Дивизион плохой погоды. ракетные корветы вмф ссср. С. бережной малые противолодочные и малые ракетные корабли вмф ссср и россии

Неоднократно замечено, что в Военно-морском флоте СССР существовала удивительная зависимость: чем меньше был боевой корабль, тем больше от него было пользы.
До сих пор не ясно, что же представляли собой тяжелые авианесущие крейсера ВМФ СССР. Огромные корабли водоизмещением под 50 тысяч тонн оставили после себя лишь горькую досаду: высокая сложность и дороговизна, отсутствие береговой инфраструктуры для их базирования и, в общем, неясное предназначение сделали ТАВКРы неэффективными и, попросту говоря, бесполезными – ни одну из первоначально возлагаемых на них задач ТАВКРы решать не могли, а те, задачи, которые были им по силам, решались куда более дешевыми и эффективными способами.


Советские крейсера и БПК действовали значительно увереннее. Корабли несли боевую службу во всех уголках Мирового океана, регулярно находились в зонах боевых действий и зорко следили за силами «вероятного противника». Некоторым даже удавалось «потрогать» врага вживую: в 1988 году скромный БПК 2 ранга (сторожевик) «Беззаветный» стальным шквалом обрушился на палубу ракетного крейсера USS Yorktown, снес ему половину борта, разъездной катер и установку Мк-141 для запуска ПКР «Гарпун». Американcким морякам пришлось отложить круизы по Черному морю до лучших времен.

В наши дни «Беззаветный» покоится на дне, и корабли ВМС США могут свободно проводить учения «Sea Breeze» в акватории Черного моря. Конвенция Монтре запрещает нахождение в Черном море военных кораблей нечерноморских государств сроком более 21 суток, но формальность мало смущает американцев – один раз в три недели корабли выходят в Мраморное море, и спустя несколько часов возвращаются назад. Таким образом, спасательное судно «Грэсп» ВМС США проводит водолазные работы в одесском порту с мая 2012 года.

Если корабли основных классов достойно представляли интересы СССР на просторах океана, то ракетные катера советской постройки, выражаясь интернет-жаргоном, просто жгли. В прямом смысле жгли эсминцы, транспортные суда, катера... В расход пускали любого противника. Маленькие кораблики активно поставлялись ВМС стран третьего мира, что еще более увеличивало вероятность их боевого применения.
Иногда мне кажется, что потоплению эсминца «Эйлат» придается слишком много значения – у ракетных катеров есть другие замечательные победы. Например, дерзкие рейды на Карачи ракетных катеров ВМС Индии (советский пр. 205) в декабре 1970 года. Было потоплено несколько пакистанских боевых кораблей и три транспорта. В заключении был дан великолепный фейрверк – ракеты П-15 взорвали 12 огромных резервуаров расположенного на берегу нефтехранилища.
Развитие электроники и ракетных технологий позволило создать еще более грозное . Эволюция ракетных катеров в СССР привела к созданию совершенно нового класса боевых кораблей – проект малого ракетного корабля с легко запоминающимся шифром 1234.

Овод

Сгусток боевой материи полным водоизмещением 700 тонн. Скорость полного хода 35 узлов. Дальность плавания экономическим ходом позволяет пересечь Атлантический океан (4000 миль на 12 узлах). Экипаж – 60 человек.
МРК пр.1234 совсем неслучайно назвали «пистолетом у виска империализма». Главный калибр - шесть пусковых установок противокорабельных ракет П-120 «Малахит»! В названии комплекса прямо указана расчетная дальность стрельбы – 120 км. Стартовый вес чудовищного боеприпаса – 5,4 тонны. Масса боевой части – 500 кг, часть ракет оснащалась специальной боевой частью. Маршевая скорость ракеты – 0,9М.


Также, комплекс вооружения малого ракетного корабля включал:
- ЗРК «Оса-М» для самообороны корабля (20 зенитных ракет, эффективная дальность стрельбы – 10 км, время перезаряжания пусковой установки – 20 секунд. Масса ПУ без боекомплекта – 7 тонн).
- спаренную артиллерийскую систему АК-725 калибра 57 мм (в дальнейшем заменена на 76 мм одноствольную АК-176)
- модернизированные МРК пр.1234.1 дополнительно оснащались 30-мм автоматом АК-630, установленным в кормовой части надстройки.

Даже невооруженным взглядом заметно, насколько корабль перегружен оружием и боевыми системами. Что касается трезвой оценки МРК пр.1234, то моряки двояко относились к этим кораблям: с одной стороны, залп равен по мощности нескольким Хиросимам, с другой стороны – низкая живучесть, плохая мореходность и весьма мало шансов выйти на дистанцию ракетной атаки. Командование ВМС США скептически относилось к «ракетным фрегатам»: авиация АУГ за час обследует 100 тыс. квадратных километров пространства – русские должны быть большими оптимистами, чтобы рассчитывать приблизиться незамеченными. Положение усугубляла стандартная проблема в морском бою – целеуказание и наведение. Собственные радиоэлектронные средства МРК позволяют обнаруживать надводные цели на дальности радиогоризонта (30-40 км). Стрельба ракетами на полную дальность возможна при наличии внешних средств целеуказания (например, самолетов Ту-95РЦ). И, все-таки, огромная мощь этих маленьких корабликов заставляла считаться с ними даже 6-й флот США. С 1975 года малые ракетные корабли стали регулярно включатся в состав 5-й оперативной эскадры Черноморского флота: многочисленные и вездесущие, они создавали немало проблем американским морякам.
Несмотря на свое прямое предназначение – борьбу с кораблями «вероятного противника» в закрытых морях и ближней океанской зоне – МРК пр. 1234 успешно выполняли задачи по охране государственной границы, обеспечивали боевую подготовку авиации и флота, и даже использовались как противолодочные корабли, при этом, не имея на борту специализированных средств для борьбы с субмаринами.


ЗРК "Оса-М"


Всего по проекту 1234 было построено 47 малых ракетных кораблей различных модификаций: 17 по базовому проекту, 19 по усовершенствованному пр. 1234.1, 10 МРК в экспортной версии пр. 1234Э и единственный корабль пр.1234.7 «Накат» (на нем вместо «Малахитов» были установлены ракеты «Оникс»).
Кроме появления новых систем оружия и станции помех, одним из незаметных снаружи отличий МРК пр.1234.1 от базового варианта, было наличие на борту жаровых печей – теперь моряки были обеспечены свежевыпеченным хлебом.

Размерения корпуса экспортных кораблей пр.1234Э остались прежними. ГЭУ состояла из трёх дизелей мощностью по 8600 л. с, обеспечивающих скорость полного хода 34 уз. (на базовом проекте стояли двигатели мощностью 10 тыс. л.с.) Экипаж уменьшился до 49 человек. На экспортных модификациях МРК для улучшения бытовых условий экипажа были впервые установлены кондиционеры и дополнительный холодильник.


МРК ВМС Алжира "Рейс Али" пр. 1234Э


Изменилось ударное вооружение: вместо ПКР «Малахит» корабли получили ПКР П-15 в двух спаренных ПУ, расположенных побортно. Кроме того, для повышения боевой устойчивости были добавлены две ПУ ПК-16 для постановки пассивных помех. Вместо РЛК «Титанит» устанавливалась старая РЛС «Рангоут», в то же время, внушительный колпак от РЛС «Титанит» был сохранен для солидности.
Всем малым ракетным кораблям присваивались «погодные» имена, традиционные для героических сторожевых кораблей Великой Отечественной войны – «Бриз», «Муссон», «Туман» и т.д. За это соединения МРК именовались «дивизионом плохой погоды».

