Отколе умная бредешь ты голова и крылов. Отколе, умная, бредешь ты голова? Фигуры речи, строение предложений

Изобразительно - выразительные средства языка

Изобразительно-выразительные средства языка условно можно разделить на две большие группы: лексические средства и синтаксические средства.

Лексические средства

Аллегория - иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи.

Антонимы - разные слова, относящиеся к одной части ре­чи, но противоположные по значению (добрый - злой, могу­чая - бессильная). Противопоставление антонимов в речи яв­ляется ярким источником речевой экспрессии, усиливающей эмоциональность речи:

Он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы - это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и яв­ляются антонимами только в тексте:

Ум и сердце - лед и пла­мень - вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола - образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:

Снег валил с неба пудами.

В сто сорок солнц закат пылал.

Одни дома длиною до звёзд , другие – длиною до Луны .

...как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Ирония - употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки.

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Контекстные (или контекстуальные) синонимы - слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:

Ломоносов - гений - любимое дитя природы. (В. Белинский).

Литота - в ыражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления.

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

Метафора - скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой ме­тафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с други­ми, имеющими общий признак.

Смысл метафоры как тропа в том, чтобы усиливать эмоциональную выразительность речи. Метафора представляет собой перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства. Примеры метафор: «золотые волосы», «солнечная улыбка».

Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он пере­косился бы... опрокинулся и затонул .


Выделяются три основных вида метафор:

олицетворение – перенос признака живого лица на неживой предмет – «Как белое платье пело в луче…» («Девушка пела в церковном хоре…» А. А. Блока);

овеществление – перенос признака неживого предмета на живое лицо – «Голов людских обделываем дубы…» («Поэт рабочий» В. В. Маяковского);

отвлечение – перенос признака конкретного явления (лица или предмета) на явление абстрактное, отвлечённое – «Тогда смиряется в душе моей тревога…» («Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова).

"старость души", "жизнь - путь " (Лермонтов "Дума")

Метафора – один из основных признаков фольклорного жанра загадки.

Метонимия (переименование) - перенос значений по смеж­ности явлений.

Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки:

Скоро ли обед? - спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей:

Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или Читая Белинского....

Оксюморон - сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко - борьбы противоположностей. Чаще всего ок­сюморон передает отношение автора к предмету или явлению:

Грустное веселье продолжалось...

Роман Юрия Бондарева «Горячий снег ».

Олицетворение - один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне уподобляется человеку:

Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки .

Ещё чаще неодушевленным предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям:

Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада.

Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.

Оценочная лексика - прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:

Пушкин - это чудо .

Перифраза - использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, за­меняющее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:

Город на Неве (вместо Санкт-Петербурга) приютил Гоголя.

Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»).

Пословицы и поговорки , используемые автором, делают речь образной, меткой, вырази- тельной.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Синонимы - это слова, относящиеся к одной части речи, вы­ражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:

Влюбленность - любовь, приятель - друг.

Стилистические синонимы - отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся - хихикнул - за­смеялся - заржал.

Синекдоха - перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Пуще всего береги копейк у.

«и слышно было до рассвета, как ликовал француз » слово «француз» употребляется как название целого - «французы» (существительное в единственном числе используется вместо существительного во множественном числе).

Все флаги в гости будут к нам (вместо «корабли») (А. Пушкин)

Синтаксические синонимы - параллельные синтаксиче­ские конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению:

Начать готовить уроки - приступить к подготовке уроков.

Сравнение - одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описания предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопостав­ления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами как, словно, будто, точно и т. д. Оно служит для образ­ного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

Часто встречается форма сравнения, выраженного существи­тельным в творительном падеже: Тревога змеёю вползла в наши сердца.

Бывают сравнения, которые передаются формой сравнитель­ной степени наречия или прилагательного: Эгоизм бывает хо­лоднее родника; Земля нежнее пуха лежала перед ним.

Есть сравнения, которые включаются в предложение с по­мощью слов похож, подобен, напоминает: ...бабочки похожи на цветы.

Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две раз­новидности:

1) развернутое, разветвленное сравнение - образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды выйти на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

2) развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так ): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

Фразеологизмы - это почти всегда яркие, образные выражения. Поэтому они - важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т. д.:

У таких людей, как мой герой, есть искра божия.

Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: Пушкина, «как первую любовь» , не забудет не только «Рос­сии сердце », но и мировая культура.

