Тайная жизнь гаремов. Историческая правда о «группенсексе» и евнухоподобных гомосексуалах. Половые ориентации Мусульман Множество евнухов молодых толстых заблудился

Сенезино в опере Генделя «Флавио», Лондон, ок. 1723 г. Приписывается Уильяму Хогарту.

Примерно 25 столетий назад на далеком Эгейском острове Аристотель пришел к заключению, что «все животные, если они прооперированы в молодом возрасте, становятся крупнее и привлекательнее своих непокалеченных собратьев; если же их прооперировать, когда они уже полностью выросли, то никакого увеличения в размерах не последует... Можно вывести общее правило: изувеченные животные вырастают до большей величины, чем неизувеченные».

Под «увечьем» Аристотель подразумевал кастрацию. О том, как она влияет на самцов, было хорошо известно греческому фермеру в IV веке до н.э., равно как и его современному потомку. Но греческий философ имел в виду не только домашний скот. Он имел в виду и человека.

В зависимости от дальнейшего предназначения римляне делили кастрированных рабов на несколько категорий: semivir (полумужчина), eviratus (выхолощенный мужчина), mollis («обабившийся мужчина»), malakos (танцор по образу и подобию женщин).

Строго говоря, евнух и кастрат не одно и то же, поскольку существуют два вида кастрации: белая и черная. При черной кастрации удаляются и семенники, и пенис, таким образом, мужчина становится кастратом. При белой кастрации у мальчика или у мужчины вырезаются только семенники, превращая его в евнуха. Увечье это отнимает способность к оплодотворению, но не мешает заниматься сексом.

Это достоинство немало ценилось женщинами в гаремах, а также поклонницами певцов-евнухов (которых все-таки называли кастратами) в XVIII веке. Известен также случай из истории Китая, когда один из евнухов даже стал отцом детей вдовствующей императрицы и матери правителя. Вероятно, кастрированному в детстве евнуху яички до конца не удалили, а искусственных приспособлений для занятия любовью и в средние века было предостаточно... В Древнем Риме рабов кастрировали даже чаще, чем в Арабском халифате или Китае и использовали мальчиков-кастратов как наложников.

А вот в Древнем Китае операцию делали либо взрослому человеку по доброй воле, либо ребенку в раннем детстве с согласия отца. Пациента укладывали на подогретую кушетку, в положении полусидя, обвязывали материей живот и бедра, а гениталии несколько раз промывали горячей водой с перцем. После операции мочеиспускательный канал затыкали пробкой, а рану закрывали бумагой, пропитанной холодной водой, и крепко перевязывали. Прооперированным не разрешалось пить в течение 3 дней, пока не удаляли пробку. Операция постоянно совершенствовалась, и в Китае достигли наивысших успехов в производстве евнухов.

Но там, где кастрация являлась отголоском древнейших обрядов жертвенного поклонения жестокой – и вместе с тем милосердной – Богине-Матери, например, в Египте, процедура была варварски жестокой. Жрец крепко-накрепко затягивал половые органы шерстяной нитью и вырывал их. Хлынувшую из раны кровь останавливали с помощью пепла и горячего растительного масла, после чего евнуха зарывали по пояс в раскаленный песок, где он должен был провести 5-6 дней. В результате подавляющее большинство кастратов умирали. В Древней Индии будущему кастрату перед процедурой давали изрядную дозу опиума. Его гениталии зажимали бамбуковыми щепками и отрезали острым лезвием. Рану промывали горячим растительным маслом и закрывали тряпкой, пропитанной маслом. Пациент лежал на спине и пил только молоко - до того дня, он пока не придет в себя. Смертельных исходов у индусов было гораздо меньше, чем у египтян.

Со временем на Востоке возникли настоящие центры кастрации, где готовили будущих стражей брачных покоев и идеальных слуг. Вначале «учеников» аккуратно оскопляли, затем обучали надлежащему поведению. Такие «университеты кастратов» находились, например, в Самарканде и Дербенте. Восточных повелителей отчего-то не смущали слова пророка Мухаммеда, запретившего оскоплять зверей и людей.