Результаты в тире: Иванов → молоко, Петров → молоко, Сидоров → Петров

Многие из отслуживших свой срок ракет П-15 закончили свою карьеру в виде воздушных мишеней для обеспечения боевой подготовки зенитчиков. При трансформации ракеты в мишень РМ-15М на ней отключалась головка самонаведения, а боевая часть заменялась балластом. 14 апреля 1987 г. Тихоокеанский флот проводил учебно-боевые стрельбы для отработки отражения ракетной атаки. Все происходило на полном серьезе: МРК «Муссон», МРК «Вихрь» и МПК №117 образовали ордер по которому вели огонь ракетные катера с дистанции 21 км.
До сих пор не ясно, как это могло произойти. Средства самообороны не смогли отразить атаку, и ракета-мишень с инертной боевой частью поразила надстройку МРК «Муссон». У некоторых свидетелей трагедии сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее «поведение» на конечном учатке. Отсюда делался вывод: на базе допустили преступную халатность, позабыв отключить ГСН ракеты. Официальная же версия гласит, что вот как-то так случайно, летя по баллистической траектории, ракета не целясь попала МРК «Муссон». Невидимая рука провидения, кораблю было суждено умереть в этот день.


Гибель "Муссона"


Компоненты топлива ракеты вызвали объемный взрыв и интенсивный пожар во внутренних помещениях корабля. В первую же секунду были убиты командир и большинство офицеров, а также первый заместитель командующего Приморской флотилией адмирал Р. Темирханов. По мнению многих специалистов, причиной столь яростного пожара и ядовитого задымления стал материал, из которого сделаны конструкции не только "Муссона", но и практически всех современных боевых кораблей. Это алюминиево-магниевый сплав - АМГ. Материал-убийца способствовал быстрому распространению огня. Корабль обесточился, потерял внутрикорабельную и радиосвязь. Остановился пожарный насос. Заклинило почти все люки и двери. Были разрушены пожарная система и системы орошения носового и кормового погребов боезапаса. Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление.

Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находился погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки раскалены, моряки поняли, что кораблю уже ничем не помочь.
Ночью МРК «Муссон» затонул в 33 милях к Югу от о. Аскольд, унеся на глубину 3 километра обгоревшие тела 39 человек.

После гибели в 1982 году эсминца УРО "Шеффилд" от неразорвавшейся ракеты «Экзосет» западные военспецы сделали вывод: быстрому распространению огня способствовало большое количество различных горючих материалов, в частности, алюминиевых сплавов. С 1985 года надстройки американских кораблей покрываются изоляцией из силикатного фетра в сочетании со стеклопластиком. Английские инженеры разработали изоляцию под названием "контфлейм" для защиты конструкций от огня. Тем не менее, сплавы из АМГ до сих пор широко применяются в строительстве кораблей.

И это можно было бы назвать случайностью, но одного раза по-видимому оказалось мало. 19 апреля 1990 года на Балтике проводились учебно-боевые стрельбы для отработки отражения ракетной атаки. При аналогичных обстоятельствах ракета-мишень попала в МРК "Метеор", сбив несколько антенн на надстройке корабля. Пролети она немного ниже – и трагедия могла повториться.

«Ракетные корветы» в бою

Во время инцидента в заливе Сидра (1986 год), американский крейсер USS Yorktown (тот самый черноморский «герой») обнаружил малоразмерную цель в 20 милях от Бенгази. Это был ливийский МРК «Эйн Закуит», подкравшийся к американцам в режиме радиомолчания, имитируя рыболовное судно. Даже кратковременное (всего на два оборота антенны) включение РЛС демаскировало малый ракетный корабль и сорвало атаку. Пуском двух ракет «Гарпун» МРК был подожжен и затонул через 15 мин. До сих пор нет точного описания того боя: некоторые источники приписывают гибель МРК успешным действиям палубной авиации. Также американцы называют другой уничтоженный самолетами малый ракетный корабль «Воход». Достоверно известно, что в этом бою пострадал еще один МРК «Эйн Мара» - ему пришлось пройти аварийно-восстановительный ремонт с устранением боевых повреждений на Приморском заводе в Ленинграде, в 1991 г. он вновь вернулся в состав ливийского флота под именем «Тарик ибн Зияд».


"Эйн Закуит"


Если уважаемые читатели на основании этих данных сделали вывод о слабости и бесполезности МРК пр.1234, то предлагаю ознакомиться со следующей историей.

Морской бой у побережья Абхазии 10 августа 2008 г. стал первым серьезным боевым столкновением ВМФ России в ХХI веке. Вот краткая хронология тех событий:
В ночь с 7 на 8 августа 2008 года из Севастопольской бухты вышел в море отряд кораблей Черноморского флота и взял курс на Сухуми. В составе отряда находились большой десантный корабль «Цезарь Куников» с усиленной ротой морпехов на борту, и его охранение – МРК «Мираж» и малый противолодочный корабль «Муромец» . Уже в походе к ним присоединился большой десантный корабль «Саратов», отправившийся из Новороссийска.
10 августа из порта Поти навстречу им вышли пять быстроходных грузинских катеров. Их задача – атаковать и потопить наши корабли. Тактика нападения известна: быстроходные малые катера, оснащенные мощными противокорабельными ракетами, внезапно наносят удар по большому десантному кораблю и уходят. При удачном раскладе результат – "шок и трепет". Сотни погибших десантников, сгоревший корабль и победные реляции Саакашвили: «Мы предотвратили интервенцию», «У русских нет флота, они ни на что не способны». Но получилось все наоборот. «Вестям» удалось собрать подробную информацию от участников этого сражения:
18 часов 39 минут. Российской радиолокационной разведкой было обнаружено несколько морских быстроходных целей, идущих боевым курсом на строй наших кораблей.
18.40. Катера противника приблизились на критическое расстояние. Тогда с флагманского корабля «Цезарь Куников» был дан залп из РСЗО А-215 «Град». Это не останавливает грузин, они прибавляют скорость и пытаются достичь так называемой «мертвой зоны», где ракетное оружие бесполезно. Малый ракетный корабль «Мираж» получает приказ уничтожить противника. Расстояние до цели – 35 километров. Подготовка к удару, расчеты – все было сделано буквально за несколько минут. Морской бой всегда скоротечен.
18.41. Командир «Миража» дает команду «Залп!». Первая ракета пошла к цели. Через несколько секунд – вторая. Подлетное время до грузинского катера «Тбилиси» – всего 1 минута 20 секунд. Расстояние между противниками – около 25 километров.
Попадание первой ракеты в машинное отделение катера «Тбилиси». Через секунду – еще один доклад – попадание второй в ходовую рубку. На радаре нашего корабля в течение 30 секунд была сильная засветка, что означает полное уничтожение цели, сопровождаемое большим выбросом тепловой энергии.
18.50. Командир «Миража» отдает команду на смену позиции. Корабль на большой скорости уходит в сторону берега, совершет разворот и вновь ложится на боевой курс. Радар показывает только 4 цели. Одна из них – грузинский катер, увеличив скорость, снова идет на сближение с нашим кораблем. «Мираж» открывает огонь из ЗРК «Оса».
В это время расстояние сократилось до 15 километров. Ракета попадает в борт грузинского катера, который сразу же задымил, сбавил скорость и попытался уйти с линии огня. Остальные грузинские корабли выходят из боя, резко разворачиваясь в обратную сторону. «Мираж» не преследует подбитого противника, приказа на добивание нет.

