Откуда берётся ложь и зачем мы врём? Как проявляется ложь – причины и симптомы вранья

Ложь - это способность обмануть другого человека. Хотя никто не любит быть обманутым, все мы становились жертвами этого, не дающего повода для гордости, навыка. К удивлению, ложь довольно распознать. Просто внимательно следите за языком тела вашего собеседника.

Что такое ложь

Ложь - это преднамеренное утаивание истины. С точки зрения психологии ложь - это устное высказывание, содержащее информацию, несовместимую с фактическими событиями. Определение лжи, следовательно, показывает её как сознательное, преднамеренное действие, направленное на обман получателя информации.

И хотя многие люди считают, что обман близких, в делах мало важных, то есть так называемая маленькая ложь во спасение, - это совершенно нормальная и невинная вещь, но, в соответствии с определением лжи, она всегда является мошенничеством, то есть проявлением нечестности и неискренности по отношению к другим.

Как понять, что кто-то лжет

Когда Вы лжете, наш организм имеет задачу скрыть правду, что вызывает в нас чувство дискомфорта и напряжения. В связи с этим своим языком тела мы раскрывает скрытые намерения.

Вот симптомы лжи :

  • Покраснения на лице.
  • Желание почесать тело.
  • Отсутствие зрительного контакта с собеседником.
  • Суженные зрачки.
  • Чрезмерная экспрессия тела.
  • Скованная мимика лица.

Ложь также может выдать способ высказывания . В стрессовых ситуациях вырастает темп речи, громкость и тон голоса . Лгущий человек очень часто не заканчивает предложений и сталкивается с проблемой выражения мыслей - говорит хаотично и невнятно.

Зачем мы врем другим людям

Лжем, чтобы достичь определенной цели. По-простому говоря, люди лгут, чтобы добиться определенной пользы - например, материальной, социальной или политической.

По мнению психологов, ко лжи часто прибегают люди с низкой самооценкой , которые пытаются поднять свою значимость в глазах окружающих. Бывает, что Вы лжете из благородных соображений, например, мы не говорим ребенку о тяжелой болезни, потому что таким образом хотим защитить его от огромных страданий психического характера.

Феномен лжи достаточно давно стал предметом изучения психологической науки, благодаря чему сегодня можно говорить о появлении раздела в психологии, посвященного исследованию этой проблематики. Изучение лжи с позиций психологии проходит по двум основным направлениям, где одно из них концентрирует свое внимание на причинах лжи, а другое — на способах ее распознавания. Стоит обратить внимание, что среди исследовательских работ психологов преобладает второе направление. Вероятно, причиной этому является государственный заказ и соответствующее финансирование таких направлений, как криминалистика и криминальная психология. Далее мы предлагаем ознакомиться с вопросом без подобных перекосов и составить целостное о нем представление.

Природа лжи

Под ложью принято понимать сознательное представление недостоверной информации в качестве правдивой. Представление может возникать лишь в рамках процесса коммуникации — общения или иного обмена информацией. У лжи всегда есть адресат, и вне коммуникативных процессов рассматривать феномен лжи не имеет смысла. Таким образом, ложь — это механизм межличностной коммуникации, направленный на формирование у адресата искаженных представлений о действительности.

Ложь ребенка и ложь взрослого человека зачастую рассматриваются в психологии как отдельные феномены. Ложь ребенка может не являться ложью в общепринятом смысле этого слова, а представлять собой глубокое переживание собственных фантазий. Здесь можно говорить о форме игрового поведения ребенка, активное противодействие которому способно негативно отразиться на его развитии. Подавляя склонности к фантазиям, родители или учителя могут подавить и творческий потенциал ребенка.

Взаимосвязь фантазий и продуктивности творческого труда отмечается многими исследователями человеческой психики. Когда реакцией на детские фантазии оказывается недовольство взрослых или их агрессия, тогда присутствуют значительные шансы на формирование моделей поведения, где на фантазиях будет прочно закреплен ярлык неподобающего поведения, что отразится и на отношении ребенка к творчеству. Продуктом такого воспитательного процесса станет исполнитель, не способный к созданию нового.

