Собор пресвятой богородицы праздник 8 января история. Почему этот день так важен с религиозной точки зрения? Пребывание Марии в храме

Во время празднования Собора Пресвятой Богородицы православный мир с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Деве Марии, которая родила Спасителя.

Sputnik Грузии поинтересовался, что за праздник Собор Пресвятой Богородицы и каковы его суть и история.

Собор Пресвятой Богородицы

Праздник называется Собором Пресвятой Богородицы, потому что в этот день почитаются Святые, которые имеют непосредственное отношение к празднику Рождества Христова.

В богослужебном годовом круге есть особенность — на следующий день после великого праздника совершается память Святых, послуживших этому событию.

В Собор Пресвятой Богородицы почитают не только Богоматерь - в этот день вспоминают Иосифа — старца, который перед Богом поклялся, что сохранит девственность той, которая должна будет родить Спасителя всего сущего и на протяжении долгого времени помогал Деве Марии.

Иосиф был первым, кто увидел ребенка — Иисуса Христа, он помог ей бежать в Египет от Ирода и его приспешников. Он также пожертвовал многим ради того, чтобы Христос мог воплотить в жизнь предсказания и исполнить свое предназначение.

Вспоминают в праздник Собора Пресвятой Богородицы также царя Давида, который был прямым родственником Христа, и Святого Иакова, брата Господня, который был сыном Святого Иосифа Обручника от первого брака.

Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

История и традиции

Праздник Собора Пресвятой Богородицы, установление которого относится к ранним временам Христианской Церкви, имеет древнее происхождение.

Епифаний Кипрский, блаженный Августин и святой Амвросий Медиоланский уже в IV веке в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Спасителю с хвалой родившей Его Деве Марии.

Указание праздновать Собор Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова было записано в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

© photo: Sputnik / Vladimir Astapkovich

Икона "Богоматерь Владимирская" (1652 г. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков)

Собор Пресвятой Богородицы на Руси считался для женщин даже важнее, чем Рождество Христово, поскольку связан с Божией Матерью. В старину верили, если в этот день будут работать беременная женщина или ее муж, даже из-за крайней необходимости, то ребенок у них родится с физическими недостатками.

В праздник Собора Пресвятой Богородицы женщины ходили по домам с поздравлениями и пели колядки - рождественские песни, посещали баб-повитух и причащали их ужином.

Существует поверье, что в ночь на 8 января в храм сходятся все покойники, и покойные священники им правят служб, поэтому в этот день проводили обеды и панихиды по умершим.

По церковному календарю 8 января также чествуют мученика Евфимия, преподобного Константина, преподобного Евареста и восемь икон Божией Матери, в том числе икона, которая называется "Милостивая".

Милостивая

Икона Божией Матери написана, по преданию, Святым евангелистом Лукой. Название "Киккотиса" (Пребывающая в Киккосе) икона получила от горы Киккос, что на острове Кипр. Икона находится в императорской обители, в храме, построенном в ее честь.

Чудотворный образ Богородицы, долго странствовал, прежде чем попасть на остров Кипр. Сначала находился в одной из первых христианских общин в Египте. Когда там возникли гонения на христиан, Киккскую икону в 980 году отправили в Царьград, но на пути корабль захватили сарацины.

© photo: Sputnik / Maxim Bogodvid

В свою очередь и враги христианской веры попали к грекам в плен, которыми образ был доставлен в Константинополь, где Киккская икона до начала XII века хранилась в царских чертогах.

Затем образ с великими почестями перевезли на остров Кипр, где он был помещен в сооруженный для него храм. Вокруг храма постепенно образовался монастырь.

Многие чудеса стали совершаться от чудотворного образа Божией Матери "Милостивой", поэтому с древних времен по сей день в обитель со всех сторон стекаются люди, одержимые различными недугами, и получают по вере своей исцеление.

Веруют в чудодейственную силу Святой иконы не только христиане, но и иноверцы.

Неисчерпаема милость Пречистой Богородицы, всех страждущих, и воистину присуще Ее образу имя "Милостивая".

Чудотворная "Киккская" икона Богоматери имеет замечательную особенность: она, неизвестно с какого времени, закрыта до половины пеленою от верхнего левого угла до правого нижнего, так что ликов Богоматери и Божественного Младенца никто не может и не дерзает видеть.

На иконе изображение Богоматери являет собой тип "Елеусы", лик Пресвятой Богоматери наклонен в левую сторону, Богомладенец поддерживает рукой край мафория божией Матери, а в соединенных вместе руках - греческий свиток.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

Копии чудотворного образа "Милостивая" на Руси появились в XVII веке — в московском Зачатьевском женском монастыре пребывал один из наиболее известных и почитаемых списков и являлся его главной святыней.

Чудотворный список был передан после разорения обители в 20-х годах прошлого столетия в близлежащий храм пророка Илии в Обыденском переулке.

Когда монашеская жизнь в обители стала возрождаться, икона Божией Матери "Милостивая" вернулась в 1999 году на свое прежнее место. Молитва перед этой иконой укрепляет и духовно утешает всех, кто с верой и упованием обращается к Владычице Небесной.

Молитва

О Пресвятая и преблагословенная Мати Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Милостивая Богородице и Приснодево Марие! Припадая к святей и чудотворней иконе Твоей, смиренно молимся Тебе, Благой и Милосердой Заступнице нашей: вонми гласу грешных молений наших, не презри воздыханий от души, виждь скорби и беды нас обышедшия, и яко любвеобильная воистину Мати потщися на помощь нам безпомощным, унылым, во многия и тяжкия грехи впадшим и присно прогневляющим Господа и Создателя нашего, Егоже умоли, Предстательнице наша, да не погубит нас со беззаконими нашими, но явит нам человеколюбную Свою милость. Испроси нам, Владычице, у благости Его, телесное здравие и душевное спасение, благочестное и мирное житие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, дожди благовременны и благословение свыше на вся благая дела и начинания наша, и якоже древле призрела еси милостиво на смиренное славословие послушника Афонскаго, воспевавшаго Ти песнь хвалебную пред Пречистою иконою Твоею, и послала еси к нему Архангела Гавриила научити его пети песнь небесную, еюже славословят Тя ангели горе, сице приими благоутробно и наше ныне усердно приносимое Тебе молитвословие, и принеси е Сыну Твоему и Богу, да милостив будет Он нам грешным, и пробавит милость Свою всем чтущим Тя и с верою покланяющимся Святому Образу Твоему. О Царице Всемилостивая, Мати Божия Всеблагая, простри к Нему Богоносныя Твои руце, имиже Его, яко младенца носила еси, и умоли Его вся ны спасти и избавити погибели вечныя. Яви нам, Владычице, Твоя щедроты: болящия исцели, скорбящия утеши, бедствующим помози: благопоспеши всем нам носити иго Христово в терпении и смирении, сподоби нас благочестно житие сие земное скончати, христианскую непостыдную кончину получити, и Небесное Царствие унаследити, Матерним ходатайством Твоим к рождшемуся от Тебе Христу Богу нашему, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Православный календарь богат религиозными праздниками. Значимые даты в его рамках установлены в знак чествования Бога, многочисленных святых, определенных событий, сыгравших существенную роль в становлении и укреплении христианской веры, и, конечно же, Пресвятой Богородицы – главной заступницы и покровительницы всего человечества. Известны любому, хотя бы мало-мальски верующему человеку такие крупные светлые праздники, прославляющие Деву Марию, как Рождество, Благовещение, Успение. На следующий за Рождеством Христовым день, 8 января, православная церковь отмечает одну из подобных религиозных дат, имеющую характер более специфичный – Собор Пресвятой Богородицы.


Описание праздника

8 января – день, когда весь православный мир вспоминает о Деве Марии как о матери Иисуса Христа: сына Божьего, Спасителя человечества, Мессии. Эта земная праведная женщина была избрана Творцом для рождения человека, в котором воплотился сам Господь и его замысел; человека, коему небо уготовило необычную и одновременно с тем великую по своей сути судьбу – искупление человеческих грехов путем принесения себя в жертву.

Именно в честь предназначения избранной, что Дева Мария с достоинством и не без помощи Божьей воплотила в жизнь, пронесла сквозь годы своего земного существования, и установила христианская Церковь столь важный религиозный праздник - Собор Пресвятой Богородицы – 8 января, сразу после Рождества Христова. В это день священнослужители и верующие обращаются к Богоматери с торжественными хвалебными песнопениями, благодарственными речами. В храмах проходят службы, как и за день до сего праздника, в рамках которых непременно звучит наполненный неподдельной радостью тропарь: «Пречистая Богомати, Богородица, Собор Твой честный украшен многоразличными добротами, дары ти приносят, Госпоже, многи мирстия людие. Узы наша грешныя раздери Своею милостию и спаси души наша».

Собор Пресвятой Богородицы отмечается в соответствии с церковной традицией: вспоминать после важного события, посвященного Богу, Сыну Божию, или с ним самим прямым образом связанного, лицо, сыгравшее главную роль в том, что событие это произошло. Собор Пресвятой Богородицы – не единственный праздник, совершаемый по такой специфической схеме. Есть, к примеру, Собор святого Иоанна Крестителя, отмечаемый на следующий день после Крещения Господня ; Собор Архангела Гавриила, установленный сразу же после Благовещения Пресвятой Богородицы и т.д.


Следует отметить, что праздник 8 января посвящен не только памяти Девы Марии, как матери Иисуса Христа, но также и некоторым лицам, имевшим прямое отношение к Пречистой при ее жизни на грешной земле. В составе Собора Пресвятой Богородицы, таким образом, чествуют память:

  • святого Иосифа Обручника, называемого так, потому что он по благословению первосвященника обручился с Девой Марией, дабы защищать ее чистоту и девство;
  • царя Давида, являвшегося предком Иисуса Христа по плоти;
  • святого Иакова, сына Иосифа Обручника от первого брака, который вместе с отцом участвовал в сопровождении Богородицы со младенцем Иисусом во время бегства в Египет.

История праздника

Собор Пресвятой Богородицы имеет достаточно древнее происхождение. Установление сей религиозной даты произошло, когда христианская Церковь, по сути, только начинала свое формирование. Первые упоминания о празднике Собора Пресвятой Богородицы относятся к IV в. н.э. Они обнаружены были в поучениях Амвросия Медиоланского, Епифана Кипрского и Августина Блаженного, посвященных Рождеству Христову.


В данных «лекциях» восхваление Иисуса Христа плавно перемежается с прославлением произведшей его на свет Богородицы. Официально праздничную дату установили в 681 г. на Шестом вселенском Соборе. Указание на это событие и сам христианский праздник содержатся в правиле 79 документа, относящегося к данной своего рода религиозной конференции.

Собору Пресвятой Богородицы, как и большинству христианских дат, связанных, так или иначе, с личностью Девы Марии, посвящена икона. Она представляет собой символический вариант иконы «Рождество Христово». В центре композиции находится Богоматерь с Иисусом-младенцем на руках, сидящая на троне. Вокруг нее изображены ангелы, волхвы и пастухи, а еще Отцы Церкви и христианские гимнографы, восхваляющие Пречистую. Иконография Собора Пресвятой Богородицы сербского происхождения. На Руси она известна с XIV столетия.

О личности Девы Марии

Нет смысла повествовать о житии Богоматери, ведь для этого есть другие, более соответствующие по смыслу религиозные праздники, посвященные Пречистой. Но вот о добродетелях Пресвятой Богородицы, которые были присущи этой избранной Творцом земной женщине, рассказать очень даже уместно.

Во-первых, Дева Мария есть воплощение всецелой преданности Божьей воле в ущерб собственной. Когда архангел Гавриил по указанию Господа принес будущей Богородице благую весть о грядущем непорочном зачатии ею Сына Божьего, она ответила: «Се раба Господня, буди Ми по глаголу твоему», выразив тем самым абсолютное смирение пред волеизъявлением Всевышнего.

Казалось бы, что сложного в приятии великого сана и звания Божьей Матери, ведь сие связано с торжеством, славой, а не с уничижением? Однако на долю Богородицы выпало бескрайнее число бед, скорбей и искушений, посему кротость в данном случае оказалась венцом человеческой самоотверженности. Согласившись с волей Божьей, Дева Мария добровольно приняла на свои плечи весь гнет возможных (и свершившихся!) страданий, лишений: одна только мученическая смерть Иисуса во искупление грехов человечества чего стоила! Причем даже сие страшное событие смирение это не поколебало.


Во-вторых, добродетельность будущей Богоматери состояла в том, что всю земную жизнь она держала обет девства и чистоты: как духовной, так и телесной. Кто знает, согласилась бы Дева Мария стать матерью Младенца Иисуса, посланного Богом на землю через земное рождение, если подразумевалось бы необходимость нарушения данного обета? Богородица дала ответ архангелу Гавриилу лишь после того, как узнала о непорочности зачатия, но не до, пребывая в совершенном неведении. Об этом свидетельствует и Священное Писание, где сказано: «Ибо что Она говорит ему? – Како будет сие, идеже мужа не знаю?»

Наконец, третья добродетель Девы Марии заключалась в мужестве, с которым избранная Богом женщина переносила все выпавшие на ее долю тяготы. В данном смысле Богоматерь являет собой ярчайший пример указанной добродетели, разумеется, после Иисуса Христа.

Исходя из вышеизложенного, в праздник 8 января Собора Пресвятой Богородицы в молитвах, возносимых Деве Марии, следует просить о даровании как раз-таки трех этих важных добродетелей. Ведь в нашем мире, с каждой минутой все более теряющем крупицы света, нам так не хватает именно смирения, духовной чистоты помыслов и мужества достойно нести свой крест.

Интересно, что в языческой Руси 8 января славяне отмечали праздник «Бабьи каши». В этот день чествовали повивальных бабок, помогающих в старину роженицам и обладавших мудрыми знаниями.

На следующий день после праздника Рождества Христова, Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, рождшей Спасителя.

Второй день после Рождества - называется Собором Пресвятой Богородицы, т.е. собранием, в которое входили лица, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу.

В празднование Собора вспоминается память, кто по плоти был близок к Спасителю
- святого Иосифа Обручника,
- царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа)
- святого Иакова, брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника. Святой Иаков сопровождал вместе с отцом своим Иосифом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет.

Будучи 80-летним старцем, Иосиф Обручник по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию.

«Но для многих людей, которые не знали тайны Боговоплощения, Иосиф был отцом Господа Иисуса Христа», - отметим, что и Богородица говорила, обращаясь к Иисусу, который в двенадцатилетнем возрасте остался в Иерусалимском храме и потерялся для родителей, что Отрок огорчил своего отца - ведь для окружающих Иосиф был как отец (ср. Лк. 2. 39-52).

В первое воскресенье по празднику Рождества Христова Церковь вспоминает и царя, пророка, псалмопевца Давида - святого человека, который тяжко согрешил, но покаялся так, что его словами люди сегодня призывают имя Божие, вспоминая великие обращенные к Создателю строки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» (Пс.50. 1). «Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова».

Апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа - от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. «Иаков, исполняя предписания Ветхого Закона, был епископом Завета Нового и провозглашал Господа Иисуса Христа и Мессией, и Избавителем Израиля», - подчеркнул архипастырь. По его мнению, эта проповедь была неугодна всем тем, кто привел Иисуса Христа на Голгофу, и святого апостола Иакова сбросили с крыши Иерусалимского храма.

Установление этого празднования относится к древним временам Христианской Церкви. Уже Епифаний Кипрский († 402), а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу рождшемуся Богочеловеку с хвалой рождшей Его Деве. Указание на празднование собора Пресвятой Богородицы на следующий день по Рождестве Христовом можно найти в 79 правиле 6 Вселенского Собора, состоявшегося в 691 году.

VI Вселенский Собор - правило 79

"Божественное от Девы рождение, как безсеменно бывшее, исповедуя безболезненным, и сие всему свету проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что либо не должное. Понеже убо некие, по дне святого рождества Христа Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение, и друг другу передающими, аки бы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такового. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово; если ея неизреченное рождение определяют, и представляют по примеру обыкнновенного и нам свойственного рождения. Если убо отныне усмотрен будет кто-либо тако творящий: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен"

О значении праздника Собор Пресвятой Богородицы.

Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники - те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.

Богу было угодно, чтобы и человеческая природа, человеческая жизнь, с ее радостями и скорбями была восхищена в Тайну Святой Троицы, чтобы эта человеческая жизнь обожествилась. Это было угодно Господу и в отношении Его возлюбленного Сына, и после воплощения Сына Божиего этот Божий замысел о прославлении всего творения, о прославлении человеческой природы стал совершенно очевидным, ибо во Христе соединяется небесное и земное, Божественное и человеческое.

Вот почему христианин, устремляясь к горнему, устремляясь к вечному спасению, никогда не должен осуществлять путь ко спасению, обижая своих родных и близких, отказываясь от добрых семейных отношений и вообще уничижая человеческое начало. Некоторым кажется, что в человеческом начале - грех. Но грех не в самой человеческой природе, а в злой человеческой воле. И все то, что совершает человек во славу Божию, все, что является результатом его труда, благословляется Богом. Это некая святыня, посредством которой мы служим Богу. Вот почему человеческое творчество: и самое высокое, и самое незначительное - это все наш дар Богу, это жертва, которую мы Богу приносим.

Если у нас будет такое понимание человеческого бытия, такое понимание человеческой природы, такое понимание человеческих отношений, то это бытие, эта природа и эти отношения наполнятся благодатью Божией - так, чтобы, по слову апостола, небесное соединилось с земным и чтобы во главе всего был Бог, который и наполняет все, и содержит все силой Своей.

Рождество Христово - тайна Божественного воплощения - многому нас учит, в том числе и угодному Богу отношению человека к своей земной жизни. Прославим Господа в душах и телесах наших, которые суть Божии, призывает нас апостол. И сегодняшний день, подчеркивая родственные и человеческие отношения Спасителя с теми, кто окружал Его, еще и еще раз призывает нас всех к благочестивой жизни, к добрым отношениям с нашими близкими и родными, к построению человеческих отношений по заповеди Божией, дабы действительно прославлять Бога и в душах, и в телесах наших. Аминь.

Сила молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Неусыпно молится у Престола Господня Матерь Божия, Ходатаица о нашем спасении.

Если много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16), то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы. Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.

Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним. "Радуйтесь! Я с вами во все дни", - сказала Она, явившись святым апостолам.

Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына.

Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.

Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле. Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы. Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям.

Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). Но Бог есть высшая Любовь (1 Ин. 4, 8), и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы. Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.

Сказание о Бегстве Пречистой Девы Богородицы с Богомладенцем в Египет.

После того, как волхвы ушли из Вифлеема, Ангел Господень во сне явился Иосифу, повелевая ему, чтобы он вместе с новорожденным младенцем Иисусом Христом и Материю Его, Пречистою Девою Мариею, бежал в Египет и оставался там до тех пор, пока ему поведено будет оттуда возвратиться, так как Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, встав, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет.

Но сначала, прежде отшествия своего туда, он исполнил в храме Соломоновом все, что определено было по закону Господню, ибо дни очищения Пречистой и Пренепорочной Богоматери уже наступили, и в том храме сретили Господа нашего старец Симеон и Анна пророчица. Потом, исполнив все, что определено было в законе, Иосиф пошел в Назарет, в дом свой. Ибо так говорит святой Лука: "И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свои Назарет" (Лк. 2:39).

Отсюда явно, что они не тотчас направились из Вифлеема к Египту, но сначала пошли в храм Господень, затем в Назарет и, наконец, в Египет. О том свидетельствует и святой Феофилакт в толковании на Евангелиста Матвея, когда пишет так: "Вопрос: Как это говорит Евангелист Лука, что Господь удалился в Назарет по прошествии 40 дней по рождении Своем и после сретения Своего старцем Симеоном?

А здесь святой Матвей говорит, что он пришел в Назарет уже по возвращении из Египта? Ответ: Знай, что Евангелист Лука упоминает о том, о чем умолчал Евангелист Матвей, именно - что Господь (говорит Лука) по рождестве Своем пошел в Назарет. А Матвей говорит о том, что случилось уже после того, именно: как наш Господь бежал в Египет и как, по возвращении оттуда, снова пошел в Назарет. Вообще Евангелисты не противоречат друг другу, но только Лука говорит об удалении Христа из Вифлеема в Назарет, а Матвей повествует о Его возвращении в Назарет из Египта". Итак, по выходе из храма Господня, святые путники сначала отправились в Назарет и немедленно сделали распоряжение относительно своего дома, а затем, захвативши все нужное для путешествия, поспешно, ночью (чтобы ближайшие соседи не узнали этого) направились по дороге к Египту. При этом они взяли с собою, для услужения, и Иакова, старшего сына Иосифова, названною впоследствии братом Господним, что видно из церковного песнопения на 23-е октября(с.ст), где поется так: "брат показался еси, ученик, и самовидец божественных тайн, бегаяй с ним, и во Египте быв со Иосифом" . Отсюда явно, что и Иаков сопутствовал святому семейству на пути в Египет, служа ему во время путешествия.

А бежал Господь в Египет частью для того, чтобы показать, что Он есть истинный человек воплощенный, а не дух и привидение (на что указывает святой Ефрем, в слове на Преображение, когда говорит: "Если бы Он не был плотию, то тогда с Кем же бежал Иосиф в Египет"); а частью для того, чтобы научить нас бежать гнева и ярости человеческой, а не с гордостью противиться им. Так объясняет и Златоуст: "В своем бегстве, - говорил он, - Господь научает нас давать место ярости, т.е. бегать человеческой ярости. И если Всемогущий бежит, то мы, гордые, научаемся этим не подвергать себя опасности". Цель бегства Господня в Египет и та, чтобы очистить Египет от идолов и, как говорит святой папа Лев, чтобы не без этой страны, в которой в первый раз через заклание агнца были прообразованы спасительное знамение креста и пасха Господня, - уготовалось таинство святейшей жертвы. Также и чтобы исполнилось следующее пророчество Исаиино: "Господь восседит на облаке легком, и грядет в Египте. И потрясутся от лица Его идолы египетские" (Ис.19:1). В этом месте под облаком святой Амвросий разумеет Пречистую Деву, Которая принесла на руках Своих Господа в Египет, и пали идолы египетских богов. Тот облак, Пречистая Дева, - легок, ибо, Она не отягощена никаким бременем какого-либо греха или плотского вожделения и познания супружества.

Передается и то, что когда праведный Иосиф, Пречистая Дева и Богомладенец шли в Египет, в одном пустынном месте напали на них разбойники и хотели отнять у них осла, на котором они везли то немногое, что необходимо было им в дорогу, и на котором иногда и сами ездили. Один же из тех разбойников, увидев Младенца необычайной красоты и удивившись такой красоте, сказал:

Если бы Бог принял на Себя человеческое тело, то не хотел бы быть красивее сего Младенца.

Сказав это, он запретил своим товарищам, прочим разбойникам, и не дал им ничем обидеть сих путников. Тогда Пречистая Богородица сказала тому разбойнику:

Знай, что Сей Младенец воздаст тебе щедрым воздаянием за то, что ты охранил Его.

Этот разбойник был тот самый, который впоследствии, при распятии Христа, был повешен на кресте по правую сторону, и которому Господь сказал: "Ныне же Будешь со мною в раю" (Лк. 23:43). И исполнилось пророческое предсказание Божией Матери, что "воздаст тебе Сей Младенец".

Караваджо. 1594—1596. Рим. Галерея Дориа-Памфили

Когда они вошли в Египетскую страну и находились в пределах Фиваиды, приблизились они к городу Ермополю. Близ входа в сей город росло очень красивое дерево, называвшееся "Персея", которое тамошние жители, по своему идолопоклонническому обычаю, почитали, как бога, из-за его высоты и величественной красоты, поклоняясь ему и принося ему жертвы, ибо в том дереве жил и бес, почитаемый ими. Когда Пречистая Богоматерь с Божественным Младенцем приблизилась к тому дереву, тотчас оно сильно потряслось, ибо бес, убоявшись пришествия Иисусова, бежал. А дерево приклонило свою верхушку до самой земли, воздавая подобающее поклонение своему Создателю и Его Родительнице, Пречистой Деве, кроме того, оно оградило их тенью своих много лиственных ветвей от солнечного зноя и тем дало возможность утомленным святейшим путникам отдохнуть. И в таком наклоненном виде осталось то дерево в очевидное знамение пришествия Господа в Египет. После того, как под сим деревом Господь с Своею Материю и Иосифом отдыхали, это дерево получило целебную силу, ибо от его ветвей исцелялись всякие болезни. Затем святые путники прежде всего вошли в тот город и идольский храм, находившийся в нем, и тотчас все идолы пали. О сем храме упоминает Палладий в Лавсаике: "Мы видели, - говорит он, - там (в Ермополе) идольский храм, в котором во время пришествия Спасителя упали все идолы ниц на землю. Также и в одном селении, называемом "Сирен", упало триста шестьдесят пять идолов в одном храме, в то время как туда вошел Христос с Пречистою Материю.

Да и во всем Египте во время пришествия Господня сокрушились идолы, и бесы бежали из них, и исполнилось в этом событии то, что предрек св. пророк Иеремия, находясь в Египте, когда сказал "Все идолы должны будут упасть, и все изображения богов сокрушаться тогда, когда придет сюда Дева Матерь с Младенцем, рожденным в яслях". Со времени сего Иеремиина пророчества у египтян существовал обычай изображать Деву, покоящуюся на постели, а близ Нее Младенца, лежащего в яслях и повитого пеленами, и поклоняться этому изображению. Когда однажды царь Птолемей спросил египетских жрецов, для чего они это делают, те ответили "Это - тайна, возвещенная древнейшим предкам нашим одним святым пророком, и мы ждем исполнения того пророчества и раскрытия сей тайны".

После сего святые путешественники повернули немного в сторону от города Ермополя и, ища места для остановки, вошли в селение, называвшееся "Натарея", лежащее недалеко от Илиополя Иосиф близ этого селения оставил Пречистую Деву Марию со Христом Господом, а сам пошел в селение ради приобретения потребного. А то смоковничное дерево, приютившее святых странников под собою, раздвоилось сверху до низу и опустило свой верх, образуя как бы сень или шатер над их главою: а внизу, у своего корня, оно образовало в той расселине как бы углубление, удобное для пребывания, и там Пречистая Дева с Младенцем легла и отдохнула от путешествия. То место и до сего времени в большом почитании не только у христиан, но и у сарацинов, которые и до сих пор (как это рассказывается достоверными очевидцами) возжигают светильник с елеем в расселине дерева в честь почивавшей там Девы с Младенцем.

Иосифу и Пресвятой Богородице захотелось остаться в том селении и, найдя для себя недалеко от того дерева хижину, они начали в ней жить. Совершилось и другое чудо силою Божественного Младенца, ибо там же, близ их местопребывания и близ того чудесного дерева, явился внезапно источник живой воды, из которого Пречистая Дева черпала для своей потребы и в котором устраивала купанье для Своего Младенца. Существует тот источник и доныне, имея очень холодную и здоровую воду. А что еще удивительнее, что во всей земле Египетской это единственный источник живой воды, и он славится в том селении. Сим кончается повествование о пребывании Пречистой Богоматери со Христом в Египте, где они пробыли несколько лет. Но точного известия о том, сколько лет провел Господь в Египте - нет. Св. Епифаний говорит, что - два года, а Никифор три года, а Георгий Кедрин пять лет; иные же, как Аммоний Александрийский, думают, что семь лет. Во всяком случае то несомненно, что до кончины Иродовой, как и Евангелия говорит: "И там был до смерти Ирода" (Мф. 2:15).

После же убиения вифлеемских младенцев и после того, как окаянный Ирод погиб злою смертью, Ангел Господень опять явился во сне Иосифу, повелевая ему возвратиться из страны Египетской в землю Израилеву, "ибо (сказал он) умерли искавшие души младенца". Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его и пошел в Иудею, которая составляла лучшую и большую часть земли Израильской. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, он убоялся идти туда. Ибо Ирод оставил после себя трех сыновей: первого Архелая, другого Ирода Антипу, а третьего, самого младшего, Филиппа. Все они, по смерти отца своего, отправились в Рим, к кесарю, из-за соперничества, так как каждый из них хотел получить царство отца. Кесарь, не давая ни одному из них царской чести, разделил царство на четыре части, назвав их тетрархиями. Старшему брату Архелаю он дал Иудею, Ироду Антипе дал Галилею, а младшему брату Филиппу - Трахонитскую страну; Авилинию же дал он Лисанию, младшему сыну Лисания старшего, некогда друга Иродова, а потом убитого им по зависти.

Отпуская всех их из Рима, кесарь обещал Архелаю и царскую честь, если только он обнаружит хорошее и заботливое управление своею частью. Но Архелай нисколько не лучше был жестокого отца своего, мучая и убивая многих, ибо, придя в Иерусалим, он тотчас напрасно убил три тысячи народа, и многих граждан велел мучить в день праздника, среди храма, перед всем собранием иудеев. По причине такой своей жестокости, он был, по прошествии нескольких лет, оклеветан, лишен власти и сослан в заточение Иосиф, при своем возвращении, услышал, что царствует этот злой Архелай, хотя и без царского титула, и убоялся идти в Иудею, получив же извещение во сне от того ангела, который уже прежде являлся ему, ушел в пределы галилейские, во владение Ирода Антипы, брата Архелая, ибо этот Ирод с большею кротостью правил народом, чем брат его; и поселился Иосиф в городе Назарете, в своем доме, где они и прежде жили, дабы исполнилось предсказанное о Христе Господе пророками, что Он назовется назореем. Ему слава вовеки. Аминь.

Бассано (Якопо да Понте). 1545-46

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла - «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. (№ 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

Самая ранняя известная композиция на эту тему - фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV - начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.

В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы придерживает.

Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа - догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.

Еще одна особенность псковской иконы - изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог ». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации - изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах - полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова», понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Часть исследователей видит в мужах волхвов. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды - знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин - «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри - это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты - посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, - отвечали пастыри, - Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.

В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив - завеса на троне - возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, - тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши - короткий хитон - соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Реформатская М.А. Псковская иконопись XIII – начала XV веков (К уяснению понятия «местная школа»): Дис. М., 1979. С. 117, 118.

Овчинников А.Н. Опыт описания древнерусской станковой живописи: Техника и стиль: Псковская школа XIII - XVI веков. М., 1971. Вып. 1. С. 13.

Тема воплощения Спасителя в восточно-христианском искусстве отражена не только в иконах, изображающих Рождество Христово, но и в образах, посвященных празднику Собора Пресвятой Богородицы.

В богослужебном годовом круге есть следующая особенность: после «основного», «главного» праздника, на следующий день празднуется особая память тех лиц, связанных с данным праздиком. Так, после Богоявления отмечается «Собор Иоанна Предтечи», после дня первоверховных апостолов Петра и Павла - «Собор 12-ти апостолов». Слово «собор» в данном контексте означает некое, не ограниченное ни временем, ни пространством, собрание верных, совершаемое в честь какого-либо святого. Празднование Собора Богоматери совершается во второй день Рождества Христова, 8 января (н.с.). Богослужения этих дней тесно связаны по смыслу и по характеру, так же связаны иконографии этих праздников. В день Собора Богоматери мы чествуем Ее как Пресвятую Деву и Матерь Сына Божия, послужившую великой тайне Боговоплощения.

Соотнесенное с праздником Рождества празднование в честь Богородицы возникло в Церкви очень рано, уже в IV веке. Это был самый первый богородичный праздник, из которого позднее сформировались другие богородичные празднования.

Иконография «Собор Богоматери» сформировалась достаточно поздно, только в конце ХШ века. Основой ее стали иконография Рождества Христова и некоторые важные элементы, внесенные под влиянием текста рождественской стихиры. Это четвертая стихира Великой Вечерни праздника Рождества: «Что Ти принесем, Христе, яко явился eси на земли яко Человек нас ради? Каяждо бо от Тебе бывших тварей благодарение Тебе приносит: Ангели – пение; небеса – звезду; волсви – дары; пастырие – чудо; земля – вертеп; пустыня – ясли; мы же – Матерь Деву. Иже прежде век, Боже, помилуй нас». В рукописи Софийской библиотеки XIV в. (№ 193) говорится, что пастухи приносят Христу в качестве благодарения «дивление».

Самая ранняя известная композиция на эту тему - фреска нартекса церкви Богородицы Перивлепты в Охриде (1295 г.). В палеологовский период иконография распространяется в православной ойкумене. Самая древняя русская икона на этот сюжет происходит из Пскова и была создана в конце XIV - начале XV века. Это интереснейший памятник как по своей иконографии, так и в стилевом отношении. Икона существенно отличается как от предшествующих византийских памятников, так и от русских икон и фресок более позднего времени. Возможно, особенности композиции иконы связаны с тем, что в ее основу был положен не только текст стихиры «Что Ти принесем…», но и другие праздничные песнопения. Некоторые детали именно этой псковской иконы до сих пор остаются для исследователей загадкой.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ, Москва

В центре иконы изображена Пресвятая Дева, восседающая на троне, который имеет изогнутую асимметричную спинку и украшен белой завесой. Однако, Богородица не держит на руках Младенца Христа, хотя именно так Она изображается во всех других произведениях на этот сюжет. На псковской иконе перед Богородицей, на Ее груди, помещается заключенное в двухцветную восьмиконечную «славу» изображение Христа Эммануила, которое Она как бы придерживает.

Такое изображение Спасителя и Богоматери напоминает иконографию Богоматери «Знамение». На иконах «Знамение» помещение образа Эммануила в «славу» на груди Богоматери указывает на Его прикровенное, таинственное присутствие и подчеркивает главную богословскую идею образа - догмат о предсказанном пророками воплощении Бога Сына от Приснодевы Марии. В иконографии «Собор Богоматери» такой необычный ход дополнительно акцентирует тему Боговоплощения.

Еще одна особенность псковской иконы - изображение пещеры, внутри которой ясли со спеленутым Младенцем. Этот эпизод, заимствованный из образа Рождества Христова, не встречается в других произведениях иконографии «Собор Богоматери». Можно сделать предположение, что обе эти уникальные черты появились как отражение, например, текста кондака праздника Рождества:«Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Oтроча младо, Превечный Бог ». В таком случае изображение яслей с только родившимся Младенцем усиливает саму тему рождения, а изображение Христа-Эммануила в «славе» призвано подчеркнуть, что рождается от Девы, воплощается, не обычный человек, а именно «Превечный Бог», Вторая Ипостась Пресвятой Троицы.

В остальном центральная и верхняя часть композиции иконы следуют сложившейся традиции. Слева от трона Богоматери изображены приносящие дары волхвы, один из которых указывает на звезду, изображение которой не сохранилось. Справа и слева от подножия трона помещены две своеобразные фигуры: полуобнаженные женщины с растрепанными волосами. Это персонификации - изображения, олицетворяющие Пустыню и Землю. Пустыня, одетая в красное, подносит Христу ясли, а Земля, облаченная в зеленый плащ, одной рукой как бы протягивает вертеп, а в другой держит процветшую ветвь.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Вверху, над горками, написаны ангелы и дивящиеся пастухи. В верхних углах - полуфигурные изображения особо почитаемых святых: Николая Чудотворца и св. Варвары, которые, видимо, выполнены по желанию заказчика и не имеют прямого отношения к иконографии.

Обычно в композициях «Собор Богоматери» внизу изображаются торжественное рождественское богослужение: хор певцов, гимнографы Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, священники, монахи; могут также изображаться патриархи и цари. Эта группа, с одной стороны, олицетворяет весь человеческий род, который, согласно стихире, приносит Христу Матерь Деву. С другой стороны, изображаемое богослужебное прославление Богородицы совершается прямо на наших глазах. Это усиливает литургическую, богослужебную функцию образа.

Середина XV в. Ростово-Суздальская школа. Дом-музей П.Д. Корина, Москва

В нижней части псковского образа снова обнаруживается уникальное иконографическое решение. Здесь изображены три мужа в белых одеждах, похожих на стихари, юный чтец, а также юноша в замысловатой позе, напоминающей движение танца. Вся эта сцена до сих пор не имеет однозначной интерпретации. В научной литературе можно встретить противоречивые истолкования.

Икона из псковской Варваринской церкви. Конец XIV- нач.XV в. Псков. ГТГ. Фрагмент

Предполагают, что вся группа в целом может олицетворять различные формы прославления Богоматери, которое совершается всем человечеством (поэтому изображены персонажи разных возрастов и народов). Три центральных фигуры трактовались как хор певчих, как диаконы, как Богоотцы Давид, Иосиф и Иаков. Их определяли как «пастырей в конкретном и иносказательном значении этого слова», понимая под этим и странствующих исполнителей духовных стихов, посвященных библейским событиям.

Часть исследователей видит в мужах волхвов. Действительно, трое мужчин очень похожи на изображенных в средней части иконы волхвов внешностью и возрастом: старец, средовек и юноша. Изменение цвета и характера одеяний можно объяснить преданием, согласно которому, после Пятидесятницы волхвы были крещены апостолом Фомой. Белые одежды - знак очищения новокрещенного от бремени первородного греха.

Нужно отметить, что в Западной Европе волхвы очень почитались. Их мощи, по преданию обретенные царицей Еленой, из Константинополя попали в Милан, а оттуда в Кёльн. В XII веке на Западе возникает особый богослужебный рождественский чин, представляющий собой некое представление в лицах, исполняемое клириками, певцами и чтецами. Волхвы были главными персонажами этой мистерии. Значительно позже, попав на Западную Украину театрализованное представление такого рода получило название «Вертепное действо». Псков был самым западным русским городом и западноевропейские традиции и влияния были сильны в этом княжестве. Вполне возможно, что в XIV веке псковичи знали о таких представлениях, и, может быть, похожий обряд входил в празднование Рождества в этом городе. Это не трудно предположить, если вспомнить, что на Руси имелся близкий по характеру чин - «Пещное действо». Таким образом, на псковской иконе может быть представлен конкретный праздничный церковный обряд. Ровно так же в рассмотренном выше варианте иконографии изображалось Рождественское богослужение, но без указания на какую-то определенную часть службы.

Дионисий. Роспись Похвальского придела Успенского собора Московского Кремля. 1481 г.

Используя и трансформируя версию об изображении особенного праздничного обряда, представляющего поклонение волхвов, мы дерзнем предположить, что три мужа могут являться не волхвами, а пастухами. Изображенные в верхней части иконы пастыри - это тоже старец, средовек и юноша. Есть и определенное внешнее сходство. У мужей в белых одеяниях и у пастухов есть одинаковые атрибуты - посохи. В пользу этой версии говорит тот факт, что с XI века в Западной Церкви существовал богослужебный чин, посвященный исключительно поклонению пастухов.

Этот церковный чин совершался так: около Престола на специальном возвышении устанавливались ясли, в которых находилась статуя или икона Богородицы с Младенцем. Несколько каноников (клириков) в церковном облачении, с льняными платками на головах и жезлами в руках представляли собой вифлеемских пастухов. Мальчик из хора, изображавший ангела, сообщал им о Рождестве, цитируя Евангелие. Под пение хора «Слава в вышних Богу…» пастыри проходили в алтарь, где у яслей их ждали два каноника, изображавшие повитух. Они спрашивали: «Кого ищете в яслях, пастыри?» «Мы ищем, - отвечали пастыри, - Спасителя Христа». Повитухи отдергивали завесу, которая скрывала образ Пресвятой Девы с Богомладенцем. Указывая на него, они говорили: «Вот он - этот Младенец со своей Матерью». Пастухи преклонялись и воспевали молитвословия, затем начиналась литургия.

В этой версии хорошо объяснялись бы и необычная форма трона Богородицы, и крайне редкая для русских памятников белая завеса. Однако, этот мотив - завеса на троне - возник еще в раннехристианском искусстве, а позже получил развитие в южнославянских росписях и иконах. Приведенное рассуждение не более чем осторожная догадка, так как не возможно доподлинно узнать, мог ли такой чин быть известным в западно-русских землях. А такой атрибут как посох вполне мог из одного «сценария» переместиться в другой и стать атрибутом путешествующего волхва.

Загадки иконы на этом не заканчиваются. Самой сложной для интерпретации фигурой остается танцующий юноша. Существует мнение, что это молодой пастух, дивящийся (удивляющийся) чуду Рождества. Пораженный, он закрывает лицо рукой, чем напоминает пастуха изображенного в вернем углу иконы, - тот, увидев звезду, также прикрывает глаза. Одежда юноши - короткий хитон - соответствует традиции изображения пастухов. Проще дать определение образу юноши с книгой в руках. Некоторые исследователи видят в нем Романа Сладкопевца; другие, указывая на отсутствие нимба, уменьшенный размер фигуры и другие детали, считают, что это некий собирательный образ гимнографа или чтеца.

В памятниках XVI–XVII веков композиция сильно расширяется, в нее входят персонификации моря и ветров, приносящих Младенцу, по выражению иконописного подлинника, послушание и повиновение. Все более многофигурным становится изображение молящихся.

Дионисий. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.

XVI в. Москва. Музеи Московского Кремля