Есть одна любопытная закономерность: мальчики, которых кастрировали до наступления полового созревания, вырастали необычайно высокими. На гравюре, приписываемой Хогарту, показан кастрат, исполняющий одну из партий в опере Генделя. Он башней высится над другими артистами.

Почему кастраты были такими высокими? Последний ватиканский кастрат Алессандро Морески умер в 1922 году. Но в других странах сотни, если не тысячи мужчин, кастрированных в детстве, жили на протяжении почти всего XX века. Это были придворные евнухи, и их встречалось немало. К моменту отречения у китайской императорской семьи, последних отпрысков династии Кинг, в Запретном городе в Пекине находилось в услужении до 2 тысяч евнухов. Последнего придворного китайского евнуха Сунь Яотина похоронили только в 1996 году. Вместе с его яичками, которые тщательно сохранялись в специальном сосуде. Около двухсот евнухов жило во дворце Топкапи в Стамбуле вплоть до 1924 года, то есть до изгнания султана, которому они служили. Вообще же на обширных территориях, которые некогда контролировала Блистательная Порта, должно быть, насчитывалось намного больше евнухов. В 1920-х годах часть стамбульских евнухов была тщательно обследована группой немецких врачей. То, что они обнаружили, казалось действительно странным. Эти пожилые люди, последние в ряду евнухов, непрерывно служивших своим римским, византийским и османским хозяевам, имели кости подростков.

По мере приближения поздней фазы подросткового периода у детей постепенно закрываются ростовые пластинки – источник клеток, стимулирующих рост кости. Именно по этой причине рост в конце концов прекращается. На рентгенограммах видно, как далеко зашел этот процесс; по ним можно даже определить «костный возраст» ребенка. Если у восьмилетних детей на каждом конце длинных костей имеются широкие ростовые пластинки, то у четырнадцатилетних они сужаются, а у восемнадцатилетних почти или полностью зарастают. У стамбульских евнухов ростовые пластинки так и не закрылись. Напрашивается ясный, хотя и слегка неожиданный вывод: из-за отсутствия тестикулов эти люди никогда не переставали расти.

В 1994 году к врачу из Цинциннати обратился пациент с типично евнухоидными чертами – диспропорционально длинными конечностями, несмотря на наличие у мужчины двух неповрежденных и с виду здоровых яичек. Ему было 28 лет, и рост его составлял 204 сантиметра. Необычным было то, что, судя по его водительским правам, его рост в шестнадцать лет составлял всего лишь 178 сантиметров. Иными словами, за прошедшие двенадцать лет он каким-то образом вырос практически на 22 сантиметра. При обследовании пациента была выявлена мутация рецепторов эстрогена.

Эстрогены – эстрадиол и эстрон – являются типично женскими гормонами. Это гормоны молочных желез, менструаций, беременности и менопаузы. Однако у мужчин эстрогены также продуцируются, притом в больших количествах: именно из них вырабатывается тестостерон. Далеко не все имеющиеся у мужчин эстрогены подвергаются трансформации, часть из них остается и играет важную роль в прекращении роста костей. В последние годы были обнаружены еще двое мужчин, один в Японии, другой в Нью-Йорке, не способных продуцировать эстроген из-за отсутствия одного фермента. Оба они также перешагнули за двадцать и продолжали расти. С другой стороны, у детей с избыточной продукцией эстрогена пубертат начинается и заканчивается очень рано. Они растут быстро, но недолго, в результате чего на всю жизнь остаются низкорослыми.

У кастратов (евнухов) также наблюдаются перемены в психике: они становятся флегматичными, малоподвижными, упрямыми, скупыми, скрытными, с оттенком черствости в характере, исчезают бодрость и живость мысли, замечается склонность к депрессивным состояниям и меланхолии. Наряду с вялостью, кастраты отличаются полнейшим равнодушием к людям.

