Игра что без чего не бывает. Игра «Бывает — не бывает. Игра «Что внутри?»

юлия аносова
Дидактическая игра «Так бывает или нет» (подготовительная к школе группа)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ »

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

ЦЕЛЬ : Расширить представления детей о дидактической игре

1. ЗАДАЧИ :

Расширять знания детей об окружающем мире, побуждать детей широко и творчески использовать в играх полученные знания ;

Создать радостную атмосферу;

Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей;

Учить разделять предметы и их функции;

Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях;

Развивать наблюдательность, внимание, память и быстроту реакции.

Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;

Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей, их социальную значимость;

Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желания товарищей.

2. ПОДГОТОВКА К ИГРЕ :

ДАТА ИЗГОТОВЛЕНИЕ АТРИБУТОВ ОБОГАЩЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯМИ ОБУЧЕНИЕ ИГРОВЫМ ПРИЕМАМ

5. 22.10 1. Тексты небылиц

2. Фотоаппарат 1. Рассматривание иллюстраций к небылицам К. И. Чуковского

2. Рисование «Моя небылица» .

Внимательно слушать текст и выявлять ошибки

Ход ИГРЫ

Игровое правило : кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает .

Педагог : Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает . Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему так не может быть.

В начале игры следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

ОЦЕНКА ИГРЫ

Педагог спрашивает, что детям запомнилось лучше всего, что больше всего понравилось.

Тексты небылиц :

Огурцы играют в прятки ,

Малыши растут на грядке,

Мушкетеры спят в овраге,

Поросята точат шпаги,

Раки в цирк бегут ватагой,

Дети дремлют под корягой,

Волки плавают по дну,

Щуки воют на луну.

Это что за ералаш?

Заточите карандаш!

Я приказываю вам

Все расставить по местам!

В чудной стране

В одной стране,

В чуднОй стране,

Где не бывать тебе и мне ,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

Однажды в июле,

В чудесный денек,

Вдруг выпал оранжевый снег на лужок

И в небо над лугом

Привычно и ловко

Взлетела корова,

Как божья коровка

И бабочки гнезда из прутиков вили

и в сети зеленое солнце ловили

Залаяли птицы, запели собаки.

Я вас уверяю, что это не враки

Зажмурив глаза, я улегся в траву

И все чудеса увидал наяву.

Рыбы по полю гуляют,

Жабы по небу летают,

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили.

А лисички

Взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит :

«Эй, пожарные, бегите,

Помогите, помогите!»

Перелистывает Боря

Книжку, полную чудес.

Самолет плывет по морю,

А над ним зеленый лес.

На спине лежит лягушка,

Держит лапками бревно.

По веревочке старушка

На руках идет в окно.

«Два весёлых карапуза,

на печи усевшись ловко,

Рвали с яблони арбузы,

В море дёргали морковку.

На ветвях созрели раки,

Семь селёдок и ерши.

Все окрестные собаки

Ели брюкву от души».

Публикации по теме:

Цель: закрепление представлений о приметах зимы. Задачи: -активизировать словарь по теме; -развивать слуховое внимание, логическое мышление;.

Дидактическая игра «Когда это бывает?» Возраст детей:4-5 лет. Цель:формирование умение ориентироваться в частях суток,различать и называть их. Материалы: -свободное игровое пространство.

Дидактическая игра "Математика вокруг нас" построена по принципу всеми известной телепередачи "Поле чудес". Главная цель создания игры.

Младший дошкольный возраст, это возраст, когда дети впитывают любую информацию как губку. Им интересно все, что происходит вокруг. Это еще.

Дидактическая игра по эмоциональному развитию старших дошкольников «Настроение бывает разным» Выполнила воспитатель 1 кв. категории Садыкова.

Дидактическая игра «Угадай-ка» (средняя группа) Цель: Учить детей правильно использовать наименования детенышей животных в единственном и множественном числе. Ход игры: Воспитатель загадывает.

Какое слово я задумала? В слове есть два гласных зву­ка и, о. Что это? (Лимон.) В слове три гласных звука а, и, о. (Абрикос.) В слове есть три гласных звука у, и, а. (Клубника.)

В названии какой ягоды звук к слышим в начале и конце слова? (Крыжовник.)

В названиях каких фруктов и ягод есть звуки р, р"? (Виноград, инжир, рябина, груша, хурма и т. д.)

Соберите «рассыпанные» звуки в слова: л", м, и, о, н (лимон); н, а, б, н, а (банан).

Замените в слове грозди звук р на звук в. Какое слово получится? (Гвозди.)

Замените в слове почка первый звук следующими зву­ками: т, д, м, к, б, н. Какие новые слова получились? (Точка, дочка, мочка, кочка, бочка, ночка.)

Узнайте названия фруктов по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог а, последний - нас. Какое это слово? (Ананас.) В слове четыре слога, первый слог смо, последний - на. (Смородина.) В названии ягоды четыре слога, первый слог е, последний - ка. (Ежевика.)

Дополните слоги. Сли..., виш..., ря.., ма.., гру... . Составь­те слово из перепутанных слогов: ки-долъ (дольки), ки-вет (ветки), во-ре-де (дерево), жу-ко-ра (кожура), ди-гроз (грозди).

«Слово в слове». Какое одно и то же слово «прячется» в словах веточка, косточка, листочка? (Точка.)

«Спрятанные слова». Виноград (град, вино, ноги, рад, дар, нива, гори), малина (мал, Лина, Алина, Нил, мил, ил, налим, лама).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Игра «Чудесный мешочек».

Узнайте фрукты на ощупь. Какой плод самый глад­кий? Какой плод имеет шероховатую поверхность?

Сравните по весу. Какой из фруктов самый легкий, а какой - самый тяжелый?

Узнайте фрукты по вкусу. Какой плод самый мягкий? Самый твердый? Самый сочный? Что сочнее - ягоды или фрукты?

Узнайте фрукты по запаху. Сравните фруктовые аро­маты.

Выберите и назовите все фрукты желтого, оранжево­го, красного и других цветов.

Подберите фрукты, похожие на круг и овал.

Соедините части разрезанных фруктов. Найдите кусо­чек, половинку и четвертинку яблока, груши. Найдите дольку лимона, апельсина, зернышко граната.

Что выше - фруктовое дерево (яблоня) или ягодный куст (крыжовник)? Что ниже - куст земляники или куст смородины? Чем отличаются фрукты от ягод? Сравните фрукты и ягоды по величине. Какая ягода или фрукт самые маленькие?

Когда это бывает? (Яблоня в разное время года: в цве ту, покрытая зелеными листьями и яблоками, с желты ми листьями и без листьев.)

Что сначала, что потом? Расставьте слова по порядку: яблоня, яблоко, семечко, росток, саженец.

Положите яблоко между апельсином и лимоном, гру­шу между сливой и гранатом и др.



