Индская цивилизация кратко. Письменность и язык. Политическая организация и социальная структура

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Предыстория

Письменность

Этническая и генетическая принадлежность

Вопрос об этнической принадлежности не решён, чаще всего предполагалась связь с носителями дравидийских языков . В то же время лингвистические данные указывают на то, что в северной и северо-западной Индии контактировали между собой представители трёх этнолингвистических групп: протоиндийской, протоавстронезийской и протосино-тибетской.

Область распространения цивилизации хорошо коррелирует с распространением Y-гаплогруппы L , а также с ареалом наивысшего разнообразия Y-гаплогруппы R1a1a (M17) , связанной с индоариями.

Гипотезы индоарийских корней Харрапской цивилизации придерживается часть известных современных учёных: фламандский индолог Конрад Эльст , немецко-канадский индолог Клаус Клостермайер , индийский автор и исследователь Шрикант Талагери и индийский археолог Б. Б. Лал . Эту гипотезу также популяризирует британский журналист и исследователь Грэм Хэнкок .

Раскопки и памятники

Первые случайные находки, относящиеся к древней цивилизации Инда, попадались европейцам с середины XIX века, но для науки протоиндийская цивилизация была открыта индийскими археологами Р. Б. Сахни и Р.Д Банерджи в начале 1920х. Тогда начались планомерные раскопки холмов Мохенджо-Даро и Хараппы, которые продолжались до конца 1960х (с перерывом, который был связан с началом Второй мировой войны). В то же время раскопки шли в других местах - Кот-Диджи (1955-1957), Амри (1959-1961), Калибанган, Лотхал, Рангпур, Аллахдино и пакистанской части пустыни Тар. К концу ХХ века археологами было обнаружено около 1000 поселений, принадлежащих к хараппской культуре. Среди многочисленных городов и поселений лучше всего были исследованы два центра - Мохенджо-Даро и Хараппа . Перечень археологических объектов индской цивилизации:

См. также

  • Маргианская цивилизация - существовала параллельно с Индской на территории Туркмении и Афганистана
  • Мелухха - важный торговый партнёр Шумера , который часть археологов отождествляет с Индской цивилизацией
  • Культура Кулли - рассматривается как локальный вариант Хараппской
  • Теория исхода из Индии - учение об индоевропейском характере Индской цивилизации

Примечания

Литература

  • История древнего Востока, т. 1. М.1986.
  • Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. - СПб. : Наука , С.-Петербург. отд-ние, 1991. - 176 с. - (Из истории мировой культуры). - 23 000 экз. - ISBN 5-02-027307-4

Ссылки

Востоковедение как наука зародилось в XVI-XVII веках, когда страны Европы вступили на путь колониальных захватов, хотя знакомство европейцев с арабским миром состоялось еще много веков назад. А вот египтология возникла значительно позже - датой ее рождения считают 1822 год, когда французский ученый Шампольон расшифровал систему египетского иероглифического письма. И лишь относительно недавно, в 1922 году, археологи впервые начали исследовать территорию по берегам реки Инд. И сразу же - сенсация: открыта ранее не известная древняя цивилизация. Ее назвали Хараппской цивилизацией - по имени одного из главных ее городов - Хараппы.

Когда индийские археологи Д. Р. Сахин и Р. Д. Банерджи смогли наконец посмотреть на результаты своих раскопок, они увидели красно-кирпичные развалины древнейшего в Индии города, принадлежащего протоиндийской цивилизации, города довольно необычного для времени его постройки - 4,5 тысячи лет тому назад. Он был спланирован с величайшей педантичностью: улицы, протянутые словно по линейке, дома в основном одинаковые, пропорциями напоминающие коробки для тортов. Но за этой "тортовой" формой иногда скрывалась и такая конструкция: в центре - двор, а вокруг него - четыре-шесть жилых комнат, кухня и помещение для омовения (дома с этой планировкой встречаются в основном в Мохенджо-Даро, втором большом городе). Сохранившиеся в некоторых домах пролеты для лестниц позволяют предположить, что строили и двухэтажные дома. Главные улицы были десятиметровой ширины, сеть проездов подчинялась единому правилу: одни шли строго с севера на юг, а поперечные - с запада на восток.

Но этот монотонный, как шахматная доска, город предоставлял жителям неслыханные по тем временам удобства. По всем улицам протекали арыки, и из них в дома (хотя около многих обнаружены колодцы) подавалась вода. Но что еще важнее - каждый дом был связан с системой канализации, проложенной под землей в трубах из обожженного кирпича и выводящей все нечистоты за городскую черту. Это было гениальным инженерным решением, позволившим на довольно ограниченном пространстве собираться большим людским массам: в городе Хараппа, например, временами проживало до 80000 человек. Инстинкт тогдашних градостроителей поистине удивителен! Ничего не ведая о болезнетворных бактериях, особенно активных в теплом климате, но обладая, вероятно, накопленным опытом наблюдений, они оградили поселения от распространения опаснейших болезней.

И другую защиту от природных невзгод придумали древние строители. Как и ранние великие цивилизации, родившиеся на берегах рек - Египет на Ниле, Месопотамия на Тигре и Евфрате, Китай на Хуанхэ и Янцзы, - Хараппа возникла в долине Инда, где почвы отличались высоким плодородием. Но с другой стороны, именно эти места всегда страдали от высоких паводков, достигающих в равнинном течении реки 5-8 метров. Чтобы спасти города от весенних вод, в Индии их строили на кирпичных платформах десятиметровой высоты и даже более высоких. И тем не менее города возводились в короткий срок, за несколько лет.

