Высшее образование количество лет в 80 е. Реформы образования в советский период

Современные школьники - везунчики. Для них продаются портфели и рюкзачки разных размеров и форм, яркие фломастеры, забавные ручки, точилки в виде зверушек и машинок, да и саму школьную форму можно подобрать удобную и модную. В нашем детстве все было по-другому. Но детство есть детство, и мы радовались тому, что у нас было: тетрадкам, обложкам для книг, счетным палочкам, трафаретам… И, сравнивая с современными атрибутами школы, вспоминаем их сейчас с улыбкой.

Дневник и промокашка.

Тетрадки были простенькие, без рисунков и надписей. На обратной стороне печатались правила поведения школьников, таблица умножения или, на худой конец, слова песен: «Взвейтесь кострами, синие ночи», «День Победы», «Орленок», «То березка, то рябина», «С чего начинается Родина», Гимн СССР. Тетрадки почему-то были грязно-грустных цветов: синие, розовые, зеленые, желтые. До сих пор для меня загадка, почему в тетрадках в клеточку не было полей? Их надо было самим чертить, причем обязательно красным карандашом, а не ручкой.

Какое-то время мы писали чернилами: сначала перьевыми ручками, которые макали в чернильницы-непроливайки (они стояли на каждой парте, и в них вечно плавали дохлые мошки). Каким бы ты аккуратистом-эквилибристом ни был, все же ты не мог избежать клякс на парте или в тетрадке. Позже палочки с пером заменили вечно протекающие автоматические чернильные ручки (с пипетками и резьбовые). Кстати, перьевые ручки можно было встретить на почте и в сберкассах еще в конце восьмидесятых, ими заполняли квитанции и писали тексты телеграмм.

Шариковыми ручками Министерство образования СССР разрешило пользоваться лишь в конце 70-х годов. Конечно, это был прорыв, все дети необъятной Родины вздохнули с облегчением. И только сейчас понимаешь, что чернильная ручка - это дорого и стильно, а каллиграфия - это искусство, на котором японцы, например, до сих пор зарабатывают неплохие деньги.

Чтобы не ждать, пока чернила высохнут, страничку промакивали специальным листиком, который лежал в каждой тетрадке, - промокашкой. Это совершенно замечательный предмет, ушедший в небытие вместе с чернильными ручками. И слово-то какое доброе - промокашка.

Розовый, голубой или сиреневый листик был всегда исписан и изрисован, да и вообще применений ему было куча: из промокашки делали классные самолетики, потому что бумага была легче, шпаргалки, и новогодние снежинки тоже отличные получались. А записочки девчонкам или мальчишкам! Они бесшумно попадали в «объект воздыханий», в отличие от бумажных тяжелых листиков.

У мальчишек, как правило, этот листик быстро использовался, и не совсем по прямому назначению: его жевали, чтобы через трубочку запустить шарик в соседа (соседку). Несчастные современные дети, чем же они плюются друг в друга?

Школьная форма

Если вы спросите у 40-летних женщин, какой цвет в одежде они не любят больше всего, 90% из них ответят: «Коричневый». Виной тому советская школьная форма: платье жуткого коричневого цвета и черный фартук. До сих пор содрогаюсь при воспоминании о прикосновении этой колючей одежды (платье шилось из грубой шерсти) к телу. И заметьте, его носили круглогодично: осенью, зимой и весной. В этой одежде было холодно зимой и жарко весной. О какой гигиене может идти речь? Я помню, одно время продавались специальные вкладки с целлофаном, которые вшивались в подмышечную область платьев, чтобы не проступали белые соляные разводы от пота.

К коричневому платью полагалось носить черный фартук и коричневые (черные) бантики - то еще цветовое сочетание! В праздничный школьный комплект одежды входили белые фартук, колготки и бантики.

Чтобы хоть как-то разнообразить скучную форму, мамы и бабушки «отрывались» на воротничках и фартуках: их шили из тончайших кружев, импортного гипюра, вывязывали крючками, придумывали фасоны фартуков с «крылышками», с оборочками и т.д. Иногда встречались просто шедевры швейного хендмейда. Девочки старались украсить школьную одежду как могли: прикалывали броши, делали аппликации из кожи, вшивали бусины (правда, строгие учителя заставляли все это великолепие убрать, они же линейкой вымеряли и длину платья от коленки до кромки - не дай бог выше на миллиметр, чем положено по инструкции Минобразования).

Некоторым родителям удавалось по блату достать «прибалтийскую» форму, она была приятного шоколадного цвета и шилась не из шерсти, а из какого-то мягкого материала. Справедливости ради отмечу, что советская форма шилась разных фасонов: использовались плиссированная юбка, защипы, складки и т.д. И все равно мы ненавидели форму, благо ее отменили в середине 80-х… Хотя сейчас иногда смотрю старые фотки и, сравнивая с нынешней школьной формой, думаю: а может, что-то и было в тех платьицах с фартучками? Стильное и благородное.

