Д и так бывает или нет. Дидактическая игра «Так бывает или нет» (подготовительная к школе группа). Дидактическая игра «Найди ошибку»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Дидактическая игра «Найди ошибку»

Цели:

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дидактическая игра «Доскажи слово»

Цели: учить отчетливо произносить многосложные слова громко,развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг ….

Ры-ры-ры - у мальчика ша...

Ро-ро-ро - у нас новое вед...

Ру-ру-ру - продолжаем мы иг..

Ре-ре-ре - стоит дом на го...

Ри-ри-ри - на ветках снеги...

Ар-ар-ар - кипит наш само....

Ры-ры-ры - детей много у го...

Дидактическая игра «Так бывает или нет»

Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях,развивать логическое мышление.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

– Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега снеговика и стали кататься на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну...»

Дидактическая игра «Какое время года?»

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года;развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры : Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цели: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать ягоды, грибы; охотится; слушать пение птиц; отдыхать).

Что можно делать на реке? Что делают в больнице?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры : Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.....

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое …..

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая …

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный …

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Кировская средняя общеобразовательная школа № 2»

Занятие

«Кто ясно мыслит – ясно излагает»

Занятие разработала

практический психолог

ГБОУ СОШ № 2

Мороз Ю.С.

Цель – развитие познавательных способностей детей, словесно-логического мышления.

Задачи:

    Развитие коммуникативных навыков.

    Развитие операций мышления, умения строить логические связи.

    Увеличение словарного запаса.

Упражнение «Азбука добрых слов»

Цель: создание доброжелательной обстановки на занятии, развитие коммуникативных навыков

«Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу». Вспомните доб­рые, хорошие слова, которые вы знаете, и скажите их своему соседу.

Упражнение «Говори наоборот»

Цель: развитие логического мышления, умения определять антонимы.

Выучите с детьми стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь - («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь - («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты - («храбрец»),

Теперь «начало» я скажу

Ну, отвечай - («конец»).

ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ

ПУСТОЙ - ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ - ТОЛСТЫЙ

УМНЫЙ - ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ - ЛЕНИВЫЙ

ТЯЖЕЛЫЙ - ЛЕГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ - ХРАБРЫЙ

БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ

ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ

ШЕРШАВЫЙ - ГЛАДКИЙ

Упражнение «Бывает – не бывает»

Цель: развитие внимания, навыков построения логических умозаключений.

Психолог называет какую-нибудь ситуацию, а дети должны громко сказать «да» или «нет». Ситуации могут быть разными.

Папа ушел на работу. Лодка плывет по небу.

Поезд летит по небу. Девочка рисует домик.

Кошка хочет есть. Домик рисует девочку.

Человек вьет гнездо. Ночью светит солнце.

Почтальон принес письмо. Зимой идет снег.

Зайчик пошел в школу. Зимой гремит гром.

Яблоко соленое. Рыба поет песни.

Бегемот залез на дерево. Корова жует траву.

Шапочка резиновая. Мальчик виляет хвостом.

Дом пошел гулять. Хвост бежит за собакой.

Туфли стеклянные. Кошка бежит за мышкой.

На березе выросли шишки. Петух играет на скрипке.

Волк бродит по лесу. Ветер качает деревья.

Волк сидит на дереве. Деревья водят хоровод.

В кастрюле варится чашка. Писатели пишут книги.

Кошка гуляет по крыше. Строитель строит дом.

Физкультминутка «У меня спина прямая»

Цель: снятие напряжения, формирование правильной осанки.

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Упражнение «Чем похожи и чем отличаются».

Цель: научить сравнивать и находить различия в предметах или понятиях.

Детям предлагается сравнить между собой различные понятия или предметы. Необходимо найти как можно больше различий и общего.

Капуста и морковка;

Слива и персик;

Кошка и мышка;

Чашка и стакан;

Бабочка и птица;

Самолет и ворона;

Кастрюля и тарелка;

Собака и волк;

Стул и кресло;

Книжка и тетрадь;

Мотоцикл и велосипед.

Упражнение «Кто летает».

Цель: развитие навыков анализа.

Психолог говорит: «Сейчас мы выясним кто(что) способен летать, а кто(что) не способен. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если я назову, кто летает, например, бабочка, отвечайте: «Летает», и покажите, как она это делает (поднимите руки вверх). Если же я спрашиваю: «Поросенок летает?» - молчи и не поднимай руки вверх».

