Украинские казаки – кто они? Существовало ли «украинское» казачество

Попытки сравнения украинского и российского казачества предпринимались с давних пор и при этом редко были корректными.

В последние же годы, когда все русское объявлено на Украине «враждебным», «неправильным» либо, наоборот, «украденным у украинцев», о каком-то объективном сравнении и речи быть не может.

Однако мы все же попытаемся найти главные различия между теми людьми, которые в разные века в двух соседних землях именовали себя казаками.

Речь, естественно пойдет не о том, кто носил шаровары - а кто галифе с красными лампасами, и не о наличии или отсутствии на казацких головах «оселедцев» (с каковыми, если верить летописям, первыми стали красоваться еще воины Князя Киевского Святослава - общие предки обоих народов). Поговорим о вещах, так сказать, основополагающих и наиглавнейших.

Верность присяге

Российских казаков не зря называли в Империи опорой трона и порядка. В подавлении всяческих бунтов и заварушек в России они принимали самое активное участие вплоть до падения монархии, да и после такового десятками тысяч сражались и гибли за Белое движение.

При этом нельзя не вспомнить о том, что два восстания самих казаков в свое время сотрясли Россию сильнее, чем все «крестьянские войны», вместе взятые. Речь, естественно, о событиях, связанных с именами Степана Разина и Емельяна Пугачева. Бунтовать казаки умели, да еще как! Но…

После принесения Донским казачеством присяги на верность Государю с крестным целованием ни о каких заговорах и бунтах в нем и речи быть не могло! Слово - Е.П. Савельеву, автору книги «Древняя история казачества»:

«Донское войско … как народ прямой, непосредственный и честный и притом искренне религиозный, старалось по мере сил выполнять принятые на себя обязательства. Всякое малейшее нарушение данной клятвы, даже в отдельных случаях, считалось великим преступлением, позором для всего войска…».

Украинские казаки были в этом отношении полной противоположностью своим русским собратьям. Антиподами, можно сказать! С кем только они не заключали договоров «о вечной дружбе», кому только не клялись в верности, и каким только правителям не присягали… Чтобы потом нарушить все собственные клятвы при первой же подвернувшейся возможности.

«Патриотические» историки Украины могут сколько угодно твердить о том, что гетман Мазепа был анафемствован Православной церковью за то, что «хотел сделать Украинцу свободной» (что само по себе - бред, ибо Мазепа просто продавал ее королю Швеции!).

Но правда заключается в том, что церковному проклятию гетман был предан за измену не царю, а как раз данной ему клятве, считавшейся в те века абсолютно нерушимой - крестного целования. Эта клятва, собственно говоря, давалась не Государю, а Богу - отсюда и наказание.

Впрочем, подобное «вольное отношение» к взятым на себя обязательствам (вечным и нерушимым, а как же!) украинские казаки проявляли не только с Государями России, но и Речи Посполитой, а также прочими европейскими монархами. О всяких там ханах и султанах вообще говорить нечего. Эти парни были настоящими «хозяевами своего слова»: сами давали - сами и обратно забирали…

Сотрудничество с иноземными завоевателями

Из предыдущего пункта плавно вытекает следующий - пособничество разнообразным чужеземным ордам и, говоря в современных терминах, «военное сотрудничество» с таковыми. Уже упомянутый выше Мазепа со своим запроданством шведскому королю Карлу - пример общеизвестный.

Гораздо меньше историки любили вспоминать (особенно в советские времена, дабы не рушить «дружбу народов») о той страшной и кровавой роли, которую украинские казаки сыграли в Смутное время, совместно с поляками грабя, убивая, насилуя и сжигая все, что только можно на Руси.

Их орда под предводительством Сагайдачного и Дорошенко бесчинствовала от Путивля (сейчас - территория Украины) до Москвы, оставив по себе жуткую и позорную память.

Еще меньше сказано о том, что потомки считающихся «эталоном» украинского казачества запорожцев долгие годы, точнее - века, усердно и прилежно служили Османской империи.

И отнюдь не занимаясь хлебопашеством. Казаки так называемых Второй и Третьей сечи, основанных на территории Турции ренегатами, участвовали в русско-турецких войнах на стороне Оттоманской порты, и под ее же знаменами подавляли восстание в Греции в 1821 году, пролив реки православной крови.

На совести русского казачества имеется лишь одно позорное пятно - сотрудничество с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Тут уж ничего не попишешь - как бы не пытались некоторые историки подводить под эту гнусность «базу» в виде мести за «расказачивание» и прочие жестокости, творимые большевиками на тех же Дону и Кубани, оправдания сотрудничеству с фашистами быть не может никакого и никогда.

Впрочем, подчеркну еще раз - русские казаки (да и то - далеко не большинство их) оказались под вражескими знаменами единожды. Для украинских это было совершенно нормальной практикой.

Наемничество

Неудивительно, что при таком отношении к морали самым, что ни на есть обыденным делом для украинских казаков было наемничество. Русское казачество воевало за Веру, Царя и Отечество. Могло воевать даже между собой…

Но, исключительно за деньги - никогда! Не были русские казаки наемниками. Украинские же «лыцари» отметились по всей Европе и за ее пределами. Причем даже на этом поприще они умудрились снискать, мягко говоря, не самую лучшую славу.

Войны в Саксонии, Люксембурге, Франции, Австрии, на Балканах и в Молдавии - далеко не полный перечень мест, где украинские казаки выступали в качестве «солдат удачи».

При этом девизом их было - «Казаки в долг не воюют!» Стоило кому-то из нанимателей задержать выплаты, или же выдать слишком маленькую, по мнению казаков, сумму, как те преспокойно бросали войну и отправлялись по домам. Но это - в лучшем случае! Запросто могли и на сторону противника перейти.

Именно так поступила половина казаков, нанятых на Украине кардиналом Франции Мазарини для войны с засевшими в Ла-Рошели гугенотами и их союзниками - испанцами.