Эпитет - слово, выделяющее в предмете или явлении ка­кие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом назы­вают художественное определение, т. е красочное, образное, ко­торое подчерки- вает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает, как художественное, образное определение к другому:

1) существительное: болтушка сорока.

2) прилагательное: роковые часы.

3) наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прила­гательных, употребленных в переносном значении: взоры полу­сонные, нежные, влюбленные.

«голубиные облака» (С. А. Есенин)

«убедительно-лживый рассказ». (А. К. Толстой)

Румяная заря.

Ангельский свет.

Быстрые мысли.

Человек-кран .

Легкое чтиво.

Золотой человек.

Человек-компьютер .

Чудесный вечер.

Поющий костер.

Теплые руки - нет эпитета, это логическое определение, аЗОЛОТЫЕ руки - есть.

Отколе, умная, бредешь ты голова?
Из басни «Лисица и Осел» (1823) И. А. Крылова (1769-1844). Слова Лисицы, обращенные к Ослу.
Шутливо-иронически: при неожиданной встрече.

  • - нареч...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ОТКО́ЛЕ и ОТКО́ЛЬ, местоим. и союзн. . То же, что откуда. Отколь эта весть? Отколе ни возьмись то же, что откуда ни возьмись...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ОТКО́ЛЕ, нареч. . То же, что отколь. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Крылов...

    Толковый словарь Ушакова

  • - отко́ле нареч. обстоят. места разг.-сниж....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - нареч. разг.-сниж. 1...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - отк"оле и отк"оль, нареч...

    Русский орфографический словарь

  • - отко́ле отко́ль "откуда", укр. вíдкiль, вiдкiля́ – то же, болг. отко́ле "издавна", словен. do-klẹ̑ "до каких пор", в.-луж. wotkal, wotkel, н.-луж. wótkul, wótkula. От оtъ, *-kо- и *lě ; ср. Бернекер 1, 673 и сл.; Преобр. I, 335...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит...
  • - См. БОГ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Кар. Отдельно, самостоятельно. СРГК 4, 299...
  • - Разг. Одобр. Об очень умном, рассудительном человеке. БМС 1998, 120; БТС, 1387...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Народн. Ирон. О человеке, совершающем необдуманные, безрассудные поступки. Жук. 1991, 336...

    Большой словарь русских поговорок

  • - Сиб. Ирон. О глуповатом человеке. ФСС, 45...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - откуда, отколь, каким ветром занесло,...

    Словарь синонимов

  • - сущ., кол-во синонимов: 5 автомат голова дальнего ума человек умница человек большого ума...

    Словарь синонимов

"Отколе, умная, бредешь ты голова?" в книгах

Умная психология

автора Олссон Энн-Валери

Умная психология Умная психология при вступлении в новую игру состоит в следующем: необходимо заручиться советами людей, имеющих опыт создания фирм или использования венчурного капитала, особенно если в этом опыте сочетаются лидерские качества и навыки работы в данной

Умная стратегия

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная стратегия Предпринимаемые усилия во время вступления в новую игру имеют смысл лишь при условии, что рынку предлагается по-настоящему оригинальное предложение потребительной ценности и потенциал роста действительно велик.Для Эрика Oaty давала преимущество

Умная психология

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная психология Прежде чем принять судьбоносное решение о выпуске продукта, вам и вашим сотрудникам необходимо представить себя на месте своих потребителей на новых рынках.Изучите, их покупательское поведение, как они используют продукт спросите их и как можно точнее

Умная стратегия

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная стратегия Концентрация ресурсов на выпуске продукта оправдывается лишь при наличии уже существующего рынка и при возможности роста, соответствующего прилагаемым усилиям.Помимо потенциальной готовности к постепенной адаптации к меняющимся условиям,

Умная психология

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная психология При наведении порядка умная психология заключается в готовности сравнить ваше представление о состоянии бизнеса с мнениями других людей, знающих ситуацию из первых рук, и принять факты, в том числе самые неприятные.Так, если ваша компания пережила

Умная стратегия

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная стратегия Стратегический секрет успешных преобразований – контроль затрат в сочетании с оптимизацией эффективности объемов производства, процессов и сети связей, а стремление к конкурентному превосходству видов деятельности, участвующих в цепочке создания

Умная психология

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная психология При возобновлении роста умная психология состоит в следующем: нужно поставить себя на место своих главных конкурентов (а в случае необходимости – и на место своих потребителей) и понять, как они воспримут расширение вашей доли рынка, и представить, как

Умная стратегия

Из книги Грамотные ходы. Как умные стратегия, психология и управление рисками обеспечивают успех бизнеса автора Олссон Энн-Валери

