Изучаем правила игры в нарды. Длинные нарды онлайн

Нарды - настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделенной на две половины.

Смысл игры

Бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Доска для нард

Игровое поле (доска) имеет прямоугольную форму. На доске находится 24 пункта - по 12 с каждой из двух противоположных сторон. Пункт обычно представляет собой узкий вытянутый равнобедренный треугольник, основание которого лежит на стороне, а высота может достигать половины высоты доски. Пункты нумеруются от 1 до 24. Нумерация для каждого игрока своя. Для удобства пункты могут быть раскрашены в два цвета - чётные в один, нечётные в другой.Шесть пунктов подряд в одном из углов доски называются домом игрока. Расположение дома зависит от правил.С боков доски могут быть выделены участки, предназначенные для выставления шашек за доску. Если в конструкции доски их не предусмотрено, игроки выставляют шашки на стол сбоку от доски (рядом с домом).Доска разделяется посредине вертикальной полосой, называемой бар. В тех вариантах нард, где можно бить шашки противника, сбитые шашки выставляются на бар.Каждый игрок имеет набор шашек - 15 штук одного цвета (в некоторых вариантах игры используется меньше шашек).Имеется как минимум одна пара игральных костей (зар). В наборе может быть две пары костей - у каждого игрока своя, а также специальные стаканчики для перемешивания костей. В игре на ставку также может применяться так называемый «куб удвоения» дополнительный кубик для удобства учёта повышения ставок - на его гранях нанесены числа 2, 4, 8, 16, 32, 64.

Правила игры

Существует множество разновидностей игры в нарды, отличающиеся правилами ходов, ставок, начальным положением и другими деталями. Однако основных разновидностей игры три - длинные, шесть-один и короткие нарды. Общими для всех вариантов являются следующие правила:
  • Игроки ходят по очереди.
  • Направление перемещения шашек отличается в разных вариантах игры. Но в любом случае шашки движутся по кругу и для каждого игрока направление их движения фиксировано.
  • Право первого хода разыгрывается броском костей - каждый из игроков бросает одну кость, первым ходит тот, у кого выпало больше очков. В случае одинакового количества очков бросок повторяется.- Перед каждым ходом игрок бросает две кости (называемые: зары). Выпавшие очки определяют возможные ходы. Кости бросаются на доску, они должны упасть на свободное место доски, содной стороны от бара. Если хотя бы одна из костей вылетела за доску, кости оказались в разных половинах доски, кость попала на шашку или встала неровно (прислонилась к шашке или краю доски), бросок считается недействительным и должен быть повторён.
  • За один ход делается от одного до четырёх передвижений шашки. В каждом из них игрок может передвинуть любую свою шашку на такое количество пунктов, которое выпало на одной из костей. Например, если выпало 2 и 4 очка, игрок может за этот ход передвинуть одну (любую) из шашек на 2 пункта, другую - на 4 пункта, либо передвинуть одну шашку сначала на 2, затем - на 4 пункта (или, наоборот, сначала на 4 потом на 2). Если на обеих костях выпадает одинаковое число очков (дубль), то выпавшие очки удваиваются, и игрок получает возможность сделать 4 перемещения. Каждое перемещение шашки должно делаться на полное количество очков, выпавшее на кости (если выпало 4 очка, то пойти шашкой на 1, 2 или 3 пункта нельзя - можно только на полные 4).
  • В варианте игры «бешеный гюльбар» при выпадении дубля игрок делает все ходы от выпавшего дубля до дубля шести (например, при выпадении дубля «четыре-четыре» игрок перемещает одну шашку на 4 пункта, затем другую на 4 пункта, затем ещё одну на 5, ещё одну на 5, одну на 6 пунктов и ещё одну на 6 пунктов). Если у игрока нет возможности сделать какой-либо из этих ходов, то недоигранные ходы должен сделать соперник.
  • В каждом варианте правил есть некоторые запрещённые перемещения шашек. Игрок не может выбирать ходы, которые требуют таких перемещений. Если разрешённых перемещений для выпавшей комбинации очков нет, игрок пропускает ход. Но если возможность сделать хотя бы один ход есть, игрок не может отказаться от неё, даже если данный ход ему невыгоден.
  • Если использовать очки одной из костей невозможно, они теряются. Если есть два варианта хода, один из которых использует очки только одной кости, а другой - обеих, то игрок обязан делать ход, использующий очки обеих костей. Если можно передвинуть только одну из двух шашек (то есть ход одной шашки исключает возможность хода другой), игрок обязан сделать ход на большее количество пунктов. В случае выпадения дубля игрок обязан использовать максимально возможное количество очков.
  • Когда все шашки игрока в процессе движения по доске попадают в свой дом, следующими ходами игрок может начать выставлять их за доску. Шашка может быть выставлена за доску, когда номер пункта, на котором она стоит, равен числу очков, выпавших на одной из костей (то есть шашку, стоящую на крайнем пункте, можно выставлять, если выпала единица, на втором от края - если выпала двойка). Если все шашки в доме находятся ближе к краю доски, чем выпавшее число очков, то может выставляться за доску шашка из пункта с наибольшим номером.
  • Начальное расположение шашек определяется правилами.- Ничьих в нардах не бывает. Выигрывает тот, кто первым выставил все свои шашки за борт.
  • Победитель получает за выигрыш от одного до трех очков. Правила начисления очков за выигрыш в разных вариантах нард могут отличаться.
  • Доска для нард похожа на шахматную, только действие происходит с внутренней стороны, а не с внешней, как в шахматах. Поле разделено на 24 лунки, по 12 с каждой из сторон поля. Используется 30 шашек, по 15 штук разного цвета у каждого из двоих играющих, два зара. Зары - обычные игральные кости (кубики).