После взятия Дюнкерка, обидевшись на нанимателя (вроде бы «кинувшего» их с деньгами), половина «лыцарей» вернулась по домам, а вторая … переметнулась к испанцам. Те, как видно, платили неплохо, и по свидетельствам некоторых историков, украинские казаки воевали на их стороне против французов еще лет десять.

При всем при этом, превозносимые кое-кем боевые качества казаков-наёмников были более, чем сомнительными. Будучи, по сути своей, не более чем иррегулярной легкой кавалерией, дисциплину и выучку они имели, говоря по-нынешнему, «ниже плинтуса», зато склонностью к мародерству и грабежу отличались необычайной.

Родная кровь

Как бы не драли отнюдь не отличавшиеся кротостью нрава и мягкостью характера русские казаки собственных «революционных» соотечественников нагайками, случаев массового пролития ими крови таковых до Гражданской войны, в общем-то, не было.

Ну, разве что, за исключением все тех же бунтов Разина и Пугачева. Впрочем, это тоже, можно сказать, были гражданские войны в миниатюре… В особой жестокости русское казачество упрекают разве что по отношению к «инородцам» и «иноверцам».

Совсем не то казаки украинские. В свое время они особо любили «резвиться» на территории нынешней Белоруссии, входившей тогда, кстати, как и Украина, в состав Речи Посполитой. Казацкие атаманы Кошка и Куцкович, вообще-то отправленные польским королем в поход против Швеции, взяв штурмом, разграбили Витебск и Полоцк.

Слово » казак » тюркского происхождения, впервые зафиксировано V половецкой словаре 1303 и в правительственных документах генуэзских колоний, а 1492 впервые появилось в Украине. Это название касалось свободных здобичникив и степных промышленников. Степные просторы Украины в те времена отличались большими природными богатствами, там водились олени, лоси, бобры, лисы, дикие лошади, козы, волки; реки и озера переполняли разная рыба, раки, водоплавающая птица. На уходах — так называли эти промыслы — ватаги промышленников добывали еще и мед, соль, селитру. на зиму большинство уходников возвращалась в родные места, сбывала в городах свою добычу, а весной снова собиралась в ватаги и отправлялась на низовья Днепра и степные реки. Но некоторые оставались в степи на постоянно устраивая зимовки, Бурдюги и хутора по островам, в балках и в оврагах. учитывая постоянную татарскую опасность уходники вынуждены были выходить в степь хорошо вооруженными. Да и пограничные крестьяне ежеминутно были готовы к отпору. Например, 1594 германский посол Лясота над Десной видел среди полей » много странных малых домов с бойницами, куда бегут крестьяне, когда на них внезапно нападают татары, и там обороняются, ибо каждый крестьянин, уезжая в поле, вешает на плечо ружье, а в стороны саблю или тесак: татары нападают очень часто, и покоя от них почти никогда нет «.

Степные промыслы приносили немалую добычу, но.. требовали от людей большой предприимчивости, мужества и выносливости. Со временем степные казаки переняли от татар все методы степной партизанской войны и от активной защиты начали тоже переходить к нападениям на меньшие татарские отряды, на татарских чабанов ли на купеческие караваны. Вообще же термин » казаки» в середине XV в. касался исключительно татар — легковооруженных всадников, которые выполняли сторожевую службу в Кафе и других южных генуэзских колониях, но позволяли себе и своевольные поступки. Но с конца века, когда это название сложилась за украинскими казаками, о татарских казаков документы не упоминают.

Итак, украинские казаки, уходники, как и жители приграничных городов и сел, стали той силой, которую полностью использовали окраинные старосты и властители для борьбы с татарами. Конечно, в первых исторических сочинениях о казачестве (Сарницкого, Бельского, Гваньини) сохранились лишь имена главарей — шляхтичей, довольно часто обычных любителей приключений, авантюристов, искавших в Диком поле острых ощущений, славы и добычи, а не настоящих вождей казачества. Поздние казацкие летописи переняли эту традицию и довольно часто называют этих феодалов казацкими вождями — гетманами.

Самым известным из первых главарей казачества был князь с Волыни Дмитрий Вишневецкий, потомок древнего украинского рода Несвицкой, которого в народе назвали Байдой. Вишневецкий был человеком незаурядных способностей, выдающимся воином и организатором и одновременно имел авантюрницьки наклонности. В 50-е годы XVI в. Байда собрал вокруг себя отряд из нескольких сотен казаков и довольно успешно воевал против татар. Поссорившись с великим князем литовским, который не поддерживал его планов экспансии на юг, Вишневецкий решил перейти к туркам и даже некоторое время жил в Стамбуле, но вернулся на Днепр. На острове Малая Хортица ниже порогов он построил небольшой замок, в котором дважды выдерживал татарскую осаду. В 1556 г. Байда перешел в Москву, и его казаки вместе с московским войском совершили поход на Низ, под Аслам — Кермен и Очаков. В ответ хан решил уничтожить казацкое гнездо на Хортице. Летом 1557 Хортицу окружили татары, Днепром подошла и турецкий флотилия. Не получив помощи, людей и оружия от короля, Вишневецкий вынужден был покинуть свой Хортицкий замок и отступить в Черкассы. Впоследствии он вместе с московским войском совершил еще один поход на Крым, и хан должен затаиться за Перекопом. Но потом Москва поссорилась с Литвой за Ливонию, и Вишневецкий, не дождавшись от нее поддержки, вернулся в Украину. 1563 он вмешался в молдавские усобицы, планируя стать господарем Молдавии, но попал в плен и погиб в Константинополе 1563 мученической смертью на крюках, а в устной традиции стал Байдой — запорожцем, славным рыцарем, которого пытался привлечь на свою службу сам султан.

