Предложение приготовленной пищи кришне на алтаре. Можно ли ходить на Пасху на Кладбище? Таинство вкушения прасада

Как должна освящаться еда?
Берется еда, которую вы готовили в кастрюле, на медленном огне. Желательно всегда готовить на медленном огне, медленный огонь всегда самый вкусный. И когда еда готова, во время приготовления еды ее не пробуйте.

Многие спрашивают: «Как это?», но оказывается, что если готовить в правильном умонастроении и отмерить все, как полагается – то ее пробовать не надо. Так вот еда не пробуется, и после того, как вы приготовили еду, вы кладете ее в специальную тарелочку.

Эта тарелочка должна не использоваться ни для каких других целей кроме как для освящения. Потому что, как и у посуды, и у еды – у всех есть тонкое тело. Вот эта тарелочка должна быть абсолютной новой и чистой, красивой. Самой красивой тарелочкой в вашем доме. Ее можно купить отдельно.

Есть даже специальные тарелочки такие продаются, специально для освящения еды. Так вот, берется тарелочка. Если, допустим, вы готовите много блюд, можно много маленьких тарелочек, они не должны быть большие, меньше даже может быть, чем блюдце. И вы можете поставить на подносик много тарелочек.

Если вы, допустим, приготовили 10 блюд, от каждого блюда вы ставите тарелочку. Если это одна тарелочка – значит, одну тарелочку.
Затем вы подносите это к алтарю домашнему, если у вас есть алтарь, но хотя бы одна икона или изображение Бога обязательно в доме должны быть. Если в доме нет ни одного изображения Бога, вообще ни одного – это очень для дома опасно. У кого нет – должны просто подумать, к какой религии вы относитесь – это ваше дело.

Принцип ведический он подходит ко всем религиям, если вы – христианин, пусть это будет христианская икона. Если вы ведами занимаетесь – там может быть изображение ведического Бога. Но факт есть факт. То есть изображение Бога обязательно в доме должно быть.

И вы подносите к алтарю или где у вас находится икона, ставите перед этой иконой или изображением, и говорите специальную…В Ведах есть специальная мантра, ведическая. Эта мантра, она читается быстро, несколько раз и во время чтения колокольчиком звонят, потому что колокольчик привлекает благоприятное влияние.

Есть, вы знаете, ангелы, есть привидения, есть хорошие силы, есть негативные. Так вот когда вы звоните колокольчиком, то привлекаются хорошие энергии, ваша еда заряжается хорошей энергией. Колокольчики лучше металлические. А если, допустим, вы не ведическую мантру хотите использовать, можете использовать, есть специальная христианская молитва тоже для еды, в любой религии это есть. Это очень возвышенная практика.

Как можно освящать пищу дома?

Сначала предложить еду Богу, который нам ее дал. И в этот момент, когда вы предлагаете еду Богу, читаете эту мантру или молитву, оставляете ее на 10-15 минут, в крайнем случае, если вы уж очень спешите, ну хотя бы на 5 минут, дайте покушать ему, тому, кто, в-принципе, нам всю эту еду дал. И оставляете. И если она сделана была с любовью, то есть вы готовите с любовью для того, кто в общем-то нас обеспечил всем.

То тогда в течение этих 10-15 минут после того, как он попробует эту еду, эта еда становится нектаром. Этой едой можно лечить других людей, это в прямом смысле этого слова. Энергия этой еды становится очень возвышенной, чистой, и через 10-15 минут вы можете просто забрать эту тарелочку и остаток, вернее то, что в ней находится, положить обратно в кастрюлю.

И после этого раздавать. Значит, ложку, которую вы предлагаете – желательно тоже, чтобы была такая чистая. Вы с этой тарелочки никогда не едите.
Как можно освящать пищу дома?
Ваш самый главный гость в доме, это – Бог. И если вы ему даете с любовью, то, соответственно, вы и получаете в тысячу раз больше. И точно также как гостю вы самое лучшее предлагаете, тоже самое для Бога — еда должна быть приготовлена из самых хороших продуктов, из чистых, не из какой-то там, допустим, картошка сгнила, вы, допустим, вырезали одну четвертую, а три четвертых выкинули.

Вот из таких продуктов не нужно готовить. И если еда освящена, то желательно ее после этого не выкидывать. Если даже вы не доели, лучше отдать птичкам, животным. Допустим, если в кастрюле осталось, можно угостить кого-то, но еду желательно никогда не выкидывать, вот просто так в мусорное ведро.

Ну, понятно, если она там скисла или что-то случилось – это другое дело. Но так еда это очень неблагоприятно. Кроме этого, очень хорошая практика – обязательно кого-то угостить. Это залог того, что вы никогда не будете голодать. Потому что для очень многих людей чувство безопасности – это когда у них всегда есть что-то покушать. Это нормально, это для человеческой психики нормально.

Освященная пища начинается с покупки продуктов. Для освящения никогда не используется: мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы и алкоголь.

Т.к. это продукты в гуне невежестве, они не могут давать , которая, как известно, в гуне благости. Испорченные, старые или гнилые продукты также не годятся.

