Вундт является одним из первых кто создал. В.Вундт как организатор науки и как ученый. Интроспективное исследование сознания

Вильгельм Максимилиан Вундт (нем. Wilhelm Maximilian Wundt ; 16 августа 1832, Некарау, ныне в составе Мангейма - 31 августа 1920, Лейпциг) - немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком психологии народов (нем. Völkerpsychologie ), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

Биография

Ранние годы

Вундт родился в городке Некарау недалеко от Мангейма в семье лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьёзного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником университета - ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-1862). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчёркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своём курсе он подчёркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вундта в физиологии имели огромное значение для становления новой науки - психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги «Принципы физиологической психологии» . Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

Годы в Лейпциге

В 1875 Вундт получает ставку профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Учёные со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском университете и др.

Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд «Психологию народов»

Научное наследие Вундта колоссально по объёму и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных , Эссе , Этика: исследование фактов и законов моральной жизни , Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию .

Концепции Вундта в психологии

Вундт пытался понять человеческий разум, изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильяма Джемса, и в настоящее время распространён, в основном, в европейской науке.

Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, так как он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

Наследие Вундта

Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его деятельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построением непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

Сочинения: "Лекции о душе человека и животных", 1865 - 1866, 1894; "Основы физиологической психологии", вып. 1 - 2, 1880 - 1881: "Этика", тт, 1 - 2, 1887 - 1888; "Система философии", 1902; "Очерк психологии". М., 1912; "Введение в философию"; "Введение в психологию". М., 1912; "Естествознание и психология". СПб., 1914; "Мировая катастрофа и немецкая философия". СПб., 1922; "Logik". Вег1iп 1880 - 1883; "Volkerpsychologie", Bd, 1 - 10. Leipzig, 1900 - 1920.

ВЫДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ В САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ НАУКУ

К 70-м годам XIX века созрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в научную дисциплину, отличную от других. На различных участках экспериментальной работы (Вебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) складывались представления об особых закономерностях и факторах, отличных как от физиологических, так и от тех, которые относились к психологии в качестве ветви философии, имеющей своим предметом явления сознания, изучаемые внутренним опытом.

Наряду с лабора­торной работой физиологов по изучению органов чувств и движений, успехи эволюционной биологии и медицинской практики (применяющей гипноз при лечении неврозов) готовили новую психологию. Открывался целый мир психических явлений, доступных такому же объективному изучению, как любые другие природные факты. Было установлено, с опорой на экспериментальные и количественные методы, что в этом психическом мире действуют собственные законы и причины. Это создало почву для отделения психологии как от физиологии, так и от философии.

Когда время приспело, говорил Гете, яблоки падают одновременно в разных садах. Время приспело для определения статуса психологии как самостоятельной науки, и тогда почти одновременно сложилось несколько программ ее разработки. Они по-разному определяли предмет, метод и задачи психологии, вектор ее развития.

Наибольших успех выпал на долю известного немецкого психолога, физиолога, философа Вильгельма Вундта (1832 - 1920). Он пришел в психологию из физиологии (одно время был ассистентом Гельмгольца) и первым принялся собирать и объединять в новую дисциплину созданное различными исследователями. Назвав эту дисциплину "физиологической психологией", он стремился расстаться со спекулятивным прошлым психологии. "Основы физиологической психологии" (1873 -1874) - так назывался его монументальный труд, воспринятый как свод знаний о новой науке.

Вильгельм Вундт разработал программу психологии как самостоятельной науки. Им написаны "Материалы к теории чувственного восприятия" (1862), "Лекции о душе человека и животных" (1863), десятитомник "Психология народов" (1900-1920).

Организовав в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии (1879), а впоследствии - первый специальный психологический институт, он занялся темами, заимствованными у физиологов - изучением ощущений, времени реакций, ассоциаций, психофизики.