Хотя Вишневецкий погиб, не осуществив своих замыслов, его деятельность имела большое значение для дальнейшего развития казачества, а идею Вишневецкого о проведении самостоятельной казацкой политики с использованием самостоятельно христианских государств вскоре развили уже действительно казацкие предводители. После Вишневецкого казаки имели еще одного вождя княжеского рода, Богдана Ружинского, который также несколько раз ходил на Крым и погиб, подрывая укрепления Аслам — Кермен в устье Днепра 1577

Со второй половины XVI в. казачество начало ИВАН ПОДКОВА вмешиваться в молдавские дела. После Вишневецкого новым претендентом на молдавский престол 1577 выступил запорожец Иван Подкова. Во главе казацкого отряда он ушел в Молдавию и при поддержке части местных бояр и народа получил Яссы и стал хозяином. Но потом, не имея достаточно сил для борьбы с турками, Подкова вернулся в Украину, где его коварством захватил Я. Збаражский. Летом 1578 по решению польского правительства (по требованию Турции) Подкова казнили во Львове.

Количественному росту казачества и формированию его как мощного состояния украинского общества способствовали социально — экономические изменения после унии 1569 г. На украинские земли хлынул мощный поток польских феодалов, благородно — магнатское хозяйство развилось в полную силу. Шляхта использовала широкую власть, полученную во время бескоролевья 1573, и с бездумным рвением бросилась уничтожать остатки сельского самоуправления и хозяйственной самостоятельности мелких землевладельцев: ликвидировалось русское и валашское право, господа назначали своих тивунив и атаманов, отменяли сельское судопроизводство, чтобы неограниченно эксплуатировать населения. Крестьянство, особенно в княжеством, ревностно отстаивали свои права, но выиграть судебные процессы в королевских судах удавалось редко, впрочем, шляхта просто не признавала невыгодных для себя приговоров и прибегала к силе. Изредка крестьяне решались на вооруженные выступления против отдельных феодалов, а преимущественно прибегали к пассивному сопротивлению. Города, за всевластие шляхты также были изолированы друг от друга и должны постоянно бороться за свои куцые права, в значительной степени были подчинены большим магнатам. В них шла острая борьба между католическим патрициатом и широкими массами ремесленников, мелких торговцев, очень ограниченными в правах предмещане. Положение обострялось еще и религиозными преследованиями. Все это заставляло народные массы к бегству на восток, куда еще не достигла рука магнатов.

Выбор места для Сечи обуславливалось природными. условиями, удобствами ее обороны, обязательно привязывался к Днепру — главной водной артерии Украины и самого пути для морских походов против турок и татар. Сечь как военный и политический центр казачества, его столица, в течение второй половины XVI в. находилась на о. Томаковке, с 1593 — на о. Базавлуке (Чертомлыкская, или Старая Сечь). Чертомлицку января 1594 посетил посол германского императора Э.Лясота, который достаточно подробно описал обычаи и уклад Сечи. Несколько тысяч казаков жили в Сечи в простых шалашах из хвороста, накрытых от дождя лошадиными шкурами. Впоследствии, в XVII -XVIII вв., Курени, как и служебные помещения — пушкарня, казна, пекарни, строились из дерева. Каждая января обязательно должна церковь, а вокруг нее — большая площадь. Во времена расцвета казачества Сечь была большим городом с пригородами, на котором жили тысячи ремесленников, торговцев, специальная здание предназначалось для проживания иностранных послов.

Суровые условия жизни казаков, борьба с постоянной нехваткой голодом отсутствие за порогами какого-либо влияния польской администрации и благородного строя вообще повлияли на формирование в Запорожье демократического строя. Вся полнота власти в Сечи принадлежала общем совете, все казаки считались равными и имели одинаковые права. Преимущество имели бы опытные казаки, » деды сивоусые «, как и те, кто имел самые способности и боевые заслуги. В мирное время самым высоким начальником у казаков был кошевой атаман (сначала его звали гетманом) и старшина — есаула, судьи, писарь, обозный, курении атаманы. Все эти должности были выборными, и старшина отчиталась перед советом ежегодно. Если же в действиях кого-то из старшины ли кошевого казаки видели какое-то нарушение своих прав и вольностей, безответственность или вред для общества, то совет в любое время могла лишить их правительства, а иногда даже казнить. Совет, особенно V ответственные исторические моменты, созывался часто, порой даже по несколько раз в день. Решение принималось большинством голосов и ему должна подчиняться меньшинство. В более поздние времена демократические традиции казачества были несколько ограничены ростом значения казацкой старшины, новой украинской аристократии, а с конца XVII в. на выборы старшины влияла и царская администрация.

На начальном этапе существования хозяйство Запорожье мало здобичницький характер. Казаки занимались охотой, рыболовством, пчеловодством, скотоводством, добычей соли и селитры. Они выступали постоянными посредниками в торговле с Крымом и Турцией. Здобичницьки ватаги основывались на принципах союза, артели, но ведущую роль в них играли зажиточные казаки, владельцы лодок, неводов и других орудий труда, владельцы капитала. Они повлияли на решение совета в Сечи.

Запорожское войско формировалось на принципах добровольности, а также достаточно жесткого отбора желающих; молодежь, придя в Сечь, несколько лет была неполноправных, проходила большую школу закалки и военной подготовки. Основу войска составляла запорожская пехота. Конница была менее многочисленной, хотя каждый из казаков должен был уметь ездить верхом, а во время похода все войско часто передвигалось на лошадях или на лодках. Запорожцы были умелыми стратегами, применяя передовые на то время методы ведения крупных операций, часто комбинированных с партизанскими действиями малых отрядов, широко использовали военную разведку, различные средства дезинформации врага. Запорожская пехота в лагере с повозок, которые обязательно сопровождали их в походе, была непобедимой и могла успешно выдерживать натиск десятикратно превосходящих войск противника. Большое мастерство проявляли казаки в штурме и осаде крепостей, в фортификационных земляных работах, имели опытных саперов. Всеобщее восхищение современников вызывала совершенство казаков во владении огнестрельным оружием, артиллерией. В отличие от мирного времени, во время войны в армии царили строгая дисциплина и послушание. Кошевой, гетман или полковник, возглавлявший поход, имел неограниченную власть и мог наказывать виновных смертью.

