Конспект (НОД) тема: «Звуки и буквы Ч, Щ» (подготовительная к школе группа). Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Анастасия Григорьева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Цель : знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч .

Задачи : - закрепить четкое произношение звука (ч) ;

Закрепление умения давать акустическую характеристику звукам ;

Закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных

суффиксов –чик-, -чек-, чок-;

Закрепить навык чтения и печатания;

Закрепление графического образа буквы Ч ; профилактика оптической дисграфии;

Развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;

Развитие мелкой и общей моторики;

Развитие слухового внимания.

Оборудование : мяч, предметные картинки (точка, тучка, ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка, мягкие модули, кегли, скакалка, счетные палочки, цветные пробки (зеленые, синие, красные, тетради.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой . Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети : Чаще всего слышится звук (ч) .

Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч .

Давайте дадим характеристику звуку (ч) . Произнесите этот звук .

Дети : Ч-ч-ч.

Логопед : Звук (ч) можно пропеть?

Дети : Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч) . Наше горлышко спит или работает?

Дети : Горлышко спит.

Логопед : Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети : Звук (ч) глухой.

Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Илья, дай полную характеристику звука (ч) .

Илья : Звук (ч) согласный, глухой, всегда мягкий.

Основная часть

1. Логопед : Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч) . Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки , слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч] , слог со звуком [ч] , слово со звуком [ч] .

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.

2. Логопед : дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч) . Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч) . Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч) .

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком (ч) логопед предлагает назвать предмет и определить место звука (ч) в слове :

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи .

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч)

Логопед :. Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч) .

Дети называют слова.

3. Логопед : Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

Логопед кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково :

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

4. Логопед – а давайте мы превратимся в птичек

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Рот открыл.

Смотрю я в небо.

Вправо-влево,

Здесь я не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх!

Крылья вниз!

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

5. Логопед : Дети вы помните с каким звуком мы сегодня знакомимся?

Дети : Мы знакомимся со звуком (ч)

Логопед : А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме

Дети : да/нет

Логопед : ребята, кто уже знакомы с буквой Ч , помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули) ; кеглей, скакалки.

Дети знакомые с буквой Ч выкладывают ее из предложенных предметов, остальные дети помогают им.

Логопед : как хорошо вы справились с заданием. Какие буквы вы выложили .

Дети : буквы Ч .

Логопед : предлагаю вам пройти и сесть за стол.

Перед каждым ребенком на столе из счетных палочек выложена фигура

Логопед : ребята, уберите три лишних палочки так,

чтобы у вас получилась буква Ч .

Артем : какая буква у тебя получилась .

Артем : буква Ч .

Слава, а у тебя какая буква получилась .

Слава : тоже буква Ч .

Логопед : дети, у всех получились буквы Ч ?

Дети : Да.

Логопед : перед вами лежат счетные палочки. Выложите справа от буквы Ч букву А .

Дети выкладывают и читают получившийся слог ЧА.

Логопед : Алена, какой первый звук в слоге ?

Алена : первый звук (ч) .

Логопед : а второй звук :

Алена : второй звук (а) .

Логопед : ребята, а если звук (а) заменить на звук (у) какой слог получится?

Илья : получится слог ЧУ.

Логопед : замените букву А , на букву У .

Логопед : Дима, прочитай, какой слог получился.

Дима : читает. Получился слог ЧУ.

Логопед : а теперь поменяйте буквы местами . Выложите букву У слева от буквы Ч .

Логопед : Артем, какой слог теперь получился?

Артем : получился слог УЧ.

Логопед : Алена, а кокой слог у тебя получился.

Алена читает УЧ.

Логопед : Давай все вместе прочитаем. Все дети хором читают УЧ.

Логопед : Дети, выложите слева от буквы У букву Л .

Дима, какое слово у тебя получилось.

Дима : ЛУЧ.

Логопед : Слава : а у тебя какое слово получилось?

Слава : ЛУЧ.

Логопед : Алена, Илья, Артем, прочтите какие у вас получились слова.

Читают хором ЛУЧ.

Логопед : сколько слогов в слове ЛУЧ.

Дети : один слог.

Логопед : А сколько звуков в слове луч ?

Дети : три звука .

Логопед : возьмите пробки и выложите схему слова ЛУЧ.

Дети выкладывают схему слова.

Логопед : Алена, какой первый звук ?

