Исторические периоды по порядку. Исторические эпохи по порядку: хронология

3. ЭПОХИ И ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

История человечества насчитывает многие сотни тысяч лет. Если в середине XX в. считалось, что человек начал выделяться из животного мира 600 тыс. – 1 млн. лет назад, то современная антропология, наука о происхождении и эволюции человека, пришла к выводу, что человек появился около 2 миллионов лет назад. Это общепринятая точка зрения, хотя есть и другие. Согласно одной из гипотез, предки человека появились в Юго-Восточной Африке 6 млн. лет назад. Эти двуногие существа более 3 млн. лет не знали орудий труда. Первое орудие труда у них появилось 2,5 млн. лет назад. Около 1 млн. лет назад эти люди стали расселяться по всей Африке, а затем и за её пределами.

Двухмиллионную историю человечества принято разделять на две крайне неравномерные эпохи – первобытную и цивилизационную (рис. 2).

цивилизационная эпоха

Первобытная эпоха

около 2 млн.

лет до н. э.

до н. э. рубеж

Рис. 2. Эпохи в истории человечества

Эпоха первобытного общества составляет более 99 % истории человечества. Первобытную эпоху обычно разделяют на шесть неравных периодов: палеолит, мезолит, неолит, энеолит, бронзовый век, железный век.

Палеолит , древний каменный век, разделяют на ранний (нижний) палеолит (2 млн. лет до н. э. – 35 тыс. лет до н. э.) и поздний (верхний) палеолит (35 тыс. лет до н. э. – 10 тыс. лет до н. э.). В период раннего палеолита человек проник на территорию Восточной Европы и Урала. Борьба за существование в ледниковый период научила человека добывать огонь, делать каменные ножи; зародились праязык и первые религиозные представления. В период позднего палеолита человек умелый превратился в человека разумного; сформировались расы – европеоидная, негроидная, монголоидная. На смену первобытному стаду пришла более высокая форма организации общества – родовая община. До времени распространения металла господствовал матриархат.

Мезолит , средний каменный век, продолжался около 5 тыс. лет (X тыс. лет до н. э. – V тыс. лет до н. э.). В это время люди стали использовать каменный топор, лук и стрелы, началось одомашнивание животных (собаки, свиньи). Это время массового заселения Восточной Европы и Урала.

Неолит , новый каменный век (VI тыс. лет до н. э. – IV тыс. лет до н. э.), характеризуется значительными изменениями в технике и формах производства. Появились шлифованные и сверлёные каменные топоры, глиняная посуда, прядение и ткачество. Сложились различные типы хозяйственной деятельности – земледелие и скотоводство. Начался переход от собирательства, от присваивающего хозяйства к производящему. Учёные называют это время неолитической революцией.

Во время энеолита , медно-каменного века (IV тыс. лет до н. э. – III тыс. лет до н. э.), бронзового века (III тыс. лет до н. э. – I тыс. лет до н. э.), железного века (II тыс. лет до н. э. – конец I тыс. лет до н. э.) в наиболее благоприятном климатическом поясе Земли начался переход от первобытности к древним цивилизациям.

Появление металлических орудий и оружия в разных районах Земли происходило не одновременно, поэтому хронологические рамки трёх последних периодов первобытной эпохи варьируются в зависимости от конкретного региона. На Урале хронологические рамки энеолита определяются III тыс. лет до н. э.- начало II тыс. лет до н. э., бронзового века - начало II тыс. лет до н. э. – середина I тыс. лет до н. э., железного века – с середины I тыс. до н. э.

Во время распространения металла начали складываться большие культурные общности. Учёные полагают, что эти общности соответствовали языковым семьям, из которых вышли народы, населяющие в настоящее время нашу страну. Наиболее крупная языковая семья – индоевропейская, из которой выделились 3 группы языков: восточная (нынешние иранцы, индийцы, армяне, таджики), европейская (германцы, французы, англичане, итальянцы, греки), славянская (русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты). Другая большая языковая семья – угро-финская (нынешние финны, эстонцы, карелы, ханты, мордва).

В период бронзового века из индоевропейских племён выделились предки славян (праславяне); принадлежащие им памятники археологи находят в регионе, расположенном от реки Одер на западе до Карпат на востоке Европы.

Цивилизационная эпоха составляет около шести тысяч лет. В эту эпоху создаётся качественно иной мир, хотя долгое время он ещё имел много связей с первобытностью, да и сам переход к цивилизациям осуществлялся постепенно, начиная с IV тыс. до н. э. В то время, как часть человечества совершала прорыв - переходила от первобытности к цивилизованности, в других районах люди продолжали находиться на стадии первобытно-общинного строя.

Цивилизационную эпоху обычно называют всемирной историей и разделяют на четыре периода (рис. 3 на стр. 19).

Древний мир начался с возникновения цивилизации в Месопотамии или Двуречье (в долинах рек Тигр и Евфрат). В III тыс. до н. э. возникла цивилизация в долине реки Нил – древнеегипетская. Во II тыс. до н. э. зародились древнеиндийская, древнекитайская, древнееврейская, финикийская, древнегреческая, хеттская цивилизации. В I тыс. до н. э. список древнейших цивилизаций пополнился: на территории Закавказья сформировалась цивилизация Урарту, на территории Ирана – цивилизация персов, на Апеннинском полуострове – римская цивилизация. Зона цивилизаций охватила не только Старый Свет, но и Америку, где сложились цивилизации майя, ацтеков и инков.

Основные критерии перехода из мира первобытного к цивилизациям:

Появление государства, особого института, который организует, контролирует и направляет совместную деятельность и отношения людей, общественных групп;

    появление частной собственности, расслоение общества, возникновение рабства;

    общественное разделение труда (сельское хозяйство, ремесло, торговля) и производящая экономика;

    появление городов, особого типа поселений, центров


Новейшее

Древний мир Средние века Новое время

IV тыс. 476 г. рубеж начало

до н. э. до н. э. XV-XVI 1920-х

Рис. 3. Основные периоды всемирной истории

    ремесла и торговли, в которых жители, по крайней мере частично, не занимались сельским трудом (Ур, Вавилон, Мемфис, Фивы, Мохенджо-Даро, Хараппа, Паталипутра, Наньян, Саньян, Афины, Спарта, Рим, Неаполь и др.);

    создание письменности (основные этапы - идеографическое или иероглифическое письмо, слоговое письмо, буквенно-звуковое или алфавитное письмо) , благодаря которой люди смогли закрепить законы, научные и религиозные идеи и передать их потомству;

    создание монументальных сооружений (пирамиды, храмы, амфитеатры), не имеющих хозяйственного назначения.

