Дом православной семьи правила строительства и оформления сельского дома. Православный дом — журнал для православной семьи

4
Голосов: 4
После долгого времени забвения в советское время, исконно русские православные традиции возвращаются в наши дома. Всё большее число людей стараются обустроить свой дом согласно обычаям наших предков. Однако немногие знают, как правильно обустроить дом согласно православным канонам.
Постараемся раскрыть такую тему: православный интерьер.
1. Вселение в новый дом.
По православному канону, прежде чем вселяться в новый дом, его необходимо освятить. Любой человек, вселяясь в новый дом, входит в него с надеждой на новую и счастливую жизнь в нём. Но практически никто не знает, кто строил этот дом. Особенно, если говорить о многоквартирных домах. Вряд ли кто-то освящал место, на котором строился этот дом. Поэтому освящение дома или квартиры священником так необходимо.
Договориться об освящении дома можно в любом православном храме. После службы, священники выходят, чтобы пообщаться с прихожанами. В этот момент Вы можете подойти,попросить благословения и договориться об освящении.
Что происходит, когда священник приходит в незнакомое жилище и приступает к исполнению своих обязанностей? Он начинает молиться. Чинопоследование освящения жилища включает в себя ряд молитв и священнодействий. При освящении жилья священник в молитве призывает благодать Божию на дом сей, просит благословить это жилище и тех, кто будет в нём жить. После чина освящения обязательно над входом дома ставится символ Креста господня. Нередко и сейчас можно увидеть в домах и квартирах над входом «нарисованный» горящей свечой крест.
В любом православном храме можно приобрести аккуратные наклейки с изображением Креста Господня именно для домашних нужд.
2. Расположение икон в доме.
Следующий важный момент: в доме должны быть иконы. Прежде чем покупать иконы и приносить их в дом, задумайтесь о том, что это не картинки для оформления интерьера. Иконы - это лик Божий в вашем доме, который хранит Вас и вашу семью. Перед ликом икон не сквернословят, не ругаются, с иконами не обращаются небрежно. Иконный угол - это окно из вашего дома в мир Божий, и относиться к нему нужно соответственно.
Иконы в доме, по возможности, размещаются на восточной стороне комнат. Это связано с тем, что по православным канонам алтари всех православных храмов сориентированы на восток. Если же дом спроектирован таким образом, что на восточной стороне расположены окна или двери, то иконы можно расположить на северной и южной стороне.
Иконы располагаются в свободном и доступном месте. Выбирая место, необходимо избегать близкого соседства икон с различной бытовой техникой: телевизором, магнитофоном и прочими приборами. Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства (статуэтки, панно и проч.), а также книгами. Недопустимо соседство икон с плакатами и календарями. Располагая иконы таким образом, вы уравниваете изображения на календарях и иконах. В крупных православных монастырях и храмах можно приобрести готовые деревянные иконные углы, в которых можно разместить иконы. Украшением домашнего иконостаса могут быть живые цветы, а большие, отдельные иконы часто согласно традиции, обрамляют красивыми полотенцами.
В доме обязательно нужно иметь икону Спасителя, Божией Матери и Троицы. Икону Спасителя, как правило, приобретают поясную. А икону Божией Матери можно выбрать по сердцу. Как правило, первая икона - икона Казанской Божией Матери, как покровительницы семьи. Хорошо также иметь в доме образы святых, имена которых носят члены семьи. Также для оберега дома от пожара, приносят в дом икону «Неопалимая Купина», а для оберега от воров образ Иоанна Воина.
Выбор икон всегда индивидуален. И лучшим помощником здесь может быть священник - духовник семьи, и именно к нему можно обратиться за советами.

Материальный мир, окружающий нас, мир предметов - ежедневных свидетелей нашей жизни - не безгласен. Жилище человека расскажет о хозяине, пожалуй, больше самого хозяина. И если православный человек на улице, в автобусе, в магазине ничем внешне не выделяется, то дом его все же имеет свои особенности. А потому не лишним будет поговорить об эстетике православного дома.

Приходской священник часто бывает в жилищах своих прихожан. Его призывают освятить квартиру, отслужить домашний молебен, зовут к больному совершить таинство елеосвящения (соборования). Во время таких посещений я всегда обращаю внимание, какое место отведено домашним иконам, как они содержатся, есть ли перед ними лампадки или подсвечник. Есть ли в доме Евангелие, духовные книги.

Радостно бывает встретить красиво оформленный, поддерживаемый в чистоте, живой святой угол с иконами, зажженную перед ними лампадку, чистую пелену под образами. Сколько любви в такой заботе! Да это и естественно. Самое дорогое для нас - Бог. Потому и дороги нам изображения Спасителя, Пречистой Его Матери, угодников Божиих - святые иконы.

Но жаль бывает хозяина или хозяйку дома, где сиротливо выглядывает с комода или серванта прислоненный к случайной вазочке покоробленный бумажный образок в пол-ладони, да еще покрытый пылью.

Иногда, особенно в тех семьях, где православная церковная традиция как-то прерывалась, верующие и вполне благочестивые хозяева не знают, как им лучше устроить новые для их дома святые иконы, лампады, подсвечники. Ведь икона - это святыня, но она и изделие, имеющее свою форму, вид, цену. Как “вписать” ее в сложившуюся привычную обстановку?

Прежде все убранство крестьянской горницы шло от красного, или святого угла с иконами. Даже само название “горница”, вероятно, происходит от горнего места (по-русски - небесного, верхнего), то есть места, где находится часть неба - святые иконы. И сегодня лучше определить для икон удобное, красивое место в свободном углу или на стене, даже если это потребует некоторой перестановки.

Во время молитвы или в праздники перед иконами зажигают лампаду или свечу. Пламя горящей лампады, стремящееся вверх, - символ нашей молитвы, нашего горения к Богу. Можно заметить, что лампадка безопаснее в быту. Но все же для торжественных или особенных случаев хорошо иметь в доме и подсвечник, свечи. Лампады бывают нескольких видов: подвесные и стоячие. Хозяин дома, исходя из эстетики и удобства, может выбрать себе ту или иную.

Икону принято ставить не прямо на полку, а на небольшую красивую салфетку, или, как ее называют, пелену. Она может быть украшена вышивкой, кружевом, оборкой. Здесь вполне могут выразить себя фантазия, вкус и умение хозяйки.

Если нет свободного угла или удобной части стены и при этом жаль нарушать сложившийся интерьер, то иконы можно поместить на книжной полке, комоде, невысоком серванте, пианино. Временно, конечно. В таком случае следует обратить внимание, какие книги стоят на полке, вполне ли они сочетаются со стоящей над ними святыней. Может, лучше убрать их или по крайней мере закрыть чем-нибудь. Посмотрите, не стоят ли рядом с иконами фарфоровые собачки, подарочные чашечки или другие не очень нужные здесь бытовые украшения. Нелепо выглядит под иконами и телевизор. И еще одно условие: над иконами ничего не располагают. Часы, картины, фотографии и прочие элементы декора должны занять место несколько в стороне. Так когда-то не позволялось строить здание выше храма в непосредственной близости к нему.

Присутствие святыни в доме обязывает хозяев заботиться не только о внешнем благолепии интерьера, но и о внутреннем содержании, то есть подвигает их к благочестию. Обязательно посмотрите, все ли в вашем доме находится в соответствии со святынею, нет ли противоречий.