Алена : первый звук (л) . Он согласный и твердый, обозначается синим цветом.

Логопед : Слава, какой второй звук ?

Слава : второй звук (у) . Он гласный, обозначается красным цветом.

Логопед : Дима, какой третий звук в слове ЛУЧ .

Дима : третий звук (ч) , он согласный и мягкий, обозначается зеленым цветом.

6. Логопед : ребята, предлагаю побыть немного волшебниками и из маленькой точки сделать большую тучку.

Дети : да, мы согласны

На доске две картинки точка и тучка.

Логопед просит детей написать в тетрадях слово точка.

Логопед : а как же нам теперь точку превратить в тучку?

Дети : предлагают свои варианты.

Логопед : (если никто из детей не догадывается, логопед дает подсказку) я вам дам подсказку – какой звук надо изменить в «точке» , чтобы получилась «тучка»

Артем : звук (о) надо заменить на звук (у) .

Логопед : да, дети, Артем прав.

Один ребенок выходит к доске и записывает слова, остальные дети пишут эти слова в тетрадях.

Подведение итогов :

Логопед : Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поработали.

Вы запомнили с каким звуком и буквой мы познакомились ?

Дети : Да, со звуком и буквой Ч .

Логопед : На этом мы с вами заканчиваем, но прежде чем вы уйдете в группу , проверим, как хорошо вы запоминаете.

Уйдет тот, кто назовет слова со звуком (ч) .

Каждый ребенок называет по одному слову и уходит.

Татьяна Никифорова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство со звуком Ч и буквой Ч»

Интеграция ОО : «Познание» , «Социализация» , «Коммуникация»

Тема : Знакомство со звуком Ч и буквой Ч

Группа : подготовительная к школе

Программное содержание : Воспитательные задачи : Воспитывать у детей терпения и выдержку. Воспитывать доброжелательное и уважительное отношение к друг другу.

Развивающие задачи : Развивать у детей психические процессы (внимание, память, мышление, воображение) . Развивать моторику с помощью графического диктанта. Развивать фонематический слух через игру «Хлопушка» . Через малоподвижные игры развивать эмоциональную сферу.

Образовательные задачи : Знакомство со звуком [ч] , с буквой [ч] и правилом что звук [ч] всегда мягкий согласный. Называть слова с заданным звуком , определять звук в слове . Продолжать учить детей составлять предложения из 3 – 4 слов.

Предварительная работа :

Материал и оборудование :

Продолжительность : 30 минут

Место проведения занятия : групповая комната

Этапы занятия :

I Знакомство и разбор звука и буквы Ч

II Дидактическая игра «Хлопушка»

III Дидактическая игра «Кто назовет больше слов со звуком Ч »

IV Дидактическая игра «Назови ласково»

V Физминутка «Тик – так»

VI Сюрпризный момент «Необычные часы»

VII Речевая зарядка

VIII Пальчиковая гимнастика «Замок»

IX Графический диктант

X Анализ занятия

Ход занятия:

I Воспитатель : Мы сегодня на занятии познакомимся с новым звуком и новой буквой , будем составлять предложения, напишем графический диктант. Сейчас я вам загадаю загадку :

Ног нет, а хожу

Рта нет, а скажу

Когда спать

Когда встать

Когда работу начинать. (Часы)

Кто угадал, поднимаем руку.

Воспитатель : Правильно, это часы. Назовите первый звук в слове «ЧАСЫ» (Ч) . Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком – Ч . Посмотрите и послушай те когда мы произносим звук Ч язык находится за верхними зубами. Произнесите звук Ч несколько раз .

Дети, самостоятельно произнося звук Ч

Звук Ч обозначается вот такой буквой Ч

Воспитатель показывает демонстрационную карточку с буквой Ч

Воспитатель : Что это за звук ? (согласный) Правильно это согласный звук , потому что он встретил преграду во рту и не поется. Давайте, приложим ладонь к горлу и послушаем, вибрирует ли наше горлышко, при произношении звука Ч . Нет, не вибрирует, значит, этот звук глухой . Ребята, запомните, что звук Ч всегда мягкий . Ребята, давайте все вместе повторим хором звук Ч - согласный , глухой, мягкий.

Дети повторяют вместе с воспитателем

II Воспитатель : Поиграем игру «Хлопушка» . Хлопните в ладоши если услышите звук Ч : Д, Т, Б, Ч, П, ДА, БА, МА, ЧА, ЧУ, ДУБ, ТУМБА, ЧАШКА, ЦВЕТЫ, ЛАСТОЧКА. Молодцы.