Готовить лучше всего, стоя на восток. Поскольку, еда готовится для , прежде всего, когда вы готовите, думайте, слушайте или пойте о нем. Все ваши мысли передаются еде.
Итак, берется еда, которую вы готовили в кастрюле, на медленном огне. Желательно всегда готовить на медленном огне, медленный огонь всегда самый вкусный. И когда еда готова, во время приготовления еды ее не пробуйте. Многие спрашивают: «Как это?», но оказывается, что если готовить в правильном умонастроении и отмерить все, как полагается – то ее пробовать не надо. Так вот еда не пробуется, и после того, как вы приготовили еду, вы кладете ее в специальную тарелочку. Эта тарелочка должна не использоваться ни для каких других целей кроме как для освящения. Потому что, как и у посуды, и у еды – у всех есть тонкое тело. Вот эта тарелочка должна быть абсолютной новой и чистой, красивой. Самой красивой тарелочкой в вашем доме. Ее можно купить отдельно.
Затем вы подносите еду к алтарю, где должно быть хотя бы одно изображение Бога или идола. Ставите перед идолом или изображением, и говорите специальную мантру (колославу). Эта мантра читается быстро, несколько раз и во время чтения колокольчиком звонят, потому что колокольчик привлекает благоприятное влияние.
Сначала предложить еду Богу, который нам ее дал. И в этот момент, когда вы предлагаете еду Богу, читаете эту мантру, оставляете ее на 10-15 минут, в крайнем случае, если вы уж очень спешите, ну хотя бы на 5 минут. И если вы готовите с любовью то тогда в течение этих 10-15 минут после того, как Бог попробует эту еду, она становится нектаром. Этой едой можно лечить других людей. Энергия этой еды становится очень возвышенной, чистой, и через 10-15 минут вы можете просто забрать эту тарелочку и остаток, вернее то, что в ней находится, положить обратно в кастрюлю. И после этого раздавать. Ложку, которую вы предлагаете – желательно чтобы была чистая.

Ваш самый главный гость в доме, это – Бог. И если вы ему даете с любовью, то, соответственно, вы и получаете в тысячу раз больше.
Если еда освящена, то желательно ее после этого не выкидывать. Если даже вы не доели, лучше отдать птичкам, животным.
После освящения – это совместная трапеза. Это очень важный момент. Оказывается, для того, чтобы семья была сплоченной – дети, родители хотя бы раз в день должны кушать друг с дружкой. Это очень сближает. Это дает чувство общности. Так же, хотя бы раз в неделю нужно кого-то привести в дом и угостить, накормить.
Если вы с тарелки мужа что-то взяли, когда он уже покушал, вы получаете его позитивную карму. Но если муж с вашей тарелки взял – наоборот, он негативную карму получает. Дело в том, что должен доедать тот, у кого считается более низким сознанием за тем, у кого более высоким.
Также важно, чтобы во время еды, место, где мы находимся, оно было достаточно чистым – и с энергетической точки зрения, и с физической, т.е. чтобы оно было красивым. Очень важно, чтобы были цвета определенные, т.е. желательно, чтобы были такие теплые, нежные цвета.

Колославы перед употреблением пищи

Вариант 1
Силой родных Богов и трудом человеческим пища прибывает, тела и души Дажбожьих Внуков благословляет, стремлением святости освящая. На добро и счастье Детям Сварожьим, пищу имея, требу даем, Роду Великому славу творим! Слава Родным Богам!

Вариант 2
Слава Родным Богам, за пищу нашу насущную, коя нам на радость и детям нашим на жизнь достойную. Просим Богов Родных пищу освятить, и угостить Предков наших, чтобы воцарился мир и согласие между Родом Небесным и родом земным. Слава Родным Богам!

Вариант 3
Славим Богов Родных, за пищу ежедневную, Что даруют нам создавать труды вдохновенные,
Просим пищу сию освятить Светом Изначальным наполнить на добро и счастье нам
И Предков светлых угостить! Слава Родным Богам!

Вариант 4
О Прародитель, проявляющийся в образе Свентовита, Сварога, Перуна и Даждьбога, Макоши, Лады, Слава Тебе!
Благослови сию пищу, чтоб пошла она нам на пользу. Аум (Ом).

Вариант 5
Славься Пращур-Род, Род Небесный, благодарим Тя за трапезу нашу, за хлеб-соль, что даруешь Ты нам для питания телес наших, для питания Души нашей, для питания Духа нашего, да будет крепка Совесть наша и да будут все деяния наши, да во Славу всех Предков наших и во Славу Рода Небесного. Так бысть, тако еси, тако буди!

Когда вы что-то получаете в дар, вполне естественно, что вы благодарите дарителя за его щедрость, верно? Освящение пищи (приготовление прасада) – это выражение благодарности Богу за Его милость к вам. Увы, современные люди погрязли в гордыне. Ну да, заработали же на эту еду сами, купили сами и сами же приготовили… Но кто дает вам возможности?

