К какой группе народов относились славяне. Кто такие славяне и кто такие русские? Территории и племена восточных славян


Последние события на Украине вызвали оживленную дискуссию на тему отношений между славянами. Со всех сторон раздаются голоса, что россияне никогда не смирятся с утратой этих территорий, поскольку именно в Киеве зародилась их цивилизация. Призывы к солидарности славян звучали также во время конфликта в бывшей Югославии. Правда ли, что общие этнические корни накладывают отпечаток на современные отношения между государствами и народами?

«Бог возлюбит славян за то, что они до конца сохранят истинную веру в Господа. Он вознаградит их огромным благом - королевством русско-славянским. Россия сольется в единое море с другими землями и племенами славянскими и создаст огромный океан народов». Сбудется ли это предсказание православного святого начала XX века, или же сложное прошлое и раздоры славян (которых сейчас 280 миллионов) делают это невероятным?

Панславизм - явление не новое. Эта идея родилась в XIX веке в Чехии, которая входила тогда в состав Габсбургской империи. Чехи видели в объединении славян шанс на развитие собственной культуры и традиций, которые душила немецкая стихия. На тот же период пришелся и расцвет иллиризма - идеи объединения южных славян. Поскольку концепция панславизма нашла поддержку в России, ей сопротивлялись поляки: в Польше союз славян под предводительством царя воспринимался как конец надежд на собственное независимое государство. Неприязненное отношение поляков к панславизму усиливалось также страхом перед православием.

Это, конечно, не означает, что в Польше не было своих сторонников панславизма. К энтузиастам объединения славян относил себя, например, князь Адам Чарторыйский (Adam Czartoryski). Другой поляк, Юлиан Любиньский (Julian Lubliński), возглавил Общество объединенных славян - первую организацию, которая открыто провозглашала идеи панславизма. За славянскую общность высказывались консерваторы из патриотического лагеря, атеисты и даже неоязычники.

Разногласия в семье

Теоретические принципы панславизма подверглись проверке реальностью. Началось все оптимистически: в октябре 1912 года против Османской империи сложилась широкая коалиция южных славян, охватившая Болгарию, Черногорию и Сербию при поддержке Греции. Длившийся меньше года конфликт завершился выдавливанием турок с Балканского полуострова, однако он не скрепил славянского единства. Всего через несколько месяцев разразилась Вторая балканская война, в которой друг против друга выступили Болгария и Сербия с союзниками. Оставшиеся в одиночестве болгары быстро попросили заключения мира, отдав сербам часть Македонии.

По разные стороны фронта оказались славяне и в Первой мировой войне. Славянским жителям Австро-Венгрии и Германской империи пришлось воевать так, как решат за них их неславянские правители. Согласия не было и в странах, находившихся под управлением славян. Россия и Сербия оказались в Антанте вместе с Великобританией и Францией, а Болгария предпочла заключить союз с Габсбургами и Гогенцоллернами.

Разлом в «большой славянской семье» стал еще заметнее в годы Второй мировой войны. Советский Союз занял восточные территории Второй Польской Республики под предлогом обеспечения безопасности их славянского населения. Сама Польша тоже без особых колебаний заняла восточную часть Тешинской Силезии, когда «братская» Чехословакия пала жертвой политики Гитлера.

Вторая Мировая война пробудила скрытые антипатии между славянами. Волынский геноцид остается занозой в польско-украинских отношениях, поскольку сложно отнестись нейтрально к убийству десятков тысяч человек, среди которых были женщины и дети. Не менее чудовищные преступления совершали и хорватские усташи, воплощая в жизнь политику этнических чисток на Балканах. Их жертвами были в основном православные славяне, а масштаб и методы убийства потрясали даже немецких солдат.

Украинцы и поляки, хорваты и сербы - это всего два примера того, как национальные травмы брали верх над славянским единством. Национализм положил конец идеи панславизма, в чем мы смогли убедиться не только во время Второй мировой войны, но и в совсем недалеком прошлом. В начале 1990-х оказалось достаточно искры, чтобы народы Югославии в очередной раз ввязались в кровавый конфликт. Солидарность славян стала к тому времени пустым лозунгом, хотя на него ссылались все стороны. Любопытно, что даже польские публицисты, которые обычно неприязненно относились ко всем отсылкам к славянским корням, писали о гражданской или даже братоубийственной войне в Югославии.

Мягкая неприязнь

В разногласиях внутри славянской семьи нет ничего удивительного. В конце концов, в последний раз общий для всех праславянский язык использовался на рубеже V и VI веков. Как отметил один историк, «славяне использовали национальные языки, скорее, для разделения, чем для объединения».

Различия между славянами не ограничиваются языком или историей. «Славяне - это люди, которые называют себя славянами, но с биологической точки зрения к славянам можно отнести разные группы, которые изначально населяли Южную, Центральную и Восточную Европу. С точки зрения генетических и морфологических черт они больше отличаются от соседних групп, чем между собой», - поясняет антрополог и биоархеолог Януш Пионтек (Janusz Piontek).

К счастью, сегодняшняя неприязнь не принимает таких резких форм, как еще 20 лет назад. Но это не значит, что мы начали внезапно любить и уважать друг друга. Каждый поляк, посетивший Чехию, наверняка почувствовал высокомерие, с которым ее жители относятся к своим северным соседям. Представления о просвещенных чехах и отсталых словаках не смогло стереть даже совместное проживание в коммунистической авторитарной Чехословакии.

Ген склочности присутствует у южных славян. Если кому-то кажется, что сложно найти более драчливый народ, чем сербы, ему стоит присмотреться к маленькой Словении. Эта неприметная страна, которая ассоциируется у нас в основном со средиземноморским климатом и красивыми пляжами, уже много лет строит свою идентичность на полном отказе от своей югославской истории. Такая позиция отражается на отношениях Словении с остальными государствами региона. До 2009 года Любляна накладывала вето на стремления Хорватии стать членом ЕС, пытаясь добиться от нее согласия на изменение границ. А сербы и боснийцы всегда оставались для словенцев «темным людом».

Больше симпатии к своим соседям проявляют русские и белорусы. Еще в 2012 году отношение большинства жителей этих стран к полякам было положительным. На хорошем счету были поляки и у жителей Украины, несмотря на то, что год назад о своих симпатиях к украинцам говорил лишь каждый четвертый из нас. Последние события несколько изменили взаимное восприятие поляков, украинцев, белорусов и русских, хотя официальные контакты не всегда напрямую переносятся на межчеловеческие отношения.