Из доклада командира МРК «Мираж» флагману: «Из пяти целей одна уничтожена, одна повреждена, три вышли из боя. Расход ракет: противокорабельных - две, зенитных - одна, потерь среди личного состава нет. Повреждений корабля нет».

По состоянию на 2012 год в составе ВМФ России находятся 10 МРК пр.1234.1 и 1 МРК пр.1234.7. Учитывая непростое состояние отечественного Военно-морского флота, эти скромные корабли являются хорошей поддержкой - их эксплуатация не требует больших затрат, в то же время, они полностью сохранили свои боевые качества, что еще раз подтвердил морской бой у побережья Абхазии.
Главное – не ставить перед малыми ракетными кораблями невыполнимых задач, для противодействия авианосным ударным группировкам должны применяться другие средства.


МРК "Зыбь" на параде в Санкт-Петербурге


Традиции создания высокоэффективного морского оружия не забыты – в России планируется к постройке серия из 10 малых ракетных кораблей пр. 21631 «Буян». Полное водоизмещение МРК нового типа увеличится до 950 тонн. Водометный движитель обеспечивает скорость 25 узлов. Ударное вооружение нового корабля усилится за счет появления Универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) – 8 пусковых ячеек для запуска ракет семейства «Калибр». Головной МРК пр.21631 «Град Свияжск» был уже спущен на воду, в 2013 году он пополнит боевой состав Каспийской флотилии.

С самого рождения в 1967 году проект 1234 оказался крайне противоречивым и возводящим в абсолют советское стремление к специализированным кораблям – недаром специально для него был создан отдельный класс. Невиданные ранее «охотники на корабли» сразу привлекли к себе внимание военных экспертов всего мира, бурно обсуждавших вопрос: что же представляет собой советский «зубастый малыш» на самом деле – «пистолет у виска капитализма» или легкую мишень? Споры эти не утихают и поныне, когда отечественный флот стоит на распутье: продолжать ли советскую традицию или перейти к западной парадигме многофункциональных кораблей ?

В наследство от Советского Союза нашему флоту досталось 15 малых ракетных кораблей (МРК): 13 МРК проекта 12341 и два МРК на воздушной подушке проекта 1239. Распределение корпусов по флотам выглядит так: три – на СФ, четыре – на ТОФ, четыре – на БФ и четыре – на ЧФ (два корабля проекта 12341 и два проекта 1239). В итоге на сегодня этот класс кораблей – один из самых многочисленных на флоте. Примечательно, что все до одного находятся в строю.

Тем не менее, необходимость наличия этих кораблей является предметом многочисленных споров и разногласий. Многие считают, что в современной концепции флота такие узкоспециализированные корабли должны заменяться на многоцелевые корветы. Сомнениям подвергается и боевая эффективность МРК в условиях мощного радиоэлектронного противодействия и наличия у противника штурмовой авиации. Кроме того, сегодня задачи МРК точно так же могут выполнять истребительно-бомбардировочная авиация и береговые ракетные комплексы. Насколько оправданны эти сомнения и действительно ли век МРК подошел к концу?

Достоинства и недостатки

Для начала следует разобраться в достоинствах и недостатках малых ракетных кораблей, применяя их к современным реалиям.

Первое и самое основное достоинство – мощное ракетное вооружение . Главный калибр МРК проекта 1234 – шесть ракет П-120 «Малахит» достигают скорости М=1 и имеют предельную дальность до 150 км, система наведения активная радиолокационная с «подстраховочным» ИК-датчиком. Имея мощную боевую часть (БЧ) и внушительную скорость, эти ракеты способны вывести из строя достаточно крупные корабли, такие как эсминец (ЭМ) и при нескольких попаданиях даже ракетный крейсер (РКР).

Например, в ходе учений «Крым-76» двух ракет оказалось достаточно, чтобы потопить списанный эсминец проекта 30 бис водоизмещением 2300 тонн, тем самым продемонстрировав и отменную точность наведения. Важным достоинством является относительно большой боекомплект, позволяющий производить массированные залпы.

Однако у ракет П-120 есть и существенные недочёты . Первым делом можно отметить недостаточную по сравнению с некоторыми одноклассниками дальность пуска, например у ближайших конкурентов – ракет Exocet и Harpoon она составляет 180 и 315 км соответственно. Кроме того, значительные ограничения накладывает немалый размер самой ракеты: на экспериментальном МРК «Накат» проекта 1234.7, вооруженном сравнительно небольшими ракетами П-800 «Оникс», удалось разместить вдвое больше пусковых установок.

Далее, сама возможность применять вооружение на максимальной дальности зависит от надежного целеуказания (ЦУ). Возможности бортовой РЛС не позволяют дать четкое ЦУ на предельных дальностях, поэтому изначально предполагалось, что МРК будет получать более точную информацию от самолетов-разведчиков Ту-95РЦ и других кораблей.

Следующее неоспоримое достоинство проекта 1234 – это его превосходная скорость и мобильность . Относительно небольшое водоизмещение и мощный двигатель позволяют ему достигать максимальной скорости в 35 узлов наравне с хорошей поворотливостью. В сочетании с относительно большой автономностью плавания (10 суток) это дает МРК преимущества как на оперативном уровне – можно быстро перебрасывать боевые единицы на нужные направления, так и в бою, где хорошая маневренность позволяет, к примеру, уклониться от торпеды или первым занять позицию для пуска ракет. Однако эти унаследованные от катера качества оборачиваются весьма посредственной мореходностью. Тем не менее, для действий в прибрежной и ближней океанской зоне она вполне достаточна.

И еще один немаловажный фактор – производственный . Корабли проекта 1234 относительно недороги, могут строиться практически на любой военной верфи, способной выпускать корабль водоизмещением до тысячи тонн, а срок постройки при чрезвычайных обстоятельствах и напряжении всех возможностей уложится в три-четыре месяца. Такое сочетание выгодно отличает МРК от всех других классов, исключая только катера.

Но наряду с этими достоинствами МРК не лишены весьма значительных недостатков:

— первый и самый главный – практически полная беззащитность такого корабля от атак с воздуха . Из зенитного артиллерийского вооружения на нем присутствует только одна шестиствольная 30-мм установка АК-630 и одна 76-мм АК-176 (весьма условная в качестве средства ПВО), а из ракетного – ЗРК «Оса-М», имеющий дальность стрельбы не более 10 км. Как показывает опыт, в том числе и реальный боевой, вероятность перехвата вражеской противокорабельной ракеты (ПКР) этими средствами невелика, не говоря уже о возможности борьбы непосредственно с ударной авиацией.

— Второй недостаток – малая живучесть МРК : как показал трагичный опыт «Муссона», погибшего на учениях при попадании ракеты П-15 с инертной БЧ, корабль является очень пожароопасным из-за материала корпуса – алюминиево-магниевого сплава. Малые же размеры обусловливают недостаточную плавучесть и запас прочности. В итоге многие считают МРК «одноразовыми» кораблями – на один залп.

Возможности применения

Как ни парадоксально, при всей своей узкой специализированности малый ракетный корабль проекта 1234 относительно универсальный. В условиях крупномасштабного конфликта на океанском ТВД возможны несколько вариантов применения МРК:

— в силу своего мощного вооружения эти корабли способны поддерживать преодоление ПВО крупного корабельного соединения противника, внося значимый вклад пуском шести ракет П-120;

— используя свою скорость и мобильность, МРК могут действовать в рамках тактики «ударил и убежал», производя внезапные атаки на транспортные конвои, десантные суда и эсминцы ПЛО и ПРО;

— сопровождение и защита собственных конвоев.

