О домоправителе неправды. Изъяснение Господней притчи. "богатство неправедное"

Христос в притче об управителе неверном сказал: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным…» (Лук. 16, 9). Из притчи ясно, что богатством неправедным называется то богатство, которое было вверено управителю на время. (Оно не его, но управлять им должен он!).
А что нам, людям, вверено на время нашей жизни на земле?
Некоторые могут сказать, что это наши земные ценности: материальное богатство, деньги, золото и т. п. Но разве мы родились с этим богатством, с деньгами? Мы их, обычно, зарабатываем собственными руками. Да, но, ведь руки нам дал Бог?! – Правильно, Бог дал нам руки, а к ним и голову, и сердце, чтобы кровью обогревать тело, и лёгкие, чтобы обогащать кровь нашу кислородом и т. д. Короче говоря, Бог дал нам наше трудоспособное тело или талантливую плоть. Это и есть наше единственное богатство неправедное, потому что вверено оно нам на время нашей жизни на земле (70-80 лет – Пс. 89,10). Причём, помня притчу о талантах (Мф. 25, 14-30), и имея различные способности, мы все можем и должны так употребить свою плоть в жизни своей, чтобы иметь максимальную прибыль. А это и наши дети, воспитанные в наставлении Господнем, и наши добрые дела и поступки, и проявление любви к ближним своим во всех сферах своей жизнедеятельности. Всё это превращается в сокровище на небесах, гарантирующее нам великое воздаяние.
Поэтому мы ни в коем случае не должны закапывать свои таланты и способности, а наоборот, должны их обязательно пускать в оборот, независимо от того, большие они или маленькие, выдающиеся или заурядные, физические они или физиологические и т. д. и т. п.
Следует при этом также помнить слова Иисуса Христа: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12, 48).
Так что каждый человек по своим силам должен неустанно трудиться, чтобы не оказаться ленивым и лукавым рабом (см. Мф. 25, 26).
Но люди, увы, так мало используют свои возможности. Мало того, по научению апостола Павла они даже борются со своими возможностями (1 Кор. 14, 34. Гал. 5, 24). От этого современные христиане такие слабые по сравнению с учениками Иисуса Христа, которые не тратили сил на борьбу с самими собою, со своей плотью. Но сейчас люди, благодаря почину апостола Павла, настроили себе множество всевозможных препятствий, запретов и ограничений. А ведь для добрых дел не может быть никаких рамок. Делать всевозможное добро – это и есть наша основная христианская черта.
Единый человеческий организм имеет много членов, и всеми ими можно творить добрые дела, то есть служить Господу. Но у каждого человека его члены тела развиты по-разному и имеют неодинаковые способности.
Одни имеют превосходные физические силы. Хорошо! Каждый знает, как их употребить на добро.
Другие имеют прекрасный музыкальный слух. Пожалуйста, играйте, организовывайте оркестры, хоры во славу Божию и для радости и утешения ближних.
Есть люди трудятся умом, есть языком, есть работают донорами, отдают свою кровь, кожу, а иногда костный мозг, почку, семя и др.
Кормилица, например, трудится своей грудью (Исх. 2, 7). Дочери Лота потрудились своими половыми и материнскими способностями (Быт. 19, 36), восстановив отцовский род.
Для нас, современных христиан, ничуть не уменьшился фронт возможностей для добрых дел. Посмотрите вокруг: сколько сирот и вдов, сколько больных и инвалидов, престарелых и одиноких, нуждающихся в нашей помощи. Спешите помочь им по мере своих сил и возможностей. Изыскивайте резервы, умейте (учитесь) владеть своим неправедным богатством, чтобы оно не сгнило напрасно в земле, не успев проявить свои возможности.
Но уже апостол Павел стал рекомендовать девицам не использовать свой мощный талант деторождения вопреки прямой заповеди Божией «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Как же можно наполнять землю, игнорируя свои половые возможности? Если бы все послушались павловских советов поступать «лучше» (1 Кор. 7, 38), давно бы уже перевёлся христианскиё род. Тем не менее, ещё до сих пор имеются монастыри, мужские и женские, где пытаются победить Богом данную тягу к сексуальному удовлетворению. К сожалению, имеем то, что имеем!
Верующие боятся использовать своё богатство неправедное, как говорится, «на всю катушку». А ведь они могли бы удовлетворить эстетические чувства своих ближних ещё танцем, балетом, спортивными достижениями, пантомимой и т. д. и т. п. У каждого христианина всегда есть чем порадовать своего ближнего или удовлетворить его потребности.
Приобретайте себе друзей богатством неправедным!

1–13. Притча о неправедном домоправителе. – 14–31. Притча о богатом человеке и нищем Лазаре.

. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

Притча о неправедном домоправителе находится только у одного евангелиста Луки. Сказана она, несомненно, в тот же день, в который Господь произнес и три предыдущие притчи, но связи с теми притчами эта притча не имеет, так как те произнесены были Христом с отношением к фарисеям, а эта – имеет в виду «учеников» Христа, т.е. многих Его последователей, которые уже начали служить Ему, оставив служение миру (Тренч, с. 357), – большею частью бывших мытарей и грешников (прот. Буткевич., «Объяснение притчи о неправедном домоправителе». Церковные ведомости, 1911, с. 275).

«Один человек» . Это был, очевидно, богатый землевладелец, который сам жил в городе, довольно далеко от своего имения, и не мог потому сам навещать его (кого понимать здесь в переносном смысле – об этом будет сказано после изъяснения прямого смысла притчи).

«Управителя» (οἰκονόμον ), т.е. такого управляющего, которому было вверено все заведование имением. Это был не раб (домоправители у евреев нередко выбирались из рабов), а человек свободный, как видно из того, что он по освобождении от обязанностей домоправителя намеревается жить не у своего хозяина, а у других лиц (стихи 3–4).