Воротнички надо было стирать и пришивать каждую неделю. Это, конечно, ужасно напрягало, но с высоты теперешнего ума понимаю - это был неплохой урок чистоплотности для девочек. Многие ли 10-12-летние девочки могут пришить себе пуговицу и постирать за собой белье?

Но вот что было поистине прекрасным в те годы, так это молочные коржики в столовке! Янтарного цвета, ароматные, рассыпчатые! И очень демократичные по цене - всего 8 копеек.

Да, были и булочки с повидлом, маком, корицей, кексы, сметанники и ватрушки, но вспоминаются почему-то именно эти коржики.

Старшеклассники щеголяли с портфелями - черными или рыжими, а для учеников младших классов незаменимы были ранцы. Они изготавливались из вонючего кожзама, и кнопки-застежки в них сразу ломались. Но сами ранцы были невероятно прочными: на них катались с ледяных горок, сидя или на животе, ими дрались, их сбрасывали в кучу после уроков, когда надо было срочно собирать команду для игры в казаков-разбойников. А они ничего, жили и служили целый год.

Чехословацкие карандаши

Это сейчас простые карандаши (мягкие и твердые) можно купить в любом отделе канцтоваров, а тогда лучшими карандашами считались чехословацкие Koh-i-noor. Их привозили из-за границы или доставали по блату в универмаге. Делались они, между прочим, из калифорнийского кедра (во всяком случае, раньше). Сколько же мы сточили за время учебы этих желтых палочек с золотыми буковками и с золотыми пимпочками на кончике!

Подставка для книг

Безусловно, удобная вещь, но очень тяжелая. Особенно для впереди сидящего ученика - если он крутился и мешал на уроке, получал по голове подставкой вместе с книгой.

Логарифмическая линейка

Этим гаджетом лично я пользоваться не умела, а вот для многих ботаников в те годы она была незаменима. В советское время, когда еще не было компьютеров, а первые электронные калькуляторы были диковинкой, математические расчеты выполнялись на нем. Линейки были разной длины (от 15 до 50-75 см), от нее зависела точность вычислений.

С помощью линейки можно было выполнять сложение, вычитание, умножение и деление, возведение в степень и извлечение корня, вычисление логарифмов и работать с тригонометрическими функциями. Говорят, точность выполнения операций могла достигать 4-5 знаков после запятой!

Для меня все эти манипуляции с линейкой были делом очень сложным, но переоценить ее роль в жизни студентов-математиков тех лет невозможно. Недавно услышала от одной женщины, что муж ее научил пользоваться логарифмической линейкой для того, чтобы она вычисляла количество петель во время вязания. «Для меня и сегодня эта вещь незаменима в составлении различных пропорций», - уверена женщина.

Я не люблю точилки, в детстве меня папа научил гениально точить карандаши лезвием или острым ножом. Точилок в те времена было мало, да и точили они, как правило, жестоко. Пока добьешься «правильного» грифеля, карандаш закончится, исключение составлял лишь настольный механический приборчик для заточки карандашей.

Просто игрушка

Чего только не найдешь в портфеле-ранце школьника всех времен и народов! Но сегодня точно не увидишь вот такую смешную игрушку-жабку, с которой носились на переменках и в продленке.

У каждого из нас свои воспоминания о том времени - светлые и не очень. А что вы помните из школьного детства?

РАЗВИТИЕ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

В 70-90-Е ГОДЫ XX В.

План:

8.1.Советское образование в70-80-е годы.

8.2.Проблема гуманизации образования.

8.3.Российская педагогика 90-х годов.

Те успехи советской школы, на которые обратил внимание Запад в конце 50-х годов, были успехами школы тоталитарного индустриального общества, максимально соответствующими его внутренней сущности. Советскому образованию удалось уйти от многих проблем и противоречий, над которыми билась Западная цивилизация в попытке преодолеть тенденцию унификации человека, превращения его в функцию огромной социальной машины. Тип личности, порожденный советской индустриальной цивилизацией, оказался совершенно бесперспективным для постиндустриального западного общества; столь же бесперспективной оказалась и система воспроизводства этого типа личности, включающая в себя образовательные институты. Несмотря на все попытки преодолеть излишний формализм в образовании, приблизить советскую школу к жизни, привнести в ее содержание и формы элементы "школы труда", ситуация до конца 80-х годов оставалась в своей основе неизменной.

Регресс советского образования в 70-80-е гг. подтверждают данные ЮНЕСКО о показателях коэффициента интеллектуализации молодежи (КИМ): с третьего (1953- 1954) и второго (1964) места СССР в середине 80-х годов по этому показателю переместился на место в пятом десятке (уровень КИМ в СССР - 17%, США и Канаде - 57-60%). Эти данные, с одной стороны, подтверждают эффективность "школы-учебы" в условиях индустриального общества, с другой - свидетельствуют об ее неэффективности в условиях НТР, развития информационных технологий и других факторов, которые объективно ведут к формированию постиндустриального общества и, как следствие, к резкому возрастанию субъективного начала во всех сферах социальной жизни.

