Что стало результатом реформы 1861 года

Крестьянская реформа 1861 г., отменившая крепостное право, положила начало капиталистической формации в стране.

Основной причиной крестьянской реформы явился кризис феодально–крепостнической системы. Крымская война 1853–1856гг. обнаружила гнилость и бессилие крепостной России. Вобстановке крестьянских волнений, особенно усилившихся во время войны, царизм пошел на отмену крепостного права.

В январе 1857г. был образован Секретный комитет под председательством императора АлександраII "для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян", который в начале 1858г. был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу. Тогда же были образованы и губернские комитеты, которые занялись разработкой проектов крестьянской реформы, рассматриваемых Редакционными комиссиями.

19 февраля 1861г. в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и "Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости", состоящие из 17законодательных актов.

Основной акт – "Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" – содержал главные условия крестьянской реформы:

1. крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом;

2. помещики сохраняли собственность на все принадлежащие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам "усадебную оседлость" и полевой надел "для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей перед правительством и помещиком";

3. крестьяне за пользование надельной землей должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от нее в течение 9 лет. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861г., которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками;

–крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и, по соглашению с помещиком, полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.

"Общее положение" определяло структуру, права и обязанности органов крестьянского общественного (сельского и волостного) управления и суда.

В 4 "Местных положениях" определялись размеры земельных наделов и повинностей крестьян за пользование ими в 44губерниях Европейской России. Первое из них – "Великороссийское", для 29великороссийских, 3новороссийских (Екатеринославская, Таврическая и Херсонская), 2белорусских (Могилевская и часть Витебской) и части Харьковской губерний. Вся эта территория делилась на три полосы (нечерноземную, черноземную и степную), каждая из которых состояла из "местностей".


В первых двух полосах устанавливались в зависимости от "местности" высший (от 3 до 7десятин; от 2 с 3/4 до 6 десятин) и низший (1/3 высшего) размеры душевных налогов. Для степной определялся один "указный" надел (в великороссийских губерниях от 6 до 12десятин; в новороссийских, от 3 до 6 1/5 десятин). Размер казенной десятины был определен 1,09 га.

Надельная земля предоставлялась "сельскому обществу", т.е. общине, по числу душ (только мужских) к моменту составления уставных грамот, имевших право на надел.

От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19февраля 1861г., могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной "местности", или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 земли имения. Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела.

При наличии в пользовании крестьян наделов менее низшего размера помещик обязан был прирезать недостающую землю или снизить повинности. За высший душевный надел устанавливался оброк от 8до 12рублей в год или барщина – 40мужских и 30женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально.

Остальные "Местные положения" в основном повторяли "Великороссийское", но с учетом специфики своих районов.

Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8"Дополнительными правилами": "Обустройстве крестьян, водворенных в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам"; "Оприписных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов"; "Окрестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах"; "Окрестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках"; "Окрестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского"; "Окрестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии"; "Окрестьянах и дворовых людях в Сибири"; "Олюдях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области".

Манифест и "Положения" были обнародованы 5марта в Москве и с 7марта по 2апреля – в Петербурге. Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство предприняло ряд мер предосторожности: произвело передислокацию войск, командировало на места лиц императорской свиты, издало обращение Синода и т.д. Однако крестьяне, недовольные кабальными условиями реформы, ответили на нее массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское и Кандеевское выступления крестьян 1861г.

На 1января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60% грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала ее рыночную стоимость в то время, в отдельных районах –

в 2–3раза. Вомногих районах крестьяне добивались получения дарственных наделов, сокращая тем самым надельное землепользование: в Саратовской губернии на 42,4%, Самарской – 41,3%, Полтавской – 37,4%, Екатеринославской – на 37,3% и т.д. Отрезанные помещиками земли являлись средством закабаления крестьян, так как они были жизненно необходимы крестьянскому хозяйству: водопой, выгон, сенокос и пр.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий, 28 декабря 1881г. был издан закон об обязательном выкупе с 1 января 1883 г., перевод на который завершился к 1895г. Всего к 1 января 1895 г. было утверждено 124тыс.выкупных сделок, по которым перешло на выкуп 9,159тыс.душ в районах с общинным и 110тыс.домохозяев в районах с подворным земледелием. Около 80% выкупных сделок были обязательными.

В итоге крестьянской реформы (по сведениям 1878г.) в губерниях Европейской России 9860тыс.душ крестьян получали в надел 33728тыс.десятин земли (в среднем на душу 3,4десятины). У115тыс. помещиков осталось 69млн.десятин (в среднем по 600десятин на владельца).

Как выглядели эти "средние" показатели через 3,5десятилетия? Политическая и экономическая власть царя опиралась на дворян и помещиков. По переписи 1897г. в России было 1 млн.220 тыс.потомственных дворян и более 600 тыс.личных дворян, которым дворянский титул давался, но по наследству не передавался. Все они были владельцами земельных наделов.

Из них: около 60 тыс. – мелкопоместные дворяне, имели по 100 десятин; 25,5 тыс. – среднепоместные, имели от 100 до 500 десятин; 8 тыс. крупных дворян, имевших от 500 до 1000десятин: 6,5 тыс. – крупнейших дворян, имевших от 1000 до 5000 десятин.

Вместе с тем, в России были 102 семьи: князья Юсуповы, Голицыны, Долгоруковы, графы Бобринские, Орловы и др., владения которых составляли более 50 тыс.десятин, то есть около 30% помещичьего земельного фонда России.

Наиболее крупным собственником в России был царь НиколайI I. Ему принадлежали громадные массивы так называемых кабинетных и удельных земель. Там добывалось золото, серебро, свинец, медь, лес. Значительную часть угодий он сдавал в аренду. Управляло имуществом царя особое министерство императорского двора.