Историки подсчитали, что школу Вундта прошли 136 немцев, 14 американцев, 10 англичан, 6 поляков, 3 русских, 2 француза. Она стала главным питомником первого поколения психологов-экспериментаторов.


Уникальным предметом психологии, никакой другой дисциплиной не изучаемым, был признан "непосредственный опыт"; главным методом психологии - интроспекция: наблюдение субъекта за процессами в своем сознании. Интроспекция понималась как особая процедура, требующая специальной длительной тренировки.

При обычном самонаблюдении, присущем каждому человеку, способному дать отчет в том, что он воспринимает, чувствует или думает, крайне трудно отделить восприятие как психический процесс от воспринимаемого реального или представляемого объекта. Считалось, что этот объект дан во внешнем опыте. От испытуемых же требовалось отвлечься от всего внешнего с тем, чтобы найти исходные элементы внутреннего опыта, добраться до первичной "ткани" созна­ния, которая мнилась сплетенной из сенсорных (чувственных) "нитей". Когда возникал вопрос о более сложных психических феноменах, где в действие вступали мышление и воля, сразу же обнаруживалась беспомощность программы Вундта.

Если ощущения можно было объяснить в пределах принятых научным, причинным мышлением стандартов (как эффект воздействия стимула на телесный орган), то иначе обстояло дело с волевыми актами. Взамен того, чтобы быть причинно объясненными, они сами были приняты Вундтом за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу. Тем самым бывший естествоиспытатель Вундт стал сторонником волюнтаризма (от лат. "волюнтас" - воля), философии, считающей волю высшим принципом бытия.

Во вступительной лекции к курсу "О задачах современной философии" в 1874 г. Вундт выдвинул свою программу разработки физиологической психологии как опытной науки. Психология, по его оценке, "принадлежит к эмпирическому направлению". "Эта наука должна исследовать факты сознания, их связи и отношения, с целью открыть в результате законы, которые управляют этими отношениями". Психология изучает все содержание нашего опыта в его отноше­ниях к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в этот опыт последним.

Главная цель психологии - анализ, реконструкция (расчлененное описание) в точных научных понятиях структуры сознания ("архитектоника","сенсорная мозаика") индивида. Методическая задача психологии - расчленить сознание на составные элементы и выяснить закономерные связи между ними. Основные направления экспериментальных исследований: физиологическое изучение органов чувств, ощущений и восприятий; психофизика - пороги ощущений и их различения; время реакции; ассоциации; чувства и эмоции.

Результатом научных поисков Вундта явилось новое понимание сознания как "способность видеть свои ощущения и образы, основанная на внутреннем опыте". "Нигде... факты действительностей душевой жизни не нуждаются для своего объяснения в другом субстрате, кроме в них же данного, и единство этой жизни ничуть не выигрывает, если к ее собственной связности прибавляют еще субстанцию, которая... оказывается лишь абстрактным повторением самой в себе обоснованной душевной жизни". Таким образом, сознание есть "сочетание психических процессов, из которого в качестве более тесных соединений выделяются отдельные образования. Состояние, в котором это сочетание прерывается, например состояние глубокого сна, обморока, мы называем бессознательным".

"Так как всякое психическое образование состоит из множества элементарных процессов, обыкновенно не начинающихся и не оканчивающихся одновременно в один и тот же момент, то связь, соединяющая эти элементы в одно целое... всегда выходит за его пределы, так что одновременные и

последовательные образования... соединяются друг с другом, хотя и менее тесно. Это сочетание психических образований мы называем сознанием". Виды сознания по Вундту: индивидуальное, групповое, национальное и т.д.

К свойствам сознания Вундт относил: феноменализм; "объем сознания"; сочетание, пределы восприятия; напряжение; интенсивность; ясность и отчетливость впечатлений (как у света); "порог сознания". Простейшие элементы - "атомы сознания" ("неразложимые составные части") ощущения ("сенсорное содержание опыта", недостаточно отчетливые "перцепции") первичны, от них образуются сложные.