Ложь взрослого в психологии нередко рассматривают как нечто, имеющее причину. Перечень причин, принуждающих взрослого человека солгать, практически идентичен у разных авторов. Так, Фрай Олдерт пишет о пяти основных причинах лжи: защита от неловкости или стыда, стремление к личному преимуществу, избегание наказаний, желание помочь другому и стремление сохранить отношения . Подобный перечень позволяет говорить о лжи, как о способе удовлетворения нравственных потребностей человека.

Причины лжи

Стыд или неловкость, о которых пишет Олдерт, — это не только причина лжи, но также причина для ношения одежды, использования косметики и парфюмерии, стрижки волос или их расчесывания. Таким образом, ложь представляет собой «одеяние» для психики человека, позволяющее скрыть ее интимные подробности от окружающих. Правда в данном случае оказывается извращением и формой эксгибиционизма, а требование правды от другого следует рассматривать как требование обнажиться.

Стремление к личному преимуществу или личной выгоде нередко предстает в общественном сознании как основная и единственная причина лжи. Здесь также мы едва ли сможем обнаружить что-либо противоестественное. Устремленность к благам заложена в природе человека. Согласно принципам развития живой материи, ее движение происходит по пути наименьших энергозатрат. Отступление человека от данных принципов — это патологический процесс как с психологической, так и с биологической точки зрения.

Аналогичный вывод можно сделать и в отношении такой причины лжи, как избегание страданий или наказаний. Подробные исследования способов определить, лжет ли человек, сделанные в рамках криминальной психологии, относятся преимущественно ко лжи, чьей причиной является стремление избежать наказания. Насколько эти методы окажутся полезны при выявлении лжи, вызванной иными причинами, — вопрос открытый. Реакции человека, избегающего наказания и желающего помочь ближнему, далеко не идентичны.

Ложь для спасения другого или для его представления в более выгодном свете обусловлена чисто инстинктивными реакциями, где наибольшее значение играет половое влечение в осознанной или неосознанной формах. Такая ложь, надо полагать, не подразумевает какой-либо личной выгоды для самого лжеца, раз Олдерт обособил ее от лжи, происходящей из стремления человека к личной выгоде. Не подойдут сюда в качестве причины и социальные инстинкты, которые он также выделил в отдельный блок.

Ложь ради сохранения социальных связей и межличностных отношений, когда это не обеспечивает каких-либо явных преимуществ и не влечет за собой наказания, может рассматриваться как проявление социального инстинкта, подталкивающего человека к сохранению коллективных форм взаимодействия, где он является непосредственным участником. Отсутствие подобной лжи в поведении человека, когда и если оно дополняется активным оглашением правды, — симптом социопатии.

Итак, ложь — это естественный процесс, свойственный человеку и отражающий его природу как живого, биологического и социального организма, наделенного крепкой психикой и не склонного к психическим расстройствам. Причины лжи представляют собой естественные человеческие устремления, достижение которых может обеспечиваться и правдой. Особенно если она будет полезной для выгоды, сохранения связей, помощи объекту личных симпатий или избегания наказаний.

Как распознать ложь

Психологами разработано множество методик по распознаванию лжи, где наибольшее признание получило такое техническое решение, как детектор лжи. Принцип работы полиграфа заключается в аппаратной фиксации изменений ритмов человеческого организма, когда тестируемый отвечает на вопросы оператора. Последние исследования эффективности работы аппарата показали, что полученные с его помощью результаты не отвечают критериям научности .

Евгений Спирица представил вниманию читателей несколько книг о психологии лжи. Одна из них — «Как разоблачить лжеца» , содержит довольно обширное описание различных проявлений в поведении людей, которые могут оказаться признаками лжи. А могут и не оказаться, сам автор пишет в самом конце книги: «Нет ни одного верного признака лжи. Если бы такие были, то распознавать ложь было бы очень просто. Однако таких признаков нет, их не выявили ни американские полиграфологи, основатели и законодатели инструментальной детекции лжи в мире, ни П. Экман, ни мы, советские и российские верификаторы».