Заполняя опросный лист для переписи, Николай II в графе о профессии написал: "Хозяин земли русской".

Что касается крестьян, то средний надел крестьянской семьи, по данным переписи, составил 7,5десятин.

Значение крестьянской реформы 1861 г. состояло в том, что она отменила феодальную собственность на работников и создала рынок дешевой рабочей силы. Крестьяне объявлялись лично свободными, то есть имели право покупать на свое имя землю, дома, заключать различные сделки. В основе реформы лежал принцип постепенности: в течение двух лет должны были быть составлены уставные грамоты, определявшие конкретные условия освобождения крестьян, затем крестьяне переводились на положение "временнообязанных" до момента перехода на выкуп и в последующий 49–летний период выплачивавшим долг государству, купившему землю для крестьян у помещиков. Только после этого земельные наделы должны стать полной собственностью крестьян.

За освобождение крестьян от крепостной зависимости император Александр II был назван народом «ОСВОБОДИТЕЛЕМ». Судите сами, чего здесь было больше – правды или лицемерия? Отметим, что из общего числа крестьянских волнений, произошедших по всей стране в 1857–1861гг., 1340 из 2165 (62%) выступлений пришлось на время после объявления реформы 1861года.

Таким образом, крестьянская реформа 1861г. была проводимой крепостниками буржуазной реформой. Это был шаг по пути превращения России в буржуазную монархию. Однако крестьянская реформа не решила социально–экономических противоречий в России, сохранила помещичье землевладение и ряд других феодально–крепостнических пережитков, привела к дальнейшему обострению классовой борьбы, послужила одной из основных причин социального взрыва 1905–1907гг. XXвека.

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 года - система законодательных актов, в результате которых в Российской империи отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление.

Кестьянская реформа - клю-че-вое зве-но т. н. Ве-ли-ких ре-форм 1860-1870-х годов. Со-ци-аль-но-эко-но-мические и об-ще-ст-вен-но-по-ли-тические пред-по-сыл-ки ре-фор-мы, а так-же осоз-на-ние не-об-хо-ди-мо-сти её про-ве-де-ния скла-ды-ва-лись по-сте-пен-но (в ис-то-рио-гра-фии при-ня-то счи-тать, что не-по-сред-ст-вен-ным по-во-дом к про-ве-де-нию Кестьянской реформы ста-ло по-ра-же-ние Рос-сии в Крым-ской вой-не 1853-1856 годов). Идея от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва раз-раба-ты-ва-лась в Сек-рет-ных ко-ми-те-тах (пер-вый уч-ре-ж-дён в 1826 году), два из ко-торых (в 1846 и 1848 годах) воз-глав-лял на-след-ник пре-сто-ла великий князь Алек-сандр Ни-колае-вич (бу-ду-щий император Алек-сандр II).

Под-го-тов-ка ре-фор-мы.

Впер-вые о не-об-хо-ди-мо-сти аг-рар-ных пре-об-ра-зо-ва-ний император Алек-сандр II от-кры-то зая-вил в сво-ей ре-чи пе-ред пред-ста-вите-ля-ми дво-рян-ст-ва Мо-с-ков-ской губернии 30.3(11.4).1856 года. По его сло-вам, «луч-ше на-чать унич-то-жать кре-по-ст-ное пра-во свер-ху, не-же-ли ожи-дать вре-ме-ни, ко-гда оно нач-нёт са-мо унич-то-жать-ся сни-зу». В 1857 году Алек-сандр II воз-гла-вил по-след-ний Сек-рет-ный к-т по кре-сть-ян-ско-му де-лу [об-ра-зо-ван 3(15) января; пре-об-ра-зо-ван императорским ука-зом от 21.2(5.3).1858 года в Глав-ный ко-ми-тет по кре-сть-ян-ско-му де-лу; в от-сут-ст-вие им-пе-ра-то-ра воз-глав-лял-ся А.Ф. Ор-ло-вым, с 25.9(7.10).1860 года - великим князем Кон-стан-ти-ном Ни-ко-лае-ви-чем]. При под-го-тов-ке и про-ве-де-нии Кестьянской реформы император Алек-сандр II опи-рал-ся на груп-пу «ли-бе-ральных бю-ро-кра-тов», ко-то-рым по-кро-ви-тель-ст-во-ва-ли великий князь Кон-стан-тин Ни-ко-лае-вич и великая княжна Еле-на Пав-лов-на, пре-дос-та-вив-шая им-пе-ра-то-ру в октябре 1856 года про-ект ос-во-бо-ж-де-ния кре-сть-ян в её име-нии Кар-лов-ка в Пол-тав-ской губернии, спе-ци-аль-но раз-ра-бо-тан-ный Н.А. Ми-лю-ти-ным.

