Мораль и право как основа становления гражданского общества

Этика наука о морали (теория морали).

Мораль – одна из древнейших форм общественного сознания (наряду с религией и искусством). Возникла в первобытном обществе.

Мораль (нравственность) – есть совокупность норм, правил и принципов поведения людей , выработанных обществом .

Но в отличие от правовых норм, моральные нормы поддерживаются не силой закона , а силой общественного мнения , воспитанием, привычками.

Общество всегда предъявляет к своим членам определенные требования, выраженные в нормах морали.

При этом нормы морали могут изменяться с развитием общества.

Уровни морали:

Общечеловеческая мораль (например, 10 заповедей Христа)

Национальная (н-р, защита национальных интересов)

Социальных слоев и групп (например, классовая).

Мораль тесно связана с различными сферами жизни, в том числе - влияет на другие формы общественного сознания. В свою очередь и на мораль активно влияют : идеология, религия, философия, право. Например: религия - проповедование любви к ближнему.

Мораль – совокупность, которая регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни. Функции: 1. регулятивная. Мораль определяет содержание поведений или нравы, которые распространяются в обществе с помощью общественного мнения, массовой привычки и дисциплины. 2. воспитательная. С помощью морали можно определить прогресс общества, потому что она формирует нравственные идеалы, т.е. образец совершенной личности, чем ближе общество к идеалу, тем оно прогрессивнее. Человек тоже стремится к идеалу. Но каждый идет к нему своим путем. Общество одобряет или осуждает его поступки. Одобряет с помощью похвалы, согласия, симпатии и любви. Осуждает порицанием, критикой, неприязнью и ненавистью. 3. оценочная. В отличие от общеобязанных норм права, нормы морали имеют рекомендательный характер, их не соблюдение не наказывается, а соблюдения не награждаются.

Типы религиозных верований.

Институциональный подход к изучению религии предполагает анализ эволюции института религии на различных ступенях эволюции общества.

Исторически первыми формами религии явились фетишизм, тотемизм и магия. При господстве фетишизма объектом религиозного поклонения выступал какой-то конкретный объект, растение или животное, наделяемое мистическими и сверхъестественными свойствами. Предполагалось, что обладание этим объектом приносит удачу в жизни,предохраняет от опасностей и невзгод.

Тотемизм отличается от фетишизма тем, что тотем выступает в качестве коллективного религиозного объекта.

Магия представляла собой колдовские обряды и заклинания, посредством которых люди стремились воздействовать на различные события окружающего мира с тем, чтобы изменить их в желательном направлении.

Вступление человечества в эпоху цивилизации ознаменовалось возникновением гораздо более сложных типов религиозных систем. Создание социально политеистических религий, ярким примером которых может служить античная древнегреческая религиозная система. Согласно греческой мифологии миром управляют множество богов, каждый изкоторых покровительствует определенным сферам человеческой деятельности: Апполон - искусству, Гермес - торговле, Марс - войне и т.п.

Другим известным типом религиозных верований выступают монотеистические религиозные системы, возникшие в процессе формирования трех главных мировых религий: буддизма (VI-Vвека до Р.Х.), христианства (I век от р.Х.) и ислама (VII век от р.Х.). Для них характерностремление объединить в одной вере людей самых различных социальных групп, государств, национальностей.

Хорошие манеры

Одним из основных принципов современной жизни является поддержание нормальных отношений между людьми и стремление избежать конфликтов. В свою очередь уважение и внимание можно заслужить лишь при соблюдении вежливости и сдержанности. Поэтому ничто не цениться окружающими нас людьми так дорого, как вежливость и деликатность. Но в жизни нам нередко приходится сталкиваться с грубостью, резкостью, неуважением к личности другого человека. Причина здесь в том, что мы недооцениваем культуру поведения человека, его манеры.

Манеры – способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика.

В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, в пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражении, в намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек прозвищ.

Манеры относятся к культуре поведения человека и регулируются этикетом. Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной, почтительное отношение к старшим, формы обращения к старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом. В целом этикет в цивилизованном обществе совпадает с общими требованиями вежливости, в основе которых лежат принципы гуманизма.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем неоправданному восхвалению увиденного или услышанного. Не надо усиленно скрывать, что вы впервые видите что-то, слушаете, пробуете на вкус, боясь, что в противном случае вас сочтут невеждой.

Вежливость

Всем известны выражения: «холодная вежливость», «ледяная вежливость», «презрительная вежливость», в которых эпитеты, прибавленные к этому прекрасному человеческому качеству, не только убивают его сущность, но превращают ее в свою противоположность.

Эмерсон определяет вежливость как «сумму маленьких жертв», приносимых нами окружающим нас людям, с которыми мы вступаем в те или иные жизненные отношения.

К сожалению, совершенно затерто прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.» Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она – одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в доме, где живет, в общественных местах. С товарищами по работе, со многими знакомыми в быту вежливость может перейти в дружбу, но органическая благожелательность к людям вообще – обязательная база вежливости. Подлинная культура поведения – там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им.