Литовский, а впоследствии и польское правительство сначала пытался с помощью своей пограничной администрации удержать казаков под своим контролем. Но старосты, из владений которых отправлялись в походы казаки, были

заинтересованы в получении своей доли добычи, они продавали казакам порох и продовольствие, так, стояли ближе к казакам, чем к королю. Вторым способом подчинить себе казачество попытки организовать из среды казаков отдельные части, которые находились на государственной службе, получали бы плату из казны и подлежали предназначенном правительством начальству.

Первым такое предложение выдвинул черкасский староста А. Дашкевич еще 1533 Его проект предусматривал создание на Днепре двухтысячного отдела казаков для охраны границы от татар. По Жигмонта 1 в 1541 г. было приказано сделать перепись казаков Киевщины, Каневщины и Черкасской. 1568 Жигмонт

11 Август совершил первую реальную попытку привлечь казаков на государственную службу. 300 казаков были записаны в реестр и с тех пор возникла и название правительственных казацких формирований — реестровые. В 1578 г. король Стефан Баторий, начиная войну с Москвой, решил использовать для нее и казаков, которые до сих пор наносили польскому правительству много хлопот, то и дело дергая турок и татар. Осенью 1578 во Львове с пятью уполномоченными от казаков был заключен » постановление по низивцямы «. По этому постановлению начальником всех низовых казаков должен был быть черкасский староста Михаил Вишневецкий, которому подчинялись » гетман » и вся казацкая старшина. Полк состоял из 500 казаков, которым выплачивали по 6 коп литовских грошей и выдавали сукно на кафтан. Центром казаков определялось город Трахтемиров ниже Киева. Действие постановления касалась всего периода войны с Москвой. » Старшим «, или гетманом (как называли его казаки), полка стал шляхтич Ян Оришовський, а его помощником и писарем Бегер. В 1581 г. был составлен реестр этого полка, что дает возможность установить национальный состав реестровых: более 80 % украинского и белорусов, 10 % поляков, а кроме них были московиты, молдаване, двое черкесов, Сербии, немец, татарин. Новый набор казаков состоялся 1583 (600 человек), 1590 на службу приняли тысячу казаков. Польское правительство привлекал казаков на государственную службу во время войн, когда же война заканчивалась, военный люд возвращался в укрепительных. Король, нанимая казаков на службу, способствовал пробуждению в казачестве сознания своей обособленности от других сословий в государстве, выработке своего рода иммунитета, который заключался в неподчинением обычной власти, а только своим старшинам, освобождении от налогов, праве свободно распоряжаться своим имуществом.

Со второй половины XVI в. запорожцы, кроме походов суше под татарские замки на переправах, под

Перекоп, Очаков, Бендеры, Аккерман, Килия, начали организовывать и походы на Черное море, используя для этого чайки — небольшие суда длиной 20 и шириной С -4 м, которые приводились в движение веслами и имели паруса. Чайки вмещали по 50-70 казаков, каждый из которых был вооружен ружьем, и имели несколько легких пушек. Изначально в походах, преимущественно под Очаков и на побережье Черного моря (Крым), участвовало по несколько лодок, но уже в конце XVI в. флот вырос до нескольких сотен чаек, и походы осуществлялись и на турецкие города, даже на Константинополь. Кроме чаек казаки широко использовали трофейные турецкие суда: галеры, сандали и др.. На переломе XVI -XVII вв. казацкие флотилии уже решались вступать в открытый бой с мощными турецкими эскадрами, использовались для высадки десанта, морской блокады, огневой поддержки сухопутных войск. Как отмечал Крип’якевич, выход казацкого флота в Черное море имел историческое значение: » Украина пробила турецко — татарскую морскую блокаду, что запирала ей путь в Европу, и снова начинала период морской экспансии «. Кроме того, морские операции казацкого флота в значительной мере влияли на европейскую политику, способствовали утверждению Украины как самостоятельного фактора мировой политики.

Распространение казачества в последние десятилетия XVI в. было обусловлено массовым » покозачення » свободного сельского и городского населения украинских земель Литвы. Крестьянство, недовольное установленными Польшей социально — экономическими порядками, привнесло в казацкое движение новые настроения. Между казачеством и крестьянством как многочисленным состоянию Украине возникает чувство взаимопонимания и определенной общности интересов, и оказалось в первых конфликтах казачества с польским государством.

Первое казацкое восстание 1591-1593 гг связано с именем » заслуженного казака «, шляхтича с

Подляшье Кшиштофа Косинского. В 1591 за военные заслуги он получил имение в Киевской, но эту землю отобрал белоцерковский староста Януш Острожский. Возмущенный Косинский собрал казаков, напал конце 1591 на Белую Церковь и другие имения Острожского. Повстанческое движение охватило Волынь и Подолье. Украинские господа, видя нерешительность правительства, решили собственными силами обуздать Косинского. Во главе шляхетского ополчения Волынского воеводства стал сам Константин Острожский. Под городком Пятка 23 января 1593 состоялся кровавый бой, в котором повстанцы потерпели поражение, потеряв от двух до трех тысяч убитыми, 26 пушек и несколько коругов. Косинский должен сдаться и заключить соглашение, что последует за пороги и не будут устраивать бунтов, казаки должны были вернуть все награбленное имущество, а крестьяне, присоединившихся к восстанию, должны были вернуться к своим господам. Но Косинский не успокоился. Отступив с казаками на Запорожье, он уже в мае 1593 снова пришел под Черкассы с пушками и двумя тысячами казаков, но погиб в схватке.