Но все эти болезненные (или не болезненные) последствия кастрации не мешали многим евнухам достичь величия. Причем в самых разных сферах...

Легендарный халиф Харун аль-Рашид, правивший Багдадским халифатом в 786-809 годах, держал при себе две сотни женщин. Его ближайшим наперсником и оруженосцем был евнух Мазрур. Халиф даровал ему весьма сомнительную привилегию отсекать головы своим врагам. Кастраты порой имели огромное влияние на своих господ и даже правили на подобии «серых кардиналов» целыми странами. Например, в течение десятков лет, пока у власти в Византии находился император Констанций II, страной управлял глава его опочивальни Евсебий.

Среди первых отцов церкви известны кастраты, например, философ Ориген (185-254 гг.), Леонтий, епископ Иерусалима, или Валерий (ок. 250 г.), который учредил даже секту кастратов, позднее запрещенную. Но самый известный христианский кастрат – богослов и философ Пьер Абеляр (XII век). Его оскопили после соблазнения знатной девицы Элоизы и рождения у нее ребенка, после чего оба они приняли монашество, и пара прожила долгие годы, ведя романтическую и философскую переписку.

Другим примером власти кастратов является Китай, где эта процедура известна более 5 тысяч лет. Причем многие из них служили не только при дворе, но и в армии. И добивались заметных успехов на сугубо мужском поприще! Некоторые современные историки даже убеждены, что Америку открыл не Колумб, а один из китайских кастратов - Чжен Хе, известный в XV веке под прозвищем Адмирал-евнух, когда отправился во главе морской экспедиции искать сокровища для царствующей династии Мин. Он совершал в XV веке морские путешествия в Индию, Шри Ланку, Аравию, плавал вдоль берегов Восточной Африки и командовал огромным флотом, насчитывавшим 300 с лишним кораблей и 30 тысяч матросов. Известны даже случаи, когда кастраты практически заменяли императоров во всех сферах жизни.

Многие из знаменитых кастратов были также известны победами на любовном фронте. Еще в Древнем Китае евнухи имели свои семьи - усыновляли детей, брали себе жен и наложниц. С помощью искусственных органов они ловко имитировали любовь. А в XVIII веке, по свидетельству исторических источников, романтическая связь с кастратом считалась заманчивым приключением. Ценилось и то, что сексуальные отношения с ними не могли привести к беременности. У кастратов-гомосексуалистов было еще одно преимущество: они с легкостью могли замаскироваться под женщину – в одного из них влюбился даже Казанова. Циничная эпоха барокко ничего не осуждала!

Более других в Европе прославился певец-кастрат Фаринелли (1705-1782).


Карло Броски – настоящее имя певца, получил широкую популярность в первой половине XVIII века. Он родился в Неаполе в 1705 году, дебютировал в Риме, затем блистал в Вене, Венеции, Неаполе, Милане, Лондоне и Париже.

Карло Броски был кастрирован в детстве с разрешения своего старшего брата, композитора, боявшегося, что с возрастом тот потеряет свой чудесный голос. Его сопрано покорило самого Генделя, а зрители и особенно зрительницы приходили в экстаз от его голоса, называя певца «божественным Фаринелли».

В великих оперных театрах, таких, как «Ла Скала», царили не теноры, как это происходит сейчас, а, скорее, кастраты. Прославляемые за диапазон, силу и неземные свойства своих голосов, некоторые кастраты становились богатыми, знаменитыми и влиятельными людьми. Фаринелли пел для испанского короля Филиппа V и был награжден титулом кабальеро; Кафарелли стал герцогом и отстроил себе дворец в Неаполе; Доменико Мустафа стал папским рыцарем и штатным директором хора понтифика. Россини, Монтеверди, Гендель, Глюк, Моцарт и Мейербер - все писали музыку специально для кастратов. Когда они пели, зрители в ложах кричали: «Eviva il coltello!» («Да здравствует скальпель!») и сходили с ума от восторга.