В “Древнем патерике” можно прочесть случай, происшедший с одним отшельником. Как-то во время молитвы инок увидел Пресвятую Деву, стоящую на пороге его келии. Она как бы собиралась войти, но потом отошла и исчезла. Видение повторилось, и опечаленный отшельник обратился к Богоматери: “Владычица, почему ты никак не хочешь войти в мое жилище?” На что Божия Матерь отвечала: “Как я могу войти туда, где находится враг мой”. Отшельник долго размышлял над словами Пречистой Девы и вспомнил, что в его келии среди книг стоит книга с трудами некоего еретика, которую инок забыл отдать хозяину. Тотчас отшельник вынес книгу из келии.

Если семья дружная, то такие “враги” после обсуждения на семейном совете так же могут быть вынесены из дома. А они есть почти у всех. По этому поводу мне вспоминаются два случая. В прошлом году пригласили меня отслужить молебен в одном доме, где, по словам хозяев, .было “нехорошо”. Несмотря на то, что дом был освящен, в нем ощущался какой-то гнет. Обходя комнаты со святой водой, я обратил внимание на комнату юношей, сыновей хозяина, где на стене висел художественно выполненный плакат, посвященный известной рок-группе. Причем известной своей сатанинской направленностью.

После молебна, за чаем я осторожно, зная о фанатичной преданности некоторых молодых людей своим кумирам, попытался объяснить, что “нехорошо” в доме вполне может происходить даже от таких плакатов, что подобные изображения как бы пытаются противостоять святыне. Юноша молча встал и снял обсуждаемую картину со стены. Выбор был сделан тут же.

А вот в другом доме нерешительность хозяев лишила их замечательной святыни. Одному человеку благочестивая старая женщина подарила прекрасную икону - “Явление Божией Матери преп. Сергию Радонежскому”. Икона была прекрасна сама по себе, да к тому же была написана и подарена своей владелице известным иерархом Русской Православной Церкви, что сообщало ей некоторую особенность. Новый владелец нашел для драгоценной святыни место на стене в гостиной, но, к сожалению, напротив висели три гравюры. Старые гравюры в прекрасных рамах, три женских портрета: Венеры, Леды и Клеопатры. Близкие склоняли хозяев снять эти три изображения мировых блудниц, дабы они не висели напротив Богородицы, но нежелание разрушать интерьер и не совсем правильно воспринятое понятие культуры не позволило им сделать верный выбор.

На следующее утро, рано, так рано, как только позволяет приличие, раздался телефонный звонок: благочестивая старушка умоляла вернуть ей икону и вернуть скорее. “Я не спала всю ночь, мне казалось, что что-то случилось с моей иконой. Я дам вам другую, а эту привезите ко мне, я отдам ее вам впоследствии”, - просила она. Конечно же, святыня вернулась к своей прежней владелице, а любители старинных гравюр получили в подарок другую икону. Ее поставили в другой комнате на полочку среди других икон, так как она по своим размерам и исполнению более подходила туда. Не знаю, случайно или нарочно Любовь Тимофеевна выбрала замену. Это тоже был образ Божией Матери, назывался он “Млекопитательница”. Быть может, здесь был намек на духовный возраст ее приятелей? Правда, урок не прошел даром, через некоторое время место сомнительных портретов заняли три пейзажа.

Иногда возникает вопрос: в доме несколько комнат, где уместнее расположить иконы? Особого правила нет. Но молитесь вы чаще в той комнате, в которой спите. К тому же молитва требует некоторого уединения. “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему. Который втайне…” (Мф. 6, 6), - читаем в Евангелии. Значит, в спальне разумно иметь иконы, перед которыми вы будете читать утренние и вечерние молитвы.

Если у вас есть детская комната, то в ней обязательно должна находиться икона. Ребенок часто по-своему, по-детски обращается к “Боженьке”, хорошо, если при этом он может видеть образ. Кроме того, любая святая икона - чудотворная, и она чудесным образом охранит ваше дитя.

Вспомните, что в общей комнате собирается вся семья, здесь часто происходит общая трапеза, и здесь так же должен находиться святой образ. Не забудьте и про кухню. В ней хозяйка проводит большую часть времени. Кухня - место будничных завтраков и ужинов. Молитву перед вкушением пищи лучше произносить, обратив взгляд на икону. Итак, пусть иконы будут в каждой комнате и в кухне. “…Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения” (1 Тим. 2, 8), - говорит Апостол. “На всяком месте…”

Есть еще один вопрос. Какие иконы лучше иметь дома? Здесь так же нет правила, а есть лишь благочестивая традиция. Большинство наших молитв обращено к Спасителю и Божией Матери. Разумно иметь дома образ Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.

В русском православном доме чаще всего вы встретите триптих: Спаситель, Богородица и святитель Николай. Почитание в России святителя Николая настолько широко, что вряд ли какой святой может сравниться в этом смысле с Мирликийским чудотворцем. Причина тут простая: как известно, к высохшему колодцу за водой не ходят. Святитель Николай любим и почитаем у нас как скорый помощник, заступник и великий чудотворец. Почти в каждой семье имеется опыт его чудесной помощи.

Благочестивые люди обычно имеют образ своего небесного покровителя, чье имя они носят. Иногда тот или иной угодник Божий оказывается чем-то близок нам. Мы находим в его жизни какую-нибудь близкую или любимую нами черту характера, нас восхищает какое-то деяние или чудо, сотворенное по ‘его молитве. Появляется желание иметь дома образ этого святого. Конечно, молитва перед ним будет особенно сердечна. Наше патриотическое устроение, любовь к Отечеству может выразить себя в особом почитании и теплой молитве перед образами преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, праведного Иоанна Кронштадтского, благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского и Димитрия Донского. Любовь к России неразделима с любовью к чудотворным иконам Заступницы Усердной, Божией Матери, через которые столько чудес проистекло на нашу землю. Это иконы , Казанская, Тихвинская, Державная и многие другие.

Праздники Господские и Божией Матери также изображаются на иконах. Можно иметь дома икону Сретения, Благовещения, Крещения, Покрова Божией Матери.

Всмотритесь в икону “ ”. Какой тихий, мирный, семейный, именно семейный образ. Бог-Младенец и взирающие на Малютку в тихом умилении Мать и Обручник; пастухи, поклоняющиеся Спасителю, со страхом и радостью простого и верного сердца; мудрецы-волхвы, принесшие дары-символы, знак того, что земная мудрость всего лишь часть мудрости небесной. Мирная ночь, а над всем Вифлеемская звезда. Сколько мыслей и молитв родится рядом с этой иконой.

А взгляните на образ “Введение во храм Пресвятой Богородицы”. Родители привели единственное, долгожданное, любимое дитя в храм для того, чтобы оставить его там. Девочке всего три года. Как милы малютки в это время, как чисты и невинны! Как ласкает родительское сердце один вид их! Но где лучше сохранить и укрепить эту чистоту? В храме. Иоаким и Анна отдали Марию на воспитание в храм. Смотрите, родители, и ваше дитя должно чтить Закон Божий, и вашему ребенку необходимо быть в храме. Взирая на этот образ родительского подвига и надежды на Бога, молитесь о своих чадах, размышляйте о своих обязанностях.