Аффект Вундт определяет как "протекающий во времени процесс сменяющихся и вместе с тем соединенных чувствований и представлений". Настроение появляется "при меньшей интенсивности и большей продолжительности чувствований". Чувствования - это мгновенные состояния аффектов. Аффекты - составные части волевых процессов. Волевой процесс - полный процесс, в состав которого входят все части.

Феномены сознания формируются путем ассоциации и путем апперцепции. Апперцепция - особая функция сознания ("центр сферы сознания", "внутренняя сила сознания"), которая проявляется в мыслительной активности субъекта ("мышление - логическая связь феноменов с помощью апперцепции") и внешне выражается во внимании. Апперцепция определяет волевое поведение человека, подчиняясь "закону творческого синтеза", т.е. апперцепция синтезирует в единую целостность отдельные элементы, "атомы" сознания.

Таким образом, по предложенной программе в лаборатории изучались ощущения, время реакции на различные раздражители, ассоциации, внимание, простейшие чувства человека. На их основании Вундт сформулировал законы душевной жизни, которые он иногда называл принципами. Это принципы: психических равнодействующих; творческого синтеза - психическое не просто сумма; психических отношений; психических контрастов (группировка психических элементов по противоположностям); усиливающих контрастов.

Согласно Вундту, высшие психические процессы (речь, мышление, воля) недоступны эксперименту и поэтому должны изучаться культурно-историческим методом. Опыт психологического истолкования мифа, религии, искусства и других явлений культуры Вундт предпринял в труде "Психология народов": "Так как индивидуальная психология имеет своим предметом связь душевных процессов в едином сознании, то она пользуется абстракцией... Индивидуальная психология только взятая вместе с коллективной образует целое психологии...".

Формы человеческого общества, по Вундту, есть "непрерывное историческое развитие, выводящее духовную совместную жизнь индивидов за границы непосредственного сосуществования во времени и пространстве. Результатом такого развития является... идея человечества как всемирного духовного общества, расчленяющегося... на конкретные группы: нации, государства,... племена и семейства."

Благодаря научным изысканиям В.Вундта к началу XX века в высших учебных заведениях мира действовали десятки лабораторий экспериментальной психологии, занимающиеся решением достаточно широкого круга проблем: от анализа ощущений и организации ассоциативного эксперимента до психометрических измерений и психофизиологических изысканий. Но скромные, с отсутствием эвристических идей результаты огромного количества опытов далеко не всегда соответствовали потраченным средствам и усилиям. На этом будничном и однообразном фоне "высветилась", как оказалось впоследствии, существенно повлиявшая на прогресс психологии концепция группы молодых ученых, изложенная в нескольких публикациях журнала "Архив общей психологии". Авторство исходило от группы молодых ученых-экспериментаторов, практиковавших у профессора Кюльпе в Вюрцбурге (Бавария).