Одним из главных элементов вежливости считают умение запоминать имена. Вот как об этом говорит Д. Карнега. «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить время и энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти. Они ищут для себя оправданий в том, что слишком заняты. Однако они вряд ли больше заняты, чем Франклин Рузвельт, а он находил время для того, чтобы запомнить и при случае воскресить в памяти даже имена механиков, с которыми ему приходилось соприкасаться… Ф. Рузвельт знал, что один из самых простых, самых доходчивых и самых действенных способов завоевать расположение окружающих – это запомнить их имена и внушить им сознание собственной значительности».

Тактичность и чуткость

Тактичность и чуткость Содержание этих двух благородных человеческих качеств, внимание, глубокое уважение к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость – это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, в личных и служебных отношениях, умение чувствовать границу, за которой в результате наших слов и поступков у человека возникает незаслуженная обида, огорчение, а иногда и боль. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу возраста, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних.

Уважение к другим – обязательное условие тактичности даже между хорошими товарищами. Вам, наверное, приходилось сталкиваться с ситуацией, когда на совещании некто небрежно бросает во время выступлений своих товарищей «чушь», «ерунда» и т.п. Такое поведение нередко становится причиной того, что когда он сам начинает высказываться, то даже его здравые суждения встречаются аудиторией с холодком. О таких людях говорят: «Природа отпустила ему столько уважения к людям, что ему хватает его только на себя». Самоуважение без уважения к другим неизбежно вырождается в самомнение, чванство, высокомерие.

Культура поведения в равной степени обязательна и со стороны нижестоящего по отношению к вышестоящему. Она выражается прежде всего в честном отношении к своим обязанностям, в строгой дисциплинированности, а также в уважении, вежливости, тактичности по отношению к руководителю. То же – по отношению к сослуживцам. Требуя уважительного отношения к себе, задавайтесь почаще вопросом: отвечаете ли вы им самим тем же.

Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку. Это не только не уронит достоинство, но, наоборот, укрепит его во мнении мыслящих людей, показав им вашу исключительно ценную человеческую черту – скромность.

2.4 Скромность .«Человек, который говорит только о себе, только о себе и думает утверждает Д. Карнеги. – А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен. Он некультурен, как бы высокообразован он ни был».

Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг.

Вместе с тем, скромность не должна ассоциироваться ни с робостью, ни с застенчивостью. Это совершенно различные категории. Очень часто скромные люди оказываются намного тверже и активнее в критических обстоятельствах, но при этом известно, что спором убедить в своей правоте невозможно.

Д. Карнеги пишет: «Вы можете дать понять человеку, что он не прав, взглядом, интонацией или жестом не менее красноречиво, чем словами, но если вы говорите ему, что он не прав, то заставите ли вы его тем самым согласиться с вами? Никогда! Ибо вы нанесли прямой удар его интеллекту, его здравому смыслу, его самолюбию и чувству собственного достоинства. Это вызовет у него лишь желание нанести ответный удар, но отнюдь не изменить свое мнение.» Приводится такой факт: в период своего пребывания в Белом доме Т. Рузвельт однажды признался, что если бы он был прав в семидесяти пяти случаях их ста, то не мог бы желать ничего лучшего. «Если это был максимум того, на что мог надеяться один из самых выдающихся людей двадцатого века, что можно сказать о нас с вами?» – спрашивает Д. Карнеги и заключает: «Если вы не можете быть уверены в своей правоте хотя бы в пятидесяти пяти случаях из ста, то зачем вам говорить другим, что они не правы».

И действительно, вам, наверное, приходилось быть свидетелем как кто-то третий, наблюдающий за разбушевавшимися спорщиками, может положить конец недоразумению дружелюбным, тактичным замечанием, сочувственным стремлением понять точку зрения обоих спорщиков.

Никогда не следует начинать с заявления «Я вам докажу то-то и то-то». Это равносильно тому, считают психологи, чтобы сказать: «Я умнее вас, я собираюсь кое-что вам сказать и заставить вас изменить свое мнение». Это вызов. Это порождает у вашего собеседника внутреннее сопротивление и желание сразиться с вами прежде, чем вы начали спор.

Чтобы что-то доказать, надо сделать это настолько тонко, настолько искусно, чтобы никто этого и не почувствовал.

Д. Карнеги считает одним из золотых правил следующее: «Людей надо учить так, как если бы вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить, как забытые». Спокойствие, дипломатичность, глубокое понимание аргументации собеседника, хорошо продуманная контраргументация, основанная на точных фактах – вот решение этого противоречия между требованиями «хорошего тона» при дискуссиях и твердости в отстаивании своего мнения.

В наше время почти повсеместно отмечается стремление к упрощению многих условностей, предписывавшихся общегражданским этикетам. Это – одно из знамений времени: темпы жизни, изменившиеся, и продолжающие быстро меняться социально бытовые условия сильнейшим образом влияют на этикет. Поэтому, очень много из того, что было принято еще в начале или середине нашего века, может сейчас показаться абсурдным. Тем не менее, основные, лучшие традиции общегражданского этикета, даже видоизменившись по форме, остаются жить по своему духу. Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, – вот качества, которые безотказно помогут в любых жизненных ситуациях, даже тогда, когда вы не знакомы с какими-либо мелкими правилами общегражданского этикета, которых существует на Земле великое множество.