Завершение Древнего мира связывают с 476 г н. э., годом падения Западной Римской империи. Еще в 330 г. император Константин перенес столицу Римской империи в ее восточную часть, на берега Босфора, на место греческой колонии Византий. Новая столица была названа Константинополем (древнерусское название Царьград). В 395 г. Римская империя распалась на Восточную и Западную. После падения Западной Римской империи Восточная Римская империя, получившая официальное название «Империя ромеев», а в литературе – Византия, стала преемницей античного мира. Византийская империя просуществовала около тысячи лет, до 1453 г. и оказала огромное влияние на Древнюю Русь (см. гл. 7).

Хронологические рамки средневековья , 476 г. – конец XV в., определяются, прежде всего, событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Средние века - важная ступень в развитии европейской цивилизации. В этот период сложились и стали развиваться многие особые черты, которые выделили Западную Европу среди других цивилизаций и оказали громадное влияние на все человечество.

Восточные цивилизации в этот период не приостанавливались в своем развитии. На Востоке были богатые города. Восток преподнес миру знаменитые изобретения: компас, порох, бумага, стекло и др. Однако темпы развития Востока, особенно после нашествия кочевников на рубеже I –II тысячелетий (бедуинов, турок-сельджуков, монголов), были более медленными по сравнению с Западом. Но главным было то, что восточные цивилизации были ориентированы на повторяемость, на постоянное воспроизводство старых, в древности сложившихся форм государственности, социальных отношений, идей. Традиция ставила прочные преграды, сдерживая изменения; восточные культуры сопротивлялись нововведениям.

Окончание средневековья и наступление третьего периода всемирной истории связано с началом трех всемирно- исторических процессов – духовного переворота в жизни европейцев, Великих географических открытий, мануфактурного производства.

Духовный переворот включал два явления, своего рода две революции в духовной жизни Европы – Возрождение (Ренессанс) и Реформацию.

Современная наука истоки духовного переворота видит в крестовых походах, организованных в конце ХI – ХIII в.в. европейским рыцарством и католической церковью под знаменем борьбы против « неверных» (мусульман), освобождения Гроба Господня в Иерусалиме и Святой земли (Палестины). Последствия этих походов для тогда бедной Европы были важными. Европейцы соприкоснулись с более высокой культурой Ближнего Востока, переняли более совершенные способы обработки земли и приёмы ремесла, принесли с Востока много полезных растений (рис, гречиха, цитрусовые, тростниковый сахар, абрикосы), шёлк, стекло, бумагу, ксилографию (оттиск гравюры на дереве).

Центрами духовного переворота были средневековые города (Париж, Марсель, Венеция, Генуя, Флоренция, Милан, Любек, Франкфурт-на-Майне). Города добивались самоуправления, становились центрами не только ремесла и торговли, но и просвещения. В Европе горожане добились признания своих прав на общегосударственном уровне, образовали третье сословие.

Возрождение зародилось в Италии во второй половине XIV в., в XV-XVI вв. распространилось во всех странах Западной Европы. Отличительные черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы «возрождение» его (отсюда название явления). Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума. Среди блестящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, художников и скульпторов, именами которых гордится человечество – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Ульрих фон Гуттен, Эразм Роттердамский, Мигель Сервантес, Вильям Шекспир, Джеффри Чосер, Томас Мор, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан, Веласкес, Рембрандт.

Реформация - общественное движение в Европе в XVI в., направленное против католической церкви. Её началом считают 1517 год, когда доктор богословия Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций (свидетельств об отпущении грехов). Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которыми фактически отрицалась необходимость католической церкви с её иерархией и духовенства вообще, отрицались права церкви на земельные и другие богатства. Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии (1524-1526 гг.), Нидерландская и Английская революции.

Реформация положила начало протестантизму, третьему течению в христианстве. Это отколовшееся от католичества направление объединило множество самостоятельных церквей, сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещение и причастие). Основной источник вероучения у протестантов – Священное Писание (то есть Ветхий Завет и Новый Завет).

Возрождение и Реформация поставили в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. Однако Реформация имела более дисциплинирующее воздействие; она поощряла индивидуализм, но вводила его в строгие рамки морали, основанной на религиозных ценностях.

Великие географические открытия – комплекс наиболее значимых открытий на суше и на море с середины XV до середины XVII вв. Важное значение имели открытия Центральной и Южной Америки (Х. Колумб, А. Веспуччи, А. Велес де Мендоса, 1492-1502 гг.), морского пути из Европы в Индию (Васко да Гама, 1497-1499гг.). Первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана в 1519-1522 гг. доказало существование Мирового океана и шарообразность Земли. Великие географические открытия стали возможны благодаря техническим открытиям и изобретениям, в том числе созданию новых судов - каравелл. В то же время дальние морские путешествия стимулировали развитие науки, техники, мануфактурного производства. Началась эпоха колониальных захватов, которая сопровождалась насилием, грабежами и даже гибелью цивилизаций (майя, инков, ацтеков). Европейские страны захватывали земли в Америке (с начала XVI в. туда стали ввозить негров), Африке, Индии. Богатство порабощенных стран, как правило, менее развитых в социально- экономическом отношении, дали мощный импульс развитию промышленности и торговли, а в конечном итоге – индустриальной модернизации Европы.

В конце XV в. в Европе зародились мануфактуры (от лат. – делаю руками), крупные предприятия, основанные на разделении труда и ручной ремесленной технике. Часто период европейской истории от появления мануфактур до начала промышленного переворота называют « мануфактурным ». Существовали две формы мануфактуры: централизованная (предприниматель сам создавал крупную мастерскую, в которой все операции по изготовлению того или иного продукта производились под его руководством) и гораздо более распространенная - рассеянная (предприниматель раздавал сырьё надомникам-ремесленникам и получал от них готовый товар или полуфабрикат). Мануфактуры способствовали углублению общественного разделения труда, усовершенствованию орудий производства, росту производительности труда, формированию новых социальных слоев – промышленной буржуазии и наемных рабочих (этот социальный процесс завершится во время промышленного переворота). Мануфактуры подготовили переход к машинному производству.