Слова: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, комар, муха, лодка, утюг, стол, вертолет, cобака, ковер, воздушный змей, попугай, жираф, воздушный шарик, листок, летучая мышь, виноград, мяч, Чебурашка, смерч, воздушный шар.

Физкультминутка «Зайцы»

Цель: снятие напряжения, развитие внимания.

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Дети выполняют движения по тексту.

Упражнение «Продолжи предложение».

Цель: развитие умение устанавливать логические связи.

Детям предлагается продолжить предложение с определенным смыслом.

Соль соленая, а сахар…

Тропинка узкая, а дорога…

Помидор красный, а огурец…

Ты ходишь ногами, а кидаешь…

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки…

Небо синее, а трава ….

Лимоны кислые, а арбуз…

Хлеб – это еда, а стол – это…

Ночью темно, а днем…

Деревья большие, а цветы…

Молоко белое, а мясо…

В треугольнике три стороны, а в четырехугольнике…

Рефлексия занятия.

Поднимите руку те, у кого хорошее настроение.

Поднимите руку те, кто хочет спать.

Поднимите руку те, кому понравился урок.

Ребята, а что вам больше всего понравилось, запомнилось?

Используемая литература:

    Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

    Ольга Машталь. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений и игр. (+ CD). – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 256 с.

    Психолог - 2007. - № 33 – стр. 8 – 17.

    Психолог – 2007. - № 44 – стр. 3 – 7.

    Психолог – 2010. - № 40 – стр. 13 – 17.

Здравствуйте РОДИТЕЛИ!

Сегодня предлагаю вам игры для дошкольников!

Мышление - одна из высших форм деятельности человека!

Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются определенные приемы или операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация)

НАЙДИ ЛИШНЕЕ СЛОВО


Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним". Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, твогог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.

ЧЕРЕДОВАНИЕ


Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно выложить забор из разноцветных палочек и т.д.

ОТВЕЧАЙ БЫСТРО


Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие гибкости ума и словарного запаса.


Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. - назови слова, обозначающие деревья; кустарники; цветы; овощи; фрукты.

Назови слова, относящиеся к спорту.

Назови слова, обозначающие зверей; домашних животных; наземный транспорт; воздушный транспорт.

ГОВОРИ НАОБОРОТ


Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот, например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый - грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый - ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный, твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.

БЫВАЕТ-НЕ БЫВАЕТ


Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ на развитие скорости мышления.


Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, а он - его заканчивать. "Отгадай, что я хочу сказать!" Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, ЗО.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

СРАВНЕНИЕ ПРЕДМЕТОВ (ПОНЯТИЙ)


Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.

УГАДАЙ ПО ОПИСАНИЮ


Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.

КТО КЕМ БУДЕТ?


Ведущий показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос, как они изменятся, кем будут. Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, желудь, семечко, гусеница, икринка, мука, деревянная доска, железо, кирпичи, ткань, кожа, день, ученик, больной, слабый, лето и т.д. Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько ответов на вопрос.

РАЗЛОЖИ ПО ПОРЯДКУ


Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.

ОТГАДЫВАНИЕ НЕБЫЛИЦ


Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
«Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.»

Цели: закрепить знания о животных,развивать внимание, память.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети называют детеныша в единственном и множественном числе. Ребенок, который правильно назовет детеныша, получает фишку.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цели: закрепить знания о животных, насекомых, птицах, развивать внимание, память.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит».

Когда называется предмет который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «Летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Что за насекомое?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью, учить описывать насекомых по характерным признакам, воспитывать заботливое отношение ко всему живому,развивать внимание.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Прятки»

Цели: учить находить дерево по описанию, закрепить умение использовать в речи предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на; развивать слуховое внимание.

Ход игры : По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто прячется за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия,развивать память, внимание.

Ход игры : Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)

– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цели: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение;развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью, учить описывать птиц по характерным признакам;развивать память; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры : Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию,развивать внимание.

Ход игры : Дети описывают любое растение в следующем порядке6 форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом)

Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель произносит словосочетания и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Снег зимой … (бывает) Мороз летом … (не бывает)

Иней летом … (не бывает) капель летом … (не бывает)

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения)

Цели: закрепить знания детей о многообразии растений,развивать память, быстроту реакции.

Ход игры : Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клен, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

(Клен, липа - деревья, сирень - кустарник)

Игры для детей 6 лет

Дидактические игры. Игры направлены на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и воображения ребёнка.