Первыми жителями долины реки Инд были кочевые племена, которые постепенно осели и занялись земледелием и скотоводством. Постепенно создавались условия для урбанизации и возникновения городской культуры. Начиная с 3500 г. до н.э. на территории долины реки Инд возникают крупные города с населением до 50 000 человек. Города Хараппской цивилизации имели строгую планировку улиц и домов, систему канализации и были прекрасно приспособлены для жизни. Их устройство было настолько совершенным, что не менялось на протяжении тысячелетия! По своему развитию Цивилизация долины Инда не уступала великим цивилизациям того времени. Из городов велась оживлённая торговля с Месопотамией, Шумерским царством и Центральной Азией, причём использовалась уникальная система мер и весов.

Археологические находки свидетельствуют и о довольно высокой культуре «хараппцев». Были найдены терракотовые и бронзовые статуэтки, модели повозок, печати, ювелирные украшения. Эти находки являются древнейшими артефактами индийской культуры. К началу второго тысячелетия до нашей эры Цивилизация долины Инда пришла в упадок и исчезла с лица земли по неизвестным причинам.

В начале двадцатых годов теперь уже прошлого столетия индийский учёный Р. Сахни возглавил первую экспедицию в дельту реки Инд, чтобы разыскать руины храма, принадлежавшего древнейшему божеству - «старому Шиве». Храм упоминался во многих легендах народа Хо, чьи владения в древности граничили с территорией, принадлежавшей северным магараджам. Мифы рассказывали «о горах небесного золота, хранящегося в подземельях храма»... Так что стимул рыться в болотистой земле всё-таки был немалый.

Каково же было удивление Сахни, когда его люди начали выкапывать из-под земли целые городские кварталы многоэтажных домов, императорские дворцы, огромные статуи из бронзы и чистого железа. Из-под лопат показывались мостовые, снабжённые глубокими желобами для колёс экипажей, сады, парки, дворы и колодцы. Ближе к окраине роскошь убывала: здесь одно- и двухэтажные здания из четырёх-шести помещений с туалетом группировались вокруг центральных двориков с колодцами. Город окружала стена из грубых, необтёсанных, но очень плотно прилегающих друг к другу камней, чередующихся с кладкой сырцового кирпича. Цитадель была ещё более высокой и прочной твердыней, снабжённой несколькими башнями. В императорских покоях был оборудован самый настоящий и весьма хитроумно сконструированный водопровод - и это за три с половиной тысячи лет до открытия законов гидравлики Паскалем!

Немалое удивление вызвали раскопки огромных библиотек, представленных хранилищами стеариновых табличек с так до сих пор и не расшифрованными пиктограммами. Там же хранились изображения и фигурки животных, на которых также имелись загадочные письмена. Эксперты, установившие некоторую периодичность знаков, пришли к выводу, что здесь был записан зарифмованный эпос или же религиозные молитвы в стихах. Среди найденных металлических изделий были медные и бронзовые ножи, серпы, долота, пилы, мечи, щиты, наконечники стрел и копий. Железных вещей обнаружить не удалось. Очевидно, люди к тому времени его ещё не научились добывать (А в предыдущем абзаце сказано о том, что были найдены статуи из железа! Значит, умели добывать! И плавить! И делать статуи!!! - Д.Б.). Оно попадало на Землю только с метеоритами и считалось священным металлом, наравне с золотом. Золото служило оправой для ритуальных предметов и женских украшений.

В лучшие годы Хараппской цивилизации вокруг городов Хараппа и Мохенджо-Даро, как грибы, росли селения меньшего размера - их было около 1400. К настоящему времени раскопки освободили только одну десятую площади двух древних столиц. Однако уже удалось установить, что однообразие построек кое-где нарушается. В Долавире, лежащем к востоку от дельты Инда, археологи обнаружили богато изукрашенные ворота, арки с колоннадами, в Мохенджо-Даро - так называемый "Большой бассейн", окруженный верандой с колоннами и комнатами, вероятно, для раздевания.

Горожане

Археолог Л. Готтрель, работавший в Хараппе в 1956 году, считал, что в подобных городах-казармах можно встретить не людей, а дисциплинированных муравьев. "В этой культуре, - писал археолог, - было мало радости, но много работы, и материальное играло превалирующую роль". Однако ученый ошибся. Силу хараппского общества составляло именно городское население. По заключениям нынешних археологов, город, несмотря на архитектурную безликость, был заселен людьми, не страдавшими от меланхолии, а, напротив, отличавшимися завидной жизненной энергией и трудолюбием.

Чем же занимались жители Хараппы? Лицо города определяли купцы и ремесленники. Здесь пряли пряжу из шерсти, ткали, делали глиняную посуду - по прочности она приближается к камню, резали по кости, изготовляли ювелирные украшения. Кузнецы работали с медью и бронзой, ковали из нее инструменты, удивительно прочные для этого сплава, почти как из стали. Они умели тепловой обработкой придавать некоторым минералам такую высокую твердость, что ими можно было сверлить отверстия в бусинах из сердолика. Изделия тогдашних мастеров имели уже неповторимый облик, своего рода древнеиндийский дизайн, сохранившийся до наших дней. Например, сегодня в крестьянских домах, расположенных в районах раскопок Хараппы и Мохенджо-Даро, в домашнем обиходе встречаются вещи, которые поразили археологов своим "протоиндийским" обликом. Это обстоятельство только подчеркивает слова основателя Индийского государства Дж. Неру: "На протяжении пяти тысячелетий истории вторжений и переворотов Индия сохраняла непрерывную культурную традицию".

Что лежит в основе такого постоянства? Антрополог Г. Поссель из Пенсильванского университета (США) пришел к выводу, что это результат соединения в характере древних индусов таких качеств, как рассудительность, миролюбие и общительность. Ни одна другая историческая цивилизация не соединила воедино названные черты.
Между 2600 и 1900 годами до н. э. общество торговых людей и ремесленников переживает расцвет. Страна занимает тогда более одного миллиона квадратных километров. Шумер и Египет, вместе взятые, были наполовину меньше.