В октябре 1857 года им-пе-ра-то-ром был по-лу-чен все-под-дан-ней-ший ад-рес от дво-рян-ст-ва 3 северо-западных гу-бер-ний (Ви-лен-ской, Грод-нен-ской и Ко-вен-ской) с прось-бой от-ме-нить кре-по-ст-ное пра-во при ус-ло-вии со-хра-не-ния всей зе-мель-ной соб-ст-вен-но-сти за по-ме-щи-ка-ми. В от-вет был на-прав-лен Вы-со-чай-ший ре-ск-рипт от 20.11(2.12).1857года на имя ви-лен-ско-го, ко-вен-ско-го и грод-нен-ско-го генерал-гу-бер-на-то-ра В.И. На-зи-мо-ва (ак-тив-но-го сто-рон-ни-ка Кестьянской реформы), в ко-то-ром из-ла-га-лась пер-вая пра-ви-тельственная про-грам-ма ре-фор-мы - лич-ное ос-во-бо-ж-де-ние кре-сть-ян, их пра-во поль-зо-вать-ся зем-лёй за по-вин-но-сти. Ре-ск-рипт но-сил ло-каль-ный ха-рак-тер, од-на-ко его со-дер-жа-ние сра-зу же бы-ло офи-ци-аль-но пре-да-но глас-но-сти: текст ра-зо-слан всем гу-бер-на-то-рам и гу-берн-ским пред-во-ди-те-лям дво-рян-ст-ва для оз-на-ком-ле-ния и опуб-ли-ко-ван в газете «Le Nord» (Брюс-сель), спе-ци-аль-но соз-дан-ной по ини-циа-ти-ве МВД , и в «Жур-на-ле Ми-ни-стер-ст-ва внут-рен-них дел». Ана-ло-гич-ный ре-ск-рипт на-прав-лен санкт-пе-тербургскому генерал-гу-бер-на-то-ру П.Н. Иг-нать-е-ву . По-сле это-го пра-ви-тель-ст-вом ини-ции-ро-ва-ны ад-ре-са от дво-рян-ст-ва ос-таль-ных ев-ропейских гу-бер-ний Рос-сии, в от-вет на них да-ны ре-ск-рип-ты губер-на-то-рам (по об-раз-цу ре-ск-рип-тов На-зи-мо-ву и Иг-нать-е-ву). К об-су-ж-де-нию во-про-сов пра-ви-тельственной по-ли-ти-ки впер-вые бы-ли при-вле-че-ны ши-ро-кие кру-ги дво-рян-ст-ва: от-кры-ты 46 гу-берн-ских ко-ми-те-тов по кре-сть-ян-ско-му де-лу (1858-1859 годы) и две Об-щие ко-мис-сии для северо-западных и юго-западных гу-бер-ний, ко-то-рые долж-ны бы-ли раз-ра-бо-тать свои про-ек-ты ре-фор-мы. В гу-берн-ских ко-ми-те-тах сло-жились два про-ти-восто-яв-ших ла-ге-ря по-ме-щи-ков: кон-сер-ва-тив-ное боль-шин-ст-во (И.В. Га-га-рин, Д.Н. Шид-лов-ский, П.П. Шу-ва-лов и др.; от-стаи-ва-ло пра-во по-ме-щи-ков на зем-лю и вот-чин-ную власть) и ли-бе-раль-ное мень-шин-ст-во (А.И. Ко-ше-лёв, А.М. Ун-ков-ский, В.А. Чер-кас-ский, А Г. Шре-тер и др.; вы-сту-па-ло за уп-разд-не-ние вот-чин-ной вла-сти и вы-куп кре-сть-я-на-ми на-дель-ной зем-ли в соб-ст-вен-ность).

Раз-ра-бот-ка ре-фор-мы.

Императором Алек-сан-дром II 18(30).10.1858 года бы-ли да-ны «ру-ко-во-дя-щие ос-но-вы» для раз-ра-бот-ки ре-фор-мы - за-щи-та ин-те-ре-сов по-ме-щи-ков при без-ус-лов-ном «улуч-ше-нии бы-та кре-сть-ян» и со-хра-не-нии не-зыб-ле-мо-сти вла-сти. Это по-мог-ло ли-бе-раль-но-му мень-шин-ст-ву в гу-берн-ских ко-ми-те-тах одер-жать верх. Главным комитетом 4(16).12.1858 года бы-ла при-ня-та но-вая пра-ви-тельственная про-грам-ма от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва, ко-то-рая пре-ду-смат-ри-ва-ла вы-куп на-дель-ной зем-ли кре-сть-я-на-ми в соб-ст-вен-ность, ли-к-ви-да-цию вот-чин-ной вла-сти по-ме-щи-ков и соз-да-ние ор-га-нов кре-сть-ян-ско-го об-щественного са-мо-управ-ле-ния. Для рас-смот-рения про-ек-тов гу-берн-ских ко-ми-те-тов 4(16).3.1859 года бы-ло соз-да-но но-вое вне-ве-дом-ст-вен-ное уч-ре-ж-де-ние - Ре-дак-ци-он-ные ко-мис-сии из пред-ста-ви-те-лей бю-ро-кра-тии и об-щественных дея-те-лей (председатель - Я.И. Рос-тов-цев, с 1860 года - В.Н. Па-нин), боль-шин-ст-во ко-то-рых яв-ля-лись сто-рон-ни-ка-ми ли-бе-раль-ных про-ек-тов ре-фор-мы. Их об-ще-при-знан-ным ли-де-ром был Н.А. Ми-лю-тин, имен-но его про-ект ос-во-бо-ж-де-ния кре-сть-ян с зем-лёй за вы-куп вы-дви-нут в ка-че-ст-ве еди-но-го пред-ло-же-ния пред-ста-ви-те-ля-ми ли-бе-раль-ной бю-ро-кра-тии. Он по-слу-жил ос-но-вой официальной мо-де-ли для об-ще-рос-сий-ско-го за-ко-но-да-тель-ст-ва. В об-су-ж-де-нии про-ек-та ре-фор-мы в Ре-дак-ци-он-ных ко-мис-си-ях уча-ст-вова-ли пред-ста-ви-те-ли гу-берн-ских ко-ми-те-тов (по 2 от ка-ж-до-го ко-ми-те-та). Они под-верг-ли кри-ти-ке раз-ра-бо-тан-ный Ре-дакционными ко-мис-сия-ми про-ект, но его основные на-ча-ла ос-та-лись без из-ме-не-ний. К сентябрю 1859 года под-го-тов-лен окон-ча-тель-ный про-ект Ре-дакционных ко-мис-сий. Он был при-нят Главным комитетом по кре-сть-ян-ско-му де-лу и 28.1(9.2).1861 года пе-ре-дан в Государственный со-вет, где он ут-вер-ждён под на-жи-мом императора Алек-сан-д-ра II и великого князя Кон-стан-ти-на Ни-ко-лае-ви-ча.