Всемирно-исторические процессы, свидетельствующие об окончании средневековья, требовали новых способов передачи информации. Этим новым способом стало книгопечатание. Прорыв в технике производства книг совершил Иоганн Гутенберг. Изобретение Гутенберга было назревшим и подготовленным развитием книжного дела в предшествующие столетия: появление в Европе бумаги, техники ксилографии, создание в скрипториях (монастырских мастерских) и в университетах сотен и тысяч рукописных книг преимущественно религиозного содержания. Гутенберг в 1453 –1454 гг. в Майнце впервые напечатал книгу, так называемую 42-строчную Библию. Книгопечатание стало материальной базой для распространения знаний, информации, грамотности, наук.

Хронологические рамки третьего периода всемирной истории, нового времени (начало XVI в. – начало 1920-х годов) определяются так же, как средневековый период, прежде всего событиями и процессами, протекавшими в Западной Европе. Поскольку в других странах, в том числе в России, развитие было более медленным по сравнению с Западом, постольку здесь процессы, характерные для нового времени, начались позднее.

С наступлением нового времени началось разрушение средневековых устоев (то есть политических и социальных институтов, норм, обычаев) и формирование индустриального общества. Процесс перехода средневекового (традиционного, аграрного) общества к индустриальному обществу называется модернизацией (от франц. - новейший, современный). Этот процесс занял в Европе около трехсот лет.

Модернизационные процессы происходили разновременно: раньше они начались и быстрее протекали в Голландии и Англии; медленнее эти процессы шли во Франции; еще медленнее - в Германии, Италии, России; особый путь модернизации был в Северной Америке (США, Канада); начавшиеся на Востоке в XХ в. модернизационные процессы получили название вестернизация (от англ. – западный).

Модернизация охватывала все сферы жизни общества, она включала:

Индустриализацию, процесс создания крупного машинного производства; начало процессу постоянно нарастающего использования машин в производстве положил промышленный переворот (впервые он начался в Англии в 1760-е годы, в России он начался на рубеже 1830-1840-х годов);

Урбанизацию (от лат.- городской), процесс повышения роли городов в развитии общества; город впервые получает экономическое преобладание,

оттесняя на второй план деревню (уже в конце XVIII в. удельный вес городского населения в Голландии составил 50 %; в Англии этот показатель равнялся 30 %; во Франции – 15 % , а в России - около 5 %);

    демократизацию политической жизни, создание предпосылок для формирования правового государства и гражданского общества;

Секуляризацию, ограничение влияния церкви в жизни общества, в том числе обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую; процесс распространения светских элементов в культуре получил название « обмирщение» культуры (от слова «мирской » - светский);

Быстрый, по сравнению с прошлым периодом, рост знаний о природе и обществе.

Большую роль в процессе модернизации, в духовном перевороте сыграли идеи Просвещения. Просвещение , как идейное течение, основанное на убеждении решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества, возникло в Англии в XVII в. (Дж. Локк, А. Коллинз). В XVIII в. Просвещение распространилось по всей Европе, наивысшего расцвета достигло во Франции – Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо. Французские просветители участвовали во главе с Д. Дидро в создании уникального издания – «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», поэтому их называют энциклопедистами. Просветители XVIII в. в Германии – Г. Лессинг, И. Гете; в США – Т. Джефферсон, Б. Франклин; в России – Н. Новиков, А. Радищев. Просветители считали причинами всех человеческих бедствий невежество, мракобесие, религиозный фанатизм. Они выступали против феодально - абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Просветители не призывали к революции, но их идеи сыграли в общественном сознании революционизирующую роль. XVIII век чаще всего именуют «веком Просвещения» .

Огромную роль в процессе модернизации сыграли революции, кардинальные изменения социально-политического строя, характеризующиеся резким разрывом с предшествующей традицией, насильственным преобразованием общественных и государственных институтов. На Западе в XVI-XVIII вв. революции охватили четыре страны: Голландию (1566-1609 гг.), Англию (1640-1660 гг.), США (Война за независимость североамериканских колоний, 1775-1783 гг.), Францию (1789-1799 гг.). В XIX в. революции охватили другие европейские страны: Австрию, Бельгию, Венгрию, Германию, Италию, Испанию. В XIX в. Запад «переболел» революциями, пройдя своеобразную вакцинацию.

XIX век именуют «веком капитализма» т. к. в этом столетии в Европе утвердилось индустриальное общество. Два фактора были определяющими в победе индустриального общества: промышленный переворот, переход от мануфактуры к машинному производству; изменение политической и социальной структуры общества, почти полное освобождение от государственных, политических, правовых институтов традиционного общества. Об основных различиях индустриального и традиционного обществ см. табл. 1. (стр. 27).

Окончание нового времени обычно связывают с первой мировой войной (1914 -1918гг.) и революционными потрясениями в Европе и Азии в 1918 -1923 гг.

Четвертый период всемирной истории, начавшийся в 1920-е годы, в советской историографии получил название новейшее время. Долгое время в название последнего периода всемирной истории вкладывали пропагандистский смысл как начало новой эры в истории человечества, открытой Октябрьской революцией 1917 года.

На Западе последний период всемирной истории называют современностью, современной историей. Причем начало современности подвижно: когда - то она начиналась с 1789 г., затем - с 1871 г., сейчас - с начала 1920-х гг.

Вопрос о завершении четвёртого периода всемирной истории и наступлении пятого периода, так же, как вся проблема периодизации, является дискуссионной. Вполне очевидно, что в мире на рубеже XX - XXI в. в. произошли кардинальные перемены. Осмысление их сущности, значения и последствий для человечества, вступившего в III тысячелетие от Рождества Христова - важнейшая задача экономистов, социологов, историков.

Таблица 1.