Главными особенностями кастратов-певцов были форма и положение гортани. У мальчиков гортань после мутации опускается, и даже у девочек при созревании в какой-то степени происходит то же самое, что отражается на тембре голоса. У кастратов опущения гортани не происходит, то есть связки у них не удаляются от резонирующей полости, что и придает их голосам столь необычную чистоту и звонкость и способствует гармоничности звучания. По своей костной структуре такая гортань больше похожа на женскую как по размеру, так и по отсутствию создаваемой адамовым яблоком кривизны. Тембр тоже был женский, так что некоторые партии сопранисты и певицы могли исполнять с равным успехом: например, партию Ринальдо у Генделя одинаково исполняли и кастраты Николино и Бернакки, и певицы-сопрано Барбье и Вико. Но при всем том гортань кастрата сохраняла положение, форму и пластичность детской гортани, и к удвоенным преимуществам такой «гибридной глотки» добавлялась присущая только кастратам замечательная сила голосовых связок, развивавшаяся благодаря усердным - от 4 до 6 часов ежедневно! - многолетним упражнениям.

В Италии XVIII века около 4 тысяч мальчиков в год теряли свое мужское достоинство ради сохранения ангельских голосов. Но лишь для некоторых эта жертва становилась тропой к славе. Объяснение большого количества кастратов в Европе лежит в запрете на пение женщин в церкви, а затем и в оперных театрах Рима, находящихся под неусыпным контролем папы. Католическая церковь многократно осуждала практику кастрации, но на деле продолжала привлекать таких певцов в капеллы. Именно они пели в хоре Сикстинской капеллы до 1903 года и получали сказочные гонорары и подарки.

К счастью, итальянские кастраты вышли из моды, а сама операция была запрещена папой Пием X в 1920 году. Век кастратов канул в Лету - последний из них, Алессандро Морески, умер в 1922 году. Его голос сохранился на записи с концерта 1902 года в Риме. В современных постановках барочных опер при всей моде на винтаж и аутентизм (историческую достоверность) партии кастратов отдают иногда женщинам меццо-сопрано и мужчинам контра-тенорам. Но их фальцет редко производит то неповторимое чарующее впечатление: сила и мелодичность голоса кастрата намного превосходила женское пение. И некоторые труднейшие оперы Вивальди, Глюка и Генделя оказались вытеснены с театральных афиш.


Взбунтовалися кастраты,
Входят в папины палаты:
«Отчего мы не женаты?
Чем мы виноваты?»

Говорит им папа строго:
«Это что за синагога?
Не боитеся вы Бога?
Прочь! Долой с порога!»

Те к нему: «Тебе-то ладно,
Ты живёшь себе прохладно,
А вот нам так безотрадно,
Очень уж досадно!

Ты живёшь себе по воле,
Чай, натёр себе мозоли,
А скажи-ка: таково ли
В нашей горькой доле?»

Говорит им папа: «Дети,
Было прежде вам глядети,
Потеряв же вещи эти,
Надобно терпети!

Жалко вашей мне утраты;
Я, пожалуй, в виде платы,
Прикажу из лучшей ваты
Вставить вам заплаты!»

Те к нему: «На что нам вата?
Это годно для халата!
Не мягка, а жестковата
Вещь, что нам нужна-то!»

Папа к ним: «В раю дам местo,
Будет каждому невеста,
В месяц по два пуда теста.
Посудите: вес-то!»

Те к нему: «Да что нам в тесте,
Будь его пудов хоть двести,
С ним не вылепишь невесте
То, чем жить с ней вместе!»

«Эх, нелёгкая пристала!-
Молвил папа с пьедестала,-
Уж коль с воза что упало,
Так пиши: пропало!

