Городки как развитие. Обучение детей старшего дошкольного возраста народной игре "городки"

Ольга Соколухина
«Обучение спортивной игре «Городки». Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе по теме : «Обучение спортивной игре «Городки »

Цель : познакомить с русской игрой «Городки »

Задачи :

1. Развивать силу, координацию, глазомер, ловкость;

2. Учить правильной стойке при броске биты;

3. Воспитывать командные качества и чувство товарищества;

4. Вызывать эмоциональный интерес к игре и к игре , как к форме активного отдыха.

Оборудование : городки (20штук, биты (10 штук, наглядный материал (карточки с изображением городошных фигур , музыкальное сопровождение

Занятие проводится в физкультурном зале.

Ход занятия

Части занятия Содержание Время проведения Указания

1. Вводная часть (Дети заходят в зал и строятся в одну шеренгу)

1. Воспитатель : равняйсь, смирно! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по спортивной игре «Городки » . Нам надо будет пройти станции, которые называются : разминочная, станция развивающих упражнений, прицельная, эстафетная, городок , живая фигура.

2. Расчёт на 1-ый-2-ой.

Дети должны запомнить свои номера

3. Ходьба разными способами (в руках городки )

Станция «Разминочная»

- спортивная ходьба

На носках, руки вверх

На пятках, руки за спину

На внешней стороне стопы, руки в стороны

- «с перекатом» (пятка-носок, руки на пояс;

С высоким подниманием бедра, руки в стороны – под коленом стукнуть городками ,

С «захлёстом» голени, руки сзади

В полуприседе, руки к плечам

В упоре на локти и колени («муравьи»

Подскоки

Галоп боковой, руки в стороны (с другой ноги)

Ходьба с восстановлением дыхания

Ходьба с восстановлением дыхания.

Перестроение в 2 колонны (дети, не останавливаясь, кладут городки в корзину и берут биты)

Спину держать прямо

2. Основная часть (общеразвивающие упражнения с битой) «Станция развивающих упражнений»

1. И. П. – о. с., ноги врозь, бита в руках, хват руками сверху.

Поднять биту вверх, на носки опустить биту, вернуться в И. П. (дозировка 8 раз)

2. И. П. – о. с. руки вперёд. Вращения битой перед собой в вытянутых руках (10 раз)

3. И. П. – о. с. бита за головой. Наклоны в стороны (8 раз)

4. И. П. – о. с., бита в руках у груди. Наклоны вниз, положить биту, вернуться в и. п., прогнуться. Наклон, взять биту, вернуться в и. п. (8 раз)

5. И. П. – о. с., бита в правой руке. Поднять правую ногу, согнуть в колене и переложить биту в левую руку. Тоже повторить в другую сторону (8 раз)

6. И. П. – стоя на коленях, бита в руках. Сесть на ягодицы вправо от себя на пол, руки вынести вперёд. Вернуться в и. п. повторить в другую сторону. (6 раз)

7. И. П – сидя на полу, ноги прямые впереди, бита за головой. Движения на ягодицах вперёд и назад (по 8 раз)

8. И. П. – лёжа на животе, бита вертикально стоит на полу (держать руками) . Поднять туловище от пола, перехватить руками вверх и вниз, вернуться в и. п. (по 4 раза)

9. И. П. – лежа на спине, бита за головой в руках, ноги прямые. Поднять ноги и опустить их за голову, коснуться биты, вернуться в и. п. (10 раз)

10. И. П. – о. с., бита на полу вертикально лежит. Прыжки боком через биту (8 раз)

Восстановление дыхания. 4минуты

Локти в стороны, спина прямая. Колени не сгибать.

Ноги от пола не отрывать, спину прогнуть

3. Основные виды движений Станция «Прицельная»

- воспитатель : мы с вами на станции «Прицельная» . Как вы думаете, что мы будем делать на этой станции. Вспомните, кто какой номер получил в начале занятия и встаньте 2 колонны

1. Забросить биту в «город » (квадрат) с полукона. (2-3 попытки)

2. Выбить кеглю из «города » (2-3 попытки)

Станция «Эстафетная»

Воспитатель : а сейчас вы посоревнуетесь, чья команда быстрее построить городошную фигуру .

