Классификация гласных звуков русского языка

Акустические и артикуляционные признаки звуков речи
Гласные Согласные
- тональные звуки
- образуются без участия преграды на пути воздушной струи - образуются с помощью преграды (сомкнутые губы - [б], [п], щель между языком и твердым нёбом - [х] и т. д.)
- не различаются по способу и месту образования - дифференцируются по месту и способу образования
- при образовании гласных органы речи напряжены равномерно - при образовании согласных органы речи наиболее напряжены в том месте, где имеется преграда
- воздушная струя слабая - воздушная струя сильная
- слогообразующие - не могут самостоятельно образовать слог (кроме сонорных)
Сонорные согласные (промежуточное положение)
- способны образовывать слог - образуются с помощью преграды,
- различаются по способу и месту образования
- преобладание тона - образуются с участием шума

Гласных звуков (фонем) в русском языке шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а]. Их классификация опирается на артикуляционные признаки: степень подъема языка, ряд, участие губ.

По степени подъема языка (движение языка от исходного положения к нёбу) гласные разделяются на гласные верхнего подъема - [и], [ы], [у]; среднего подъема - [э], [о]; нижнего подъема - [а].

По ряду (движение языка по горизонтали - вперед или назад) гласные делятся на гласные переднего ряда - [и], [э]; среднего ряда - [ы], [а]; заднего ряда - [у], [о]. Гласные переднего ряда образуются в результате максимального продвижения языка вперед, а гласные заднего ряда - движением языка назад.

По участию губ гласные бывают губными, или лабиализованными (от латин. labia - «губы»), и негубными , или нелабиализованными . Губные гласные образуются при участии губ: губы округляются и слегка вытягиваются вперед. В русском языке есть только губные заднего ряда - [у], [о].

Таблица классификации гласных звуков (фонем)

Ряд Подъем Передний Средний Задний |
негубные негубные губные
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Но деление на три ряда и три подъема не отражает всего богатства гласных звуков. Так, кроме [и] есть еще звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка. Этот звук называют «[и] открытый»; в более точной транскрипции это [и э ], т.е. «[и], склонный к [э]». Есть «[э] закрытый» - звук, отличающийся от [э] большей закрытостью рта и чуть более высоким подъемом языка; в более точной транскрипции это [э и ].



Гласный [ъ] - один из самых частых звуков литературного языка. Он произносится в некоторых безударных слогах, например, в словах п[ъ]роход, в[ъ]допад, гор[ъ]д, обл[ъ]ко, вып[ъ]х[ъ]тъ

Гласные [а], [э], [о], [у], произносимые между мягкими согласными, продвинуты вперед и вверх по с сравнению с [а], [э], [о], [у]: пять [п"ат"], петь [п"эт"], тётя [т"от"ъ], тюль [т"ул"].

Гласный [э] произносится под ударением после твердых согласных: ант[э]нна, м[э]р, ш[э]ст.

Классификация гласных и согласных звуков наглядно представлена в таблице (отдельный файл).

Согласных звуков (фонем) в современном русском языке 37. Их образование и классификация значительно сложнее, чем гласных.

Во-первых , качество согласного зависит от характера преграды. Она может представлять собой смычку активного органа речи с пассивным, щель между активным органом и пассивным, слияние смычки и щели в результате перехода от смычки к щели и дрожание активного органа речи на пути воздушной струи.

Характером преграды определяется способ образования согласного звука.

По способу образования согласные делятся на смычные, щелевые (фрикативные), слитные (аффрикаты), дрожащие (вибранты).

При образовании смычных согласных активный орган речи плотно смыкается с пассивным и воздушная струя, преодолевая эту преграду, производит характерный шум. Воздушная струя может силой своей разомкнуть смычку, и в таком случае происходит выхлоп воздуха, напоминающий взрыв, или же обойти смычку (по бокам преграды, через носовую полость). Поэтому смычные согласные подразделяются на смычно-взрывные : [б], [б"], [п], [п"], [д], [д"1, [т], [т"], [г], [г"], [к], [к"] и смычно-проходные : [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"]. Смычно-проходные согласные можно дифференцировать по тому, как воздушная струя обходит смычку. Если она минует смычку, выходя через полость носа, то возникают смычно-проходные носовые согласные [м], [м"], [н], [н"]; если же воздушная струя обтекает смычку по бокам, то возникают смычно-проходные боковые согласные [л], [л"].

При образовании щелевых согласных активный орган речи не смыкается, а сближается с пассивным, образуя щель. Воздушная струя, проходя через щель, трется о стенки щели, что и вызывает характерный шум. Щелевые согласные поэтому иначе еще называют фрикативными (от латин. fricare - «тереть, тереться»). Щелевыми в русском языке являются: [в], [в"], [ф], [ф"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ж" долгий, мягкий], [ш], [ш" долгий, мягкий], [х], [х"] й [j].

Слитных согласных, или аффрикат , в русском языке всего два звука - [ц], [ч"]. Способ их образования совмещает смычку и щель: органы речи, сомкнутые в начале артикуляции, плавно размыкаются, создавая щель. Звук [ц] по способу образования можно представить как слитное произнесение смычного [т] и щелевого [с], а звук [ч"] - как слитное произнесение мягкого смычного [т"] и мягкого щелевого [ш"].

Имплозивные (или сомкнутые) согласные содержат только фазу смычки. У них нет второй фазы, как у взрывных и аффрикат. Имплозивные выступают на месте взрывных перед взрывными и аффрикатами того же места образования и на месте аффрикат перед такими же аффрикатами: о [тт]уда, о [т"т"]епелъ, по [д-д]омом, по [д"д"]елка, зна [к к]озерога, утю [г г]орячий, о[тц]а , пла [т ц]целый (плат и плац), пе[т" ч"]асто (петь и печь).