III А теперь, следующая игра «Кто назовет больше слов со звуком Ч » , за каждое правильное слово я вам буду давать фишку. Но вы должны мне сказать где спрятался звук Ч в начале , в середине или в конце слова. Проходит игра

IV Дидактическая игра «Назови ласково» :

Кольцо - …

Курица - …

Огурец - …

Палец - …

Пуговица - …

Птица - …

V Физминутка «Тик – так»

Тик – так, тик – так,

Все часы идут вот так :

Тик – так, тик – так,

Смотри скорей, который час.

Тик – так, тик – так,

Налево раз, направо два.

Мы тоже можем так.

Тик – так - тик – так.

VI Воспитатель : Посмотрите, на картинку на ней изображены необычные часы. А чем они необычны? Правильно, необычные часы вместо цифр изображены буквы .

Воспитатель двигает по циферблату стрелку и вместе с детьми произносят звуки : А,О,И,Е,У (на циферблате буквы обозначены красным цветом) .

Какие буквы мы прочитали ? (ответы детей) Почему они называются гласными? (ответы детей) Ребята, посмотрите, а теперь на середине нашего циферблата у нас появилась буква ? Почему она обозначена зеленным цветом? (ответы детей)

А теперь мы с вами, ребята, читаем слоги : ЧА, ЧО, ЧИ, ЧЕ,ЧУ. Читаем наоборот : АЧ, ОЧ, ИЧ, ЕЧ, УЧ. Слоги прочитываем несколько раз, можно индивидуально, для закрепления.

VII Речевая зарядка :

Ча – ча – ча – мы увидели грача.

Чу – чу- чу – молоточком я стучу.

Чо – чо – чо – греет солнце горячо.

Чи – чи – чи – вкусны пироги в печи.

Оч – оч – оч – наступила ночь.

VIII Пальчиковая гимнастика «На двери весит замок»

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы

Покрутили,

Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.

Потянули

Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.

И открыли!

Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны. Стишок нужно читать не очень быстро, но четко и ритмично, чтобы движения малыша совпадали с ритмом. Особенно выделяйте финальное «открыли» , малыши очень любят демонстрировать, как широко они открыли замочек.

IX Графический диктант :

Две клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки вправо, четыре клетки вверх, две клетки вправо, десять клеток вниз, две клетки влево, четыре клетки вверх, четыре клетки влево, шесть клеток вверх.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что у вас получилось? Правильно, молодцы! Возьмем зеленый карандаш и закрасим букву в зеленый цвет . Почему мы закрашиваем букву зеленым карандашом ? (ответы детей) .

Велижанина Елена Олеговна,

воспитатель

МАДОУ детский сад №165

Цель:Способствовать развитию звукобуквенного анализа; закрепить умение определять место звука в слове; составлять слова из букв; отгадывать загадки; развивать графические навыки; совершенствовать навык чтения, выразительность речи; формировать интерес к учебной деятельности.

Оборудование:«Волшебный сундучок», карточки со словами; картинки; магнитная азбука; карточки-схемы; листы для индивидуальной работы; простые карандаши.

Сегодня я предлагаю вам поиграть с «Волшебным сундучком». Чтобы сундучок открылся надо выразительно сказать:

«Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок»,

(Дети читают и изменяют слова).

Какой звук чаще всего повторялся в нашей игре с сундучком? (Ч)

Дайте характеристику этому звуку. (Согласный; глухой; мягкий).

Сегодня он у нас в гостях. Как и все звуки, он любит прятаться в словах.

Назовите слова со звуком «Ч», определите его позицию в слове.

(чайник; туча; ночь; ручка; пчела; черепаха; мяч; врач; чашка …)

Хотите еще заглянуть в «Волшебный сундучок»?

Повторите слова: «Сундучок, сундучок приоткрой свой бочок».

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет.

Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет?

Ваши помощники – первые звуки слов. Из них составьте слово.

(на доске картинки: кот, лиса, юла, чайник)

– Составьте звуковую схему слова КЛЮЧ.

Сколько звуков в слове? Сколько гласных, согласных звуков? Назовите твердый согласный звук, мягкие согласные. Сколько в слове слогов?

Где в этом слове стоит звук «Ч»? Кто найдет букву, которой мы обозначим звук «Ч»? На что похожа буква?

