От чего зависит чувство юмора? Почему у женщин нет логики, а психически больные люди не понимают шуток

Поставьте себя на место шутника. Необходимо принимать во внимание личность шутника и то, почему он может рассказывать отдельные шутки. Например, отец ребенка может рассказывать группе людей шутки об отцовстве, которые будут иметь смысл только для тех, кто также является отцом. Это может быть связано с тем, что человек хочет шуткой привлечь внимание других отцов, а вы просто не понимаете его шутку, потому что пока не завели детей. То же самое применимо к другим сообществам людей и людям других профессий, так как сначала вам необходимо попытаться воспринять их точку зрения, чтобы полностью понять специфичную для них шутку.

  • Также иногда полезно учитывать чувство юмора того человека, который преподносит шутку. Например шутки человека с бестолковым чувством юмора могут сильно отличаться от шуток людей с колким и остроумным юмором. Если вы научитесь ставить себя на место шутника, вам будет проще понять, как воспринимать конкретную шутку. Зачастую к шуткам совсем не нужно относиться серьезно.
  • Обратите внимание на то, как реагируют на шутку окружающие вас люди. Если у вас не получается определить подоплеку шутки, можно посмотреть на окружающих, чтобы понять, как следует на нее реагировать. Часто смех бывает заразительным, и вы сами по себе начнете смеяться, когда обратите внимание на реакцию остальных людей. Оценка реакции окружающих также позволит вам отнестись к шутке менее серьезно, особенно если она понравилась людям.

    • Согласно исследованиям, люди не решают сами, смеяться им или нет. Зачастую смех - бессознательная автоматическая реакция. Именно поэтому очень трудно засмеяться по команде или подделать смех. Обратив внимание на реакцию окружающих, вы сами по себе можете рассмеяться над шуткой, вместо того чтобы сохранять серьезный и сдержанный вид.
  • Научитесь бросать остроумные реплики в ответ на шутки. Чтобы пробиться сквозь стену собственной серьезности, бросьте себе вызов и начните отвечать шутникам остроумными фразами или репликами. Для этого можно взять за основу тему или идею шутки и противопоставить ей собственное более смешное или интересное высказывание.

    • Например, ваш коллега мог пошутить о том, как его малыш всегда расстраивается, когда папа уходит из дома на работу. Со своей стороны, у вас есть возможность ответить ему репликой о том, как расстраивается ваша собака, когда вы покидаете ее на целый день. Это смешно, так как ваша шутка основана на первой шутке и сразу ей в противовес рисует в голове забавную картину, как у двери сидит печальная собака, когда вы отправляетесь на работу. Это позволит вам продемонстрировать, что вы не воспринимаете всерьез шутку коллеги и сами готовы повеселиться.
  • Отметайте чужие шутки самоиронией. Самоирония возникает тогда, когда вы начинаете высмеивать себя, чтобы вызвать улыбки окружающих. Она также полезна, когда вы не уверены в том, как реагировать на чью-то шутку, или понимаете, что проявили слишком серьезную реакцию на нее. Такой юмор позволяет без труда устранить неловкие моменты и показать, что вы тоже способны смеяться над собой.

    • Используйте самоиронию тогда, когда вам неловко, когда вы не уверены, что следует сказать, или для моментального ответа на чьи-то шутки. Например, ваш друг может пошутить о том, как он безнадежен в отдельном виде спорта или в игре. На что можно ответить самоуничижительной шуткой о том, как вы безнадежны вообще во всем. Это станет забавным ответом на исходную шутку и, скорее всего, позволит рассмешить друга.
  • Амбивалентность, фрустрация, ригидность - если хотите выражать свои мысли не на уровне пятиклассника, то придется понять значение этих слов. Катя Шпачук объясняет все доступно и понятно, а помогают ей в этом наглядные гифки.
    1. Фрустрация

    Практически каждый испытывал чувство нереализованности, встречал препятствия на пути достижения целей, которые стали непосильным грузом и причиной ничего нехотенья. Так вот это и есть фрустрация. Когда все надоело и ничего не получается.