Дрожащие согласные, или вибранты , в русском языке - это [р] и [р"]. При их образовании кончик языка слегка загибается кверху и под воздействием воздушной струи вибрирует, дрожит, чем и создается характерный шум.

Во-вторых , качество согласных звуков зависит от места образования преграды, от того, какие активные и пассивные органы образуют преграду . По активному органу, участвующему в создании преграды , согласные делятся на губные и язычные . В образовании губных согласных активное участие принимает подвижная нижняя губа, которая может смыкаться с верхней губой или сближаться с верхними зубами. Губных согласных в русском языке сравнительно немного: [б], [б"], [п], [п"], [в], [в"], [ф], [ф"], [м], [м"]. Все остальные согласные язычные. Язычные согласные подразделяются на три группы в зависимости от того, какая часть языка смыкается или сближается с пассивным органом речи: переднеязычные - [д], [д"], [т], [т"], [ц], [ч"], [з], [з"], [с], [с"], [ж], [ж"долгий мягкий], [ш], [ш" долгий мягкий], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"] среднеязычный - й [j]; заднеязычные - [г], [г"], [к], [к"], [х], [х"].

По пассивному органу, участвующему в создании преграды , согласные делятся на губные , зубные и нёбные . Пассивным органом выступает верхняя губа при образовании губных согласных [б], [б"], [п], [п"], [м], [м"]; зубными являются согласные [в], [в"], [ф], [ф"], [д], [д"], [т], [т"], [ц], [з], [з"], [с], [с"], [н], [н"], [л], [л"];_ нёбные согласные подразделяются на передненёбные - [ж], [ж" долгий, мягкий], [ш], [ш" долгий, мягкий], [ч"], [р], [р"]; средненёбные - й [j], [г"], [к"], [х"]; задненёбные - [г], [к], [х]. Таким образом, если, например, согласный [б] характеризуется как губно-губной, а [в] - как губно-зубной, это означает, что преграда в первом случае образуется с помощью губ, а во втором случае - с помощью губы и зубов.

В-третьих , качество согласных зависит от работы голосовых связок , т.е. от участия тона и шума в образовании согласных звуков . По данному признаку согласные делятся на сонорные и шумные . У сонорных тон преобладает над шумом. К сонорным в русском языке относятся: [м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], й [j].Все остальные согласные шумные. Шумные согласные подразделяются на две группы: звонкие - [б], [б"], [д], [д"] [г], [г"], [в], [в"], [з], [з"], [ж], [ ж" долгий, мягкий]. Им соответствуют глухие - [п], [п"], [т], [т"], [к], [к"], [ф], [ф"], [с], [с"], [ш], [ш" долгий, мягкий]. Не имеют звонких пар глухие согласные [ц], [ч"], [х].

У Л.Л. Касаткина: Звук [ц] глухой, но у него есть парный звонкий [дз], который произносится на месте [ц] перед звонким согласным: пла [дз]дарм, Шпи [дз]берген, коне [дз] года. Такую же пару составляют глухой [ч"] и звонкий [д"ж"]. Перед звонким шумным согласным на месте [ч"] произносится [д"ж"]: мя [д"ж"] забили, до [д"ж"] говорила. Звук [у ] составляет звонкую пару [х] и произносится, например, в словах двух [у ] годичный, мо [у ] зелёный, и [у ] ждали.

У сонорных согласных тоже есть звонкие и глухие пары: [м] - [м], [м"] - [м"], [р]-[р] [р"]-[р"] [л]-[л], [л"]-[л"] и др. Глухие сонорные могут выступать, в частности, на конце слова после глухого согласного: мет [р], вих , смыс [л], мыс[л"], пес [н"], кос [м]. Глухой [j] - пара звонкому сонорному [j] - возможен на конце слова, особенно в эмоциональной речи: Oтда [j]! Omкро [j]! Сто [j]!

Звонкие согласные отличаются от глухих тем, что в их образовании участвует тон, а глухие согласные состоят из одного шума.

В-четвертых , качество согласных звуков зависит от положения средней части спинки языка . Если она приподнимается к нёбу, то образуется мягкий согласный звук. Иначе говоря, разница между, например, [д] и [д"] только в том, что средняя часть спинки языка совершает дополнительное движение, приподнимаясь к твердому нёбу, при образовании звука [д"]. Мягкими , или палатализованными (от латин. palatum - «нёбо»), согласными в русском языке являются: [б"], [п"] [в"], [ф"], [м"], [д"], [т"], [з"], [с"], [н"], [л"], [р"], [г"], [к"], [х"], й [j], [ч"] [ж" долгий, мягкий], [ш" долгий, мягкий]. Все мягкие согласные, кроме только твердых [ц], [ж], [ш] и только мягких [j], [ч"], [ж" долгий, мягкий], [ш" долгий, мягкий], имеют твердые пары.

В учебнике Л.Л. Касаткина: Звук [ц] твердый, а мягкий [ц"] произносится, например, на месте [т"] перед [с"]: пя [ц"]ся, ма [ц"] Серёжи. Звук [ч"] мягкий, его твердая пара - [ч], который бывает перед [ш], в том числе на месте [т], [д]: лу [ч]ше (ср. лу[ч"]), о [ч]шатнутъся, по [ч]шутить. У твердого звука [ш] мягкая пара [ш"]: [ш"] чаем, мо [ш"]ный, [ш":]ука. У звука [ж] пара [ж"], который бывает почти всегда двойным, долгим: во [ж":]и , дро [ж":]и, ви [ж":]атъ. Так произносят слова вожжи, дрожжи, визжать многие говорящие на литературном языке (допустимо и произношение [ж:] на месте [ж":]).

Только у звука [j] не может быть твердой пары, поскольку у него поднятие средней части спинки языка к средней части нёба - основная артикуляция, без которой никакого согласного звука вообще не возникает.