Все эти три варианта упираются в уже обозначенный недостаток: дальность стрельбы. Сложно предположить, что МРК сможет подойти, например, к авианосной ударной группе на расстояние 120 км и выжить: еще на подходах он будет гарантированно обнаружен и уничтожен палубной авиацией в отличие от носителей крупных ПКР типа П-500 и П-700, способных открывать огонь за 500 км.

Вторая тактика также имеет уязвимые места. Первым из них может стать ответный огонь более дальнобойными ПКР (например, широко используемой на кораблях НАТО «Harpoon»). На борту эсминцев и фрегатов сопровождения возможно присутствие вертолета, вооруженного ПКР малой дальности (ракеты Penguin и Sea Skua могут быть запущены на дальность 28 и 25 км соответственно). Как уже отмечалось выше, противовоздушных возможностей малого ракетного корабля не хватает для гарантированного отражения такой атаки.

Аналогичная ситуация складывается и при использовании МРК в обороне: в современных условиях атака на конвой будет произведена с большой вероятностью с помощью ударной авиации. Эффективно бороться с этой угрозой могут только собственные истребители-перехватчики.

Но главным фактором, ограничивающим использование малого ракетного корабля в описанных условиях, является необходимость точного целеуказания , а следовательно, активного взаимодействия с другими частями флота, в том числе в условиях мощного радиоэлектронного подавления. Для полноценной работы необходимо обеспечение ДРЛО либо поддержка более крупного надводного корабля, имеющего на вооружении вертолёт-целеуказатель.

Другой логичной ролью для МРК может стать прибрежная оборона . Во многом корабли этого типа хорошо вписываются в требования для сторожевика: неплохое артиллерийское вооружение, приличная скорость, автономность. Однако как отмечают моряки, для подобных задач МРК со своим ракетным вооружением «избыточен» – для охраны морской границы вполне хватает ракетных катеров и малых артиллерийских кораблей.

Все эти концепции берут начало в 70-х годах прошлого века, когда и создавались малые ракетные корабли. Сегодня все вышеперечисленные задачи могут выполнять и ВВС. Для ударных миссий созданы легкие крылатые ракеты Х-31 и Х-35, которые подвешиваются даже на легкие истребители. Более того, изделие Х-31 превосходит П-120 как по скорости (М=2), так и по дальнобойности (160 километров). Ракета Х-35 «Уран» способна выходить на цель по комбинированной траектории, обладает меньшими размерами, что позволяет увеличить боезапас и производить более массовые залпы, а также обеспечивает меньшую эффективную поверхность рассеивания (ЭПР).

Береговую оборону против серьезного противника, который окажется не по зубам ракетному катеру (РКА) и малому артиллерийскому кораблю (МАК), могут производить береговые ракетные комплексы и та же авиация. На стороне воздушных сил находятся сразу несколько факторов :
— меньшая уязвимость перед встречным огнем противника (напомним, что дальность авиационных ПКР позволяет не входить в зону поражения ПВО противника);
— большая скорость и мобильность;
— отсутствие необходимости проводить длительное время в угрожаемой зоне;
— гибкость и многофункциональность.

Многие считают, что недостатков МРК лишены современные проекты многофункциональных корветов, совмещающие ударную мощь проекта 1234 с развитой системой ПВО, возможностями по ведению ПЛО, наличием вертолета, лучшей живучестью и мореходностью. Таким путем пошли почти все страны, имевшие на вооружении аналоги МРК: Швеция, Дания, Норвегия, Германия вывели за 90-е годы из состава ВМС 25, 20, 15 и 20 единиц ракетных катеров соответственно. Вместо них в строй вводятся именно корветы увеличенного водоизмещения.

Более того, и для отечественных реалий более предпочтителен корвет с противолодочным уклоном, поскольку в наших огромных территориальных водах большую потенциальную угрозу несут именно подлодки противника . Действуя вместе с авиацией, такие корветы (будучи построены в достаточном количестве, разумеется) смогут значительно снизить опасность.

В итоге получается, что малые ракетные корабли действительно остаются не у дел: сегодня созданы более совершенные средства поражения вражеских кораблей, способные атаковать быстрее и эффективнее. Однако все не так однозначно, как кажется на первый взгляд.

Начнем с того, что МРК – очень неприхотливый корабль . Для обустройства временного пункта базирования достаточно нескольких плавучих пирсов, склада ГСМ и электросети. Современному же ударному самолету нужна гораздо более развитая инфраструктура, не говоря уже о том, что аэродром представляет собой первоочередную цель для атаки, а следовательно, при ведении боевых действий с большой вероятностью будет требовать частого ремонта.

Далее, самолет не может подобно кораблю вести длительное пассивное слежение за целью в период обостренного противостояния или при вторжении корабля потенциального противника в территориальные воды (вспомним инцидент с американским крейсером «Йорктаун» в 1988 году). Главным при этом является возможность немедленно нанести удар по цели при поступлении такого приказа, и заранее вышедший на огневой рубеж МРК будет иметь преимущество перед только взлетевшим с базы самолетом.

Но решающим фактором становится то, что на сегодня по сравнению с новыми проектами корветов и в меньшей степени истребителями-бомбардировщиками малые ракетные корабли имеют полностью отработанный оружейный комплекс, отработанные тактические приемы, существуют подготовленные штаты, обеспечивающие структуры и полноценные корабельные соединения.

Иначе говоря, МРК проекта 1234 – очень надежный и проверенный корабль, гарантированно способный выполнить свои задачи с максимальной эффективностью . Совсем другое дело – , которые до сих пор являются новинкой – как сам класс корабля, не существовавший в советской военно-морской доктрине, так и с точки зрения установленного вооружения, еще не обкатанного на учениях.

Ни в коей мере не отрицая необходимость движения вперед и строительства кораблей нового поколения, надо признать, что сейчас России нужнее боеготовый и обеспеченный всем необходимым МРК, чем совершенно новый, но неосвоенный на флоте и в производстве корвет . Разумеется, продолжать строить старые советские проекты бессмысленно, однако просто так оставлять за бортом накопленный богатый опыт тоже нельзя. Наилучшим выходом видится значительное увеличение потенциала уже существующих корпусов посредством модернизации с установкой, например, ракет «Оникс» в варианте 2х9, ЗРАК «Каштан» и нового радиоэлектронного оборудования. Моряки не отказались бы и от беспилотного летательного аппарата для разведки и целеуказания.

Предпочтительной мерой было бы наращивание группировки МРК путем производства модернизированного варианта. Например, мощностями Восточной верфи и судостроительной фирмы «Алмаз» можно производить до четырех МРК в год. Эта мера поможет заткнуть значительные бреши в морской обороне, в том числе и в средней морской зоне, которая не покрывается более легкими кораблями. В дальнейшем при должной модернизации судостроительных верфей и отработке производства МРК по окончании срока службы должны заменяться на корветы при условии, что количество новых кораблей будет, как минимум, не уступать выводимым в отстой.

Разумеется, нельзя умолчать об относительно новом , представляющем собой развитие речного МАК проекта 21630 «Буян». Вооруженный УВП для восьми ракет «Калибр» или «Оникс», а также 100-мм АУ А-190М и 30-мм , он тем не менее не является альтернативой более тяжелому проекту 1234, поскольку может действовать исключительно в ближней морской зоне. Но именно во взаимодействии эти два типа МРК могут обеспечить приемлемый уровень защищенности наших границ и экономических зон.