Сколько необходимого для нашей души найдем мы, глядя на икону “Сретение Господне”. Сретение, по-славянски встреча, то есть встреча Спасителя и старца Симеона. Какие замечательные слова произнес Богоприимец Симеон, приняв на руки Младенца Иисуса: “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром” (Лк. 2, 29). Потому что было праведному старцу откровение, что не умрет он до той поры, пока не увидит Христа Спасителя. И мы при встрече с Господом, будь то в молитве, в Его храме, в чтении Священного Писания, у мощей Его святых угодников, так же расстаемся с земным, временно умираем для забот и скорбен этой жизни. “Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко…”

Почему бы вам не иметь образа Животворящей Троицы: три Ангела, сидящих за трапезой, - символ бесконечной любви и единения.

А какое утешение для православного человека видеть распростертый над миром омофор Богородицы на иконе праздника Покров Божией Матери. Не отчаивайся человек - и над тобою покров Заступницы Усердной.

Иконы сейчас можно приобрести разные. Любой освященный образ - святыня. И бумажная литография, и воспроизведенный художником-иконописцем, и старинный фамильный образ, и приобретенный в антикварном магазине раритет - все это икона. Конечно, приятно иметь высокохудожественный образ, написанный грамотным специалистом изографом, такие сегодня можно купить в Троице-Сергиевой Лавре, Свято-Даниловом московском монастыре, где есть свои художественные мастерские. Замечательно, если дома есть старые семейные иконы. Но не следует пренебрегать и современной репродукцией. В Крыму, в Ливадии, в императорском дворце в кабинете императора Николая II, человека очень религиозного и благочестивого, стены буквально заполнены иконами. Старинные, драгоценные по письму иконы, а рядом простенькие “деревенского” письма, а кое-где литографии и фотографии. И все эти святыни - и дорогие, и скромненькие - встречали молитвенный взор святого человека, стоявшего с умиленным сердцем перед ними. Думается, что дело здесь не столько в том, какая икона перед нами, но и в нас самих. Мне приходилось видеть равнодушные пустые лица и перед иконой Божией Матери Владимирской, и перед Троицей письма Андрея Рублева. “Царствие Божие внутрь вас есть” (Лк. 17, 21), - сказал Спаситель.

Хочется пожелать вам, чтобы святые иконы чаще пребывали перед вашим взором, подвигая к молитве и богомыслию, вознося над мирской суетой, утишая страсти и исцеляя болезни. Аминь.

__________________________________________

Иконы в нашем доме. - М.: Даниловский благовестник, 1997.- 48 с. - (Серия “За советом к батюшке”).

Последнее обновление:
14.Апреля.2011, 11:58


Иконы в доме. Желание сделать свой дом местом святым, наиболее защищенным, насколько позволяли реальные жизненные условия, от воздействия злых сил создать в нем как бы малую церковь, проявлялось у наших предков прежде всего в освящении дома и в наличии в нем икон и других святынь.

«Новую избу всегда освящают», - утверждала в 1899 жительница Калужской губ. Из Смоленской губ. корреспондент писал в Тенишевское бюро о том, что иконы у них есть во всех домах. И это не было ни преувеличением, ни исключением в отношении других территорий. Весь комплекс источников - и ответы на программы обществ, и записки наблюдателей, и мемуары - все подтверждает эту информацию: иконы были буквально у всех.

Основной состав икон в доме повторялся по разным губерниям России: образа Спасителя, Божией Матери, свт. Николая, Георгия Победоносца, Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и Иоанна Воина, св. Параскевы Пятницы, апп. Петра и Павла, вмч. Пантелеймона, прор. Ильи, мч. Власия, свв. Зосимы и Савватия встречались чаще других. Они дополнялись обычно иконами святых, которых особо почитают в данной местности: в Калужской губ. - образ прп. Тихона Калужского; в Воронежской - прпп. Митрофания Воронежского и Тихона Задонского; в Сибири - свтт. Иннокентия Иркутского, Иоанна Тобольского и др.

Добавлялись также иконы святых покровителей хозяина дома или членов семьи. Хозяева побогаче заказывали иногда образ, где изображались несколько святых, чьи имена носили члены семьи. Могла быть приобретена или передана по наследству икона святого, считавшегося покровителем основного занятия хозяина: свв. Зосима и Савватий - у пасечника, св. Власий или св. Модест - у скотовода, свв. Косма и Дамиан - у кузнеца. И, конечно же, св. Пантелеймон - у многих болящих.

Божница. Размещались образа у всех на божнице (полочка для икон, иногда с поставцом-шкафчиком), в переднем (святом, красном) углу. У более обеспеченных крестьян и тех, кто сам владел мастерством, иконы помещали в киоты из липы, ольхи, березы. В некоторых избах в переднем углу, кроме икон, было множество лубочных картинок религиозного содержания: Двунадесятые праздники. Сотворение мира, Распятие, Страшный суд, Житие и Страдания вмч. Пантелеймона или др. святого. Здесь же мог висеть еще металлический или деревянный крест - поклонный. Как правило, даже бедные крестьяне имели лампады; обычно их зажигали на короткое время, а под большие праздники - на всю ночь.

Благословение иконой. Перед образами в доме молились. Иконами в доме благословляли при важных жизненных обстоятельствах. Т. А. Листова, специально исследовавшая православные традиции русской народной свадьбы, пишет: «По общерусской традиции для окончательного договора о свадьбе стороны собирались в доме у невесты. Названия этой встречи («заручины», «рукобитье», «запойны», «образованье») отражали ее содержание. Обрядовая часть начиналась с того, что хозяева зажигали перед иконами свечи или лампадку. Кроме обязательного рукобитья, имевшего массу вариантов исполнения, и завершающей вечер совместной трапезы, согласие сторон всегда закреплялось совместной молитвой и целованием иконы, после чего следовало обычно благословение жениха и невесты их родителями иконой. С этого момента расстройство свадьбы было почти невозможно, а родители жениха и невесты иногда начинали называть себя сватами».

«Непременным ритуалом русской свадьбы» было также благословение жениха и невесты иконой родителями и крестными; сначала - порознь (каждого в своем доме), а потом обоих вместе - при отправлении к венцу. Невесту благословляли обычно образом Богоматери, а жениха - образом Спасителя, иногда - Николая Угодника. Обрядом благословения иконой очень дорожили.

Умирающий, прощаясь с близкими, благословлял детей иконою. Образом благословляли при отправлении в дальний путь, при уходе в солдаты, в монастырь, на учебу. Икону в доме снимали с божницы также для совершения обряда побратимства и для того, чтобы поклясться на ней в особо важном вопросе, когда требовалось надежное свидетельство. Но без самой крайней надобности старались к этому не прибегать.

Домашние молитвы

Повседневные домашние молитвы были естественным, обычным делом русских крестьян - об этом свидетельствуют многочисленные источники - сообщения из разных мест. Утром сначала моются, потом - молятся; поминают их и вечером, отходя ко сну; кроме того, молятся перед едой и после еды; перед началом всякого дела крестятся и говорят - «Благослови, Господи, помоги мне, Господи», а после окончания - «Благодарю Тя, Господи».

Та же картина, только более лаконично обрисованная, в Череповецком уезде: дома молятся утром, когда встают; каждый раз, садясь за стол; вечером, когда ложатся спать. И в Белозерском у.: в каждой семье и всеми членами ее совершается молитва перед иконами утром, вечером, до и после обеда; молится каждый отдельно. Сходны краткие костромское и калужское (Тарусский у.) известия: молятся каждое утро и вечер. А корреспондент из Калужской губ. (с. Берёзово) подчеркнул: домашние молитвы утром и вечером, а также перед едою считаются обязательными. Всеобщий и обязательный характер личных домашних молитв - утром, перед обедом, перед ужином и перед сном - выступает из смоленского и других сообщений.