Согласные звуки могут иметь дополнительную артикуляцию . Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз, то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] - с округленными и вытянутыми губами . Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз, а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium - "губа"), а согласные звуки [с°], [д°], [т°] и т. п. - лабиализованными (или огубленными). Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд, но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но [стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

Гласные звуки – это звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:

1) по ряду (место образования);

2) по подъему (способ образования);

3) по наличию или отсутствию лабиализации.

При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные переднего ряда , при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];

2) гласные среднего ряда , при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];

3) гласные заднего ряда , при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].

При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные верхнего подъёма , при произношении которых язык сильно поднят вверх, т.е. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];

2) гласные среднего подъёма , при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];

3) гласные нижнего подъёма , при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на

1) широкие, т.е. акустически наиболее звучные: [а];

2) средние, т.е. акустически средней звучности: [э], [о];

3) узкие, т.е. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].

Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации , т.е. вытягивания или округления губ. При этом гласные делятся на

1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];

2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

Классификация гласных может быть представлена в таблицах.

Простейшая таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Деление на три ряда и три подъёма не отражает всего богатства гласных звуков.

Есть так называемые редуцированные гласные звуки: [Λ], [и э ], [ы э ], [ъ], [ь].

[Λ] – редуцированный гласный [а], [о] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова; этот звук называют «а – узкое»;

[и э ] – звук, средний между [и] и [э]; это звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка, чем звук [и]; звук называют «[и] открытый» или «[и] с призвуком [э]», или «[и], склонный к [э]»;

[ы э ] – звук, средний между [ы] и [э]; звук называется «[ы] с призвуком [э]», или «[ы], склонный к [э]»;

[ъ], [ь] – редуцированные гласные [а], [о], [э] во всех безударных слогах, кроме первого предударного; [ъ] – звук, средний между [ы] и [а];

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.

Таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Верхне-средний и э ь ы э
Средний э ъ о
Нижний а Λ

ВОПРОС 6

КОНСОНАНТИЗМ

КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Согласные звуки – это звуки речи, состоящие или из одного шума, или из голоса и шума, который образуется в органах произношения, где выдыхаемая из лёгких струя воздуха встречает различные преграды.

Согласные русского языка классифицируются по 5 признакам:

2) по месту образования;

3) по способу образования;

4) по наличию или отсутствию палатализации (по твёрдости – мягкости);

5) по наличию или отсутствию назальности.

Основными признаками согласных являются место и способ образования. Определить место образования согласного – это значит указать, в каком месте речевого аппарата происходит сближение или смыкание активного органа с пассивным. Определить способ образования согласного – это значит указать, каким образом создается преграда и как она устраняется. Важными признаками согласных являются также глухость – звонкость и твердость – мягкость.

Артикуляция каждого согласного складывается из одновременных работ разных произносительных органов. При этом основной работой является та, при которой возникает основной фокус, т. е. то место, где образуется шум. Так, звуки [п] и [б] называются губными, т. к. местом образования шума являются губы, звуки же [с] и [з] являются, соответственно, зубными и т. д.

Артикуляция, направленная на образование основного фокуса, называется основной .

Кроме основной, при образовании согласного может использоваться также дополнительная артикуляция, которая, не изменяя основного характера шума, придает ему специфический оттенок. Наиболее распространенной дополнительной артикуляцией согласных русского языка является палатализация (от лат. palatum – нёбо). Она выражается в напряжении и подъеме средней части языка к твердому нёбу. При помощи палатализации образуются мягкие (палатализованные) согласные. Веляризация (от лат. vеlaris – задненёбный) – это дополнительная артикуляция, при которой в противоположность палатализации, образуются твердые согласные (например, русский твёрдый [л]). Артикуляция веляризации состоит в подъеме задней части спинки языка к мягкому нёбу. Дополнительной артикуляцией является также назализация (от лат. nasalis – носовой), т.е. с точки зрения артикуляционной – участие нёбной занавески при образовании носовых согласных ([н], [н"], [м], [м"]) в отличие от остальных звуков.

1. Классификация согласных по участию голоса и шума:

1) согласные сонорные , образуемые с помощью голоса и незначительного шума: [м], [н], [л], [р], [j];

2) согласные шумные , подразделяемые на шумные звонкие , образуемые шумом в сопровождении голоса: [б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [ж], [ж"], [з], [з"], [j], [γ], [γ"], [дз], [дж]; и шумные глухие , образуемые только с помощью шума, без участия голоса: [п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [ш"] (на месте щ), [х], [х"], [ц], [ч"].

Характерной особенностью системы согласных является наличие в ней пар звуков, соотносительных по звонкости-глухости. Соотносительность парных звуков заключается в том, что в одних фонетических условиях (перед гласными) они различаются как два разных звука, а в других условиях (в конце слова) не различаются и совпадают в своём звучании. Сравните: роза – роса и роз – рос [рос – рос ]. Соотносительный ряд звонких и глухих согласных представлен 12 парами звуком. Звуки [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"], [j] – внепарные звонкие, [х], [ц], [ч"] – внепарные глухие.

Таблица классификации согласных по звонкости-глухости

2. Классификация согласных по месту образования.

Место образования согласного зависит от того, какой активный орган совершает основную работу и с каким пассивным органом он смыкается или сближается. Это то место во рту, где струя воздуха встречает препятствие.

Если активный орган - нижняя губа , то согласные могут быть губно-губными (пассивный орган - верхняя губа): [п], [б], [м] и губно-зубными (пассивный орган - верхние зубы): [в], [ф].

Если активный орган - язык , то характеристика согласного зависит от того, какая часть языка - передняя, средняя или задняя - участвует в создании преграды и с каким пассивным органом - зубами, передней, средней или задней частью нёба - язык сближается либо смыкается. Переднеязычные согласные бывают зубными, когда передняя часть языка направляется к зубам: [т], [д], [с], [з], [н], [л], [ц], и нёбно-зубными (передненёбными), когда она направлена к передней части нёба: [р], [ш], [ж], [ч"]. Среднеязычные одновременно всегда и средненёбные: [j], [и]. Заднеязычные либо средненёбные: [к"], [г"], [х"], [γ"] либо задненёбные: [к], [г], [х], [γ].