Крушение тоталитарного коммунистического режима и порожденного им общественного строя в нашей стране совпало с глубочайшим кризисом советского образования и крайне заидеологизированной педагогической науки. Попытки создать рыночную экономику, правовое государство, гражданское общество свидетельствуют о том, что в России вновь возрождаются прозападные идеалы. Это касается и педагоги­ческого поиска, который преимущественно движется в русле западных подходов.

2.Проблема гуманизации образования

В условиях краха коммунистических перспектив развития мировой цивилизации на смену идеалам классовой борьбы пришли общечеловеческие гуманистические ценности. Именно в этом контексте происходит обсуждение дальнейших перспектив развития человечества, средств их реализации. На первый план выдвигается проблема гуманизации образования, которая во многом определяет ведущую тенденцию развития педагогических традиций Западной цивилизации конца XX века и становится все более значимой для восточных обществ.

Проблема гуманизации образования особенно остро встала перед отечественной педагогикой во второй половине 80-х годов, хотя, несмотря на 70-летний идеологический прессинг, господство "школы учебы" с вкрапленными в нее элементами "школы труда", изгнание из педагогики ребенка, стремление сформировать преданного режиму исполнителя, идеи гуманизации жили и развивались в советской педагогике. Официальная наука относилась к ним крайне настороженно и даже враждебно, пытаясь уложить их в прокрустово ложе классовой идеологии. Так, Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970), которого обвиняли в "абстрактном гуманизме", в том, что он "ввел туманное понятие, именуемое человечностью", писал (1967): "Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой можно воспитать настоящего человека... Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности".

В 1988 г. в СССР в центре и на местах был разработан ряд концепций общего среднего образования; проблема гуманизации школы занимала в них одно из центральных мест. Однако, пожалуй, наиболее адекватно она была разработана ВНИКом "Школа". В концепции подчеркивалось, что главным пороком современной отечественной школы является ее обезличенность. На всех уровнях педагогического процесса утеряно главное - человек. Ученик стал объектом воспитания, превратился из цели в средство деятельности школы, обучение потеряло для него смысл. Учитель, лишенный возможности самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать средства и методы их достижения, также оказался отчужденным от учебно-воспитательного процесса. И учитель, и ученик превратились в разнокалиберные "винтики" образовательной машины.

Концепция указывала на единственно возможный путь преодоления этого отчуждения - гуманизацию школы. "Гуманизация, - говорилось в ней, - это поворот школы к ребенку, уважение к его личности, доверие к нему, принятие его личностных целей, запросов и интересов. Это - совпадение максимально благоприятных условий для раскрытия и развития его способностей, для его самоопределения. Это ориентация школы не только на подготовку ребенка к будущей жизни, но и на обеспечение полноценности его сегодняшней жизни на каждом из возрастных этапов - в детстве, отрочестве, юности. Это - преодоление нынешней безвозрастности образования, учет психофизиологической самобытности различных возрастных этапов, особенностей социального и культурного контекста жизни ребенка, сложности и неоднозначности его внутреннего мира. Это - органическое соединение коллективистского и личностного начал, делающее общественно значимым, дающее ему сознание того, что "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех". Гуманизация - ключевой элемент нового педагогического мышления. Она требует пересмотра, переоценки всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующей функции. Она радикально меняет саму суть и характер этого процесса, ставя в центр его ребенка. Основным смыслом педагогического процесса становится развитие ученика. Мера этого развития выступает как мера качества работы учителя, школы, всей системы образования.

Есть в человеческой натуре очень хорошее качество. С течением времени все плохое и негативное забывается, стирается как ненужная, нелюбимая кассета. В памяти остаются лишь яркие, прекрасные моменты прошлого. И особенно если это прошлое – детство и молодость. Именно такими замечательными воспоминаниями моей юности остались школьные дискотеки середины 80-х годов прошлого столетия.

Да, да, вы не ослышались. В то время уже были именно «дискотеки», а не «танцы для молодежи в клубе». Мы, советское младшее пионерское поколение, очень тянулось к продвинутому и запретному, а потому неведомому и, как нам казалось, ультрасовременному западному течению жизни. Оно гремело на весь мир зажигательными ритмами диско, популярность которого и стало прообразом школьных душевных вечеринок. Из-за «бугра» в «совок» просачивались многочисленные записи и виниловые пластинки популярных тогда исполнителей.