Люди считают, что сами всего добиваются, сами строят свою судьбу. Отчасти они правы – у каждого из нас есть право выбора: жить ли по судьбе и страдать или менять ее, делать свою жизнь счастливой, а это и значит быть вместе с Богом.

Быть с Богом - это значит быть благодарным Ему во всем каждую минуту своей повседневной жизни, в том числе, и во время приготовления пищи.

В Ведической традиции был очень естественный и, на мой взгляд, закономерный обряд предложения пищи Богу. Люди готовили с мыслями благодарности Ему за пищу на своем столе, предлагали Богу вкусить ее, а затем только принимались за трапезу сами. Такая пища, предложенная Богу, называется прасадом и считается освященной. Она освобождает человека от негативного влияния судьбы, улучшает его жизнь и здоровье.

Как я пришла к этому?

Да просто я неожиданно оказалась в таких жизненных условиях, когда не знала, сможем ли завтра купить что-то покушать и чем мне завтра кормить ребенка… Работа, доходы и деньги просто обходили нашу семью стороной! И вот тут-то до меня дошло, что нужно быть благодарной за каждый кусок пищи, за каждую крошку, за любую возможность быть сытыми.

Постижение истин приходит к человеку, как правило, в период испытаний. Но ведь можно и не дожидаться, пока вам нечего будет кушать, а начать благодарить за каждый кусок пищи Бога уже сегодня. И тогда вам точно голодать не придется!

Было и еще одно обстоятельство более практического характера. Я некоторое время пыталась пить на ночь горячее молоко со специями – оно и вкусное, и для ума полезное. Однако наутро даже от 100 граммов молока у меня случалась повышенная сопливость.

Я то начинала пить молоко, то вновь прекращала. И хотелось, и кололось! Когда я только начинала готовить прасад, я решила сделать горячее молоко, как обычно, и предложила его Богу.

Стоит ли говорить, что на следующее утро у меня не было никаких соплей? Иногда я могу выпить до полулитра молока за один вечер, и все равно у меня все в порядке! Какие еще нужны доказательства?!

Я неоднократно убеждалась, что нет на Земле сил более могущественных, чем Любовь и Благодарность. На них и строится человеческое счастье. А на пище, приготовленной в Любви и Благодарности, строится крепкое и здоровое человеческое тело.

Пища для предложения Богу ставится на специальный алтарь с изображениями Бога в вашей религиозной традиции.

У меня это маленькая подвесная полочка на кухонном окне за шторой, долгое время бывшая без изображений. Теперь я определилась, и там находится изображение Святой, которой я молюсь, и Богини процветания и красоты Лакшми. Обычно алтарь украшается цветами.

Посуда для прасада должна быть чистой – то есть, никто никогда не должен есть из нее. Лучше купить набор посуды специально для освящения пищи.

У меня это – красивая стеклянная креманка. Также я завела отдельную чистую губку для мытья этой посуды и отдельное полотенце. После освящения пищи я мою посуду, вытираю ее насухо, кладу в пакетик и убираю в шкаф – туда, где никто не посягнет на нее!

Правила приготовления прасада

    Приготовление пищи для Бога подразумевает чистоту кухни – стола, плиты, посуды. Это очень хорошее правило, которое поможет хозяйкам содержать свое рабочее место в идеальном порядке!

    Прежде, чем приступить к приготовлению Божественной пищи, нужно помыть тело и переодеться в чистую одежду. Руки всегда должны быть чистыми. Старайтесь не прикасаться ими к своему телу, к мусору, к полу. Если все же прикоснулись, тщательно вымойте руки прежде, чем продолжить готовить.

    Во время приготовления еду, предназначенную для Бога, нельзя пробовать. Также в это время нельзя жевать и перехватывать куски пищи.

    И самое главное – все то время, что вы готовите, с благодарностью думайте о Боге, о том, что вы действительно можете поблагодарить Его этим блюдом, выразить свою любовь к Нему. Можно напевать мантры, слушать духовную музыку, молиться.

    После того, как пища будет приготовлена, положите ее небольшую часть на специальную тарелочку и со словами благодарности предложите ее Богу.

    Минут через 15 возьмите прасад, снова поблагодарите и разложите его по тарелкам каждому участнику трапезы, часть прасада положите в кастрюлю с оставшимся блюдом – так освятится вся приготовленная вами пища.

    Кушать прасад нужно правой рукой в тишине, в спокойствии, в состоянии благодарности.

Предлагать Богу можно только то, что вы приготовили сами, магазинное нельзя. Однако освящаются не только приготовленные блюда, но также вода, свежевыжатый сок, фрукты, зелень. Главное, чтобы продукты были качественными и свежими.

Нельзя предлагать Богу продукты насилия - мясо, рыбу, яйца, а также невежественную пищу - с грибами, с луком и чесноком. Нельзя освящать кофе, чай, шоколад, какао, алкоголь.

