Государства крестоносцев на Ближнем Востоке. Главное. Духовно-рыцарские ордены. Государства крестоносцев

Крестовые походы - это военно-колонизаторские походы (1096 - 1270) до стран Ближнего Востока (Сирии, Палестины, Египта), которые осуществлялись под религиозными лозунгами борьбы христиан против "неверных" (мусульман) и освобождения "гроба Господня" и "святой земли" Палестины. Организатором походов была католическая церковь, заинтересована в колонизации новых земель, укреплении позиций папства в Европе. В то же время важным было также то, что с конца X века. в Европе происходил экономический подъем и она вела с мусульманским миром борьбу за торговые пути Средиземноморья, поскольку контроль за Палестиной значительно упростило бы торговлю европейских купцов.

В крестовых походах принимали участие крупные европейские феодалы, мелкие рыцари, купечество, крестьяне. Феодалы пытались захватить новые территории и добычу. Купеческая верхушка (преимущественно Венеции и Генуи), что понесла убытки после завоевания Ближнего Востока сельджуками, рассчитывала восстановить непосредственные торговые связи с восточным побережьем Средиземного моря, захватив Сирию и Палестину, а также вытеснить Византию с торгового рынка с Ближним Востоком. Крестьяне надеялись найти новые земли для поселения, а также добычу.

Важным был также международный фактор: на границах Византии появились турки-сельджуки, которые в 1071 г. разгромили византийскую армию при Манцикерті и захватили Антиохию, Нікею и Иерусалим, прервав паломнические пути. Византийский император Алексей Комнин в 1095 г. обратился за помощью к западным странам.

в Конце XI века. духовенство начало агитировать за походы на Восток. 1095 г. на церковном соборе в г. Клермоне Папа Урбан II призвал до 1-го крестового похода (1096-1099). Первыми весной 1096. по Рейна и Дуная двинулись к Константинополю крестьяне из Северной и Средней Франции и Западной Германии. Они прошли через Венгрию и Болгарию, совершив многочисленные погромы местного населения, и византийский император поспешил переправить их через Боспор в Малую Азию. Крестьянские отряды, плохо организованные и вооруженные, добравшись до Малой Азии, были разгромлены и почти уничтожены сельджуками под Нікеєю. Летом того же года тем же путем шли феодалы прежде всего с Юга Франции, Нормандии, Лотарингии, Фландрии и Юга Италии.

Ополчение рыцарей после объединения 1097 г. в Константинополе получило Нікею, Эдессу, Кілінію и Антиохию. 1099 г. значительно поредевших войско крестоносцев достигло Иерусалима и после ожесточенного штурма овладело городом. Крестоносцы уничтожили почти всех горожан. Мусульман, которые прятались в мечетях, убивали на месте. Ужасающие расправы сменялись религиозными церемониями, после чего резня и грабежи возобновлялись.

На захваченных землях крестоносцы создали Иерусалимское королевство, включавшее Палестину и южную часть Сирии. Королем был провозглашен герцога Готфрида Бульонского. От Иерусалимского королевства номинально зависели три вассальных государства: графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса, но на самом деле они были вполне независимы. На их границах началось строительство оборонительных крепостей. Мощные рыцарские замки и постоянная готовность с оружием в руках встретить врага давали возможность длительное время сохранять крестоносцам свои государства на Востоке. В королевстве и в княжествах крестоносцы воспроизвели феодальную систему, что царила на Западе: вся территория была разделена на рыцарские феоды. Некоторые крестьяне, пришедшие с рыцарями, получили рыцарское звание и рыцарские феоды.

Западноевропейские феодалы, стремясь получить новые владения, вынуждены были объединяться. В начале ХП века. крестоносцы создали военные организации - духовно-рыцарские ордена иоаннитов, тамплиеров и Тевтонский орден.