Про-ве-де-ние ре-фор-мы.

Император Алек-сандр II 19.2(3.3).1861 года, в день 6-й го-дов-щи-ны сво-его пре-бы-ва-ния на пре-сто-ле, под-пи-сал Ма-ни-фест об от-ме-не кре-по-ст-но-го пра-ва [«О все-ми-ло-сти-вей-шем да-ро-ва-нии кре-пост-ным лю-дям прав со-стоя-ния сво-бод-ных сель-ских обы-ва-те-лей»; об-на-ро-до-ван 5(17).3.1861 года], «Об-щее по-ло-же-ние о кре-сть-я-нах, вы-шед-ших из кре-по-ст-ной за-ви-си-мо-сти» и 17 до-пол-нительных до-ку-мен-тов. Со-глас-но им, по-ме-щи-чьи кре-сть-я-не (око-ло по-ло-ви-ны все-го российского кре-сть-ян-ст-ва) по-лу-ча-ли лич-ную сво-бо-ду и пра-во рас-по-ря-жать-ся сво-им иму-ще-ст-вом. По-ме-щи-ки со-хра-ня-ли соб-ст-вен-ность на всю при-над-ле-жав-шую им зем-лю, но бы-ли обя-за-ны пре-дос-та-вить кре-сть-я-нам усадь-бу за вы-куп (смотри Вы-куп-ная опе-ра-ция), а так-же по-ле-вой на-дел в по-сто-ян-ное поль-зо-ва-ние (от-ка-зать-ся от не-го кре-сть-я-не не име-ли пра-ва в те-че-ние 9 лет). За поль-зо-ва-ние зем-лёй кре-сть-я-не от-бы-ва-ли бар-щи-ну или пла-ти-ли об-рок. Раз-ме-ры по-ле-во-го на-де-ла и по-вин-но-стей долж-ны бы-ли фик-си-ро-вать-ся в ус-тав-ных гра-мо-тах, для со-став-ле-ния ко-то-рых от-во-дил-ся двух-лет-ний срок. Со-став-ле-ние ус-тав-ных гра-мот по-ру-ча-лось по-ме-щи-кам, их про-вер-ка - ми-ро-вым по-сред-ни-кам. Кре-сть-я-не име-ли пра-во вы-ку-пить по-ле-вой на-дел по тре-бо-ва-нию по-ме-щи-ка или по со-гла-ше-нию с ним. Кре-сть-я-не, вы-ку-пив-шие свои зем-ли, на-зы-ва-лись кре-сть-я-на-ми-соб-ст-вен-ни-ка-ми, не пе-ре-шед-шие на вы-куп, - вре-мен-но-обя-зан-ны-ми кре-сть-я-на-ми. Кре-сть-я-не мог-ли пе-рей-ти на дар-ст-вен-ный на-дел (1/4 от по-ло-жен-но-го, но без вы-ку-па), в этом слу-чае они на-зы-ва-лись кре-сть-я-на-ми-дар-ст-вен-ни-ка-ми. Многие кре-сть-я-не так и по-сту-па-ли, т. к. стои-мость зем-ли по вы-ку-пу фак-ти-че-ски пре-вы-ша-ла её дей-ст-вительную це-ну. Кре-сть-ян-ская об-щи-на со-хра-ня-лась. На-дель-ная зем-ля пе-ре-да-ва-лась кре-сть-я-нам на пра-вах об-щин-но-го поль-зо-ва-ния, а по-сле вы-ку-па - об-щин-ной соб-ст-вен-но-сти.