Конечно, высший пилотаж – питаться только прасадом, но я пока не настолько в благости. Бывает, ем и магазинное, и приготовленное не очень-то верующими людьми, и ресторанное случается… Однако дома я всегда стараюсь благодарить Бога за то, что Он дает мне и моей семье. Я слишком хорошо почувствовала на себе, как это, когда пищи в доме катастрофически мало и взять ее неоткуда!

Всех благ вам, Божественной пищи и крепкого здоровья!

Освященная еда – прасад

Приготовление, освящение, раздача, вкушение

1. Философия и метафизика прасада

Прасад, прасадам - происходит от санскритского prasāda - «божественная благодать, милость», «божественный дар» - это пища или любой другой объект, предложенный на алтаре ритуально, как подношение божеству и раздаваемый после этого как символ нисхождения божественной благодати (ануграхи, шактипатхи) на тех, кто приобщается к этой мистерии.

Прасад - это пища, приготовленная с любовью к Богу, божествам и святым традиции и Прибежища (сампрадайи) из саттвичных продуктов и освященная на алтаре.

Прасад - это то, что сначала предложено Богу в форме Тримурти, Брахману, ишта-дэвате а затем возвращается нам в виде благословения (ануграхи, шактипатхи).

В духовном смысле пища различается на приготовленную для себя (бхога) и приготовленную для Бога и святых (прасад).

Важны ведь не только продукты но и разные виды мотиваций и санкальп (намерений), с которыми она готовится.

Духовные люди (садху) многих традиций, всегда употребляют в пищу прасад, стараясь не есть неосвященную пищу, тем самым очищая свой ум и защищая себя от влияния материального омрачения и иллюзии сансары.

Обычно считается, что освященная пища - это пища, которую ритуально освятили где-то на алтаре, но алтарь часто воспринимается как нечто материальное, состоящее из дерева или камня.

Но истинный алтарь для садху пребывает внутри - это алтарь нашего ума, который состоит из желаний, мотивов и намерений и настоящее освящение пищи происходит на алтаре ума, в сознании.

Садху если позволяют условия, следует есть только прасад.

Если таких условий нет то садху пытается создать их.

В идеале, садху ест пищу, которая:

  • приготовлена другими садху, брахмачари, санньяси, карма-санньяси, или прнинявшими обеты Дхармы мирянами-грихастхами,
  • предложена Богу верными дхарме, гуру, и ишта-девате садху,
  • раздавалась руками садху.

За исключением случаев, когда это необходимо для поддержания гармонии в обществе, миссии проповеди и служения, следует избегать есть пищу, приготовленную не садху, теми кто не следует дхарме, поскольку любая пища содержит в себе вибрации влияющие на ум и это влияние должно быть духовным.

Отношение к прасаду как к обычной пище, является формой неведения и неуважением, непониманием мистерии преображения прасада в процессе его подношения.

Прасад преображается из обычной еды в прасад через таинство, мистерию, теургию его подношения и приготовления.

Прасад - это подношение божествам делаемое силой мысли и ритуала.

Бог, святые всегда самодостаточны, пребывают в блаженстве и вечно удовлетворены.

Им ничего не нужно, они не питаются человеческой пищей, зачем же мы тогда делаем им подношения?

Наше подношение Богу, божествам, святым - это способ установления духовной мистической связи с ними, выражения нашей любви к ним, преданности, веры, и благодарности.

Это наш призыв к ним о благословениях.

Мистерия приготовления и преображения прасада

Следует всегда готовить, и раздавать, и принимать прасад с подобающим пиететом, настроем, благоговением, уважением.

Если человек готовит еду в вере и преданности, в настроении божественного присутствия, брахма-бхаве, в глубоком единстве с Богом, или с искренним желанием сделать подношение, доставить Богу, ишта-дэвате удовольствие, с пониманием, что эти продукты даны ему от Бога, ишта-дэваты с любовью, как благословение, то такая еда становится прасадом даже без ритуала.

Настрой веры, чистоты и поклонения открывает «дева-вахини» - духовный канал ануграхи, нисхождения благословений божеств и она освящается.

Ее освящение на материальном алтаре уже является как бы формальностью, хотя ритуал тоже важен так как состояние ума - вещь непостоянная, а едим мы ежедневно.

Богу и святым Прибежища нельзя предлагать ничего нечистого, поэтому старайтесь содержать кухню в чистоте.

2. Общие правила приготовления прасада

Для приготовления прасада нельзя использовать: мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок, грибы и другие тяжелые продукты.

Несвежая и испорченная, забродившая пища так же не подойдет.

Во время приготовления прасада должна соблюдаться внешняя и внутренняя чистота которая включает:

Чистый ум,

Чистая речь,

Чистые руки,

Чистая посуда,

Чистое место.

1. Прежде чем начать готовить, следует ополоснуть рот и вымыть руки.

2. Во время приготовления пищу никогда не пробуют, на нее не следует пристально смотреть, медитируя исключительно на то, как доставить удовольствие своим подношением Богу, святым Древа Прибежища.

Готовя пищу, традиционно, мы не пробуем ее, потому что приготовление - это часть ритуала почитания, и мы вы готовим пищу не просто для себя, но для того, чтобы доставить удовольствие Богу в форме Тримурти, который должен быть первым, кто попробует ее и насладится ею, поскольку он первый и главный вкущающий и первый наслаждающийся.