В 1144 г. мосульський эмир завоевал Эдессу, что послужило поводом ко 2-го крестового похода (1147-1149) под предводительством германского императора Конрада III Штауфен и французского короля Людовика VII. Византийский император пообещал помочь продовольствием и проводниками. Однако Конрад, вопреки советам двигаться побережьем Малой Азии, повел немецкие войска вглубь Анатолии и был полностью разгромлен мусульманами. После поражения он отошел к Никее, ожидая французских союзников. В марте 1148 г. остатки немецких войск а французами после многочисленных кровопролитных столкновений с мусульманами прибыли в Антиохию, где оба монархи приняли ошибочное решение захватить штурмом сирийский город Дамаск. Пятидесятитысячное войско крестоносцев начало осаду Дамаска, однако вскоре интересы Конрада и Людовика VII разошлись в вопросе о том, кому будет принадлежать захваченный город. Конфликт привел к тому, что крестоносцы допустили ряд тактических ошибок и после длительной осады вынуждены были отступить.

После получения 1187 г. египетским султаном Салах-аддіном (Саладином) Иерусалима состоялся 8-й крестовый поход (1189-1192), возглавленный французским королем Филиппом П Августом, императором Германии Фридрихом И Барбароссой и английским королем Ричардом И Львиным Сердцем. Следствием похода было завоевание крепости Акры и острова Кипр, где было основано Кипрское королевство. По соглашению с Саладином купцы и паломники из Европы получили право свободно посещать Иерусалим в течение трех лет.

В 1212 г. состоялся так называемый детский крестовый поход, в котором приняли участие юные французы и немцы. Поход закончился трагически: часть детей погибла во время шторма, а другая, достичь Александрии, была захвачена в плен и продана сарацинами в рабство.

Во время 4-го крестового похода (1202-1204) крестоносцы захватили Константинополь и основали на части территории Византийской государства Латинскую империю. Сначала планировалось осуществить военную операцию против Египта. Венеция согласилась предоставить флот за половину военной добычи. Однако в Венеции собралось втрое меньше крестоносцев, чем планировалось, у которых не хватало денег для того, чтобы оплатить расходы венецианцев. Дож Энрико Дондоло предложил захватить богатый торговый город Задрал на побережье Адриатического моря, которое было конкурентом Венеции. Несмотря на запрет папы Иннокентия III распахивать христианские города, крестоносцы захватили Задар в ноябре 1202 г. Венецианцы дальнейшем спровоцировали крестоносцев на поход в Византию. Повод был найден: византийский царевич Алексей выступил против своего дяди-императора и пообещал Папе Римскому за помощь подчинение греческой церкви Риму, а крестоносцам - щедрое вознаграждение.

В июле 1203 г. флот крестоносцев подошел к стенам Константинополя. Переговоры с императором провалились и началась осада города. Византийские войска не смогли разбить крестоносцев в открытом поле и среди жителей города начались беспорядки. Император бежал из города и власть на короткое время перешла к Алексею, который отказался выплачивать обещанную крестоносцам вознаграждение, ссылаясь на то, что императорская казна опустела. В январе 1204 г. в Константинополе произошел государственный переворот: Алексея задушили и власть перешла к враждебно настроенного к крестоносцев Алексея Дуки. 9 апреля 1204 г. крестоносцы штурмовали Константинополь и вскоре город был захвачен и подвергнуто варварскому опустошению.

На месте Византийской империи крестоносцы основали Латинскую империю. Императором был избран один из вождей похода Бодуэна Фландрского, который, однако, не имел почти никакой власти. После ударов, которые нанесли крестоносцы, Византийская империя уже никогда больше не поднялась.

На Балканском полуострове образовались четыре важнейшие "английские" государства: Латинская империя - со столицей в Константинополе, Фессалонікійське королевство, Ахейське княжество (в Пелопоннесе) и Афінсько-Фіванське герцогство. Каждое из них делилось на несколько графств и сеньйорій. Большие территориальные владения приобрела Венеция. Латинская империя существовала до 1261 г., когда никейский император Михаил VIII Палеолог восстановил Византию и изгнал западных правителей. Ахейське княжество прекратило существование в 1432 г., а Афинское герцогство захватили османы в 1456 г.

5-й крестовый поход (1217-1221) сначала был направлен против Сирии, но затем крестоносцы двинулись против Египта, султан которого владел Палестиной. Однако внутренние раздоры и неумелое командование впоследствии привело к военным неудачам, которые заставили крестоносцев уйти из Египта.