Дальнейшему развертыванию восстания помешали международные события. В начале 90 — х годов в Европе возникла идея большой антитурецкой коалиции. В Украине эти планы поддержали киевский католический епископ И. Верещинский и князь Острожский, которые, очевидно, хотели обратить энергию казаков на войну с турками и спасти таким образом свои имения. Осенью 1593 папа выслал к казакам специального посла Ю. Комуловича (Комулео), который в Каменце- Подольском встретился с двумя казачьими предводителями, одним из которых был Наливайко, и передал им в качестве задатка 12000 золотых дукатов. Посол германского императора Лясота передал казакам трубы, бубны, хоругви и 8000 дукатов.

Северин Наливайко происходил из Гусятин, но родился в Сатанове, откуда его родители — мещане

впоследствии переехали. Отца казацкого вожака поразил до смерти господин Калиновский, поэтому в действиях С. Наливайко можно видеть и личные мотивы. Брат Северина Демьян был священником и активным деятелем Острожской ячейки. Сам Северин с молодых лет был казаком, замечательным артиллеристом, затем служил в армии князя Острожского и воевал против Косинского. Но после битвы под Пятой Наливайко покинул Острожского и возглавил казачий отдел, действовал против турок на нижнем Днестре. Как вспоминает Лясота, 1 июля 1594 посланцы Наливайко прибыли в Сечь и предложили запорожцам свою дружбу и полторы тысячи отраженных в татар лошадей. Так, к Наливайко ушло несколько тысяч казаков во главе с гетманом Григорием Лободой. Впоследствии поляки всячески старались подчеркнуть разницу между » степенным » старшиной Лободой и » Лотр » Наливайко, что отразилось и в казацких летописях. На самом же деле Григорий Лобода обнаружил в следующей казацко — польской войне большой стратегический талант и личное мужество.

Объединенное войско Лободы и Наливайко осенью 1594 отправилось на Молдавию, разбило хозяина Арона, получило Яссы, и Арон присягнул на верность императору. Впоследствии вместе с войском Арона Лобода и Наливайко ходили в начале 1595 на Тягиню, Белгород и Килию, а весной вернулись в Украину, расположились в шляхетских владениях и требовали » стаций » или забирали продовольствие и фураж силой. Наливайко поддержал мещан Брацлава, которые еще ​​весной 1594 получили городской замок, выгнали благородную администрацию и провозгласили себя » свободным казацким городом «.

Далее Наливайко ушел на Волыни, в Белоруссию, приобретая города и беря с них контрибуцию. Отразившись от литовского войска, казаки вернулись на Волынь. В то же время Лобода со своими казаками стоял на Полесье, так же собирая » стации » из местной шляхты, а один казацкий отряд под предводительством Шаулы пошел к Наливайко. Фактически в настоящее время почти вся Волынь и Киевщина были заняты казаками, имело огромное влияние и на все низшие слои украинского народа. Все это в конце заставило польское правительство к активным действиям.

Обуздать казаков оружием было поручено Станиславу Жолкевскому, в то время польному гетману. Жолкевский, выдающийся политик и полководец того времени, выступил весной 1596 с отборным войском и значительной артиллерией. К нему присоединились украинские господа, в частности, князь Кирик Ружинский со своим войском. Опытный стратег, Жолкевский хотел разбить казаков частями и сначала ударил на войско Наливайко. Но Наливайко, удачно маневрируя, сумел избежать неравного боя, пройти маршем под защитой лагеря из телег от Кременца до Подолья и спрятаться в уманских лесах.

Пока Жолкевский совершал расправу над Брацлавом, Наливайко поспешил к Белой Церкви и соединился с запорожцами Шаулы, которые имели артиллерию. Здесь они нанесли поражение Ружинском, возглавлявший авангард польского войска, но перед Жолкевским отступили. Возле урочища Острый Камень Жолкевский догнал казаков, но жестокий бой (в нем Саул оторвало ядром руку) не принес полякам победы. Жолкевский отошел к Белой Церкви, ожидая подкреплений, а казаки пошли в Переяславль. Там состоялся совет, на которой вместо Наливайко гетманом избрали Лободу. С тех пор казацкое войско оказалось в затруднительном положении: к нему присоединилось много городовых казаков с женщинами, детьми и всем имуществом. Впоследствии это затруднило продвижение войска и стало одной из причин капитуляции повстанцев.

Жолкевский, получив подкрепление из Польши и Литвы, снова пошел на казаков, заповзявшись уничтожить » ребелии » любой ценой, а Лобода повел казаков вглубь степи. На Солонице под Лубны им было отрезали путь к отступлению, и казаки в конце мая должны были построить мощный лагерь. В нем во время осады начались несогласия и споры, во время одной из которых убили Лободу. Но гетманом выбрали не Наливайко, а Кремпского. Под горячим солнцем и постоянным обстрелом, не имея корму скота и воды для детей и женщин, казаки стойко выдерживали осаду, нанося метким огнем из окопов и смелыми вылазками значительных потерь полякам. Жолкевский, услышав, что к казакам идет подмога из Запорожья, сделал последнюю отчаянную попытку заставить их к капитуляции. После двухдневной непрерывной канонады и умелых дипломатических действий Жолкевского отрезаны от мира казаки, ничего не зная о близком спасении, вынуждены были согласиться на переговоры. Жолкевский потребовал выдать главарей, пушки и все клейноды. Казаки подверглись, но после принятия оружия польские воины бросились на беззащитных казаков, положив на месте несколько тысяч. » Так их рубили немилосердно, что на милю или больше труп лежал на трупе «, — писал один из поляков. Только Кремпского части казаков удалось прорваться на Запорожье. Наливайко доставили в Варшаву и почти год пытали в тюрьме, а в конце отрубили голову и четвертовали. Так же казнили и Шаулу (21 апреля 1597).

