Когда появился термин гендер. Гендерный признак - это реальное качество человека или стереотип? Как определить из толпы метросексуала

Введение

Мужчина и женщина - представители одного и того же биологического рода, относящиеся к разному полу - мужскому и женскому. Это знает и понимает каждый школьник. Однако в последнее время все чаще и чаще приходится слышать такое понятие, как гендерный признак. Что означает данное понятие, и в каких аспектах его можно рассматривать? Попробуем разобраться.

Гендерный признак в медицине

В медицинской литературе можно встретить понятие гендерной медицины. Уже давно известно, что хороший врач не будет одинаково лечить от одной и той же болезни мужчину и женщину (даже одного возраста). Почему? Потому что организмы представителей разного пола устроены по-разному. В первую очередь это связано с гормонами. Мужским организмом управляет тестостерон, а женским - эстроген и прогестерон. Именно из-за работы гормонов женский и мужской организмы реагируют на воздействие раздражителей по-разному. У мужчин чаще встречаются одни болезни, а у женщин - другие. Они по-разному переносят стресс и боль. Если терапевт при жалобах женщины на мигрень отправляет ее к гинекологу, это не значит, что это неквалифицированный врач. Скорее, наоборот. Изменение гормонального фона женщины может повлиять буквально на любые процессы в ее организме.

Кроме того, гендерный признак проявляется в эмоциональной реакции и поведении человека. Так, женщинам, для того чтобы нормально себя ощущать, нужно в день выговорить более двадцати тысяч слов, а мужчинам - всего шесть-восемь тысяч. Женщины более эмоциональны, а мужчины более сдержаны. У профессиональных психологов алгоритмы работы с пациентами разных полов кардинально отличаются, так как их «внутреннее устройство» также очень разнится.

Гендерный признак. Социальный и политический аспекты

Интересоваться и серьезно заниматься вопросами гендерного равенства во всем цивилизованном мире начали достаточно давно. Гендерная политика - это важное направление работы многих ученых и политиков в настоящее время. Женщины и мужчины населяют планету примерно в равном соотношении и имеют равные интеллектуальные способности, однако права у них не всегда и не всюду равные. Времена матриархата давно ушли в прошлое, и сегодня очень часто именно женщины не получают доступа ко многим правам и свободам. Исследования в данном направлении показали, что в странах с равными правами для обоих полов все хорошо и с экономическим развитием. А в государствах, где права женщин в большей или меньшей степени ущемляются, очень заметно экономическое отставание. Конечно, это не основная причина, однако сильная зависимость от отношений к "слабому" полу здесь имеет место.

Во многих странах Азии и Африки девочек не пускают в школы, а женщинам не дают доступа к высокооплачиваемым должностям или за ту же работу платят значительно меньше. В некоторых слаборазвитых странах женщина считается собственностью мужа и обязана выполнять большую часть работ по дому и на земле. В то время как мужчина большую часть заработка тратит на свои развлечения. Во многих странах женщины ограничены в юридических правах (право голоса на выборах, права на детей и другие), а также не допускаются в политику. Решать эти и другие гендерные проблемы призвано большое количество общественных организаций по всему миру. Регулярно проводится большое количество кампаний, направленных на прекращение ущемления прав женщин во всех странах. Однако большую роль здесь играют традиции, которые передавались из поколения в поколение и которые почти невозможно перебороть. Поэтому о скором решении существующих проблем речь не ведется.

Перед тем как исследовать различные теории неравенства определимся с самим понятием «гендер».

В феминистской литературе существует несколько концепций гендера. Это обусловлено как относительной "молодостью" гендерного подхода (первые работы появились около двадцати лет назад), так и сложностью самого феномена. Для всех из них базовым положением является различение понятий пол (sex) и гендер (gender). Пол - это термин, который обозначает те анатомо-биологические особенности людей (в основном - в репродуктивной системе), на основе которых люди определяются как мужчины или женщины. Его следует употреблять только в отношении характеристик и поведения, которое вытекает непосредственно из биологических различий между мужчинами и женщинами. Гендер - это сложный социокультурный конструкт: различия в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках между мужским и женским, творимые (конструируемые) обществом.

В рамках этого подхода гендер понимается как организованная модель социальных отношений между женщинами и мужчинами, не только характеризующая их межличностное общение и взаимодействие в семье, но и определяющая их социальные отношения в основных институтах общества (а также и определяемая - или конструируемая ими). Гендер, таким образом, трактуется как одно из базовых измерений социальной структуры общества, который вместе с другими социально-демографическими и культурными характеристиками (раса, класс, возраст) организует социальную систему.