3. Не следует готовить прасад в удрученном, смущенном, разгневанном, обиженном или напуганном состоянии, т. е. в в раджасе или тамасе, в любом кроме умиротворенного (саттвы).

Пища впитывает вибрации нашего ума.

4. Женщины во время «особых дней» не должны готовить прасад.

5. Желательно не пустословить во время приготовления прасада.

3. Ритуальные предметы, необходимые для освящения прасада

1. Сам алтарь

2. Новый поднос для предлагаемой пищи

3. Новая посуда (тарелка глубокая, мелкая, чашка, ложечка)

4. Специальные отдельные чистые куски ткани для мытья этой посуды.

6. Колокольчик.

7. Столик для размещения подноса у алтаря(поднос ставим не на алтарь а на специальный столик рядом)

8. Подстилка для подноса и подстилка для сидения.

9. Тексты с молитвами.

4. Предложение приготовленной пищи Богу и божествам на алтаре

Нужно помнить, что истинная цель всего этого ритуала прасада - выразить нашу преданность и благодарность Абсолюту, Богу в форме Тримурти и ишта-дэваты, святых, поэтому старайтесь вложить в приготовление пищи для всю вашу преданность и любовь к Нему, и ваше подношение будет принято.

Закончив приготовление еды, вы можете предлагать ее Богу в форме Тримурти-Брахмы, Вишну Шивы, в форме Даттатреи, в форме Древа прибежища, или в форме трех шакти-Сарасвати, Лакшми, Парвати.

1. Для освящения пищи должен быть специальный новый чистый поднос и посуда-тарелки, чашки и т. д. , которые никем больше не используются и не используются более ни для чего другого. Хранятся такой поднос и посуда отдельно, в чистом месте, не смешиваясь с другими предметами. Моются, после еды, протираются они также специальными отдельными средствами предназначенными только для них.

2. Когда еда готова, ее раскладывают на этом специальном подносе, по возможности красиво сервируют и подают не слишком горячую, украсив поднос цветами.

Можно положить в эту особую посуду понемногу от каждого блюда. Самый простой способ предложения - это просто сказать: «Дорогой Господь, Даттатрея, святые пожалуйста, примите эту пищу».

3. На подносе должен быть стакан чистой свежей воды.

Разные блюда кладем в разную посуду.

Жидкие блюда следует наливать в глубокую посуду, твердые - раскладываются в мелкую, хлеб можно класть прямо на поднос.

4. Соль, специи, приправы кладутся отдельно.

5. Этот специальный поднос с посудой ставится на алтарь.

6. После того, как поднос поставлен перед алтарем на специальный столик для прасада, надо сесть на коврик и, звеня в колокольчик, произнести трижды следующие мантры:

Гурур Брахма гурур вишну гурур дева махешвара…

Шлоки из Авадхута гиты

Даттатрея стотра

Даттарея гаятри

Предложив, нужно в течение нескольких минут повторять: ОМ Драм… или гуру-мантру.

Затем выждав 15 минут прасад можно подавать на стол, т. е. раздавать.

который можно использовать в дороге.

(полный вариант)

Зажечь свечу или лампу. Прочитать на выбор:
- Гуру мантру
- Мантру Гурур Брахма…
- Шлоки из «Авадхута гиты»
- Даттатрейя стотру
- Мантру Даттарейя-гаятри
После этого в течение нескольких минут повторять мантру: «ОМ ДРАМ ДАТТАТРЕЙЯЯ НАМАХА» или Гуру-мантру.
Оставить прасад на 15 минут на алтаре, после этого можно снять и раздавать.

(краткий вариант)

Раздача прасада

Раздача прасада бывает обычная и массовая - во время праздников и фестивалей садху.

Раздавать прасад особенно если раздача - массовая, как на бандаре, должны садху, знакомые с правилами ведического этикета. Они должны быть саттвичны, чисты, умиротворены и удовлетворены.

Желательно, чтобы раздающие прасад приняли прасад до начала его раздачи другим садху и гостям. Во время раздачи прасада не следует шуметь.

Каждое блюдо следует класть в небольшом количестве, в небольшие чашечки, предлагая впоследствии добавку до полного удовлетворения вкушающих. Прасад традиционно раздается в следующем порядке:

  • вода или напиток,
  • чапати или хлеб,
  • рис, чатни и дал,
  • горькие блюда (такие как горькая дыня и т. д.),
  • шпинат и вяжущие блюда,
  • жареные блюда,
  • овощи,
  • кислые блюда
  • сладости.

В первую очередь следует обслуживать старших садху. Грихастхи (домохозяева в своем доме) должны в первую очередь обслуживать пожилых людей и детей.

Нельзя касаться раздаточной ложкой тарелок вкушающих. Если это произошло, ложка считается оскверненной, и ее следует заменить или вымыть.