1228 г. начался 6-й крестовый поход (1228-1229), который папа Григорий IX запретил, потому что его возглавлял император Фридрих II, который вел борьбу с папством и был отлучен от церкви. Действуя более дипломатическим путем, чем оружием, используя борьбу между дамасским эмиром и египетским султаном за Сирию, Фридрих П добился того, что египетский султан отдал ему Иерусалим и ряд других городов в Палестине. Но среди крестоносцев вспыхнули бесконечные распри и вооруженные конфликты, поэтому мусульмане снова завладели Иерусалимом и на этот раз окончательно.

7-й крестовый поход (1248-1254), во главе которого стоял французский король Людовик IX, был направлен против Египта.

15 тыс. рыцарей одержали в 1249 г. Дамиетту и впоследствии нанесли поражение египетским войскам близ Аль-Маясура. Однако враг захватил французские корабли и в лагере крестоносцев начались голод и болезни. Вскоре сарацины окружили французов и король, который попал в плен, вынужден был подписать десятилетнее перемирие с султаном и вернуть Дамиетту.

Людовик IX возглавлял и 8-й - последний - крестовый поход (1270). Участвовать в нем было мало желающих, поэтому королеве приходилось нанимать рыцарей за деньги. Крестоносцы двинулись против тунисского султана. В Тунисе началась эпидемия чумы, от которой часть крестоносцев погибла, в том числе и сам Людовик IX. Те, кто остались в живых, вернулись обратно.

Папы призвали христианских государей до новых крестовых походов, собирали на это средства, однако ни один поход больше не состоялся.

Без поддержки Запада колонии крестоносцев на Востоке удерживаться своими силами не могли. Египетские султаны отвоевывали у них один город за другим.

Крестоносцы закрепились только в Кипрском королевстве. Главный порт Кипра - Фа магу ста - некоторое время был очень важным торговым пунктом восточной части Средиземного моря. Король Кипра имел титул короля Иерусалимского. В XV ст. остров был присоединен к владениям Венеции.

Прекращение крестовых походов стало результатом социально-экономических и политических изменений, произошедших в Западной Европе в XII-XIII вв. Развитие товарно-денежных отношений, бурный рост городов, переход в связи с этим денежной ренты создали для значительной части господствующего класса новые источники доходов в самой Европе. Купечество потеряло интерес к походам после установления прямых торговых отношений с мусульманскими странами.

Крестовые походы оказали значительное влияние на экономическое и культурное развитие феодальной Европы положили конец торговому господству византийцев и арабов в восточной части Средиземного моря. В результате походов Западная Европа ознакомилась с техникой и культурой Востока, позаимствовала новые сельскохозяйственные культуры - гречиху, рис, кунжут, абрикосы, арбузы, лимоны, фисташки, специи, начала употреблять тростниковый сахар. Текстильная промышленность Запада во многом зависела от товаров, которые привозились с Востока: шелка, хлопка, природных красителей и др.

Были заимствованы некоторые предметы вооружения, например арбалет, а также труба и барабан. В Европе распространились и некоторые восточные обычаи: мытье рук перед едой, ношение бороды, купание в горячих банях, обычай носить гербы на щитах. Крестовые походы оказали немалое влияние и на образ жизни и потребности господствующего класса. Рыцари, побывавшие на Востоке, уже не довольствовались грубым домотканым одеждой, неуютными замками. В них усилилось влечение к красивой одежды, дорогого оружия, изысканных блюд и др.

в то же Время если крестовые походы оказали определенное влияние на культуру Западной Европы, познакомив европейцев с более высокой культурой Востока, то восточным странам они нанесли лишь немало бед.

В XII-XIII вв. состоялись крестовые походы - захватнические войны немецких феодалов против славян и народов Прибалтики.

Крестовыми походами назывались также походы феодалов и папства против еретиков в XIII-XV вв. (Альбигойские войны, Гуситские войны, восстание Дольчіно).

Основание государств крестоносцев

После взятия Иерусалима крестоносцы образовывают на захваченных территориях свои государства. Первое государство было основано 22 июня 1099 года. Во главе Иерусалимского королевства поставили герцога Готфрида Бульонского. Он не принял титул короля, став «защитником Гроба Господня». В этом акте проявилась основная идея крестовых походов : освобождение из рук неверных Священной Земли. После победы над мусульманами дворяне оттеснили мысль о великой миссии и основали феодальные государства.