ВУНДТ

ВУНДТ

(Wundt) Вильгельм (1832-1920) - нем. , физиолог, психолог, языковед. Изучал медицину в ун-тах Тюбингена, Гейдельберга и Берлина, в 1857- 1864 являлся ассистентом Г. Гельмгольца, приват-доцентом Ин-та физиологии в Гейдельберге, затем проф. психологии в Цюрихе и Лейпциге, а в октябре 1879 создает первую лабораторию экспериментальной психологии, ставшую впоследствии международным научным центром. Состоял членом многих научных обществ и академий, некоторое (1900) был ректором Лейпцигского ун-та, и хотя в последние годы жизни почти ослеп, но не прекращал активной научной и педагогической деятельности вплоть до 1917, оставив огромное теоретическое наследие.
Отличался энциклопедическими знаниями, разнообразием тематики исследований. Пытаясь синтезировать нем. классики и позитивизма, в 1880-е гг. создает систему логики, этики и метафизики. В «Логике» (1880-1883) анализирует формы мышления, методы различных наук; в «Этике» (1886) особое придает понятию долга, выступая против гедонизма и утилитаризма. В «Системе философии» (1889) рассматривает как целесообразное воли, отстаивает позиции психофизического параллелизма, утверждая особую психическую , действующую в области сознания, отмечает внутреннюю философии с др. гуманитарными дисциплинами.
Мировую известность и признание принесла В. разработка физиологической психологии как самостоятельной науки, опирающейся на экспериментальные методы. Выдвинув концепцию «аналитической интроспекции» (самонаблюдения), В. исследовал различные факты и феномены сознания. Изучал особенности зрительного, слухового и тактильного восприятия, оптические иллюзии, ассоциации, открыл трехмерность чувственных состояний. Полагал, что целостна, и центральную роль в душевной жизни отводил воле.
В соч. «Психология народов» (Т. 1-10. 1900-1929) одним из первых обратился к этнопсихологии, рассматривая своеобразие психического склада рас и народов. Проводил сравнительный различных традиций и обычаев, дал психологическое истолкование мифа, религии, искусства, права и языка как формы проявления «коллективной воли», «народного духа». Полагал, что результаты исследований этнопсихологии, всеобщей истории и др. частных наук следует объединить в целостную непротиворечивую систему для достижения универсального филос. понимания жизни человечества.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ВУНДТ

(Wundt) Вильгельм (16.8.1832, Неккарау, Баден,- 31.8.1920, Гросботен, близ Лейпцига) , нем. психолог, физиолог, философ и языковед. Выдвинул план разработки физиологич. психологии как особой науки, использующей лабораторного эксперимента для расчленения сознания на и выяснения закономерной связи между ними. Созданная В., в 1879 первая в мире психологич. лаборатория стала междунар. центром экспериментальной психологии; в ней изучались ощущения, время реакции, ассоциации, внимание, простейшие . Предметом психологии В. считал непосредств. - доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психич. процессы (речь , мышление, воля) , по В., недоступны эксперименту, и он предложил изучать их культурно-историч. методом. В. разделял т. зр. психофизич. параллелизма. В области сознания, по В., действует особая психич. причинность, а определяется апперцепцией. Опыт психологич. истолкования мифа, религии, искусства и др. явлений культуры В. предпринял в 10томной «Психологии народов» («Volkerpsychologie», 1900-20) .

В философии В.- представитель идеализма и волюнтаризма: мир - целесообразное развитие божеств. мировой воли. Язык для В.- одна из форм проявления «коллективной воли», или «народного духа». С этим пониманием языка как динамического процесса связано выделение в качестве главного объекта языковедения языковой деятельности, а не языковой системы.

в рус. пер. : Основания физиологии, психологии, т. 1-2, СПБ , 1880-81; Лекции человека и животных, СПБ , 1894 ; Система философии, СПБ , 1902 ; Очерки психологии, [М., 19123; Введение в психологию, М., 1912 ; Естествознание и , [СПБ, 1914].