1. (Воспитатель показывает городошные фигуры , а дети быстро отвечают)

Воспитатель кладет в квадрат – «город » карточку с изображением фигуры – «Звезда» , «Артиллерия» и дети по сигналу относят по 1-ому городку в город , а последний – строит фигуру и возвращается обратно.

2. Воспитатель называет фигуру, дети по сигналу бегут всей командой к «городку » и строят фигуру («колодец» , «пушка» , «забор» )

Станция «Городок »

3. Выбивание фигуры «забор» с кона.

4. Выбивание фигуры «ракетка» с полукона. 18 минут

4 Заключительная часть

Малоподвижная игра Станция «Живая фигура»

Дети по сигналу должны «построить» из своих тел городошную фигуру «артиллерию» , «Звезда» , «Рак» . Воспитатель : вот и подошло наше путешествие по спортивной игре «Городки » к концу. Стройсь! 4 минуты

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир,
учится любить его и целенаправленно
действовать в нем.
Движения – первые истоки смелости,
выносливости, решительности маленького
ребенка.

В. Шишкина.

Гиподинамия – что это такое? Угрожает ли она детям? Ведь научно-технический прогресс, являющийся основной причиной снижения двигательной активности современного человека, уже коснулся условного быта самого ребенка, его основной деятельности -игры.

Однако, ученые, исследуя влияние двигательной активности на здоровье и жизнедеятельность человека, сочли необходимым обратиться и к дошкольному возрасту. В результате подобран надежный ключ к правильной организации жизни детей в детском саду и семье, к формированию его здоровья, умственной активности, умения действовать "рядом" и "вместе" с другими. Этот ключ – движение.

Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности.

Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные симптомы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство. По мнению психологов (Мухина B.C., Выгодский Л.С.): ребенок – деятель! И деятельность его выражается прежде в движениях. Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности ребенка, а так – форма проявления важных человеческих качеств.

А разве может быть труд – основа основ жизни – без точных, развитых движений? Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.

Я, инструктор по физической культуре МДОУ №8 «Аленушка», расположенного в г. Тихорецке, решила внести свой вклад в разработку этой проблемы, обучая детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки».

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, силы, выносливости, глазомера, координационных особенностей, собранности, организованности, наблюдательности, определенной, доступной детям техники движений, быстрой двигательной реакции, воспитания у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к спорту и здоровому образу жизни.

Мной были выдвинуты следующие задачи:

  • Повысить двигательную активность детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, способностей, наклонностей и природных задатков.
  • Развивать инициативность, организаторские способности, самостоятельность, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение соперника, подчинение личного успеха интересу коллектива).
  • Формировать положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям, к здоровому образу жизни.

Объектом являются дети старшей и подготовительной групп.

Наиболее оптимальными методами и формами являются:

  • Закаливание;
  • Двигательная активность детей;
  • Физические упражнения.

При условии активности детей и самого педагога.

Для этого я использовала следующие методы:

Основные принципы обучения детей старшего дошкольного возраста могут быть представлены следующими положениями:

  1. Физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологической зрелости и здоровью.
  2. Необходимо сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами:
    • общеразвивающие упражнения в совокупности с воздушными ваннами,
    • проведение занятий по обучению игре в «Городки» в облегченной одежде.
  3. Обязательное включение в комплекс физкультурного занятия элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости (медленный бег, ходьба, приседания, подъем на ступеньку).
  4. Повышение двигательной активности ребенка.
  5. Методическое обеспечение проведения физкультурного занятия, оценка двигательной активности путем вычисления общей и моторной плотности.

Современный человек все больше страдает от гиподинамии – недостатка движений, – и эта болезнь уже распространилась на детей. Детская натура, правда, активно сопротивляется такому положению вещей, недаром у детей любимое занятие – физкультурное. В дошкольных учреждениях много внимания уделяется умственной нагрузке, поскольку детей нужно готовить к школе. А ведь важная особенность детского воспитания - это формирование двигательных функций. Поэтому я поставила перед собой двойную задачу: не только создать ребенку возможность достаточно двигаться, но и научить его правильно двигаться, заложить основы физической культуры. Вторая задача подразумевает приобщение детей к спорту и здоровому образу жизни.