Протоиндийская цивилизация не случайно возникла на берегах Инда. Как в Египте и в Месопотамии, река была основой жизни: она приносила с верховьев плодородный ил и, оставляя его на обширных берегах поймы, поддерживала высокое плодородие земли. Земледелием люди стали заниматься в девятом-седьмом тысячелетиях. Теперь они уже не должны были с утра до ночи охотиться или собирать съедобную зелень, у человека появилось время для размышлений, для изготовления более совершенных орудий труда. Стабильные урожаи дали человеку возможность развиваться. Возникло разделение труда: один - пахал землю, другой - делал каменные орудия, третий - менял изделия ремесленника в соседних общинах на то, что его соплеменники не производили.

Эта неолитическая революция произошла на берегах Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхэ и Инда. Археологи в Индии раскопали уже позднюю ее фазу - когда Хараппа и другие города достигли известного совершенства. Люди, занятые сельским трудом, к этому времени уже научились возделывать многие культуры: пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут (здесь же родина хлопчатника и риса). Разводили кур, коз, овец, свиней, коров и даже зебу, занимались рыболовством и собирали съедобные плоды, выращенные самой природой.

В основе благополучия Хараппской цивилизации лежало высокопродуктивное земледелие (снимали два урожая в год) и скотоводство. Открытый в Лотхале искусственный канал длиной 2,5 километра позволяет сделать вывод о том, что в сельском хозяйстве использовалась ирригационная система.

Один из исследователей Древней Индии российский ученый А. Я. Щетенко так определяет этот период: благодаря "великолепным аллювиальным почвам, влажному тропическому климату и близости к передовым очагам земледелия западной Азии уже в IV-III тысячелетиях до н. э. население долины Инда значительно опережает в прогрессивном развитии южных соседей".

Загадки письмен

Общество купцов и ремесленников, по всей видимости, не имело во главе ни монарха, ни жрецов: в городах не встречаются роскошные постройки, предназначенные для тех, кто стоит над простым людом. Нет и пышных могильных памятников, хотя бы отдаленно напоминающих египетские пирамиды своими масштабами. Удивительно, но эта цивилизация не нуждалась в армии, у нее не было завоевательных походов, да похоже, что и обороняться ей было не от кого. Насколько позволяют судить проведенные раскопки, у жителей Хараппы не было оружия. Они жили в оазисе мира - это прекрасно согласуется с характеристикой нравов древних индусов, приведенной выше.

Печать с изображением единорога и иероглифами.

Некоторые исследователи связывают отсутствие в городах крепостей и дворцов с тем, что и рядовые граждане принимали участие в решениях, важных для общества. С другой стороны, многочисленные находки каменных печатей с изображением всевозможных животных говорят о том, что правление было олигархическим, его делили между собой кланы купцов и владельцев земли. Но этой точке зрения в какой-то степени противоречит другое заключение археологов: в раскопанных жилищах они не нашли признаков богатства или бедности владельцев. Так, может быть, письменность может ответить на эти вопросы?

Ученые, изучающие историю Древней Индии, оказываются в худшем положении, чем их коллеги, занятые прошлым Египта и Месопотамии. В последних двух цивилизациях письменность появилась на много сотен лет раньше, чем в Хараппе. Но дело не только в этом. Хараппские письмена чрезвычайно скупы и, мало сказать, немногословны, рисуночные знаки, то есть иероглифы, в надписях употребляются буквально единицами - 5-6 иероглифов на текст. Недавно найден самый длинный текст, в нем 26 знаков. Между тем надписи на бытовых гончарных предметах встречаются довольно часто, и это наводит на мысль, что грамотность не была уделом только избранных. Главное, однако, состоит в том, что у дешифровщиков все еще впереди: не известен язык, не известна пока и система письма.

Тем большее значение на современном этапе работы приобретает изучение найденных предметов материальной культуры. Например, в руки археологов попала изящная фигурка танцующей женщины. Это дало основание одному из историков предположить, что в городе любили музыку и танцы. Обычно такого рода действа связывают с отправлением религиозных обрядов. Но какова роль "Большого бассейна", открытого в Мохенджо-Даро? Служил ли он купальней для жителей или был местом для религиозных обрядов? Не удалось ответить и на такой важный вопрос: поклонялись горожане одним богам, или у каждой группы был свой особый бог? Впереди - новые раскопки.

Соседи

У археологов есть правило: искать у соседей изучаемой страны следы ее связей с ними. Хараппская цивилизация обнаружила себя в Междуречье - ее купцы бывали на берегах Тигра и Евфрата. Об этом говорят непременные спутники торговца - гири. Хараппский тип мер веса был стандартизирован, поэтому гири из этих мест аналогичны меченым атомам. Их находят во многих местах побережья Аравийского моря, а если двигаться на север - то на берегах Аму-Дарьи. Присутствие здесь индийских купцов подтверждают и найденные печати хараппских торговых людей (на это указывает в своей книге "Забытая цивилизация в долине Инда" доктор исторических наук И. Ф. Альбедиль). В шумерских клинописях упоминается заморская страна Мелух, или Мелухха, сегодняшняя археология отождествляет это название с Хараппой.

В одной из бухт Арабского моря недавно при раскопках нашли портовый город Лотхал, принадлежавший Хараппскому комплексу. Здесь были судостроительный док, зерновой склад и мастерская для обработки жемчуга.


Быки, запряженные в арбу. Детская игрушка, найденная в раскопках хараппской цивилизации.

К середине XX столетия раскопки пошли на убыль. Однако любопытство исследователей не иссякало. Ведь оставалась неразрешённой главная загадка: в чём причина гибели великой и грозной цивилизации?
Примерно тридцать лет назад исследователь из Нью-Йорка Уильям Фэйрсервис заявил, что смог распознать некоторые хараппские письмена, найденные в столичной библиотеке. А семь лет спустя индийские учёные попытались совместить «прочитанное» с древними легендами народов Индии и Пакистана, после чего пришли к интересным выводам.

