Палестины ясир арафат. Ясир Арафат: биография, семья, политическая деятельность. Возникновение Палестинской автономии

Его невысокая полная фигура, полувоенный френч, трехдневная щетина и клетчатая "куфия" (национальный платок) на лысой голове, повторяющая контуры Палестины, давно известны во всем мире. А сам он вызывает у людей далеко не однозначные чувства.

Для одних он - "миротворец", для других - "террорист". Даже среди палестинцев о нем нет единого мнения: кто-то считает его "вождем", кто-то "предателем".

Больше того, председателю Исполкома Организации освобождения Палестины, руководителю одной из составляющих ООП - организации ФАТХ, главнокомандующему палестинскими вооруженными силами, главе Палестинской национальной администрации, президенту Государства Палестина Ясиру Арафату уже не однажды предсказывали политический крах. Но всякий раз он выходил из, казалось бы, самых безвыходных ситуаций. Да еще приумножал свой авторитет.

Как удается ему три с лишним десятилетия оставаться палестинцем ©1? Для многих (а быть может, для всех) - это до сих пор неразгаданная загадка...

Его полное и известное только специалистам имя - Мухаммед Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. В молодости он изменил его на нынешнее - Ясир Арафат. Сделано это было с определенной целью: он не хотел, чтобы его как-то связывали с командующим палестинскими силами Абдель Кадером аль-Хусейни, на которого возложили ответственность за поражение арабов в первой войне против израильтян. Дело в том, что Арафат после окончания лицея работал личным секретарем Абделя аль-Хусейни.

Следует подчеркнуть, что биография лидера ООП так же противоречива и спорна, как и его политические взгляды. До конца неизвестна даже точная дата и место его рождения.

Если верить официальным документам, то Арафат родился 24 августа 1929 года в Каире в богатой мусульманской семье. Сам палестинский лидер не раз заявлял, что появился на свет 4 августа того же года в Иерусалиме.

Лучшие дня

Сподвижники объясняют такое несоответствие по-разному. Одни говорят, что Арафат, называя местом рождения Иерусалим, как бы хочет теснее "сродниться" с этим городом, который он и его соплеменники мечтают сделать столицей независимого палестинского государства. Другие высказывали более прозаическую причину: родившегося в Иерусалиме мальчика отец с матерью зарегистрировали в Каире, что открывало возможность учиться и работать в Египте.

Так где же родился лидер ООП?

Многие факты указывают на то, что Арафат родился все же не в Иерусалиме, как он заявил журналу "Плейбой", и не в Газе, Акко или Цфате, как он говорил в других интервью, а в Каире. Его отец Абдель Рауф Арафат, землевладелец из Газы, и мать - Захва Абу Сауд, принадлежавшая к знатному иерусалимскому клану, чьи корни восходили к семье пророка Мухаммеда, в 1927 году переселились в Египет. Когда Арафату (шестому по счету ребенку в семье) исполнилось четыре года, родился еще брат - Фатхи, а мать внезапно скончалась. Тяжело перенесший потерю отец отправил двух малышей в Иерусалим к их дяде (брату жены) Салиму Абу Сауду.

Семья, в которой воспитывался будущий палестинский лидер, была тесно связана с националистическими кругами. В дом Салима Абу Сауда частенько наведывались видные деятели мусульманской общины и вели политические беседы. Арафат часто вспоминает ту ночь, когда в дом ворвались английские солдаты и принялись избивать всех подряд.

Мне тогда было семь лет, а Фатхи совсем маленький. Нас они не тронули, а дядю арестовали и куда-то увели.

Шесть лет спустя отец, женившись вторично, а потом и в третий раз, вызвал братьев к себе в Каир. Во время второй мировой войны столица Египта напоминала бурлящий котел, в котором кипели политические страсти, сталкивались различные мировоззрения и взгляды. В те годы основными тенденциями, повлиявшими на жизненную позицию Арафата, были арабский патриотизм и национализм.

Эти два фактора наложились на уверенность будущего палестинского лидера в том, что важнейший залог успеха на политическом, да и любом другом поприще - хорошее образование. Когда пришло время, Арафат подал заявление в Техасский университет на инженерный факультет, но государственный департамент США отказал ему в визе.

К тому времени он уже был замечен как участник борьбы между палестинцами и созданным государством Израиль. Поэтому он поступил в Каирский университет. В 1948 году, когда началась первая арабо-израильская война, он оставил занятия и отправился сражаться против израильтян.

После жестокого поражения в той войне он ненадолго перебирается в сектор Газа, который оказался в руках Египта. В 1950 году возвращается в Каир, чтобы продолжить учебу на инженерном факультете. Здесь встречает своих будущих соратников по борьбе, вместе с ними участвует в операциях против англичан.

По свидетельству однокашников, Арафат очень болезненно воспринял поражение арабов в войне с Израилем. В студенческих спорах он называл ошибкой отказ арабских стран от раздела Палестины в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Судя по всему, именно тогда у него зародилась мысль о том, что палестинцы должны сами позаботиться о своей судьбе, а не ждать, когда за них это сделают "братья арабы".

В 1952 году Арафат, создает Союз палестинских студентов в Египте и избирается его председателем. Судя по тому, что его учеба продолжалась восемь лет (вместо трех), можно с уверенностью сказать, что на первом плане были дела союза. Энергичный, волевой и выносливый, он не только участвовал в политических дискуссиях, но и активно осваивал военное дело. Со временем он даже получил диплом офицера - в этом помогло решение родителей о регистрации его рождения в Египте. А в 1956 году, когда англо-франко-израильские силы рвались к национализированному Насером Суэцкому каналу, лейтенант Арафат уже командовал отрядом подрывников в составе палестинских формирований.

Год спустя после окончания университета он уезжает в Кувейт, где к тому времени сложилась процветающая палестинская община. Там вместе с партнерами создает три строительные фирмы, которые приносят хорошие доходы.

Я не был миллионером, - признается Арафат позднее. - Но я был богат...

Кстати сказать, он никогда не брал и до сих пор не берет денег из кассы ООП.

Одновременно со строительным бизнесом Арафат активно налаживает политические связи. Тогда же и сложилось ядро той, поначалу небольшой организации, с которой будет связана его карьера и жизнь. Речь идет о "Движении палестинского освобождения", которое он возглавил в 1959 году.

Любопытная деталь. Аббревиатура этого названия оказалась похожей на арабское слово "гибель". Как быть? Арафат решил эту проблему: он предложил поменять местами буквы. Получилось известное - ФАТХ, что в переводе с арабского означает "открытие, завоевание, победа".

Тогда же он взял себе подпольный псевдоним - Абу Аммар. Многие тогдашние палестинские лидеры призывали арабов к единству, чтобы "сбросить евреев в море" и создать на освободившемся пространстве независимое палестинское государство. Арафат и его сподвижники выдвинули принципиально новую программу. Ее главный принцип - "освобождение Палестины - это прежде всего дело самих палестинцев".

Не арабское единство - путь к Палестине, - подчеркивал тогда и повторяет сейчас лидер ООП, - а Палестина - путь к арабскому единству.

Добиться этого, как считали руководители ФАТХа, можно только "вооруженной партизанской борьбой против Израиля". Рост популярности ФАТХа, влияние на палестинские массы не могли не насторожить некоторых арабских лидеров. Желая постоянно держать палестинцев на "коротком поводке", главы арабских режимов, собравшиеся в 1964 году на встречу в верхах в Каире, создали Организацию освобождения Палестины.

Арафат расценил этот шаг как попытку подмять под себя палестинцев. Чтобы сохранить ФАТХ как боевую независимую организацию, следовало дать решительный ответ, заявить о себе делами, причем ни у кого не спрашивая разрешения. Проведенная бойцами ФАТХа 1 января 1965 года первая партизанская операция на территории Израиля вошла в историю как начало палестинского движения сопротивления.

Поражение арабов в "шестидневной войне" в июне 1967 года лишний раз убедило Арафата и его сторонников в том, что надо полагаться на собственные силы и самим бороться за освобождение Палестины. С этого момента "фатховцы" активизировали боевые операции на оккупированных территориях и превратились из немногочисленной организации в ведущую военно-политическую силу.

21 мая 1968 года Арафат принимает участие в сражении под местечком Караме (Иордания), где небольшой отряд палестинцев успешно противостоял регулярной израильской армии. В ожесточенном бою были убиты 29 израильтян, уничтожены 4 танка и 4 бронетранспортера.

Победа в этом бою еще больше укрепила авторитет главы ФАТХа. Название его движения уже не сходит со страниц мировой прессы. В феврале 1969 года национальный совет Палестины (парламент в изгнании) избирает Арафата председателем Исполкома ООП. А еще через год он становится главнокомандующим силами палестинской революции. Теперь его принимают на высшем уровне все арабские страны.