Социальное воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную на признаке пола социальную структуру. Воплощая в своих действиях ожидания, связанные с их гендерным статусом, индивиды конституируют гендерные различия и, одновременно, обусловливаемые ими системы господства и властвования. Во многих обществах женщин и мужчин не только воспринимают, но и оценивают по-разному, обосновывая гендерными особенностями и разницей в их способностях различия в распределении власти между ними. Осознание гендерной принадлежности - конституирующий элемент социальных отношений, основанный на воспринимаемых различиях между полами, а пол - это приоритетный способ выражения властных отношений.

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола. При этом гендерные роли и нормы не имеют универсального содержания и значительно различаются в разных обществах. В этом смысле быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными природными качествами, а выполнение той или иной роли.

В современных социальных и гуманитарных исследованиях гендер используется не как неизменная и универсальная конструкция. Понятие гендер означает не вещь или предмет, не много вещей или предметов, а комплексное переплетение отношений и процессов. Необходимо мыслить отношениями, чтобы из аналитической категории гендера вывести культурную реальность - как в прошлом, так и в настоящем.

Понятия феминный и маскулинный стали активно использоваться вместе с разработкой концепции гендера и употребляются в гендерных исследованиях для обозначения культурно-символического смысла "женского" и "мужского".

Гендер (gender):

1. (Общее значение) - различие между мужчинами и женщинами по анатомическому полу.

2. (Социологическое значение) социальное деление, часто основанное на анатомическом поле, но не обязательно совпадающее с ним. Таким образом, социологическое использование термина может отличаться от повседневного.

3. В психологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).

Социологи и социальные психологи утверждают: пол относится к биологическим характеристикам, в соответствии с которыми люди делятся на категории «мужчина», «женщина» или в редких случаях «гермафродит» (когда характеристики обоих полов фактически или явно объединены), а гендер - к социальным и социально-психологическим атрибутам, подразделяющим людей на категории «мужской», «женский» или «гермафродитный» (когда характеристики обоих гендеров преднамеренно или непреднамеренно объединены). По мнению многих психологов, в психологическом дискурсе гендер должен применяться тогда, когда касается социально созданного деления общества на тех, кто относится к мужчинам, и тех, кто - к женщинам. В то время как «мужчина» и «женщина» являются терминами, зарезервированными за биологическими различиями между ними, а также мальчиками и девочками, «мужское» и «женское» относится к сформированным культурой чертам поведения и видам темперамента, считающимися социально соответствующими полам. Эти черты изучаются посредством сложного и продолжительного процесса социализации.

Антропологи, например Маргарет Мид, а так же психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется не биологически, а социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Социальные факторы - класс, возраст, раса и этнос - тоже образуют особое значение, выражение и опыт гендера, выделяя тот факт, что его нельзя уравнивать каким-либо упрощенным способом с полом или сексуальностью.

Гендер (gender) - социальный пол. В английский язык разграничиваются понятия социального пола («gender») и биологического («sex»). Терминологически понятие гендера оформилось в процессе теоретического развития феминизма, а затем и собственно гендерных исследований.

Современное обществознание последовательно и весьма продуктивно разрабатывает данное понятие как одно из важнейших для анализа оснований социальности и ее форм. Смысл понятия «гендер» заключен, прежде всего, в идее социального моделирования или конструирования пола. Социальный пол конструируется социальной практикой. В обществе возникает система норм поведения, предписывающая выполнение определенных гендерных ролей; соответственно возникает жесткий ряд представлений о том, что есть «мужское» и «женское» в данном обществе, гендер - совокупность социальных репрезентаций, а не природой закрепленная данность. Гендер - культурная маска пола, то, что мы думаем о поле в границах наших социокультурных представлений. Более того, пол и есть только гендер, т. е. то, что стало полом в процессе его социализации. Не пол принадлежит человеку, а человек полу, а он определен властью и языком. В современном обществе все труднее провести границу между биологической предопределенностью пола и его социальным моделированием. «Сегодня нет ничего менее надежного, чем пол. Принцип неопределенности распространяется на половые отношения, как и на отношения, политические и экономические».

При всем многообразии подходов и позиций в отношении определения гендер имеет смысл выделить две концепции: теорию социальной конструкции гендера и теорию гендерной системы.