Поэтому, поднимаемый вопрос «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в «Городки», считаю актуальным, так как обучение детей спортивной игре способствует развитию уровня основных движений, физических качеств: ловкость, быстрота, глазомер; способствует выносливости и силы; совершенствуется равновесие, координация движений и ориентировка в пространстве. Все это в совокупности способствует активному развитию, улучшению осанки, оздоровлению и приобщению к занятию спортом и здоровому образу жизни.

Это можно проследить на диаграмме прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк с 2008 по 2011 учебные годы.

Диаграммы прироста результатов метания на дальность воспитанников МДОУ №8 «Алёнушка» г.Тихорецк.

2008–2009 учебный год.

2009–2010 учебный год.

2010–2011 учебный год.

Исходя из этого, обучение детей игре в «Городки» строится поэтапно и включает в себя следующие виды работы:

Для детей старшей группы:

– подготовительный период:

  • диагностика, отбор детей по показанию врача.
  • воспитание сознательного отношения к занятиям.
  • познакомить с сущностью и правилами игры в «Городки».
  • воспитание уважительного отношения к культуре родной страны и стран ближнего зарубежья.;

– основной период:

  • обучить навыкам принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты.
  • познакомить с 10 городошными фигурами.
  • познакомить и разучить бросок биты локтевым, плечевым и комбинированным способом броска биты;

– заключительный:

  • закрепить знания городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
  • тестирование каждого ребенка.

Для детей подготовительной группы:

– подготовительный период:

  • тестирование каждого ребенка.
  • закрепить правила игры в «Городки».
  • закрепить знание городошных фигур («Заборчик», «Часовые», «Звезда») и их построение.
  • закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным);

– основной период:

  • познакомить с видами соревнований в «Городки» (личные; командные; лично-командные); со способами проведения соревнований (из определённого количества партий; на выбивание; установленного количества фигур; по круговому способу; по способу с выбыванием; по смешанному способу).
  • познакомить с правилами расположения рюх (городков) при выбивании битой (если городки сдвинутся с места по какой-либо причине раньше, чем их коснётся бита; если городки сдвинутся в результате сотрясения площадки (или от ветра) после броска; если после удара городок раскололся на две части или потерял цилиндрическую форму).
  • познакомить с понятием «выбитый и не выбитый городок»
  • познакомить с понятием «Потерянный бросок»
  • закрепить навыки принимать и фиксировать правильную стойку при броске биты тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным)
  • познакомить с городошными фигурами («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо»);

– заключительный:

  • закрепление умений бросать биту тремя способами (локтевым, плечевым, комбинированным).
  • закреплять знание городошных фигур («пушка», «колодец», «артиллерия», «пулеметное гнездо») и их построение.
  • познакомить с самой сложной фигурой «письмо».
  • тестирование каждого ребенка.

Но данная работа была бы неполной, если бы не активное взаимодействие между инструктором по физической культуре, воспитателями и родителями.

Воспитателями ведется постоянная работа над совершенствованием навыков игры в «Городки». Совершенствование данных навыков происходит не только на специальных занятиях, но и во время прогулок. Именно в этом и состоит особая значимость этой работы, она предоставляет возможность закрепления навыков игры в «Городки», приобщения детей к спорту и здоровому образу жизни.

Важным в своей работе я считаю не только обучение детей, но и взаимодействие с родителями. Мы пришли к выводу, что родители должны стать не столько «зрителями», сколько непосредственными участниками в жизни группы и своих детей. Поэтому для нас важным стало:

  • Первое – повысить уровень знаний родителей о проблемах физического развития ребенка. Ведь познавая ребенка, чувствуя его проблему, легче помочь ему, стимулируя на осознанное занятие спортом и приобщению к здоровому образу жизни на собственном примере.
  • Второе – я делала акцент на то, что занятие спортом детей не должно быть насильственным, так как такой подход не дает положительных результатов
  • Третье – мы учили родителей играть совместно с детьми, обучая их.

Проведенная работа на практике доказала, что обучение детей игре в «Городки» приобщает их к занятию спортом и ведению здорового образа жизни.

К работе прилагаются:

  1. Конспекты занятий в подготовительной группе (Приложение 1)
  2. Конспекты занятий в старшей группе (Приложение 2)
  3. Перспективный план обучения игре в старшей группе (Приложение 3)
  4. Перспективный план обучения игре в подготовительной группе (Приложение 4)
  5. Беседа-практикум (Приложение 5)
  6. Зарядка позитивного мышления (Приложение 6)
  7. Советы родителям (средняя группа) (

Городки – старинная русская игра.