В 4 «Ме-ст-ных по-ло-же-ни-ях» оп-ре-де-ля-лись раз-ме-ры зе-мель-ных на-де-лов и по-вин-но-стей за поль-зо-ва-ние ими в 44 губер-ни-ях Ев-ропейской Рос-сии. «Ме-ст-ное по-ло-же-ние о по-зе-мель-ном уст-рой-ст-ве кре-сть-ян... в гу-бер-ни-ях: Ве-ли-ко-рос-сий-ских, Но-во-рос-сий-ских и Бе-ло-рус-ских» рас-про-стра-ня-лось на 29 ве-ли-ко-рус-ских гу-бер-ний, 3 но-во-рос-сий-ские (Ека-те-ри-но-слав-скую, Тав-ри-че-скую, Хер-сон-скую), 2 бе-ло-рус-ские (Мо-ги-лёв-скую, часть Ви-теб-ской) гу-бер-нии и на часть Харь-ковской губернии. Раз-ме-ры ду-ше-во-го на-де-ла оп-ре-де-ля-лись в за-ви-си-мо-сти от по-лос (не-чер-но-зём-ной, чер-но-зём-ной, степ-ной). В не-чер-но-зём-ной по-ло-се выс-ший раз-мер ду-ше-во-го на-де-ла со-став-лял от 3 до 7 десятин (от 3,3 до 7,6 га), низ-ший - 1/3 выс-шего. В чер-но-зём-ной по-ло-се: выс-ший - от 23/4 до 6 десятин (от 2,5 до 6,5 га), низ-ший - ме-нее 1 десятины (1,1 га). В степ-ной по-ло-се: в ве-ли-ко-рус-ских гу-бер-ни-ях - от 6 до 12 десятин (от 6,5 до 13,1 га), в ук-ра-ин-ских - от 3 до 6,5 десятин (от 3,3 до 7,1 га). Ес-ли на-дел был боль-ше выс-ше-го, из-ли-шек мог быть от-ре-зан, ес-ли же мень-ше низ-шей нор-мы, то по-ме-щик обя-зан был при-ре-зать не-дос-таю-щее ко-ли-чест-во зем-ли. Об-рок ус-та-нав-ли-вал-ся от 3 до 12 рублей в год за ду-ше-вой на-дел. Бар-щи-на за выс-ший ду-ше-вой на-дел со-став-ля-ла 40 муж-ских и 30 жен-ских ра-бо-чих дней в год. Ос-таль-ные «Ме-ст-ные по-ло-же-ния» в основном по-вто-ря-ли «Ме-ст-ное по-ло-же-ние о по-зе-мель-ном уст-рой-ст-ве кре-сть-ян … в гу-бер-ни-ях: Ве-ли-ко-рос-сий-ских, Но-во-рос-сий-ских и Бе-ло-рус-ских», но с учё-том спе-ци-фи-ки ка-ж-до-го рай-она. Так, «Ме-ст-ное по-ло-же-ние» для Чер-ни-гов-ской, Пол-тав-ской и час-ти Харь-ков-ской гу-бер-ний, в ко-то-рых от-сут-ст-во-ва-ло об-щин-ное зем-ле-вла-де-ние, пре-ду-смат-ри-ва-ло на-де-ле-ние кре-сть-ян зем-лёй на ос-но-ве на-след-ст-вен-но-се-мей-но-го прин-ци-па. Ка-ж-дая гу-бер-ния под-раз-де-ля-лась на несколько ме-ст-но-стей, для ко-то-рых ус-та-нав-ли-ва-лась выс-шая нор-ма ду-ше-во-го на-де-ла: от 23/4 до 41/2 десятин (от 2,5 до 4,9 га). Низ-шая нор-ма со-став-ля-ла 1/2 выс-шей. По-вин-но-сти на Ле-во-бе-реж-ной Ук-раи-не бы-ли мень-ше, чем в ве-ли-ко-русских гу-бер-ни-ях (об-рок - от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 80 копеек за 1 десятину; бар-щи-на - от 12 до 21 муж-ско-го ра-бо-че-го дня за 1 десятину). «Ме-ст-ное по-ло-же-ние» для 3 гу-бер-ний Пра-во-бе-реж-ной Ук-раи-ны (Ки-ев-ской, Во-лын-ской, По-доль-ской) за-кре-п-ля-ло за кре-сть-я-на-ми всю зем-лю, ко-то-рой они поль-зо-ва-лись по Ин-вен-тар-ным пра-ви-лам 1847-1848 годов. По-вин-но-сти здесь бы-ли нес-коль-ко ни-же, чем на Ле-во-бе-реж-ной Ук-раи-не. По «Ме-ст-но-му по-ло-же-нию» для Ви-лен-ской, Грод-нен-ской, Ро-вен-ской, Мин-ской и час-ти Ви-теб-ской гу-бер-ний за кре-сть-я-на-ми за-кре-п-ля-лась вся зем-ля, ко-то-рой они поль-зо-ва-лись до Кестьянской реформы. По-вин-но-сти оп-ре-де-ля-лись в не-сколь-ко умень-шен-ном раз-ме-ре по срав-не-нию с те-ми, ко-то-рые бы-ли за-фик-си-ро-ва-ны в ин-вен-та-ри-ях име-ний. Под влия-ни-ем Поль-ско-го вос-ста-ния 1863-1864 годов про-изош-ли из-ме-не-ния в ус-ло-ви-ях Кестьянской реформы в западных гу-бер-ни-ях и на Пра-во-бе-реж-ной Ук-раи-не. Здесь вво-дил-ся обя-за-тель-ный вы-куп, вы-куп-ные пла-те-жи умень-ша-лись на 20%, был пе-ре-смот-рен раз-мер кре-сть-ян-ско-го на-де-ла (кре-сть-я-не, ут-ра-тив-шие часть сво-его зем-ле-вла-де-ния в 1857-1861 годах, по-лу-чи-ли свои на-де-лы об-рат-но пол-но-стью, обез-земе-лен-ные рань-ше - час-тич-но). На-де-лы кре-сть-ян по срав-не-нию с ко-ли-че-ст-вом зем-ли, за-фик-си-ро-ван-ным в ус-тав-ных гра-мо-тах, зна-чи-тель-но уве-ли-чи-лись.

Реа-ли-за-ция Кестьянской реформы на-ча-лась с со-став-ле-ния ус-тав-ных гра-мот. Этот про-цесс в основном за-вер-шил-ся к середине 1863 года. Все-го бы-ло со-став-ле-но около 113 тысяч гра-мот (в це-лом от кре-по-ст-ной за-ви-си-мо-сти ос-во-бо-ж-де-но 22,5 миллионов по-ме-щичь-их кре-сть-ян обое-го по-ла).

«По-ло-же-ние об уст-рой-ст-ве дво-ро-вых лю-дей» от 19.2(3.3).1861 года пре-ду-смат-ри-ва-ло ос-во-бо-ж-де-ние без зем-ли, но в те-че-ние 2 лет дво-ро-вые лю-ди ос-та-ва-лись в пол-ной за-ви-си-мо-сти от вла-дель-цев. Осо-бен-но-сти Кестьянской реформы для отдельных ка-те-го-рий кре-сть-ян и спе-ци-фи-че-ских рай-онов оп-ре-де-ля-лись 8 до-пол-ни-тель-ны-ми пра-ви-ла-ми от 19.2(3.3).1861 года («Об уст-рой-ст-ве кре-сть-ян, во-дво-рён-ных в име-ни-ях мел-ко-по-ме-ст-ных вла-дель-цев, и о по-со-бии сим вла-дель-цам», «О при-пи-сан-ных к ча-ст-ным гор-ным за-во-дам лю-дях ве-дом-ст-ва Ми-ни-стер-ст-ва фи-нан-сов» и др.).