Методика определения лжи, предложенная Стеном Уолтерсом, состоит из шести шагов:

  • 1. Выяснение привычных стандартов поведения собеседника.
  • 2. Наблюдение и отслеживание поведенческих отклонений от нормы.
  • 3. Целостное восприятие речи, мимики, жестов и поиск многофакторных отклонений.
  • 4. Выявление особенных реакций на интересующий вопрос, повторяемый в разных формах.
  • 5. Преодоление личных предубеждений и стереотипов относительно оппонента.
  • 6. Минимизация собственного влияния на собеседника .

Этот метод во многом схож со всеми остальными подходами и выглядит достаточно разумно, пока не подходит очередь четвертого этапа. Его реализация является отдельной и весьма масштабной психологической работой над собой. Подобное условие позволяет относить всю методику к неосуществимой, во всяком случае для подавляющего большинства людей, не обладающих специальной подготовкой.

С. И. Симоненко в своей диссертации «Психологические основания ложных и правдивых сообщений» приходит к выводам, что ложь проявляется в рассогласовании речевых и мимических проявлений в поведении человека . Такой подход также нельзя признать эффективным, т.к. беспокойство человека по какому-либо вопросу еще не означает того, что он лжет. Как, впрочем, и отсутствие таких реакций не гарантирует правдивости слов собеседника. Человека может совершенно не волновать вероятное раскрытие лжи и последствия этого раскрытия.

Вышеизложенное позволяет предполагать, что, согласно широко распространенным представлениям психологов, ложь имеет некоторую связь как с беспокойством или тревогой относительно того, что она может быть раскрыта, так и с проявлениями радости, когда она достигает своей цели. Недостаток такой позиции заключается в том, что аналогичные эмоции могут выражаться человеком, который говорит правду, зная, что ему не верят или сомневаются в его словах.

Таким образом, можно говорить про отсутствие в психологической науке универсальных методов по выявлению лжи. Даже зная правду, невозможно наверняка утверждать, что человек лжет, ведь он может и сам верить в то, что утверждает, не желая вводить кого-либо в заблуждение. Лучшим способом избежать лжи в отношениях будет не попытка ее распознать, а устранение «причин лжи», подталкивающих к ней человека.

Список использованных источников:
  • 1. Фрай О. Ложь. Три способа выявления. Как читать мысли лжеца, как обмануть детектор лжи. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 284, с.
  • 2.The Polygraph and Lie Detection https://www.nap.edu/read/10420/chapter/1#x
  • 3. Спирица Е. Психология лжи и обмана. Как разоблачить лжеца. — СПб.: Питер, 2015. — 300 с., 79 ил.
  • 4. Уолтерс С. Б. Правда про ложь. — М.: Эксмо, 2010. — 272 с.
  • 5. Симоненко С. И. Психологические основания ложных и правдивых сообщений. Диссертация к.п.н. М.: 1998.

аспирант факультета социальных наук ННГУ им. Лобачевского

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Знаете ли вы, что каждый из нас лгун? Причём лгать, мы приучены с детства. И чем взрослее мы становимся, тем наша ложь становится всё изощренней и правдоподобней. Зачем мы врём друг другу, что такое ложь, можем ли мы говорить только правду хотя бы один день в году?

Откуда она только берётся?

Прежде всего человек ежедневно обманывает ближнего из-за безоглядной любви к самому себе.

Подумаем, легко ли мы признаём собственные ошибки и просчёты? Гораздо легче придумать сотню аргументов в свою пользу, чем сказать пусть горькую, но правду.

За примерами, думаю, далеко ходить не будем. Они знакомы каждому с детства:

  • «Кто разбил мою китайскую вазу?» - спрашивает мама. «Это наш кот Мурзик… нечаянно…» - отвечает ребёнок.

    И пока ребёнок маленький, он зачастую краснеет и опускает глаза, но в совершенстве овладев универсальным искусством самообороны по имени «ложь» и став взрослым, ему уже и краснеть не приходится.