Лестовки и четки. В ответе из Тульской губ. отмечены земные поклоны, которыми сопровождают обычно утренние молитвы в переднем углу перед образами. Относительно «наиболее религиозных стариков и старух» Пошехонского у. подчеркнут отсчет совершаемых поклонов по лестовкам и четкам. Лестовка - ремень с множеством повязанных на нем мелких ремешков или узелков разной величины. Одни узелки соответствовали поясным поклонам, другие - земным. Четки, подвижные шарики которых заменяли ремешки и узелки лестовок, делались из дерева, кости или кожи.

Летние и зимние молитвы. Иные корреспонденты, отвечавшие на программы научных обществ, останавливались подробнее на особенностях молитв отдельных членов семей и на сезонных отличиях домашних молений крестьян. Из Владимирской губ. диакон писал: «Зимой первою в доме встает стряпуха, не торопясь, умоется, истово помолится; в утренней тишине слышится, как она молит Господа за живых и умерших родственников. Затем она начинает хозяйничать у печки, а тем временем понемногу поднимаются хозяин и все семейные (кроме малолетних, которых никто не будит). Не спеша, не так, как летом, умываются, молятся Богу и отправляются убирать скотину».

Учительница М. Михеева из деревни Талызина Орловской губернии писала: «Летом крестьяне молятся только вечером по окончании всех дел и то очень мало». Летом некоторые выходят для молитвы из избы и обращаются в ту сторону, где стоит храм, или на восток. Старухи большей частью молятся между хозяйственными делами, потом заканчивают в избе. «Многие старухи еще поднимаются в полночь Богу молиться»; считают, что такая молитва особенно угодна Господу и имеет особую силу прогонять нечисть. Под большие праздники и летом молились почти до самой зари.

«Зимою же совсем другой порядок: бабы, как только встают рано утром, прежде всего, спешат помолиться Богу и положить несколько поклонов». При этом стараются молиться так, чтобы их никто не видел. Старики зимою во дворе не молятся, а выжидают, когда дети заснут, и в избе наступит тишина. Сами объясняют это тем, что так делали Святые Угодники. Детей заставляли молиться утром и вечером каждый день. «В самые лютые морозы старики молятся на печи, стоя на коленях; дети тоже с ними».

Относительно чтения молитв вслух сведения расходятся. По-видимому, эта особенность не была всеобщей. Так, наблюдатель из Дорогобужского у. замечал, что вслух читают все молитвы, какие знают, только и праздник, когда молятся все вместе, если не смогли пойти в церковь. Такие общие всей семьей молитвы были существеннейшей чертой русского православного дома, как Малой Церкви. Молитвы читал обычно домохозяин, стоя перед иконами, а остальные члены семьи повторяли их шепотом, стоя на коленях. Никто не смел встать с колен или тем более выйти из избы, хотя это могло продолжаться более часа.

По праздникам. Общее чтение молитв по большим праздникам, вынужденно заменявшее выход в церковь, происходило и летом, и зимой. Могло оно быть и накануне праздника и сочетаться с чтением вслух Евангелия. На Орловщине хозяин «под праздник, прежде вымывшись, сядет за стол, прочитает Евангелие вслух, а после ужина помолится усердно Богу, предварительно зажгут лампадку и свечи перед каждой иконой. В это время и бабы становятся на колени и детям приказывают молиться усерднее».

«Если крестьянин, по отдаленности своего места жительства, - пишут из Пермской губернии, - в праздник не может быть в церкви, то он непременно в часы богослужения молится дома, зажегши свечу пред иконами». В Петропавловском уезде Тобольской губернии (1848), где иные деревни находились в 25-30, а то и 40 верстах от церкви, многие в праздничный день утром молились дома с полчаса или час при зажженной свече.

Вся семья молилась вместе в своем доме также по особым случаям. К таковым относилось прощанье перед отъездом в дальнюю дорогу. Если отъезжали отец или мать, то после общей молитвы они благословляли детей - крестили каждого по три раза. Общая молитва в избе предшествовала также выездам в поле для пахоты и сева. «Весною, когда намерены начать в поле пахать или сеять, крестьяне, готовясь к отъезду, собираются в избу, становят на стол хлеб, соль и похрестники (кресты из теста, сбереженные с крестопоклонного дня), а зажиточные вместо последних иногда просвиры (испеченные на Благовещенский день), и тут молятся Богу, кладя земные поклоны; потом, взявши с собою со стола хлеб, соль и кресты или просвиры, отправляются в поле»

Общими были молитвы перед торжественными - праздничными и поминальными - трапезами, а также после них. В этих молитвах участвовали все присутствовавшие. Местами па поминках было принято молиться перед каждым кушаньем и желать покойнику Царства Небесного.

Во время близкой грозы, града, ураганного ветра вся семья становилась перед иконами на общую домашнюю молитву. Подростков заставляли молиться, если они сами не проявляли к этому интереса. При этом зажигали те свечи, с которыми стояли в церкви в Великий Пяток, Великую Субботу или на Пасху (это считалось лучшим средством от пожара, вызываемого молнией).

Рождение и крещение ребенка, сговор и свадьба, тяжкая болезнь, предсмертное состояние и смерть - все это давало основания для совместного обращения к Богу. Религиозное сознание подсказывало необходимость общесемейных духовных усилий, когда над всем домом или над отдельным членом семьи нависала какая-либо опасность.

Отношение к жилому дому, как к Малой Церкви, особенно четко выступает в произнесении молитвы и осенений себя крестным знамением при входе в дом - свой и чужой. Об этом встречаем многочисленные упоминания.

Чтение Свщ. Писания. Молитвенному настроению в доме способствовало хранение и чтение Евангелия и некоторой другой духовной литературы. В Череповецком, например, уезде, по мнению информатора Васильева, из книг больше всего были распространены (1899) Псалтирь, Евангелие, Жития Святых, Святцы (церковные календари) и молитвенники (молитвословы). В некоторых домах можно было увидеть и Библию. Все эти книги «перечитываются по нескольку раз»; их берегут и редко дают кому-либо читать вне дома.

Поведение за столом

По представлениям русских православных людей, все поведение в доме должно было быть благочестивым и благообразным, особенно за трапезой.

Стол - Престол. Стол четко связывался в крестьянском сознании с престолом Божиим в церкви. К столу относились, как к святыне. Это проявлялось, в частности, в том, что стать ногами на стол считалось святотатством. При переходе в новую избу первым из мебели вносили стол и, поставив его, молились на четыре стороны.

Рассадка. В любой крестьянской избе стол ставился в переднем (красном, святом) углу, где располагались иконы, и место «под святыми» считалось самым почетным: здесь усаживался хозяин или наиболее уважаемый из гостей. Далее рассаживались по старшинству. За стол садились все члены семьи, а если были работники - то и они тоже. Всех присутствующих в это время в избе по какому-либо поводу приглашали обедать. Если младшим не хватало места на скамьях, то они ели стоя, либо же в очень больших семьях собирали 2-3 обеда. При обилии людей в застолье детей иногда отсаживали на полок (полати) и там кормили.