2.Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука - этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла.Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро - созидательно, тозло - это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свойдолг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом - общественным мнением и внутренним образом - совестью. Таким образом,совесть есть личное осознание своего долга.

Человек свободен в моральной деятельности - он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называетсяморальным выбором. На практике моральный выбор - нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

§ оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла

§ (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);

§ регулятивную - установление норм, принципов, правил поведения;

§ контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;

§ интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;

§ воспитательную - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, чтоесть в реальности, то этика - тем, чтодолжно быть. Большинство научных рассужденийописывает факты (например, «Вода кипит при 100 градусах Цельсия»), а этикапредписывает нормы илиоценивает поступки (например, «Ты должен исполнить обещание» или «Предательство - это зло»).

Специфика моральных норм

Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

§ следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагаютосмысленный и свободный выбор человека;

§ обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна - она задаетобщие нормы для всего человечества;

§ исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстведолга и поддерживается чувствомстыда и угрызениями совести.

Право - это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

§ право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении иобщественном мнении;

§ правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормынеобязательны (хотя и желательны) для исполнения;

§ правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут бытьнеписаными и устно передаваться из поколения в поколение;

§ за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются вобщественном неодобрении имуках совести.

Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Напри мер, норма «не укради». Можно задать вопрос: «Почему человек отказывается от кражи?» Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража - это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует какгрех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими.

По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

Роль морали в жизни человека и общества

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни - экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческою существования необходимо порождает потребность людей друг в друге .

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов:моральной деятельности, нравственных отношений иморального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности . Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива - прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности .

Функции морали

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функции:

§ регулятивную;

§ оценочную;

§ воспитательную.

Регулятивная функция

Одной из главных функций морали являетсярегулятивная. Мораль выступает прежде всего как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Оценочная функция

Другая функция морали -оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения ихгуманистического потенциала - того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях («справедливость» и «несправедливость», «честь» и «бесчестье», «благородство» и «низость» и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

Воспитательная функция

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средствомвоспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит еевоспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правил ьную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

5.Словосочетание «этика служебных отношений» стала особенно популярным в последние годы, когда любая профессиональная деятельность рассматривается, прежде всего, с позиций целесообразности. В этих условиях здоровый психологический климат внутри коллектива рассматривается с точки зрения влияния наэффективность работы и в результате выработан отчасти негласный, отчасти вполне формальный свод требований и пожеланий, какими же должны быть взаимоотношение между коллегами.

Что на работе «хорошо»

Вообще же специфика «этики» служебных отношений определяется в основном запретительными моментами, то есть указанием на то, чего делать нельзя или нежелательно. В той же части, что касается «хорошего» поведения в коллективе область служебных отношений мало чем отличается от общих правил приличия, хорошего тона и уважительного отношения к окружающим. Например, все «инструкции» по «этике служебных отношений» начинаются с двух постулатов - нужно улыбаться людям и нужно людей приветствовать. Конечно, в этом чувствуется солидный опыт европейской и американской бизнес-психологии, улыбка и приветствие в которой являются краеугольными камнями. Любой служащий, бизнесмен и работник на Западе должен на уровне инстинктов помнить, что в общении с людьми он должен быть вежлив и улыбаться. Реальные эмоции и отношение к человеку не имеют значения, дело есть дело.

Кроме того, огромное внимание в служебных отношениях уделяется искусству общения. В данном случае неважно, идёт ли разговор между коллегами, между начальником и подчинённым, между работником и клиентом или посторонним человеком: в деловом общении необходимо быть любезным, вежливым, предельно корректно отвечать на задаваемые вопросы, внимательно выслушивать собеседника. Третий кит, на котором держится «этика» служебных отношений, это следование внутрикорпоративным стандартам отношений. Не существует общего правила, должен ли подчинённый каждый раз стучать в дверь кабинета начальника - это устанавливается в каждом коллективе индивидуально. Точно так же, как нет общего предписания, имеют ли право коллеги обращаться друг к другу на «ты», это дело личного контакта, а, когда речь идёт об общении в присутствии посторонних, ещё и служебной дисциплины. Не имеется универсальной традиции корпоративных праздников или поздравления сотрудников с днём рождения - в каких-то случаях поздравление ограничивается формальным приветствием коллег и руководства, в каких-то сопровождается лишь вручением подарка, в каких-то - шумным и продолжительным банкетом.

И что на работе «плохо»

