Класс: 3
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Предметные результаты:
- формировать умение объяснять особенности способов распространения семян, их роль в жизнедеятельности растения;
- формировать умение понимать смысл биологических терминов: опыление, селекция;
- формировать умение проводить наблюдения и объяснять их результаты.
Метапредметные и личностные результаты:
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Сформировать умение работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
- Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.; работа со схемой)
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.
Личностные УД
- Осознавать свою ответственность за результаты воздействия на окружающую среду
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. - На прошлом уроке мы познакомились с двумя процессами, происходящими с растениями.
О каких процессах идёт речь? (Мы узнали, как растения дышат и питаются.)
2. - Закончите предложения. Слайд 2.
а). Под действием солнечного света в листьях растений вырабатываются... (сахар и крахмал.)
б). Растение дышит и... (питается)
в). Вода в листья поступает из...(корня).
г). Для дыхания живых существ растения выделяют... (кислород).
3. Демонстрация слайдов презентации:
а). Недавно был обнаружен новый, ранее неизвестный, вид орхидеи в Новой Гвиане, которая цветет только ночью. Селекционерам получить семена не удалось, и сбор растений в местах произрастания был запрещен. Что же делать?
б). В 1979 году молодой немецкий селекционер Герт Ян Хагеман решил создать черный тюльпан. После 7 лет работы 29 марта 1986 года он представил свой Черный тюльпан, который вызвал сенсацию не только в Голландии, но и во всем мире.
Представляя свой Черный тюльпан (у него на тот момент не было имени) Герт Ян Хагеман сказал: “Вывод новых сортов тюльпана на рынок - длительный процесс. За год одна луковица превращается в три. Еще через год 3 луковицы превратятся в 10. Если мне повезет, Черный тюльпан можно будет купить в магазинах лет через шесть. Мы будем стараться... ”
Прошло уже больше 6 лет, но пока в магазинах Черный тюльпан Хагемана не появился. А значит, история создания черного тюльпана продолжается...
А как сделать так, чтобы тюльпаны радовали нас каждый год?
в). Иван Владимирович Мичурин (1855-1935), русский биолог и селекционер, садовод-генетик, автор многих сортов плодово-ягодных культур, доктор биологии, заслуженный деятель науки и техники. Мичурин внес большой вклад в развитие генетики ягодных культур, проводил опыты.
В 1888 г. Иван Владимирович Мичурин нашел ветвь с очень крупными плодами на дереве Антоновки могилевской белой. Этот побег дал начало сорту Антоновка полуторафунтовая (600 г), которая отличается от исходного сорта размерами плодов, измененным вкусом и букетом.
г). В начале 20 века в США получено более 300 новых сортов от старых известных сортов яблонь. Например, в кроне яблони сорта Голден Делишес селекционеры обнаружили побеги, давшие начало сортам Ред Делишес и Старкримсон. .
Как же появились эти сорта?
Проанализируйте всё, о чём мы сейчас рассуждали, и скажите, какой будет тема нашего урока?
(На сегодняшнем уроке мы будем говорить оразмножении растений. )
III. Работа по теме урока.
1). - Сейчас вспомним то, что мы уже знаем о жизни растений. Для этого разгадайте кроссворд, выполняя это задание в группе.
По горизонтали:
2. Красивая часть растения, находящаяся на стебле. (цветок)
5. Процесс переноса пыльцы с тычинки цветка на рыльце пестика. (опыление)
6. Чем размножаются водоросли, мхи и папоротники? (споры)
7. Часть пестика. (рыльце)
По вертикали:
1. Наземная часть растений, от которой растут листья, цветы. (стебель)
3. Что образуется на месте цветка у растений? (плод)
4. Чем кормятся многие насекомые? (Нектар)
6. Как размножаются хвойные и многие цветковые растения? (Семена)
8. Какую часть растения люди едят у петрушки, укропа, капусты? (лист)
Слайд 9. Проверьте правильность выполнения задания.
2). - Обращали ли вы внимание на то, что возле цветов всегда много насекомых? Что они там делают?
Однажды ученые поставили такой опыт: на груше выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов.
Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчёлы, а другую оставили открытой. И что же получилось?