Помнится на первую нашу дискотеку в седьмом классе, посвященную Празднику Весны, мой друг притащил в школу редкие пластинки иностранной эстрады, которые он взял у своего дядьки, моряка дальнего плавания, бывавшего в то время за границей. И самая лучшая, по его мнению, пластинка Джо Дассена сразу легла на старенький школьный проигрыватель с одной тряпичной колонкой. В произношении фамилии исполнителя гордый владелец пластинки делал ударение на первый слог, в чем был сразу поправлен «знающим толк в музыке» одноклассником. Прекрасные душевные ритмы Джо Дассена, как нельзя, кстати, нравились нашим повзрослевшим девчонкам-одноклассницам. И мы – по-ребячески наивные подростки, превозмогая стыд и краснея, приглашали их на медленный танец. С включенным светом и учителем на привычном месте (за своим столом в углу у окна), проверяющим тетради, на «пионерском» расстоянии между танцующими в паре эти танцы будили немыслимое воображение и будоражили мысли… Тогда это было верхом счастья и умиления.

Большие школьные дискотеки в актовом зале устраивались под Новый год и в конце учебного года. Их большая популярность собирала почти сто процентное присутствие учащихся старших классов. Девчонки приходили в своих лучших одеждах и наносили свой первый скромный макияж. Многие стеснялись танцевать, но глазели и завидовали танцующим во всю. Лучшим танцем вечера оставался «белый» медленный танец, когда девушки приглашали парней. Диджеев не было. Их место занимали «продвинутые», раскрепощенные и разочарованные в учебе троечники, «знающие толк в музыке». На общешкольные дискотеки они приносили более мощную японскую аппаратуру с усилителями и огромными колонками. Зачастую применялись и старые «бобинные» магнитофоны. В зале царил полумрак и присутствовали самодельные приспособления светомузыки из трех-четырех светофорных светофильтров, моргающих в ритм музыке. И продвинутой считалась любая дискотека с зеркальным шаром, освещаемым ярким потоком света и рождавшим сотни «светозайчиков». Записи тоже доставались нелегко. Виниловые пластинки популярных исполнителей в розничной торговле расходились на «ура» и являлись востребованным дорогим товаром черного рынка.

Затертые пластинки меняли друг друга. Слышались динамичные мелодии Бони эМ и Аббы, Андриано Челентано и Пуппо, «Звезды дискотек» и Спэйс, Би Джис и Пин Флоид, ставшие популярными еще в конце 70-х, в начале 80-х. Часто звучали бессмертные хиты Битлов.

Немного позже в дискотечные динамики ворвались легендарные хиты Modern Talking и всеми любимой певицы CC Catch, Bad Boys Blue и Silent Circle, Pet Shop Boys и Sandra, Flirse и Savage. Изюминками школьных дискотек были группы Heavy Metal – Metallica, Queen, Scorpions, Accept, ACNDC. Чьи хиты с разрешения директора позволялось крутить лишь один-два раза за вечер. Иногда проскальзывали еще мало знакомые зажигательные ритмы Rock-n-Rolla. Его танцевали единицы танцующих.

После выхода на экраны полюбившегося многим фильма «Курьер», точно описывающего молодежные нравы той поры, с его обличающей музыкой и танцами в конце, очень популярными стали ритмы и движения Brake Dance. Без них не проходило ни одной школьной дискотеки середины 80-х.

Наряду с зарубежными исполнителями стали популярными и новые отечественные группы – Форум, Мираж, еще позже – Ласковый Май и ремиксы Сережи Минаева. Востребованные сейчас песни Ю. Антонова, А. Пугачевой, С. Ротару на современных ретро-дискотеках почти не ставились. Их любили и слушали люди более старшего поколения – ровесники звезд, чья молодость приходилась на первые признания легендарных советских певцов и певиц.

Мы бредили популярной музыкой. Слушали ее дома, переписывали друг у друга кассеты с полюбившимися хитами, обменивались записями, гонялись за новинками. Записывающей аппаратуры было не много. А верхом мечтаний того времени для юноши-меломана был настоящий двукассетный японский магнитофон. Тогда востребованными были услуги студий звукозаписи, продающих кассеты или записывающих новые альбомы известных исполнителей на твою кассету.

Класс расслаивался на группировки любителей того или иного стиля музыки. Помнится, что названия любимых групп и имена исполнителей, красовались на видных местах школьных тетрадей, дневников. А мою школьную линейку с надписью Demis Rusos – греческого исполнителя диско, сломал из мщения и пренебрежения к этому стилю одноклассник – ярый поклонник Hard Rock.

Перед школьными дискотеками отдельные личности стриглись под «панков» и приходили в кожаной одежде с металлическими вставками и бляхами. Во время дискотек иногда происходили разборки и нешуточные драки, после которых проводить дискотеки в отличившейся школе запрещалось.

И все же в памяти надолго осталась (может даже навсегда) та несказанная душевная атмосфера школьных дискотек, способствовавшая раскрепощению подростков, стремительному превращению их во взрослых людей, обострению симпатий и даже рождению первого Большого чувства.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новозоринская средняя общеобразовательная школа

Павловского района

Алтайского края

«Школьные годы 80-х и сегодня…»

(Исследовательская работа)

Учитель начальных классов

Ермолаева Анна Михайловна

Новые Зори

2014 год

Введение

В разных семьях разные поводы для гордости. Моя гордость – это мама. Как-то раз, рассматривая у моей бабушки семейный фотоальбом, я увидела школьные фотографии моей мамы. Тогда я спросила бабушку, а как училась моя мама и она мне показала мамин школьный дневник, грамоты и пропись первого класса.