Но, пожалуй, переломным годом для ООП и, естественно, Арафата стал 1974-й. Тогда была принята новая политическая программа, которая призывала бороться за создание палестинского государства "не вместо, а наряду с Израилем", то есть на оккупированной территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа. Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН и предложил Израилю оливковую ветвь мира. После этого ООП признали более ста государств, а ее лидер стал центральной фигурой на ближневосточной политической сцене.

Но впереди Арафата ожидали серьезные испытания. Самое суровое - вторжение Израиля в июне 1982 года в Ливан, где размещалась штаб-квартира ООП.

В эти дни я в качестве корреспондента "Литературной газеты" находился в осажденной ливанской столице, не раз встречался с Абу Аммаром и могу засвидетельствовать: лидер ООП ни на минуту не терял присутствия духа, уверенности. Он не дрогнул, умело руководил палестинцами. И уходил из Бейрута со своими бойцами организованно, с оружием в руках и национальными флагами. Что бы ни говорили его оппоненты, я убежден, что решение Арафата покинуть окруженный израильтянами город было единственно верным - он сохранил людей для будущей борьбы.

Не были для него безоблачными и годы в послебейрутский период, хотя в апреле 1987 года Арафат переизбирается председателем Исполкома ООП. Через два года - президентом Государства Палестина, провозглашенного в ночь на 15 ноября 1988 года. И, наконец, 4 мая 1994 года он подписывает в Каире соглашение с Израилем о введении автономии на части оккупированных территорий - в секторе Газа и в районе Иерихона, что приоткрыло плотно закрытую дверь к миру на Ближнем Востоке.

Что же помогает палестинцу N1 сохранять свое лидерство?

Ответ, пожалуй, заключается в качествах, делающих его не только личностью, но и вождем. Если о многих политических деятелях можно сказать, что они "преданы национальной идее", то у Арафата эта преданность супергипертрофирована. Она выражается не только в том, что он посвятил ей всю свою жизнь, но и в его удивительной осведомленности, в глубоком понимании того, что происходит на Ближнем Востоке. Чтобы постоянно быть в курсе событий, он создал специальные группы, которые 24 часа в сутки снабжают его информацией о положении дел на местах.

Во всех своих контактах Абу Аммар старается создать атмосферу сердечности и доверия. При этом всякий раз выясняется, что он знает если не отца, то деда или соседа своего собеседника. Среди палестинцев эта система надежно работает.

Он прямой и обаятельный человек, полный очарования, наполовину - рассчитанного, наполовину - естественного.

Следует особо подчеркнуть аскетический образ жизни, который ведет лидер ООП. В то время как большинство его сподвижников обзаводились семьями, он оставался холостяком.

Моя жена - палестинская революция... - любил повторять он журналистам.

Однако в 1992 году в 63-летнем возрасте Арафат "изменил" своей единственной любви - палестинской революции и женился на 28-летней красавице Сухе Тауиль, своей советнице по экономическим вопросам. Ради любви православная христианка Суха даже приняла исламскую веру и перешагнула через 35 лет разницы в возрасте.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что поженились они еще в ноябре 1989 года, но хранили этот факт в тайне, пока он не стал достоянием вездесущих журналистов. О свадьбе Арафата и Сухи знали лишь ближайшие соратники, но предпочитали не распространяться о личной жизни своего лидера.

Те же журналисты "раскопали" данные, свидетельствующие о том, что Суха - это вторая жена Арафата. Его первая супруга - Наджла Ясин, о существовании которой мало кто знал даже среди палестинцев и с которой лидер ООП так и не зарегистрировал официально свои отношения. Наджла, известна больше под псевдонимом Умм-Наср.

В интервью израильской газете "Гаарец" она поведала, что познакомилась с Абу Аммаром еще в 1966 году и знала его по совместной деятельности в ФАТХ.

Мы были долгие годы неразлучны, - рассказала Наджла. - Я была единственной, кто по-настоящему понимал его. Знала, что раздражает и веселит его, что заботит и радует. Я понимала его до конца...

По словам бывшей жены Арафата, с 1972 по 1985 год она являлась его личным секретарем. До этого канцелярии как таковой у лидера ООП не было.

Абу Аммар доверял мне все свои тайны, - утверждает Наджла. - Я знала все и обо всем до мельчайших подробностей и помогала мужу, чем могла.

В 1985 году Наджла и Арафат расстались. Рассказывают, что это произошло так. Советники пришли к нему в кабинет и заявили, что жена мешает ему руководить палестинской национально-освободительной борьбой. Абу Аммар, не колеблясь, выбросил "княжну" за борт челна своей жизни.

К браку Арафата его бывшая супруга относится сдержанно.

Это его личное дело, - считает она. - Но я думаю, что он не забыл меня.

В 1995 году лидер ООП стал отцом. Кроме того, в семье воспитываются еще 12 палестинских ребятишек, усыновленных Арафатом еще до женитьбы.

Соратники Абу Аммара подтверждают, что даже сейчас, после женитьбы, у него нет собственного дома, имущества, хотя он контролирует финансы ФАТХ и ООП. Его одежда - это два-три комплекта полувоенной формы и неизменная клетчатая "куфия". Все получаемые им подарки он, не вскрывая, отдает своим сотрудникам.

Еда его также не интересует. На работе ест то, что готовят его помощники. Куриный бульон, рис, сэндвичи, овощи, а на десерт - халва и чай. Причем он любит приглашать на эти трапезы тех, кто в данный момент находится в приемной. Он не курит, не употребляет спиртного.

Такой образ жизни - это своего рода ключ к власти над людьми. Думаю, что Арафат умело пользуется тем, что его сподвижники не хотят отказываться от жизненных благ и удовольствий. Не исключено, что он даже поощряет или делает вид, что не замечает "шалостей" своего окружения.

Арафат не занимается спортом, если не считать нескольких упражнений по утрам. Не читает книг, не слушает музыки, не посещает театры или музеи. Лишь в поездках, находясь в своем самолете, смотрит мультфильмы. Его любимой мультяшкой является "Том и Джери", поскольку мышь всегда оказывается победительницей.

Абу Аммар мастер символики. Не будучи особенно похож на солдата, он выбрал для своего повседневного костюма материал военного цвета "хаки" и постоянно носит на поясе кобуру. Клетчатый платок-куфия выделяет его в толпе, что, может быть, опасно для человека, живущего в столь сложных условиях, но ценно, когда речь идет об утверждении имиджа. Головной убор не имел особого значения, пока Арафат не начал носить его так, как носили в подмандатной Палестине. Вскоре этот головной убор стал эмблемой палестинской принадлежности.

Многие арабские лидеры (в их числе король Иордании Хусейн и президент Сирии Хафез Асад) не раз обвиняли Арафата в обмане и предательстве, предупреждали, что на него "нельзя полагаться". Подобные обвинения против лидера ООП звучали и в Израиле.

Дело в том, что он сделал ряд заявлений, противоречивших подписанному в Каире израильско-палестинскому соглашению. Выступая перед мусульманами в мечети Йоханнесбурга, он призвал к "джихаду" ("священной войне") за освобождение Иерусалима. При этом заверил слушателей, что соглашение, которое он заключил с Израилем, подобно договору пророка Мухаммеда с племенем курейшитов. И дал понять, что если пророк два года спустя нарушил договор, то и он, Арафат, способен пойти на такой же шаг.

Трудно сказать, с какой целью лидер ООП сделал эти заявления и тем самым взбудоражил израильскую общественность. Допускаю, что он, пойдя на слишком большие уступки Израилю, хотел таким образом ублажить мусульман и успокоить палестинцев. Поэтому его слова можно считать тактическим ходом. Впрочем, не эти ли ходы помогают ему сохранять лидерство?

За все эти годы убить Абу Аммара пытались чаще, чем любого другого политического деятеля. Причем в первую очередь израильские спецслужбы. Так, например, когда в 1982 году палестинцы покидали Бейрут, израильские снайперы держали в перекрестье прицела знаменитую клетчатую "куфию". Но были вынуждены повиноваться приказу "Арафата не трогать!"

Позднее, в 1985 году, они могли похоронить его под руинами во время налета израильской авиации на Тунис, в результате которого погибли 73 человека. Но лидер ООП в тот злополучный день не работал, как обычно, допоздна.

Теперь же лидеры Израиля хотят, чтобы он оставался живым, ибо для них он, и только он, - гарант мирного сосуществования. Но зато сегодня убить Арафата намерены уже палестинские экстремисты, которые рассчитывают вместе с ним похоронить и мирный процесс. Вот почему он не ночует в одном месте два раза подряд, постоянно меняет маршруты передвижения.

Только я знаю, где буду на следующий день, - признается лидер ООП. - Указания отдаю, лишь когда сажусь в машину.