Подводя итог, скажем, что сегодня нашему флоту нужна в первую очередь совершенно четкая и продуманная концепция ведения боевых действий, обеспечивающая постановку задач и требований к каждому классу кораблей. И хотя системы взаимодействия старых специализированных кораблей с новыми, построенными по западной модели применения, не выработано, пренебрегать оставшимися от СССР МРК по меньшей мере неразумно.

Не стоит забывать, что боевая эффективность этих кораблей была подтверждена в ходе «пятидневной войны» в Южной Осетии. В сложившихся условиях, когда судьба флота по-прежнему неясна, опираться лучше только на проверенные и надежные решения и в итоге несколько старых МРК могут оказаться предпочтительнее мифического перспективного эсминца.

Малые ракетные корабли.

Корабли проекта 1234 ("Nanuchka-I class" по классификации NATO) предназначены для защиты морских коммуникаций, охраны конвоев, борьбы с надводными кораблями в прибрежных районах. Силовая установка корабля состоит из трех дизелей общей мощностью 30000 л.с., которые вращают три винта. Максимальная скорость составляет 34 узла.

Первые два малых ракетных корабля проекта 1234 носили до 25 апреля 1970г. только цифровое тактическое наименование: головной «МРК-3», первый серийный корпус — «МРК-7». Последующим кораблям присваивались «погодные» наименования, традиционные для советских сторожевых кораблей времён Великой Отечественной войны, за свои «погодные» названия именовавшихся «дивизионом плохой погоды». Головной корабль проекта «Буря».

Фоторгафии кораблей взяты с сайта www.forums.airbase.ru

Малый ракетный корабль Буря.



Малый ракетный корабль МРК-3 - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 18 октября 1968г., 25 апреля 1970г. переименован в «Буря ». Вступил в строй 30 сентября 1970г., и уже 09 февраля 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). 5 июля 1971г. было сформировано управление 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей, а 14 августа 1971г. малые ракетные корабли МРК «Буря» и «Бриз» подчинены командиру 166-го ДНМРК. 11 марта 1980г. 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион торпедных катеров расформирован и на его основе создан 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей в составе:

МРК «Буря»;

МРК «Гроза»;

МРК-5;

ПД-26;

ПД-19.

Приказом ГК ВМФ от 24 декабря 76г. МРК "Зарница" и МРК "Буря" объявлены по результатам инспекторской проверки МО СССР лучшей тактической группой МРК.

15.04 по 16.06.1982г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море.

Бортовые номера: 540, 354, 961, 964(1977), 604(1978), 601, 603, 602(1982), 609(1984), 605(1986), 608(1990), 624(1.05.1990). Списан: 1991г.

Малый ракетный корабль Бриз.



Малый ракетный корабль МРК-7 - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 10 октября 1969г., 25 апреля 1970г. переименован в «Бриз ». Вступил в строй 31 декабря 1970г., и уже 09 февраля 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). С декабря 1970г. начались испытание РК “Малахит” - Первый пуск состоялся 29 декабря 1970г.

5 июля 1971г. было сформировано управление 166-го Новороссийского Краснознаменного дивизиона малых ракетных кораблей, а 14 августа 1971г. малые ракетные корабли МРК «Буря» и «Бриз» подчинены командиру 166-го ДНМРК.

30 октября 1973г. Совместно с МРК «Гроза», ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. Во время несения службы, в октябре, было проведено учение «Нанесение ракетного удара ТГ МРК по АУГ из положения слежения по данным собственных средств» .

С 01.11 по 17.11.1974г. Совместно с МРК «Вихрь» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КР УРО «Литтел Рок » и провели учение по нанесению ракетного удара по АВУ «Форрестол» и КРА УРО «Лонг бич».

С 25.06 по 01.08.1977г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КРА УРО «Лонг бич» за кораблём комплексного снабжения ВМС США.

С 17.06 по 08.08.1978г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море. Выполняли задачу слежения оружием за АВУ «Кити хок ». 22-27 июня МРК «Бриз» в составе группы кораблей РКР «Адмирал Головко», БПК «Очаков» совершили официальный визит в порт Латакия, САР.

С 23.07 по 3.09.1979г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море. В ходе боевой службы осуществляли длительное слежение оружием АУГ АВУ «Форрестол» КР УРО «Ярнел», ФР УРО «Келш» .

С 19.09 по 20.10.1980г. Совместно с МРК «Зыбь» и ПРТБ - БС в Средиземном море. В ходе учения «Уничтожение АУГ силами 5 ОПЭСК во взаимодействии с МРА флота» осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Америка», КР УРО «Литл Рок», ФР УРО «Водж», корабль комплексного снабжения ВМС США, с последующим нанесением условного ракетного удара.

С 15.08 по 2.09.1981г. вышел на БС для усиления (на месте уже несли БС МРК «Зыбь», МРК «Зарница» и ПРТБ-13) в связи с обострившейся обстановкой в Ливане 15 августа. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

В 1981г. тактическая группа в составе МРК "Бриз" и "Зарница" объявлена лучшей по ракетной подготовке в стрельбе по морской цели и получила переходящий приз ВМФ СССР.

С 25.05 по 05.08.1983г. Совместно с МРК «Комсомолец Мордовии» МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море.

с 20.11.1983г. по 20.02.1984г. Совместно с МРК «Комсомолец Мордовии» и ПРТБ-33 несли БС в Средиземном море.

С 10.05.1987г. по 20.05.1988г. заступил на БС в Камрань.

Бортовые номера: 356, 966, 962(1977), 963, 967, 611, 602(1980), 623, 617(1982), 606(1984), 612(1984), 618(1986), 403(05.1987), 430(05.1990). Списан: 1992г .

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Вихрь - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 22 июля 1970г., и вступил в строй 30 сентября 1971г., и уже 1 ноября 1971г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ).

С 01.11 по 17.11.1974г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КР УРО «Литтел Рок » и провели учение по нанесению ракетного удара по АВУ «Форрестол» и КРА УРО «Лонг бич».

01.08.1977г. перешел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ).

26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 978(1975), 351(1976), 955, 966, 425(1985), 438(05.1990), 432(1994).

Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Град - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 30 апреля 1972г., и вступил в строй 30 сентября 1972г., и уже 31 октября 1972г.. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский

Бортовые номера: 941(1973), 506, 567, 552(1987), 582(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Гром - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 29 октября 1972г., и вступил в строй 28 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). 4 сентября 1973г. перечислен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1978 и 1992гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

С 3.06 по 8.09.1975г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. 11 июля КУГу поставлена задача осуществить разведку, слежение и нанесение условного ракетного удара по АВУ «Форрестол» с проходом им меридиана 22 градуса. Задача успешно решена 12 июля.

С 17.06 по 8.08.1978г Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. Выполняли задачу слежения оружием за АВУ «Кити хок».

С 23.07 по 3.09.1979г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море. В ходе боевой службы осуществляли длительное слежение оружием АУГ АВУ «Форрестол» КР УРО «Ярнел», ФР УРО «Келш» .

15.04 по 16.06.1982г. Совместно с МРК «Буря» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море.

26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 361(1976), 976(1977), 818(1979), 608, 604(1982), 605(1984), 607(1986), 622(1.05.1990). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Гроза - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 26 июля 1972г., и вступил в строй 28 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). 4 сентября 1973г. перешел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 11 марта 1980 года 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион торпедных катеров расформирован и на его основе создан 295-й Сулинский Краснознаменный дивизион малых ракетных кораблей в составе:

МРК «Буря»;

МРК «Гроза»;

МРК-5;

ПД-26;

ПД-19.

30 октября 1973г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. Во время несения службы, в октябре, было проведено учение «Нанесение ракетного удара ТГ МРК по АУГ из положения слежения по данным собственных средств» .