Кестьянская реформа кос-ну-лась так-же удель-ных кре-сть-ян, ко-то-рые по ука-зу от 26.6(8.7).1863 года пе-ре-во-ди-лись в раз-ряд кре-сть-ян-соб-ст-вен-ни-ков пу-тём обя-за-тель-но-го вы-ку-па на ус-ло-ви-ях «Об-ще-го по-ло-же-ния...». За-ко-ном от 24.11(6.12).1866 года на-ча-лась ре-фор-ма государственных кре-сть-ян (со-став-ля-ли 45% российского кре-сть-ян-ст-ва, бы-ли лич-но сво-бод-ны). За ни-ми со-хра-ня-лись зем-ли, на-ходив-шие-ся в их поль-зо-ва-нии. По за-ко-ну от 12(24).6.1886 года государственные кре-сть-я-не бы-ли пе-ре-ве-де-ны на вы-куп.

Кре-по-ст-ное пра-во бы-ло от-ме-не-но так-же на национальных ок-раи-нах Российской им-пе-рии: на Кав-ка-зе, в За-кав-ка-зье, в Бес-са-ра-бии. Ус-ло-вия ре-форм в этих мес-тах бы-ли бо-лее тя-жё-лы-ми (вся зем-ля ос-та-ва-лась за по-ме-щи-ка-ми, вы-куп не толь-ко по-ле-во-го на-де-ла, но и усадь-бы за-ви-сел от их во-ли).

Кестьянская реформа 1861 года по-ло-жи-ла на-ча-ло се-рии ре-форм - су-деб-ной ре-фор-ме 1864 года, зем-ской ре-фор-ме 1864 года, во-ен-ным ре-фор-мам 1860-1870-х годов, по-лу-чив-шим название «Ве-ли-кие ре-фор-мы». Они оз-на-ча-ли пе-ре-строй-ку государственной сис-те-мы в це-лом, спо-соб-ст-во-ва-ли раз-ви-тию ка-пи-та-лиз-ма и про-цес-сов мо-дер-ни-за-ции в Рос-сии, соз-да-ние пред-по-сы-лок для пе-ре-хо-да от сос-лов-но-го к гражданскому об-щест-ву. Вос-при-ни-ма-лись боль-шин-ст-вом со-вре-мен-ни-ков как по-во-рот-ный пункт российской ис-то-рии, а император Алек-сандр II во-шёл в ис-то-рию как «царь-ос-во-бо-ди-тель». Вме-сте с тем Кестьянская реформа 1861 года бы-ла под-верг-ну-та кри-ти-ке ре-во-люционными де-мо-кра-та-ми за не-до-с-та-точ-ный, по их мне-нию, раз-мер зе-мель-ных на-де-лов, по-лу-чен-ных кре-сть-я-на-ми.

36.-подготовка и проведение крестьянской реформы 1861г.

Причины отмены крепост-го: была обусловлены политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. 1.Сохранение крепостного права было обусловлено особенностями (природой) российского самодержавия, которое с момента образования Русского государства и укрепления абсолютизма опиралось исключительно на дворянство, а потому должно было учитывать его интересы2. Помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок. 3. Объективно крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны, так как препятствовало складыванию рынка свободной рабочей силы, накоплению капиталов, вложенных в производство, повышению покупательной способности населения и развитию торговли.4. протест самих крестьян и их частые восстания(огарёв) 5. Поражение в Крымской войне продемонстрировало отсталость социально-политической системы страны, и военно тех-кую 6. Требование отмены крепостного права выдвигалось не только радикальными, но и оппозиционными кругами(славянофилы и западники),- Сперанский при Ник.1, и после крымс. Войны выступали сами консерваторы Погодин, кот. решительной критикой самодержавно-крепостнической системы и потребовал ее реформирования. (фёдоров)

18 февраля 1855 г. умер Николай I. на престол Александром II (1855-1881) встала задача проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, в первую очередь крестьянской. О необходимости отмены крепостного права Александром II официально заявил в его речи перед представителями московского дворянства 30 марта 1856 г.-он говорил, что лучше отмену крепостного права провести сверху, чем это придёт снизу.

И началась подготовка реформы.3 января 1857 г. был образован Секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян». Составленный из ярых крепостников, но работу они тормозили. В итоге Алек. 2 поручил генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой о создании комиссий по разработке проекта реформы. В ответ на обращение 20 ноября 1857 г. доследовал указ (рескрипт В.И. Назимову) о создании губернских комитетов «по улучшению быта помещичьих крестьян». С этого момента подготовка крестьянской реформы уже перестала быть секретом, и в феврале 1858 г. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости». В феврале 1859 г. при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии (председатель - Я.И. Ростовцев). Они должны были собирать и обобщать все проекты, разработанные губернскими комитетами.

Подготовка самой реформы проходила при общест-но-полит-м Подъёме в стране- Герцен в Лондоне, и Чернышевский в Питере. – выражали они свои идее в журналах герцен в Колоколе, с 1857г.-он выступал за освобождение крестьян с землёй, Чернышевский «современник». Права, свободу печати, Отношение помещиков к готовящейся реформе было разным, одни- протв, др.- за отмену, но выдвигали свои проекты-помещики чернозёмных губерний предлагали предоставить сразу землю в собственность за выкуп.

В конце августа 1859 г. проект «Положений о крестьянах» Редакционными комиссиями в основном был подготовлен. Затем он под­вергся исправлениям, и только в 1860г. проект был отправлен в Главный комитет где обсуждался он до 14 января1861г., затем поступил в Гос. Совет,но в него были внесены членами гос. Совета исправления о праве помещика предоставить крестьянам в собственность бесплатно четверть высшей нормы надела. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест и «Положения о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости» (они включали в себя 17 законодательных актов), в них было о: личное освобождение крестьян, наделение их землей и выкупная сделка.