    Расстановка фишек, начало и цель

    Нарды длинные. Каждый игрок устанавливает все свои шашки в первую лунку правого верхнего от себя угла доски. Правая её часть называется двор белых, левая – двор черных. Первым ходит тот, чей зар покажет больше очков при броске. Вторую игру начинает победитель. Цель игры – перевести все свои шашки против часовой стрелки на последнюю четверть доски, «дом» (если для своих фишек считать первой ту, где они стоят) и затем выбросить их. Для совершения хода бросают оба кубика. Если хоть один из них упал на ребро доски или вылетел за её пределы, бросок повторяют. Количество выпавших очков определяет число лунок, на которое можно двигать одну или две фишки (какие именно, решает сам игрок).

    Движение шашек в длинных нардах

    В первый ход одну шашку двигают на то количество лунок, которое покажут зары. За один раз с «головы» (лунка, в которую их ставят в начале) можно брать только одну фишку. Исключение делается в том случае, если на кубиках выпало одинаковое число («куш», допускается четыре хода), тогда можно снять две фишки. Например, если выпали «двойки», есть такие варианты:

    Снять с «головы» одну фишку и сходить ею четыре раза по две лунки;

    Снять две, и сходить обеими два раза по две;

    Снять две, одной - один ход на два деления, второй три хода по два деления.

    Когда на поле все шашки, при «кушах» ходят четыре раза, какими фишками и как, решаете сами. Запрещено ставить шашку в ту лунку, где уже стоит чужая, на «голову» своей ставить можно. Если, например, в первый ход выпали «куши» шестерки, единственный вариант – снять две шашки и переставить их в седьмую лунку, следующий ход попадает на «голову» чужих фишек.

    Игроку нужно не только как можно быстрее передвинуть свои фишки на последнее поле, но при этом еще и мешать двигаться сопернику, занимая как можно большее количество лунок. Тогда противник будет терять ходы и у него будет меньше вариантов передвижения. Если после броска некуда ходить из-за того, что все возможные для хода деления заняты чужими шашками, пропускают кон. Отказываться от хода, даже если он не выгоден, нельзя.

    Выбрасывание фишек, конец игры

    Начинать выбрасывать шашки можно только тогда, когда все они будут в «доме». Скидывают их по количеству выпавших очков: выпало 6 и 4, удаляются шашки с шестой и четвертой от конца поля, лунки. Если в гнездах, номер которых выпал, нет фишек, делается ход на это число (выпал 1 и 2, когда все стоят на шестой лунке – делается ход на 1 и 2 деления; 6 и 5 когда все уже на первом поле - просто выбрасываются две).

    Ничьих не бывает, победит тот, кто первым сбросит все шашки. Ваш бросок!

    Новичок, пытающийся понять правила игры в нарды, часто не осознает, что у этой игры есть две разновидности: длинные и короткие нарды. Но начинающему игроку будет сложно изучать правила игры в нарды сразу на примере обеих игр, потому что игрок станет путать правила одной игры с правилами другой. Поэтому лучше сначала научиться играть в одну игру, а потом уже переходить к изучению другой. И для новичка проще начать с игры в длинные нарды, потому что эта игра немного легче для понимания, чем игра в короткие нарды.