С 2.06 по 12.07.1976г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. С 19 июня осуществляли слежение оружием за АВУ «Америка».КР УРО «Ярнел», ФР «Водж». Участие в учениях «Крым-76».

Бортовые номера: 363, 358, 977(1973), 970, 611, 604(1980), 613(1982), 614(1984), 604(1986), 619(1.05.1990). Списан: 1992г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Зарница - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 28 апреля 1973г., и вступил в строй 18 сентября 1973г., и уже 26 октября 1973г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). В 1978, 1981, 1984, 1988, 1993, 1994 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

С 3.06 по 8.09.1975г. Совместно с МРК «Гром» и ПРТБ-33 (КУГ) БС в Средиземном море. 11 июля КУГу поставлена задача осуществить разведку, слежение и нанесение условного ракетного удара по АВУ «Форрестол» с проходом им меридиана 22 градуса. Задача успешно решена 12 июля.

С 2.06 по 12.07.1976г. Совместно с МРК «Гроза» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. С 19 июня осуществляли слежение оружием за АВУ «Америка».КР УРО «Ярнел», ФР «Водж». Участие в учениях «Крым-76».

Приказом ГК ВМФ от 24.12.76 г. МРК "Зарница" и МРК "Буря" объявлены по результатам инспекторской проверки МО СССР лучшей тактической группой МРК.

С 25.06 по 01.08.1977г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-13 (КУГ) - БС в Средиземном море. При выполнении задач осуществляли слежение оружием за КРА УРО «Лонг бич» за кораблём комплексного снабжения ВМС США.

С 15.07 по 2.09.1981г. Совместно с МРК «Зыбь» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

В 1981г. тактическая группа в составе МРК "Бриз" и "Зарница" объявлена лучшей по ракетной подготовке в стрельбе по морской цели и получила переходящий приз ВМФ СССР.

В 1984г. тактическая группа в составе МРК "Зарница" и МРК "Комсомолец Мордовии" получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

С 15.05 по 15.06.1984г. Совместно с «Комсомолец Мордовии» - БС в Средиземном море. В период с 27 мая по 29 мая ТГ МРК в составе КУГ-2 принимала участие в оперативно-тактическом учении 5 ОПЭСК «Уничтожение АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА флота»

24.09.93г. - тактическая группа в составе МРК "Зарница" и МРК "Мираж" получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

22.09.94г. тактическая группа в составе МРК "Зарница" и МРК "Штиль" получили переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу по МЦ.

12.06.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 363(1976), 973, 972, 607, 618, 606(1990), 621(1.05.1990). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Шквал - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 28 декабря 1973г., и вступил в строй 14 июня 1974г., и уже 16 июля 1974г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ) в составе 106-го дивизиона МРК 76-й БЭМ, базировавшегося на Зимнюю гавань Лиепайской ВМБ. После 1992г. дивизион был передан 36-й бригаде ракетных катеров 12-й дивизии надводных кораблей.

Бортовые номера: 915(1976), 551(1985), 567, 565. Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Метель.

Малый ракетный корабль Метель - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 10 августа 1974г., и вступил в строй 8 декабря 1974г., и уже 23 января 1975г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). В 1982г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 923(1977), 534(1979), 542. Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Шторм.

Малый ракетный корабль Шторм - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 3 марта 1975г., и вступил в строй 15 июня 1975г., и уже 21 июля 1975г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского Флота (ДКБФ). В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский

Бортовые номера: 953, 587(1978), 567, 577(1990). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Циклон - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 24 мая 1977г., и вступил в строй 31 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ).

С мая 1985г. по май 1986г. Совместно с МРК «Тайфун» - БС в Вьетнам, Южно-Китайское море, бухта Камрань.

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 430, 438, 425(1984), 435(1985), 412(05.1987), 444(05.1990). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Муссон - построен в рамках проекта 1234, шифр «Овод». Спущен на воду 1 июля 1981г., и вступил в строй 30 декабря 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ - 165 БрРКА ТОФ). 16 апреля 1987г. погиб в Японском море из-за самопроизвольного перенацеливания ракеты при отработке задач боевой подготовки.

Бортовые номера: 427(1982), 414(1984).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Логическим продолжением данной серии малых ракетных кораблей явился проект 1234.1 ("Nanuchka-III class" по классификации NATO). Основные отличия данного проекта - это увеличение главного калибра артиллерии с 57-мм до 76-мм, дополнительная установка на корабль одного 30-мм арткомплекса АК-630, а так же нового радиолокационного и радиоэлектронного оборудования. Несмотря на относительно небольшое водоизмещение, корабль данного проекта обладает высокими мореходными качествами и способностью использовать оружие при состоянии моря 5 баллов и скорости 24 уз.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............


Малый ракетный корабль Бурун - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду в июле 1977г., и вступил в строй 30 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). 21 апреля 1978г. перечислен в состав ДКБФ.

В 1978 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 570, 559(1986), 566(1990). Списан: 2002г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Малый ракетный корабль Ветер.

Малый ракетный корабль Ветер - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 21 апреля 1978г., и вступил в строй 30 сентября 1978г., и уже 23 ноября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ). В 1980г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 572(1978), 527, 523, 524(1995). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Зыбь - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 23 октября 1978г., и вступил в строй 31 декабря 1978г., и уже 16 февраля 1979г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского Флота (КЧФ). 13 апреля 1982 переименован в «Комсомолец Мордовии », а 15 февраля 1992г. в «Штиль ».

С 19.09 по 20.10.1980г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ -13(КУГ) - БС в Средиземном море. В ходе учения «Уничтожение АУГ силами 5 ОПЭСК во взаимодествии с МРА флота» осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Америка», КР УРО «Литл Рок», ФР УРО «Водж», корабль комплексного снабжения ВМС США, с последующим нанесением условного ракетного удара.

С 15.07 по 02.09.1981г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-13 - БС в Средиземном море. Корабли осуществляли слежение оружием за АУГ АВУ «Интерпрайз» КРА УРО «Лонг бич» в последующем за ТДК «Гвадалканал» южнее острова Кипр.

С 25.05 по 5.08.1983г. Совместно с МРК «Бриз», МРК «Зарница» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море.

С 20.11.1983г по 20.02.1984г. Совместно с МРК «Бриз» и ПРТБ-33 (КУГ) - БС в Средиземном море.

С 15.05 по 15.06.1984г. Совместно с МРК «Зарница» и ПРТБ-33 - БС в Средиземном море. В период с 27 мая по 29 мая ТГ МРК в составе КУГ-2 принимала участие в оперативно-тактическом учении 5 ОПЭСК «Уничтожение АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА флота»

В 1984, 1989, 1990, 1991, 1993 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

12.06.1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В настоящее время малый ракетный корабль "Штиль" проекта 1234.1 находится в составе 166-го Новороссийского Краснознаменного малых ракетных кораблей 41-й бригады ракетных катеров.

Бортовые номера: 608(1982), 609(1984), 605(1986), 620(1.05.1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Мороз - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 23 сентября 1989г., и вступил в строй 30 декабря 1989г., и уже 28 февраля 1990г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 26.07.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ)

Бортовые номера: 434, 450, 402(05.1990), 409(2000).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Разлив - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 24 августа 1991г., и вступил в строй 31 декабря 1991г., и уже 11 февраля 1992г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 450(2000).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Ливень - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 5 октября 1986г., и 14 апреля 1987г. переименован «XX съезд ВЛКСМ ». Вступил в строй 25 декабря 1987г., и уже 19 февраля 1988г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ). 15 февраля 1992г. переименован -« Иней».