В некоторых местах сохранялось определенное устойчивое распределение мест в застолье между членами семьи. Так в Вологодской губернии существовал следующий постоянный порядок размещения семьи за едой: большак садится на угол стола по мужской лавке (т.е. стоящей вдоль досок пола, женская - поперек); большуха, которая подает кушанья, садится на стуле или на скамье у угла, направленного к середине избы и к печке; молодуха - на углу, «накрест» с большаком; молодой мужик или парень - на углу «в сутках», т.е. на почетном месте под иконами. Мальчики сидели за едой между мужиками вдоль стола, а девочки - между молодухой и отцом; девка молодая, если в семье было много детей, садилась на скамейке с матерью, если же детей не было - рядом с молодухой.

Когда я ем… Перед едой все молились. Молитва начиналась но почину хозяина. Во время обеда было принято молчать либо же вести серьезные разговоры. Старики не позволяли молодым смеяться за обедом: пустословие и смех во время еды «строго преследуются» стариками. Детям говорили: «Што гогочешь? Ты гогочешь, а в ложку-то тебе бес кастит!»

За столом полагалось сидеть смирно, не болтать ногами. Распространено было представление, что болтающий ногами качает на них черта. Детям в этом случае говорили: «Али беса на ногу посадил, да качаешь?» Существовало в народе убеждение: если за столом бранятся, то ангел Господень отходит от стола и начинает горько плакать, а на его место является дьявол и радуется.

За едой проявляется особое отношение к хлебу. Хлеб - дар Господень, «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Сорить крошками хлеба считается грехом. Тщательно следили, чтобы крошки не упали на пол, не были растоптаны, поэтому кусок старались разламывать над чашкой. Упавшие на стол крошки собирали и съедали. Нередко неосведомленные люди оценивают такие поступки как проявление ненужной скупости или застарелую привычку бедняка. На самом деле основа этих норм народной этики - чисто духовная: отношение к хлебу как к святыне. «Крестьянка никогда не скажет «делать хлебы», а всегда - «творить хлебы»; самое действие это совершается постоянно с молитвою, как священнодействие», - писал А. Балов.

Корень такого отношения, несомненно, - в евхаристическом значении хлеба: в алтаре во время Литургической службы хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы. Народное понимание связи между в пословицу, зафиксированную В. И. Далем: «Хлеб на стол, так стол престол; а хлеба ни куска - так и стол доска».

В своем доме, в семье, которая считается домашней церковью, православный христианин должен проявлять особую любовь к своим близким. Недопустимо, когда отец или мать семейства, охотно помогая другим, как говорится, желая «весь мир спасти», о близких своих не радеют. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, – учит нас святой апостол Павел, – тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5, 8).

Хорошо, если дух семьи поддерживается совместной молитвой в духовном центре дома – у общего для всей семьи иконостаса. Но свой уголок для молитвы должен быть и у детей, и в кухне, где совершается трапеза.

Иконы должны быть и в прихожей, чтобы приходящий в гости мог перекреститься перед святым образом.

Как располагать иконы? У них должно быть свое место. Иконы не должны стоять в шкафу, на полках с книгами, соседство же икон с телевизором совершенно недопустимо – уж если вы не решаетесь от него избавиться, он должен быть в другом, не в «красном» углу комнаты. И уж тем более нельзя иконы ставить на телевизор.

Обычно для икон отводится лучшее место в комнате – прежде это был «красный угол», обращенный на восток. Планировка современных квартир не всегда позволяет разместить иконы в углу против входа, ориентированном на восток. Потому необходимо выбрать особое место, где удобно будет закрепить специально изготовленную полочку для икон, святого масла, святой воды, укрепить лампаду. При желании можно изготовить и маленький иконостас со специальными ящичками для святынь.

Рядом с иконами неуместно располагать фотографии близких людей – им надо определить другое достойное место.

Неблагоговейно хранить духовные книги на одной полке с мирскими – им надо отвести особое место, а Святое Евангелие, молитвослов держать вблизи икон, очень удобен для этого специально устроенный киот. Духовные книги не стоит заворачивать в газеты, ведь в них могут быть заметки и фотографии весьма сомнительного содержания. Нельзя использовать церковные газеты и журналы для хозяйственных нужд – если они стали вам не нужны, подарите их знакомым, передайте в храм, монастырь, где они пригодятся для подшивок, для православной библиотеки. Пришедшие же в негодность газеты и духовные книги лучше сжечь.

Чего не должно быть в доме православного человека? Естественно, языческих и оккультных символов – гипсовых, металлических или деревянных изображений языческих богов, ритуальных африканских или индейских масок, различных «талисманов» (над которыми колдуны нередко перед продажей совершают магические ритуалы), изображений «чертиков», драконов, всякой нечисти. Часто они являются причиной «нехороших» явлений в доме, даже если тот освящен – ведь образы нечистой силы так и остались в доме, и хозяева как бы призывают «в гости» представителей демонического мира, держа в доме их изображения.

Внимательно просмотрите также вашу библиотеку: нет ли в ней триллеров с «ужасами», с «привидениями», книг с участием экстрасенсов, с «заговорами», фантастических произведений, которые за редким исключением, отражают реалии бесовского мира, а также астрологических прогнозов, гороскопов и прочей бесовщины, которую держать в православном доме совершенно недопустимо, а то и просто опасно с духовной точки зрения.

Святыни в вашем доме. Для защиты дома от демонских влияний, для освящения всего находящегося в нем следует постоянно использовать святыни: крещенскую воду, ладан, святое масло.

Крещенской водой следует окроплять углы всех комнат крестообразно, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» . Так же крестообразно можно кадить ладаном, положив его на разожженный уголь (его можно купить в храме) в специальной маленькой кадильнице, либо в простой металлической кружке или даже ложке. Делать это можно сколь угодно часто.

Святыни, приносимые из храма, надо с благоговением, с крестным знамением и молитвой использовать повседневно: после утренних молитв натощак принимать артос, кусочки просфоры, глоток крещенской воды или воды малого освящения. Как быть, если крещенская вода у вас заканчивается? Ее можно развести обычной водой – ведь даже капля ее освящает всю воду. Крещенской водой после молитвы можно кропить всю пищу, поставленную на стол – по примеру того, как делается это в монастырях. Следует также добавлять в пищу святое масло от соборования или от лампад у мощей святых угодников. Этим маслом помазывают крестообразно больные места.

Что делать, если артос, просфоры по нерадению испортились, заплесневели или поточены жуком? Ни в коем случае нельзя их выбрасывать, но отдать в храм для сожжения в специальной печи и непременно покаяться в грехе небрежного отношения к святыне. Святую воду, по давности непригодную для питья, обычно выливают в комнатные цветы.

Особо следует сказать о крестном знамении. Наложенное с благоговением, оно имеет огромную рилу. Сейчас, когда вокруг нас мы видим разгул оккультизма, когда для маркировки продуктов применяют сатанинское число «666», когда мы читаем в газетах о случаях магического воздействия на пищу или предметы, особенно важно осенять крестным знамением все приносимые в дом продукты и вещи, крестить одежду (особенно детскую), перед тем, как ее надеть. Перед тем, как отойти ко сну, надо осенять крестным знамением свою постель со всех четырех сторон с молитвой Животворящему Кресту Господню, приучить детей крестить перед сном свою подушку. Важно относиться к этому не как к каким-то ритуалам, которые помогут сами по себе – но с полной верой, что мы призываем благодатную силу Креста Господня защитить нас от всего недоброго и нечистого.