    Виноваты ли родители?

    Примерно до трёх лет ребёнок не способен лгать.

    А причина проста – ему это не нужно. В младенчестве дитя получает всё, в чём имеет потребность. Достаточно дать понять окружающим чего именно он хочет. Потом, все дальше углубляясь в воспитательную схему «кнута и пряника», родитель сам ставит своего ребёнка на путь обмана, последовательно и неосознанно приучая его к взаимодействию в социуме. И с этой тропы ему уже никогда не свернуть.

    Любой детский психолог знает, что самыми искусными манипуляторами являются дети, а ложь и есть способ манипулирования чужими поступками или мнениями.

    Ложь как орудие нападения

    Итак, ложь – средство собственной защиты.

    Как известно, лучшая защита – это нападение. А коли так, то не грех как, к сожалению, думают многие воспользоваться тяжёлой артиллерией под названием «ложь» для получения выгоды для себя любимого и единственного. И пошло - поехало. Для достижения карьерного роста – подковёрные интриги на работе. Для получения прибыли – обман клиентов. Для оправдания собственных слабостей – ложь в .

    Разумеется, что все мы при этом считаем себя тактичными, образованными и воспитанными людьми, и каждый скажет, что описанное выше отвратительно и безнравственно и будет абсолютно прав, однако, мы продолжаем лгать. Осознанно и неосознанно.

    • Во-первых, даже самая маленькая, бытовая и на первый взгляд безобидная, повседневная ложь – всё-таки ложь. А во-вторых, тут опять срабатывает инстинкт самосохранения, и мы возвращаемся к оправданию собственного «Я», рассуждая примерно так: «Кому станет лучше от моей правды, если мама узнает, что это я разбил вазу? Мурзику всё равно ничего не будет, а меня могут наказать».

      Врать или умалчивать?

      Самая отвратительная ложь – это ложь, которая намеренно вводит собеседника в заблуждение с целью получения выгоды.

      Такое вранье порицалось в религиях и культурах практически всех обществ во все времена. Даже так называемая «ложь во спасение», «умалчивание» не решит проблему, так как её цель всё равно сопряжена с получением какой-либо выгоды. А уж если такая ложь вскроется, то последствия могут быть самыми катастрофическими во всех сферах жизни, начиная от семейных конфликтов, заканчивая государственными, экономическими и политическими катаклизмами.

      И за примерами далеко ходить не надо. Достаточно познакомиться с ежедневными новостями.

      Диагноз

      То, что мы вынуждены врать – это очевидно. Иначе нам просто не выжить в современном обществе.

      Так думает подавляющее большинство людей, которые при этом сами обманутыми быть не хотят. Так что это? Откровенное лицемерие? Или очередная ложь в своё оправдание, мол «я-то лгу по мелочи, вынужденно, чтобы защитить себя от негативных реакций окружающего мира»?

      Думаю все согласятся, что выслушивать ложь, тем более, если она очевидна, малоприятное занятие. Неправда вызывает у нас отвращение, а у некоторых даже горькую обиду.

      Ложь – средство манипуляции . А если подумать, сколько мы сами врём? Чтобы жить в обществе, волей-неволей нам приходиться обманывать друг друга каждый день под разными предлогами.

      Так ли нам это необходимо?

      «Твоя ложь, Пиноккио – вранье с длинным носом»,
      так говорила Фея из сказки Карло Коллоди о похождениях озорного мальчишки, который любил прихвастнуть, и от каждой сказанной неправды его нос становился все длиннее.

      Самой безобидной ложью на свете является приукрашивание событий. Более того, у человека существует потребность к привнесению в рассказ о каком-либо жизненном явлении ярких эмоциональных деталей, с целью вызвать удивление собеседника, и тем самым пробудить интерес к себе. Такая ложь призвана не только завоевать авторитет в обществе, но и повысить собственную самооценку.