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 422(05.1987), 415(05.1990), 418(2000).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Туча - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 29 апреля 1980г., и вступил в строй 31 июля 1980г., и уже 24 октября 1980г. вошел в состав Краснознаменного Северного Флота (КСФ).

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

В 1995г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

Бортовые номера: 527(1987), 524(1988), 505(1997). Списан: 2005г.

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............



Малый ракетный корабль Смерч - построен в рамках проекта 1234.1, шифр «Овод-1». Спущен на воду 16 ноября 1984г., и вступил в строй 30 декабря 1984г., и уже 4 марта 1985г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского Флота (КТОФ).

С апреля 1986г. по июль 1987г. выполняет задачи боевой службы в Вьетнам, Южно-Китайское море, бухта Камрань.

26.07.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

Бортовые номера: 415, 418, 450(1987), 405(1990), 423(2000).

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания – корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»).

Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.
Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался

как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия.
Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж – более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью.
При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.

Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран.
Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции – корабль с воздушной каверной).

Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода.
Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.

Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами.
В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах.
С одной стороны корабль пр.1239 – это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой – быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов.
В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.

Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел».
Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.

На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения.
Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.

Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире).
Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.

Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

Программа строительства. Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора».
В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта – «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.

1 – 76,2-мм универсальная артустановка АК-176;
2 – 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М;
3 – четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»;
4 – обтекатель навигационной РЛС;
5 – обтекатель антенны РЛС целеуказания ПКРК «Дубрава»;
6 – носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М;
7 – обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК;
8 – стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»;
9 – обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»;
10 – антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»;
11 – станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»;
12 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16;
13 – ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10;
14 – выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

«БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

«САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

стандартное - 850;

полное - 1.050;

Основные размерения, м

длина наибольшая (по КВЛ) - 63,9;

ширина наибольшая (по КВЛ) - 17,2;

осадка на ходу на воздушной подушке - >1;

осадка на ходу в водоизмещающем режиме - 3,3.

Главная энергетическая установка: ДГТУ

2 газовых турбины М-10-1,

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 36.000 (26.500).

2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 20.000 (14.700).

2 дизеля М-504 для нагнетателей,

суммарная мощность, л.с. (кВт) - 6.600 (4.850).

4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах.

Скорость хода, уз:

наибольшая - 53;

экономическая - 12.

Дальность плавания, миль (при скорости, уз) - 2500 (12),800 (45).

Автономность, сут - 10.

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) - 68 (9).

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» - 2 Х 4.

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn») - 8.

Зенитное ракетное:

ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» - 1 Х 2 .

ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko») - 20.

Артиллерийское:

76,2-мм АУ АК-176 - 1 Х 1.

30-мм ЗАК АК-630М - 2 Х 6.

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РЛС общего обнаружения - 1 х «Позитив» (Cross Dome),1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК,НРЛС 1 х н/д.

средства РЭБ - «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A).

комплексы выстреливаемых помех - 2 Х 16 ПУ ПК-16,4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый».

РЛС управления огнем - 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»,2 Х (Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»,1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»,1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК.

средства связи - «Буран-7» комплекс.

РЛС госопознавания - «Нихром» (Square Head; Salt Pot).


Современная концепция развития военно-морского флота России предполагает строительство кораблей самых разных классов, однако в некоторых деталях Россия является законодательницей мод в нынешнем кораблестроении. Именно российский ВМФ с началом нового тысячелетия годов стал получать новейшие корабли любопытной конструкции. Небольшие по водоизмещению и по размерам корабли обладали огромной огневой мощью. Первым пробным шаром стало строительство кораблей проекта 21631 типа «Буян», которые на Западе были причислены к классу корветов. Продолжением успешного проекта стали корабли проекта 22800, в конструкции которых удалось реализовать все самые последние разработки.

Российские крылатые ракеты морского базирования «Калибр» дали реальный толчок для возрождения забытого класса кораблей – малых ракетных кораблей. Маленькие, хорошо вооруженные корабли, способные действовать одновременно на реках и на море, представляют эффективный инструмент сдерживания военной угрозы. Нынешние российские корветы типа «Каракурт», небольшие и могучие корабли, во многом схожи со своими предшественницами — канонерскими лодками. Не отличаясь большими размерами, вооруженные мощной артиллерией – эти корабли были эффективными боевыми средствами во многих флотах.

Малые ракетные корабли — российское ноу-хау

Сегодня концепция строительства малых ракетных кораблей для отечественного флота реализуется уже на основании полученных реальных результатов и фактов. Идея в том, что корабль класса «река-море», имеющий небольшое водоизмещение может нести средства вооружения огромной мощности. Благодаря появлению крылатой ракеты «Калибр-НК» это стало возможным. К тому же опыт строительства небольших кораблей класса – корвет у отечественных кораблестроителей был. Сначала были малые артиллерийские корабли проекта 21630 типа «Буян», строившиеся для нужд Каспийской военной флотилии. Далее проект получил развитие по пути усиления боевых возможностей кораблей. Улучшенный проект 21631 типа «Буян-М» уже предполагал строительство боевых кораблей не с обычной артиллерией, а вооруженных ударным ракетным комплексом.

Последующее успешное боевое применение малых ракетных кораблей в качестве ударной силы только утвердило руководство флота в правильности выбранного пути развития малых сил флота. С малых ракетных кораблей Каспийской военной флотилии «Углич», «Великий Устюг» и «Град Свияжск» 7 октября 2015 года были совершены пуски крылатых ракет «Калибр-НК» по целям Исламского Государства на территории Сирии. Ракеты, пролетев 1,5 тыс. км, поразили заданные цели. Эта операция прекрасно показала, что небольшие корабли в нынешних условиях могут представлять собой внушительную боевую силу. И это несмотря на то, что данный тип кораблей строился преимущество для действия во внутренних и в прибрежных акваториях.

Стало ясно, что при внесении некоторых изменений в конструкцию МРК, эти небольшие и грозные суда смогут действовать и на удаленных морских театрах. В данном случае брались во внимание сразу три весомых аргумента:

  • корабли такого класса могут быть построены на небольших судостроительных заводах;
  • высокие темпы строительства боевых судов;
  • сравнительно невысокая стоимость строительства в сравнении с постройкой более крупных океанских кораблей.

Тем более, что за счет малых ракетных кораблей Россия могла за короткий период существенно нарастить свою военно-морскую мощь на южном фланге. Техническим решением поставленной задачи стал корвет проекта 22800. Эти небольшие военные корабли, обладающие хорошей мореходностью и огромной огневой мощью, могут стать серьезной ударной силой отечественного флота на данный период. Новый проект получил и соответствующее название – «Каракурт». Небольших размеров, малозаметный корабль может нанести смертельный удар любому противнику как на море, так и на суше.

Каракурт – это ядовитый паук, обитающий в засушливых регионах. Несмотря на небольшие размеры, насекомое может нанести смертельный укус. Яд паука поражает центральную нервную систему, приводя к параличу сердечной мышцы и органов дыхания.

Рождение проекта и строительство судов

Проект 22800 можно смело назвать одной из самых смелых и удачных отечественных разработок в области военного кораблестроения. Основная идея проекта — создание корабля ближней морской зоны небольшого водоизмещения с развитым вооружением, которое включает оборонительные и ударные системы. Отталкиваясь от предыдущего проекта МРК типа «Буян», конструкторами было предложено ограничить водоизмещение новых кораблей 800 тоннами. Корабли должны стать универсальными боевыми единицами, способными решать широкий спектр боевых задач, как в составе флотского соединения, так и самостоятельно.