Ч – вы правильно решили –

Пишут так же, как четыре.

Только с цифрою, друзья,

Путать букву нам нельзя.

Найдите все буквы Ч на своих листах.

(Дети обводят в кружок все буквы «Ч»)

Ч О И Б Ч Р К Т С Л Б

Ц Ч Р Д И Ч К М Е Д Ч

Р В А Ь Ч Ю Н А И Ч У

Ф Э П У Ч Ы Й Л А В З

Физкультминутка: «Часы».

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так:

Тик-так, тик-так.

(Дети наклоняют голову то к одному, то к другому плечу)

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Раскачиваются как маятники)

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже можем так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

(Наклоняют голову от плеча к плечу).

Заглянем в «Волшебный сундучок», интересно, какую еще игру он нам предложит?

воспитатель достает карточку со словами):

Много с буквами хлопот,

Уж такой они народ.

А когда с умом, толково

Их построишь в четкий ряд,

Превратятся буквы в слово

И с тобой заговорят.

Помогите буквам встать на свои места:

Ч 3 А 4 Т 1 У 2 ; К 5 Ч 3 И 4 М 1 Я 2 ; Ч 1 Ы 4 А 2 С 3

Придумайте предложение с этими словами.

Попросим наш сундучок еще с нами поиграть?

(Дети повторяют слова: «Сундучок … »,

воспитатель достает карточку со словами):

Есть перекрестки особого вида:

Их образуют дороги-слова.

Захочешь по ним прогуляться без гида –

Не ноги готовь, тут нужна голова.

Отгадайте загадки, а отгадки напишите в клеточках кроссворда.

По горизонтали

1.Не сердятся, а усами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся.

2. Нахмурится, насупится,

В слезы ударится –

Ничего не останется.

по вертикали:

1. Из горящего колодца

Через нос водица льется.

Разгадайте кроссворд:

С какой буквой познакомились?

Кто знает веселые стихи, скороговорки, считалки в которых встречается звук «Ч».

(Дети рассказывают стихи).

Используемая литература:

Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1996. – 384 с.

Хлебовец Л. Н. Кроссворды – смешинки в стихах и картинках. – Ми.: Элайда, 1999. – 144 с.

Колесникова Е. В. «Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников». – М.: Издат-во «АКАЛИС», 1996. – 80 с.

Программа:

От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.

(подготовительная группа)

Цели:

Образовательные: познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву; научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам; закреплять правильный графический образ буквы.

Развивающие: развивать связную речь; развивать фонематический слух и фонематическое восприятие; развивать внимание, память; развивать интерес к чтению через игру.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе, учить выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование:

Волшебный мешочек;

Клубочек;

Предметы отгадки на загадки;

Буквы Ч, ч, У, Ю, Ы, И, А, Я, О, Ё;

3 мешочка со схемой слова;

Карточки с правилами написания сочетаний ча – чу;

Игровое поле для игры «Почитай-ка» - 4 шт.;

Кубики игральные – 4 шт.;

Карточки с текстом для индивидуальной работы;

Простые карандаши;

Музыкальный центр, музыка.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Звучит приятная музыка, дети садятся в кружок.

1. Орг. Момент.

Ритуал начала занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла для вас волшебный мешочек, а в нем лежит волшебный клубочек, который поможет поднять нам настроение на целый день. Мы будем передавать клубочек по кругу, говоря при этом добрые пожелания друг другу.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

2. Основная часть.

Воспитатель: В начале занятия я сказала, что мешочек волшебный. В нем спрятались загадки. А вы умеете отгадывать загадки? Верные отгадки на загадки будут появляться на столе.

Загадки:

1. Сам верхом, а ноги за ушами? ОЧКИ.

2. В портфеле я её ношу, ей в тетради я пишу. Замечательная штучка – самопишущая … РУЧКА.

3. Хвост во дворе, нос в конуре, кто его повернет – тот и в дом войдет. КЛЮЧ.

4. Она нужна, чтоб сок налить или горячего чайку попить. ЧАШКА.

5. Ног нет, а хожу, рта нет, а время скажу. ЧАСЫ.

6. Если что болит – не плачь, тебе поможет мудрый … ВРАЧ.

7. Висит груша, нельзя скушать. ЛАМПОЧКА.

8. Горячий, с лимонным ароматом, с вареньем и медом, а можно и с мятой! ЧАЙ.