«Донесено было...» Стоящее здесь греческое слово διεβλήθη (от διαβάλλω ) хотя и не означает, что донос был простой клеветой, как понимает, например, наш славянский перевод, тем не менее дает понять, что он был сделан людьми, относившимися враждебно к домоправителю.

«Расточает» (ὡς διασκορπίζων – ср. ; ), т.е. тратит на свою распутную и греховную жизнь, проматывает хозяйское имение.

. и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

Землевладелец, призвав к себе домоправителя, с некоторым раздражением говорит ему: «Что это такое там ты делаешь? До меня дошли о тебе недобрые слухи. Я не хочу тебя больше иметь своим домоправителем и передам свое имение в заведывание другого. Ты должен представить мне отчет в имении» (т.е. всякие арендные договоры, долговые документы и т.п.). Таков смысл обращения хозяина имения к домоправителю. Последний так и понял хозяина. Он начинает размышлять о том, как ему теперь жить, потому что он сознает себя действительно виноватым перед хозяином и не надеется на помилование, средств же к жизни он не накопил и работать в садах и в огородах он не умеет или не в силах. Можно бы еще жить милостыней, но для него, привыкшего жить широко, расточительно, это представляется крайне постыдным делом.

. знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

. Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

Наконец, у домоправителя блеснула мысль о спасении. Он нашел средство, при помощи которого перед ним откроются двери домов, после того как он останется без места (он здесь имеет в виду "домы" должников своего хозяина). Он призывает должников, каждого порознь, и вступает с ними в переговоры. Кто были эти должники – арендаторы ли, или торговцы, которые брали из имения для продажи разные естественные продукты, – сказать трудно, да это и не представляет важности. Он спрашивает одного вслед за другим: сколько они должны его хозяину? Первый отвечает: "сто мер" или, точнее, «батов» (бат – более 4 ведер) "масла" , конечно, оливкового, которое ценилось в то время очень дорого, так что 419 ведер масла стоили в то время на наши деньги 15 922 руб. (прот. Буткевич, с. 283 ). Домоправитель велит ему поскорее – дурные дела обыкновенно торопятся делать, чтобы не помешали, – написать новую расписку, в которой долг этого должника уменьшен наполовину. С другим должником, который был должен "сто мер" или, точнее, «коров» (кор – около 20 четвериков) пшеницы, которая также ценилась дорого (две тысячи четвертей пшеницы стоили в то время на наши деньги около 20 000 рублей , – там же, с. 324), он поступил почти так же. Таким образом он оказал огромную услугу этим двум должникам, а затем, может быть, и другим, и те, конечно, чувствовали перед ним себя навек обязанными. Приют и пропитание для себя в домах этих людей домоправитель обеспечил вполне.

. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

Хозяин имения, услышав о таком поступке домоправителя, похвалил его, нашел, что тот поступил догадливо, или, лучше перевести, мудро, обдуманно и целесообразно (φρονίμως ). Странной кажется эта похвала? Господину нанесен ущерб, и весьма значительный, а он все же хвалил неверного домоправителя, удивляясь его благоразумности. За что же тут хвалить? Надо бы, казалось, подать на него жалобу в суд, а не хвалить. Большинство толкователей поэтому настаивают на том, что господин, собственно, удивляется только ловкости домоправителя, нисколько не одобряя характера самого средства, какое тот нашел для своего спасения. Но такое решение вопроса неудовлетворительно, потому что отсюда выходит, что Христос далее учит Своих последователей тоже только ловкости или умению находить исход в трудных обстоятельствах жизни, подражая людям недостойным (неправедным). Поэтому более вероятным представляется объяснение, которое дает этой «похвале», а вместе и поступку домоправителя прот. Буткевич. Согласно его толкованию, домоправитель скинул со счетов должникам только то, что приходилось ему самому, так как он писал раньше в расписках и ту сумму, за которую сдавал землю арендаторам по согласию со своим господином, и ту, которую намеревался присвоить лично себе. Так как теперь у него уже не было возможности получить выговоренную им для себя сумму – он уходил со службы, – то он и переменил расписки, не нанеся этим решительно никакого ущерба своему хозяину, потому что тот свое все же должен был получить (Буткевич, с. 327). Только нельзя согласиться с Буткевичем в том, что теперь домоправитель «оказался честным и благородным» и что поэтому именно за отказ от возможности получить свою долю господин и похвалил его. Честностью и благородством нельзя назвать то, когда человек поневоле должен отказаться от получения дохода. Таким образом, действительно, хозяину, как человеку порядочному, не было побуждения настаивать на том, чтобы должники внесли в его пользу все, что выговорено было с них домоправителем: он считал их должными гораздо меньшую сумму. Обиды ему домоправитель не нанес – отчего же хозяину было и не похвалить его? На такое одобрение целесообразности поступка домоправителя и находится здесь указание.

«Ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» . Обычное толкование этого изречения такое: мирские люди лучше умеют устраивать свои дела, чем христиане, достигая высоких, ими поставленных целей. Но с таким толкованием трудно согласиться, во-первых, потому, что едва ли в то время термин «сыны света» обозначал христиан: у евангелиста Иоанна, на которого ссылается епископ Михаил, примыкающий к общему числу толкователей этого места, если и употреблено однажды это выражение, то не для обозначения понятия «христиане» (ср. ). А во-вторых, чем же догадливее мирские люди, привязанные к миру, людей, преданных Христу? Разве последние не показали свою мудрость в том, что все оставили и пошли за Христом? Поэтому мы опять склоняемся к принятию в настоящем случае мнения прот. Буткевича (он, впрочем, повторяет мнения Браунга и Гольбе), согласно которому «сыны века сего» – это мытари, которые, по взгляду фарисеев, жили в духовной темноте,занятые исключительно мелкими земными интересами (сбором податей), а «сыны света» – это фарисеи, которые считали себя вполне просвещенными (ср. ) и которых Христос так называет, конечно, в ироническом смысле. К этому толкованию приходит и прибавленное Христом выражение: «в своем роде» . Этим Он показывает, что подразумевает здесь не «сынов света» в собственном смысле этого слова, а «сынов света» в особенном, своем роде. Таким образом, смысл выражения будет такой: ибо мытари благоразумнее фарисеев (Буткевич, с. 329). Но при таком объяснении – этого нельзя скрыть – остается неясной связь последних слов рассматриваемого стиха с тем замечанием, что господин похвалил неверного домоправителя. Остается признать, что эта мысль второй половины 8-го стиха не стоит в связи со всем выражением первой половины, а объясняет только одно «догадливо» или «благоразумно». Господь кончил притчу словами: «и похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил» . Теперь Он хочет сделать применение притчи к Своим ученикам и вот, смотря на приближавшихся к нему мытарей (см. ), Он как бы говорит: «Да, мудрость, благоразумие в искании себе спасения – великое дело, и Я должен теперь признать, что, к удивлению многих, такую мудрость обнаруживают мытари и не проявляют ее те, которые считали всегда себя самыми просвещенными людьми, т.е. фарисеи».

. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Господь уже высказал одобрение мытарям, следовавшим за Ним, но высказал это в виде общей сентенции. Теперь Он обращается к ним прямо от Своего лица: «И Я – как тот приточный господин – вам говорю, что если у кого есть богатство, – как оно было у домоправителя в виде расписок, – то вы должны так же, как он, приобретать себе друзей, которые бы, подобно друзьям домоправителя, приняли вас в вечные обители». Богатство Господь называет «неправедным» (μαμωνᾶ τῆς ἀδικίας ) не потому, что оно было приобретено неправедными путями – такое богатство по закону должно быть возвращено как украденное (; ), – а потому, что оно суетно, обманчиво, скоропреходяще и часто делает человека любостяжательным, скупцом, забывающим о своей обязанности благотворить своим ближним, и служит большим препятствием на пути достижения Царства Небесного ().

«Когда обнищаете» (ἐκλίπητε ) – правильнее: когда оно (богатство) лишится своего значения (по лучшему чтению – ἐκλίπῃ ). Этим указывается на время второго пришествия Христа, когда временное земное богатство перестанет иметь какое-либо значение (ср. ; Иак. 5и сл.).

"Приняли" . Не сказано: кто, но нужно предполагать – друзья, которых можно приобрести через правильное употребление земного богатства, т.е. когда его употребляют так, как угодно Богу.

«Вечные обители» . Это выражение соответствует выражению: «в домы свои» (стих 4) и обозначает Царство Мессии, которое пребудет вечно (ср. ).

. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

. И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

. Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Развивая мысль о необходимости благоразумного употребления богатства, Господь сначала приводит как бы пословицу: «верный в малом и во многом верен» . Это общая мысль, не требующая особого объяснения. Но далее Он уже прямо обращается к Своим последователям из числа мытарей с наставлением. Они, несомненно, имели в своих руках большие богатства и не всегда были верны в их употреблении: нередко они, собирая подати и пошлины, брали и себе часть из собранного. Вот Господь и научает их, чтобы они оставили эту дурную привычку. К чему собирать им богатство? Оно неправедное, чужое, к нему и нужно относиться как к чужому. У вас есть возможность получить истинное, т.е. вполне ценное богатство, которое для вас должно быть особенно дорого, как вполне подходящее к вашему положению учеников Христа. Но кто вверит вам это высшее богатство, это идеальное, подлинное благо, если вы оказались не в состоянии управиться как должно с низшим? Можете ли вы удостоиться тех благ, какие Христос дарует истинным Своим последователям в имеющем открыться славном Царстве Божием?

От верности в употреблении земного богатства Христос (стих 13) переходит к вопросу об исключительном служении Богу, которое несоединимо со служением Мамоне. См. , где это изречение повторяется.

Притчей о неправедном домоправителе Христос, имевший прежде всего в виду мытарей, научает и всех грешников вообще, как достигать спасения и вечного блаженства. В этом и заключается таинственный смысл притчи. Богатый человек – это Бог. Неправедный домоправитель – это грешник, который долгое время беспечно растрачивает дары Божии, пока не призовет его к ответу какими-нибудь грозными знамениями (болезнями, несчастиями). Если грешник еще не утратил здравый смысл, то он приносит покаяние, подобно тому как домоправитель простил должникам господина те долги, какие он мог бы считать за ними. Но понятно, что вдаваться в подробные аллегорические объяснения данной притчи совершенно бесполезно, потому что тут придется руководиться только совершенно случайными совпадениями и прибегать к натяжкам: как и всякая другая притча, притча о неправедном домоправителе содержит в себе, кроме главной мысли, еще прибавочные черты, которые и не требуют объяснения.

. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

В числе слушателей притчи о неправедном домоправителе были и фарисеи, которые посмеивались (ἐξεμυκτήριζον ) над Христом – очевидно, потому, что им казалось совершенной нелепостью Его мнение о земном богатстве. Закон, говорили они себе, иначе смотрит на богатство: там обещается богатство в награду праведникам за их добродетели, следовательно, оно никак не может быть названо неправедным. Притом и сами фарисеи любили деньги. Такое рассуждение фарисеев, несомненно, имеет в виду и Христос, когда обращается к ним со словами: «вы выказываете себя праведниками...» Он как бы хочет сказать им: «Да, в законе действительно есть обещания земных наград и, в частности, богатства за праведный образ жизни. Но вы-то не имеете права смотреть на свои богатства как на награду от Бога за вашу праведность. Ваша праведность – мнимая. Если вы можете найти почтение к себе со стороны людей своей лицемерной праведностью, то не найдете себе признания со стороны Бога, Который видит настоящее состояние вашего сердца. А состояние это таково, что оно должно быть признано самым ужасным».

. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

Эти три стиха содержат изречения, которые уже объяснены в комментариях к Евангелию от Матфея (см. ). Здесь они имеют значение введения к следующей притче о богаче и бедном Лазаре. Господь утверждает ими великое значение закона и пророков (об этом будет речь и в притче), которые подготавливали иудеев к принятию Царства Мессии, вестником о наступлении которого явился Иоанн Креститель. Благодаря им, в людях пробудилось стремление к открывшемуся Царству Божию. Закон не должен потерять из себя ни единой черты, и в пример этого утверждения закона Христос указывает на то, что Он еще строже понимает закон о разводе, чем он трактовался в фарисейской школе. Впрочем, Б. Вейс дает особое толкование этому изречению 18-го стиха. Евангелист Лука, по его мнению, понимает это изречение аллегорически, как характеризующее отношения между законом и новым строем Царства Божия (ср. ). Кто ради последнего отрешается от первого, тот совершает чрез это пред Богом такой же прелюбодеяния, как и тот, кто после того, как Бог освободил человека от подчинения закону через возвещение Евангелия, все-таки хочет продолжать прежние отношения с законом. Тот грешит с точки зрения непреложности закона (стих 17), а этот – как не желающий принять участие в стремлении людей к новой благодатной жизни (стих 16).

. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

В следующей далее притче о богаче и нищем Лазаре Господь показывает, к каким ужасным последствиям ведет неправильное пользование богатством (ср. стих 14). Притча эта направлена не прямо против фарисеев, потому что их нельзя было уподобить беззаботному о своем спасении богачу, но против их взгляда на богатство, как на что-то совершенно безвредное для дела спасения, даже как на свидетельство о праведности имеющего его человека. Господь показывает, что оно вовсе не является доказательством праведности и что оно часто приносит величайший вред его обладателю и низводит его после смерти в адскую бездну.

Порфира – это шерстяная ткань, окрашенная в дорогую пурпурную краску, употреблявшаяся для приготовления верхней одежды (красного цвета).

"Виссон" – тончайшая белая ткань, приготовлявшаяся из хлопка (следовательно, не льняная) и употреблявшаяся на приготовление нижней одежды.

«Каждый день пиршествовал блистательно» . Отсюда ясно, что у богача не было никаких забот ни об общественных делах и нуждах ближних, ни о спасении своей собственной души. Он не был насильником, притеснителем бедных, не совершал и других каких-либо преступлений, но уже это одно постоянное беспечное пирование было большим грехом пред Богом.

. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

"Лазарь" – имя, сокращенное из Елеазар, – помощь. Можно согласиться с некоторыми толкователями, что имя нищего Христос упоминает с той целью, чтобы показать, что у нищего была только надежда на помощь Божию: люди его бросили у ворот богача (ἐβέβλητο – был выброшен, в русском переводе – «лежал»).

"У ворот" (πρὸς τὸν πυλῶνα ) – у входа, который из переднего двора вел в дом (ср. ).

. и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

«Крошками, падающими со стола богача» . В восточных городах обыкновенно все объедки выбрасываются прямо на улицу, где их и подбирают бродящие во множестве по улицам собаки. В настоящем случае больному Лазарю приходилось делить эти объедки с собаками. Собаки, грязные, нечистые, с точки зрения еврея, животные, лизали его струпья – они обращались с несчастным, который не в силах был их отогнать, как с себе подобным. Намека на жалость, какую будто бы они проявляли этим к нищему, здесь не заключается.

. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

«Отнесен был Ангелами» . Конечно, отнесена была душа нищего Ангелами, которые, по иудейскому представлению, относят в рай души праведных.

«Лоно Авраамово» . Так у евреев обозначалось райское блаженство праведных. Праведники пребывают после смерти в теснейшем общении с патриархом Авраамом, покоясь головой на груди его. Однако лоно Авраамово не то же, что рай, – это, так сказать, избранное и лучшее положение, какое в раю занял нищий Лазарь, нашедший здесь себе тихое убежище в объятиях своего предка (образ здесь взят не от вечери или трапезы, о которой, например, упоминается у Мф. 8и , а от обычая родителей согревать в своих объятиях детей; ср. ). Конечно, рай здесь берется не в смысле царства славы (как в 2Кор. 12и сл.), а только как обозначение беспечального состояния праведников, отшедших из земной жизни. Это состояние – временное, в нем праведники будут находиться до второго пришествия Христова.

. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

"В аде" . Еврейское слово «шеол», переведенное здесь словом «ад», как и у Семидесяти, обозначает общее местопребывание отшедших душ до воскресения и разделяется на рай для благочестивых () и на геенну – для нечестивых. Кроме того, Талмуд говорит, что рай и геенна так расположены, что из одного места можно видеть, что делается в другом. Но выводить отсюда и из следующей беседы богача с Авраамом какие-либо догматические мысли о загробной жизни вряд ли нужно, потому что, несомненно, мы в этом отделе притчи имеем перед собой чисто поэтическое изображение известной, развиваемой в притче мысли, подобное тому, какое находится, например, в , где пророк Михей описывает бывшее ему откровение о судьбе войска Ахава. Разве можно, например, в самом деле буквально понимать то, что богач говорит о мучающей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет...

«Увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» . Это, конечно, еще больше увеличило его муки, так как ему было чрезвычайно досадно, что презренный нищий пользуется такой близостью к патриарху.