Современные славянские сантименты находят отклик в основном в России. Очередным поколениям внушается идея о превосходстве русских над остальными славянскими народами. И хотя история Руси началась в Киеве, она смогла развиться в полную силу благодаря усилиям русских царей. Их миссией стало создание «Третьего Рима» и наделение цивилизацией не только украинцев и белорусов, но и всех остальных славян.

Однако в современной России панславизм популярен лишь в узких кругах, а элиты используют его самое большее в качестве подкрепления для текущей политики. О слабости этого движения свидетельствует, например, тот факт, что об организованном в январе 2014 года в Переяславле-Хмельницком Соборе славянских народов, сообщали лишь нишевые СМИ. Возможно, потому, что эта встреча не принесла каких-либо переломных решений. Российские, белорусские и украинские участники (при минимальном участии представителей других стран) приняли заявление, в котором призвали объявить 18 января днем Единства России, Украины и Белоруссии в этих трех странах. Маловато для чествования 360 годовщины Переяславского договора, в результате которого Украина оказалась под владычеством России.

После распада Чехословакии и Югославии славянское единство можно уже назвать несбыточной мечтой. С 1989 года в Польше и других странах региона ставка делалась, скорее, на связи с западной цивилизацией, которые были призваны подкрепить наше стремление стать частью НАТО и ЕС.

«Славян с поляками связывает многое. Поляков со славянами - ничего. Им неуютно в своем славянстве, неуютно осознавать, что они из той же самой семьи, что украинцы и русские. То, что мы оказались славянами - это случайность», - не без оснований писал Мариуш Щигел (Mariusz Szczygieł). Что-то похожее можно было бы наверняка сказать о чехах, словаках или хорватах.

Удар по панславизму

Некоторые сочли попыткой восстановить славянское единство создание в 1991 году Вышеградского треугольника (сейчас - Вышеградская группа). Это была прямая отсылка к концепциям конфедерации Польши и Чехословакии, которые особенно активно обсуждались в годы Второй мировой войны. В июле 1943 года польский премьер-министр в изгнании Станислав Миколайчик (Stanisław Mikołajczyk) убеждал, что сотрудничество двух эмигрантских правительств «должно стать зачатком организации всей территории Восточной и Центральной Европы». Тогда из этих планов ничего не получилось, единодушия не было и после 1989 года.

Очередным ударом по идее панславизма стала поддержка Польши, Чехии и Венгрии натовской интервенции в Косово в 1999 году. Будучи свежеиспеченными членами Альянса эти страны хотели зарекомендовать себя и встали в первых рядах антисербской коалиции, порвав тем самым традиционно дружественные отношения с Белградом. Свое влияние на решение Варшавы оказала возможность «утереть нос» России - одному из основных союзников Сербии в то время. Признание Польшей независимости Косова в феврале 2008 (тут мы вновь оказались в авангарде) лишь закрепило разлом в и без того разделенном славянском мире.

Отсутствие согласия в политике стараются заменить религиозным единством. Панславистскими лозунгами уже не первый год пользуется Русская Православная церковь, стараясь распространить свое влияние на свои исторические территории. «К сожалению, Запад не понимает ни русских, ни славян в целом. Его нельзя назвать другом славян. Запад чувствует на их фоне свое духовное банкротство и боится славянского единства», - говорил в 2008 году один православный епископ. Русская церковь уже использует украинский кризис для требований (пока негласных) подчинить Украинскую автокефальную православную церковь Московской патриархии.

Однако церкви вряд ли удастся добиться больших успехов в объединении славян, чем политикам. Повод прозаичен: секуляризация населения, которая добралась в том числе до Центральной и Восточной Европы, а также до Балкан. Даже в традиционно православных странах, как Сербия или Болгария, церковь играет все менее важную роль. Что уж говорить об одном из самых атеистических государств в Европе - Чешской Республике.

Собственную партизанскую войну ведет с православной церковью церковь католическая. Характерно, что именно Ватикан первым в мире признал независимость Хорватии в январе 1992 года, когда судьба Югославии (в которой доминирует православие) была еще довольно туманной.

Мертвая общность

Согласно результатам опросов, мы больше всего (без взаимности) любим чехов и словаков. Чуть меньше симпатии мы испытываем к англичанам, итальянцам и испанцам. На противоположном полюсе находятся цыгане, румыны и русские. Таким образом, сложно говорить о какой-то славянской общности на уровне межчеловеческих отношений. Эмиграция в поисках работы приводит к тому, что поляки стали чувствовать больше общего с жителями Великобритании и Германии, чем с болгарами или сербами. Свое влияние оказали и первые годы трансформации, когда мы любой ценой старались стать похожими на Запад, отмежевываясь от всего, что носило отпечаток Востока. Так что мы пытались найти теории об общих конях с германскими народами или викингами, с брезгливостью относясь к словам Галла Анонима, что «Польша - часть славянского мира».

Аналогичные процессы происходили и происходят в остальных странах региона. Их интенсивность столь же различна, как различны народы и их культуры. Чехи пытаются доказать свою принадлежность к Западной Европе, становясь более немецкими, чем сами немцы. Хорваты и словенцы, несмотря на богатую традицию иллиризма, с удовольствием забыли бы о Югославии - как довоенной, так и после 1945 года. Ощущение себя частью славянского сообщества распространено лишь в России, в Белоруссии и на Украине, хотя в случае последней это уже не так очевидно, как несколько лет назад.

Стало ли единство славян мертвым понятием? Неужели его единственным знаком остались национальные цвета - синий, белый и красный, которые были приняты на Славянском съезде 1848 года? Если это так, то, возможно, единственный шанс на возрождение остался у него в подстегивании интереса (не только в Польше) к славянскому наследию, забытому в результате христианизации Запада. Но на это нужно много времени и усилий, в основном со стороны элит. Обычно поляка не нужно особенно сильно убеждать, что никто не поймет его лучше, чем «брат» чех или русский. Легенда о Лехе, Чехе и Русе особенно хорошо оживает за рюмкой.

Начиная разговор о восточных славянах, очень сложно быть однозначным. Практически не сохранилось источников, рассказывающих о славянах в древности. Многие историки приходят к мнению, что процесс происхождения славян начался во втором тысячелетии до нашей эры. Считается также, что славяне - это обособившаяся часть индоевропейской общности.

А вот тот регион, где находилась прародина древних славян, до настоящего времени не определен. Историки и археологи продолжают вести споры, откуда есть пошли славяне. Чаще всего утверждается, и об этом говорят византийские источники, что восточные славяне уже в середине V века до нашей эры жили на территории Центральной и Восточной Европы. Также принято считать, что они делились на три группы:

Венеды (жили в бассейне реки Вислы) - западные славяне.

Склавины (жили между верховьями Вислы, Дуная и Днестра) - южные славяне.

Анты (жили между Днепром и Днестром) - восточные славяне.