Раздавать прасад желательно из специальной раздаточной посуды, а не из посуды которая используется для предложения на алтарь. Нельзя касаться прасада стопами, или наступать или перешагивать через него. Нельзя позволять смотреть на прасад животным и тем более касаться его. Нельзя кормить животных там и тогда где вкушают прасад и из той же посуды.

5. Таинство вкушения прасада

Прасад - это освящённая пища, предложенная Богу и всем святым Прибежища.

Вкушение - это мистерия приобщения к таинству Бога и святых. Простая еда алхимически чудесно преображается в очищающий нектар, благодаря нисхождению благословений божеств и святых - вот в чем суть прасада.

Спустя 15 минут после предложения, прасад может быть снят с алтаря и подан на стол.

Принятие прасада - это сакральная мистерия приобщения к Божественному. Прасад - это дар милости, благословения Бога, его ануграха проявленная в пище.

Его принятие - это мистический акт, теургия нисхождения божественного света, мистерия.

С каждым кусочком прасада человек углубляется в божественном присутствии, чистом видении, едином вкусе, божественном величии, очищается становится немного ближе к Богу, к пробуждению.

Материальные иллюзии и желания, кармы, самскары и васаны человека поглощенного подношением и вкушением прасада понемногу тают, а изначальная связь с чистым измерением Абсолюта и святой Дхармой святых пробуждается в сердце того, кто вкушает освященную пищу.

В Кали югу из сострадания и из своей спонтанной игры Брахман проявился как Брахма, Шива, Вишну, Даттатрея и воплотился в своих божественных формах, а, по молитвам святых и садху, он через мистерию освящения также принял форму прасада, чтобы очистить нас.

В «Бхагавад-гите» говорится, что, не предлагая пищи Богу и святым, человек ест одну только карму, принимая же остатки предложенной Богу пищи, он освобождается от всех карм.

Если человек ест предложеннный Древу Прибежища, избранному божеству прасад, он освобождается от кармы и восстанавливает свою память о Божественном присутствии, Брахмане, Бхагаване Даттарейе и святых своего Прибежища.

Такое постоянное памятование и есть смысл прасада и само является благословением, нисходящей мислостью - ануграхой.

Принимайте прасад внимательно, молча, радостно, в благоговении, в состоянии божественного присутствия и единства.

Прасад непосредственно со специального подноса, предложенного на алтаре, называется маха-прасадом или «великим благословением».

На самом деле все едино, и нет никакой разницы между прасадом и маха-прасадом, тем не менее маха-прасад особенно уважается всеми садху, так как устанавливает персональную связь с Богом и божествами Прибежища благодаря мистерии преображения на алтаре.

Прасад - это остатки пищи, ритуально предложенной Богу, избранному божеству, древу Прибежища, если перевести буквально это означает «милость Бога». Прасад это Брахман, он не отличен от Брахмана, Шивы и Ишта-дэваты. И мы оказываем почитание ему в форме прасада, раздавая его и вкушая его.

6. Молитвы, читаемые перед вкушением прасада

Перед принятием прасада садху произносят следующие молитвы:

Поется мантра ОМ.

Ом - самая великая из всех мантр, прямо указывающая на четыре стопы Брахмана (вишва, тайджас, праджня и турья).

Медитируя на Ом мы устанавливаем непосредственную связь с Богом, Брахманом.

Молитва и подношение перед едой

Читается мантра освящения пищи:

«Аннам брахма, расо вишну, бхокта дева махешварах,

Ом праная сваха,

Ом апаная сваха,

Ом вьяная сваха,

Ом уданая сваха,

Ом саманая сваха»

(Пища - это Брахма, вкус - это Вишну, наслаждающийся едой - Махешвара. ОМ, почтение пране, почтение апане, почтение вьяне, почтение удане, почтение самане).

Затем взять в правую ладонь несколько капель чистой воды, провести над едой круг, смотрящей вверх ладонью с водой искренне в преданности мысленно читая предлагая мантру или молитву своему ишта девате (Даттатрее) как к изначальному источнику и настраиваясь на его благословение.

После этого вылить воду из ладони слева от себя.

7. Этика садху

Общие правила, связанные с самим принятием прасада.

Вспомните о духовных свойствах прасада и помните, что он освобождает нас от воздействия кармы. Прасад - это божественное благословение, ананда. Поэтому им следует наслаждаться.

Не отказывайтесь от прасада если вам предлагают. Это не только еда, но и мистерия.

Если мы отказываемся есть предлагаемый нам прасад, объясняя свой отказ отсутствием аппетита, сытостью, занятостью - это является непониманием. Необязательно есть много. Почтить прасад можно и в очень небольшом количестве, символически. Главное - дух уважения и почитания.

1. До и после еды следует сделать неполное омовение - вымыть руки и ополоснуть рот, (иногда в индии еще омывают и стопы если ходят босиком).

2. Для еды и питься в основном следует пользоваться правой рукой (в особенности, если вы едите только руками - левая рука используется для омовения, для западных искателей это по желанию). Левой рукой можно брать стаканы с напитками.

3. Прасад нельзя выбрасывать (если остался лишний прсад то в крайнем случае остатки можно скормить животным или положить в реку, где их доедят рыбы).