На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной! Почему это произошло?
(Насекомые не просто кормятся на цветах, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Насекомые опыляют растения.)
3). Работа по учебнику (стр. 78 с 3-го абзаца читаем вслух.)
Слайды 13-15.
Как насекомые помогают растениям размножаться?
Как называют таких насекомых? (В цветах кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда насекомое садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него пыльцу - опыляя этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если этого не произойдет, плодов и семян у растений не будет. Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые - опылители. Они помогают растениям размножаться.)
Слайд 16.
IV. Физкульминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
1. 2. 3. 4. 5 – закружились все опять
Это – левая рука.
Это – правая рука.
Справа - шумная дубрава,
Слева - быстрая река.
Обернулись мы,
И вот стало всё наоборот.
Слева – шумная дубрава,
Справа – быстрая река.
Неужели стала правой
Моя левая рука?
4). Выполнение заданий в рабочей тетради, работая в парах.
Вспомните правила работы в паре.
- Внимательно прочитайте задание.
- Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайтесь разделить всю работу поровну. Помогайте друг другу в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.
- Если твой товарищ справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-то объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он исправит ту или иную ошибку.
- Если ты видишь, что твой товарищ справляется хуже тебя, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, если делает, то тактично и доброжелательно исправляй их.
Запомни главное правило: в любом коллективном деле нужна согласованность действий и готовность помочь своему товарищу. Ты в ответе за него. Он – за тебя.
а). стр. 34 №1
б). стр. 35 № 2
(После выполнения задания проводится проверка.)
5). Практическая работа “Плоды путешествуют”.
(Во время практической работы учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради на стр. 35 № 3)
Как же распространяются семена?
Плоды растений – настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.
Корзиночки с семенами репейника путешествуют на чужих ногах, цепляясь своими колючками за одежду людей и шерсть животных.
У одуванчика семена-парашютики уносятся ветром. Берёзе, клёну и сосне тоже помогает ветер переносить их летучие семена.
Некоторые семена разносят птицы, склёвывая ягоды.
А есть растения, которые своими семенами стреляют! Например, бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. Созреет такой огурчик, и стоит его чуть задеть, как он тотчас выстрелит семенами. Семена у него мокрые, клейкие – в кого угодит, тот их с собой и унесёт. Потом семена подсыхают и отваливаются. Стреляющих растений у нас много: и недотрога, и анютины глазки, и кислица, и душистый горошек.
(Дети рассматривают в учебники иллюстрации (стр. 79) плодов с семенами и зарисовывают их в тетради, объясняя способ их распространения.)
V. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради (стр. 36 № 6).
Прочитайте задание. Рассмотрите рисунок.
Каждая пчёлка принесла буквы. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, какую работу выполняют пчёлки. (Опыление.)
Как можно назвать этих пчёлок? (Насекомые-опылители.)
Какое значение для растения имеет процесс опыления?
VI. Рефлексия.
Итак, какие же способы распространения семян существуют?
(Существует несколько основных способов, с помощью которых распространяются семена. Их могут разносить ветер, вода, животные человек). А есть растения, которые ни на кого не полагаются и сами рассеивают свои семена, “выстреливая” их во все стороны.
VII. Подведение итогов урока.
Как размножается большинство растений?
Расскажите о процессе оплодотворения.
Как распространяются семена?
Понравился ли вам урок?
Что нового вы узнали?
Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем? Где их можно использовать?
VIII. Домашнее задание.
- Прочитайте текст в учебнике на стр. 78 – 81, ответить на вопросы раздела “Проверь себя” на стр. 81.
- Подготовить сообщения (на выбор) на темы “Клён”, “Кислица”, “Сосна”, “Репейник”, “Рябина”.
Конспект урока по окружающему миру (А.А.Плешаков)
учителя начальных классов
МБОУ СОШ №3 г. Петровска
Пивкиной Т.А.
Тема: Размножение и развитие растений. (3 класс)
Цель урока: дать представление о размножении и развитии растений.
Задачи урока:
Личностные:
1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Метапредметные:
1. Использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач.
2. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения
коммуникативных и познавательных задач.