В нее играли Лев Толстой, Федор Шаляпин, Иван Павлов, Алексей Горький, Владимир Стасов и многие другие знаменитые русские люди. Увлекающихся этой игрой людей называют «городошники». До сих пор проводятся соревнования городошников.

Раньше городки считались чисто мужской игрой – биты для игры были очень тяжелыми. Сейчас в городки играют не только мальчики и мужчины, но и девочки и женщины, потому что биты делаются из легкого и доступного всем материала.

Лето – пора игр во дворе, на даче, на лужайке в лесу, в детском лагере отдыха. Поиграем в городки вместе с детьми как это делали наши выдающиеся соотечественники? Поиграем!

Как играть в городки?

Как сделать своими руками набор для игры в городки?

Для изготовления набора для игры в городки Вам потребуется несколько черенков для лопат, которые продаются в хозяйственных магазинах:

    Два черенка – это две биты.

    Еще два черенка нужно распилить на кусочки так, чтобы получилось 10 одинаковых деревянных кусочков – «рюх», нужных для игры. Из этих кусочков – рюх – и строятся фигуры, которые называются «городки». Вот и весь необходимый минимальный набор!

Можно сделать набор и из другого материала. Примерные размеры: а) для бит из твердых пород дерева – длиной 80 см, диаметром 4-5 см, б) для городков (рюх) – длина 12-15 см, диаметр 4-5 см.

Еще Вам потребуется площадка для игры и мел, чтобы нарисовать город. На земле город рисуется палочкой или камешком.

Как подготовить площадку к игре в городки?

Начертите на площадке линии, которыми Вы обозначите два города, расположенные рядом, но на некотором расстоянии друг от друга (см. рисунок). Отступив от городов на 3 метра (это расстояние дано для игры с детьми, можно его увеличивать), нарисуйте черту, с которой игроки будут метать биту. Это полукон .

Далее отступите еще несколько метров и начертите линию - кон (расстояние от полукона до кона примерно 3 метра).

Размеры площадки нужно выбирать в зависимости от возраста детей. Чем меньше дети – тем меньше размер площадки и тем меньше расстояние до города от черты полукона и кона.

Играем в городки.

Как играть в городки?

    Игроки делятся на две команды. Команды должны быть равны по силе и ловкости. Играть можно и не командой, а даже парой, соревнуясь друг с другом, но интереснее и веселее играть командой с близкими и друзьями.

    В каждой команде выбирается ведущий.

    Бросается жребий и выбирается команда, которая будет начинать. Также по жребию определяется, где будет город у каждой команды. Если команда получила правый город, то они начинают первыми.

    Все рюхи ставятся в город определенными фигурами. Сначала ставится и выбивается первая фигура, затем вторая и так далее в четко определенной последовательности. Названия фигур и игре в городки очень красивые и «говорящие» - пушка, звезда, колодец, артиллерия, часовые, тир, вилка, стрела, коленчатый вал, ракетка, серп, самолет, письмо и другие.

На заметку: Сейчас распространены задания для детей дошкольного возраста по выкладыванию фигур из палочек по образцу. В городках тот же вариант этого задания, но более интересный, так как ребенку понятно, зачем нужно выкладывать фигуру. И такое выкладывание фигур становится уже не скучным учебным заданием, а настоящей интересной игрой!

Задача – выбить все городки с меньшего количества ударов, то есть как можно быстрее.

Очень важное примечание:

1) Для игры с маленькими детьми (старшими дошкольниками) достаточно пяти фигур городков. Детям постарше можно уже в игре давать и десять фигур. А для подростков и взрослых можно использовать весь набор фигур в городки.

2) В игре с дошкольниками у каждого игрока одна бита, которой он выбивает фигуры. В игре с детьми постарше каждому игроку дают две биты и он, соответственно, делает два удара.