Эта вещь,- прибавил папа,-
Пропади хоть у Приапа,
Нет на это эскулапа,
Эта вещь - не шляпа!

Да и что вы в самом деле?
Жили б вы в моей капелле,
Под начальством Антонелли,
Да кантаты пели!»

«Нет,- ответствуют кастраты,-
Пий ты этакий девятый,
Мы уж стали сиповаты,
Поючи кантаты!

А не хочешь ли для дива
Сам пропеть нам "Casta diva"? 1
Да не грубо, а пискливо,
Тонко особливо!»

Испугался папа: «Дети,
Для чего ж мне тонко пети?
Да и как мне разумети
Предложенья эти?»

Те к нему: «Проста наука,
В этом мы тебе порука,
Чикнул раз, и вся тут штука -
Вот и бритва! Ну-ка!»

Папа ж думает: «Оно-де
Было б даже не по моде
Щеголять мне в среднем роде!»
Шлёт за Де-Мероде.

Де-Мероде ж той порою,
С королём готовясь к бою,
Занимался под горою
Папской пехтурою:

Все в подрясниках шелковых,
Ранцы их из шкурок новых,
Шишек полные еловых,
Сам в чулках лиловых.

Подбегает Венерати:
«Вам,- кричит,- уж не до рати!
Там хотят, совсем некстати,
Папу холощати!»

Искушённый в ратном строе,
Де-Мерод согнулся втрое,
Видит, дело-то плохое,
Молвит: «Что такое?»

Повторяет Венерати:
«Вам теперь уж не до рати,
Там хотят, совсем некстати,
Папу холощати!»

Вновь услышав эту фразу,
Де-Мероде понял сразу,
Говорит: «Оно-де с глазу;
Слушаться приказу!»

Затрубили тотчас трубы,
В войске вспыхнул жар сугубый,
Так и смотрят все, кому бы
Дать прикладом в зубы?

Де-Мероде, в треуголке,
В рясе только что с иголки,
Всех везёт их в одноколке
К папиной светёлке.

Лишь вошли в неё солдаты,
Испугалися кастраты,
Говорят: «Мы виноваты!
Будем петь без платы!»

Добрый папа на свободе
Вновь печётся о народе,
А кастратам Де-Мероде
Молвит в этом роде:

«Погодите вы, злодеи!
Всех повешу за муде я!»
Папа ж рёк, слегка краснея:
«Надо быть умнее!»

И конец настал всем спорам;
Прежний при дворе декорум,
И пищат кастраты хором
Вплоть ad finem seculorum!.. 2

Гарем до и после Хюррем Непомнящий Николай Николаевич

Евнух - услада мужей

Евнух - услада мужей

«Вот, по обычаю персов, еще недозрелых годами мальчиков режут ножом и тело насильно меняют для сладострастных забав, чтоб назло годам торопливым истинный возраст их скрыть искусственной этой задержкой.

Ищет природа себя, но не в силах найти, и эфебы нравятся всем изощренной походкою мягкого тела, нравятся кудри до плеч и одежд небывалые виды, - все, чем прельщают мужчин» (пер. Б. Ярхо).

Герой романа римского писателя Петрония с томительной мечтательностью описывает укоренившийся обычай, что доставлял наслаждение многим вельможам-сибаритам. Рабов в Древнем Риме кастрировали даже чаще, чем в Арабском халифате или Китае. Евнухов любили использовать для сладострастных забав. «Эти бедные создания, - писал историк Анри Валлон, - становились жертвами чувственности даже раньше того возраста, когда пробуждаются страсти».

Оскопленные с детства, они долго хранили обаяние и свежесть юношей, хотя и старились потом сразу. Их гладкие, безбородые лица, их мягкая, женственная кожа прельщали многих богатых развратников. Да и кто, кроме богачей, мог позволить себе купить этих бесполых отроков, постельных забавников, если каждая эта кукла из плоти и крови стоила примерно в двести пятьдесят раз дороже, чем обычный раб - «одушевленное орудие труда»?