В логике первого подхода называют три группы характеристик: биологический пол, полоролевые стереотипы, распространенные в том или ином обществе, и т. н. «гендерный дисплей» - многообразие проявлений, связанных с предписанными обществом нормами мужского и женского действия и взаимодействия. Понятие «гендерный дисплей» введено И. Гоффманом и выражает множество проявлений культурных составляющих пола. В соответствии с данным подходом гендер предстает как измерение социальных отношений, укорененное в данной культуре. Понятие «гендерная система» включает разнообразные компоненты и по-разному определяется разными авторами.

Гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Поскольку гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого рода большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих гендерные технологии. «Наша врожденная когнитивная привычка разделять все на категории и действовать на основе такого разделения также способствует сохранению представления, что гендерные различия велики и актуальны. Мы еще больше склоняемся к тому, чтобы проводить грань между гендерами, и начинаем частично определять свою идентичность исходя из нашей гендерной принадлежности. Социальная гендерная психология переключает наше внимание с биологии на ситуативные и социальные силы, лежащие в основе разделения на мужчин и женщин, и тем самым снабжает нас указаниями в отношении того, как можно добиться гендерного равенства. В то же время социальная психология объясняет, почему изменения в гендерных ролях и стереотипах будут протекать медленно и иметь неопределенный характер в отсутствии согласованных усилий. Эти усилия обычно исходят от женщин, но изменения могут происходить более быстрыми темпами, если мы признаем, что традиционные роли несправедливы, не подходят для современного общества и ограничивают не только женщин, но и мужчин.

Таким образом, конструкция гендера есть одновременно продукт и процесс представления, как о других, так и о самом себе.

Наряду с явными женскими признаками организма, принимается во внимание хромосомный набор, так как иногда вместе с женскими половыми органами соседствуют . Это дает спортсменкам преимущества в соревнованиях.

В настоящее время при помощи современной медицины пол можно изменить.

Гендерный признак, в отличие от полового, является социальным, общественным, приобретенным в результате воспитания. На людей оказывает большое влияние культурное бессознательное окружения. Так как гендер – явление социальное, оно претерпевает изменения одновременно с развитием социума и культуры. К примеру, еще в 19 веке считалось, что мужчина обязательно носит короткую прическу и брюки, а женщина - длинные волосы и платье. В настоящее время эти вещи не считаются признаком гендера.

Смысл понятия «гендерный стереотип»

Гендерный признак, приписываемый женщинам и мужчинам, живуч в массовом сознании. В неразвитом обществе он давит на индивидов, навязывая определенные формы социального поведения. Например, считается, что мужчина – это «добытчик», он обязательно должен зарабатывать больше жены. Считается также, что мужчина должен быть агрессивным, напористым, заниматься «мужскими» профессиями, карьеру на работе, увлекаться рыбалкой, спортом. Женщина же должна быть эмоциональной и мягкой, уступчивой и покладистой. Ей «предписывается» выйти замуж, иметь , заниматься «женскими» профессиями, основное время она должна посвящать семье.

В разных обществах гендерные стереотипы могут отличаться. К примеру, в Испании умение готовить является признаком настоящего мачо, тогда как у славян - это чисто женское занятие.

Подобные стереотипы порождают для некоторых гендерные проблемы. То есть, муж, находящийся в декретном отпуске по уходу за , жена, кормящая семью, мужчина, который увлекается вышиванием, женщина, делающая карьеру вместо замужества - все они подвергаются социальному осуждению за несоответствующее полу поведение. Таким образом, гендерный признак является социальным стереотипом, который приводит также к дискриминации по половому признаку, так как руководящие роли в обществе часто отводятся мужчинам. Многими развитыми странами проводится специальная гендерная политика: государство старается услышать проблемы своих граждан и устранить неравенство по половому признаку. В этих целях создается кодекс законов, ведущих к формированию общества, равного для всех людей.

Слово «гендер» в буквальном переводе означает «пол». Тем не менее, смысловое наполнение этих двух терминов различно. Это особенно ярко проявляется в таком понятии, как «гендерная политика».

Оба понятия – и пол, и гендер – характеризуют разделение людей на мужчин и . Но термин «пол» относится к биологическому разделению, а «гендер» – к социальному.

Различие между полом и гендером

Источники:

  • Основные механизмы гендерной политики

Бессознательное и сознательное – два эти понятия входят в концепцию в психологии, характеризующую две тесно связанные стороны представлений человека о собственной личности. Поэтому, если речь заходит о бессознательном, нельзя не затронуть и сознательное. Несмотря на то, что обычно эти аспекты личности противопоставляются, они все же формируют единое целое, хотя и работают на разных уровнях.