Основные признаки традиционного и индустриального обществ

Признаки

Общество

традиционное

индустриальное

    Сектор, доминирующий в экономике

Сельское хозяйство

Промышленность

    Основные средства производства

Ручная техника

Машинная техника

    Основные источники энергии

Физическая сила человека и животных

Природные источники

(вода, уголь, нефть, газ)

    Характер экономики (преимущественно)

Натуральный

Товарно-денежный

    Место проживания основной массы поселения

    Структура общества

Сословная

Социально-классовая

    Социальная мобильность

    Традиционный тип власти

Наследственная монархия

Демократическая республика

    Мировоззрение

Полностью религиозное

Светское

    Грамотность

Хронология (от греч. χρόνος - время и λόγος - учение) - наука об измерении времени, вспомогательная историческая дисциплина , которая изучает способы счисления времени различных народов в разные исторические периоды. Её цель - дать историку верные сведения о времени исторических событий или определить точные даты .

Сегодня мы знаем, что великий историк Древней Греции Геродот жил в 484-425 гг. до н. э., в 490 г. до н. э. были разбиты персидские войска при Марафоне, Александр Македонский умер в 323 г. до н. э., 15 марта 44 г. до н. э. был убит Гай Юлий Цезарь, в I в. до н. э. творили Вергилий и Гораций. Как же устанавливается, когда именно происходили события, столь отдаленные от нас? Ведь даже дошедшие до нас исторические источники нередко не имеют даты. А от более удаленных эпох письменных источников не сохранилось.

Историческая хронология обладает различными методиками, позволяющими вполне достоверно установить дату исторического события. Основное условие установления достоверной даты источника - комплексный подход, т. е. использование данных палеографии, дипломатики, лингвистики, археологии и, безусловно, данных астрономической хронологии. Если при датировке исторического факта не учитывать все компоненты исследования - ошибка неизбежна. Это обусловливает трудности установления хронологии древней истории.

Для измерения времени использовались повторяющиеся в природе явления: периодическая смена дня и ночи, смена лунных фаз и смена времен года. Первое из этих явлений определяет единицу времени - сутки; второе - синодический месяц, средняя продолжительность которого равна 29,5306 сут; третье - тропический год, равный 365,2422 сут. Синодический месяц и тропический год не содержат целого числа солнечных суток, поэтому все эти три меры несоизмеримы. Попытка хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год приводили к тому, что в разные эпохи были созданы три типа календарей - лунные (в их основе лежала продолжительность синодического месяца), солнечные (основанные на продолжительности тропического года) и лунно-солнечные (сочетавшие оба периода). Они стали основой лунно-солнечного календаря.

В каждой стране в древности были свои способы летоисчисления и, как правило, отсутствовала единая эра, т. е. счет лет от определенного события. В государствах Древнего Востока год обозначался по выдающимся событиям: строительству храмов и каналов, военным победам. В других странах счет времени шел по годам правления царя. Но такие записи были не точны, так как отсутствовала последовательность фиксации событий истории страны в целом; иногда эти записи и вовсе прекращались вследствие военных или социальных конфликтов.

Но и эти древние записи соотнести с современной хронологией можно только в том случае, когда удается их связать с точно датируемым (чаще всего астрономическим) явлением. Наиболее достоверна хронология, проверяемая по солнечным затмениям. Так, например, на этой базе все события истории Передней Азии, начиная с 911 г. до н. э., датируются наиболее точно, ошибка, как правило, не превышает 2 лет.

Хронология Древнего Египта велась по записям правления фараонов, начиная с эпохи Раннего царства 21-28 вв. до н. э. Однако в этих записях, как и в царских списках Месопотамии, очень много неточностей, ошибки иногда достигают 300 и более лет. Египетский историк Манефон, живший в конце 4 в. до н. э., тщательно изучил и во многом уточнил списки фараонов Древнего Египта по материалам архивов фараонов, и его хронологией в мировой исторической науке пользуются до сих пор.

То же самое можно сказать и о хронологии Древнего Китая. В Китае, как в Египте, Греции и Риме, создавались специальные исторические труды, где обязательно давались хронологические сведения. Выдающийся историк Древнего Китая Сыма Цянъ написал «Исторические записки».

В своем труде большое внимание он уделил хронологии, дал хронологические рамки истории Древнего Китая - от легендарной даты сотворения мира до конца II в. до н. э. Однако он не указал источники и основания датировок событий, почему датировки и не могут быть признаны безусловно надежными.

Наиболее достоверные хронологические системы древности - счет лет в греческой и римской истории. В Греции существовала общегреческая система летоисчисления по Олимпиадам. По преданию, первая Олимпиада состоялась в 776 г. Затем Игры последовательно проводились каждые четыре года. Связь датировки и событий греческой истории прослеживается и с датировкой правления архонтов - должностных лиц в Афинах (эти записки частично сохранились до наших дней).

Достоверность греческой хронологии можно считать доказанной при условии постоянного сопоставления данных разных исторических источников, результатов археологических раскопок, нумизматического материала. Так, например, благодаря методу сопоставительного анализа установлено, что Александр Македонский умер в 114-ю Олимпиаду, т. е. в 323 г. до н. э.; через год после его смерти скончался его учитель великий философ античности Аристотель (384-322 до н. э.).

Хронология Рима тоже имеет свою определенную точку отсчета. Римская эра начинается с 753 г. до н. э. - с легендарной даты основания Рима. Археологические раскопки недавнего времени подтвердили эту дату. Но еще в I в. до н. э. римский историк Марк Теренций Варрон применил метод сопоставительного анализа греческих датировок по архонтам и Олимпиадам с римскими датировками по консулам. Таким образом он вычислил год основания Рима, отнеся его к третьему году шестой Олимпиады (754-753 до н. э.).

В 46 г. до н. э. в Риме Юлий Цезарь принял солнечный календарь, разработанный александрийским астрономом Созигеном. В новом календаре три года подряд содержали 365 сут (простые годы), а каждый четвертый (високосный) - 366. Новый год начинался с 1 января. Продолжительность года составила 365 сут, 6 ч, т. е. была на 11 мин 14 с длиннее тропического. Этот календарь, получивший название юлианского, был признан обязательным для всех христиан на Никейском вселенском соборе в 325 г.

Новая попытка создания системы летоисчисления была предпринята только в IV в. н. э. Дионисий Ничтожный (он был прозван так за свой маленький рост) предложил начать новое летоисчисление от даты рождения Иисуса Христа, считая днем рождения Христа 25 декабря 753 г. от основания Рима.