Евнух, как выясняется, не равен евнуху. Есть кастрация белая и есть черная. Римляне четко различали два способа расправы с человеческой плотью. При черной кастрации удаляются и семенники, и пенис - так жрецы Кибелы избавлялись от постылых членов, обещая себя лишь матери богов. При белой кастрации у мальчика или мужчины вырезаются семенники. Увечье это отнимает способность плодить детей, но не мешает заниматься сексом. Сие достоинство немало ценилось женщинами в ту пору, когда на берегах Альбиона не жил еще «сэр Кондом».

В зависимости от «употребления» римляне делили кастрированных рабов на несколько категорий: semivir (полумужчина), eviratus (выхолощенный мужчина), mollis (обабившийся мужчина), malakos (танцор по образу и подобию женщин).

Современная медицина подтверждает, что кастрация может оказывать самое разнообразное действие на организм человека, ей подвергшегося.

После подобной операции не просто прекращается выработка мужского полового гормона - тестостерона. Нарушается сложный баланс, в поддержании которого участвовали половые гормоны, активизирующие эндорфины и регулирующие ферменты. Нож врача (или палача) грубо вмешивается в эту систему, разрушая ее, и его вмешательство подобно появлению слона в посудной лавке.

Судьба кастратов часто бывала трагична. «Деградируя под влиянием гибельного для них благоволения или от дурного обращения, потеряв человеческий облик от ранних пороков, - подводил грустный итог А. Валлон, - они жили в полной зависимости от человека, абсолютного владыки всего их существа… они оставались тем, чем их называли в жизни - «телами».

Самым знаменитым римским кастратом был, наверное, Спор, раб императора Нерона. После смерти своей жены император оскопил этого мальчика и «даже пытался сделать женщиной». Его историю сохранил для нас рассказ Светония. Нерон справил со Спором «свадьбу со всеми обрядами, с приданым и факелом, с великой пышностью ввел его в свой дом и жил с ним как с женой… Этого Спора он одел как императрицу и в носилках возил его с собою» (пер. М. Гаспарова). Кто-то из современников сказал по этому поводу: «Счастливы были бы люди, будь у Неронова отца такая жена!» После самоубийства Нерона юного евнуха приблизил к себе вначале Нимфидий Сабин, а затем Отон. В конце концов, не вынеся бесконечного позора и унижений, «красивый жена» покончил с собой.

Кто-то возразит, что подобные «ужасы любви» были свойственны лишь развращенному Риму и многому научившейся у него Европе последующих веков (христианство вовсе не повлияло на эти половые безобразия: среди католических священнослужителей отыскивались наиболее извращенные умельцы по части устройства постельных игрищ). Однако в огромной Османской империи тоже цвели «цветы порока».

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Канарец, или Книга о завоевании Канарских островов и обращении их жителей в христианскую веру Жаном де Бетанкуром, дворянином из Ко, составленная мона автора Бонтье Пьер

Глава восемьдесят вторая О ТОМ, КАК БЕТАНКУР НАБРАЛ МНОГИХ ЗНАТНЫХ МУЖЕЙ И МАСТЕРОВЫХ, ЧТОБЫ ОТВЕЗТИ ИХ НА КАНАРЫ Монсеньор де Бетанкур не нашел госпожи де Бетанкур в Гренвиле, так как она находилась в Бетанкуре510. Он послал за ней, и, когда та прибыла, не стоит и говорить, с

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Женщина, у которой много мужей Хотя, как известно, во многих обществах допускается многоженство, существуют, однако, и такие, в которых женщинам разрешается иметь больше одного мужа. Так, у шерпов, буддистской народности Непала, девушка обычно выходит замуж за своих двух

Из книги Дальневосточные соседи автора Овчинников Всеволод Владимирович

Баня – услада для японца В нашем лексиконе появляется все больше японских слов. К таким понятиям, как «самурай» и «харакири», «гейша» и «кимоно», добавились «дзюдо», «татами», «икебана». И данный список, пожалуй, пора расширить еще на пару терминов. Это «фуро» – тесный

Е внухи являлись идеальными служителями гарема, используемыми из простой предосторожности: чтобы наложницы жили в безопасности и ублажали только своего хозяина. Но была и еще одна причина.