А вот когда начинается та сфера, где «нельзя», «запрещается», «не желательно», «не корректно», «противоречит политике компании», тогда и обнаруживаются особенности «этики» служебных отношений. И прежде всех запретов и табу, опережая даже «ни-ни» в отношении любовных романов, стоит крайняя нежелательность обсуждения на рабочем месте личных дел, проблем, новостей и прочей информации, не касающейся профессиональных вопросов. Идеалом западной «этики» служебных отношений (а в современном виде за основу чаще всего берётся именно западная модель) является система служебных отношений, в рамках которых личная жизнь коллег вообще никаким образом не обсуждается и не влияет на рабочий процесс. Прежде всего, это затрагивает ту область «общей» этики, которая стремится защитить личную жизнь человека от всякого рода посягательств со стороны. Однако здесь имеется и другой момент: обсуждение личных проблем это любимая и наиболее захватывающая тема для беседы для любого человека; так что весьма высок риск того, что за обсуждением личной жизни своей или коллег (что чаще всего) у работников остаётся всё меньше времени для выполнения рабочих обязанностей.Вопрос взаимоотношения между коллегами разных полов является сферой столкновения двух тенденций: с одной стороны, это общеэтические требования о повышенном внимании к женщине, об оказании таких знаков внимание, как отрывание дверей перед женщиной, пропускание её вперёд, уступка ей «сидячего места» и так далее. С другой же, успехи феминизма не прошли даром и коснулись прежде всего сферы служебных отношений, где женщина активнее всего добивалась равноправия. В США и Западной Европе всё чаще традиционные знаки внимания по отношению к женщине расцениваются как дискриминация по половому признаку и даже как сексуальные домогательства. Служебные же романы и вообще флирт на работе в современной «этике» служебных отношений находятся под очень строгим запретом, во всяком случае, официально. Впрочем, зачастую этот запрет так или иначе нарушается, пусть и всего лишь в форме флирта. Однако и другие положения о взаимоотношениях между коллегами нередко остаются лишь формальностью. Особенно это характерно в той части, что касается поведения начальника. Современные деловые стандарты гласят, что руководящий работник должен быть вежлив в отношениях с подчинёнными, не должен излишне подчёркивать дистанцию в общении и, например, всегда требовать от подчинённого, чтобы он стоял в его в кабинете, а также должен позитивно реагировать на объективную критику и ни в коем случае не преследовать за неё. Но в реальной жизни пока что очень немного руководителей, в той или иной степени соответствующих этому «светлому образу»; а уж руководитель, адекватно реагирующий на критику в свой адрес ос стороны подчинённых это и вовсе ещё диковина.

Этика менеджера

Этика - это одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль . Основа данного предмета была заложена Аристотелем, который и ввел данный термин.
Этика бизнеса не сводится только к понятию морали и является инструментом, с помощью которого менеджер принимает свои решения. К сожалению, в нашей стране деловая этика рассматривается лишь как совокупность моральных принципов возможность применения которых на практике не изучается. В Россииэтика менеджера понимается прежде всего как правила поведения руководителя в деловом окружении (деловой этикет ).

В западных странах этика четко подразделяется на этикет и управленческую (прикладную ) этику .
Этика поведения менеджера рассматривается с точки зрения моральных аспектов различных функций управления, таких как маркетинг, управление персоналом, оказание профессиональных услуг, взаимодействие с контрагентами и конкурентами, слияние и поглощение фирм и т. д.
Деловая этика предполагает трудный выбор оправданных с точки зрения нравственности и следующих целям деятельности решений. Следует подчеркнуть, что этичное поведение не устанавливается законодательно. Этика бизнеса основывается на удовлетворении интересов максимального числа участников рынка и на уважении интересов как своей фирмы, так и интересов партнеров. Этика менеджера по отношению к конкурентам предполагает использование только "чистых" методов борьбы.
Уровни управленческой этики :
1. Мировой уровень - осуществление менеджером своих рабочих функций на основе общечеловеческих ценностей, зафиксированных в "принципах международного бизнеса" - Всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 г. в Швейцарии.
Данные принципы включают в себя:

1. социальную ответственность перед сотрудниками предприятия (создание для них благоприятных условий работы), акционерами, клиентами и населением в целом;

2. модернизацию технологий, маркетинга и коммуникаций;

3. повышение доверия к бизнесу;

4. уважение к законодательству и соблюдение правовых норм;

5. верховенство моральных ценностей во всех направлениях деятельности фирм;

6. поддержку и помощь в развитии международной торговли;

7. охрану окружающей среды.

Соответствие деятельности предприятий данным нормам является приоритетным по отношению к национальным и корпоративным кодексам и правилам,
2. Макроуровень - реализация моральных принципов в соответствии с отраслевым или национальным кодексом бизнес-этики, включающим в себя уважение к частной собственности и свободной конкуренции, предоставление достоверной информации и отсутствие дискриминации на рынке труда.
3. Микроуровень - реализация моральных норм в рамках отдельного предприятия, его партнеров и конкурентов (отсутствие дискриминации в отношениях с поставщиками и покупателями, сотрудниками предприятия и его руководством, менеджерами, инвесторами и акционерами). Микроуровень предполагает решение этических проблем частного характера.
В случае если возникает вопрос в

  • D Воздействия духов, демонов, проникающих в тело человека
  • Gt; 3. Особенности расследования убийств, связанных с исчезно­ вением человека
  • Hасилие и Договор - две стороны одной Медали Жизни. У символа Водолея две молнии: Hасилие и Договор. Но дед выбирает путь Договора. Кто-то выбирает путь Hасилия. Это Жизнь
  • II. Библиографические указатели. 1. Достоевская А. Г. Библиографический указатель сочинений и произведений искусства, относящихся к жизни и деятельности Достоевского
  • II. Становление и утверждение правомочности и правосубъектности человека и гражданина, политико-правовые аспекты исследования

  • Что управляет миром? Чем руководствуются Высшие в своем поведении?