      От такой лжи никому не будет вреда. Более того, собеседник, слушая рассказ, может сам понимать очевидный абсурд в истории рассказчика, получая при этом удовольствие от намеренно насыщенных эмоциональных красок.

      Праздник непослушания

      Теперь представьте, что на государственном уровне ввели «День без вранья», когда граждане обязаны говорить только правду и ничего, кроме правды.

феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; чаще всего выражается в содержании речевых сообщений, немедленная проверка коих затруднительна или невозможна. Представляет собой осознанный продукт деятельности речевой, имеющий целью ввести реципиентов (слушателей) в заблуждение.

Обычно ложь вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою ложь как нечто неустойчивое и временное; отсюда вытекает интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже - полностью замалчивать. Если социально-психологически ложь всегда является средством, то в сфере психопатологии она выступает как цель мифоманов-психопатов, испытывающих удовлетворение от самого процесса введения окружающих в заблуждение.

Ложь

феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; Л. чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна. Л. представляет собой осознанный продукт речевой деятельности, имеющий целью ввести реципиентов в заблуждение. Как правило, Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретных ситуациях. Характерно, что индивид неосознанно расценивает свою Л. как нечто неустойчивое и временное; отсюда интенция первоначально измышлять ей новые подтверждения, а позже - полностью замалчивать. Если социально-психологически Л. всегда является средством, то в сфере психопатологии она выступает как цель мифоманов-психопатов, испытывающих чувство удовлетворения от самого процесса введения окружающих в заблуждение. А.А. Брудный

ЛОЖЬ

осознанное и намеренное сообщение информации, содержание которой не соответствует действительности. Л. чаще всего допускается в отношении тех сведений, немедленная проверка достоверности которых затруднительна или невозможна. Как правило, Л. вызвана стремлением добиться личных или социальных преимуществ в конкретной ситуации. Характерно, что сам индивид расценивает свою Л. как нечто неустойчивое и временное; отсюда стремление периодически придумывать ей новые подтверждения, а позже – полностью замалчивать. Бескорыстная Л. – Л. без намерения получить выгоду от нее. Л. различается по масштабам, степени несоответствия действительности, потенциальному ущербу, который она может нанести, и др. содержательным и формальным характеристикам. Л. часто используется оппонентами в конфликтах в интересах усиления своей позиции и введения в заблуждение противника. В конфликтах Л. реализуется в виде блефа, дискредитации оппонента, замалчивании, искажении фактов и др. Одним из видов Л. является дезинформация, используемая в конфликтах всех уровней. Л. широко используется в информационно-психологических войнах.

Ложь

намеренное введение кого-либо в заблуждение путем сообщения не соответствующих действительности сведений. В тех случаях, когда ложь причиняет кому-то, включая самого индивида, вред, рассматривается как патология, особенно свойственная некоторым типам психопатической личности (антисоциальной, параноидной, истерической и др.).

Ложь

общеславянск. лъгати) - неправда, обман, намеренное и контролируемое искажение истины, обычно сопровождается осознанием побуждающей лгать потребности и определенного мотива искажать действительное положение вещей, а также стремлением представить при необходимости правдоподобное оправдание лживости. Признак незрелой личности или ее нравственной деградации, незрелости. Сознательную ложь следует отличать от болезненного фантазирования, особенно часто встречающегося у детей и подростков и, кроме того, от лживости, которая служит способом преодоления внутренних, психологических проблем, то есть является признаком гиперкомпенсации чувства неполноценности. См. Фантазии детские патологические, Гиперкомпенсация, Лживость.