1) согласные губные , подразделяемые на губно-губные : [б], [п], [м] и губно-зубные:

2) согласные язычные , подразделяемые на переднеязычные , к которым относятся зубные [д], [т], [з], [с], [н], [л], [ц] и нёбно-зубные [ш], [ш"], [ж], [ч"], [р];

3) среднеязычный (средненёбный) [j], [и];

4) согласные заднеязычные (задненёбные) [к], [к"], [г], [г"], [х], [х"], а также редкие

звуки [γ], [γ"], [н ].

Звук [н ] – носовой заднеязычный – редок в русском языке. Он произносится на месте [н] перед [к], [г], обычно в тех случаях, когда дальше следует согласный: пу [н ] ктир, фра [н ]кский, ко [н ]гресс .

3. Классификация согласных по способу образования:

В зависимости от различия способов образования шума согласные делятся на:

1) согласные взрывные (смычные): [б], [п], [д], [т], [г], [к];

2) согласные фрикативные (щелевые): [в], [ф], [з], [с], [ж], [ш], [ш"], , [х];

3) аффрикаты [ц], [ч"];

4) согласные смычно-проходные , к которым относятся носовые [м], [м"], [н], [н"] и боковой [л], [л"];

5) дрожащий [р], [р"].

4. Классификация согласных по наличию или отсутствию палатализации:

1) согласные твёрдые , образуемые без дополнительной средненёбной артикуляции (все согласные, кроме [ж"], [ш"], [ч"], [j]);

2) согласные мягкие , образуемые с дополнительной артикуляцией (все согласные, кроме [ж], [ш], [ц]).

По образованию они различаются отсутствием или наличием палатализации, которая заключается в дополнительной артикуляции (средняя часть спинки языка высоко поднимается к соответствующей части нёба).

При образовании мягких согласных язык концентрируется в передней части, а при образовании твердых - в задней части ротовой полости; ср.: [в"]ил - [в]ыл, [п"]ил - [п]ыл, [л"]ёг - [л]ог, [р"]яд - [р]ад.

Согласные звуки образуют пары по твердости/мягкости: [б] - [б"], [п] - [п"], [в] - [в"], [ф] - [ф"] , [з] - [з"], [с] - [с"], [д] - [д"], [т] - [т"], [м] - [м"] и др. Непарными твёрдыми являются звуки [ж], [ш], [ц]; непарными мягкими – [ж"], [ш"], [ч"], [j].

У [j] приподнятие к средней части нёба средней части спинки языка является не дополнительной, как у других согласных, а основной артикуляцией, поэтому [j] - палатальный , а не палатализованный согласный.

Таблица классификации согласных по твёрдости-мягкости

5. Классификация согласных по наличию или отсутствию назальности:

1)согласные назальные (носовые): [н], [н"], [м], [м"];

2) согласные неназальные (неносовые, ртовые): все остальные.

При образовании носовых согласных нёбная занавеска опускается и воздушная струя проходит в полость носа, вызывая носовой резонанс. Характерной особенностью носовых согласных является то, что наряду со смычкой открыт проход воздуха через нос. Поэтому эти звуки относят к особой группе смычно-проходных.

Голос и шум Способ образования Место образования
Губные Язычные
губно-губные губно-зубные Переднеязычные Средне-язычные Заднеязыч-ные
зубные нёбно-зубные
Шумные Взрывные б б’ п п’ д д’ т т’ г г’ к к’
Аффрикаты ц ч’
Фрикативные в в’ ф ф’ з з’ с с’ ж ж’ ш ш’ ј х х’
Сонорные
Смычно-проход-ные боковые л л’
носовые м м’ н н’
Дрожащие р р’

Таблица артикуляции согласных звуков

В таблице перечислены важнейшие признаки и основные звуки современного русского литературного языка. Однако далеко не все. Если, например, сравнить начальные звуки слов сад и суд, дам и дум, таз и туз , то можно заметить разницу в их артикуляции. Перед [а] согласные произносятся без напряжения губ, а перед [у] – с округленными и вытянутыми губами. Мы еще только приготовились произнести слова суд, дум, туз , а губы уже приняли это положение. Такая дополнительная артикуляция называется лабиализацией (от лат. labium – «губа»), а согласные звуки [с°], [д°], [т"] и т. п. – лабиализованными (или огубленными). Эти звуки отличаются от [с], [д], [т] артикуляцией и на слух. (Эту разницу можно услышать, если начать произносить слово сад и остановиться после первого согласного, затем начать произносить слово суд , но произнести только первый согласный.) В русском языке лабиализация согласных всегда связана с их положением перед [у] или [о], а также перед лабиализованными согласными: [с°т°ул], [с°т°ол], но[стал]. Исключений нет, поэтому в транскрипции она обычно не отмечается.

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Рубрика (тематическая категория) Образование

Гласные звуки - ϶ᴛᴏ звуки речи, образуемые свободным проходом воздушной струи через голосовые связки, состоящие главным образом из голоса (голосового тона) при почти полном отсутствии шума.

В русском языке гласные классифицируются по трём признакам:

1) по ряду (место образования);

2) по подъему (способ образования);

3) по наличию или отсутствию лабиализации.

При классификации гласных по ряду учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в горизонтальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные переднего ряда , при артикуляции которых язык сильно продвинут вперед: [и], [э];

2) гласные среднего ряда , при артикуляции которых язык немного отодвигается назад: [ы], [а];

3) гласные заднего ряда , при произнесении которых язык сильно отодвинут назад: [у], [о].