Личное освобождение. Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Отныне крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, открывать торговые и промышленые заведения, выступать как юридическое лицо. Он освобождался от личной опеки помещика, без разрешения вступать в брак, поступать на службу,переходить в сословие мещан и купцов. Вместе с тем, личная свобода крестьянина ограничивалась.Положение» сохранило общину, вводило выборное крестьянское самоуправление - сельские и волостные сходы во главе с сельскими старостами и волостными старшинами. Крестьянам предоставлялось право самим распределять между собой предоставленную им в надел землю, раскладывать повинности, определять очередность в отбывании рекрутской повинности.

Крепостное право было отменено сразу, то ликвидация феодальных экономических отношений в деревне растянулась. По закону крестьяне в течение еще двух лет (до 19 февраля 1863 г.) должны были отбывать практически те же повинности, что и при крепостном праве. До перевода крестьян на выкуп они находились на временнообязанном положении, т. е обязаны за предоставленные им наделы по установленным законом нормам нести барщину или платить оброк. Но окончания временнообязанного положения крестьян закон не устанавливал. Выплата крестьянами помещику растянулась на 20 лет.. Только в 1881 г. был издан закон о ликвидации временнообязанного положения крестьян.

Конкретные экономические условия освобождения крестьян (размеры надела и повинностей за него) фиксировались в уставных грамотах, которые в соответствии со статьями закона должны были составить помещики при содействии мировых посредников(назнач-х из помещиков).

Наделы: Закон исходил из принципа признания за помещиком права собственности помещика на всю землю в его имении, в том числе и на крестьянскую надельную. Крестьяне получали землю в пользование, за установленные законом повинности в виде оброка или барщины. При определении норм надела закон учитывал особенности местных природных и экономических условий. В связи с этим вся территория Европейской России была разделена на три полосы - нечерноземную, черноземную и степную, В первых двух устанавливались «высшая» и «низшая» (1/3 «высшей») нормы наделов, а в степной - одна так называемая «указная» норма. Закон предусмотри нал отрезку от надела» если он превышал «высшую» или «указную» нормы, и прирезку, если он не достигал «низшей» нормы. Отрезки стали правилом –отрезали в основном луга, выпасы, кот. Приходилось крестьянину затем арендовать; усложнялось это всё чересполосицей. В черноземной полосе отрезали от 26 до 40 % земли, в нечерноземной - 10 %. В целом по стране крестьяне получили на 20 % земли меньше, чем они обрабатывали до реформы(орлов).

Перевод крестьян на выкуп знаменовал собой полное прекращение феодальных отношений в бывшей помещичьей деревне.Из категории временнообязанных они переходили в разряд «крестьян-собственников». Однако собственниками своих наделов крестьяне могли стать лишь в том случае, если они выплачивали за них всю выкупную сумму.В о снову ее исчисления была положена не рыночная цена земли, а размеры оброка, так что выкупная цена оказалась в 1,5 раза выше.Дело выкупа взяло на себя государство. Оно сразу выплатило помещикам деньгами и ценными бумагами основную часть выкупной суммы.Выкупную сумму с крестьян государство ежегодно в виде «выкупных платежей» взыскивало с самих крестьян. Срок выплаты выкупных платежей был установлен в 49 лет. Все эти гос. Опреации оказались выгодными для казны, т.к. позволило ликвидировать все помещичьи долги(кот. Закладывали крестьян). Обнародование Манифеста и «Положений» 19 февраля 1861 г., содержание которых обмануло надежды крестьян на «полную волю», вызвало взрыв крестьянского протеста весной - летом 1861 г. крестьяне не верили, что это царь разрешил этот закон, и решили, что документы поддельны. Их возмущало, что на 2 года оставляли их в прежнем подчинении помещикам, принуждали исполнять барщину и платить оброки, лишали их части земли, а предоставленные им в пользование наделы объявляли помещичьей собственностью, которую надлежало выкупить у помещика. Всё это привело к восстниям и волнениям в Поволжье, украине, Бездне(казанская губ). Восстания в бездне было кровавым. К осени 1861г. правительсту с помощью воинских подразделений удалось подавить восстания. Но в 1862г.-новая волна выступлений связан. С введением уставных грамот, но с 1863г. кресть-ие движения пошли на убыль.

В 1863г. –завершена начатая в 1858г. аграр. Реформа в удельной деревне(дворцо. Крестьяне), в этом же году-поземельная реформа, из-за кот. Сократились земельные наделы на 3%, с 1863г-65-удельные крестьяне переведены на выкуп.

Гос-ые крестьяне- положене определено законом 1866г. сельские общины сохраняли земли, находившиеся в их пользовании, но не свыше 8 десятин на 1 душу мужского пола. Земля по за­кону 1866 г. признавалась собственностью казны, и выкуп наделов бы произведен только через 20 лет. При этом выкупные платежи возросли по сравнению с прежней оброчной податью на 45%. Однако условия реформы в удельной и государственной деревне были более благоприятными, нежели в помещичьей: наделы у удельных крестьян оказались в полтора раза большими, чем у бывших поме­щичьих, а у государственных - в два раза; несколько.

Помещики тоже понесли потери, реформа ущемляла их экономические интересы: личное освобождение крестьян ликвидировало монополию помещиков на эксплуатацию дарового крестьянского труда, и отдавали они крестьянам в собственность надельную землю.

По мнению фёдорова Крестьянская реформа 1861 г., несмотря на свою непоследовательность и противоречивость, явилась в конечном счете важнейшим историческим актом прогрессивного значения. Освобождение крестьян дало толчок интенсивному росту рынка рабочей силы. Предоставление крестьянам не только имущественных, но и определенных гражданских прав благоприятствовало развитию их сельскохозяйственного и промышленного предпринимательства.