Оказывается, Хараппа возникла ещё задолго до третьего тысячелетия. На её территории находилось не менее трёх враждующих государств - носителей разных и культур. Сильные воевали со слабыми, так в конце остались лишь страны-соперницы с административными центрами в Мохенд-Даро, Хараппе. Длительная война была завершена неожиданным миром, цари делили власть. Затем самый могущественный из них убил остальных и тем самым предстал перед лицом богов. Вскоре злодей был найден убитым, а царская власть перешла в руки верховного жреца. Благодаря контактам с «всевышним разумом» жрецы передали людям полезные знания.

Всего за пару лет (!) жители Хараппы уже вовсю использовали огромные мукомольни, снабжённые конвейерами зернохранилища, литейные мастерские, канализацию. По улицам городов двигались повозки, запряжённые слонами. В крупных городах существовали театры, музеи и даже цирки с дикими животными! В последний период существования Хараппы её жители научились добывать древесный уголь и строить примитивные котельные. Теперь почти каждый городской житель мог принимать горячую ванну! Горожане добывали природный фосфор и использовали некоторые растения для освещения жилищ. Им были известны виноделие и курение опиума, а также весь спектр удобств, предлагаемых цивилизацией.


Скульптура из Мохенджо-Даро, где жил народ, видимо, не знавший правителей и жрецов.

Какой товар везли протоиндийские купцы, например, в Месопотамию? Олово, медь, свинец, золото, раковины, жемчуг и слоновую кость. Все эти дорогие товары, как можно думать, предназначались для двора правителя. Купцы выступали и как посредники. Они продавали медь, добытую в Белуджистане - стране, лежащей к западу от Хараппской цивилизации, золото, серебро и лазурит, купленные в Афганистане. На волах привозили строительную древесину из Гималаев.

В XIX веке до н. э. протоиндийская цивилизация перестала существовать. Поначалу считалось, что она погибла от агрессии ведо-арийских племен, разграбивших земледельцев и купцов. Но археология показала, что освобожденные от наносов города не несут признаков борьбы и разрушений захватчиками-варварами. Более того, последние исследования историков выяснили, что племена ведо-арийцев ко времени гибели Хараппы находились далеко от этих мест.

Угасание цивилизации произошло, по всей видимости, из-за природных причин. Климатические изменения или землетрясения могли изменить течение рек либо высушить их, и почвы истощились. Земледельцы были уже не в силах кормить города, и жители их покинули. Огромный социально-хозяйственный комплекс рассыпался на мелкие группы. Были утрачены письменность и другие достижения культуры. Ничто не говорит о том, что упадок произошел одномоментно. Вместо опустевших городов на севере и на юге в это время появились новые поселения, люди двинулись и на восток, в долину Ганга.


Женская фигурка, обнаруженная археологами.

Есть еще и вот такое не популярное мнение:

Объясняли это по-разному: наводнение, резкое ухудшение климата, эпидемии, нашествия врагов. Однако версию с наводнением вскоре исключили, ибо в руинах городов и слоях почвы не было видно следов разгула стихии. Не подтвердились версии и об эпидемиях. Исключалось и завоевание, так как на скелетах жителей Хараппы отсутствовали следы применения холодного оружия. Одно было очевидно: внезапность бедствия. И вот совсем недавно учёные Винченти и Давенпорт выдвинули новую гипотезу: цивилизация погибла от атомного взрыва, вызванного бомбардировкой с воздуха!

Весь центр города Мохенджо-Даро оказался разрушен так, что камня на камне не осталось. Найденные там куски глины выглядели оплавленными, причём структурный анализ показал, что оплавление произошло при температуре около 1600 градусов! Скелеты людей находили на улицах, в домах, в подвалах и даже в подземных тоннелях. Причём радиоактивность многих из них превышала норму более чем в 50 раз! В древнеиндийском эпосе немало преданий о страшном оружии, «сверкающем, как огонь, но не имеющем дыма». Взрыв, после которого небо покрывает тьма, сменяется ураганами, «несущими зло и смерть». Тучи и земля - всё это смешалось воедино, в хаосе и безумии, даже солнце стало быстро ходить по кругу! Слоны, обожжённые пламенем, метались в ужасе, вода кипела, рыбы обугливались, а воины бросались в воду, чтобы смыть «смертоносную пыль»…

Однако, недавно появились вот такие результаты исследований:

В публикации на сайте института Woods Hole Oceanographic Institution «Изменение климата привело к краху древней цивилизации Инда, обнаруживает исследование» Ливиу Джиосан, руководитель исследования и ведущий автор, геолог института, говорит: "Мы восстановили динамический ландшафт равнины, где индская цивилизация сформировалась 5200 лет назад, строила свои города, а потом медленно угасала где-то с 3900 до 3000 лет назад. До сих пор не утихают споры о связи между этой загадочной древней культурой и могучей, дающей жизнь рекой.

Ныне же остатки хараппских поселений находятся в обширном пустынном регионе вдали от рек".

В ходе археологических исследований в Пакистане и Индии обнаружена сложная городская культура с множеством внутренних торговых путей, морским сообщением с Месопотамией, уникальными строительными сооружениями, канализацией, высокоразвитым декоративно-прикладным искусством и письменностью.

В отличие от египтян и жителей Месопотамии, использовавших ирригационные системы, хараппцы полагались на мягкий, надежный муссонный цикл. Муссоны наполняли местные реки и ключи. Это была «умеренная цивилизация» — так называют ее исследователи за сбалансированность климатических условий, поясняет автор блога на сайте New York Times.

Но через две тысячи лет климатическое «окно» для сельскохозяйственной стабильности закрылось. Резкое изменение климата похоронило эту древнюю цивилизацию.