Умная стратегия Суть умной стратегии возобновления роста – поиск подлинной самобытности компании и максимальное ее использование при формировании уникального предложения ценности для потребителя – базового, дифференцированного, интегрированного или совместно

Умная еда

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Умная еда Новейшие исследования подтверждают то, что родителям давно известно: то, что ест ребенок, влияет – в лучшую или худшую сторону – на то, как он себя ведет, думает и учится. Вследствие того, что растущий мозг ребенка потребляет 60 % энергии, получаемой ребенком из

8. Белая голова Цзана и черная голова Хая

Из книги Классические тексты дзэн автора Маслов Алексей Александрович

8. Белая голова Цзана и черная голова Хая Однажды монах обратился к Мацзу с вопросом: «Не используя четырех утверждений и стремясь избежать сотни отрицаний, можете ли Вы мне прямо указать на смысл прихода Патриарха с Запада?»Мацзу ответил: «Сегодня я себя не очень

Глава 24 – НА ОТКОЛЕ ОТ БОЛЬШЕВИЗМА

Из книги Двести лет вместе (1795 - 1995). Часть вторая. В советское время автора Солженицын Александр Исаевич

Глава 24 – НА ОТКОЛЕ ОТ БОЛЬШЕВИЗМА В начале XX века, когда Европа мнила себя уже на пороге всеобщего разума, никто не мог предсказать, с какой древней силой вспыхнут именно в этом веке национальные чувства всех народов мира. И век спустя все мы поражены: нам приходится

5. Об отколе т. Максимова

Из книги автора

5. Об отколе т. Максимова Признавая, что в связи со всеми вопросами порядка дня с очевидностью обнаружилось отсутствие принципиального и тактического единства между десятью членами расширенной редакции «Пролетария», с одной стороны, и т. Максимовым, с другой стороны;

ДВОРЦЫ ИМПЕРАТОРА КАЛИГУЛЫ Сокровища плавучих дворцов, поднятых со дна озера Неми: бронзовая голова льва с причальным кольцом, голова ромуловой волчицы, голова Медузы-Горгоны

Из книги 100 великих дворцов мира автора Ионина Надежда

ДВОРЦЫ ИМПЕРАТОРА КАЛИГУЛЫ Сокровища плавучих дворцов, поднятых со дна озера Неми: бронзовая голова льва с причальным кольцом, голова ромуловой волчицы, голова Медузы-Горгоны Императорские дворцы в Риме возникли не сразу, а постепенно. Юлий Цезарь, как император и

Отколе, умная, бредешь ты голова?

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Отколе, умная, бредешь ты голова? Из басни «Лисица и Осел» (1823) И. А. Крылова (1769-1844). Слова Лисицы, обращенные к Ослу.Шутливо-иронически при неожиданной

Умная

Из книги Как жить вместе долго и счастливо автора Огнева-Сальвони Татьяна

Умная То есть, достаточно умная, чтобы не выставлять свой ум напоказ. Объясняю по научному: есть три смысловых поля, в которых общаются люди. Первое – «внешнее». Когда обсуждают то, что видят вокруг: природу, погоду, еду, архитектуру и т. д. Второе – «внутреннее»: говорят о

Отколе, умная, бредешь ты голова?
Из басни «Лисица и Осел» (1823) И. А. Крылова (1769-1844). Слова Лисицы, обращенные к Ослу.
Шутливо-иронически: при неожиданной встрече.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Отколе, умная, бредешь ты голова?" в других словарях:

    ОТКОЛЕ, нареч. (устар. и прост.). То же, что отколь. «Отколе, умная, бредешь ты, голова?» Крылов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Отколе, умная, бредешь ты, голова! (Крылов) (в обращении к ослу) …

    Слово или сочетание слов, называющее лицо (реже предмет), которому адресована речь. Обращениями служат собственные имена людей, названия лиц по степени родства, по положению в обществе, по профессии, занятию, должности, званию, по национальному… … Словарь лингвистических терминов

    ирония - 1) (от греч. eironоia притворство) особый вид идейно эстетической оценки явлений действительности, для которой характерны скрытое отрицание или насмешка, замаскированные внешней серьезностью. Рубрика: эстетические категории в литературе Род:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    антифразис - ы. I. В синтаксической стилистике: стереотипная конструкция, всегда выражающая лишь иронический смысл. Вот так удружил! Хорошенькое дело! Этого еще не хватало! II. В лексической стилистике: разновидность тропов, насмешливое употребление … Учебный словарь стилистических терминов