Бытует мнение, что у Арафата есть ангел-хранитель. Достаточно вспомнить, в каких перипетиях он оказывался за тридцать с лишним лет военно-политической карьеры. Его не сломил "черный сентябрь" 70-го, когда в ходе конфликта с Иорданией палестинцы были вытеснены из этой страны. Он уберег ООП от развала и после поражения в Ливане, где до 1982 года действовала мощная инфрастуктура организации. Пережил он в 1992 году и авиакатастрофу в ливийской пустыне Сахара, где в ожидании помощи провел 13 часов, помогая товарищам согреться и отгоняя диких животных.

Кстати сказать, тогда жизнь Арафату и его команде спас... израильский радиолюбитель. Он поймал посылаемые экипажем сигналы бедствия и позвонил советнику лидера ООП. Тот в свою очередь связался с властями Ливии, которые и знать не знали об авиакатастрофе.

Позже Арафат расскажет:

В ожидании помощи у меня было два видения. Первое - мои братья по борьбе, которые уже умерли. А вслед за ними мне привиделась мечеть Аль-Акса. Я понял, что останусь жив, и буду молиться в Иерусалиме.

Не исключено, что именно тогда Арафат осознал, что единственный путь для осуществления этой мечты состоит в том, чтобы решиться на мир с Израилем. Как бы то ни было, но 13 сентября 1993 года в Вашингтоне на лужайке Белого дома после подписания соглашения он обменялся рукопожатием с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином. А в следующем году вместе с ним и тогдашним министром иностранных дел Шимоном Пересом получил Нобелевскую премию мира.

Тем не менее, когда Арафат прибыл в палестинскую автономию, он с первых шагов столкнулся со многими проблемами. Местные лидеры Газы и Иерихона откровенно ненавидели его и не желали с ним сотрудничать. Они настаивали на том, чтобы установить в ООП и в автономии демократическое правление и коллективное руководство. Иными словами, они потребовали отстранения лидера ООП от власти. Добиться этого, однако, не удалось. Более того, Арафат к уже имевшимся постам добавил еще один - председателя Совета палестинской автономии.

И все-таки Абу Аммаром были тогда (думаю и сегодня тоже) недовольны многие. Жители автономии, испытывавшие нужду. Экстремистская организация ХАМАС и движение "Исламский джихад", сторонников которого по его приказу бросили в тюрьмы (они спровоцировали кровавые столкновения с палестинской полицией). И, наконец, израильтяне, которые считали, что его действия в борьбе с террором малоэффективны.

Поэтому первое время Арафату пришлось вести борьбу не столько за укрепление своей власти в автономии, сколько за выживание. Хотя Израиль старался не вмешиваться, чтобы не дать повод обвинить лидера ООП в том, что он действует под диктовку "сионистского врага", его положение было двойственным. Ему хотелось покончить с террором или хотя бы держать его под контролем. Сделать этого он, однако, не мог. Прежде всего потому, что 30% жителей автономии поддерживали в то время "Исламский джихад" и ХАМАС. Бить по ним - означало провоцировать гражданскую войну.

Абу Аммар весь в делах... Иногда кажется, что у него вообще нет личной жизни. За его внешним спокойствием и оптимизмом порой не всегда можно уловить те проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться палестинской администрации. Ведь переход от многолетней вооруженной борьбы к мирному строительству своей национальной государственности осложняется не только тяжелым наследием израильской оккупации, преодолением сопротивления оппозиции, но и тем, что большая часть палестинских земель все еще находится под контролем Израиля.

Ясир Арафат (Yasir Arafat) (21.03.1929 года [Каир]- 11.11.2004 года [Париж]), палестинец номер один.

Арафат Ясир (полное имя - Mухаммад Aбд Aр-Рауф Aл-Кудвах Aл-Хусейни. Ясиром его стали называть позднее, Ясир означает "легкий") (24.08.1929 - 11.11.2004). Родился 24 августа 1929 года в Каире. Арафат был одним из семи детей богатого торговца. По материнской линии Арафат был родственником муфтия Иерусалима Амина аль-Хусейни, лидера палестинских арабов, который во время Второй мировой войны выступал за союз арабов с фашистской Германией, призывал к джихаду против англичан, к борьбе с сионизмом. После войны 1948 года Арафат эмигрировал в Египет, где вошел в состав организации "Мусульманское братство", а также Палестинского Союза Студентов, в котором с 1952 года по 1956 год был на должности президента.

В 1956 году Арафат закончил инженерный факультет в Каирском университете. Затем он прошел военную подготовку, чтобы участвовать в диверсионной деятельности против израильтян на Палестинских территориях. В том же 1956 году Арафат принимал участие в Суэцком конфликте в составе египетской армии.

В 1957 году Арафат переехал в Кувейт, где им была основана диверсионная организация Аль-Фатах, с 1959 года ставшая частью ООП. Первые диверсии организации Арафата были направлены против водных объектов Израиля, у которого был всего один стабильный источник пресной воды - озеро Кинерет. В 1964 году Аль-Фатах окончательно соединился с ООП, Арафат становится одним из самых влиятельных политиков в освободительном движении палестины.

До 1967 года Арафат находился в Иерусалиме, затем перебрался в Иорданию, а еще позднее, после войны в Иордании в1969 году, штаб-квартира ООП переехала в Бейрут.

В 1969 году Арафат стал Председателем Исполнительного комитета ООП. В 1970 году Арафат становится верховным главнокомандующим вооруженных сил палестинского движения сопротивления. В 1973 году он возглавил политический департамент ООП.

В сентябре 1970 года Хусейн разгромил отряды боевиков Арафата при помощи танков и вытеснил ООП с территории Иордании. В память об этом событии вновь организованная террористическая группа, которая вошла в состав Фатха, стала называться "Черный Сентябрь".

После войны 1973 года ООП и ФАТХ отказались от проведения акций международного терроризма, что позволило Арафату в ноябре 1974 выступить на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1987 году началась палестинская "интифадa", продолжавшаяся шесть лет. 2 апреля 1989 Генеральным Советом Палестинского Национального Совета Арафат избирается президентом палестинского государства. В 1988 году Арафат признает право Израиля на существование, что открывает возможность для достижения мирного соглашения между палестинскими арабами и израильтянами.

Во время войны в Персидском заливе в 1990-91 году Арафат поддержал Саддама Хуссейна, что негативно отразилось на международной репутации лидера палестинского государства. Несмотря на это Арафат пошел на переговоры с Израилем, их результатом стало подписание в сентябре 1993 года в Вашингтоне Декларации принципов, согласно которым в секторах Газа и Иерихон вводилось палестинское самоуправление.

В июле 1994 года Арафат вернулся в Палестину уже в качестве главы администрации палестинского самоуправления.

В 1995 году у Арафата и его жены Сухи (девичья фамилия - Тауиль) родилась дочь Захва. В том же году Арафат вместе с израильскими руководителями Ицхаком Рабином и Шимоном Пересом стал лауреатом Нобелевской премии мира.

В январе 1996 Ясира Арафата избрали исполнительным главой Национального совета Палестины. Тем не менее столкновения между палестинцами и израильтянами продолжались, к началу 2002 года надежд на мирное урегулирование конфликта практически не оставалось.

В 2002 году "Исламский джихад" объявил, что достиг договоренности с Арафатом не нападать на израильтян, после чего премьер-министр Израиля Шарон снял трехмесячную блокаду Арафата в Рамалле. Однако, когда был совершен очередной палестинский теракт, израильские войска разрушили оборонный комплекс Арафата в Рамалле. Арафат был объявлен врагом. Сам Арафат сказал, что он осуждает теракты против израильских граждан, и призвал палестинцев к их прекращению.

В 2004 году здоровье Арафата резко ухудшилось, осенью того же года в тяжелом состоянии он был доставлен в Париж, в госпиталь Перси. Вечером 4 ноября Ясир Арафат впал в кому и не приходя в сознание, 11 ноября 2004 года, скончался.

В своем завещании Арафат написал, что хотел быть похороненным на эспланаде перед мечетью Аль-Акса на Храмовой горе в центре Иерусалима.

Его невысокая полная фигура, полувоенный френч, трехдневная щетина и клетчатая "куфия" (национальный платок) на лысой голове, повторяющая контуры Палестины, давно известны во всем мире. А сам он вызывает у людей далеко не однозначные чувства.

Для одних он - "миротворец", для других - "террорист". Даже среди палестинцев о нем нет единого мнения: кто-то считает его "вождем", кто-то "предателем".

Больше того, председателю Исполкома Организации освобождения Палестины, руководителю одной из составляющих ООП - организации ФАТХ, главнокомандующему палестинскими вооруженными силами, главе Палестинской национальной администрации, президенту Государства Палестина Ясиру Арафату уже не однажды предсказывали политический крах. Но всякий раз он выходил из, казалось бы, самых безвыходных ситуаций. Да еще приумножал свой авторитет.

Как удается ему три с лишним десятилетия оставаться палестинцем ©1? Для многих (а быть может, для всех) - это до сих пор неразгаданная загадка...