Новая эра была далеко не сразу признана в мире. Долгое время отсчет здесь сосуществовал с отсчетом от «сотворения мира»: 5508 г. до н. э. - по датировке восточной христианской церкви. Мусульманская эра и сейчас начинается от даты путешествия Мухаммеда пророка из Мекки в Медину (622 н. э.) - по мусульманскому календарю ныне идет только XIV век.

Постепенно летоисчисление с начала нашей эры (от условной даты рождения Иисуса Христа) было принято большинством народов мира.

Но разница между тропическим и календарным годами постепенно увеличивалась (каждые 128 лет на 1 сут) и к концу VI в. составила 10 дней, в результате чего весеннее равноденствие стало приходиться не на 21 марта, а на 11. Это осложняло расчеты церковных праздников, и тогдашний глава католической церкви папа римский Григорий XIII провел в 1582 г. реформу юлианского календаря по проекту врача и математика Алоизио Лилио. Специальная папская булла предписывала после четверга 4 октября пропустить в счете 10 суток и следующий день считать пятницей 15 октября. Для того чтобы в будущем день равноденствия не перемещался, предписывалось из каждых четырехсот юлианских календарных лет исключать 3 дня, поэтому изменялась и система високоса. Из «вековых» годов високосными оставались те, у которых первые две цифры делились на 4 без остатка - 1600, 2000, 2400 и т. д. Григорианский календарь точнее юлианского; разница в одни сутки набегает в нем за 3280 лет. В течение XVI-XVIII вв. он был принят в большинстве европейских стран.

Календарь древних славян был лунно-солнечный; счет дней в нем в пределах месяцев начинался от новолуния. Два года имели по 354 дня (12 лунных месяцев по 29 и 30 дней), а третий год - 384 дня (354 + 30). Начало года приходилось на весеннее новолуние (около 1 марта). Названия месяцев были связаны со сменой сезонов и сельскохозяйственными работами: травень (когда прорастала первая весенняя трава), серпень (время жатвы), листопад, студень и т. д. С введением христианства православная церковь приняла юлианский календарь и эру от «сотворения мира» («сотворение мира» церковь, согласно византийской традиции, приурочила к 5508 г. до Рождества Христова). Новый год (с 1492 г.) начинался 1 сентября. Такая система счисления времени продержалась до конца 17 в., когда Петр I провел реформу календаря. Он перенес начало года на 1 января и ввел эру от Рождества Христова. Сейчас она принята в исторической науке и называется новой эрой (н. э.).

Введение общепринятой эры и январского начала года облегчало для России торговые, научные и культурные связи. Однако сохранялся юлианский календарь, и уже в XIX в. Россия почувствовала серьезные неудобства из-за календарной изолированности. В частном порядке григорианский календарь употреблялся в министерствах иностранных дел, финансов, путей сообщения, внутренних дел, на коммерческом и военном флоте, а также на астрономических метеорологических службах. Против григорианского календаря выступали правительство и православная церковь, так как ее каноны и учет хронологических циклов были связаны с юлианским календарем.

Реформа календаря была проведена после Октябрьской революции 1917 г. Декрет Совнаркома определил, что после 31 января 1918 г. следует считать не 1 февраля, а 14 февраля. Теперь у нас Новый год отмечается два раза: 1 января по новому стилю и 13 января по старому стилю.

Развитие хронологии продолжается на основе системного использования достижений археологических, палеографических, лингвистических и других методов исследования, что в конечном итоге позволит уточнить до сих пор спорные датировки истории многих стран.

Редукция дат

  • 1. Перевод дат византийской эры.
    • а) Даты сентябрьского года. Если событие приходится на месяцы с января по август, следует вычитать 5508 лет; если событие приходится на месяцы с сентября по декабрь, следует вычитать 5509 лет.
    • б) Даты мартовского года. Если событие приходится на месяцы с марта по декабрь, следует вычитать 5508 лет, а если на январь и февраль - вычитать 5507 лет.
  • 2. Перевод дат с юлианского календаря на григорианский.
    • а) Даты переводятся прибавлением к числу месяца:
      • 10 дней для XVI в. (с 1582 г.) - XVII в.,
      • 11 дней для XVIII в. (с 1 марта 1770 г.),
      • 12 дней для XIX в. (с 1 марта 1800 г.),
      • 13 дней для XX в. (с 1 марта 1900 г.) - XXI в.,
      • 14 дней для XXII в. (с 1 марта 2100 г.).
    • б) В XXI в. разница между юлианским и григорианским календарями составит 13 дней, как и в 20 в., так как 2000 г., которым заканчивается XX в., будет високосным и по юлианскому и григорианскому календарю. Разница увеличится только в XXII в.
    • в) Изменяется число дней при переводе дат с юлианского на григорианский календарь за счет дополнительного дня, которым оканчивается февраль високосного года (29 февраля), поэтому разница увеличивается с 1 марта.
    • г) Века заканчиваются годами с двумя нулями на конце, и следующий век начинается с 1-го года - 1601, 1701, 1801, 1901, 2001 (3-е тысячелетие) и т. д.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Департамент по культуре и туризму Томской области ОГОАУ СПО «Губернаторский колледж социально-культурных технологий и инноваций» Презентация по предмету «История хореографического искусства» специальность НХТ; вид: «Хореографическое творчество». Тема: хронология исторических эпох в искусстве Выполнила Масловская Н.А. преподаватель хореографических дисциплин Томск 2015

2 слайд

Описание слайда:

Цель: знакомство с хронологией исторических эпох в искусстве Задачи: рассмотреть эпохи в хронологическом порядке; дать характеристику каждой эпохе; опосредованное знакомство с историческими личностями; расширение познавательного потенциала студентов

3 слайд

Описание слайда:

Существуют определенные эпохи, которые охватывают конкретные временные промежутки. Их названия были придуманы совсем недавно, после того как человек смог посмотреть в ретроспективу, оценить и разделить на этапы прошедшие события. Екатерина I Петр II Анна Иоановна Иван VI Елизавета Петровна Петр III Елизавета Петровна

4 слайд

Описание слайда:

Почему существует историческая хронология? Данный прием был разработан исследователями неспроста. Во-первых, каждый отдельный период характеризуется особыми культурными направлениями. Для каждой эпохи свойственно свое мировоззрение, мода, структура общества и многое другое. Рассматривая эпохи человечества по порядку, можно также обратить внимание на то, что для каждой из них характерны отдельные виды искусства. Это и музыка, и живопись, и литература.