Вспомним при этом, почему пища, приготовленная в монастырях, бывает особенно Вкусной – даже если она постная. В монастырях осеняют крестным знамением посуду перед тем, как начать готовить, делают все с молитвой. На хранящихся крупах, муке, соли, сахаре сверху бывает начертано изображение креста. Огонь в плите возжигается свечой т неугасимой лампады. Многие православные, подражая этим добрым обычаям, и в своих домах начинают делать так же, чтобы в доме во всем был особо благоговейный строй жизни.

Как обращаться к членам своей семьи? Многие православные даже деток называют не сокращенными, а полными именами их небесных покровителей: не Дашка или Дашутка, но Дарья, не Котик или Коля, но Николай. Можно употреблять и ласкательные имена, но и здесь нужна мера. Во всяком случае в обращении друг к другу должна ощущаться не фамильярность, а любовь. И как прекрасно звучат возрождаемые сейчас трепетные обращения к родителям: «папенька», «маменька».

Если в доме есть животные, нельзя давать им человеческие имена. Кошка Машка, собачка Лиза, попугай Кеша и иные варианты, распространенные даже среди православных, говорят о неуважении к угодникам Божиим, чьи святые имена превращены в клички.

Все в православном доме должно быть сообразно, для всего должно быть свое место. А как поступить в том или ином конкретном случае, лучше посоветоваться с духовником или приходским священником.

Дом православной семьи Правила строительства и оформления сельского дома Интегрированный урок; ИЗО – 5класс и ОПК - 8 класс Использованы тексты книг Д. Усвятовой «Справный дом» и С.И. Беликовой «Русская изба»


РУССКАЯ ИЗБАИз телефильма «Вот моя деревня» (1972)Музыка Евгения Птичкина Слова Михаила ПляцковскогоНаши прадеды любовно Топором тесали бревна, Гвозди крепко забивали, Песни громко запевали. Припев: Ставенки узорные - Тонкая резьба... До чего просторная, До чего просторная Русская изба! Что избе капризы моды?Что ей годы, непогоды! В ней хозяевам не тесно –И для гостя хватит места.Ухмыляются иные, А изба стоит поныне – Не сломалась, не сгорела, Лишь немного постарела. Дорожим мы стариною, Стала нам она родною. Вечно прадедов работа Будет радовать кого-то!


«Бревенчатая изба – как пушкин ская поэзия, гениальна, прилично проста, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг; лаконизм, каким всегда бывает чистая поэзия» Н. В. Гоголь


«Одним из символов Руси, заложенных в нас, где то на генном уровне, является «Русская изба». Она воспета поэтами и художниками, и воспринимается нами как целостная система этических и этнических взглядов, обусловленных не только архитектурными нормами строительства, но и христианским мироощущением и наших предков, и нас.» С.И. Бликова


Изба - колыбель предков, дедов, отцов Максимум разумного, а не развращающего комфорта, максимум уюта, тепла, удобств, экономии времени, при минимуме затрат - времени, горючего, места труда. Идеально использованные объемы - почти без потерь на проходы, закоулки. Изба как место обитания, формирующее мировоззрение поколений. Изба, как продукт мировоззрения. Изба, как форма и способ существования. Изба, как оболочка, материальный показатель основной ячейки государства - семьи


Ну а мы хотим спеть ей гимн. Ее красоте, свету, удобству, гармонии, совершенству и целесообразности. Это не значит, что ее нельзя улучшать, украшать, усовершенствовать, наоборот. Пусть каждый рачительный эстет - хозяин - умелец сделает ее еще удобнее, еще сказочно прекрасной, еще легче для жизни и дыхания, для молитвы и размышлений, - для счастья. Система открытая, Бог в помощь! Строителю в этом поможет изучение опыта предков, выверенного веками.


Цель урока: Познакомить учащихся с обычаями и традициями строительства и заселения русского православного дома. Познакомить учащихся с особенностями планировки и обустройства традиционной русской избы. Обосновать планировку русской избы с особенностями семейного быта в православной культуре.


Если считать, что цель нашей жизни - самоусовершенствование духовное, покаяние, а главное - славить Бога, служить ближнему, радоваться Богом созданному миру и всем смирением со-творчествовать в его украшении и улажении, то мы берем на себя смелость утверждать, что в лучших своих представителях наше крестьянство к этому стремилось - бессознательно, а часто и с полным сознанием, и изба являла этому нужную обстановку и доказательство


Уже в выборе места ее построения предок наш был весьма требовательным - и в практическом и в эстетическом смысле. Старались строиться главным образом по берегам рек, что обеспечивало общение, транспорт, поливку огородов, рыбий промысел и широту горизонта, вид. Вид на церковь на пригорке был также почти обязателен. Из новгородских писцовых книг следует, что на алтарь приходилось около ста душ. Уложение о градостроении уже 16-го века предусматривает, что, в случае загорожения благолепного вида соседу, незадачливому хозяину следует помочь в перенесении хором на другое место.


строились широко - вспомните "московский дворик" Поленова. Недаром сказано даже не двор, а дворик - одного хозяйства, небольшой по тем понятиям. А как широко в нем раскинулись службы, подсобные постройки - амбары, погреб, хлев, сарай. Не скучены - простор


Село, деревня планируется самотеком, естественно однако с вполне определенным критерием, который можно проследить во всех почти случаях на необъятных просторах нашей родины: церковь стоит на самом живописном месте, на пригорке, или на высоком берегу, ее видно отовсюду. Тут же площадь - для сходок, приходских общественных празднований. (На Севере этому служит трапезная). Школа, общественные помещения. В селах побольше - рынок, магазин


Улица чаще всего одна, вдоль дороги или реки. Избы, на юге хаты, в казачьих краях - курени. На севере - фронтом на юг, окнами к солнышку. С видом из окон на речку. В средней полосе, в Сибири - избы глядят на дорогу, сзади службы, потом огороды и бани. Чем холоднее - тем ближе друг к дружке жмутся строения, чем теплее - тем шире разбегаются на простор.


Из книги Дарьи Усвятской «Справный дом» Для строительства дома выбирают «Сильное место» - «Давно еще примечали: как лошадей в ночное гнать, так один-два коника там непременно встанут, постоят. И когда стадо станичное на выпас идет, коровы телые часто отдыхать ложатся. Сила там для живого хорошая, благодатная. А дом ведь это и есть жизнь.» Где нельзя строить дом? «Там, где могила, или кладбище было. Вообще, рядом с кладбищем жить не следует. Мертвое место живому мешать будет. И церковь - тоже нехорошо, когда около дома находится. А уж на месте порушенного храма селиться и вовсе не к добру. Еще где дорога раньше проходила, строиться не след - счастье в доме не задержится.»


«Ну, и по весне еще, перед началом стройки, проверяли - будет там счастье или нет. По всему вышло, что будет. - И как же это проверить можно? - В любой четверг Великого поста в ночь на пятницу надо в том месте, где фундамент планируешь ставить, насыпать зерна по четырем сторонам - на Восток, Запад, Север и Юг. Посредине крестик еще ставят у нас деревянный. С утра, как солнце взойдет, надо идти смотреть. Если зерно нетронутое - место правильное, можно дом ставить. Ну, а если мыши растащили либо ветром разнесло - счастья не жди».