Работа с картинками.

Что художник нарисовал неправильно? (Фрукты рас крашены неправильно.)

Найдите вторую половинку яблока, груши и других фруктов. (Соотнесение по цвету и величине.)

Составьте яблоко, грушу и др. из частей. (Составить картинку, разрезанную на несколько частей.)

Соедините фрукты со стаканами сока (соотнесение по цвету). Какой сок в стакане?

Что нужно для компота и салата? (Соедините овощи с салатницей, а фрукты с кастрюлей.)

«Цветы, плоды и листья». (Соотнесение цветов, листь­ев и плодов с названием определенного фруктового дере­ва или кустарника.)

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Какого фрукта не хватает в ряду? В первом ряду кар­тинки с изображениями яблока, лимона, груши и сли­вы. Во втором ряду - яблока, лимона и сливы. В тре­тьем - лимона, груши и сливы. В четвертом - яблока, груши и сливы. Назовите фрукты, пропущенные в каж­дом ряду.

Игра «Бывает - не бывает».

Клубника растет на дереве. Вова съел сладкий лимон. Я видела фиолетовый апельсин. Из земляники свари­ли варенье.

Щи сварили из груш. Из фруктов сварили компот. Мы ели сушеный виноград. Мы ели яблочное варенье. В бочке засолили груши. Дети пили сливовый сок.

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такие фрукты: яблоко, лимон, апельсин...

Цепочки слов.

Послушайте, запомните и повторите слова, гранат, хурма, слива, виноград, яблоко, груша Послушайте слова еще раз. хурма, слива, виноград, яблоко, груша Какое слово исчезло из ряда?

малина, земляника, крыжовник, смородина, клубни­ка, виноград



Какое слово исчезло из ряда?

земляника, крыжовник, смородина, клубника, виноград

Запомните эти слова: виноград, персик, груша, апельсин, ли­мон, яблоко.

Я буду говорить слова-подсказки, а вы - назы­вать фрукты или ягоды.

лоза - (виноград) дольки - (апельсин, лимон)

лампочка - (груша) косточка - (персик) земля - (земляника) чай - (лимон)

Кто больше запомнит?

Перед детьми выкладываются фрукты или их изобра­жения, дается установка на запоминание, а затем они закрываются. Дети должны назвать как можно больше названий фруктов.

Игра «Что изменилось?». Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Дети на­зывают, какие фрукты появились.

Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: ягоды, фрукты, овощи и цветы. Одна из групп предме­тов убирается. Какой группы предметов не стало?

Кто больше запомнит?

Произносится четыре - шесть названий ягод (крыжов­ник, смородина, клубника, малина), цветов (гвоздика, роза, ромашка, колокольчик, маргаритка) или фруктов (груша, яблоко, лимон, апельсин, мандарин). Дети подбирают и раскладывают картинки в той же последовательности.

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ К ЗАДАННОМУ РОДО ВОМУ ПОНЯТИЮ

Назовите одним словом.

банан, ананас, абрикос, персик, слива, вишня, груша, яблоко (фрукты)

гвоздика, ромашка, тюльпан, нарцисс (цветы) смородина, калина, крыжовник, земляника (ягоды)

Педагог бросает мяч и называет слова, принадлежащие к той или иной родовой группе. Ребенок ловит мяч и называет обобщающее слово. Например, яблоко - фрукт, капуста - овощ, персик - фрукт, клубника - ягода, подберезовик - гриб.

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

«Четвертый лишний».

вишня, слива, огурец, гранат

помидор, апельсин, мандарин, яблоко

банан, кабачок, перец, баклажан

роза, ромашка, малина, мак

смородина, крыжовник, горошина, клубника

Назовите общий признак у фруктов.

персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри кос­точку)

яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

слива и лимон (похожи на овал)

апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

Составьте логические цепочки со словами.

яблоко, сахар, крышка, банка яблоня, гусеницы, скворцы, листья клубника, варенье, чай, розетка

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Представьте, что вы попали в Волшебный Сад. По­фантазируйте, что вы можете там увидеть. В Волшебном Саду вы увидели яблоки величиной с арбуз. Что вы бу­дете с ними делать?

Придумайте диалоги.

Что могла бы сказать Вишенка девочке Даше? («Осто­рожно, не проглоти мою косточку!», «Будь осторожна, когда меня ешь, ты можешь сломать зуб».) О чем гово­рили между собой цветущие Яблони?

Что могла бы сказать Коле Яблоня, увидев, что он ест немытое яблоко? О чем могли говорить между собой упав­шие Сливы? Что сказали Плодовым Деревьям Скворцы, прилетевшие с юга? Что говорит Божья Коровка Листь­ям Смородины?

Сочините чистоговорки.

Кос-кос-кос, в саду вырос (абрикос). Кос-кос-кос, залез в корзинку (абрикос). Пот-пот-пот, мама сварила (компот). Цы-цы-цы, прилетели в сад (скворцы). Ели-ели-ели, на деревья они (сели). Ад-ад-ад, они спасут наш (сад). Рад-рад-рад, едим мы сладкий (виноград). Наты-наты-наты, мы едим (гранаты).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Фрукты. Ягоды. Цветы. Сад».

Что такое сад? Почему сад назвали фруктовым? (По­тому что в нем растут фруктовые деревья.) Какие фрук­товые деревья растут в саду? Чем отличается сад от ого­рода? Зачем человеку фрукты? Какие фрукты полезнее для здоровья человека - сырые или консервированные?

Что надо сделать с фруктами, прежде чем их съесть или приготовить? Почему нельзя есть немытые фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Как можно сохранять фрукты зимой? (Их можно положить в холодное место, заморозить, высушить и законсервировать.) Какие фрук­ты можно сушить? Как называются сушеные фрукты? (Сухофрукты.) Как называется сушеный виноград? Как называются сушеные абрикосы? (Без косточек - кура­га, а с косточками - урюк.) Почему сушеные сливы назвали черносливом?

Какие ягоды можно вырастить в саду? На чем растут смородина, крыжовник, жимолость, облепиха и другие ягоды? (На кустах и кустарниках.) На чем растет клуб­ника и земляника? (На кустах и кустиках.) На чем рас­тет виноград? (На виноградной лозе.) Как называется место, где растет виноград? (Виноградник.)

Что сажают для украшения сада? (Декоративные кус­ты и цветы.) Какие декоративные кусты вы знаете? (Си­рень, жасмин, акация.) Почему эти кустарники называ­ются декоративными? (Потому что они украшают сад и радуют людей своими ароматными и красивыми цветами.)

Какие садовые цветы вы знаете? Зачем люди выра­щивают цветы? Где растут цветы? (На клумбах и газо­нах.) Кто выращивает цветы? (Цветовод.) Зачем нужны в саду лужайки? Что высевают на лужайке?