    Но не стоит воспринимать такое состояние в штыки. Главный способ побороть фрустрацию – осознать момент, принять ее, и толерантно отнестись. Состояние неудовлетворенности, ментальная напряженность мобилизируют сили человека для борьбы с новым вызовом.

    2. Прокрастинация

    - Так, с завтрашнего дня сажусь на диету! Не, лучше с понедельника.

    Доделаю потом, когда настроение будет. Время еще есть.

    А…, напишу завтра. Никуда не денется.

    Знакомо? Это прокрастинация, то есть, откладывание дел на потом.

    Мучительное состояние, когда надо и не хочется.

    Сопровождается терзанием себя за то, что не выполнил поставленное задание. В этом состоит главное отличие от лени. Лень – пофигистическое состояние, прокрастинация – переживательное. В то же время, человек находит предлоги, занятия куда интереснее, чем выполнение конкретной работы.

    По сути, процесс – нормальный и присущ большинству людей. Но не стоит злоупотреблять. Главный способ избежать – мотивация и правильная расстановка приоритетов. Вот тут на помощь приходит time management.

    3. Интроспекция


    Другими словами самонаблюдение. Метод, с помощью которого человек исследует свои собственные психологические наклонности или процессы. Первым интроспекцию применил Декарт, изучая собственную душевную природу.

    Несмотря на популярность метода в ХІХ веке, интроспекция считается субъективной, идеалистической, даже ненаучной формой психологии.

    4. Бихевиоризм


    Бихевиоризм – направление в психологии, в основе которого находится не сознание, а поведение. Реакция человека на внешний стимул. Движения, мимика, жесты - короче говоря, все внешние признаки стали предметом изучения бихевиористов.

    Основатель метода американец Джон Уотсон предполагал, что с помощью тщательного наблюдения, можно предугадать, изменить или сформировать должное поведение.

    Было проведено множество экспериментов, исследовавших поведение человека. Но самым известным стал следующий.

    В 1971 году Филипп Зимбардо провел беспрецедентный психологический эксперимент, который получил название Стенфордский тюремный эксперимент. Абсолютно здоровых, психично устойчивых молодых людей поместили в условную тюрьму. Студентов поделили на две группы и распределили задания: одни должны были исполнять роль надзирателей, другие заключенных. У студентов-надзирателей начались проявляться садистские наклонности, в то время как заключенные были морально подавленными и смирившимися со своей участью. Через 6 дней эксперимент был прекращен (вместо двух недель). В ходе было доведено, что ситуация влияет на поведение человека больше, нежели его внутренние особенности.

    5. Амбивалентность


    С этим понятием знакомы многие сценаристы психологических триллеров. Итак, «амбивалентность» – двойственное отношение к чему-либо. Причем это отношение абсолютно полярное. Например, любовь и ненависть, симпатия и антипатия, удовольствие и неудовольствие, которое испытывает человек одновременно и по отношению к чему-то (кому-то) одному. Термин ввел Э.Блейлер, который считал амбивалентность одним из признаков шизофрении.

    По Фрейду «амбивалентность» приобретает несколько другое значение. Это присутствие противоположных глубинных побуждений, в основе которых лежит влечение к жизни и смерти.

    6. Инсайт


    В переводе с английского «insight» - это проницательность, способность проникновения в суть, озарение, внезапное нахождение решения и тд.

    Есть задача, задача требует решения, иногда бывает простой, иногда сложной, иногда решается быстро, иногда требует времени. Обычно в сложных, трудоемких, на первых взгляд непосильных задачах приходит инсайт – озарение. Что-то нестандартное, внезапное, новое. Вместе с инсайтом меняется ранее заложенный характер действия или мышления.

    7. Ригидность


    В психологии под «ригидностью» понимают неготовность человека действовать не по плану, боязнь непредвиденных обстоятельств. Также к «ригидности» относится неготовность отказа от привычек и установок, от старого, в пользу нового и тд.