. и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

. и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

Увидев Лазаря на лоне Авраама, страдающий богач просит, чтобы Авраам послал к нему Лазаря помочь ему хоть каплей воды. Авраам, называя богача ласково своим «чадом», отказывает ему, однако, в исполнении его просьбы: он уже достаточно получил того, что считал добром («доброе твое» ), а Лазарь в жизни видел только злое (прибавления «свое» здесь нет, что указывает на то, что страдания вовсе не являются необходимым уделом праведника). Из противоположения Лазаря богачу, который, несомненно, сам был виноват в своей горькой участи, потому что жил нечестиво, видно, что Лазарь был человек благочестивый. Далее Авраам указывает на волю Божию, по которой нельзя переходить из рая в геенну и обратно. Образно выражая эту мысль, Авраам говорит, что между геенной и раем тянется большая пропасть (согласно раввинскому представлению – только пядь), так что Лазарь, если и захотел бы пойти к богачу, то не мог бы того сделать.

. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

В этом отделе указывается, что имеется только один путь для того, чтобы избегнуть участи богача, томящегося в аду, – это покаяние, изменение праздной, проводимой в одних наслаждениях жизни, и что средствами, какие указаны всем ищущим вразумления, служат закон и пророки. Даже возвращение умершего не может принести столько пользы для ведущих такую беспечную жизнь, как эти постоянно имеющиеся средства вразумления.

«Пусть он засвидетельствует им» , а именно, расскажет, как я страдаю за то, что не хотел изменить свою беспечную жизнь.

«Не поверят» . Когда евангелист писал это, его уму могло преподноситься то неверие, с каким иудеи встретили воскрешение Лазаря () и воскресение Самого Христа. Кроме того, Христос и апостолы уже давно совершали воскрешение мертвых, а подействовало ли это на неверующих фарисеев? Конечно, они постарались объяснить эти чудеса какими-либо естественными причинами или же, как действительно они объясняли, помощью темной силы .

Отвечает Александр Болотников: Мир Вам!

9 стих 16 главы Евангелия от Луки ни в коем случае нельзя отрывать от контекста. Он является частью притчи о неверном управителе.

«И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук.16:9).

Притча, в свою очередь, является частью группы притч, начинающихся в 15 главе. Эти притчи являются ответом Иисуса на упреки фарисеев за то что Иисус ест с мытарями и грешниками. Эта группа начинается простыми притчами о потерянной овце и потерянной драхме. С помощью этих двух притч показаны приоритеты Иисуса, которые отличаются от фарисейских приоритетов. Но затем следуют три объемные притчи: о блудном сыне, о неверном управителе и о богаче и Лазаре. Несмотря на то, что притча о блудном сыне продолжает тему «Бог, прощающий грешников», в ней появляется персонаж старшего брата, недовольного возвращением грешника – младшего брата. Этот персонаж представляет явный упрек в адрес фарисеев, которые не занимаются возвратом грешников к Богу и, более того, упрекают Иисуса за старания сделать это. Притча о неверном управителе продолжает эту же мысль, но высказывает ее в намного более жесткой форме. В отличие от «старшего брата» всегда верно служившего Отцу, здесь фарисей представлен в виде неверного управителя, который был уволен с работы за воровство. Притчей о неверном управителе Иисус обвиняет фарисеев на основании первых слов трактата Пиркей Авот, где сказано, что Моисей получил Тору на Синае, передал ее Иисусу Навину, тот – пророкам, а пророки – мужам великого собрания. Те, в свою очередь учили: судите праведно, умножайте количество учеников. Иными словами, этот текст из Мишны однозначно говорит о том, что мужи великого собрания являются хранителями и интерпретаторами Торы (перушим – интерпретаторы Библии). Таким образом, мы видим, что Иисус с сарказмом говорит о фарисеях, что они, как хранители Торы, не справившиеся с заданием, уволены. Притча продолжает рассказ о том, как уволенный управитель пытался устроиться на работу к должникам своего господина, продолжая обворовывать своего хозяина, который уже уволил его. Выражение «похвалил» в 8 стихе является ироничным, вторая часть стиха говорит, что «сыны века догадливее сынов света в своем роде». Данная фраза, предваряющая 9 стих, говорит о том, что Иисус в этой притче переходит от сарказма к гротеску, высмеивая фарисеев, которые, продолжая неверно распоряжаться тем, что им доверено, усугубляют свое положение. 9 стих завершает притчу и дальнейшие стихи содержат объяснение этой притчи. Существует несколько типов литературной структуры притч, которые рассказывает Иисус. Один из таких типов называется машаль-нимшаль. Машаль – это сама притча, а нимшаль – это ее интерпретация. В раввинистической литературе подобная структура встречается очень часто. Полный текст притчи о неверном управителе находится в Евангелии от Луки с 1 по 18 стихи. С 1 по 9 стих находится машаль, а с 10 по 18 – нимшаль, который состоит из двух частей. Первая часть нимшаля – это с 10 по 13 стих. Этот отрывок как раз и доказывает тот факт, что стихи с 4 по 9 являются гротеском. Стих 11 говорит «если вы в неправедном богатстве были неверны, кто доверит вам истинное»? Эти слова доказывают, что фразу «похвалил управителя» надо воспринимать с точностью до наоборот. Вторая часть нимшаля с 14 по 18 стих показывает кто и почему был неверным управителем. Дело в том, что фарисеи, отреагировав на стих 12 и 13, начинают насмехаться над Иисусом. Это доказывает тот факт, что фарисеи принимают притчу на свой счет и понимают слова Иисуса. Иисус, отвечая им, непосредственно упрекает их в неверной интерпретации Торы. В частности, в 17 и 18 стихах, Иисус повторяет слова, уже сказанные в Нагорной проповеди, говоря о том, что разрешение развода, даваемое фарисеями, является одним из примеров того, как управитель неверно управляет «доверенным ему богатством», Торой.

Отвечает Яков Чернин : Мир Вам!