Все исторические источники характеризуют древних славян как людей, имеющих волю и любовь к свободе, по темпераменту отличающихся сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью. Они были гостеприимны к чужестранцам, имели языческое многобожие и продуманные обряды. Особой раздробленности у славян первоначально не было, так как племенные союзы имели схожие язык, обычаи и законы.

Территории и племена восточных славян

Важным вопросом является то, как происходило освоение славянами новых территорий и их расселение в целом. Существуют две основные теории появления восточных славян в Восточной Европе.

Одна из них выдвинута известным советским историком, академиком Б. А. Рыбаковым. Он считал, что славяне изначально обитали на Восточно-Европейской равнине. А вот знаменитые историки XIX века С. М. Соловьёв и В. О. Ключевский считали, что славяне переселились с территорий близ Дуная.

Окончательное расселение славянских племен выглядело следующим образом:

Племена

Места расселения

Города

Самое многочисленное племя, расселившееся на берегах Днепра и южнее Киева

Словене ильменские

Расселение вокруг Новгорода, Ладоги и Чудского озера

Новгород, Ладога

Севернее Западной Двины и верховья Волги

Полоцк, Смоленск

Полочане

Южнее Западной Двины

Дреговичи

Между верховьем Немана и Днепром, вдоль реки Припять

Древляне

Южнее реки Припять

Искоростень

Волыняне

Селились южнее древлян, у истоков Вислы

Белые хорваты

Самое западное племя, селились между реками Днестр и Висла

Жили восточнее белых хорватов

Территория между Прутом и Днестром

Между Днестром и Южным Бугом

Северяне

Территории вдоль реки Десны

Чернигов

Радимичи

Селились между Днепром и Десной. В 885 году присоединились к Древнерусскому государству

Вдоль истоков Оки и Дона

Занятия восточных славян

К главным занятиям восточных славян необходимо отнести земледелие, которое было связано с особенностями местных почв. Пашенное земледелие было распространено в пристепных районах, а в лесах практиковалось подсечно-огневое земледелие. Пашни быстро истощались, и славяне переходили на новые территории. Такое земледелие требовало больших трудозатрат, с обработкой даже небольших участков справлялись тяжело, а резко континентальный климат не позволял рассчитывать на высокие урожаи.

Тем не менее и в таких условиях славяне сеяли несколько сортов пшеницы и ячменя, просо, рожь, овес, гречиху, чечевицу, горох, коноплю, лен. На огородах выращивалась репа, свекла, редька, лук, чеснок, капуста.

Главным продуктом питания был хлеб. Древние славяне называли его «жито», что ассоциировалось со славянским словом «жить».

В славянских хозяйствах разводили домашний скот: коров, лошадей, овец. Большим подспорьем были промыслы: охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Широкое распространение получил пушной промысел. То, что восточные славяне селились по берегам рек и озер, способствовало появлению судоходства, торговли и различных ремесел, дающих продукцию для обмена. Торговые пути способствовали и появлению крупных городов, племенных центров.

Общественный строй и племенные союзы

Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.

Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.

В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.

Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды - дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.

VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.

Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство - Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI-IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Набеги кочевников

Передвижение кочевников создавало постоянную опасность для восточных славян. Кочевники захватывали хлеб, скот, жгли дома. В рабство угоняли мужчин, женщин, детей. Все это требовало от славян быть в постоянной готовности к отражению набегов. Каждый славянский мужчина был и воином по совместительству. Иногда и землю пахали вооруженными. История показывает, что славяне успешно справились с постоянным натиском кочевых племен и отстояли свою независимость.

Обычаи и верования восточных славян

Восточные славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Они поклонялись стихиям, верили в родство с различными животными, приносили жертвы. Славяне имели четкий годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Все обряды были направлены на обеспечение высоких урожаев, а также здоровья людей и скота. Единых представлений о боге восточные славяне не имели.

У древних славян не было храмов. Все обряды проводились у каменных идолов, в рощах, на полянах и в других местах, почитаемых ими как священные. Нельзя забывать, что все герои сказочного русского фольклора происходят из того времени. Леший, домовой, русалки, водяные и другие персонажи были хорошо знакомы восточным славянам.

В божественном пантеоне восточных славян лидирующие места занимали следующие боги. Дажьбог - бог Солнца, солнечного света и плодородия, Сварог - бог-кузнец (по некоторым данным, верховный бог славян), Стрибог - бог ветра и воздуха, Мокошь - женская богиня, Перун - бог молний и войны. Особое место отводилось богу земли и плодородия Велесу.

Главными языческими жрецами у восточных славян были волхвы. Они проводили все обряды в святилищах, обращались к богам с различными просьбами. Волхвы изготавливали различные мужские и женские амулеты с разными заклинательными символами.

Язычество явилось наглядным отражением занятий славян. Именно преклонение перед стихией и все, что с ней связано, определило отношение славян к земледелию как основному образу жизни.

Со временем мифы и значения языческой культуры стали забываться, но многое дошло до наших дней в народном творчестве, обычаях, традициях.

Польский народ - один из самых многочисленных и моноэтничных в Восточной Европе.
Его происхождение одновременно просто и имеет множество необычных фактов!
От кого же произошли поляки?

Из ниоткуда и сразу в Средневековье

Поляки, как и прочие славяне, появились на исторической арене чрезвычайно поздно!
Уже давно пал Рим, конники Аттилы отступили за Дунай, а германские племена массово овладели римскими провинциями.
Славян же все еще нигде не видно!
На территории Польши проживали представители лужицкой и поморской культур, которых связывают с венедами.
Еще десять лет назад, венеды прочно ассоциировались со славянами, однако сейчас очевидно, что это была скорее кельтская культура, претерпевшая сильнейшее германское влияние от вандалов и готов, которые жили рядом.

Конец эпохе венедов положили готы , которые высадились на Балтике и огнем и мечом прошли всю будущую Киевскую Русь, истребляя непокорных. Место венедов в Польше заняли вандалы - германцы, виртуозные конники, которые оставались там до времен прихода гуннов.

Безусловно, в крови нынешних поляков немало следов от кельтов-венедов и вандалов-германцев, но основная масса славянского населения проживала где-то восточнее и южнее.
Лишь в 7-9 вв в Польше появляются славяне и за короткий срок занимают огромные территории, так называемой "ползучей миграцией" - небольшими группами земледельцев, они расселяются вдоль рек.
Возможно, ключевую роль в расселении славян в Восточной Европе сыграли авары , которые не только отогнали живших тут германцев, но и принудительно расселяли славян вокруг своей ставки, как буфер на случай нападения.