Инструкция

Сознание, иначе называемое сознательное, это форма, в которой предстает объективная реальность, отраженная психикой человека. Нельзя сказать, что сознательное и реальность совпадают, но можно утверждать, что между ними есть нечто общее. Именно сознательное и является связью между реальностью и бессознательным, на его основе человек формирует свою картину мира.

Бессознательное иначе называют подсознанием. Это различные процессы в человеческой психике, которые не управляются им самим, чаще всего, они вообще не осознаются и не находят отражения в разумной деятельности. Даже если поместить подсознательное в определенных его аспектах в фокус своего внимания, уловить его чрезвычайно трудно.

Бессознательное может проявляться в нескольких аспектах. В первую очередь, это неосознаваемая человеком мотивация к действию. Может быть так, что истинные причины поведения неприемлемы с точки зрения этики или социальности личности, поэтому они не осознаются. Бывает, что несколько истинных причин поведения вступают в явное противоречие, и хотя они побуждают к одному действию, часть из них располагается в области бессознательного, поэтому противоречия в голове человека не возникает.

Во вторую очередь, к бессознательным относятся различные алгоритмы поведения, которые настолько отработаны человеком, что воспринимать их даже не нужно, чтобы не занимать ресурс мозга. Третье проявление бессознательного – это восприятие. Обычно, чтобы обработать информацию об имеющейся ситуации, мозгу приходится анализировать огромный объем информации, и если бы каждое действие происходило сознательно, человек бы не смог среагировать на раздражитель. Также к бессознательным относят процессы интуиции, вдохновения, озарения и подобные явления. Они тоже базируются на накопленном в бессознательном пласте информации, который используется непонятным для сознания образом.

Первым теорию бессознательного начал разрабатывать Зигмунд Фрейд – австрийский психолог. Его заинтересовал тот факт, что неосознанные мотивации людей проявляются в снах, невротических патологиях и творчестве, то есть, в состояниях, когда человек не особенно себя сдерживает. Фрейд заметил, что противоречие между сознанием и желаниями, диктуемыми подсознанием, нередко приводит к внутренним конфликтам у человека. Метод психоанализа призван разрешить это противоречие и помочь человеку найти приемлемый выход для реализации подсознательного напряжения.

Фрейдовскую теорию подсознательно развивали австрийский ученый Карл Густав Юнг, который выявил бессознательные процессы не только одной личности, но и коллективные, а также Жак Мари Эмиль Лакан, который провел параллель между психоаналитикой и лингвистикой и предлагал лечение пациентов лингвистическими методами. С ним оказались согласны далеко не все психотерапевты, хотя в ряде случаем метод Лакана действительно приводил к успеху.

Видео по теме

Гендер [от англ. gender - род, пол] - а) социальный пол, во многом обусловливающий особенности собственно личностного и группового поведения и задающий правовую и статусно-социальную позицию индивида в обществе- б) биологический пол, выступающий как комплекс морфологических и физиологических характеристик, определяющий индивидуальное половое поведение, связанное с направленностью и выраженностью эротических чувств и переживаний. В социальной психологии термин "-гендер"- используется для описания той психологической реальности, которая связана лишь с первым вариантом смыслового содержания данного понятия. Более того, в рамках психологической науки в течение последних десятилетий сложился вполне самоценный подход к рассмотрению психологических характеристик половой дифференциации в логике принадлежности субъектов к тому или иному социальному полу. Следует заметить, что сначала сам термин "-гендер"-, а затем и гендерный подход, своим появлением во многом обязаны так называемым "-женским"- исследованиям.