Что нужно для того, чтобы в саду выросли цветы, ягоды и фрукты? (Почва, свет, тепло и влага.) Как люди заботятся о деревьях? (Они удобряют и рыхлят почву вокруг деревьев, обрезают сухие сучья и ненужные вет­ки, уничтожают вредителей сада.) Зачем весной белят стволы деревьев? (Светлая кора меньше нагревается на солнце, и дереву от этого прохладнее в жаркую летнюю погоду, на побеленных стволах не любят селиться вред­ные насекомые.) Зачем на зиму нужно обвязывать ство­лы деревьев? (Чтобы зайцы не сгрызли кору и стволам деревьев было теплее в лютые морозы.)

Как называются профессии людей, которые разводят сады и ухаживают за ними? (Садовод и садовник.) Как должны люди относиться к деревьям и цветам? (Береж­но, заботливо, с любовью.) Знаете ли вы, что деревья и цветы, так же как животные и люди, любят, чтобы им говорили ласковые, нежные и добрые слова?

Есть ли у человека помощники? Кто они? (Птицы и насекомые.) Как птицы помогают человеку? Что случит­ся, если в саду появится много гусениц? (Они съедят все листья, и сад не будет плодоносить.) Как человек может отблагодарить скворцов за помощь? (Развесить в саду скворечники.) Каких полезных насекомых можно увидеть в саду? (Божьих коровок.) Почему их можно назвать полезными? (Потому что они уничтожают тлю.) Как люди должны к ним относиться?

В какое время года цветут фруктовые деревья? Поче­му нельзя рвать цветы с фруктовых деревьев? Каких насекомых можно чаще других встретить в цветущем саду? (Пчел, шмелей и ос.) Как зависит урожай фруктов от количества этих насекомых? Почему пчеловоды пред­почитают ставить улья в садах?

Хорошо это или плохо, если на нашей планете будет расти много фруктовых садов? Что ты сделаешь для того, чтобы на земле было много садов?

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

ВИШНЕВЫЙ САД

Посадили вишенку
Раннею весной,
Напоили вишенку
Талою водой.
Подрастала вишенка
Много лет подряд.

Расцвела, красавица! -

Люди говорят.

Мы подружек вишенке

Посадили в ряд.

Радует прохожих

Наш вишневый сад.

Л. Герасимов

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разделю,
Яблоко с другом своим разделю.

ЯГОДКА ПО ЯГОДКЕ

Собирала я в лесу
Ягоду малину.
Я домой не донесу
Полную корзину.
Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке -
Дело продвигается,
Ягод убавляется...
Солнце греет горячо,
Далека дорога.
Не отведать ли еще
Ягодок немного?

Ягодка по ягодке,
Ягодка по ягодке -
Тают, как снежинки,
Ягоды в корзинке.
Закатилось солнышко,
Показалось донышко,
А на донышке видна
Только ягодка одна.
Не идти же с ней домой,
Съем ее - и с плеч
Долой.

Н. Саконская

Яблоня, яблоня!
Где же твои яблоки?
Заморозил их мороз?
Или ветер их унес?
Или молния свалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?

Куда они пропали?
- Не морозил их мороз,
И не ветер их унес,
Не спалило их огнем,
Града не было с дождем,
Птицы их не поклевали...
Дети оборвали!

Сербская песенка
Перевод С. Маршака

Окапывали вишни.

Сергей сказал: -Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Бежит Сережа в сад.

Ну, нет, теперь ты лишний! -

Ребята говорят.

ЯБЛОНЬКА

Маленькая яблонька
У меня в саду,
Белая-пребелая,
Вся стоит в цвету.

Я надела платьице
С белою каймой.
Маленькая яблонька,
Подружись со мной!

И. Токмакова

Это яблоневый сад,
Это яблоневый сад.
Щеки яблоки надули
И под листьями висят.

Такое буйство!
Тут властвуют
Цветы.
Тюльпанами

Любуйся.
Нарциссами
Любуйся
До самой
Темноты!

Е. Благинина

МАЛЬЧИК И ДЕРЕВО

Дерево,
Послушай,
Подари мне
Грушу!

Всей листвой на солнце

Дерево смеется:
- Ветку, мальчик, не тряси.
Нету груши у меня.
Лучше яблок попроси,
Я ведь - яблоня.

О. Дриз
Перевод Г. Сатира

Поспела малина
И нас поманила,
Красна, и вкусна,
И сока полна.
Пришли мы и сразу
Наполнили тазик.
Горит костерок,

Стоит таганок.
Имейте терпенье,
И будет варенье.
Мы с мамой сидим
И пенки едим.
И смотрит со взгорка
Малина, как зорька.

Б. Егоров

КРАСНОЕ ЯБЛОЧКО

Яблони в печали
Ветками качали:
Наши яблочки, как мед,
А никто их не берет.
Тут одно висеть устало,
На зеленый луг упало,

Покатилось по дорожке
Прямо Машеньке под ножки.
Маша яблочко нашла,
Маша красное взяла,
Покрутила, повертела
И... съела.

* * * Б. Бояринов

Зерна красные горят,

Сок готовит нам гранат.

Сок гранатовый густой,

В нем луч солнца золотой.

Как птенец, птенец пушистый,

Персик розовый, душистый.

Украшенье сада -

Гроздья винограда.

Не растут средь белых льдин

Апельсин и мандарин,

А растут они на юге,

Далеко от белой вьюги.

В каждой дольке сладость.

В каждой дольке радость.

А лимон - родной их брат -

Все же будет кисловат.

Но зато, как Айболит,

От болезней исцелит...

Б. Степанов

ТЮЛЬПАНЫ

Нарядились все тюльпаны
В разноцветные кафтаны,

И у каждого наряд
Очень ярок и богат!

гвоздички

Мы - гвоздички красные,
Лепестки атласные,

Стройненькие ножки,
Зеленые сапожки.

колокольчик

В модной шляпке голубой
Колокольчик озорной.

С кем ни повстречается -
До земли склоняется!

Хрупкая, неясная,
Вся белоснежная,

Золотой завиток
Украшает цветок.

С холодом и ветром
Вновь дожди пришли.
А в саду, как летом,
Астры расцвели!

Даже под холодным
Проливным дождем
Долго астры радуют
Нас цветным ковром.

Л. Герасимова

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Желтый, круглый, ты откуда?

Прямо с солнечного юга.
Сам на солнышко похож.
Можешь съесть меня, но только
Раздели сперва на дольки.

Как меня ты назовешь?

(Апельсин)
Г. Сапгир

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

Синий мундир,

Желтая подкладка,

А в середине - сладко.

Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем - гладко,
А откусишь - сладко.

(Яблоко)
И. Котляров

Родилась она зеленой
На цветущей белой кроне.
А потом росла, краснела.
Как созрела - посинела.