Всего было образовано четыре государства крестоносцев на Ближнем Востоке:

  1. Эдесское графство;
  2. Иерусалимское королевство;
  3. Княжество Антиохия;
  4. Графство Триполи.

Европейские освободителя поступили как истинные завоеватели. Их порядки притесняли местных жителей. Вслед за открытыми грабежами после вхождения в населённые пункты, начались гонения на мусульман и на восточных христиан. Католическая церковь с большой нетерпимостью относилась к иноверцам. Мусульмане массово истреблялись, оставшиеся в живых бежали. Не успевших покинуть обжитые места продавали в рабство. Рабов было так много, что цена одного раба была в три дешевле лошади.

Замечание 1

Христиане региона, которые могли при сельджуках беспрепятственно проводить богослужения и обряды, теперь такой возможности не имели. Только европейские (католические) правила проявления веры в Христа разрешались и поддерживались.

Графство Эдесское

Основано в 1098 году, просуществовало до 1146 года. Хотя крестоносцы шли воевать с мусульманами, первое их государство возникло в результате убийства правителя христианского королевства. Внутренние распри заставили властителя Тороса Эдесского искать защиты у Балдуина Фландрского. Войдя в столицу, Балдуин казнил армянского князя – главу государства и захватил власть. Погибло Эдесское графство от воинов Нур ад-Дин Махмуда, сельджукского атабека.

Княжество Антиохия

Следующее по хронологии возникновения государство крестоносцев – Антиохия – появилось в 1098 году. Просуществовало до 1268 года. Распологалось оно на месте современной Сирии. Основатель – Боэмунд I Тарентский. Завоевать Антиохию европейцам быстро не удалось.

Длительная осада (8 месяцев) проходила совместно с наступлением голода и болезней. Правители княжества отличалась агрессивной политикой по отношению к соседям. Одно время Боэмунд I отвоевал у Византии Тартус и Латакию. По Девольскому миру 1108 года Антиохия стала вассалом Константинополя (до 1180 года). Сломить крестоносцев княжества смог Бебарс, мавлюкский султан. После его завоевательного похода Антиохия перестала существовать.

Иерусалимское королевство

Королевство основано в 1099 году как центр христианского мира на Востоке. Реально другие государство были независимы, обладая широкими правами автономии. Год падения королевства 1291. В Иерусалиме была резиденция латинского патриарха. Крупные торговые города Италии, такие как Генуя, Пиза и Венеция, обладали правом монопольной торговли в королевстве. Местное население от сельского хозяйства перешло на торговлю. В королевстве европейские дворяне установили феодальные порядки. Король не обладал неограниченной властью, его права ограничивала «высокая палата» из крупных феодалов.

Замечание 2

В 1187 году султан Саладин захватил Иерусалим. Начинается изгнание крестоносцев. В 1244 году хорезмийское войско ворвалось в город и разрушило его. В 1291 году Акру захватили мамлюки. Малочисленнее христиане перебрались на Кипр.

Графство Триполи

Четвёртое государство крестоносцев появилось в 1105 году на месте современного Ливана. Основатель – Раймунд Тулузский. Просуществовало до 1289 года. Свои планы на захват земель граф не скрывал. Он получил поддержку византийского монарха, и, опираясь на неё, создал собственное государство. Погибло графство от войск Килауна ал-Алфи, египетского султана.

22 июля 1099 года крестоносцами создано Иерусалимское королевство, первым главой государства («защитником Гроба Господня») избран герцог Бульонский.

Главной целью крестовых походов на Ближний Восток была защита Гроба Господня, однако крестоносцы очень быстро забыли о своей миссии. Захватив Иерусалим, они основали ряд феодальных государств, которые просуществовали там практически два столетия.

Защита или экспансия?