    Чтобы начать играть в длинные нарды, нужно правильно расставить шашки. Каждый игрок расставляет по пятнадцать шашек. Тот игрок, который играет белыми шашками, помещает свои шашки в лунку номер двадцать четыре. Она должна находиться в правом верхнем углу доски от игрока. Игрок, играющий черными шашками, помещает их в лунку номер двенадцать. По отношению ко второму игроку, лунка номер двенадцать расположена тоже в правом верхнем углу доски.

    Затем игроки по очереди бросают игральные кости и перемещают свои шашки по лункам доски против часовой стрелки. Смысл игры в длинные нарды для игрока белыми шашками заключается в том, чтобы привести все свои шашки в поле с диапазоном лунок один-шесть, а потом снять их с доски. А для игрока черными шашками смысл игры в том, чтобы проделать то же самое, но его шашки должны очутиться в диапазоне лунок с номерами тринадцать-восемнадцать перед тем, как будут сняты с доски.

    В первый ход разрешается походить двумя шашками из начальной лунки, но и то при условии полного отсутствия возможности хода второй раз одной шашкой. Такой случай бывает нечасто. При всех последующих ходах можно из начальной лунки за ход использовать только одну шашку, а второй ход делать ею же или какой-нибудь другой шашкой. При переходе по кругу от начальной лунки до конечного диапазона лунок можно размещать шашки в лунках, в которых уже находятся свои шашки, но нельзя помещать их туда, где стоят шашки или шашка противника.

    При отсутствии возможных вариантов игрок пропускает ход. Когда шашки перешли в конечный диапазон лунок, нужно снимать их с доски. То есть бросать кубики и убирать шашки с такими номерами лунок. Если в лунках с этими номерами шашек нет, можно переводить их на выпавшее количество лунок вперед. Если перевести некуда, то снимаются с доски шашки из лунок с меньшими порядковыми значениями. Выигрывает игрок, первый снявший все свои шашки с игровой доски. Инструкция "нарды правила игры для начинающих" пригодится всем желающим освоить эту интересную игру.

    Часть 1

    Подготовка к игре

      Ознакомьтесь с игровой доской. В нарды играют на специальной доске, состоящей из 24 узких треугольников, также называемых пунктами. Треугольники чередуются по цвету и сгруппированы в четыре квадранта (четверти) по 6 треугольников каждый. Квадранты делятся на 4 вида: дом игрока, двор игрока, дом противника и двор противника. На пересечении квадрантов, посередине доски находится бар.

      • Игроки садятся по противоположные стороны доски лицом друг к другу. Дом каждого игрока расположен в ближнем к нему правом квадранте. Дома находятся друг напротив друга, так же как и дворы, расположенные в левом квадранте.
      • Игрок перемещает свои шашки от дома противника против часовой стрелки так, что траектория их движения напоминает подкову.
      • Треугольники пронумерованы от 1 до 24 (для каждого игрока своя нумерация), причем пункт с номером 24 расположен дальше всего, а пункт под номером 1 находится в ближнем правом углу дома. Игроки перемещают свои шашки из противоположных концов доски, так что пункт 1 одного игрока для его противника имеет номер 24, пункт 2 – номер 23, и так далее.
    1. Помните, в любой момент игры можно удвоить ставку. В нардах не победитель выигрывает очки, а проигравший теряет их. Так что если вы выиграли, то противник проиграет по номинальному, двойному или тройному значению, в зависимости от ставок на кубике удвоения. Этот кубик – не кость, а просто отметка. В начале игры он кладется вверх гранью с единицей, но в ходе игры можно удвоить ставку: это делается в начале своего хода перед тем, как бросить кости.

      • Если вы предлагаете удвоение и противник его принимает, кубик поворачивается новым числом вверх и помещается во двор противника. Теперь только он сможет предложить удвоение на одном из своих последующих ходов.
      • Если противник не принимает удвоение, то он проигрывает игру по начальной ставке на кубике.
      • Можно удваивать ставку, переудваивать ее и так далее, но обычно удвоение происходит не более трех или четырех раз за игру.
    2. Старайтесь доминировать на доске. Прежде, чем двигать шашки в дом, постарайтесь занять как можно больше пунктов двумя шашками, не нагромождайте по 5-6 шашек в нескольких пунктах. Это не только даст вам больше вариантов при передвижении на открытые пункты, но и затруднит передвижение шашек противника, уменьшив для них количество открытых пунктов.