(Слива)
И. Котляров

Ветер дул что было сил -
Только их не погасил.
Долго дождик моросил -
Тоже их не погасил.

И теперь доволен сад,
Что на всех ветвях подряд
Искры сладкие горят.

(Вишни)
И. Котляров

Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.

Маленькая печка

С красными угольками.

Каждый листик - как ладошка.
Схож он с бусами немножко.
Был зеленым, а поспел он -
Стал янтарным, красным, синим.

(Виноград)

Была зеленой, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, -
И вот теперь - я спелая.

(Смородина)

ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ животное кошка кот котенок собака пес щенок корова бык теленок лошадь конь жеребенок мул осел ишак осленок овца баран ягненок свинья поросенок верблюд олень як кролик лама буйвол скот части тела голова шея туловище холка рот пасть ухо глаз борода грива рог усы нога лапа копыто коготь хвост шкура место проживания двор клетка конура сарай ферма коровник конюшня ипподром конезавод свинарник овчарня загон вольер пастбище выгон навес место обитания луг горы высокогорье пустыня тундра профессии фермер скотник свинарка телятница доярка овчар чабан конюх пахарь
жокей пастух оленевод погонщик отношение человека забота уход любовь радость ответственность ласка терпение доброта внимательность дружба преданность привязанность верность привычка прочие слова молоко мясо сало жир щетина кожа шерсть пух охрана поиск стадо отара табун кличка порода скакун голоса животных хрюканье мычание ржание рык блеяние меканье лай имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ жвачный домашний молочный мясной копытный ездовой гужевой верховой каракулевый горбатый меховой сторожевой охотничий пожарный декоративный розыскной служебный породистый крупный худой бодливый лохматый шелковистый курчавый густой пушистый теплый мягкий шершавый гладкий кудрявый смирный ушастый послушный грациозный ловкий выносливый забавный смешной ласковый верный доверчивый кошачий собачий коровий лошадиный олений козий верблюжий кроличий свиной овечий фермерский хозяйский ГЛАГОЛ мяукать мурлыкать мычать ржать блеять лаять хрюкать мекать визжать жмуриться бегать резвиться скакать валяться рыть выпускать обмахиваться пастись жевать пережевывать грызть лакать пить охранять ласкаться дружить
лизать заботиться доить запрягать дрессировать накормить напоить приручить приласкать выпустить ПРИЧАСТИЕ лающий мяукающий мычащая хрюкающий накормленный свисающий торчащий ласкающий угнанный запряженный резвившийся ускакавший НАРЕЧИЕ вскачь рысью трусцой верхом галопом ласково заботливо постоянно всегда лениво бесшумно радостно тихонько украдкой

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите мимикой и жестами отношение разных лю-
дей к животным: хозяин косит траву для коров, забот-
ливый конюх чистит и причесывает коня, хозяйка нали-
вает молоко в миску для котенка. Выразите состояние
хозяйки, у которой пропала собака, кошка или коза.

■ ОБРАЗНО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ

Изобразите ласковую кошечку, игривого жеребенка;
довольную, полакомившуюся капустой козочку; бодливую
корову, грозного быка, поросенка, валяющегося в грязи,
и верблюда, идущего по пустыне. Представьте и покажи-
те мимикой состояние собаки, которую выгнали из дома,
голодного котенка, просящего молочка у своей хозяйки.

■ ОБЫГРЫВАНИЕ СИТУАЦИЙ

«Кошка и мышка». Изобразите мышонка, попавшего
в лапы кошки, и довольную кошку. Покажите хитрого
мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.

«На лугу». Изобразите животных, пасущихся на лугу.
«Мы едем, едем, едем». (Имитация езды на разных
животных.)

■ ПЛАСТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТИХОТВО-
РЕНИЙ

Скачут кони по полям.
Ох и весело коням.

А. Ахундова

ЕЖИК И БЫЧОК

Встретил ежика бычок
И лизнул его в бочок.
Но, лизнув его, бычок

Уколол свой язычок.

А колючий еж смеется:

В рот не суй что попадется!

А. Воронько

ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Плачет киска в коридоре,
У нее большое горе:

Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.

Б. Заходер

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

Выполняйте действия и движения пальчиками и руками в
соответствии со смыслом текстов.

Идет коза рогатая. (Вытягиваем указательный палец
и мизинчик так, чтобы получились «рожки».)

Глазками - хлоп, хлоп. (Кисти рук сжимаем и раз-
жимаем.)

Ножками - топ, топ. (Средний и безымянный пальцы «бе-
гут» по столу, а указательный и мизинец - вытянуты.)
Кто каши не ест?
Молока не пьет?
Забодаю, забодаю!

Вот собачка Жучка, хвостик закорючкой. (Поднять
большой палец вверх - это Жучкино ухо. Остальные
четыре пальца сложить вместе - это собачья морда.
Ритмично опускать и поднимать мизинчик - Жучкин
рот открывается и закрывается.)

Вот серенькая кошечка села на окошечко. (Сжать
пальцы в кулачок, чуть-чуть приподняв мизинчик и ука-
зательный пальчик.)

Формирование
лексико-грамматического строя речи

■ Синонимы

Назовите слова, близкие по значению,- «слова-приятели».

дружба - верность, преданность, привязанность
домашние животные - четвероногие, скот
рот - пасть

собака - пес, дворняжка
конь - скакун

ехать быстро - мчаться, гнать, мчать, скакать, нестись

ехать медленно - тянуться, тащиться

поехать - покатиться, помчаться, понестись, покатить

■ АНТОНИМЫ

Назовите слова, противоположные по значению,- «слова-
неприятели».

верность - предательство
ласка - грубость
пушистый - гладкий

бородатый - безбородый
злобный - добродушный
запрягать - распрягать

рогатый - безрогий
сердитый - ласковый
послушный - озорной
быстрый - медлительный

ускакать - прискакать
галопом - трусцой
быстро - лениво
зло - ласково

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в род-
ственных словах?

корм, кормилец, кормовая, кормить, кормящий
корова, коровушка, коровник, коровий
собака, собаковод, собачий
ферма, фермер, фермерский

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Скажите по-другому.

кот - котик, коток, котище
лошадь - лошадка, лошадушка
хвост - хвостик, хвостище
собака - собачка, собачонка
корова - коровка, коровушка
шерсть - шерстка
рыжий - рыженький
мягкий - мягонький
пушистый - пушистенький
пестрый - пестренький

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух.

питаются молоком - млекопитающие
поить водой - водопой

(тащит) тяжелый воз - тяжеловоз (конь)

четыре ноги - четвероногие

траву едят - травоядные

два горба - двугорбый (верблюд)

быстрые ноги - быстроногий

острые глаза - остроглазый

гладкая шерсть - гладкошерстный

дружбу любит - дружелюбный

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ

Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один - много».