Главным преимуществом евнухов являлось отсутствие женских и мужских признаков пола и полная нейтральность в сексуальном отношении. Гарем по существу своему был огромной женской армией, ведущей непрерывные тайные войны, и руководить ею не могли ни мужчина, ни женщина, которых лишали беспристрастности присущие обоим полам эмоции. И те и другие неминуемо погибли бы, а евнухи выживали. Они идеально подходили к руководству сложной системой гарема и по положению своему становились самыми могущественными лицами государства.

Османская империя: от гарема до профсоюза

Кастрированных стражей, евнухов (от греч. Eunuchos - «блюстители ложа»), у владыки османов имелась целая армия, численность которой в разные времена колебалась от 600 до 800 человек…

Для кастрации использовалось несколько способов, сам же метод превращения мужчины в бесполое существо держался в глубокой тайне, но известно, что после принудительной кастрации, многие погибали, теряя жизнь от потери крови и антисанитарных условий, в которых осуществлялась «операция». Случалось, что некоторые мужчины не выдерживали ужаса превращения их в бесполые существа и сходили с ума.

Известны три способа кастрации: полное отрезание яичек и пениса; отрезание пениса; удаление только яичек. Первый тип евнуха считался самым надежным, другие два нет, поскольку у них еще могло пробуждаться сексуальное желание.

Внешний облик евнухов, подвергнутых самому радикальному способу кастрации, был жалок. Их тело с годами становилось дряблым и толстым, голос - писклявым, исчезал волосяной покров, по характеру они приближались к женщинам. Старели евнухи очень рано и в 40 лет уже казались шестидесятилетними… Мучительным последствием кастрации было недержание мочи, и, как утверждали очевидцы, приближение евнуха всегда можно было узнать издалека по сильному аммиачному запаху, исходящему от него. Для того чтобы помочиться, употреблялась серебряная трубочка, которую евнухи носили в своих тюрбанах.

Утрату любовных наслаждений стражи гарема восполняли другими радостями жизни. Они были тонкими гурманами, получали удовольствие от музыки и танцев, любили слушать сказки и пение соловьев, считаясь наиболее тонкими ценителями этого любимца гарема. Чтобы заглушить тоску и восполнить «пустоты тела», евнухи иногда использовали легкие дурманящие средства - кальяны с примесью опия…

Считалось, что отрезанные пенисы вырастали снова, поэтому обычно все евнухи периодически обследовались врачом. В стражи гарема предпочитали брать кастратов с отталкивающей внешностью, и это было объяснимо. Те, у кого был оставлен пенис, могли испытывать половое влечение и заниматься любовью, достигая в этом искусстве необыкновенных высот, особенно в оральном сексе. Прелесть же любовных отношений с евнухами состояла еще и в их полной безопасности, ведь от кастратов невозможно забеременеть…

В Турцию обычай держать в услужении евнухов проник из Византии. А в оттоманском гареме евнухи появились во времена султана Мехмеда Завоевателя. Сперва гарем охранялся белыми евнухами, поставляемыми с Северного Кавказа, из Армении и Грузии, но никогда ими не могли быть турки, так как мусульманам кастрация запрещена Кораном. С 1582 года, когда султан Мурад III (1574-1595) назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу, в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы). Оказалось, что белые мальчики тяжелее переносят кастрацию, черных же выживало значительно больше … Чернокожие евнухи были предпочтительнее белых и по другой причине. Бытовало мнение, что евнухи все же способны к зачатию, а рождение черного ребенка у одалиски сразу же укажет на его незаконное происхождение.