Ложь

сознательное, намеренное введение в заблуждение др. лица с помощью вербальных и/или невербальных средств О.; преследующее, как правило, опр. цели. Л. может являться прямой противоположностью правде, частичным отступлением от нее или же ее сокрытием (умолчание, бездействие). Истоки изучения проблемы Л. можно найти в филос. трудах Аристотеля и Платона. В совр. зарубеж. психологии проблема Л. активно разрабатывается в трудах П. Экмана, определяющего Л. как действие, с помощью к-рого один человек вводит в заблуждение другого, и к-рое характеризуется при этом след. особенностями: а) умышленностью; б) отсутствием предварительного уведомления партнера о своих целях; в) отсутствием отчетливо выраженной просьбы со стороны партнера не раскрывать правды. В отеч. психологии теме Л. посвящен ряд работ В. В. Знакова, к-рый предлагает отличать Л. от неправды и обмана. Определяя Л. как умышленную передачу сведений, не соответствующих действительности, он выделяет 3 ее осн. признака: 1) несоответствие утверждения истинным фактам; 2) отсутствие веры самого лжеца в истинность утверждения; 3. наличие у лжеца желания ввести в заблуждение др. человека. В. В. Знаков называет русское понимание феномена Л. субъективно-нравственным и отличает его от морально-правового понимания, характерного для традиций зап. культуры. По мнению Б. С. Шалютина, Л. - не просто коммуникативный акт, а специфическое воздействие через коммуникацию непосредственно на адресата Л. При этом лжец может преследовать разные цели: формирование опр. отношения к чему-либо, воздействие на поведение др. лица, на его текущее состояние или на устойчивые характеристики. Одним из направлений изучения проблемы Л. в совр. психологии является выделение невербальных признаков ложности-правдивости сообщения, для лучшего распознавания Л. в процессе межличностного О. (А. Пиз, В. А. Лабунская, С. И. Симоненко и др.). Среди поведенческих признаков Л. называют следующие: фальшивую (несвоевременную, несимметричную) улыбку; застывшее на длительное время выражение лица; покраснение лица; заикание; смех; потирание носа; прятанье ладоней; избегание визуального контакта и т. п. Др. направлением исследования Л. является изучение ее мотивов, проявлений и возможных последствий. При исследовании Л. как одной из форм деструктивного взаимодействия возникает проблема дифференциации ее видов. Большинство зарубеж. исследователей разделяют в этом вопросе взгляд П. Экмана, обозначившего 2 осн. вида Л.: умолчание (лжец скрывает истинную информацию, но не передает ложной) и искажение (лжец не просто скрывает правдивую информацию, а передает вместо нее ложную, выдавая последнюю за истину). Умолчание характеризуется выбором пассивной позиции, поэтому оно более выгодно для субъекта и менее осуждаемо социумом. С. Бок (S. Bok), придерживаясь такой же классификации, при этом акцентирует внимание на том, что искажение всегда имеет отрицательный смысл, в то время как умолчание в нек-рых случаях может иметь важное моральное значение, становясь «тайной». В. В. Знаков различает добродетельную и эгоцентрическую Л. Считается, что склонность к Л. формируется в процессе онтогенетического развития человека, при этом большое влияние имеют как индивидуально-психол. особенности, так и воздействие социума. Для каждой возрастной группы характерно доминирование опр. мотивов Л. Детская и подростковая Л. является актуальной темой для исследования в пед. и юрид. психологии. Считается, что способность лгать впервые проявляется в возрасте 3-4 лет. С возрастом дети лгут чаще и более изощренно. Среди возможных мотивов детской Л. психологи, в т. ч. П. Экман, называют следующие: стремление избежать наказания или неприятных последствий; желание получить что-то, чего нельзя добиться иным способом (напр., внимание или похвалу окружающих); стремление к самозащите, защите своих друзей и близких; желание доказать свое превосходство, вызвать чувство зависти; охрана личной жизни. Согласно исследованиям В. В. Знакова, русские реже, чем американцы, прибегают к Л. для защиты приватности. Различают 2 наиболее распространенных приема Л.: преувеличение и приуменьшение информации. Оба этих приема могут основываться на изменении как позитивных, так и негативных характеристик субъекта или объекта. Психологами установлено, что чаще лгут невротики, тревожные люди, экстерналы, лица с низкой стрессоустойчивостью. Многие психологи согласны с мнением о том, что повседневные формы Л. выступают неотъемлемой частью процесса О. любого человека. На основе 3 ключевых признаков: характера искажения информации, мотивации субъекта Л. и негативных последствий для его партнера (др. человека) - И. П. Шкуратова предлагает различать след. виды Л.: 1) Л.