Его полное и известное только специалистам имя - Мухаммед Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. В молодости он изменил его на нынешнее - Ясир Арафат. Сделано это было с определенной целью: он не хотел, чтобы его как-то связывали с командующим палестинскими силами Абдель Кадером аль-Хусейни, на которого возложили ответственность за поражение арабов в первой войне против израильтян. Дело в том, что Арафат после окончания лицея работал личным секретарем Абделя аль-Хусейни.

Следует подчеркнуть, что биография лидера ООП так же противоречива и спорна, как и его политические взгляды. До конца неизвестна даже точная дата и место его рождения.

Если верить официальным документам, то Арафат родился 24 августа 1929 года в Каире в богатой мусульманской семье. Сам палестинский лидер не раз заявлял, что появился на свет 4 августа того же года в Иерусалиме.

Сподвижники объясняют такое несоответствие по-разному. Одни говорят, что Арафат, называя местом рождения Иерусалим, как бы хочет теснее "сродниться" с этим городом, который он и его соплеменники мечтают сделать столицей независимого палестинского государства. Другие высказывали более прозаическую причину: родившегося в Иерусалиме мальчика отец с матерью зарегистрировали в Каире, что открывало возможность учиться и работать в Египте.

Так где же родился лидер ООП?

Многие факты указывают на то, что Арафат родился все же не в Иерусалиме, как он заявил журналу "Плейбой", и не в Газе, Акко или Цфате, как он говорил в других интервью, а в Каире. Его отец Абдель Рауф Арафат, землевладелец из Газы, и мать - Захва Абу Сауд, принадлежавшая к знатному иерусалимскому клану, чьи корни восходили к семье пророка Мухаммеда, в 1927 году переселились в Египет. Когда Арафату (шестому по счету ребенку в семье) исполнилось четыре года, родился еще брат - Фатхи, а мать внезапно скончалась. Тяжело перенесший потерю отец отправил двух малышей в Иерусалим к их дяде (брату жены) Салиму Абу Сауду.

Семья, в которой воспитывался будущий палестинский лидер, была тесно связана с националистическими кругами. В дом Салима Абу Сауда частенько наведывались видные деятели мусульманской общины и вели политические беседы. Арафат часто вспоминает ту ночь, когда в дом ворвались английские солдаты и принялись избивать всех подряд.

Мне тогда было семь лет, а Фатхи совсем маленький. Нас они не тронули, а дядю арестовали и куда-то увели.

Шесть лет спустя отец, женившись вторично, а потом и в третий раз, вызвал братьев к себе в Каир. Во время второй мировой войны столица Египта напоминала бурлящий котел, в котором кипели политические страсти, сталкивались различные мировоззрения и взгляды. В те годы основными тенденциями, повлиявшими на жизненную позицию Арафата, были арабский патриотизм и национализм.

Эти два фактора наложились на уверенность будущего палестинского лидера в том, что важнейший залог успеха на политическом, да и любом другом поприще - хорошее образование. Когда пришло время, Арафат подал заявление в Техасский университет на инженерный факультет, но государственный департамент США отказал ему в визе.

К тому времени он уже был замечен как участник борьбы между палестинцами и созданным государством Израиль. Поэтому он поступил в Каирский университет. В 1948 году, когда началась первая арабо-израильская война, он оставил занятия и отправился сражаться против израильтян.

После жестокого поражения в той войне он ненадолго перебирается в сектор Газа, который оказался в руках Египта. В 1950 году возвращается в Каир, чтобы продолжить учебу на инженерном факультете. Здесь встречает своих будущих соратников по борьбе, вместе с ними участвует в операциях против англичан.

По свидетельству однокашников, Арафат очень болезненно воспринял поражение арабов в войне с Израилем. В студенческих спорах он называл ошибкой отказ арабских стран от раздела Палестины в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Судя по всему, именно тогда у него зародилась мысль о том, что палестинцы должны сами позаботиться о своей судьбе, а не ждать, когда за них это сделают "братья арабы".

В 1952 году Арафат, создает Союз палестинских студентов в Египте и избирается его председателем. Судя по тому, что его учеба продолжалась восемь лет (вместо трех), можно с уверенностью сказать, что на первом плане были дела союза. Энергичный, волевой и выносливый, он не только участвовал в политических дискуссиях, но и активно осваивал военное дело. Со временем он даже получил диплом офицера - в этом помогло решение родителей о регистрации его рождения в Египте. А в 1956 году, когда англо-франко-израильские силы рвались к национализированному Насером Суэцкому каналу, лейтенант Арафат уже командовал отрядом подрывников в составе палестинских формирований.

Год спустя после окончания университета он уезжает в Кувейт, где к тому времени сложилась процветающая палестинская община. Там вместе с партнерами создает три строительные фирмы, которые приносят хорошие доходы.

Я не был миллионером, - признается Арафат позднее. - Но я был богат...

Кстати сказать, он никогда не брал и до сих пор не берет денег из кассы ООП.

Одновременно со строительным бизнесом Арафат активно налаживает политические связи. Тогда же и сложилось ядро той, поначалу небольшой организации, с которой будет связана его карьера и жизнь. Речь идет о "Движении палестинского освобождения", которое он возглавил в 1959 году.

Любопытная деталь. Аббревиатура этого названия оказалась похожей на арабское слово "гибель". Как быть? Арафат решил эту проблему: он предложил поменять местами буквы. Получилось известное - ФАТХ, что в переводе с арабского означает "открытие, завоевание, победа".

Тогда же он взял себе подпольный псевдоним - Абу Аммар. Многие тогдашние палестинские лидеры призывали арабов к единству, чтобы "сбросить евреев в море" и создать на освободившемся пространстве независимое палестинское государство. Арафат и его сподвижники выдвинули принципиально новую программу. Ее главный принцип - "освобождение Палестины - это прежде всего дело самих палестинцев".

Не арабское единство - путь к Палестине, - подчеркивал тогда и повторяет сейчас лидер ООП, - а Палестина - путь к арабскому единству.

Добиться этого, как считали руководители ФАТХа, можно только "вооруженной партизанской борьбой против Израиля". Рост популярности ФАТХа, влияние на палестинские массы не могли не насторожить некоторых арабских лидеров. Желая постоянно держать палестинцев на "коротком поводке", главы арабских режимов, собравшиеся в 1964 году на встречу в верхах в Каире, создали Организацию освобождения Палестины.

Арафат расценил этот шаг как попытку подмять под себя палестинцев. Чтобы сохранить ФАТХ как боевую независимую организацию, следовало дать решительный ответ, заявить о себе делами, причем ни у кого не спрашивая разрешения. Проведенная бойцами ФАТХа 1 января 1965 года первая партизанская операция на территории Израиля вошла в историю как начало палестинского движения сопротивления.

Поражение арабов в "шестидневной войне" в июне 1967 года лишний раз убедило Арафата и его сторонников в том, что надо полагаться на собственные силы и самим бороться за освобождение Палестины. С этого момента "фатховцы" активизировали боевые операции на оккупированных территориях и превратились из немногочисленной организации в ведущую военно-политическую силу.

21 мая 1968 года Арафат принимает участие в сражении под местечком Караме (Иордания), где небольшой отряд палестинцев успешно противостоял регулярной израильской армии. В ожесточенном бою были убиты 29 израильтян, уничтожены 4 танка и 4 бронетранспортера.

Победа в этом бою еще больше укрепила авторитет главы ФАТХа. Название его движения уже не сходит со страниц мировой прессы. В феврале 1969 года национальный совет Палестины (парламент в изгнании) избирает Арафата председателем Исполкома ООП. А еще через год он становится главнокомандующим силами палестинской революции. Теперь его принимают на высшем уровне все арабские страны.

Но, пожалуй, переломным годом для ООП и, естественно, Арафата стал 1974-й. Тогда была принята новая политическая программа, которая призывала бороться за создание палестинского государства "не вместо, а наряду с Израилем", то есть на оккупированной территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа. Арафат выступил на Генеральной Ассамблее ООН и предложил Израилю оливковую ветвь мира. После этого ООП признали более ста государств, а ее лидер стал центральной фигурой на ближневосточной политической сцене.

Но впереди Арафата ожидали серьезные испытания. Самое суровое - вторжение Израиля в июне 1982 года в Ливан, где размещалась штаб-квартира ООП.

В эти дни я в качестве корреспондента "Литературной газеты" находился в осажденной ливанской столице, не раз встречался с Абу Аммаром и могу засвидетельствовать: лидер ООП ни на минуту не терял присутствия духа, уверенности. Он не дрогнул, умело руководил палестинцами. И уходил из Бейрута со своими бойцами организованно, с оружием в руках и национальными флагами. Что бы ни говорили его оппоненты, я убежден, что решение Арафата покинуть окруженный израильтянами город было единственно верным - он сохранил людей для будущей борьбы.

