове есть согласные звуки б, н, н. (Банан.)

Какое слово я задумала? В слове есть два гласных зву­ка и, о. Что это? (Лимон.) В слове три гласных звука а, и, о. (Абрикос.) В слове есть три гласных звука у, и, а. (Клубника.)

В названии какой ягоды звук к слышим в начале и конце слова? (Крыжовник.)

В названиях каких фруктов и ягод есть звуки р, р"? (Виноград, инжир, рябина, груша, хурма и т. д.)

Соберите «рассыпанные» звуки в слова: л", м, и, о, н (лимон); н, а, б, н, а (банан).

Замените в слове грозди звук р на звук в. Какое слово получится? (Гвозди.)

Замените в слове почка первый звук следующими зву­ками: т, д, м, к, б, н. Какие новые слова получились? (Точка, дочка, мочка, кочка, бочка, ночка.)

Узнайте названия фруктов по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог а, последний - нас. Какое это слово? (Ананас.) В слове четыре слога, первый слог смо, последний - на. (Смородина.) В названии ягоды четыре слога, первый слог е, последний - ка. (Ежевика.)

Дополните слоги. Сли..., виш..., ря.., ма.., гру... . Составь­те слово из перепутанных слогов: ки-долъ (дольки), ки-вет (ветки), во-ре-де (дерево), жу-ко-ра (кожура), ди-гроз (грозди).

«Слово в слове». Какое одно и то же слово «прячется» в словах веточка, косточка, листочка? (Точка.)

«Спрятанные слова». Виноград (град, вино, ноги, рад, дар, нива, гори), малина (мал, Лина, Алина, Нил, мил, ил, налим, лама).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Игра «Чудесный мешочек».

Узнайте фрукты на ощупь. Какой плод самый глад­кий? Какой плод имеет шероховатую поверхность?

Сравните по весу. Какой из фруктов самый легкий, а какой - самый тяжелый?

Узнайте фрукты по вкусу. Какой плод самый мягкий? Самый твердый? Самый сочный? Что сочнее - ягоды или фрукты?

Узнайте фрукты по запаху. Сравните фруктовые аро­маты.

Выберите и назовите все фрукты желтого, оранжево­го, красного и других цветов.

Подберите фрукты, похожие на круг и овал.

Соедините части разрезанных фруктов. Найдите кусо­чек, половинку и четвертинку яблока, груши. Найдите дольку лимона, апельсина, зернышко граната.

Что выше - фруктовое дерево (яблоня) или ягодный куст (крыжовник)? Что ниже - куст земляники или куст смородины? Чем отличаются фрукты от ягод? Сравните фрукты и ягоды по величине. Какая ягода или фрукт самые маленькие?

Когда это бывает? (Яблоня в разное время года: в цве ту, покрытая зелеными листьями и яблоками, с желты ми листьями и без листьев.)

Что сначала, что потом? Расставьте слова по порядку: яблоня, яблоко, семечко, росток, саженец.

Положите яблоко между апельсином и лимоном, гру­шу между сливой и гранатом и др.

Работа с картинками.

Что художник нарисовал неправильно? (Фрукты рас крашены неправильно.)

Найдите вторую половинку яблока, груши и других фруктов. (Соотнесение по цвету и величине.)

Составьте яблоко, грушу и др. из частей. (Составить картинку, разрезанную на несколько частей.)

Соедините фрукты со стаканами сока (соотнесение по цвету). Какой сок в стакане?

Что нужно для компота и салата? (Соедините овощи с салатницей, а фрукты с кастрюлей.)

«Цветы, плоды и листья». (Соотнесение цветов, листь­ев и плодов с названием определенного фруктового дере­ва или кустарника.)

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Какого фрукта не хватает в ряду? В первом ряду кар­тинки с изображениями яблока, лимона, груши и сли­вы. Во втором ряду - яблока, лимона и сливы. В тре­тьем - лимона, груши и сливы. В четвертом - яблока, груши и сливы. Назовите фрукты, пропущенные в каж­дом ряду.

Игра «Бывает - не бывает».

Клубника растет на дереве. Вова съел сладкий лимон. Я видела фиолетовый апельсин. Из земляники свари­ли варенье.

Щи сварили из груш. Из фруктов сварили компот. Мы ели сушеный виноград. Мы ели яблочное варенье. В бочке засолили груши. Дети пили сливовый сок.

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такие фрукты: яблоко, лимон, апельсин...

Цепочки слов.