В ходе Первого крестового похода на территории Ближнего Востока одно за другим возникли 4 государства – Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохии и графство Триполи.
Установление европейскими переселенцами новых порядков сопровождалось массовыми притеснениями местного населения. Несмотря на все заверения в мирных намерениях, крестоносцы не смогли устоять от соблазна разграбления богатых ближневосточных городов. Арабский хронист Ибн аль-Каланиси так описывает действия Раймунда Тулузского, приведшего свое войско к прибрежной крепости Джебейль (в античности – Библос):

«Они напали на нее, осадили и вошли внутрь, даровав горожанам жизнь. Но как только город оказался в их власти, они поступили коварно, и, не сдержав обещания защищать город, которое дали раньше, начали притеснять население, захватывать имущество и сокровища, наносить обиды и чинить расправы».

Западные завоеватели притесняли не только мусульман, но и местных христиан. Если при владычестве сельджуков христианское население региона могло беспрепятственно отправлять свои религиозные обряды, то теперь оно столкнулось с нетерпимостью католической церкви.

Значительная часть арабского населения была истреблена, а оставшиеся в живых вынуждены были покинуть обжитые места. Тех, кто не успел убежать – продавали в рабство. На рабовладельческом рынке стоимость одного раба равнялась одному безанту, что было в три раза дешевле чем давали за лошадь.

Графство Эдесское

Первым и самым большим государством крестоносцев на Востоке было графство Эдесское. Оно просуществовало с 1098 по 1146 год. Из-за отсутствия выхода к морю графство было наименее заселенным. Количество жителей города Эдесса не превышало 10 000 человек, на остальной же территории государства за исключением крепостей поселений практически не было.
Накануне прихода крестоносцев Эдесское княжество переживало непростые времена, являясь объектом раздора между правителями Алеппо, Антиохии, Самосаты и Хисн Кайфы. Не имевшее сильной армии княжество нуждалось в надежном защитнике. Именно в лице Балдуина Фландрского армянское население Эдессы увидело будущего покровителя княжества.

Под давлением совета армянских ишханов правитель княжества Торос Эдесский усыновляет рыцаря, чтобы разделить с ним власть и обеспечить безопасность земель. Однако скоро ему пришлось пожалеть о своем выборе.
Властолюбивый Балдуин при поддержке все тех же ишханов устроил в княжестве переворот, а закрепившемуся в цитадели Торосу, поклявшись на святых реликвиях, пообещал беспрепятственный уход в Мелитену. Обещания крестоносца ничего не стоили, и доверившийся ему армянский князь был казнен.
За свою короткую историю графство Эдесское пережило множество событий, в числе которых внутренние распри, сложные взаимоотношения с Византией и соседними арабскими государствами. В конечном итоге ослабленное графство пало под натиском войск сельджукского атабека Нур ад-Дин Махмуда.

Княжество Антиохии

Княжество Антиохии располагалось на северо-восточном побережье Средиземного моря (сегодня территория Сирии). К XIII веку население княжества достигало 30 000 тыс. человек, в которое преимущественно входили православные греки и армяне, за пределами города было немного мусульманских общин. Среди европейцев обосновавшихся в Антиохии большей частью были выходцы из Нормандии и Италии.
Завоевание Антиохии далось крестоносцам потом и кровью. Как писал своей жене один из воинов: «в течение всей зимы страдали ради нашего Господа Христа от непомерного мороза и страшных ливней». Затем в лагерь крестоносцев пришли болезни и голод. Воинам приходилось поедать лошадей и даже, по некоторым сведениям, умерших товарищей. Только спустя 8 месяцев осады, благодаря хитрости городские ворота для завоевателей были открыты.
Новые правители Антиохии вели достаточно агрессивную политику по присоединению к княжеству сопредельных территорий. Так на какое-то время Боэмунду I удалось захватить византийские города Тарсус и Латакию. Однако, дальнейшая экспансия в византийские земли закончилась для крестоносцев поражением и унизительным Девольским договором (1108), по которому княжество Антиохии признало себя вассалом Византии.

Сюзеренитет Византии над Антиохией длился до 1180 года. Но после смерти византийского императора Мануила I Комнина союз, защищавший антиохийские земли от мусульман распался. Впрочем, благодаря итальянскому флоту Антиохия какое-то время оберегала свои земли и даже отразила нападение Саладина. Однако в 1268 году крестоносцы не смогли ничего противопоставить войскам мамлюкского султана Бейбарса.