Место, стало быть, мы выбрали. Следом надо время подгадать правильное. Дело такое всегда начинают Великим Постом, на молодике (в новолуние то бишь). Тут и году начало (ты ж знаешь, предки наши, в языческие еще времена, не от января год считали, как мы сейчас, а от Масленицы), и деревья, трава, зелень всякая после зимы просыпаются, и солнышко силу набирает. Все к прибавлению идет, вот и дом новый этой энергией напитывается. Перед тем как фундамент заливать, яму роют квадратную, в размер дома, а на дне ее чертят крест по сторонам света. Крест этот делит место на четыре части. Кто в доме хозяин будет, тот приносит с четырех полей камни и по центру квадратов зарывает. Это, стало быть, для того чтобы детишки в доме водились, как хлеб на тех полях. К Пасхе фундамент заливаем.

«Фундамент заливаем, да не просто так: под него жило кладется. - Как - кладется? Жило это что, какой-то особый строительный материал, что ли? Знахарка улыбнулась: - Нет, доня, жило тут - не лес и не кирпичи, а энергия жизненная. Еще так мы зовем вещи особые, их земле дарят, чтобы дом держала. Раньше петуха с куркой под фундамент закапывали, а теперь кладем шерсти клочок, колос пшеничный и свечку с церкви. Еще монет медных и серебряных накидаем по всем углам. Под стодарник крестик надо зарыть обязательно, и бутылочку со святой водой. - Подо что? - Под стодарник. Место в доме, где иконы висят. Красный угол, то есть. Так вот, - продолжала она, - фундамент мы освятили, можно заливать. К Преполовению он подсохнет, время сруб ставить, чтобы Троицу захватить. Самое доброе время, у нас говорят - без Троицы дом не строится. В Петров пост как раз крышу крыть начинаем».


Сруб уже закончили, настало время "класть матку" - устанавливать матицу, или основную (несущую) поперечную балку потолка. Массивный дубовый брус аккуратно протянули через весь сруб, закрепили на стенах ровно посередине будущего дома. Сверху таким же способом приладили продольную балку; она прошла через центр матицы, и в основе потолка получился крест. Перекрестье обмотали красной шерстяной нитью. Хозяин обошел пространство дома трижды по часовой стрелке; все это время он читал молитву Кресту Господню:


«Да воскреснет Бог, и да расточатся врази его, и да бежат от лица Его ненавидящие его, как исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Господа и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго, и поправшего силу диаволю, и даровавшего нам тебе, Крест свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай нам со Святою Госпожею Девою Богородицей и со всеми святыми во веки веков. Аминь.» Больше в тот день работ не производили; говорят, что день, когда укладывают матицу - особый, он знаменует середину работ. В этот момент дом "крестится", его внутреннее пространство делится на энергетические зоны и начинает потихоньку "оживать", то есть, там появляется жило.


Традиционно обращали внимание на то, какой порядок царит стройке: нигде не валяются ни инструменты, ни измазанные раствором ведра… Даже лестницу, по которой строители забираются в дом (так как порожки еще сырые), убрали во времянку. (Не потому, конечно, что боятся воров - просто должен быть порядок в доме, неважно, достроен он или нет.)


«- Дом должен находиться в гармонии с тем пространством, где он расположен, - и внутри, и снаружи. Небо вверху, земля внизу, степь кругом, хозяйство рядом. По небу солнышко идет, по земле токи* стелются, с каждой стороны свою силу несут. Солнце с Востока на Запад движется, по южному боку».


«Южная стена - чело (лицо) дома, окна прорублены? Чтобы свет весь день в горнице был. Свет небесный - дому святость и от глазу нечистого защита. (Чело ведь на улицу выходит, с дороги его всякий видит - и добрый, и злой.) Токи южные тепло в дом приносят, здоровье дарят …»


С запада в дом богатство течет, достаток, стабильность, потому вход лучше всего там делать. Энергия западная бережь называется, порядок бережет и от растраты хранит. Коли вход с запада расположен, хозяйство дюжеет да крепнет. А если вход в дом с востока – значит хозяин всю жизнь путешествовать будет.


По восточной стене пристраивали каретные сараи, в современном мире – гаражи (восток - сторона кочевая, значит, и транспорту там самое место)


В Северных и Центральных районах к северной (глухой) стене пристраивали скотный двор. В южных районах делали одно два окна на северной стене, а напротив этих окон хозяйственные постройки. Тут же ставят скамью - лето м отдыхать «в холодке»


Русская изба имела прямоугольное основание, ориентированное по сторонам света. Лицом, т.е. фасадом, дом смотрел на юг, вход старались делать с восточной стороны, а печь же располагали с северной. Если по каким либо причинам очаг располагали по левую руку, западной части, то работать приходилось спиной к свету, что было очень неудобно, но и такое строительство жилья было. Крестьянское жилище состояло из клети, избы, сеней, горницы, подклети и чулана. Основное жилое помещение - изба с русской печью.


По православному канону, прежде чем вселяться в новый дом, его необходимо освятить. Любой человек, вселяясь в новый дом, входит в него с надеждой на новую и счастливую жизнь в нём. Но практически никто не знает, кто строил этот дом. Особенно, если говорить о многоквартирных домах. Вряд ли кто-то освящал место, на котором строился этот дом. Поэтому освящение дома или квартиры священником так необходимо.Договориться об освящении дома можно в любом православном храме. После службы, священники выходят, чтобы пообщаться с прихожанами. В этот момент Вы можете подойти, попросить благословения и договориться об освящении. Что происходит, когда священник приходит в незнакомое жилище и приступает к исполнению своих обязанностей? Он начинает молиться. Чинопоследование освящения жилища включает в себя ряд молитв и священнодействий. При освящении жилья священник в молитве призывает благодать Божию на дом сей, просит благословить это жилище и тех, кто будет в нём жить. После чина освящения обязательно над входом дома ставится символ Креста господня. Нередко и сейчас можно увидеть в домах и квартирах над входом «нарисованный» горящей свечой крест. В любом православном храме можно приобрести аккуратные наклейки с изображением Креста


Деревенская русская Изба всегда была насыщена живительным православным духом, русско-славянской чистой родниковой моралью, здоровым интернационализмом, веротерпимостью, неистовым трудолюбием, сердобольностью, учтивостью, религиозностью, добротолюбием, правдолюбием, дружелюбием, чувством национального достоинства, общинным духом, коллективизмом, совершенно уникальным бытом..


Например, на Севере России избы были широкие и с глубокими подпольями, чтобы уберечь хозяев от холода. А подполья или подвалы предназначались для хранения запасов на зиму: квас, мясо, капуста, ягоды, грибы, варенья, мука пшеничная. Решение плана избы просто и лаконично. Изба объединена под общей кровлей с хозяйственными постройками. Для внешнего облика избы характерна живописная асимметрия в размещении крыльца, ворот, ввоза, двора и окон, что придает особый уют


Изба-пятистенка Изба-пятистенка или пятистенок - жилая деревянная прямоугольная в плане постройка, разделенная внутренней поперечной стеной на две неравные части: избу (горницу) и сени (как правило, нежилую комнату) Изба-шестистенка Изба-шестистенка (шестистенок) - дом с двумя поперечными стенами


Поспорим с теми кто считают, что русская изба маленькая и тесная. Над дверьми обыкновенной избы (высота дверей 2 метра) делаются полати, и на них, хотя и пригнувшись, тоже нужно передвигаться (еще метра полтора). И 3,5 - 4 метра высоты внутри избы. И остальные габариты избы 3-4 окошка с простенками тоже в 2-3 метра не вместишь, а на любой фотографии деревенской улицы 3-6-8 окон по фронту в избе подряд. Длинна брёвен для дома имела традиционный стандарт 8 или 10 метров, а в Сибири и на Русском Севере ещё в первой половине ХХ века использовали брёвна 12 и более метров.