9. Ударишь – не плачет, подбросишь – поскачет. МЯЧ

Воспитатель: Ребята, посмотрите отгадки. Что общего во всех этих предметах? (В названии этих предметов есть звук Ч.)

Воспитатель: Давайте произнесем этот звук. Его можно пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

Воспитатель показывает как правильно произносить звук Ч. (Когда мы произносим звук Ч, губки немного вытягиваются в трубочку, зубки почти сомкнуты язычок упирается в верхнее небо.)

Воспитатель вместе с детьми дает характеристику звуку Ч: согласный, мягкий, глухой.

Воспитатель: Ребята, в моем волшебном мешочке оказалось еще 3 мешочка, а на них схема слова, указывающая местоположение звука Ч в слове. Давайте, предметы отгадки разложим по мешочкам. (1 - звук Ч стоит в начале слова, 2 - в середине, 3 - в конце.)

Д/игра «Раздели на группы»

Физ.минутка «Как мячики»

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики,

Ножками топают,

Ручками хлопают,

Головой кивают,

Все вместе отдыхают.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какой буквой на письме обозначается звук Ч.

Воспитатель знакомит детей с заглавной и строчной буквой Ч.

Воспитатель: На что похожа буква Ч?

Воспитатель: Буква Ч дружит с гласными буквами. А с какими, вы узнаете послушав сказку.

Жила – была на свете буква Ч а рядом гласные У, Ю, Ы, И, А, Я, О, Ё.
Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили сыграть в прятки. Выпало водить букве Ч, остальные побежали прятаться. Сидят гласные буквы, ждут, когда их найдут. Буква Ч везде заглянула – многих нашла. Вот только не смогла найти гласные Ы, Ю, Я. Искала, с ног сбилась, усталая и голодная поздно вечером возвращалась она домой. Вдруг видит: сидят гласные Ы, Ю, Я, пьют чай с пряниками и смотрят телевизор. Обиделась буква Ч – и с тех пор дружба у них врозь. Никогда не стоит она больше рядом с гласными Ы, Ю, Я, а дружит только с И, А, У, О, Ё. Так в русском языке появились сочетания ЧА, ЧУ. Их надо запомнить.

На мольберте появляются правила ЧА – пиши с буквой А, ЧУ – пиши с буквой У.

Дети с воспитателем хором повторяют правила.

Чтение слогов. Знакомство с правилом написания сочетаний ча – чу.

Д/игра «Почитай-ка» (чтение слогов, слов в группах)

Дети делятся на команды с помощью воспитателя.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я предлагаю вам самостоятельное задание. Вам необходимо найти в тексте все буквы Ч и зачеркнуть (задание выполняется на время).

Работа с текстом: «Найди букву Ч и зачеркни»

Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили ваквариумс чистой водичкой.
Девочка кормила егочервячкамии чистила твердый панцирь.
Ночью чудо
прячется под листочками.
А днем греет
бочок на солнце.
Танечка
очень любит своё чудо.

Воспитатель: Ребята, прочитайте подчеркнутые слова в этом тексте.

Придумайте предложение с любым подчеркнутым словом.

3. Итог.

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым интересным?

Ритуал окончания занятия: «Солнечные лучики»

Дети встают в круг и берутся за руки, произносят следующие слова:

Мы дружные ребята,

Мы ребята дошколята.

Пусть всем будет хорошо,

Будет радостно, светло.

Литература:

1. Бондарева Л.Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Ярославль: Академия развития, 2008.

2. Волина В.В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.

Почтальон Печкин принес посылку.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Научить правильно произносить звук [Ч].
  • Совершенствовать навыки аналитико-синтетической деятельности, развивать фонематические представления.
  • Упражнять ребенка в словообразовании.
  • Учить производить самостоятельный звукослоговой анализ слов.
  • Учить преобразовывать слова с помощью букв разрезной азбуки, читать и писать печатными буквами.

Материал. Посылка с набором предметов (перчатки, очки, ручка, ключ, часы, чашка, колечко, цепочка, чулки, лампочка и др.); картинки со звуком "Ч"; разрезная азбука.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: Что у меня в руках? (Посылка). Скажите это слово ласково. (Посылочка). Посылка тяжелая, ее не поднять. Покажите, как тяжело было ее нести. Дети имитируют напряжение .

А мою посылочку нести легко. Имитируется расслабление .