Исследователи именно этого направления психологических, в том числе и авторы социально-психологических работ, отмечают, прежде всего, следующее: "-применение гендерного подхода в разных науках помогло переосмыслить принимаемое как биологически детерминированное положение вещей. Например, в дифференциальной психологии значимыми являются различия между мужчинами и женщинами в визуально-пространственных способностях - использование гендерного подхода позволяет раскрыть асимметрию полоролевой социализации, которая предписывает девочкам игры, ограничивающие изучение визуально-пространственных характеристик предметного мира. Гендерный подход также показывает, что зачастую психологическая норма базируется на &ldquo-мужской&rdquo- модели поведения, черт характера, когнитивных особенностей и возрастного развития как доминирующей, иерархически более высокой и социально ценной. Относительность данной модели и ее социальная обусловленность была продемонстрирована исследованиями этнографов, изучавших общества с различным распределением ролей между мужчинами и женщинами"- . Ни в коей мере не подвергая сомнению эвристичность и продуктивность использования подобного ракурса рассмотрения и анализа целого ряда острых вопросов современной психологии, в частности, и социальной психологии, нельзя не заметить, к сожалению, все учащающиеся случаи содержательного "-передергивания"- самой постановки проблемы и постепенного формирования такой ситуации, когда ряд исследований, проводимых под лозунгом реализации гендерного подхода, оказываются не просто тривиальными, а более того, вообще снимающими вопрос о необходимости проверки справедливости выдвигаемых гипотез в силу их изначальной очевидности. Так, грамотно поставленными в логике гендерного подхода можно считать два варианта вопросов в их гипотетическом звучании, если исследование проводится в рамках социально-психологического знания: а) гендерные различия заключаются в том-то и том-то- б) особенности выполнения женщинами такой-то социальной функции заключаются в том-то, особенности выполнения мужчинами такой-то социальной функции заключаются в том-то.

В то же время достаточно часто гипотетическая схема конкретных исследований выстраивается в принципиально иной логике: "-мы предполагаем, что данную социальную функцию мужчины и женщины выполняют по-разному"-. Вряд ли было бы правомерно считать такую постановку вопроса продуктивной, а, главное, требующей специальной проверки - если функция одна, а субъекты, ее реализующие, что называется, по определению различны, более интересным, если это содержательно оправдано, было бы предположение о том, что данная конкретная функция, несмотря на гендерные различия субъектов, выполняется аналогично в обоих случаях.

Таким образом, по сути дела, все исследования подобного рода направлены на доказательство одной и той же "-парадоксальной"- гипотезы: "-Мужчины и женщины отличаются друг от друга"-. Причина подобных казусов, связанных не только с методологической некорректностью, но и, как справедливо указывает С. -Н. -Ушакин, с элементарной смысловой неряшливостью в словоупотреблении англоязычных терминов, кроется в стремлении некоторых исследователей следовать своеобразной "-моде"- и буквально "-за уши"- притягивать в любую работу понятия, которые, что называется, "-на слуху"-.

Между тем даже беглый анализ наиболее серьезных исследований по гендерной проблематике со всей очевидностью доказывает, что они сконцентрированы именно на содержательной стороне гендерных различий, а отнюдь не на доказательстве факта их наличия.

Данная традиция берет свое начало еще в ранних работах К. -Хорни, появившихся задолго до введения понятия "-гендер"- в научный обиход, в которых рассматривалась специфика психодинамического развития мальчиков и девочек, в частности, особенности переживания девочками комплекса кастрации. Именно К. -Хорни принадлежат и первые исследования половых различий именно в социально-психологическом контексте. Так, в частности, "-Хорни утверждала, что значимой силой, стоящей за &ldquo-завистью к пенису&rdquo-, которую постулировал Фрейд, была не анатомия, а культура. Женщины завидуют не самому органу, а власти и привелегиям, которыми обладают люди с пенисом"- . С точки зрения К. -Хорни, "-...женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское &ldquo-превосходство&rdquo-. Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными"- . По этой причине, как считает К. -Хорни, "-Женщины... с особенной вероятностью становятся уступчивыми типами, не расположенными к риску ради достижений"- . При этом на взглядах и выводах К. -Хорни безусловно сказалась ее крайняя приверженность феминистскому движению, она внесла существенный вклад в формирование представлений о социальном поле, а ее работы послужили отправной точкой для дальнейших исследований в данной области. Стоит отметить, что на протяжении довольно длительного периода исследования гендерных различий, изначально возникшие, как мы видим, не без влияния феминистских установок, парадоксальным образом табуировались соображениями псевдополиткорректности по отношению к женщинам.

Так, по словам Д. -Майерса, "-В 1970-е годы многих теоретиков беспокоило, что исследования гендерных различий могут привести к упрочению стереотипов и трактовке их как присущих женщинам недостатков"-. Лишь "-начиная с 1980-х годов ученые, изучающие гендерные различия, стали чувствовать себя свободней. Первоначально те, кто занимался исследованиями в этой области, старались &ldquo-углублять представление о равенстве полов&rdquo-, опровергая раздутые стереотипы. Затем в 1980-е и 1990-е годы... многие исследования выявили гендерные различия, которые оказались ничуть не менее значительными, чем &ldquo-существенные&rdquo- поведенческие, изучаемые в других областях психологии"- .