    Миром управляют законы. И все Высшие сообщества разумных существ в своём поведении руководствуются ими.

    Существует ли в Высших мирах мораль? Благодаря чему в Высших мирах поддерживается порядок?

    В Высших иерархических мирах отсутствует мораль как принцип регулирования поведения отдельных индивидов и их взаимоотношений. Высшие руководствуются не моралью, а Законами Мироздания, т.е. теми высшими нормами, которые обеспечивают порядок и нормальное функционирование всему общему объёму Абсолюта и каждой частной единице, его составляющей.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Кому присуща мораль?

    Мораль присуща только человечеству как низшей форме развития.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Что такое мораль на земном плане?

    На земном плане мораль есть внутреннее выражение законов поведения, а законы есть внешняя форма выражения морали.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Почему мораль есть внутреннее выражение законов?

    Потому что, какова мораль общества в его высшем проявлении, таковы и законы.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Чем являются законы?

    Законы всегда являются отображением моральной и нравственной стороны поведения человека.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Какова зависимость законов от морали?

    Мораль низкая – и законы низкие и жестокие. А раз они являются следствием морали и зависимы от неё, то это свидетельствует о том, что именно мораль и нравственность управляют обществом на низших стадиях его развития.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Через что проходят формы управления обществом?

    Формы управления проходят через законы, нормы, искусство, религию.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Что имеет значение в управлении обществом?

    Во влиянии на общество, в управлении им большое значение играет искусство.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    В чем заключается управление обществом через искусство?

    Его руководство заключается в том, что оно навязывает различным слоям идеалы и правила поведения через театры, кино, средства массовой информации, через произведения искусства, навязывает через те идеалы, которые в них вкладываются.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Меняются ли законы со временем, если меняется мораль?

    Так как мораль общества и правила поведения меняются с течением времени, то меняются и законы.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Что влияет на изменения в поведении человека?

    Поведение человека меняется в связи с тем, что изменяется уровень его развития; степень сознательности, время, в котором он живёт; задачи, которые ставят перед человечеством Высшие Учителя; меняется энергетика, с которой работает человек.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Есть ли у морали какие - то свойства, о которых человеку еще не известно?

    Есть у морали ещё одна сторона, о которой до настоящего времени не знал человек – это энергетическая.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Чем является мораль с энергетической точки зрения?

    Мораль есть внутренний механизм регулирования производимой человеком энергии. Это качество тоже говорит о первостепенной её роли, а всё прочее, включая и законы, которые действуют в пределах человеческого общества, являются производными от неё.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Зависят ли космические законы от морали?

    Что касается космических законов, то они не зависят от морали, а зависят от тех главных целей, которые они должны обеспечивать для нормального функционирования общего объёма Абсолюта. Здесь жизнь сообществ строится несколько по - другому.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Почему мораль есть механизм регулирования производства энергий* человеком?

    В зависимости от того, какова мораль человека, находится характер его поступков. Если мораль низка, он будет в ситуациях поступать низко, подло, будет много грешить, поддаваться искушениям, принимая их за форму жизни, и в соответствии с этим станет производить через низкие эмоции и низкие, грязные энергии. Любое действие человека и его чувства способствуют производству энергий физического плана и тонкого. Поэтому, каковы действия человека, каковы его эмоции и чувства, таковы и производимые энергии.
    Если же мораль индивида высока, то в тех же самых ситуациях, в которых участвовал низкий индивид, он будет поступать противоположно ему и станет производить энергии высокого типа.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Для чего Высшие разработали мораль для человека?

    Нарабатывая новые основы морали, человек изменяет своё поведение и изменяет диапазон производимых им энергий или в высокую сторону, или в низкую. Поэтому мораль и нравственность разработаны Высшими Учителями для человечества, чтобы регулировать производство энергий человеком, т.е. это есть механизм регулирования производимой людьми энергии и способ совершенствования души.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Что меняется в обществе при изменении морали?

    Меняя мораль, внося какие - то новые понятия в неё, вносится, прежде всего, новое отношение человека к чему - либо, точнее, к формам его поведения. Например, когда мораль усиливается, человек строже относится к посягательству на общественную собственность и не ворует. Если же общество деградирует и мораль падает, то нечестной становится третья часть общества. Это относится к низкому и среднему уровню развития. Высокий по уровню развития индивид, в какую бы сторону ни менялась мораль, чужое присваивать себе не станет.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Какой вывод можно сделать из понятия морали в человеческом обществе?

    Для земного плана существования прослеживается цепочка зависимостей: мораль – законы – производство энергий.
    Поэтому относительно человеческого общества можно сказать, что мораль дана человеку для того, чтобы регулировать качества энергий, производимых человеком для иерархических Систем и для себя. А на основе морали создаются уже законы, управляющие человеческим обществом, потому что то или иное новое поведение индивидов требует или подтверждения в законодательной форме законности их действий, или его запрета.

    Так, например, после перестройки в нашем обществе сначала появились предприниматели, фермеры, менеджеры и т.д., и между ними стали складываться, можно сказать, стихийно какие - то отношения, связи, обязанности друг перед другом, а потом Государственная Дума, опираясь на эти новые нормы поведения, стала создавать законы.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Существуют ли законы помимо человеческих законов? Чем руководствуются Высшие Личности?