    Ригидный человек – заложник стереотипов, идей, не созданных самостоятельно, а взятых из достоверных источников.
    Они конкретны, педантичны, их раздражает неопределенность и безалаберность. Ригидное мышление – банально, штамповано, неинтересно.

    8. Конформизм и нон-конформизм


    «Всякий раз, когда вы обнаруживаете себя на стороне большинства - время остановиться и задуматься» писал Марк Твен. Конформизм - ключевое понятие социальной психологии. Выражается в изменении поведения под реальным или воображаемым влиянием других.

    Почему так происходит? Потому что люди боятся, когда не так, как все. Это выход из зоны комфорта. Это боязнь не понравится, выглядеть глупым, быть вне массы.

    Конформист – человек, который меняет свое мнение, убеждения, установки, в пользу общества, в котором находится.

    Нонконформист – понятие противоположное предыдущему, то есть, человек, который отстаивает мнение, отличающееся от большинства.

    9. Катарсис

    С древнегреческого слово «katharsis» обозначает «очищение», чаще всего от чувства вины. Процесс долгого переживания, волнения, который на пике развития превращается в освобождение, что-то максимальное позитивное. Человеку свойственно переживать по разным причинам, от мысли о не выключенном утюге и т. д. Тут можно говорить о бытовом катарсисе. Есть проблема, которая достигает своего пика, человек страдает, но не вечно же ему страдать. Проблема начинает отходить, уходит злость (у кого что), наступает момент прощения или осознания.

    10. Эмпатия


    Переживаете ли вы вместе с человеком, который рассказывает вам свою историю? Проживаете ли ее вместе с ним? Поддерживаете ли эмоционально человека, которого слушаете? Тогда, вы – эмпат.

    Эмпатия – понимание чувств людей, готовность оказать поддержку.

    Это когда человек ставит себя на место другого, понимает и проживает его историю, но, тем не менее, оставаясь при своем рассудке. Эмпатия – процесс чувствующий и отзывчивый, где-то эмоциональный.

    В обществе давно сложилось мнение, что человек, который много смеется и шутит, - легкомысленный и ему нельзя поручить ничего серьезного. Хочешь, чтобы тебя считали умным, ответственным, продвигали по карьерной лестнице и с тобой считались? Будь строгим, солидным, серьезным. Но так ли важно всегда быть серьезным?

    «Рот до ушей - хоть завязочки пришей», «Смех без причины - признак дурачины» - эти поговорки словно намекают, что смех - это что-то не совсем достойное уважаемого человека. «Прекрати смеяться, ты же не дурачок», - многие в детстве слышали подобные слова от родителей. «Много смеешься? Скоро будешь плакать!», - пугали они. «Ты уже взрослый, хватит изображать из себя клоуна, будь серьезнее»― такое напутствие слышат дети в семьях, где не умеют шутить.

    В итоге мы видим человека, который не умеет шутить, не понимает чужих шуток и не умеет смеяться. Он серый и скучный, жить с ним безрадостно и некомфортно, и его жизнь тоже довольно посредственна. В его обществе люди чувствуют себя скованно и убегают от него туда, где можно посмеяться, к тем, кто весел и остроумен. (Разумеется, речь не идет о ситуативной серьезности, которой требуют рабочие условия и обстоятельства и которая желательна и уместна.)

    «Умное лицо - это еще не признак ума, господа! Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь!» - обращался к людям барон Мюнхгаузен в фильме «Тот самый Мюнхгаузен». Ирландский прозаик Джордж Бернард Шоу сказал, что «Серьезность - это потуги маленького человека на величие», а Оскар Уайльд назвал ее «последним прибежищем заурядности».

    Серьезные люди обычно выглядят старше своего возраста. Особенно старит серьезный внешний вид женщин. Неулыбчивое лицо, нахмуренные брови, твердо сжатые губы, сосредоточенный взгляд в целом создают тяжелый асексуальный образ, добавляя возраст даже молодым женщинам. В то время как непринужденный звонкий смех, улыбчивость, веселый доброжелательный вид делают ее привлекательней и моложе. Вспомним ту же мымру Людмилу Прокофьевну - сугубо деловую женщину из «Служебного романа», с которой произошло чудесное и внешнее, и внутренне преображение.