При классификации гласных по подъему языка учитывается различие между гласными, вызываемое движением языка в вертикальном направлении. При этом гласные делятся на три группы:

1) гласные верхнего подъёма , при произношении которых язык сильно поднят вверх, ᴛ.ᴇ. занимает самое высокое положение: [и], [ы], [у];

2) гласные среднего подъёма , при произношении которых язык занимает более низкое положение: [э], [о];

3) гласные нижнего подъёма , при произношении которых язык занимает самое низкое положение: [а].

По широте раствора рта (что связано со степенью подъема спинки языка) гласные разделяются на

1) широкие, ᴛ.ᴇ. акустически наиболее звучные: [а];

2) средние, ᴛ.ᴇ. акустически средней звучности: [э], [о];

3) узкие, ᴛ.ᴇ. акустически наименее звучные: [и], [ы], [у].

Третьим признаком классификации является наличие или отсутствие лабиализации , ᴛ.ᴇ. вытягивания или округления губ. При этом гласные делятся на

1) гласные лабиализованные (огубленные): [у], [о];

2) гласные нелабиализованные (неогубленные): [а], [э], [и], [ы].

Классификация гласных должна быть представлена в таблицах.

Простейшая таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Средний э о
Нижний а

Делœение на три ряда и три подъёма не отражает всœего богатства гласных звуков.

Есть так называемые редуцированные гласные звуки: [Λ], [и э ], [ы э ], [ъ], [ь].

[Λ] – редуцированный гласный [а], [о] в первом предударном слоге и абсолютном начале слова; данный звук называют ʼʼа – узкоеʼʼ;

[и э ] – звук, средний между [и] и [э]; это звук, произносящийся с несколько большей открытостью рта и чуть более низким подъемом языка, чем звук [и]; звук называют ʼʼ[и] открытыйʼʼ или ʼʼ[и] с призвуком [э]ʼʼ, или ʼʼ[и], склонный к [э]ʼʼ;

[ы э ] – звук, средний между [ы] и [э]; звук принято называть ʼʼ[ы] с призвуком [э]ʼʼ, или ʼʼ[ы], склонный к [э]ʼʼ;

[ъ], [ь] – редуцированные гласные [а], [о], [э] во всœех безударных слогах, кроме первого предударного; [ъ] – звук, средний между [ы] и [а];

Оттенки звуков можно рассматривать как особые звуки. Тогда и таблица гласных должна быть более детальна.

Таблица артикуляции гласных звуков

Ряд Подъем Передний Средний Задний
Верхний и ы у
Верхне-средний и э ь ы э
Средний э ъ о
Нижний а Λ

КОНСОНАНТИЗМ

КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА" 2017, 2018.

1. Определение фонетики, различные разделы фонетики

Фонетика - это раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. К ней относятся все звуковые средства языка, то есть не только звуки и их комбинации, но и ударение и интонация.

В зависимости от того объема материала, который является предметом непосредственного исследования фонетистов, различаются общая фонетика и сопоставительная фонетика и частная фонетика отдельных языков. Общая фонетика исследует закономерности, характерные для звуковой стороны любого языка. Сопоставительная фонетика занимается выявлением общего и особенного в звуковой стороне двух или нескольких сопоставляемых или сравниваемых языков. Фонетика отдельных языков изучает особенности звуковой стороны отдельного языка в возможно более полном объеме.
В свою очередь в фонетике отдельных языков различаются историческая фонетика и описательная фонетика . Историческая фонетика конкретного языка изучает историю звуковых средств данного языка в той мере, в какой она отражена в памятниках письменности на этом языке, диалектной речи и т.д. Описательная фонетика исследует звуковые средства отдельного языка в определенный период его истории или в современном состоянии.
В фонетике выделяются такие частные дисциплины, как артикуляционная фонетика, акустическая фонетика, перцептивная фонетика, функциональная фонетика, или фонология, акцентология, или учение о словесном ударении, интонология, или учение об интонации. Артикуляционная фонетика исследует деятельность человеческого речевого аппарата, в результате которой производятся звуки. Акустическая фонетика исследует чисто физические особенности
(характеристики, параметры) звуков речи на отдельных языках. Перцептивная фонетика рассматривает особенности восприятия звуков речи человеческим органом слуха.
Функциональная фонетика, или фонология, изучает функции, которые звуки речи выполняют в составе звучаний, образующих материальную, воспринимаемую сторону значащих единиц языка: морфем, слов и их форм. Таким образом, между терминами фонетика и фонология нельзя ставить знак равенства: фонология - это лишь часть фонетики, частная дисциплина, которая изучает функции, которые звуки речи, фонемы.
В кругу остальных языковедческих единиц - грамматики, лексикологии - фонетика занимает равноправное с ними положение как самостоятельная наука. Она взаимодействует прежде всего с грамматикой. Это взаимодействие обусловлено тем, что одни и те же звуковые особенности звуковой формы языковых явлений оказываются существенными не только для звуковой стороны языка, но и для некоторых участков его грамматического строя. Например, определенные виды чередований оказываются морфологизованными, то есть используются при образовании разных форм одних и тех же слов или разных слов от одних и тех же корневых морфем. (ср. в русском языке: будить - бужу, водить - вожу, друг- дружок или в немецком языке: sprechen-sprach, stechen-stach.
Подобные морфологизованные чередования звуков изучаются возникшей на стыке фонетики и морфологии дисциплиной, называемой морфонологией. Как для фонетики, так и для синтаксиса весьма существенны правила фразовой интонации конкретных языков, так как каждое конкретное предложение характеризуется определенным интонационным оформлением. Поэтому данные, полученные в собственно интонологических исследованиях, находят самое непосредственное применение в работах по описательному синтаксису.

