Крестная дорога иисуса христа. Храм Гроба Господня: завершение Пути Скорби. Где-то здесь его судил Понтий Пилат

Карта Старого города Иерусалима с показом Крестного Пути Христа

Путь Скорби или Крестный Путь, по-латыни называемый Виа Долороза, определен католической церковью в XVI веке. Изначально это было не название улицы, а ритуал шествия пилигримов по улицам Иерусалима. Крестный Путь разбит на 14 остановок (станций), хотя были варианты разбиения его на 7, 12 и даже 27 остановок. Современная традиция остановок Крестного Пути сложилась в XVII веке под влиянием францисканцев.


Городская застройка Иерусалима, многократно разрушаемая и возводимая вновь, сохранила лишь общее направление Крестного Пути. На улицах течет повседневная жизнь крупного туристического центра: толпятся люди, приехавшие сюда со всех концов света, суетливые торговцы назойливо предлагают свой товар. Все это мешает молитвенной сосредоточенности и грубо вторгается в глубинные переживания верующего; но и во времена Христа эти места выглядели почти так же. Так же суетились занятые будничным трудом люди, так же шумела вокруг толпа, в то время как Он нес Крест, восходя на Голгофу.


Паломники, посещающие Иерусалим, в благоговейном молчании следуют по Крестному Пути, неся в руках кресты из оливкового дерева, с частицами Святой Земли. Эти кресты, приложенные ко всем святыням Иерусалима, хранят потом всю жизнь с особым благоговением.

Первая остановка у католиков - это место бичевания Христа, которому посвящен францисканский монастырь Бичевания, состоящий из двух капелл: капеллы Креста, где, по преданию, на Иисуса возложили крест, и капеллы Бичевания, в куполе которой помещен терновый венец.


Францисканский монастырь Бичевания. Капелла Креста


Капелла Бичевания


Капелла Бичевания с терновым венцом в куполе

Православные начинают Крестный путь чуть дальше - с Претории, где находилась Темница Христа. Здесь же на нижних уровнях обнаружены еще несколько темничных помещений, где, по-видимому, содержался под стражей Варавва и другие разбойники.


Претория. Темница Христа

Темница Христа - небольшая пещера с каменной скамьей, в которой проделаны отверстия для ног; в них продевали ноги узника. При темнице - греческая православная церковь.



Подземелья крепости Антония, в которой находился Преториум

От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы [можно было] есть пасху.
(Иоан.18:28)

Претория была резиденцией римского наместника Понтия Пилата, она располагалась в выстроенной Иродом Великим крепости Антония к северу от Храмовой Горы. Несколько крытых переходов-арок были переброшены от крепости Антония к Иерусалимскому Храму; одна из них сохранилась, хотя и в перестроенном виде, и носит название «Esse Homo» - «Се Человек».


Арка «Esse Homo» - «Се Человек»

Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им [Пилат]: се, Человек!
(Иоан.19:5)

Значительная часть крепости Антония сохранилась под францисканским монастырем Сестер Сиона. Здесь можно видеть цистерны для сбора воды, построенные в период Второго Храма и носящие название бассейны Струтиона; но главное, что влечет сюда паломников - огромные каменные плиты, бывшие частью Лифостротона - каменного помоста, где состоялся последний суд над Христом.

С этого [времени] Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.
Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.
Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!
Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
(Иоан.19:12-16)

Страшно представить, что по этим самым камням ступала нога приговоренного к казни Спасителя.

Плиты Лифостротона несут подлинную летопись жизни, протекавшей на них два тысячелетия назад. Сохранились желобки для отвода воды; насечка против скольжения конских копыт; нацарапанные римскими солдатами поля для игры в кости. Благоговейное молчание и молитва царят в этих подземельях.

Дальнейшие остановки Крестного пути посвящены как событиям, отраженным в Евангелиях, так и сохраняемым в преданиях.

Армянская католическая капелла построена на месте где, согласно преданию, Иисус в первый раз упал под тяжестью креста (третья остановка). Другая армянская капелла посвящена месту, где стояла Пресвятая Дева Мария, со скорбью наблюдая за жестокой процессией (четвертая остановка).