Дидактическая игра «Выложи сам»

Цель: научиться анализировать форму предметов.

Детям дают контурное изображение, например, рыбка, кошка и т.д.

Фигуры квадраты, треугольники дети вырезают самостоятельно.

Вот какие предметы можно складывать из геометрических фигур.

Дидактическая игра «Коврик для куклы»

Цель: учить ориентироваться в пространстве, знать направления справа, слева, середина и т.д Коврик можно делать из обычного листа бумаги, а фигуры либо рисовать, либо вырезать из бумаги геометрические фигуры. Следуем наказу куклы: сначала следует заполнить середину, затем - вверху справа, внизу справа и т. д.

Дидактическая игра "Чего на свете не бывает!"

Цель: развиваем воображение, речь

Предложите ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Попросите его рассказать, что он нарисовал, и вместе с ним обсудите рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни. Игра пройдёт очень весело. Дети с калиниградским художником А.Тайниковым нарисовали: кото рыбу, слонорыбу…

Дидактическая игра «Угадай, что спрятано»

Цель: развитие речи, воображения

Берём «чудесный мешочек». Спрячем в него какую-нибудь игрушку и описываем её внешний вид, например: «Жёлтого цвета, туловище круглое голова круглая, клюв острый» (цыплёнок). Следующим прятать и описывать предмет будет ребёнок. Можно в «чудесном мешочке» после того как ребёнок отгадает, найти загаданный предмет на ощупь.

Дидактическая игра «Пары слов»

Цель: развитие памяти

Предлагаем ребёнку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6), предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например. Вы называете такие пары: кошка - молоко, мальчик - машина, стол- пирог и т. п- и просите ребёнка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребёнок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдельными смысловыми связями.

Дидактическая игра «Бывает - не бывает»

Цель: развитие речи, воображения ребёнка

Учитель спрашивает у детей, бывает это в действительности или нет? Если нет, дети топают ногами, если да - хлопают в ладоши. Знак учителя руками перед грудью крест на крест - стоп, дети прекращают хлопать или топать. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу», « Волк на дереве сидит», « В кастрюле чашка вариться», «Кошка по крыше гуляет». «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывёт», «Домик рисует девочку», «Девочка рисует домик» и т.д игра пройдёт веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребёнка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда - это только сделает игру веселее.

Дидактическая игра «Назови соседей»

Цель: уметь называть соседей числа

Играющие, встают в круг. Один ребёнок берёт в руки мяч. Он бросает мяч партнёру, называя число (от 0 до 10). Поймавший мяч должен назвать «соседей» названного числа (числа на 1 больше и на 1 меньше названного) после этого он называет своё число и бросает мяч следующему играющему. Если поймавший ошибается в назывании соседей, он выбывает из игры.

Дидактическая игра «Считай правильно»

Цель: формировать умения детей соотносить количество предметов с числом.

Игра выполнена из плотного материала белого цвета. На материал пришили пуговицы. Детям завязали глаза, и просят пальчиками посчитать количество пуговиц. Соотнесите количество пуговиц с нужной цифрой.

Игра «Цифровая таблица»

Цель: определить объём, скорость распределения и переключения внимания. Если ребёнок умеет считать, предложите ему таблицу, состоящую из цифр от 1 до 25, порядок расположения цифр произвольный. Задание будет следующим. Нужно быстро находить, показывать и называть цифры от 1 до 25. На выполнение этого задания ребёнок должен затратить 2 мин, почти не сделав ошибок.

Игра «Найди отличия»

Для игры вам потребуются парные карточки (см. образец ниже).

Сравнивая карточки, ребенок должен найти указанное количество отличий в знаках.

Вариант 1

Рассмотри внимательно и найди 3 отличия.

Вариант 2

Рассмотри внимательно и найди 5 отличий.

Вариант 3

Рассмотри внимательно и найди 6 отличий.

Игра «Кто кем был?

Ребёнок должен ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыплёнок(яйцом), лошадь (жеребёнком), корова (телёнком), дуб (жёлудем), рыба(икринкой), яблоня9 семечком), бабочка(гусеницей), хлеб (мукой), рубашка(тканью), ботинки (кожей) и т.п. Можно давать и другие слова, требующие от ребёнка понимания перехода одного качества в другое.

Список используемых источников:

1.«Чего на свете не бывает?» Занимательные игры для детей, Москва «Просвещение», 1991год

2.А.Герасимова «Тесты для подготовки к школе», Москва «Айрис пресс». 2004год