Мне стало очень интересно, а как прошли её школьные годы, как они учились в 80-е годы и чем занимались. В результате возникла мысль сделать проект на тему «Школьные годы 80-х и сегодня». Я надеюсь, что мой проект поможет совершить увлекательное путешествие в прошлое!

Цель проекта – установить, что общего и чем отличаются школьные годы 80-х и сегодня.

Задачи проекта:

    выявить отличия в изучении школьных предметов на примере прописей для 1 класса;

    определить практичность и удобство школьной формы;

    изучить школьные организации 80-х годов;

    провести интервью об увлечениях детей в 80-е годы.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: классный руководитель, моя мама и я.

Актуальность проекта: работа над проектом даст возможность не только глубже и лучше узнать историю своей семьи, но и узнать о школьной жизни 80-х годов. Я горжусь своей семьёй и мне интересно всё, что связано с историей моей семьи и моей школы.

Новизна проекта: свою работу я представляю как путешествие в прошлое, в то время, когда моя мама училась в первом классе. Интересно наблюдать изменения школьной жизни во времени на примере своей семьи.

Ожидаемые результаты:

1. Создание презентации по результатам исследовательской работы.

2. Выступление перед одноклассниками в родной школе.

3. Представление работы на районном конкурсе исследовательских работ.

Объект исследования: школа.

Методы исследования:

    изучение семейных реликвий;

    практическая работа;

    беседа;

    сбор информации из книг, журналов, словарей;

    анкетирование;

    сравнение и обобщение.

Проект проходил в несколько этапов:

1 этап – исследование семейных реликвий, подбор и изучение литературы.

2 этап – беседы с мамой, бабушкой; проведение эксперимента; анализ результатов.

3 этап – оформление проекта.

Практическая и теоретическая значимость: собранный материал отражает историю школьной жизни моей мамы в 80-е годы и моей школьной жизни в настоящее время.

Ожидаемый результат:

    приобретение знаний об истории школьной жизни детей 80-х годов;

    воспитание интереса и уважения к истории своей семьи;

    создание презентации « Школьные годы 80-х и сегодня».

    Практическая часть.

Раньше школьные учебники и даже прописи были совсем другими. Теперь мало у кого сохранились старые советские учебники, а уж прописи 80-х годов стали настоящим раритетом. Так какими же были прописи для первого класса 25 лет назад?

На этот вопрос нам помогла ответить мама, показав свою пропись 1985 года. Я горжусь моей мамой и бабушкой, потому что они бережно хранили семейные реликвии. У нас есть возможность найти сходства и отличия моей прописи 2011 года и маминой прописи за 1985 год.

Мои действия

Мои наблюдения и выводы

Разглядываем оформление прописей.

    Мамина пропись напечатана на серой бумаге, в ней нет рисунков.

    Моя пропись напечатана на белой бумаге. На обложке и в прописи много рисунков.

Сравниваем разлиновку.

    В прописи 80-х годов есть дополнительная наклонная линия.

    В прописи 2011 года этой линии нет.

Устанавливаем порядок изучения букв.

    Порядок изучения букв в 80-е годы (а, н, т, к…).

    Настоящее время (а, о, у, е…).

Изучаем начертание букв.

Различное написание буквы Ы.

    Пропись 80-х годов (с.7).

    Пропись 2011 года (с. 21).

Рассматриваем соединение букв.

Различное соединение буквы О с буквой С.

    В прописи 80-х буква О соединяется с буквами (с, н, к) верхним соединением.

    В прописи 2011 года эти буквы соединяются нижним соединением.

Определяем степень трудности.

    На с.10 в 80-е годы дети писали предложения.

    Мы в прописи на с.10 написали изученные буквы.

Листаем страницы прописей.

    Большинство букв имеют сходное начертание и соединение

В своем исследовании прописей, мы сделали вывод, что учиться писать буквы в наше время намного интересней, чем в далёкие 80-е годы.

    Школьная форма 80-х годов удобно или нет.

Задала очередной вопрос маме про её школьные годы: а все ли кроме прописей и учебников, осталось таким же, как и сейчас? Мама рассказала нам про свою удивительную и интересную школьную жизнь.

Во-первых, мама показала на своих школьных фотографиях, что раньше у всех учеников школьная форма была единая для всех. У девочек это коричневое платье с чёрным (повседневным) и белым (для торжественных мероприятий) фартуком, завязывавшимся сзади на бант. Мальчики одевали костюмы синего цвета.