Ученые США, Великобритании, Пакистана, Индии и Румынии, специализирующиеся в области геологии, геоморфологии, археологии и математики, проводили исследование в Пакистане в 2003-2008 годах. Исследователи объединили данные спутниковых фотографий и топографических карт, а также собрали образцы почвы и осадочных пород из дельты реки Инд и его притоков. Полученные данные позволили воссоздать картину изменения ландшафта этого региона за последние 10 тысяч лет.

Новые исследования показывают, что уменьшение муссонных дождей привело к ослаблению динамики реки Инд и сыграло решающую роль как в развитии, так и распаде хараппской культуры.

Перед тем как равнина стала массово заселяться, дикий и сильный Инд и его притоки, стекающие с Гималаев, прорезали глубокие долины, оставив высокие участки в междуречьях. Существование полноводных рек поддерживали и муссонные дожди. В результате возникла холмистая равнина с высотами от 10 до 20 метров, шириной более ста километров и длиной почти тысячу километров — так называемый Индский мегаводораздел, образованный рекой.

«Ничего подобного в таких масштабах в геоморфологической литературе описано не было. Мегаводораздел является поразительным признаком стабильности Инда на равнинной местности на протяжении последних четырех тысячелетий. Остатки поселений хараппцев до сих пор находятся на поверхности хребта, а не под землей», - цитирует в своем пресс-релизе Woods Hole Oceanographic Institution слова геолога Ливиу Джиосан.

Со временем муссоны ослабли, сток с гор сократился, и Инд притих, позволив основать на берегах земледельческие поселения. В течение двух тысяч лет цивилизация процветала, но климат в регионе постепенно становился всё более сухим, и благоприятное «окно» в конце концов закрылось. Люди стали уходить на восток, к Гангу.

Параллельно исследователям удалось, по их мнению, прояснить судьбу мифической реки Сарасвати, говорится на сайте Woods Hole Oceanographic Institution. В Ведах область к западу от Ганга описывается как «земля семи рек». Там же говорится и о некоей Сарасвати, которая «своим величием превосходила все другие воды». Большинство ученых подозревает, что речь идет о реке Гаггар. Сегодня она течет только во время сильных муссонов по сухой долине Хакра.

Археологические данные говорят о том, что эта долина была густо заселена в хараппские времена. Геологические данные свидетельствуют о том, что река была крупной, однако ее русло не было столь глубоким, как у Инда и его притоков, и нет связи с близлежащими реками Сатледж и Ямуна, которые наполняются водой с гималайских ледников, а Веды уточняют, что Сарасвати текла именно с Гималаев.

Новое исследование утверждает, что эти принципиальные различия доказывают, что Сарасвати (Гаггар-Хакра) наполнялась не гималайскими ледниками, а многолетними муссонами. С изменением климата дожди стали приносить меньше влаги, и когда-то полноводная река Сарасвати превратилась в сезонный горный поток. 3900 лет назад реки стали пересыхать и хараппцы стали перемещаться в бассейн Ганга, где муссонные дожди выпадали стабильно.

«Таким образом, города рухнули, но малые сельскохозяйственные общины были устойчивыми и процветающими. Многое из городского искусства, например письменность, исчезло, но сельское хозяйство продолжалось и, как ни странно, было многообразным», — приводит в своем исследовании Woods Hole Oceanographic Institution слова Дориан Фуллер из Университетского колледжа Лондона.

Руководитель исследования геолог Океанографического института в Вудс-Холле Ливиу Джиосан говорит, что удивительное количество археологических работ накопилось в течение последних десятилетий, но они никогда не были правильно связаны с эволюцией речного ландшафта.

«Теперь мы видим динамику ландшафта как связующее звено между климатическими изменениями и людьми», — отмечает Ливиу Джиосан в материале, опубликованном институтом.

Для начала давайте испробуем техническое новшество в моих руках - "голосувалку"!

Смотрим на картинку ниже и отвечаем на вопрос:

Что вы обычно восклицаете, когда видите подобное!

У! Зачем ты меня притащила! Пошли кататься на "банане"!

1 (3.8 % )

Наверное, интересно, но я ни черта в этом не смыслю!

8 (30.8 % )

О! Керамика Поздней Архаики! Узнаю!

13 (50.0 % )

Так, это быстренько пробежим и пойдем смотреть картины.

4 (15.4 % )

А где ценники?

0 (0.0 % )

Археологический музей Родоса

Это я пыталась узнать, много ли таких, как я, тех, "кто в танке".
ПРЕДИСЛОВИЕ

Итак, в одном из моих недавних постов я грозилась заняться самоликбезом по истории искусств и позволить моим читателям немного поподглядывать за этим процессом. Вот, наконец-то созрела.
Первую такую самолекцию я планировала начать с античного искусства, но как-то не могла решить, с какого края за это взяться. Честно говоря, античность всегда казалась мне немного скучноватой. Начав изучать статьи и материалы по теме, я очередной раз убедилась, что скучновато - это когда непонятно, что к чему, и когда об этом имеешь только поверхностное представление.

Не правда ли, слегка смахивают друг на друга?
Слева сверху - Трипольская культура 5-3 тыс лет д.н.э
Справа сверху - культура Яншао, Китай 5-2 тыс. лет д.н.э.
Слева внизу - минойская керамика камарес, 17-12 век д.н.э.
Справа внизу - южноамериканская культура анасази, 1200 д.н.э

И как-то само собой всплыло в памяти, как в пятом классе, еще на каникулах, до 1 сентября, я получила в библиотеке совершенно волшебный учебник истории древнего мира, и собиралась эту историю полюбить всей душой. Учебник «запоем» прочитала за пару дней, но придя в класс, в качестве учителя встретила милую и добрую даму «слегка за 30», с печальными глазами недолюбленной мечтательницы, которую интересовало все, что угодно, кроме истории. Она очень любила турпоходы и песни у костра, но терпеть не могла свой предмет. Во время уроков она задавала нам читать очередной параграф, а сама дремала, делая вид, что изучает журнал с оценками. Даже всхрапывала иногда тихонько! Так погибла, не успев начаться, моя великая любовь к истории древних веков. Но прошло много лет, и, похоже, я встретила старого одноклассника, который стал олигархом и он ждал меня все время - моя любовь к древней истории возродилась!