2. Общие сведения из аккустики

С точки зрения акустики, звук - это результат колебательных движений какого-либо тела в какой-либо среде, доступный для звукового восприятия.
Акустика различает в звуке следующие признаки:
1. Высоту, что зависит от частоты колебания.
2. Силу, что зависит от амплитуды (размаха) колебаний.
3. Длительность, или долготу, то есть продолжительность данного звука во времени.
4. Тембр звука, то есть индивидуальное качество его акустических признаков.

3. Устройство речевого аппарата человека

Речевой аппарат-совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи.
К органам речи, или речевому аппарату в узком смысле, относят:
губы, зубы, язык, небо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие.
По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, задняя спинка зева (фаринкс) и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть.

Артикуляция звука речи

Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия).
Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

О соотношении звуков и букв

Одно из самых замечательных открытий науки о языке середины прошлого века может быть сформулировано кратко так: установление отличий звуков от букв, с помощью которых эти звуки изображаются. Еще великие основоположники сравнительно-исторического языкознания первой трети 19 столетия - Ф. Бопп (1791 - 1867), Раск (1787 - 1832), Востоков (1791 - 1864) - часто смешивали языки и звуки и буквы не умели четко формулировать сущность различия между ними. И только во второй половине позапрошлого столетия разграничение это нашло всеобщее и бесспорное признание. Несмотря на то, что природа звуков совсем иная, чем природа букв, тем не менее эти понятия соотносимы. Однозначного соответствия между звуком и буквой нет, если бы оно было, то это был бы идеальный алфавит. Буква представляет собой обозначение звуков на письме.

Классификация звуков

Классификация звуков речи основывается на акустической и анатомо- физиологической характеристике звуков. Исходным при этом является деление всех звуков на
гласные и согласные звуки. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных - консонантизм.

4. Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании. Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный сопутствует сонанту, является консонантом.
2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса образования.
3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.
Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно от классификации согласных.

5. Классификация гласных звуков.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также работа губ.
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука. Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые бывают передними, средними и задними.
Гласные переднего ряда - и э; среднего ряда - ы; заднего ряда у о а.
Вертикально гласные различаются по подъему - то есть по степени приподнятости той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются обычно три подъема - верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема - э о, к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании которых принимают участие губы - о у (лабиализованные, огубленные) и неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия - а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.
Назализация.
В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском, польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные, которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка, так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в полость рта и носа.

6. Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных.
Шумный - сонорный . В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок.
Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления . Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные . В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare - "тереть", так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч - из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках.
По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха.
Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи - языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные.
Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в.
Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум - твердое небо). Палатализация, или мягкость - это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных - это яркая особенность русской фонетики.

Станиславская С.А, Шабанова Н.А., Соклова О.И., Федюнина С.М.

ВВЕДЕНИЕ В ЛИНГВИСТИКУ

Учебное пособие

ФОНЕТИКА

Фонетика (от греч. phōnētikos - «звуковой») - раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы, по которым они образуются, правила функционирования (например, правила сочетаемости звуков, распределения ударения в словах, чередования гласных и согласных и т.д.).

Звуковые единицы языка изучаются в различных аспектах:1) в функциональном, т.е. с точки зрения использования звуков языка в процессе общения; 2) в артикуляционном, с точки зрения физиологии образования звука; 3) в акустическом, т.е. с точки зрения физических свойств воспринимаемого звука.

Акустическая характеристика звука

Звук как акустическое явление представляет собой результат колебаний звучащего физического тела в среде, передающей эти колебания органам слуха. Он характеризуется: 1) соотношением тона, возникающего в результате ритмических колебаний, и шума, возникающего в результате неритмических колебаний; 2) высотой, которая зависит от частоты колебаний в единицу времени; 3) силой, которая зависит от амплитуды колебаний (чем больше амплитуда, тем громче звук); 4) тембром, который определяется соотношением основного тона и дополнительных тонов (обертонов).

Устройство речевого аппарата

В производстве звуков участвуют органы тела, которые в своей совокупности образуют речевой аппарат.В речевом аппарате выделяют: 1) дыхательный аппарат (легкие, диафрагма, бронхи, трахея), который создает необходимое для образования звуковых колебаний давление воздушной струи; 2) гортань, где происходят колебания голосовых связок и образуется тон звука; 3) полости рта и носа, где под влиянием колебаний голосовых связок происходят колебания воздушной массы и создаются дополнительные тоны; 4) органы произношения (язык, губы, нёбо, зубы, десны), которые моделируют звук.

Артикуляционная характеристика звука

Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные исогласные, основные различия между которыми связаны со способом образования этих звуков.

При образовании гласных звуков струя воздуха свободно проходит носовую и ротовую полость, не встречая на своем пути препятствий. Гласные звуки состоят из чистого тона.

При образовании согласных звуков струя воздухапреодолевает то или иное препятствие. Преодоление препятствия всегда создает шум.

По соотношению тона и шума согласные звуки делятся на следующие типы:

- глухие согласные, состоящие из одного шума (русск. п, п`, ф, ф`, с, с` х, х`, ц, ч`, ш, ш`, т, т`, к, к`; англ. t, h; нем . h);

- звонкие согласные, состоящие из тона и шума, с преобладанием последнего (русск . б, б`, в, в`, г, г` ж, ж`, д, д`, з, з`; англ . d., нем. j);

- сонорные согласные, характеризующиеся преобладанием тона над шумом (русск. л, м, н, р, j; англ . n, l, ŋ; нем ŋ; франц. R, n`).

Классификация согласных звуков

Классификация согласных звуков включает в себя следующие признаки:

  1. Способ образования.

По способу образования согласные делятся на щелинные (фрикативные) (при произнесении которых органы речи образуют щель и шум возникает от трения струи воздуха об эту щель) и смычные (когда органы речи образуют полную преграду – смычку, а струя воздуха преодолевает эту смычку, образуя шум). В зависимости от способа преодоления преграды смычные делятся на взрывные (смычка преодолевается взрывом), аффрикаты, или смычно-щелевые, (смычка мгновенно переходит в щель), носовые (воздух проходит через носовую полость), боковые (смычка не преодолевается, а струя воздуха проходит между языком и щеками) и дрожащие (смыкание сопровождается вибрацией кончика языка).