Чтобы было понятнее, как выбивать фигуры в этой игре, приведу пример. Команда поставила фигуру – звезда. Первый удар первого игрока делается с кона, увы, он не попал. Право хода переходит ко второму игроку. Он делает удар тоже с кона и выбивает одну рюху из фигуры - звезды. Ура! Теперь следующий игрок бьет уже не с кона, а с полукона и выбивает всю фигуру. Далее устанавливается другая фигура (см. последовательность фигур городков). Каждую новую фигуру начинают выбивать снова с кона. Так играют до последней фигуры пока ее не выбьют. Это один период игры в городки. Можно после отдыха сыграть еще раз – будет уже второй период игры. Сколько всего будет периодов (т.е. сколько раз будем играть), нужно договариваться заранее.

Если играют дети постарше, то изменение одно – каждый игрок может попробовать выбить фигуру с двух попыток (двух бит) и в нашей последовательности фигур будет уже не пять фигур, а десять.

Еще один пример игры с дошкольниками в городки командой. Первая команда ставит свою первую фигуру, выбивает ее, ставит вторую фигуру, выбивает и так далее, пока не выбьет все пять фигур. Считаем, со скольки ударов удалось выбить фигуры. Чем меньше ударов потребовалось для того, чтобы выбить все городки, тем лучше! Записываем получившиеся очки, то есть пишем цифру на земле или асфальте.

Далее ход переходит другой команде, которая тоже ставит в город и выбивает все свои пять фигур в заданной последовательности. Считаем, сколько ударов понадобилось второй команде для выбивания фигур. Записываем эту цифру – то есть очки. Сравниваем две цифры. У какой команды меньшее число очков – та и победила.

Правила игры в городки

    Рюхи ставят у передней черты города точно посередине, то есть на равном расстоянии от боковых сторон.

    Каждый игрок команды бьет битой только один раз (в игре с дошкольниками).

    Если первый игрок команды выбил рюху, то все остальные игроки этой команды бьют дальше не с кона, а с полукона.

    После окончания игры команды меняются городами, и игра продолжается.

    Рюха считается выбитой, если она лежит за чертой города. Иногда в городках рядом с городом рисуется пригород (более сложный вариант игры). Тогда, если рюха закатилась в пригород, ее необходимо продолжать выбивать в следующих ходах.

    Если при выбивании фигуры бита улетела в город и не выкатилась из него, то она остается в городе до тех пор, пока не будет выбита другим игроком этой же команды вместе с рюхами.

    Если игрок заступил за черту кона или полукона при ударе, то удар не засчитывается. Об этом правиле нужно сразу же рассказать детям и следить вместе с ними, чтобы никто не заступал за линии при метании.

Я рассказала о семейном и самом простом варианте игры, в который можно играть уже с детьми дошкольного возраста. Есть более сложные правила игры в городки и более сложные нюансы этой игры и фигуры. Если Вам понравится, Вы всегда сможете усложнить эту игру, освоив ее взрослые спортивные варианты.

"Народные виды спорта - важная составляющая часть культуры многонационального народа России. Наша страна по праву может гордиться своими исконно народными, дошедшими до нас с древних времен играми и состязаниями, отличающимися особой самобытностью. Национальные виды спорта могли бы способствовать сплочению российского многонационального общества, поэтому их развитие необходимо поднять на уровень государственной политики".
Президент РФ Владимир Путин

ГОРОДКИ - русская народная спортивная игра. Её история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры.

Городошный спорт в России возглавляет Общероссийская общественная организация «Федерация городошного спорта России», которая была создана 15 января 1993 года, зарегистрирована 6 августа 1999 года в Министерстве юстиции Российской Федерации. Основные цели деятельности Федерации городошного спорта России – содействие развитию городошного спорта, придание массовости, более широкое его использование во всестороннем и гармоничном развитии личности, формирование здорового образа жизни.

Для МБДОУ детского сада №28 «Колосок» приобщение дошкольников к городошному спорту является инновационная деятельность в рамках кружковой работы. Инновационность заключается в определении содержания, структурной организации спортивно-игрового комплекса - игры городки для детей старшего дошкольного возраста. Федерацией городошного спорта г. Москвы предоставлено детскому саду спортивно-игровой комплекс. Спортивно-игровой комплекс, включает в себя технологию обучения игре городки, раскрывает содержание, структуру, алгоритм деятельности субъектов образовательного процесса. На основе программы "Городки для дошкольников", разработанной детским садам №722 г. Москвы при участии Федерации городошного спорта г. Москвы, наши педагоги составили свою программу дополнительного образования. Дополнительное образование для дошкольников является важным составляющим разностороннего и гармоничного развития личности ребенка. Это задача не только родителей, но и педагогов, специалистов.