Иерусалимское королевство

История Иерусалимского королевства берет свое начало после взятия крестоносцами Священного города – в 1099 году. Формально Иерусалимскому королевству подчинялись и другие государства крестоносцев на Востоке, но на деле они имели достаточную степень автономии.
Тем не менее, Иерусалим стал центром Западной цивилизации на Ближнем Востоке. С Арьергардным крестовым походом в Иерусалиме появился латинский патриарх, а итальянские города-государства Пиза, Венеция и Генуя обозначили там свою монополию на торговлю.
В частности, присутствие итальянских купцов, а также малоплодородные земли Палестины в корне изменили экономику региона – акценты с сельского хозяйства переместились в сторону торговли.
Европейские феодалы очень быстро установили свои порядки в королевстве. Местные законы – «иерусалимские ассизы», в частности, резко ограничивали в правах короля. Без «высокой палаты» – собрания крупных феодалов – король не мог принять ни одного закона. Более того, в случае нарушения прав какого-либо феодала «высокая палата» вполне могла «отказать королю в службе».
Захват Иерусалима султаном Саладином в 1187 году стал переломной точкой в истории королевства. Ни Третий крестовый поход, ни разногласия между мусульманскими правителями города не смогли вернуть утраченные позиции европейцев. Когда в 1244 году Иерусалим пал перед наступлением хорезмийских войск это стало концом христианского владычества на Ближнем Востоке.

Графство Триполи

Последним восточным государством крестоносцев стало графство Триполи, которое просуществовало с 1105 по 1289 год (располагалось на территории современного Ливана). Его основателем стал граф Тулузский Раймунд. Он и не скрывал, что едет в Святую землю чтобы получить там собственное владение.
Как расчетливый политик Раймунд заручился поддержкой Византии, благодаря которой получал всяческую помощь – продовольствие, строительный материал, золото, рабочих. Все это заметно поддерживало рвение провансальцев в создании своего государства.
Конец существованию графства Триполи в 1289 году положил египетский султан Килаун ал-Алфи.

Вконтакте

В конечном итоге эти земли были завоеваны мусульманами.

Целью крестового похода была провозглашена борьба с неверными за освобождение из-под их власти Гроба Господня в Иерусалиме, а первой жертвой крестоносцев стал правитель христианской Эдессы Торос, со свержением и убийством которого было образовано графства Эдесского - первое государства крестоносцев на Ближнем Востоке

Левант

Греция

Во время 4-го крестового похода Византийская империя была частично завоевана крестоносцами, которые основали на ее территории четыре государства.

  • Латинская империя
  • Королевство Фессалоники
  • Герцогство Афинское
  • Княжество Ахейское
  • Сеньория Негропонта

Кроме того на островах Эгейского моря венецианцы основали герцогство Архипелага (или герцогство Наксос).

Эти государства столкнулись с атаками греческих государств - приемников Византии.

Фессалоники и Латинская империя были отвоёваны греками в 1261 г.

Наследники крестоносцев продолжали править в Афинах и на Пелопоннесе, пока эти земли не были захвачены в XV в.

Средиземное море

Духовно-рыцарский орден госпитальеров обосновался в 1310 г. на острове Родос, и нескольких других островах Эгейского архипелага, в 1522 г. был изгнан турками-османами на Мальту.

Пруссия

Однако самое долговечное государство крестоносцам удалось создать не в Палестине, а в Восточной Европе.

В 1217 г. Папа Римский Гонорий III объявил поход против язычников-пруссов, а в 1225 г. польский князь Конрад Мазовецкий сам пригласил рыцарей Тевтонского ордена для того, чтобы они помогли ему в борьбе с неспокойными соседями.

В течение XIII в. орден захватил не только земли пруссов, но и часть земель недавних союзников-поляков.

На этой территории было создано теократическое католическое государство со столицей сначала в Мариенбурге (ныне Мальборк в Польше), позднее - в Кёнигсберге (ныне - Калининград в России).

В XV в. начался упадок ордена. В 1410 г. он потерпел поражение от объединённого польско-литовского войска (в состав которого входили и русские дружины из входивших в состав Великого княжества Литовского западно-русских земель).