В русской избе, обычно ориентированной по сторонам горизонта, красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату


Главное украшение домов составляли иконы. Иконы ставились на полочку или открытый шкафчик называемый божницей. Она изготовлялась из дерева, нередко украшалась резьбой и росписью. Божница довольно часто была двухъярусной: в нижнем ярусе ставились новые иконы, в верхнем - старые, поблекшие. Она располагалась всегда в красном углу избы. Кроме икон на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода , верба, пасхальное яйцо, иногда Евангелие. Туда складывались важные документы: счета, долговые расписки, платежные тетради, поминальники. На божницу часто вешалась занавеска, закрывавшая иконы, или божник


Прежде чем покупать иконы и приносить их в дом, задумайтесь о том, что это не картинки для оформления интерьера. Иконы - это лик Божий в вашем доме, который хранит Вас и вашу семью. Перед ликом икон не сквернословят, не ругаются, с иконами не обращаются небрежно. Иконный угол - это окно из вашего дома в мир Божий, и относиться к нему нужно соответственно.Иконы располагаются в свободном и доступном месте. Выбирая место, необходимо избегать близкого соседства икон с различной бытовой техникой: телевизором, магнитофоном и прочими приборами. Нельзя допускать смешения икон с предметами декоративного убранства (статуэтки, панно и проч.), а также книгами. Недопустимо соседство икон с плакатами и календарями. Располагая иконы таким образом, вы уравниваете изображения на календарях и иконах. В доме обязательно нужно иметь икону Спасителя, Божией Матери и Троицы. Икону Спасителя, как правило, приобретают поясную. А икону Божией Матери можно выбрать по сердцу. Как правило, первая икона - икона Казанской Божией Матери, как покровительницы семьи. Хорошо также иметь в доме образы святых, имена которых носят члены семьи. Также для оберега дома от пожара, приносят в дом икону «Неопалимая Купина», а для оберега от воров образ Иоанна Воина.


В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. Стол был стационарным, глинобитным, и был символом единства и неизменности, быть приглашенным за который, считалось великой честью. Красный угол и стол в нем, вот Алтарь и Престол, где вершилась жизнь семьи, где советом и миром формировалась наша ментальность, где и сватались, и провожали в последний путь. Столешница почиталась как «Божья ладонь», дающая хлеб, поэтому и по сегодняшний день не принято на Руси стучать по столу


Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, происходило действие многих календарных обрядов. В свадебном обряде сватание невесты, выкуп ее у подружек и брата совершались в красном углу; из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели тоже в красный угол. . За тем же столом учатся, читают, рукодельничают, поют.


Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название "красный" означает "красивый", "хороший", "светлый". Его убирали вышитыми полотенцами. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, Для праздничного убранства избы использовалось полотенце


Полотнище белой ткани домашнего или реже фабричного производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом, Они вывешивались на стены, иконы к большим праздникам, таким как Пасха, Рождество Христово, Пятидесятница (день Святой Троицы), к престольным праздникам деревни, т.е. праздникам в честь святого покровителя деревни. Кроме того, полотенца вывешивались во время свадеб, на крестинном обеде, в день трапезы по случаю возвращения с воинской службы сына или приезда долгожданной родни. Полотенца развешивали на стенах, составляющих красный угол избы, и в самом красном углу


Кухня - вот она, вернее бабий кут, но где ему конец? Она не замыкается и в предпраздничной стряпне захлестывает всю площадь, да и участвуют почти все. Но окончилась горячка, и кухня свернулась в этот уголок, не занимая лишней площади. Вот тут под окном можно шить - а если много нужно шить, например приданное заканчивать, то швейная также завладевает и обеденным столом, и лавками, и сундуками. К обеду извольте убраться все по своим местам, в порядке. Порядку же учатся с младенчества - иного не дано. Всему свое время. Опоздал к обеду - мать с любовью накормит в уголочке, да не полагается так. Нежесткая, но настойчивая дисциплина, лад, порядок владеют избой.


Простое, максимально целесообразное жилье освобождает время женщины - хранительницы очага от ненужных, лишних забот о поддержании в чистоте и порядке дома, детей, посуды, белья - для церкви, духовной жизни, детей, помощи мужу, для искуства-рукоделия, наконец, чтобы на завалинке посидеть, на закат полюбоваться, воздать за эту благодать хвалу Создателю и подумать о смысле жизни.


Пространство избы, около 20-25 кв.м, было организовано таким образом, что в нем с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал свое место в общем пространстве. Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи. Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь - под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное - на лавке под полатями или на помосте около печи


Мало кто помнит и знает сейчас, Какая приятная, нужная вещь, В морозы не редко спасавшая нас, Простая кирпичная русская печь Стряпухи у печки работали смело, Умея и зная во всём этом толк, Чтоб аккуратно, спокойно, умело Ухватом поставить чугун на шесток. Видя не редко сноровку такую, Тот, кто не пробовал пищу печную, Вкус её, вряд ли представит сейчас.


В традиционном сознании печь была неотъемлемой частью жилища; если в доме не было печи, он считался нежилым. В системе поведения, где существенно такое противопоставление, как "свой" - "чужой", отношение хозяев к гостю или незнакомому человеку изменялось, если ему довелось посидеть на их печи; как человек, отобедавший с семьей хозяина за одним столом, так и тот, кто сиживал на печи, воспринимался уже как "свой". Обращение к печи происходило во время всех обрядов, основной идеей которых был переход в новое состояние, качество, статус. Печь отвечает и лечебным требованиям. Перегрев помогает избавляться от вирусов, от простуды. И гигиеническим в остывающей печи на худой конец вымыться можно.


Печь выполняла и воспитательные функции. У бабки или деда, на печи всегда есть место и время для приболевшего или обиженного или скучающего внучонка, и связь "через поколение" очень сильна, ко взаимной пользе. Недаром бабушкины сказки и дедушкины поделки и игрушки, а то и были и воспоминания, заполняют нашу литературу. Да и дед и баба у дела - нужны, любимы, ценимы (по заслугам), излучают т получают ласку, не чувствуя одиночества, заброшенности и необходимости в старческих приютах. Основы богословия и морали, истории, этики и эстетики и многое другое внушалось малышам на печи...


Русская печка, как мама , Словно молитву творит. Печь разжигается рано, Пламенем жарко горит. Будто бы грусть листопада, Слышится песня в трубе. Легкий дымок, словно ладан, Благоухает в избе. Звон колокольный из храма Высветил серый восток. Слышно, как возится мама , Ставя чугун на шесток. Русская печка, родная, С детства тянусь я к тебе, Ты, как и мама из рая, В дедовской греешь избе.


Печь украшали с любовью и мастерством Роспись носила либо геометрический характер (мотив солнца), либо изображала цветы. В росписи преобладали зеленый, белый, красный, розовый, желтый, черные цвета