Девочка из Южной Индии. Возможно, именно так выглядели жители Хараппской цивилизации

Но это произошло не сразу, еще пару недель назад при слове «античность» я смачно зевала, вежливо прикрывая рот. Тем не менее, не поняв античное искусство невозможно изучать европейское искусство вообще - уж больно весомое влияние оказали греки и римляне на важнейшие его периоды. И мы обязательно, всенепременнейше об этом поговорим, но не с этого начнем. Стала я читать про все эти черепки и статуи и обнаружила, что начинать надо с другого! Раньше, гораздо раньше. Ведь чем раньше, тем интереснее и загадочнее!

Вот такой у меня был учебник истории.
Только совсем новенький! Тоже уже история.

Убейте меня, но я не помню, чтобы мы изучали в школе что-то до времен античности. Разве что Египет, но в моей голове тогда, в школе, не уложилось, что только Династический период истории Египта начался годков эдак на 2000 раньше, чем Классический период Греции! Еще помню странные слова - Месопотамия, Шумер. Не уверенна, что из школьного курса помню. Как-то вот представлялось - раз в одном учебнике, значит всё древнее, и все там где-то рядом и в одно время было! Обнаружились еще некоторые интересные свойства моих изрядно запутанных извилин - то, что дети в школе терпеть не могут исторических дат, это понятно, а вот что взрослые тети никак не могут привыкнуть, что годы до нашей эры считаются задом наперед, стало довольно неприятным открытием. «Конец второго тысячелетия до нашей эры» это совсем не то же самое, что« конец второго тысячелетия нашей». Нашей - это годик где-то 1999, а до нашей - 1001. Странно, да? Ничего, привыкните, если останетесь со мной.

Так что там у нас с Европейской историей искусств? Помните, да? Она началась с того, что варвары, раскурочившие Рим, стали делать вид, что они тоже культурные люди. То есть, ей предшествовал Древний Рим, который, в свою очередь, изо всех сил делал вид, что он такой же культурный, как была Древняя Греция. А что же сама Греция? С кого брала пример она?

Генрих Шлиман на раскопках Трои (сидит посередине)

Известно, что долгое время историю Греческой цивилизации принято было исчислять с 7-го, максимум с 8-го века до нашей эры. Период этот назывался Архаическим, то есть очень-очень старым. Таким старым, что до него только - парочка Темных веков, а потом - всё, Адам и Ева, ну, или питекантропы, ковыряющиеся в зубах малоберцовыми костями кроманьонцев. Ведь если представить, что 7 век до нашей эры - это 2600 лет назад, просто диву даешься, как это археологи умудряются находить какие-то артефакты тех времен, сохранившие хотя бы частично свои очертания. Господи, это же очень, очень давно! Правда, изучив хронологию и почитав о действительно древних цивилизациях, я теперь чувствую, что античность для меня - это буквально позавчера, а есть вещи гораздо более древние.
Парочку тысячелетий греческой истории подарил неугомонный Шлиман, резво (и не очень аккуратно) раскопавший Трою и Микены. Подсобил ему Эванс. Этот выковырял из холма Кносский дворец поаккуратнее, но зато решил восстановить его по своему усмотрению, без колебаний применив бетон и раскрасив свой новодел в психоделической гамме. Не поверите, но и это не то, с чего бы мне хотелось начать, хотя и к этом у мы еще вернемся обязательно.

Петроглифы в Шове

Так когда же началось искусство? Настенные пещерные рисунки, петроглифы - можно вскользь и о них чуть рассказать, но все-таки мы вернемся чуть назад - поближе к Бронзовому веку. А о петроглифах буквально одним предложением - посмотрите на чудесные 30 000-летние рисунки пещеры Шове - и попробуйте только сказать, что это не искусство!
В таких рисунках плохо одно - совершенно не ясно, кто их оставил, с какой целью, что этот древний художник вообще делал в той местности, и как его занесло в эту пещеру. Почему так удивительно верна его рука, изобразившая многочисленных животных настолько натуралистично? Один он был такой, или принято это было так украшать стены пещер - что-то вроде сегодняшних обоев?

Хараппская керамика

В нашем небольшом исследовании единичные шедевры разрозненных творцов нас будут интересовать меньше. Мы будем рассматривать искусство в связи с теми цивилизациями, которые его породили.

Что же принято называть цивилизацией, раз уж мы с вами взялись изучать историю? Определений этого понятия масса, но мне, как бывшей блондинке, больше по душе простые выражения, незамысловатые. Некий Адам Фергюсон когда-то доходчиво объяснил, что цивилизация - это высокая стадия развития человеческого общества (этноса или нескольких этносов(?)), характеризующаяся наличием определенного классового разделения, а также городов, письменности и т.д. Понятно, общество это привязано в к определенной территории и существует в течение определенного временного отрезка. Думаю, наличие определенных форм изобразительных техник тоже характеризуют цивилизацию, хотя некоторые этносы (например, финикийцы), настолько копировали изделия своих соседей, причем многих, что создать нечто самобытное им редко удавалось.

Теперь, давайте разберемся с хронологией. Вы, наверное, уже поняли, что мы будем говорить о древнейших цивилизациях, которые достигли своего развития задолго до того, как где-то неподалеку от территории будущей Эллады племена ахейцев и дорийцев научились подтирать попу сбились в кучу и сформировались в нечто отдаленно похожее на однородное сообщество. Для того, чтобы было нагляднее, как долго формировались и существовали цивилизации, как соотносились друг к другу на шкале времени, я сделала такую табличку.