4. Если вы сидите на земле вкушая прасад, нельзя касаться к прасаду стопами, вытягивать ноги к тарелкам с прасадом.

5. Не пейте холодного после еды.

6. Будьте внимательны: Не следует переедать.

Согласно аюрведе: «Одна четверть желудка должна быть наполнена водой, половина пищей, а оставшаяся четверть - воздухом».

7. Во время вкушения прасада не следует обсуждать дела, лучше соблюдать мауну - молчание.

Во время больших праздников можно слушать бхаджаны. Иногда можно слушать священные писания - Шри Шанкарачарью, Йога Васиштху, Упанишады, Трипура Рахасью и т. д.

8. Следует быть «в настроении вкушения прасада», медитировать на то, что Бог форме Тримурти, Даттатрея, святые прибежища только что пробовали это подношение.

9. Самое главное - помнить о принципе Единой самаи, пребывании в присутствии и осонанности, можно просто быть в неизмышленном естественном присутствии вне ума, и единстве со святыми или медитировать на то, как Даттатрея в форме Тримурти по своей милости дает нам этот прасад. Можно вспоминать игры Шивы, Вишну, Брахмы, Даттатрейи, а также святых, описанные в Пуранах.

Тот, кто подлинно пребывает в единой самае освящает прасад одним этим фактом пребывания даже не нуждаясь во внешних ритуалах, хотя и делает их для других.

10. Следует брать прасад в том количестве, которое вы сможете съесть. Лишний прасад нужно переложить в другую тарелку до того, как вы начали есть.

11. Когда в дом приходят гости, маха-прасад от домашних Божеств алтаря или божеств ашрама нужно раздать понемногу всем присутствующим. Всем гостям, включая гуру и санньяси, нужно раздавать свежий, горячий прасад в необходимом количестве, кому сколько требуется.

12. Маха-прасад не следует есть прямо из тарелки из которой он предлагается алтарным божествам. Перед тем, как есть, его нужно переложить в другую посуду или к себе в тарелку.

13. Когда присутствуют старшие садху, мы должны уважительно подождать, когда они первые начнут есть, и только тогда следует начинать есть самим (если от них до этого не было других указаний).

14. После того, как вы уже начали принимать прасад, не желательно больше ни к чему прикасаться правой рукой.

15 После того как все в семье или ашраме поели, если ещё остался прасад, его можно сохранить до следующего принятия или кому-нибудь раздать.

16 Нельзя выбрасывать прасад. В самом крайнем случае, остатки прасада можно скормить животным или рыбам в реке (кошкам, собакам и т. д.).

17 Прасад следует принимать в умеренных количествах и предпочтительнее в установленное время дня.

18 Поев, следует вставать тогда, когда все закончат есть (за исключением случаев, когда есть разрешение присутствующих старших садху).

19 Не следует принимать прасад на виду у не садху, т. е. идя по улице, в людных местах, если это не специальные места для еды. (Это не касается правил для неосвященной еды). Насколько возможно, прасад следует принимать либо в уединённом месте, либо там, где принимают прасад другие садху.

20 Закончив принимать прасад, если нет специально назначенных для этого людей, необходимо вымыть или протереть то место, на котором вы сидели, а также ополоснуть руки, рот.

21. Если прием прасада делается в алтарной комнате, то алтарь на это время закрывается.

И сердце и ум садху-повара также должны быть в идеальной чистоте.

1. Кухня - как считается это продолжение алтаря, т. к. всё, что там готовится, будет предлагаться Божествам Древа Прибежища и святым. На кухне стараниями поваров обычная еда становится прасадом, поэтому, что бы человек ни делал на кухне, нужно делать это внимательно и с почтением к Божественным энергиям.

2. Там, где Божества формально установлены, например, в храме, ожидаются довольно высокие и строгие стандарты. По отношению же к домашним Божествам, для которых невозможно поддерживать строгие правила, могут быть быть сделаны упрощения.

Например, существует традиционное правило, что нельзя есть на кухне или перед Божествами. Однако, во многих домах алтарь, кухня и обеденный стол находятся в одной комнате, поэтому может оказаться невозможным соблюдать вышеупомянутое правило.

3. Тем не менее, практикующие домохозяева должны держать в уме идеальный стандарт и стараться подойти к нему как можно ближе, насколько это возможно в их ситуации. Нужно всегда помнить, что мы готовим для Божественных сил. Чем тщательнее человек относится к этим маленьким правилам, тем в большей степени он может осознать, что он готовит не для себя, а для Бога и святых.

4. На кухне можно носить только чистую, неоскверненную одежду. Нельзя приходить в одежде, в которой вы были на улице или в туалете.

5. Ногти поваров должны быть чистыми и подстриженными.

При входе на кухню нужно вымыть руки перед тем, как начать готовить.

В ашраме, перед тем как начать готовить, необходимо принять омовение. Дома предпочтительнее делать то же самое.

6. На кухне нельзя класть ничего в рот. Не следует полоскать рот над кухонной раковиной. Также нельзя пробовать приготовленное.