,

Пальму первенства на верность высшей власти историки отдали украинским казакам. Они смогли организовать свою военную и обычную жизнь под знаменем Запорожской сечи быстрее, чем русские казаки, которые жили по берегам реки отдельными отрядами и не смогли создать крупное военизированное поселение. В 1572 году часть украинских казаков из Запорожского Низовья встала под знамена польского короля и получала от него неплохое жалованье. В 1625 годуукраинцы вошли в новообразованный реестр казачества в соответствии с Куруковским договором: под единое знамя вошло пять полков. Донские казаки присягнули в служении на верность своему государю Алексею Михайловичу в 1671 году. Самый первый свой военный поход донцы совершили в 1552 году. Тогда как украинцы смогли собраться централизованно намного раньше, в 1516 году. В истории развития казачьих войск пальму первенства можно отдать донцам за их умение впервые ввести в свои войска не только искусство владения мечом и шашкой, но и более грозным оружием 18 века – регулярной артиллерией. Умение пользоваться этим оружие прославило донских казаков во время русско-турецких войн. Благодаря сотрудничеству с властями о подвигах донских казаков было больше известно потому, что о них в благосклонном тоне писала правительственная печать, а вот украинцы не могли иметь такую возможность и упражнялись в эпистолярном жанре сами. Картина «Письмо турецкому султану» верное тому доказательство.

Попытки сравнения украинского и российского казачества предпринимались с давних пор и при этом редко были корректными. В последние же годы, когда все русское объявлено на Украине «враждебным», «неправильным» либо, наоборот, «украденным у украинцев», о каком-то объективном сравнении и речи быть не может. Однако мы все же попытаемся найти главные различия между теми людьми, которые в разные века в двух соседних землях именовали себя казаками.

Речь, естественно пойдет не о том, кто носил шаровары – а кто галифе с красными лампасами, и не о наличии или отсутствии на казацких головах «оселедцев» (с каковыми, если верить летописям, первыми стали красоваться еще воины Князя Киевского Святослава – общие предки обоих народов). Поговорим о вещах, так сказать, основополагающих и наиглавнейших.

Верность присяге

Российских казаков не зря называли в Империи опорой трона и порядка. В подавлении всяческих бунтов и заварушек в России они принимали самое активное участие вплоть до падения монархии, да и после такового десятками тысяч сражались и гибли за Белое движение. При этом нельзя не вспомнить о том, что два восстания самих казаков в свое время сотрясли Россию сильнее, чем все «крестьянские войны», вместе взятые. Речь, естественно, о событиях, связанных с именами Степана Разина и Емельяна Пугачева. Бунтовать казаки умели, да еще как! Но…

После принесения Донским казачеством присяги на верность Государю с крестным целованием ни о каких заговорах и бунтах в нем и речи быть не могло! Слово – Е.П. Савельеву, автору книги «Древняя история казачества»: «Донское войско … как народ прямой, непосредственный и честный и притом искренне религиозный, старалось по мере сил выполнять принятые на себя обязательства. Всякое малейшее нарушение данной клятвы, даже в отдельных случаях, считалось великим преступлением, позором для всего войска…»

Украинские казаки были в этом отношении полной противоположностью своим русским собратьям. Антиподами, можно сказать! С кем только они не заключали договоров «о вечной дружбе», кому только не клялись в верности, и каким только правителям не присягали… Чтобы потом нарушить все собственные клятвы при первой же подвернувшейся возможности. «Патриотические» историки Украины могут сколько угодно твердить о том, что гетман Мазепа был анафемствован Православной церковью за то, что «хотел сделать Украинцу свободной» (что само по себе – бред, ибо Мазепа просто продавал ее королю Швеции!). Но правда заключается в том, что церковному проклятию гетман был предан за измену не царю, а как раз данной ему клятве, считавшейся в те века абсолютно нерушимой – крестного целования. Эта клятва, собственно говоря, давалась не Государю, а Богу – отсюда и наказание.


Впрочем, подобное «вольное отношение» к взятым на себя обязательствам (вечным и нерушимым, а как же!) украинские казаки проявляли не только с Государями России, но и Речи Посполитой, а также прочими европейскими монархами. О всяких там ханах и султанах вообще говорить нечего. Эти парни были настоящими «хозяевами своего слова»: сами давали – сами и обратно забирали…

Сотрудничество с иноземными завоевателями

Из предыдущего пункта плавно вытекает следующий – пособничество разнообразным чужеземным ордам и, говоря в современных терминах, «военное сотрудничество» с таковыми. Уже упомянутый выше Мазепа со своим запроданством шведскому королю Карлу – пример общеизвестный. Гораздо меньше историки любили вспоминать (особенно в советские времена, дабы не рушить «дружбу народов») о той страшной и кровавой роли, которую украинские казаки сыграли в Смутное время, совместно с поляками грабя, убивая, насилуя и сжигая все, что только можно на Руси. Их орда под предводительством Сагайдачного и Дорошенко бесчинствовала от Путивля (сейчас – территория Украины) до Москвы, оставив по себе жуткую и позорную память.

Еще меньше сказано о том, что потомки считающихся «эталоном» украинского казачества запорожцев долгие годы, точнее – века, усердно и прилежно служили Османской империи. И отнюдь не занимаясь хлебопашеством. Казаки так называемых Второй и Третьей сечи, основанных на территории Турции ренегатами, участвовали в русско-турецких войнах на стороне Оттоманской порты, и под ее же знаменами подавляли восстание в Греции в 1821 году, пролив реки православной крови.

На совести русского казачества имеется лишь одно позорное пятно – сотрудничество с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Тут уж ничего не попишешь – как бы не пытались некоторые историки подводить под эту гнусность «базу» в виде мести за «расказачивание» и прочие жестокости, творимые большевиками на тех же Дону и Кубани, оправдания сотрудничеству с фашистами быть не может никакого и никогда. Впрочем, подчеркну еще раз – русские казаки (да и то – далеко не большинство их) оказались под вражескими знаменами единожды. Для украинских это было совершенно нормальной практикой.

Наемничество

Неудивительно, что при таком отношении к морали самым, что ни на есть обыденным делом для украинских казаков было наемничество. Русское казачество воевало за Веру, Царя и Отечество. Могло воевать даже между собой… Но, исключительно за деньги – никогда! Не были русские казаки наемниками. Украинские же «лыцари» отметились по всей Европе и за ее пределами. Причем даже на этом поприще они умудрились снискать, мягко говоря, не самую лучшую славу.