    Часть 3

    Взятие шашек и их повторный ввод в игру
    1. Побейте блот, и шашка противника отправится на бар. Если вы бьете блот , то есть ставите свою шашку на пункт, занятый лишь одной шашкой противника, его шашка отправляется на бар. Старайтесь по возможности бить блоты, особенно если это помогает вам передвигать собственные шашки ближе к дому. Этим вы также сильно замедляете продвижение шашек противника.

      • Если шашка игрока находится на баре, он не имеет права двигать другие шашки, пока не выведет ее с бара в дом противника.
    2. Вводите побитые шашки обратно в игру. Если противник побил ваш блот, то ваша шашка ставится на бар. Теперь ваша задача – вернуть эту шашку обратно на поле, в дом противника. Для этого вы бросаете кости, и если у вас выпал номер, соответствующий открытому пункту в доме противника, вы ставите свою шашку на этот пункт. Если пункты с выпавшими номерами закрыты, вы пропускаете ход и повторяете попытку на следующем своем ходу.

      • Например, если вы выбросили 2, то можете вывести шашку на 23 пункт в доме противника, если, конечно, он открыт, поскольку в этом случае шашка с бара ходит на два пункта.
      • При выводе с бара нельзя суммировать два выпавших числа. К примеру, если у вас выпало 6-2, вы не можете походить одной шашкой на 8 пунктов. В этом случае вы можете вывести свою шашку на шестой либо второй пункт, если они свободны.
    3. Выведя все свои шашки с бара, вы можете продолжить ходить другими шашками. После того, как на баре не осталось ваших шашек, вы вновь можете ходить шашками на доске. Если вы вывели с бара последнюю шашку, и при этом у вас осталось неиспользованным второе выпавшее число, вы можете походить другой шашкой на доске на соответствующее ему количество пунктов.

      • Если у вас на баре две шашки, то необходимо ввести в игру обе. Если после броска костей вы смогли ввести только одну, второй ход теряется, и вы пытаетесь ввести оставшуюся на баре шашку на следующем ходу.
      • Если у вас на баре более двух шашек, то все остальные вы сможете двигать только после того, как выведете все свои шашки с бара.

    Часть 4

    Выбрасывание шашек из игры
    1. Понимайте условия, необходимые для выигрыша. Чтобы выиграть партию, нужно раньше противника вывести все свои шашки с доски, то есть выбросить их из игры. Для этого вы бросаете обе кости, после чего убираете соответствующие шашки с доски. Выпавшие номера должны равняться или превышать количество пунктов, необходимое для того, чтобы выбрасываемые шашки оказались за пределами доски.

      • Например, если у вас выпало 6-2, вы можете выбросить шашки, стоящие на пунктах 6 и 2. Однако если у вас нет шашки на пункте 6, вы можете выбросить шашку с пункта с меньшим номером, например, пункта 5 или 4.
    2. Сначала передвиньте все свои шашки в дом. Выбрасывать шашки из игры можно только после того, как все ваши шашки окажутся в вашем доме. Надо благополучно перевести все свои шашки на пункты 1-6. На этих пунктах шашки могут быть расположены как угодно. Но не забывайте, что и в доме ваши шашки по-прежнему уязвимы.

      • Если у противника на баре шашка, он может вывести ее на блот в вашем доме, если он у вас есть, и вам придется вновь вводить побитую шашку в игру и возвращать ее из дома противника, а пока она не достигнет вашего дома вы не имеете права выбрасывать из игры другие шашки. Старайтесь обеспечивать безопасность своих шашек как можно дольше.
    3. Начните выбрасывать шашки из игры. При этом вы выбрасываете шашки с пункта, соответствующего числу, выпавшему на кости. Например, если у вас выпало 4-1, и у вас по шашке на 4 и 1 пунктах, то вы можете их выкинуть. Если выпал дубль 6-6, и у вас 4 шашки на 6 пункте, то выкинуть можно все 4.