5 слайд

Описание слайда:

Античный период. Историю первобытного общества мы опустим, так как единой идеологии в то время, религии или хотя бы системы письменности попросту не существовало. Поэтому, когда рассматриваются эпохи человечества по порядку, начинают именно с античного периода, ведь в это время появились первые государства, первые законы и мораль, а также искусство, которое мы изучаем до сих пор. Период начался примерно в конце 8-го века до н. э. и продлился до 456 года – даты падения Римской империи. В это время появилась не только политеистическая религия с четкой фиксацией всех божеств, но и система письменности – греческая и латинская. Также в этот период в Европе зародилось такое понятие, как рабство.

6 слайд

Описание слайда:

Средние века. Изучению средневековья всегда уделяют особое внимание. Период начался в конце 5-го века, а вот даты его окончания, хотя бы примерной, не существует. Некоторые полагают, что он закончился в середине 15-го века, другие уверены, что средние века длились до 17-го столетия. Эпоха характеризуется огромным подъемом христианства. Именно в эти годы произошли великие крестовые походы. Наряду с ними зародилась инквизиция, которая истребляла всех противников церкви. В средневековье возникла такая форма рабства, как феодализм, которая существовала в мире еще много столетий спустя.

7 слайд

Описание слайда:

Ренессанс. Эту эпоху принято выделять как отдельную, но многие историки полагают, что Возрождение – это, так сказать, светская сторона средневековья. Суть заключается в том, что в конце 14-го века люди стали взывать к гуманности. Вернулись некоторые античные правила и мораль, инквизиция постепенно сдала свои позиции. Это проявлялось и в искусстве, и в поведении общества. Люди стали посещать театры, возникло такое понятие, как светский бал. Ренессанс, как и Античность, зародился в Италии, и сегодня тому подтверждением являются многочисленные памятники архитектуры и искусства.

8 слайд

Описание слайда:

Барокко. Когда мы рассматриваем непосредственно эпохи истории человечества по порядку, барокко, хоть и недолго продлилось, заняло важную ветвь в становлении искусства. Эта эпоха стала логическим завершением Ренессанса. Можно сказать, что тяга к светским развлечениям и прекрасному разрослась до невероятных масштабов. Появился архитектурный одноименный стиль, которому свойственна помпезность и вычурность. Подобная тенденция проявилась и в музыке, и в рисунке, и даже в поведении людей. Эпоха барокко продлилась с 16-го по 17-й века.

9 слайд

Описание слайда:

Классицизм. Во второй половине 17-го века человечество решило отойти от столь пышной праздности. Общество, как и искусство, которое оно творило, стало канонизированным и подогнанным под четкие правила. Театр и музыка, которые были на пике своего культурного развития, также были подвержены новым реформам. Появились определенные стили, которые направляли авторов в то или иное русло. Классицизм стал проявляться в оформлении зданий и интерьера. В моду вошли прямые углы, ровные линии, строгость и аскетичность.

10 слайд

Описание слайда:

Романтический период. 18-й век – это красота неземных фантазий. Этот период считается самым загадочным в истории человечества, эфемерным и оригинальным. В обществе появилась тенденция, в соответствии с которой каждый человек – это отдельная духовно-творческая личность, со своим внутренним миром, переживаниями и радостями. Как правило, когда историки представляют культурные эпохи в хронологическом порядке, одно из самых важных мест отводится именно романтизму. В этот период, который продлился до 19-го века, появились уникальные шедевры музыки - Шопен, Шуман, Шуберт литературы – Гофман, братья Гримм, знаменитые французские романы живописи – Гойя, Тёрнер.

11 слайд

Описание слайда:

Просвещение. Параллельно с романтизмом в искусстве совершенствовалось и само общество. Когда перечисляют все эпохи по порядку, как правило, за классицизмом ставят именно Просвещение. Наряду с развитием науки и искусства в конце 17-го века в обществе с огромной скоростью начал повышаться уровень интеллекта. Произошел ряд астрономических открытий, которые опровергли многие религиозные догмы. Эпоха Просвещения коснулась не только Европы, но и России, а также Дальнего Востока, и даже Америки. В этот период во многих державах отменили крепостное право. Также стоит отметить, что в 18-19-м веках впервые в научных и государственных заседаниях стали принимать участие женщины. Эпоха Просвещения стала точкой зарождения новой философии, основанной на математике и физике.

12 слайд

Описание слайда:

Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий.

13 слайд

Описание слайда:

Новейшее время. Кратко перечислив все исторические эпохи по порядку, мы подошли к 20-му столетию. Этот период знаменит расцветом различных направлений в искусстве, многочисленными государственными переворотами и сменами режимов власти. Потому с исторической точки зрения данная эпоха называется Новейшим временем. С начала 20-го века, можно сказать, общество стало полностью равноправным. Искоренилось рабство во всем мире, установились четкие границы государств. Такие условия стали оптимальной средой для развития не только искусства, но и науки. Мы ныне живем в эту эпоху, поэтому, для того чтобы ее детально рассмотреть, достаточно лишь оглянуться.

14 слайд

Описание слайда:

Параллельно со становлениями законов и границ государств формировалось искусство. Но музыкальные периоды не всегда совпадают по временным рамкам с одноименными периодами в литературе или, скажем, в живописи. Ниже мы представим эпохи в искусстве по порядку, охарактеризуем их и сможем сопоставить четкую картину того, как формировалось наше общество с самого начала времен. Для начала мы обобщенно перечислим основные «эры», а после разделим их на отдельные отрасли.