    Серьезный человек - совсем не обязательно успешный. Психологи же говорят, что у хронически серьезного человека имеются психологические проблемы. За его серьезностью прячется желание спрятать свои истинные чувства, свою зажатость, неспособность расслабиться, страх показаться некомпетентным, глупым. Похоже, он подсознательно следует совету: «Хочешь показаться умным? Сделай умный вид и молчи».

    Итак, серьезность - это не признак ума, серьезных намерений и серьезных планов. Это лишь страх быть собой, опасение, что тебя не примут и осудят такого, какой ты есть. Легче быть серьезным, чем отважиться быть собой.

    Почему стоит научиться шутить

    Можно сказать, что научиться шутить невозможно, шутником нужно родиться. Здесь стоит внести поправку - нужно родиться в семье шутников. Если родители позволяют ребенку играть, дурачиться, быть смешным, смеются и шутят сами, то неудивительно, что он будет обладать чувством юмора, способностью подмечать смешное в окружающем его мире, умением отличать плоские армейские шутки от тонкого юмора. Если же его муштруют, запрещают дурачиться, стыдят, приравнивая смех к легкомысленности, то он уже в детстве станет скучным правильным маленьким старичком.

    Таким образом, чувство юмора - это и особый склад ума, и навык, который можно в себе выработать даже при полном его отсутствии.

    Уметь шутить - значит прожить жизнь радостно, с удовольствием. Кто-то справедливо заметил, что если у вас есть чувство юмора, значит праздник будет всегда с вами. Юмор поднимает настроение, помогает расположить людей к себе, с его помощью можно разрядить атмосферу и выйти из сложной ситуации и в быту, и в деловых переговорах, задав им дружественный формат. Чтобы вершить серьезные дела, нужно уметь шутить, замечал Аристотель.

    Совместный смех сближает людей, недаром юмор называют социальным клеем.

    Юмор - это еще и фитнес для мозга. Марк Твен говорил, что «Юмор приводит в действие механизм мысли». Какие приемы используются в удачных шутках? Ирония, противоречия, двусмысленности, сравнения несравнимого, намеки, нелепости, метафоры. По мнению Неда Рорема, американского актера, писателя и композитора, «Юмор - это способность видеть три стороны одной медали».

    Как научиться смешно шутить?

    Если чувство юмора - это навык, то его можно развить. Одновременно развиваются образное мышление, воображение, находчивость. Многие люди жалуются на то, что они понимают шутки, но сами шутить не могут. Что советуют психологи?

    1. Переступить через свой страх и начать практиковаться

    Нельзя научиться плавать, не прыгнув в воду. Невозможно научиться кататься на велосипеде, не сев на велосипед. Желая научиться шутить, нужно начать шутить. И «собака зарыта именно здесь». Человеку мешает страх показаться глупым, нелепым. Его шутки кажутся ему несмешными, убогими, он боится быть высмеянным, оказаться приниженным. «Лучше я промолчу», - сдерживает он себя. Психологи называют такие странности психологическими тараканами.

    2. Поработать над снятием претензий к самому себе

    Известный писатель и психолог Александр Свияш считает, что невозможно измениться, принять новое, предварительно не расчистив для него место. Нам будут мешать эмоциональные зажимы в виде былых страхов, комплексов неполноценности, сомнений. Сначала нужно расслабиться, поработать над прощением себя. Простить себе хроническое недовольство собой, чувство вины, испытываемое по любому поводу: сделал - плохо и не сделал - тоже плохо. Расслабиться и сказать: «Я разрешаю себе любить себя. Пусть люди думают обо мне все что угодно, мне безразлично». Внутреннее сопротивление, возникающее поначалу, со временем исчезнет, и произносить эти слова будет все легче.

    3. «Загрузить» позитивные утверждения

    Теперь можно начать наполнять себя позитивом: «Мне легко выражать свои мысли - я вижу, что они интересны людям. Я могу смотреть на реальность с юмором, с каждым днем у меня это получается все лучше. Я умею смешно комментировать события».