один котенок - котята - много котят

один верблюжонок - верблюжата - много верблюжат

один баран - бараны - много баранов

одна лошадь - лошади - много лошадей

одна корова - коровы - много коров

одна овца - овцы - много овец

одна лама - ламы - много лам

одно животное - животные - много животных

Ответьте на вопросы.

Без чего не бывают лошади? (Без гривы, ног, копыт.)

А кошки? (Без острых когтей, зубов.)

А верблюды? (Без горбов.)

А кролики? (Без длинных ушей.)

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словом кот.

От-от-от, у нас в доме живет (кот).
Та-та-та, очень любим мы (кота).
Ту-ту-ту, молочка дадим (коту).
Та-та-та, прячьтесь, мышки, от (кота).
Том-том-том, поиграем мы с (котом).
Те-те-те, мечтает друг мой о (коте).

Сочините чистоговорки со словами собака, щенок, баран, овца.

Ответьте на вопросы.

Чем кормят домашних животных?

корову - травой (летом), сеном (зимой)

лошадь - травой, сеном и овсом

козу - травой, сеном и молодыми ветками

овцу - травой и сеном

верблюда - верблюжьими колючками

свинью - клубнями и листьями растений

кролика - капустой, картошкой и ботвой

собаку - мясом с косточкой

кошку - молоком, рыбой и сосиской

За кем ухаживают люди данных профессий?

конюх - за лошадьми чабан - за овцами
свинарка - за свиньями оленевод - за оленями
погонщик - за верблюдами

Кто чем защищается?

лошадь - копытами

корова, бык, козел, олень - рогами

кошка - когтями
собака - зубами
баран - лбом и рогами

Исправьте ошибку.

Ваня убегает от (собаку). Галя гуляет с (собака.)

Хозяева заботятся о (собаке, кошки, лошадь, козе).

Хозяйка ухаживает за (корова), конюх - за (лошадь),
свинарка - за (свинья).

Летом надо накосить травы для (корова, коза, конь).
Трудно в деревне прожить без (корову, козу, лошадь).
Дети поют песенки про (кошки, коровы, лошадки).

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких домашних животных можно сказать мой, твой,
наш, ее, его? (Котенок, щенок, пес.)

О каких домашних животных можно сказать моя, твоя,
наша? (Корова, лошадь, овца, кошка.)

Я скажу мое, твое, наше, а ты подбери слова. (Седло,
животное.)

Мои, твои, наши, их (котята, лошади, ягнята).

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

Сосчитайте, сколько рогов у коровы. Сколько ног у лошади?

Сосчитайте детенышей животных.

два (теленка), пять (телят)
три (щенка), пять (щенков)
четыре (поросенка), шесть (поросят)
два (крольчонка), пять (крольчат)

Придумайте загадку-описание «Угадай, кто я».

лохматый, бодливый, рогатый, упрямый (козленок)
маленький, кудрявый, слабенький (ягненок)
бодливая, рогатая, крупная, черная, смирная (корова)
пушистая, игривая, ласковая, полосатая (кошка)

Скажите по-другому.

Корова мычит. (Мычащая корова.)
Пес лает. (Лающий пес.)

Жеребенок резвится. (Резвящийся жеребенок.)
Кошка мяукает. (Мяукающая кошка.)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Кировская средняя общеобразовательная школа № 2»

Занятие

«Кто ясно мыслит – ясно излагает»

Занятие разработала

практический психолог

ГБОУ СОШ № 2

Мороз Ю.С.

Цель – развитие познавательных способностей детей, словесно-логического мышления.

Задачи:

    Развитие коммуникативных навыков.

    Развитие операций мышления, умения строить логические связи.

    Увеличение словарного запаса.

Упражнение «Азбука добрых слов»

Цель: создание доброжелательной обстановки на занятии, развитие коммуникативных навыков

«Улыбнитесь!»; «Ска­жите добрые слова друг другу». Вспомните доб­рые, хорошие слова, которые вы знаете, и скажите их своему соседу.

Упражнение «Говори наоборот»

Цель: развитие логического мышления, умения определять антонимы.

Выучите с детьми стихотворение:

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь - («низко»),

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь - («близко»).

Скажу тебе я слово «трус»

Ответишь ты - («храбрец»),

Теперь «начало» я скажу

Ну, отвечай - («конец»).

ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ

БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ

КРАСИВЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ

ПУСТОЙ - ПОЛНЫЙ

ХУДОЙ - ТОЛСТЫЙ

УМНЫЙ - ГЛУПЫЙ

ТРУДОЛЮБИВЫЙ - ЛЕНИВЫЙ

ТЯЖЕЛЫЙ - ЛЕГКИЙ

ТРУСЛИВЫЙ - ХРАБРЫЙ

БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ

ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ

ШЕРШАВЫЙ - ГЛАДКИЙ

Упражнение «Бывает – не бывает»

Цель: развитие внимания, навыков построения логических умозаключений.

Психолог называет какую-нибудь ситуацию, а дети должны громко сказать «да» или «нет». Ситуации могут быть разными.

Папа ушел на работу. Лодка плывет по небу.

Поезд летит по небу. Девочка рисует домик.

Кошка хочет есть. Домик рисует девочку.

Человек вьет гнездо. Ночью светит солнце.

Почтальон принес письмо. Зимой идет снег.

Зайчик пошел в школу. Зимой гремит гром.

Яблоко соленое. Рыба поет песни.

Бегемот залез на дерево. Корова жует траву.

Шапочка резиновая. Мальчик виляет хвостом.

Дом пошел гулять. Хвост бежит за собакой.

Туфли стеклянные. Кошка бежит за мышкой.

На березе выросли шишки. Петух играет на скрипке.

Волк бродит по лесу. Ветер качает деревья.

Волк сидит на дереве. Деревья водят хоровод.

В кастрюле варится чашка. Писатели пишут книги.

Кошка гуляет по крыше. Строитель строит дом.

Физкультминутка «У меня спина прямая»

Цель: снятие напряжения, формирование правильной осанки.

У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

Я хожу с осанкой гордой.

(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз, два, три, четыре

(Повороты туловища.)

Три, четыре, раз, два.

Упражнение «Чем похожи и чем отличаются».

Цель: научить сравнивать и находить различия в предметах или понятиях.

Детям предлагается сравнить между собой различные понятия или предметы. Необходимо найти как можно больше различий и общего.

Капуста и морковка;

Слива и персик;

Кошка и мышка;

Чашка и стакан;

Бабочка и птица;

Самолет и ворона;

Кастрюля и тарелка;

Собака и волк;

Стул и кресло;

Книжка и тетрадь;

Мотоцикл и велосипед.

Упражнение «Кто летает».

Цель: развитие навыков анализа.

Психолог говорит: «Сейчас мы выясним кто(что) способен летать, а кто(что) не способен. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если я назову, кто летает, например, бабочка, отвечайте: «Летает», и покажите, как она это делает (поднимите руки вверх). Если же я спрашиваю: «Поросенок летает?» - молчи и не поднимай руки вверх».