Как и прежде, разработкой проекта занималось Санкт-Петербургское ЦКБ «Алмаз». Это предприятие имеет огромный опыт создания военных кораблей всех классов и типов. Конструкторы старались использовать имеющиеся инженерно-технологические наработки по предыдущим аналогичным проектам. За образец брались ракетные катера проекта 12300 и малые ракетные корабли проект 21631 типа «Буян-М». Планировалось, используя конструктив уже имеющихся кораблей, повысить мореходность нового корабля. Предполагалось строить корабли нового проекта в трех модификациях: патрульно-сторожевой вариант, противолодочный и ударный вариант.

Впервые о новой разработке отечественного оборонпрома широкая публика узнала летом 2015 года, когда впервые был продемонстрирован макет нового корабля. Спустя пять месяцев, в декабре того же года были заложены первые две единицы МРК «Ураган» и «Тайфун». Головной корабль получил название в память о первом сторожевом корабле отечественной постройки «Ураган». Заказ на строительство новых боевых судов для отечественного флота получил Петербургский судостроительный завод «Пелла». В планах флотского командования постройка 18 судов этого класса, которые будут строиться сразу на нескольких судостроительных заводах. Для судоверфи «Пелла» в планах на ближайшие годы определено строительство 7 боевых кораблей проекта 22800, которые должны использовать производственные мощности других судостроительных предприятий. Если первые суда были заложены в Санкт-Петербурге на производственной площадке в Отрадном, то два последующих серийных корабля уже строятся на производственных мощностях судостроительного завода «Море». Строительство остальных корабли в соответствии с Госзаказом было распределено следующим образом:

  • ССЗ «Море» г. Феодосия»;
  • ССЗ «Залив» г. Керчь;
  • Зеленодольский судостроительный завод г. Зеленодольск Республика Татарстан;
  • Амурский судостроительный завод г. Комсомольск на Амуре.

Распределение госзаказа на постройку малых ракетных кораблей сделано не случайно. В каждом отдельном случае можно говорить о том, что постройка судов ведется в рамках программы пополнения Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Следом за первыми двумя судами, которыми должен пополниться Балтийский флот, на верфях в Отрадном заложили уже два следующих МРК «Шквал» и МРК «Буря», место службы которых еще не определено. Первыми кораблями, которыми может пополниться Черноморский флот должны стать корабли в ударном варианте исполнения «Шторм» и «Охотск», заложенные в Феодосии в 2016-17 гг.

Производственные мощности Зеленодольского судостроительного завода уже загружены строительством двух «каракуртов», МРК «Муссон» и «Пассат». Готовы к началу строительства и три других корабля, контракты на постройку которых, уже подписаны. Прорабатываются технологические возможности Амурского судостроительного завода для начала постройки судов нового поколения, которые, по планам военного флотского командования, в количестве 6 единицы будут переданы Тихоокеанскому флоту РФ.

Строительство новых ракетных кораблей ведется активными темпами. В июле-декабре 2017 года планируется сдача приемной комиссии первых двух кораблей проекта 22800 «Ураган» и его аналог, ракетный корабль «Тайфун». В данном случае прослеживается преемственность поколений военных кораблей. Практически 88 лет назад на Николаевской верфи в Ленинграде было начато строительство сторожевых кораблей типа «Ураган», которые стали на тот период основным ядром молодого советского флота. Сегодня новые ракетные корабли проекта 22800 продолжают славную традицию своих предшественников.

Особенности кораблей проекта 22800

Все суда проекта, которые сегодня строятся в рамках Государственного заказа, должны быть переданы флотам до 2020 года. Корабли, которые будут строиться на Дальнем Востоке должны быть готовы к 2022 году.

По мнению военных экспертов, МРК типа «Каракурт» — это суда класса «река-море», которые усовершенствованы в соответствии с новой оперативно-тактической обстановкой, сложившейся на флангах. В целом, новые суда являются универсальными боевыми единицами и должны стать важным компонентом для укрепления обороноспособности РФ на море.

Строительство мореходных небольших платформ с комплексом ударных вооружений может нейтрализовать создавшуюся угрозу военно-морским силами РФ в Европейской части и на Дальнем Востоке. Ракетная компонента, которая является основным коньком данного проекта, позволяет накрывать любые цели в радиусе 1500-2000 км. В зону действия ракетных комплексов «Калибр» морского базирования входят практически все сухопутные и морские объекты в Западной Европе и на тихоокеанском побережье. Из района Каспийского моря малые ракетные корабли способны накрывать цели в районе Персидского залива. Другими словами, обладая многочисленной группировкой кораблей подобного класса, Российский Военно-Морской флот становится способным ответить на любые внешние угрозы.

Основное новшество, которым отличается этот проект, — улучшенные мореходные качества судов. Корабли, несмотря на принадлежность к классу судов «река-море», тяготеют больше к корветам — судам, способным свободно действовать в акваториях прибрежных морей. При сравнительно скромных размерах: длина судна 67 метров и ширина 11 метров, корабли могут выдерживать волнение силой до 6-7 баллов. Этому способствовало увеличение осадки кораблей до 4 метров. Дальность действия малых ракетных кораблей проекта 22800 осталась такой же, как и у корветов проекта 21631 и составила 2500 миль. Зато увеличилась автономность плавания, которая выросла до 15 суток.

Интересным выглядит и корпус корабля. Геометрия палубных надстроек и обводы корпуса разработаны с учетом малой заметности. В качестве основного конструктивного материала использованы специальные сплавы, способные снизить радиолокационную заметность корабля на экранах радаров. Наличие на корветах типа «Каракурт» нового и совершенного радиолокационного и навигационного оборудования делает эти корабли зрячими и скрытными.

Что касается систем вооружения, то новые корабли флота имеют комбинированную систему вооружений. Основной акцент делается на ударный противокорабельный ракетный комплекс «Оникс» и на крылатые ракеты «Калибр-НК», которыми оснащаются суда. Установки вертикального пуска располагаются в корпусе основной настройки, сразу за боевой рубкой. Такое расположение пусковых установок ракетных комплексов позволяет выгодно использовать остальные палубные пространства корабля. В комплексе с ударными средствами вооружений, новые строящиеся корабли будут оснащаться противовоздушным комплексом «Панцирь-М». В его задачи входит создание мощной и эффективной противовоздушной обороны корабля от воздушного нападения любого вида. На первых двух судах МРК «Ураган» и «Тайфун» функции ПВО выполняют артиллерийские установки Ак-630М и переносные ПЗРК «Игла».

В заключение

Строительство новых малых ракетных кораблей типа «Каракурт» выводит Российский военно-Морской Флот в ряды наиболее боеспособных флотов мира. Несмотря на малый тоннаж новых боевых единиц, огневая мощь флота заметно вырастет. Это касается в первую очередь регионов, где постоянно наблюдается внешнеполитическая напряженность. Акватория Черного моря и Восточное средиземноморье на сегодняшний день для России являются ключевыми зонами действия флота. Сирийский кризис, ситуация на Украине заставляют российское командование постоянно работать над усилением своей военно-морской группировки на южном фланге.

Не стоит забывать и о Дальнем Востоке, где ракетно-ядерные амбиции Северной Кореи угрожают всему региону. Растущая мощь китайских ВМС также становится причиной роста напряженности в Японском и в Восточно-Китайском море.

Благодаря проекту 22800 российский флот может в течение 4-5 лет в разы увеличить свою огневую мощь, создав реальный противовес военно-морским силами других стран на основных оперативно-тактических направлениях.