-умолчание; 2) Л.-сокрытие; 3) этикетная Л.; 4) Л. во благо; 5) Л.-заблуждение; 6) Л.-фантазия; 7) Л.-самопрезентация; 8) Л.-розыгрыш; 9) Л.-оправдание; 10) Л.-сплетня, наговор; 11) Л.-мошенничество; 12) Л.-предательство; 13) Л. как атрибут профессии. Как при Л.-умолчании, так и при Л.-сокрытии человек говорит не всю правду, утаивает отдельные важные подробности. Однако в первом случае его мотивом является сохранение позитивных межличностных отношений, в то время как во втором - преим. стремление скрыть что-то плохое, осуждаемое окружающими (неблаговидные поступки и действия, свои слабости или пороки). Последствия умолчания более серьезны, чем последствия сокрытия. Этикетная Л. отличается своей безобидностью. Она осуществляется на основе всеобщего договора о соблюдении правил этикета и предполагает приукрашивание своего отношения к партнеру из-за желания выглядеть воспитанным. В кач. примеров такой Л. можно назвать восхваление юбиляра, неискренние комплименты подчиненного в адрес начальника, выражение своего позитивного расположения врагу в ситуации переговоров и пр. Л.-фантазия то же, что и вранье. Л. во благо («Л. во спасение») основана на приукрашивании ситуации, при этом доминирующим мотивом субъекта становится желание оградить партнера от «горькой» правды путем ее сокрытия (напр., утаивание имеющейся информации об измене супруга или о возможном смертельном исходе заболевания). Следствием такой Л. становится потеря важной для партнера информации. Кроме того, возникают постоянные дискуссии о правомерности данного вида Л. Л.-заблуждение базируется на ошибках интерпретации. При этом субъект может как сомневаться в истинности сообщаемой им информации, так и полностью верить в ее абсолютную истинность. Мотивом такой Л., к-рая вводит обманываемого человека в заблуждение, выступает желание субъекта проявить себя экспертом в той или иной области знаний: политических, религиозных, медицинских, психологических и др. Мотивом Л.-самопрезентации является формирование у окружающих опр. впечатления о себе. При этом субъект может преувеличивать (чаще всего) или же приуменьшать свои достоинства, возможности и пр., создавая тем самым выгодный для себя образ. Чаще всего такой вид Л. проявляется в О. с незнакомыми или малознакомыми людьми. Такая Л. может быть как безобидной, так и связанной с мошенничеством и попыткой получить власть. Л.-мошенничество можно рассматривать как разновидность обмана. Л.-розыгрыш (шутка) может быть вызвана желанием рассмешить или проверить чувства др. человека, выявить его скрытые качества. Она предполагает разработку и проигрывание специального сценария разл. степени сложности, направленного на создание искаженного представления о чем-либо или о ком-либо. Заканчивается обязательным саморазоблачением. Л.-наговор довольно часто используется людьми в повседневной жизни и связана с распространением субъектом (СМИ) заведомо ложной информации о каком-нибудь человеке. Мотивами могут выступать как желание причинить вред этому лицу путем снижения его статуса в глазах окружающих, так и стремление получить личную выгоду (денежное вознаграждение, устранение конкурента и т. д.). К Л.-оправданию субъект прибегает при разоблачении его неблаговидных действий с целью смягчения последующего наказания. Этот вид Л. наиболее распространен, он связан с действием психол. защит личности. Л.-предательство И. П. Шкуратова называет самым аморальным ее видом, при к-ром человек добивается моральной или материальной выгоды, нарушая при этом доверительные отношения с др. людьми. При этом близкий человек приносится им в жертву собственным интересам. Л. как необходимый атрибут нек-рых профессий связана с важностью неразглашения профессиональной информации, сохранения профессиональных тайн и др. (напр., в профессии разведчика, оперативного работника, врача, психолога и др.). Психологи выделяют также патологическую Л. как склонность человека к рассказам о вымышленных событиях и несуществующих отношениях. Патологические лжецы испытывают постоянную потребность в обмане, привлечении внимания окружающих. В психодиагностике с целью предотвращения искажения респондентом сообщаемой им о себе информации и повышения надежности результатов исследования в вербальные опросники вводится специальная шкала Л. Лит.: Экман П. Психология лжи. СПб., 2003; Шкуратова И. П., Крикало Е. Л. Отношение студентов к разным видам своей и чужой лжи // Индивидуальные различия в познании и общении. Ростовн/Д, 2007; Шалютин Б. С. Человек лгущий // Человек. 1996. № 5. Е. В. Зинченко

искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, к-рое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная Л. является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная Л. совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты. От Л. следует отличать бессмыслицу, или абсурд.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ложь

высказывание, искажающее действительное положение вещей. По Аристотелю структура лжи следующая: если суждение соединяет то, что разъединено в действительности или разъединяет то, что в действительности соединено, то оно ложно. От лжи следует отличать бессмыслицу, или абсурд . Ложь - одно из основополагающих понятий общей теории информационных систем, не раскрывая понятия лжи, бессмысленно говорить об информации и связанных с нею понятиях. Ложь - вещь, противоположная правде, но связанная с последней неразрывными узами: если соединить большую правду с маленькой ложью, то получим большую ложь. (cм. структура лжи).

Ложь - основополагающая категория философии, этики, политики, экономики и остальных областей деятельности человеческого бытия и бытия человечества. В связи с тем, что она является основополагающей, в обществе предпочитают делать вид, что ее не существует. В древности говорили: "Не упоминай имя Бога всуе!" Точно такое же положение складывается и с институтом лжи - этого слова нет в словаре редактора "ЛЕКСИКОН", на котором набран вариант текста настоящего толкователя (по крайней мере, он его не склоняет), его избегают политики, придумывая эквиваленты "лукавство", "интеллектуальная недобросовестность" и т.п. То есть люди подсознательно и сознательно понимают, что, идя по дороге лжи, они неизбежно дойдут сами и доведут других до пропасти. Понимают и тем не менее делают, так как ложь позволяет, как кажется лгущему, во многих случаях достигнуть цели с минимальными временными, моральными и энергетическими издержками. В то же время история показывает, что этические уравнения действуют и в конечном итоге торжествуют правда, либо возмездие. Другое дело, что часто задается вопрос "за что?" это возмездие наступило.

Ложь

В отличие от заблуждения и ошибки - обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиною, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обмануть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который, делается по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося. В нравственной философии имеет значение вопрос о Л. необходимой, т.е. о том, позволительно или непозволительно делать сознательно несогласные с фактическою действительностью заявления в крайних случаях, напр. для спасения чьей-нибудь жизни. Этот вопрос неосновательно смешивается иногда с вопросом о позволительности худых средств для хороших целей, с которым он имеет только кажущуюся связь. Вопрос о необходимости Л. может быть правильно решен на следующем основании. Нравственность не есть механический свод различных предписаний, безотносительно обязательных в своей отдельности. С материальной стороны нравственность есть проявление доброй природы; но человек, по природе добрый, не может колебаться между нравственным интересом спасти ближнего и нравственным интересом соблюдать фактическую точность в своих показаниях; добрая натура исключает склонность ко Л. или лживость, но в данном случае лживость не играет никакой роли. Со стороны формальной, нравственность есть выражение чистой воли; но соблюдение внешнего соответствия между словом и фактом в каждом единичном случае, независимо от его жизненного смысла и с пожертвованием действительных нравственных обязанностей, вытекающих из данного положения - есть выражение не чистой воли, а только бездушного буквализма. Наконец, со стороны окончательной цели нравственность есть путь к истинной жизни, и ее предписания даются человеку для того, "чтобы он жив был ими"; следовательно, жертвовать человеческою жизнью для точного исполнения отдельного предписания - есть внутреннее противоречие и не может быть нравственным.

Отличное определение

Неполное определение ↓