Не были для него безоблачными и годы в послебейрутский период, хотя в апреле 1987 года Арафат переизбирается председателем Исполкома ООП. Через два года - президентом Государства Палестина, провозглашенного в ночь на 15 ноября 1988 года. И, наконец, 4 мая 1994 года он подписывает в Каире соглашение с Израилем о введении автономии на части оккупированных территорий - в секторе Газа и в районе Иерихона, что приоткрыло плотно закрытую дверь к миру на Ближнем Востоке.

Что же помогает палестинцу N1 сохранять свое лидерство?

Ответ, пожалуй, заключается в качествах, делающих его не только личностью, но и вождем. Если о многих политических деятелях можно сказать, что они "преданы национальной идее", то у Арафата эта преданность супергипертрофирована. Она выражается не только в том, что он посвятил ей всю свою жизнь, но и в его удивительной осведомленности, в глубоком понимании того, что происходит на Ближнем Востоке. Чтобы постоянно быть в курсе событий, он создал специальные группы, которые 24 часа в сутки снабжают его информацией о положении дел на местах.

Во всех своих контактах Абу Аммар старается создать атмосферу сердечности и доверия. При этом всякий раз выясняется, что он знает если не отца, то деда или соседа своего собеседника. Среди палестинцев эта система надежно работает.

Он прямой и обаятельный человек, полный очарования, наполовину - рассчитанного, наполовину - естественного.

Следует особо подчеркнуть аскетический образ жизни, который ведет лидер ООП. В то время как большинство его сподвижников обзаводились семьями, он оставался холостяком.

Моя жена - палестинская революция... - любил повторять он журналистам.

Однако в 1992 году в 63-летнем возрасте Арафат "изменил" своей единственной любви - палестинской революции и женился на 28-летней красавице Сухе Тауиль, своей советнице по экономическим вопросам. Ради любви православная христианка Суха даже приняла исламскую веру и перешагнула через 35 лет разницы в возрасте.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что поженились они еще в ноябре 1989 года, но хранили этот факт в тайне, пока он не стал достоянием вездесущих журналистов. О свадьбе Арафата и Сухи знали лишь ближайшие соратники, но предпочитали не распространяться о личной жизни своего лидера.

Те же журналисты "раскопали" данные, свидетельствующие о том, что Суха - это вторая жена Арафата. Его первая супруга - Наджла Ясин, о существовании которой мало кто знал даже среди палестинцев и с которой лидер ООП так и не зарегистрировал официально свои отношения. Наджла, известна больше под псевдонимом Умм-Наср.

В интервью израильской газете "Гаарец" она поведала, что познакомилась с Абу Аммаром еще в 1966 году и знала его по совместной деятельности в ФАТХ.

Мы были долгие годы неразлучны, - рассказала Наджла. - Я была единственной, кто по-настоящему понимал его. Знала, что раздражает и веселит его, что заботит и радует. Я понимала его до конца...

По словам бывшей жены Арафата, с 1972 по 1985 год она являлась его личным секретарем. До этого канцелярии как таковой у лидера ООП не было.

Абу Аммар доверял мне все свои тайны, - утверждает Наджла. - Я знала все и обо всем до мельчайших подробностей и помогала мужу, чем могла.

В 1985 году Наджла и Арафат расстались. Рассказывают, что это произошло так. Советники пришли к нему в кабинет и заявили, что жена мешает ему руководить палестинской национально-освободительной борьбой. Абу Аммар, не колеблясь, выбросил "княжну" за борт челна своей жизни.

К браку Арафата его бывшая супруга относится сдержанно.

Это его личное дело, - считает она. - Но я думаю, что он не забыл меня.

В 1995 году лидер ООП стал отцом. Кроме того, в семье воспитываются еще 12 палестинских ребятишек, усыновленных Арафатом еще до женитьбы.

Соратники Абу Аммара подтверждают, что даже сейчас, после женитьбы, у него нет собственного дома, имущества, хотя он контролирует финансы ФАТХ и ООП. Его одежда - это два-три комплекта полувоенной формы и неизменная клетчатая "куфия". Все получаемые им подарки он, не вскрывая, отдает своим сотрудникам.

Еда его также не интересует. На работе ест то, что готовят его помощники. Куриный бульон, рис, сэндвичи, овощи, а на десерт - халва и чай. Причем он любит приглашать на эти трапезы тех, кто в данный момент находится в приемной. Он не курит, не употребляет спиртного.

Такой образ жизни - это своего рода ключ к власти над людьми. Думаю, что Арафат умело пользуется тем, что его сподвижники не хотят отказываться от жизненных благ и удовольствий. Не исключено, что он даже поощряет или делает вид, что не замечает "шалостей" своего окружения.

Арафат не занимается спортом, если не считать нескольких упражнений по утрам. Не читает книг, не слушает музыки, не посещает театры или музеи. Лишь в поездках, находясь в своем самолете, смотрит мультфильмы. Его любимой мультяшкой является "Том и Джери", поскольку мышь всегда оказывается победительницей.

Абу Аммар мастер символики. Не будучи особенно похож на солдата, он выбрал для своего повседневного костюма материал военного цвета "хаки" и постоянно носит на поясе кобуру. Клетчатый платок-куфия выделяет его в толпе, что, может быть, опасно для человека, живущего в столь сложных условиях, но ценно, когда речь идет об утверждении имиджа. Головной убор не имел особого значения, пока Арафат не начал носить его так, как носили в подмандатной Палестине. Вскоре этот головной убор стал эмблемой палестинской принадлежности.

Многие арабские лидеры (в их числе король Иордании Хусейн и президент Сирии Хафез Асад) не раз обвиняли Арафата в обмане и предательстве, предупреждали, что на него "нельзя полагаться". Подобные обвинения против лидера ООП звучали и в Израиле.

Дело в том, что он сделал ряд заявлений, противоречивших подписанному в Каире израильско-палестинскому соглашению. Выступая перед мусульманами в мечети Йоханнесбурга, он призвал к "джихаду" ("священной войне") за освобождение Иерусалима. При этом заверил слушателей, что соглашение, которое он заключил с Израилем, подобно договору пророка Мухаммеда с племенем курейшитов. И дал понять, что если пророк два года спустя нарушил договор, то и он, Арафат, способен пойти на такой же шаг.

Трудно сказать, с какой целью лидер ООП сделал эти заявления и тем самым взбудоражил израильскую общественность. Допускаю, что он, пойдя на слишком большие уступки Израилю, хотел таким образом ублажить мусульман и успокоить палестинцев. Поэтому его слова можно считать тактическим ходом. Впрочем, не эти ли ходы помогают ему сохранять лидерство?

За все эти годы убить Абу Аммара пытались чаще, чем любого другого политического деятеля. Причем в первую очередь израильские спецслужбы. Так, например, когда в 1982 году палестинцы покидали Бейрут, израильские снайперы держали в перекрестье прицела знаменитую клетчатую "куфию". Но были вынуждены повиноваться приказу "Арафата не трогать!"

Позднее, в 1985 году, они могли похоронить его под руинами во время налета израильской авиации на Тунис, в результате которого погибли 73 человека. Но лидер ООП в тот злополучный день не работал, как обычно, допоздна.

Теперь же лидеры Израиля хотят, чтобы он оставался живым, ибо для них он, и только он, - гарант мирного сосуществования. Но зато сегодня убить Арафата намерены уже палестинские экстремисты, которые рассчитывают вместе с ним похоронить и мирный процесс. Вот почему он не ночует в одном месте два раза подряд, постоянно меняет маршруты передвижения.

Только я знаю, где буду на следующий день, - признается лидер ООП. - Указания отдаю, лишь когда сажусь в машину.

Бытует мнение, что у Арафата есть ангел-хранитель. Достаточно вспомнить, в каких перипетиях он оказывался за тридцать с лишним лет военно-политической карьеры. Его не сломил "черный сентябрь" 70-го, когда в ходе конфликта с Иорданией палестинцы были вытеснены из этой страны. Он уберег ООП от развала и после поражения в Ливане, где до 1982 года действовала мощная инфрастуктура организации. Пережил он в 1992 году и авиакатастрофу в ливийской пустыне Сахара, где в ожидании помощи провел 13 часов, помогая товарищам согреться и отгоняя диких животных.

Кстати сказать, тогда жизнь Арафату и его команде спас... израильский радиолюбитель. Он поймал посылаемые экипажем сигналы бедствия и позвонил советнику лидера ООП. Тот в свою очередь связался с властями Ливии, которые и знать не знали об авиакатастрофе.

Позже Арафат расскажет:

В ожидании помощи у меня было два видения. Первое - мои братья по борьбе, которые уже умерли. А вслед за ними мне привиделась мечеть Аль-Акса. Я понял, что останусь жив, и буду молиться в Иерусалиме.