    Помимо законов, предназначенных только для человечества, существуют ещё и законы более высокого порядка – законы космического развития. В Космосе нет морали, потому что Высшие Личности руководствуются в своём поведении не моралью, а высокой сознательностью, высокой ответственностью и Законами Мироздания.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Как поступают Высшие Личности в ситуациях? В соответствии с чем?

    В любых ситуациях Они будут поступать не сообразно личным интересам, а в соответствии с чувством долга и пониманием того, что им требуется сделать в ситуации, чтобы получить результат, удовлетворяющий их сообщество.
    В морали основываются обычно на личных интересах и желаниях, а в законах опираются на тот результат, который необходимо получить при прохождении конкретной ситуации. И в этом – различие между устойчивой формой закона, опирающегося на результат, и морали, опирающейся на идеал.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Что такое нравственность? Есть ли отличие от морали?

    Хотя мораль и нравственность объединяют в нечто одно, но у них имеются и различия.

    Нравственность – это есть духовное состояние общества, которого оно должно достигнуть через принятие норм и правил поведения, даваемых Свыше Учителями человечества или Высшими Иерархами.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Чем является нравственность с бытовой точки зрения?

    С бытовой, социальной точки зрения, нравственность – это нормы и правила поведения людей, различных социальных групп. Но ввиду того, что любое поведение, внутренняя духовная борьба ведут к производству энергии, т.е. к выработке продукции определённого качества, то все эти правила и нормы имеют цель – заставить человеческое общество и каждого его члена производить то, что необходимо иерархическим Системам, а точнее, Богу.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Каким качеством является нравственность?

    Нравственность всегда даётся Свыше. По - иному можно сказать, что нравственность – это то качество, состояние, которого должно добиться общество в своём духовном развитии, к которому обязано стремиться. Поэтому нравственные нормы стоят всегда выше тех, что существуют в обществе.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Способно ли общество достичь нравственности, требуемой Свыше?

    Здесь важно уловить разницу. Общество, стремясь к данной Свыше нравственности, живёт по - своему, более низко, так как не способно сразу выполнять то, что требуют Сверху. И поэтому навстречу предлагаемым Свыше нормам и правилам оно выдвигает свои нормы и правила поведения, идущие Снизу. И эти нормы и правила, идущие Снизу, есть мораль данного общества на данном этапе развития.
    Мораль имеет обычно подвижное течение, т.е. меняется с течением времени. Поэтому мораль общества 20-х годов ХХ века, 50-х, 80-х годов – разная. Общество то поднимается вверх до 70-х годов, то начинает резко деградировать с 80-х годов. И вслед за ним мораль то поднимается, то опускается.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Меняется ли нравственность со временем?

    Нравственность остаётся у общества, как путеводная звезда, постоянна, ибо она несёт в себе высший идеал и сохраняет его. Это то, к чему оно обязано стремиться. Это те идеалы человечества, которые не меркнут и на которые обязаны в своём поведении ровняться все социальные слои.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Кто служил идеалом нравственности для человечества?

    Таким идеалом стал Христос и многие святые, которые несли Веру и умирали за неё. Через них давались нравственные нормы поведения. (Христос дал десять заповедей и Евангелие, святые учили стойкости Духа, смирению и умению видеть и принимать новое; учили преданности, самоотдаче и прочим высшим качествам.)
    Это примеры, как вводились нравственные нормы первоначально. Позднее они вводились через основоположников моральных устоев общества, через телепатические контакты. Они писались и давались Свыше, а внедрялись уже через людей. И то, что получилось у общества при стремлении выполнить их, это уже мораль, т.е. искажения, которые претерпевали данные нормы и правила в ходе их выполнения.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Можно сказать, что мораль и нравственность – одно и то же, только одно идёт снизу, а другое – сверху. Поэтому обычно мораль общества оказывается ниже нравственности, предначертанной ему Свыше. Качество морали, постигнутой обществом, всегда ниже качества нравственности, к которой оно должно прийти в ходе своего развития за счёт искажений и извращений, существующих в любой социальной среде.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Но хотя в целом всё общество может и не достигать тех нравственных высот, которых требуют Высшие, но отдельные единицы способны приходить к желаемому совершенству. Некоторые считают, что раз всё развитие сводится к набору энергетики, то достаточно накачиваться энергией механическими способами без соблюдения морально - нравственных норм, чтобы перейти в Высшие миры. Подобные взгляды на развитие являют искажённое понимание принципа совершенствования души. Через механические способы можно попасть только в низкие миры, потому что эти способы производят энергии низкого диапазона.

    Что является главным в развитии души? Что должен запомнить человек?

    Главным в развитии души является приобретение высоких духовных качеств, которые приобретаются только при прохождении ею через освоение моральных правил в обществе. Человек должен запомнить: пороки не переходят в Высшие миры Божественной Иерархии. Они перерабатываются внизу, изживаются приобретаемыми положительными качествами.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Может ли человек набирать энергетику через механические способы?