Задача метафизики, согласно Вундту,-выработка совокупности основании и следствий, к которой каждая отдельная связь относится как часть к целому, а область ее-область “постоянных гипотез” относительно данных, лежащих за пределами опыта. Разум образует трансцендентные идеи трех видов: космологические, психологические и онтологические. Космологическая идея-идея физического мира как целого. Мы мыслим, с одной стороны, абсолютную целость пространства, времени, материи и силы, с другой-бесконечность их последних неделимых элементов и тем самым приходим к идее абсолютной целости и к идее абсолютного бесконечного движения. Метафизика, построенная только на космологической идее, есть материализм. Чистая или чистая апперцепциятрансцендентная психологическая , создаваемая эмпирической психологией в поисках последнего основания душевных процессов. Как идея разума, чистая воля есть никогда не прекращающаяся деятельность, которая не может быть осуществлена в опыте. Чистая воля как условие внутреннего опыта не имеет действительности ни в отношении к индивидуальному внутреннему опыту, ни как совершенно независимая от связи, в которой она находится с другими волями. От идеи об индивидуальной духовной единице необходимо приходит к идее о совокупности всего духовного бытия. Это целое является одновременно и единством, и множеством индивидуальных единиц, сохраняющих в нем свою индивидуальную природу. Общая воля реальна, поскольку реальны общие волевые акты некоторой совокупности единичных воль. При этом и индивидуальная воля как чистая , и общая воля всего человечества имеют только значение, первая - как теоретическая идея разума, а вторая - как теоретическая и практическая идея разума. Единичная воля может действовать на другие воли или подвергаться их воздействию только при посредстве представлений, которые, следовательно, составляют необходимое звено в отношениях индивидуальной и общей воль. Будучи, с другой стороны, не первоначально данным, но результатом действия друг на друга единичных воль, позволяет единичным волям соединиться в волевые единицы более высокого порядка. Онтологическая идея обусловливается недостаточностью космологических и психологических идей и предполагает их соединение. Для того чтобы помыслить мир как целое, мы должны мыслить его либо как , либо как духовное единство. Единственная непосредственно данная нам реальность-воля. Но и объект, действуя на нас и вызывая в нас представления, есть деятельное, подобное воле. Соединяя психологические идеи как дающие нам содержание бытия и космологические идеи как дающие нам его форму, можно сказать, что мир есть совокупность волевых деятельностей, которые в результате взаимного определения друг друга, т. е. в результате представляющей деятельности, составляют волевых единиц различного объема. Одной из таких единиц является индивидуальная воля, но, поскольку субъект не субстанциален, и она представляет собой общую волю, составленную из более элементарных воль. Она относительна; абсолютные волевые единицы мыслимы только как последние постулаты нашего разума, т. е. как онтологическая идея. Все индивидуальные воли - чистые деятельности, которые только в связи друг с другом обладают действительностью и взаимные определения которых реальнее, чем они сами. Поскольку и на онтологическом уровне возникает о целостности бытия, это бытие, являющееся, с одной стороны, как , а с другой-как , выступает как одно духовное развитие, ведущее ко все более широким волевым единицам и находящее свое завершение в объединении человечества в одну общую волю. Идея объединения индивидуальных воль является нравственным идеалом человечества. Онтологическое основание общей воли-являющаяся как требование последнего основания для нашего нравственного идеала идея Бога. Содержание этой идеи может быть почерпнуто только в нравственном идеале. Бог неизбежно мыслится нами как мировая воля (в которой участвуют единичные воли), а развитие мира-как божественной воли и действия, как неполное обнаружение Бога в качестве сверхвременного и бесконечного мирового основания. Совокупность воль, участвующих в мировом развитии, бесконечна, как бесконечно и само это развитие. Этика Вундта основывается на метафизике. Решая вопрос об источнике нравственных идеалов, он ищет среднего пути между априоризмом и эмпиризмом. По Вундту, нравственные идеалы следует рассматривать как продукты универсального духовного развития. “Преддверием этики” должна быть коллективная психология (психология народов), поскольку живет в обществе и лишена смысла по отношению к изолированному индивиду. На основании данных психологии народов Вундт приходит к выводу о наличии общего корня у нравственности, обычая и религии. Эти явления должны рассматриваться как порождения внутренних склонностей и сил человека, в частности чувств почитания (основа религиозных представлений) и симпатии (основа нравственной жизни).

Соч.: в рус. пер.-Основания физиологической психологии. М., 1880; Очерк психологии. СПб., 1907; Естествознание и психология. СПб., 1904; Проблемы психологии народов. М., 1912; Физиология языка.-В кн.: Современные основы антропологии, вып. 4. СПб., 1868; Система философии. СПб., 1902; О наивном и критическом реализме. Имманентная философия и . М., 1910; Метафизика.-В кн.: Философия в систематическом изложении В. Дильтея, А. Риля, В. Оствальда, В. Вундта. СПб., 1903; Этика. Исследование фактов и законов нравственной жизни, т. 1-2. СПб., 1887-1888; Связь философии с жизнью в последние сто лет. Одесса, 1893; Введение в психологию. М., 1912; Мировая катастрофа и немецкая философия. СПб., 1922; Введение в философию. М., 1998.