15 слайд

Описание слайда:

Искусство: эпохи в хронологическом порядке Древний период. С момента возникновения первых наскальных рисунков заканчивая 8-м веком до н. э. Античность – с 8-го века до н. э. до 6-го века н. э. Средневековье: романский стиль - датируется 6-10-м веками, и готика – 10-14-м веками Возрождение – знаменитые 14-16-й века Барокко – 16-18-й века Рококо – 18-й век Классицизм - формировался на фоне прочих направлений с 16-го по 19-й век Романтизм – первая половина 19-го века Эклектизм – вторая половина 19-го столетия Модернизм – начало 20-го века Стоит отметить, что модерн – это общее название для данной творческой эпохи. В разных странах и в различных направлениях искусства формировались свои течения, о которых речь пойдет ниже.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Средневековье Романский стиль - от лат. romanus - римский - художественный стиль, господствовавший в Западной Европе 6 – 10 веках - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

19 слайд

Описание слайда:

Готический стиль - период развития западной и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднему Средневековью - 10 – 14 века. Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Средневековье Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. Собор Св.Витта в Праге Нотр-Дам де Пари

20 слайд

Описание слайда:

Возрождение или Ренессаанс - фр. Renaissance, ит. Rinascimento; от «re/ri» - «снова» или «заново» и «nasci» - «рождённый» 14 – 17 века. Эпоха, имеющая мировое значение в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры и её гуманизм, интерес к человеку и его деятельности. «Дама с горностаем» «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи «Пьета» «Моисей» «Давид» Микеланджело Буонаротти «Рождение Венеры» Боттичелли «Афинская школа» Рафаэль Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» - так и появился термин. Церковь Святого Духа во Флоренции Ф.Брунеллески

21 слайд

Описание слайда:

Барокко от итал. barocco - «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca - «жемчужина неправильной формы», дословно «жемчужина с пороком» - эпоха Позднего Возрождения - 17-18 век, появился в Италии. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму. портрет Джеймса Стюарта Ван Дейк «Коронация Марии Медичи» «Сад любви» Рубенс Петербург. Эрмитаж Петергоф «Самсон»

22 слайд

Описание слайда:

Рококо от фр. rocaille - дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль - стиль в искусстве, в основном, в дизайне интерьеров, возникший во Франции в 18 веке, как развитие стиля барокко. Интерьеры Гатчинского замка «Танцующая Комарго» Н. Ланкре «Завтрак» Ф.Буше «Амур» Фальконе Церковь Франциска в Португалии Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.

23 слайд

Описание слайда:

Классицизм от фр. classicisme, от лат. classicus - образцовый - художественный стиль и эстетическое направление в европейской культуре 17 -19 веков. В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение строится по строгим канонам. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие - ода, трагедия, эпопея и низкие - комедия, сатира, басня. Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Большой театр в Варшаве

Исторические периоды принято выделять с точки зрения общих идей и направлений. Названия эпохам даются ретроспективно, после оценок прошлых событий. Такая периодизация сильно влияет на точность последующих исследований, поэтому тут стоит быть предельно осторожными. Какие исторические эпохи на данный момент представлены?

Хронология исторических эпох

Античность

В этой эпохе существует еще несколько основных периодов:

  • Ранняя античность;
  • Классическая античность;
  • Поздняя античность.

Этот период истории длился с начала VІІІ века до н. э., до конца VІ века н. э. культурное наследие античных времен сохранилось в быту, языке, культуре и традициях многих романских народов. Элементы классической античности долго сохранялись в ядре Восточной Римской империи до самого ІХ века н. э.

Средневековье

Средневековье. Наступило после конца античной эпохи. Началом этой ветви истории считается крушение Западной Римской империи в конце V века. А вот по поводу того, когда пришел конец эпохи, до сих пор существует много споров. Существует несколько вариантов того, что стало концом Средневековья:

  • Падение Константинополя в 1453 году;
  • Открытие Америки в 1492 году;
  • Начало Реформации в 1517 году;
  • Начало Английской революции в 1640 году;
  • Конец Тридцатилетней войны в 1648 году.

В последнее время конец эпохи относится на XV-XVІ века. Вернее всего считать эту великую эпоху всемирным процессом, а также особенным периодом в развитии каждой страны. Какие есть эпохи в дальнейшем ракурсе истории?

Возрождение

Далее наступила эпоха Возрождения. Какой век относится к ее началу? Примерным отсчетом начала этой эпохи считается начало XІV века, а приблизительный конец наступил в XVІ веке. Самой отличительной и характерной чертой возрождения принято считать то, что она носила светскую сторону культуры и интерес к деятельности человека, а также к самой личности. Происходит возрождение античной культуры. Такая парадигма возникла после того, как произошли изменения в обществе Европы. В городах появились светские центры искусства и науки, деятельность которых была неконтролируема церковью. Страной зарождения этой эпохи стала Италия.

Барокко

Барокко. Центром этой культуры также считается великая Италия. В итальянских городах эпоха зародилась в XVІ-ХІVІ веках, а именно в Риме, Венеции, Флоренции и Мантуе. Такой поворот истории принято считать началом триумфа становления «западной цивилизации». Какая эпоха начинается вслед за неожиданным Барокко?

Классицизм

  • Классицизм. Это направление художественного стиля в европейском искусстве наступило вслед за Барокко в XVІІ веке, а завершилось в XІX. В основе такого направление лежал рационализм. Например, художественные произведения эпохи классицизма должны быть построены на строгих канонах. Для классицизма интерес представляло только вечное и неизменное. Классицизм установил строгую иерархию всех жанров, которые никак не подлежали смешиванию:
    • Эпопея;
    • Трагедия;
    • Комедия;
    • Сатира;
    • Басня.

Романтизм

Романтизм, наступивший в XVІІІ веке, утверждает духовно-творческую жизнь каждой личности, изображает сильные и боевые характеры. Распространение пошло на все сферы деятельности человека. Романтическим стали называть все странное, неизведанное, фантастическое, оригинальное, существующее только в книгах, а не в реальной жизни. Какие существуют эпохи после того, как нахлынуло романтическое восприятие действительности?

Импрессионизм

Импрессионизм зародился во Франции в XІX веке, а затем распространился по всему миру. Все представители такого направления старались изобразить все вокруг в реальных очертаниях, но в ракурсе подвижности и с внедрением своих впечатлений. Наиболее важным было правильно суметь передать свои впечатления в картине, в литературе и музыке.

Экспрессионизм

Экспрессионизм – это то течение в искусстве Европы, которое стало развиваться в ХХ веке во время становления модернизма. Наиболее большого признание и роста было достигнуто в Германии и в Австрии. Экспрессионизм стремится не только к тому, чтобы изобразить и передать действительность, но и к тому, чтобы наиболее четко передать все эмоции автора. Он реализовался во многих направлениях: живопись, театр, литература, музыка, танцы и архитектура. И это является первым течением, которое нашло свою реализацию в кинематографе.