Францисканская капелла (пятая остановка) отмечает место, где был остановлен Симон Киринеянин, шедший с поля, которого заставили помочь Иисусу нести крест. (Матф.27:32, Мар.15:21, Лк.23:26)

Рядом с капеллой один из камней в стене отполирован руками и губами паломников: по францисканской традиции в этом месте Иисус оперся рукой о стену. На самом деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.



Шестая остановка посвящена святой Веронике, которая отерла грязь и кровь со лба Иисуса, при этом на платке осталось изображение Его Лица. На месте дома святой Вероники уже в VI веке существовал монастырь, сейчас здесь греческая православная церковь.


На месте, где согласно преданию Иисус упал во второй раз, находится маленькая коптская церковь (седьмая остановка).

Восьмая остановка отмечена круглым камнем с надписью «NIKA» и посвящена обращению к дочерям иерусалимским: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лук.23:27-31)

Виа Долороза начинается в мусульманском квартале возле ворот святого Стефана, или Львиных ворот в Старом городе Иерусалима у ворот мусульманской религиозной школы Эль-Омария.

Первая станция - здесь Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.

(Мф.27:22-23,26: Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.)

В былые времена тут на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми.

Сейчас от башни Антония ничего не осталось. На ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. Во дворе его находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен.2

Вторая станция

Вторым стоянием считается церковь Бичевания.

Здесь Иисус подвергся бичеванию, его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь же он принял крест.

(Мф.27:27-31: Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие...)

Купол часовни Бичевания символично украшает мозаичный терновый венец. От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами "Се человек!"

Третья станция

Место первого падения Христа считается третьим стоянием.

Это место отмечено небольшой часовней, с 1856 года она принадлежала Армянскому Католическому Патриархату, однако в первой половине ХХ века она находилась под польским патронатом. В 1947-48 годах была реставрирована на пожертвования польских военных. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Четвертая станция

Двигаясь чуть дальше по улице Виа Долороза, мы подходим к четвертой остановке - здесь Иисус встретился с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией.
(Стояние не упоминается в Библии.)
Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы.

Над входом барельеф, изображающий встречу.


Пятая станция

На углу улицы Виа Долороза и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути.

Здесь дорога к Голгофе начинает подниматься. Вполне вероятно, что римские солдаты, видя, насколько изможден Иисус, стали опасаться, что у Него не хватит сил дойти до места казни. В это время на пути им встречается некий прохожий Симон Киренянин, которого заставляют нести крест Христа.

(Мф.27:32: Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.)

Иудей Симон происходил из ливийского города Кирены, а его сыновья были известными и уважаемыми в Иерусалиме людьми.

По некоторым преданиям, после всего увиденного по пути на Голгофу Симон стал последователям Иисуса.



Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.


Этот камень отполирован руками и губами паломников. На самом же деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.

Шестая станция

Шестое стояние Скорбного пути - это встреча с Вероникой.
(Стояние не упоминается в Библии.)
По церковным преданиям, она вышла из своего дома ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде.

На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса. Сейчас он находится в Соборе Святого Петра в Риме.

Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.


Седьмая станция

Седьмая остановка - второе падение Иисуса Христа.
(Стояние не упоминается в Библии.)
Здесь по преданию, изможденный Иисус вновь упал на пути к Голгофе. Это место отмечено на перекрестке Via Dolorosa и шумной базарной улицы Сук-хан эс-Зейт, что означает «Масличный рынок».

На место второго падения находится остаток колонны, а рядом располагается францисканская часовня. Предполагается, что, выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь.

Судными они назывались по тому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию.

Кстати, вблизи порога Судных врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием. Его было достаточно, чтобы человек мог пройти в него согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались.

Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко». Именно она упоминается Спасителем в известной притче: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лук. 18:25)

Восьмая станция

Обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалима считается восьмой остановкой.

За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его: "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима.

Лк.23:28-31: Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.


Девятая станция

Девятая станция - место третьего падения Христа.
(Стояние в Библии не упоминается)
У входа в эфиопский монастырь в неглубокой нише находится колонна, обозначающая место, где в третий раз упал Христос. Отсюда он и увидел Голгофу.

Десятая станция

Остальные пять станций Виа Долороса находятся в Храме Гроба Господня.


Десятая станция - снятие одежд.

На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.


(Мф.27:33-36: И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там.)

Первое что поражает, пишут очевидцы, когда оказываешься перед Храмом Господня - это размеры площади.