Лит.: Зелинский Ф. Вильгельм Вундт и психология языка.-“Вопросы философии и психологии”, 1901, кн. 61,62; Кениг Э. В. Вундт. Его философия и психология. СПб., 1902; Ярошевскии М. /"."История психологии. М., 1985, гл. 10.

Энциклопедия культурологии


  • Немецкий физиолог и психолог. В основном известен как основатель экспериментальной психологии и когнитивной психологии. Менее известен как основная фигура в социальной психологии, однако, последние годы жизни Вундта прошли под знаком Völkerpsychologie (психологии народов), которую он понимал как учение о социальной основе высшей ментальной деятельности.

    Ранние годы

    Вундт родился в городке Некрау недалеко от Мангейма и был сыном лютеранского пастора. Окончил школу в 1851 г. и до 1856 г. обучался в Тюбингенском, Берлинском и Гейдельбергском университетах. На последнем году учебы в Гейдельберге Вундт был практически при смерти от серьезного заболевания. После получения диплома по медицине в Гейдельберге, Вундт короткое время учится у Иоганна Мюллера и вскоре стал сотрудником Университета - ассистентом выдающегося физика и физиолога Германа фон Гельмгольца, с 1858 по 1864 гг. В это время он пишет работу Статьи по теории чувственного восприятия (1858-62). Также в Гейдельберге Вундт женится на Софи Мау.

    В этот период Вундт начинает читать первый в мире курс по научной психологии, постоянно подчеркивая в нем использование экспериментальных методов, взятых из естественных наук. В своем курсе он подчеркивает физиологическую связь между мозгом и разумом. Знания и опыт Вунда в физиологии имели огромное значение для становления новой науки - психологии. Его лекции были опубликованы в виде книги Лекции о разуме человека и животных в 1863 г. В 1864 Вундт получает место доцента в Гейдельберге.

    Вундт начинает работу, которая привела его к публикации в 1874 г. одной из самых важных работ в истории психологии, книги Принципы физиологической Психологии. Принципы строят психологию, как исследование непосредственного опыта сознания, включая чувства, эмоции, волевые акты и идеи, с помощью метода интроспекции, или самонаблюдения.

    Годы в Лейпциге

    В 1875 Вундт получает позицию профессора в Лейпцигском университете, а через 4 года основывает первую в мире психологическую лабораторию. Ученые со всего мира собираются в лаборатории Вундта, в том числе Эдвард Титченер. Позднее, студенты Вундта основывают психологические лаборатории в Университете Пенсильвании, Колумбийском Университете и др.

    Вундт жил в Лейпциге до самой смерти и был научным руководителем у 186 студентов, защитивших докторские диссертации по различным научным дисциплинам.

    В последние годы жизни Вундт фокусируется на социальной и культурной психологии, и до самой смерти пишет фундаментальный 10-томный труд Социальная Психология.

    Научное наследие Вундта колоссально по объему и составляет около 54000 страниц в виде книг и статей. Некоторые особо выдающиеся его работы: Лекции о психологии человека и животных, Эссе, Этика: исследование фактов и законов моральной жизни, Гипнотизм и внушение (1892) и Введение в психологию.

    Концепции Вундта в психологии

    Вундт пытался понять человеческий разум изучая составные части человеческого сознания, также как при изучении сложного химического вещества его разбивают на составные элементы. Таким образом, Вундт представлял психологию наукой, схожей с физикой и химией, в которой сознание есть набор разделяемых и опознаваемых частей. Эти идеи Вундта были развиты Эдвардом Титченером, бывшим одно время студентом Вундта. Титченер развил систему Вундта, его идеи легли в основу концепции структурализма в психологии. Структурализм не смог конкурировать в англо-американском научном сообществе с более естественным для американской науки функционализмом, созданным на основе идей Уильямa Джемсa, и в настоящее время распространен, в основном, в европейской науке.