Но в 1993году школьная форма была отменена и вот уже в течение двадцати пяти лет российские школьники обходятся без форменной одежды, а на занятия приходят в джинсах, футболках и спортивных костюмах. Но о школьной форме снова вспомнили. Решение этой актуальной проблемы оказалось довольно сложным и для семьи, и для школы.

Школьная форма советского времени (с белыми фартуками) традиционно надевается выпускницами на «Последний звонок» как символ прощания со школой, и реже на другие праздники.

В современной России нет единой школьной формы, как было раньше в СССР, но сегодня во многих школах, гимназиях и лицеях школьная форма становится обязательной. Школьная форма в учебных заведениях приобретает всё большую актуальность.

Мы считаем, что школьная форма для мальчиков и для девочек имеет много преимуществ:

    позволяет сглаживать социальное неравенство;

    воспитывает в ребёнке внутреннюю дисциплину и хороший вкус к элегантному деловому стилю;

    формирует чувство сплочённости с классом, школой.

Мы думаем, что школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, модной, а главное - она должна нравиться самим школьникам. Школьная одежда даёт возможность детям формировать свой вкус и стиль с ранних лет.

Мы со своим классным руководителем провели опрос среди своих одноклассников и старших учеников «Нравится ли ходить в школу в школьной форме?». Результаты опроса мы представили в таблице.

Класс

за

против

%

100

с 5 - по 9

Проанализировав результаты опроса учащихся, мы пришли к выводу, что учащимся 1-ых классов очень нравится школьная форма, потому что они себя в ней чувствуют «настоящими» учениками. Учащиеся 2-ых и 4-ых уже начинают терять интерес к форме, а с 5-ых по 9-ые классы любят ходить в школу в спортивной форме или в джинсах и футболке.

    Школьные организации в 80-е и сегодня.

Когда рассматривала мамины школьные фотографии, то моё внимание привлекли какие- то значки на груди и красные платочки, повязанные на шее у каждого школьника. На вопрос, что это за платки и значки, мама мне рассказала про октябрят, «Пионерскую» и Комсомольскую организации.

Я узнала, что в 80-е годы обязательным дополнением к школьной форме, в зависимости от возраста ученика, были октябрятский (в начальных классах), пионерский (в средних классах) или комсомольский (в старших классах) значки. Пионеры должны были также обязательно носить пионерский галстук.

Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок - пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей - символ пятиконечной звезды. Как правило, в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей - командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

Моя мама, к примеру, была цветоводом, санитаром, библиотекарем и главным художником по стенгазетам.

В детскую пионерскую организацию принимались школьники с 10 до 14 лет. Прием осуществляется индивидуально, открытым голосованием на сборе отряда. Вступивший в организацию школьник на торжественном сборе дает клятвенное обещание. Вожатый повязывает новому члену организации галстук.

Всесоюзная пионерская организация строилась по так называемому школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина.

С пионерами в СССР были связаны пионерские лагеря- места массового летнего отдыха детей, дома и дворцы пионеров- дома творчества детей. Издавалась газета - «Пионерская правда».

Моя мама, как и все пионеры, тоже носила пионерский галстук и летом ездила отдыхать в пионерские лагеря.

Самые известные пионерские лагеря обычно располагались на морском побережье - это всесоюзные: «Артек» и «Океан», всероссийский лагерь «Орлёнок».

У пионеров проводились различные организационные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Большую популярность приобрела военизированная детская игра «Зарница».

Затем грянули кризисные 90-е годы, и все изменилось, пионерская организация перестала существовать.

В настоящее время в нашей школе пионерской организации не существует.

    Увлечения школьников в 80-е годы и сегодня.

На вопрос, чем они увлекались в свободное от школы время, мама рассказала, что она, также как и я, ходила в художественную школу, в бассейн и в разнообразные спортивные секции, которые существовали при школе.

Я горжусь тем, что в нашей семье из поколения в поколение все девочки посещали художественную школу и я не исключение. Моя мама и старшая сестра закончили ДШИ «Художественное отделение». Мама в 80-е – 90-е годы принимала участие в различных выставках художественных работ. Показывала неплохие результаты и получала грамоты и дипломы за участие. Я учусь всего второй год в художественной школе, но мои работы тоже уже побывали на выставке, и я уже успела получить грамоту.

В наше время, как и в 80-е годы, существуют спортивные секции при школе и в поселке. В ДШИ есть не только художественное отделение, но и танцевальное, музыкальное отделения, где дети занимаются и добиваются неплохих результатов.

Вывод

    Школьные прописи 80-х годов и прописи 2011 года отличаются оформлением, разлиновкой, порядком изучения, начертанием и соединением отдельных букв.

    В 80-е годы все дети ходили в школьной форме. В наше время единой школьной формы нет, и я считаю, что это плохо. Форма дисциплинирует и формирует хороший вкус у школьника.

    Изучила школьные организации 80-х годов. Узнала, кто такой «пионер», «октябренок».

    Выяснила, что увлечения и занятия детей практически не изменились. Многие школьники сегодня посещают ДШИ и спортивные секции, как и в далекие 80-е годы.