Легенды же гласят о трех братьях: Чехе, Лехе и Русе , которые разошлись в разные стороны, в поисках владений и Лех ушел на самый север, пока не увидел огромного белого орла. Сочтя это за знак свыше, Лех сделал этого орла своим символом.

В древних книгах пишут, что Норик является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами.»

К 9 веку разнообразные польские племена объединяются под угрозой нашествия с запада и оформляют Польское королевство.
К слову, поляков издревле называли лехами или ляхами , а вот слово "поляк" бытовало одновременно с лехами и происходит от корня "поле", "жители полей", племя полян , которые жили на Киевщине, того же корня.
По каким-то причинам, в русском языке слово ляхи, заменилось на поляки и так дошло до наших дней.
А вот например жителей Новгорода, прочие русские считали родственниками поляков.
"Се бысть ляшского роду" - говорили о них, а наука подтвердила этот довод: черепа новгородцев наиболее схожи с черепами западных, а не восточных славян.

Что говорит наука?

Редкий случай, когда лингвистика и антропология не взаимно усложняют вопрос, а единодушны: поляки- эталонные славяне .
Их язык - занимает центральное положение среди славянских языков, он очень архаичен, несмотря на некоторые звуковые особенности, которые не присущи русскому или чешскому языку.
Если русский язык скорее периферия славянских языков, с огромным числом тюркизмов, а чешский тяготеет к немецкому, то польский, если не прямо выводится из старославянского, как болгарский, то сохраняет за собой право быть одним из базовых для славянской группы .

Поляки - рослые, светловолосые и не массивные

Антропологически, поляки - чрезвычайно близки к ранним славянам. Ранние славяне отличались небольшими размерами черепа, длинноголовостью, узким лицом и крупным носом, умеренно высоким ростом при лептоморфмном (удлиненном) телосложении и светлой пигментацией волос и глаз, несколько меньшей массивностью, чем германцы. Поляки до сих пор сохраняют эти черты в своем этносе, как доминирующие.
Генетика же, отбивается из общего хора и говорит о заметном влиянии на поляков прочих народов!

Кто еще входил в состав поляков?

Несмотря на доминирование гаплотипа R1A, характерное для индоевропейцев сатемной группы (балты, славяне, иранцы), в Польше довольно много носителей гаплотипа R1B.
Это потомки кельтского населения периода венедов.
Скандинавкой I2 , которую можно предполагать памятуя о вандалах и готах, почти не обнаружено.
Встречаются также носители балканских типов, вероятно потомки фракийцев , бежавших от Рима.
Значителен вклад евреев, которые когда-то в Польском царстве были на ведущих ролях и очень мощно "наследили" в польской генетике.
Конечно же велика роль и балтов, которые от литовцев активно расселялись в Польше, во времена Великого княжества Литовского .
Кроме того, нужно сказать и о небольшом татарском вкладе , в польский народ, когда в периоды длительных междоусобиц в Орде, мелкие татарские князьки с удовольствием приходили на службу в Польшу, где было спокойнее и сытнее жить, а татарские сабли были всегда в цене!

Таким образом, поляки - произошли от славян, вернее и являются наиболее "чистым" славянским народом, который в самой малой степени подвергся иноземному вмешательству.

Что интересно, столетиями польская знать культивировала миф, что она произошла не от славян, а от сарматов!
Славянами считались низшие слои, якобы исторически содержащиеся в рабстве, а шляхтичи - это сыновья гордых степняков. Шляхта копировала манеру одеваться и моду восточных народов, какой она казалась в 16-19 вв - вислые усы, шаровары, бритье головы.
Но, наука не видит сколь-нибудь серьезного иранского вклада в генофонд поляков, если скифские и сарматские находки еще можно обнаружить в Польше, то гаплотипы сармат либо отсутствуют, либо растворены в почти 60% типа R1A среди поляков.

СЛАВЯНЕ – крупнейшая группа европейских народов, объединенная общностью происхождения и языковой близостью в системе индоевропейских языков. Представителей ее делят на три подгруппы: южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы), восточную (русские, украинцы и белорусы) и западную (поляки, чехи, словаки, лужичане). Общая численность славян в мире – около 300 млн чел., в том числе болгар 8,5 млн., сербов около 9 млн., хорватов 5,7 млн., словенцев 2,3 млн., македонцев около 2 млн., черногорцев менее 1 млн., боснийцев около 2 млн., русских 146 млн (из них в РФ 120 млн.), украинцев 46 млн., белорусов 10,5 млн., поляков 44,5 млн., чехов 11 млн., словаков менее 6 млн., лужичан – около 60 тыс. Славяне составляют основную часть населения РФ, Республик Польши, Чехии, Хорватии, Словакии, Болгарии, Государственного сообщества Сербия и Черногория, проживают также в республиках Прибалтики, Венгрии, Греции, Германии, Австрии, Италии, в странах Америки и в Австралии. Большинство славян – христиане, за исключением боснийцев, которые приняли ислам во времена османского владычества над южной Европой. Болгары, сербы, македонцы, черногорцы, русские – в основном, православные; хорваты, словенцы, поляки, чехи, словаки, лужичане – католики, среди украинцев и белорусов много православных, но есть также католики и униаты.

Данные археологии и языкознания связывают древних славян с обширной областью Центральной и Восточной Европы, ограниченной на западе Эльбой и Одером, на севере Балтийским морем, на востоке – Волгой, на юге – Адриатикой. Северными соседями славян были германцы и балты, восточными – скифы и сарматы, южными – фракийцы и иллирийцы, западными – кельты . Вопрос о прародине славянства остается дискуссионным. Большая часть исследователей полагает, что это был бассейн Вислы. Этноним славяне впервые встречается у византийских авторов 6 в., которые именовали их «склавины». Это слово связано с греческим глаголом «клуксо» («омываю») и латинским «клуо» («очищаю»). Самоназвание славян восходит с славянской лексеме «слово» (то есть славяне – те, которые говорят, понимают через словесную речь друг друга, считая чужеземцев непонятными, «немыми»).

Древние славяне были потомками скотоводческо-земледельческих племен культуры шнуровой керамики, расселившихся в 3–2 тыс. до н.э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Европе. Во 2 в. н.э., в результате движения на юг германских племен готов , целостность славянской территории была нарушена, и она разделилась на западную и восточную. В 5 в. началось расселение славян на юг – на Балканы и в Северо-Западное Причерноморье. При этом, однако, они удержали все свои земли в Центральной и Восточной Европе, превратившись в крупнейшую для той поры этническую группу.