Наиболее отчетливо данные различия поляризуются по факторам "-независимость - привязанность"-. Как отмечает Д. -Майерс, "-разница проявляется уже с детства. Мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в своих социальных связях. Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих играх меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры ведутся более доверительные и интимные.

Гендерные различия по признакам "-независимость - привязанность"- не только наиболее отчетливо представлены в имеющихся исследованиях, но и имеют достаточно четкое теоретическое обоснование. Как отмечалось в первой части настоящей "-Азбуки"-, выявлены отчетливые корреляции между полом и различиями по шкале "-Мышление - Чувствование"- в рамках типологии К. -Юнга и ее последующего развития К. -Майерс и И. -Бриггс. Большинство женщин относятся к "-чувствующему типу"-, а большинство мужчин - к "-думающему"-. В данном ракурсе вполне понятна более высокая сензитивность, эмпатичность женщин, их концентрация на отношениях в противовес логичности, последовательности и сосредоточенности на предметной задаче мужчин.

Что касается других типов гендерных различий, то их эмпирическое подтверждение представляется гораздо менее убедительным. Так, например, традиционный стереотип о социальном доминировании мужчин обычно подкрепляется чисто социологическим анализом процентного соотношения мужчин и женщин, занимающих высокостатусные посты в правительствах, парламентах, крупных корпорациях и т. -п. Ни в коей мере не отрицая очевидный факт подавляющего "-численного превосходства"- мужчин в этом плане, заметим, что он скорее отражает содержание культурных традиций и социальных стереотипов, чем социально-психологическую реальность. Гораздо более эвристичные в этом плане исследования поведения мужчин и женщин, находящихся в одинаковых или близких с точки зрения статуса и предметной деятельности социальных ролях, не дают достаточно убедительных подтверждений наличия значимых гендерных различий.

То же самое можно сказать в отношении еще одного устойчивого стереотипа - о более высокой агрессивности мужчин по сравнению с женщинами. Подобные выводы, как правило, делаются в основном опять-таки на базе социологических данных о процентном соотношении мужчин и женщин в общем числе осужденных за те или иные преступления. При этом упускается из вида, либо сознательно игнорируется тот очевидный факт, что в силу явного физического превосходства среднестатистического мужчины над женщиной последствия проявлений мужской агрессивности в социальной среде (а именно они оцениваются, в первую очередь, при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности) гораздо более разрушительны по сравнению с проявлениями женской агрессивности равной или даже большей интенсивности. Между тем, как показал ряд исследований, в том числе с использованием включенного наблюдения, факты проявления агрессивности в крайне жестоких формах в женских "-зонах"- встречаются ничуть не реже, чем в мужских.

Из сказанного следует, что в своей практической работе социальный психолог должен соблюдать известную осторожность при рассмотрении и учете так называемого гендерного фактора. В противном случае он рискует оказаться неадекватным в выявлении реально значимых в контексте групповых процессов переменных, а целенаправленное воздействие на них подменить поиском артефактов конъюнктурного и идеологического порядка.

Практический социальный психолог, работая с группами и организациями, в состав которых входят и мужчины, и женщины, должен быть осведомлен о тех гендерных особенностях, которые характеризуют их активность при решении общегрупповых задач.

99 Социальная психология // Психологический лексикон в 6-ти томах. М., 2005. Т. 3. С. 8.

100 Клонингер -С. Теории личности: познание человека. СПб., 2003. С. 235.

101 Хьелл -Л., Зиглер -Д. Теории личности. СПб., 2004. С. 261.

102 Клонингер -С. Указ. соч. С. 233.

104 Там же. С. 229-230.

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Гендер (англ. gender - род, пол) - социальный пол индивида в отличии от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей. Термин Г. вошел в употребление под влиянием женских исследований для того, чтобы подчеркнуть социальную...

Термин гендер (от англ. Gendeг - пол, род) введен в оборот американским психоаналитиком Р.Столлером во второй половине 20-го ст.; обозначает социальный пол в отличие от понятия «биологический пол» (в англ. - sех), вбирающего в себя собственно биологические различия между женщинами и мужчинами (анатомические, генетические, физиологические).