Слова: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, комар, муха, лодка, утюг, стол, вертолет, cобака, ковер, воздушный змей, попугай, жираф, воздушный шарик, листок, летучая мышь, виноград, мяч, Чебурашка, смерч, воздушный шар.

Физкультминутка «Зайцы»

Цель: снятие напряжения, развитие внимания.

Зайцы скачут:

Скок-скок-скок!

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают:

Не идет ли волк.

Раз - согнуться, разогнуться,

Два - нагнуться, потянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Дети выполняют движения по тексту.

Упражнение «Продолжи предложение».

Цель: развитие умение устанавливать логические связи.

Детям предлагается продолжить предложение с определенным смыслом.

Соль соленая, а сахар…

Тропинка узкая, а дорога…

Помидор красный, а огурец…

Ты ходишь ногами, а кидаешь…

Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки…

Небо синее, а трава ….

Лимоны кислые, а арбуз…

Хлеб – это еда, а стол – это…

Ночью темно, а днем…

Деревья большие, а цветы…

Молоко белое, а мясо…

В треугольнике три стороны, а в четырехугольнике…

Рефлексия занятия.

Поднимите руку те, у кого хорошее настроение.

Поднимите руку те, кто хочет спать.

Поднимите руку те, кому понравился урок.

Ребята, а что вам больше всего понравилось, запомнилось?

Используемая литература:

    Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

    Ольга Машталь. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений и игр. (+ CD). – СПб.: Наука и Техника, 2007. – 256 с.

    Психолог - 2007. - № 33 – стр. 8 – 17.

    Психолог – 2007. - № 44 – стр. 3 – 7.

    Психолог – 2010. - № 40 – стр. 13 – 17.

Воспитатель берет на себя роль ведущего, называет какой-либо признак (свойство, качество, внешний признак) фрукта или ягоды, спрашивает «Бывает?», кидает мяч ребенку, который должен сказать, бывает или не бывает, и бросить мяч воспитателю.

Работа с учебным наглядным пособием (с.18).

В.: А теперь посмотрите, что увидел К-М во фруктовом магазине. Назовите фрукты, которые продаются в магазине.

Сосчитайте апельсины, вишни, бананы, груши и в окошко сбоку справа и слева положите карточку, которая обозначает это число.

Чего больше: апельсинов или вишен? Что можно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Соединить парами, сосчитать и сравнить количества.) Поровну, по скольку? Хотя апельсины большие, а вишни маленькие, их поровну, по три.

Чего больше: бананов или апельсинов? Груш или апельсинов? Бананов или груш? Груш или вишен? Вишен или бананов? Какое число больше: «два» или «три»? Какое число меньше: «два» или «три»?

Физкультурная пауза. Пальчиковая гимнастика «Сливы».

Пальчик толстый и большой Средний палец

В сад за сливами пошел, Самый меткий,

Указательный с порога Он сбивает сливы с ветки.

Указал ему дорогу. Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

Работа с учебным наглядным пособием. (с.19)

Воспитатель предлагает рассмотреть сливы и рассказать, в каком месте на салфетке они изображены. Например, фиолетовая слива нарисована в центре, желтая слива – в правом нижнем углу.

В.: Какая слива больше: желтая или фиолетовая? Сравните их, используя предмет-посредник. Чтобы выбрать посредник, назовите геометрическую фигуру, на которую похоже изображение сливы на рисунке. Значит, предметом-посредником будет овал.

Воспитатель объясняет правила пользования фигурой-посредником для сравнения предметов по величине (больше – меньше). Сначала на глаз надо определить сливу, которая больше. Затем проверить правильность своего предположения. Для этого среди геометрических фигур найти фигуры такой же формы, как изображение сливы (овалы). Из трех овалов надо выбрать фигуру одинакового размера с меньшей сливой. Переложите ее на изображение большей сливы. Если овал окажется меньшего размера, то выбор был правильным.

Дидактическая игра «Найди свой дом».

Воспитатель предлагает детям найти дома для фруктов и ягод, которые нарисованы на картинках. Показывает карточки-дома, на которых обозначены признаки фруктов и ягод (рис.8): величина (большой домик, значит, живет большая ягода или большой фрукт; маленький домик – здесь живет маленький фрукт или маленькая ягода) и цвет (обозначен мазком желтого, зеленого, красного, оранжевого, фиолетового цвета). Для примера показывает картинку с маленьким бананом и картинку с большим бананом и предлагает найти им дома; объяснить, почему они сделали той выбор.



Карточки-дома раскладываются в разных местах групповой комнаты. Затем раздаются картинки (по одной) и под звуки музыки дети ищут дома для фрукта или ягоды, изображенной на их картинке. После выполнения действий картинки остаются «в домах», а воспитатель раздает следующую группу картинок.

Игра повторяется, пока все картинки (изображенные на них фрукты и ягоды) не найдут свои дома.

Занятие 11
ЛОВИСЬ, РЫБКА…

Образовательные задачи

«Количество и счет». Формировать представления: о количественном счете (о цели и правилах количественного счета); о числе «четыре»; о цифре 4 как знаке, обозначающем число «четыре» (уровень узнавания);

умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах четырех; определять итог счета; отличать процесс счета от его итога; обозначать количество из четырех объектов словом «четыре», согласовывая его с названием предметов в роде и числе, цифрой 4.

«Величина». Формировать представления: о величине (большой – маленький); о способах сравнения по величине;

умения сравнивать по величине изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (геометрической фигуры такой же формы, как изображение), соблюдая правила использования посредника; использовать слова «больше», «меньше» для обозначения выявленных в результате сравнения отношений объектов по величине.
«Геометрические фигуры и форма предметов». Формировать представления о геометрических фигур (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб), о форме предметов;



умения узнавать геометрические фигуры (треугольник) и называть их; различать форму предметов, обозначать ее с помощью называния геометрической фигуры, на которую она похожа.
Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение; действия сравнения, умения находить сходство и различия; глазомер; проявления творчества; настойчивость, внимательность, любознательность; познавательный интерес; графические умения (дорисовать, нарисовать).
Воспитывать: бережное отношение к природным ресурсам; интеллектуальные чувства; аккуратность.

Материал

Для дидактического игрового упражнения «Будь внимательным!» : изображения рыб из геометрических фигур (рис.9).

Рис. 9. Варианты выкладывания изображения рыб из геометрических фигур

Для демонстрационная цифра 4; разрезной материал (цифры и треугольники), цветные карандаши для каждого ребенка.
Для игры «Рыбак и рыбки»: шнур.