  1. Место образования.

По месту образования согласные делятся на губно-губные, губно-зубные, переднеязычные межзубные, переднеязычные зубные, переднеязычные альвеолярные, переднеязычные нёбные, среднеязычные, заднеязычные средненёбные, заднеязычные задненёбные, увулярные, глоточные и гортанные.

  1. Наличие/отсутствие палатализации.

Согласные звуки могут иметь дополнительную артикуляцию – палатализацию (смягчение согласного). В результате подъема средней части языка к твердому нёбу частично меняются артикуляционные и акустические характеристики согласного, повышается тональность звука, и звук становится мягким. Мягкие согласные примерно на полтона выше твердых.

Классификация гласных звуков

Классификация гласных звуков включает в себя следующие признаки:

1. Степень продвижения языка в ротовой полости вперед или назад (ряд).

Гласные, которые образуются без продвижения языка вперед или назад, называют гласными среднего ряда ; движение языка вперед создает гласные переднего ряда , движение назад создает гласные заднего ряда .

2. Степень продвижения языка вверх или вниз (подъем).

Гласные, которые образуются без движения языка вверх, называются гласными нижнего подъема ; гласные, образуемые движением языка вверх, называются гласными среднего и верхнего подъема.

3. Лабиализованность.

По работе губ гласные делятся на лабиализованные (огубленные), т.е. такие, в образовании которых участвуют губы, и нелабиализованные , произносимые без участия губ.

Упражнения

1. Из данного текста выпишите следующие звуки: а) смычно-проходные согласные, б) смычно-взрывные звонкие согласные, в) смычно-щелевые палатальные согласные, г) щелинные твердые согласные.

Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой, протянувшись по небу. (А.П. Чехов.)

2. Определите согласный звук по следующим признакам:

а) смычно-боковой, сонорный, звонкий, зубной, мягкий;

б) щелевой, шумный, звонкий, нёбный;

в) щелевой, шумный, глухой, заднеязычный, твердый;

г) дрожащий, сонорный, звонкий, переднеязычный;

д) щелевой, шумный, звонкий, губно-зубной, мягкий.

3. Определите согласные звуки по указанным признакам и дополните характеристику звуков, указав опущенные признаки:

а) согласный, носовой, губной, твердый, …;

б) звонкий, боковой, мягкий, ….;

в) согласный, дрожащий, …;

д) взрывной, глухой, губно-губной….

4. Дайте полную характеристику всем согласным звукам в словах : а) стол, доска, быть, ров, год; б) жук, звон, мох, пыль, щука в) печь, шаги, день, воз; г) цепь, травка, вкус, число, звук.

5. Определите гласные звуки по следующим их признакам:

а) средний подъем, передний ряд, нелабиализованный;

б) нижний подъем, средний ряд, нелабиализованный;

в) средний подъем, задний ряд, лабиализованный.

6. Определите гласные звуки по указанным признакам и дополните характеристику звуков, указав опущенные при­знаки:

а) звук верхнего подъема, лабиализованный;

б) звук переднего ряда и среднего подъема;

в) звук верхнего подъема и переднего ряда;

г) звук нижнего подъема.

7. Дайте полную характеристику всем гласным звукам в словах: а) сон, путь, пыль б) пуд, пять, пар, пел; в) люди, травы, елки, мели.

8. Определите слово русского языка, в состав которого последовательно входят следующие звуки:

а) 1) согласный, звонкий, взрывной, зубной, твердый; 2) гласный верхнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный; 3) согласный, сонорный, носовой, губной;

б) 1) гласный среднего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 2)согласный, сонорный, носовой, зубной;

в) 1) согласный, фрикативный, среднеязычный; 2) гласный нижнего подъема, нелабиализованный;

г) 1) согласный, глухой, взрывной, зубной, мягкий; 2) согласный, сонорный, носовой, губно-губной, твердый; 3) гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализванный;

д) 1) согласный, глухой, фрикативный, зубной, твердый; 2) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 3) согласный, звонкий, взрывной, зубной, мягкий; 4) со-гласный, звонкий, фрикативный, среднеязычный; 5) гласный нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализованный..

е) 1) согласный, глухой, взрывной, зубной, твердый; 2) согласный, глухой, взрывной, заднеязычный, твердый; 3) гласный, нижнего подъема, среднего ряда, нелабиализован­ный, 4) согласный, глухой, смычно-щелевой, нёбный, мягкий.

9. Дополните пропущенные признаки звуков и определите, какое слово состоит из них.

а) 1) согласный, губно-зубной, звонкий, твердый; 2) соглас­ный, зубной, носовой, твердый; 3) гласный верхнего подъема, лабиализованный; 4) согласный, глухой, зубной; 5) соглас­ный, сонорный, зубной, неносовой; 6) гласный верхнего подъ­ема, переднего ряда;

б) 1) согласный, дрожащий; 2) гласный нижнего подъе­ма; 3) согласный, заднеязычный;

в) 1) согласный, заднеязычный, мягкий, звонкий; 2) гла­сный верхнего подъема, ударный; 3) согласный, зубной, со­норный, неносовой, мягкий; 4) такой же, как второй, но без­ударный.

10. Найдите слово, состоящее последовательно из следующих звуков: 1) согласный, шумный, щелинный, зубной, глухой; 2) согласный, шумный, взрывной, зубной, глухой; 3) гласный верхнего подъема, заднего ряда, лабиализованный; 4) согласный, взрывной, заднеязычный, глухой.

11. Какие получаются слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке : ель, лен, куль, толь, ноль, лед, лоб, ток.