Государства крестоносцев на Востоке. В 1096 г. четыре больших рыцарских ополчения отправились из Европы в Палестину. Их призывал к этому Папа римский. Он просил рыцарей вернуть из рук мусульман Гроб Господень, который, как известно, находится в Иерусалиме. Сам город был в это время захвачен турками-сельджуками.

Три долгих года продолжался поход. Ценой нескольких битв и сражений, многих жизней, жертв, лишений Иерусалим был отвоеван. Вслед за этим крестоносцы подчинили себе еще ряд городов, крепостей, территорий. В результате в руках рыцарей-паломников оказалось все сиро-палестинское побережье, а на северо-востоке их земли простирались далеко за Евфрат. Там крестоносцы создали свои государства: графства Эдесское и Триполийское, Антиохийское княжество и Иерусалимское королевство. На границах христианских владений было возведено множество мощных замков, в том числе знаменитый Крак. Их стены и башни грозно высились среди скал и песков. Дозорные день и ночь пристально всматривались в горизонт: не покажется ли вдали отряд врагов-мусульман.

Откуда нам известна история государств, созданных крестоносцами. Об истории христианских государств на Востоке, мы можем узнать из разных источников. До нашего времени дошли их законы, из которых наиболее интересны так называемые "Иерусалимские ассизы". История этих государств описана современниками, как христианами, так и мусульманами. Особенно много сведений можно почерпнуть из летописей архиепископа города Тира, Гийома, рассказавшего о том, как обстояли дела в Святой Земле до середины 80-х годов XII в., и иерусалимского казначея Бернарда, подробно описавшего более поздние события.

Духовно-рыцарские ордены. Чтобы защищать свои новые владения и расширять их, христиане создали специальные организации - духовно-рыцарские ордены. Два из них стали главными: орден тамплиеров (или храмовников) и орден госпитальеров. Ордены состояли из людей, которые одновременно были и воинами-рыцарями, и монахами. Они всегда были готовы прервать молитву и взяться за меч, чтобы отразить опасность со стороны иноверцев. Во главе ордена стоял великий магистр, которому беспрекословно подчинялись все остальные. Орденские рыцари были многочисленны, прекрасно вооружены, обучены, подчинялись строжайшей дисциплине. Это сделало ордены тамплиеров и госпитальеров главной военной силой христиан на Востоке.

Раздоры христианских князей на Востоке. Все христианские княжества Сирии и Палестины на словах подчинялись Иерусалимскому королю. Однако на деле он не имел преимуществ перед князьями. Если планы христианских князей расходились, они начинали междоусобную войну. А в качестве союзников призывали на помощь соседних мусульман.

Поединок христианского рыцаря
с мусульманским воином

В таких условиях по-настоящему укрепиться в Сирии и Палестине было трудно. Поэтому в 40-х гг. XII в. успехам крестоносцев пришел конец. Эмир Имад ад-Дин Зенги, который правил в городе Мосуле (на территории современного северного Ирака), сумел распространить свою власть на несколько сельджукских княжеств в Месопотамии и Сирии, а потом начал наступление на христианские земли. В декабре 1144 г. он захватил и разрушил столицу Эдесского графства. И хотя сельджукам не удалось совсем выбить христиан из Сирии и Палестины, падение Эдессы стало грозным сигналом для крестоносцев. Оно ясно показало, что мусульмане начали объединяться для борьбы с ними и что самим крестоносцам пора прекратить раздоры, соединить силы, чтобы вместе отстоять свои владения и святыни.

Но урок впрок не пошел. Соперничество князей приобретало все больший и больший размах.

Читайте также другие темы части VIII "Ближний и Дальний Восток: сражения и завоевания" раздела "Западная Европа и Восток в средние века":

  • 36. Ключ к Иерусалиму: борьба крестоносцев за Антиохию
    • Захват сельджуками Иерусалима. Римский папа Урбан II готовит крестовый поход
    • Поход крестоносцев до Антиохии. Осада и захват Антиохии крестоносцами
    • Осада Антиохии Кербогой. Бегство рыцарей. Находка святого копья
  • 37. Битва при Хаттине и крушение Иерусалимского королевства
    • Духовно-рыцарские ордены. Государства крестоносцев