Ход занятия
1.Дидактическое игровое упражнение «Будь внимательным!».
Воспитатель предлагает познакомить К-М с рыбами, которые живут в наших водоемах. Рыб очень много. Чтобы различать их, надо быть очень внимательным. Поэтому давайте вместе поиграем в игру «Будь внимательным!». Воспитатель вывешивает по очереди на доске изображения рыб из геометрических фигур и просит назвать геометрические фигуры, из которых составлено изображение рыбы (рис.9).
После игры рассказывает четверостишие:
Рано утром из реки
Ловят рыбу рыбаки.
Много рыбы наловили
И ее в ведро сложили.

(с. 20).
Воспитатель предлагает рассмотреть рыбу, которую наловили и сложили в ведро рыбаки. Чтобы назвать рыбу, надо отгадать загадки.

Он в самом омуте живет Полосатая, зубастая,
Хозяин глубины. Под водой рыщет,

Имеет он огромный рот Маленьких рыбок ищет(Щука).

И длинные усы (Сом).

Колюч, а не ёж. От зубастых щук таясь,
Для ухи зато хорош. Стороной проплыл … (Карась).
Это рыбка небольшая,

А зовется она – … (Ерш).

В.: Сколько поймали ершей? Сомов? Щук? Карасей?

Воспитатель показывает демонстрационную цифру 4.

В.: Это цифра 4. Люди пользуются ею тогда, когда хотят записать число «четыре». Эта цифра – знак для обозначения числа «четыре». Если мы видим цифру 4, то можем не считать, а сразу сказать, что здесь четыре предмета.

Предлагается рассмотреть нарисованные с цифрой 4 изображения и назвать предметы с числом «четыре»: 4 щуки, 4 ведра, 4 удочки. Те предметы, которые названы, закрыть карточками с цифрой 4.
3.Физкультурная пауза.

Дети выполняют движения под стихотворение:

Щука в озере жила, Пригласила трех ершей.
Червячок с крючка сняла. Говорили всем ерши:

Наварила щука щей, – Щи у щуки хороши!

4.Работа с учебным наглядным пособием (с. 21)

Воспитатель рассказывает:

Стеклянный домик на окне

С прозрачною водой,

С камнями и песком на дне

И с рыбкой золотой.

В.: Что это?(Аквариум). Посмотрите внимательно на рыбок. Одинаковые рыбки или разные? Чем они похожи? Чем отличаются? Какая из них больше: синяя или желтая? Какая меньше? Чтобы ответить, сравните рыбки, пользуясь фигурой-посредником. Чтобы выбрать посредник, назовите геометрическую фигуру, на которую похоже изображение рыбки на рисунке. Значит, предметом-посредником будет треугольник.

Воспитатель напоминает правила пользования фигурой-посредником для сравнения предметов по величине (больше – меньше). Сначала на глаз надо определить рыбку, которая больше. Затем проверить правильность своего предположения. Для этого среди геометрических фигур найти фигуры такой же формы, как изображение рыбки (треугольники). Из трех треугольников надо выбрать фигуру одинакового размера с меньшей рыбкой. Переложите ее на изображение большей рыбки. Если треугольник окажется меньшего размера, то выбор был правильным.
В.: Нарисуйте в аквариуме еще две рыбки, но так, чтобы они не были похожи друг на друга. Сколько всего рыбок плавает в аквариуме?
Рассмотрите веселых рыбок с зонтиками. Найдите две одинаковые рыбки. Соедините их линией. Найдите зонтик, непохожий на другие. Чем он отличается?

Игра «Рыбак и рыбки».

Проводится подвижная игра, в которой роль рыбака берет на себя воспитатель(кружится на месте со шнуром в руках, пытаясь поймать детей-рыбок, стоящих по кругу).Те дети, до которых дотронулся шнур, выходят из круга. Когда пойманы 4 ребенка, все считают «улов».

Занятие 12

ДЕНЬ И НОЧЬ

Образовательные задачи

«Количество и счет». Формировать представления о порядковом счете (о его цели, правилах);

«Величина». Формировать представления о величине; о сериационных (упорядоченных по величине) рядах;

умения сравнивать на глаз изображения объектов по величине; определять отношения по величине между изображениями объектов; строить сериационные (упорядоченные) по величине ряды из четырех элементов, графически их показывать (соединять линиями со стрелками изображения по порядку); обозначать словами размерные отношения (по величине) между элементами ряда в возрастающем и убывающем порядке.

«Пространство». Формировать представления о пространственном положении «за», пространственных направлениях: «справа налево», «от … к …»;

умения определять пространственное положение объектов, считая справа налево, слева направо, последовательность следования объектов друг за другом.

«Время». Формировать представления о частях суток: «день», «ночь» (действия детей, явления живой природы); о моделировании частей суток при помощи условных изображений.

Развивать: внимание, восприятие, мышление, воображение, память; действия сравнения; умение группировать и классифицировать объекты по одному признаку (что бывает днем, что бывает ночью); умение находить сходство и различия; внимательность; познавательный интерес; графические умения (проводить соединительные линии, стрелки, раскрашивать).

Воспитывать: аккуратность.

Материал

Для дидактической игры «Рассели животных» : два обруча; карточки с условным обозначением леса (рисунок елки) и человека (рисунок фигуры человека); по 13 картинок с изображением диких (медведь, лиса, заяц, волк, лось, олень, енот, бобр, сова, орел, змея, белка, ёж) и домашних (корова, лошадь, свинья, собака, гусь, курица, кошка, индюк, утка, петух, коза, овца, осел) животных.

Для работы с учебным наглядным пособием: карандаши разного цвета.

Для игры-эстафеты «Составь портрет»: магнитная доска (фланелеграф), два демонстрационных изображения совы, составленных из геометрических фигур (рис.10), два комплекта геометрических фигур (соответственно изображению-образцу) на магнитах

(с подклеенной фланелью или бархатной бумагой) для каждой команды.

Рис. 10. Демонстрационные изображения совы

Для дидактической игры «День и ночь»: шапочка совы, два круг (белого и черного цвета) – модели дня и ночи.

Ход занятия

В.: Путешествуя по нашей планете, К-М побывал в лесах, полях, в гостях у разных людей. Видел много разных животных: птиц, зверей. Он подумал: есть дикие животные и домашние, но кто из них кто? Давайте поможем ему разобраться. А поможет нам в этом игра «Рассели животных».

1.Дидактическая игра «Рассели животных». Воспитатель раскладывает два обруча. В них выставляет карточки-модели и объясняет, что елка обозначает место, где живут дикие животные. Рядом с этой карточкой надо положить картинки, на которых нарисовано дикое животное (зверь или птица). Карточка с нарисованным человеком обозначает место, где расположились домашние животные. Рядом с ней надо положить картинки, на которых изображены домашние животные. Переворачивает картинки изображениями вниз и предлагает каждому ребенку взять две картинки, перевернуть их, посмотреть и положить в тот обруч, который подходит этому животному. Можно попросить объяснить выбор.