"И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Лук.16:9).

Как выполнить это повеление?

Для того чтобы совет Иисуса был понят корректно, мы должны принять во внимание, что в среде раввинов, как времен Иисуса, так и средневековых, а также современных был очень распространен способ наставления через гиперболизированные либо метафорические притчи. Такие притчи могли быть откровенно вымышленными и рассказываться так, что у слушающего не возникало сомнения в том, что это вымысел, либо история могла быть основана на реальных фактах. В любом случае, когда раввин произносил притчу, предполагалось, что ученики поймут основную мысль и применят на практике некоторую нравственно-практическую идею.

Иисус, рассказывая притчу и, наставляя учеников на понятном им языке раввинистической притчи, знает, что ученики не поймут эти слова буквально и делает четкое разделение: «ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Таким образом, мы видим, что Иисус восхищается догадливостью, а не вороватостью управляющего из притчи (указывая на «сынов века сего» «сынам света»). Цель Иисуса – показать, что «ловцы человеков» также должны быть догадливы и предприимчивы. Мы полагаем, что, говоря «приобретайте себе друзей богатством неправедным», Иисус произносит метафору, имеющую значение «делайте как тот управляющий из притчи, в смысле "будьте догадливы и предприимчивы"». Этот посыл вполне мог быть ответом на недогадливость учеников, которая проявлялась весьма часто и описана во многих местах Нового завета.

Вторая нравственная идея притчи формулируется Иисусом так: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук.16:10). Здесь Иисус проводит параллель между пунктуальным соблюдением Божьего закона и верностью мирского управляющего. Фактически вывод из притчи таков: как неверный управляющий, проворовавшись, достоин, в лучшем случае, увольнения, так и вы, когда не соблюдаете незначительные заповеди, думая, что «Бог не видит», достойны «увольнения» из Вечной жизни.

Завершение вывода не оставляет сомнений, что Иисус переходит из физической сферы денег и домовладений к духовной сфере: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Лук.16:13). Таким образом, работа для Бога должна быть направлена не на приобретение материальных благ, пусть даже и для Церкви, но на служение Богу и самоотречение.

Метки: неправедное богатство

Чтобы оградить себя от всякого недоумения, навеваемого поверхностным чтением сей притчи, должно прежде всего правильно понять слова Господни: «приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк 16, 9). Здесь Господь разумеет не только то земное богатство, которое приобретено обманом или воровством, а всякое вообще вещественное богатство, противопоставляя его богатству добродетелями и благодатью: только такое духовное богатство есть богатство прочное, праведное. Это доказывается Его дальнейшими словами: «Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» (Лк 16, 11) То есть: если вы, имея жалкое (неправедное) богатство денежное, не послужили им Богу, то как Бог доверит вам истинное благодатное богатство - силу исцелений и видений? Подобное пишет и апостол Павел Тимофею: «Богатых в настоящем веке (противопоставляет их богачам духовным, то есть святым людям) увещевай, чтобы они... и пр. ...уповали не на богатство неверное (неправедное), но... и пр. ...чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами (истинным богатством)» (1 Тим 6, 17-19) и пр.

Скажут: но если Господь под неправедным богатством разумеет и то денежное богатство, которое досталось истинным трудом или по законному наследству, то почему Он приводит в пример нечестного управителя, который тайно раздавал чужое, чтобы потом кормиться у облагодетельствованных чужим добром бедняков? Ответ простой: Господь вовсе не хочет одобрить такого поступка нечестного управителя, и если «похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил» (Лк 16, 8), то это не было похвалой нравственного одоления, а похвалой иронической, похвалой ловкости бесчестного человека. Но Спаситель, как и в других случаях, так и здесь, приводит такой неодобрительный в земной жизни поступок, подобие которого в жизни духовной весьма одобрительно.

Такова притча о судье неправедном, «который Бога не боялся и людей не стыдился» (Лк 18, 2), и притча о женщине (сребролюбивой и неумной), нашедшей потерянную драхму. Подобно тому и здесь, вовсе не одобряя поступка неверного управителя, Господь предлагает слушателям научиться в духовной жизни той предусмотрительности, которую обнаружил управитель в жизни земной. Чье имущество он раздавал? Хозяйское. Чье же на самом деле и то имущество, которым владеем мы? Конечно, Божие, а мы только временно им заведуем, пока живем на земле, а придет час смерти нашей и суда Божия, и Господь отнимет от нас это имущество.

Итак, если мы только временные распорядители этого имущества, то зачем его беречь? Будем раздавать его тем, кто может быть для нас полезным, когда Господь лишит нас земной жизни, а с нею вместе и всякого имущества. Кто же эти приобретаемые неправедным (то есть вещественным или денежным) богатством друзья, которые, когда мы обнищаем (то есть умрем), могут принять нас «в вечные обители»? Это бедняки, которые своей молитвою об упокоении душ наших будут открывать нам двери Царства Небесного. Сии слова Господни направлены против отрицателей молитвы за умерших, то есть против протестантов всех видов.

Этим словам Господним подобны и Павловы, дальнейшие после приведенных нами выше, в коих апостол учит Тимофея увещевать богатых, «чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим 6, 18-19). Напротив, богачу, чуждому любви к бедным, Господь в другой притче угрожает внезапной смертью, вопрошая при этом: «Так кому же достанется то, что ты заготовил?» «Так бывает с теми, - заключает Свою притчу Спаситель, - кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк 12, 20-21).

Спрашивает Яна
Отвечает Александра Ланц, 16.02.2010


Здравствуйте, Яна!

Для того, чтобы понять заинтересовавшие вас слова, мы должны рассмотреть весь отрывок, к которому эти слова относятся, а это - .