      • Если вам надо бросать кости и при этом вы не можете выбросить какую-либо шашку, двигайте одну из шашек. Например, если у вас осталось 2 шашки на пунктах 6 и 5 и выпало 2-1, передвиньте шашку с пункта 6 на пункт 4 и с пункта 5 тоже на 4.
      • Можно использовать большее значение на кости, чтобы выкинуть из игры шашку с меньшего пункта. Если выпало 5-4, а у вас осталось только несколько шашек на пунктах 2 и 3, то можно выкинуть две из них.
      • Вы должны сначала использовать кость с меньшим значением, даже если это означает, что вы не сможете полностью использовать выпавшие числа. Например, если у вас шашка на пункте 5 и выпадает 5-1, то сначала вы передвигаете шашку на один пункт, ставя ее на точку 4, а потом выбрасываете ее из игры, используя 5.
    4. Выбросите из игры все 15 шашек. Если вы сделаете это раньше противника, то выиграете партию. Однако не все победы равнозначны. Противник может проиграть одним из трех способов:

      • Обычное поражение. Происходит в том случае, если вы выкинули все свои шашки из игры раньше противника. Противник проигрывает по значению на кубике удвоения.
      • Марс (гаммон). Если вы выбросили все свои шашки из игры до того, как противник успел выкинуть хотя бы одну, то противник проигрывает с Марсом, то есть с удвоением значения на кубике удвоения.
      • Кокс (бэкгаммон). Если вы выкинули все свои шашки игры до того, как противник успел выбросить хотя бы одну, и при этом одна или более шашек противника все еще находятся на баре или в вашем доме, то противник проигрывает с Коксом, то есть с утроением значения на кубике удвоения.

    Чем отличаются длинные нарды от коротких, в чем заключается особенность каждой игры? Тактика для каждой разновидности, актуальные правила и некоторые интересные сведения про нарды.

    Нарды представляют собой одну из наиболее древних настольных игр. Кстати, нарды и наиболее загадочная настольная игра, так как менее всего известно касательно нард об истории возникновения, хотя и есть более-менее приемлемая версия последовательной эволюции данной игры.

    Наряду с шахматами, нарды представляют собой древнюю игру, которая на данный период распространена практически по всему миру.

    Всего известно до сотни разновидностей игры в нарды . Конечно, дело тут обстоит примерно как и с шахматами: есть классический вариант и есть множество разнообразных дополнений и вариаций .

    Наиболее популярными являются две разновидности данной игры:

    • длинные;
    • короткие.

    История появления игры в нарды

    Учитывая наличие в данной игре костей (которые тут называют зары), вполне возможно предполагать изначальное использование нард в качестве разновидности гадательной техники .

    Как известно, многие игры появились именно из магических и гадательных ритуалов древности, к примеру, карты или кости как таковые.

    Шахматы, например, изначально не представляли собой гадательную технику, но пытались выразить действительность через символическое изображение противоборства двух армий, которое вполне могло рассматриваться и буквально — как тренировка в тактических схемах, и метафорически — как своеобразное изображение модели диалектического развития мира.

    Самую древнюю доску для нард отыскали на территории современного Ирана . Датируется данный предмет примерно тремя тысячами лет до новой эры.

    Игры-протипы современных нардов

    Раз тема эволюции нард затронута, кратко рассмотрим настольные игры из древних цивилизаций, которые служили своеобразными этапами на пути человечества к современным нардам:

    • ур – шумерская игра для высших сословий , играли в основном правители. Целью было провести 7 шашек по 20 клеткам доски. Как кости использовались маленькие кубики-пирамидки с помеченными краями;
    • сенет- египетская игра , найденная во многих гробницах и датируемая примерно 2700-2500 годом до новой эры. Точные правила до сих пор не известны, но речь идет об игре в которой тоже нужно провести свои фигуры по игровому полю, в сенете. Кстати, игровое поле содержало на некоторых клетках и специальные иероглифы;
    • табула – является римским потомком сенета и представляет собой практически современные нарды . Данная игра появилась из более ранних римских настольных игр, где варьировалось количество костей и количество игровых лунок.

    Упоминания о нардах датируются шестым веком новой эры . Согласно записанному преданию, индийцы отправили персам шахматы для того, чтобы испытать смекалку персов, смогут ли они определить правила такой игры. Персы разобрались с шахматами и в ответ отправили нарды, которые были в ходу там.


    Для персов нарды представляли собой сугубо символическую игру, которая отображала полноту абсолюта.