По мнении. Орлова, Григорьева -реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями (помещиками и крестьянами), а также между различными общественно-политическими течениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа 1861 г. не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине XIX - начале XX в. (О влиянии реформы на экономическое и социально-политическое развитие страны во второй половине XIX в. - см. ниже.). Иг: соловьёв, ключевский, погодин

19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была затем претворена в жизнь.

Крестьянский вопрос. Причины реформы.

Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесён в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года:

  • Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на прогнившую систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
  • Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
  • Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
  • Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
  • Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.

Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.

Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
  • В августе 1859 года. правительство стало поочерёдно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
  • Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известнейший консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
  • Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Рис. 3. Крестьянин на одной ноге. Карикатура на реформу 1861 года.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение

Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:

Положительные последствия реформы 1861 года Отрицательные последствия реформы 1861 года
  • Крестьяне становились свободным сословием.
  • Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли.
  • Упразднение крепостного права привело к росту производства.
  • Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков.
  • Активизировалось предпринимательство.
  • В селе по-прежнему сохранялась община.
  • Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат.
  • Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя.
  • Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.
  • Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
  • У крестьян впервые появилось право на землю.
  • С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны.
  • Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.
  • Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.

Что мы узнали?

Реформа 1861 года, изучаемая в 8 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 185.

Отмена крепостного права — центральное событие российской истории XIX в., поскольку оно затронуло интересы широких слоев населения, изменило привычной уклад их жизни, открыло собой« эпоху великих реформ».

Объективно, независимо от тех или иных намерений реформаторов, экономическая суть перемен сводилась к созданию условий для замены крепостного труда, основанного на внеэкономическом принуждении работника, капиталистической эксплуатацией свободного лично, а также в той или иной мере от средств производства, рабочего.

« Манифест 19 февраля 1861 г.», «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретении ими крестьянами в собственность полевых угодий», другие законодательные акты реформы обеспечивали подрыв феодальной собственности на землю, мобилизацию земельной собственности, ее переход к другим сословиям, включая крестьянство, которое наделялось рядом личных и имущественных прав. Реформа создавала правовые основы для развития всероссийского капиталистического рынка: денежного, земельного, рабочей силы. Она способствовала распространению предпринимательства, производительному применению капиталов. Именно эти ее черты, ясно проступившие в экономическом подъеме 70−80-х гг., позволяли историкам сравнивать принятие реформы 1861 г. с наступлением совершеннолетия, за которым следует зрелость.

Однако этот возрастной порог Россия переступала с явным опозданием, о чем убедительно свидетельствовало ее поражение в европейской войне 1853−1856 гг. Более того, шаги в отмеченном направлении делались ею как бы с неохотой, выразившейся в ограниченном характере преобразований: сохранении на длительное время феодально-крепостнических пережитков в виде помещичьего землевладения, временнообязанного состояния крестьян при их политическом бесправии, гражданском неравенстве по сравнению с другими сословиями.

Отчетливо этот противоречивый характер реформы отмены крепостного права отразился при ее проведении в Ярославской губернии. Состоявший из 20 помещиков Губернский комитет по улучшению быта крестьян был создан 1 октября 1858, когда в губернии насчитывалось 3031 помещик, 523 345 крепостных крестьян и 28 072 дворовых. Большинством крестьян владели феодальная аристократия, царские сановники и министры. К их числу следует отнести: князей Гагариных и Голицыных(Ярославский уезд), князя Воронцова(Даниловский уезд), князя Ливена(Любимский уезд), графов Мусиных-Пушкиных(Мологский уезд), у которых насчитывалось свыше 76 тыс. дес. земли, графа Шереметева, которому принадлежало 18,5 тыс. дес. земли в Ростовском уезде и 70,96 тыс. дес. в Угличском уезде. В Ярославской губернии преобладала оброчная система крепостных повинностей, по которой основной доход помещик получал не с земли, а от своего крепостного, отпускавшегося на оброк. Накануне реформы на барщине находилось 9%, на оброке 61% крестьян, остальные(30%) выполняли смешанную повинность.

Крестьяне ожидали от реформы освобождения от обязательных работ на помещика, правом владения пользуемой ими землей, а также наделения не только сельскохозяйственными, но и лесными угодьями. 8 марта 1861 в Ярославле был обнародован Манифест об отмене крепостного права. В результате претворения его в жизнь крестьяне потеряли значительную часть земли в виде отрезков: если при крепостном праве средний надел ярославского крестьянина равнялся 5,2 дес., то после освобождения он сократился до 3,8 дес.

Принудительный характер реформы отразился в том, что уставные грамоты, призванные регулировать новые отношения между бывшим владельцем крепостных и крестьянами, нередко составлялись без участия последних. Такие грамоты носили явно кабальный характер, что приводило к возвращению их мировыми посредниками помещикам для переделки. Согласно уставным грамотам, ярославский крестьянин при выкупе им своего земельного надела должен был платить за 1 десятину земли 41 р. 50 к., тогда как средняя рыночная цена десятины в Ярославской губернии составляла 14 р. 70 к. Эта несправедливость, а также обязательное отбывание повинностей круговой порукой, сокращение земельных наделов(отрезки) вызывали недовольство крестьян, которые нередко отказывались подписывать уставные грамоты, исполнять повинности перед помещиком. Напуганные выступлениями крестьян, помещики вынуждены были для водворения спокойствия даже вызывать воинские команды. Всего менее чем за год после провозглашения« Манифеста 19 февраля 1861 г.» в губернии произошло 46 крестьянских волнений.

Освобождение крестьян в Ярославской губернии вызвало огромные социокультурные последствия и, разрешив ряд проблем, создало новые проблемные узлы в жизни каждого человека и всего общества.