    Хотя Вундт полагался в своих исследованиях на научный и физиологический методы, он часто использовал и метод интроспекции, который сегодня не рассматривается как научный, т.к. он не является эмпирическим и не дает воспроизводимые результаты.

    Наследие Вундта

    Вильгельма Вундта часто называют одним из отцов современной психологии. Несколько его работ, например, «Принципы физиологической психологии», является классическими и фундаментальными трудами в области психологии. Но, со временем, психологическая наука ушла далеко вперед и влияние результатов Вундта на современные исследования ставится под сомнение многими экспертами.

    Вундт работал в огромном количестве областей знания, он публиковал работы по философии, психологии, физике, физиологии. Необъятность его печатного наследия за продолжительную 65-летнюю научную карьеру такова, что даже трудно построить единую картину его дейтельности. Несомненно, однако, Вундт был верным поклонником фундационализма, неустанно работая над построение непротиворечивой и единой картины естественного мира, понимаемого с точки зрения атомизма.

    Немецкий физиолог, психолог, языковед, создатель экспериментальной психологии, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения человеческих ощущениий и переживаний на «элементы» (замечу, что первый, кто стал говорить об «атомах души» был Демокрит ) и выяснения связей между ними.

    В Германии с 1850 по 1864 годы было создано, говоря современным языком, 50 рабочих мест для заведующих кафедрами физиологии. Молодой Вильгельм Вунд не получил подобный пост и вынужден был уйти в менее престижную область философии, где он предложил новую научную программу: «Эксперимент в психологии - основное средство, позволяющее прийти от фактов сознания к тем процессам, которые таятся в глубинах нашего разума, подготавливая сознательную жизнь»

    Цитируется по: Аллахверов В.М., Осознание как открытие, в Сб.: Психология творчества: школа Я.А. Пономарёва, М., «Институт психологии РАН», 2006 г., с. 365.

    В 1862-1863 годах Вильгельм Вунд опубликовал концепцию создания экспериментальной психологии, состоящей из двух основных ветвей:
    - изучение индивидуального сознания, как с помощью экспериментов, так и интроспекции (наблюдения индивидуума за собственными мыслями, переживаниями, волей, речью и т.п.);
    - изучение «психологии народов», то есть анализ продуктов человеческой культуры: языка, мифов, обычаев, нравов различных народов и т. п.

    В 1879 году в Лейпциге он основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии, в 1881 году – первый психологический журнал: Философские исследования / Philosophische Studien (позже он был переименован). Я должен отметить, что приложение к психологии методов естественных наук было противоположным концепции другого немецкого философа и психолога, работавшего примерно в это же время - Вильгельма Дильтея , а американец Уильям Джеймс , утверждал, что вундтовское предложение о разделении ткани сознания человека на «элементы» напоминает ему червяка, которого можно разрезать на части и каждая из них будет ползать сама по себе…

    С 1900 по 1920 годы Вильгельм Вундт издал 10-томный труд: Психология народов. Исследование законов развития языка, мифов и обычаев Völkerpsychologie. Eine Untersuchung der Entwicklungsgesetze von Sprace, Mythos und Sitte (общий объём - около 54 000 страниц).

    Исследователь считал, что «…по природной интеллектуальной одарённости, т. е. врождённым, данным человеку природой качествам ума, дикари и дети не уступают цивилизованным взрослым людям. Дело лишь в том, что они не освоили выработанные культурой знания, умения, навыки мышления. Правда, здесь встаёт непростая задача: как измерить уровень «интеллекта в чистом виде», «прирождённого ума», который присущ человеку независимо от влияния культурных факторов - воспитания, обучения, самообразования, жизненного опыта? Для этого нужен культурно-независимый тест, т. е. такой, в котором решение заданий не требует использования никакой информации, специфичной для того или иного типа культуры».