    В основе игры лежит календарь :

    • четыре части доски – четыре периода года;
    • 12 лунок с каждой стороны – количество месяцев;
    • 30 камней на поле – количество дней;
    • кости на гранях имеют числа, дающие в сумме семерку – известное к тому времени количество планет;
    • камни символизировали звезды, а игровая доска – небо.

    Длинные нарды — правила игры

    Нарды – это одна из самых популярных игр жителей Ближнего Востока. Она сочетает в себе элементы случайности и тонкого расчета. Позволяет игроку наблюдать за волнами приходящей удачи, как своей, так и оппонента. Очень интересно не только играть, но и наблюдать за игроками.

    Перестук катящихся по звонкому основанию деревянного игрового поля кубиков (их еще называют «зары»), щелчки переставляемых шашек, хитрые взгляды соперников, разыгрывающих свои комбинации, азартные возгласы и острые шутки. Благодаря всему этому, а еще своей динамичности, непредсказуемости и, в то же время, возможности применять различные стратегии, нарды стали популярны во многих странах.

    А какие они, нарды?

    1. Игровое поле разбито на две половины . Благодаря этому обеспечивается динамичность, удобство хранения и переноски игры.
    2. Каждая половинка имеет 12 игровых пунктов , расположенных по шесть с каждой стороны. Итого получается 24. Они имеют форму сильно заостренных треугольников. В основании каждого из них сделаны ячейки.
    3. Нумерация пунктов начинается с «головы» . Это место «старта».
    4. Игрок управляет пятнадцатью шашками . Ходы определяются двумя игровыми костями.

    Длинные нарды! Что может быть популярней этой разновидности?

    Цель простая: сначала надо пробежать всеми шашками «домой», а после снять их с поля . Размер ходов будет зависеть от очков на зарах.

    Сколько снимать шашек, и с каких пунктов, определяется так же игровыми костями. Дом «черных» — в пунктах 1-6, «белым» же необходимо попасть на поле 13-18.

    Чей первый ход?

    Противники бросают по кубику. У кого больше очков — тот начинает игру .

    Расстановка перед игрой : сначала каждый расставляет свои шашки в «голове», это 24 позиция.

    Перемещение осуществляется против часовой стрелки. Бросил «камни» — сделал ход . На каждый кубик – одно перемещение шашки. С «головы» два раза можно взять камни, но только на первом ходу, если игровые кости «выдали» 6-6, 4-4 или 3-3.

    При этом необходимо неукоснительно соблюдать следующие условия :

    • перемещать шашки строго в соответствии с выпавшими очками;
    • можно занимать только свободное место или ставить свои шашки друг на друга;
    • неприемлемо суммировать очки для хода одной шашкой;
    • необходимо осуществить перемещение шашек на все выпавшие очки, даже если это не согласуется с планами игрока и будет ухудшать его позицию;
    • на один пункт, занятый своей шашкой, можно поставить и все остальные, но такая стратегия вряд ли приведет к победе;
    • как правило, существует несколько вариантов хода. Использовать надо все очки выпавшей комбинации. Это правило «полного хода;
    • если ходить нет возможности, то ход пропускается;
    • нельзя выстраивать свои шашки подряд, до тех пор, пока хотя бы одна из их коллег, служащих стану противника, не окажется впереди устраиваемого заслона.

    Вывод шашек

    Этот заключительный этап игры. Приступаем к нему только когда все шашки в «доме» .

    Условия такие:

    • снимается шашка с позиции, соответствующей числу очков;
    • если такие пункты не заняты, то перемещаются шашки со старших позиций;
    • если очки больше, чем имеющиеся позиции, то берутся шашки с самых больших полей.


    Не секрет, что нарды – это азартная игра. Для вычисления ставки выигрыша учитывается место и количество не выведенных шашек проигравшего игрока .

    Если к моменту окончания игры сложилась ситуация в которой побежденный не успел снять ни одной своей шашки, то это называется «марс», и сумма выигрыша удваивается.

    Короткие нарды — правила игры

    Данная игра использует идентичное поле, которое разделяется на две половины, с каждой из которых располагаются две четверти поля: «дом», «двор» . Каждые две четверти принадлежат определенному игроку. Посередине поля располагается планка, которая называется «баром» и тоже является частью игры.

    Поле имеет отдельную нумерацию для каждого игрока, которая начинается с самой дальней (противоположной левой) четверти и двигается по часовой стрелке до дома игрока. Другой игрок начинает отсчет собственных лунок с 24 лунки противоположного игрока.