При поступлении в гарем евнухи получали новые имена - названия цветов. И огромные, уродливые стражи звались нежными гвоздиками, розами, нарциссами и гиацинтами. Считалось, что это наиболее приличествует тем, кто охраняет «чистых и благоуханных» жен султана.

У евнухов, как у всех служителей гарема, была своя иерархия и обязанности. Белым евнухам с капу-ага во главе вменялась наружная охрана гарема и покоев султана, в женские помещения им входить запрещалось. Покои черных евнухов, которые занимались воспитанием и обучением наследных принцев, отличались своим убранством и роскошью от жилых помещений иных черных евнухов…

Евнухи были неплохо обеспечены, получая жалованье в размере от 60 до 100 акче в день и отдельное годовое содержание. Существенной добавкой к этому были дары от других дворцовых служб. Имелись у них и свои негласные статьи дохода. Евнухи составляли особое торговое товарищество, устанавливая цены на нужные гарему товары и драгоценности, закупали их у купцов и перепродавали женщинам гарема.

Евнухи были самыми большими взяточниками в Османской империи, где царила поистине чудовищная коррупция. Получали подарки не только от своего повелителя, но и от просителей. Фаворитки султана могли повлиять на решение того или иного вопроса в пользу просителя. Но «выйти» на них можно было за хорошую мзду, врученную евнухам, которые создали сложную систему отношений с внешним миром.

Комичный случай произошел с Михаилом Илларионовичем Кутузовым, будущим фельдмаршалом и победителем Наполеона в кампании 1812 года. Прибыв в качестве главы дипломатической миссии в Стамбул, он собрал информацию о приметах и пристрастиях фавориток султана и, наладив отношения с евнухами, проник в Великий сераль. Знаменитый полководец был человеком мужественным и рискнул один войти в сад гарема. Там, владевший турецким языком, Кутузов красноречием и драгоценными украшениями, точно рассчитанными на вкус каждой высокопоставленной дамы, покорил их. О продолжительной беседе с «розами султана» стало известно, Стамбул был потрясен, и испуганный главный евнух, оправдываясь перед султаном Селимом III, был вынужден назвать бравого военного и отца семейства Кутузова главным евнухом императрицы Екатерины II! Это вызвало бурю веселья в русской миссии, но главное было сделано: все вопросы улажены за неделю, а полученные условия мира чрезвычайно выгодны для России.

Мечта и вершина карьеры евнуха - должность кизлярагасы. В его руках была сосредоточена огромная власть, а официальное положение могло быть приравнено к положению премьер-министра европейского двора. Он являлся главнокомандующим дворцовой стражи, круг его обязанностей был чрезвычайно широк, а влияние огромно. Кизлярагасы выступал главным свидетелем на свадьбе султана и его детей, проводил церемонии обряда обрезания и помолвки, объявлял принцу о смерти отца или о его отречении. Он же отвечал за продвижение по иерархической лестнице гарема женщин и евнухов, и их карьера во многом зависела от его расположения. В обязанности кизлярагасы входила также защита женщин гарема и поставка туда новых одалисок.

Всякая женщина, обращавшаяся к султану, должна была сделать это через главного евнуха, что, учитывая обычай даров, обогащало его безмерно, а право личного доклада султану и частые встречи с ним давали возможность приумножить состояние за счет других придворных, и кизлярагасы являлся одним из самых богатых людей империи османов. Он был и одним из самых доверенных людей султана. Именно кизлярагасы провожал одалиску в спальню султана. Если же ночью в гареме происходило что-либо чрезвычайное, то только главный черный евнух мог войти туда. Фигура черного евнуха была не только могущественной, но и грозной и зловещей. Он объявлял приговоры женщинам гарема и отводил осужденных к палачу, а когда несчастных топили в море, сам надевал на них кожаные мешки.