Здесь Иисус рассказывает историю мошенника, который всё время обворовывал своего работодателя. Неожиданно он оказался уличённым и понял, что что бы он ни делал, всё равно будет уволен. Что это значило для него? Он оказался в очень неприятной ситуации: хорошую работу ему уже не дадут, а просить милостыню он стыдится. Поразмыслив, он продолжает действовать, как и раньше, т.е. воспользовавшись своими качествами лжеца, начал устраиваться на будущее : умудрился призвать к себе всех должников своего работодателя и позволить им написать новые расписки о том, что они должны хозяину меньше. Таким образом, эти люди, поддавшиеся на эту заведомую ложь, оказались уже в долгу у этого мошенника и потом, когда он потеряет работу, будут для него некими "друзьями", вынужденными помогать ему, т.к. он им тоже «помог».

Таким образом мошенник умудрился обеспечить себе хоть какое-то будущее.

Перед нами картина того, как «работает» наш мир. Каждый из нас – управитель над тем, что мы получили от Господина, и каждый из нас живёт так, словно бы всё это принадлежит нам лично. Расходуем богатства Господина только на себя , для своих удовольствий, пытаясь как можно лучше устроиться в этой жизни и не думаем о том, что ведь Господин однажды придёт, чтобы потребовать от нас отчёт в том, как мы распоряжались данными нам возможностями, как мы тратили данные нам таланты.

Что делают сообразительные мошенники этого мира, когда понимают, что больше у них не будет возможности воровать для себя у хозяина? Правильно. Они воруют ещё раз, но с тем, чтобы закабались в «друзья» как можно больше людей. И за счёт этой дружбы они будут продолжать жить дальше. Знаете этот ходовой принцип «ты мне – я тебе»?

Что делаем мы, мошенники перед Богом , растрачивавшие то, что Он дал нам для разумного управления и преумножения? Мы, те, которые называем себя детьми Отца Небесного, т.е. детьми Света? Мы, к сожалению, продолжает недогадливо сидеть сложа руки и стонать от того, что Хозяин отбирает у нас здоровье, деньги, возможности, семью...

Итак, перед нами сравнение: с одной стороны, обычная земная история, в которой некий мошенник обманывает некоего хозяина, а с другой стороны, история каждого человека, который обманывает Бога. И при сравнении получается, что в первом случае люди зачастую ведут себя намного сообразительнее, чем во втором.

«сыны века сего (*мошенники) догадливее сынов света (Божиих детей) в своём роде» () , они хотя бы знают, как приобретать «друзей» своими неправедными поступками. Поэтому получают похвалу хотя бы от земного хозяина. Кто наш земной хозяин, если мы до сих пор мошенники? ... Поэтому, когда мы читаем: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил» (), то должны хорошо понимать: перед нами похвала не от Бога, а от хозяина всех мошенников .

Если мошенник из притчи смог додуматься, как обеспечить себе земное, будущее, которое кончится в его смертью, то почему те, кто называют себя детьми света, никак не могут додуматься, как обеспечить себе вечное будущее ? Дождутся ли они похвалы от Настоящего Хозяина за то, что делают сейчас с тем, Он дал им?

К чему призваны верующие, те, кто не хотят быть мошенниками перед Богом? «собирайте себе сокровища на небе» () «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (). В течение всего Своего служения на земле Иисус пытался помочь людям начать думать о Небесном, начать «вкладывать средства» в Небесное, перестать стремиться к временному, но начать приготовления для вечности.

Рассказав притчу, Христос сказал: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» . Это значит, что люди мира проявляют больше мудрости и настойчивости в служении самим себе, нежели это делают называющие себя детьми Божиими в их служении Ему.

Так это было во дни Христа, так это и теперь. Взгляните на жизнь многих, кто называют себя христианами. Господь одарил их способностями, силою и влиянием. Он вверил им деньги, чтобы они могли быть соработниками Ему в великом деле искупления. Все Его дары должны быть употреблены в благословение человечеству, в помощь страдающему и нуждающемуся. Мы должно кормить голодного, одевать нагого, заботиться о вдове и сироте, служить отчаявшемуся и споткнувшемуся.

Бог никогда не имел ввиду, чтобы в мире существовала такая широко распространенная бедность. Он никогда не имел в виду того, чтобы один человек имел изобилие роскоши жизни в то время, как дети другого вопиют о хлебе.

Средства, превышающие действительные потребности, вверены человеку для того, чтобы делать добро и благословлять человечество. Господь говорит:
«Продавайте имения ваши и давайте милостыни»,
будьте «щедры и общительны»,
«когда делаешь пир, позови нищих, увечных, хромых, слепых»
«Разреши оковы неправды», «угнетенных отпусти на свободу»,
«расторгни всякое ярмо»
«Раздели с голодным хлеб»,
«бедных введи в дом»,
«когда увидишь нагого - одень его», «напитай душу страдальца»
«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Таковы повеления Господа.

Делает ли все это огромное тело христианства? Увы, как много людей присваивают себе дары Божии! Как много людей прибавляют дом к дому и землю к земле! Как много людей тратят деньги на удовольствия, для удовлетворения аппетита, на экстравагантные дома, обстановку и платья.

Их ближние предоставлены бедности, преступлениям, болезням и смерти. Множество их погибает без единого взгляда сожаления, без единого слова или дела сочувствия. Люди виновны в ограблении Бога. Их эгоистичное употребление средств крадет у Бога славу, которая должна была бы воздаваться Ему через помощь страдающему человечеству и спасение душ. Они присваивают вверенное Им добро. Господь заявляет: «Я приду к вам для суда и буду скорым обличителем... которые удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца».

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» - десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня».

«Послушайте вы, богатые: ...богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас..., вы собрали себе сокровище на последние дни».

«Вы роскошествовали на земле и наслаждались». «Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа».