Гендер – смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, которая определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами общественной жизни. В современном обществознании принято употреблять прилагательное половой лишь в том случае, если мы хотим подчеркнуть биологические различия между женщинами и мужчинами (половая конституция). Во всех других случаях корректным считается употребление прилагательного гендерный (гендерные роли, гендерное неравенство, гендерная социализация и т.д.).

Гендер как социальный феномен проявляется на двух уровнях:

1. Социетальном; 2. Индивидуальном.

На социетальном уровне гендер включает в себя следующие элементы:

1. Гендерное разделение труда (или гендерные роли) – распределение производительного и домашнего труда между членами общества в соответствии с их полом. Так, женщинам издавна приписывалась роль хранительницы домашнего очага, мужчинам – роль добытчика. В продолжение этого разделения возникла гендерная сегрегация труда – разделение профессий на мужские и женские, причем женскими профессиями стали те, которые связаны с функциями женщины в семье (воспитательница, учительница, медсестра, социальный работник и т.д.).

2. Гендерные идеалы – устоявшиеся в обществе представления о том, какой должна быть женщина и каким должен быть мужчина. Наиболее распространенными гендерными идеалами являются идеалы феминности и маскулинности.

Феминность – модель поведения, предписываемая обществом представительницам женского пола, которая ассоциируется с зависимостью, неуверенностью, пассивностью, эмоциональностью, сентиментальностью и т.д.

Маскулинность – модель поведения, предписываемая обществом представителям мужского пола, которая ассоциируется с независимостью, активностью, самоуверенностью, рациональностью, эмоциональной сдержанностью.

С точки зрения гендерного подхода, совсем необязательно жестко привязывать бытие мужчины к маскулинному поведению и бытие женщины к феминному поведению,ибо модель поведения не программируется биологически, а обусловлена ценностями той или иной культуры . Высший уровень близости черт феминности и маскулинности, достигнутый индивидом, свидетельствует об андрогинности (от аndro - мужчина, gynе - женщина).Андрогинный индивид имеет больший выбор вариантов поведения, является более гибким в плане социального приспособления.


3. Гендерные биологические сценарии поведения – нормативные образцы сексуального желания и сексуального поведения, предписываемые в зависимости от биологического пола. В украинском обществе в качестве нормы рассматриваются гетеросексуальные контакты.

4. Гендерный социальный контроль – формальное или неформальное одобрение и вознаграждение поведения, соответствующего полу, и социальная изоляция, презрение и медицинское лечение не соответствующего полу поведения.

5. Гендерная идеология – система идей, оправдывающая существование в обществе гендерного неравенства. В украинском обществе распространена идеология патриархата, с точки зрения которой, центром общественной жизни является мужчина, он выполняет функции управления, женщинам же присущи функции поддержки.

На индивидуальном уровне гендер надстраивается над биологическим полом индивида и включает в себя следующие компоненты:

1. Гендерная идентичность – личностное осознание и принятие своей принадлежности к определенному полу.

2. Гендерная личность – интернализованные (то есть включенные во внутреннюю структуру личности) модели поведения, чувств и эмоций, служащие укреплению семейных структур и института материнства и отцовства.

3. Гендерный брачный и репродуктивный статус – исполнение или отказ от супружества, деторождения, родственных ролей.



4. Гендерная презентация – демонстрация себя как индивида, принадлежащего к определенному полу, посредством одежды, косметики, украшений и других символов.

Общество ожидает гармоничности и согласованности между биологическим полом индивида и четырьмя компонентами гендера, т.е. ожидается, что индивид, имеющий мужские гениталии, ощущает себя мужчиной, одевается в мужскую одежду, ведет себя в соответствии с идеалом маскулинности, выполняет роли мужа и отца. Но жизнь гораздо разнообразнее. Встречаются ситуации, когда гендерная идентичность не соответствует биологическому полу человека, или когда мужчина демонстрирует феминные модели поведения, а женщина – маскулинные. Гендерный подход стоит на позициях толерантного отношения ко всем возможным сочетаниям гендерных компонентов.

Устоявшиеся в обществе гендерные роли накладывают серьезные ограничения на поведение женщин и мужчин.

Ограничения, накладываемые мужской гендерной ролью:

Норма успешности – норма, в соответствии с которой социальная ценность мужчины определяется величиной его доходов и успешностью карьеры. С этой нормой связан целый ряд ограничений: 1) большинство мужчин не могут соответствовать ей на 100 %, в результате чего испытывают чувство собственной неполноценности; 2) большинство мужчин сталкиваются с проблемами самоактуализации, так как они вынуждены выбирать род деятельности, опираясь не на собственные способности и склонности, а на доход, который может принести данный род деятельности; 3) вследствие того, что мужчины много времени посвящают зарабатыванию денег, страдает исполнение ими родительских функций.

Норма антиженственности – норма, согласно которой мужчине следует избегать женских занятий и моделей поведения. Попытка соответствовать данной норме приводит к фемифобии – страху показаться женственным.

Норма твердости (эмоциональной, умственной и физической) – норма, в соответствие с которой мужчина должен быть физически сильным, знающим и компетентным, а также способным решать свои эмоциональные проблемы без посторонней помощи. Попытка соответствовать данной норме приводит к: 1) проявлению агрессии с целью демонстрации собственной мужественности; 2) высокому уровню мужской преступности (по сравнению с женской); 3) высокому уровню сердечно-сосудистых заболеваний как результат постоянного сдерживания эмоций; 4) меньшей продолжительности жизни мужчин и пр.

Ограничения, накладываемые женской гендерной ролью, проявляются в следующих сферах:

1. Сфера семейной жизни:

1) большие временные затраты на ведение домашнего хозяйства у семейных женщин (по данным отечественных и зарубежных исследований, 70-80 % работы по дому выполняют женщины);

2) насилие в семье (побои со стороны мужей или сожителей пришлось пережить каждой пятой женщине).

2. Сфера занятости:

1) женщины демонстрируют меньшую активность в сфере предпринимательской деятельности (среди владельцев наиболее влиятельных бизнес-структур в Украине нет ни одной женщины, среди владельцев среднего и малого бизнеса – 20 % женщин);

2) женщины чаще являются первыми кандидатами на увольнение в силу распространенности стереотипа, что когда работы на всех не хватает, то в первую очередь необходимо ею обеспечить мужчин;

3) женщины сосредотачиваются в так называемых «женских профессиях», которые имеют более низкий уровень оплаты;

4) заработная плата женщин составляет около 65 % от заработной платы мужчин;

5) общая структура занятости женщин имеет форму пирамиды: чем выше социальный статус должности, тем меньше на этих должностях женщин; на высших должностях в компаниях и предприятиях в Украине 9 % женщин;

6) снижение социального статуса работающих женщин;

3. Общественно-политическая жизнь. Недостаточным является участие женщин в управлении государством:

1) среди депутатов парламента женщины составляют около 8 % (в целом в мире – 18,4 %, в Швеции – 47 %, в Финляндии – 41 %);

2) в 20 веке во всем мире насчитывалось примерно 30 женщин-президентов и глав правительств;

3) среди руководителей областных советов в Украине – 3 женщины (2009 г.);

4) в Харьковском областном совете – 14 % женщин, в Харьковском городском совете – 15 % (2009 г.).

В общественных науках существует несколько теорий, объясняющих дифференциацию гендерных ролей и причины ее возникновения:

1. Функциональная теория. Т.Парсонс полагает, что подобная дифференциация имеет позитивную функцию, поскольку способствует нормальному функционированию семьи, где роль отца – инструментальная (поддержание связей между семьей и внешним миром, материальное обеспечение семьи); а роль матери – экспрессивная (регулирование взаимоотношений в семье, забота и эмоциональная поддержка). Роль жены в этой теории выводится из способности женщины рожать и ухаживать за детьми.

2. Конфликтная теория. Р.Коллинз считает, что гендерное неравенство обусловлено конфликтом между господствующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщинами). Возникновение этого неравенства он связывает с тем фактом, что мужчины были крупнее и сильнее женщин и оказывали на них сексуальное давление. В настоящее время, по его мнению, мера зависимости женщины определяется двумя факторами: 1) материальной зависимостью; 2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.

3. Неомарксистская теория видит корни гендерного неравенства в структуре самого капитализма, исключающей свободу сексуального выбора и использующей женщин, их подчиненное положение для обеспечения гибкости рынка в условиях капитализма. С этой целью женщинам на рынке труда отводится вторичный сектор низкооплачиваемых должностей, которые в случае необходимости всегда можно сократить под лозунгом необходимости возвращения женщины к домашнему очагу.

4. Неопсихоаналитическая теория. Н.Ходоров полагает, что гендерные различия формируются в результате насаждения гендерных идеалов и формирования гендерной идентичности с детских лет.

Таким образом, принадлежность к биологическому полу, равно как и этничность, влияет на поведение индивида в обществе, его социальный статус, на возможности продвижения в обществе.