Не исключено, что именно тогда Арафат осознал, что единственный путь для осуществления этой мечты состоит в том, чтобы решиться на мир с Израилем. Как бы то ни было, но 13 сентября 1993 года в Вашингтоне на лужайке Белого дома после подписания соглашения он обменялся рукопожатием с израильским премьер-министром Ицхаком Рабином. А в следующем году вместе с ним и тогдашним министром иностранных дел Шимоном Пересом получил Нобелевскую премию мира.

Тем не менее, когда Арафат прибыл в палестинскую автономию, он с первых шагов столкнулся со многими проблемами. Местные лидеры Газы и Иерихона откровенно ненавидели его и не желали с ним сотрудничать. Они настаивали на том, чтобы установить в ООП и в автономии демократическое правление и коллективное руководство. Иными словами, они потребовали отстранения лидера ООП от власти. Добиться этого, однако, не удалось. Более того, Арафат к уже имевшимся постам добавил еще один - председателя Совета палестинской автономии.

И все-таки Абу Аммаром были тогда (думаю и сегодня тоже) недовольны многие. Жители автономии, испытывавшие нужду. Экстремистская организация ХАМАС и движение "Исламский джихад", сторонников которого по его приказу бросили в тюрьмы (они спровоцировали кровавые столкновения с палестинской полицией). И, наконец, израильтяне, которые считали, что его действия в борьбе с террором малоэффективны.

Поэтому первое время Арафату пришлось вести борьбу не столько за укрепление своей власти в автономии, сколько за выживание. Хотя Израиль старался не вмешиваться, чтобы не дать повод обвинить лидера ООП в том, что он действует под диктовку "сионистского врага", его положение было двойственным. Ему хотелось покончить с террором или хотя бы держать его под контролем. Сделать этого он, однако, не мог. Прежде всего потому, что 30% жителей автономии поддерживали в то время "Исламский джихад" и ХАМАС. Бить по ним - означало провоцировать гражданскую войну.

Абу Аммар весь в делах... Иногда кажется, что у него вообще нет личной жизни. За его внешним спокойствием и оптимизмом порой не всегда можно уловить те проблемы, с которыми приходится ежедневно сталкиваться палестинской администрации. Ведь переход от многолетней вооруженной борьбы к мирному строительству своей национальной государственности осложняется не только тяжелым наследием израильской оккупации, преодолением сопротивления оппозиции, но и тем, что большая часть палестинских земель все еще находится под контролем Израиля.

Как бы то ни было, но Арафат может заслуженно гордиться тем, что предложенный им израильтянам еще в 1988 году "мир смелых" все же воплотился в реальность. А палестинская национальная автономия, хотя и ограничена пределами сектора Газа и районом города Иерихона (Западный берег реки Иордан), является прообразом будущего независимого Государства Палестина.

Константин Капитонов

Перепечатывается с сайта People"s History

АРАФА́Т Ясир (Мухаммад Абдел Рауф ал-Кудва ал-Хусейни, прозвище - Абу-Аммар; 1929, Каир, - 2004, Париж, похоронен в Рамаллах е), глава Палестинской автономии , председатель центрального комитета организации Фатх и председатель исполкома Организации освобождения Палестины (ООП).

Относительно точной даты и места рождения Арафата мнения палестинских биографов расходятся: одни утверждают, что он родился в Иерусалиме, другие - в Газе . Арафат происходил из зажиточной семьи, переехавшей в Каир из Газы по экономическим соображениям. По-видимому, он состоял в родстве с известной арабской семьей Хусейни (см. Хусейни Хадж Амин ал-).

Арафат окончил университет в 1956 г. и тогда же, чтобы участвовать в Синайской кампании , вступил в ряды египетской армии. Спустя год был изгнан из Египта вместе с другими ведущими членами палестинского студенческого союза из-за связей с организацией Мусульманские братья. Арафат отправился в Кувейт, где около года работал в качестве инженера-дорожника.

Спорной является также дата первого значительного достижения Арафата - создания совместно с другим бывшим лидером студенческого союза Абу-Ийадом организации Фатх. Согласно наиболее распространенной версии, Фатх была основана в 1959 г. в Кувейте, где Арафат был преуспевающим строительным подрядчиком. В отличие от предшествовавших ей палестинских организаций Фатх считала, что палестинцы должны взять судьбу в свои руки и самостоятельно вести борьбу за «освобождение Палестины», а не ждать, когда это сделают арабские государства. Члены Фатх избрали тактику «вооруженной борьбы», то есть террора, с целью вовлечь арабские государства в конфликты, а затем и в полномасштабную войну с Израилем.

Фатх стала соперником основанной в 1964 г. Организации освобождения Палестины (ООП) и оппонентом ее покровителя Г. А. Насера. С 1963 г., но особенно после переворота 1966 г. в Сирии, приведшего к власти левое крыло партии Ба‘ас (см. Сирия), Фатх сотрудничала с сирийским режимом в осуществлении террористических актов против Израиля. Это способствовало обострению арабо-израильского конфликта, вылившегося в Шестидневную войну. Поражение арабских армий в этой войне побудило ООП активизировать террористическую деятельность внутри Израиля, на контролируемых территориях и в других странах. После неудачной попытки организовать сопротивление на контролируемых Израилем территориях Арафат был вынужден бежать. В 1968 г. Фатх вошла в состав ООП. Арафат стал лидером ООП и в феврале 1969 г. был избран председателем ее исполнительного комитета.

К тому времени большинство групп палестинских террористов сосредоточилось в столице Иордании Аммане и других городах, которых не достигали снаряды израильской артиллерии. Арафат пытался предотвратить столкновение палестинцев с королем Иордании Хусейном, однако ему не удалось сдержать радикальные фракции ООП. Столкновения между палестинцами и иорданским правительством в сентябре 1970 г. («Черный сентябрь») привели к бегству палестинских террористов из Иордании (июль 1971 г.). Большинство из них нашло убежище в Ливане, где обосновался и Арафат. К 1971 г. Ливан из-за слабости центральной власти остался единственной арабской страной, граничащей с Израилем, где свобода действий палестинцев не была ограничена и террористические акты могли совершаться без разрешения властей. Южный Ливан практически полностью контролировался ООП.

Потерпев военное поражение, Арафат старался укрепить политический статус своей организации. Он завязал прочные связи с Советским Союзом, с восточным блоком и одновременно с консервативными арабскими государствами, разбогатевшими в результате нефтяного кризиса 1973 г. Помощь этих союзников заставила Арафата проявить первые признаки политической умеренности: в июне 1974 г. он убедил ООП принять план «поэтапного освобождения Палестины», предполагавший временный тактический отказ от полного уничтожения Государства Израиль.

Важным политическим успехом Арафата стало выступление на Генеральной Ассамблее ООН в ноябре 1974 г., обеспечившее советскую поддержку идее созыва международной конференции с участием ООП, а также обильное финансирование организации арабскими нефтяными монархиями.

Однако ни Арафат, ни его организация не сумели воспользоваться плодами этого успеха. Вспышка гражданской войны в Ливане в апреле 1975 г. и взаимоотношения с Сирией в мае–июне 1976 г. серьезно ослабили позиции как Арафата, так и ООП. Подписание мирного договора между Израилем и Египтом в марте 1979 г. еще более ухудшило положение Арафата и его организации. Однако Арафат продолжал пользоваться политической поддержкой советского блока и финансовой помощью консервативных арабских государств, что позволило ему приступить к созданию полурегулярной армии в южном Ливане. В дальнейшем в результате разгрома ООП в Ливанской войне Арафат был вынужден покинуть Ливан с основной частью своих сил и обосноваться в Тунисе (декабрь 1982 г.).

Арафат упустил возможность заручиться поддержкой США, отказавшись во время переговоров с Иорданией (1985–86) признать резолюцию 242 Совета безопасности ООН, согласно которой все государства имеют право жить в мире. В 1990 г. Арафат одобрил действия Ирака, захватившего Кувейт, чем вызвал осуждение западных стран и нефтяных монархий, столь щедро финансировавших ООП. Тяжелым ударом для Арафата и ООП стал распад Советского Союза. Однако мирный процесс, начатый Мадридской конференцией (сентябрь 1991 г.), в которой приняла участие совместная иорданско-палестинская делегация, открыл перед Арафатом новые возможности.

В начале 1993 г. новоизбранный глава правительства Израиля И. Рабин принял решение вступить в секретные переговоры с ООП при посредничестве правительства Норвегии. Секретные переговоры завершились подписанием в Вашингтоне И. Рабином и Арафатом Декларации о принципах (сентябрь 1993 г.), в которой Израиль признал ООП «представителем палестинцев», а ООП признала Государство Израиль и его право жить в мире. Было предусмотрено образование временной Палестинской автономии сроком на пять лет; детали и пути реализации проекта были определены рядом соглашений, достигнутых в Табе в мае 1994 г. и сентябре 1995 г. Согласно первому, была создана палестинская администрация в Газе, Иерихоне и их окрестностях; согласно второму - ее юрисдикция была распространена на шесть городов Западного берега с прилегающими к ним территориями.