Тут, конечно, далеко не все, только основное. Сверху - века. Значок «-» значит «до н.э.». Временные границы существования многих цивилизаций размыты, они не так часто заканчивали свое существование катастрофически. Хараппская, к примеру, тлела четыре века. Византия фактически погибла в 12 веке после удара крестоносцев, однако официальной датой ее гибели считается 29 мая 1453 года - день захвата султаном Мехметом Вторым. Я не рассматривала археологические культуры в отрыве от цивилизаций. Культуры - это тоже очень интересная тема, но она очень объемная. В свое время меня увлекли археологические культуры, особенно керамика, но здесь я буду упоминать ее вскользь. Может быть, когда-нибудь мы с вами и до керамики доберемся (если будете очень просить))).
Сама я впервые глянула на хронологию цивилизаций и эпох вот таким, «экселевским» взглядом, и меня это впечатлило. Просто глядя на цифры можно сделать много выводов и задать целую кучу вопросов. Сейчас нас будет интересовать период 3-2 тысячелетия до нашей эры, только Ранний и Средний Бронзовый век. И давайте договоримся, что Древнюю Грецию мы тоже на время оставим в покое.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО ИНДА

Итак, начнем. Логичнее было бы начать с Шумера, ведь традиционно считалось, что это первая городская цивилизация в полном понимании, но исследования последних лет показали, что, возможно, хараппская цивилизация древнее. Даже если нет, Шумер - это что-то более привычное, все-таки хоть иногда на слуху, а вот о Хараппе знают немногие.


Хараппскую цивилизацию еще иногда называют индской, так как основана она была вдоль русла реки Инд. Города ее были раскопаны на территории нынешнего Пакистана и немного в Индии. Ее можно считать одной из самых древних, так как хараппской цивилизации предшествовала мергарская неолитическая культура. Земледельческая, естественно, которая со временем дала начало городской цивилизации. Артефакты этих двух последовательных культур так похожи, что их с трудом можно отличить одни от других. Хараппская культура - одна из немногих, которая ни откуда не пришла и фактически, никуда не делась - просто угасла и деградировала. Ее представители были местными и издревле имели тесные контакты с другими культурами нынешней Индии и Пакистана (например, культура Амри, Кот-Диджи и Белуджистана). Позднее, в 23-20 веках до нашей эры появились связи с Шумером, Аккадом и другими народами Месопотамии. А еще в Хараппе были найдены бусы из критского Кносса, датируемые 17 веком до нашей эры! Так что международная торговля в те давние века шла полным ходом! Самым «торговым» был город Лотхал.

Мохенджо-Даро (реконструкция)

Первым в 1920 было обнаружено поселение в 6 км от современного пакистанского городка Хараппа, который и дал название цивилизации. Как назывался город в древности, не известно. Позже, в 1921, раскопали города Мохенджо-Даро (Пакистан) и Лотхал (Индия). Потом еще - Калибанган, Харашта.
Это были потрясающие находки! Неплохо сохранившиеся остатки стен строений дали представление, насколько высокоразвитым было это общество!

Считается, что в годы расцвета в регионе проживало до 5 млн представителей цивилизации, в Хараппе и Мохенджо-Даро могли жить до 100 000 жителей! Правда, некоторые исследователи считают, что все-таки около 30 000. Явно существовало социальное расслоение общества, об этом свидетельствует наличие цитадели и «посада». Цитадель во всех городах имела четкую прямоугольную формы и была обнесена массивной стеной. Количество ворот, отделявших элиту от простых смертных, было небольшим - 2-3. Поклонялись хараппцы огню. Раскопано святилище с четырьмя алтарями-светильниками. Вообще культовых сооружений не так много. Нет признаков сильной монархии - среди найденных изображений нет грозных царей, как, например, у египтян.

Глиняные фигурки и посуда Мергара - культуры, предшествующей хараппской цивилизации

Улицы проложены ровно, как по линейке, обожжённые кирпичи аккуратные, практически одинакового размера, подогнаны один к одному безукоризненно. Реже использовался и кирпич-сырец. Древние строители использовали забутовку при помощи смол! Под городами была заложена дренажная система, существовала канализация и общественные туалеты, проведены наземные водопроводные каналы, раскопано несколько бассейнов, возможно, ритуального предназнаачения. Некоторые постройки имели два-три этажа, в жилых домах было предусмотрено что-то вроде душевой! Видимо, за более чем 2000 лет существования хараппцы так утомились от всех этих условностей, что их нынешние потомки до сих пор питают глубочайшее презрение к таким издержкам прогресса, как личная гигиена.

Лотхал (реконструкция)

Учитывая, что все это существовало 5 000 лет назад, загадочная цивилизация древних жителей берегов Инда ныне рождает кучу фантазий и домыслов у всевозможных любителей барабашек и чупакабр. Вариантов масса - и инопланетяне их принесли, и сами они чуть ли не лазером пользовались, и погубила их, якобы, ядерная война.

Не сохранилось ни фреск, ни других образцов живописи - только росписи керамики. Неизвестно, обрабатывали ли древние хараппцы дерево - изделий попросту не сохранилось. Только бронза, камень, глина. Археологических находок не так много, как хотелось бы, но есть совершенно удивительные. Наряду с массой простеньких глиняных фигурок «а-ла дымковская игрушка», найдены настоящие произведения искусства. Среди них бюст бородатого мужчины, высеченный из стеатита, по всей видимости, военачальника или жреца. Спокойное благородное лицо, обрамлённое бородой, узорчатый плащ, украшение на голове и браслет на предплечье. Мы видим человека, от реального прототипа которого не осталось даже пыли, однако благодаря резцу неизвестного скульптора мы можем смотреть на него. Дремлет ли он, или надменно поглядывает на нас сквозь щелки полузакрытых век и беззвучно насмехается?