Наблюдая в Великую Субботу схождение Благодатного Огня, создается впечатление, что тут огромные пространства.

На самом деле постройки христианского квартала очень плотно обступили Храм, из-за этого сложно составить полное представление о его архитектурных формах.

Одиннадцатая станция

Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

(Мф.27:37-42: и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него...)

Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.

Двенадцатая станция

Двенадцатая станция - смерть Иисуса Христа на кресте.

(Мф.27:45-50,54: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.)

Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.


Тринадцатая станция

Снятие с креста.

(Ин.19:38: После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.)

Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.



Камень Помазания накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад. Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.



Справа от Камня Помазания справа видны ступени, ведущие на Голгофу.
Следуя влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера. Это последняя остановка...

Четырнадцатая остановка

Четырнадцатая остановка - положение во гроб.

(Мф.27:59-61: И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.) Над Гробом Господним установлена кувуклия.

Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.

Кстати, кувуклией в наше время называется мраморная часовня. Она перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень.

Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.

По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию.

Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.

Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по количеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.

Для меня Иерусалим это прежде всего место, где был распят Иисус Христос. Поэтому так важно было для меня пройти по пути Христа – Скорбный Путь на Голгофу.
Я хотел реально прочувствовать всё то, что описал в своём романе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак». И я прочувствовал, как жарко в середине дня, когда 35 градусов в тени, и как хочется пить, и как тяжело подниматься по узким, переполненным праздной толпой и торговцами, улочкам.

Скорбный Путь Христа на Голгофу – Via Dolorosa – проходит по арабскому кварталу.
Арабы зарабатывают на всём. Они даже помещение, где раньше находилась претория и содержался последнюю ночь в темнице Христос перед казнью, (сейчас там находится арабская школа), превратили в место дохода – продают билеты за просмотр.
Когда я шёл по Via Dolorosa, арабский мальчишка, глядя на мой путеводитель, сказал мне – «crezy», и покрутил пальцем у виска.
Любопытно одновременно слышать призыв на молитву мусульман, видеть, как иудеи спешат в синагогу, и как христиане несут крест по Via Dоlorosa, слышать звон колоколов и шум торговцев.

Кажется, наибольшее участие на святой земле принимают монахи-францисканцы. Их многочисленные церкви, миссии и поведение вызывают огромное уважение.
По пятницам монахи-францисканцы проходят с символическим крестом весь Путь Христа на Голгофу. В другие дни так же проходят Скорбный Путь группы христиан из разных стран, что показано в моём видео.

На самом деле, это не обязательно «то самое» место, по которому действительно прошёл Иисус. Это место, почитаемое церковью в память тайны жизни Христа; место, которое считается священным верующими.

Via Dоlorosa или «Путь страданий» ведёт по извилистым узким улочкам Старого города в Иерусалиме от монастыря «Ессе Хомо» к Базилике Гроба Господня. По традиции считается, что по этому пути, неся свой крест, прошёл Христос от преторского судилища Пилата в Антонии к месту распятия – Голгофе (Лобному месту).
На пути расположены четырнадцать остановок крестного пути. Каждая остановка (станция - station) символизирует событие или священную память.

1-я остановка – место, где Иисус был приговорён к смерти – внутренний двор школы Аль-Омария, где раньше была расположена римская крепость.
2-я остановка – где на Иисуса возлагают терновый венец и где Он принимает свой Крест. Обе францисканские капеллы Осуждения и Бичевания частично расположены над Лифостротосом, где по традиции Иисус был осуждён на смерть.
3-я остановка – где Иисус первый раз падает под крестом. На углу улицы Эль-Вад находится польская часовня. Барельеф Тадеуша Зелинского над входом рассказывает о падении Иисуса под крестом.
4-я остановка – где Иисус встречает свою Мать. Традиция гласит, что Богородица стояла у дороги, чтобы увидеть своего сына. Здесь эта маленькая армянская католическая часовня напоминает о её печали.
5-я остановка – где Симона Киринеянина заставляют нести Крест. Пятая остановка крестного пути отмечена францисканской часовней на том месте, где Виа Долороза медленно начинает подниматься на Голгофу.
6-я остановка – где Вероника вытирает пот с лица Иисуса. Алтарь с семисвечником в часовне монастыря младших Сестёр Иисуса. Он восстановлен в 1953 году на месте, где, как считается по традиции, находился дом Вероники.
7-я остановка – где Иисус падает второй раз. Большая римская колонна, расположенная во францисканской часовне, отмечает место второго падения Иисуса. Традиция говорит, что здесь был вынесен приговор об осуждении его на смерть. Отсюда христианское название этого места: «Ворота Осуждения».
8-я остановка – где Иисус печалился о женщинах Иерусалима. Она отмечена латинским крестом на стене греческого монастыря.
9-я остановка – где Иисус падает третий раз. Римская колонна отмечает девятую остановку. Рядом с ней находятся апсида и крыша Базилики Гроба Господня, напоминающие о падении Христа при виде будущего места распятия.
10-я остановка – где с Иисуса снимают одежды, находится внутри базилики.
11-я остановка – где Иисуса прибивают к Кресту на глазах своей матери (главная латинская рака).
12-я остановка – где Иисус умирает на Кресте (греческий алтарь).
13-я остановка – где Иисуса снимают с креста (Камень Помазания)
14-я остановка – где Иисус был положен во гроб.