Логопед: Ребята, кто знает, где отправляют посылки? (на почте ).

Кто разносит посылки по адресам? (почтальон)

Угадайте самого известного почтальона из мультфильма (почтальон Печкин ).

2. Сообщение темы занятия

Логопед: Во всех словах есть похожий звук. Дети, вы догадались, какой звук мы будем изучать? (Звук "Ч"). Наша посылка от Почтальона Печкина, а в ней задания. Печкин просит помочь ему. Поможем?

3. Характеристика звука ч по артикуляционным и акустическим признакам

Логопед: Для начала давайте я расскажу о звуке "Ч". (При произношении звука губки в улыбке, зубки заборчиком, кончик языка поднят вверх и ударяется в бугорки.Звук произносится от быстрого произнесения звуков ТЬ и Ш. Звук глухой, горлышко молчит).

Характеристика звука - согласный, ВСЕГДА мягкий, обозначаем зеленым цветом. Запомните, звук ч всегда мягкий, у него нет братца - твердого звука.

4. Произношение звука ч в слогах. Звукослоговой анализ и синтез

Логопед: Дети, хотите посмотреть, что в посылке? Выкладываются предметы, и дети называют их.

Первое задание .

Логопед: Нужно найти предметы по первому и последнему звуку. Печкин загадал слова, а вы угадайте их.

В нем первый звук Ч, последний - Ы? (Часы).

А слово, в котором первый звук К, последний - Ч? (Ключ).

А в этом слове первый звук Ч, последний - А. (Чашка).

Логопед: Ребята, давайте сами придумаем слова. Какое слово задумали вы (2-3 ребенка). Дети придумывают слово, в котором есть звук Ч, а так же называют первый и последний звук.

Второе задание .

Логопед: Печкин просит вас собрать рассыпанные звуки: Р У Ч К А. Какое слово получилось? (Ручка.) Выложите это слово при помощи квадратиков.

Дети обозначают слово символами.

Логопед: Сколько согласных звуков в этом слове?

Между какими звуками слышится звук "Ч"?

Ответы детей.

Логопед: Вы хорошо выполнили задания, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слово на слоги. (на доске КАРТИНКИ). Деление слов на слоги с помощью хлопков. Я назову первый слог, а вы дополните слово: лам... (почка), це... (поч ка). Чем похожи эти слова? Ответы детей. Назовите слова, в которых последний слог - ки. (Оч-ки, чул-ки, пер-чат-ки).

Выделение ударного слога.

Третье задание .

Логопед: Печкин хотел придумать стихотворение, но у него не получилось подобрать рифмы. И он просит вас подобрать рифмы к словам? Давайте покажем ему как это сделать. Подбор рифм к слову почка.

(Дочка, кочка, мочка, точка, ночка, бочка).

Логопед: А теперь подберем рифмы к слову сверчок. (Каблучок, колпачок, бычок, бочок).

5. Физкультурная минутка

Чок-чок-чок, ручки на бочок,

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

Ножками топочут,

Весело хохочут.

Дети сопровождают стихи имитацией всех действий.

6. Развитие связной речи. Загадки - описания предметов.

Четвертое задание .

Логопед: Печкин приготовил для вас загадки.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела. Пейте чай, вода вскипела. (Чайник)

Пять мальчиков, пять чуланчиков. Каждый мальчик - в свой чуланчик. (Перчатка).

Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке. Ниточка в реке. (Удочка).

Повторите отгадки со звуком Ч.

Логопед: А сейчас придумайте свои загадки-описания со звуком Ч.

Дети придумывают загадки-описания об окружающих предметах. 2-3.

7. Знакомство с буквой Ч

Ч - вы правильно решили -

Пишут так же, как «4».

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя. /В. Степанов/

На что еще похожа буква Ч?

Детям предлагают найти букву Ч в буквенной кассе.

8. Чтение слов

Пятое задание.

Логопед: Последние задание от почтальона Печкина, нужно отгадать и прочитать слова.

На наборном полотне выставляется четыре слова из трех, четырех, пяти и шести букв: чай, часы, чашка, чайник, в которых закрыты первые буквы. Дети отгадывают, какие буквы закрыты, и прочитывают слова. Составление слов с буквой ч из разрезной азбуки.

9. Итог занятия. Оценка деятельности детей на занятии.

Логопед: Ребята, вы справились со всеми заданиями. Будем еще ждать посылок от Печкина.