Славяне занимались пашенным земледелием, скотоводством, различными ремеслами, жили соседскими общинами. Многочисленные войны и территориальные перемещения способствовала распаду к 6–7 вв. родовых связей. В 6–8 вв. многие из славянских племен объединились в племенные союзы и создали первые государственные образования: в 7 в. возникло Первое Болгарское царство и государство Само, в которое вошли земли словаков, в 8 в. – сербское государство Рашка, в 9 в. – Великоморавская держава, вобравшая в себя земли чехов, а также первое государство восточных славян – Киевская Русь, первое самостоятельно хорватское княжество и государство черногорцев Дукля. Тогда же – в 9–10 вв. – среди славян начало распространяться христианство , быстро ставшее господствующей религией.

С конца 9 – в первой половине 10 в., когда у поляков еще только складывалось государство, а сербские земли постепенно собирались Первым Болгарским царством, началось продвижение венгерских племен (мадьяр) в долину среднего Дуная, усилившаяся к 8 в. Мадьяры отрезали западных славян от южных, ассимилировали часть славянского населения. Словенские княжества Штирия, Крайна, Каринтия оказались в составе Священной Римской империи . С 10 в. земли чехов и лужичан (единственного из славянских народов, не успевшего создать своей государственности) также попали в эпицентр колонизации – но уже германцев. Таким образом, чехи, словенцы и лужичане были постепенно включены в состав держав, созданных германцами и австрийцами и стали их пограничными округами. Участвуя в делах этих держав, перечисленные славянские народы органично влились в цивилизацию Западной Европы, став частью ее социально-политической, экономической, культурной, религиозной подсистем. Сохранив некоторые типично славянские этнокультурные элементы, они приобрели устойчивый набор черт, свойственных именно германским народам в семейной и в общественной жизни, в национальной утвари, одежде и кухне, в типах жилищ и поселений, в танцах и музыке, в фольклоре и прикладном искусстве. Даже в антропологическом отношении эта часть западного славянства обрела устойчивые черты, сближающие ее с южными европейцами и жителями Центральной Европы (австрийцами, баварцами, тюрингцами и др.). Колорит духовной жизни чехов, словенцев, лужичан стал определяться немецким вариантом католицизма; претерпели изменения, лексический и грамматический строй их языков.

Болгары, сербы, македонцы, черногорцы образовали в период средневековья, 8–9 вв., южный греко-славянский природно-географический и историко-культурный ареал. Все они оказались в орбите влияния Византии, приняли в 9 в. христианство в его византийском (ортодоксальном) варианте, а с ним и кириллическую письменность. В дальнейшем – в условиях непрекращающегося натиска иных культур и сильного влияния ислама после начавшегося во второй половине 14 в. турецкого (османского) завоевания – болгары, сербы, македонцы и черногорцы успешно сохранили специфику духовного строя, особенности семейной и общественной жизни, самобытные культурные формы. В борьбе за свою самобытность в османском окружении они и оформились как южнославянские этнические образования. В то же время, небольшие группы славянских народов в период османского владычества приняли ислам. Боснийцы – из славянских общин Боснии и Герцеговины, потурченцы – из черногорцев, помаки – из болгар, торбеши – из македонцев, сербы-магометане – из сербской среды испытали сильное турецкое влияние и потому приняли на себя роль «пограничных» подгрупп славянских народов, связующих представителей славянства с ближневосточными этносами.

Северный историко-культурный ареал православного славянства сложился в 8–9 веках на большой территории, занимаемой восточными славянами от Северной Двины и Белого моря до Причерноморья, от Западной Двины до Волги и Оки. Начавшиеся в начале 12 в. процессы феодального дробления Киевской державы привели к образованию множества восточнославянских княжеств, которые и сформировали две устойчивые ветви восточного славянства: восточную (великороссы или русские, россияне) и западную (украинцы, белорусы). Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, после завоевания восточнославянских земель монголо-татарами, ига и распада государства монголов, Золотой Орды , то есть в 14–15 вв. Государство русских – Россия (на европейских картах именовавшееся Московия) – вначале объединило земли по верхней Волге и Оке, Верховьям Дона и Днепра. После завоевания в 16 в. Казанского и Астраханского ханств, русские расширили территорию своего расселения: они продвинулись в Поволжье, Приуралье, Сибирь. Украинцы после падения Крымского ханства заселили Причерноморье и, вместе с русскими, степные и предгорные районы Северного Кавказа. Значительная часть украинских и белорусских земель была в 16 в. в составе объединенного польско-литовского государства Речи Посполитой и лишь в середине 17–18 вв. оказалась вновь надолго присоединена к русским. Восточные славяне сумели полнее, чем славяне балканские (находившиеся то под греческим духовно-интеллектуальным, то под османским военно-административным давлением) и значительная часть германизированных славян западных, сохранить черты своей традиционной культуры, ментально-психического склада (ненасильственность, толерантность и др.).

Значительная часть славянских этносов, жившая в Восточной Европе от Ядрана до Балтики – это были частично западные славяне (поляки, кашубы, словаки) и частично южные (хорваты) – в эпоху средневековья образовала свой особый культурно-исторический ареал, тяготеющий к Западной Европе более, чем к южному и восточному славянству. Этот ареал объединил те славянские народы, которые приняли католицизм, но избежали активной германизации и мадьяризации. Их положение в славянском мире сходно с группой небольших славянских этнических общностей, которые объединили в себе черты, присущие восточным славянам, с чертами народов, живущих в Западной Европе – как славянскими (поляками, словаками, чехами), так и неславянскими (венграми, литовцами). Это постепенно выделившиеся от иных этносов лемки (на польско-словацком пограничье), русины, закарпатцы, гуцулы, бойки, галичане на Украине и чернорусы (западнобелорусы) в Белоруссии.

Сравнительно позднее этническое разделение славянских народов, общность их исторических судеб способствовали сохранению сознания славянской общности. Это и самоопределение в условиях инокультурного окружения – немцев, австрийцев, мадьяр, османов, и сходные обстоятельства национального развития, вызванные утратой многими из них государственности (большая часть западных и южных славян была в составе Австро-Венгерской и Османской империи, украинцы и белорусы – в составе Российской империи). Уже в 17 в. среди южных и западных славян появилась тенденция к объединению всех славянских земель и народов. Видным идеологом славянского единства в то время был хорват, служивший при русском дворе, Юрий Крижанич .

В конце 18 – начале 19 в. быстрый рост национального самосознания практически у всех ранее угнетенных славянских народов выразился в стремлении к национальной консолидации, вылившись в борьбу за сохранение и распространение национальных языков, создание национальных литератур (т.н. «славянское возрождение»). Начало 19 в. положило начало и научному славяноведению – исследованию культур и этнической истории южных, восточных, западных славян.