2.Работа с учебным наглядным пособием (с.22)

В.: Вот однажды К-М приехал в деревню и увидел там… А вот кого он там увидел вы узнаете, если отгадаете загадки:

Шапочка алая, В белом домике он жил,

Жилеточканетканая, Домик носиком разбил.

Кафтанчик рябенький, Стал он по двору гулять,

Детей созывает, Стал он зернышки клевать

Всех под крылья собирает (Курица ). (Цыпленок).

Сколько цыплят гуляет с мамой на зеленой лужайке?

Раскрасьте бантики: у самого маленького цыпленка желтым цветом; у того, что побольше, – красным цветом; у того, что еще больше, – синим цветом, а у самого большого – зеленым цветом. Расскажите про цыплят: «С желтым бантиком – самый маленький, с красным – побольше, … еще больше, … – самый …».

Покажите дорожку (проведи стрелки по порядку) от самого маленького цыпленка к самому большому.

Кто пришел к курице первым? Вторым? Третьим? Четвертым?

А теперь К-М позвал цыплят. Кто пришел к нему первым? Вторым? Третьим? Четвертым?

Сравните два ряда цыплят. Что изменилось?

Игры за столом, игры в помещении, игры со словами, дидактические игры в начальной школе

Незатейливые игры

Когда на улице дождь и нет возможности погулять, можно поиграть вот в такие незатейливые игры.

Русская народная игра «Мышка»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («мышку»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «мышку». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «мышка».

Игра «На опушке леса»

Сделать картину «Если бы я был деревом». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они деревья и корнями вросли в землю.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)

«Птицелов»

В центре — «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы»-дети ходят вокруг «птицелова» со словами:

В лесу, во лесочке,

На земле, на дубочке

Птицы весело поют:

«Ай, птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!»

«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.

Игра «Цветы»

Дети делятся на две команды. Каждый ребенок придумывает для себя название цветка и сообщает тихо воспитателю. Команды становятся друг против друга.

Команда детей: здравствуйте, «цветы»!

Команда «цветов»: здравствуйте, дети. Угадайте наши имена.

Дети по очереди перечисляют названия цветов, угаданные «цветы» отходят в сторонку. Когда все цветы отгаданы, игра закончена, можно поменяться ролями.

Игра «Окончи предложение»

Дети по очереди продолжают предложения.

Стоит Антошка на одной...

У Вани две..., а у гриба....

У стола и у стула четыре...

У стола ножки длинные, у дивана...

У гриба шляпка большая, у гвоздя...

Под соснами, под елками ползет клубок с...

У ежа иголки ежовые, у сосны...

У сосны и елки иголки круглый год-

Иголкой можно уколоться, она...

Таня гладит утюгом...

Таня погладила рукой...

У меня большая рука, а у Лены маленькая...

Таня пишет в тетради...

У стакана нет..., а у чашки есть...

У кастрюли две...

За ручку можно чашку...

Ручка есть у утюга, холодильника...

Игра «Бывает — не бывает»

Цель игры — учить рассуждать, аргументировать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.

Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел ее и довольный залаял: ав-ав! Так бывает? А как бывает?

Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «Мяу-мяу! И я хочу сметаны!» Так бывает?

Кот Васька ловит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?

Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее. Так бывает?

Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка возле норки и караулит. Так бывает? Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит их в холодильнике. Так бывает?

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово - фишка. Например: яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое... Груша, лиса, белка, ежик...

«Восстанови слова»

В записанных несколько необычным способам словах есть одинаковые слоги — первый и последний. Что это за слова? Восстановите их.

**но** **туш** **ри** **ат** **х** **леч**

(Заноза, катушка, царица, оратор, тахта, колечко.)

«Собери слова»

Дети могут сами подготовить все необходимое для этой игры. Сначала надо взять старые журналы и вырезать из них заголовки статей, которые написаны большими буквами. Затем эти заголовки разрезают на слоги и складывают в коробку из-под конфет или приклеивают в свободном порядке на ватман формата АЗ. Из коробки можно брать слоги и составлять из них слова. Это не только красиво, поскольку слова получаются цветными, буквы разного размера и разнообразные по написанию, но и очень интересно.

«Впиши гласные»

Эта ифа проводится на время. Участвовать могут несколько человек или вся группа (воспитателю только следует продумать, как всех учащихся снабдить карточками-заготовками, или просто на доске или ватмане сделать большую общую заготовку). За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше слов, вставляя гласные буквы:

м — к — (мука)

л — т — (лето или лото)

м — — к (маяк)

л — м — н (лимон)

д — р — г — (дорога)

— к н — (окно)

ст — к — н (стакан)

с — р — к — (сорока)

д — б (дуб)

з — г — дк — (загадки)

ч — д — с — (чудеса)

б — м — г — (бумага)

Игра «Путаница»

И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.

рти дямевед («Тримедведя».)

кто в похсага («Кот в сапогах».)

дорток боайлит («Доктор Айболит».)

тир понросека («Три поросенка».)

хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)

феноридо реог («Федорино горе».)

Игра «Пять слов на букву "л" из четырех букв»

Вспомните пять слов на букву «л» из четырех букв. Например, слово «лето»

л*** л*** л*** л*** л*** (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса.)

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на... (дубе).

Яблоки растут на... (яблоне).

Шишки растут на... (ели и сосне).

Грозди рябины растут на... (рябине).

Игра «Замени словосочетание словом-признаком»

Какой лист? Какие плоды?

Лист березы — березовый",

Лист дуба —

Лист липы —

Лист осины —

Лист клена —

Лист ивы —

Лист тополя —

Шишка сосны —

Шишка ели —

Ягоды рябины —

Игра «Четвертый лишний» (растения)

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.

Клен, рябина, ель, тюльпан;

береза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, смородина, черемуха, рябина;

осина, липа, дуб, ель;

сосна, тополь, рябина, ива;

липа, осина, клен, яблоня.

Игра в слова (деревья)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «береза» (дуб, липа, осина... яблоня). Объясните выбор каждого слова.

Словарь : желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, «тонкое дерево», темноствольная, шишка, пух, дубрава, стройная, ягоды, высокий, белоствольная, янтарь, антоновка, морозоустойчивая, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.

Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующее задание.

Вспомните, какие слова, подходящие для березы (дуба, липы, осины... яблони), вы слышали.

«Голоса птиц»

Угадайте, какая птица произносит такие звуки.

Кар-кар! (Ворона.)

Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)

Ча-ча-ча! (Сорока.)

Курлы-курлы! (Журавль.)

Свири-свир! (Свиристель.)

Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

Ку-ку! (Кукушка.)

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)

Синь-синь-синь! (Синица.)

Игра «Закончи предложения»

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится...

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

Игра в слова (птицы)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «воробей» (ворона, дятел, синица... утка). Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.