    Человек до тех пор остаётся внизу, пока не проработает свои пороки и дурные наклонности. Любой же набор энергетики через механические действия, в которых не принимает участия душа, относится к низкому физическому спектру энергий. Поэтому данными способами индивид накачивает свою эфирную оболочку и лишь незначительное количество энергии за счёт упорства и силы воли попадает в астральную оболочку. Но механический спектр энергий не позволяет душе подняться выше даже 50 - го земного Уровня. Поэтому в духовном плане человеку предстоит ещё много поработать над собой, чтобы достичь границы перехода в Высшие миры.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Каков самый короткий путь к Богу?

    Самый короткий путь в Иерархию Бога – это следование Высшим законам развития. Без следования правилам морали и нравственности душа может попасть тоже в Высшие миры, только это миры, принадлежащие Иерарху отрицательной Системы, т.е. Дьяволу, которые имеют другую качественную основу, чем миры Бога. Бог пропускает в свою Иерархию души только через морально - нравственные основы.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Какую роль играет дисциплина в человеческом обществе?

    В человеческом обществе она всегда играла первостепенную роль в производственных, учебных, армейских и прочих отношениях. Она заменяла мораль установлением жёстких границ поведения и являлась вынужденной мерой организации поведения индивидов.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    На чем основана дисциплина?

    Дисциплина тоже основывается на морали, существующей в обществе на данный период времени, и может быть более жёсткой или менее. С её помощью происходит регулирование поведения определённой части населения.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Может ли человеческое общество существовать без дисциплины?

    Человеческое общество без неё не способно существовать на данном этапе развития.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Существует ли дисциплина в космосе?

    Когда мы обратились к Высшим Иерархам с вопросом: «Имеется ли дисциплина в Космосе?», то получили следующий ответ: «Понятия дисциплины в Космосе не существует по причине преобладания в нём Законов Иерархии. Всё зависит от Уровня Системы*, к которому она принадлежит. То есть чем выше Уровень Системы, тем она исполнительней, тем чётче каждый индивид в ней исполняет то, что ему положено.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Чем регулируется дисциплина в Космосе?

    Один из основных законов Космоса – это Закон подчинения. Он заключается в том, Что Системы низкого Уровня безоговорочно подчиняются Системам Высшего Уровня.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    Обязательна ли дисциплина в низких мирах?

    В низких мирах дисциплина обязательна, и она существует в определённых законах морали общества в вашем мире. У каждого общества она – своя.
    Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. " Человек эпохи Водолея ".

    "И как бы ни была цивилизация далека от Нас или близка к Нам, подчинение её происходит на основе дисциплины, данной Нами. Любому нижестоящему обществу дисциплину, выраженную в тех или иных законах, даём Мы. Высшие цивилизации подчиняются Нам автоматически. У них уже дисциплины, как норм поведения, нет. Они настолько поднялись в своём развитии, а следовательно, сознании, что все моральные качества уважения к Высшему и любовь к низшему, сформировали в их душах свою стратегию поведения, благодаря которой они сами, по доброй воле, подчиняются Нам и Вышестоящим Системам."

    Для Высших нет такого понятия, как дисциплина, потому что Разум их и моральные качества уже настолько высоки, что ничего плохого совершить они не способны.

    Все глупости и безобразия – от низости сознания и разума.

    Чем выше по лестнице Уровней поднимается душа, тем сознательней и многоплановей становится разум в моральном отношении. Высшая сознательность заменяет дисциплинированность, так как она (дисциплина) уже входит в его сознание как закономерность».

    Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать.

    Мораль ставит оценки . Все наши поступки, а также всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет - хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, - это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают - зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость - несправедливость; честь - бесчестие; благородство, порядочность - низость, непорядочность, подлость и т. д. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок, мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т. д.

    Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем в качестве добра, то это означает, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла - этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, мировоззрение.

    Мораль регулирует деятельность людей . Вторая задача морали - регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от государственного регулирования. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает оно это с помощью разных учреждений, организаций (парламентов, министерств, судов и т. д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, служащих, милиции, полиции и т. д.).

    Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т. д. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни двумя способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждения личности, совесть.

    Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причем оно основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

    Но не должно складываться убеждение, что общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно, более истинно, чем мнение отдельных личностей. Это не так. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

    В комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов показал, что мнение всех этих скалозубов, фамусовых, молчалиных, княгини Марьи Алексеевны может быть силой темной, мрачной, направленной против всего живого и умного, что один человек может быть прав, в то время как все окружающие находятся во власти предрассудков, невежества, тупости, корысти. “Злые языки страшнее пистолета” - в этих словах великого писателя выражено его ощущение беспощадной мощи такого общественного мнения и вместе с тем его убийственной тупости, ограниченности.

    Человек - не раб обстоятельств . Общественное мнение, конечно, - большая сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться один человек, может ошибаться и большинство. Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек - существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором живет, но и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто бы перестало развиваться, загнило бы и погибло.

    Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно - протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, гуманизм.

    Внутренние духовные убеждения личности . Где же берет силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения, против реакции, предрассудков?

    Он берет их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения, т. е. на свое понимание морального долга, моральных идеалов. Духовные убеждения морального человека ориентируются на общечеловеческие моральные ценности и идеалы. Моральный человек подчиняет им свою деятельность, свои поступки, всю свою жизнь.

    Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих, но и под самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можно освободиться, от нечистой, запятнанной совести - никогда.

    И человек постоянно критикует, переделывает себя, так велит ему совесть. Человек находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного мнения - так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Но совесть человека будет чиста, душа спокойна, если он действовал в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.

    Воспитательная роль морали . Воспитание всегда идет двумя путями: с одной стороны через влияние на человека других людей (родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), через целенаправленное изменение внешних обстоятельств, в которые ставится воспитуемый, а с другой стороны - через воздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: человек постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

    Каковы характерные признаки морали? Понятие морали - это целая система норм и правил, которыми регулируется происходит нравственное взаимодействие между отдельными индивидами, согласно общепринятой системе ценностей. Благодаря моральным взглядам, человек получает возможность отличать добро от зла.

    Как формируется мораль?

    По какому признаку мы узнаем мораль? Мораль затрагивает все Понятие о нравственности дает возможность согласовывать личные интересы с социальными. Признаки морали человек осознает в ходе становления личности в условиях общества. Сначала индивид познает нормы нравственности в ходе воспитания, стараясь совершать правильные поступки, подражая старшим, более опытным людям. Затем, по мере взросления, происходит осмысление собственных действий в соответствии с общепринятыми суждениями, установленными в обществе.

    Признаки морали

    Мораль как способ активного участия в социальной жизни отличается характерными признаками. Всего выделяют три признака морали:

    1. Всеобщность - требования норм, принятых в социальной среде, едины для всех ее членов.
    2. Добровольный характер - поступки, что соответствуют моральному поведению, выполняются индивидами не принудительно. В данном случае в действие вступает воспитание, личные убеждения, совесть. На добровольное совершение нравственных поступков влияет общественное мнение.
    3. Всеохватывающий характер - мораль затрагивает любую деятельность человека. Нравственные поступки естественным образом проявляются в общении, творчестве, общественной жизни, науке, политике.

    Функции морали

    По какому признаку мы узнаем является в первую очередь способом гибкого изменения поведения индивидов в ходе социальной жизни. Это является ее По мере возникло множество прочих решений для стимуляции «правильных» действий людей: административные наказания, правовые нормы. Однако мораль по сей день остается уникальным явлением. Ее проявление не требует подкрепления со стороны карательных органов либо специальных учреждений. Регулирование морали осуществляется благодаря активизации нервных связей, которые сформировались в процессе воспитания человека и соответствуют принципам поведения в обществе.

    Что является отличительным признаком морали? Еще одной ее функцией является оценка мира с точки зрения гуманного поведения. В какой-то мере мораль способствует развитию и созданию общностей индивидов. Проявление оценочной функции заставляет человека анализировать, как меняется окружающий мир, в зависимости от совершения тех или иных поступков.

    Еще одна важная функция морали - воспитательная. Концентрируя в себе положительный опыт предыдущих эпох, нравственность делает его достоянием следующих поколений. Благодаря этому индивид получает возможность обрести правильную социальную ориентацию, которая не противоречит общественным интересам.

    Какая наука изучает мораль?

    Признаки морали, ее функции, развитие в обществе изучает специфическая отрасль философии - этика. Эта наука исследует, на основе чего происходило зарождение морали в социальной среде, как она развивалась в историческом контексте.

    Основными проблемами этики являются следующие:

    • определение смысла жизни, назначение человечества и роль каждого отдельного индивида;
    • относительный характер добра и зла, их критерии в различных исторических эпохах;
    • поиск способов для реализации справедливости в социальной жизни людей.

    В целом же под этикой следует понимать совокупность моральных принципов, что являются общепринятыми в конкретном обществе либо отдельных социальных группах. Например, выделяют такое понятие, как что включает в себя ответственность за определенную деятельность.

    Как формировалась мораль в историческом контексте?

    На протяжении существования цивилизованного общества признаки морали оставались неизменными. Это стремление к совершению и воздержание от зла, забота о близких людях, стремление к достижению общественного блага. Существует широкий ряд общечеловеческих норм поведения, которые действуют независимо от положения индивида в обществе, религиозной и национальной идентичности. Впрочем, некоторые формы морали подверглись эволюции на протяжении исторического развития общества:

    1. Табу - жесткие ограничения, которые накладывались в определенных социальных сообществах на совершение конкретных действий. Нарушение запретов было связано в сознании индивидов с угрозой личной безопасности со стороны других людей либо сверхъестественных сил. Указанный феномен в определенных культурах действует до нашего времени.
    2. Обычаи - повторяющиеся нормы поведения, что поддерживаются под влиянием общественного мнения. Необходимость выполнять многочисленные обычаи особенно велика в традиционных культурах, однако постепенно уходит в небытие в высокоразвитых странах.
    3. Моральные правила - идеалы, которые регулируют поведение индивида. В отличие от обычаев и табу, требуют от человека сознательного выбора.

    В заключение

    Вот мы и выяснили, что является отличительным признаком морали, ответили на прочие вопросы. Напоследок стоит отметить, что в цивилизованном обществе мораль неразрывно связана с понятием о праве. Обе системы накладывают на индивида необходимость соответствовать определенным стандартам поведения, ориентируют человека на соблюдение порядка.