Протестанты не признают гроба Господня. Для них он находится за стеной города.
Подлинное ли то место, это вопрос веры! Если верите – то подлинное, если не верите – ищете сомнения!
Небольшая пустая возвышенность, похожая на череп – «лысая гора» – видна на фотографии возле Львиных ворот.

Каким был подлинный крест, на котором распяли Иисуса, до сих пор предмет споров, и даже символ принадлежности к определённой христианской конфессии. Так, например, мормоны считают, что это был не крест, а древо в форме буквы Т.
Я, наверное, посмотрел все фильмы об Иисусе Христе, о Его пути на Голгофу.
В фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы», окровавленный Иисус несёт огромный крест, приспособленный для многоразового использования.
Достовернее выглядит крест в фильме Мартина Скорцезе, хотя тоже не без изъянов.

Распятых на кресте в те времена было много. Это была показательная казнь, долгая и мучительная, в назидание другим.
Растительность в пределах Иерусалима весьма скудная, и сделать огромный крест, наподобие тех, что делают из сосны или дуба, просто невозможно.
Я скорее соглашусь с английским исследователем Фарраром, который считал, что крест был сколочен на скорую руку из подвернувшихся под руку оливы или смоковницы.

Поражает обыденность этого пути. Словно всё так и было две тысячи лет назад: то же праздное любопытство толпы и равнодушие торговцев.