Со второй половины 19 в. стало очевидным стремление многих славянских народов к созданию собственных, независимых государств. На славянских землях начали действовать общественно-политические организации, способствовавшие дальнейшему политическому пробуждению славянских народов, не имевших собственной государственности (сербов, хорватов, словенцев, македонцев, поляков, лужичан, чехов, украинцев, белорусов). В отличие от русских, чья государственность не была утрачена даже во время ордынского ига и насчитывала девятивековую историю, а также болгар и черногорцев, получивших независимость после победы России в войне с Турцией 1877–1878, большинство славянских народов еще только вело борьбу за независимость.

Национальный гнет и нелегкое экономическое положение славянских народов в конце 19 – начале 20 вв. вызвали несколько волн их эмиграции в более развитые европейские страны в США и Канаду, в меньшей степени – Францию, Германию. Общая численность славянских народов в мире в начале 20 в. составляла около 150 млн. человек (русских – 65 млн., украинцев – 31 млн., белорусов 7 млн.; поляков 19 млн., чехов 7 млн., словаков 2,5 млн.; сербов и хорватов 9 млн., болгар 5,5 млн., словенцев 1,5 млн.) В то время основная масса славян жила в России (107,5 млн. чел.), Австро-Венгрии (25 млн. чел.), Германии (4 млн. чел.), странах Америки (3 млн. чел.).

После Первой мировой войны 1914–1918 международные акты зафиксировали новые границы Болгарии, появление многонациональных славянских государств Югославии и Чехословакии (где, однако, одни славянские народы доминировали над другими), восстановление национальной государственности у поляков. В начале 1920-х было объявлено о создании собственных государств – социалистических республик – украинцев и белорусов, вошедших в СССР; однако тенденция к русификации культурной жизни этих восточнославянских народов – ставшая явной в период существования Российской империи – сохранялась.

Солидарность южных, западных и восточных славян окрепла в годы Второй мировой войны 1939–1945, в борьбе с фашизмом и проводившимися оккупантами «этническими чистками» (под ними подразумевалось физическое уничтожение в том числе и ряда славянских народов). В эти годы более иных пострадали сербы, поляки, русские, белорусы, украинцы. В то же время, славянофобы-нацисты не считали славянами словенцев (восстановив словенскую государственность в 1941–1945), лужичан причисляли к восточным немцам (швабам, саксонцам), то есть областным народностям (Landvolken) германской Серединной Европы, а противоречия между хорватами и сербами использовали в своих интересах, поддерживая хорватский сепаратизм.

После 1945 практически все славянские народы оказались в составе государств, именуемых социалистическими или народно-демократическими республиками. О существовании в них противоречий и конфликтов на этнической почве десятилетиями умалчивалось, зато подчеркивались преимущества сотрудничества, как экономического (для чего был создан Совет экономической взаимопомощи, просуществовавший почти полвека, 1949–1991), так и военно-политического (в рамках Организации Варшавского договора, 1955–1991). Однако эпоха «бархатных революций» в странах народной демократии 90-х 20 в. не только выявила подспудное недовольство, но и привела бывшие многонациональные государства к стремительному дроблению. Под влиянием этих процессов, охвативших всю Восточную Европу, в Югославии, Чехословакии и СССР прошли свободные выборы и возникли новые независимые славянские государства. Помимо положительных сторон, этот процесс имел и отрицательные – ослабление существовавших экономических связей, направлений культурного и политического взаимодействия.

Тенденция к тяготению западных славян к западноевропейским этносам сохраняется и в начала 21 в. Некоторые из них выступают проводниками того западноевропейского «натиска на Восток», который наметился после 2000. Такова роль хорватов в балканских конфликтах, поляков – в поддержании сепаратистских тенденций на Украине и в Белоруссии. В то же время, на рубеже 20–21 вв. вновь стал актуальным вопрос об общности судеб всех восточных славян: украинцев, белорусов, великороссов, а также южных славян. В связи с активизацией славянского движения в России и за ее пределами в 1996–1999 было подписано несколько соглашений, являющихся ступенью к образованию союзного государства России и Белоруссии. В июне 2001 в Москве прошел съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии. Идеи славянского единства вновь обретают свою актуальность.

Лев Пушкарев

Славяне - крупнейшая языковая и культурная общность народов Европы. Среди учёных нет единого мнения о происхождении этого названия. Впервые этноним{1 } "славяне" встречается у византийских авторов 7 в. в форме "склавины". Некоторые лингвисты считают его самоназванием славян и возводят к понятию "слово": "те, которые говорят". Подобное представление уходит корнями в глубокую древность. Многие народы считали себя "говорящими", а чужеземцев, язык который был непонятен, - "немыми". Не случайно в славняских языках одно из значений слова "немец" - "немой". По другой гипотезе, название "склавины" связано с греческим глаголом "клуксо" - "омываю" и латинским cluo - "очищаю". Существуют и другие, не менее интересные точки зрения.

Учёные выделяют восточных, западных и южных славян . К восточным относят русских (около 146 млн. человек), украинцев (около 46 млн) и белорусов (около 10,5 млн). Эти народы населяют восток Европы и широко обжили Сибирь. Западные славяне - поляки (около 44 млн человек), чехи (около 11 млн), словаки (около 6 млн) и лужичане (100 тыс.). Все они обитатели Восточной и Центральной Европы. На Балканах живут южнославянские народы: болгары (около 8,5 млн человек), сербы (около 10 млн), хорваты (около 5,5 млн), словенцы (свыше 2 млн), боснийцы (свыше 2 млн), черногорцы (около 620 тыс.).

Славянские народы близки по языку и культуре. По вероисповеданию славяне - христиане, исключая боснийцев, принявших во времена османского владычества ислам. Верующие русские - в основном православные, поляки - католики. А вот среди украинцев и белорусов много и православных и католиков.

Славяне составляют 85,5 % населения России. Больше всего среди них русских - около 120 млн человек, или 81,5% жителей страны. Других славянских народов - украинцев, белорусов, поляков - почти 6 млн человек. В России также живут болгары, чехи, словаки, хорваты. Однако численность их очень мала - не более 50 тыс.челоовек.

{1} Этноним (от греч. "этнос" - племя, "народ" и "онима" - "имя") - название народа.

КАК ВОЗНИКЛИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ

Предками славян были, вероятно, венеды, в первых веках новой эры расселившиеся по берегам Вислы и Венедского (теперь Гданьского) залива Балтийского моря. У византийских авторов 6 в. появилось название "склавины", но оно применялось только к племенам, жившим к западу от Днестра. Восточнее этой реки помещали антов, которых многие учёные считают прямыми предшественниками восточных славян. После 6 в. имя антов исчезает, и становятся известны названия восточнославянских племён: поляне, древляне, вятичи, радимичи, дреговичи, кривичи и др. Одни историки видят в них настоящие племена, другие - своего рода "преднародности" или "протогосударства". Эти общности не были "чистыми": в них вошли различные в расовом, языковом и культурном отношении элементы. Например, в восточнославянских захоронениях 10-11 вв. найдены останки людей, принадлежавшие к не менее чем шести расовым типам, не только европеоидным, но и монголоидным.