    15 камней, которые используются каждым игроком, располагаются по-другому по сравнению с длинными нардами . Расстановка для каждого игрока выглядит следующим образом:

    • 24 пункт – два камня;
    • 13 пункт – пять камней;
    • 8 пункт – три камня;
    • 6 пункт – пять камней.


    Со временем вы сможете легко запомнить данную расстановку, а для начала просто можете считать лунки.

    Игровой процесс

    Цель коротких нард является идентичной цели длинных нард, то есть требуется перевести камни до собственного дома и далее, во второй части игры, снять камни с поля .

    Игрок, который первым снимает собственные камни полностью – выигрывает .

    Как двигаются камни?

    Каждый игрок в начале бросает кость для того, чтобы определить, кто первый ходит. На первый ход игрок бросает две кости , далее ходят по очереди, числа на костях определяют количество возможных ходов.

    Камни передвигаются против часовой стрелки , то есть от большего пункта к меньшему.

    Основные отличия коротких от длинных нардов

    Следует отметить особенности игры в короткие нарды , которые отличают эту игру от длинных:

    • «закрытым» считается пункт занятый двумя и более камнями противника , то есть один камень противника может быть выбит из лунки (об этом скажем далее);
    • ходы определяются костями , к примеру, 1-2 дает ходы для одного камня 1 и для другого 2, но возможно и суммировать для одного камня в 1+2, то есть в ход на три лунки, но нужно чтобы по ходу движения либо пункт 1 лунка от камня, либо пункт 2 лунки от камня были свободными, то есть цифры на зарах суммируются, но ходить нужно как бы в два этапа и чтобы была такая возможность;
    • дубли тут тоже дают четыре хода по выпавшему числу;
    • играть нужно наибольшее число ходов из возможных Если возможно сделать ход только либо по одной либо по другой кости, то ходят по большей, если из дубля возможно сыграть не все ходы, нужно играть наибольшее количество из доступных. Если же возможные ходы отсутствуют, игрок пропускает ход;
    • «блот» – так называется лунка, занятая только одним камнем , эти камни может выбивать другой игрок, если камень останавливается именно на этом пункте. После этого выбитый камень отправляется в бар, откуда игроку нужно возвращать камни снова в дом другого игрока, где вновь начинается движение до собственного дома;
    • каждому игроку при наличии камней в баре нужно прежде всего возвращать эти камни в игру . Возвращаются камни по числу на выпавших костях. К примеру, если выпало 1-2 — из бара игрок может выставить камень на 24 или на 23 пункты, если они являются открытыми. Если там только один камень другого игрока, то этот камень выбивается в бар.


    Как видите, основное различие данной игры заключается в начальной расстановке и возможности выбирать камни соперника .

    Во многом тактика коротких нард базируется именно на грамотном создании закрытых лунок, по два или более камня, и умелом использовании возможности выбивать камни соперника.

    Итоговая стадия

    По сути не отличается от длинных нард , но тут следует учитывать такую возможность, когда другой игрок только перемещает камни до собственного дома.

    Более того, может быть такая ситуация, когда вы завели свои камни в дом, но другой игрок не только не завел, но и выбил какой-то ваш камень в бар. Тогда вам снова потребуется вести из дальнего пункта камень до собственного дома и только после этого снова начинать итоговую стадию.

    Подсчет итоговых баллов может быть разным . К примеру, возможно считать игры по положению камней соперника. Когда соперник выкинул, хотя бы один камень, такое положение называется «оином» и равняется одинарной ставке, а «марс», то есть когда игрок не выкинул ни одного камня, равняется двойной ставке.


    Также подсчет баллов может вестись по количеству не выкинутых камней . К примеру, после каждого матча подсчитывается количество оставшихся на поле камней противника и игра ведется до определенного счета.

    Надеемся, предлагаемые сведения помогут вам освоить или узнать нечто полезное про короткие и длинные нарды.

    Эти игры выглядят довольно-таки просто, но таят в себе огромную глубину и потенциал, использование костей добавляет тут элемент азарта и фортуны, а четкая структура игрового пространства предоставляет возможность применять различные тактики.

    Данная игра вполне считается спортивной дисциплиной наряду с покером и другими подобными играми и, равно как любой спорт, способна помочь вам развить в себе интеллект и положительные качества характера.

    Видео: правила и особенности игры в длинные нарды

    Видео: правила и особенности игры в короткие нарды


    Май 18, 2017 Александра