Окончательное соглашение должно было быть достигнуто к маю 1999 г., однако переговоры между Арафатом и израильской стороной зашли в тупик. Главным препятствием к достижению соглашений стала позиция Арафата, настаивавшего на возврате к границам 1967 г., палестинском суверенитете в Иерусалиме и «праве на возвращение» палестинских беженцев - условиях, абсолютно неприемлемых для Израиля.

В сентябре 2000 г. Арафат стал инициатором нового витка обострения отношений с Израилем («интифада ал-Акса»), сопровождающегося многочисленными актами террора, исполнителями которых являются члены экстремистских мусульманских организаций Хамас и Исламский джих ад , а также других организаций в составе ООП, в том числе Фатх. Террористические акты направлены против жителей израильских поселений, расположенных на контролируемых территориях, и против мирного населения в самом Израиле. Нежелание и неспособность Арафата положить конец террору крайне обострили отношения Израиля с палестинской администрацией и поставили перед израильским руководством вопрос о целесообразности продолжения переговоров с Арафатом и сохранения палестинской администрации на территориях.

Сторонники продолжения переговоров считали, что устранение Арафата привело бы к хаосу на территориях и вытеснению «умеренной» ООП экстремистскими организациями, переговоры с которыми были бы невозможны. Другие полагали, что Арафат из-за своего нежелания бороться с террором не мог быть партнером по переговорам.

Прошлое Арафата давло достаточно оснований для последнего утверждения: его решение санкционировать похищение и убийство израильских спортсменов во время Олимпийских игр 1972 г. в Мюнхене и другие многочисленные акты террора, поддержка Ирака во время Войны в Персидском заливе (1991), нежелание отменить Палестинскую хартию, призывающую к уничтожению Израиля, фиктивные аресты некоторых деятелей экстремистских организаций с последующим освобождением были аргументами в пользу тех, кто считал, что переговоры с Арафатом были лишены смысла. Кроме того, в тех редких случаях, когда Арафат высказывался за примирение с Израилем, он, как правило, ссылался на соглашения о прекращении вражды, заключенные Мухаммадом с еврейским кланом Курайза города Медины , которые, как было хорошо известно его аудитории, носили лишь тактический характер и были вероломно нарушены основателем ислама .

Сторонники переговоров с Арафатом указывали на его гибкость и умение преодолевать серьезное сопротивление экстремистов в рядах ООП. Хотя эта «умеренность» всегда оказывалась вынужденной, обусловленной внешним давлением, тем не менее те, кто выступали за продолжение переговоров с Арафатом, считали, что ее не следует сбрасывать со счетов. Другой аргумент в пользу осторожного оптимизма состоял в том, что переговоры создавали динамику, объединяющую стороны на умеренных позициях, от которых весьма тяжело отказаться, принимая во внимание как усталость собственного народа от войны, так и давление международного сообщества и мирового общественного мнения. Несомненно, однако, что личность Арафата символизировала борьбу палестинцев против Израиля и в глазах многих идентифицировалась с самим существованием арабской Палестины.

Твердая позиция премьер-министра Израиля А. Шарона , отказавшегося иметь дело с Арафатом как с одним из главных виновников палестинского террора, давление со стороны США, Европейского союза, Египта и России привели к тому, что Арафат был вынужден согласиться на введение в Палестинской автономии поста премьер-министра. 11 марта 2003 г. этот пост занял Абу-Мазен (Махмуд Аббас). Арафат передал Абу-Мазену часть властных полномочий (см.

(настоящее имя - Мохаммед Абед Ар"уф Арафат )

(род. в 1929 году) палестинский политический деятель

Свою жизнь Ясир Арафат посвятил созданию независимого государства Палестина. Арафату было 18 лет, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла решение образовать на Ближнем Востоке два государства - еврейское и арабское.

Однако в 1948 году было провозглашено о создании лишь еврейского государства Израиль. Англия, США и их союзники не допустили тогда образования арабского государства, и палестинская община оказалась в положении изгнанников. Многие ее члены покинули родные места, потому что не хотели жить на земле евреев. Основной задачей арабов стало создание независимого палестинского государства.

Борьба за его образование и стала делом жизни для ЯсираАрафата. Он родился в семье арабского купца в Иерусалиме, который тогда был частью Палестины. Потом закончил Каирский университет, работал в 1956 году инженером в Египте, а потом еще 8 лет в Кувейте.

В 1950 году Ясир Арафат присоединился к партизанскому движению и стал его активным участником. В составе боевой группы «Победа» он не раз совершал вооруженные рейды против Израиля. Вместе с другими своими соратниками Ясир Арафат создает Движение за национальное освобождение Палестины (Фатх).

На Палестинском национальном конгрессе в 1964 году была образована Организация освобождения Палестины, которая объединила многие разрозненные движения, в том числе и Фатх. В 1969 году Ясир Арафат стал председателем Исполкома Организации Освобождения Палестины (ООП).

Она была признана всеми арабскими странами и многими другими государствами как единственный представитель интересов арабов-палестинцев.

С сентября 1970 года Ясир Арафат является главнокомандующим вооруженными силами Палестинского движения сопротивления. В 1974 году ООП получила статус наблюдателя в ООН, что существенно повысило ее международный престиж.

Ясир Арафат всегда выступал за единство и сплоченность в ООП, поскольку понимал, что сепаратные устремления всегда играют на руку врагам независимости Палестины. В июне 1984 года по его инициативе было подписано соглашение о единстве ООП. Однако реализовать его в полной мере так и не удалось.

После многих лет взаимных угроз и военных столкновений Ясир Арафат и возглавляемое им Палестинское движение сопротивления достигли в сентябре 1993 года исторического соглашения с Израилем.

В 1994 году в Вашингтоне было подписано соглашение между ООП и Израилем о создании зон палестинского самоуправления. Контроль за порядком в них должны были осуществлять палестинские вооруженные силы. Договор подписали Ясир Арафат и премьер-министр Израиля Ицхак Рабин.

За свою деятельность в сентябре 1975 года Ясир Арафат был награжден премией Жолио-Кюри - Золотой медалью мира, а в 1994 году стал лауреатом Нобелевской премии мира.

Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях Мудрова Анна Юрьевна

Арафат Ясир

Арафат Ясир

1929–2004

Борец за независимость и национальное освобождение Палестины.

Ясир Арафат был шестым ребёнком в семье богатого торговца тканями из Газы. Его настоящее полное имя, полученное при рождении - Мухаммад Абд ар-Рахман Абд ар-Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни. В молодости он изменил его на нынешнее - Ясир Арафат (Ясир означает «лёгкий»). По официальным документам Арафат родился 24 августа 1929 года в Каире. Сам палестинский лидер не раз заявлял, что появился на свет в Иерусалиме. Арафат, называя местом рождения Иерусалим, как бы хочет теснее «сродниться» с этим городом, который он и его соплеменники мечтают сделать столицей независимого палестинского государства. По другим данным родившегося в Иерусалиме мальчика отец с матерью зарегистрировали в Каире, что открывало возможность учиться и работать в Египте.

Его отец Абдель Рауф Арафат, землевладелец из Газы, и мать - Захва Абу Сауд, принадлежавшая к знатному иерусалимскому клану, чьи корни восходили к семье пророка Мухаммеда, в 1927 году переселились в Египет. Когда Арафату исполнилось четыре года, родился еще брат - Фатхи, а мать внезапно скончалась. Тяжело перенесший потерю отец отправил двух малышей в Иерусалим к их дяде (брату жены) Салиму Абу Сауду. Семья жила недалеко от Стены Плача и мечети Аль-Акса, расположенной внутри комплекса Храмовой горы - места, где в библейские времена находился иудейский Храм. В то время весь комплекс находился под управлением местных мусульманских властей, но многочисленные еврейские жители Иерусалима требовали установления собственного контроля над Храмовой горой.

Семья, в которой воспитывался будущий палестинский лидер, была тесно связана с националистическими кругами. В дом Салима Абу Сауда частенько наведывались видные деятели мусульманской общины и вели политические беседы. Арафат часто вспоминает ту ночь, когда в дом ворвались английские солдаты и принялись избивать всех подряд. Отец ещё несколько раз женился, и в 1937 году семья вернулась в Каир.

Во время второй мировой войны столица Египта напоминала бурлящий котел, в котором кипели политические страсти, сталкивались различные мировоззрения и взгляды. В те годы основными тенденциями, повлиявшими на жизненную позицию Арафата, были арабский патриотизм и национализм.

Эти два фактора наложились на уверенность будущего палестинского лидера в том, что важнейший залог успеха на политическом, да и любом другом поприще - хорошее образование. Арафат подал заявление в Техасский университет на инженерный факультет, но США отказали ему в визе, потому что он уже был замечен как участник борьбы между палестинцами и созданным государством Израиль. Поэтому он поступил в Каирский университет.