Городки – это демократичная уличная игра, известная многим родителям с детства. Она является прекрасным видом досуга, который включает в себя и спорт, и закаливание организма, и общение детей с взрослыми, играть в городки можно в любом возрасте, в любое время года и почти в любом месте.

Игра в "Городки" для дошкольников способствует развитию патриотизма, силы духа, любви к Родине и истории своего государства, через занятие исконно русской игрой «Городки» среди детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Городки - старинная славянская игра. Ее история насчитывает несколько веков. Упоминание о городках можно найти и в сказках, и в старинных легендах, и в документах, относящихся к истории Древней Руси. Эта игра вошла в нашу историю как часть национальной культуры. Игра городки представляет большую ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.

Городки -- очень интересная игра, развивающая у участников меткость, силу, ловкость и координацию движений, укрепляет мышцы рук и плечевого пояса, вызывает сильные эмоции. Одно из главных достоинств городков -- доступность и демократичность. Играть в городки можно в любом возрасте, в любое время года и почти в любом месте.

Игрой в городки увлекался генералиссимус А.В. Суворов, преобразователь России - царь Петр I, Николай II. Игра в городки была излюбленным физическим упражнением для многих выдающихся деятелей отечественной науки, культуры, писателей: академик И.П. Павлов, певец Ф.И. Шаляпин, классики мировой литературы Л.Н. Толстой и А.М. Горький.

Великий русский полководец А.В. Суворов так объяснял свое страстное увлечение городками: «Игра в городки развивает глазомер, быстроту, натиск. Битою мечусь - это глазомер, битою бью - это быстрота, битою выбиваю - это натиск». Полководец, несомненно, был прав. Специалисты говорят, что игра в «городки» развивает координацию движений и меткость - вот почему эта игра особенно полезна детям.

Цель игры - бросками бит выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определенное количество фигур, составленных из 5 городков - цилиндрических столбиков.

Главная задача - затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков.

Для игры в городки не нужны сложный инвентарь и специальная экипировка. Достаточно найти ровную горизонтальную площадку прямоугольной формы с твердым покрытием. В зимнее время можно с успехом играть в спортивном зале.

Простая, незамысловатая техника игры в городки, доступный инвентарь дают возможность обучать этой игре детей дошкольного возраста. Эта игра доступна детям старшей и подготовительной группы.

Задачами обучения игре «Городки» являются следующие:

Дети 5-6 лет.

  • 1. Формировать интерес к русской народной игре, познакомить с историей ее возникновения, с фигурами для игр; развивать умение строить фигуры.
  • 2. Учить правильной стойке, действиям с битой, способам броска на дальность и в цель; показать важность правильной техники в достижении конечного результата.
  • 3. Развивать силу, координацию и точность движений, глазомер.

Дети 6-7 лет.

  • 1. Закрепить знания о фигурах, площадке для игры в городки, познакомить с новыми фигурами; раскрыть значение этой игры для укрепления здоровья, улучшения физических качеств; вызвать интерес к игре как форме активного отдыха.
  • 2. Учить детей играть по правилам, действовать в командах; ориентировать их на достижение конечного результата -- выбить городки из «города».
  • 3. Формировать самостоятельность дошкольников в двигательной деятельности, умение сосредоточиться на поставленной задаче, чувство уверенности в своих силах.
  • 2 раза в год (до начала обучения и после 10 занятий) проводится оценка уровня физической подготовленности к игре в городки:
  • 1. Сила кистей рук (правой или левой); измеряется детским динамометром; показания заносятся в таблицу.
  • 2. Дальность броска биты правой или левой рукой; измеряется расстояние, оцениваются качественные показатели (исходное положение, прицел, бросок, сохранение равновесия).
  • 3. Глазомер: оценивается число точных попаданий правой или левой рукой в один городок из пяти бросков (расстояние 3 метра).