12. Из приведенных текстов выпишите все согласные и распределите их на группы: а) по месту образования, б) по способу образования, в) по соотношению тона и шума (при работе с иностранным текстом пользуйтесь транскрипцией):

Нем. Es ist schön, still irgendwo zu sitzen, zum Beispiel in dem Wirtsgarten gegenüber unter den Kastanien, nahe der Kegelbahn. Die Blätter fallen auf den Tisch und auf die Erde, wenige nur, die ersten. Ich habe ein Glas Bier vor mir stehen, das Trinken hat man beim Militär gelernt Das Glas ist halb geleert, ich habe also noch einige gute, kühle Schlucke vor mir, und auBerdem kann ich ein zweites und ein drittes bestellen, wenn ich will. (E. M. Remarque)

Англ. A warm wind came with daylight and he could hear the snow melting in the trees and the heavy sound of its falling. It was a late spring morning. He knew with the first breath he drew that the snow had been only a freak storm in the mountains and it would be gone by noon. Then he heard a horse coming, the hoofs balled with the wet snow thumping dully as the horseman trotted. He heard the noise of a carbine scabbard slapping loosely and the creak of leather. (E. Hemingway)

Франц. Naud franchit la passerelle et traversa la quai en roulant sa seconde cigarette. Quand son frére Robert, presque aussi grand et efflanqué que lui, émergea a son tour d"une écoutille, il put voir, dans le bar éclairé, Jules accoudé au comptoir et le patron qui versait un trait d"alcool dans son café. (G. Simenon)

13. Определите, какие звуки различают следующие пары слова; с помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу.

Нем. Schar - scharr; in - inn; kein - dein; lieben - leben; Tone - Tonne; Hauch - Bauch.

Англ. Then - ten; thing - thin; bat - bad; sit - seat; wheel -veal; right - night.

Франц. maitre - mettre; cage - cache; chair - mére; chose -cause; toi - moi; son - sans.

14. Определите все звуки в следующих словах. При анализе пользуйтесь транскрипцией:

Нем. a) Vortrag, Töchter, Himmel, Brief, Pause; 6) Apfel, links, singen, machen, reich; в) heute, sprechen, Buch, jetzt, Löwe; г) singe, Nacht, nicht, Pferd, Tee, Zunge, gehen, Achtung.

Англ. a) city, cap, big, page, stick; 6) time, face, jam, fetch, ship; в) wide, cycle, these, read, far; г) knife, thing, yes, jump, leave, weather, poor, climb, chief.

Франц. beaucoup, rien, gagner, matin, loi, garcon, conseil, jour.

15. Определите слова, состоящие последовательно из следующих звуков (пользуйтесь транскрипцией).

Нем. а) 1) Переднеязычно-альвеолярный, смычно-взрывной, звон­кий согласный; 2) краткий, широкий, неогубленный гласный среднего ряда, нижнего подъема; 3) переднеязычно-зубной, ще­левой, глухой согласный.

б) 1) Переднеязычно-альвеолярный, смычно-взрывной, звон­кий согласный; 2) краткий, широкий, неогубленный гласный среднего ряда, нижнего подъема; 3) двугубный, смычно-про­ходной, носовой сонант; 4) двугубно-зубной, смычно-щелевой, глухой согласный.

в) 1) Заднеязычный, смычно-взрывной, глухой согласный; 2) переднеязычно-альвеолярный, смычно-проходной, боковой, сонорный согласный; 3) дифтонг, первым элементом которого является ши­рокий гласный, а вторым - узкий гласный переднего ряда; 4) переднеязычно-альвеолярный, носовой, смычно-проходной, сонорный согласный.

г) 1) Переднеязычно-альвеолярный, аффриката, глухой согласный; 2) лабиализованный гласный заднего ряда, верхнего подъема; 3) сонорный, заднеязычный, смычно-носовой согласный; 4) гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, краткий.

Англ. а) 1) Согласный, глухой, взрывной, альвеолярный; 2) гла­сный, переднего ряда, среднего подъема, краткий, ненапряжен­ный, нелабиализованный; 3) согласный, переднеязычно-аль­веолярный, смычный, носовой, сонорный.

б) 1) Согласный, звонкий, смычно-взрывной, губно-губной; 2) гласный, переднего ряда, нижнего подъема, ненапряжен­ный, нелабиализованный; 3) согласный, звонкий, смычно-взрывной, альвеолярный.

в) 1) Переднеязычный, заднеальвеолярный, щелевой, со­норный согласный; 2) гласный, переднего ряда, верхнего подъ­ема, долгий, напряженный, нелабиализованный; 3) согласный, звонкий, смычно-взрывной, переднеязычно-альвеолярный.

г) 1) Глухой, губно-зубной, щелевой согласный; 2) диф­тонг, начинающийся открытым гласным звуком нижнего подъема с переходом к гласному переднего ряда, но верхнего подъема (оба элемента дифтонга являются нелабиализованными): 3) та­кой же звук, как и первый, но звонкий.

Франц. а) 1) Губно-губной, взрывной, звонкий согласный; 2) нелабиализованный, носовой гласный заднего ряда, среднего подъема.

б) 1) Заднеязычный, взрывной, звонкий согласный; 2) долгий, неносовой гласный переднего ряда, открытый; 3) сонорный, увулярный, дрожащий, звонкий согласный.

в) 1) Сонорный, губно-губной, носовой согласный; 2) нелабиализ ованный, краткий гласный переднего ряда, нижнего подъема; 3) сонорный, переднеязычно-зубной, смычно-боковой согласный.

г) 1) Нелабиализованный, неносовой гласный переднего ряда, среднего подъема (узкой разновидности); 2) переднеязычный, зубной, взрывной, глухой согласный; 3) лабиализованный, неносовой гласный переднего ряда, верхнего подъема; 4) переднеязычно-зубной, взрывной, звонкий согласный.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20