В 9-11 вв. восточнославянские племена были объединены в одно из крупнейших государств средневековой Европы - Киевскую Русь. Оно простиралось от низовьев Дуная на юге Ладожского и Онежского озёр на севере, от верховьев Западной Двины на западе до Волго-Окского междуречья на востоке. В этих границах и возникла единая древнерусская народность. Она не была ни русской, ни украинской, ни белорусской - её можно назвать восточнославянской. Сознание общности и единства у населения Киевской Руси было очень сильным. Оно отразилось в летописях и литературных произведениях, рассказывающих о защите родины от набегов кочевников. В 988 г. князь Владимир I Святославович сделал христианство государственной религией Киевской Руси. Языческие идолы были низвергнуты, а киевляне крещены в Днепре. Принятие христианства способствовало тесным культурным связям с Европой, расцвету древнерусского искусства, распространению письменности. Новую религию вводили подчас силой. Так, в Новгороде сожгли полгорода. В народе говорили: "Путята{2 } крестили народ огнём, а Добрыня{3 } - мечом". Под внешним покровом христианства на Руси установилось "двоеверие": на протяжении нескольких веков сохранялись языческие традиции.

Единство Киевской Руси не было прочным, и к концу 12 в. государство распалось на самостоятельные княжества.

Русские, украинцы и белорусы как самостоятельные народы сложились, по разным оценкам, в 14-18 вв.

Московское государство - центр образования русского народа - сначала объединило земли в бассейнах Верхней Волги и Оки, затем в верховьях Дона и Днепра; еще позднее - псковские, новгородские земли в бассейне Северной Двины и на побережье Белого моря.

Намного сложнее складывались судьбы потомков тех племён, которые жили на западе Киевской Руси. С 13-14 вв. западные районы переходят под власть литовских князей . Возникшее здесь государственное образование оказалось непростым: политическая власть была литовской, а культурная жизнь - восточнославянской. В конце 16 в. Великое княжество объединилось с Польшей . Местное население, прежде всего знать, стало в той или иной мере ополячиваться, но среди крестьян сохранялись восточнославянские традиции.

В 16-17 вв. на этих землях сформировались две народности - украинцы и белорусы. Население южных районов (территории современной Киевской, Полтавской, Черниговской, Винницкой, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Львовской, Тернопольской, Волынской, Ровенской, Житомирской, Черновицкой областей, Закарпатья) испытало сильное влияние тюркских народов, с которыми и воевали, и торговали. Именно, здесь сложились как единый народ украинцы . На Полоцко-Минской, Турово-Пинской и, возможно, в Смоленской землях сформировались белорусы . На их культуру оказали влияние поляки, русские и литовцы.

Языки, культура, исторические судьбы восточнославянских народов близки. Русские, украинцы, белорусы хорошо осознают это, помнят об общих корнях. Особенно выражена русско-белорусская близость.

{2 } Путята - Новгородский воевода.

{3 } Добрыня - воспитатель и воевода князя Владимира Святославовича; княжеский наместник в Новгороде.

У К Р А И Н Ц Ы

Слово "украинцы" впервые появилось в конце 12 в.. Оно обозначало жителей степной "окраины" Руси, а к 17 в. так стали именовать в основном население Среднего Поднепровья.

Под властью католической Польши украинцы, православные по вероисповеданию, терпели религиозные притеснения и потому бежали в Слободскую Украину{4 } .

Немало их оказалось в Запорожской Сечи - своеобразной республике украинского казачества. В 1654 г. Левобережная Украина объединилась с Россией, получив в её состав автономию. Однако во второй половине 18 в., после присоединения Правобережной Украины, царское правительство резко ограничило самостоятельность украинских земель и ликвидировало Запорожскую Сечь.

После русско-турецких воин конца 18 в. к России были присоединены Северное Причерноморье и Приазовье. Новые территории получили название Новороссии ; их заселяли преимущественно украинцы. Тогда же в состав Российской империи и вошла Правобережная Украина, а в первой трети 19 в. - Бессарабия и устье Дуная (здесь тоже возникли украинские колонии).

Сейчас из 45 с лишним миллионов украинцев более 37 млн проживает на Украинеи свыше 4 млн в России, где они являются вторым по численности славянским народом страны. В России украинцы живут главным образом в русско-украинском пограничье, а также в центральных областях, на Урале, в Западной Сибире; немало украинцев и на Дальнем Востоке. В смешанных русско-украинских районах их часто называют хохлами - из-за традиционного хохла на голове. Поначалу прозвище считалось обидным, но со временем стало привычным и употребляется как самоназвание. Один из этнологов приводит такое высказывание жителя Белгородской губернии: "Мы русские, только хохлы, перевертни". И в самом деле, в России идёт быстрая ассимиляция украинцев. В 1989 г. лишь 42% российских украинцев назвало родным языком украинский, владело же им и того меньше - 16%. Больше всего обрусели городские жители; часто об их украинских корнях говорят только фамилии: Безбородко, Палей, Серошапко, Корниенко и др.

{4 } Слободская Украина - современные Харьковская и часть Сумской, Донецкой и Луганской областей.

ТРАДИЦИИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В то же время многие украинцы России, даже в той или иной мере обрусевшие, сохраняют некоторые традиции родной культуры. Их дома в сёлах легко узнать по глиняной обмазке стен . На украинце часто можно увидеть традиционную рубаху - с прямым разрезом ворота и обильной вышивкой . Конечно, в наши дни они одеваются на современный городской лад, однако по праздникам старики, а часто и молодые надевают национальную одежду.

УКРАИНСКАЯ КУХНЯ

У российских украинцев хорошо сохранились традиции народной кухни.Популярны мучные блюда и изделия:круглый или овальный дрожжевой хлеб ("паляница", "хлибина"), лепёшки ("коржи", "налисники"), блины, оладьи, пироги, лапша, галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней .

На Рождество и Новый Год пекут "калач" , при встрече весны - "жаворонки" , на свадьбе - "шишки" и т.д. В ходу всевозможные каши и нечто среднее между кашей и супом - "кулиш" из пшена и картофеля, заправленный луком и салом. Из супов украинцы больше всего борщ из различных овощей и часто круп ; из молочных продуктов - "варенец" (заквашенное топлёное молоко) и "сыр" (подсолённый творог).