Нас выводят во двор, где в окровавленных одеждах стоит Царь Иудейский. Немилосердно палит солнце. Нас ведут за городские ворота. В сопровождении солдат охранного полка мы несем только что срубленные где-то поблизости деревья. Все кажется на удивление будничным, словно ничего существенного не происходит. Но я испытываю необъяснимое ощущение чего-то значительного, что обязательно должно произойти. Меня не покидает праздничное настроение, будто предстоит не казнь, а что-то большее, чем просто смерть. Следом за царем мы медленно бредем на Голгофу. Вижу, что Иисус изнемог, одежда его вся пропиталась кровью. Вначале я его ненавидел, потом непонятным образом сочувствие проникло в мою душу, и вот теперь этот скорбный путь вызвал во мне невольное сострадание к праведнику, добровольно разделившему с нами мучительную дорогу к смерти. Впереди нас ждет одинаковое страдание на кресте, и как можно обижаться на этого несчастного, который, не будучи виновным, вместе с нами будет распят. Мы должны быть даже благодарны ему за то, что он избавил нас от мучительного ожидания казни.
Время от времени перекладываю свой крест с одного плеча на другое. Люди, мимо которых мы проходим, кричат ругательства. Происходящее кажется страшной и необъяснимой несправедливостью. Кто-то плачет. Но почему проклинают его, только его? Почему, за что его так ненавидят? Откуда эта злоба? Ведь еще недавно они приветствовали своего царя радостными возгласами? Почему же вдруг захотели избавиться от проповедника любви? Иуда и я, мы заслужили презрение к себе, Иисус же стал жертвой ненависти тех, кого исцелял. Если уж в моей душе живет злоба от предательства товарищей, то что должен испытывать этот человек, сотворивший людям столько добра, раздавший им столько своей любви, а взамен получивший позорную смерть на кресте? Он страдает наравне с нами, то есть и за мои грехи. Я так же, как Иисус, желал добра своему народу, а в результате буду позорно распят.
Становится жарко, запах пота дурманит голову. Иисус идет впереди, ноги у него заплетаются, и видно, что силы его на исходе. Царь из последних сил несет свой крест, и вдруг в изнеможении падает. Процессия останавливается. Я протягиваю руку, помогая Иисусу подняться. Ощущение такое, что все сейчас переживаемое просто не может исчезнуть бесследно, и уверенность в этом растет вместе с усталостью от подъема на Голгофу. А может быть, вся моя жизнь была лишь подготовкой к распятию на кресте вместе с Царем Иудейским? Нет, это не может так просто исчезнуть. Должен же быть во всем какой-то смысл? Даже в этой позорной смерти. Должен, обязательно наступит час расплаты. Ведь существует же Высшая Справедливость. Верю, что существует!
Наконец-то пришли. Подносят дурманящее питье. Иисус отказывается. Я с удовольствием выпиваю его долю. Постепенно сознание мутнеет, и тело становится менее чувствительным. Смотреть, как вколачивают гвозди в живую плоть, невыносимо. Мучительно хочется облегчиться, ведь нас ни разу не выводили по надобности. Острая боль пронзает мои кисти, и я не в силах больше сдерживать себя - теплая струя мочит грязную повязку на бедрах.
Солдат снимает с шеи несчастного проповедника табличку с надписью “Иисус Назорей, Царь Иудейский” и приколачивает ее к изголовью креста, который явно мал этому человеку. Когда гвозди вбивают в тело Иисуса, он лишь слабо вскрикивает, и я вижу, как повязка на бедрах у него тоже становится мокрой. До моего слуха доносятся еле различимые слова: “Отче! прости им, ибо не знают, что делают”.
К кому он обращается?
Наконец крест поднимают и вкапывают в вырытую яму. Тело сразу обвисает. Чтобы оно хоть как-то удерживалось на кресте, между ног приколачивают поперечную доску. Стопы почти касаются земли. Сейчас будет удар в подмышку. Но почему его нет? А, солдаты заняты дележкой одежды. Бросают жребий, чтобы не рвать хитон. Неужели, действительно, сбывается реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собой и об одежде Моей бросали жеребий”?
Я справа от Иисуса, Иуда слева. Жарко. Солнце палит немилосердно. Хочется пить. Стопы и кисти горят огнем. Какая ужасная боль! Скорей бы умереть.
- А ты почему, Дисма, не просишь о смерти?
С трудом приоткрываю веки. Солдат из охраны, прищурившись, смотрит на меня. В руках он держит хлеб и сосуд с солдатской поской.
- Пить, дай пить.
Солдат берет губку, намачивает ее в питье и на иссопе подносит к моим губам.
- Еще, дай еще!
- Хватит. А то долго придется ждать вашей смерти.
Уксус только усилил жажду, еще более увеличив страдание. Сознание, к сожалению, не покидает меня. К Иисусу подходят какие-то люди. Наверно, опять хотят поиздеваться над беспомощным.
- Разрушающий храм и в три дня созидающий, - кричит один из них. - Спаси себя самого. Если ты сын божий, сойди с креста.
- Других спасал, а себя самого не может спасти! Если он царь израилев, пусть сойдет теперь с креста, и уверуем в него.
- Уповал на Бога: пусть теперь избавит его, если он угоден ему. Ибо он сказал: я божий сын.
Иисус молчит. На него плюют. Он молчит. Бьют палками по телу. Он молчит. На нас почему-то даже не смотрят.
- Если ты Христос, - узнаю язвительный голос Иуды, - спаси себя и нас.
Проклятый Иуда!
- Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а он ничего худого не сделал.
Эти слова забирают у меня последние остатки сил. И вдруг сквозь боль и мутную пелену от дурманящего напитка прорывается лучик надежды.
О каком спасении они говорят? Неужели еще можно спастись от неминуемой смерти? Или только от мучительного разрыва мышц и сухожилий?
Неожиданно появившаяся надежда почти полностью отрезвляет.
Но как? Неужели Иисус Назорей может сойти с креста? А вдруг он действительно Христос, Сын Божий? Тогда, значит, он способен спасти себя?! А может быть и меня?..
Какое ужасное солнце. Иисус совсем обвис. Наверно, он уже потерял сознание. Счастливчик!
Язык прилип к небу и пошевелить им нет никакой возможности. Смотрю на изможденное тело Иисуса, на его поникшую голову с прилипшими к щекам волосами, и вдруг испытываю давно позабытое чувство жалости и сострадания. Слезы сами катятся из глаз и попадают на губы. Языком облизываю их, и он больше не липнет к небу. С трудом выдавливаю из пересохшей гортани:
- Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
Иисус смотрит на меня. В глазах его скорбь, на лице покой, а на устах... Улыбка?! Не может быть! Он что, радуется происходящему?!
Вспыхнув напоследок, сознание медленно покидает меня, уводя с собой нестерпимую боль.
И вдруг:
- Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
…»
(из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература

Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу

После того, как Иисус Христос был осужден на распятие, Он отдан был воинам. Воины, взявши Его, опять били с поруганиями и издевательствами. Когда же насмеялись над Ним, они сняли с Него багряницу и одели в собственные Его одежды. Осужденным на распятие полагалось нести крест свой, поэтому воины возложили на плечи Спасителю крест Его и повели на место, назначенное для распятия. Место это был холм, который назывался Голгофою , или лобным местом , т. е. возвышенным. Голгофа находилась к западу от Иерусалима недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.

За Иисусом Христом шло великое множество народа. Дорога была гористая. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христос едва шел, несколько раз падая под тяжестью креста. Когда дошли до городских ворот, где дорога поднималась в гору, Иисус Христос совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа. Это был Симон Киринеянин , возвращавшийся после работы с поля. Воины схватили его и заставили нести крест Христов.

Несение креста Спасителем

Среди народа, который шел за Христом было много и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.

Иисус Христос, обратившись к ним, сказал: "дочери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Потому что скоро придут дни, когда будут говорить: счастливы те жены, у которых нет детей. Тогда скажут люди горам: обрушьтесь на нас, и холмам: покройте нас".

Так Господь предсказал те ужасные бедствия, которые должны были скоро после Его земной жизни разразиться над Иерусалимом и народом еврейским.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.: от Матф., гл. 27, 27-32; от Марка, гл. 15, 16-21; от Луки, гл. 23, 26-32; от Иоанна, гл. 19, 16-17.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Крестный путь на Голгофу. Мф. 27: 31-34; Мк. 15: 20-23; Лк. 23: 26-33; Ин. 19: 16-17 После суда Христос был отдан в руки палачей, которые должны были привести страшный и беззаконный приговор в исполнение. Воины сняли с Иисуса багряницу, одели Узника в Его собственные одежды и возложили на Него

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Иисус, еврей из Галилеи автора Абрамович Марк

Глава 10. Крестный путь Есть в синоптических Евангелиях место, которое можно назвать стержневым и кульминационным - это последнее посещение Иисусом святого города и так называемая «тайная вечеря». Именно в иерусалимский период окончательно сложилось то, что христиане

Из книги Тайная вечеря Понтия Пилата автора Коликов Кирилл

ЧАСТЬ 1. ПУТЬ НА ГОЛГОФУ. Фарисей и саддукей - братья навек! Экономика древнего мира была немногим проще сегодняшней. Но для того, чтобы понять тайные пружины, приведшие к гибели одного из множества бродячих иудейских проповедников, вошедшего в легенды и даже

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Крестный путь на Голгофу (Матф. 27:31-32; Марк 15:20-21; Лук. 23:26-32; Иоан. 19:16-17). О крестном пути Господа повествуют все четыре Евангелиста. Первые два - св. Матфей и св. Марк - говорят о нем совершенно одинаково. «И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Глава I. Надписание книги. Иоанн Креститель (1 – 8). Крещение Господа Иисуса Христа (9 – 11). Искушение Иисуса Христа (12 – 13). Выступление Иисуса Христа, как проповедника. (14 – 15). Призвание первых четырех учеников (16 – 20). Христос в синагоге Капернаумской. Исцеление бесноватого

Из книги Статьи разных лет автора Острецов Виктор Митрофанович

Глава III. Исцеление сухорукого в субботу (1-6). Общее изображение деятельности Иисуса Христа (7-12). Избрание 12-ти учеников (13-19). Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны (20-30). Истинные родственники Иисуса Христа (31-85) 1 Об исцелении