29 ноября 1947 года ООН приняла план по разделу Палестины на арабское и еврейское государства. Согласно резолюции, Иерусалим с прилегающим к нему районом не должен был принадлежать ни одному из этих государств, а находиться под международным управлением. Арабские руководители, в том числе Лига арабских государств и палестинский Высший арабский совет, категорически отвергли план ООН по разделу Палестины и заявили, что приложат все усилия, чтобы помешать его реализации. Вялотекущие столкновения между еврейскими и арабскими военизированными группировками стали перерастать в полномасштабную войну. Это была Арабо-израильская война 1947–1949 годов, когда произошёл исход палестинских арабов, и тысячи арабов покинули свои дома.

Скорее всего, в мире мало бы вспоминали о палестинском народе, если бы в ближневосточной политике не было такой яркой личности, как Ясир Арафат.

Арафат жил в Египте, но считал Палестину своей родиной. Он очень болезненно воспринял поражение арабов в этой войне с Израилем. В студенческих спорах он называл ошибкой отказ арабских стран от раздела Палестины в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. Судя по всему, именно тогда у него зародилась мысль о том, что палестинцы должны сами позаботиться о своей судьбе, а не ждать, когда за них это сделают «братья арабы». «Международное сообщество дало евреям государство из чувства вины за катастрофу европейского еврейства… Но мы, арабский народ Палестины, тоже пережили катастрофу. Они получили Израиль как плату за Освенцим, но и нам ООН обязана за Дейр-Ясин. Только мы не евреи, мы не станем ждать две тысячи лет, а скоро возьмём своё, и по праву». [Дейр-Ясин - населенный пункт около Иерусалима, где произошли трагические события, повлекшие гибель многих арабов.]

Уже в 17 лет Ясир Арафат участвовал в нелегальной доставке вооружения в Палестину для борьбы с англичанами и евреями и занимался революционной агитацией. Энергичный, волевой и выносливый, он не только участвовал в политических дискуссиях, но и активно осваивал военное дело. В 1948 году, во время войны, Арафат бросил учёбу, взял в руки оружие и вместе с другими палестинцами попытался перебраться на родину, но их разоружили и остановили египтяне, которые отказались пропустить необученных студентов в зону боевых действий. Арафат, разгневанный «предательством» братских арабских государств, вступил в «Мусульманское братство», а также с 1952 по 1956 год возглавлял Лигу палестинских студентов. Он получил диплом офицера - в этом помогло решение родителей о регистрации его рождения в Египте. А в 1956 году, когда англо-франко-израильские силы рвались к национализированному Насером Суэцкому каналу, лейтенант Арафат уже командовал отрядом подрывников в составе палестинских формирований.

Ясир Арафат окончил инженерный факультет Каирского университета. В 1956 году он переехал в Кувейт, где к тому времени сложилась процветающая палестинская община. Там он занялся строительным бизнесом, в котором преуспел. Но его истинным призванием стала палестинская революция.

В 1957 году в Кувейте он участвовал в создании, а затем и возглавил «Движение за освобождение Палестины» (ФАТХ). Большинство в движении на тот момент составляли палестинские беженцы, осевшие первоначально в секторе Газа, учившиеся в Каирском и Бейрутском университетах и работающие в разных арабских странах. Проведенная бойцами ФАТХа 1 января 1965 года первая партизанская операция на территории Израиля вошла в историю как начало палестинского движения сопротивления.

Многие тогдашние палестинские лидеры призывали арабов к единству, чтобы «сбросить евреев в море» и создать на освободившемся пространстве независимое палестинское государство. Арафат и его сподвижники выдвинули принципиально новую программу. Ее главный принцип - «освобождение Палестины - это прежде всего дело самих палестинцев». Добиться этого, как считали руководители ФАТХа, можно только «вооруженной партизанской борьбой против Израиля».

В 1964 году решением Лиги арабских государств с целью «освобождения Палестины» и предоставления «законных прав арабскому населению Палестины» была основана Организация освобождения Палестины (ООП). Первым председателем исполкома ООП был назначен Ахмед Шукейри, после него чуть больше года пост занимал Яхие Хаммуда. Третьим председателем исполкома ООП был с 1969 и до своей смерти в 2004 году Ясир Арафат. С тех пор представители ФАТХ составляют большинство в исполкоме ООП и определяют её политику.

Поражение арабов в «шестидневной войне» в июне 1967 года лишний раз убедило Арафата и его сторонников в том, что надо полагаться на собственные силы и самим бороться за освобождение Палестины. С этого момента «фатховцы» активизировали боевые операции на оккупированных территориях и превратились из немногочисленной организации в ведущую военно-политическую силу.

В течение полутора десятилетий Ясир Арафат отдавал приказы, в результате исполнения которых погибли тысячи людей. Всего за 30 лет в период с 1964 по 1994 год от рук палестинских террористов, в том числе и не связанных с ООП, погибло 866 израильтян. Боевики ООП и не подконтрольных ей группировок захватывали в Израиле рейсовые автобусы и школы, взрывали бомбы на площадях и в учреждениях, охотились за израильтянами и сочувствующими им по всему миру, угоняли самолёты, брали заложников.

В 1974 году наступил некий перелом в политике ООП. Хотя ООП продолжала наносить удары по мирному населению Израиля, Арафат стал отрицать свою причастность к терактам. Он сваливал теракты на «военное крыло» ООП, которое состоит из молодых горячих людей, мстителей, потерявших на войне с «сионистскими врагами» друзей и близких, то есть крайних экстремистов, которых не всегда удаётся контролировать. Арафат предлагал вести переговоры с крылом ООП, большинство которого создавало впечатление цивилизованных, европейски образованных людей, трезвых политиков, согласных сесть за стол переговоров.

В 1974 году была принята новая политическая программа ООП, которая призывала бороться за создание палестинского государства «не вместо, а наряду с Израилем», то есть на территории Западного берега реки Иордан и в секторе Газа. После этого ООП признали более ста государств, а её лидер стал центральной фигурой на ближневосточной политической сцене. ООН признала ООП «единственным законным представителем палестинского народа». В 1976 году ООП стала членом Лиги арабских государств.

В начале 1990-х годов начались пока ещё секретные контакты между палестинским и израильским руководством. Дело шло к мирной конференции, но в августе 1990 года Ясир Арафат совершил одну из самых серьёзных своих ошибок, публично поддержав иракское вторжение в Кувейт. Это на долгие годы лишило ООП финансовой поддержки арабских монархий Персидского залива.

13 сентября 1993 года Ясир Арафат и премьер Израиля Ицхак Рабин после длительных секретных переговоров подписали «соглашения Осло», согласно которым ООП обязалась признать право Израиля на мир и безопасность и прекратить террористическую деятельность. В результате соглашений была создана Палестинская национальная администрация - ПНА, - получившая контроль над частью Западного Берега реки Иордан и Сектором Газы. В течение 5 лет планировалось достичь окончательного урегулирования конфликта.

Подписание соглашений позволило Арафату вернуться на свои территории и возглавить ПНА. Это было почти свершившейся мечтой Арафата - шаг к созданию Палестины. Арафат поселился в Рамалле.

В 1994 году Арафату вместе с Рабином и главой МИД Израиля Пересом была вручена Нобелевская премия мира за усилия по достижению мира на Ближнем Востоке.

Однако через несколько лет мирный процесс оказывается в тупике. Начались новые осложнения, военные и террористические акции, гибель людей со обеих сторон. Всё это привело к дипломатическому бойкоту палестинцев со стороны Израиля, Евросоюза, Египета, Иордании, Саудовской Аравии. Причиной стало опубликование американских материалов о контрабанде иранского оружия для ПНА через Суэцкий канал и подкупе сотрудников египетской таможни.

Правительство Израиля прекратило всякие политические сношения с Арафатом, и последние три года своей жизни он был фактически пленником Израиля. В принципе, он мог в любой момент выехать из страны, но, скорее всего, вернуться ему бы уже не позволили.

Израиль добился полной изоляции Арафата, немедленно подвергая обструкции любых политиков, замеченных в контактах с палестинским лидером. Периодически обсуждался вопрос о его депортации в какую-нибудь арабскую страну, но предложений от самих арабов не поступало, а насильственной высылке воспротивилась американская администрация.

28 октября 2004 года было объявлено о серьёзной болезни Ясира Арафата; на следующий день Израиль дал разрешение на вывоз Арафата за границу, и 29 октября Ясир Арафат был помещён в парижский военный госпиталь. Вскоре стало известно, что он впал в кому. Ранним утром 11 ноября 2008 года Арафат был отключён от аппаратуры жизнеобеспечения. Вокруг сведений о причине смерти ходит множество слухов: от цирроза печени до отравления.

В тот же день тело палестинского лидера перевезли в Каирский аэропорт, затем гроб был доставлен на египетских вертолётах в Рамаллу В Рамалле, где Арафат провёл последние годы жизни, в 2007 году возведён мавзолей Арафата.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.