    Я рада, что смогла создать проект, который помог мне совершить увлекательное путешествие в далекое прошлое и узнать много интересного о школьной жизни 80-х годов.

Литература

1. Бубнова Е., «Новая энциклопедия школьника», издательство «Махаон», 2003г.

2. Шалаева Г. П., Терентьева И. Г., Курбатова Н. В. Большая энциклопедия начальной школы, издательство: Слово / Эксмо, 2007г.

3. www .wikipedia ru _ istorii /90_ let _ pionery . pdf .

Предлагаю вспомнить, чем мы себя развлекали на уроках в школе. Понятно, что многие из вас сейчас скажут: «На уроках мы учились...». Не верю:)
Нет, конечно же учились, но не всегда же. Я вот помню нудную биологию или никому_не_нужное черчение. Сидеть и слушать нудежь учителя 45 минут мало кому было под силу. Поэтому мы занимали свои руки и разум этим…
Игры в тетради 1. Самой распространённой и любимой тетрадной игрой всех времён был и остаётся «Морской бой»:

Упражняла логику, предвидение и стратегическое мышление. Помните шёпот по классу: «Е-пять… мимо. Бэ-семь… ранил....»? :)
2. Еще одна добрая, детская, интеллектуальная игра «Виселица»:

Один из игроков загадывает слово - пишет на бумаге первую и последнюю букву слова и отмечает места для остальных букв. Рисуется виселица с петлёй. Второй игрок предлагает букву, которая может входить в это слово. Если такая буква есть в слове, то первый игрок пишет её над соответствующими этой букве чертами - столько раз, сколько она встречается в слове. Если такой буквы нет, то к виселице добавляется круг в петле, изображающий голову. Второй игрок продолжает отгадывать буквы до тех пор, пока не отгадает всё слово. За каждый неправильный ответ первый игрок добавляет одну часть туловища к виселице. Если туловище в виселице нарисовано полностью, то отгадывающий игрок проигрывает, считается повешенным. Если игроку удаётся угадать слово, он выигрывает и может загадывать слово.
Скольких же мы повесили…
3. Отличная стратегическая игра «Точки»:


Игра для двух человек - для тебя и соседа по парте. Задача - окружить точками своего цвета точки противника. Соперники по очереди ставят точки на пересечении линий листа в клетку, каждый своим цветом. При создании непрерывной (по вертикали, горизонтали, диагонали) замкнутой линии образуется область. Если внутри неё есть точки противника (при этом могут быть пункты, не занятые чьими-либо точками), то это считается областью окружения, в которую далее запрещено ставить точку любому из игроков. Если точек соперника нет, то область свободная и в неё можно ставить точки.

4. «Балда».

В центре поля пишется какое-нибудь слово из пяти букв, обычно БАЛДА, и игроки по очереди приписывают в соседних клетках буквы. Во время своего хода игрок должен подставить на игровое поле букву так, чтобы она располагалась в клетке, смежной уже заполненным клеткам по горизонтали или по вертикали. Иными словами, слева, справа, сверху или снизу относительно уже заполненных клеток. После этого необходимо составить слово с использованием установленной буквы. У кого количество букв всех придуманных слов будет больше в итоге, тот и победил.
5. Классика жанра - «Крестики-нолики»:

Если урок сильно скучный и длинный, то есть вариант другой:

У меня все обложки тетради, промокашки и черновики были исписаны «крестиками-ноликами»:)

А вы помните промокашки? Такие классные, мягкие, приятные на ощупь. Я всегда любил рисовать на них всякую фигню.
6. Но самой увлекательной игрой на двоих были «Танчики»! Это был наш World of Tanks!


Из середины тетради вырывался двойной лист и рисовались танчики на каждой половине поля боя. Во время своего хода игрок рисовал ручкой на конце дула своего танка жирную точку, складывал лист по сгибу, и с обратной стороны рисовал такую же точку на том месте, где было видно след от «выстрела». В итоге на поле противника оставался чернильный отпечаток точки. Если он попадал на танк противника, то тот считался убитым.
Танки можно было подрисовывать по ходу игры.
7. Когда твой сосед по парте болел, то в одиночестве можно было занять себя рисованием «косичек» на полях тетради:

«Косички» могли быть двойными, тройными, четверными и т.д. Обычно этим баловались в старших классах, когда родители уже не заглядывали в тетради и их не сдавали на проверку…
8. Рисование полей в тетради.

Когда «жертва доски» в начале урока уже выбрана и отвечает, можно занять себя рисованием полей в тетради. Тетради без полей были примерно равны невыстиранным носкам и непричёсанной голове. 4 клетки от края, красная ручка… шшииииир… следующий лист…
9. Когда поля уже все отчерчены, косички нарисованы, игры сыграны, то в ход можно пустить классную офицерскую линейку:

Это был наш Paint Brush.
Разнообразные комбинации значков, их пересечения, штриховки, закраски и т.д. Огромное поле для фантазий!
10. Монетки на пирожки и обеды тоже могли пойти в ход.