Скульптура жреца (Мохеджо-Даро)

Еще одна чудесная находка - бронзовая танцовщица из Махенджо-Даро. Стройная обнаженная девушка с затейливо закрученной косой, стоит в расслабленной позе, дерзко уперев руку в пояс. Она невольно напомнила мне бронзовых балерин Дега - такая же расслабленность, ирония, так же точно «пойман» характер. Дега не мог видеть хараппскую плясунью, он умер в 1917 году, иначе он, думаю, очень удивился бы!

Фигурки хараппских танцовщиц. Очень отличаются, правда? Та, что слева - великолепна!


"Четырнадцатилетняя танцовщица". Эдгар Дега

Весьма интересна керамика -от ранней, примитивной, без гончарного круга до изысканной, тонкостенной, иногда затейливо изукрашенной. На рисунках кроме орнаментов встречаются изображения рыб, животных, птиц, листьев деревьев. Ученым попадаются как ритуальные и погребальные сосуды, так и явно бытовые плошки да тарелки. Находят много глиняных игрушек - в основном зверюшки. Глиняные статуэтки, изображающие быков и других животных, нередко использовались, как набалдашники для посохов или тростей - у таких имеются отверстия в животе. У других отверстия на спине - возможно, это были свистульки или музыкальные инструменты. Много культовых фигурок, в основном - женские божества.

Голова мужчины. Мохенджо-Даро

Отличительная черта хараппской культуры - металлические и глиняные таблички-печати. Их всего найдено более 1000. На них изображались люди, видимо, жрецы или правители, часто - в позе лотоса, реже - борющиеся с животными или охотящиеся. Также на таких печатях часто встречаются животные - олени, антилопы, носороги и даже слоны. Практически на каждой табличке имеются надписи. Харрапцы - один из первых народов, использовавших письменность. К сожалению, их древние надписи так и не удалось дешифровать, поэтому предназначение таких табличек не совсем ясно. Скорее всего, это было что-то вроде личной печати. Удивительны рисунки на этих печатях - они весьма живописны и натуралистичны, сделаны с большим мастерством - поройтесь в Гугл-картинках, их там много.

Хараппские печати-таблички

Поклонялись хараппцы огню. Раскопано святилище с четырьмя алтарями-светильниками. Были и другие божества - вроде главного мужского бога-родителя и женской богини-матери. Вообще культовых сооружений не так много. Нет признаков сильной монархии - среди найденных изображений нет грозных царей, как, например, у египтян.

Как выглядели древние жители долины Инда? Исследовав несколько найденных скелетов, ученые пришли к выводу, что антропологический тип хараппцев очень сходен с нынешними жителями Южной Индии - значит, они никуда не делись? Их просто оттеснили на Юг. И вообще, цивилизация за время своего существования колонизировала часть полуострова Индостан, «сползая» на Юг. А вот кто или что, не ясно.


Мужской торс. Мохенджо-Даро

Таким образом, типичный представитель хараппской цивилизации был небольшого роста, имел округлое невысокое лицо с довольно широким недлинным носом. Нередко челюсть немного выступала вперед. По поводу одежды сложно что-то сказать, а вот прически были мудреные, с затейливо уложенными косами и массой украшений. Вообще украшения любили и, судя по всему, буквально обвешивались ими. Ювелиры использовали золото, серебро, полудрагоценные камни, слоновую кость.

Как я уже говорила, цивилизация деградировала в течении очень долгого периода, прежде чем угаснуть совсем. Причин было, скорее всего, несколько. Версию о вторжении агрессоров ученые со временем отмели, хотя вторжение арийских племен со временем имело место, да вот только пришли они, фактически, уже на развалины. Возможно, повлияло и ухудшение климата, и исчерпание плодородных ресурсов земель - кормились-то по-прежнему местным сельским хозяйством. Я недавно смотрела передачу из серии «Час истины», в которой специалисты-историки обсуждали причины гибели цивилизации древнего Инда. Они считают, что кризис, скорее всего, был внутренний, мировозренческий, духовный, уткнулись в айпеды и потеряли смысл жизни.

Хараппская игра

Прослеживается некая варваризация, упрощение искусства (ничего не напоминает?) -скульптура становится более примитивной, «беднеют» орнаменты на керамике. Дальше - больше: застройка становится хаотичной, какие-то хибары начинают возводить прямо посереди центральных улиц. Затем сломалась канализация (ею в Индии почти не пользуются до сих пор, говорят). Города стали пустеть. Одновременно пришли в упадок и провинциальные поселения. Дольше всех просуществовал Лотхал. В нем, по всей видимости, велась активная торговля, а затем произошло наводнение, разрушившее пристань, и город был обречен.

Хараппская керамика

Очень хотелось бы побывать на руинах древних хараппских городов, но попасть в Пакистан мне вряд ли удастся. Я натаскала картинок для вас из Сети, без ссылок, да простят меня их хозяева, если таковые имеются. К сожалению, большинство артефактов не датировано точно, вернее, их датировка не указана в источниках, а было бы интересно проследить в хронологическом порядке, как развивалась и угасала цивилизация на примере предметов искусств. Два тысячелетия - большой срок и огромный пласт культуры, который сложно осветить в половинке статьи, да и не настолько я в этом разбираюсь.

Хараппские глиняные игрушки. Посмотрите, какие чудесные бычки, что тащат повозку с горшками (справа внизу)!

Моей задачей было познакомиться с одной из древнейших культур и познакомить с нею вас, хотя бы бегло. Теперь, увидев таблички-печати, бюст вот того мужика или бронзовую танцовщицу, вы сможете с видов знатока протянуть: "Ну-у-у-у! Кто же этого не знает?! Это хараппская цивилизация!"

Надеюсь, я с этой задачей справилась.

Спасибо за внимание.