Дифференцированный подход к обучению игре в городки предполагает:

  • 1) учет возрастных возможностей (программа для старшей и подготовительной групп);
  • 2) учет половых особенностей: пластмассовые биты для девочек, деревянные -- для мальчиков;

Для детей дошкольного возраста подбираются облегченные биты длиной 45--50 см, весом 400--450 г, городки высотой 10--12 см. В зависимости от возраста и роста детей длина городка может быть 10; 12; 14см; биты -- 40; 45; 50 см (вес -- 400; 430; 450 г); сечение городков и бит -- 3; 4; 5 см.

3) индивидуальный подбор заданий для развития тех или иных качеств на основе оценки уровня физической подготовленности.

Процесс обучения проводится на учебных занятиях воспитателем по физической культуре, на прогулке и в самостоятельной игровой деятельности под контролем воспитателей групп. Занятия проводятся с группой детей и индивидуально.

Все действия детьми выполняются только по команде: «Можно взять биту», «Можно выполнить бросок», «Собрать биты» и пр.

Основной элемент техники - это бросок биты. Здесь недостаточно одной точности, необходим, кроме того, и точный расчет. Мало попасть битой в фигуру, нужно еще, чтобы она полностью развернулась у цели и соприкоснулась с наибольшим числом городков, т.е. требуется хорошо отработать бросок, чтобы бита всегда вращалась с одной скоростью и делала полный оборот вокруг своего центра тяжести, пролетев каждый раз одинаковое расстояние.

Поэтому главная задача воспитателя - научить детей броску (рис. 1). Обучение детей нужно начинать с показа (воспитателя или одного из старших детей). Бросать биту учат двумя способами. Один из них делается согнутой в локте высоко поднятой рукой с битой, другой -- прямой рукой, отведенной в сторону -- назад. Ребенка обучают обоим способам, и в процессе игры он пользуется любым из них.

Рис. 1.

Как показала практика, дети чаще всего пользуются вторым способом - бросок прямой рукой. Играющий становится за линию, отставляет правую ногу на шаг назад носком наружу, туловище разворачивает вполоборота вправо. При замахе рука с битой отводится назад, тяжесть тела переносится на правую ногу. Бросок совершается прямой рукой сбоку. При этом тяжесть тела переносится на левую ногу, туловище энергично поворачивается в левую сторону. Бросать биту надо плавно, придавая ей медленное вращательное движение.

Система и правила игры в городки значительно упрощены по сравнению с игрой взрослых. На земле чертят «город» -- квадрат, каждая сторона которого равна 1 м. На расстоянии 3-4 м от передней (лицевой) линии города проводится черта, с которой начинается кон. Между городом и коном на расстоянии 2--2,5 м от города -- полукон (приложение 1).

Когда дети научатся выбивать городки с этого расстояния, линии кона и полукона увеличиваются на расстояние 5--6 и 2--3 метра. Из городков складываются на площадках различные фигуры («забор», «бочка», «колодец», «самолет» и др.). Бросая биты, играющие стараются выбить городки за пределы квадрата-города.

В начале игры биты лежат у линии кона, там же находятся и играющие поочередно. Биты сначала бросают с кона, когда выбьют хотя бы один городок, играющие переходят на линию полукона, откуда выбивают остальные городки и фигуры. Перед игрой дети договариваются о количестве фигур (3--4) и их порядке. После того, как будут выбиты все городки, ставится новая фигура. Порядок построения фигур постепенно усложняется.

Выигрывает тот (или та группа), кто выбьет большее количество городков, совершив меньшее количество бросков. При определении выигрыша учитываются правильность техники выполнения броска, сила удара и т.д. Роль судьи сначала выполняет воспитатель, а в дальнейшем дети.

При повторении начинает игру выигравшая группа. Дошкольникам не рекомендуется играть более 2--3 партий подряд.

В подготовительной группе дети должны уметь выбивать 4-5 фигур .

При игре в городки особое внимание уделяется мерам безопасности. Собирать городки, составлять фигуры можно только по команде воспитателя. Дети, не участвующие в данный момент в игре, должны находиться на расстоянии 2-3 м от бросающего за ограничительными линиями. Городошную площадку нужно располагать в таком месте, чтобы на ней не могли неожиданно появиться другие дети.

Для игры в городки используются 15 фигур. Самыми доступными фигурами для детей являются: «вилка», «звезда», «стрела», «колодец», «пулеметное гнездо», «тир».