Мясом украинцы в отличие от русских называют только свинину . Распространены голубцы, холодец, домашняя колбаса, фаршированная кусочками свинины .

Любимые напитки - травяной чай, компот из сушёных фруктов ("узвар"), различные виды кваса ; хмельные - брага, медовуха, наливки и настойки .

Многие украинские блюда (борщ, вареники, варенец и др.) получили признание у соседних народов, а сами украинцы заимствовали такие кушанья и напитки, как щи и кумыс.

УКРАИНСКИЕ ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Семейный и общественный быт российских украинцев лишён своеобразия. Он повсеместно обнаруживает черты городского образа жизни и отличается демократическими порядками. Один из показателей этого - большое количество национально-смешанных семей: украинско-русских, украинско-белорусских, украинско-башкирских и т.д. Однако некоторые обычаи до сих пор живы. Например, на украинской свадьбе в России можно встретить обычай "вити гильце" - в свадебный каравай втыкают украшенную цветами и цветными лентами ветку или деревце.

Отчасти сохраняются традиции богатой украинской духовной культуры, в особенности народной .Многие из них связаны с календарными и семейными праздниками , скажем рождественским колядованием{5 } , свадебным величанием и т.п. Украинцы любят песни , в частности лирические и шуточные, а также (особенно казаки) военно-исторические.

Возникновение независимого украинского государства в 90-х гг. 20 в. дало толчок к возрождению национального самосознания не только на самой Украине, но и у украинцев в России. Создаются культурные общества, фольклорные ансамбли.

{5 } Колядки - обрядовые песни с пожеланием здоровья, благополучия и т.д.

Б Е Л О Р У С Ы

Третий по численности славянский народ России - белорусы. Белорусские земли вошли в состав Российской империи в конце 17 в. Названия "Белая Русь" некоторые учёные связывают со светлым цветом волос и белой одеждой населения страны. По другой теории, "Белая Россия" первоначально означало "свободная Русь, независимая от татар". В 1840 г. Николай I запретил официально употреблять наименовая "Белая Русь", "Белоруссия", "белорусы": последние стали населением "Северо-Западного края".

Белорусы относительно поздно осознали себя особым народом. Только в середине 19 в. белорусская интелегенция выдвинула мысль о белорусах как об отдельном народе. Однако в широких слоях населения национальное самосознание вырабатывалось медленно и окончательно сформировалось только после сощдания в 1919 г. Белорусской ССР (с 1991 г. - Республика Белорусь).

В России белорусы издавна проживали рядом с русскими на Смоленщине и Псковщине, а также в Центральной России, Поволжье и Сибири, куда они переселились после русско-польской войны 17 в. и последующих насильственных разделов Польши. Многие крестьяне и ремесленники уезжали в Россию и добровольно - из-за скудости белорусских земель. Крупные общины белорусов образовались в Москве и позднее в Петербурге.

На 90-е гг. 20 в. в России проживало около 1,2 млн белорусов. Большинство из них, особенно горожане, обрусели. К 1989 г. только немногим больше 1/3 признало белорусский язык родным. По данным выборочного обследования, проведённого в Петербурге в 1992 г., 1/2 опрошенных белорусов назвала себя людьми русской культуры, 1/4 - смешанной русско-белорусской и лишь около 10% - белорусской. У российских белорусов очень много национально-смешанных семей - с русскими, украинцами, карелами.

БЕЛОРУССКАЯ КУХНЯ

В быту российских белорусов мало что осталось от их традиционной культуры. Лучше всего сохранились традиции национальной кухни.

Белорусы любят мучные блюда - блины, оладьи, пироги, готовят разные каши и крупеники, кулеш, овсяный и гороховый кисель.

Хотя, как говорят белорусы, "усяму галава - хлеб", в большом ходу "второй хлеб" - картофель . В традиционной кухне насчитывается до 200 блюд из него! Некоторые блюда положено есть не с хлебом, а с холодным картофелем. Широко распространены картофельные оладьи ("драники"), картофельная запеканка с салом ("драчонка"), толчёный катофель с салом или молоком и яйцами ("тавканица", "бульбяная яечня").

Излюбленное мясо белорусов - свинина .

Одна из особенностей кухни - "белёные ", т.е. заправленные молоком, кушанья, чаще всего супы, а из овощных блюд отдают предпочтение похлёбке из брюквы, тыквы, моркови .

Белорусское народное творчество

Их белорусского фольклора в быту можно услышать "волочебные"{6 } песни, которые исполняют на Пасху. Пользуются известностью такие белорусские танцы, как "гусары", "мяцелица", "крыжачок" и другие, сопровождаемые "припевками".

В народном изобразительном искусстве лучше всего сохранились традиции узорного ткачества и вышивки на покрывалах, настенных ковриках, скатертях, полотенцах. Узоры по большей части геометрические или растительные.

{6 }Название " волочебный" (обряд, песни) связано с глаголом "волочиться", в значении "идти, тащиться, брести". В пасхальное воскресенье группы мужчин (по 8-10 человек) обходили все дома в селе и исполняли особые песни, в которых желали хозяевам семейного благополучия и обильного урожая.

П О Л Я К И

В России проживает около 100 тыс. поляков. В отличие от Украины и Белорусии у Польши нет с Россией общих границ, а стало быть, нет и смешанного расселения поляков и русских. Польские эмигранты, как правило, покидали родину не по своей воле. Царское правительство насильственно переселяло их после антироссийских восстаний конца 18-19 в. Некоторые в поисках свободных земель и лучшей доли добровольно переселились в Сибирь. Большая часть российских поляков живут в Томской, Омской и Иркутской областях, на Алтае и в обеих столицах.

Немало поляков среди российской интеллигенции. Достаточно назвать К.Э. Циолковского, географа А.Л. Чекановского, языковеда и этнографа Э.К. Пекарского, этнографа В. Серошевского, художника К.С. Малевича, маршала К.К. Рокоссовского. В царской армии поляки составляли более 10% офицерского корпуса. В России существовали польские культурно-просветительные организации, а в 1917 г. возникла территориально-культурная автономия, ликвидированнная к 1937 г. Это усилило обрусение поляков: в 1989 г. меньше 1/3 российских поляков назвали польский язык родным. В 90-х гг. началось восстановление польских культурно-просветительных организаций.

Большинство российских поляков живут рассеянно, в основном в городах. Даже те, кто считает себя по национальности поляком, почти ничего не сохранили от польской бытовой культуры. Это относится и к пище, хотя отдельные польские кушанья (например, "бигос" - свежая или квашеная капуста, тушенная с мясом или колбасой) получили широкое распространение. Поляки отличаются религиозностью, неукоснительно соблюдают церковные обряды. Эта черта стала особенностью национального самосознания.