Войны в Саксонии, Люксембурге, Франции, Австрии, на Балканах и в Молдавии – далеко не полный перечень мест, где украинские казаки выступали в качестве «солдат удачи». При этом девизом их было – «Казаки в долг не воюют!» Стоило кому-то из нанимателей задержать выплаты, или же выдать слишком маленькую, по мнению казаков, сумму, как те преспокойно бросали войну и отправлялись по домам. Но это – в лучшем случае! Запросто могли и на сторону противника перейти.

Именно так поступила половина казаков, нанятых на Украине кардиналом Франции Мазарини для войны с засевшими в Ла-Рошели гугенотами и их союзниками – испанцами. После взятия Дюнкерка, обидевшись на нанимателя (вроде бы «кинувшего» их с деньгами), половина «лыцарей» вернулась по домам, а вторая … переметнулась к испанцам. Те, как видно, платили неплохо, и по свидетельствам некоторых историков, украинские казаки воевали на их стороне против французов еще лет десять.

При всем при этом, превозносимые кое-кем боевые качества казаков-наёмников были более, чем сомнительными. Будучи, по сути своей, не более чем иррегулярной легкой кавалерией, дисциплину и выучку они имели, говоря по-нынешнему, «ниже плинтуса», зато склонностью к мародерству и грабежу отличались необычайной.

Родная кровь

Как бы не драли отнюдь не отличавшиеся кротостью нрава и мягкостью характера русские казаки собственных «революционных» соотечественников нагайками, случаев массового пролития ими крови таковых до Гражданской войны, в общем-то, не было. Ну, разве что, за исключением все тех же бунтов Разина и Пугачева. Впрочем, это тоже, можно сказать, были гражданские войны в миниатюре… В особой жестокости русское казачество упрекают разве что по отношению к «инородцам» и «иноверцам».


Совсем не то казаки украинские. В свое время они особо любили «резвиться» на территории нынешней Белоруссии, входившей тогда, кстати, как и Украина, в состав Речи Посполитой. Казацкие атаманы Кошка и Куцкович, вообще-то отправленные польским королем в поход против Швеции, взяв штурмом, разграбили Витебск и Полоцк. Кстати, несколько ранее в тех же землях чумой прошелся другой атаман – Северин Наливайко, начисто разоривший Могилев. Зверства и бесчинства, творимые украинскими казаками в белорусских землях, заставили тогдашних летописцев заклеймить их определением «хуже татаровей».

Для того чтобы забрать эдакую «пальму первенства» у татар, считавшихся «абсолютными чемпионами» по грабежу и насилию не только на Руси, а и в Европе, нужно было очень постараться. Кстати, с самими татарами у украинских казаков была (по крайней мере, в определенные периоды истории) тесная и взаимовыгодная дружба. Большинством побед над поляками Богдан Хмельницкий обязан именно татарам – при этом в качестве трофеев угонявших в рабство и жителей Украины. Впрочем, доставкой в Крым невольничьих караванов не брезговали и некоторые казаки – исторических свидетельств тому предостаточно...


За Веру и Отечество

На протяжении всей своей истории украинское казачество, особенно – запорожское, неизменно провозглашало себя «опорой и защитой Православной церкви». Во всяком случае, именно этим оправдывались совершенно невообразимые зверства, творимые его представителями в отношении евреев и католиков. Широко известны случаи убийства украинскими казаками католических священников и монахов, которых впоследствии даже запрещали хоронить, как полагается. Однако, это лишь одна сторона медали...

В отношении православных храмов и духовенства «лыцари» творили те же самые жуткие вещи. Разграбление ими церквей и расправы над священниками отмечены на всем их кровавом пути. Казаки Дорошенко в Смутное время проделывали это по всей Русской земле, где прошлись, а с татарами украинских казаков сравнил как раз белорусский священник. Наверняка, знал, о чем писал. Участие в войнах с единоверцами на стороне страшнейшего врага Православия – османской империи и резня вместе с ее янычарами православных греков также говорят о многом.

Роль русского казачества в истории России кому-то может показаться неоднозначной и иногда противоречивой. Однако бесспорным является то, что именно русское казачество своей кровью добыло для России многие земли – Сибирь, Урал, Дальний Восток, веками стояло на страже ее рубежей на Юге и Кавказе. Украинское казачество не то, что не принесло породившей его земле ни малейшего приращения – оно ее едва не погубило окончательно. Страшнейший период с 1657 по 1687 год, названный в украинской истории «Руина», был порожден именно безумной жаждой власти гетманов – предводителей украинского казачества. За это время их, присягавших то России, то Польше, то Турции, сменилось полтора десятка. На территории Украины разграблено и разрушено было все что можно, а человеческие жертвы вообще не поддавались исчислению…

В итоге украинское казачество окончательно выродилось в откровенную банду, носившую имя Запорожской сечи и совершенно справедливо ликвидированную императрицей Екатериной ІІ. К истинному служению Отчизне в условиях нормального, цивилизованного государства оно оказалось просто неспособно. Наверное, в этом и состоит главное отличие украинского казачества от русского…

С подачи современных украинских историков, cловосочетание "украинские козаки" прочно вошло в наш лексикон и начало обрастать разными восторженными эпитетами: "самобытный национальный феномен", "исключительно - украинское явление" и т.д.

"Свидоми" не замечают даже тот факт, что казаки на Дону упоминаются в источниках на несколько лет раньше, чем в Запорожье, и уж если определяться: донцы - русские, запорожцы - украинцы, то казацкий приоритет уйдет к нашему северному соседу. За одной передержкой следует другая: уже все казаки без исключения объявляются украинцами и на этом основании появляются карты "Этнографических границ Украины", включающих Кубань, Дон, Ставрополье, Воронежчину. Ну, а если попробовать приглядеться повнимательней к "украинскому козацтву" - насколько оно было украинским?