7. На кухне нежелательно есть и пить. Если же это неизбежно, занавеску перед Божествами следует опускать.

8. Посуду, в которой готовится еда для Божеств, в особенности, те тарелки и чашки, в которых она предлагается, следует хранить и мыть отдельно от тарелок, чашек и стаканов, из которых едят и пьют члены семьи.

9. Если у человека инфекционное заболевание, то он не должен работать на кухне, иначе он может осквернить еду и посуду.

10. Если человек прикоснётся к полу, к мусорному ведру или к нижней части своего тела, то он должен вымыть руки.

11. На кухне не должно быть пустословия, ненужных разговоров.

12. Кухонный стол, плиту, раковину и т. д. нужно мыть до и после приготовления пищи.

14. Любую вещь, упавшую на пол, нельзя сразу класть на стол. Если овощ падает на пол, его можно помыть и затем использовать. Если он коснулся чьих-либо стоп, его нужно выбросить.

15. Нельзя заходить на кухню после туалета, не совершив омовения.

16. Садху должны быть очень внимательными, чтобы в подношение не попало никаких волос и не осквернило его.

В этом отношении должна быть проявлена абсолютная предусмотрительность.

Во время приготовления пищи садху-повара должны держать свои волосы тщательно завязанными и покрытыми чем-либо сверху.

(по материалам наставлений гуру)

В индийской ведической традиции есть практика освящения пищи. Освященной становится пища, предложенная Богу. Она благотворно влияет на здоровье человека и помогает очистить сознание.

Согласно Ведам, приготовление еды — одна из важнейших обязанностей женщины, и она должна знать, как с помощью пищи можно влиять на здоровье тела и разума. Считается, что еда питает не только физическое, но и психическое тело человека. Она должна быть наполнена любовью. А поскольку источник любви — это Бог, принято предлагать пищу Богу. Делается это в знак благодарности Ему за то, что Он заботится о нас и служит нам. Такая предложенная пища называется «прасад».

Приготовление и предложения прасада — это один из видов жертвоприношений, и очень важно понять его смысл. Мы предлагаем пищу не потому, что Бог нуждается в ней, а потому, что Он сам в «Бхагавад-Гите» объяснил, что для нас это способ обретения отношений с Ним. Веды говорят, что смысл жизни человека в материальном мире — восстановить потерянные отношения с Богом, вспомнить о Нем, полюбить Его и научиться бескорыстно служить Ему. Сложно любить того, кого не знаешь. И вот как раз для того, чтобы сблизиться с Богом, почувствовать связь с Ним, мы начинаем готовить для Него еду.

Ритуал предложения пищи Богу может соблюдаться последователями любой религии. В любой вере есть практика освящения пищи с помощью молитв, принесение пищи в храм для освящения. Ведическая традиция просто более детально описывает этот ритуал и предлагает совершать его дома каждому, при каждом приготовлении пищи.

Пища предлагается следующим образом.

Приготовьте блюдо. Оно может быть любым, главное, чтобы в составе не было мяса, рыбы, яиц. Во время приготовления пищу не пробуют, считается, что первым ее должен попробовать Бог. Готовьте в хорошем настроении, сосредоточьтесь на Боге, читайте про себя молитву или мантру. Наденьте чистую одежду, волосы заплетите или спрячьте под косынку Еще лучше — полностью омыться перед приготовлением еды, как минимум — вымыть ноги, руки, лицо, промыть глаза и прополоскать рот. Во время приготовления держите кухонные поверхности чистыми. Если вам пришлось дотронуться до мусорного ведра или до животных — вымойте руки.

Когда блюдо будет готово, положите немного на маленькую тарелочку, приготовленную специально для этой цели, и поставьте ее на алтарь рядом с изображением Бога. Это может быть не только изображение Кришны, но и образ Святой Троицы или Иисуса Христа, можно предлагать пищу святым. Прочитайте мантру «Харе Кришна» или любую другую молитву, прося Бога принять эту пищу, поблагодарите Его. Через 5−10 минут выложите пищу обратно в кастрюлю, где она готовилась, и разложите в тарелки уже для тех, кто будет кушать. Предложенная пища насыщается энергией Бога, приобретает необыкновенный вкус и силу менять сознание тех, кто ее ест. После предложения, вымойте сначала ту посуду, в которой был предложен прасад, и лишь затем приступайте к еде.

Прасад нельзя выбрасывать, остатки нужно либо доесть самим, либо отдать животным.

В «Бхагавад-Гите» Господь сказал, что с радостью примет любое подношение, сделанное Ему с любовью. Поэтому в процессе приготовления прасада самое главное — помнить о Боге, с любовью готовить для Него. Даже если вам трудно выполнять все описанные выше требования, все равно предлагайте пищу. Нет возможности вымыться полностью — просто помойте руки, нет возможности поставить пищу на алтарь — предложите ее Богу в уме. Ваша искренность важнее ритуалов.

Подробнее о ведической практике предложения пищи вы можете прочитать в книгах «