Особенно крутые отпечатки получались от торца карандаша KOH-I-NOOR - у него была там такая желтая лакировка.
11. Тетрадь была не только нашим неисчерпаемым источником вдохновения, но и полезным кладезем информации:
Кто учил «Клятву пионеров» по тетради?

А Гимн Советского Союза?

А таблицу умножения и метрическую систему мер?

Поделки
Тетрадь научила нас не только правописанию и математике, но и основам оригами:
12. Первый раз BMW я видел именно в таком виде:

13. Таких лебедей мы делали всем классом после прочтения рассказа про девочку из Хиросимы и бумажных журавликов:


14. Мы были судостроителями…


15. И умели строить самолеты:

16. Мы любили оружие. И оно было такое:

17. Или такое:

18. Или такое:

С водой, на перемене, с пролёта лестницы, на идущих на обед пятиклассников было прекрасно…
19. Или на уроке, внезапно, сделать взмах вот этим:


20. Из тетради можно было сделать ворону-говорушку:

И раскрасить её фломастерами:

21. Девочки делали рубашки из цветных обложек старых тетрадей

22. Из новых тетрадей - «гадалки» и «секретницы»:

В каждую складку вкладывался фантик от конфеты или жвачки, вырезки из журналов и открыток. Страницы расписывались узорами и нумеровались. На перемене девочки подходили к мальчикам и просили назвать число наугад. По названному числу открывалась нужная страница, складка открывалась, читалось написанное там предсказание или отдавался фантик, если он там был. Между собой девочки играли в «угадайку», меняясь таким образом содержимым «гадалок».
23. Еще одно тетрадное увлечение девочек - «Анкеты»:



Это было их святыней и прелестью. Можно было на перемене стыбрить у девочки её анкету и побегать вдоволь от неё по рекреации… Это было круче, чем дёрнуть за косичку:)
Я до сих пор помню фразу из анкеты сестры: «Один год это - 365 дней, 8760 часов, 525 600 минут...». В общем, всякая девчачья фигня:)
24. Если ничего делать не хотелось, или получил пару на уроке, то остаток его можно было провести за увлекательнейшим занятием -сверлением стёрки карандашом:

Многие мои стёрки имели большие сквозные отверстия и запросто надевались на карандаш… Нет, я не был двоечником:) За все 10 лет школы у меня за четверть было всего 3 или 4 «тройки». :) Просто мне нравилось сверлить стёрки и грызть колпачки ручек - я их «съедал» до основания…
25. А еще я просто обожал царапать ногтем обложки тетрадей…

На ней такие классные дискретные следы остались, кайф… Это как лопать пупырчатые пакетики.
26. А еще на уроке можно было складывать разные плохие слова из счётных палочек, что вызывало приглушённое хихиканье соседей по партам:)

27. На переменах было множество игр. Почти все они были спортивные - харкание пшеном из стержней, догонялки, жмурки, травля девочек, драки, футбол чьим-то портфелем, «собачки» с дневником очкарика и т.д. Но были среди игр и спокойные.
«Чик», к примеру:



Нужно было ударить одной монетой по стопке других так, чтобы максимальное количество из них перевернулись. Допустим, если монеты клали «решкой» вверх, то игрок мог забрать себе те монеты, которые после его удара «биткой» переворачивались «орлом» вверх. За эту игру учителя гоняли. Она считалась азартной и на деньги. Вообще, это так и было…
28. Позже монеты обесценились и сменились другой валютой - вкладышами:

Принцип игры тот же - после хлопка ладони по стопке вкладышей, игрок мог забрать те, которые повернулись картинкой вверх. Собственно, поэтому у всех в коллекциях были весьма потрёпанные вкладыши - последствия многочисленных игр.
29. Ну, про «Камень, ножницы, бумагу» говорить особо нечего.

Игра на уроке зачастую приводила к удалению обоих игроков из класса. И лбы были красные после неё… :)
30. В футбол в школе можно было играть не только мячом, банкой и портфелем. Мы иногда играли в настольный футбол - пенопластовым шариком.

Делали (рисовали карандашом) на плоском столе ворота, центр поля и хлопками ладони гоняли лёгкий шарик туда-сюда. Было весело. Игра точно не для урока - слишком эмоциональная:) Кстати, очень хорошо подходит для пляжа летом.
31. «Камушки».

Вариантов игры было несколько. Выбрасывали на пол камушки, пальцем загоняли каждый из них между двух других, подбрасывали вверх и ловили тыльной стороной ладони и т.д. Уверен, каждый расскажет о своих правилах.
Это всё, что я смог вспомнить. И это точно не полный список. Делитесь воспоминаниями, рассказывайте, чем занимались на уроках (кроме учёбы) и переменах. :) Именно в плане «тихих» игр.