3.Формирование уважительного отношения к России, родному краю.
Предметные:
1. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
2. Расширение знаний детей о жизни растений.
3.. Развитие наблюдательности детей.
Оборудование:
Компьютер, проектор;
Электронная презентация «Размножение растений»
Учебники и тетради;
-«Сигналы» психологического комфорта на уроке.
Ход урока:
1.Адаптационный этап.
Тест «Моё настроение».
Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).
Настроение замечательное, настрой рабочий.
Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать.
Отгадайте загадку.
Дышит, растет,
А ходить не может. {Растение.)
О чём мы будем сегодня говорить?
- Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Тема нашего урока: «Размножение и развитие растений». Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.
2. Проверка домашнего задания
Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»
1 . Как называется наука о растениях?
а) ботаника;
б)зоология;
в) астрономия.
2 . Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) остатки растений и животных;
в) воздух, воду, соли.
3 . Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар крахмал?
а) наличие воды и углекислого газа;
б) наличие почвы и воздуха;
в) наличие света, воды и углекислого газа.
4 . Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами ?
а) азот;
б) углекислый газ;
в) кислород.
5. Что несёт солнечный свет для растений?
а) тепло
б) энергию
в) красоту
6. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами: яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.
3. Основной этап.
1. Беседа.
- Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете? (Дышат, питаются, растут и развиваются, умирают.)
- Сегодня мы повторили, как дышат и питаются растения. И теперь продолжим знакомиться с жизнью растений.
- Как размножаются растения: хвойные и цветковые? (Семенами.)
- А водоросли, мхи, папоротники? (Спорами.)
Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.
- Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабочки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком - нектаром и при этом опыляют растения.) (слайд 3)
- Что такое опыление? (Опыление - это перенос пыльцы с тычинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотворение.)
В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие желтые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям. (слайд 4,5)
Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бутонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получилось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление цветов. (слайд 6)
В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клювики в глубь цветка. (слайд 7)
После опыления у растений появляются плоды (семена). (слайд 8,9)
Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле. (слайд 10)
2. Работа по учебнику (с. 80).
- Что такое опыление?
- Кто выполняет эту работу? Назовите насекомых опылителей.
- Что произойдет, если цветок не будет опылен?
4. Физкультминутка
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
5. Работа по теме урока (продолжение)
- А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?
Плоды растений - настоящие путешественники. Если приглядеться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.
Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики. (слайд 11)
- Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.) У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у клена есть «крылышки». (слайд12)
- А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? {Уэтих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) (слайд13. 14)
Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 15)
А у некоторых растений семена распространяются саморазбрасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд 16)
В теплых странах растет странное растение, плоды которого напоминают красивый зеленый огурец. Это - бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг - пиф-паф - он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.
И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые выделывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.
Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. (слайд 17)
- Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы - им не хватило бы места, света, питания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.)
6. Творческий этап.
Большая часть растений вырастает из упавших на землю семян. Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает
и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать
свою собственную пищу. Вырастает взрослое растение. (слайд 18)
- Прочитайте статью на с. 82 учебника.
- Ответьте на вопросы раздела «Подумай!».
Гимнастика для глаз.
Выполнение заданий в рабочей тетради .(С. 34, задание 1.)
- Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого столбика пояснение к каждому слову.
- Первое слово -нектар. Какое пояснение подойдет к этому слову? {Нектар - сладкий цветочный сок.)
- Соедините стрелкой слово «нектар» и пояснение.
- Второе слово - пыльца. Подберите к нему пояснение. (Пыльца - мелкие желтые крупинки в цветках.)
- Соедините стрелкой слово «пыльца» и пояснение.
- Остальное выполните самостоятельно.
Ответ: опыление - перенос пыльцы с одного цветка на другой; насекомые-опылители - насекомые, которые опыляют цветы. (Проверка.) (С. 35, задание 2.)
- Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. Если это задание вызовет затруднение, воспользуйтесь текстом учебника на с. 80.
- Назовите насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)
(С. 36, задание 4.)
- Используя текст учебника на с. 82, напишите, что необходимо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух.)
(Проверка.)
(С. 36, задание 5.)