Почему возникла эта эпоха? Это была болезненная реакция на уродство капиталистической цивилизации. Передавалось много эмоций: страх, тревога, разочарование и отчаяние. Для каждого экспрессиониста характерным является субъективность всего творческого процесса, потому как выражение должно преобладать над изображением. Тут часто можно уловить мотив крика и боли.

Радикальный конструктивизм

Радикальный конструктивизм – это не отражение реальности, а отражение каждым индивидуумом того, как он субъективно видит каждую реальную вещь. Ведь это происходит после того, как человек познает все вокруг. Каждый человек в эту эпоху рассматривается как закрытая система.

Неоклассицизм

Неоклассицизм. Творению, которое было создано в такой период, характерно проявление античности, возрождения, классицизма. Неоклассицизм характерен для удивительного архитектурного искусства и изобразительного направления в искусстве.

Какая сейчас эпоха развития? На данном историческом этапе наступило Новое время. В данный отрезок истории происходит становление новой цивилизации, системы отношений европейского мира и распространение в другие уголки мира. То, какие бывают эпохи, удивляет многих, оставляет различные загадки, которые будут разгадывать следующие поколения всего мира!

История человечества делится на следующие периоды:

  • – Первобытная эпоха (Каменный век) – с момента появления человека (ок. 3 млн. Р.) До 5-4 тысячелетия до н. е. (Изобретение железа)
  • – Древний мир -IV-III тыс. До н. е. -V вв. н. е. (до 476 г. – падение Западной Римской империи)
  • – Средневековье – кон. V в. – XV вв. (До 1492 гг. – Открытие Америки)
  • – Новые времена – XVI в. – 1914 гг. (До начала Первой мировой войны)
  • – Новые времена (от 1914 до современности)

Важным моментом для изучения истории первобытной эпохи и древнего мира есть четкое понимание исчисление этого периода.

Во-первых, деление истории на период до нашей эры и на НАШУ эру, или К Рождества Христова и ПОСЛЕ Рождества Христова. Очевидно, что ключевым моментом в этом летоисчислении стала событие, связанное с рождением Иисуса Христа. В исторической науке, как правило, фразу К НАШЕЙ ЭРЫ или до Рождества Христова применяют к периоду, который начинается от 10 тыс. Лет до Рождества Христова. То есть от эпохи мезолита. К другим периодам времени, предшествующих этой эпохе (Эпохе мезолита) говорят просто “Лет назад” (например, не говорят “250 тыс. Лет или 15 тыс. Лет до нашей эры”, а говорят просто “250 тыс. Лет назад, или 15 тыс. лет назад “. Это связано со сложностью четкого определения времени в те далекие периоды истории. Начиная же с 10 тыс. лет (мезолита) используют” К Рождества Христова, или К нашей эры “.

Во-вторых, используя периодизацию К Рождества Христова, или К нашей эры, нужно принимать во внимание, что с Рождества Христова, то есть с начала нашей эры прошло более 2 тыс лет. То есть, если мы говорим, что то или иное событие произошло 6 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 4 тысячелетии до нашей эры. Если мы говорим, что событие произошло 7 – 8 тыс. Лет назад, то это значит, что она состоялась в 6-5 тысячелетии до нашей эры.

В-третьих, исчисление, которое происходит в период до нашей эры идет в обратном направлении. Например, если в наше время, то есть в нашу эру мы считаем года так “2010, 2011, 2012, 2013”, то период “К НАШЕЙ ЭРЫ” мы считаем так: “2013, 2012, 2011, 2010 …”. Точно так же и с тысячелетиями и веками: “7-6 тысячелетия до нашей эры, или 3-2 века до нашей эры”.

Четкое понимание этого позволит избежать удивления при решении теста на ВНО, когда попадутся задания типа “Определите, когда была эпоха энеолита” и в вариантах ответа будет: 4-2,5 тысячи лет назад или 4-2,5 тысячи лет до нашей эры.

Основные понятия и термины:

Исторические источники – любые средства информации, непосредственно отражают исторический процесс и дают возможность изучать прошлое человеческого общества, то есть все созданное человеком, дошло до наших дней в виде предметов материальной культуры, письменных памятников, устного народного творчества и др.

Группы исторических источников:

  • – Устные (мифы, легенды, сказки и т.д.)
  • – Письменные (летописи, документы, дневники, мемуары и т.д.)
  • – Вещественные (остатки жилищ, орудия труда, утварь, одежда и т.д.)
  • – Языковые (названия рек, гор, городов, сел и т.д.)
  • – Этнографические (те, что возникают на основе изучения быта и нравов современных традиционных обществ (на сегодня – преимущественно австралийские или африканские племена)
  • – Фоно-, фото-, кинодокументы.

Археологическая культура – совокупность археологических памятников определенной территории и времени, имеют своеобразные местные особенности. А. К. получает название по месту первой находки или по определенным отличительными особенностями (погребением, формой керамики и т.д.).

Материальная культура- совокупность всех материальных ценностей созданных определенной культурой, ее овеществленный составляющая. Поскольку для различных обществ характерны различные культуры, то в соответствии с уровнем обобщения рассматривают материальную культуру человечества, отдельного народа и тому подобное.

Духовная культура – система нравственных ценностей, а также совокупность умственных достижений и опыта как отдельного человека, так и всего человечества, что отражается в форме общественных ценностей (каждого общества каждой эпохи), фольклора, произведений искусства, литературы, достижений философии и тому подобное.

Цивилизация – человеческое сообщество, в течение определенного периода времени (процесс зарождения, развитие, гибель или преобразования цивилизации) имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре (науке, технологиях, искусстве и т.д.), общие духовные ценности и идеалы, ментальность (свдомисть).

Искусство – одна из форм общественного сознания; вид человеческой деятельности, видображаедийснистьу конкретно чувственных образах, в соответствии с определенными эстетических идеалов. В широком смысле искусством называют совершенное умение в каком-то деле, отрасли; мастерство. Развитие искусства как элемента духовной культуры обуславливается как общими закономерностями бытия человека и человечества, так и эстетически-художественными закономерностями, эстетически-художественными взглядами, идеаламийтрадициямы.

Религия – вера в существование сверхъестественных сил, сопровождающееся убеждением в способности этих сил или силы (Бога, богов, Абсолюта, Космоса и т.д.) влиять на Вселенную и на судьбу людей.

ПОДІЛИТИСЯ: