Все стили бонсай. Виды бонсай. Неагари: обнаженные корни

Искусство бонсай в переводе на русский язык означает «дерево в горшке» . Возникло это искусство в 200 году до н. э. в Китае, точнее изначально оно звучало как «пан-сан». Несколько веков позднее японцы вместе с буддизмом освоили это искусство, довели его до совершенства и теперь оно считается традиционно японским.

Первые изображения бонсай дословно – хатитуэ, встречаются на свитках позднего периода Камакура (1249-1382 гг.). Любовь к карликовым деревьям объясняется просто – не имеющим большой территории и возможности вырастить сад около дома, японцам хотелось обрести уголок природы у себя дома, а маленькие деревья не занимали много места . Сначала это было массовое увлечение, в основном, среди простого народа. Много позднее, после победы над Китаем в 1885 году, бонсай стал предметом моды, научного изучения и коллекционирования. Стали появляться различные школы бонсай и стили выращивания.

Для создания бонсай пригодны и выведены около 400 видов растений. Настоящий бонсай имеет размеры от 20 см до 1,5-2 м. Особое направление – создание миниатюрных ландшафтов, где в плошке выращивается не одно дерево, а целый кусочек природы, с озером, камнями, миниатюрными горами и даже водопадами. Искусство бонсай не терпит суеты, оно требует терпеливой заботы. Уход за бонсай – своего рода ритуал и медитация. Деревца выращиваются десятилетия и века. В императорском саду в Японии есть экземпляры бонсай, которым около 300-400 лет .

В последнее время стали очень модными композиции в стиле бонсай. Бонсай – это миниатюрная копия небольшой части природы. Деревья с замшелыми корнями, камни, мох – все это в уменьшенном виде. Конечно, мы адаптируем древнюю китайскую и японскую культуру выращивания карликовых деревьев согласно нашим климатическим условиям и вкусу.

Рис. 40. Композиция в стиле бонсай.

Российские любители привнесли много новшеств в классические композиции, но речь идет не о соответствии наших композиций оригинальным, а о создании нашего стиля, который и ближе нам, и больше соответствует нашим климатическим условиям и культурным традициям. Занимаются у нас искусством бонсай, в сравнении с ее тысячелетней историей в Китае и затем в Японии, всего около 20 лет. Огромный выбор комнатных растений представляет неограниченные возможности выращивания миниатюрных композиций.

Справка: бонсай (от начального «пан-сан» или «пан-чинг») зародилось в Китае где-то в 200 г. до н. э. – 400 г. н. э. Его абсолютно правильно считают культурным явлением Японии, поскольку именно там, в Японии, искусство бонсай росло, развивалось, пережило свое становление, и с тех пор широко распространилось в мире.

В японском языке слово «бонсай» обозначает весь процесс выведения на подносе или в неглубоком горшке определенного вида или группы растений. Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, то должен существовать метод культивирования миниатюрных образцов того или иного вида. Бонсай в классическом варианте можно представить как дерево или любое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы. Основные элементы бонсай – растения, грунт и горшок. Все это вместе создает прекрасную живую композицию, которая долгое время тешит глаз своего творца. Итак, цель заключается не только в выращивании в контейнере здорового растения, но и создание единого целого из трех данных элементов, которые абсолютно подходят друг другу, при этом каждый из них должен иметь свою индивидуальность и привлекать внимание. Для начинающих можно посоветовать собирать пейзажи и делать наброски, наблюдать за естественными ландшафтами.

Бонсай имеет все признаки своего прототипа в природе: у него есть ствол, кора, ветви, листья, цветы, плоды, он также произрастает в почве, обнажая выступающие корни, в общем, повторяет модель живого дерева определенного вида естественной величины. Грунт должен выглядеть естественной частью рельефа. Для этого подобранные камни – «скалы» и мох будут вызывать ассоциацию с лесным природным ландшафтом. Емкость нужно выбирать попроще, т. е. цвет и форма не должны быть броскими, тогда и она становится естественной составляющей этого трехмерного дизайна. Если следовать этим рекомендациям, то получившийся бонсай сможет создать такое настроение, которое у нас бывает, когда мы смотрим на чудесный пейзаж, рощицу и т. д.

Культура бонсай предусматривает некоторые первоочередные решения, агротехнику и методы, которые необходимо рассмотреть перед тем, как переходить к основному и подробному описанию. Некоторые бонсай произрастают и развиваются из семян, другие начинаются с черенков и отводков. В первую очередь, следует выбрать определенный вид растения. Начинать надо с тех видов растений, которые произрастают в данной местности. В регионах с прохладным климатом это могут быть хвойные растения, цветущие и плодоносящие виды.

Современные композиции включают в себя не только миниатюрные деревья. Это лианы, папоротники, и другие комнатные растения, которые включаются в композицию. Многие комнатные растения имеют все признаки оригинальных бонсай – мелкие листья, небольшие стволы. Папоротники как будто созданы для того, чтобы создать имитацию каменноугольного ландшафта. Запомните – растения с маленькой листвой и изящными небольшими цветами в миниатюрном бонсай смотрятся намного эффектнее растений с крупными листьями и цветами.

Рис. 41. Композиция, имитирующая бонсай.

Но вернемся к оригинальному, «настоящему» бонсай. Существуют различные стили, в которых может быть выращен бонсай. Такие знания нужны при выборе. Любители величавых конических форм будут искать молодое деревце, модель роста которого соответствует правильному прямостоячему стилю. Другие ищут неправильное строение дерева, которое в дальнейшем может создать вид как бы нависания над утесом.

Для начинающих необходимо понять предназначение некоторых аксессуаров – контейнера, средств для декорирования бонсай, инструментов, необходимых для ухода.

Итак, первый вопрос – с чего начать выращивание бонсай. Есть несколько доступных способов, и каждый из них имеет свои преимущества и свои недостатки. Самый сложный, и одновременно приносящий со временем огромное удовлетворение способ – это посеять семя и наблюдать, как из него вырастает сеянец, потом – молодое деревце, которое с вашей помощью превращается в изящный бонсай определенной формы.

Второй способ – выращивание бонсай из черенков и отводков, в том числе и из воздушных отводков. Особенно хорош этот способ для вьющихся растений – кустарников и некоторых видов деревьев. Нужно выбрать ветку, в которой уже проглядывался бы будущий бонсай. Воздушный отводок можно сделать по своему усмотрению, чтобы вырастить корни бонсай, а ветку нужно отрезать уже после того, как хорошо развились корни. Потом дерево пересаживается в контейнер. В такой модели растение можно культивировать в течение нескольких лет. Трудности заключаются, прежде всего, в поиске подходящей ветки, а простирающиеся по земле неглубокие корни при естественном росте развиваются очень медленно.

Рис. 42. Выбор ветки для бонсай и отделение отводка.

Третий способ, употребляемый в бонсай – применение прививки. Его преимущество – это использование в качестве привоя короткого побега. Особенно подходит этот способ для цветущих и плодовых деревьев. Недостаток его заключается в том, что остается заметным место прививки. Однако этот дефект может быть скрыт с помощью формирования кроны или использования привитых растений в том стиле бонсай, когда это не бросается в глаза.

Рис. 43. Привитое деревце.

Четвертый метод, который определенно лучше всего подходит для начинающих – это выбор и приобретение в питомнике подходящего деревца, обладающего уже достаточно толстым стволом и определенным количеством ветвей. Они-то и позволяют придать конечную форму бонсай, который уже прожил в контейнере несколько лет и, следовательно, адаптировался к жизни в ограниченном пространстве. После тщательной стрижки и обкручивания проволокой в этом растении уже через какой-нибудь час будут проступать очертания будущего бонсай, потом еще два года уйдут на доведения его до зрелого состояния.

Пятый метод. Вы едете за город и ищете там маленькие деревья, выдержавшие все бури. Если найти такое дерево, откопать и, придав форму, пересадить, то это уже будет хорошая основа для бонсай. Возможно, корни деревца окажутся недостаточно развитыми. В этом случае полезно пересадить его в землю на год или более, чтобы у растения развилось как можно больше поверхностных корней, при этом продолжая работать над его формой. После этого деревце следует выкопать и поместить в контейнер уже в качестве бонсай.

При выборе дерева для бонсай необходимо иметь в виду, что размер листьев (или хвои – у хвойных пород) должен быть изначально мал, цветки также не должны быть крупными, так как большие цветки на маленьком дереве выглядят непропорционально.

Можжевельник (Juniperus prostrata) – кустарник из числа хвойных, который очень хорошо подходит для бонсай. Он вынослив, легко принимает форму в соответствии с избранным стилем, хотя развивается медленно. Выносливая сосна Роксбурга (Pinus roxburqhii) имеет очень длинную хвою и годится только в качестве бонсай, выращиваемого в саду, где достигает двухметровой высоты. Тем не менее этот устойчивый вид можно вырастить и в миниатюрном варианте, если подстричь хвою до соответствующего размера. Кедр, ель, пихта – все эти хвойные породы прекрасно подходят для бонсай. Также подходят некоторые виды кипариса (Cupressus) и тиса (Taxus).

Лиственные породы. В первую очередь деревья рода фикус (Ficus) семейства тутовые. Они устойчивы, хорошо принимают заданную форму и настолько быстро растут, что в течение нескольких лет превращаются в очень интересные бонсай.

Фикус зеленоватый быстро ветвится и образует толстые большие корни, выступающие над поверхностью почвы.

Фикус бенгальский также очень быстро дает наземные корни, и вскоре формируется во взрослое колонновидное дерево, занимающее внушительную площадь. При этом листья со временем уменьшаются, и в дальнейшем из этой породы можно получить правильное, с точки зрения бонсай, маленькое дерево заданной формы.

Рис. 44. Фикус для бонсай.

Маленькое дерево, которое легко и свободно развивается в контейнере – хурма из семейства эбеновые. Уже в процессе роста очень легко придается чудесная зонтичная форма.

Гинкго двулопастный из семейства гинкговые – один из старейших видов деревьев на земле. Современная его форма растет на окаменелостях, возраст которых достигает 175–200 миллионов лет. Окаменелые отпечатки листьев этого дерева были найдены и в Индии. В Японии это растение называют «волосы девушки», так как оно имеет сходство с папоротником, и его достаточно часто используют в бонсай. Особенно красиво выглядит дерево осенью, когда листья перед опаданием приобретают ярко-желтый цвет.

Хорошо поддается выращиванию коричник камфарный, камфарный лавр (Cinnamomum camphora) семейства лавровые, а также дуб (Quercus).

Среди листопадных деревьев отметим несколько видов клена, березы, ольхи и граба, которые пригодны для бонсай. Можно попробовать вырастить в бонсай чинару, или плакучую иву.

Цветущие и плодовые деревья. Все деревья относятся к цветущим или плодоносящим деревьям. Исключение составляет небольшая группа, принадлежащая к семейству древовидных папоротников, спороносов. Следует знать, что цветки и плоды в бонсай при правильном соблюдении всех методов не уменьшаются в размере, поэтому рекомендуется подбирать деревья, дающие небольшие по размеру цветы и плоды, чтобы они выглядели пропорционально миниатюрному дереву. Хорошо смотрятся некоторые виды персика, сливы и абрикоса, зацветающие перед тем, как развиваются листья.

Также хорошо выращивать грушу японскую и миндаль. И все-таки предпочтение отдается яблоне. Особенно хороша яблоня лесная в белом и розовом цвету или с обилием маленьких красных яблочек. Для нашего климата вполне подходят многие разновидности вишни. Подходит и боярышник – маленькое дерево, усыпанное пучками крошечных душистых белых цветков.

Семейство тутовых представляется двумя основными видами деревьев. Шелковица как дикорастущая, так и окультуренная является исключительно устойчивой породой и хорошо приспосабливается к развитию в условиях ограниченного пространства. При тщательной стрижке достигается красивая округлая форма кроны с изящными ветвями. Маленькие листья пропорциональны масштабам, принятым в бонсай. Съедобные плоды культурных видов этого дерева очень аппетитны и кажутся обладателям бонсай на вкус слаще, чем какие-либо другие. Единственный недостаток – листья трудно поддаются уменьшению в размере.

Карликовая гуайява очень подходит для бонсай. В ней привлекают прекрасные белые цветы и маленькие лилово-красные плоды, из-за которых этот вид гуайявы иногда называют клубникой.

Некоторые виды акаций, принадлежащие к семейству мимозовые также подходят для выращивания бонсай. Это, в первую очередь ароматная акация Фарнези. Мелкие листочки этого растения формируют своеобразное изящное оперение (даже не в период цветения) маленьких золотистых шаровидных цветков. Она в изобилии растет на улицах городов, где используется для создания живых изгородей.

Кустарники. Мальпигия стоит на первом месте среди кустарников, которые могут быть использованы любителем бонсай. Это устойчивое неприхотливое растение сильно ветвится, создавая простор для воображения в поисках формы. Маленькие листья темно-зеленые, глянцевитые. Кустарник дает множество нежных розовых цветков на протяжении всего лета. Растение бывает так усыпано изящными цветками, что кажется, будто ствол, ветви, листья лишь просвечивают сквозь них. Полноту картины довершают распростертые по земле мощные корни. Это растение нуждается в постоянной подрезке для поддержания заданной формы.

Мелкий кустарник под названием лайм китайский, миртовый, также принадлежит к семейству рутовые, обладает красивыми темно-зелеными тройчатыми листьями. Он распускает маленькие белые душистые цветки, краснеющие по мере созревания и придающие бонсай неповторимое очарование.

Представитель семейства рутовые – мурайя, или мирт китайский. Это красивый кустарник с темно-зеленой листвой и душистыми соцветиями, появляющимися во время сезона дождей. Листья легко поддаются уменьшению с помощью регулярной стрижки.

Кизильник приспособлен к еще более прохладному климату, может давать красные или желтые ягоды в зависимости от вида.

Существует много красивых кустарников, устойчивых в прохладных климатических зонах, например многие виды и сорта азалий, которые пользуются большим успехом у любителей бонсай в Японии.

К семейству чайные относится камелия. Некоторые ее виды и сорта характеризуются маленькими цветочками и прекрасно выглядят в культуре бонсай.

Гардения предпочитает теплые климатические условия в сочетании с прохладной зимой. Ее карликовый вид G.fortunei с маленькими листьями и цветками может служить прекрасной основой для бонсай.

Также пригоден для миниатюры и гибискус, или китайская роза, семейство мальвовые, хотя для размеров бонсай его листья несколько крупноваты.

Брунфельзия – кустарник, который в народе называют «Вчера, сегодня, завтра» – отличный объект для бонсай. Цветы, появляющиеся несколько раз в году, в первый день бывают густо-фиолетового оттенка, на второй день они бледнеют и на третий полностью теряют цвет, превращаясь в белые и оправдывая этими метаморфозами свое название. Смена цветовой гаммы очень красива в бонсай.

Карликовая форма граната обыкновенного, семейство гранатовые, цветет и дает плоды, не требуя какого-либо дополнительного ухода. Цветы – ярко-красные, небольшие, пропорциональны миниатюрному деревцу. Маленькое цветущее и плодоносящее гранатовое дерево всегда вызывает чувство восхищения. Дважды цветущая разновидность гранатового дерева прекрасно культивируется в бонсай.

Молочай колючий из семейства молочайные, хорошо известное растение, усыпанное маленькими красными цветками. С ним тяжело работать из-за бесчисленных колючих шипов.

Жасмин арабский, самбак. Этот достаточно крупный кустарник пользуется исключительной популярностью из-за небольших белых и оранжевых цветков, распускающихся в ночное время и опадающих утром. Листья жесткие и довольно грубые, но их уменьшают и делают более податливыми с помощью регулярной подрезки.

Лианы. При культивировании лиан в бонсай следует знать два правила:

1. Из-за большого количества красивых корней лучше не пытаться производить первую пересадку в контейнер.

2. Придавать форму с помощью проволоки следует в тот период, когда побеги не одревеснели и их можно легко изгибать.

Компактные разновидности легче содержать в небольшом пространстве, чем раскидистые. Некоторые виды с двойными цветками особенно впечатляют вследствие обильного цветения и малого размера цветков.

Вьющиеся растения травянистого происхождения также могут выглядеть эффектно в качестве бонсай, например, жимолость японская. Особенно эффектен бонсай из этого вида растений в стиле «каскад» или в стиле «дерево, нависшее над скалой».

Глицинию выращивают из-за эффектно свисающих гроздьев цветков – сиреневые, пурпурные или белые. Растение принадлежит к подсемейству мотыльковые семейства бобовые.

В культуре бонсай можно также использовать бамбук. Сначала в контейнер высаживают маленькие нежные корни, а затем уже толстые корни с новыми ростками, отобранные в качестве основы для будущей рощицы. Далее их поливают и оставляют в контейнере, давая вырасти новым стеблям.

Циперус зонтичный, семейство осоковые, удобен тем, что в маленьком контейнере он не вырастает до больших размеров и, следовательно, будет привлекательно выглядеть, как и многие цветущие однолетние растения.

Нандина домашняя (Nandina domestica), семейство барбарисовые, привлекательна своими темно-красными листьями. Многие суккуленты, в частности, толстянки и молочаи, могут быть удачной находкой для композиции.

В качестве сопутствующих основному растению бонсай в композицию обычно включают травянистые растения, мхи, лишайники для того, чтобы подчеркнуть достоинства основного растения.

Аир – карликовое растение с зелеными и белыми продольными полосами на листьях, оно прекрасно смотрится в небольшом контейнере. То же самое можно сказать и о ряде карликовых растений с мелкими луковицами, которые прекрасно произрастают в маленьких контейнерах, например мускари, мышиный глацинт, виды зефирантес, некоторые виды кислицы.

СТИЛИ БОНСАЙ

Назовем следующие основные стили:

· «бонсай в миниатюре»;

· «бунжин»;

· «дерево, согнутое ветром» (в основе лежит предыдущий стиль, однако имеются некоторые отличия);

· «метлообразное» дерево;

· группа деревьев, или «рощица»;

· каскад;

· композиции на скалах;

· многоствольное дерево;

· наклоненное дерево;

· неправильный прямостоячий;

· полукаскад;

· правильный прямостоячий.

В восточных странах их насчитывают намного больше, однако перечисленные здесь составляют основу всех остальных стилей и их подстилей. Однако не стоит строго придерживаться самых строгих правил в их отношении, так как мы используем породы, растущие у нас, и они, естественно, могут отличаться от пород растительного мира Востока. Современные миниатюрные композиции отличаются большим разнообразием стилей и растений. Можно выделить:

· пруд и фонтан в миниатюре;

· латиноамериканский ландшафт;

· каменноугольный ландшафт с использованием папоротников и мхов.

А также совершенно фантазийные композиции, например, кактус, увитый плющом или драцена, на которой расположилась цветущая фуксия, а внизу, вокруг ствола – лишайники, очитки или камнеломки. Идет речь только о стиле оформления, ландшафте в миниатюре.

И все-таки, следует знать главные принципы, заложенные в правилах – они разрабатывались в Японии для того, чтобы каждый мог руководствоваться ими в процессе выращивания в миниатюре естественно выглядящего дерева. И успеха можно быстрее добиться, придерживаясь какого-то определенного стиля. Это гораздо эффективнее, чем пытаться наугад представлять себе, каким образом то или иное дерево может расти в природных условиях. Придерживаясь предложенных рекомендаций, вы избежите многих ошибок.

Правильный прямостоячий стиль. Основной стиль бонсай. Дерево характеризуется прямым стволом, который сужается кверху, толстыми расходящимися корнями, ветвями, чуть склоненными вниз. Верхушка дерева – почти всегда конической или шарообразной формы.

Рис. 45. Правильный прямостоячий стиль.

Главное – форма ствола. Он делится на три части. Нижняя часть – без ветвей и листвы, чтобы ствол, корни и структура коры были на виду. От следующей трети ствола отходят три главные ветви. Они расположены в трехмерной проекции, две ветви – в стороны, и третья вглубь композиции, усиливая впечатление перспективы. Эта ветвь – главная, и она должна быть красивой по форме и украшенной листьями. Две боковые ветви дополняют картину. Они могут быть слегка повернуты на зрителя, но не должны заслонять главную. Третья, верхушечная, часть ствола формирует крону. Обычно ветви подняты вверх, а листва на них развита и густая. Дерево в данном стиле лучше всего смотрится в овальном или прямоугольном контейнере.

Из приведенного описания следуют несколько важных выводов:

1. Следует учитывать, что передняя и тыльная части дерева должны быть легко различимы. Передний план бонсай выглядит наиболее эффектно и создает непосредственное восприятие его как естественно растущего дерева. Зритель без труда определяет передний, наиболее зрелищный план бонсай по следующим признакам: свободно просматриваются две трети ствола, вторая или третья ветви направлены от зрителя и придают бонсай пространственную глубину.

2. Визуальный возраст и, следовательно, «внушительный» облик дерева определяются разросшимися корнями, расположенными на поверхности и уходящими в землю. Корни создают впечатление, что дерево растет много лет и прочно держится в земле.

3. Большие нижние ветви многих старых деревьев клонятся вниз, тогда как маленькие у верхушки направлены вверх. Подобное расположение в культуре бонсай имитирует природный вид дерева, создает визуальное ощущение его «возраста». Кроме того, отсутствие ветвей в самой нижней части ствола, ясно видимая их ветвистость в срединной части также придают бонсай ощущение «возраста», отличающего миниатюру от кустарника или молодого деревца.

Правильный прямостоячий стиль подходит для хвойных деревьев и деревьев с шаровидной кроной.

Неправильный прямостоячий стиль. Главное отличие этого стиля – ствол дерева должен быть изогнут. Для лучшего зрительного восприятия крона должна быть слегка повернута к зрителю. Ветви, корни и листья располагаются так же, как в композициях в прямостоячем стиле.

Рис. 46. Неправильный прямостоячий стиль.

Стиль «наклоненное дерево». В данном случае дерево наклонено или изогнуто в одном направлении, а нижняя ветвь направлена в противоположном направлении. Все ветви изогнуты в сторону наклона ствола, верхушка слегка наклонена вперед. Дерево растет в середине контейнера так, чтобы крона и ветви не выходили за пределы посуды.

Рис. 47. Наклоненное дерево.

Стиль «дерево, согнутое ветром». Само название говорит за себя. Данный вид бонсай представляет собой дерево, склоненное под сильным ветром, имеющим определенное направление. Сторона, с которой, предположительно, дует ветер, может быть вообще без ветвей, или эта ветвь огибает ствол и направлена в ту же сторону, что и остальные.

Рис. 48. Дерево, согнутое ветром.

Стили «полукаскад» и «каскад». Стиль «полукаскад» еще называется «дерево на скале». Ствол сначала растет прямо вверх, а затем резко перегибается в сторону. В стиле «каскад» ствол спадает на сторону, при этом свисает ниже уровня контейнера. Для этого контейнер ставят на край стола или подставки. Три главные ветви должны быть заметны с обратной стороны каскада.

Рис. 49. Каскад.

Рис. 50. Полукаскад.

Композиция будет более устойчива, если контейнер высокий. Маленькая ветвь верхушки обычно направлена в противоположную сторону от основной массы дерева. Это зрительно уравновешивает композицию, и придает дереву более естественный вид. Можно также направить вниз не ствол, а одну из главных ветвей.

Стиль «метлообразное» дерево. Это прямостоячий стиль. Нижних ветвей нет, а все ветви направлены вверх. Поэтому деревце напоминает метелку.

Рис. 51. Метлообразное дерево.

Стиль «бунжин» (элитарный стиль). Такой стиль достаточно сложно оценить и описать. Его особенность – изгиб ствола. Это основная линия композиции, и то, насколько эта линия изыскана и эстетична, и определяет успех композиции. Этот стиль отражает художественные традиции Японии. Старинные изображения деревьев, ствол которых изогнут и содержит мало листьев. Но те листья, которые видны, имеют четкие и изысканные очертания, позволяют оценить красоту отдельного листа.

Стиль «многоствольное дерево». Дерево может иметь два и больше стволов, но они должны расти из одной точки. Обычно это нечетное количество. Вариантов такой композиции очень много, визуальное впечатление может быть основано на переплетении стволов, или создании многоплановой композиции. Крона может быть общей или раздельной, деревца могут быть одинаковы или различны по высоте. Можно добиться интересных сочетаний боковых ветвей.

Группа деревьев. Этот стиль предусматривает от двух-трех деревьев до целой «рощицы». Если выращивается небольшое количество деревьев, их можно располагать вблизи друг от друга. Это может быть и целый ландшафт. В такой композиции использование дополнительных элементов обязательно – именно они и определят колорит ландшафта и вариантов так много, что для их описания мы отведем отдельную главу.

Рис. 52. Группа деревьев.

Композиции на скалах. Здесь есть прекрасные возможности. Основное – это камни, сложенные в виде естественной скалы. Вы можете разместить растения так, чтобы акцентировать внимание на самих растениях на фоне скалы, но возможно и другое. Корни растения, которые оплетают скалы, и сами по себе могут быть декоративны и интересны. В первом случае должны быть видны камни и сами растения, у которых хорошо оформленные ствол, ветви и крона, во втором случае нижняя половина растения должна быть прозрачной, с минимальным количеством ветвей, чтобы дать возможность зрителю рассмотреть именно корни и камни. Крона может быть меньше, но тогда должны быть интересные немногочисленные листья. Оба этих типа композиций на скалах должны быть максимально натуралистичны, то есть приближены к природным ландшафтам.

Рис. 53. Деревья на скалах.

Бонсай в миниатюре. Это совсем крохотные деревца, высота мини-бонсай не должна быть больше 25 см. Чем меньше деревце, чем оно старше, и чем больше походит на взрослое растение – тем ценнее такое растение. Миниатюрность достигается путем посадки в очень тесные контейнеры. Выращивание такого растения – долгое и кропотливое дело. Существуют экземпляры 50–70-летнего возраста. Стили оформления – те же, что и для вышеописанных бонсай. Рост и утолщение ствола происходят очень медленно из-за небольшого количества земли в крошечных контейнерах. Главное – правильный полив – небольшое количество земли в контейнере очень быстро высыхает, и растение может погибнуть.

Итак, можно сделать вывод – важнейший элемент бонсай – это ствол растения. Ведь каждый раз при сгибании можно его поломать и все последующие формы бонсай абсолютно зависят от формы ствола. Чтобы легко развивать бонсай в соответствии с выбранным стилем, начинать процесс определения формы следует с молодого ствола.

Бонсай можно определить как «дерево в горшке». Искусство зародилось еще в 200 г до н. э. в Китае. Спустя несколько столетий жители Страны восходящего солнца довели его до полного совершенства, поэтому техника в наши дни считается истинно японской. Бонсай служит оригинальным и дорогим украшением любого интерьера.

Популярные стили

Долгие годы культивирование карликовых деревьев было распространено в основном среди бедняков, и только в конце XVIII века это искусство стало объектом пристального изучения. Было создано несколько довольно интересных стилей бонсай. Композиции из миниатюрных деревьев весьма популярны в наши дни. Они представляют собой не просто комнатное растение, а миниатюрную копию представителя флоры. Присутствуют деревья с крепкими ветками и мощными стволами, цветы и плоды. Непременной частью рельефа становятся корни, а для большего сходства с лесным ландшафтом используют сфагнум и камни.

Выделяют несколько базовых стилей, в которых выращивают дерево.

Прямостоячий правильный

Это самый распространенный стиль бонсай. Деревце отличается довольно прямым стволом, который постепенно сужается кверху. Корни утолщенные, расходящиеся, а ветки немного наклонены. Вершину обычно оформляют в виде шарообразной либо конической формы. Такой бонсай гармоничнее всего выглядит в овальных горшках. Оформление ствола в данной технике – самое важное. Он визуально делится на 3 части. Нижняя совсем без листьев и веток, чтобы ствол, корневища и текстура коры были хорошо заметны. От средней части ствола отходят ветки.

Две из них уходят в стороны, а третья устремляется в центр создаваемой композиции: такое решение усиливает ощущение перспективы. Эта ветка считается основной, она непременно должна быть с листьями и иметь красивую форму.

Неправильный прямостоячий стиль

Его характерная особенность – изогнутый ствол. Чтобы восприятие композиции было панорамным, крону необходимо повернуть к зрителю. Все остальные элементы: ветки, листья, корни, располагаются так же, как в правильном прямостоящем стиле.

Наклоненное дерево

Обычно в таком случае деревце изгибают и немного наклоняют в каком-то одном направлении. Ветки при этом загибаются в сторону уклона ствола, а его верхняя часть смотрит вперед.

Дерево, согнутое ветром

Само определение дает описание, как именно должна выглядеть ваша композиция. Наклон должен иметь конкретное направление. Та сторона, с которой, по задумке автора, дуют порывы ветра, может не иметь веток.

Если ветка есть, она направлена в одну сторону с остальными ветками.

Каскад и полукаскад

Технику полукаскад нередко называют «дерево на скале». Ствол сначала направлен вверх, а потом неожиданно и резко сгибается вбок. В каскаде его ветки свисают чуть ниже уровня цветочного горшка. Для усиления впечатления такое дерево помещают на край письменного стола либо на другое возвышение. С обратной стороны каскада должны быть хорошо заметны все 3 основные ветви.

Метлообразное дерево

Растение напоминает метелку: у него прямостоячий ствол, а все ветки подняты вверх.

Бунжин

Листьев немного, но каждый лист имеет четкие очертания, что позволяет оценить его привлекательность.

Многоствольное дерево

Такой бонсай имеет 2 ствола и более, но растут они из одной точки. Подобная композиция может выполняться в разных вариантах за счет переплетения стволов. Крона у них может быть как раздельной, так и единой.

Группа деревьев-микс

Эта техника предполагает выращивание от 2 деревьев в одном горшке до оформления целой рощицы. По сути, здесь воссоздается целый ландшафт, поэтому считается непременным условием применение дополнительных декоративных элементов: камней, папоротников, сфагнума.

Именно они будут придавать общей композиции законченность, концептуальность и колорит.

Бонсай на скалах

Непременный атрибут такой техники – это камни. Как правило, композицию выполняют в форме скалы, которая оплетена корнями, и смотрится она довольно эффектно. У дерева четко оформленный ствол, ветки и крона. Подобные композиции являются натуралистичными.

Особенности видов

В зависимости от размера композиции выделяют 5 типов бонсай.

  • Мамэ . В переводе «крохотный». Сюда относятся растения, величина которых не превышает 20 см. Это карликовые деревца, их часто выращивают в банках.
  • Сехин . Бонсай размером до 25 см.
  • Кифу . Растения среднего размера, выращиваемые высотой от 25 до 40 см.
  • Тюхин . Довольно крупные деревца, их длина достигает 120 см.
  • Дайза . Под этим определением скрываются огромные деревья, к ним относят все бонсаи высотой более 120 см.

В зависимости от количества стволов также выделяют виды.

Одноствольный

Имеет один корень и один ствол. Такой вариант считается наиболее распространенным и служит основной для создания самых разнообразных стилей.

Многоствольный

В этом случае из одного корня произрастает сразу несколько растений. Редко, но встречаются композиции, когда в одном контейнере растут несколько деревьев со своими индивидуальными корнями.

В зависимости от времени цветения различают несколько вариантов.

Вечнозеленые

Чаще всего используются хвойные породы.

Цветущие весной

В полной мере раскрывают свою красоту в весеннее время, привнося в дома ощущения света, солнца, тепла и пробуждения природы. Особенно хороши фруктовые деревья.

Цветущие летом

Такие бонсаи радуют своих хозяев обильным цветением в жаркое время, гармонируя с окружающей природой за окном.

Цветущие осенью

В то время, когда на улице происходит увядание красок, в доме царит буйство оттенков и свежесть, вносящие нотку романтики и очарованиия в каждый дом.

Очень эффектно выглядят мини-деревья, у которых листва окрашивается осенью в яркие тона.

Какие растения используют?

При подборе оптимальной для выращивания бонсай культуры нужно иметь в виду, что длина листьев должна быть довольно маленькой, цветки тоже не должны быть слишком большими, поскольку на миниатюрном растении будут смотреться непропорционально. Из хвойных предпочтение стоит отдавать можжевельнику. Данный кустарник считается идеальным для формирования бонсай: он отличается выносливостью, способен принимать любую форму. Однако растет и развивается довольно медленно, поэтому ждать результата вам придется очень долго.

Сосна Роксбурга отличается удлиненными иголками и используется для выращивания ландшафтного бонсай, культивируемого в саду. Однако при желании ее можно обрезать до необходимого размера и создать компактный вариант деревца. Легко подвергаются формированию пихта, ель, а также тис. Из лиственных деревьев более других для выращивания в технике бонсай подходят тутовые: они характеризуются способностью принимать необходимую форму. Кроме того, довольно быстро растут, поэтому уже в течение нескольких лет преобразуются в довольно интересный бонсай.

Особенно стильно смотрятся фикусы, например, бенгальский. Он дает выраженные наземные корни и утолщенный ствол, который за несколько лет принимает колонновидную форму и занимает довольно внушительную площадь. В то же время листва с течением времени начинает уменьшаться. Эти качества позволяют создать правильный с точки зрения техники выращивания бонсай. Камфорный лавр, а также дуб отлично поддаются выращиванию и формированию.

Среди лиственных деревьев стоит отметить несколько разновидностей клена, ольхи, граб, а также березу, плакучую иву, из которых можно вырастить довольно эффектный декоративный бонсай. Хорошо смотрятся в этой технике некоторые сорта абрикоса, персика либо сливы.

Примечательно, что они зацветают до того, как появляются листья, поэтому такой бонсай весной выглядит особенно интересно.

Японскую грушу, яблоню и миндаль тоже можно использовать для создания композиции. В наших климатических условиях подходят многие сорта вишни, а также боярышник. При тщательной стрижке и формировании кроны неплохой бонсай получается из шелковицы и акации.

Среди кустарников для выращивания бонсай чаще всего используют мальпигию – небольшое неприхотливое растение с глянцевыми темными листьями. Стебли мальпигии сильно ветвятся, а мощные корни стелются по земле. Китайский лайм, мурайя и кизильник при правильном формировании кроны тоже могут дать хороший результат. В стиле бонсай довольно эффектно смотрятся вьющиеся растения, например, жимолость и глициния. Их выращивают для создания композиций в стиле «каскад» или «свисающее над скалой дерево». Реже, но можно задействовать бамбук.

Посадить бонсай можно самостоятельно. Главное – правильно выбрать растение, чтобы оно удобно себя чувствовало в окружающей среде. Технология выращивания совсем не сложная, но требует регулярного контроля за формированием, огромного времени и стараний. Ухаживать за бонсай нужно правильно. Важно создать благоприятные условия, влияющие на внешний вид и рост – освещенность, влажность и температура воздуха, полив, почва.

В набор для выращивания бонсай входит:

  • Инструкция;
  • Горшок;
  • Грунт;
  • Семена растения;
  • Удобрение.

Некоторые наборы имеют в своем комплектовании проволоку и специальный поддон. В принципе – «любой каприз за ваши деньги».

Приобрести готовый набор можно в магазине или заказать в интернете. В этом случае можно заодно выбрать любые семена на свое усмотрение.

Сколько растет дерево бонсай из семян

Период роста бонсай определяется в соответствии с видом дерева. Вырастить такое миниатюрное деревце с семени дома потребует много усилий и терпения.

Периоды роста бонсай:

  • Ухаживание за семечком. На этот процесс, в среднем, уходит несколько лет.
  • Ухаживание за ростком. С этого момента процесс становится более интересным.

Все последующее время бонсай растет и радует своего создателя. В Японии выращивают такие растения целыми столетиями и тысячелетиями, передавая дерево по наследству. Некоторые деревья бонсай доживают до 4–х тысяч лет.

Самые долговечные – хвойные бонсай.

Сегодня доступно приобрести уже готовый росток и сразу сажать его. В этом случае можно сэкономить несколько лет. Но гарантии в том, что это на самом деле то самое деревце, а не карликовая подделка, вы не получите. Стоимость дерева бонсай напрямую зависит от вида растения и от того, сколько ему лет. Семена стоят недорого – от нескольких рублей за штуку. И для сравнения, бонсай клен высотой 30 см стоит приблизительно 1900 рублей, и это же растение 65 см – 11900 руб.

Как пересадить бонсай самому: поэтапное руководство

Одновременно с пересадкой деревца происходит замена почвы и плошки. Пересаживать бонсай следует примерно каждые 1–2 года, об этом свидетельствует его внешний вид и процесс роста.

Этапы пересадки бонсай, руководство для новичков:

  • Дренажные отверстия следует укрепить;
  • Корни дерева осторожно очистить от почвы;
  • Бонсай поместить в новую среду и расправить корни;
  • Ножницами обрезать корни где–то на 1/3 или отступить от края чаши на 2 см;
  • Растение плотно разместить, прижимая почву пальцами.

Пересаживать растения возрастом до 5–ти лет нужно каждый год весной. Почва каждый раз меняется на новую. Первая формирующая обрезка дерева приблизительно через 5 лет. Бонсай, возраст которого от 10–ти лет следует пересаживать один раз в 10–15 лет.

Бонсай в новой почве нельзя поддавать ярким солнечным лучам в течение первых двух недель.

Как выращивать бонсай (видео)

Бонсай получило широкую популярность в странах всего мира. Не могли не заметить такое искусство любители рукоделия. Миниатюрные деревья делают из различных камней самоцветов или бисера. Процесс изготовления бонсай и камней довольно творческий и непростой, требующий внимательности с применением фантазии. Воссоздание оригинала в таком исполнении скрывает в себе загадку и особую энергию.

Содержимое

Бонсай - это название обычных деревьев, выращенных особым способом. Сосна, бук, клен или любые другие деревья высаживают в небольшие горшки, после чего им придают желаемую форму. Предпочтение отдается мелколистным породам деревьев, быстро выпускающим новые отростки и листики после обрезки. Крупнолистные породы деревьев практически не используются.

Слово bonsai появилось из японского языка, и буквально переводится, как дерево, которое растет на блюде. То есть изначально имеется ввиду маленький размер выращиваемого растения, а человек, который за ним ухаживал и растил дерево, имел возможность стать частью природы, приобщиться к процессу взаимодействия растения и окружающих его факторов. Наблюдая, как оно приспосабливается к необычным для него условиям, меняет свои размеры из-за невозможности расти полноценно, человек уходит в себя, пытается понять себя и открыть новые возможности, позволяющие и ему приспособиться к нестандартным условиям.

Таким образом, в процессе взращивания получается уменьшенная в несколько десятков раз, но точная копия большого дерева. Создать такое необычное растение достаточно непросто. В Японии и Китае выращивания растений в стиле бонсай, как направление, известно уже несколько тысячелетий и превратилось в искусство. Несмотря на то, что порой такое дерево стоит немало, ценность бонсай заключается в его философской наполненности.

Первоначально такие деревья выращивали монахи-буддисты, для которых поиск гармоничного единения с природой и миром является приоритетным направлением саморазвития. Созерцание бонсай помогает людям сохранять внутреннюю умиротворенность, постигать гармонию единства всего сущего.

Если в природной среде существуют препятствия для нормального роста и развития, деревья и кустарники не вырастают до положенных размеров и принимают причудливые формы. Жители Востока подметили такую особенность растений и, используя различные приемы, стали выращивать карликовые растения в домашних условиях. Так и появилось целое направление в садоводстве. Живые деревья, растущие в жилищах людей, создают удивительную атмосферу красоты и гармонии.

История возникновения

Первые письменные упоминания такого культурного явления, как бонсай, можно отнести к временам правления китайской династии Тан - примерно VIII век. Настенная живопись с изображением пеньцзай, найденная в императорском дворце, свидетельствует о том, что причудливые растения созданные природой, пересаживались людьми в плошки уже давно. Направление бонсай, созданное в монастырях задолго до нашей эры, со временем стало популярным у мирян и в среде знати и занимает весомое место в череде развлечений состоятельных людей.

Уже в XII веке люди начали искусственно создавать и разрабатывать причудливые и необычные формы карликовых деревьев. Кроме того, совершенствовались методы и способы ухода за такими растениями. Примерно в это же время появилось первое упоминание о бонсай в японской культуре.

Важным моментом в выращивании бонсай является не только дерево само по себе, но и окружающая его среда. Люди учатся воссоздавать горы, каменистые ущелья, копировать реки и другие элементы. В посадочных горшках появляются папоротники и мох, которые еще более реалистично отображают частичку природы в маленьком объеме.

В японской культуре распространение бонсай происходило по такой же схеме, как в Китае: сначала выращивание карликовых деревьев занималась только знать и представители знатных родов, но постепенно это стало более распространенным явлением. Именно японские любители бонсай разделили культуру на два вида: композиция, в основе которой одно дерево и мелкий декор, и ансамбль из нескольких деревьев, чаще всего одной породы, который стали называть банкей.

Когда в странах Европы и Северной Америки появилась мода на восточную культуру, деревья бонсай одними из первых заинтересовали жителей других стран и быстро стали популярными. Хотя западная культура не просто переняла аграрные традиции востока, но и внесла свой вклад в искусство бонсай. Другой взгляд на форму деревьев и общие композиции позволил разнообразить виды бонсай, добавить свежих идей и сформировать отдельную субкультуру.

Несмотря на то, что интерес к бонсай в западных странах имел волновой характер, аграрному искусству удалось удержать признание во всем мире по сегодняшний день. Современная культура выращивания маленьких деревьев имеет значительно больше видов, чем предполагалось в начале. На сегодняшний день существует около десятка разных стилей бонсай, и все они представляют собой интересные ответвления культуры.

Стили бонсай

Деревья этого стиля имеют прямой вертикальный ствол, который у основания более широкий, а к вершине становится зауженным. Выращивать растения такого стиля можно любых видов, это наиболее распространенный стиль. Символом его является несгибаемость духа и твердая жизненная сила.

Моёги . Деревья такого стиля также имеют вертикальную форму, но более свободную и не привязанную ни к каким правилам или канонам. Верхушка всегда тянется вверх, хотя ствол может иметь изогнутую форму с несколькими изгибами и разветвлениями. Символом этого стиля является простота и свобода, существующая параллельно с умением сопротивляться негативным жизненным обстоятельствам.

Сякан. Характеризуется наклонным ростом под определенным углом к земле. В этом стиле можно выращивать практически все деревья, хотя для этого потребуется определенная сноровка и умения. Символом этого стиля является стремление расти к солнцу и сопротивление сильным ветрам.

Сокан. Буквально этот стиль означает дерево с раздвоенным стволом. В природе часто встречается такое явление, когда почти у самого основания дерево как бы раздваивается, из единого ствола начинает расти два разных по силе и размерам ствола. Именно поэтому такой стиль еще называют «отец и сын», и символизирует он передачу знаний и опыта от поколения к поколению, преемственность и родственные связи.

Кэнгай. Деревья этого стиля растут каскадами, и чаще всего - вниз. Так расти могут гибкие растения с мягкими стволами, хорошо умеющие приспособиться к окружающим обстоятельствам и не сломаться под тяжестью снега или падающих камней. Поэтому и символом этого стиля является пластичность и умение подстраиваться под окружающую обстановку.

Хан-кэнгай. Разновидность стиля кэнгай, представляет собой деревья, которые растут полукаскадным способом. Чаще всего такие растения встречаются у рек и водоемов, крона их опускается вниз, а затем растет горизонтально вдоль поверхности воды. При выращивании такого дерева в небольшом горшке в домашних условиях, крона его не опускается ниже средней линии посуды, в которой дерево посажено.

Бундзинги. Дерево такого стиля зачастую имеет высокий и довольно тонкий ствол, а также характеризуется практически полным отсутствием нижних веток. Хотя верхушка представляет собой красивую и довольно объемную крону. Это один из самых древних стилей бонсай, который символизирует возвышенность над суетой и проблемами, легкость и воздушность.

Фукинагаси. Дословно переводится как «согнутый от ветра», и представляет собой дерево, растущее в сторону. В природе такие деревья встречаются довольно часто, а в домашних условиях вырастить его не так просто.

Ёсе-уэ , или как его еще называют - лесной стиль. Представляет собой композицию из нескольких деревьев. Каждое из них растет отдельно и имеет разную высоту, но расположены они рядом. при выращивании такой композиции желательно, чтобы расстояние между всеми деревьями было разным, а общее их количество - нечетным.



Хокидати. Деревья этого стиля растут метлообразно, то есть все ветки исходят из одного разветвления. Чаще всего так растут широколистные деревья с низкими кронами. Символом такого стиля бонсай является стабильность и уравновешенность.

Сёкидзедзю . Дерево в таком стиле растет вокруг камней. В природе такие деревья имеют длинные и тонкие корни, способные проникать сквозь камни в поисках питательной почвы. Таким образом, камни оказываются как бы опутаны корнями со всех сторон. Данный стиль также символизирует способность приспосабливаться к сложным условиям в жизни.

Исидзуки. Этот стиль похож на предыдущие, но деревья растут не вокруг камней, а прямо в их расщелинах. Этот стиль один из самых сложных по сравнению с другими, и является символом неистребимости жизни, выживания в самых сложных условиях.

Шаримики. Один из самых интересных стилей, требующих затрат значительных усилий. Деревья выращиваются с применением постоянного снятия коры и дальнейшего ее отбеливания. При этом мертвая древесина должна оставаться на виду. Лучше всего в таком стиле выглядит можжевельник, а символом его является красивое старение.

Большинство любителей бонсай увлекаются этим видом восточного искусства, потому что оно позволяет стать ближе к природе, в естественной тишине прислушаться к себе и выразить себя через эстетику живого дерева. Самым хорошим результатом, который может свидетельствовать о высоком уровне мастерства, является такой вид дерева, как будто оно растет само по себе без вмешательства человека.

Post Views: 816

Старинное искусство выращивания миниатюрных деревьев становится все более популярным у нас.

В статье мы расскажем о том, какие существуют виды декоративного бонсай, а также узнаем, каковы особенности выращивания этих карликовых деревьев.

Как разделяют бонсай

За многие столетия существования искусства выращивания японских (китайских) деревьев в горшках были выделены несколько видов классификации бонсай.

По размеру

Выделяют 5 основных видов. Но внутри каждого вида существуют свои подвиды.

Итак, бывают:

По количеству стволов

Выделяют несколько форм бонсай, в зависимости от количества стволов растений.

Один корень, одно дерево. Самый распространенный стиль. Именно он является основой для множества разных форм и видов бонсай.

Когда из одного корня растет несколько стволов. Бывают стили, когда в одной емкости растет несколько растений с индивидуальными корнями.

По стилям

В любом случае не важно, какого размера или количества стволов, все бонсай выращивают, используя определенные приемы и правила, которые и определяют, как будет выглядеть каждый.

Знаете ли вы? Каждый стиль помимо основного названия имеет еще и японское, и каждое звучит как стихотворение. Например, литературный стиль - «Танец гейши в весеннем бризе». Или метловидный стиль - «Совершенная гармония в мягком воздухе».

Вот так и возникает различие в стилях бонсай. В основном учитывается разница в стволах и кронах.

Различаются эти стили наклоном ствола, направлением ветвей, сочетанием и расположением нескольких особей в одной емкости. Основными стилями бонсай считают «классический прямостоячий», «наклоненное дерево» и «каскад». Остальные стили - это вариации данных трех, отличающиеся лишь количеством стволов, углом наклона и сложностью использования.

Основные стили

Детальнее опишем основные стили бонсай и рассмотрим их фото.


Тёккан (直幹, CHOKKAN) - одиночный ровный, утолщающийся книзу. Имитирует одинокое дерево, растущее на ровной местности. Ветви расположены равномерно, нижняя треть ствола оголена. Спереди ветви удаляются до верхней трети.


Моёги (模様木MOYOGI) - подражает старому дереву в горах, измененному под воздействием времени и погоды. Ствол искривлен, ближе к верху изгибы уменьшаются. Нижняя, самая массивная ветвь находится точно на треть высоты, а верх точно по уровню основы. Такой стиль используется для бука, который, благодаря тени, растет медленно. Он начинает вытягиваться к свету и формирует изгибы.


Сокан (双幹SOKAN). Из одного корня вырастают два дерева. Этот стиль символизирует близкую пару - влюбленных, родителя и дитя.


Сякан (斜幹 SHANKAN) - прямой, но наклонен под углом к основанию, словно под порывами сильного ветра. Символизирует волю и жажду жизни.

Важно! Для формирования правильной формы бонсая, необходимо придерживаться специфических правил гармонии. Например, пропорции между кроной и толщиной ствола, выбор места, где это дерево будет размещаться.


Кэнгай (懸崖 KENGAI) - словно дерево на краю скалы, растение растет вниз, в ущелье. Верх находится сильно ниже горшка. Ветви тянутся к свету.

Полукаскадный


Хан-кэнгай (半懸崖 HAN-KENGAI). Верх находится на уровне емкости, в которой оно растет. Сходно с деревом, которое растет на краю водопада, скалы.


Бундзинги (文人木 BUNJINGI) - аккуратное, слегка наклоненное, с очень небольшим количеством ветвей в верхней трети.

Знаете ли вы? В самом начале бонсай выращивали буддийские монахи и священники, и только спустя сотни лет они распространили это искусство среди народа.


Сэкидзёдзю (石上樹 SEKIJOJU) - оплетает своими корнями круглый камень, крепко держась кончиками за землю.


Исицуки (石付 ISHITZUKI). Растет прямо из камня. Это является иллюстрацией выносливости растения.


Хокидати (箒立ちHOKIDACHI). Одиночный ствол, крона в виде шара. Ветки равномерной длины.


Ёсэ Уэ (寄せ植え YOSE-UE). Изображает группу деревьев растущих на одной территории - лес, роща. Включает в себя обычно нечетное количество растений. В таком стиле сочетают одинаковые виды, но разные возрастом.