Послушайте, запомните и повторите слова, гранат, хурма, слива, виноград, яблоко, груша Послушайте слова еще раз. хурма, слива, виноград, яблоко, груша Какое слово исчезло из ряда?

малина, земляника, крыжовник, смородина, клубни­ка, виноград

Какое слово исчезло из ряда?

земляника, крыжовник, смородина, клубника, виноград

Запомните эти слова: виноград, персик, груша, апельсин, ли­мон, яблоко.

Я буду говорить слова-подсказки, а вы - назы­вать фрукты или ягоды.

лоза - (виноград) дольки - (апельсин, лимон)

лампочка - (груша) косточка - (персик) земля - (земляника) чай - (лимон)

Кто больше запомнит?

Перед детьми выкладываются фрукты или их изобра­жения, дается установка на запоминание, а затем они закрываются. Дети должны назвать как можно больше названий фруктов.

Игра «Что изменилось?». Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Дети на­зывают, какие фрукты появились.

Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: ягоды, фрукты, овощи и цветы. Одна из групп предме­тов убирается. Какой группы предметов не стало?

Кто больше запомнит?

Произносится четыре - шесть названий ягод (крыжов­ник, смородина, клубника, малина), цветов (гвоздика, роза, ромашка, колокольчик, маргаритка) или фруктов (груша, яблоко, лимон, апельсин, мандарин). Дети подбирают и раскладывают картинки в той же последовательности.

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ К ЗАДАННОМУ РОДО ВОМУ ПОНЯТИЮ

Назовите одним словом.

банан, ананас, абрикос, персик, слива, вишня, груша, яблоко (фрукты)

гвоздика, ромашка, тюльпан, нарцисс (цветы) смородина, калина, крыжовник, земляника (ягоды)

Педагог бросает мяч и называет слова, принадлежащие к той или иной родовой группе. Ребенок ловит мяч и называет обобщающее слово. Например, яблоко - фрукт, капуста - овощ, персик - фрукт, клубника - ягода, подберезовик - гриб.

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

«Четвертый лишний».

вишня, слива, огурец, гранат

помидор, апельсин, мандарин, яблоко

банан, кабачок, перец, баклажан

роза, ромашка, малина, мак

смородина, крыжовник, горошина, клубника

Назовите общий признак у фруктов.

персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри кос­точку)

яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

слива и лимон (похожи на овал)

апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

Составьте логические цепочки со словами.

яблоко, сахар, крышка, банка яблоня, гусеницы, скворцы, листья клубника, варенье, чай, розетка

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Представьте, что вы попали в Волшебный Сад. По­фантазируйте, что вы можете там увидеть. В Волшебном Саду вы увидели яблоки величиной с арбуз. Что вы бу­дете с ними делать?

Придумайте диалоги.

Что могла бы сказать Вишенка девочке Даше? («Осто­рожно, не проглоти мою косточку!», «Будь осторожна, когда меня ешь, ты можешь сломать зуб».) О чем гово­рили между собой цветущие Яблони?

Что могла бы сказать Коле Яблоня, увидев, что он ест немытое яблоко? О чем могли говорить между собой упав­шие Сливы? Что сказали Плодовым Деревьям Скворцы, прилетевшие с юга? Что говорит Божья Коровка Листь­ям Смородины?

Сочините чистоговорки.

Кос-кос-кос, в саду вырос (абрикос). Кос-кос-кос, залез в корзинку (абрикос). Пот-пот-пот, мама сварила (компот). Цы-цы-цы, прилетели в сад (скворцы). Ели-ели-ели, на деревья они (сели). Ад-ад-ад, они спасут наш (сад). Рад-рад-рад, едим мы сладкий (виноград). Наты-наты-наты, мы едим (гранаты).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Фрукты. Ягоды. Цветы. Сад».

Что такое сад? Почему сад назвали фруктовым? (По­тому что в нем растут фруктовые деревья.) Какие фрук­товые деревья растут в саду? Чем отличается сад от ого­рода? Зачем человеку фрукты? Какие фрукты полезнее для здоровья человека - сырые или консервированные?

Что надо сделать с фруктами, прежде чем их съесть или приготовить? Почему нельзя есть немытые фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Как можно сохранять фрукты зимой? (Их можно положить в холодное место, заморозить, высушить и законсервировать.) Какие фрук­ты можно сушить? Как называются сушеные фрукты? (Сухофрукты.) Как называется сушеный виноград? Как называются сушеные абрикосы? (Без косточек - кура­га, а с косточками - урюк.) Почему сушеные сливы назвали черносливом?