В козацком реестре времен Хотинской войны 1621 г. среди полковников значится Мойсей Писарок и Цецюра Семрок. Спустя несколько лет, в 1625 г. на Украине прошло крупное козацкое восстание, которое возглавил гетьман Марк Измаил. В позднейшей исторической литературе его слегка украинизировали и теперь он проходит во всех учебниках как Марко Жмайло. Но в ранних источниках он значится именно как Измаил. Спустя еще несколько лет, возвращаясь из Крымского похода 1628 года, козаки вместо погибшего Дорошенко выбрали гетьманом Мойзерницу. В 1630-е среди реестровой козацкой старшины был известен Илья Караимович (гетьман в 1633 и 1637). Украинская национальность данных козацких лидеров вызывает у автора большие сомнения. На мой субъективный взгляд, они скорее принадлежали к еврейской нации.

Профессиональные историки хорошо знают, что знаменитый сподвижник Хмельницкого полковник Морозенко, прославленный в народной думе, на самом деле был польский шляхтич по имени Станислав Мрозовецкий. Многие историки, например, Костомаров, простое перечисление имен которых наводит на определенные размышления: Ян Оришовский, Войтех Чановицкий, Самуил Зборовский, Кирик Ружинский, Криштоф Косинский, Криштоф Нечковский, Николай Зацвилиховский, Арковский, Кремпский, Пырский и т.д. Их национальность не вызывает сомнения - это поляки.

В 1641 упоминается козацкий атаман Стенька Волошенин (волохами в то время называли молдаван). Известный в 1640-е гг. полковник Филон Джалалий - по происхождению татарин. Особо надо сказать о русских. В описываемый период (XVI - XVII века) вообще нельзя провести твердую разграничительную линию между русской и украинской народностями, ибо они попросту еще не сформировались. Да и вообще тогда национальность определялась более не по крови, а по взглядам, идеологии (вероисповеданию), так что все православные были "руськими" (слово "украинец" появилось лет на 200 позже). К тому же здесь мы сталкиваемся с проблемой источников. От Грушевского пошла гулять версия, что русские летописцы, записывая имена украинских деятелей, русифицировали их и для восстановления справедливости их надо обратно украинизировать. Вот так и получилось из летописного гетьмана Коленика Ондреева - Каленик Андриевич, а из первопечатника Ивана Федорова - Иван Федорович. Не будем отрицать возможность такого искажения, но в рамках плюрализма мнений, автор имеет право предположить, что среди козацких лидеров были и великоросы. Ивановы и Петровы с великоросскими же именами, которые летописцами так же и были записаны. И превращать их ныне в Ивановичей и Петренок не нужно. Тем более, есть примеры, когда в одном документе идут подряд: Степан Хоменко, Мойсей Авдеев, Василий Григорьев, Иван Васильев (запорожские реестровые козаки) или "Якушко Якимов да Филип Парашиленко". Источники сохранили нам достаточно чисто имена козаков: Ждан Коншин, Влас Иванкиев, Ондрос Телесов, Павел Беляев.

Заметим, что никакого "железного занавеса" или каменной стены между Запорожьем и Доном никогда не было, между ними постоянно шел обмен населением; как свидетельствовал в 1626 г. полковник Шафран (да и многие другие) на Дону постоянно жило несколько сот запорожцев, а "в запорогах" - донцов. Один из первых донских атаманов - Мишка Черкашин (черкасами в то время звали украинцев). Казаки вместе ходили походами на турок, вместе бунтовали против польского или российского правительства (это тоже подтверждено многими документами).

Могут спросить, к чему все это пишется, ведь среди козаков все равно было полно Дорошенок, Томиленок да Орандаренок? Не отрицаем, их действительно было много, может быть, даже большинство. Но это не основание зачислять ВСЕХ казаков в украинцы. Казачество - не нация, а особое военно-служилое сословие. И, как всякое сословие, оно было по составу абсолютно интернациональным.

Казаком мог стать любой - русский, украинец, белорус, татарин, еврей. Ничто не мешало украинцам козаковать и даже, как видим, занимать командные посты (в среде рядовых козаков инородцев еще больше). Поэтому делить козацтво на "украинское" и "русское" - глупо и бессмысленно. Козацтво было либо одно единственное как сословие, либо невероятной смесью - по национальному составу. И уж если кому приспичило их делить - то только по географическому принципу: были казаки запорожские, кубанские, донские, яицкие, были даже рязанские и татарские (XV век), воевавшие между собой. А тем, кто любит ставить знак равенства между козаками и украинцами, рекомендуем перечитать "Летописное повествование о Малой России" А.Ригельмана, где подробно перечисляются различия малороссиян (украинцев) от запорожских козаков: "Сечевские козаки сделали на Днепре засеку и в ней поставили шалаши великие, назвав их куренями и жить стали...каждый по склонности промысла своего в рыбе, звере и меду изобильсвовал... многими своими самовольствами, бесчиниями. Бунтами и разбоями так имя свое оскаредили. Храбрость оную в бунтовское свирепство обратили, ибо у себя самих непрестанные делали смущения междоусобием и часто себя убивали, от чего кошевой и старшина в великом страхе всегда были при всем оном два устава которые имели Запорожье: безженное житье да жестокое наказание домашним татем... Они козаки везде грубы были. Напроти того украинские черкасы или малороссийский народ, как - то шляхетство, козаки и посполитые, ведут жизнь свою весьма инако. Они имеют порядочне селения в городах, местечках, селах и хуторах, производят хлебопашество, посев огородный, сады и багчи, делают всякое художество, ремесло и торги. В обхождени приятны и ласковы. Сей народ веселого нрава, любит музыку и прочие веселости. Они почти все плясать по-польски, а паче по своему черкаскому умеют...".

Юлий ФЕДОРОВСКИЙ
- историк, доцент Восточно-украинского университета им. В.Даля, г. Луганск