- Весной многие родители выращивают рассаду. Вы, наверное, наблюдали за этим процессом. Нарисуйте, как развивается растение из семени.
- Что появляется сначала? (Корешок.)
- А потом? (Стебелек с листочками.) (С. 36, задание 6.)
- Рассмотрите рисунок. Каждая пчелка принесла букву. Составьте из этих букв слово и узнаете, какую работу выполняют пчелки. (Опыление.)
- А как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)
- Какое значение для растения имеет процесс опыления?
7. Работа в парах.
Задание 7 (рабочая тетрадь, с. 36).
8. Закрепление изученного.
Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?
Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. (чтобы привлекать птиц)
Как птицы, звери и люди распространяют семена?
9. Рефлексия.
Что нового узнали на уроке?
Когда было интересно?
Определите своё настроение в конце урока?
Домашнее задание
2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с. 83).
3. Выполнить задания 1-3 (учебник, с. 83).
Размножение и развитие растений
На цветках растений
пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком - нектаром
.
При этом они выполняют работу, без которой не могут образовываться
плоды и семена. Эта работа - опыление.
Что такое опыление?
В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки.
Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце.
Перелетевшая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно
переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опыленного
цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не
произойдет, плодов и семян у растения не будет.
Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители
.
Они помогают растениям размножаться.
Большинство растений размножается семенами . Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.
Кроссворд. Части растений.
По горизонтали:
2. Что у растений образуется на месте цветка? Ответ: плод
3. Часть растения, которую едят у салата, капусты, петрушки. Ответ:
лист
5. Красивая часть растения, которую любят насекомые. Ответ: цветок
6. Часть растения, несущая листья и цветы. Ответ: стебель
По вертикали:
1. Часть растения, закрепляющая его в земле. Ответ: корень
4. Части растения, которые находятся в плодах. Ответ: семена
открыть незаполненный
кроссворд>>
Что такое нектар?
Сладкий цветочный сок.
Какие насекомые являются опылителями?
Пчёлы, шмели, бабочки,
осы.
С помощью чего размножается большинство растений?
С помощью
пыльцы.
Что нужно для прорастания семян?
Тепло, вода и воздух.
Вспомни, как развивается
растение из семени. Фазы развития растения
.
Рассмотри изображенные растения. С помощью кого и чего могут распространяться их семена.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Размножение и развитие растений 3 класс Урок № 18
Дышит, растёт, А ходить не может. растение Орг. момент: загадка
Расскажи о дыхании растений. Расскажи о питании растений. Почему растение не может жить без солнечного света? Почему животные и люди не могут жить на Земле без растений? Из воздуха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. Из земли они получают растворённые соли и воду, а из воздуха поглощают угл.газ, образуя крахмал и сахар. Потому, что им нужна энергия. Потому, что они выделяют кислород. Проверка домашнего задания
1. Лиственница 2.Сосна 3. Можжевельник ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ. Викторина
КАКИЕ ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ВЫ ЗНАЕТЕ? РАСТЕНИЯ корень стебель листья размно-жение Особеннос-ти жизнедея-тельности Водо - росли нет нет нет спорами Живут в основном в воде Мхи нет есть есть спорами Живут в сырых местах, жизненоспособны, нет цветков Папо - ротни-ки есть есть есть Хвой-ные Стержневая или мочко ватая система одеревенелый хвоя Семена в шишках Почти все вечнозелё ные Цвет-ковые То же Травянистый или одерве нелый Листовая пластинка + чере нок Цветы – плоды Разнообразны и многочислены
Колибри имеют яркое красивое оперение. Длина тела некоторых колибри всего 5,5 см, а вес - около 1,6 г. Питаются эти крошки нектаром цветов или мелкими мягкими насекомыми. Опыление
Перенос пыльцы с одного цветка на другой. Насекомые – опылители –насекомые, которые опыляют цветы. Опыление
На лужайке. На ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу – жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь. Низко-низко наклоняюсь. Физминутка
Плоды - путешественники
Тетрадь с.36 з.7. Семена Ветра, птиц, насекомых. Человека. Растения. Самостоятельная работа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...
Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».
Урок по технологии педагогических мастерских.(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)3 класс.Тема: «Размножение и развитие растен...