    Разумеется, нельзя смеяться над окружающими: шутки - это не злобное издевательство над чужими слабостями. Шутки не должны затрагивать вероисповедание, национальность, пол, физические недостатки, возраст и т. п. Можно иногда пошутить над собой, но не стоит забывать, что шутки должны быть деликатные, добрые, не обидные и не унижающие достоинство.

    4. Приступить к тренировкам

    «Сняли тормоза», настроились на позитив - и вперед. Начинаем с двух-трех шуток в день: так же, как мы учимся плавать, не совершая в первый день далеких заплывов. Идем по улице - подмечаем смешное. Сначала можно шутить мысленно, затем - в кругу друзей. Пошутили не очень удачно? Все удивились, не поняли? Не обращаем внимания - постепенно привыкнут. Не сбиваемся, продолжаем тренироваться, увеличивая количество шуток за день.

    Изменения обязательно произойдут, но не сразу, ведь в нашем мозгу должны образоваться новые нейронные связи.

    Не все понимают, что они не понимают юмор, а есть люди, которых юмор еще и раздражает. Грустный случай.
    Люди, не понимающие юмора, воспринимают юмор как глупость, особенно если это гипербола или пародия. Они гиперболу принимают за чистую монету и сердятся. Для человека, лишенного чувства юмора, не существует комического. Это, как правило, люди со стандартным «правильным» мышлением. Часто это мелкие и недалекие начальники, которые никогда не шутят, вечно серьезны (или изображают серьезность), суетливы и озабочены, это, наверное, больные люди (в скобках заметим: и социально опасные люди - вампиры - так как они отсасывают положительную жизненную энергию у людей, с которыми общаются, делая окружающих больными, обычно этого не осознавая). Возможно, эти люди росли в атмосфере неоправданной суровости, безразличия, недостатка любви, постоянного дефицита положительных эмоций, в среде без шуток и юмора или в низкоинтеллектуальной среде. Также возможная причина - врожденная личная ущербность.
    Человек, лишенный чувства юмора (у него морщинки не у глаз - «лучики», а между бровями), скучен для окружающих и, скорее всего, не ощущает всей полноты жизни. Даже сам Иегова устами мудрого царя Соломона сказал: «Веселись, юноша, в юности твоей, и ходи по путям сердца твоего». Лишить себя смеха - это злое несчастье, это как потеря способности радоваться жизни. Если человек не хочет обучиться юмору, то его можно только пожалеть. А вот тех людей, которые хотят развить у себя и у своих детей чувство юмора, автор заочно любит и для них написал эту книгу.
    Так что же делать с людьми, начисто лишенными чувства юмора и не желающими его развивать?
    Конституцию они, конечно, не нарушают, но с такими людьми не стоит шутить, не стоит и приставать к ним со смелыми идеями. В лучшем случае - ответом будет непонимание, в худшем - пренебрежение или оскорбление. Может быть, такому человеку обидно, что он не в состоянии понять скрытый смысл и получить удовольствие от шуток и юмора, и он неосознанно мстит за это собеседнику. Порадуйтесь, что вы не такой или не такая, и принимайте этих людей такими, какие они есть. Поищите. Наверняка у них есть и достоинства. В конце концов, они имеют право быть такими, но общаться с ними - сплошное наказание: прописные истины и инструкции типа «Не забудь, переходя улицу, сначала посмотреть налево, а дойдя до середины, посмотреть направо, иначе собьет машина, и ты...». Если есть возможность, пригласите в компанию третьего, остроумного и веселого, как противовес.
    Слава Богу, и таких не много. Для контраста приведу два факта.
    Чему дивиться? Врач не Бог.
    Пришел. Увидел. Не помог.
    И еще одна эпиграмма Э. Кроткого «горе-юмористу»: Жаль, что ОГПУ этого замечательного мощного сатирика, насилием и угрозами превратила в юмориста, правда, в хорошего.