От каждого будет потребовано возвратить вверенные ему дары. В день окончательного Суда скопленное людьми богатство не будет стоить ничего для них. Они не имеют ничего, что они могли бы назвать своим собственным. Проведшие свою жизнь в накапливании земного сокровища обнаруживают меньше мудрости, меньше мысли и заботы о своем вечном благополучии, чем сделал неверный управитель в деле его земной поддержки.

Называющие себя детьми света менее мудры, нежели дети мира в настоящем поколении. Это те, о ком пророк заявляет в своем видении о великом дне Суда: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебренных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелия скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю».


Если вы присмотритесь к притче, то увидите, что она делится на 2 части. Первая часть (с 1 по 8 стих) – это рассказ о человеке, обкрадывающем человека. Вторая часть (с 9 по 13 стихи) – это вывод, касающийся отношений между человеком и Богом, Которого человек обкрадывает. Эта часть начинается словами о том, что теперь говорит именно Иисус, а не тот, кто похвалил вора.

«И Я говорю вам : приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».

Какое богатство сейчас в вашем и моём распоряжении? Праведное или неправедное? То, что я скажу дальше, может покоробить вас, но прошу Господа Бога нашего помочь мне подобрать нужные слова, а вам понять, что я имею ввиду.

Любое богатство, которое имеет любой человек (даже богатство нищего, приходящее к нему в качестве подаяния) – неправедное. Дело в том, что всё, что имеет сейчас человечество, оно не должно было бы иметь . Даже больше: само человечество не должно было сущестовать. Вы ведь знаете, что было сказано Адаму в Эдемском Саду?

«от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » ().

Адам поел-таки, и если бы Бог не вмешался в происходящее, если бы не предпринял необходимых шагов, Адам должен был погибнуть, а в его лице погибли бы и все мы, всё человечество. Но Адам, благодаря тому, что сделал Бог, продолжил жить в своём грехе, в своей неправедности, а в нём продолжило жить всё человечество.

Получается, что всё, что у нас есть, не просто не принажлежит нам, но при этом дано в противоречии с законом справедливости . Ведь закон справедливости требует немедленного совершения возмездия над согрешившим. А мы грешим-грешим-грешим, но всё же используем свои природные способности, чтобы даже радоваться и хорошо жить. Не понимая того, что и эта радость и это «хорошо жить» - неправедное богатство, т.е. богатство, приобретённое в ситуации полнейшего беззакония этого мира, когда существующий мир приносит Богу и всей вселенной только ущерб, вред и неправду. Именно такие значения имеет слово оригинала, которое у нас переведено, как «неправедное».

Теперь давайте, зная всё это внимательно прочитаем слова Иисуса:

«приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители»

Неправедное богатство – это всё, что мы сейчас имеем. Но кто они – эти друзья , которые могут принять нас в «вечные обители»? К кем мы должны подружиться так, что когда у нас закончится всё – и здоровье, и возможности, и время жизни – сможем сказать: «ты мой друг, возьми меня к себе в дом, в твой дом?»

Пришел Сын Человеческий... друг мытарям и грешникам.

Вы друзья Мои , если исполняете то, что Я заповедую вам.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся

По этим текстам получается, что именно Христос имеет право принять нас в небесные обители, и именно ангелы радуются каждому кающемуся грешнику, всем сердцем желая помочь ему(ей) полностью освобожится от грехов. Вот этих друзей мы должны приобретать тем, что перестанем цепляться за свое земное благополучие и начнём всем, что у нас есть, своим и без того неправедным богатством, служить Небесному, работая вместе с Небом для спасения человеческих душ!

Здесь Иисус предупреждает нас, что мы не сможем служить сразу двум господам: Богу и собственному благополучию, которое всегда замешано на деньгах. "Никакй слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого нелюбить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" ().

Если в этом «малом» (служении Богу здесь) мы окажемся верными, если сможем правильно распорядится «неправедным богатством», тогда Небо будет иметь право дать нам истинное богатство (Вечную Жизнь и доступ ко всем сокровищам Божиим), то, которое навсегда будет нашим и всегда будет праведным , т.е. накапливаемом там, где нет беззакония.

"Верный в малом и во многом будет верен... если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное ? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше ?" ()

"Приобретайте себе друзей богатством неправедным" , говорит Христос: "чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" .

Бог, Христос, Ангелы - все служат угнетенным, страдающим и грешным.

Отдайте себя Богу для этой работы, употребите Его дары для этой цели, и вы вступите в содружество с небесными существами . Ваше сердце будет биться сочувствием вместе с их сердцами. Вы уподобитесь им в характере. Вы не будете чужими этим жителям небесных обителей.

Когда все земное пройдет, стражи у небесных врат пригласят вас войти. И средства, употребленные для благословения других, принесут прибыль. Богатства, правильно употребленные, сделают великое добро. Для Христа будут приобретены души. Следующий Христову плану жизни увидит на небесах тех, для кого он работал и жертвовал собою на земле. С благодарностью искупленные вспомнят тех, кто были посредниками в их спасении.

Драгоценным будет небо для тех, кто был верным в работе спасения душ. Эта притча дает урок для всех. Каждый будет ответственным за благодать, данную ему через Христа. Жизнь слишком важна, чтобы быть поглощенной преходящими или земными делами. Господь желает, чтобы мы передавали другим то, что вечное и невидимое передает нам. Каждый год миллионы за миллионами человеческих душ уходят в вечность непредостереженными и неспасенными. Из часа в час нашей разнообразной жизни открываются для нас возможности достигать и спасать души. Эти возможности постоянно приходят и уходят. Бог желает, чтобы мы сделали самое лучшее из них. Из книги Елены Уайт "Наглядные уроки Христа".


Пусть Великий Автор Библии всегда присутствует в вашем сердце,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":