Из книги История Угреши. Выпуск 1 автора Егорова Елена Николаевна

Глава XV. Христос на суде у Пилата (1-16). Насмешки над Христом, отведение Его на Голгофу, распятие (16-25а). При Кресте. Смерть Христа (25б-41). Погребение Христа (42-47) 1 (См. Матф. XXVII, 1-2). - Евангелист Марк во всем этом отделе (1-15 ст.) опять говорить только о самом выдающемся в

Из книги Библейские сказания автора Автор неизвестен

Путь на голгофу Мало кто понимает, что официальная, тиражированная миллионами экземпляров, история России есть всего лишь грубая фальсификация. Русский народ обрёл по Божией благодати Православие, а затем, в длительной борьбе, утвердил выстраданное им самодержавие.

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Крестный путь России Кремнист России крестный путь и тяжек крест - ни уронить, ни отдохнуть нельзя ей не на миг. Прочь, прочь отыди, бес! В кресте – души живая суть, Безмолвный сердца крик. Нельзя России без Небес, без истинных начал. Пасхальный гимн: «Христос воскрес!» - в

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Крестный путь С Господа Иисуса Христа сняли багряницу и одели снова в собственную Его одежду. Потом, вместе с двумя приговоренными к распятию разбойниками, Он был отведен на Голгофу – место около города, где казнили преступников. Несмотря на то что Господь был измучен

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

ГЛАВА 44. Шествие на Голгофу. Распятие. Иисуса и двух разбойников. Смерть Иисуса. Снятие тела Иисуса со креста и погребение Его. Приставление стражи ко гробу Когда Пилат решил быть по прошению первосвященников и Иисуса предал в их волю (Лк. 23, 24–25), воины взяли Иисуса, сняли с

Из книги Библейские предания. Новый завет автора Крылов Г. А.

Крестный путь на Голгофу После суда Христос опять отдан был в руки воинов для исполнения приговора. Воины сняли с Иисуса багряницу, одели в Его собственные одежды и возложили на Него крест – два бревна, сколоченные в виде буквы «Т». По жестокому обычаю, приговоренный к

Из книги Путешествие ко святым местам в 1830 году автора Муравьев Андрей Николаевич

Поучение 1-е. Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (Воскресение Иисуса Христа служит доказательством Его Божественности) I. Праздник обновления, т. е. освящения, храма Воскресения Христова, который совершается ныне, установлен следующим образом. Место, где

Из книги автора

Путь на Голгофу Тогда воины взяли Иисуса в судилище, раздели Его, надели на Него багряницу - одежду багряного цвета, какую носили вельможи. Потом сплели венец из терна и надели Ему на голову. В правую руку Иисусу дали тростник и, издевательски становясь перед Ним на колени,

Из книги автора

Крестный путь Следуя по той же улице и пройдя под сводами обрушенной башни, воздвигнутой Иродом в честь Марка Антония, видишь с левой стороны, во внешней стене мусселимова дома, нижнюю широкую ступень полукруглого крыльца; остальные ступени перенесены были в Рим вместе с

Немецкий городок Прюм располагается вокруг древнего христианского монастыря. История монастыря тесно связана с династией Каролингов: в 8-м веке король Пипин Короткий привез из Рима в сбор Прюма сандалию Христа, так это место стало на многие века местом особого почитания – сотни тысяч паломников на пути к мощам св. ап. Иакова в Сантьяго де Компостелла обязательно приходили поклониться сандалии Христовой. И сегодня в этот католический собор, освященный во имя Христа Спасителя, приезжают большие православные паломнические группы, чтобы поклониться святыне. Не стало исключением и паломничество корреспондентов Правмира вместе с паломническим центром св. апостола Фомы в Германии – на несколько часов мы прибыли в Прюмо.

Особенно поражает в соборе серия рельефов Крестного пути Христова. Специально для читателей Правмира мы сделали снимки каждого рельефа. Всмотримся в эти лица, вспомним Страстные Евангельские чтения, и оживим в сердце знание о великой Жертве Спасителя за нас.

Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился.

Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? ибо знал, что предали Его из зависти. Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него.

Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21 Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.

Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.

И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.

И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский.



От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он.

И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим.

Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых.

Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59 и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.

ЕВАНГЕЛИЕ от Матфея